ЖКХ сегодня — цифры и факты

История ЖКХ России: цифры и факты (часть 1: дореволюционное и советское время)

***
Совмином РСФСР принято постановление от 29 июня 1989 года № 235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование».

***
В 1980 году жилищный фонд страны составлял 1,3 млрд. кв. м и был обеспечен водопроводом на 91%, канализацией — на 90%, центральным отоплением — на 87%, ванными и душами — на 83%, газификация достигла 80%.

***
На 1 января 1972 года основные фонды жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оценивались в 27,7% стоимости (в ценах 1955 года) всех основных фондов народного хозяйства страны.

***
В 1971 году Министерство коммунального хозяйства преобразовано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 года.

***
К 1971 году более 93 млн. жителей страны пользовались газом для бытовых целей, за год в стране было газифицировано 3,4 млн. квартир.

***
Нa 1 января 1970 года основные фонды жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания СССР составили 29% стоимости всех основных фондов народного хозяйства страны (в ценах 1955 года). Общая (полезная) площадь городского жилого фонда на конец 1969 года составила 1469 млн. кв. м (в том числе обобществленный фонд — 1014 млн. кв. м), а на одного городского жителя составляла 10,8 кв. м, в 1969 году в СССР на 1000 чел. населения было построено 9,3 квартиры.

***
К началу 1969 года 1714 городов (96%) и 2511 поселков городского типа (63%) имели водопроводы. Общая суточная мощность всех водопроводов превышает 49 млн. куб. м, из них 30 млн. куб. м приходится на долю коммунальных водопроводов.

***
Быстрыми темпами ведется газификация жилого фонда и предприятий городского хозяйства на базе использования природного и сжиженного газа; к концу 1969 года в городах и поселках городского типа насчитывалось около 17 млн. газифицированных квартир (в 5 раз больше, чем в 1960 году). К концу 1968 года городской обобществленный жилой фонд страны был обеспечен канализацией на 68%, центральным отоплением — на 66%, электрическим освещением — почти на 100%.

***
В 1968 году населению на коммунально-бытовые нужды было отпущено около 9 млрд. куб. м воды. Около 6,5 млрд. куб. м воды забирается из поверхностных источников; перед подачей в сеть вода подвергается физико-химической обработке на очистных сооружениях с обязательным доведением ее качества до требований государственного стандарта.

***
За 1966—70 годы свыше 550 городов и рабочих поселков страны получили новые водопроводные и канализационные системы, их сети возросли на 40 тыс. км, было газифицировано более 13 млн. квартир, на 19 тыс. единиц увеличился парк подвижного состава городского электротранспорта.

***
В 1946 г. Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства.

***
За годы Великой Отечественной войны в СССР полностью или частично было разрушено свыше 70 млн. кв. м жилой площади, около 250 водопроводов, 114 канализационных систем, 46 трамвайных и 5 троллейбусных хозяйств, 362 коммунальные электростанции и большое число других предприятий и учреждений городского хозяйства.

***
В мае 1939 г. строительные функций были частично выделены из Наркомата коммунального хозяйства РСФСР и было образовано самостоятельное строительное ведомство СССР. Коммунальное хозяйство продолжало развиваться, превращаясь в одну из самых крупных отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства.

***
Более 150 парков культуры и отдыха насчитывалось в 1934 году в стране в разных городах.

***
Нa Пленуме ЦК ВКП(б) в 1931 году принято решение строить канал Волга—Москва и водохранилища вокруг столицы.

***
В 1931 году был создан аппарат для централизованного управления коммунальным хозяйством РСФСР — Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, главным приоритетом которого стали строительные функции, в то же время происходила ликвидация коммунальных отделов на местах с закрытием подразделений, созданных некогда для «собирания коммун». Коммуны городов также были ликвидированы. В результате территории, жилые здания и деятельность населения оказались отделены друг от друга.

***
В 30-е годы создан и активно работал «Роскоммунбанк», являвшийся уполномоченным банком по жилищно-коммунальному строительству и обслуживанию России. Средний оборот банка составлял 160 млрд. руб. в год.

По состоянию на 1 января 1931 года на долю коммунального хозяйства приходилось 30% основных фондов страны, оценивавшихся в 78 млрд. руб.

***
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года ликвидирован ГУКХ НКВД и образовано Главное управление коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР.

***
В 1928 году в Москве на месте старых свалок создан грандиозный парк — парк культуры и отдыха (ЦПКиО им. М. Горького).

***
За 1923—1925 годы в городах и рабочих поселках городского типа было построено почти 5,5 млн. кв. м жилья. За 1923—1927 годы городское хозяйство было восстановлено до уровня 1913 года.

***
В 1921 году в связи с введением в модель социализма товарно-денежных отношений предпринята попытка восстановить оплату жилья, которая встретила устойчивое нежелание основной массы населения оплачивать текущий ремонт, эксплуатацию и коммунальные услуги. Принято решение, назначив плату чисто символическую, увеличивать ее с каждым годом на 50%, постепенно «приучая» жителей к необходимости этих расходов. Последнее повышение было в 1926 г., а далее с 1927 г. величина квартплаты приобрела ярко выраженный политический оттенок. На протяжении почти всей советской истории взималась только ее часть и производились государственные дотации в жилищную сферу.

***
Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР создано в 1921 году.

***
В 1920 г. В.И. Ленин подписал декрет «Об отмене квартплаты». Ввиду полного обесценивания рубля операции по взиманию денег за жилье и коммунальные услуги перестали себя окупать, и квартплата с рабочих и служащих была отменена. В Москве за период отмены квартплаты обветшало 11,5 тысячи жилых зданий, пришло в полную негодность 6,8 тысячи домов с более чем 40 тысячами квартир.

***
Нa VIII Всероссийском съезде Советов в 1920 году принят первый Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО).

***
В январе 1920 г. по Постановлению I съезда заведующих коммунальными отделами отдел местного хозяйства НКВД реорганизован в коммунальный отдел.

***
Нa VII Всероссийском съезде Советов в 1919 году принят официальный курс на децентрализацию управления городским хозяйством. В качестве административной единицы приняты территориальные общности населения, которым присвоили независимо от размера (губернии, уезды, волости, города, деревни) единое название «коммуна». Их хозяйственная деятельность была обозначена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководившие ими, были названы коммунотделами.

***
В 1919 г. от квартплаты были освобождены семьи красноармейцев.

***
С 1918 г. новая власть начала конфискацию у домовладельцев доходного жилья, приносившего более 750 руб. прибыли в год. Величина квартирной платы устанавливалась по «классовому признаку»: рабочие за квадратный аршин площади платили 10—40 коп., люди свободных профессий — 1—2 руб., нетрудовые элементы — 3—10 руб.

***
Постановлением СНК РСФСР от 17 марта 1918 года Комиссариат по местному самоуправлению был преобразован в отдел местного хозяйства НКВД.

***
Декрет «Об учреждении Комиссариата по местному самоуправлению» для объединения деятельности всех городских и земских учреждений, в распоряжение которого из НКВД было передано Главное управление по делам местного хозяйства, подписан в декабре 1917 года.

***
В ноябре 1917 года в соответствии с Постановлением II съезда Советов в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Начался период централизации управления местным хозяйством.

***
К 1917 году на примерно 800 городов страны приходилось лишь 215 небольших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных.

***
В 1912 г. в Москве проживало около 1 миллиона человек, в том же году была проведена перепись и учтено 24,5 тысячи коечно-коморочных квартир, в которых проживало 313 тысяч человек. 60% городского жилищного фонда не имело электричества, 75% — водопровода, 85% — канализации. Доля жилищного фонда с центральным отоплением составляла около 1%.

***
До революции в Российской империи насчитывалось 866 городов, весь жилищный фонд царской России составлял 150 млн. кв. м. Множество людей жили в ночлежных домах, подвалах, погребах, сараях и землянках.

***
В 1898 году в Москве сооружена первая канализация.

***
Первая станция очистки воды построена в Петербурге в 1888 году.

***
В 1870 году была проведена городская реформа, в соответствии с которой в 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами.

***
Александром II 1 января 1864 года были утверждены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». В ведение земств отдавались: устройство и содержание дорог, школ, больниц, богаделен и приютов, строительство церквей, содержание тюрем и другие.

***
Первая паровая железная дорога в России появилась в 1834 году. Ее построили Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.

***
Горным инженером А. А. Саблуковым в 1832 году впервые в России построен центробежный вентилятор.

***
В 1802 году создается Министерство внутренних дел и государственных имуществ России (МВД) — единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение населения. Все вопросы реальной жизни были переданы Департаментам этого ведомства и его исполнительным органам на местах.

***
Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Строительство было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод. Работы были завершены к 1804 году. Так был учрежден Мытищинский водопровод. А в середине XIX века была построена и первая канализация.

***
Екатерина II, определяя назначение полиции новым термином «благочиние» (однокоренное слову «чиновник»), вводит Полицейский Устав, в котором наряду с функциями, возлагаемыми на полицию указом Петра I, определяются и нравственные качества государственных служащих.

***
Первая «перспективная» дорога, построенная по единым правилам, протяженностью свыше 700 км, соединяющая Москву и Петербург, появилась в России лишь в 1746 году. Специальная инструкция предписывала: «. строить дорогу с крайним радением, следя того как бы казне было безубыточно и в проезде способно и благовременно и впредь прочно».

***
Закладка первого моста через Неву (с его освящением) состоялась 26 июня 1727 года, а 7 июля был подписан именной указ Меньшикову на строительство моста.

***
В 1718 году указом Петра I запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а с 1722 года — и в Москве.

***
При Петре I произошел расцвет садово-паркового искусства, возведенного им в ранг первостепенного государственного дела. В 1710 году при кабинете министров создана специальная садовая контора.

***
Указом Государя Российского Петра Алексеевича от 16 января 1721 года функции «общественного благочиния» были переданы созданной к этому времени российской полиции. Петр I именовал полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывал с полицией понятия «благосостояния населения», «запрещения излишеств в домовых расходах», «учинения добрых домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах».

Строительные вакансии

Российское ЖКХ в цифрах: вчера и сегодня

В своё время Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром». Сегодня эти слова не потеряли своей актуальности. Так, для оценки уровня жизни в стране или динамики развития тех или иных отраслей экономики

В своё время Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром». Сегодня эти слова не потеряли своей актуальности. Так, для оценки уровня жизни в стране или динамики развития тех или иных отраслей экономики сейчас очень часто используется метод численного сравнения. Сравниваются размеры заработной платы и потребительской корзины, прожиточный минимум, демографические показатели, доходы и расходы, различные макроэкономические факторы. Мы же, опираясь на данные Федеральной службы государственной статистики, посмотрим на некоторые тенденции развития российского ЖКХ за последние годы.

Читайте также:  Минстрой России предложил ввести индивидуальный учет тепла

Общий размер жилого фонда

Этот показатель можно считать основополагающим и универсальным для любых сравнений, поскольку лишь в привязке к нему любые цифры обретают свой истинный смысл.

Таблица 1. Площадь жилых помещений в 2008 и 2011 годах

Общая площадь жилых помещений на конец года (тыс. кв. м.)

Площадь аварийного и ветхого жилья (тыс.кв.м.)

Доля аварийного и ветхого жилья (%)

Например, из Таблицы 1 видно, что за 21 год (с 1990 по 2011) общая площадь жилых помещений увеличилась на 40%. При этом до 2008 года наблюдался рост, а потом снижение количества аварийного и ветхого жилья. Это снижение можно связать с началом работы Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2007 году. Однако процесс обновления жилого фонда необходимо форсировать, в противном случае на решение проблемы аварийного жилья у нас уйдет почти 20 лет.

Сколько тепла потребляет весь жилой фонд?

Данные Федеральной службы государственной статистики приведены в Таблице 2.

Таблица 2. Показатели, характеризующие потребление тепла

Отпущено тепловой энергии потребителям (тыс. Гкал)

Потери тепловой энергии (тыс. Гкал)

Число аварий на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях

Число источников теплоснабжения

Несложные расчеты дают следующий результат:

§ отпуск тепловой энергии потребителям за 3 года снизился на 3,5%;

§ при этом абсолютный объем теплопотерь вырос на 9,2%.

Парадокс? Отнюдь. С одной стороны, происходит общее снижение потребления тепла за счет прироста жилого фонда новыми домами с более высокими показателями энергоэффективности, а также за счет частичного расселения ветхого жилья и реализации программ капитального ремонта по программам Фонда содействия реформированию ЖКХ. С другой, учитываемые статистикой потери тепла растут, поскольку приходятся не на жилой сектор, а на теплотрассы, чье состояние продолжает оставаться весьма плачевным. Кстати, именно об этом шла речь на совещаниях правительства минувшей осенью, когда обсуждалась возможность перенаправления части средств коммунального комплекса на восстановление и модернизацию инфраструктуры, в т.ч. тепловых сетей.

Примечательно также, что потери сегодня происходят главным образом в квартальных сетях (то есть на участках, где производится подача тепла непосредственно в дома), и именно они наиболее остро нуждаются в обновлении. Косвенным доказательством этому служит 37%-ное снижение числа аварий на источниках теплоснабжения с 2008 по 2011 год (таблица 2, рисунок 1).

Дело в том, что переход на оплату воды и тепла по приборам учета приводит к тому, что за прорывы и протечки трубопроводов платят сами поставщики коммунальных ресурсов. Как следствие, они внедряют новейшие технологии по предотвращению аварий на теплотрассах и водопроводах. Примером такой технологии является инфракрасное сканирование подземных объектов. Тепловизор может указать место утечки, после чего в ход идут другие диагностические приборы – всевозможные течеискатели и акустические установки.

Не стоит забывать и о тех потерях тепла, которые статистика не учитывает, поскольку потребители оплачивают их из своего кармана. Так, по мнению Антона Белова, заместителя директора теплового отдела компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования, в среднем порядка 40% поданного в дома тепла расходуется вхолостую, т.е. на отопление улицы через открытые форточки. «Применение энергосберегающих решений позволяет избавиться от этих теплопотерь, – говорит специалист. – Проведенные нами испытания показали, что комплексная модернизация отопительных систем жилых зданий позволяет сократить потребление тепла в среднем на 35-45%. Однако для этого нужна полная модернизация: установка на тепловом вводе дома автоматизированного индивидуального теплового пункта с погодозависимым регулированием, балансировка системы отопления по стоякам, а также установка на отопительных приборах в квартирах автоматических радиаторных терморегуляторов и средств поквартирного учета тепла».

Тарифы на коммунальные услуги

По данным РЭК г. Москвы и информационно-аналитического портала Индустрии управления активами фондов, начиная с 2001 года тарифы выросли:

§ на отопление в 7 раз;

§ на горячее водоснабжение в 9 раз;

§ на холодное водоснабжение в 7 раз;

§ на электроэнергию в 5 раз.

На сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы данные по тарифам присутствуют только за период времени с 2010 по 2011 год. Поэтому далее мы будем опираться на этот интервал времени (таблица 3). Вообще, в настоящее время существуют понятия «Тарифы для населения» и «Экономически обоснованные тарифы». Тарифы для населения устанавливаются до полной отмены дотаций.

Таблица 3. Тарифы, установленные для населения в 2010 и 2011 годах

Тариф, установленный для населения на водоотведение (руб.)

Тариф, установленный для населения на газоснабжение сетевым газом (руб.)

Тариф, установленный для населения на горячее водоснабжение (руб.)

Тариф, установленный для населения на холодное водоснабжение (руб.)

Тариф, установленный для населения на отопление (руб.)

Если рассчитать стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, то оказывается, что за период с 2008 по 2010 год сумма платежей увеличилась на 40% (рис. 3). Интересно, что примерно на такую же величину можно сократить расходы на отопление за счет применения энергосберегающего оборудования, о чем уже шла речь выше.

Постоянный рост цен на коммунальные услуги вынуждает жителей задумываться об экономии, а значит, применение индивидуальных приборов учёта и средств автоматизации, подобных описанным выше, в данной ситуации как нельзя кстати. Многие крупные домостроительные комбинаты, учитывая это, начинают постепенно отказываться и от традиционной для нашей страны вертикальной стояковой разводки внутридомовых отопительных систем в пользу горизонтальной поэтажной разводки. Это способствует внедрению современных решений для распределения и учета тепла, ведет к появлению четкой юридической границы раздела учета личного и общедомового теплопотребления. В итоге все это упрощает учет, снижает эксплуатационные расходы и стимулирует к экономии тепла и других коммунальных ресурсов.

Мы сделали срез лишь по некоторым показателям. Однако и этого достаточно, чтобы понять, что реформу ЖКХ следует продолжать и расширять. Здания старой постройки, составляющие основу жилого фонда страны, по-прежнему являются балластом с низкой энергоэффективностью и требуют капитального ремонта. То же самое в полной мере относится и к квартальным тепловым сетям. При этом внедрение современных энергоэффективных технологий позволит нивелировать тот рост цен на коммунальные ресурсы, который мы наблюдаем в последние годы.

Ключевые факты

Компания обеспечивает эффективную поддержку и развитие организаций по всей России на основе долгосрочных сервисных соглашений. Сегодня MAYKOR – это крупнейшая сеть филиалов, квалифицированные сотрудники и мощнейшая ресурсная база в стране.

ТОП-100 крупнейших аутсорсинговых компаний мира, в категории «Лидеры» рейтинга The 2018 Global Outsourcing 100

  • ТОП-З ведущих поставщиков ИТ для розницы, итоги 2017 года
  • В списке ведущих поставщиков ИТ для транспорта, итоги 2017 года
  • В списке крупнейших компаний в российском ИТ-пространстве
  • ТОП-10 крупнейших разработчиков мобильных приложений для бизнеса и госструктур, итоги 2017 года (MAYKOR-GMCS)
  • ТОП-10 крупнейших поставщиков BI-решений в России (MAYKOR-GMCS)

Деловое издание РБК:

  • ТОП-10 ведущих поставщиков ИТ-услуг
  • ТОП-20 ведущих игроков на российском ИТ-рынке

Information Services Group (ISG), одна из ведущих международных компаний в области аналитики и консалтинга:

  • Топ-15 аутсорсеров в регионе EMEA

  • ТОП-5 лидеров ИТ для промышленности России
  • 1-е место по направлению «Управление активами и ТОиР (ЕАМ)»
  • 1-е место по направлению «Управление логистикой (закупки, SCE, SCM, WMS, TMS)»
  • 1-е место по направлению «Управление человеческим капиталом (HRM)»
  • 2-е место по направлению «Управление эффективностью (BI, CPM)»
  • 4-е место по направлению «Корпоративные информационные системы управления (ERP)»
  • 2-е место в категориях «Горнодобывающая промышленность», «Металлургия» и «Производство строительных материалов»
  • 3-е место в категории «Пищевая промышленность»
  • 4-е место в категориях «Машиностроение» и «Химия и нефтехимия»
  • 5-е место в категории «Энергетика»

TAdviser, российское аналитическое агентство:

  • 1 МЕСТО в рейтинге крупнейших поставщиков ИТ-услуг для сектора розничной торговли в России
  • В списке крупнейших ИТ-компаний России, итоги 2017 года
  • Лауреат национальной премии TAdviser IT PRIZE 2018 в номинации «Инновационная сервисная площадка»

Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы:

  • Участник акции «Зеленый офис-2017»

Фундаментом бизнеса MAYKOR является построение доверительных и долгосрочных отношений с партнерами и клиентами. Мы осознаем высокую социальную ответственность и влияние нашей деятельности, в которую вовлечено значительное число людей по всей стране. Мы ставим перед собой амбициозные задачи по расширению масштабов бизнеса и непрерывному повышению качества предоставляемых услуг.

Компания MAYKOR, постоянно развиваясь, успешно работает во всех регионах России. Располагая прочными позициями в своём сегменте рынка и многотысячным штатом персонала, компания имеет возможность оказывать влияние на социальную и экологическую среду в стране. Одним из ключевых и направляющих факторов нашей деятельности стало устойчивое развитие.

Особое внимание в компании уделяется корпоративной социальной ответственности (КСО), внутренним и внешним социальным программам. В формировании и реализации инициатив компания сочетает лучшие мировые практики с российским опытом и сервисной спецификой бизнеса.

В социальных проектах MAYKOR сделал акцент на развитии и поддержании человеческого ресурса – основы нашего бизнеса. С этой целью в компании запущено несколько социальных программ.

Программа «Профессия инженер» направлена на решение задачи дефицита кадров в ИТ-сфере за счет поднятия престижа технических профессий. С одной стороны, задачи программы: развитие персонала, укрепление чувства гордости за свою специальность, повышение лояльности к компании и вовлеченности в трудовую деятельность. С другой стороны, важен рост общего уровня понимания значимости труда в стране, популяризация технических специальностей среди молодежи, привлечение талантливых кадров в компанию. Работа с ВУЗами и колледжами является одной из принципиальных задач при формировании кадрового резерва MAYKOR. Целями партнерства c учебными заведениями являются: повышение уровня образования молодежи в области ИТ, заинтересованности будущих специалистов в дальнейшем профессиональном развитии в индустрии аутсорсинга.

Существенное место в корпоративной культуре MAYKOR занимает развитие корпоративного волонтерства. В компании действуют две волонтерские подпрограммы, охватывающие различные социальные группы: «Доброе будущее вместе с MAYKOR», где компания и сотрудники поддерживают ряд региональных коррекционных детских домов, и «Труд труду», которая заключается в помощи предприятию «Восход» Всероссийского общества слепых. На федеральном уровне проходит 2-3 инициативы в год. Региональные акции, реализуемые филиалами для локальной помощи на местах, проходят до 10 раз в год.

Благотворительность вместо сувениров

MAYKOR участвует в проекте «Благотворительность вместо сувениров», с 2010 года ежегодно направляя часть средств, предназначенных для закупки корпоративных сувениров, на поддержку программ по социальной адаптации подростков и лиц с ограниченными возможностями с целью развития талантов и навыков. Эти учреждения помогают социализации и вовлечения таких лиц в процесс труда.

В 2014 году стартовала новая социальная программа «Здоровая спина». Человеческий потенциал – главная ценность компании, занимающейся предоставлением услуг. Поэтому забота о здоровье наших сотрудников и их близких, развитие физической культуры общества в целом являются важной частью социальной политики компании. Цель данной программы – популяризация здорового образа жизни и спорта, профилактика заболеваний спины. В рамках программы компания поддерживает мероприятия Всероссийской Федерации плавания и ряд спортивно-танцевальных проектов.

В области КСО в компании разработаны и представлены в открытом доступе следующие нормативные документы: «Экологическая и социальная политика», «Политика в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды», «Кодекс корпоративной этики компании MAYKOR». С 2014 года ежегодные итоги в области развития КСО подводятся в Социальном отчете MAYKOR.

Политика в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды 2014

Читайте также:  Школа грамотного потребителя

Руководство. Система управления охраной труда, промышленной безопасностью и охраной окружающей среды 2014

Российское ЖКХ в цифрах: вчера и сегодня

Здания старой постройки, составляющие основу жилого фонда страны, по-прежнему являются «балластом» с низкой энергоэффективностью и требуют капитального ремонта. То же самое относится и к квартальным тепловым сетям. При этом внедрение современных энергоэффективных технологий позволит нивелировать рост цен на коммунальные ресурсы.

Рис. 1. Число аварий на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях

Рис. 2. Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц

Табл. 1. Площадь жилых помещений в 2008 и 2011 годах

Табл. 2. Показатели, характеризующие потребление тепла

Табл. 3. Тарифы, установленные для населения в 2010 и 2011 годах

В свое время Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром». Сегодня эти слова не потеряли своей актуальности. Так, для оценки уровня жизни в стране или динамики развития тех или иных отраслей экономики сейчас очень часто используется метод численного сравнения. Сравниваются размеры заработной платы и потребительской корзины, прожиточный минимум, демографические показатели, доходы и расходы, различные макроэкономические факторы. Опираясь на данные Федеральной службы государственной статистики, посмотрим на некоторые тенденции развития российского ЖКХ за последние годы.

Общий размер жилого фонда

Этот показатель можно считать основополагающим и универсальным для любых сравнений, поскольку лишь в привязке к нему любые цифры обретают свой истинный смысл. Например, из табл. 1 видно, что за 21 год (с 1990 по 2011 годы) общая площадь жилых помещений увеличилась на 40 %. При этом до 2008 года наблюдался рост, а потом снижение количества аварийного и ветхого жилья. Это снижение можно связать с началом работы Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2007 году. Однако процесс обновления жилого фонда необходимо форсировать, в противном случае на решение проблемы аварийного жилья у нас уйдет почти 20 лет.

Сколько тепла потребляет весь фонд?

Данные Федеральной службы государственной статистики приведены в табл. 2. Несложные расчеты дают следующий результат: отпуск тепловой энергии потребителям за три года снизился на 3,5 %; при этом абсолютный объем теплопотерь вырос на 9,2 %. Парадокс? Отнюдь. С одной стороны, происходит общее снижение потребления тепла за счет прироста жилого фонда новыми домами с более высокими показателями энергоэффективности, а также за счет частичного расселения ветхого жилья и реализации программ капитального ремонта по программам Фонда содействия реформированию ЖКХ.

С другой, учитываемые статистикой потери тепла растут, поскольку приходятся не на жилой сектор, а на теплотрассы, чье состояние продолжает оставаться весьма плачевным. Кстати, именно об этом шла речь на совещаниях правительства минувшей осенью, когда обсуждалась возможность перенаправления части средств коммунального комплекса на восстановление и модернизацию инфраструктуры, в том числе тепловых сетей.

Примечательно также, что потери сегодня происходят главным образом в квартальных сетях (то есть на участках, где производится подача тепла непосредственно в дома), и именно они наиболее остро нуждаются в обновлении. Косвенным доказательством этому служит 37 %-е снижение числа аварий на источниках теплоснабжения с 2008 по 2011 годы (табл. 2, рис. 1).

Дело в том, что переход на оплату воды и тепла по приборам учета приводит к тому, что за прорывы и протечки трубопроводов платят сами поставщики коммунальных ресурсов. Как следствие, они внедряют новейшие технологии по предотвращению аварий на теплотрассах и водопроводах. Примером такой технологии является инфракрасное сканирование подземных объектов.

Тепловизор может указать место утечки, после чего в ход идут другие диагностические приборы — всевозможные течеискатели и акустические установки. Не стоит забывать и о тех потерях тепла, которые статистика не учитывает, поскольку потребители оплачивают их из своего кармана. Так, в среднем порядка 40 % поданного в дома тепла расходуется вхолостую, то есть на отопление улицы через открытые форточки.

«Применение энергосберегающих решений позволяет избавиться от этих теплопотерь, — говорит специалист по системам теплоснабжения. — Проведенные нами испытания показали, что комплексная модернизация отопительных систем жилых зданий позволяет сократить потребление тепла в среднем на 35–45 процентов. Однако для этого нужна полная модернизация: установка на тепловом вводе дома автоматизированного индивидуального теплового пункта с погодозависимым регулированием, балансировка системы отопления по стоякам, а также установка на отопительных приборах в квартирах автоматических радиаторных терморегуляторов и средств поквартирного учета тепла».

Тарифы на коммунальные услуги

По данным РЭК города Москвы и информационно-аналитического портала Индустрии управления активами фондов, начиная с 2001 года тарифы выросли: на отопление в семь раз; на горячее водоснабжение в девять; на холодное водоснабжение в семь; на газ в шесть; и на электроэнергию в пять раз. На сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы данные по тарифам присутствуют только за период времени с 2010 по 2011 годы.

Поэтому будем опираться на этот интервал времени (табл. 3). В настоящее время существуют понятия «Тарифы для населения» и «Экономически обоснованные тарифы». Тарифы для населения устанавливаются до полной отмены дотаций. Если рассчитать стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, то оказывается, что за период с 2008 по 2010 годы сумма платежей увеличилась на 40 % (рис. 2).

Интересно, что примерно на такую же величину можно сократить расходы на отопление за счет применения энергосберегающего оборудования, о чем уже шла речь выше. Постоянный рост цен на коммунальные услуги вынуждает жителей задумываться об экономии, а значит, применение индивидуальных приборов учета и средств автоматизации, подобных описанным выше, в данной ситуации как нельзя кстати.

Многие крупные домостроительные комбинаты, учитывая это, начинают постепенно отказываться и от традиционной для нашей страны вертикальной стояковой разводки внутридомовых отопительных систем в пользу горизонтальной поэтажной разводки. Это способствует внедрению современных решений для распределения и учета тепла, ведет к появлению четкой юридической границы раздела учета личного и общедомового теплопотребления.

В итоге все это упрощает учет, снижает эксплуатационные расходы и стимулирует к экономии тепла и других коммунальных ресурсов. Мы сделали срез лишь по некоторым показателям. Однако и этого достаточно, чтобы понять, что реформу ЖКХ следует продолжать и расширять. Здания старой постройки, составляющие основу жилого фонда страны, по-прежнему являются балластом с низкой энергоэффективностью и требуют капитального ремонта.

То же самое в полной мере относится и к квартальным тепловым сетям. При этом внедрение современных энергоэффективных технологий позволит нивелировать тот рост цен на коммунальные ресурсы, который мы наблюдаем в последние годы.

Эксперты ИЭГ – Каким будет ЖКХ через пятнадцать лет? Таким, какие решения мы примем сегодня.

Продолжается работа над стратегией развития ЖКХ до 2035 года, и каким окажется конечная версия документа пока неясно. Хотя сам предварительный текст пока неизвестен, идут весьма горячие споры по поводу различных положений готовящейся программы. Одним из самых спорных разделов является управление многоквартирными домами и проведение в них капитального ремонта. Мнения по этому вопросу подчас настолько противоположны, что это обещает долгие и горячие дискуссии, результат которых трудно предугадать.

На перекрестке двух дорог

Стратегия развития ЖКХ должна действовать до 2035, а значит, она определит судьбу этой отрасли на длительный период. Любопытно, что ее разработка началась во время действия другого концептуального документа, его срок действия завершается в 2020 году.

Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер в связи с этим отмечает, что цели прежнего документа достигнуты лишь частично, и практически все, что в нем написано, остается актуальным и по сей день. В первую очередь это относится к теме формирования ответственного собственника, управлению многоквартирным домом.

В тоже время есть и достижения, жители стали более информированы о ситуации в ЖКХ, они чаще читают Жилищный кодекс, особенно после введения нового порядка проведения капитального ремонта. Более активно заработали Советы собственников, что привело к тому, что УК больше не рискуют в темную приглашать людей для подписания с ними соглашений на обслуживание. По крайней мере, такая тенденция прослеживается в крупных городах. Среди других достижений – сформировался механизм ведения спецсчетов при капитальном ремонте.

Но есть тенденции, которые трудно назвать позитивными, считает Ирина Генцлер. Усилилось административное давление на ЖКХ, стало более жестким регулирование УК. В сфере капремонта обозначился тренд на монополизацию, происходит смещение на управление всеми процессами в ущерб развития в отрасли рыночных отношений. Во многом это происходит по причине слабого спроса со стороны потребителей услуг, а связано это в первую очередь со сложным механизмом по формированию коллективных действий собственников. У нас очень трудно принимать совместные решения. Это ведет к негативным последствиям, подчеркивает Ирина Генцлер. Сегодня отсутствует баланс ответственности за состояние многоквартирного дома между собственниками и УК, акцент смещен в пользу управляющих компаний. В итоге нет настоящей конкуренции цен за предоставляемые услуги. По сути дела, собственники ведут себя не как собственники, а как агрессивные потребители.

В сложившейся ситуации мы стоим на перекрестке двух дорог: либо мы будем развивать рыночные механизмы в ЖКХ, либо усиливать в отрасли административные методы управления.

Кто главный: рынок или государство?

Если мы хотим развивать рыночные механизмы в ЖКХ, то неизбежно должны увеличивать значение собственников в управление МКД. Цель – превращение их в главных игроков на этом рынке. Но для этого следует создавать условия, при которых роль владельцев недвижимости станет неуклонно расти. Нужно создавать условия, при которых они будут способны реализовывать свои права.

Что нужно для этого? В первую очередь должен действовать простой механизм принятия коллективных решений, считает Ирина Генцлер. Для этого следует пересмотреть ряд процедур. Нужно ли при проведении собрания собственников предъявлять доказательства, что его участник является собственником, или достаточно его устного заявления?

Так же нужен независимый архив для хранения протоколов собрания; сейчас они хранятся в госучреждениях. Не неволить всех собственников создавать ТСЖ, а на банковский счет может получать право УК. Большое значение также имеют и способы управления МКД. Тут также много развилок. Одна из них – собственники заключают договор с УК, а оно уже нанимает подрядчиков для выполнения требуемых работ. При другом варианте собственники сами ищут подрядные организации. Ирина Генцлер также полагает, что следует изменить и статус УК. Получаемая ими лицензия должна не открывать доступ на рынок, а только подтверждать профессиональную компетенцию управляющей компании, а разрешать работать должны соответствующие профессиональные бизнес-объединения. Следует вносить коррективы и в механизмы проведения капремонта. Существующая система не позволяет его делать в нужных объемах. Особенно уязвимы дома, перешедшие на спецсчета, такие МКД отсечены от получения кредитных ресурсов. Это ведет к невозможности увеличения количества таких домов.

Нужно совершенствовать эту систему, довести ее до логического конца. Спецсчета должны быть привязаны к дому, а не к юридическому лицу, необходимо также увеличить перечень расходов средств на ремонт и позволить переход МКД со спецсчета в «общий котел», но при этом собственники такого дома обязаны восстановить размер средств на своем счету.

В поисках ответственного собственника

Вопрос об ответственных собственниках возник сразу после начала массовой приватизации жилья. Сейчас он вошел в новую фазу, стал определяющим для дальнейшего пути развития ЖКХ. Но, по словам Олега Рурина, заместителя генерального директора Фонда содействия реформирования ЖКХ, сколько у нас таковых в стране, никто не знает. Но о том, что их немного, говорит небольшое число домов, перешедших на спецсчета. Их могло бы быть и больше, если бы не препятствия и сложности, мешающие переходу на такой режим.

Читайте также:  Предприниматели из Новосибирска помогли школьной учительнице купить квартиру

Почему мы всегда идем своим путем, а не используем мировой опыт, вопрошает Сергей Сиваев, директор направления Корпоративного центра Ростелекома. Вместо того, чтобы создать целостную систему, бесконечно латаем Жилищный кодекс.

Государство обязано искать механизмы поддержки ответственных собственников, вместо этого создаются сложные, не работающие конструкции. В первую очередь это относится к ТСЖ. Его создание сопряжено с большими организационными трудностями, которые только возрастают в процессе его функционирования. Чтобы быть ответственным собственником, нужно совершить массу действий, преодолеть большое число бюрократических препон. А вот в Эстонии все предельно упростили, там по закону каждый дом автоматически признается товариществом собственников, которое вносится в муниципальный реестр. Не надо создавать юрлица, проводить организационные мероприятия, которые в наших условиях часто просто невозможны.

Ставка на качество жизни

Мы пишем стратегию, но зачастую забываем о том, какая главная задача, а это повышение качества жизни, считает Ольга Сердюк, заместитель генерального директора Фонда содействия реформирования ЖКХ. Но качество жизни невозможно улучшать в отрыве от собственников. Это означает, что у них есть как свои права, которые надо защищать, так и свои обязанности, которые они должны выполнять и за которые обязаны нести ответственность. Если проанализировать, что мешает достижению этих целей, все встанет на свои места.

Но у нас все по-другому, если какой-то механизм не работает, тут же придумывается новый. В результате система не достраивается, а постоянно меняется, но лучше от этого не становится.

Взять тот же статус ТСЖ, сегодня он не работает на появление ответственных собственников. А их, кстати, надо защищать не только от государства, но и от безответственных собственников, и государство как раз должно быть на стороне первых против вторых. Но сегодня с безответственным собственником ничего нельзя сделать, а вот ответственный собственник как раз уязвим.

Внутри ответственных собственников также надо менять отношения. ЖК допустил ошибку, сделав акцент на принятие коллективных решений. Нужно предоставить больше возможностей активу, делегировать ему право на принятие решений, считает Дмитрий Гордеев, заместитель директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда». При этом УК должна отвечать за то, что ей поручено, а не так, как сейчас – за все. Вот и получается, что сегодня добросовестное поведение и не поддерживается, и не поощряется – удобней и выгодней быть недобросовестным.

Если система управления домом требует привлечения инвестиций, а сделать при нынешнем хозяйственном механизме это невозможно, такую систему нельзя признать нормальной, констатирует Сергей Сиваев. Никто не жалуется государству, что у него разваливается дача или частный дом, их владельцы понимают свою ответственность за сохранность своей недвижимости. Но если в МКД что-то не в порядке, его жители заваливают органы власти жалобами. Но ведь они являются такими же его собственниками, как владельцы дач и индивидуальных домов. Так почему же они этого не осознают?

Напомним, что 31 июля 2019 года в Фонде «Институт экономики города» состоялся Дискуссионный клуб на тему: «Стратегия развития ЖКХ до 2035 года: управление и капитальный ремонт многоквартирных домов».

В работе Дискуссионного клуба приняли участие представители Фонда содействия формирования ЖКХ, Ассоциации «ЖКХ и городская среда», АНП «Национальный жилищный конгресс», Высшей школы экономики, экспертного сообщества и ведущих профильных СМИ.

Ирина Валентиновна Генцлер, директор направления “Городское хозяйство”, представила участникам предложения Института экономики города к Стратегии развития ЖКХ до 2035 года в части управления и капитального ремонта многоквартирных домов. Затем в свободной дискуссии присутствующие обсудили, насколько достигнуты цели Стратегии развития ЖКХ до 2020 года в этой сфере и каковы должны быть долгосрочные цели.

Правда или миф? 10 фактов об услугах ЖКХ

Тарифы на ЖКУ в 2019 году вырастут в два этапа: на 1,7% с января и 2,4% с июля. На эти услуги тратят деньги практически все жители России — в среднем, согласно недавней оценке Сбербанка, около 11% дохода семьи. Сравни.ру проверил 10 популярных утверждений о ЖКХ и выяснил, какие из них соответствуют действительности.

1. Тариф на электроэнергию не зависит от времени суток.

И да, и нет . Для владельцев обычных счётчиков стоимость электроэнергии действительно не меняется в течение суток. Но если установить многотарифные (или многофазные) счётчики, то стоимость электричества будет повышаться и снижаться в зависимости от времени. Дороже всего расход энергии будет в пиковые зоны (утром и вечером, точное время можно посмотреть в приказе ФАС), дешевле — в ночные.

Устанавливать индивидуальный многофазный счётчик придётся за свой счёт, подчёркивает руководитель проекта по финансовой грамотности «Финшок» Ольга Дайнеко.

2. Поверку счётчиков проводят бесплатно.

Миф . Поверка счётчиков — обязательная процедура, которую нужно проходить раз в 4 – 6 лет (точный срок зависит от типа прибора, который можно посмотреть в паспорте счётчика или квитанции на оплату ЖКУ). Она не относится к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома или коммунальным услугам, поэтому её должны оплачивать сами жители.

Выбирать организацию, проводящую поверку, нужно самостоятельно. Обязательно проверяйте аккредитацию фирмы (это можно сделать на сайте Росаккредитации): мошенники встречаются часто. Редакция Сравни.ру проверила компании, сайты которых попали на первую страницу выдачи Google при запросе «поверка счетчиков Москва», — аккредитации не оказалось у двух из пяти организаций, о них же можно найти отрицательные отзывы в Интернете.

Мошенники также могут навязывать свои услуги по телефону. Будьте бдительны: не соглашайтесь на поверку, если её официальные сроки не подошли — даже если собеседники настаивают на обратном и угрожают штрафами. И ещё раз: не забудьте проверить аккредитацию.

Подробную инструкцию о поверке счётчиков можно посмотреть на сайте мэра Москвы. Эта информация будет полезна жителям всех регионов.

3. Можно установить электроплиту и платить за электричество по сниженному тарифу.

И да, и нет . Для квартир и домов, в которых есть электроплита или электрическая отопительная установка, стоимость электричества действительно ниже — для Москвы, например, разница между тарифами составляет 1,08 ₽ (4,3 ₽/кВт.ч против 5,38 ₽/кВт.ч).

Но это правило действует только для тех квартир, которые оборудованы электроплитами в установленном порядке, — например, в многоэтажных домах, где по проекту не предусмотрены газовые плиты. Самостоятельная замена газовой плиты на электрическую не даёт по умолчанию права платить по сниженному тарифу.

4. В платёжках ЖКХ могут быть ошибки.

Правда . Желательно проверять каждую квитанцию: умножать показания счётчиков на действующий тариф. Если в квитанции ошибка, обратитесь в УК, ТСЖ или МФЦ (для тех, кто живёт в Москве). Возможно, потребуется написать заявление и приложить подтверждающие документы.

Оформите карту с кэшбэком на оплату ЖКУ

5. От страховки в квитанции нельзя отказаться.

Миф . Страхование, указанное в квитанции ЖКХ, — добровольное. По словам Ольги Дайнеко, страховую премию можно просто не оплачивать, ограничившись только платежами за ЖКУ и капитальный ремонт. «В случае если отказ от страхования носит принципиальный характер, следует написать заявление в страховую компанию и управляющую компанию или ТСЖ о своём неучастии в страховании», — объясняет эксперт.

Тарифы и условия страхования можно узнать в страховой компании, которая обслуживает ваш район. В Москве, например, эти услуги оказывают несколько страховщиков, их контакты можно посмотреть на сайте Городского центра имущественных платежей и жилищного страхования.

6. В Москве дорогие коммунальные услуги.

Миф. Согласно подсчётам РИА Рейтинг на 2017 год, самые высокие траты на ЖКУ — у жителей Камчатского края (10 077 ₽ в месяц в расчёте на среднестатистическую семью) и Ямало-Ненецкого АО (8 901 ₽). Самые маленькие суммы в платёжках — у жителей Республики Алтай (2 081 ₽ в месяц) и Республики Дагестан (2 252 ₽).

Если судить по доле трат на ЖКУ во всех потребительских расходах, то сильнее всего квартплата ударяет по кошелькам жителей Ямало-Ненецкого АО (15,6% от всех трат), Магаданской области (15,1%) и Камчатского края (14,4%). Дешевле всего ЖКУ обходится жителям Республики Дагестан (5,6% от всех трат), города Севастополь (5,8%) и Республики Ингушетия (6,3%).

Москва находится ближе к «дешёвому» краю рейтинга, на 20 месте из 85. Средняя стоимость ЖКУ в столице составляет 6 501 ₽, а доля затрат на квартплату в совокупных расходах средней семьи — 8,5%.

7. Можно сделать перерасчёт, если уезжаешь в отпуск.

И да, и нет . Перерасчёт можно сделать только в тех домах или квартирах, где технически невозможно установить счётчики. Если вы не устанавливаете счётчики по своему желанию, то вы нарушаете закон и не можете требовать перерасчёта. А если у вас есть счётчики, то они и так зафиксируют, что вы не тратили воду и электричество во время отъезда.

Пересчитать ЖКУ можно за пять и больше дней отсутствия — для этого нужно написать заявление в управляющую компанию или в МФЦ. К заявлению надо приложить документ, подтверждающий факт и длительность вашего отсутствия, например билеты на транспорт, справку из санатория или больницы и так далее.

Кстати, перерасчёт жилищно-коммунальных платежей — самая популярная услуга в столичных офисах МФЦ: с 2011 года за ней обратились 10 миллионов раз.

8. Можно не платить за телеантенну и домашний телефон.

Правда . Эти услуги можно отключить.

Чтобы перестать платить за общедомовую антенну, нужно написать заявление в обслуживающую организацию. Контакты этой организации можно узнать в вашей управляющей компании. Контакты управляющей компании — на сайте «Реформа ЖКХ».

Чтобы отказаться от домашнего телефона, расторгните договор с компанией, которая предоставляет вам эту услугу. В Москве, например, это МГТС — заявление на прекращение обслуживания можно написать в любом центре продаж и обслуживания.

На коллективной телеантенне, например, можно сэкономить около 160 ₽ в месяц. В апреле 2017 года «Ведомости» отмечали , что москвичи понемногу действительно от них отказываются — в пользу интернет-телевидения. На местной телефонной связи получится сэкономить в среднем 350 ₽ в месяц. Ещё 140 ₽ можно не платить, если отказаться от радиоточки. Все эти цифры — средние по России, и точная сумма расходов зависит от региона.

9. Во время снегопада двор должны чистить каждые 3 часа.

Правда . Дворники обязаны убирать площадки возле подъездов и тротуары каждые три часа во время сильных снегопадов. Если толщина снежного покрова меньше двух сантиметров, то дворникам рекомендуется просто подметать дороги. Во время гололёда тротуары и дороги обрабатывают реагентами.

Если у вас во дворе не убирают снег или делают это некачественно, обратитесь в свою управляющую компанию или ТСЖ. Также можно пожаловаться в местную администрацию или написать заявление в Государственную жилищную инспекцию своего города или области.

10. На оплату ЖКУ выдают субсидии.

Правда. Государство компенсирует часть расходов на ЖКУ, если семья много тратит на коммунальные платежи — в Москве, например, право на субсидию есть у горожан, которые более 10% от общего дохода семьи тратят на оплату ЖКУ.

На субсидию имеют право собственники жилья, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, наниматели жилья по договору найма в частном жилищном фонде и пользователи жилья в государственном или муниципальном жилищном фонде. У этих граждан не должно быть долгов за оплату коммунальных услуг.

Точный размер субсидии рассчитывается по сложной формуле (её можно посмотреть в постановлении правительства РФ №761) и зависит от региональных стандартов стоимости ЖКУ и максимально допустимой доли расходов на квартплату, от совокупного дохода семьи и количества членов семьи заявителя.

Ссылка на основную публикацию