В Татарстане создали автономный мобильный дом, который не боится непогоды

Рустаму Минниханову понравился первый российский «карманный дом»

Но он не продается ни за какие деньги

26.12.2017 в 22:46, просмотров: 8353

Сегодня на парковке ГТРК «Корстон» в Казани прошла презентация пока что единственного в стране автономного туристического обитаемого мобильного модуля (АТОММ), монтаж которого здесь занял всего семь минут. На днях в нем побывал глава республики Рустам Минниханов. По словам главного инженера проекта Андрея Гаврилова, президенту Татарстана эта малогабаритная двушка, которую можно установить в любой глуши, понравилась.

АТОММ можно перевозить куда угодно на стандартной низкорамной автомобильной платформе. Весит он всего четыре тонны и при этом обладает всеми преимуществами цивилизованного жилья на уровне номера трехзвездочной гостиницы.

Изначально модуль предназначен для туристического бизнеса. При быстром и большом наплыве гостей, как это было во время проведения в Казани Кубка конфедераций ФИФА и, несомненно, будет во время чемпионата мира по футболу 2018 года, он может устанавливаться хоть в чистом поле, хоть в лесной чаще. При этом его обитателям не грозит внезапное отключение горячей воды или электричества. Модуль будет безотказно снабжать ими до четырех жильцов в течение, как минимум, 25 дней.

Он не только имеет собственную энергосистему, постоянное горячее водоснабжение, отопление и кондиционирование, кухонное оборудование, но и оказывает нулевое экологическое воздействие на окружающую среду. Поэтому может устанавливаться в самых труднодоступных местах, где строительство очень дорого по техническим причинам либо вообще невозможно. Ну, и, конечно, его можно поставить там, где возведение жилья запрещено законодательно – в санитарно-защитных зонах заповедников, водоохранных зонах, лесных угодьях и т. п.

Если в Казани, по заверениям владельцев отелей, а также руководства горисполкома и республиканского Госкомитета по туризму, гостиничный фонд готов к приему самого большого количества болельщиков, которые приедут на ЧМ-2018, то в столице Мордовии уже на полном серьезе готовы разместить их в палаточных городках, то есть фактически в полевых условиях. Эту проблему казанские разработчики и производители АТОММ готовы решить в максимально короткие сроки.

Имеющийся прототип площадью 19 квадратных метров стоит 1 миллион 450 тысяч рублей. При хорошей загрузке туристами срок его окупаемости не превысит полутора лет. А у импортных аналогов цена начинается с 45 тысяч евро, что по сегодняшнему курсу Центробанка РФ превышает 3 миллиона рублей. При этом изготовление АТОММа фактически представляет собой сборочное производство, подавляющее большинство комплектующих которого производится не просто в России, а именно в Татарстане, и их можно купить в любом строительном магазине. Поэтому развернуть широкую сборку АТОММа можно в считанные недели, если не дни.

– Мы изучали рынок. Сходную продукцию в России выпускает 31 компания, за рубежом – 24. У нас в стране целиком автономные модули производит только одно предприятие. Оно полностью работает на военных. В туристическом бизнесе абсолютно автономные модули, которые не нужно подключать ни к каким коммуникациям, кроме нас, не делает никто, – заверил Андрей Гаврилов.

По его словам, в разработку прототипов и изготовление пилотного АТОММа он сам и его партнеры по бизнесу вложили около 10 миллионов рублей. Они рассчитывают, что в 2018 году будут настолько обеспечены заказами, что до 1 января 2019-го смогут собрать до 200 модулей и, соответственно, выйдут на самоокупаемость. Кроме турбизнеса, создатели «карманного дома» в числе самых серьезных своих клиентов видят заказники, заповедники и другие особо охраняемые территории.

К этому стоит добавить, что АТОММ, который сейчас стоит на парковке «Корстона», не продается. Это – прототип, в нем сейчас расположен офис продаж. Температура в помещении сегодня была вполне комфортная – плюс 25 градусов, вода из крана текла, в унитазе – сливалась: «три звезды», как и было обещано.

Цифровизация началась: в Татарстане запустили прототип «умного города»

Проект запустил оператор МТС на основе новой сети для интернета вещей NB-IoT. Она обеспечивает быстрое и безопасное подключение умных устройств, что, по словам представителей компании, позволит бизнесу Татарстана существенно сократить расходы при внедрении интернета вещей в производство. На основе сети NB-IoT в Арске реализовали сразу несколько технологических решений.

По словам министра информатизации и связи РТ Романа Шайхутдинова, цифровая трансформация является важным элементом утвержденной для Татарстана «Стратегии-2030».

«Существует проект «Умный город». Он направлен на реализацию взаимодействия трех основных составляющих – исполкомов, жителей и подрядных организаций, которым необходимо обеспечить контроль. Сегодня в РТ пилотируется ряд проектов, основанных на технологии умных вещей. Это, например, умные счетчики, умное освещение», – рассказал Шайхутдинов.

Проект в Арске, по словам министра, призван обеспечить системное и более качественное управление всей инфраструктурой. «Важно, что такая цифровизация создает возможности для будущих компаний, для будущих стартапов и повышает эффективность использования экономических ресурсов в регионе. Цель подобных проектов в создании и апробации решений для их дальнейшего распространения», – сказал Шайхутдинов.

Распознавание лиц и измерение шума

Как рассказал директор МТС в Татарстане Марат Шакиров, первый татарстанский «умный дом» включает в себя сразу несколько технологических решений. Именно комплексный подход делает его уникальным и выделяет среди других подобных проектов. В частности, в доме установлены электронные счетчики, которые транслируют показания в режиме онлайн, «умная парковка», благодаря которой жители могут отслеживать наличие свободных мест в приложении, система экомониторинга для измерения концентрации газов, уровня шума, температуры и влажности, видеосистема по отслеживанию наполняемости мусорных контейнеров и контролю за вывозом ТБО, система распознавания лиц и так далее.

Как рассказал Шакиров, такие решения, помимо прочего, помогут жителям экономить. «Пока точную выгоду рассчитать сложно. Мы планируем в течение года в тестовом режиме обслуживать проект в Арске. Это поможет оценить экономическую выгоду и его отличия от тех простых решений, что реализованы в других домах. После сможем сделать более подробные выводы», – сказал Шакиров.

Директор МТС в Татарстане подтвердил заинтересованность компании в продвижении такого рода проектов. «Мы открыты любым муниципалитетам, которым интересны наши решения. Опыт Арска мы планируем продвигать и тиражировать. Мы будем персонально интегрировать те решения, которые интересны муниципалитетам и УК», – сказал Шакиров.

Он отметил, что такие технические услуги основаны на новой технологии NB-IoT и их можно подключить в любом доме. «Специальные сети по технологии для интернета вещей позволяют подключать 10-20 тыс. устройств одновременно. Они никак не влияют на голосовой и интернет-трафик, который мы предоставляем нашим абонентам. Кроме того, счетчики в этой сети становятся практически автономными, они смогут работать до 10 лет от одной батарейки. Все это значительно сокращает эксплуатационные расходы», – сказал Шакиров.

Кто заплатит

Глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов отметил интерес к властей к распространению подобных технологий в других районах республики. Однако обратил внимание, что государство способствует проникновению цифровизации в народное хозяйство, но финансового участия в таких проектах не предусмотрено. По его словам, в случае с жилыми домами главными получателями выгоды становятся управляющие компании, которые отвечают за удовлетворенность жителей услугами.

«С другой стороны, для сотовых компаний это возможность загрузить сети новыми услугами. Из чьего кошелька будут оплачиваться переход – вопрос коммерческой модели взаимодействия оператора связи и муниципалитета. Сегодня муниципалитеты сами определяют уровень цифровизации и комфортности, которые она обеспечивает, какие ресурсы для этого используют. Рано или поздно такие технологии придут везде», – сказал министр.

По словам Марата Шакирова, на данный момент компания не готова озвучить стоимость реализации подобных проектов, однако через неделю 24 декабря МТС запускает специализированный тариф для устройств в сетях NB-IoT, в его стоимость будет входить специальная IoT-платформа, которая позволит предпринимателям удаленно контролировать умные устройства.

«Арск – это пилотная зона, в рамках заключенного соглашения о партнерстве с местными властями. В дальнейшем мы видим два пути. В первом случае, датчики будут устанавливаться застройщикомна этапе строительства. Операторы только подключают необходимое оборудование. Это сравнительно недорогой вариант. Если идти по второму пути, то управляющая компании за свой счет будет менять в домах уже установленное оборудование, а оператор берет на себя его обслуживание», – сказал Шакиров.

Строительство и тестирование сети нового стандарта в Татарстане – часть большой федеральной программы, в рамках которой до конца 2018 года МТС обеспечит покрытие NB-IoT во всех городах-миллионниках и в ряде крупных городов России. До своего запуска комплекс решений «умного города» прошел тестирование в совместном Центре исследований и разработок МТС и Ericsson в ОЭЗ «Иннополисе». Дальше на развернутой сети для интернета вещей МТС совместно с партнерами намерена тиражировать подобные проекты по всей России. Проект по запуску пилотных зон «умного города» и развертывания сети LTE на основе NB-IoT реализуется в рамках заключенного соглашения с муниципалитетами Татарстане –​ Арском, Альметьевском и Иннополисом – о партнерстве в ходе реализации проектов, направленных на инновационное развитие инфраструктуры региона по госпрограмме «Цифровая экономика». Драйвером развития нового стандарта останется государственная поддержка цифровизации экономики на федеральном и региональном уровнях.

«Умный город» – это тот, который не умничает, а умеет»

Рассуждаем, как внедрить передовые технологии в повседневную жизнь.

Казань занимает третье место среди 15 городов-миллионников России по уровню развития современных технологий управления городом и решения муниципальных задач. Столица Татарстана как «умный город» уступает только Москве и Санкт-Петербургу. Такие данные приводятся Национальным исследовательским институтом технологий и связи.

Редакция KazanFirst решила пообщаться с экспертами и порассуждать на тему того, что же такое «умный город» и как он должен выглядеть.

О проекте «Умный город»

Сегодня в городах России в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и нацпрограммы «Цифровая экономика» министерство строительства и ЖКХ реализует проект «Умный город». Он нужен для того, чтобы повысить конкурентоспособность муниципалитетов, сформировать эффективную систему управления городским хозяйством, создать безопасные и комфортные условия для жизни.

Читайте также:  Что делать с торговыми палатками на территории двора?

Делают наши города умными за счет внедрения цифровых и инженерных технологий в городской и коммунальной инфраструктуре. Например, в Татарстане активно вводят системы автоматического снятия данных с приборов учета энергоносителей. Минстрой республики считает, что это позволяет обеспечить полную прозрачность учета данных, исключает возможность утечек, незаконных подключений, манипуляций со стороны потребителя и управляющих компаний (УК), а также позволяет контролировать и регулировать наличие задолженности.

«Все должно быть систематизировано»

Затронув область жилищного хозяйства, мы решили побеседовать с исполнительным директором Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Татарстана Дмитрием Романовым на тему умных технологий в Казани и их эффективности. Он считает, что в городе, например, хорошо работает система «Открытая Казань».

– Это единая диспетчерская служба. Собственник звонит по телефону и обращается с проблемой, а диспетчер принимает заявку и размещает на карте. Управляющая компания уже видит, где есть вопросы, что надо контролировать. Тут напрямую работают и аварийные службы. Также существует система «Народный контроль» – это цифровое поле, где решаются различные вопросы, включая ЖКХ: экология, вывоз мусора, свет в муниципальных учреждениях и так далее. Я думаю, это достаточно эффективный рабочий инструмент, – говорит собеседник.

К списку хороших умных технологий Романов также относит портал Госуслуг Татарстана, многофункциональные центры, которые своей оперативностью повышают уровень открытости Казани. Он отмечает пользу информационного портала мониторинга жилищного фонда республики, где УК и ТСЖ предоставляют данные о своей деятельности.

– Что касается домостроения, основными энергосберегающими технологиями могут быть дома постройки с 2013 года, потому что их в процессе строительства снабдили индивидуальными счетчиками тепла. А сейчас в новостройках уже внедряют приборы учета с дистанционной передачей данных. Мы постепенно к этому идем, – продолжает Дмитрий Романов.

Эксперт считает, что «умный город» – это город, где показания со всех приборов учета снимаются дистанционно, все систематизировано и централизовано. Работа построена прозрачно, а средства тратятся разумно.

– Если уж я про эту стезю говорю, то нужно дойти до стопроцентной установки узлов погодного регулирования в домах, чтобы была экономия тепла, потому что это главное социально напряженное явление. Надеюсь, за счет нового строительства это удастся сделать, – рассуждает собеседник.

Романов заключил, что Казань может стать «умным городом», если будет целый перечень программ, направленных на развитие системы ЖКХ и других областей.

Технологии для ответственных и законопослушных людей

На официальном сайте проекта «Умный город» можно отследить внедряемые технологии, их стоимость и время реализации. Если говорить о Татарстане, то в списке участников уже числятся Альметьевск, Набережные Челны, Нижнекамск и Казань. В столице, например, реализуются 24 проекта. Множество из них направлено на энергосбережение.

В перечень мероприятий входят, например, установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с узлами погодного регулирования, модернизация внутреннего и уличного освещения. Говоря о последнем, Минстрой республики уже отмечает экономический эффект от замены обычных ламп на энергосберегающие и установки датчиков уровня естественного освещения, который может достигать 40%.

– «Умный город» – это прежде всего удобство для жизни, – говорит директор компании «ТатАИСЭнерго» Ришад Мирсияпов. – Вот раньше не было электрических бойлеров для горячей воды. Все мирились с летними плановыми отключениями, а потом появились бойлеры и люди начали их ставить. Дало ли это экономию? Скорее наоборот, но ведь это очень удобно для комфортной жизни. Также и с концепцией «умного города». Какие-то элементы будут давать экономию, какие-то, наоборот, дополнительные затраты. Например, в базовых требованиях к умному городу, утвержденных Минстроем России, есть такой элемент, как создание интеллектуальной системы контроля исправности противопожарных систем в местах массового скопления людей. Я думаю, это сомнительная прямая экономия, но зато повышается безопасность.

У себя на предприятии Мирсияпов, конечно же, внедряет умные технологии. Первое, что сотрудники сделали, – обеспечили полное электронное взаимодействие поставщика с потребителями тепловой энергии. Потребитель может электронно заключать договор на подключение объекта, который планирует построить, получать и направлять первичные и иные документы через общероссийские системы документооборота и, конечно, оплачивать услугу. В организации внедряются также различные системы, автоматизирующие бизнес-процессы.

По мнению собеседника, «умный город» – это комфортная для жизни среда, в которой рационально формируется пространство, удобно пользоваться транспортом, работает множество социальных учреждений, есть общественные зоны досуга и отдыха.

– В таком городе услуги, касающиеся всех сфер деятельности человека, должны предоставляться электронно. Например, сейчас есть портал Госуслуг Татарстана, позволяющий решать проблемы без личного присутствия. Аналогичные порталы должны быть везде. Например, в сфере ЖКХ, чтобы была возможность проведения собраний онлайн, а все взаимодействия с УК были интерактивными. Например, чтобы каждая строчка счета-фактуры была кликабельна, а при нажатии выходил подробный алгоритм расчета. А если говорить о жителях, то, я думаю, в умном городе должны жить ответственные и законопослушные люди, – считает Мирсияпов.

«К развитию приводят не столько технологии, сколько умение ими пользоваться»

Любой современный город должен отвечать не только требованиям энергосбережения, но и развивать инфраструктуру. Выглядеть так же, как и умный человек.

– Вы с ходу можете отличить человека умного от не очень умного или вовсе глупого? С первого взгляда сделать это сложно, потому что умные люди могут выглядеть и как успешные предприниматели, и как глубоко увлеченные культурой или наукой, а могут вообще никак особо не выглядеть, но делать при этом удивительные вещи. Поэтому мне кажется, что «умность» – это прежде всего не про «как», а про «что» и даже «зачем», – высказывает мнение советник главы Удмуртской Республики по вопросам развития дизайна и городской среды, выпускник программы «архитекторы.рф» Вячеслав Правдзинский.

По мнению собеседника, можно увешать себя умными гаджетами, окружить советниками и коучами, но при этом так и не стать умным. То же самое происходит и с городами. «Умность» подразумевает под собой систему анализа потребностей, поиск необходимых знаний и применение их на практике, продолжает Правдзинский. Именно тот, кто знает «зачем», находит «что» и понимает затем, «как» применить ту или иную технологию, систему, может считаться «умным». И это будет одинаково верным как для городов, так и для людей, которые их населяют.

– «Умный город» – это не город, который умничает, это город, который умеет. Сегодня же мало кто из наших городов «умеет», многие скорее живут в парадигме «приходится» относительно всех отраслей городской жизни, – считает собеседник.

Правдзинский уверен, что к развитию приводят не столько технологии, сколько умение ими пользоваться, поэтому здесь важно понимание, для чего они могут пригодиться и какой результат дадут.

– На мой взгляд, первоочередной задачей для перехода от «вынужденности» к «умению» является формирование в городской администрации системы анализа и прогнозирования. Анализ городских данных, генерируемых городскими службами, бизнесом и самими жителями, – вот это действительно необходимый, даже, можно сказать, базовый навык «умного города» сегодня. Поэтому прежде всего город должен понять, зачем ему нужно умнеть, чтобы вся система в совокупности стала работать эффективнее и лучше, – заключил эксперт.

Автономный дом: когда живешь и никому не должен

Отсутствие подведенных коммуникаций – не повод не купить понравившийся или доступный по деньгам загородный участок. А высокие цены на электроэнергию и другие энергоносители – лишь стимул поэкспериментировать и поизобретать то, что поможет жилью стать независимым, а владельцам – получить большую экономию на платежах за недвижимость. Опыт пользователей портала, новые предложения на рынке, интересные решения – в теме этой недели рассмотрим все, что нужно, чтобы сделать дом автономным.

Статьи:

Автономный дом: базовые принципы строительства. Нам предстоит построить автономный загородный дом, а это требует комплексного подхода. Тут и о должном утеплении нужно позаботиться, и знать, какие технологии использовать.

Обзор новинок для строительства автономного загородного дома. Источник бесперебойного питания, твердотопливный котел, дизельный генератор и домашняя солнечная электростанция. Представляем продукты, необходимые тем, кто создает автономное жилье.

Скорость, доступность, энергоэффективность – модульный каркасник от участника FORUMHOUSE. Модульный каркасный дом для постоянного проживания – рассказываем о великолепной работе умельца нашего портала.

Что делать, если на участке нет электричества. На помощь придет система электроснабжения (автономная) частного дома. Пользователи FORUMHOUSE рассказывают о системах автономного электроснабжения: от простых до самых сложных.

Отопление дома газовыми баллонами. Личный опыт. Не у каждого человека есть возможность подключиться к трубопроводу с «голубым топливом». Что делать, если газа в помещении нет, или его подключение не светит в ближайшей перспективе? Альтернативой станет сжиженный газ из баллонов.

Тепловой насос отопит дом. Опыт FORUMHOUSE. В последние годы в жилых домах все большее распространение получают тепловые насосы, как альтернатива классическим видам отопительных приборов. И среди пользователей FORUMHOUSE есть владельцы такого оборудования, готовые поделиться полезным опытом.

Выбор источника альтернативной энергии. Первоочередная задача любого загородного жителя – обеспечить свой дом теплом и светом. Уменьшить расходы на отопление помогут альтернативные источники энергии.

Видео:

Установка солнечных батарей. Для тех загородных домов и домиков, в которых отсутствует электрическая сеть, хорошим источником электроснабжения могут послужить солнечные панели. Специалист продемонстрирует монтаж системы автономного электроснабжения на фасад здания и подключение кабельных линий.

Тепловые насосы. Тепловые насосы придуманы уже более 100 лет тому назад. Это довольно оригинальное решение брать энергию из земли и преумножать её. Подведение газа представляет серьёзную проблему, а на отопление жилья электричеством уходит слишком много денег, поэтому стоит задуматься и рассмотреть этот вариант.

Читайте также:  Реализация проекта ЖКХ и городская среда объединит муниципальные программы благоустройства

Альтернативное отопление. Комплекс систем. Тема использования альтернативной энергии с каждым годом все актуальней в мире, даже в многоквартирных домах. Для многих россиян этот вопрос особенно актуален. В этом сюжете рассмотрим необычный комплекс, состоящий из нескольких источников альтернативной энергии, таких, как гелиоколлектор и воздушный насос. Также рассматриваем вариант подключения теплового насоса.

Автономная канализация. Особенности выбора. Задумываясь об отводе канализации на участке, стоит внимательнее изучить рынок и присмотреться к современным очистным сооружениям. Автономная канализация является, пожалуй, самым популярным вариантом, но важно правильно выбрать установку.

Установка инвертора для котла. В этом сюжете мы расскажем вам о насущной проблеме каждого владельца частного дома: о бесперебойном электроснабжении котла и другого отопительного оборудования. Для того, чтобы пробоем с электричеством не возникало, нужно установить инвертор или источник бесперебойного питания. Как его выбрать, подобрать аккумулятор, правильно установить и какие условия обеспечить – расскажем по порядку.

Генераторы: выбор, особенности эксплуатации и обслуживания. Генератор – двигатель, который преобразует свою энергию в электричество. Он часто используется при строительстве «в поле», а также в тех загородных домах, где с постоянным электричеством существуют проблемы. Поговорим о том, как правильно выбрать генератор и как им нужно пользоваться.

Темы на форуме:

Простые технические решения для автономного дома. В этой теме участники портала рассматривают технические решения и требуемые материалы для энергообеспечения автономного дома, которые позволяют создавать простые и надежные системы отопления, вентиляции, электроснабжения и т. п., требующие минимального обслуживания за всё время эксплуатации дома. Создать автономный частный дом своими руками – можно, главное читать FORUMHOUSE.

От ветряка к солнечным батареям и далее. Как заставить ветер и солнце работать на себя, какое оборудование нужно для автономной жизнедеятельности дома – пользователи рассказывают о своем опыте приобретения и использования.

Уходим в автономку. Личный опыт. Участник портала Vit555, «всеми четырьмя упираясь, медленно, но верно приплывает к автономке». Как сделать автономный дом – читатели присоединились к обсуждению этой темы.

Газоснабжение сжиженным газом, газгольдеры. Здесь участники FORUMHOUSE делятся опытом организации автономной газификации на участке.

Горизонтальные ветрогенераторы своими руками – опыт форумчан. С момента, когда Aleksei2011 сделал первый «альтернативщик», прошло немало времени. Теперь топикстартер живет на даче, и электричество у него от самодельной ветросолнечной системы, состоящей из двух ветрогенераторов – это настоящий автономный жилой дом. За это время участник портала почерпнул много информации и немало «всяких экспериментов и выводов сделал».

Муки выбора ветряка. Где и какой ветрогенератор купить в Москве и на всем постсоветском пространстве, какова стоимость, какой мощности достаточно для его работы – в этой теме участники портала обсуждают, как достичь энергетической независимости на загородном участке.

Бурение скважины своими руками. И в тех случаях, когда на загородном участке нет центрального водопровода, и там, где вода вроде и проведена, но подается нерегулярно, поможет независимый источник водоснабжения. В этой горячей теме пользователи портала обсуждают, как самостоятельно пробурить скважину.

Выбор системы автономного или резервного электропитания. Что нужно, чтобы сделать собственную, независимую систему питания жилого дома – участники FORUMHOUSE делятся советами и опытом.

Вместо котельных и электричества. Псковские ученые создали автономный “двигатель будущего”

Больше десяти лет инженеры разрабатывали механизм и принцип действия машины, которая сможет обеспечить целый дом теплом, светом, горячей и чистой питьевой водой. Расскажем, что получилось в итоге

С теплом, светом и водой теперь не будет проблем. И все это без использования котельных, линий электропередачи и прочих коммуникаций. Такой “коммунальный рай без хлопот и забот”, как поется в песне, уже в ближайшем будущем может появиться в России благодаря уникальной разработке псковских ученых. В лабораториях Псковского госуниверситета они сконструировали автономный модуль жизнеобеспечения, “сердце” которого — роторно-лопастной двигатель с внешним подводом тепла.

Начиналось с мечты

Автор модуля — Юрий Лукьянов, инженер-электроник ПсковГУ, главный конструктор научной группы. Говорит, что модуль жизнеобеспечения появился благодаря юношеской идее. В далеком 1978-м Юрий работал на заводе тяжелого электросварочного оборудования и мечтал создать летающий автомобиль.

“Есть такой эффект — “экран Земли”, когда самолет заходит на посадку, он барражирует, то есть воздушный поток от крыльев не дает самолету опуститься. Поэтому он на этом потоке, на “экране Земли”, движется долгое время. Тогда и возникла идея сделать легковую машину, которая бы летала на высоте 5−6 метров на эффекте “экрана Земли”, — вспоминает Лукьянов.

Но для такой машины требовался компактный двигатель в 300 лошадиных сил. Постепенно ученые выяснили, что роторно-лопастная схема позволит создать двигатель, по объему равный трехлитровой банке. Мощность такого двигателя — примерно 200 лошадиных сил. Тогда вес машины будет небольшой, и можно сделать такую машину.

“Так и зародилась идея создания компактного двигателя, способного выдавать большую мощность на базе роторно-лопастной машины, с этого и началась вся история”, — говорит Лукьянов.

Сейчас, спустя более 40 лет, журналисты и коллеги-инженеры называют созданное им устройство не иначе как “двигатель будущего”.

“На самом деле все просто, — говорит ученый, рассказывая о принципе действия модуля. — Парогенератор вырабатывает пар, он раскручивает роторно-лопастную машину. Она в свою очередь крутит электрический генератор, мы получаем электричество”.

Оставшийся пар конденсируется в теплообменнике и охлаждается, при этом получается горячая вода 90 градусов для отопления. Она отправляется в бак промежуточного накопителя, из которого выходит чистая горячая вода, подаваемая в краны потребителей.

“Также из этого бака мы насосом подаем горячую воду в парогенератор, она вскипает, получается снова пар — и вот он, замкнутый цикл”, — говорит Лукьянов.

Кроме того, добавляет ученый, вся вода, поступающая в модуль, проходит тщательную очистку.

“Мы очищаем сетевую воду с помощью технологии обратного осмоса (технология очистки воды, при которой жидкость проходит через специальную мембрану, избавлясь от химических примесей и бактерий — прим. ТАСС), и когда вода кипит, то отложений солей в системе нет. В итоге мы получаем питьевую воду, и осмос нам нужен, чтобы не использовать химические реагенты. В любой котельной существует подготовка воды, чтобы ее вскипятить, а у нас нет реагентов”, — говорит Лукьянов.

Работает на всем, что горит

Для работы модуля жизнеобеспечения нужны вода и топливо. Воду можно использовать любую: водопроводную или из скважины. А “заправлять” устройство можно практически всем, что горит: солярка, газ, минеральное отработанное масло или спирт. Подойдут даже опилки и солнечная энергия. С помощью топлива вода в установке нагревается и превращается в пар, который и вращает “двигатель будущего”.

Он принципиально отличается от тех, которые сейчас есть под капотом у каждого автомобиля. В “движке” Лукьянова нет клапанов, которые в двигателе внутреннего сгорания работают буквально на износ — при высоких температурах и больших нагрузках. Псковский мотор — это хитроумная система лопастей и механизмов, которые равномерно распределяют нагрузку по всему двигателю. За счет этого устройство оказалось в три раза легче при той же мощности, и самое главное — оно не вырабатывает выхлопных газов, как в автомобиле.

По словам ученого, похожий по конструкции двигатель использовался при создании “Ё-мобиля”.

“Двигатель в “Ё-мобиле” — это такая же конструкция, как у нас, там используется принцип роторно-лопастной машины. Механизм они придумали свой, но на этом провозились. А мы использовали другой механизм, который запатентован, который распределяет нагрузку равномерно”, — поясняет ученый.

“Старая добрая” паровая машина

В основе принципа действия модуля жизнеобеспечения, говорит Лукьянов, — старая добрая паровая машина, которая известна человечеству аж с XVII века. Используя проверенную временем технологию, ученые смогли сделать так, чтобы топливо в “устройстве будущего” сгорало при пониженных температурах и при избытке кислорода. А это означает, что такой двигатель не дымит: выбросы вредных веществ в атмосферу практически нулевые.

“Разработанный двигатель сравним по экологичности с домашней кухней, со сгоранием газа на газовой плите. В основе — паровая машина с низкими параметрами пара, там давление всего 10 атмосфер, а значит, температура пара не выше 196 градусов по Цельсию”, — говорит ученый.

Чтобы получить такие параметры, высокие температуры сжигания топлива не нужны, поэтому горелка, используемая для создания пара, поддерживает температуру не более 400 градусов. В результате получается, что при избытке сгорания воздуха, как и на кухне, мы не получаем вредных выбросов, они минимальны по окисям азота и угарному газу.

Юрий Лукьянов с коллегами на территории учебных корпусов Псковского государственного университета

Личный архив Юрия Лукьянова

А еще, добавляет Лукьянов, созданная машина оказалась весьма экономичной, потери на трение у нее в семь раз меньше, чем у остальных двигателей. “Поскольку нет возвратно-поступательного движения, то потери на трение в нашей конструкции всего лишь 5%, это как у турбины. При этом, представьте, у других двигателей только на трение потери составляют 35%”, — говорит ученый.

Прототип за свой счет

Изобретением, вспоминает Лукьянов, в 2006 году заинтересовались в правительстве страны: ученые получили грант на 7,6 млн рублей от Федерального агентства по науке и инновациям.

На эти средства провели научно-исследовательские работы, успешно их защитили, а вот на создание опытного образца конкурс выиграть не смогли. В итоге первый прототип устройства псковские инженеры изготовили за свой счет.

“Мы своими силами создали прототип, года три создавали в лабораториях ПсковГУ, трудилась вся команда, около 15 человек. Университет помог нам приобрести парогенератор, поставили его в нашу машину, сделали систему, и в итоге появился модуль жизнеобеспечения с внешним подводом тепла (пара) из парогенератора”, — говорит Лукьянов.

Читайте также:  Взаимоотношения собственников квартир и арендаторов помещений

К массовому производству

Сейчас, говорит Лукьянов, к нему поступают сотни заявок от желающих купить модуль жизнеобеспечения. Наибольший интерес устройство вызывает у жителей отдаленных территорий.

“Вот сейчас обращаются с Дальнего Востока, там раздали “дальневосточный гектар”, а энергетики нет, оттуда звонят и говорят: “Если твой контейнер привезти сюда, то появится цивилизация”.

Предложения поступают со всей России, все хотят купить модуль, а кто бы мог вложить деньги в опытно-конструкторскую разработку и заняться производством — таких мало”, — рассказывает ученый.

А еще, добавляет инженер, есть и те, кто готов запустить серийное производство без тестовых испытаний.

“Много тех, кто говорят, мол, давайте чертежи и мы поехали, то есть минуя опытно-конструкторские разработки. А я всегда отвечаю, что ОКР нужно пройти обязательно, важно испытать образец, проверить на перегрузку, в разных режимах работы, провести климатические испытания. Он, конечно, функционирует, но мы его еще не испытывали, а это нужно обязательно сделать, вопрос — где и кем”, — говорит Лукьянов.

По оценке ученого, чтобы испытать модуль, придется потратить порядка 90 млн рублей. И эту сумму готовы выделить инвесторы. Но пока реальных договоров у Лукьянова ни с кем нет.

Если модуль удастся поставить на конвейер, то псковское изобретение поможет серьезно сэкономить на “коммуналке”.

“Чтобы, например, обеспечить ресурсами двухэтажный индивидуальный дом, вполне хватит модуля 30 кВт. При условии массового производства он будет стоить около 1 млн рублей. По сути, это стоимость легкового автомобиля, и вы обеспечены теплом, электричеством, горячей и чистой питьевой водой. Такая установка может окупиться за год-полтора”, — делится расчетами Лукьянов.

Модуль даст еще более серьезную экономию, если поступит на вооружение предприятий.

“Сейчас предприятия, которые хотели бы получить этот автономный модуль, просят 1 МВт мощности, такая установка будет стоить 20 млн рублей, но она окупается за полгода. Подсчет простой: в году 8 тыс. часов, если установка 1 МВт работает в течение года, производится 8 млн кВт⋅ч электроэнергии, если посчитать по розничной цене, то в год предприятие только на энергию тратит 40 млн рублей”, — поясняет инженер.

А еще одно преимущество, добавляет ученый, — это что модуль можно применять везде, даже в больницах.

“Модуль не вибрирует и не шумит. У нас симметричная конструкция двигателя, поэтому механизм уравновешенный, и вибрация всего 300 микрон, по шуму это сравнимо со звуком работы системного блока компьютера или холодильника”, — рассказывает Лукьянов.

Для сравнения: в больницах нормы по шуму — 50 децибел, шум модуля как раз удерживается около этого уровня.

“А поскольку в нем есть пар, то в частных домовладениях, например, можно баню прогреть паром за 5 минут и не нужно печку топить. Достаточно подвести пар из парогенератора, температура его под 200 градусов: и огня нет, то есть баня не сгорит”, — улыбается инженер.

Сжигание мусора без выбросов

По словам Лукьянова, автономный модуль жизнеобеспечения может дать не только тепло, воду и свет. На основе устройства можно возводить передвижные мусоросжигающие заводы, которые не будут дымить и выбрасывать в атмосферу вредные вещества.

Если усовершенствовать изобретение, добавив к нему плазматроны, то получится что-то наподобие машины из голливудского фильма “Назад в будущее”, работающей на чем угодно, включая жестяные банки и банановую кожуру.

“Есть способ, называется плазмо-химический, когда весь мусор не разбирая подвергают очень высокой температуре в плазматроне, порядка 6 тыс. градусов, как на Солнце, чтобы весь этот мусор перешел в окисное состояние. Воздух в плазмохимическом реакторе замещают на пар, который дает парогенератор из нашего автономного модуля. При уничтожении мусора внизу этого реактора образуется жидкий расплав металла, сверху будет стекольный шлак. А атмосфера — водяной пар. Он горячий, 960 градусов по Цельсию, его можно направить в наш парогенератор для того, чтобы подогреть цикловую воду. Мы получаем чистый пар для машины, и она вырабатывает нам электричество. Оно, в свою очередь, необходимо для работы плазматрона, а избыток электричества направляем в сеть, то есть получаем снова замкнутую установку”, — делится идеей Лукьянов.

И самое главное, добавляет он, что при таком способе сжигания мусора не нужна труба, так как в атмосферу выбрасывать просто нечего.

“После того как мы отобрали температуру 960 градусов у пара в нашем парогенераторе и потом еще сконденсировали эту пароводяную смесь, то трубы нет, горения в воздухе нет и выбросов в воздух нет никаких”, — поясняет ученый.

По расчетам Лукьянова, модуль можно привезти в любое место, где находятся залежи мусора, и уничтожать их с производительностью 10 тонн в час.

“Все просто — привезли модуль на свалку и уничтожили мусор. И главное — его не нужно высушивать. При любых других способах нужно весь мусор высушивать, он мокрый, имеет 100-процентную влажность, а для этой установки влажный — и хорошо. У нас на арктических территориях столько бочек с остатками масла и мазута, все это можно уничтожить, прямо железо можно бросать, потому что температура плавления железа — 1,5 тыс. градусов, а температура плазматрона — 6 тыс. градусов”, — заверяет инженер.

Сейчас псковские ученые раздумывают над тем, как реализовать эту идею на практике.

“Будем дальше двигаться в этом направлении, надеемся на поддержку со стороны государства и что на этот проект обратят внимание”, — добавляет Лукьянов.

В Татарстане создали автономный мобильный дом, который не боится непогоды

Многофункциональный мобильный культурный центр (Автоклуб) в изотермическом кузове из пятислойных сэндвич-панелей СУПЕРТЕРМ оснащен гидравлической системой трансформации, автономным источником питания. Может быть установлен на шасси любого автомобиля, в частности, ГАЗон NEXТ / Газель NEXT / КамАЗ 4308 / КамАЗ 43118 / Hyundai HD78 / ГАЗ-33106 “Валдай”.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческий дом культуры и творчества молодёжи «Юность» города Елизово, Камчатский край

Кузов изотермический, для эксплуатации при температуре от -50°С до +50°С. В собранном состоянии представляет собой фургон. Трансформируется в сцену с навесом при помощи гидравлической системы. Длина кузова 6500 мм. Боковая внешняя левая панель шарнирно связана с крышей и с помощью гидравлической системы раскрывается в единый навес.

Автоклуб / Многофункциональный мобильный культурный центр позволяет проводить любые агитационные, культурно-массовые, зрелищные мероприятия (митинги, народные праздники, фестивали, выступления творческих коллективов, концерты и т.д.) на любой, доступной для проезда территории (в парках, местах отдыха, на открытых летних и зимних площадках и т.д). Комплектуется звуковым, световым и прочим техническим оборудованием с автономным источником электроэнергии.

Автономный источник питания позволяет проводить праздники и зрелищные мероприятия на любой, доступной для проезда территории (в парках, местах отдыха, на открытых летних и зимних площадках, в деревнях).

Плавное разворачивание кузова за счет гидравлической системы позволяет в течение 15-30 минут развернуть обычный кузов в современную площадку, позволяющую проводить любые шоу, культурно-массовые, зрелищные и агитационные мероприятия (митинги, народные праздники, фестивали, выступления творческих коллективов, концерты и т.д.).

Функциональные возможности Автоклуба:

  • Проведение шоу, праздников
  • Просветительская и агитационная работа
  • Выступления коллективов народного творчества, артистов
  • корпоративные мероприятия
  • Сопровождение спортивных событий, проведение награждений
  • Звуковое сопровождение, оформление мероприятий
  • Демонстрация видеоконтента с любых носителей
  • Прием-передача данных через спутниковый канал связи
  • Прием и демонстрация передач спутникового телевидения
  • Спутниковый интернет доступ
  • Организация кинопоказов

Технические особенности

  • Приведение комплекса в рабочее положение – от 15 до 30 минут.
  • Комплектация аудио-видео аппаратурой под ключ
  • Автономное освещение сцены для работы в темное время суток
  • Все оборудование перевозится внутри кузова-трансформера
  • Выравнивание комплекса на поверхности с помощью гидро-механических опор

Кузов изотермический:

  • в транспортном положении представляет фургон;
  • в рабочем положении трансформируется в сцену с навесом.

Перегородка с дверью делит кузов на 2 основных отсека:

1-й отсек – Операторская:

  • Длина отсека 1000 мм.
  • Покрытие пола: износостойкий антистатический линолеум
  • Дверь для входа в отсек одностворчатая, с внутренним замком, в перегородке между отсеками
  • Окно из автомобильного стеклопакета, открывающееся внутрь с фиксатором открытого положения расположено в перегородке между отсеками
  • Стойка аппаратурная для размещения оборудования расположена на виброопорах, выдерживающих нагрузки при транспортировке оборудования
  • Стеллаж для размещения дополнительного оборудования
  • Скамейка
  • Вешалки-крючки металлические

2-ой отсек – Трансформируемая сцена:

  • Длина отсека 5500 мм. Площадь сцены в разложенном состоянии 24 кв.м.
  • Внутренняя и внешняя обшивка кузова: грязеотталкивающий, армированный стекловолокном пластик
  • Покрытие пола: ламинированная противоскользящая водостойкая фанера
  • Левая боковая стенка кузова вместе с крышей кузова трансформируется в навес над сценой при помощи гидравлической системы. Площадь навеса над сценой в разложенном состоянии 20 кв. м.
  • Правая боковая стенка кузова является театральным задником или экраном для демонстрации. На стенке расположены грузовые планки, предназначенные для крепления ремней, удерживающих кофры с оборудованием в транспортировочном положении
  • Пол сцены откидывающийся (опускающаяся сцена):
  • вторая внутренняя левая боковая стенка кузова, откидываясь в горизонтальное положение, является продолжением 2-го отсека, образуя пол сцены площадью 24 кв.м. В стенку встроены интегрированные опоры, регулируемые по высоте, удерживающие откидывающуюся часть с цены в горизонтальном положении
  • Двери боковые распашные двери по правой стенке кузова открывают сцену, оборудованы поручнями
  • Дверь одностворчатая расположена в правой стенке кузова для подъема на сцену

Многофункциональный мобильный культурный центр (Автоклуб) содержит аппаратуру, способную преобразовать его в кинотеатр, центр управления дискотекой с цветомузыкой. Может быть организован концерт, разыгран спектакль и т.д. Окупаемость автомобиля в среднем составляет 1 сезон.

Многофункциональный мобильный культурный центр (Автоклуб) на шасси а/м ГАЗ-33106 «Валдай» производства ООО «МПЗ» для МБУК «Центр культуры «Юбилейный» муниципального образования «Островский район»

Ссылка на основную публикацию