Закон о лицензировании управляющих компаний одобрен Советом Федерации

Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ

21 июля 2014 года, Президентом нашей страны В.В. Путиным был подписан Федеральный закон о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Сам закон называется немного иначе, а именно – Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ – “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”.

Изменения этим Федеральным законом вносятся в следующие нормативно-правовые акты:

1. Жилищный кодекс РФ
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
4. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”
5. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”
6. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”
7. Федерального закона от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Рассмотрим по порядку, что же влечет за собой введение в действие этого федерального закона.

Закон обязывает организации, в лице юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Сам закон вступает в силу с 01 сентября 2014 года, за исключением отдельных пунктов, а вот лицензию организации должны получить до 01 мая 2015 года. Причем, организации, не получившие лицензию до вышеуказанного срока, не будут допускаться до осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионный контроль будут осуществлять органы государственного жилищного надзора.

Лицензия будет выдаваться без ограничения срока её действия, и будет действовать только в том субъекте Российской Федерации, органами государственного жилищного надзора которыми она выдана.

Основные условия получения лицензии:

Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории РФ, организациям, зарегистрированным на территории иностранных государств, лицензия выдаваться не будет.

Кроме того, обязательным для должностного лица организации, которая собирается получить лицензию, является наличие квалификационного аттестата, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, преступления средней тяжести или особо тяжкие преступления, а также его отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц. Получение квалификационного аттестата, который выдается на 5 лет, предполагает сдачу квалификационного экзамена. Порядок проведения и определения результатов квалификационного экзамена будут определяться органами исполнительной власти, в законе об этих порядках положения отсутствуют на данный момент.

Отказать в предоставлении лицензии организациям лицензионная комиссия может при предоставлении недостоверной или искаженной информации, а также при несоответствии организации лицензионным требованиям. Заявление на получение лицензии рассматривается комиссией в течение 30 дней, затем дается мотивированное предложение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами либо об отказе в её предоставлении.

Где будут содержаться сведения:

Сведения о наличии лицензий, выданных организациям, информация об адресах многоквартирных домов, которые находятся в управлении организаций на основании лицензии, а также сведения об аннулировании лицензий должны содержаться в реестрах лицензий субъектов РФ, а также в федеральном реестре.

Данная информация должна быть открыта для всеобщего ознакомления и размещена на официальных сайтах органов государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Случаи аннулирования лицензии:

Следует отметить, что для организаций получение лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами – ещё половина дела. Очень важно, управляя многоквартирным домом, такую лицензию не потерять.

Так, законом предусмотрено, что при наличии у организации или у должностного лица в течение календарного года двух или более административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органами государственного жилищного надзора, в отношении многоквартирного дома, такой дом может быть исключен из реестра лицензий субъекта РФ.

Несмотря на это, собственники помещений вправе в течение 2 месяцев со дня информирования об основаниях исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, принять решение о продолжении управления их многоквартирным домом организацией, которая ранее обслуживала их дом, и из списка которой в реестре лицензий, он был исключен. Копия протокола общего собрания собственников с таким принятым решением должна быть направлена в органы государственного жилищного надзора в течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола.

Но исключение одного многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта РФ ещё не является самым страшным для организации, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Полученная не без особого труда лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления органов государственного жилищного надзора, составленного по решению лицензионной комиссии.

Основанием для решения лицензионной комиссии о подаче заявления в суд об аннулировании лицензии у организации является исключение из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, площадь которых составляет пятнадцать или более процентов от общей площади многоквартирных домов, которые находились в управлении у организации.

Наказание и штрафы за неисполнение закона:

Ещё одним немаловажным моментом в законе являются положения о размере штрафов за неисполнение данного закона. Так, например, осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом без лицензии будет наказываться штрафом в размере – для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для индивидуальных предпринимателей – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, и для юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Кроме того, административное наказание может быть применено и в отношении членов лицензионной комиссии. Так, необоснованное принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии влечет наложение штрафа для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Основные выводы:

Рассмотрев основные положения закона о лицензировании организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, сложно пока ещё сделать вывод, насколько вступление этого закона благоприятно отразится на качестве услуг, предоставляемых такими организациями. А ведь основное назначение этого закона заключается именно в этом – оставить на рынке обслуживающих организаций только те компании, которые добросовестно, качественно и квалифицировано оказывают услуги по управлению многоквартирными домами.

Несомненно, это значительно усложняет жизнь тем организациям, которые постоянно собирали бесконечное множество нарушений и штрафов, не замечая их и оплачивая их за счет собственников помещений. Собственникам предоставлено право самим решать оставить эту управляющую компанию или отказаться от неё на основании исключения их дома их реестра лицензий субъекта РФ, но здесь также нельзя сидеть, сложа руки, а нужно проводить собрание и принимать решения.

Стоит отметить, что большая доля ответственности и результаты действия этого закона ложится на плечи органов государственного жилищного надзора, которые обязали осуществлять выдачу или аннулирование лицензий и вести лицензионный контроль.

17.07.2014 | Лицензирование ЖКХ. Формируем «черные списки»

Итак, очередные поправки в Жилищный Кодекс, направленные, по мнению думского большинства и Минстроя России, на улучшение ситуации в сфере управления многоквартирными домами, 04 июля 2014 года приняты Государственной Думой в третьем чтении и уже 09 июля одобрены Советом Федерации. На встрече с членами Общественной палаты президент РФ Владимир Путин дал понять, что он закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», более известный как « Закон о лицензировании ЖКХ » , уже подписал. Теперь остаётся только дождаться обнародования этого законодательного акта, его вступления в силу и определения Правительством РФ порядка его реализации. После чего по всей территории России начнётся такой долгожданный для многих политиков процесс – лицензирование управляющих компаний ЖКХ.

Принятый закон предусматривает, что управляющая организация, не исполнившая два раза в течение года по одному многоквартирному дому предписания, выданные жилищной инспекцией, и получившая соответствующее административное наказание в судебном порядке, лишается права управлять этим домом. А если управляющая компания потеряла право управлять на этом основании более чем 15 процентами общей площади домов, внесённых в соответствующий реестр в процессе лицензирования, жилищная инспекция обязана подать в суд иск об аннулировании лицензии, и в этом случае УК на три года лишается права заниматься деятельностью по управлению многоквартирными домами. А ее руководитель попадает в соответствующий федеральный реестр, который профильный российский министр Александр Михайлович Мень не случайно называет «черным списком», и так же лишается права заниматься этим видом деятельности в ближайшие три года.

В условиях, когда документ пока официально не опубликован в качестве Закона, обязательного для исполнения, попробуем оценить возможные последствия введения предложенных механизмов лицензирования управляющих компаний как средства борьбы с их «недобросовестной» деятельностью. Поскольку понятие «совесть» больше относится к морали и этике, а управление жилой недвижимостью является видом экономической деятельности, проанализируем, какие процессы в обществе может активизировать подобный Закон на уровне муниципальных образований.

Текущее состояние сферы управления жильём известно всем. Жилищным Кодексом на управленцев возложена обязанность в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества «в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации» (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

Извините за столь подробное цитирование Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…», но напомнить Вам о его содержании с целью объективного понимания ситуации считаю необходимым.

Однако, в 100 случаях из 100 данная обязанность не подкреплена экономически обоснованным и утверждённым общим собранием собственников жилья размером платы за содержание и ремонт обще домового имущества.

Подававший надежды на уменьшение размера обязательств управляющей организации перед собственниками, а позже утверждённый Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290, так называемый минимальный перечень услуг и работ по содержанию общего имущества, сформированный по принципу — осмотрите дом и устраните все выявленные недостатки, при ближайшем рассмотрении превращается в Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Требовать исполнения именно этого документа в условиях «размытого» понятия «надлежащее состояние» вправе (и это подтверждено обширной судебной практикой) работники контролирующих и надзорных органов и при отсутствии нововведений в виде лицензирования сферы ЖКХ. Найдите в России построенный более 30 лет назад многоквартирный дом (а таких – подавляющее большинство), «архитектурный облик которого соответствует проектной документации для его строительства», и в связи с этим отсутствуют основания для привлечения управдома к административной ответственности – и я признаю, что неправ.

Читайте также:  Многодетным семьям в Саратове выделили землю, непригодную для строительства

Поверьте, методов и санкций для уничтожения управляющих компаний как субъектов экономической деятельности у власти было вполне достаточно. Отсутствовал лишь механизм их устранения с рынка управления жильём, поскольку в процессе не прекращающейся череды банкротств, вызванных в основном несовершенством и противоречивостью законодательства в жилищно-коммунальной сфере, несвоевременными платежами населения за услуги на фоне принимаемых ресурсоснабжающими организациями экономических санкций за не оплату в полном объёме полученных управляющей организацией коммунальных ресурсов, в том же составе они возрождались в форме новой компании, с которой, как ни странно, собственники снова заключали договор управления.

Теперь этот механизм найден. Кто-то «отсеется» как личность на этапе сдачи квалификационных экзаменов, ряд организаций не пройдут процедуру лицензирования. И это случится уже к маю 2015 года. При этом как-то само собой получилось, что признавая публично факт дефицита специалистов в жилищно-коммунальной сфере в объёме 70 % от их потребности, на фоне по сути отсутствующей системы профессиональной подготовки кадров и даже необходимого количества квалифицированных преподавателей для её создания, государство поставило действующих управдомов в положение военспецов времён гражданской войны накануне неминуемого расстрела за не разделение сомнительных местнических идеалов ЖКХ.

Прошедшие намеченную «зачистку» будут искать возможности выживания на рынке в новых условиях.

До недавнего времени они были связаны с переходом собственников к непосредственному управлению домом и заключением договора на содержание и ремонт жилья с управляющей организацией, однако в рамках обсуждаемого нами закона планируется уничтожить данную форму управления в домах с количеством квартир более 16 уже к апрелю будущего года (п.5 ст.7 Закона о лицензировании ЖКХ). Да и собственники жилья, испытавшие всю прелесть прямых отношений с бюрократической машиной ресурсоснабжающих организаций, уже не столь философски относятся к данной форме управления жильём.

Можно попытаться в условиях снимаемых законом о лицензировании ЖКХ ограничений по количеству квартир в «многодомных», расположенных на смежных земельных участках ТСЖ пойти по пути, пройденному Остапом Бендером в процессе создания фирмы «Рога и Копыта», формируя фиктивные товарищества с правлениями, которые в условиях действующего законодательства серьёзной ответственности за результаты хозяйственной деятельности реально не несут, тем более что определённый опыт создания подобных органов управления в процессе шестилетнего исполнения регионами условий для предоставления средств на капитальный ремонт многоквартирных домов из Фонда содействия реформирования ЖКХ во многих муниципалитетах приобретён. На первый взгляд, идея покажется Вам несколько утопичной. Однако в условиях, когда управляющие компании, как правило, работают на территориях целых микрорайонов, и часто, несмотря на шумиху в прессе, пользуются доверием населения, при тщательной проработке темы она вполне может быть «вписана» в действующую законодательную базу и реализована в форме экономической модели, значительно сглаживающей прогнозируемые дополнительные риски деятельности УК, связанные с реализацией закона.

Более того, при правильно сформированных договорных отношений между подобными ТСЖ и управляющими компаниями в значительной мере уменьшатся проблемы УК как в части оплаты «сверхнормативного» общедомового потребления ресурсов, так и в части долгов за ресурсы при не оплате услуг населением.

Естественно, реализация подобных схем по определённым причинам, в процессе возможного изменения названия ТСЖ с «Василька» на «Ромашку», существенно ударит по экономическим интересам ресурсоснабжающих организаций, однако в условиях рыночной экономики каждый участник рынка вправе предпринимать все предусмотренные Законом действия для сохранения собственного бизнеса.

Ещё один способ самосохранения управляющей компании – в непопулярной в глазах населения, а потому плохо проходной, попытке утвердить на собраниях собственников жилья ту самую, продекларированную в Жилищном Кодексе, соответствующую перечню необходимых работ по содержанию и ремонту общедомового имущества плату, предусмотрев в её составе в форме дополнительной рентабельности в том числе экономические риски, связанные с предоставлением коммунальных услуг в доме. К этому, к сожалению, не готовы собственники. Ни финансово, несмотря на статистические отчёты, стабильно отражающие неуклонный рост благосостояния наших граждан, ни морально, поскольку в ходе бесконечных и часто беспочвенных политических «накатов» на управляющие компании на различных уровнях власти населению постоянно внушают идею о высокой доходности деятельности по управлению жильём.

Есть и иные способы выживания, пока существуют три основных вида почвы для взращивания коррупции на жилищно-коммунальном поле: тарифное регулирование, контроль деятельности и распределение сегментов рынка. С людьми, которым в рамках развития и реализации рассматриваемого законопроекта на региональном и муниципальном уровне будет поручено карать и миловать, устранять с рынка управления жильём несговорчивых (статья есть, а человек найдётся) либо даровать в управление квадратные метры «особам приближенным», закрывая затем глаза на качество их работы, вести диалог и договариваться на определённых условиях о формах взаимодействия вполне возможно. Сам размер предложенных в законопроекте санкций за нарушения лицензионных требований и правил управления жильём — штрафы для должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей, дисквалификация на три года; штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 100 до 250 тысяч рублей с их увеличением при определённых обстоятельствах до 500 тысяч рублей, дисквалификация индивидуальных предпринимателей на три года (за поддержку предпринимательства в жилищной сфере депутатам отдельное «спасибо»!) — поневоле заставляет задуматься об экономической целесообразности теневых отношений управляющих организаций с представителями государственных и муниципальных структур.

В отдельных регионах уже предприняты попытки вхождения на рынок управления жильём структур, открыто представляющих интересы любимых властью и потому бесконтрольных ресурсоснабжающих компаний. При этом с поставленной перед ними задачей по увеличению объёма реализуемых коммунальных услуг населению в интересах номинальных хозяев они справятся достаточно успешно.

Возможно, я сгущаю краски, но мне кажется, что идея о лицензировании управляющих компаний ЖКХ в составе данного закона превращена, по сути, в механизм уничтожения добросовестной конкуренции в жилищной сфере, передела рынка и укрупнения отдельных управляющих компаний до размеров монополистов на фоне возможного расцвета коррупции и неизбежного роста платы как за содержание и ремонт жилья, так и за коммунальные услуги. Планируемое деление на «добросовестных» и «недобросовестных» во многих случаях будет подменено делением на «своих» и «чужих».

Может быть, прописанный в законе о лицензировании ЖКХ механизм наложения вето собственников на решение об исключении дома из реестра лицензий и судебный порядок аннулирования лицензии несколько сгладят ситуацию.

Тем не менее, между наковальней непомерных штрафов за неисполнение пока неисполнимого надлежащего содержания общедомового имущества в пределах установленных на собраниях собственников жилья платежей и молотом общественного мнения, провоцируемого прописанной между строк законопроекта неизбежностью их повышения, при одновременном введении взносов на капитальный ремонт, выживание небольших управляющих компаний вряд ли возможно.

Монополизация любого рынка, как правило, связана с ростом цен на товары и услуги. В конечном итоге при развитии ситуации в процессе реализации принятого закона о лицензировании ЖКХ по описанному мною сценарию (а он, согласитесь, возможен в отдельных муниципальных образованиях), за реформаторские идеи, превращённые в Закон, платить, как всегда, придётся собственникам помещений в каждом многоквартирном доме.

Лицензионные требования к управляющим компаниям

Сегодня поговорим о том, какие лицензионные требования выдвигаются к лицензиатам (в нашем случае к управляющим компаниям), чем они регламентированы и что следует соблюдать, чтобы не попасть под штрафы и дисквалификацию. Если вы читаете эту статью, значит вы уже прошли лицензирование и осуществляете свою деятельность по управлению МКД либо только собираетесь заняться этим вопросом.

Напоминаем, что нарушение лицензионных требований может иметь для вас и вашей управляющей компании самые негативные последствия, поэтому нужно знать и отвечать требованиям закона.

Законотворчество

Настоящие лицензионные требования составлены на основе следующих нормативно-правовых актов:

  • Жилищного Кодекса РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ №384 «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г.;
  • ФЗ от №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г.;
  • ФЗ от №209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 г.;
  • «Правил содержания общего имущества в МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
  • «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», что следует из Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
  • «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД», одобренного Постановлением Правительства РФ №731 от 23.09.2010 г. (о чем мы писали в одноименной статье);
  • «Правил предоставления коммунальных услуг жильцам МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.;
  • «Правил, обязательных при заключении УК, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №124 от 14.02.2012 г.;
  • «Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимых для предоставления КУ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №253 от 28.03.2012 г.;
  • «Правил противопожарного режима в РФ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №30 от 25.04.2012 г.;
  • «Правил предоставления органам местного самоуправления информации поставщиками ресурсов, необходимых для предоставления КУ, и (или) оказывающими коммунальные услуги либо услуги/работы по содержанию и ремонту общего имущества жильцов в МКД», которые утверждены Постановлением Правительства РФ №1468 от 28.12.2012 г.;
  • «Минимального перечня услуг и работ, а также правил предоставления услуг и оказания работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 г.;
  • «Правил осуществления деятельности по управлению МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №416 от 15.05.2013 г.;
  • «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении КУ по газоснабжению», описанных в Постановлении Правительства РФ №410 от 14.05.2013 г.;
  • «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г.;
  • «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в соответствии с Постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003 г.;
  • «Методических рекомендаций по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом ГЖН субъекта РФ», содержащихся в Приказе Минстроя России №657/пр от 28.10.2014 г.

Предмет лицензионного контроля

Теперь осталось понять, что является объектом или предметом лицензионного контроля со стороны контролирующих органов. Согласно последнему пункту предыдущего раздела, предметом лицензионного контроля служат следующие сведения, содержащиеся в документах лицензиата:

  1. информация об осуществляемой деятельности;
  2. предпринимаемые меры по соблюдению лицензионных требований (в помощь вам наш вебинар);
  3. принимаемые меры по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений.

Итак, согласно пункту 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г., под лицензионными требованиями понимают:

  • Соблюдение предписаний, указанных в ч.2 ст.162 ЖК РФ, согласно которым УК при управлении МКД берет на себя обязательства и несет ответственность перед жильцами этого дома за:
  1. предоставление услуг и/или выполнение работ, которые гарантируют надлежащее содержание общего имущества в МКД
  2. обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и/или выполняемых работ надлежащему уровню содержания общего имущества в МКД, а также требованиям техрегламентов и установленных Правительством РФ правил его содержания
  3. гарантированное соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления КУ жильцам МКД, установленных Правительством РФ
  • Исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч.2.ст.162 ЖК РФ, в которой говорится, что на основе этого документа управляющая компания по заданию жильцов, органов управления ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в течение оговоренного срока за плату обязуется:
  1. выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД
  2. оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД
  3. предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД
  4. осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом
  • Соблюдение предписаний, предусмотренных ч.1.ст.193 ЖК РФ, включает в себя:
  1. требования лицензионного контроля к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 Жилищного Кодекса, то есть, управляющая компания должна предоставить свободный доступ к сведениям об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и условиях их предоставления и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации по 731 Постановлению, о чем мы подробнее писали в другой статье
  2. наличие у должностного лица (лицензиата) квалификационного аттестата ( о том, как его получить, читайте в нашей статье)
Читайте также:  Приобрести жилье в кредит могут около 30% российских семей

Итак, мы перечислили все лицензионные требования, которым нужно следовать при осуществлении деятельности по управлению МКД. В последующих статьях мы подробнее остановимся на каждом из них.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь!

Минстрой опубликовал законопроект о лицензировании УК в ЖКХ

Министерство строительства и ЖКХ РФ опубликовало на своем сайте законопроект о лицензировании управляющих компаний в ЖКХ (Закон о лицензировании управляющих компаний), который предполагает обязательное получение лицензии управляющими организациями многоквартирных домов, прохождение их руководителями квалификационных экзаменов и устанавливает штрафы за управление домами без лицензии.

Ранее глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что до 1 июля 2014 года планируется принять все нормативно-правовые и подзаконные акты относительно лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Как будут выдавать лицензии

Согласно законопроекту, опубликованному на сайте Минстроя, Жилищный кодекс РФ планируется дополнить разделом о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

“Деятельность по управлению многоквартирными домами и по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии, выдаваемой органом государственного жилищного надзора субъекта РФ”, – говорится в нем.

Планируется, что федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2014 года. При этом управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы обязаны получить лицензию до 1 мая 2015 года. После этой даты управление многоквартирными домами без лицензии не допускается.

В документе указывается, что лицензия будет предоставляться без ограничения срока ее действия и действовать на территории только того субъекта РФ, где ее выдали. В приложении к лицензии будут указаны адреса всех домов, которыми управляющей компании разрешено управлять. Принять решение по вопросу выдачи лицензии орган Госжилнадзора должен будет в течение 30 дней с момента обращения УК.

При этом лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа УК, должны будут получать квалификационный аттестат, для чего им предстоит сдавать квалификационный экзамен. Власти РФ создадут сводные федеральные реестры лицензий и дисквалифицированных лиц, следует из проекта закона.

Причины отказа в выдаче лицензии

Как указывается в документе, управляющей организации могут отказать в предоставлении лицензии, если у ее должностного лица есть неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие преступления, если у него нет квалификационного аттестата или если должностное лицо фигурирует в реестре дисквалифицированных лиц.

Также органы Госжилнадзора вправе не давать лицензию, если компания или ее должностное лицо за предыдущий год не исполнила три и более предписания органа Госжилнадзора.

Кроме того, в лицензии будет отказано, если в отношении УК возбуждено производство по делу о банкротстве или если она находится в процессе ликвидации. Планируется, что лицензию также не смогут получить организации, зарегистрированные за рубежом.

Как будут контролировать УК

Если орган Госжилнадзора в ходе плановой или внеплановой проверки выявил, что УК нарушила лицензионные требования или требования законодательства, он должен направить УК предписание об устранении нарушений со сроком исполнения не более чем два месяца, отмечается в законопроекте.

Причем руководство органа Госжилнадзора несет административную или уголовную ответственность, если по итогам проверки не было выдано предписание об устранении нарушений, которые впоследствии принесли вред жизни, здоровью или имуществу физических лиц.

В соответствии с предложениями авторов закона, управляющую организацию будут лишать права управлять домом, если за год было два раза назначено административное наказание за нарушения, допущенные при управлении многоквартирным домом.

За что будут лишать лицензии

Также по решению суда лицензия может быть аннулирована. Согласно законопроекту, орган Госжилнадзора обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии, если УК допустила за год по два нарушения в 15% домов, которыми управляет компания.

После подачи заявления в суд о лишении УК лицензии орган Госжилнадзора должен приостановить действие лицензии, уведомить об этом УК и местные власти, а также проинформировать жильцов домов, которыми управляет эта компания, и ресурсоснабжающие организации, указывается в документе.

В нем отмечается, что с момента приостановления действия лицензии и до вступления в силу решения суда об аннулировании лицензии, деятельность по управлению домами осуществляет та же управляющая организация, но при этом расчеты за поставленные коммунальные услуги осуществляются гражданами напрямую с ресурсоснабжающими организациями.

Лицензирование для ТСЖ

При этом, говорится в законопроекте, товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, созданный жильцами двух и более многоквартирных домов, тоже должны получать лицензию.

Квалификационный аттестат должен будет получать председатель правления ТСЖ или жилищного кооператива. Если лицензия ТСЖ будет приостановлена или аннулирована, общее собрание членов товарищества должно в течение десяти рабочих дней переизбрать председателя правления ТСЖ, или заключить договор управления домом с УК, имеющей лицензию, или изменить способ управления многоквартирным домом, следут из документа.

В то же время, согласно проекту, не нужна лицензия тем ТСЖ, которые созданы жильцами одного дома или нескольких домов, расположенных на участках, имеющих общую границу и в пределах которых имеются инженерные сети и другая инфраструктура, предназначенная для обслуживания более чем одного дома.

Штрафы

Одновременно, отмечается в проекте закона, планируется внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии влечет наложение штрафа на ТСЖ в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, а на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Аналогичные штрафы предусмотрены за нарушение требований к порядку осуществления расчетов за коммунальные ресурсы и за нарушение требований законодательства РФ к порядку осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, добавляется в документе.

kirov-sud.ru

Процедура прохождения лицензирования управляющими компаниями в сфере ЖКХ в 2020 году


Начиная с мая 2015 года жизнь организаций, занимающихся управлением в сфере ЖКХ, значительно усложнилась. Ужесточились и требования, предъявляемые к УК. Теперь деятельность подобных организаций подлежит обязательному лицензированию. Без действующей лицензии на обслуживание и управление многоквартирными домами работать они не имеют право.

В сентябре 2014 года начал свое действие Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №255-ФЗ, который внес некоторые дополнения в положения Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности он направлен на ужесточение требований к компаниям, осуществляющим .

17.07.2014 | Лицензирование ЖКХ.

Итак, очередные поправки в Жилищный Кодекс, направленные, по мнению думского большинства и Минстроя России, на улучшение ситуации в сфере управления многоквартирными домами, 04 июля 2014 года приняты Государственной Думой в третьем чтении и уже 09 июля одобрены Советом Федерации.

Подписаны законы о наемных домах и лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ

Анонсы 17 июля 2020 Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Президент РФ Владимир Путин подписал два федеральных закона, которые в перспективе должны существенным образом сказаться на российской сфере ЖКХ.

Подводные камни закона о лицензировании деятельности управляющих компании в сфере ЖКХ

Анонсы 17 июля 2020 Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ».

8 сентября 2014

1 сентября вступил в силу (далее – Закон), предусматривающий ужесточение требований к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами. Так, с 1 января 2015 года для них вводится административная ответственность, в частности, за нарушение правил осуществления

Квартал событий

Содержание Порядок проведения лицензионного контроля по-прежнему неясен. Кроме того, ряд специалистов жилищной сферы вообще решили, что никакого надзора в отношении организаций, получивших лицензию на управление многоквартирными домами, осуществляться не будет.

На такую мысль их навела внесенная федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ в ЖК РФ норма, а именно: пункт 7 статьи 20 ЖК РФ, который устанавливает:

«Государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление»

Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ 2020 год

› Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ введено Федеральным законом от 21.07.2014 г.

№ 255-ФЗ. Согласно Закону деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии, за исключением случая ее осуществления ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

К лицу, претендующему на получение лицензии, установлены следующие требования: Организация или ИП должны быть зарегистрированы на территории РФ. У должностного лица организации или ИП должен быть квалификационный аттестат.

Квалификационный аттестат выдается сроком на 5 лет по результатам экзамена, которое сдает должностное лицо соответствующей лицензионной комиссии, созданной субъектом РФ. Для сдачи экзамена нужно ответить на 100 вопросов за 2 часа.

Как минимум 86 ответов должны быть правильными.

Потренироваться в прохождении экзамена можно на бесплатном онлайн тренажере здесь .

Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г.

«О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»

25 декабря 2015 г., 13 сентября 2020 г. В соответствии с Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее — Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций);

Порядок лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ

› › Обязательность лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (далее МКД) была введена Федеральным законом № 255 от 21.07.2014.

До этого работа таких организаций не требовала получения отдельного разрешения. О получение лицензии для управляющей компании ЖКХ, читайте далее.Деятельностью по управлению многоквартирным домом считается работа по обслуживанию данного объекта, оказанию услуг и выполнению работ, заказчиками которых являются собственники помещений, в них расположенных. Деятельность фирм в этой области и ранее регулировалась достаточно серьезно.Уже давно приняты и остаются актуальными такие нормативно — правовые акты, регламентирующие работу управляющих компаний (далее УК) как:

07.07.2014 | лицензирование уо жкх

4 июля 2014 года гд рф приняла в третьем, окончательном чтении один из важнейших законов в жилищной сфере – закон «о внесении изменений в жилищный кодекс российской федерации, отдельные законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов российской федерации», более известный как деятельности по управлению многоквартирными домами.

9 июля закон был одобрен советом федерации и в настоящее время ожидает подписания президентом рф. закон устанавливает обязательность проведения лицензирования всех организаций, управляющих многоквартирными домами.

Читайте также:  Водопроводные очистные сооружения Ульяновска работают в штатном режиме

процесс лицензирования предполагается начать с 1 сентября 2014 года и провести его в два этапа.

src> 07.07.2014 | лицензирование уо жкх

4 июля 2014 года гд рф приняла в третьем, окончательном чтении один из важнейших законов в жилищной сфере – закон «о внесении изменений в жилищный кодекс российской федерации, отдельные законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов российской федерации», более известный как деятельности по управлению многоквартирными домами.

9 июля закон был одобрен советом федерации и в настоящее время ожидает подписания президентом рф. закон устанавливает обязательность проведения лицензирования всех организаций, управляющих многоквартирными домами.

процесс лицензирования предполагается начать с 1 сентября 2014 года и провести его в два этапа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ

Одной из форм административно-правового регулирования функционирования паевых инвестиционных фондов является лицензирование деятельности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в п. 2 ст. 1 предусматривает, что его действие не распространяется на деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Порядок лицензирования указанной выше деятельности регламентируется Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее по тексту – Закон).

Пункт 2 ст. 10 Закона устанавливает, что ни одно лицо, за исключением управляющей компании паевого инвестиционного фонда, не вправе привлекать денежные средства и иное имущество, используя слова «паевой инвестиционный фонд» в любом сочетании. Пункт 3 ст. 38 Закона гласит, что доверительное управление паевым инвестиционным фондом может осуществляться только на основании лицензии управляющей компании.

Основные положения, регламентирующие лицензирование управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, содержатся в Федеральном законе «Об инвестиционных фондах». Кроме того, нормы, касающиеся порядка и условий лицензирования управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, содержатся в иных нормативных правовых актах.

В ст. 60.1 Закона устанавливается, что лицензия управляющей компании предоставляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральная служба по финансовым рынкам – ФСФР) без ограничения срока действия указанных лицензий. Норма о выдаче лицензии без ограничения срока действия при первичном лицензировании введена Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ранее при первичном лицензировании управляющей компании выдавалась лицензия сроком на пять лет с возможностью последующего продления без ограничения срока действия.

Для получения лицензии соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным условиям. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» выделяет пять лицензионных условий, которым должен соответствовать соискатель лицензии.

Первое условие – это требование к организационно-правовой форме управляющей компании. В соответствии с п. 1 ст. 38 Закона управляющей компанией может быть только созданное в соответствии с законодательством акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

Второе условие – это требование к учредителям управляющей компании. В соответствии с Законом лицом, владеющим (осуществляющим доверительное управление) пятью и более процентами обыкновенных акций (долей) управляющей компании, не может быть: 1) юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации; 2) юридическое лицо, у основных либо преобладающих обществ которого за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации; 3) физическое лицо, которое осуществляло функции единоличного исполнительного органа или входило в состав коллегиального исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет; или в отношении которого не истек срок, в течение которого оно считается подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации; или имеющее судимость за умышленные преступления. Данное условие направлено на защиту интересов инвесторов и на недопущение лиц и организаций, грубо нарушавших в прошлом законодательство, к осуществлению деятельности управляющей компании.

Третье условие – к размеру собственных средств управляющей компании. В соответствии с п. 6 ст. 38 Закона размер собственных средств управляющей компании должен соответствовать требованиям нормативных правовых актов ФСФР. С 1 января 2009 г. Приказом ФСФР от 24.04.2007 N 07-50/пз-н «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» установлен норматив достаточности размера собственных средств для управляющей компании паевого инвестиционного фонда в размере 40 млн. руб. Высокий размер собственных средств создает определенный барьер для доступа на рынок ценных бумаг недобросовестных управляющих компаний.

Четвертое условие – это требование к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа и контролеру (руководителю и сотрудникам службы внутреннего контроля). В соответствии с Законом перечисленные выше должности не могут занимать:

1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет;

2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

3) лица, имеющие судимость за умышленные преступления.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, должно иметь высшее профессиональное образование и соответствовать установленным ФСФР квалификационным требованиям и требованиям к профессиональному опыту. Что касается квалификационных требований, то они устанавливаются нормативно-правовыми актами ФСФР и в настоящий момент действует Приказ ФСФР N 05-17/пз-н от 20.04.2005 «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка», в соответствии с которым квалификационными требованиями для лиц, осуществляющих руководство, являются наличие квалификационного аттестата по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемому организацией, наличие высшего образования, отсутствие факта аннулирования квалификационного аттестата, наличие опыта работы в должности руководителя отдела или иного структурного подразделения организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, саморегулируемой организации, объединяющей организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций, ФКЦБ, Федеральной службы, их территориальных органов, Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ, Центрального банка РФ, в должностные обязанности которого входило принятие (подготовка) решений по вопросам, непосредственно связанным со специализацией в области финансового рынка, – не менее одного года.

Пятое лицензионное условие – это условие к организации внутреннего контроля. В соответствии с п. 16 ст. 38 Закона внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (контролером) или отдельным структурным подразделением управляющей компании. Контролер назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета), а при его отсутствии – решения общего собрания акционеров (участников) управляющей компании. Контролер подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию акционеров (участников) управляющей компании. Контролер должен соответствовать тем же требованиям, что и лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании. Правила организации и осуществления внутреннего контроля в управляющей компании утверждаются советом директоров (наблюдательным советом), а при его отсутствии – общим собранием акционеров (участников) управляющей компании и подлежат регистрации в ФСФР.

В ранее действовавшей редакции Закона «Об инвестиционных фондах» содержалось лишь указание на то, что управляющая компания вправе осуществлять деятельность по доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами только на основании соответствующей лицензии, а порядок лицензирования был закреплен в Положении о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 432 от 14.07.2006. В действующей редакции Закона «Об инвестиционных фондах» перечислены лицензионные условия, перечень документов, необходимых для получения лицензии. В то же время в пп. 9 п. 5 ст. 60.1 Закона установлено, что соискатель лицензии представляет иные подтверждающие соблюдение лицензионных условий документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральной службой по финансовым рынкам был утвержден Приказ от 7 февраля 2008 г. N 08-4/пз-н «О лицензировании деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию». Данным Приказом утверждены формы документов, представляемых соискателем лицензии, порядок предоставления документов, порядок переоформления лицензии, сроки рассмотрения заявления о выдаче лицензии, порядок рассмотрения документов об отказе от лицензии, порядок ведения реестра лицензий.

Так, на первой стадии разрешительного производства при лицензировании для подтверждения соответствия перечисленным выше лицензионным условиям соискатель лицензии представляет в центральный аппарат Федеральной службы по финансовым рынкам следующие документы:

1) заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии по форме, установленной ФСФР;

2) нотариально удостоверенные копии учредительных документов соискателя лицензии;

3) документ, подтверждающий факт внесения сведений о соискателе лицензии в Единый государственный реестр юридических лиц, или его нотариально удостоверенную копию;

4) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего постановку соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

5) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих избрание (назначение) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, лиц, являющихся членами совета директоров (наблюдательного совета), и лиц, являющихся членами коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

6) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;

7) сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, членах совета директоров (наблюдательного совета), членах коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии, а также копии документов, подтверждающих соблюдение требований (в том числе квалификационных требований), предъявляемых к указанным лицам в соответствии с Законом;

8) расчет размера собственных средств соискателя лицензии, произведенный в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФСФР;

9) сведения о лицах, являющихся собственниками или доверительными управляющими пятью или более процентов обыкновенных акций (долей) соискателя лицензии, а также о лицах, являющихся основными и дочерними либо преобладающими и зависимыми по отношению друг к другу, которые совместно владеют (осуществляют доверительное управление) пятью или более процентами обыкновенных акций (долей) соискателя лицензии (состав этих сведений и форма их представления устанавливаются ФСФР);

10) сведения о контролере (руководителе и сотрудниках службы внутреннего контроля) соискателя лицензии;

11) правила внутреннего контроля, утвержденные в соответствии с Законом;

12) правила внутреннего контроля, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в двух экземплярах) в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В заключение хотелось бы остановиться на некоторых моментах. Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены значительные изменения в порядок лицензирования управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Так, как уже было отмечено выше, ранее лицензирование осуществлялось на основе постановления Правительства. Сейчас все основные положения о лицензировании содержатся в Федеральном законе «Об инвестиционных фондах». Так, теперь лицензионные условия закреплены в Законе, и перечень их расширен. Добавлены лицензионные условия о соответствии требованиям Закона учредителей (участников) соискателя лицензии, о соблюдении требований к организации внутреннего контроля. В Законе также закреплены полномочия лицензирующего органа, перечень документов, представляемых соискателем лицензии, а также содержится отсылка на нормативный правовой акт Правительства РФ, который должен установить дополнительный перечень документов.

Таким образом, основные нормы, регламентирующие лицензирование управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, перенесены из подзаконного нормативно-правового акта в Федеральный закон, а расширение лицензионных условий свидетельствует об ужесточении требований к соискателям лицензии управляющей компании на управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Ссылка на основную публикацию