Закон о прямых договорах вступил в силу

В Правила предоставления коммунальных услуг внесены масштабные поправки о “прямых договорах” с РСО

pakphoto/depositphotos.com

Правительство РФ внесло изменения в текст трех важных “коммунальных” документов (Постановление Правительства РФ от 13 июля 2019 г. N 897):

  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,
  • Правила заключения договоров ресурсоснабжения между РСО и УК, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124,
  • Требований к организации расчетов за коммунальные ресурсы, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253.

Почти все эти изменения продиктованы необходимостью детализировать нормы, связанные с оказанием коммунальных услуг жителям МКД напрямую ресурсоснабжающими организациями, (РСО) – по так называемым “прямым договорам”. Еще часть поправок связана с усилением правового статуса реестра лицензий по управлению МКД, а большинство остальных – носит технико-юридический характер.

  • утвержден типовой “прямой договор” – договор между собственником жилого помещения в МКД и РСО о предоставлении коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании и использовании общего имущества в МКД. Заключение именно таких типовых договоров между собственниками квартир и РСО прямо предусмотрено ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ. Напомним, что собственники нежилых помещений (кроме машино-мест) давно обязаны заключать с РСО индивидуальные письменные договоры ресурсоснабжения, а с регоператором по обращению с ТКО – отдельные договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кстати, типовой “прямой договор” по обращению с ТКО тоже упомянут в рассматриваемых поправках – он будет частью Правил № 1156 от 12.11.2016;
  • если уж переход на “прямые договоры” в конкретном МКД свершился – по воле жителей или РСО, неважно – УК обязана передать РСО большой объем данных о собственниках помещений не позднее чем за 5 рабочих дней до дня, с которого РСО начнет предоставлять коммунальную услугу (если переход на “прямые договоры” произошел из-за долгов УК, она также обязана передать эти данные в течение 5 рабочих дней со дня расторжения своего договора с РСО). Эти данные нужны для начисления платы за коммунальные услуги; среди них – ФИО, паспортные данные, телефон, E-mail каждого собственника и пользователя жилых помещений, адреса жилых помещений с указанием общей площади и количества проживающих, реквизиты или копия документа о праве собственности, все сведения об ИПУ и другая информация, в том числе о “должниках”.

Аналогичное правило вводится в отношении данных, передаваемых региональному оператору по обращению с ТКО.

На передачу этих сведений получать согласие субъекта персональных данных не нужно.

  • если УК эти сведения не передаст или не передаст вовремя, и из-за этого потребителю будут ошибочно начислены платежи, а РСО заплатит за эту ошибку штраф, то УК возместит РСО сумму этого штрафа. Кстати, в своих заявлениях о выплате штрафа потребители теперь должны указывать свой ИНН;
  • УК обязана предоставлять РСО и регоператору по обращению с ТКО не только указанную выше информацию, но и сведения из реестра собственников (ФИО с указанием размера долей в общем имуществе МКД), причем еще и постоянно актуализировать эти сведения в дальнейшем;
  • и сведения из реестра собственников, и все остальные сведения, необходимые РСО для начисления платы, УК должна передавать одновременно на бумаге и в электронном виде;
  • срок проверки запроса потребителя о правильности начисленных ему сумм платежей можно рассмотреть в течение месяца. Это в равной степени относится и к УК, и к РСО, и к регоператору;
  • уточняется (в полном соответствии с ЖК РФ) процедура перехода на “прямые договоры”, при этом особенно акцентируется внимание на обязанность РСО распространять перед своими “прямыми” потребителями ту информацию, которую исполнитель коммунальных услуг и должен предоставлять (в последнее время участились случаи наказаний РСО за несоблюдение этой обязанности);
  • предусматривается обязанность инициатора общего собрания собственников помещений в МКД, которое решило перейти на “прямые договоры”, также сообщать своим соседям по дому информацию, полученную от РСО (даты заключения и начала исполнения “прямых договоров”, сроки и способы передачи показаний ИПУ и т.п.). Донести эту информацию нужно путем размещения на досках объявлений во всех подъездах МКД или придомовом земельном участке, в течение 5 календарных дней со дня ее получения от РСО;
  • за содержание внутридомовых инженерных систем отвечают УК, даже если жители находятся на “прямых договорах” с РСО/регоператором, – это прямо предусматривается новой редакцией Правил № 354. РСО всегда отвечает только за подачу ресурса к границе с внутридомовыми инженерными системами;
  • принимать сообщения потребителей о некачественной коммунальной услуге – даже в случае “прямых договоров” – должна УК. Проверять это сообщение и составлять акт нужно совместно с РСО/регоператором. Аварийно-диспетчерская служба – тоже “вотчина” УК;
  • прямо прописывается обязанность УК ставить ОДПУ даже в доме на “прямых договорах”, но только в том случае, если собственники помещений в МКД приняли решение о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в плату за содержание жилого помещения;
  • предупреждать должников об ограничении/приостановлении коммунальной услуги теперь не обязательно в письменном виде – можно и устно. А сумма расходов на ограничение/приостановление комуслуг, которую можно взыскать с потребителя-должника, ограничивается 3 000 руб.;
  • если УК не может подтвердить, что управляемый ею МКД внесен в региональный реестр лицензий на управление МКД, то РСО вправе отказаться заключать с УК договор ресурсоснабжения в части обеспечения ресурсами этого спорного МКД.

Отметим также, что в Правилах № 354 теперь закреплен и запрет на размещение в платежном документе рекламы, за исключением социальной. Напомним, что размещать рекламу на платежках запретили еще в прошлом году – см. ч. 10.2. ст. 5 Закона о рекламе. Теперь данный запрет прямо предусмотрен и Правилами № 354.

Новая схема оплаты услуг ЖКХ напрямую РСО

Закон “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации”

Изменения в Жилищном кодексе (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями):

“В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.”

Скачать закон полностью

Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления. Новый законопроект о прямых расчетах между потребителем и поставщиком коммунальных услуг позволит решить эту проблему.

Какие задачи решает новый закон?

Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.

23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:

  • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате;
    снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.

Основные достоинства нового закона, минусы

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определённые проблемы. За счёт нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Читайте также:  В Ульяновске завершается пуск тепла в жилой фонд

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчёта за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.

Как будет осуществляться оплата ЖКХ по новому закону?

У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:

  • уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
  • сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
  • обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.

Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.

В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.

Основные изменения во втором квартале 2018 года

С 3 апреля действует закон о прямых договорах с поставщиками коммунальных ресурсов:

Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.

Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД. Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.

Документ: Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ (вступил в силу 3 апреля 2018 года).

Закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями

Вступил в действие Федеральный закон от 03.04.2018 №59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» о прямых договорах между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями

Федеральным законом изменяется порядок регулирования отношений, касающихся снабжения многоквартирных домов коммунальными ресурсами и предоставления потребителям коммунальных услуг, в целях исключения из указанных отношений управляющих организаций, товариществ собственников жилья, кооперативов, осуществляющих управление многоквартирными домами, допускающих на практике возникновение задолженности перед ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Федеральным законом, в частности, устанавливается возможность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении собственниками, действующими от своего имени, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами непосредственно между ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

В случае принятия указанного решения плата за коммунальные услуги вносится их потребителями (собственниками помещений и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда) непосредственно соответствующей ресурсоснабжающей организации или региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оказывающими соответствующие услуги.

Ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

При прекращении договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Устанавливается также, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации за №0001201804030042 от 03.04.2019 года.
Опубликован в Российской газете №71 от 05.04.2018 года.

Вопросы и ответы

Вопрос: По каким услугам собственники могут перейти на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями?

Собственники помещений в многоквартирных домах имеют право перейти на прямые договора с РСО по следующим услугам:
— Горячее водоснабжение.
— Холодное водоснабжение.
— Теплоснабжение.
— Водоотведение (канализация).
— Обращение с ТКБО (вывоз мусора).

Расчеты за газ и электричество уже давно можно осуществлять напрямую без участия ЕИРЦ или управляющей компании.

Войти

Pазъяснения

Закон о прямых договорах при предоставлении коммунальных услуг, а именно Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ принят

Закон о прямых договорах при предоставлении коммунальных услуг, а именно Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации” принят.

Этот закон вступает в силу с момента его опубликования, то есть все то, что описано в этой статье, действительно уже сейчас.

Вот изменения, вносимые новым законом:

1. Изменения полномочий органов государственной власти и надзорных органов

К полномочиям органов государственной власти теперь добавлено установление правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1.1 статьи 12 ЖК РФ).

К слову, проект нового постановления Правительства РФ, устанавливающий новые правила и нормы технической эксплуатации вместо существующих Правил № 170, уже был опубликован, но получил множество негативных отзывов. Но, тем не менее, правительство всерьез заинтересовано, чтобы ввести новые правила вместо Правил № 170.

Кроме того, органы государственной власти получили полномочия разрабатывать методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание. Кроме того, органы государственной власти получили право устанавливать размеры предельных индексов роста платы за содержание жилого помещения, для таких вот домов, собственники квартир в которых самостоятельно не приняли решение об установлении такого размера платы (все это пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).

Соответственно, государственный жилищный надзор теперь имеет право проверять обоснованность установления размера платы за содержание жилого помещения, для многоквартирных домов, собственники квартир в которых самостоятельно не приняли такое решение, и они же теперь имеют право проверять соблюдение предельных индексов изменения размера такой платы (часть 1 статьи 20 ЖК РФ).

Ну и соответственно, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и/или решение об установлении размера платы за содержание, в этом случае размер такой платы, как и ранее, устанавливается органом местного самоуправления, однако законом субъекта федерации эти полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований (районов, округов).

При этом, органы местного самоуправления рассчитывают размер такой платы с учетом методических рекомендаций, которые должен будет разработать и утвердить Минстрой РФ.

Рост размера такой платы регулируется соответствующими предельными индексами, которые будут установлены органами государственной власти соответствующего региона, либо, при принятии соответствующего регионального закона, право определять предельные индексы роста платы за содержание может быть передано органам местного самоуправления.

(все это часть 4 статьи 158 ЖК РФ)

Также, главный государственный жилищный инспектор РФ получил право направлять высшим должностным лицам субъектов РФ представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора региона (часть 2.2 статьи 20 ЖК РФ).

2. Изменения в части оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений, или те самые Прямые договоры

Это самая большая и важная часть поправок, вводимых данным федеральным законом.

Ранее в Жилищном кодексе существовали положения, позволяющие собственникам жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (части 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ). Но при этом исполнителем коммунальных услуг фактически оставалась управляющая организация, что сулило потенциальные проблемы, если потребители требовали перерасчеты за низкое качество коммунальных услуг.

Читайте также:  Завышенные показания по счётчику воды кто поможет?

Теперь эти положения Жилищного кодекса РФ признаны утратившими силу.

Кто является исполнителем коммунальных услуг?

Исполнителем коммунальных услуг теперь продолжает быть управляющая организация (часть 2 статьи 162 ЖК РФ), однако в ряде случаев исполнителем коммунальных услуг может стать ресурсоснабжающая организация.

К таким случаям относятся (статья 157.2 ЖК РФ):

– Случай, когда собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (теперь это право дано им пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ). В этом случае исполнителем соответствующей коммунальной услуги становится соответствующая ресурсоснабжающая организация (пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ);

– Также, ресурсоснабжающая организация или оператор по обращению с ТКО могут в одностороннем порядке стать исполнителем коммунальной услуги при наличии подтвержденной судом или признанной управляющей организацией задолженности с ее стороны в размере, превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения (пункт 2 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ);

– Если между собственниками квартир в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией или оператором по обращению с ТКО уже есть договор об оказании коммунальных услуг, и на общем собрании таких собственников было принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или выборе иной управляющей организации (пункт 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ).

Это и есть тот самый переход на прямые платежи или прямые договоры.

В каком виде заключаются прямые договоры между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями?

Заключать договор в письменной форме не потребуется. Договор заключается на неопределенный срок и по типовой форме, которую должно будет утвердить Правительство РФ (часть 6 статьи 157.2 ЖК РФ).

А до того, как Правительство РФ утвердит эту типовую форму договора, взаимоотношения между собственниками квартир и поставщиками коммунальных ресурсов должны будут регулироваться Правилами оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Подробнее о том, как ресурсоснабжающие организации могут в одностороннем порядке стать исполнителями коммунальных услуг

В случае, если управляющая организация накопила долгов перед поставщиками ресурсов на сумму, превышающую два среднемесячных объема расчетов этой управляющей организации с данным поставщиком ресурсов, в этом случае ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с такой управляющей организацией (часть 2 статьи 157.2 ЖК РФ).

При этом, ресурсоснабжающая организация или оператор по обращению с ТКО при таком одностороннем отказе, должны уведомить об этом управляющую организацию, орган государственного жилищного надзора и собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники уведомляются путем размещения уведомлений на досках объявлений в доме, а также опубликованием в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (часть 4 статьи 157.2 ЖК РФ).

По истечении 30 дней с момента направления уведомления управляющей организации, договор с ней считается расторгнутым, а договор с собственниками помещений считается заключенным (часть 5 статьи 157.2 ЖК РФ).

Ну а как будет происходить переход на прямые платежи, если собственники квартир примут такое решение на общем собрании?

Собственники на общем собрании принимают решение о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией или оператором по обращению с ТКО (пункт 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ). Решение принимается простым большинством от участвующих в собрании при наличии кворума.

При этом копии решений и протокола такого собрания необходимо также направить в ресурсоснабжающую организацию, или оператору ТКО не позднее чем через 10 дней после подведения итогов собрания (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).

В этом случае договор между собственниками и ресурсоснабжающей организацией, или оператором ТКО, будет действовать с даты, определенной решением общего собрания собственников, на котором было принято соответствующее решение. При этом, ресурсоснабжающая организация, или оператор по обращению с ТКО вправе перенести этот срок не более чем на три месяца, уведомив об этом жителей в течение пяти дней с момента получения копии решения собрания.

Изменится ли порядок оплаты за ресурсы если мы поменяем управляющую организацию?

Если собственники помещений в вашем доме ранее приняли решение о переходе на прямые платежи, но не приняли решение о сохранении порядка оплаты за коммунальные ресурсы при смене управляющей организации или способа управления, то при смене управляющей организации, новая управляющая организация может попытаться заключить договоры ресурсоснабжения по этому дому. Но в этом случае поставщики ресурсов будут иметь право отказать им в заключении таких договоров ресурсоснабжения (часть 8 статьи 157.2 ЖК РФ).

Если собственники сейчас рассчитываются за коммунальные услуги через управляющую организацию, и они поменяют управляющую организацию или способ управления, то в этом случае у ресурсоснабжающей организации не будет права отказать новой управляющей организации в заключении договора ресурсоснабжения.

Но оба этих тезиса не относятся к случаям, когда ваша новая управляющая организация будет иметь значительные задолженности перед ресурсоснабжающей организацией.

Ну а жители новостроек, с момента ввода их домов в эксплуатацию, будут платить за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям и операторам по обращению с ТКО. И платить за коммунальные услуги через управляющую организацию они смогут только в том случае, если сами выберут себе управляющую организацию. При этом у ресурсоснабжающих организаций все равно остается право отказать управляющей организации в заключении договоров ресурсоснабжения.

Если изменился исполнитель коммунальных услуг, а управляющая организация продолжает выставлять платежки?

Если ваш дом перешел на прямые платежи за коммунальные ресурсы по одному из оснований, представленных выше, но управляющая организация упорно выставляет вам платежки за коммунальные услуги (не путать с платежками за ваши старые долги, если они есть), то в этом случае управляющая организация должна будет уплатить потребителю штраф, в двукратном размере от суммы, подлежащей к оплате (часть 5 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ). Кроме случаев, когда она устранит это нарушение до оплаты вами такой платежки.

Кроме того, в этом случае наши обязательства по оплате соответствующих коммунальных услуг будут считаться исполненными даже в том случае, если мы произведем оплату по платежке управляющей организации и не заплатим по платежке, выставленной поставщиком коммунального ресурса.

При этом ваша задолженность перед ресурсоснабжающей организацией взыскивается ею с управляющей компании самостоятельно.

Какие обязанности останутся у управляющей организации, если дом перейдет на прямые договоры?

Не смотря на то, что за качество оказания коммунальных услуг перед собственниками квартир, при переходе на прямые платежи, будет отвечать ресурсоснабжающая организация, у управляющих компаний и ТСЖ остается много обязанностей.

Во первых, управляющие организации все также будут обязаны следить за состоянием общедомовых сетей, чтобы они были всегда готовы к поставке коммунального ресурса надлежащего качества.

Во вторых, управляющие организации будут обязаны предоставлять поставщикам ресурсов информацию о показаниях индивидуальных приборов учета (квартирных счетчиков).

В третьих, управляющие организации будут обязаны контролировать качество коммунальных ресурсов на входе в дом (на границе, где заканчиваются коммунальные сети поставщиков ресурсов и начинаются общедомовые инженерные сети).

Если мы перешли на прямые договоры, куда обращаться, если возникли проблемы с коммунальными услугами?

В дополнение к предыдущему, управляющие организации продолжают осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание, и обязаны будут принимать от собственников обращения о нарушениях качества оказания коммунальных услуг, даже если перестанут быть исполнителями коммунальных услуг, обязаны будут принмать обращения о нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги, и взаимодействовать с поставщиками ресурсов при проведении проверок по таким обращениям (часть 11 статьи 161 ЖК РФ).

При этом, в силу положений Правил оказаний коммунальных услуг, ресурсоснабжающие организации также должны будут иметь свои аварийно-диспетчерские службы, которые будут принимать заявки от населения.

Но это еще не все

Кроме этих изменений, нас ждет еще один важный набор нововведений в нормативно правовом регулировании сферы ЖКХ. Речь идет о постановлении Правительства РФ от 26.03.2018 № 331, о котором мы расскажем в следующем материале на нашем сайте.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

Что изменится после принятия закона о прямых договорах

23 марта Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект о прямых договорах между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями. Узнайте, какие поправки в Жилищный Кодекс РФ будут внесены, если Совет Федерации одобрит законопроект, и как они отразятся на работе УО и РСО.

Почему законопроект актуален

Законопроект предполагает новый формат договорных отношений между собственниками помещений в МКД, управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Если документ примут, собственники смогут определить, кого они хотят видеть в качестве исполнителя коммунальных услуг – УО или РСО, а РСО смогут при определённых условиях расторгнуть договор с УО в одностороннем порядке.

Прямые договоры по газоснабжению и электроснабжению уже работают не один год. Минстрой РФ отмечает, что при таких отношениях уровень собираемости платежей достигает 98,5 %.

Законопроект направлен на то, чтобы защитить ресурсоснабжающие организации от недобросовестных УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, которые несвоевременно оплачивают РСО предоставленные коммунальные ресурсы и накапливают крупные суммы задолженности.

РСО будет вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке

Согласно тексту законопроекта, изменения будут внесены в ЖК РФ. В документ будет добавлена ст. 157.2, которая предусматривает порядок расторжения договора в одностороннем порядке ресурсоснабжающей организацией.

Читайте также:  В России хотят упростить жизнь собственников

Ресурсоснабжающая организация или оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами будет вправе отказаться от исполнения услуг по договору с управляющей организацией при наличии у УО признанной ей или подтверждённой судом задолженности в размере, равном или превышающим две среднемесячные величины обязательств (ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).

УО не сможет пообещать оплатить задолженность в ближайшее время. Единственным возможным вариантом сохранить сложившиеся договорные отношения будет полное погашение задолженности управляющей организацией до вступления в силу решения суда.

Как РСО уведомит УО о расторжении договора

Согласно новой ч. 3 ст. 157.2 ЖК РФ ресурсоснабжающая организация будет должна уведомить УО об одностороннем отказе от исполнения договора способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, в том числе с помощью системы. Предупредить об отказе от договорных отношений нужно также орган ГЖН.

Одновременно с направлением уведомления в УО и ГЖИ ресурсоснабжающая организация должна уведомить собственников помещений в МКД путём размещения информации:

  • в общедоступных местах, например, на информационных стендах на дверях и в подъездах многоквартирных домов;
  • в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления;
  • на официальном сайте ресурсоснабжающей организации;
  • в ГИС ЖКХ.

По истечении тридцати дней с даты направления управляющей организации уведомления договор ресурсоснабжения будет считаться прекращённым в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги, но продолжит действовать в части приобретения коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в МКД.

Случаи, при которых договор ресурсоснабжения будет считаться заключённым со всеми собственниками помещений в МКД одновременно:

  1. Решение общего собрания. По решению ресурсоснабжающей организации срок заключения договора может быть перенесён, но не более, чем на три календарных месяца. О таком решении РСО уведомляет инициатора собрания не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решений собственников и протокола ОСС.
  2. По истечении тридцати дней с даты направления в управляющую организацию уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения.

Договор предоставления коммунальных услуг, заключенный между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений будет считаться заключенным на неопределённый срок и его заключение в письменной форме не будет обязательным.

Обязанности УО при прямых договорах собственников с РСО

Согласно поправкам к ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна будет обеспечить постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг.

В соответствии с ч. 11 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации будут обязаны:

  • предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги – показания индивидуальных и общедомовых приборов учёта;
  • осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в МКД;
  • принимать от собственников и нанимателей помещений обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг, о непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчёте размера платы за коммунальные услуги;
  • взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями при рассмотрении обращений собственников, проведении проверки выявленных нарушений;
  • направлять собственникам информацию о результатах рассмотрения обращений.

Также управляющие организации должны будут обеспечивать РСО доступ к общему имуществу многоквартирного дома для осуществления приостановки или ограничения коммунальных услуг или самостоятельно осуществлять приостановку или ограничение коммунальных услуг по соглашению с РСО.

10 апреля на онлайн-семинаре «Напрямую о прямых договорах: что меняется в работе УК» директор НП СРО УП «КИТ» и член Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ, Елена Шерешовец, расскажет не только о положениях нового закона, но и о тонкостях проекта постановления, которое изменит:

  • постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;
  • постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

Эксперт объяснит, какие обязанности появятся у сторон договора, как будут взаимодействовать УО и РСО в новых условиях, расскажет о порядке обмена информацией о показаниях приборов учёта. Также вы узнаете, кто будет отвечать за качество коммунальных услуг, выставлять платёжные документы и много другой полезной информации.

Минуя посредника: закон о прямых договорах КУ вступил в силу

04 Апр Минуя посредника: закон о прямых договорах КУ вступил в силу

Новый формат договорных отношений будет действовать между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Вчера Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий федеральный закон, который с 3 апреля 2018 года вступил в силу. Теперь собственники получили право напрямую с РСО, минуя управляющую организацию, ТСЖ, заключить договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг.

Как было

До принятия данного закона прямые договоры возможны были только при непосредственном способе управления многоквартирным домом. То есть в тех домах, где 30 и менее квартир, каждый потребитель за свой долг нес прямую ответственность перед ресурсоснабжающей организацией (РСО). Если домом управляли ТСЖ или управляющая организация, то они обязаны были заключить с РСО договор, приобрести коммунальный ресурс, как на индивидуальные, так и общедомовые нужды, оплатить его в полном объеме по установленному тарифу, по этому же тарифу начислить и собрать с граждан плату за коммунальные услуги, понести связанные с этим расходы, а затем перечислить полученные деньги в РСО, в том числе оплатить задолженность населения.

— У собственников была возможность только осуществлять прямые расчеты с РСО. На Дальнем Востоке, в том числе в Хабаровском крае в большинстве случаев существовала схема прямых расчетов за коммунальные услуги, но не договоров. РСО напрямую выставляла квитанции потребителям и получала от них плату, минуя счета управляющей организации или ТСЖ. Однако, если от населения платежи поступают не в полном объеме, то РСО вправе взыскать разницу с управляющих организаций и ТСЖ, — отметила Ольга Беленькая, генеральный директор СРО НП «ЖКХ-Групп».

Права собственников

Теперь собственники на общем собрании вправе принять решение о заключении от своего имени договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления с ресурсоснабжающими организациями и договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с региональным оператором по обращению с ТКО. Инициатор общего собрания обязан передать копии протоколов и решений собрания в РСО, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми граждане планируют заключить договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг.

Права РСО

Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО тоже получили право перейти на прямые договоры с собственниками при условии если у управляющей организации или ТСЖ имеется подтвержденная ими или судом задолженность по договору ресурсоснабжения равная или превышающая две среднемесячные величины обязательств по оплате независимо от факта её погашения в последующем, за исключением полного её погашения до вступления в силу судебного акта. В данном случае РСО, региональный оператор по обращению с ТКО вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенного договора и заключить договор с собственниками. О своем отказе РСО обязана уведомить лицо, осуществляющее управление МКД, орган госжилнадзора субъекта РФ и собственников. Договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальной услугой потребителям и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества.

Порядок заключения договора

Согласно вступившему в силу закону, договор заключается одновременно со всеми собственниками помещений в МКД по типовой форме, утвержденной Правительством РФ. При этом заключение договора в письменной форме не требуется.

Если договор заключен по решению общего собрания собственников, то он вступает в силу с даты, определенной в решении ОСС. По решению РСО, регионального оператора по обращению с ТКО данная дата может быть перенесена не более чем на три календарных месяца.

— Если РСО или региональный оператор по обращению с ТКО хотят изменить дату вступления в силу решения, принятого собственниками на общем собрании, то им необходимо, в течение пяти дней с момента получения копий протоколов и решений общего собрания, уведомить об этом инициатора собрания, — отметила Ольга Беленькая, генеральный директор СРО НП «ЖКХ-Групп».

Если же договор заключается по инициативе РСО, то он вступает в силу по истечении 30 дней с даты направления уведомлению лицу, осуществляющему управление домом.

Важно!

Обращаем внимание, что изменения не распространяются на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (холодная вода, горячая вода, электроэнергия, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном дом). Предоставление таких ресурсов относится к жилищным услугам, начисление и сбор платы за которые осуществляют управляющие организации, ТСЖ.

Для домов с непосредственным способом управления также ничего не изменилось. В этом случае ресурсоснабжающая организация в комплексе на прямую предоставляет потребителям как коммунальные услуги, так и коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества, начисляет и собирает плату за них.

Новые полномочия муниципалитета

Еще одно интересное изменение касается ситуаций, когда собственники на общем собрании не принимают решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. В этом случае, размер такой платы, а также предельный индекс её изменения установит орган местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утверждаемых Минстроем России.

Закон определяет общие принципы перехода на прямые договоры. Для его полноценной реализации дополнительно должны быть внесены изменения в ряд постановлений Правительства РФ, Минстроем России утверждены методические рекомендации.

Ссылка на основную публикацию