ЖКХ хотят поставить под контроль общественности

Кто и как контролирует работу управляющих компаний ЖКХ

Коммунальная организация – это структура, которая является посредником между поставщиком ресурсов (воды, электричества, газа) и жильцами многоквартирного дома (МКД). Деятельность таких компаний регламентирована законодательством и конкретизируется в договоре, заключенном с потребителями. Если жильцы недовольны работой УК, важно знать, кто контролирует управляющие компании ЖКХ. Это поможет определить, в какую инстанцию обращаться с жалобой.

Полномочия управляющей компании

Основы деятельности управляющей компании закреплены в законодательстве. Перечень ее обязанностей отображается в договоре, который она заключает с жильцами МКД. Если компания не выполняет возложенные на нее функции, соглашение можно расторгнуть и потребовать применения штрафных санкций.

Коммунальная организация имеет следующие функции:

  • выполнение текущего и капитального ремонта;
  • обеспечение дома энергоресурсами;
  • создание безопасных условий эксплуатации дома жильцами;
  • рассмотрение обращений жильцов и так далее.

Детали прописываются в договоре.

Права управляющей компании:

  • информирование о любых несанкционированных способах использования жилья/общих нежилых площадей;
  • взыскание задолженности с жильцов;
  • распределение резервов для ремонтных, эксплуатационных и других работ;
  • инспектирование предоставленных жильцами данных на оплату коммунальных услуг и так далее.

Кто контролирует работу УК

Важнейшие сферы деятельности государства – контроль и учёт. Они стимулируют коммунальные организации предоставлять услуги добросовестно и согласно закону.

Перечислим органы, контролирующие деятельность управляющих компаний:

    Прокуратура – надзор за соблюдением норм закона всеми организациями и субъектами государства.

С представителями большинства из этих структур можно связаться по телефону, который указан на их официальном сайте.

Контроль на федеральном уровне

На федеральном уровне к главным методам контроля деятельности УК относят издание нормативных актов и методических рекомендаций. Их положения следует соблюдать во всех субъектах РФ.

Упомянем, кто осуществляет контроль за деятельностью УК:

  1. Министерство строительства РФ – обозначает алгоритм предоставления коммунальных услуг, критерии качества работы ресурсоснабжающих оганизаций.
  2. Министерство энергетики РФ – регулирует нормативы и требования поставки теплоэнергии.

Кроме того, потребители могут обращаться в Роспотребнадзор. Эта структура обеспечивает правовую защиту всех субъектов на территории РФ и контролирует соблюдение Закона «О правах потребителей».

Региональный надзор

Предусмотрен комплексный надзор за управляющими компаниями на региональном уровне. Обращения, связанные с деятельностью коммунальных организаций, рассматривают жилищные инспекции. Также они проводят проверки, привлекают нарушителей в сфере ЖКХ к административной ответственности.

Жилищная инспекция – отраслевой надзорный орган над УК. В перечень полномочий государственной структуры входит множество функций:

  • обнаружение нарушений законодательства;
  • правовая защита лиц;
  • контроль над жилым фондом;
  • проверка состояния помещений и так далее.

В части предоставления коммунальных услуг надзор над деятельностью УК осуществляется через документальные или выездные проверки.

Деятельность жилинспекций регламентируют следующие документы:

В случае выявления нарушения требований законов в сфере ЖКХ важную роль играет агентство по защите прав потребителей.

Госжилинспекция действует по ряду направлений:

  1. Соблюдение требований по содержанию МКД.
  2. Выполнение перепланировок.
  3. Контроль технического состояния зданий.
  4. Мониторинг начисления оплаты коммунальных услуг.
  5. Ход работы по капремонту.

Кроме того, на региональном уровне УК контролирует Региональный комитет по тарифам и Роспотребнадзор.

Проверки на местном уровне

Локально деятельность ЖКХ контролируют муниципалитеты и вышестоящая организация – жилищная инспекция. При выполнении своих функций коммунальные структуры ориентируются на собственные постановления, законодательные акты, постановление Правительства РФ №493 и ст. 20 ЖК РФ.

В большинстве муниципальных структур при администрациях имеются отделы ЖКХ. В их полномочия входит:

Если речь идет о том, как проверить деятельность управляющей компании, муниципальные органы могут проводить документальный и выездной аудит. При запросе необходимой информации УК обязана предоставить сведения за определенный период времени.

Выездные проверки в большинстве случаев происходят на основании жалоб жильцов о некачественном или неполном выполнении услуг.

Полномочия собрания жильцов

Контролировать деятельность УК могут и сами потребители. Виды услуг и работы, условия и объемы их предоставления указаны в договоре между жильцами и УК. Из этого можно сделать вывод, что важно предельно точно прописать положения документа, чтобы в будущем между сторонами не было спорных ситуаций.

При возникновении подозрений в том, что управляющая организация завышает тарифы, не выполняет порученные ей объемы работ и так далее, нужно знать, кому подчиняется УК.

Если условия договора с УК нарушаются, жильцы могут обратиться в органы, перечисленные выше.

Для подачи жалобы, составленной в форме заявления, стоит заручиться помощью юриста. Специалист правильно составит документ и при необходимости сможет представить интересы жильца или общего собрания в суде.

Как показывает практика, если претензии к УК оправданы, затраты на правовую помощь себя оправдают.

Аудит управляющей компании

Если собственники МКД ставят под сомнение добросовестность действий УК, они могут организовать аудит управляющей компании. Первым делом составляется заявление, в котором заявитель или собрание жильцов должны указать:

  • свои ФИО;
  • адрес проживания;
  • паспортные данные;
  • суть претензии и так далее.

Поскольку УК обязана отчитываться перед избравшими ее жильцами, у организации запросят документы по оказанным услугам, их стоимости, используемым тарифам.

Иногда потребителями коммунальных услуг инициируется проверка жилищной инспекцией.

В любом случае жители могут самостоятельно оценить финансово-хозяйственную деятельность компании (аудит). Так как разобраться в финансовой документации без специальных знаний трудно, собственники МКД обычно привлекают в процессе эксперта.

Подача жалобы на УК

В ситуации, когда коммунальная фирма недобросовестно выполняет обязанности либо вообще ничего не делает, жильцов интересует вопрос, как привлечь ЖКХ к ответственности.

Обращаться с жалобой можно в разные инстанции: от местных администраций ЖКХ, до прокуратуры и суда. Для начала нужно составить заявление на имя директора УК. В этом документе указываются данные заявителя и суть претензий.

Заявление составляется в двух экземплярах. Один вручается руководителю, на втором специалист, принимающий документы, ставит дату и подпись.

Директор УК рассматривает претензию в срок до 10 дней с момента её получения. О принятом решении сообщают заявителю.

При составлении заявления совсем не лишней будет помощь юриста, поскольку нужно точно обозначить законодательные нормы, на которые ссылается жилец. Также можно обратиться в центр общественного контроля в сфере ЖКХ.

Выводы

У подачи жалобы есть много нюансов, поэтому стоит заручиться помощью профессионала. Если дело дойдет до суда, УК, выступая в роли ответчика, для защиты своих интересов привлечет опытного юриста. Он без труда найдет процессуальные ошибки в заявлении или нарушение сроков подачи жалобы. Следовательно, истец – жилец или собрание владельцев квартир – должны хорошо разбираться в особенностях деятельности управляющих компаний.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Общественный контроль за системой ЖКХ узаконили

В России создаются условия для деятельности общественных объединений в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг. В день официального опубликования 30 июня вступил в действие федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В короткие сроки органы государственной власти (прежде всего Минстрой России) должны в соответствующем постановлении Правительства определить полномочия общественных контролеров и порядок осуществления общественного жилищного контроля.

Как заметила 1 июля Светлана Разворотнева, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», на всероссийском совещании «Перспективы развития сети общественного контроля в сфере ЖКХ в регионах Российской Федерации», при подготовке постановления Минстроем России будет учтен опыт руководителей региональных центров общественного контроля. «Теперь вы имеете право на содействие со стороны органов муниципального самоуправления по закону. Согласно ст.165 (ч.1. п. 4) Жилищного кодекса, они должны содействовать созданию и деятельности в муниципальном образовании общественных объединений, иных некоммерческих организаций. Как это содействие будет происходить, должно быть прописано в постановлении профильного министерства, и вы тоже примете участие в подготовке этого документа», – сказала она.

Сергей Колесников, начальник Управления ГК – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, подчеркнул, что участие в разработке постановления дает общественникам возможность установить порядок и полномочия общественных контролеров в том виде, в каком они сами их видят. «Я много взаимодействую с регионами, вижу, что многие из вас – настоящие профессионалы, люди с большим опытом работы. Уверен, результаты вашей работы над документом будут эффективными», – сказал он.

С принятием закона, вносящего изменения в Жилищный кодекс, отношения в сфере ЖКХ между собственниками, управляющими компаниями, ТСЖ и поставщиками ресурсов будут регулироваться на законных основаниях тремя видами контроля: новым общественным (общественные объединения и иные некоммерческие организации, советы МКД), муниципальным и государственным надзором (Госжилинспекция при Минстрое). После того как будет принят закон о лицензировании управляющих организаций, к ним добавится 4-й контролер в лице главного федерального жилищного инспектора, который будет координировать работу госжилнадзора.

В части 8 статьи 20 Жилищного кодекса России определены субъекты общественного жилищного контроля: «В целях обеспечения прав и законных интересов граждан общественный контроль может осуществляться: – общественными объединениями, – иными некоммерческими организациями, – советами многоквартирных домов, – другими заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращения субъектов общественного контроля будут являться основаниями для внеплановой проверки. Еще одно из нововведений Жилищного Кодекса, касающееся общественного контроля в системе ЖКХ – дополнение в статью 20 Жилищного кодекса перечня оснований для проведения внеплановой проверки организаций, оказывающих жилищные услуги (УК и ТСЖ). Теперь в качестве основания могут выступать факты нарушений требований: – к порядку содержания общего имущества собственников в МКД; – к осуществлению текущего ремонта; – к осуществлению капитального ремонта; – в области применения максимальных индексов изменения размеров платы, которую вносят граждане за коммунальные услуги. В этих случаях внеплановая проверка органами госжилнадзора и муниципального жилищного контроля проводится без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления проверяемой организации.

Понятие и история общественного жилищного контроля

Общественным контролером можно считать любого жилищного активиста, собственника помещений в многоквартирном доме, который хочет разбираться в вопросах ЖКХ и контролировать свою УК или ТСЖ и совершает для этого какие-то действия. Например, человек входит в совет МКД или правления ТСЖ/ЖСК. Система общественного контроля начала выстраиваться в России полтора года назад, когда было создано НП ЖКХ «Контроль». С принятием закона, постановлений общественный контроль получает нормативное обеспечение. Ведется работа по определению порядка деятельности общественных контролеров и их взаимодействия с муниципальными и государственными инспекторами.

Развитию общественного контроля способствует и просвещение граждан. Председатель правительства России Дмитрий Медведев дал поручение Минстрою организовать в регионах «Школу грамотного потребителя». Проект должен быть запущен до 9 сентября, для чего будут определены требования к программе обучения, меры по стимулированию работы таких школ.

Как отмечают юристы, предоставить общественным контролерам законные основания для проверочной деятельности нужно было давно. Но теперь нужно детально проработать порядок их деятельности. Разработка проекта постановления российского правительства ведется во взаимодействии с НП ЖКХ «Контроль». Чтобы эта сфера общественной деятельности развивалась, нужны инициативы общественности, как отдельных граждан, так и их первичных объединений – советов домов. Общественные советы и экспертные группы будут работать при органах государственной власти и местного самоуправления. Контроль наиболее эффективен тогда, когда активисты находятся не в конфронтации, а в диалоге как с государственными и муниципальными органами, а также с бизнесом. У всех участников процесса должна быть общая цель – эффективно решать проблемы в сфере ЖКХ и создавать комфортные условия проживания людей в многоквартирных домах.

Астраханская общественность взяла под контроль сферу ЖКХ

В Астраханской области вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, поставят под контроль общественности. Как сообщили “ИА REGNUM” в управлении пресс-службы и информации администрации губернатора региона 16 июля, сферу ЖКХ, кроме органов власти, также будут контролировать рабочие группы, состоящие из экспертов и заинтересованных граждан-активистов.

Активисты-общественники, вошедшие в состав общественного совета по ЖКХ, объединились в четыре рабочие группы. Первая – под руководством депутата Астраханской области председателя фракции “Справедливая Россия” Олега Шеина займётся вопросами развития жилищного самоуправления и организацией проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Ещё одна рабочая группа будет разрабатывать вопросы взаимодействия с поставщиками и потребителями жилищно-коммунальных услуг. Её возглавил руководитель региональной общественной организации по защите прав потребителей “Союз Жителей” Александр Варжин. Энергосбережение и модернизация систем коммунальной инфраструктуры – это сфера деятельности третей рабочей группы под председательством генерального директора ЗАО “Завод железобетонных конструкций-2” Александра Каменева. Четвёртая группа – в помощь государственной жилищной инспекции – будет контролировать вопросы эксплуатации жилых зданий.

Первые результаты своей работы общественники сообщат губернатору уже в августе. К этому времени будет понятно, насколько эффективно сработала отрасль после июльского повышения тарифов.

Читайте также последние новости ЖКХ России, г. Астрахани и Астраханской области

Взыскание с жителей долгов по квартплате может приостановиться с апреля, если в ближайшие недели не удастся найти решение правовой коллизии, рассказала на пресс-конференции глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Все управляющие компании (УК) в многоквартирных жилых домах, в том числе в ведомственных домах, будут выбираться на конкурсной основе. Закон об этом подписал президент России Владимир Путин.

В Астрахани расчетный центр теплоснабжающей компании начал возвращать абонентам переплату за горячую воду. В общей сложности компании придется отдать обратно 104 миллиона рублей: их взимали у потребителей по неутвержденным нормативам.

Очень важное разъяснение сделал Верховный суд, когда разбирал спор коммерсантов и ТСЖ. Спорили стороны о рекламе на жилом доме. Важный момент спора – висела эта броская реклама мебельного салона не на самом доме, а на его “нежилой” части – пристройке к дому, в которой размещался магазин.

Рост тарифа на электроэнергию выше инфляции может произойти из-за передачи ответственности за замену электросчетчиков с потребителей на поставщиков, считает председатель Комитета Государственной думы по энергетике Павел Завальный.

Жителям Астрахани произвели перерасчет платы за горячее водоснабжение на сумму более 104 миллионов рублей.

Практику, когда ресурсоснабжающие организации и управляющие компании перебрасывают долги тех, кто вовремя не платит за коммуналку, на добросовестных плательщиков – соседей неплательщиков по дому – могут запретить.

Известно: российский потребитель зачастую не включается в борьбу за свои законные права по одной простой причине: трудозатрат и нервов это требует много, а результат получается копеечный. Однако новые правила, которые сейчас по закону позволяют подавать в суд групповые иски от обиженных потребителей.

Жительнице Воронежа Зинаиде Землянухиной выставили счет на 70 с лишним тысяч рублей за квартиру, в которой она не живет.

До конца февраля в Госдуму будет внесен законопроект об отмене комиссии, которую банки сегодня взимают за перечисление оплаты услуг ЖКХ. Сегодня она составляет от 0,5 до 2 процентов от суммы платежа. Об этом пишут “Известия” со ссылкой на главу фракции “Единая Россия” в Госдуме Сергея.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению. Такая норма установлена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354).

В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, оборудование. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Предлагаемое читателю пособие предназначено для оказания методической помощи в организации юридического сопровождения функционирования многоквартирного дома, а также защиты своих прав жильцами таких домов. В предлагаемой брошюре автор дает рекомендации, которые позволят любому гражданину разобраться в правовом положении собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, а также членов их семей, их правах, обязанностях и возможностях.

Все еще задаетесь вопросами: “Платить или не платить за капитальный ремонт?”, “На что тратит деньги управляющая компания?”, “Ставить счетчики или нет?”, “Как правильно посчитать потребление света и воды?”. Теперь.

Контроль жителей за управляющими компаниями намерены усилить

Минстрой намерен обязать управляющие компании (УК) подробно отчитываться перед жителями о выполнении договора управления. С проектом постановления, уточняющим содержание такого годового отчета, ознакомились «Известия». Документ, кроме сведений о деятельности УК, должен содержать информацию о размере экономии компании. В случае наличия возражений от жильцов по отчету или непроведения годового общего собрания собственники смогут потребовать возвращения от УК полученной экономии (сейчас организации могут оставлять сэкономленные средства у себя). Сегодня такие собрания зачастую не проводятся или проводятся для галочки, говорят эксперты.

Проект правительственного постановления, подготовленный Минстроем, уточняет содержание отчета управляющих компаний перед жильцами многоквартирных домов. Министерство предлагает конкретизировать содержание такого отчета.

В частности, он должен содержать информацию о видах выполненных работ, случаях нарушений условий договора и сведения о предоставленных коммунальных услугах. Кроме того, предполагается указывать информацию о расчетах с организациями за поставляемые коммунальные ресурсы. Также жители должны быть проинформированы о случаях нарушения периодичности и требований к качеству предоставления коммунальных услуг, в том числе по вине управляющей организации.

Согласно позиции министерства управляющие организации должны отчитываться также о рассмотрении жалоб и предложений от собственников квартир и принятых решениях. Жильцы также должны быть оповещены об ущербе общему имуществу действиями управляющей организации.

В документе Минстроя отмечается, что УК должны будут информировать граждан о суммах, полученных по договорам аренды общего имущества и за эксплуатацию рекламных конструкций. Кроме того, необходимо информировать собственников о штрафах и взысканиях с УК со стороны органов госжилнадзора, а также о полученной экономии, если расходы оказались ниже ожидаемых.

Эта информация очень объемная: 15–20 страниц, которые следует размещать на информационных досках в подъездах и офисе УК, прокомментировала «Известиям» директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. Помимо этого, в предлагаемом отчете есть декларативные пункты. Например, сведения о соответствии качества и объема услуг требованиям жилищного законодательства и техническим регламентам. Кроме как «соответствует», сказать здесь ничего невозможно, если не расшифровывать детально, подчеркнула эксперт.

Ирина Генцлер также критично отнеслась к пункту о фактически выполненных работах, так как там отсутствует требование соответствия плановым показателям.

— Если мы не знаем, какой объем должен быть сделан, что нам даст информация о факте? — отметила она.

По ее словам, документ носит односторонний характер: УК должна всё время доказывать, что она хорошая. В то же время нет информации о том, как собственники вели себя в течение этого же периода, исправно ли вносили оплату. Здесь возможны потребительские злоупотребления, считает она.

Если у граждан есть претензии по итогам отчета либо УК или ТСЖ не провели годовое общее собрание, собственники жилья вправе потребовать возврата экономии при оказании жилищных услуг: содержания и текущего ремонта дома, следует из документа.

Несмотря на то что, как жалуются большинство компаний, тарифы оказываются ниже себестоимости работ, экономия, например, достигается за счет выбора подрядчика, который взял меньше денег за услуги. Или провели техническую экспертизу, и выяснилось, что ремонт нужен не во всех подъездах, а в одном, пояснила исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

— Сегодня общие собрания чаще всего вообще не проводятся. Решения за собственников принимает УК, которая сама индексирует стоимость договора управления, — сказала эксперт.

В целом документ полезный, поскольку стимулирует компании проводить отчетные собрания, причем по существу, а не для галочки, заключила Светлана Разворотнева.

ЖКХ под контролем властей и общественности

Первая новость: регион впервые принял участие в федеральной программе энергосбережения и получил финансирование из бюджета страны – 103,1 млн рублей. При этом каждый бюджетный рубль привлек до 5,5 внебюджетных, что является одним из лучших показателей мультипликации в РФ.
На эти деньги модернизировано уличное освещение в Муроме, Кольчугине и в ряде других городов и поселков области, а расход электроэнергии в области снизился на 12 млн кВт.ч. Реконструированы шесть устаревших котельных, и расход теплоэнергии снизился на 15,5 тыс. гигакалорий. В ближайших планах – разработка комплекса мер по ликвидации в бюджетных учреждениях котельных, работающих на дорогостоящих видах топлива. А сэкономленные средства будут потрачены на другие нужды этих же организаций.
Одной из главных тем стало погашение долгов за газ и дальнейшая работа в данном направлении, а также планы газификации Владимирской области в 2015 году. Отдельно первый заместитель губернатора остановился на сотрудничестве Владимирской области с ОАО «Газпром», что сейчас, когда взят курс на импортозамещение, станет залогом экономической стабильности в регионе.
– За прошлый год было построено 220 километров газовых сетей. Природный газ пришел в 50 населенных пунктов области, а использовать его в хозяйстве получили возможность почти 6 тысяч домовладений, – отметил Конышев. – За счет средств ОАО «Газпром», практически авансом, начато проектирование 11 межпоселковых газопроводов. На очереди строительство двух ГРС в Камешковском и Ковровском районах. Из бюджета области будут выделены деньги на проектирование еще трех межпоселковых газопроводов в Камешковском, Гороховецком и Ковровском районах.
Все эти проекты сбылись только потому, что регион выполняет взятые на себя обязательства по расчетам за потребленный газ. Напомним, Владимирская область стала единственным субъектом РФ, с которым ОАО «Газпром» подписало соглашение о погашении задолженности сроком на 3 года. И график этот выполняется. Во многом благодаря жесткому контролю со стороны губернатора Светланы Орловой. Часть городов и районов заплатили даже сверх необходимых по соглашению сумм.
– Сразу после новогодних праздников губернатор провела совещание с руководителями тех территорий, теплоснабжающие предприятия которых не справились со взятыми на себя обязательствами. Была поставлена конкретная задача – погасить долги до конца января, – подчеркнул Конышев. – Предприятия Судогодского и Муромского районов, а также Суздаля это уже сделали.
В 2015-м контроль не ослабеет. Курс на газификацию, модернизацию и энергосбережение ‑ прежний. Среди прочих важных задач года Конышев назвал реализацию планов по капремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья.
Про капремонт журналистам рассказала директор департамента ЖКХ Лидия Смолина. По ее данным, на 1 января 2015 года 33-й регион аккумулировал на счетах регионального оператора 635 млн рублей. Собираемость платежей ‑ на уровне 70% в среднем по области. Во Владимире, Юрьев-Польском и Радужном собрали до 90% от начисленной суммы. Сами муниципальные образования за свой жилфонд (неприватизированные квартиры) заплатили полностью.
Смолина напомнила, что в 2014 году во Владимирской области планировался ремонт 510 домов на общую сумму 658 млн рублей. Отремонтирован 131 дом. В остальных работы проведут до сентября 2015 года. Для облегчения подачи заявок на участие в конкурсе на проведение капремонта торги теперь будут проходить на электронной площадке «Газпромбанка». Такой подход позволит расширить круг претендентов, ранее не участвовавших в конкурсе по формальным признакам ‑ например, не предоставили весь комплект документов. Кстати, в прошлом году победителями становились в основном владимирские подрядные организации.
– Мы поставили задачу завершить программу капитального ремонта на 2015-й до конца года, – отметила Смолина. – А это 694 дома.
Смолина также рассказала о ходе реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Сегодня из 3532 граждан, которых планируется переселить до 2017 года, уже расселено 1348 человек. График переселения за 2014 год выполнен на 124%. По традиции область получила за это бонус из федерального бюджета – 196,5 млн рублей.
Еще одна ключевая задача года – лицензирование управляющих компаний (УК). Главный жилинспектор области Сергей Шахрай напомнил, что по закону управляющие компании должны получить лицензию до 1 мая 2015 года. Утвержден график проведения квалификационных экзаменов для руководителей компаний. Сдавать экзамены будут не только директора, но и их замы. Следующим этапом для управдомов, успешно сдавших экзамен, станет процедура лицензирования, включающая внеплановую проверку жилинспекции. По ее результатам комиссия по лицензированию, куда входят не только чиновники, но и общественники, открытым голосованием решит, стоит ли давать УК разрешающий документ. Мнение жителей обещают поставить в приоритет.
– Недобросовестные УК, деятельность которых вызывает поток жалоб, вряд ли смогут получить лицензию, – подчеркнул Конышев. ‑ Лицензию получат только те организации, которые работают на благо жителей.

Сферу ЖКХ начали контролировать общественные инспекторы?

Жилищные инспекторы – это добровольцы, прошедшие специальное обучение. Как правило, это обычные жильцы, вроде нас с вами. При этом стоят на страже интересов других собственников.
Благодаря полученным знаниям они могут разобраться, правильно ли управляющие компании тратят деньги потребителей, правильно ли убирается и ремонтируется подъезд, благополучно ли техническое состояние дома, не пора ли делать ремонт и менять прохудившееся оборудование, и многое другое.

Главное, чтобы не ссорились

Появление жилищных контролёров стало возможным благодаря изменениям в Жилищном кодексе. Ещё в 2016 году в регионе началась программа обучения жилищных инспекторов, которая проходит под контролем комитета ЖКХ и ТЭК администрации Волгоградской области. Проект обучения проходил на средства, выделенные в качестве гранта президента РФ. Обучение было бесплатным. После прохождения курсов выпускники получили удостоверения с правом проведения жилищного общественного контроля. Отдельную группу жильцов подготовили по такому направлению, как общественный контроль за качеством капитального ремонта многоквартирного жилого фонда.

«Мы ежедневно получали десятки обращений о нарушениях, связанных с работой управляющих компаний, – рассказывает руководитель Центра содействия развитию общественного контроля в сфере ЖКХ Олег Капустин. – Наши общественные инспекторы – это собственники, не добившиеся ответа на свои наболевшие вопросы от управляющих компаний. И новая задача – это наладить диалог между инспекторами и управляющей компанией. Чтобы коммунальщики не думали, что мы всеми правдами и неправдами хотим подловить их на нарушениях, а наоборот, принимали нашу помощь».

Наблюдатель в каждый дом

По данным регионального Центра содействия развитию общественного контроля в сфере ЖКХ, в рамках обучающего грантового проекта подготовлено более 500 инспекторов, 290 из них уже постоянно заняты в проверках. Все они за время обучения получили юридические знания, узнали, как правильно оформить нормативные акты, задокументировать нарушения. Итоги проверок они должны передавать в надзорные органы города и области для принятия решений. Фактически общественники теперь каждую неделю выходят на проверочные рейды.

«Решать вопросы в сфере ЖКХ мы учим настойчиво, в рамках правового поля, – говорит ректор АНО ДПО «Международная академия профессионального обучения» Елена Шилина. – Обучение прошли и более 100 жителей домов Волжского. А благодаря Фонду президентских грантов, мы смогли расширить географию, охватив районы области.

Работы у инспекторов и правда много. «Только в Волгограде насчитывается свыше 7 тыс. многоквартирных домов, – говорит руководитель жилищной инспекции Волгограда Андрей Богомолов. – И проверками во всём этом фонде сейчас занимается 20 штатных инспекторов. Объём работы огромный. Поэтому важно сделать так, чтобы в каждом доме был общественный наблюдатель, который бы точечно указывал на проблему и помогал нам в наведении порядка».

Учебно-домовая практика

В ходе обучающих курсов будущих общественных инспекторов приглашали на своего рода «полевую практику». Она была организована в одном из многоквартирных домов в Дзержинском районе Волгограда. В ходе таких занятий начинающие контролёры учились определять состояние коммуникаций дома, включая инженерные сети, и даже сформировали предложения к местной управляющей компании, как снизить теплопотери в этом доме в отопительный сезон.

«Стать общественным инспектором может любой житель, который готов отстаивать интересы не только жильцов своего дома, но и горожан, – убеждён выпускник курсов общественных инспекторов ЖКХ в 2016 году Владимир Комлев. – Для этого необходимо получить специальные знания по жилищному праву, включая Жилищный кодекс и другие основные законы, правовые акты, регулирующие коммунальную сферу. Нужно также знать основы экономического, финансового устройства коммунальной сферы, особенности организации коммунального бизнеса и различных форм управления домами. И, разумеется, нужно обладать коммуникативными способностями».

Памятка для работы общественного инспектора в сфере ЖКХ

Что он должен уметь?
– Оценить качество оказания жилищных услуг.
– Грамотно документально зафиксировать нарушения в предоставлении услуг, качестве ремонта либо обслуживании дома.
– Оценить недочёты при уборке придомовой территории, внутри подъезда.
– Проанализировать документы, отчёты о деятельности управляющей организации, провести общественное слушание, визуальный контроль качества управления домом в присутствии представителей управкомпании.

Как ему уведомить УК о рейде?
– Накануне контрольного рейда общественный инспектор письменно или устно уведомляет УК о намерении провести личный контрольный осмотр дома или группы домов в управлении данной организации. В течение 20 дней с момента подачи запроса управляющая организация должна согласовать точную дату общественного рейда.
– В согласованную дату проверки управкомпания отправляет в рейд общественного контроля своего представителя – мастера участка, кого-то из руководства жилищной компании или других ответственных лиц.

На что он имеет право?
– В соответствие с законами «Об общественном контроле» и «Общественном жилищном инспекторе», общественный инспектор может контролировать любой аспект деятельности управляющей компании, не относящийся к сфере коммерческой тайны.

Что он может проверять во время рейда?
– Проверка состояния дома начинается с фасада, отмостков, козырьков, входных групп подъезда.
– Состояние переходов, лестничных маршей в подъезде, нежилых помещений из общедомового имущества, включая качество текущего ремонта подъезда.
– Состояние технического подвала и инженерных коммуникаций в нём, включая общедомовые приборы учёта, электросетей, сторонних сетей – кабели интернет-операторов, системы отопления, вентиляционной системы, лифтового хозяйства, качество благоустройства и уборки придомовой территории и т. п.

Что он должен сделать после рейда?
– По окончании проверочного рейда, осмотра дома составляется акт общественной проверки, который заверяется подписью общественного инспектора и представителя управкомпании. Такой акт может быть использован в качестве обоснования для более профессиональной оценки деятельности управкомпании со стороны ГЖИ, местных органов власти, надзорных органов – прокуратуры, Роспотребнадзора и т. п.

Может ли он подменить инспектора гжи?
– Нет. Контролирующая работа специалистов ГЖИ, муниципальной жилинспекции регулируется отдельными законами. Предписание профессиональных инспекторов являются для коммунальщиков обязательными к исполнению. В то время как общественных – лишь рекомендательными.

Полезно знать

Информацию о деятельности общественных инспекторов и общественном контроле можно получить здесь:

Общественная приёмная по вопросам ЖКХ. Адрес: Волгоград, ул. Голубинская, 1. Тел. (8442) 35-27-31.

Филиал общественной приёмной по вопросам ЖКХ в Волжском. Адрес: Волжский, пр. Ленина, д. 59. Тел.: (8443) 31-24-10, 8-960-886-71-11.

Центр информационной поддержки реформы ЖКХ. Волгоград, ул. Голубинская, 1. Тел.: (8442) 37-39-01, 35-27-32. E-mail: center@gkh-volga.ru.

Горячая линия по капитальному ремонту. Тел. (8442) 94-22-78.

Материал подготовлен в рамках проекта «Умная коммуналка»

Читайте также:  Еще одно товарищество
Ссылка на основную публикацию