В весенне-летний период в Ульяновске ликвидируют все незаконные свалки

Мусорные проблемы. Война со свалками в Ульяновской области

Территориальную схему по обращению с твердыми коммунальными отходами приняли, региональных операторов назначили, а экологическая ситуация в регионе лучше не становится. Одни свалки ликвидируются, на их месте образовываются другие, о некоторых особенно опасных власти ни сном ни духом, пока общественники не обращают на них всеобщее внимание, например недавний случай в Лугавом. Куда смотрит Минприроды и сколько еще предстоит разгребать региональные завалы мусора разбирался корреспондент «Рупор73».

Настоящие проблемы несанкционированных свалок

Подобные свалки могут возникать в любых местах и районах, в большинстве случаев они являются результатом деятельности безответственных жителей, каждый из которых постепенно наполняет подобную свалку всё новым и новым мусором. Еще одной причиной появления несанкционированных свалок, является не самая надлежащая работа коммунальных служб и частных компаний, предоставляющих услуги по вывозу мусора. Стоит отметить, что некоторые компании предпочитают идентичный вывоз мусорных отходов не на специализированные территории, а именно к местам расположения искусственных свалок. В итоге как жители приближенных районов, так и компании по вывозу мусора стабильно загружают отходами такую свалку, таким образом возникает высокая вероятность формирования опасности для здоровья человека, когда в огромном скоплении мусора, появляются всевозможные разлагающиеся вредоносные вещества. Каждая компания, предоставляющая услуги по вывозу мусорных отходов, обязана иметь договоренности с фирмами, выделяющими специализированные места и территории для последующей утилизации мусора.

Сколько свалок в регионе?

Точной цифры в настоящее время нет, по данным Минприроды Ульяновской области в прошлом году их было 304, но с тех пор 23 ликвидировали, а где-то образовались новые. По информации регионального эколога и общественника Александра Брагина их количество уже перевалило за 600, из которых 250 занимают площадь более 150 квадратных метров, а 35 более двух гектар каждая.

По словам Александра Брагина, на данный момент существует несколько проблем, связанных со свалками: во-первых, вокруг СНТ они образуются из-за того, что часть товариществ до сих пор не имеет договора на вывоз мусора, либо не зарегистрированы показатели реальных объёмов отходов. Во-вторых, «перевозчики» ТКО, забирают отходы у юридических лиц, не имея лицензии и договора с полигоном на их размещение. Все эти отходы везут на незаконные свалки у районных центров. В частности, такие перевозчики работают в посёлке Мирный Чердаклинского района, городе Инза, городе Барыш и р.п. Сурское. По мнению общественника, чтобы исправить ситуацию необходимо проводить регулярные рейды по выявлению подобных «перевозчиков». В-третьих, отсутствуют договоры на вывоз ТКО у туристических баз. В-четвертых, прямое подчинение экологов района главам администрации муниципальных образований не даёт возможности развивать реальный экологический контроль в районах региона.

«Мы боремся со свалками, направляем информацию в Минприроды, но в ответ получаем только отписки»,- рассказал Александр Брагин.

Как нам сообщили специалисты Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок ведётся большая работа инспекторами госэконадзора, общественными экоинспекторами, службой лесной охраны, которая быстро принимает меры и реагирует на каждый факт. На сегодняшний день в 2019 году ликвидировано более 23 вновь выявленных несанкционированных свалок на территории Ульяновской области. Направлено 84 обращения в администрации муниципалитетов с требованием ликвидировать свалки, также рассматривается 2 соответствующих иска в суде.

«По сравнению с предыдущим годом, количество свалок не увеличилось, их больше не стало. Нужно понимать, что большинство из существующих свалок были образованы ранее, и сейчас мы ожидаем их уборки собственниками земельных участков.
Данная работа находится на постоянном контроле Министерства, мы принимаем все меры, чтобы исключить саму возможность появления и организации несанкционированных свалок»,- прокомментировали в Миприроды. Однако, стоит обратить внимание, что несмотря на то, что специалисты ведомства уверяют, что количество свалок не увеличилось, точной статистикой они не располагают.

В весенне-летний период в Ульяновске ликвидируют все незаконные свалки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки – регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее – Правила).
В соответствии с п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил).
Согласно п. 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
Таким образом, ликвидация места несанкционированного размещения ТКО является обязанностью собственника земельного участка.
В рассматриваемой ситуации земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, не разграничен, не сформирован.
В соответствии с п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к данному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Соответственно, для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, собственность на которую не разграничена, необходимо установить лицо, ответственное за этот земельный участок.
Отметим, что согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:
– использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
– не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).
Из анализа судебной практики следует, что, согласно нормам земельного, санитарного законодательств, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке, собственность на которую не разграничена, обязан орган местного самоуправления (смотрите, например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2019 г. N Ф06-47923/19 по делу N А06-7485/2018, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2019 г. N 12АП-6765/19, Апелляционное определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 21 мая 2019 г. по делу N 33а-3471/2019).
Вместе с тем обращаем внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 27.02.2018 N 559-О, согласно которой до наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с предоставлением соответствующего бюджетного финансирования на органы местного самоуправления не может возлагаться вся полнота бремени несения затрат по очистке их территорий от загрязнения отходами потребления.
Поэтому ответить однозначно на вопрос не представляется возможным. Окончательное решение о правомерности возложения обязанности на городское поселение ликвидировать несанкционированную свалку в рассматриваемой ситуации может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

О рейдах на территории муниципальных образований на предмет наличия несанкционированных свалок

С 2007 года Госэкоконтроль Ульяновской области проверяет муниципальные образования на предмет соблюдения требований законодательства в сфере обращения отходов, и, в частности, организацию сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов. Напоминаем, что в соответствии с действующим законодательством (Федеральные законы №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), организация сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Читайте также:  Владельцы земельных участков

В этом году проблему образования несанкционированных свалок на территории области особо отметил Губернатор Ульяновской области С.И.Морозов, выразив своё обоснованное недовольство тем, как муниципалитеты справляются с возложенными на них согласно действующему законодательству обязанностями. На областной экологической конференции, состоявшейся 4 июня текущего года, было озвучено поручение Губернатора Ульяновской области – продолжить проведение проверок администраций муниципальных образований по соблюдению законодательства в сфере обращения с отходами.

В мае-июне 2010 года Комитетом Госэкоконтроля совместно с природоохранной прокуратурой и Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области было проведено 25 рейдов (комиссионных выездов) по выявлению несанкционированных мест складирования ТБО (свалок) в муниципальных образованиях Ульяновской области. Проверены территории 43 поселения в 16 районах области, выявлено 114 несанкционированных свалок. По всем выявленным свалкам составлены соответствующие акты.

По состоянию на 20 июля 2010г. подано 39 исков (20 на глав и на администрации поселений) в судебные органы об устранении нарушений природоохранного законодательства и ликвидации свалок. В настоящее время удовлетворено 23 иска (из них 10 – по поселениям), остальные находятся на стадии рассмотрения.

Судами уже приняты решения о ликвидации свалок по г. Ульяновск:

1. 28-й проезд Инженерный, д. 20;

2. в конце ул. Полевой и Новой в сторону железной дороги в с. Карлинское Ленинского района;

3. у мостового перехода на пересечении ул. Ватутина и пер. Мичурина, 10 в с. Карлинское. А так же в районе автодороги «Ульяновск-Ишеевка» в 20 метрах южнее АБЗ ООО «Дорремстрой»;

4. за гаражными боксами ГСК «Рубин» в районе ул. Репина;

5. на ул. Оренбургская, на территории парка культуры и отдыха «40-летия ВЛКСМ»;

6. в районе разворотного кольца трамвая №1 по ул.Скочилова;

7. в северной части с. Луговое Железнодорожного района у дороги на д. Кувшиновка;

8. по ул. Фасадная, д. 29 в пос. Пригородный Железнодорожного района;

9. пос. Туть, ул. Набережная реки Свияга, д. 42 Железнодорожного района;

10.д. Кувшиновка Железнодорожного района;

11. пос. Туть водоохранная зона Железнодорожного района;

12. пос. Борьба по ул. Свияжской д. 10 Железнодорожного района;

13. пос. Винновка ул. Соловьёва, д. 100 «а».

В муниципальных образованиях и поселениях Ульяновской области:

1. г. Инза, улицы Южная, Пирогова, Николаева, Полевая, Шоссейная, вдоль р. Сюксюмка;

2. три свалки на территории Оськинского сельского поселения – две свалки в с. Оськино и одна на территории с.Панциревка;

3. на территории Сюксюмского сельского поселения: 2 свалки – на западной и южной границах с.Сюксюм, 2 – по ул.Шоссейная с. Сюксюм вдоль оврага, 1 – с. Большие Озимки;

4. в р.п. Ишеевка по ул.Новокомбинатовская и Герасимова, и у д. Максимовка.

Всего принято судебных решений о ликвидации 26 несанкционированных свалок в поселениях Ульяновской области.

Все инспектора, проводившие проверки отмечают, что на территории всех поселений вывоз мусора организован очень плохо, даже наличие контейнеров и других специальных мест санкционированного временного размещения ТБО не улучшает ситуацию: отсутствуют крышки у контейнеров и ям, как следствие мусор вываливается, растаскивается собаками и разносится ветром. Допускается складирование и захоронение трупов животных, отходов животноводства, отходов от забоя скота, пищевых отходов. Некоторые несанкционированные свалки расположены в водоохранных зонах, лесных полосах и вблизи кладбищ.

По данным комиссионным выездам государственными инспекторами Комитета на настоящий момент вынесены 24 постановления по ст. 8.2 КоАП РФ с наложением административного штрафа на руководителей муниципалитетов, – в размере десяти тысяч рублей каждый. Рассмотрение инспекторами Госэкоконтроля административных дел по выявленным нарушениям и привлечение виновных лиц к ответственности продолжается.

В районные суды области начинают поступать жалобы о признании незаконными постановлений инспекторов Комитета о наказании по ст.8.2 КоАП РФ. С такими жалобами уже обратились 6 глав Администраций МО: «Инзенское городское поселение», «Октябрьское сельское поселение», «Красноборское сельское поселение», «Подкуровское сельское поселение», «Сюксюмское сельское поселение» и «Ясашноташлинское сельское поселение». Решениями судов все жалобы Глав Администраций оставлены без удовлетворения.

По результатам рейдов Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой приняты следующие меры прокурорского реагирования:

– вынесено представлений органам местного самоуправления – 22,

– возбуждено дел об административном правонарушении – 28,

– готовится исков в суды о ликвидации свалок – 3,

Кроме того, прокурорами районов в суды направлено ещё 3 исковых требования о ликвидации свалок.

В результате предпринятых мер на данный момент уже убрано (ликвидировано) 13 свалок.

В адрес Госэкоконтроля поступают запросы из районных судов о дополнительных проверках с целью фиксации выполнения работ по ликвидации несанкционированных свалок. Работа по привлечению виновных лиц к ответственности и по побуждению к ликвидации несанкционированных свалок будет продолжена.

1. Базарносызгаский район: Рейд проведен с участием Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры (УМПП)

МО «Базарносызганское городское поселение»: – 1 несанкционированная (н/с) свалка

МО «Лапшаурское сельское поселение» – 1 н/с свалка

МО «Папузинское сельское поселение» – 1 н/с свалка

МО «Сосновоборское сельское поселение» – 1 н/с свалка

2. Барышский район:

МО «Барышское городское поселение»: – 3 н/с объекта размещения отходов: ул.Радищева возле автовокзала, улица Энергетиков, лесополоса «МРСК «Волга».

3. Вешкаймский район: рейды проведены с участием заместителя Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора.

МО «Вешкаймское городское поселение» – 4 н/с свалки размером более 1,5 га. МО «Чуфаровское городское поселение» – 2 н/с свалки размером более 1,5 га.

МО «Каргинское сельское поселение» – 1 н/с свалка размером более 1,5 га.

МО «Стемасское сельское поселение» – 2 н/с свалки в с.Беклемишево.

4. Инзенский район: рейды проведены с участием заместителя Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора и директора департамента недро-, водопользования и экологии Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области

МО «г.Инза» – 3 н/с свалки.

МО «Оськинское сельское поселение» – 3 н/с свалки – в прилегающем лесном массиве с. Оськино и на ул. Центральная с.Панциревка.

МО «Сюксюмское сельское поселение» – 6 н/с свалок – 1 возле р.Сюксюм, 2 на западной и южной границах с.Сюксюм, 2 по ул.Шоссейная вдоль оврага, 1 – с. Большие Озимки.

МО «Труслейское сельское поселение» – 3 н/с свалки.

5. Майнский район:

МО «Майнское г.п.» – 1 н/с свалка в с.Абрамовка.

6. Мелекесский район: 4 свалки. Рейды проведены с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора

МО «Мулловское городское поселение» – 1 н/с на территории р.п.Мулловка.

МО «Новомайнское городское поселение» – 1 н/с свалка.

7. Николаевский район:

МО «Николаевское городское поселение» – 4 свалки: 2 н/с свалки на территории с.Белое Озеро, 1 н/с свалка на территории с.Елшанка, 1 н/с свалка в с.Канадейка.

8. Новоспасский район: Рейды проведены с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора

МО «Новоспасское сельское поселение» – 2 н/с свалки.

МО «Красносельское сельское поселение» – 1 н/с свалка.

9. Павловский район:

МО «Павловское городское поселение» -1 н/с свалка в р.п. Павловка.

10. Радищевский район: Рейды проведены с участием старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора

МО «Радищевское городское поселение» – 2 н/с свалки в р.п.Радищево.

МО «Дмитриевское сельское поселение» – 1 н/с свалка на территории с.Дубровка, 3 н/с свалки на территории с.Соловчиха.

МО «Октябрьское сельское поселение» – 4 н/с свалки 2 на территории п.Октябрьский и 2 на территории с. В.Маза.

11. Сенгилеевский район: Рейды проведены с участием старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, начальника отдела Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.

МО «Сенгилеевское городское поселение» – 3 н/с свалки: возле р.Тушенка, ул.Носова у реки Сенгилейка, ул.Новая Линия.

МО «Красногуляевское городское поселение» – 3 н/с свалки по адресам поселения: ул.Пчеловская, ул.Железнодорожная, ул.Солнечная.

МО «Тушнинское сельское поселение» – 5 н/с свалок: вдоль дороги Сенгилей-Ульяновск (бывший АВМ), около нефтебазы, в проулке к дорожному участку, с.Екатериновка, с.Артюшкино.

12. Старомайнский район: Рейды проведены с участием помощника прокурора Старомайнского района.

МО «Урайкинское сельское поселение» – 1 н/с свалка при въезде в с.старое Урайкино размером около 0,5 га.

МО «Старомайнское городское поселение» – 1 н/с свалка ул.Сидорова в пгт.Старая Майна около 0,5 га.

МО «Краснореченское сельское поселение» – 1 н/с свалка с.Новиковка.

13. Тереньгульский район: Рейды проведены с участием заместителя Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, директора департамента недро-, водопользования и экологии Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области

МО «Тереньгульское городское поселение» – 3 н/с свалки: ул.Комарова в рп.Тереньга, в северо-восточном направлении в р.п.Тереньга вдоль проселочной дороги, с.Байдулино.

МО «Красноборское сельское поселение» – 4 н/с свалки: в 800 метрах северо-восточнее от с.Красноборск, в 600 метрах юго-западнее с.Красноборск (старая силосная яма), ул.Почтая с.Красноборск, с.Зеленец ул.Заводская.

МО «Подкуровское сельское поселение» – 2 н/с свалки на территории с.Подкуровка: овраг в водоохраной зоне р.Ташелка, восточная сторона кладбища.

МО «Ясашноташлинское сельское поселение» – на территории поселения хорошо организовано размещение ТБО (оборудованы контейнеры, ямы под мусор), но вывоз организован плохо: ямы и контейнеры переполнены. Проведена фиксация фактов плохой организации вывоза ТБО: ямы и контейнеры не закрыты, мусор разносится ветром, вываливается из контейнеров, крупногабаритный мусор складируется возле контейнеров (автошины и т.д.).

МО «Тимирязевское сельское поселение» – 4 н/с свалки.

МО «Ишеевское городское поселение» – 2 н/с свалки: ул.Текстильщиков д.Салмановка овраг на ул.Мичурина р.п.Ишеевка. плохо организован вывоз ТБО на территории поселения: мусор вываливается из контейнеров. Выезд произведен при участии ведущего консультанта Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.

Кроме того совместно с прокуратурой Ульяновского района выявлено – 3 свалки: в р.п. Ишеевка по ул.Новокомбинатовская и Герасимова, и у д. Максимовка.

МО «Большенагаткинское сельское поселение» – 1 свалка в с.Бол.Нагаткино.

16. Чердаклинский район: Рейды проведены с участием представителей прокуратуры Чердаклинского района Ульяновской области.

Администрация МО «Чердаклинское городское поселение» – 1 несанкционированная свалка на территории с. Енганаево на пересечении ул. Совхозная и Советская.

МО «Красноярское сельское поселение» – 7 н/с свалок в п.Колхозный: 2 котлована в 123 м. восточнее, на ул.Центральная и ул.Кольцевая, в районе 2 км п.Октябрьский, на ул.Мичурина, на ул.Советская, на ул.Гагарина.

МО «Белоярское сельское поселение» – 6 свалок: с.Старый Белый Яр (2 свалки объемом 1,2м3; 1 свалка 500м на 100м и высотой около 1м, расположена в зоне, граничащей с лесным участком и кладбищем); с.Новый Белый Яр (2 свалки объемами до 200м3); с.Вислая Дубрава (свалка, расположенная в водоохраной зоне р.Волга в лесной полосе, объемом около 200м3); с Суходол (свалка вдоль дороги на с.Новый Б.Яр на поле в заброшенных силосных ямах; хаотично расположена, объемом до 300м3, допускается горение отходов).

МО «Калмаюрское сельское поселение» – 6 н/с свалок: с Татарский Калмаюр и с.Чувашский Калмаюр (3 свалки: 1 на месте заброшенного свинокомплекса размерами около 500м до 50м шириной, высотой 0,3м; объем 7500м3; 1 на поле около православного кладбища объемом около 4*2*0,9= 7,2м3; 1 в овраге у дороги из Тат. Калмаюра объем около 2м3); с.Коровино (поле напротив села свал отходов пивной дробины объемом 300*10*0,5=1500м3; 1 свалка между селом Коровино и с.Уразгильдино с признаками горения отходов объем около 2м3); с Уразгильдино (1 свалка ширина 500, длина 500, высота около 0,3 общий объем 75000м3. Допускается складирование и захоронение трупов животных, отходов животноводства, отходов от забоя скота, пищевых отходов, отходов выращивания грибов (отходы субстрата) и др. Свалка примыкает к трассе на с.Андреевка, отходы горят); с.Андреевка (свалка в районе бывших и разобранных коровников, объем около 70м3).

Читайте также:  Дмитрий Медведев утвердил стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг

МО «Крестовогородищенское сельское поселение»: – 3 н/с свалки: с.Крестово-Городище (свалка на выезде из села в сторону Белой Рыбки, объем около 100м3); с.Белая Рыбка (2 свалки в селе и несколько свалок на берегу Тургеневского залива, объемы свалов по 10м3, отходы закапываются в специальной яме посередине поселка).

МО «Октябрьское сельское поселение» – 6 н/с свалок: п.Октябрьский (3 свалки в поселке и 1 за поселком); п.Первомайский (свалка за поселком на поле у развилки дорог на 3 отдел. Учхоза и п.Крестово-Городище; размеры 100*200*0,3=6000м3; все горит, отходы разного характера).

МО «Мирновское сельское поселение» – 2 н/с свалки в п.Мирный.

Несанкционированные свалки – ликвидация, требования и образование

В своем письме Росприроднадзор от 2014 года поясняет нормы законодательства, касающиеся обращения с отходами. Что же такое несанкционированные свалки? Попробуем вместе разобраться в данном вопросе.

Теоретические моменты

По приказу Росприроднадзора от 2014 года, выделяют навал мусора — это несанкционированное складывание промышленных и бытовых отходов на срок до шести месяцев в местах, которые не обустроены в рамках требований законодательства в сфере ООС и благополучия граждан. За подобные нарушения предусмотрены административные штрафы.

Несанкционированные свалки — это складывание промышленных и бытовых отходов на период больше шести месяцев в местах, которые не соответствуют требованиям законодательства в сфере охраны природы. Подобные действия приводят к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия обычных граждан.

Что нужно знать

Несанкционированные свалки мусора промышленного и бытового вида считаются безлимитным размещением, которое влечет за собой наложение на собственника отходов административной ответственности. Согласно законодательству, действующему в нашей стране в области охраны окружающей среды, нарушитель обязан уплатить определенную денежную сумму за негативное действие на природу – применяется пятикратный повышающий коэффициент.

По ст. 22 ФЗ о санитарном и эпидемиологическом благополучии населения, любая несанкционированная свалка бытовых отходов должна быть ликвидирована за счет средств ее организатора. По данному нормативному документу все отходы потребления и промышленной переработки должны быть собраны, накоплены, обработаны, обезврежены, уничтожены так, чтобы они не представляли опасности для здоровья и жизни населения. Кроме того, все эти отходы должны быть безопасными для окружающей среды.

Ликвидация несанкционированных свалок осуществляется с непосредственным участием органов местного самоуправления. Распространяются их полномочия на земли, которые применяются и предназначены для застройки и развития населенного пункта.

Судебная практика

Отметим, что конституционным судом РФ было вынесено постановление (2015 г.), в котором указано, что существующая система правового регулирования не предполагает безоговорочного возложения на органы местного самоуправления ответственности за сбор, вывоз, утилизацию, переработку промышленных и бытовых отходов, а также за очистку территорий от загрязнений. Так кем должна ликвидироваться несанкционированная свалка? Ответственность несет та компания (физическое лицо), которым нарушены правила обращения с отходами.

По ст. 42 ЗК РФ, на собственников земельных участков и лиц, которые не являются таковыми, накладываются следующие обязанности:

  1. Применение земельных участков согласно их целевому назначению способами, не причиняющими реального вреда окружающей среде, включая и землю как природный объект.
  2. Исключение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв, иного негативного действия на почвы и земли.

Несанкционированные свалки, которые располагаются вне земель населенных пунктов, должны быть убраны собственниками земельных участков, если они не передавали подобной обязанности по договору каким-либо третьим лицам.

Согласно ст. 43 Конституции РФ, а также по ст. 11 ФЗ «Об окружающей среде», у каждого человека есть законное право на благоприятную окружающую среду. Также есть право защиту ее от любого негативного воздействия, которое было вызвано хозяйственной, либо иной деятельностью, техногенными или природными чрезвычайными ситуациями.

Есть у обычных граждан и право на получение своевременной достоверной информации о состоянии ОС, а также на возмещение вреда. Уборка несанкционированных свалок является одной из мер наказания лиц, нарушающих эти правовые документы.

Действующие нормы

В нашей стране не допускается сброс бытовых и промышленных отходов в подземные и поверхностные водные объекты, на почву, в недра, на водосборные территории. Среди полномочий органов местного самоуправления городских пунктов в сфере обращения с отходами выделим их активное участие в организации работы по сбору, включая и раздельный сбор, а также транспортирование коммунальных твердых отходов на территориях МО.

Если не предпринимаются меры по ликвидации, поощряется образование несанкционированных свалок, все это является прямым нарушением прав граждан на благоприятную ОС. Если мусор накапливается на землях, это способствует их загрязнению, следовательно, нарушаются государственные интересы.

У граждан, согласно ст. 11 ФЗ «Об окружающей среде», есть право на оказание содействия государственной власти, местному самоуправлению в вопросах, касающихся ООС.

Как навести порядок

Если граждане приняли решение обратиться по вопросам, касающимся появления в их населенном пункте (вблизи него) неразрешенных мусорных свалок, в Росприроднадзор, желательно составить схему нахождения свалки с предварительной оценкой объемов, а также с указанием координат. Желательно также сделать несколько фотографий места свалки. По каждому заявлению, поданному гражданами, должна быть проведена проверка, о результатах которой уведомляется (официально) заявитель по домашнему адресу, указанному в обращении.

Что нужно знать

Важно понимать, что прямая ответственность за любые промышленные или бытовые выбросы ложится на те лица, на чьей территории располагаются отходы. В полномочия Росприроднадзора входит осуществление проверки по ФЗ всех сигналов, поступающих в ведомство от граждан.

В компетенцию его также входит и назначение нарушителю административного штрафа за совершение незаконных действий, а также подготовка материалов для передачи результатов проверки в природоохранную прокуратуру.

На что обратить внимание

В настоящее время вопросы, касающиеся появления вокруг крупных мегаполисов, а также небольших провинциальных городов, несанкционированных свалок, являются особенно актуальными и своевременными.

Если свалка оказалась на территории конкретного муниципального образования, заниматься ее ликвидацией должны именно органы МО. Помимо территории, на которой обнаружено скопление мусора, также важно знать, кто является собственником загрязненного земельного участка.

Землевладельцы, землепользователи, собственники, арендаторы должны пользоваться земельными участками согласно их целевому назначению. Они обязаны использовать способы, не наносящие окружающей среде вреда и ущерба. Владельцы земельных участков обязаны избегать загрязнения, деградации, истощения, порчи, уничтожения почв, иных негативных воздействий на них. Они обязаны ликвидировать любые последствия загрязнения земель, включая и проведение их рекультивацию. Такие обязанности собственников земель указаны в ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подведем итоги

Случаи несоблюдения санитарно-эпидемиологических и экологических требований при накоплении, сборе, обезвреживании, перевозке, размещении производственных отходов предусмотрены ст. 8.2 КоАП РФ.

Если устанавливается вина физического лица, накладывается штраф в размере 1-2 тысяч рублей. У юридических лиц его размер возрастает до 250 тысяч рублей, а для должностных лиц оценивается в тридцать тысяч рублей.

Если несанкционированная свалка бытовых отходов располагается вне земли, принадлежащей населенному пункту, ответственность налагается на собственников земельного участка, если не было передачи прав по договору третьим лицам.

При заключении договора аренды на арендатора ложится обязанность по уборке мусора. К примеру, судом администрацию Олонецкого района обязали убрать бесхозную свалку мусора, обнаруженную недалеко от города. Решение основывалось на том, что вопросы, касающиеся сбора, утилизации, вывоза, переработки промышленных и бытовых отходов, является прерогативой местной власти, ведь земля принадлежит МО.

Регоператор «Магнит» ведет борьбу со стихийными свалками во дворах [ФОТО]

от 31.05.19 в 10:49 версия для печати

Собственник земельного участка обязан не допускать образования гор мусора. Регоператор уже составил 27 актов об обнаружении стихийных свалок.

С начала мусорной реформы по жалобам омичей в городе силами регионального оператора «Магнит» ликвидировано несколько десятков стихийных свалок. В основном они были организованы во дворах многоквартирных домов неподалеку от контейнерных площадок. Как правило, эти незаконные точки складирования отходов существовали много лет, периодически они вывозились, а потом вновь возникали на том же самом месте.

Так, по адресу: ул. 75-й Гвардейской Бригады, 10б, жители близлежащих домов вместе с юрлицами организовали стихийную свалку, которая ежедневно увеличивалась в размерах. При этом две контейнерные площадки и площадка для крупногабаритного мусора находились в идеальном состоянии – регоператор регулярно вывозит оттуда отходы.

Выяснилось, что на нее помимо бытовых отходов складируют и строительные – куски рубероида и бетона после ремонта в гаражном кооперативе, стекловату, шины от колес, остатки деревьев после кронирования и т. д.

Сотрудники «Магнита» увидели груженный битым щебнем грузовик, водитель которого собирался выгрузить отходы на незаконную свалку, однако, заметив неладное, спешно ретировался.

А за гаражным кооперативом лежали кучи строительного мусора, заботливо подготовленные к выбросу на незаконную свалку. По словам жителей близлежащих домов, такое положение дел существует уже много лет.

Подобная ситуация со стихийными свалками не единична. Горы мусора буквально за пару дней вырастают рядом с санитарной площадкой по адресу: Королева, 2, Багратиона, 10, и т. д.

Происходит это потому, что юридические лица, к которым относятся и гаражные кооперативы, не спешат заключать договоры на вывоз отходов с регоператором, а банально сгружают мусор в контейнеры многоквартирных домов или сбрасывают их во дворах домов.

Это видно исходя из морфологии мусора: на площадках домов в большом количестве скапливаются отходы от торговли – различная тара, упаковка из-под товара, строительный мусор. Кроме того, понять, что мусор подбрасывают жителям этих домов можно, применив нормативы накопления отходов, куда включен и крупногабаритный мусор.

То есть, зная, сколько человек проживает в каждом доме, учитывая норматив накопления отходов, установленный РЭК, становится очевидно, что жильцы этих домов просто не в состоянии столько мусора произвести.

Добавим также, что по закону регоператор забирает и вывозит твердые коммунальные отходы из контейнеров, установленных на санитарных площадках, внесенных в реестр. Возчики обязаны поднять и погрузить мусор, выпавший из контейнера в момент погрузки. Отходы, складируемые рядом с мусорными баками, возчики не должны загружать.

Однако в момент становления новой системы обращения с ТКО на территории Омской области, в интересах простых жителей, возчики регоператора вручную грузят отходы, выставленные рядом с баками.

Читайте также:  Каждый второй россиянин отмечает значительный рост коммунальных платежей

Кроме того, регоператор вывез несколько десятков городских несанкционированных свалок, однако в дальнейшем это будет происходить строго в соответствии с порядком, установленным законом. Напомним, чтобы навести порядок в сфере обращения с ТКО, с 1 января в России вступили в силу новые правила ликвидации стихийных свалок.

– Незаконная или несанкционированная свалка – это стихийный навал мусора объемом более 1 кубометра на участке, не предназначенном для складирования отходов и не внесенном в реестр контейнерных площадок, – напомнили в пресс-службе регоператора.

При обнаружении несанкционированных мест складирования твердых коммунальных отходов регоператор в течение пяти рабочих дней направляет собственнику земельного участка (его можно посмотреть на кадастровой карте) уведомление о необходимости ликвидации свалки в течение 30 дней.

Далее собственник должен либо убрать мусор своими силами, либо заключить договор с региональным оператором. Если за 30 дней владелец не приведет участок в порядок, свалку ликвидирует ООО «Магнит». После выполнения работ региональный оператор вправе взыскать через суд расходы.

В настоящее время регоператор составил 27 актов об обнаружении стихийных свалок, уведомления направлены владельцам земельных участков.

Следить за чистотой и не допускать образования стихийных гор мусора по законодательству обязан собственник участка.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» – региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online – ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка – www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года.

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.

Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Инструкция: что делать, если вы обнаружили незаконную свалку

В мае 2018 года Президент России подписал указ о том, что к 2024 году в нашей стране должны быть искоренены все стихийные свалки. Руководитель центра ЭКОМ Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей Александр Карпов объясняет, как мы все можем внести вклад в борьбу со свалками.

Главное правило – всегда все фиксируйте

«К 2024 году мы должны очистить города от несанкционированных свалок», — заявил в апреле 2018 года и.о. министра природных ресурсов Сергей Донской. Он отметил, что в российских городах находится 180 незаконных свалок. В июле его преемник Дмитрий Кобылкин уточнил цифру. По его словам, речь идет о 191 нелегальной свалке. Но экологические активисты утверждают: их число в разы больше.

Стихийные свалки стали повсеместным явлением, поскольку найти ответственного и наказать его чрезвычайно сложно.

Особенно наказать, ведь небольшую свалку можно достаточно быстро убрать, и следов правонарушения не останется. Руководитель центра ЭКОМ Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей Александр Карпов советует все фиксировать.

«Надо свалку сфотографировать. При этом для фотографии надо точно определить местоположение объекта, например с помощью геотега на фото. Также надо составить и словесное описание местности», — отмечает эксперт.

Зафиксировать существование свалки можно и в интернете

Для этого нужно зайти на сайт «Наша природа» — официальный ресурс Министерства экологии и природных ресурсов РФ. В заявке необходимо указать точное место, опубликовать словесное описание, выложить фотографии. Создатели проекта утверждают, что все жалобы будут рассмотрены. Жалоба поступает в центральный аппарат Росприроднадзора. Затем, в зависимости от региона, обращение будет передано в соответствующие инстанции. Обращения на сайт поступают с 1 июня 2017 года. За это время около трети из них уже обработаны и свалки убраны.

Порталу предшествовала «карта свалок» Общероссийского народного фронта. По итогам 2017 года лидерами по числу меток на карте стали Ханты-Мансийский автономный округ, Самарская и Московская области, Татарстан, Томская область.

«Оставить заявку на сайте – самый дешевый и самый универсальный способ. Годится для всех регионов нашей страны. Но, скорее всего, после публикации сообщения свалка не исчезнет и придется действовать дальше», — предупреждает Александр Карпов.

Выясните, на чьей земле находится свалка

Если обращение через интернет не помогло, готовить формальные обращения в органы власти придется в «ручном режиме». Для этого нужно выяснить, на чьей земле расположена несанкционированная свалка. Только так можно определить конкретного правонарушителя. За организацию свалки предусмотрена ответственность по статье 8.2 КоАП РФ. Это либо штраф до 250 тыс. рублей для юридических лиц, либо приостановка их деятельности на срок до 90 суток.

«За уборку незаконных свалок отвечают муниципальные власти. Но если земельный участок находится в частной собственности, или принадлежит федеральным властям, или передан в аренду, то вся ответственность ложится на правообладателя. То же самое — с лесами», — отмечает Карпов.

Главный ресурс для определения правобладателя — сайт Росреестра. На публичной кадастровой карте можно выбрать любой земельный участок в России, узнать его номер и точные координаты. Особенно важно узнать принадлежность территории, если свалка большая.

«Потому что если объект крупный, то процесс – организованный, свалка не стихийная. Чем больше размер безобразия, тем важнее уделять внимание вопросам собственности», — резюмирует эксперт.

И все же главная задача — не привлечь к ответственности виновных, а убрать саму свалку. За это отвечает Росприроднадзор, поэтому обращение в территориальное подразделение этого органа стоит направить в любом случае.

Во всех заявлениях в органы власти надо обязательно указывать точное место, описание свалки, дату обследования, по возможности, приложить фотографии. В случае с Росприроднадзором, Роспротребнадзором и природоохранной прокуратурой — потребовать проведения проверки с выездом на место (рейд). Практически во все органы власти заявления можно отправить через интернет (например, на сайте РПН).

Инспектируйте и изучайте

Свалки сами по себе не возникают, у них есть источник. Чтобы эффективно бороться с проблемой, нужно представлять, какой ущерб они могут нанести природе. Поэтому следует тщательно изучать мусор. При обнаружении опасных веществ использовать это как главный аргумент в переписке с органами власти. Особенно опасно, если мусор находится рядом с реками. С водой токсичные вещества распространяются быстрее и на более дальние расстояния.

Если свалка горит или расположена с источником воды, имеет смысл написать и в Роспотребнадзор. Именно это ведомство призвано защищать право граждан на благоприятную окружающую среду.

Поскольку у территориальных органов Росприроднадзора, Роспотребнадзора и природоохранной прокуратуры не всегда хватает ресурсов (иногда – и желания), можно им помочь в расследовании. «Если это организованная свалка, фотографируйте машины, фиксируйте их номера», — советует Карпов. Чем больше фактов и конкретики будет в ваших заявлениях, тем лучше.

Кстати, незаконная свалка не обязательно выглядит как куча – можно поставить и стационарные контейнеры. Однако в России такой пункт сбора мусора все равно будет вне закона, так как размещать отходы можно только на специальных площадках. Все пункты сбора должны быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). При этом на портале есть информация и о тех свалках, которые раньше были законными, но чья работа приостановлена или остановлена вовсе.

Не расстраивайтесь

«Нельзя любой отказ чиновника воспринимать как отписку или «футбол». Иногда у властей на местах просто нет полномочий решить эту проблему. Ведь если муниципалитет начнет убирать свалку в лесу, то его может наказать прокуратура за нецелевое расходование средств. С точки зрения чиновников, этот вред куда сильнее, чем приставания активистов», — отмечает руководитель центра ЭКОМ.

Ответы от официальных лиц надо читать внимательно, «минимум трижды». Читать ссылки на нормативные документы, которые в них содержатся, и только потом принимать решения о дальнейших действиях.

Информируйте общественность и СМИ

Хороший способ воздействия на ответственных лиц – широкое информирование о проблеме. Создавайте группы в соцсетях и ветки на форумах, звоните и пишите в редакции СМИ. Имеет смысл взять в союзники общественную организацию. У них больше опыта общения с органами власти и, как правило, больше медиаресурсов.

«Особенно пригодится такая тактика в том случае, если за свалкой стоят чьи-то бизнес-интересы. В такой ситуации очевидно, что у правонарушителя есть «крыша». Серьезная общественная кампания уникальна, и написать для нее инструкцию невозможно. И даже вредно. Ведь те, кто создает незаконные свалки, ее тоже могут прочитать», — говорит Александр Карпов.

Сообщаем нарушителям, что в ближайшее время власти планируют ужесточить наказание за организацию несанкционированных свалок. «Лица, из-за которых возникают незаконные свалки, должны понести справедливое наказание. Законопроект, предусматривающий соответствующие изменения в административном кодексе, уже подготовлен», — сказал глава Минприроды Дмитрий Кобылкин 4 июля. Конкретные параметры документа пока неизвестны.

Ссылка на основную публикацию