В Старокулаткинском районе газифицируют два населенных пункта

В Старокулаткинском районе газифицируют два населенных пункта

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “СТАРОКУЛАТКИНСКИЙ РАЙОН” УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 20 февраля 2019 года N 66

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ “ГАЗИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “СТАРОКУЛАТКИНСКИЙ РАЙОН” УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 – 2022 ГОДЫ”

В целях создания технической возможности для сетевого газоснабжения и повышения уровня газификации населенных пунктов Старокулаткинского района, на основании государственной программы Ульяновской области “Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области” на 2014 – 2020 годы, подпрограммы “Газификация населенных пунктов Ульяновской области” (постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/411-П), Стратегии социально-экономического развития Старокулаткинского района Ульяновской области на период до 2030 года, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования “Старокулаткинский район” от 20.02.2018 N 14/4, в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-03 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрация муниципального образования “Старокулаткинский район” постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу “Газификация сельских населенных пунктов муниципального образования “Старокулаткинский район” Ульяновской области на 2019 – 2022 годы”.

2. Установить, что в ходе реализации муниципальной программы “Газификация сельских населенных пунктов муниципального образования “Старокулаткинский район” Ульяновской области на 2019 – 2022 годы” ежегодной корректировке подлежат мероприятия и объемы их финансирования с учетом финансирования из областного бюджета и возможностей средств местного бюджета при внесении в бюджет соответствующих изменений.

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления по вопросам топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, дорожной деятельности, экологии, градостроительства и архитектуры администрации муниципального образования “Старокулаткинский район”.

Муниципальная программа “Газификация сельских населенных пунктов муниципального образования “Старокулаткинский район” Ульяновской области на 2019 – 2022 годы”

Утверждена
постановлением
администрации МО “Старокулаткинский район”
от 20 февраля 2019 года N 66

1. Паспорт программы

Наименование муниципальной Программы

“Газификация сельских населенных пунктов муниципального образования “Старокулаткинский район” Ульяновской области на 2019 – 2022 годы” (далее – Программа)

Основание для разработки муниципальной Программы

Государственная программа Ульяновской области “Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области” на 2014 – 2020 годы, подпрограмма “Газификация населенных пунктов Ульяновской области” (постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/411-П);
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования “Старокулаткинский район” Ульяновской области на период до 2030 года. Утверждена решением Совета депутатов муниципального образования “Старокулаткинский район” Ульяновской области от 20.02.2018 N 14/4
Постановление администрации муниципального образования “Старокулаткинский район” от 28.11.2013 N 611 “О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ на территории муниципального образования “Старокулаткинский район” Ульяновской области”

Муниципальный заказчик Программы

Администрация муниципального образования “Старокулаткинский район” Ульяновской области

Разработчик муниципальной Программы

Управление по вопросам топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, дорожной деятельности, экологии, градостроительства и архитектуры администрации муниципального образования “Старокулаткинский район”

Улучшение условий жизни сельского населения Старокулаткинского района Ульяновской области за счет обеспечения возможности использования сетевого природного газа для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, обеспечение роста промышленного и сельскохозяйственного производства путем реализации мероприятий по строительству межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов;
Создание условий для перевода котельных, применяющих в качестве топлива уголь, дрова, и электроэнергию, на природный газ.

Целевые индикаторы Программы

Доведение доли сельских населенных пунктов района, обеспеченных газоснабжением, до 100%;
Обеспечение уровня жизни населения Старокулаткинского района, сопоставимого с уровнем жизни граждан других районов Ульяновской области.

Сроки и этапы реализации Программы

Объемы и источники финансирования с разбивкой по источникам финансирования

Предполагаемый объем финансирования Программы – 182907,62 тыс. руб., в том числе проектно-изыскательские работы – 18000,00 тыс. руб..
Средства областного бюджета Ульяновской области – 180719,45 тыс. руб., в том числе проектно-изыскательские работы – 17820 тыс. руб.;
Средства бюджета муниципального образования “Старокулаткинский район” – 1982,10 тыс. руб., в том числе проектно-изыскательские работы – 180,00 тыс. руб.;
Средства бюджета муниципального образования “Старокулаткинское городское поселение” – 206,06 тыс. руб., в том числе проектно-изыскательские работы – 0 тыс. руб.

Исполнители основных мероприятий

Управление по вопросам топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, дорожной деятельности, экологии, градостроительства и архитектуры администрации муниципального образования “Старокулаткинский район”
Исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования будут определяться на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ: “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Ожидаемый эффект от реализации Программы

Строительство 79,98 км внутрипоселковых и 10,31 км межпоселковых газопроводов:
– позволит газифицировать 7 сельских населенных пунктов с количеством граждан, постоянно проживающих в каждом из них, от 100 до 700 человек;
– обеспечит 2,1 тыс. человек возможностью пользования природным газом;
– создаст условия для перехода на природный газ 39 котельных общей мощностью 21200 кВт (11,8 Гкал/час);
– создаст условия для использования децентрализованных источников отопления;
– повысит уровень газификации сельских населенных пунктов муниципального образования “Старокулаткинский район”.

Контроль исполнения Программы

Общее руководство и контроль, за исполнением Программы осуществляет начальник Управления по вопросам топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, дорожной деятельности, экологии, градостроительства и архитектуры администрации муниципального образования “Старокулаткинский район”.

1. Введение

Программа разработана Управлением по вопросам топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, дорожной деятельности, экологии, градостроительства и архитектуры администрации муниципального образования “Старокулаткинский район” в соответствии с Федеральным законом от 16.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации” (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ), Государственной программой Ульяновской области “Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области” на 2014 – 2020 годы, подпрограммой “Газификация населенных пунктов Ульяновской области”, принятой постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/411-П.

Состояние газификации сетевым природным газом в Старокулаткинском районе не в полной мере отвечает его потребностям. Всего в районе 21 село, из них газифицировано – 10, осталось газифицировать 11 сел. Последняя газификация в районе проводилась в 2009 году. Протяженность существующих газораспределительных сетей составляет 490 км.

Кроме необходимости повышения уровня газификации сельских населенных пунктов существует проблема обеспечения сетевым природным газом объектов коммунальной сферы, создать условия для перехода на природный газ 39 котельных общей мощностью 21200 кВт (11,8 Гкал/час). Создание условий для использования децентрализованных источников отопления позволит улучшить экологическую обстановку в муниципальном образовании “Старокулаткинский район”, повысить качество и продолжительность жизни населения.

Таким образом, реализация мероприятий настоящей Программы позволит решить не только важные социальные, но и экономические задачи.

Инвестиционные проекты по подведению сетевого природного газа к населенным пунктам, как правило, требуют значительного финансирования.

Для развития газификации необходимо привлекать бюджетные средства, средства внебюджетных источников. Очевидно, что для решения проблемы газификации Старокулаткинского района необходимы совместные усилия органов исполнительной власти федерального, областного и муниципального уровней, а также инвесторов. Программой предполагается выполнение проектно-изыскательских работ на сумму 18 млн. руб., строительно-монтажных работ на сумму 164,908 млн. руб.

2. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели Программы

Целью Программы является повышение комфортности проживания населения Старокулаткинского района за счет обеспечения возможности использования сетевого природного газа для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества. Для достижения цели Программы необходимо решение следующей задачи: создание технической возможности для сетевого газоснабжения и развития газификации 11 сельских населенных пунктов Старокулаткинского района путем реализации мероприятий по строительству межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов.

Целевые индикаторы:

доведение доли сельских населенных пунктов района, обеспеченных газоснабжением, с 53 % до 98 %;

обеспечение уровня жизни населения Старокулаткинского района, сопоставимого с уровнем жизни граждан других районов Ульяновской области.

3. Срок и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы: 2019 – 2022 годы.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Объемы финансирования Программы рассчитаны исходя из плана разработки проектной документации и строительства межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов. Планируется проложить 90,29 км газопроводов, в т.ч. внутрипоселковых – 79,98 км, межпоселковых – 10,31 км, создать условия для перевода на природный газ 39 котельных суммарной мощностью 21200 кВт (11,8 Гкал/час).

Для реализации программных мероприятий предлагаются следующие источники финансирования:

В Старокулаткинском районе газифицируют два населенных пункта

Старокулаткинский район расположен в южной части Ульяновской области. Граничит: на севере с Николаевским районом, западная часть — с Павловским районом, восточная с Радищевским районом, на юге с Саратовской областью.

Административный центр — рабочий поселок Старая Кулатка — расположен в 230 км от областного центра г. Ульяновска. Отдаленность от железной дороги составляет 22 км, от г. Сызрань Самарской области — 115 км, от ближайшего элеватора 63 км.

Восточная часть района — равнина, западная часть всхолмлена, высоты достигают 280 м. Орошается район реками Терешкой, Кулаткой, Мостяком, общей протяженностью в пределах района 42 км. Есть одно озеро площадью 1,5 га.

Среднегодовая температура +3,8 °C, годовое количество осадков — 375 мм.

В почвенном отношении район входит в зону подзолов и деградированных черноземов. Энергетические ресурсы района — лес.

Из полезных ископаемых в районе имеется — глина, известь, мел, бутовый камень, нефть, песок.

Общая площадь территории района составляет 117836 га, из них:

  • земли сельхозназначения 78205 га, в том числе пашня 57566 га;
  • земли населенных пунктов 3758 га, в том числе сельские 3131 га;
  • земли природоохранного назначения 50 га;
  • земли лесного фонда 35364 га.

Природные ресурсы

В недрах Старокулаткинского района имеются залежи нефти, которые в настоящее время находятся в стадии промышленной разработки, имеются месторождения природного мела, глины, пригодной для производства строительного кирпича, а также залежи песка, гравия, щебня, пригодных для дорожно-строительных работ.

По ландшафту Старокулаткинский район расположен на равнинно-горной местности, покрытой лесными массивами, по составу лесные площади имеют преобладающе смешанные лиственные породы.

По водным источникам на территории района протекают реки Кулатка, Терешка, Избалык и другие мелкие речки, район богат пресными водами. Так, около горы Куш-тау имеются большие запасы пресной воды, которыми обеспечиваются поселок Старая Кулатка, села Новая Кулатка, Усть-Кулатка(богатейшее село России). Кроме этого в районе насчитывается 94 родника, каждый из которых закреплен за определенным предприятием. Имеются типовые пруды: в селе Средняя Терешка площадью зеркала 110 га, межхозяйственный пруд около села Новая Кулатка площадью зеркала 94 га, в селах Старое Зеленое соответственно площадью 65 га, Вязовый Гай 80 га, Н. Зимницы 44 га и много мелких прудов, которые создают определенный микроклимат в засушливые годы.

В районе расположен государственный зоологический заповедник на землях СПК «Новозимницкий», «Дружба» и землях соседнего Павловского района, который сохраняет естественную среду обитания животного и растительного мира на площади 22 тыс. га.

История района [1]

Начало истории Старокулаткинского района Ульяновской области относится к концу XVII и началу XVIII веков. Территория района ранее входила в земли Хвалынского уезда Саратовской губернии.

Читайте также:  Можно ли разделить финансово-лицевой счет квартиры?

Укрепляя смежные границы Русского государства, царь Петр I в конце XVII в. начал проводить политику заселения края людьми татарского происхождения. Это были пришлые люди из Темникова Тамбовской области, Симбирска и Казани, так или иначе связанные с воинской службой в царских войсках.

Деревня Кулатка заселялась в несколько этапов, в 1704—1718 годах. Заселяли мурзы (мурза приравнивался к офицерскому званию царской армии) со своими приближенными. Целинные земли, расположенные на территории района, мурзы получали взамен за службу, и чем выше была заслуга мурзы перед Отечеством, тем больше земли он получал.

Татарские конные войска, где служили мурзы со своими приближенными и родственниками, активно участвовали в Азовских походах, в подавлении башкирских мятежей, северной войне против шведов, Полтавской битве (1709 г.) Все эти люди в основном и положили начало народонаселению Кулаткинской волости — сел Старая Кулатка (ныне Новая Кулатка), Усть Кулатка и Новая Яндовка (ныне Новая Яндовка).

Начиная с 1720 года мурзы, служилые татары стали утрачивать свои преимущества. Причиной тому стал указ царя, который запретил мурзам, служилым татарам держать в качестве крепостных людей христианской веры. Если до принятия указа за закрепленные земли платили небольшой ясак (налог), то теперь его заменили подушной податью, что очень тяжело принималось привилегированной знатью. По сути их приравняли к податному населению. Привилегированное положение служилых мурз и татар окончательно ликвидировали при введении подушного обложения, когда их наравне с ясачными записали в список облагаемых подушной податью, таким образом, причислив к податному сословию. С этого времени положение большинства мурз и татар фактически не отличалось от положения государственных крестьян. Постепенно, чрезмерное количество налогов сделали свое дело — мурзы, султаны и другие служилые татары разорились окончательно и стали простыми государственными крестьянами. Лишь небольшая часть мурз и других служивых татар, в основном в самой Кулатке, избежала перехода в ряды государственных крестьян или в податное сословие, приняв русские фамилии. Таким образом, в конце XVIII века отдельные мурзы уже носили русские фамилии — Богдановых, Богдаловых, Давыдовых, Кутузовых, однако их число было невелико и настоящими дворянами они так и не стали, так как крепостное право, его правовые, экономические отношения душили любые проявления прогрессивных начинаний. Постепенно подавляющее большинство татар стали землепашцами.

Целинная земля давала большие урожаи, была плодородной, и крестьяне в основном занимались хлебопашеством, выращивали скот. Однако источником жизни многих являлась служба в императорской армии (так называлась до конца XIX века регулярная армия Петра I).

После отмены крепостного права повсеместно в Поволжье, в том числе и на территории района наблюдается оживление экономики, что и вызвало необходимость в организации ярмарок. Наблюдалось и развитие отдельных промыслов. Многие крестьяне пошли в торговлю. Во второй половине XIX века широкое распространении в самой Старой Кулатке, волостном центре, получил кузнечный промысел, заключавшийся в изготовлении разного рода домовых принадлежностей: оконных и дверных петель, крючков, накладок замков, ухватов, топоров, лопат и т. д. По берегу реки Кулатка сооружались десятки кузниц, целые династии занимались кузнечным ремеслом. Широкое распространение в Старом Атлаше получил скорняжный промысел, скорняки выделывали такую овчину и мерлушку, что спрос превышал предложение. Одновременно развивалось шорное дело и портняжничество, эти ремесла были развиты в Старом Мостяке, Новой Кулатке, Бахтеевке. В 1889 году на берегу реки Кулатка около Новой Кулатки был построен саратовским предпринимателем, уроженцем села, мыловаренный завод по производству мыла. Успех оказался большим, и продукция покупалась как внутри волости, так и за ее пределами. Завод закрыли в связи с началом первой мировой войны. Мукомольное производство получило свое развитие в населенных пунктах Старая Кулатка, Новая Кулатка, Бахтеевка, Средняя Терешка. Таким образом, во второй половине XIX века, особенно в третьей его четверти, зачатки капиталистических отношений постепенно входили в сельскую жизнь.

На начало 1917 года в 29 населенных пунктах волостей (территория сегодняшнего Старокулаткинского района) проживало более 50 тысяч человек (по материалам Саратовского архива и Хвалынского музея). К этому времени среди татарского, а также чувашского и мордовского населения района произошло полное расслоение. Появились богатые в лице кулаков или так называемая сельская буржуазия. Безземельных, безлошадных крестьян называли наемными рабочими, по-другому — батраками. В 1911 году в Старокулаткинской волости бескровных, безлошадных крестьянских дворов было 25 % от общего количества, а к началу февральской революции их количество достигло 40 %. В 1910—1911 годах бедным слоям крестьянства пришлось очень туго, в эти годы была засуха, голод и многочисленные болезни (медицинская помощь практически отсутствовала, на все населенные пункты было два фельдшера) косили людей.

Вот почему идеи Октябрьской революции легли на благодатную почву и народ с великим воодушевление воспринял революцию. Нужно подчеркнуть и тот факт, что установление новой власти на территории района в основном прошло мирным путем, без вооруженных конфликтов, хотя кулачество затаилось, приняв выжидательную политику.

В гражданской войне, на всех фронтах, приняли участие 3 тысячи 600 человек из всех сел Старокулаткинской, Староатлашской, Среднетерешанской, Старолебежайской волостей. Многим из них не суждено было вернуться домой. Старокулаткинцы сражались в составе легендарных Чапаевской, Симбирской Железной дивизий, татарских полков и бригад.

К концу 1920 года наблюдается процесс объединения отдельных крестьянских хозяйств в артели, а некоторые умельцы-самородки кооперировались по специальностям. Однако первая мировая, затем гражданская войны окончательно разрушили экономические связи в стране, губерниях, волостях и деревнях. Везде царили экономический хаос, бесхозяйственность. Село потеряло в этих войнах наиболее физически крепких и способных мужчин. Многие крестьянские семьи остались без тягловой силы — лошадей и быков. Тем не менее, жизнь не стояла на месте, с неимоверными усилиями крестьяне стали налаживать свои хозяйства и экономика начала оживать.

В годы коллективизации шло массовое обобществление лошадей, коров, хозяйственного инвентаря. К концу 1929 года в каждом селе образовалось по несколько колхозов, со временем они объединялись, укрупнялись. К этому времени исходит образование Старокулаткинского района.

Население района

На 01.01.2009 г. в районе проживало 15143 человека.

Численность трудовых ресурсов — 2872 чел., из них заняты в экономике 1469 чел., в прочих отраслях 2006 чел.

Состав района

В состав Старокулаткинского района входят 1 городское (Старокулаткинское) и 4 сельских поселения (Зелёновское, Мостякское, Староатлашское, Терешанское).

Три села Искитимского района газифицируют в 2020 году

В поселок Листвянский газ проведут от села Медведск Черепановского района. Проектно-сметная документация на строительство газопровода высокого и низкого давления в данном населенном пункте была разработана в 2012 году. В этом году начнется реализация программы.

Задать вопросы по газификации жители поселка Листвянский смогли представителям местной и районной администраций, проектной и кредитной организаций на встрече, которая прошла в четверг в Доме культуры.

Газопровод до населенного пункта будет порядка семи километров, в поселке его протяженность составит более 19 километров , пояснил начальник управления ЖКХ администрации Искитимского района Иван Горшков. Сейчас готовится документация для проведения аукционов, на которых определится подрядная организация. Начало монтажных работ запланировано на май. А уже осенью листвянцы смогут подключать свои домовладения к «голубому топливу».

«Уличные газопроводы большей частью запроектированы подземно, – отметил Иван Горшков. – То есть на улицах дополнительных сетей не будет. Вы можете выбрать либо подземный способ прокладки трубопровода до вашего дома, либо наземный».

На вопросы жителей отвечали глава сельсовета Елена Курепина и начальник управления ЖКХ Иван Горшков

Жителям необходимо подготовить индивидуальные проекты на газификацию жилого дома, в среднем такая документация обойдется в две с половиной тысячи рублей. Выполнить ее сможет любая лицензированная проектная организация.

В среднем стоимость газификации жилого дома составляет от 100 до 150 тысяч рублей.

Сюда входит подведение газопровода до жилого дома, приобретение котла, плиты и счетчика, распределительного оборудования и его монтаж. При установке только газовой плиты сумма будет значительно ниже.

«Если вы в текущем году не захотите устанавливать котел и переделывать систему отопления, мы рекомендуем вам стать потребителем, подключиться к газу, – отметил Иван Горшков. – Ведь чтобы получить на следующий год финансирование на продолжение газификации оставшейся части поселка, нам необходимо выполнить условия программы. Если мы не обеспечим количество подключений домовладений, на следующий год нам деньги не выделят».

В поселке Листвянский необходимо подключить к газу порядка 420 домов, чтобы выполнить условия программы газификации.

Глава Листвянского сельсовета Елена Курепина, перечисляя улицы, на которых построят газопровод в этом году, отметила, что дополнительно готовится проект еще на несколько улиц. «Если считать центральную часть поселка, то она вся будет газифицирована, – подчеркнула Елена Дмитриевна. – Пока мы не берем во внимание Геологоразведку и Военный городок».

Двухэтажные дома будут газифицированы. У жителей появится возможность получать горячую воду с помощью газовых водонагревателей.

На встрече жители задавали вопросы о газификации

Листвянцев волновал вопрос, что будет с угольной котельной, которая обеспечивает теплом объекты соцкультбыта и жилые дома. «В дальнейших планах – от котельной уходить, – пояснил начальник управления ЖКХ администрации района. – Потому что долги населения за эту коммунальную услугу большие, люди оплачивать не хотят. Есть серьезные проблемы с инженерной инфраструктурой».

Такая практика при полной газификации населенного пункта уже применяется в районе. Так, в селе Верх-Коен закрыли котельную и перевели все социальные объекты на индивидуальные газовые источники теплоснабжения.

За газификацию деревень и сёл ответят муниципалитеты

Программа, решающая проблемы населённых пунктов, куда не подведён газ, появится в следующем году

Государство намерено вплотную заняться решением проблемы газификации сельских населённых пунктов. Пока, по данным экспертов, этот показатель не превышает 50 процентов. Законопроект Правительства, который Госдума планирует принять до конца весенней сессии, предлагает возложить ответственность за газификацию на муниципалитеты. О том, поможет ли это обеспечить нуждающихся в дешёвом топливе, шёл разговор в пресс-центре «Парламентской газеты» 15 июня.

В программе забыли о государстве

«Газификация домовладений, в особенности сельских, предполагает новое качество жизни населения», — прогнозирует член Комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких. В 2001 году была принята правительственная программа газификации сельских населённых пунктов. Согласно документу, к 2025 году газификация в России достигнет 85 процентов территории страны.

Мурманская область нуждается в срочной газификации

Летом прошлого года глава Газпрома Алексей Миллер докладывал президенту, что показатель газификации пока что достиг 67 процентов. Таким образом, программа к расчётному году может быть даже перевыполнена. Однако цифры — вещь лукавая.

Дело в том, что газификация по-газпромовски означает подведение магистральной трубы к границам населённого пункта. Дальше — зона ответственности региональных газоснабжающих компаний. Но они не спешат включаться в работу, пока не увидят коммерческой выгоды. «Близок локоток, да не укусишь», — вспоминается русская пословица. Для многих населённых пунктов в нашей стране ситуация с газификацией именно так и выглядит. Свидетельство тому — тысячи обращений от жителей во все инстанции, в том числе и к президенту.

Читайте также:  Из-за кубанских самостроев могут изменить федеральный закон

«Мы долгие годы с нетерпением ждали, когда в нашу деревню придёт газ. Но велико было разочарование, когда мы узнали, что наша деревня не включена в реестр по газификации. В администрации сельсовета нам ответили, что газовики почему-то вычеркнули из этого списка нашу деревню. Даже не знаем почему к нам такая немилость, почему мы попали в опалу к газовикам. Ведь наша деревня не самая маленькая, не вымирающая, она не в глуши и не заброшена. Она живая, процветающая, наблюдается приток молодого населения», — пишут жители села Вязниковского района Владимирской области. Впрочем, чтобы узнать об остроте газовой проблемы, ездить далеко от столицы вовсе необязательно. В Московской области из шести тысяч сельских населённых пунктов газифицировано менее трёх тысяч. За период с 2013 по 2017 год в регионе газифицировано всего 400 населённых пунктов.

За кражу энергоресурсов можно угодить в тюрьму

Конечно, газ можно провести в свой дом, заключив в частном порядке договор с газоснабжающей компанией. Правила заключения такого договора прописаны в постановлении Правительства от 2013 года. Но тут возникает вопрос цены за подключение, а у региональных газовщиков они заоблачные.

«Друзья, подскажите, как быть? Построил дом в Новой Москве и решил подключить газ. Обратился в Мособолгаз и был в шоке – цена за подключение и составление технической документации составила 1 миллион 890 тысяч рублей!», — пишет на форуме житель Новой Москвы Николай Н. Получается, что госпрограмма сама по себе, а реальность сама по себе. »В государственной программе довольно плохо прописана роль самого государства. Многие региональные проекты по газификации не могут получить финансовой поддержки от Правительства. В итоге большая часть расходов покрывается Газпромом и региональными бюджетами», — заметил замдиректора Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев.

К газу подключат… муниципалитеты

В Правительстве намерены исправить ситуацию и придать забуксовавшей газификации новый импульс. В Госдуму внесён законопроект, направленный на решение вопросов газификации посёлков. «Суть документа в том, что газификация на внутрипоселковом уровне становится ответственностью муниципалитетов. Для этого расширяются их полномочия», – объяснил член Комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких.

Когда газ придёт в каждый дом?

Муниципальные чиновники должны провести ревизию на территории, какие населённые пункты или объекты должны быть газифицированы, в какие сроки. Также они обязаны предоставить данные о прогнозируемых объёмах потребляемого газа (этот показатель крайне важен для Газпрома). «Иными словами, в каждом муниципалитете должна появиться своя программа газификации», — отметил депутат.

Хорошо, конечно, что определена ответственность за подведение газа к домам, однако повлияет ли это на цену подключения для потребителя?

Эксперты сходятся во мнении, что прямого влияния на снижение цен закон окажет лишь в том случае, если работа муниципалитета позволит объединить жителей. «Подключение для 250 домов, будет в разы дешевле, чем для 5-10. Разница — от 60 тысяч до трёх миллионов, если подключаться в одиночку. Объединяться необходимо, а то часто происходит так: пять человек в посёлке оплачивают подключение к газу, а остальные ждут, чтобы осуществить потом незаконные врезки», – констатировал заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Наталия Пронина.

Подключить дом или дачу к газовой трубе станет проще

«Введение ответственности для муниципалитетов за газификацию на местах скажется положительно ещё и потому, что если будет установлено, что плата за газификацию данного населённого пункта превышает материальные возможности жителей, местные органы власти смогут ходатайствовать о том, чтобы газ в данный посёлок был проведён на бюджетные деньги», — подчеркнул Борис Гладких. Депутат добавил, что бюджетные средства на газификацию предусмотрены, однако, по его мнению, муниципалитеты должны конкурировать за их получение. И способом такой конкуренции станет создание местных программ газификации.

Труба должна быть государственной

«Так или иначе муниципалитетам придётся идти на переговоры с Газпромом и нетрудно догадаться в чью пользу они закончатся», — сказал член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александр Василенко. По его мнению, данный законопроект — лишь первый шаг. За ним должны последовать более действенные меры со стороны государства. Одна из них – появление государственной трубы (уже не принадлежащей Газпрому), подключение к которой и, соответственно, его стоимость будут регулироваться государством. «Кстати, ничего особенного изобретать не придётся, – считает Александр Василенко. — В нефтяной отрасли уже создан такой прецедент. Добываемая частными компаниями нефть течёт по трубе, которая принадлежит «Транснефти», а она — госкомпания».

Если у нас будет полная картина по населённым пунктам, можно будет рассчитать, где газификация может быть произведена за счёт попутного газа.

Возможны и другие варианты газификации. Например, использование попутного газа в регионах, где есть нефтедобыча. Сегодня попутный газ просто сгорает в факелах. Нефтедобывающие компании были бы не прочь отдавать его Газпрому, но цены монополии за допуск к трубе никого не устраивают. Сжечь дешевле. «Если у нас будет полная картина по населённым пунктам, можно будет рассчитать, где газификация может быть произведена за счёт попутного газа. Осуществит её уже не Газпром, а альтернативный поставщик», — уверен Александр Василенко. Он считает, что программу газификации на федеральном уровне позволит выполнить только огосударствление газопроводов и появление альтернативных поставщиков газа. «И это произойдёт рано или поздно», – отметил депутат.

Планы по газификации

Губернатор Светлана Орлова подписала постановление о выделении субсидии из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на компенсации части затрат, понесённых ими на подготовку внутридомового газового оборудования при газификации населённых пунктов Владимирской области. Об этом губернатор сообщила на своей пресс-конференции, посвящённой итогам 2017 года. Общий объём субсидий запланирован в размере 40 миллионов рублей.

Губернатор пояснила, что социальную поддержку получат граждане, имеющие право на льготы — пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды. При этом денежные средства будут перечисляться не жителям, а непосредственно лицензированным газораспределяющим организациям (ГРО), которых во Владимирской области 5; самая крупная — ООО «Газпром газораспределение Владимир». Важный момент — льготы будут предоставляться только при наличии договора с ГРО. Подробнее про льготы можно узнать в газораспределяющих организациях и в органах социальной защиты.

ЦЕНА ВОПРОСА

С учётом установки газового оборудования и других факторов, газификация домовладения во Владимирской области может стоить от 110 до 150 тысяч. Об этом ещё на заседании Законодательного Собрания 29 ноября 2017 года заявляла первый заместитель губернатора по развитию инфраструктуры, ЖКХ и энергетики Лидия Смолина.

Вице-губернатор Смолина отмечала, что, на то время, во Владимирской области из 1329 негазифицированных сельских населённых пунктов только в 11 насчитывалось более 80 домовладений, в 72% сёл и деревень было до 55 домов, а в остальных — от 3 до 40.

Лидия Смолина рассказала о критериях, по которым определяется, подлежит ли населённых пункт газификации:

наличие объектов социального, культурного, бытового, производственного и сельскохозяйственного назначения;

наличие не менее 80 домов или квартир в населённом пункте, подлежащем газификации, к которому необходимо строительство межпоселкового газпровода протяжённостью не более 6 километров;

наличие не менее 250 жилых домов и квартир на территории одного муниципального образования, к которому необходимо строительство межпоселкового газопровода не более 8 километров;

наличие не менее 100 человек, постоянно проживающих на территории населённого пункта, подлежащего газификации, к которому необходимо строительство газопровода высокого давления; и наличие не менее 60% жителей, подтвердивших путём очного или заочного голосования готовность к подключению к газу;

наличие проектно-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы.

Лидия Смолина сообщила депутатам Законодательного Собрания, что зачастую не все жители населённых пунктов, к которым подвели газ, подключаются к «голубому топливу» – в среднем 60%.

Вице-губернатор напомнила, что во Владимирской области сегодня плата за подведение трубы от сети до стены дома составляет 31 тысячу 410 рублей. Например, собственник жилого дома площадью 70 квадратных метров потратит около 55 тысяч рублей — это при минимальном наборе газового оборудования и без учёта стоимости работ внутри дома.

КАКИЕ НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ ПЛАНИРУЕТСЯ ГАЗИФИЦИРОВАТЬ ДО 2020 ГОДА

Первый вице-губернатор Владимирской области Лидия Смолина и генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» Сергей Бондаренко представили депутатам ЗакСобрания детальный план газификации населённых пунктов до 2020 года. К этом времени во Владимирской области планируется ввести в эксплуатацию 43 межпоселковых газопровода общей протяжённостью свыше 600 километров. Ожидается, что газ придёт более, к чем 15 тысячам потребителей в 176 населённых пунктах.

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ РАЙОН

Планируется построить и ввести в эксплуатацию 2 межпоселковых газопровода общей протяжённостью 26,4 километра. В планах на газификацию – 4 населённых пункта: Бакшеево, Бакино, Лукьянцево и Самарино. Газ придёт к 375 потребителям и в одну котельную.

ВЯЗНИКОВСКИЙ РАЙОН

Планируется построить и сдать в эксплуатацию 8 межпоселковых газопроводов общей протяжённостью 106,2 километра. «Голубое топливо» придёт в 35 населённых пунктов: Афанасьево, Большевысоково, Борзынь, Бородино, Воробьёвка, Высоково, Галкино, Данилково, Злобаево, Илевники, Ильина Гора, Крутые, Кудрявцево, Курбатиха, Малое Высоково, Медведево, Микляево, Митинская, Обедино, Октябрьская, Олтушево, Осинки, Охлопково, Паустово, Перово, Пески, Поздняково, посёлок станции Сарыево, село Сарыево, Сергиевы Горки, Селище, Сингерь, Станки, Успенский погост, Шустово. К газу подключат 3906 потребителей и 26 котельных.

ГОРОХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Будут построены 2 межпоселковых газопровода общей протяжённостью 28,8 километров для двух населённых пунктов — Быкасово и Васильчиково. Газ придёт в одну котельную и к 138 потребителям.

ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ РАЙОН

Будут сданы 4 межпоселковых газопровода суммарной протяжённостью 89,2 километра. Газификации подлежат 26 населённых пунктов: Большая Артемовка, Василево, Вешки, Губцево, Долбино, Дубасово, Захаров, Золотковский, Икшево, Купреево, Малая Артёмовка, Малюковский, Неверовский, Никулино, Ново-Дурово, Обдихово, Першково, Семёновка, Таланово, Тащилово, Толстиково, Федотова, Филатово, Черсево, Шабаново, Якимец. К газу подключат 1953 потребителя и 9 котельных.

КАМЕШКОВСКИЙ РАЙОН

Будут построены и сданы в эксплуатацию 2 межпоселковых газопровода общей протяжённостью 11,5 километров, что позволит подать газ 270 потребителям в 5 населённых пунктах: Андрейцево, Курменево, Лаптево (село), Лаптево (посёлок), Юрятино.

КИРЖАЧСКИЙ РАЙОН

Планируется построить и запустить 2 межпоселковых газопровода суммарной протяжённости 30,2 километра. Будут газифицированы 1267 потребителей и 3 котельные. «Голубое топливо» придёт в 9 населённых пунктов: Акулово, Васильево, Горка, Дубровка, Новоселово, Полутино,Рязанки, Тельвяково, Трохино.

КОВРОВСКИЙ РАЙОН

Будет построен один межпоселковый газопровод длинной 3,8 километра, который позволит обеспечить «голубым топливом» 52 потребителя в посёлке Болотский и 1 котельную.

КОЛЬЧУГИНСКИЙ РАЙОН

К 2020 году заработают 4 межпоселковых газопровода общей протяжённостью 43 километра. На «голубом топливе» заработают 10 котельных, газ начнет получать 1641 потребитель в 20 населённых пунктах: Алексино, Барыкино, Большевик, Большое Братцево, Давыдовское, Журавлиха, Золотуха, Ильинское, Копылки, Красная Гора, Красный ручей, Малое Братцево, Марино, Новобусино, Новое, Обухово, Огибка, Петрушино, Прокудино, Снегирево.

Читайте также:  В Ульяновске идут гидравлические испытания тепломагистралей

МЕЛЕНКОВСКИЙ РАЙОН

Планируется ввести в эксплуатацию 2 межпоселковых газопровода общей протяжённостью 43 километра. Газификации подлежат 11 населённых пунктов: Александрино, Бойцево, Денятино, Кондаково, Красново, Левино, Лужи, Папулино, Прудня, Рождественно, Хольковский. Газ начнёт поступать 1440 потребителям и на 5 котельных.

МУРОМСКИЙ РАЙОН

Будут построены 2 межпоселковых газопровода общей протяжённостью 32,4 километра. Газ придёт к 864 потребителям в 9 населённых пунктах: Благовещенское, Вареж, Глебовка, Жемчужино, Кривицы, Новое Ратово, Польцо, Старое Ратово, Черемисино.

ПЕТУШИНСКИЙ РАЙОН

До 2020 года будут построены 2 межпоселковых газопровода общей протяжённостью 20,1 километра. Газ получат 196 потребителей и 1 котельная в трёх населённых пунктах: Вялово, Головино, Новые Омутищи.

СЕЛИВАНОВСКИЙ РАЙОН

Будут пущены в эксплуатацию 2 межпоселковых газопровода (32,84 километра), которые позволят обеспечить благом цивилизации 602 потребителя и 4 котельных в 8 населённых пунктах: Жары, Ивановская, Костенец, Кочергино, Николо-Ушна, Новобибеево, Первомайский, Юромка.

СОБИНСКИЙ РАЙОН

Будут построены 6 межпоселковых газопроводов общей протяжённостью 51,4 километра; газ будет подан на 12 котельных и 1339 потребителям в 17 населённых пунктах: Анциферово, Арбузово, Березники, Буланово, Васильево, Вышманово, Глухово, Запрудье, Заречное, Колокша, Копнино, Морозово, Орехово, Осовец, Хреново, Фетинино, Цепелево.

СУДОГОДСКИЙ РАЙОН

Будут газифицированы 3 котельных и 431 потребитель в трёх населённых пунктах: Гонобилово, Красный Куст, Мошок. Для этого построят межпоселковый газопровод длинной 30,4 километра.

ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ РАЙОН

Планируется газифицировать 2 котельные и 1361 потребителя в 23 населённых пунктах: Абабурово, Авдотьино, Большепетровское, Варварино, Васильевка, Горки, Елох, Железово, Карандышево, Косагово, Котлучино, Кучки, Лиственный, Невежино, Новое, Павловское, Растислово, Семьинское, Турсино, Фроловское, Хвойный, Чеково, Чувашиха. Для этого построят 3 межпоселковых газопровода общей протяжённостью 64,7 километра.

СУЗДАЛЬСКИЙ РАЙОН

Единственная территория Владимирской области, в которой до 2020 года не запланировано никаких работ по газификации. В презентации Лидии Смолиной и Сергея Бондаренко так и сказано:

Это связано с тем, что основные населённые пункты Суздальского района газифицированы.

В Старокулаткинском районе газифицируют два населенных пункта

Информация о районе

Площадь: 1178 кв.км. Граничит с Николаевским, Павловским, Радищевским районами Ульяновской области, а также с Саратовской областью.

Численность населения – 11 907 чел. Национальный состав: татары – 93,2 %, прочие национальности – 6,8% (чуваши, русские, мордва).

В структуру органов местного самоуправления района входят Глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя Совета депутатов, Администрация, Совет депутатов (15 депутатов).

В соответствии с Законом Ульяновской области от 13.07.2004 № 043-ЗО “О муниципальных образованиях Ульяновской области” муниципальное образование “Старокулаткинский район” наделено статусом муниципального района с административным центром рабочий посёлок Старая Кулатка.

Председатель Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район»

Богданова Лилия Фуатовна
433940, Ульяновская область, Старокулаткинский район, р.п. Старая Кулатка, ул. Пионерская, д. 30.
Тел./факс: 8(84249) 2-15-46.
Электронная почта: sovdepkulatka@mail.ru

Глава администрации муниципального образования «Старокулаткинский район»

Магдеев Ильдар Шакирович
433940, Ульяновская область, Старокулаткинский район, р.п. Старая Кулатка, ул. Пионерская, д. 30.
Тел./факс: 8(84249) 2-11-05, 2-16-60.
Электронная почта: skulatkinsk@mail.ru

Муниципальный район состоит из следующих муниципальных образований:
– 1 городское поселение (Старокулаткинское);
– 4 сельских поселений (Зеленовское, Мостякское, Староатлашское, Терешанское).

9 сентября 2018 года в Старокулаткинском районе состоялись муниципальные выборы. Советы депутатов всех 5 поселений были избраны в правомочном составе. Во всех городских и сельских поселениях были избраны главы поселений – председатели Советов депутатов.
Главы поселений исполняют полномочия председателя Совета депутатов.

Старокулаткинское городское поселение
Глава поселения
Сайфуллин Иршат Марсович
433940, Ульяновская область, Старокулаткинский район, р.п. Старая Кулатка, ул. Пионерская, д. 30.
Тел./факс: 8(84249) 2-11-05, 2-16-60.
Электронная почта: skulatkinsk@mail.ru

Полномочия администрации МО «Старокулаткинское городское поселение» исполняются администрацией МО «Старокулаткинский район»

Населенные пункты:
а) рабочий поселок Старая Кулатка – административный центр;
б) село Бахтеевка;
в) хутор Кольцовка;
г) село Новая Кулатка;
д) село Новая Яндовка;
е) село Новые Зимницы;
ж) село Старая Яндовка;
з) село Усть-Кулатка;
и) село Чувашская Кулатка.

Староатлашское сельское поселение

Глава сельского поселения
Чамкаева Нажия Рагибовна
433932, Ульяновская область, Старокулаткинский район, село Старый Атлаш, пер. Школьный, д.1. Тел.: 8(84249) 4-51-45.
Электронная почта: Chamkaeva2015@mail.ru

Глава администрации поселения
Яфаров Мясум Мунирович
433932, Ульяновская область, Старокулаткинский район, село Старый Атлаш, пер. Школьный, д.1.
Тел.: 8(84249) 4-51-45.
Электронная почта: s_atlash@mail.ru

Населенные пункты:
а) село Старый Атлаш – административный центр;
б) село Кармалей;
в) село Мосеевка.

Терешанское сельское поселение

Глава поселения
Забирова Фярдяня Кабировна
433934, Ульяновская область, Старокулаткинский район, с. Новая Терешка, ул. 5 братьев Кузяевых, д. 149.
Тел.: 8(84249) 3-25-30.

Глава администрации поселения
Тямнов Рево Рафатович
433934, Ульяновская область, Старокулаткинский район, с. Средняя Терешка, ул. Комарова, д. 75.
Тел.: 8(84249) 3-25-22.

Населенные пункты:
а) село Средняя Терешка – административный центр;
б) село Верхняя Терешка;
в) село Кирюшкино;
г) село Новая Терешка.

Мостякское сельское поселение
Глава поселения
Нугаев Мариус Марисович
433931, Ульяновская область, Старокулаткинский район, с. Старый Мостяк, ул. Юбилейная, д. 1. Тел.: 8(84249) 2-29-13.
Электронная почта: mostyak09@mail.ru

Глава администрации
Резванов Омит Фатихович
433931, Ульяновская область, Старокулаткинский район, с. Старый Мостяк, ул. Юбилейная, д. 47. Тел.: 8(84249) 2-30-36.
Электронная почта: mostyak09@mail.ru

Населенные пункты:

а) село Старый Мостяк;
б) село Новый Мостяк.

Зеленовское сельское поселение

Глава поселения
Бекеров Мустафа Зинятуллович
433944, Ульяновская область, Старокулаткинский район, село Старое Зеленое, улица Школьная, д. 65.
Тел.: 8(84249) 3-41-80.
Электронная почта: zelenovskoe@mail.ru, zelenovskoe@mail.ru

Глава администрации поселения
Бикбаева Рамиля Джиганшовна
433944, Ульяновская область, Старокулаткинский район, село Старое Зеленое, улица Школьная, д. 65.
Тел.: 8(84249) 3-41-80.
Электронная почта: zelenovskoe@mail.ru, zelenovskoe@mail.ru

Населенные пункты:
а) село Старое Зеленое;
б) село Новое Зеленое;
в) село Вязовый Гай;
г) село Новая Лебежайка;
д) село Зарыклей.

После отмены крепостного права повсеместно в Поволжье, в том числе и на территории Старокулаткинского района наблюдается оживление экономики, что и вызвало необходимость в организации ярмарок. Наблюдалось и развитие отдельных промыслов. Многие крестьяне пошли в торговлю. Во второй половине XIX века широкое распространении в самой Старой Кулатке, волостном центре, получил кузнечный промысел, заключавшийся в изготовлении разного рода домовых принадлежностей: оконных и дверных петель, крючков, накладок замков, ухватов, топоров, лопат и т. д. По берегу реки Кулатка сооружались десятки кузниц, целые династии занимались кузнечным ремеслом. Широкое распространение в Старом Атлаше получил скорняжный промысел, скорняки выделывали такую овчину и мерлушку, что спрос превышал предложение. Одновременно развивалось шорное дело и портняжничество, эти ремесла были развиты в Старом Мостяке, Новой Кулатке, Бахтеевке. В 1889 году на берегу реки Кулатка около Новой Кулатки был построен саратовским предпринимателем, уроженцем села, мыловаренный завод по производству мыла. Успех оказался большим, и продукция покупалась как внутри волости, так и за ее пределами. Завод закрыли в связи с началом первой мировой войны. Мукомольное производство получило свое развитие в населенных пунктах Старая Кулатка, Новая Кулатка, Бахтеевка, Средняя Терешка. Таким образом, во второй половине XIX века, особенно в третьей его четверти, зачатки капиталистических отношений постепенно входили в сельскую жизнь.

На начало 1917 года в 29 населенных пунктах волостей (территория сегодняшнего Старокулаткинского района) проживало более 50 тысяч человек (по материалам Саратовского архива и Хвалынского музея). К этому времени среди татарского, а также чувашского и мордовского населения района произошло полное расслоение. Появились богатые в лице кулаков или так называемая сельская буржуазия. Безземельных, безлошадных крестьян называли наемными рабочими, по-другому – батраками. В 1911 году в Старокулаткинской волости бескоровных, безлошадных крестьянских дворов было 25% от общего количества, а к началу февральской революции их количество достигло 40%. В 1910-1911 годах бедным слоям крестьянства пришлось очень туго, в эти годы была засуха, голод и многочисленные болезни (медицинская помощь практически отсутствовала, на все населенные пункты было два фельдшера) косили людей.

Вот почему идеи Октябрьской революции легли на благодатную почву и народ с великим воодушевление воспринял революцию. Нужно подчеркнуть и тот факт, что установление новой власти на территории района в основном прошло мирным путем, без вооруженных конфликтов, хотя кулачество затаилось, приняв выжидательную политику.

В гражданской войне, на всех фронтах, приняли участие 3 тысячи 600 человек из всех сел Старокулаткинской, Староатлашской, Среднетерешанской, Старолебежайской волостей. Многим из них не суждено было вернуться домой. Старокулаткинцы сражались в составе легендарных Чапаевской, Симбирской Железной дивизий, татарских полков и бригад.

К концу 1920 года наблюдается процесс объединения отдельных крестьянских хозяйств в артели, а некоторые умельцы-самородки кооперировались по специальностям. Однако первая мировая, затем гражданская войны окончательно разрушили экономические связи в стране, губерниях, волостях и деревнях. Везде царили экономический хаос, бесхозяйственность. Село потеряло в этих войнах наиболее физически крепких и способных мужчин. Многие крестьянские семьи остались без тягловой силы – лошадей и быков. Тем не менее, жизнь не стояла на месте, с неимоверными усилиями крестьяне стали налаживать свои хозяйства и экономика начала оживать.

В годы коллективизации шло массовое обобществление лошадей, коров, хозяйственного инвентаря. К концу 1929 года в каждом селе образовалось по несколько колхозов, со временем они объединялись, укрупнялись. К этому времени исходит образование Старокулаткинского района.

По материалам книги Х. А. Насырова “История Старокулаткинского района (1700 – 2000 гг.)”

Из полезных ископаемых в районе имеются глина, известь, мел, бутовый камень, нефть, песок. В недрах Старокулаткинского района имеются залежи нефти, которые в настоящее время находятся в стадии промышленной разработки, имеются месторождения природного мела, глины, пригодной для производства строительного кирпича, а также залежи песка, гравия, щебня, пригодных для дорожно-строительных работ.

В районе расположен государственный зоологический заповедник на землях бывшего СПК “Новозимницкий”, “Дружба” и землях соседнего Павловского района, который сохраняет естественную среду обитания животного и растительного мира на площади 22 тыс. га.

В районе 3 промышленных предприятия: ООО «Фация» (деревообработка), ООО «Родник» (выпечка хлеба), ОАО «Старокулаткинский ККЗ» (производство сои полножирной).

На территории муниципального образования «Старокулаткинский район» сельскохозяйственной деятельностью занимаются 2 СПК и 46 крестьянских (фермерских) хозяйств.

В рабочем поселке Старая Кулатка действует государственный механико-технологический техникум. В 1975 году открыт народный историко-краеведческий музей.

Лечебная сеть Старокулаткинского района представлена государственным учреждением здравоохранения «Старокулаткинская центральная районная больница», в состав которой входят поликлиника на 467 посещений в смену (приём ведётся по 19специальностям), койки дневного пребывания на 20 коек, круглосуточный стационар на 60 коек + 11 коек сестринского ухода, отделение скорой медицинской помощи в составе 2 фельдшерских бригад.
В районе функционируют 14 ФАПов, офис врача общей практики в селах Старое Зелёное, Старый Атлаш и один офис на базе поликлиники ГУЗ «Старокулаткинская ЦРБ», Среднетерешанская врачебная амбулатория, Старомостякская амбулатория.

Сеть образовательных учреждений МО «Старокулаткинский район» представлена 11 общеобразовательными учреждениями (в том числе 3 филиала), в числе которых 6 средних школ, 3 основные школы, 2 начальные общеобразовательные школы, 2 дошкольных образовательных учреждения, 2 учреждения дополнительного образования для детей (центр дополнительного образования детей и Детско-юношеская спортивная школа).

Ссылка на основную публикацию