За общедомовые нужды будем платить по нормативу

Особенности общедомовых нужд (ОДН) в 2020 году

Общедомовые нужды с недавнего времени числятся не коммунальными, а жилищными услугами. Такая смена статуса привела к изменениям в оплате услуг ЖКХ. Каковы в 2020 году особенности ОДН?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В 2020 году началась реализация законопроекта, касающегося платежей за общедомовые нужды.

В квитанциях плата за ОДН отныне указывается в строчке о содержании жилья, а не в строчке о коммуслугах, как это было ранее. Какими особенностями в 2020 году отличаются общедомовые нужды?

Основные моменты

Начиная с 2020 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления.

По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.

Новый алгоритм расчетов вводился постепенно. За время подготовки к переходу собственники и обслуживающие компании должны были подготовиться к изменениям в оплате.

В частности УК должны были провести проверку каждого дома, обнаружить случаи нецелевого употребления коммунальных ресурсов, выполнить работы по повышению энергоэффективности.

С 2020 года в квитанциях общедомовые нужды включаются в плату за содержание общего имущества.

Что это такое

Платеж ОДН рассчитывается на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных в большинстве МКД, в сравнении с показаниями индивидуальных счетчиков.

ОДН представляет собой разницу меж показаниями личных счетчиков, установленных в квартирах жильцов, и общедомовых приборов учета в МКД.

Когда в квартире не установлен счетчик, то объем расходованных ресурсов рассчитывается как соотношение квартирной площади к сумме всех площадей общего имущества.

Если говорить о предназначении ОДН, то это коммунальные услуги, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности всего многоквартирного дома.

Пересмотр расчета ОДН объясняется тем, что многие управляющие организации стали списывать в этот раздел собственные долги перед поставщиками ресурсов и иные сторонние затраты.

Из чего состоят

Большая часть собственников недостаточно понимает, что входит в общедомовые нужды. Общее представление таково, что ОДН это только освещение и отопление подъезда.

На самом деле кроме перечисленных затрат в РДН включаются расходы:

По электроснабжениюОбщедомового оборудования и помещений общего пользования
По водоснабжению на обслуживание и работу отопительной системыМойку и уборку общих помещений, уход за придомовой территорией

Включать в состав ОДН прочие расходы ресурсов категорически запрещено. Жильцы не должны платить за общедомовые нужды сверх нормы.

На практике это выглядит так, что если часть энергоресурсов теряется в процессе доставки к конечному потребителю по вине УК, то затраты оплачивает управляющая организация.

Правовое регулирование

ФЗ № 176 был принят Госдумой РФ еще летом 2015 года. Цель закона позиционирована как создание условий для более эффективной работы в отрасли ЖКХ и улучшение платежной дисциплины.

Следствие закона должно было стать начисление платы за пользование коммуслуг, используемых для общего имущества МКД, исходя из реальной величины потребления, рассчитанной по специально определенным нормативам.

В настоящее время для взимания платы за ОДН применяются следующие нормативные акты:

  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;
  • Постановления Правительства РФ № 344 и №354, включая приложения к ним, касающиеся предоставления коммуслуг жителям МКД;
  • ФЗ №176 от 29.06.2015.

Нововведения обусловили исчезновение строки об ОДН из платежных квитанций. Причина была в росте социальной напряженности среди населения и отказе многих собственников от оплаты непонятных расходов.

С 1.01.2017 плата за ОДН включается в состав оплаты за содержание общего имущества. Перечень расходуемых на общие нужды ресурсов приведении в ч.2 ст.154 ЖК РФ.

Для применения нового порядка Правительством РФ были внесены изменения в «Правила предоставления коммуслуг …», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 6.05.2011.

Возникающие нюансы

Как же рассчитывается плата за ОДН в 2020 году? Существует два варианта расчетов. Основной критерий это наличие/отсутствие общедомового прибора учета в МКД.

В обоих случаях сначала рассчитывается объем израсходованных на общедомовые нужды ресурсов, а затем полученное значение распределяется по лицевым счетам жилых и нежилых помещений.

Если МКД оснащен счетчиком, то величина ОДН рассчитывается как разница между показаниями общего и индивидуальных счетчиков.

Выявленная разница разделяется меж всеми жильцами дома пропорционально площади занимаемых квартир.

Если счетчик в какой-то квартире отсутствует, то расчет осуществляется с применением нормативных показателей по расходу ресурсов на каждого зарегистрированного жильца и площади помещения.

Когда в МКД нет общедомового прибора учета, то объем ОДН определяется посредством умножения установленного местными властями норматива на общую площадь здания.

Применяемые нормативы могут отличаться в зависимости от региона. Из нюансов нового порядка нужно отметить то, что теперь управляющие организации обязаны самостоятельно оплачивать перерасход ресурсов.

Это приведет к тому, что УК будут более заинтересованы в своевременном устранении аварий и станут более тщательно следить за перерасходом.

Нормативы потребления

Для расчета платы за ОДН на уровне субъектов РФ должны быть утверждены нормативы потребления. Для определения правильных значений специалисты собирают показания по сотням тысяч объектов.

В частности учитывается объем поступивших ресурсов по общему счетчику и объем потраченных в индивидуальном порядке ресурсов по личным счетчикам.

Разница считается тем объемом коммунальных ресурсов, который необходим для содержания общего имущества МКД. Сравнение результатов всех проверенных домов позволяет определить средний показатель и утвердить его в качестве единого норматива.

Как потратить материнский капитал на ремонт квартиры, читайте здесь.

Некоторые вопросы, связанные с новым порядком в отношении ОДН, были разъяснены Минстроем РФ. Так при включении ОДН в жилищные услуги УК (ЖК, ТСЖ и т.п.) должны руководствоваться ч.10 ст.12 ФЗ № 176 от 29.06.2015.

По факту это выглядит следующим образом:

К оплате предъявляется фактический объем ресурсовПотраченных на содержание общего имущества
Полученное значение сравниваетсяС действующими нормативами
Если фактический объем превышает нормативТо разница оплачивается за счет УК
Жильцы МКДОплачивают услуги в пределах утвержденных нормативов

Электроэнергии

Единого по стране норматива потребления электроэнергии для МКД не существует. Определение показателя зависит от многих факторов, например:

Этажность дома
Наличие/отсутствиеиндивидуального отопительного пункта
лифта
насосного оборудования
освещения подъезда и придомовых территорий
Оборудования домаОбщедомовым прибором учета

Если сравнивать утвержденные на 2020 год нормы в разных регионах, то значения получаются весьма разными. За 1 кв.м. норматив потребления электроэнергии по ОДН колеблется в среднем от 0,6 кВт/ч до 7 кВт/ч.

Для уменьшения оплаты ОДН по электричеству необходимо:

Установить общедомовой счетчикЗатраты на который окупаются за несколько месяцев
Своевременно подавать показания по индивидуальным счетчикамПоскольку отсутствие реальных значений ведет к расчету оплаты по нормативам потребления
Контролировать работуУправляющих организаций
Позаботиться о смене старой проводки на новуюЧто позволяет свести к нулю потери энергии

На что расходуется вода

Расходы ОДН на холодную воду включают в себя:

  • очистку сетей;
  • потери внутри МКД;
  • расход воды на общие расходы для помещений и придомовых территорий.

Расходы ОДН на горячую воду тратятся на:

  • технологические работы, касающиеся обеспечения действия отопительной системы;
  • сброс воды при ремонте системы отопления;
  • внутридомовые потери.

Официальные нормативы потребления холодной воды по ОДН на примере Ставропольского края колеблются в пределах 0,029-0,067 кубометра на 1 кв.м.

При этом учитываются такие факторы, как:

  • наличие в МКД системы водоотведения;
  • наличие централизованного водоснабжения;
  • типы установленных ванн по объему и т.д.

Как и в случае с электроэнергией расчет ОДН по водоснабжению основан на разнице показаний общедомовых и индивидуальных счетчиков.

Водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году не может превышать объема воды, израсходованной на ОДН.

Другие

Кроме электроэнергии и водоснабжения в ОДН включается плата за отопление, поскольку тепло должно поддерживаться не только в квартирах, но и в общедомовых помещениях.

Но в этом случае нельзя определить посредством счетчиков, сколько тепла затрачено на каждое помещение в отдельности. К тому же отопление всегда относится к коммунальным услугам.

Независимо от способа управления МКД тепло оплачивается совокупно без разделения на личное и общедомовое потребление. Закреплена эта норма в п.40 Правил предоставления коммуслуг.

Для расчета оплаты за отопление в составе ОДН применяется норматив потребления тепловой энергии, который умножается на площадь общих помещений в доме. Полученное значение разделяется на всех жильцов.

Какие установлены тарифы на 2020 год

Тарифы, утверждаемые региональными властями, публикуются на сайтах управляющих компаний. Публикации подлежат и нормативы потребления по ОДН.

Таким образом каждый гражданин может проверить правильность начисления оплаты. Благодаря этому расчет оплаты за коммунальные услуги становится более прозрачным.

Собственник помещения в МКД, зная тарифы на коммунальные ресурсы, может самостоятельно рассчитать плату за личное потребление ресурсов.

Зная норматив по ОДН можно сравнить заявленную плату по общедомовым расходом и установить ее соответствие норме или превышение.

В 2020 году Правительством утверждено повышение тарифов ЖКХ. Но при учете кризиса в экономике рост тарифов будет весьма умеренным.

Предполагается, что с 1 июля тарифы увеличатся на 2,5-7,5% в зависимости от конкретного региона.

Как рассчитываются объемы

Расчет объема ОДН в МКД зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета.

Если общий счетчик присутствует, расчет ОДН будет таким:

  1. Снимаются показания общедомового прибора учета.
  2. Снимаются показания индивидуальных счетчиков.
  3. Определяется разница значений.
  4. Превышение показаний общедомового счетчика делится по количеству квартир пропорционально площади помещений.
  5. Полученный показатель сравнивается с нормативом потребления ОДН.
  6. Если величина ОДН не превышает норматива, то она полностью включается в оплату содержания жилья.
  7. Когда рассчитанный показатель получается выше положенного, то жильцы оплачивают ОДН по утвержденным нормативов, а остаток оплачивается управляющей организацией.

При отсутствии общедомового счетчика порядок практически аналогичен, но в этом случае объемы потребления рассчитываются согласно нормам на человека или объем площади.

Видео: всё что вы хотели знать о ОДН. Общедомовые нужды


Также расчет объема потраченных ресурсов в квартирах, не оборудованных индивидуальными счетчиками, осуществляется по нормативам потребления.

Для расчета оплаты за тепло определяется общая площадь общедомового имущества. Значение умножается на тариф по тепловой энергии. Затем полученная величина распределяется по квартирам согласно квадратным метрам.

Порядок оплаты в многоквартирном доме

В 2020 году услуги ОДН включаются в квитанцию посредством добавления к общей сумме общедомовых расходов. Отдельной строки ОДН в квитанции нет.

При этом в платежном документе, в строке за содержание общего имущества, отдельными строчками прописывается плата за ОДН по каждому ресурсу.

То есть жильцы оплачивают отдельно рассчитанные коммунальные услуги и дополнительно платят за общедомовые расходы.

Министерством строительства ЖКХ опубликована примерная форма единого платежного документа, где присутствует строка «Потребление при содержании общего имущества в многоквартирном доме».

Для удобства расчетов с 2020 года в правом нижнем углу квитанции размещается информация об общей площади дома и площади помещений общего пользования.

Как поймать управляющую компанию на мошенничестве

Новый порядок расчета ОДН мало что изменит для жильцов МКД, в которых хорошо налажена поставка коммунальных ресурсов и предотвращены все вероятные потери.

Если же в доме имеет место нецелевое использование ресурсов, то теперь перерасход оплачивается ТСЖ и УК.

При этом вероятны два варианта:

Обман жильцов МКДТо есть в квитанции по-прежнему будут присутствовать «скрытые» платежи
Повышение эффективности управленияВ этом случае управляющие организации постараются свести к минимуму все вероятные потери

Выявить мошенничество УК весьма не сложно. Жильцам достаточно ознакомиться с информацией о тарифах и нормативах, размещенной в публичном доступе в Интернете, и самостоятельно рассчитать положенную к оплате сумму.

Какой может быть вид собственности квартиры, читайте здесь.

Про виды обременений ограничений использования земельных участков, смотрите здесь.

Если обнаружится обман со стороны УК, то права жильцов защищаются на основании ФЗ № 176 от 29.06.2015. В частности УК грозит привлечение к ответственности за заведомо ложное повышение оплаты.

Управляющая компания будет обязана выплатить неустойку потребителям. Кроме того на УК налагается административный штраф.

Новый порядок расчета ОДН это уже свершившийся факт. Точные расчеты позволят повысить качество обслуживания домов.

Но достижение поставленных Правительством целей зависит от каждого собственника, поскольку только сами жильцы дома могут в достаточной мере проконтролировать работу управляющих организаций и правильность осуществляемых расчетов.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды

Услуги коммунального характера предоставляются людям для улучшения качества их проживания. Это касается не только пользователей отдельного помещения, но и всего дома в целом. Последние оплачиваются всеми проживающими.

Законодательные основы

Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.

К таковым относятся:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Читайте также:  По каким правилам будут расти тарифы ЖКХ

В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.

Понятие общедомовых нужд

Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок. В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка. На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов. Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.

Перечень

В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация. Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.

Электроэнергия

В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.

Водоснабжение

Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:

  1. Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
  2. Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
  3. Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
  4. Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
  5. Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.

Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.

Тепловая энергия

Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.

Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни. По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче. А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.

Нормативы потребления

Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено. Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем. Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.

Порядок установления

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей. При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.

По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.

Кем утверждаются

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

В тексте указывается следующее:

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.

Существуют ли повышающие коэффициенты

Повышенные коэффициенты применяются в случаях, когда не установлены учетные приборы. При этом такая возможность должна быть подтверждена актом обследования. Если приборы могли быть использованы, но не были установлены, при расчете оплаты применяются повышающие коэффициенты. В отношении общедомовых нужд такое правило не действует в случаях, когда ОДН входит в состав оплаты за содержание общего имущества.

Способы расчета ОДН

Расчет размера расходов на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.

Отсутствие прибора учета

Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.

Для этого потребуются следующие данные:

  1. Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
  2. Общая площадь здания.
  3. Размер конкретной квартиры.
  4. Общая площадь жилых и технических помещений в доме.

После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.

Наличие прибора учета

Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:

  1. Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
  2. Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
  3. Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
  4. Полученный результат делится на общую площадь дома.
  5. Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
  6. Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
  7. Результат пользователь должен будет оплатить.

Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично. То есть в одних квартирах они есть, в других нет. В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.

Возможен ли перерасчет платы

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена. По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.

Ненадлежащее качество услуг

Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования. Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор. Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.

Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление. Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме. Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.

  1. Название и место нахождения поставщика услуг.
  2. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
  3. Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
  4. Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
  5. Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
  6. Период, за который надо произвести перерасчет.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата составления и подпись инициатора.

Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров. Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету. Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.

В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.

Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.

Отсутствие в жилом помещении

По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме

В многоквартирном доме комфортное проживание зависит не только от того, насколько тепло и светло в самой квартире. Отопления и электроснабжение требуют также различные технические помещения, общие площадки и лифты. Расходы на это относят к общедомовым нуждам и ложатся на плечи собственников квартир в жилом доме. До наступления 2017 года в квитанциях по оплате коммунальных платежей мы видели суммы ОДН, но законодатели предложили перевести эти расходы в разряд платежей на содержание жилых помещений. Мы попытались выяснить, как поменялся расчет ОДН по электрической энергии с наступлением нового года и можно ли сэкономить на них.

Как уже говорилось, плата за ОДН с 1 января 2017 года перенесена в разряд расходов на содержание общего имущества, это значит, что строка ОДН в квитке должна исчезнуть. Теперь давайте определимся, что такое общедомовое имущество. Оно строго определено ст. 36 п. 1 Жилищного Кодекса РФ и включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования, исключая квартиры:

  • лифтовые шахты и кабины,
  • коридоры и лестничные площадки,
  • технические этажи, чердаки, крыши и подвалы,
  • земельный участок под домом и прилегающей инфраструктурой, например детской площадкой возле дома.

Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла). Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных. Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.

Что такое ОДН по электроэнергии?

Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.

Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.

С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.

Читайте также:  Госдума рассмотрит поправки правительства о создании компенсационного фонда для дольщиков

Нормативы на ОДН по электроэнергии в разных регионах:

Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.

РегионНорматив (кВт·ч в месяц на кв. метр)Все нормативы
МКД с лифтамиМКД без лифтов
Московская область (г. Москва)0,612,88подробнее
Ленинградская область (г. Санкт-Петербург)0,431,66подробнее
Нижегородская область0,391,60подробнее
Свердловская область (г. Екатеринбург)1,964,16подробнее
Саратовская область (г. Саратов)1,822,44подробнее
Омская область (г. Омск)1,0391,943подробнее
Томская область (г. Томск)0,821,42подробнее
Новосибирская область (г. Новосибирск)0,7280,973подробнее
Липецкая область (г. Липецк)0,371,24подробнее
Ростовская область (Ростов-на-Дону)0,552,24подробнее
Ярославская область (г. Ярославль)0,6461,010подробнее
Республика Татарстан (г. Казань)0,2720,272подробнее
Республика Крым (г. Симферополь)0,210,58подробнее
Краснодарский край (г. Краснодар)0,3221,412подробнее
Республика Башкортостан (г. Уфа )0,2950,791подробнее
Республика Адыгея (г. Майкоп)0,3151,357подробнее

Как рассчитать ОДН в многоэтажке по счетчику

Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.

В 2020 году метод расчета и формулы не менялись.

В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:

  • V об — показания общего счетчика;
  • Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si — площадь квартиры;
  • S об — суммарная площадь всех квартир дома.

Исходя из формулы понятно, что каждый собственник квартиры платит за ОДН пропорционально площади своей квартиры в общей по дому.

Нормативное потребление электроэнергии является составляющей расчета ОДН и устанавливается региональными властями. Соответственно, понесенные расходы на электроэнергию сверх нормы лягут на карман управляющей домом организации.

Если объем ОДН отрицательный

Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.

К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.

Что делать, если нет счетчика?

В случае отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, расчет производится с учетом нормативов. Формула будет следующей:

  • N одн — норматив потребления, установленный властями субъекта РФ;
  • S ои — суммарная площадь всего общедомового имущества;
  • Si — площадь квартиры;
  • S об — суммарная площадь квартир в доме (жилых и нежилых).

Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.

Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2020 году

В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.

Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

И в заключение хотелось бы отметить, что основную часть ОДН по электроэнергии – почти половину — составляют расходы на освещение в подъездах и на территории возле дома. Следующие по убыванию расходы на различное оборудование, например, насосов, подающих горячую воду и отопления в системы дома круглосуточно, а также лифтов. И совсем незначительные, но также необходимые, — это затраты энергии на подключение электрооборудования, используемого для проведения ремонтных работ.

Видео: Новые правила расчета Общие Домовые Нужды

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

Минстрой РФ: плата за ОДН по счётчикам или по нормативу?

В январе мы выставили квитанции по новым правилам – включили ОДН в состав платы за содержание жилого помещения. Законодатели обещали, что этот перенос – формальность. А по факту суммы в платёжных документах выросли в 4–5 раз.

Так получилось потому, что плата устанавливалась по нормативу, как этого требует ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Можно ли выставлять платежи по-другому? Минстрой РФ в последнем письме от 14 февраля объясняет, начислять плату за ОДН по счётчикам или по нормативам.

Разъяснения Минстроя РФ

Вы ожидаете, что Минстрой РФ ответил в письме на горячие вопросы:

  • как посчитать ОДН по ОДПУ, какой период брать?
  • что делать, если объём ОДН за расчётный период вышел отрицательный?
  • что УО делать с деньгами, если оплата по нормативу будет выше, чем по показаниям ОДПУ?
  • можно ли в следующем месяце выставить плату по показаниям ОДПУ, если в это месяце насчитали по нормативу?

Напрасно. На эти вопросы ведомство ответов не даёт.

Минстрой РФ признаёт, что размер расходов на оплату ГВС, ХВС, электроэнергии, отведения сточных вод может быть ниже норматива потребления КУ на ОДН, который установил регион. Это возможно, когда расчёт размера платы за перечисленные КУ производится по ОДПУ.

Если МКД оборудован ОДПУ и раньше плата начислялась по его показаниям, Минстрой РФ считает возможным начислять плату в размере ниже, чем установленный норматив, исходя из фактического потребления коммунальных услуг на ОДН.

Фактическое потребление будет рассчитываться как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и нормативов потребления КУ. Фактический объём распределяется между собственниками помещений МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД.

Чтобы включить эти расходы в жилищную услугу, проводить ОСС не нужно, потому что такое включение считается первоначальным.

Минстрой РФ напоминает, что размер расходов на КУ, необходимых для содержания общего имущества в МКД, определяется по нормативам потребления таких КУ (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Нормативы же устанавливают органы государственной власти субъекта РФ. Сделать это они должны до 1 июня 2017 года.

Если в регионе пока не приняты новые нормативы, расчёт производится по действующим нормативам.

ОДН по счётчикам

Главная мысль письма Минстроя РФ – переход с расчёта платежей по нормативу на фактическое потребление возможен, если в МКД установлены ОДПУ. Более того, установленные в регионах нормативы не запрещают управляющим организациям делать расчёт по показаниям приборов учёта.

С 1 января ОДН стали жилищной услугой. Если раньше плата производилась по показаниям счётчиков, то теперь управляющие организации должны использовать норматив потребления КУ на ОДН. Завышать платёж в квитанциях нельзя. Сверхнорматив оплачивают управляющие организации, если другое решение не принято на ОСС.

Минстрой РФ решил опубликовать разъяснения по начислению платы за ОДН, потому что возникла законодательная коллизия. По ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ управляющие организации могут выставлять платежи только по нормативам, которые утвердил субъект РФ.

Получается, что платежи выше или ниже норматива оказались незаконными. А показания ОДПУ часто ниже норматива.

Минстрой РФ уточнил: если фактические расходы по показаниям ОДПУ на ОДН меньше норматива, управляющие организации могут начислять плату по фактическому объёму потребления.

А что вы думаете по поводу начисления платы за ОДН? Как вы рассчитали расходы на ОДН в январе, по нормативу или по фактическому потреблению? Рассказывайте в комментариях.

Как правильно платить за общедомовые нужды: разъяснения Минстроя

​Должны ли жильцы платить за общедомовые нужды и как это правильно делать? Свои разъяснения по данному вопросу изложил Минстрой.

Введение с этого года измененной системы расчетов и начислений ОДН (коммунальных платежей за расходы на общедомовые нужды) повлекло уже немало претензий и споров. Несмотря на то, что перемены были направлены на повышение уровня прозрачности расчетов и платежей, а в целом – на их справедливость, очень многие управляющие компании посчитали возможным использовать нововведения ради своего обогащения. Чередой ошибок обернулись и попытки региональных властей определить порядок расчетов и нормативы.

В чем основная проблема? Расчет по нормативам привел к повышению платежей. Начисленное исходя из нормативов и рассчитанное исходя из фактического потребления в некоторых регионах и по многим управляющим компаниям показали существенную разницу. Конечно же, в пользу увеличения сумм в платежках.

На фоне возникшего несоответствия Минстрой посчитал нужным разъяснить порядок расчетов. И здесь все однозначно: если расчеты по нормативам превышают расчеты по фактическому потреблению, то начисления должны проводиться по последним. Справедливо? Да. Но не все так просто. Разъяснения – это одно и, в принципе, они ни к чему не обязывают. Слишком многое отдано на усмотрение и определение региональных властей. А что остается делать простым гражданам?

Чтобы понять все принципы формирования ОДН, расчетов и их порядка, проверить, не обманывает ли вас УК, придется самим вникать во все «подводные камни» старой и новой системы. Давайте разбираться.

Как было и зачем решили изменить?

Расходы и начисления на общедомовые нужды были и раньше, до 1 января 2017 года. Правда, УК делали расчеты так, как считали нужными. Ни единого порядка, ни единых нормативов не существовало. В квитанциях платеж за ОДН тоже мог фигурировать как угодно. Более того, доходило до абсурда: жильцы одного подъезда могли платить одну сумму, а соседнего – кратно большую.

Непрозрачность системы расчетов и начислений была наруку управляющим компаниям. Они платили поставщикам ресурсов по фактическому потреблению, а за счет разницы извлекали прибыль. Нередко на ОДН относились и затраты, которые не имели никакого отношения к потребляемым жильцами ресурсам. Включить в платеж могли, например, непогашенные кем-то долги, а то и того хуже – расходы арендаторов, снимающих площади в доме под коммерческие нужды.

Изменить ситуацию можно было только одним путем – ввести общие правила игры, определить порядок и нормативы. Это, собственного говоря, и было сделано.

С января 2017 года общую строку ОДН исключили из платежек, а платежи на личные и общедомовые нужды разделили, во-первых, на эти две категории, во-вторых – по конкретным ресурсам (электроэнергия, вода и т.д.).

Кроме того, регионам поручено до лета определить нормативы потребления на ОДН. Многие уже это сделали. Жильцам по мере утверждения нормативов будет предписано платить только по ним, не больше. Возможная разница между начисленным по нормативам и рассчитанным по показаниям счетчикам должна погашаться за счет ТСЖ или УК – в зависимости от выбранной формы управления.

Зачем понадобились разъяснения Минстроя и кому они адресованы?

Разъяснения по поводу начисления платы за общедомовые нужды Минстрой начал давать еще в декабре 2016 года в виде писем. Многие последующие разъяснения были разъяснениями первых и т.д. От этого вопросов меньше не становилось. Однако, что касается жильцов, то их в большей степени интересовало только одно – не очень понятное увеличение платы за ОДН, причем в ряде случаев в серьезном размере.

Как определено в нормативно-правовых актах и первичных разъяснениях Минстроя, начислять за ОДН больше, чем предусмотрено нормативами, нельзя. Но, к сожалению, нигде не говорится о том, что допускается меньший платеж. Возникли и другие проблемы. В некоторых регионах утверждение нормативов запаздывает, а потому УК стали применять нормативы многолетней давности. В некоторых субъектах отменяются уже утвержденные нормативы, включая ситуации, когда это делается по искам прокуратуры, что порождает путаницу. Во многих управляющих компаниях и ТСЖ просто не знают, как правильно делать расчеты и как толковать законы, из-за чего делают расчету по принципам «как поняли» и «как выгодно».

Читайте также:  Управляющую компанию оштрафовали за сосульки и наледь на крышах

В результате возникшей неразберихи и отсутствия единства в понимании нового порядка пострадали, как всегда, обычные граждане. В своем очередном письме с разъяснениями Минстрой уже вынужден был четко определить: платить больше, чем определено нормативом, жильцы не могут, а меньше – могут. Одновременно было дано указание о наведении в регионах порядка с нормативным регулированием и исполнением законодательных предписаний.

Как проверить правильность начислений?

Это необходимо, прежде всего, чтобы проконтролировать – не обманывает ли вас УК или ТСЖ.

Общий порядок такой (при наличии общедомовых приборов учета):

  1. Взять показания общедомовых счетчиков для определения общепотребляемого объема услуг.
  2. Снять показания с приборов индивидуального учета и определить индивидуальное потребление услуг.
  3. Рассчитать разницу между общими показателями и индивидуальными.
  4. Сравнить полученный результат с нормативом. Если разница больше, жильцы оплачивают только в пределах норматива, остальное – относится на счет УК или ТСЖ. Если разница меньше – жильцы платят исходя из фактического потребления, а норматив не применяется.

В домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, подсчитать фактическое потребление невозможно, поэтому здесь в любом случае придется платить по нормативу, но не больше.

Нормативы должны быть утверждены в каждом регионе отдельно. В пределах одного субъекта применяется единый подход. Сделать это местные власти должны до лета текущего года. В течение переходного периода Минстрой допускает возможность применения нормативов, действовавших до ноября прошлого года.

В нормативы должны быть заложены индивидуальные характеристики домов, в частности, год постройки, количество этажей, тип системы отопления, технические особенности инженерных систем и т.п. Однако, в своих разъяснениях Минстрой обратил внимание на допустимость расширения перечня учитываемых при расчетах нормативов параметров с выходом за пределы установленного общими правилами. В данном случае речь идет об уникальных, специфических особенностях многоквартирных домов: применение каких-то конкретных технологий энергосбережения, типичные для этого дома режимы подъездного освещения, отопления, использования воды и т.д. Считается, что такой подход должен обеспечить более глубокую индивидуализацию и сделать расходы на ОДН, платежи по ним более адекватными характеру эксплуатации дома и точными.

Жильцам, полагающим, что применяемые нормативы не соответствуют реальным особенностям эксплуатации дома, разрешается выступить с инициативой об их пересмотре. Но не напрямую, а через свою УК (ТСЖ, жилкооператив). Это возможно, даже если речь идет всего об одном доме, для которого необходимы свои нормативы. Допускается и коллективное обращение, при котором заявление подается несколькими управляющими организациями. Это актуально уже в масштабах жилищных комплексов, районов или населенных пунктов. Правда, одной инициативы мало – ее потребуют обосновать на экспертном уровне, представив соответствующие расчеты.

Чтобы узнать и понять, как делают расчет и начисления ОДН сейчас, необходимо обратиться в свою управляющую организацию. Там обязаны предоставить детализированный расчет. Также можно запросить показания общедомовых приборов учета и применяемые нормативы.

Если вы полагаете, что вас обманули:

  • напишите в УК заявление и потребуйте сделать перерасчет, но придется предоставить свое обоснование и расчеты;
  • при начислении суммы сверх норматива – нужно требовать перерасчет в соответствии с разъяснениями Минстроя;
  • если платеж начислен по нормативу, а фактическое потребление меньше – вы вправе требовать перерасчет по фактическому потреблению.

При отказе управляющей организации делать перерасчет можно обратиться в прокуратуру (для начала), а затем – в суд. Или сразу подготовить иск в суд. Наиболее эффективно работают коллективные обращения и иски.

Как можно самостоятельно управлять расходами?

Самостоятельное управление собственниками расходами на общедомовые нужды – аспект, к которому государство всячески подталкивает жильцов еще со времен идеи создания ТСЖ и УК. Принятие многих решений отдано на усмотрение общего собрания собственников, но, к сожалению, основной формой по-прежнему остается передача управленческих функций в руки управляющих организаций.

УК должны принимать меры, чтобы в доме было комфортно, светло, чисто. И эти же организации должны заботиться о том, чтобы платежи за содержание и прочие коммунальные услуги были разумными, экономически обоснованными. Если этого не происходит, значит, нужно требовать от УК конкретных действий.

Оптимальный вариант – плата за общедомовые нужды исходя из фактического потребления, но не больше норматива. Снизить потребление помогают решения и технологии энергосбережения, повышение уровня эксплуатационного обслуживания дома и инженерных систем. И тут вопрос заключается лишь в стоимости их внедрения, готовности жильцов финансово поучаствовать в этом. Увы, готовы к таким расходам не все, а обязать людей – очень трудно, но стремиться к этому все-таки нужно.

Для принятия решений, которые способны повлиять и на расходы, и на платежи, и на действия УК необходимо проведение собрания, где должен быть кворум и, конечно же, одобрение большинством запланированных мер. Поэтому крайне важно, чтобы подавляющее большинство жильцов выступало единым фронтом. В силах собственников и смена УК – это решение также принимается собранием.

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Что стряслось?

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое общедомовые нужды?

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

Как было раньше?

До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

Считать нужно так:

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Где брать эти нормативы?

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

Обратитесь в управляющую компанию. Она может выступить с инициативой о пересчете нормативов. УК , ТСЖ и жилищные кооперативы имеют такое право по закону.

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход — за счет УК ?

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

Ссылка на основную публикацию