В России срываются программы капремонта и расселения аварийного жилья

В России срываются программы капремонта и расселения аварийного жилья

Российские регионы сорвали программу капремонта: в 2015 году израсходовано только 25 млрд из 97 млрд рублей, собранных на капремонт, заявил накануне вице-премьер Дмитрий Козак. Он поручил субъектам до 1 апреля представить новые программы капремонта на 2016 год, а осенью пообещал подвести итоги в регионах и принять решения, “вплоть до кадровых”.

Как пишет “Коммерсант” со ссылкой на замглавы Минстроя Андрея Чибиса, ведомство уже подготовило поправки к законодательству, предполагающие административную ответственность должностных лиц, отвечающих за капремонт в регионах.

При этом “планов по радикальному изменению или отмене” федерального закона о капремонте в правительстве нет, заявил Козак агентству ТАСС. По его словам, правительство будет совершенствовать правила, чтобы сделать систему на региональном уровне более прозрачной для населения. “Но ремонтировать свое жилье необходимо. Мы не можем себе позволить осуществлять содержание и ремонт частного жилья за счет средств налогоплательщика”, – подчеркнул он.

Напомним, в конце прошлого года представители КПРФ и “Справедливой России” оспорили в Конституционном суде порядок использования средств, собранных на капремонт (КС должен рассмотреть этот вопрос 3 марта). Ранее в КС поступил отзыв Генпрокуратуры, в котором ставилась под сомнение конституционность сбора средств в “общий котел”, однако 24 февраля он был отозван. Вчера Дмитрий Козак заявил, что конституционность капремонта за счет собственников жилья прокуратурой подтверждается, а сомнения у нее вызвала только концентрация средств граждан на счетах региональных операторов по капремонту.

Совет Федерации уже объявил, что взял под особый контроль принятие региональных законов о льготах по капремонту (приняты в 32 субъектах РФ). А премьер Дмитрий Медведев на встрече с калининградским активом “Единой России” потребовал “пресекать попытки нецелевого использования сборов за капремонт, вплоть до возбуждения уголовных дел”.

РСПП предлагает отменить сбор средств региональными операторами

Предпринимательское сообщество раскритиковало систему финансирования капремонта жилых домов. По мнению Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), механизм формирования фондов капремонта силами региональных операторов необходимо отменить – он не гарантирует ни проведения ремонта (жители новых домов сейчас фактически финансируют ремонт старых), ни сохранности средств от обесценивания, сообщает “Коммерсант”.

Финансирование капремонта за счет механизма регионального оператора необходимо заменить льготным кредитованием с субсидируемой ставкой – это, в частности, исключит перекрестное субсидирование содержания чужой собственности. Еще одно предложение – проведение ремонтных работ за счет заемных средств, но с применением механизма энергосервиса, когда возврат займа осуществляется за счет экономии в результате энергосбережения.

“Гибкость такого механизма могла бы позволить некоторым активным собственникам, которые уже за свой счет провели капремонт, не вносить повторно обязательную плату за него – сейчас для них не предусмотрены подобные исключения”, – поясняют предприниматели.

Программу расселения аварийного жилья срывают более 30 регионов

Программа расселения аварийного жилья может быть не выполнена в 31 регионе РФ – почти в трети регионов страны – такие опасения 1 марта высказал глава Минстроя Михаил Мень. Все они не выполнили целевые показатели за 2015 год, следует из данных Фонда содействия развитию ЖКХ.

“Ситуация с расселением аварийного жилья остается критической – до окончания программы осталось полтора года, а расселить необходимо 5 млн кв. м”, – цитирует министра “Интерфакс”.

Если нарушение не будет устранено к 1 июня, то таким регионам грозят штрафы. Но тем, кто успеет до этого срока, обещают скидку 70%, а тем, кто исправит ситуацию до 1 апреля, – освобождение от уплаты штрафа.

Напомним, программа расселения аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, рассчитана до сентября 2017 года – с 2014 года к этому времени необходимо расселить 11,4 млн кв. м.

Несмотря на явные проблемы со сроками, в Минстрое “Коммерсанту” заявили, что в настоящее время вопрос продления программы не обсуждается.

В Фонде ЖКХ газете сообщили, что целевые показатели 2015 года выполнили 50 регионов. Низкие темпы реализации программы (ниже 30% целевого показателя) зафиксированы в шести регионах: республиках Адыгея, Дагестан, Тыва, Карелия, а также в Астраханской и Саратовской областях. Два региона выполнение целевого показателя 2015 года не начали даже к 1 февраля 2016 года – это Забайкальский край и Республика Коми. Невыполнение программы обернулось для губернатора Карелии выговором от президента, а Забайкальского края – отставкой.

Вопросы выставления штрафов отстающим регионам, а также приостановки финансирования могут быть приняты правлением Фонда ЖКХ после 1 апреля, когда будут рассмотрены годовые отчеты.

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам в 2020 году

Ежегодно большое количество объектов недвижимости признается аварийным и ветхим жильем. В результате этого люди не имеют возможности продолжать жить в своих квартирах из-за высокого риска причинения вреда их здоровью или жизни. Для обеспечения населения новым жильем была разработана программа «Ветхое жилье».

Условия программы

Программа расселения из ветхого и аварийного жилья начала свое действие еще в 2002 году. Ее цель – обеспечить население жильем с качественными условиями проживания, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья человека. Благодаря данной программе люди получили возможность переехать в новое жилье с оптимальными условиями переселения и наличием всех необходимых коммуникаций.

Регламентируются условия программы Постановлением правительства и 185 ФЗ. Скачать их вы можете на нашем сайте.

Изначально обеспечить людей жилой площадью было запланировано в течение 8 лет. Но за это время власти не успели в полной мере реализовать задачи программы. В связи с этим было принято решение о ее продлении до 2017 года. Но и дополнительные 7 лет не принести желаемого результата, поэтому она действует до сих пор и будет закончена в 2020 году.

Для участия в программе переселения из ветхого и аварийного жилья необходимо решение комиссии, которое подтверждает непригодность квартиры для проживания.

Производится переселение по следующим правилам:

  • Новая жилая площадь должна полностью соответствовать старой по параметрам либо размерам, установленным законодательством, – не менее 18 кв.м на одного человека. Например, если граждане до расселения проживали в маленькой квартире, где на одного приходилось всего 10 кв.м, то они вправе претендовать на более большое жилье – по 18 кв.м на каждого члена семьи.
  • Условия проживания в новом доме должны быть не хуже, чем в старом.
  • Первоочередное право на получение новой недвижимости имеют лица, у которых больше нет никакого жилья.
  • При проживании владельца в другом населенном пункте, ему может быть выдана денежная компенсация.
  • При постановке собственника аварийного жилья на учет по программе улучшения условий проживания он получит новую квартиру с учетом недостающих квадратных метров.
  • Расселение не предусматривается в коммунальные квартиры.
  • Новая жилая площадь выделяется в том же районе, где находится непригодное жилье. Если жильцы не против, им могут подобрать варианты в иных районах.

Бывают случаи, когда владелец желает получить вместо новой недвижимости денежную компенсацию. Для этого требуется подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления. Но выполнять данное требование собственника муниципальные власти не обязаны, этот вопрос остается на усмотрение администрации.

ВАЖНО! С того момента, как недвижимость признана непригодной для проживания, владельцам запрещается осуществлять мену или продажу ветхого жилья. В противном случае сделки будут считаться недействительными.

Какое жилье может быть признано аварийным

Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.

Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:

  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.

Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.

Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.

Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.

Кто может стать участником программы

Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:

  • Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
  • Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
  • Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.
Читайте также:  Минстрой хочет заставить ТСЖ сдавать квалификационные экзамены

Граждане, у которых нет другого жилья, имеют право получить новое место проживания в первую очередь.

Порядок признания жилья аварийным

Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.

Куда обращаться

Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.

Какие документы понадобятся

Для признания аварийности или ветхости жилья требуется подготовить пакет документации.

В их список входит следующее:

  1. Заявление с просьбой провести оценку состояния квартиры или дома.
  2. Свидетельство, подтверждающее наличие у владельца права собственности на недвижимое имущество.
  3. Кадастровый паспорт.
  4. Поэтажный план.
  5. Проект реконструкции для тех случаев, когда нежилое помещение было переделано в жилое.
  6. Заключение экспертизы, удостоверяющее ветхость или аварийность жилья.
  7. Жалобы иных лиц, проживающих в доме, на невозможность проживать в нем с указанием причин этого.

Документацию разрешается передавать сотрудникам, как на личном приеме, так и через портал Госуслуг в электронном виде. Также можно воспользоваться услугами почтового отделения. При поступлении бумаг производится их регистрация.

Сроки

Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.

Как ускорить расселение

После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения — год.

Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.

Важные изменения 2020 года и перспективы программы на 2021 год

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:

  • Люди, вышедшие на пенсию.
  • Инвалиды.
  • Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
  • Семьи, признанные малоимущими.

Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.

Можно ли отказаться от расселения

От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.

Судебная практика

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

Напоминаем, что если у вас возникли проблемы с переселением из ветхого или аварийного жилья или вам нужна помощь в суде или подготовке документов, то просьба записаться на бесплатную консультацию к юристу на нашем сайте. Оставьте ваши контакты в специальной форме и мы вам перезвоним.

Также вам будет интересно узнать про программу «Социальная ипотека», которая поможет вам приобрести новое жилье за счет поддержки государства.

Живите дальше: ветхие дома оставят в эксплуатации

Правительство готовит серьезные изменения механизмов переселения граждан из аварийного жилья. До конца июня планируется закончить работу над поправками в Жилищный кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которые подготовил Минстрой. После этого документ будет внесен на рассмотрение Госдумы, сообщила «Известиям» представитель вице-премьера Виталия Мутко. Проект поправок предполагает закрепление в законе понятия «ветхое жилье», которое не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому будет эксплуатироваться и включаться в программу капремонта. Документом предусмотрен и ряд мер господдержки — как для инвесторов, так и для жителей расселяемых домов, которые хотят не просто получить недвижимость взамен аварийной, но и улучшить условия. Однако некоторые эксперты уверены: латать дыры в действующем механизме уже поздно — пора менять его парадигму.

С 2019 года переселение из аварийного жилья выполняется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». В соответствии с паспортом проекта, к 2024 году количество переселенных граждан должно составить почти 531 тыс. человек, а объем расселенного непригодного жилья — 9,54 млн кв. м.

— В этом году еще используются механизмы переселения, которые существуют с начала реализации программы. Но одновременно с этим мы проанализировали лучшие практики регионов и их методы расселения, которые были наиболее успешны, и подготовили ряд изменений в существующие законы, — пояснили «Известиям» в Минстрое. — Наши предложения по корректировке законодательства поддержали и представители регионов, и Госдумы, и ОНФ. В настоящее время эти предложения рассматриваются в правительстве РФ.

Законопроект находится «в высокой степени готовности», в свою очередь, уточнила представитель вице-премьера Виталия Мутко, курирующего вопросы строительства и регионального развития.

— До конца июня планируется завершить работу над законом и внести его в Госдуму, — сообщила она.

Программа-максимум

Документ предполагает внесение существенных поправок в Жилищный кодекс и 185-ФЗ. Во-первых, Минстрой предложил ввести понятие «ветхое жилье», которое раньше в законодательстве закреплено не было.

— По сути, ветхое жилье — это значительно изношенное жилье, но по своим эксплуатационным параметрам еще не ставшее аварийным, — пояснили в Минстрое. — Разница между аварийным и ветхим жильем существенная. Первое создает угрозу жизни и здоровью граждан и требует обязательного отселения, второе таких угроз не создает, поэтому при соответствующем ремонте и последующем регулярном мониторинге технического состояния может эксплуатироваться.

Читайте также:  Отопительный сезон

Согласно поправкам в Жилищный кодекс, ветхие дома останутся в программе капитального ремонта -— для них будет утверждаться краткосрочный план необходимых работ.

— Предполагается, что ремонт будет выполняться за счет фонда капремонта. Эти дома будут под постоянным наблюдением их технического состояния, — уточнили в ведомстве.

Сейчас дома с высоким уровнем износа по решению региональных властей могут быть исключены из программы капремонта, невзирая на то что такое жилье требует особых условий эксплуатации.

Во-вторых, в документе проработаны инструменты господдержки граждан, которых расселяют из аварийных домов.

Изменения в 185-ФЗ позволят направлять федеральные средства и на субсидирование самих граждан, в частности на приобретение жилья и на возмещение процентов по ипотечным кредитам, — рассказали в Минстрое.

Прикрыть лазейки

В прошлом году правила получения недвижимости взамен той, которая сносится, уже претерпели определенные изменения. В частности, граждане, которые не желают переселяться в равноценное жилье, получили право доплатить из собственных средств за улучшение условий. Новые поправки предоставляют возможность для этих целей воспользоваться государственной субсидией, например, для снижения ипотечной ставки. Объем и правила такой поддержки определят на региональном уровне, а средства будут предоставляться из федерального бюджета через Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

— Мы также проработали инструменты поддержки инвесторов, реализующих проекты развития территорий. Прежде всего, считаем необходимым расширить перечень возможных объектов, которые могут находиться на территориях развития, и тем самым расширить круг земельных участков, куда смогут зайти инвесторы. Другой вариант господдержки — до 25% от затрат инвестора на расселение жителей аварийных домов, — сообщили в Минстрое.

Минстрой спускает на тормозах программу по расселению аварийного жилья

Пока не рухнет

Похоже, что россиянам, проживающим в аварийном и ветхом жилье, больше не стоит рассчитывать на то, что государство однажды предоставит им новые квартиры. В последние дни прошлого года был принят инициированный Минстроем закон, который фактически ставит крест на программе по расселению ветхого и аварийного жилья.

Замысел Минстроя понятен: средств на реализацию программы по расселению аварийного жилья нет. Однако, поскольку проект этот социально значимый, да ещё и находящийся на контроле у президента, надо найти выход, чтобы формально поручение было выполнено. Как заявляется, новый закон должен только улучшить ситуацию с расселением. Но на поверку оказывается, что за дымовой завесой красивых фраз скрывается банальный срыв программы.

Ключевым положением закона стало то, что федеральный центр фактически дистанцируется от решения проблемы аварийного и ветхого жилья, спуская её на региональный уровень.

«Мы объединили все положительные практики и эти опции прописали в федеральном законе, – презентовал своё детище глава Минстроя Владимир Якушев. – Субъект может потратить деньги на строительство маневренного фонда, на создание института льготной ипотеки или потратить средства на возмещение или на предоставление квартир. Субъект совместно с муниципалитетом принимает решение, какими опциями пользоваться».

Однако в Минстрое, похоже, намеренно закрывают глаза на то, что до настоящего времени решение проблемы с ветхим жильём буксовало исключительно потому, что в регионах не было на это денег.

«Около 70% или даже больше субъектов РФ – дотируемые, – констатирует лидер партии «СтопЖКХ» Сергей Креков. – Некоторые из них даже занимались тем, что перекидывали себе в бюджет деньги из Фонда капитального ремонта. Так что финансировать программу по расселению аварийного жилья просто непосильно для них».

Вместо жилья – копеечные компенсации

Своим новым законом Минстрой фактически наделил регионы максимально широким кругом полномочий по расселению аварийного жилья. Только вот для граждан подобные нововведения, похоже, обернутся боком.

Так, например, по предложению Минстроя в законе зафиксирована возможность выплатить собственникам аварийного жилья денежную компенсацию. То есть строительством новых квадратных метров отныне можно вообще не заморачиваться, а просто взять да и раздать всем деньги.

«С учётом дефицита средств вряд ли регионы захотят строить жильё, скорее всего они предпочтут дать компенсацию и снять ответственность с себя за дальнейшую судьбу людей, – отмечает депутат Госдумы Наталья Костенко. – Тем более что в регионах начала складываться негативная практика в этом смысле – широкий резонанс получило расселение граждан в Татарстане, где людям заплатили по 11 тыс. рублей за квадратный метр, но реальная стоимость жилья составляла 35 тысяч».

С принятием нового закона подобное вольное обращение с оценочной стоимостью станет не разовыми прецедентами, а обычной практикой, предупреждают эксперты. Ведь речь идёт об оценке аварийного и ветхого жилья, рыночная стоимость которого по факту не то что равна нулю, а скорее уже находится где-то в отрицательных значениях. Оценке мог бы подлежать земельный участок, на котором находится аварийный дом, однако приватизацию земли под жилыми домами наши чиновники по понятным причинам одобрять не спешат.

«В результате оценщики просто должны будут предположить, сколько бы могла стоить квартира в аварийном доме, если бы в ней можно было нормально жить. То есть в систему оценки будет изначально закладываться некая гипотеза. Это даже не бред, это уже какая-то шизофрения», – негодует Сергей Креков.

В довершение ко всему Минстрой предлагает гражданам, получившим копеечные компенсации за своё изношенное жилье, взять – внимание! – льготную ипотеку, дабы самим купить себе новую квартиру.

«В аварийных домах живут люди не потому, что им там нравится, а потому, что у них нет возможности улучшить свои жилищные условия и вряд ли им в принципе банки одобрят ипотеку», – отмечает Наталья Костенко.

Впрочем, в Минстрое, похоже, решили не заморачиваться на подобных мелочах: нет денег на покупку новой квартиры – живите в бараках и ждите, когда государство вам что-нибудь построит. Может быть, ещё через несколько десятилетий.

Расселение в никуда

Минстрой предлагает гражданам, получившим копеечные компенсации за своё изношенное жилье, взять – внимание! – льготную ипотеку, дабы самим купить себе новую квартиру

Кстати, как именно будет проходить расселение при строительстве нового жилья, даже если таковое состоится, тоже не очень понятно. Минстрой предлагает сначала выселить людей из аварийных домов в так называемый маневренный фонд, а оттуда – не позднее чем через два года – переселить их в новые квартиры.

Вот только о «богатстве» маневренного фонда говорить не приходится. Именно в те самые маневренные фонды должны переселять людей в случае, например, стихийных бедствий. И каждый раз при возникновении паводков, наводнений или ураганов оказывается, что жить людям негде.

«Дело в том, что ни в одном регионе маневренного фонда нет, – констатирует Сергей Креков. – Вот и получается, что гражданина ставят в ситуацию: вот тебе некая сумма денег, иди умри, где и как хочешь, а мы тебе ещё предложим льготно побывать в рабстве у банка. Это просто людоедство какое-то».

Кстати, средства на строительство отсутствующего ныне маневренного фонда Минстрой предложил регионам взять из тех же бюджетов, которые идут на расселение аварийного жилья. По факту это может означать, что маневренный фонд лишь формально будет являться таковым, а по сути станет наглядной иллюстрацией того, что нет в мире ничего более постоянного, чем временное.

«Я считаю, что Минстрой пошёл неправильным путём при формировании дополнительных механизмов расселения программы аварийного жилья. При обсуждении концепции законопроекта рассматривались разные варианты», – отмечает Наталья Костенко.

Впрочем, у самого Минстроя, похоже, вариантов не было. Программу требовалось похоронить во что бы то ни стало. Что и было сделано.

Решить проблему аварийного жилья власти пытаются уже давно. Не далее как в 2013 году Владимир Путин обещал, что в последующие несколько лет в стране будет ликвидирован весь аварийный фонд. Тогда на эти цели из федерального бюджета предлагалось выделить 126,6 млрд рублей.

По оценкам чиновников, в те годы доля аварийного фонда составляла около 0,5% многоквартирных домов. Впрочем, эта цифра изначально оказалась занижена – даже по официальным данным Росстата, доля аварийных домов в 2013 году составляла 0,7%. С тех пор количество непригодного для жизни жилья год от года только увеличивается.

Зато если вопрос со строительством нового жилья решить не удалось, то статистику власти победили успешно. С 2014 года Росстат больше не ведёт учёт аварийного жилья, а все данные предоставляются регионами и суммируются в Минстрое.

У подобных статистических махинаций есть важнейшая идеологическая подоплёка: теперь от каждого региона поступают лишь победные сообщения о том, сколько квадратных метров аварийного жилья им удалось ликвидировать. Только вот понять, сколько ещё развалившегося жилья осталось, невозможно.

По экспертным оценкам, ещё в 2013 году для расселения аварийного жилья требовалось порядка 5 трлн рублей. О выделении такой космической суммы в правительстве ни тогда, ни сейчас даже не думали. Нынешняя программа расселения является частью нацпроекта «Жильё и городская среда». Финансирование всего нацпроекта подразумевает выделение 1,066 трлн рублей, на аварийное жильё потратят только половину – 507,2 млрд рублей. Сколько же из них в реальности пойдёт на дело – отдельный вопрос. Так, по итогам 2019 года, согласно данным мониторинга Фонда содействия реформированию ЖКХ, нарушения в расходовании средств были выявлены в 24 регионах на общую сумму 217,6 млн рублей.

Читайте также:  В Наварре построили дом, обогреваемый за счет отходов

Интересно заметить, что, хотя нарушения выявляются буквально во всех регионах страны, о громких уголовных делах против региональных коррупционеров что-то не слышно. Разве что в Башкортостане в 2018 году под следствием оказались замглавы администрации Уфы и начальник городского управления капстроительства из-за махинаций с договорами с застройщиками. Также в 2017 году произошёл скандал в Чувашии: глава администрации Ибресинского района получил копеечный штраф 10 тыс. рублей за нарушение сроков переселения граждан из аварийного жилья.

Можно предположить, что в федеральном центре нарушения хотя и фиксируют, но предпочитают закрывать на них глаза, дабы программу по аварийному жилью окончательно спустить на тормозах.

Дома под износ. Кто заплатит за ремонт ветхого жилья в России

Анна Старицкая, Екатерина Андронова

В октябре 2019 года правительство внесло в Думу законопроект о новых механизмах расселения аварийного жилья, включивший подпрограмму для старых многоквартирных домов. Если депутаты одобрят инициативу, то здания с износом более 70% могут включить в трехлетние региональные подпрограммы капремонта. То есть будут поддерживать в безопасном состоянии до перевода в аварийный фонд. 7 ноября инициативу обсудят на парламентских слушаниях в Госдуме.

Города-лидеры в расселении ветхого жилья назвали в Подмосковье

В майском указе президент Владимир Путин поручил правительству добиться устойчивого сокращения аварийного жилья. В III квартале 2019 года таких домов в России насчитывается порядка 54,7 тысячи (16 миллионов квадратных метров). Строений с износом свыше 70% — еще 101 тысяча (25 миллионов «квадратов»), с износом 65-70% — 231 тысяча (82 миллиона «квадратов»).

Финансировать работы, как и капремонт зданий, будут из карманов жильцов, пояснили «Известиям» в Минстрое. Местные власти смогут уменьшить их расходы, софинансируя ремонт из муниципального или регионального бюджета.

Такие дома, пояснил член комитета по жилищной политике и ЖКХ ГД Илья Осипов, находятся в предаварийном состоянии. Ремонтировать их по обычной программе зачастую невозможно и слишком дорого. В зависимости от ветхости ремонт одного квадратного метра обходится в 30-120 тысяч рублей. А цена реконструкции ветхого дома стартует с 40 миллионов рублей. В то время как на поддерживающие работы необходимо всего 10 тысяч рублей на квадрат.

В свою очередь депутаты Дмитрий Ионин и Павел Склянчук уверены, что и эти деньги тратить на ремонт не стоит. Проще направлять средства на создание альтернативного жилого фонда, здания сразу переводить в аварийные, а жителей расселять.

Поддерживающая подпрограмма

Первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов в разговоре с «360» напомнил, что сейчас изношенные многоквартирные дома ремонтируют из общего фонда капремонта. То есть взносы жильцов расходуют не вполне эффективно.

Минстрой предложил выделить такие здания в отдельную подпрограмму. То есть жители по-прежнему будут платить взносы за ремонт, но в домах будут проводить поддерживающие работы по специальному перечню. Депутат заверил: если программу примут, то государство также будет участвовать в финансировании.

«С одной стороны, решение управленчески верное. С другой, оно не снимает проблемы проживания граждан в изношенных домах. Мы рассмотрели законопроект на заседании комитета и направили в регионы, чтобы узнать их мнение, решит ли предложение эту проблему», — добавил парламентарий.

После получения отзывов депутаты дадут заключение на законопроект. Каким оно будет, Пахомов пока сказать затруднился. Не исключено, что содержание документа изменится.

И ремонтировать, и расселять

Изношенных домов в России очень много, как и аварийного жилья, требующего скорейшего расселения и включенного в программу ликвидации. Добавить туда еще и ветхие дома просто нереально, подчеркнул Пахомов.

«Чиновники обязаны принимать меры и для поддержания текущего состояния. У нас в целом аварийного жилья с каждым годом появляется больше, чем расселяется. Мы должны поэтапно ликвидировать весь построенный в советское время жилой фонд. Это колоссальный процесс, на десятилетия», — пояснил «360» член экспертного совета комитета по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук.

Поддерживающий ремонт, по его словам, будет включать перечень работ, например, укрепление периметра балками, которые позволят зданию просуществовать в безопасном состоянии до включения в список аварийного фонда. При этом ежемесячные платежи, заверил он, не изменятся. Недостаточные средства будет выделять государство, например, через фонд ЖКХ.

«То есть с одной стороны, собственников нужно мотивировать платить взносы, чтобы проживание было для них безопасным. С другой, нужно проконтролировать, чтобы у чиновников не было возможности не признавать дома аварийными», — заключил Склянчук.

Путин подписал закон о новых механизмах расселения аварийного жилья

“Новые нормы по расселению аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки. Кроме того, у регионов появится возможность расходовать федеральные средства на строительство маневренного и наемного жилья, которое сейчас практически отсутствует”, – пояснил министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев.

“В основном остается прежний порядок переселения граждан из аварийных домов, – говорит зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. – В частности, граждане могут по согласованию сторон выбрать либо переселение в другую квартиру, либо взять выкупную стоимость жилья. Но выкупная стоимость формируется теперь, исходя из рыночной стоимости не только самого жилого дома, но и участка под ним”.

Предполагается, что выплаты расселяемым жителям в некоторых регионах заметно увеличатся – аварийное помещение зачастую стоит копейки, а вот участок может быть весьма дорогим. Те, кто приобрел квартиры в доме, ранее уже признанном аварийным, имеют право на выплату возмещения в размере, не превышающем затраты на приобретение этого жилья.

Разрешается теперь переселять жильцов аварийных домов в маневренный фонд, но не более чем на два года. “Этот срок вызвал дискуссию среди депутатов Госдумы, – отмечает Качкаев. – Но именно за это время в соответствии с действующими нормативами можно построить многоквартирный дом – от согласования его проектной документации до ввода в эксплуатацию”.

Граждане, проживающие в аварийных домах (но только если аварийное жилье является у них единственным), также смогут получать субсидии – на приобретение другого жилья или на возмещение части процентов по ипотеке. Такие меры поддержки вправе установить регион.

Законом также предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий. “Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые захотят участвовать в программе. Они смогут компенсировать 25% затрат на расселение граждан. Такой подход к решению проблемы с расселением аварийных домов сэкономит 75% бюджетных средств”, – поясняют в минстрое.

При этом установлено, что средства Фонда содействия реформированию ЖКХ можно будет направлять на строго целевое использование земельных участков под расселенными домами. На освободившейся территории разрешается возводить дома, которые строят за счет бюджета или по договору о развитии застроенной территории. Можно будет также размещать здесь объекты социального обслуживания, здравоохранения, образования, обустраивать места для занятий спортом, парки и скверы и т. п. Это сделано для того, чтобы решения об аварийном состоянии дома, который на самом деле, быть может, еще весьма крепкий, не принимались под давлением недобросовестных застройщиков, желающих построить на этом месте, например, торговый центр.

В то же время в окончательный вариант поправок не вошло положение о возможности выделения в отдельные подпрограммы капремонта тех домов, чей физический износ около 70%, а также тех, стоимость капремонта в которых в пересчете на квадратный метр значительно выше, чем в других домах (это, например, старенькие двухэтажки). Предполагалось, что в этих зданиях капремонт пойдет по особым правилам: будут проводиться только самые первоочередные работы, но ремонта наиболее “прохудившихся” систем можно будет дождаться гораздо быстрее, чем сейчас. Однако с введением этого положения решено было повременить – одной из причин стало предположение ряда СМИ о повышении в связи с этим взносов на капремонт. В минстрое заверили, что повышать взносы в связи с этими поправками не предполагалось. Но, как сказал недавно на пресс-конференции министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, в ближайшее время министерство не будет касаться нормативного регулирования капремонта. Программа, по его словам, требует определенной доработки, но в первую очередь, ведомство займется “техническими” вопросами, которые нужно решить в рамках действующего законодательства.

Ссылка на основную публикацию