В России появилась первая полиция ЖКХ

Новости ЖКХ

В регионе появилась первая в России полиция ЖКХ

В Волгоградской области по инициативе руководства регионального МВД создан новый и пока единственный в России отдел полиции, основной задачей которого является выявление преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. У всех его сотрудников, специально отобранных в управлении экономической безопасности и противодействия коррупции, по два высших образования – юридическое и экономическое.

Нововведение оказалось продиктовано критической ситуацией в многострадальной отрасли: в Волгоградской области задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями уже превысила четыре миллиарда рублей! Оказалось, в том, что образовались такие задолженности, виновны вовсе не обычные жители, которые в большинстве своем добросовестно платят по счетам. Только эти деньги зачастую переводятся не туда, куда положено. Они просто исчезают бесследно.

Мошеннических схем, в которых сейчас разбираются правоохранители, оказалось великое множество. Деньги перечислялись на зарплату и премии руководству и сотрудникам. При этом зарплата, которую получало руководство УК, была в десятки раз выше средних по региону – по 100-300 тысяч рублей. Для “служебной деятельности” приобретались роскошные автомобили. Крупные суммы переводились на счета десятков фирм-однодневок, которые после обналичивания объявлялись банкротами. Выявлены сотни фальшивых договоров, по которым миллионы попросту исчезали. Так, в Красноармейском районе руководителя управляющей компании подозревают в том, что он положил себе в карман 33 миллиона рублей. А от ООО “Родной город” не поступил оплаченный населением 161 миллион. Против ТСЖ “Водострой” было возбуждено уголовное дело об ущербе в 36 миллионов рублей, причиненном “Водоканалу”.

– С начала года в Волгоградской области проведено более 70 проверок в сфере ЖКХ. Уже 33 уголовных дела направлены в суд. Доказано: большинство из управляющих компаний занималось хищением денежных средств, – сообщил заместитель начальника пресс-службы ГУ МВД России по Волгоградской области Антон Корнаухов.

Одним из самых резонансных стало дело скандально известного экс-председателя территориальной избирательной комиссии Олега Серенко, который сегодня подозревается в мошенничестве в особо крупных размерах. Чиновник оказался замешанным в хищении более 65 миллионов. Сейчас он скрывается от правосудия и объявлен в розыск.

По версии следствия, в сентябре 2012 года Серенко, являясь соучредителем крупнейшего в области вычислительного центра, призванного производить расчет с населением за коммунальные услуги, а также принимать соответствующие платежи, создал преступную схему хищения денежных средств, полученных от потребителей в качестве оплаты за электроэнергию и подлежащих обязательному перечислению в ОАО “Волгоградэнергосбыт”.

– По указанию подозреваемого МВЦ перечислило на лицевой счет Серенко, а также счета пяти его знакомых 35 миллионов рублей. Еще 30 миллионов были похищены путем перевода на счет лжепредприятия, с которым якобы был заключен договор на поставку компьютерного оборудования, – рассказала старший помощник руководителя СУ СК РФ по Волгоградской области Наталия Куницкая.

КОММЕНТАРИИ
04.12.2013 13:07
Нравится: 10
Не нравится: 2

Недавно показывали по ТВ затор на автодороге и сообщили что коммунальные службы прибыли поздно! Вежливо скажу что поздно прибыли ДОРОЖНЫЕ службы! Хотя нецензурщина крутится на языке. Как хочется начальнику Волгоградского УВД прославится. ни у кого нет а у нас вот он. отдел.

Вероника, ЦНИС, Москва
04.12.2013 17:39
Нравится: 5
Не нравится: 2

Верно, от дел. ЖКХ отрывать будут теперь и отдел полиции ЖКХ. Чего то это напоминает.

Тоня04.12.2013 18:21
Нравится: 4
Не нравится: 7

А что так не понравилось Владимиру и Веронике. Может быть работники полиции с двумя высшими образованиями и раскроют секрет возможности поголовного воровства в сфере ЖКХ. А ведь это так необходимо знать, кого же нужно привлекать к ответственности за пробелы в законодательстве.

Николай05.12.2013 6:55
Нравится: 7
Не нравится: 0

Не хватает еще и полиции нравов ЖКХ

У нас ведь “загогулина” не в отсутствии полиции, а в законах и желании садить воров и конфисковывать их имущество, чтобы других не было повадно.

История ЖКХ России: цифры и факты (часть 1: дореволюционное и советское время)

***
Совмином РСФСР принято постановление от 29 июня 1989 года № 235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование».

***
В 1980 году жилищный фонд страны составлял 1,3 млрд. кв. м и был обеспечен водопроводом на 91%, канализацией — на 90%, центральным отоплением — на 87%, ванными и душами — на 83%, газификация достигла 80%.

***
На 1 января 1972 года основные фонды жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оценивались в 27,7% стоимости (в ценах 1955 года) всех основных фондов народного хозяйства страны.

***
В 1971 году Министерство коммунального хозяйства преобразовано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 года.

***
К 1971 году более 93 млн. жителей страны пользовались газом для бытовых целей, за год в стране было газифицировано 3,4 млн. квартир.

***
Нa 1 января 1970 года основные фонды жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания СССР составили 29% стоимости всех основных фондов народного хозяйства страны (в ценах 1955 года). Общая (полезная) площадь городского жилого фонда на конец 1969 года составила 1469 млн. кв. м (в том числе обобществленный фонд — 1014 млн. кв. м), а на одного городского жителя составляла 10,8 кв. м, в 1969 году в СССР на 1000 чел. населения было построено 9,3 квартиры.

***
К началу 1969 года 1714 городов (96%) и 2511 поселков городского типа (63%) имели водопроводы. Общая суточная мощность всех водопроводов превышает 49 млн. куб. м, из них 30 млн. куб. м приходится на долю коммунальных водопроводов.

***
Быстрыми темпами ведется газификация жилого фонда и предприятий городского хозяйства на базе использования природного и сжиженного газа; к концу 1969 года в городах и поселках городского типа насчитывалось около 17 млн. газифицированных квартир (в 5 раз больше, чем в 1960 году). К концу 1968 года городской обобществленный жилой фонд страны был обеспечен канализацией на 68%, центральным отоплением — на 66%, электрическим освещением — почти на 100%.

***
В 1968 году населению на коммунально-бытовые нужды было отпущено около 9 млрд. куб. м воды. Около 6,5 млрд. куб. м воды забирается из поверхностных источников; перед подачей в сеть вода подвергается физико-химической обработке на очистных сооружениях с обязательным доведением ее качества до требований государственного стандарта.

***
За 1966—70 годы свыше 550 городов и рабочих поселков страны получили новые водопроводные и канализационные системы, их сети возросли на 40 тыс. км, было газифицировано более 13 млн. квартир, на 19 тыс. единиц увеличился парк подвижного состава городского электротранспорта.

***
В 1946 г. Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства.

***
За годы Великой Отечественной войны в СССР полностью или частично было разрушено свыше 70 млн. кв. м жилой площади, около 250 водопроводов, 114 канализационных систем, 46 трамвайных и 5 троллейбусных хозяйств, 362 коммунальные электростанции и большое число других предприятий и учреждений городского хозяйства.

***
В мае 1939 г. строительные функций были частично выделены из Наркомата коммунального хозяйства РСФСР и было образовано самостоятельное строительное ведомство СССР. Коммунальное хозяйство продолжало развиваться, превращаясь в одну из самых крупных отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства.

***
Более 150 парков культуры и отдыха насчитывалось в 1934 году в стране в разных городах.

***
Нa Пленуме ЦК ВКП(б) в 1931 году принято решение строить канал Волга—Москва и водохранилища вокруг столицы.

***
В 1931 году был создан аппарат для централизованного управления коммунальным хозяйством РСФСР — Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, главным приоритетом которого стали строительные функции, в то же время происходила ликвидация коммунальных отделов на местах с закрытием подразделений, созданных некогда для «собирания коммун». Коммуны городов также были ликвидированы. В результате территории, жилые здания и деятельность населения оказались отделены друг от друга.

***
В 30-е годы создан и активно работал «Роскоммунбанк», являвшийся уполномоченным банком по жилищно-коммунальному строительству и обслуживанию России. Средний оборот банка составлял 160 млрд. руб. в год.

По состоянию на 1 января 1931 года на долю коммунального хозяйства приходилось 30% основных фондов страны, оценивавшихся в 78 млрд. руб.

***
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года ликвидирован ГУКХ НКВД и образовано Главное управление коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР.

***
В 1928 году в Москве на месте старых свалок создан грандиозный парк — парк культуры и отдыха (ЦПКиО им. М. Горького).

***
За 1923—1925 годы в городах и рабочих поселках городского типа было построено почти 5,5 млн. кв. м жилья. За 1923—1927 годы городское хозяйство было восстановлено до уровня 1913 года.

***
В 1921 году в связи с введением в модель социализма товарно-денежных отношений предпринята попытка восстановить оплату жилья, которая встретила устойчивое нежелание основной массы населения оплачивать текущий ремонт, эксплуатацию и коммунальные услуги. Принято решение, назначив плату чисто символическую, увеличивать ее с каждым годом на 50%, постепенно «приучая» жителей к необходимости этих расходов. Последнее повышение было в 1926 г., а далее с 1927 г. величина квартплаты приобрела ярко выраженный политический оттенок. На протяжении почти всей советской истории взималась только ее часть и производились государственные дотации в жилищную сферу.

***
Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР создано в 1921 году.

***
В 1920 г. В.И. Ленин подписал декрет «Об отмене квартплаты». Ввиду полного обесценивания рубля операции по взиманию денег за жилье и коммунальные услуги перестали себя окупать, и квартплата с рабочих и служащих была отменена. В Москве за период отмены квартплаты обветшало 11,5 тысячи жилых зданий, пришло в полную негодность 6,8 тысячи домов с более чем 40 тысячами квартир.

***
Нa VIII Всероссийском съезде Советов в 1920 году принят первый Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО).

***
В январе 1920 г. по Постановлению I съезда заведующих коммунальными отделами отдел местного хозяйства НКВД реорганизован в коммунальный отдел.

***
Нa VII Всероссийском съезде Советов в 1919 году принят официальный курс на децентрализацию управления городским хозяйством. В качестве административной единицы приняты территориальные общности населения, которым присвоили независимо от размера (губернии, уезды, волости, города, деревни) единое название «коммуна». Их хозяйственная деятельность была обозначена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководившие ими, были названы коммунотделами.

***
В 1919 г. от квартплаты были освобождены семьи красноармейцев.

***
С 1918 г. новая власть начала конфискацию у домовладельцев доходного жилья, приносившего более 750 руб. прибыли в год. Величина квартирной платы устанавливалась по «классовому признаку»: рабочие за квадратный аршин площади платили 10—40 коп., люди свободных профессий — 1—2 руб., нетрудовые элементы — 3—10 руб.

***
Постановлением СНК РСФСР от 17 марта 1918 года Комиссариат по местному самоуправлению был преобразован в отдел местного хозяйства НКВД.

***
Декрет «Об учреждении Комиссариата по местному самоуправлению» для объединения деятельности всех городских и земских учреждений, в распоряжение которого из НКВД было передано Главное управление по делам местного хозяйства, подписан в декабре 1917 года.

***
В ноябре 1917 года в соответствии с Постановлением II съезда Советов в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Начался период централизации управления местным хозяйством.

***
К 1917 году на примерно 800 городов страны приходилось лишь 215 небольших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных.

***
В 1912 г. в Москве проживало около 1 миллиона человек, в том же году была проведена перепись и учтено 24,5 тысячи коечно-коморочных квартир, в которых проживало 313 тысяч человек. 60% городского жилищного фонда не имело электричества, 75% — водопровода, 85% — канализации. Доля жилищного фонда с центральным отоплением составляла около 1%.

***
До революции в Российской империи насчитывалось 866 городов, весь жилищный фонд царской России составлял 150 млн. кв. м. Множество людей жили в ночлежных домах, подвалах, погребах, сараях и землянках.

***
В 1898 году в Москве сооружена первая канализация.

***
Первая станция очистки воды построена в Петербурге в 1888 году.

Читайте также:  Кабмин установил стандарты оплаты коммунальных услуг на 2020-2020 гг

***
В 1870 году была проведена городская реформа, в соответствии с которой в 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами.

***
Александром II 1 января 1864 года были утверждены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». В ведение земств отдавались: устройство и содержание дорог, школ, больниц, богаделен и приютов, строительство церквей, содержание тюрем и другие.

***
Первая паровая железная дорога в России появилась в 1834 году. Ее построили Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.

***
Горным инженером А. А. Саблуковым в 1832 году впервые в России построен центробежный вентилятор.

***
В 1802 году создается Министерство внутренних дел и государственных имуществ России (МВД) — единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение населения. Все вопросы реальной жизни были переданы Департаментам этого ведомства и его исполнительным органам на местах.

***
Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Строительство было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод. Работы были завершены к 1804 году. Так был учрежден Мытищинский водопровод. А в середине XIX века была построена и первая канализация.

***
Екатерина II, определяя назначение полиции новым термином «благочиние» (однокоренное слову «чиновник»), вводит Полицейский Устав, в котором наряду с функциями, возлагаемыми на полицию указом Петра I, определяются и нравственные качества государственных служащих.

***
Первая «перспективная» дорога, построенная по единым правилам, протяженностью свыше 700 км, соединяющая Москву и Петербург, появилась в России лишь в 1746 году. Специальная инструкция предписывала: «. строить дорогу с крайним радением, следя того как бы казне было безубыточно и в проезде способно и благовременно и впредь прочно».

***
Закладка первого моста через Неву (с его освящением) состоялась 26 июня 1727 года, а 7 июля был подписан именной указ Меньшикову на строительство моста.

***
В 1718 году указом Петра I запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а с 1722 года — и в Москве.

***
При Петре I произошел расцвет садово-паркового искусства, возведенного им в ранг первостепенного государственного дела. В 1710 году при кабинете министров создана специальная садовая контора.

***
Указом Государя Российского Петра Алексеевича от 16 января 1721 года функции «общественного благочиния» были переданы созданной к этому времени российской полиции. Петр I именовал полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывал с полицией понятия «благосостояния населения», «запрещения излишеств в домовых расходах», «учинения добрых домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах».

История ЖКХ за три века

Как в Москве жили без водопровода, и почему дворники работали на полицию.

Материал подготовлен при поддержке компании «Донстрой»

150 лет назад воду из Москвы-реки было смертельно опасно пить, а профессия дворника считалась престижной. За это время многое изменилось: Денис Ромодин, старший научный сотрудник Музея Москвы, рассказывает историю жилищно-коммунального хозяйства столицы.

Выпить воды и умереть: как и когда появилась первая канализация в Москве

В 1864 году Александр II утвердил «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Земства, то есть выборные органы местного самоуправления, должны были отвечать за устройство и содержание дорог, школ, больниц, богаделен и приютов, строительство церквей и содержание тюрем.

Спустя шесть лет, в 1870 году, провели городскую реформу, после которой в 509 городах России решили ввести новые органы самоуправления — городские думы. Они занимались здравоохранением, народным образованием, хозяйственными проблемами. Именно с этого времени во многих городах появляются привычные нам службы коммунального хозяйства.

До учреждения городских дум в некоторых городах водопровод, трамваи и электростанции были частным бизнесом.

До конца 19 века на всей территории Москвы нечистоты сливали в выгребные ямы. Последние представляли деревянные срубы, обмазанные глиной. Такие колодцы были негерметичны и загрязняли почву и воду. В реки тоже сливали отходы: помои из кухонь, от стирки белья, мытья полов, грязную воду из бань и так далее. Несмотря на то, что в городе было много пресных источников, пить воду было опасно.

Реки Яуза, Неглинная, Самотёка и другие были заполнены всевозможными отбросами. Их часто прикрывали сводами, чтобы не беспокоить горожан видом и нестерпимой вонью. Мягкая вода Москвы-реки была заражена нечистотами, беспрепятственно стекающими со всего города. Тиф, оспа, лихорадка, дифтерит, скарлатина стали постоянными болезнями в таких условиях.

Властям было очевидно, что канализация — единственный рациональный способ очистить город, снизить заболеваемость и смертность. Однако с момента возникновения мысли о сооружении канализации и до начала строительства первой очереди в 1894 году прошло 20 лет. Это время ушло на всевозможные изыскания, составление проекта, его утверждение, поиск финансов и так далее.

Строительство первой очереди канализации в Москве заняло около четырех лет и закончилось в 1898 году.

С запуском канализации уменьшилась общая смертность от инфекций. Если в 1870-71 годах на 1000 жителей умерло 40 человек, то в 1909 году всего 15 человек.

От газа к электричеству

Не менее важной проблемой было и городское освещение Москвы. С первой трети 19 века столичные улицы освещали масляные фонари, но такого света было недостаточно.

Журналист и писатель Владимир Гиляровский так описывал Москву в 1873 году: «Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала, и мы вышли на площадь, миновав галдевших извозчиков, штурмовавших богатых пассажиров и не удостоивших нас своим вниманием. Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, по скрытым снегом неровностям, ничего не видя ни под ногами, ни впереди. Безветренный снег валил густыми хлопьями, сквозь его живую вуаль изредка виднелись какие-то светлевшие пятна, и, только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом».

На смену масляным фонарям во всем мире приходили газовые. Поэтому в 1865 году Московская городская дума заключила тридцатилетний контракт с голландским предпринимателем Букье и британским инженером Гольдсмитом на строительство газового завода и освещение Москвы газом. Через три года около Курско-Нижегородского вокзала построили первые корпуса завода. В этих корпусах сейчас располагается бизнес-центр АРМА.

В 1886 году дума подписывает договор с Обществом городского освещения, а уже через год по проекту архитектора Владимира Шера в Георгиевском переулке возводится первая электростанция, сейчас это выставочный зал «Новый Манеж». В 1912 году столичные власти создают специальный Отдел освещения, который разрабатывает масштабный план по переустройству городского освещения.

Кто убирал улицы и какая роль была у дворников

Что касается уборки и содержания городских улиц, то с 1892 года она осуществлялась силами не только города, но и владельцев домов. Они должны были содержать тротуары и «непарадные» проезды перед своими владениями «в надлежащем виде».

Однако бедным горожанам было сложно убирать участки перед своими владениями, поэтому нередко возникали конфликты. Жалобы были и от крупных и состоятельных домовладельцев, так как они зачастую вынуждены были терпеть большой транзитный поток транспорта.

В 1897 году власти города объединили две статьи расходов, «Мостовые» и «Очистка города», в одну — «Благоустройство». Но по сути они занимались лишь очисткой больших улиц и общественных пространств. Конечно, были и дворники, которые отвечали за очистку дворов.

Дворниками в царской России работали только мужчины. За плохое выполнение своих обязанностей или за грязную форму их могли отстранить от работы. Это становилось большим ударом, так как в царской России профессия дворника была уважаемой и хорошо оплачиваемой.

В 1866 году, после покушения Дмитрия Каракозова на Александра II, дворников обязали записывать всех, кто приезжал в их дома и уезжал. Кроме того, было приказано «строжайше, чтобы поверка сих книг и донесения о замеченных неверностях в оных, а равно о числе прибывающих в дома и выбывающих из оных делаемы были непременно и в надлежащее время».

О прибывшем следовало сообщить в течение 24 часов. А в случае нарушения за «открытых незарегистрированных» жильцов домовладельцу или управляющему грозил огромный штраф — пять рублей за каждого человека в сутки. Для сравнения: за один рубль можно было купить воз соломы или сорок яиц.

В новой инструкции также указывалось, что дворники должны следить и за тем, чем занимаются жильцы: «Особой заботливости владельцев недвижимой собственности (или ответственных управляющих) поручается должное наблюдение за тем, чтобы в домах и в иных помещениях злоумышленники не могли заводить тайные типографии, держать взрывчатые вещества, оружия и склады противуправительственных изданий, а также устраивать приспособления для совершения преступлений с политическою целью».

Именно тогда все домовые дворники превратились во вспомогательных служащих полиции. Они круглосуточно следили за жильцами, дежурили по ночам и участвовали в силовых операциях.

В инструкции, утвержденной московским генерал-губернатором Владимиром Долгоруковым после покушения на царя в 1879 году, говорилось: «Домовый дворник и ночной сторож, по дошедшей до него очереди, обязан выходить на уличное дежурство в назначенные для него полицией час и место, не ожидая напоминания; на дежурстве быть трезвым и исправным и ни под каким предлогом не уходить с дежурства до прибытия смены».

Дворникам выдали нагрудные жетоны и свистки, ввели специальную форму одежды. Часто им приходилось рисковать своей жизнью — ночью воры и бандиты могли зайти на их участки. От этих «лихих людей» запросто можно было схлопотать пулю или ножевое ранение.

В сознании небогатых мещан и рабочего класса дворники часто ассоциировались с полицейским надзором. Поэтому многим изрядно досталось во время Февральской и Октябрьской революций: с ними расправлялись так же жестоко, как с городовыми и жандармами.

Что стало с ЖКХ после революции

Революция стала сложным периодом для города: коммунальное хозяйство было фактически уничтожено, как и вся инфраструктура. Кроме того, в октябрьские дни 1917 года оказались разрушены многие кварталы Москвы, был сильно поврежден даже Кремль.

В эти годы впервые начинается практика городских субботников. Людей не хватало, поэтому к уборке начали привлекать жителей и работников организаций.

В ноябре 1917 года в соответствии с Постановлением II съезда было создано Главное управление по делам местного хозяйства: так начался период централизации управления. Многие вопросы организационной структуры и компетенции коммунальных отделов были решены на первом I Всероссийском съезде заведующих коммунальными отделами, который проходил 20-25 января 1920 года.

Коммунальные отделы стали обособленными хозяйственно-техническими организациями. Они отвечали за жилищное дело, в которое входило и управление землями в городе, и водопровод с освещением, и канализация, и общественный транспорт. Именно тогда в Театральном проезде, в доме №3, появляется Управление московского городского хозяйства.

К концу 1920-х годов происходит «технологизация» отрасли. В 1930-х годах увеличивается количество поливомоечных машин, автотранспорта для ремонта городского хозяйства. Первым созданным в Управлении благоустройства Москвы стал подметальный автомобиль ПУ-2 на шасси грузовика ГАЗ-АА.

Специалистов коммунального хозяйства стали учить в вузах и на курсах, которые проходили в Музее коммунального хозяйства.

В 1930 году Главное управление коммунального хозяйства переходит из ведения НКВД в ведение Совета народных комиссаров (СНК), а через год — в Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР. Так московское городское хозяйство целиком переходит в ведение городских властей.

Из тунеядцев в дворники

В 1920-1930-х годах жизнь дворников не изменилась. Так как коммунальное хозяйство Москвы до 1930 года было в ведении НКВД, то им всё так же также приходилось следить за жителями и присутствовать при арестах.

Постепенно в профессии стали появляться и женщины. А ещё в эту профессию шли люди с высшим образованием: музыканты, писатели и художники. Так они могли избежать закона «О тунеядстве» и устроиться на официальную работу.

Работа дворников осложнялась тем, что им приходилось ходить на ночные дежурства. В 1957 году профсоюз рабочих коммунального хозяйства выступил за запрещение ночных дежурств дворников, но просьба так и не была удовлетворена. Правда, дворников освободили от обязанности лично докладывать о ситуации в отделение милиции.

Читайте также:  Ремонт дворовых территорий

Также милиция лишилась и права требовать обязательного участия дворников в задержаниях преступников и прочих мероприятиях, а разрешение на их содействие следовало запрашивать у жилищно-коммунальных служб. Так завершилась и правоохранительная служба дворников.

К 1980 годам профессия стала почти женской, но ситуация резко изменилась после того, как дворникам стали мало платить. Кадров не хватало, и это решили исправить набором временных работников. Однако последние довольно быстро стали постоянными. Именно с 1990-х дворники облачились в оранжевые жилеты, которые сменились в Москве в 2010-х годах на синие, с названием подведомственных «Жилищников».

ЖКХ во время Великой Отечественной войны и после

В годы Великой Отечественной войны большая часть человеческих ресурсов и техники была на фронте, а оставшаяся в городе работала на нужды военного времени. Например, часть троллейбусов была переоборудована для доставки дров в жилые дома.

В послевоенный период началась реконструкция городского хозяйства. При Исполнительном комитете Московского городского Совета народных депутатов создали Управление развития и эксплуатации инженерных систем, жилищного хозяйства, благоустройства и санитарной очистки города.

В период с 1948 по 1976 года убрали всю брусчатку с улиц, исключение сделали для Красной Площади, Кузнецкого моста и Баррикадной улицы. В 1949–1964 годах реализовали план по озеленению крупных магистралей столицы и модернизировали городское освещение.

С 1950-х годов на улицах появился снегоуборщик, который московские дворники ласково прозвали «Золотые ручки». В 1956 году начались работы по созданию первого специального подметально-уборочного автомобиля на базе грузовика ГАЗ-51. А в 1970-х годах на улицы выходят поливочно-моечные и снегоуборочные машины. Их жёлтые и оранжевые баки надолго стали символом московской коммунальной техники, вплоть до появления в 1990-х годах тракторов «Беларус».

С 1994 года правопреемником Управления развития и эксплуатации стало Управление, а затем Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Масштабная механизация пришла в 2000-е года с появлением малогабаритной техники, которая облегчила уборку улиц в разное время года.

Особый отдел. В Волгограде появилась первая в России полиция ЖКХ

Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

В полиции Волгограда появился отдел особого назначения. Подразделение займется хищениями в сфере ЖКХ. В элитном отряде работают только сотрудники с двумя высшими образованиями.

Волгоградская полиция первой в России открыла подразделение по борьбе с преступлениями в сфере ЖКХ. В ее состав вошли восемь сотрудников управления экономической безопасности и противодействия коррупции, каждый из которых имеет два высших образования — юридическое и экономическое. Создание отдела обусловлено тем, что с начала текущего года в регионе было возбуждено около ста уголовных дел, связанным с мошенничеством, хищениями и растратами в сфере ЖКХ.

Правоохранители отмечают — в этом году число преступлений в сфере ЖКХ дало резкий скачок вверх. Преступные действия мошенников приобрели изощренные сценарии. Хищения платежных средств, неисполнение договорных обязательств управляющими компаниями, самовольное установление тарифов на потребляемые ресурсы — это только небольшая толика огромного клубка противоправных действий, которые регулярно регистрируются в Волгоградской области.

Масштабы преступлений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального сектора Волгоградской области, имеют тенденцию к значительному росту. Они имеют социальную направленность, потому что в первую очередь страдают обычные граждане, которые исправно оплачивают предоставленные им коммунальные услуги.

Перечень махинаций, которыми не брезгуют руководители волгоградских управляющих компаний (УК), не имеет границ. В их числе самовольное повышение тарифов. Жители региона оплачивают баснословные суммы, уходящие на счета УК, которые через некоторое время признают себя банкротами. Прокуратура региона устраивает массовые проверки УК и их директоров.

Только по инициативе сотрудников надзорных органов в минувшем и в текущем годах было возбуждено 40 уголовных дел, более 20 из них рассмотрены судом. В конце лета все 77 управляющих компаний областного центра были проверены районными прокуратурами. В ходе проверки выяснилось, что 53 управляющие компании не перечислили энергопоставщикам около 530 млн рублей. При этом необходимо учитывать тот факт, что 90% волгоградцев исправно и в срок оплачивают коммунальные платежи.

Одно из самых громких преступлений в сфере ЖКХ, которое вызвало широкий общественный резонанс не только в Волгограде, но и далеко за его пределами — преступная схема, разработанная соучредителем крупнейшего в Волгоградской области вычислительного центра ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК» Олегом Серенко. Центр принимал платежи от жителей Волгограда, а затем передавал их в ОАО «Волгоградэнергосбыт».

Фото: Федор Савинцев/ИТАР-ТАСС

Следствие располагает информацией о том, что вычислительным центром передавалась лишь часть платежей, внесенных волгоградцами. Остальные деньги остались на счетах центра, а затем обналичивались с помощью фиктивных сделок, осуществляемых с фирмами друзей и родственников Олега Серенко. Таким образом было похищено свыше 35 млн рублей, еще 30 млн рублей были перечислены со счета центра на счет липовой фирмы, с которой был заключен фиктивный договор на поставку оргтехники. В отношении Серенко возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество, совершенное в особо крупных размерах». В настоящее время он объявлен в федеральный розыск.

На слуху у волгоградцев не менее громкое дело: директора управляющей компании в Красноармейском районе Волгограда Станислава Соломахина подозревают в хищении 33 млн народных рублей. Еще один пикантный случай мошенничества в сфере жилищно-коммунального хозяйства произошел недавно в городе Котово — там руководитель управляющей компании положил себе в карман 12 млн рублей, оформив в документах, что такая сумма была крайне необходима для приобретения канцелярских скрепок, карандашей и ручек.

Сотрудники правоохранительных органов отмечают: сегодня в Волгоградской области долг управляющих компаний перед энергоснабжающими организациями составляет около 4 млрд рублей. Поставщики ресурсов, чтобы получить «зависшие» средства, идут порой на крайние меры: накануне отопительного сезона отключают поставку газа в жилые микрорайоны. Но реагируют на такие способы прежде всего жители, которые исправно оплачивают коммуналку, и муниципалитеты, которые вынуждены брать очередные кредиты, чтобы не сорвать начало отопительного сезона.

Специалисты нового отдела, который создан для борьбы с преступлениями в сфере ЖКХ, станут анализировать и контролировать движение финансовых потоков. Платежи жителей и их поступление в управляющие компании, дальнейший расход и оплата долгов перед энергопоставщиками — это станет приоритетной работой сотрудников нового подразделения.

В нашем регионе сто управляющих компаний, и руководство трети из них уже привлечено к уголовной ответственности. В этом году они украли свыше 100 млн рублей, и если не остановить это воровство, то в один прекрасный день жители региона просто останутся без тепла и света, так как задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями уже превышает 4 млрд рублей.

Новому отделу еще предстоит выяснить, могли ли региональные чиновники иметь отношение к росту числа преступлений в сфере ЖКХ. По сути, отрасль оказалась не контролируемой местными властями.

Права у дома: в России появится система контроля ветхого жилья

В России создадут систему технического учета домов, которая позволит детально контролировать состояние жилого фонда. Проработку поправок поручили Минстрою, говорится в документах правительства, копия есть в распоряжении «Известий». Изменения необходимы для повышения эффективности капремонта в стране и снижения количества ветхих домов. Благодаря системе техучета появится возможность корректировать программы ремонта и отдавать приоритет наиболее нуждающимся в нем зданиям, рассчитывают эксперты.

Учетные правила

Правительство поручило Минстрою проработать поправки в законопроект об изменениях в Жилищный кодекс. Они нужны для создания системы технического учета жилого фонда в стране. Об этом говорится в протоколе от 6 октября 2019 года за подписью и.о. директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства Вячеслава Торсунова. В документе уточняется, что система техучета необходима для повышения эффективности капитального ремонта.

Создание системы позволит скорректировать программы — появится возможность отдавать приоритет наиболее нуждающимся в капремонте домам, сказал ответственный секретарь экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук. Он добавил, что по сути, появится контроль за ветхими домами — это необходимо, чтобы они не становились аварийными.

По словам Павла Склянчука, поправки планируется внести в Госдуму в весеннюю сессию. Эту информацию «Известиям» подтвердила исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта многоквартирных домов (АРОКР) Анна Мамонова. Она отметила, что Минстрой привлекал ассоциацию для разработки поправок.

–– Участники рынка ждут эту систему, она действительно очень нужна, –– подчеркнула Анна Мамонова.

В Минстрое «Известиям» сообщили, что поправки в настоящий момент находятся на стадии проработки.

Крупными мазками

Чтобы адекватно формировать долгосрочные программы капитального ремонта, необходимы данные о реальном состоянии жилых домов, отметил депутат Госдумы Илья Осипов. За последние десять лет, после того, как в 2008 году была упразднена обязательная система Бюро технической инвентаризации (БТИ), информация о состоянии домов в большинстве регионов оказалась утеряна.

Как уточнил генеральный директор СК «Перспектива» Михаил Иванов, часть полномочий БТИ — по регистрации собственности и созданию кадастровых документов, передали Росреестру. В результате у домов, по сути, остался только кадастровый паспорт, который можно сравнить с паспортом человека — в нем лишь самая необходимая информация, уточнила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

–– Поэтому программы капремонта были составлены «на глазок», крупными мазками — очередность ремонта определяется в соответствии с годом постройки и серией дома, –– сказал Илья Осипов.

Этого недостаточно, поскольку существует множество факторов, влияющих на состояние здания, отметил Павел Склянчук. К примеру, 20 лет назад могло произойти небольшое землетрясение, ураган или наводнение, что отразилось на конструктивных элементах. За старыми домами нужно внимательно следить и вовремя их «лечить», чтобы они оставались безопасными, подчеркнул он.

Как рассказала генеральный директор Союза профессиональных управляющих недвижимостью в сфере ЖКХ Вера Москвина, сейчас даже проектно-сметная документация на капитальный ремонт дома составляется по одному шаблону, зачастую без выезда проектировщиков на объект.

–– На месте выясняется, к примеру, что в смете серия и этажность дома совпадают с реальностью, но не соответствуют индивидуальные характеристики, –– уточнила эксперт.

Решение проблем

По мнению парламентария Ольги Павловой, система государственного учета домов станет решением перечисленных проблем.

–– Совместно с депутатами Госдумы мы неоднократно предлагали редакцию поправок к законопроекту, которую поддержали и регионы, и профильный комитет, –– сказала она.

Создание системы предполагает, что в одном месте будут собраны все сведения о состоянии домов — например, когда проводился текущий и капитальный ремонт, в каком состоянии находятся конструкции здания и другая важная информация, рассказала Анна Мамонова. Это позволит выставлять приоритеты в краткосрочных и долгосрочных программам капремонта. Кроме того, если за домом следить, своевременно делать текущий и капитальный ремонт, это отдалит его ветшание, добавила эксперт.

Также появится возможность контролировать деятельность подрядчиков и их реальные расходы, отметила адвокат НЮС «Амулекс» Виталина Лимонова.

В протоколе правительства говорится, что электронный архив технической документации должен быть создан на базе системы ГИС ЖКХ. По словам исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капремонта многоквартирных домов, работа системы техучета жилого фонда предполагает и регулярный осмотр домов. Однако вопрос о том, кто именно будет проводить осмотры и за чей счет, пока остается открытым и находится в стадии обсуждения, уточнила Анна Мамонова.

Стоимость экспертизы технического состояния жилого дома в Москве начинается от 30 тыс. рублей, в Петербурге — от 25 тыс., в регионах — от 20 тыс. Окончательная цена зависит от разных факторов, полноценное обследование 5-этажного здания может обойтись и в 1 млн рублей, оценил директор по развитию оценочной компании «Апхилл» Лев Сальц.

По мнению Веры Москвиной, есть вероятность, что осмотры будут оплачиваться за счет собранных с граждан средств на капремонт. Но желательно, чтобы эти работы проводились на бюджетные деньги, добавила она. Павел Склянчук считает, что софинансирование со стороны госказны, скорее всего, будет предусмотрено.

Становление жилищно-коммунального хозяйства в России (1649-1989) Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каменский А.Н.

В данной статье оценивается процесс развития государственного аппарата управления сферой жилищного коммунального хозяйства в России с 1649 по 1989 годы. Исследуется механизм управления городским хозяйством с точки зрения тенденции к колебаниям от жестко централизованного до децентрализованного .

Читайте также:  Решение проблемы бродячих собак, поселившихся в вашем дворе

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Каменский А.Н.

Formation of housing and communal services in Russia (1649-1989)

In this paper studies development of state machinery of management of the sphere of housing municipal services in Russia from 1649 to 1989 is estimated. The author investigates process of formation of the mechanism of urban governance from the point of view of a tendency of fluctuations from rig >centralized to the decentralized .

Текст научной работы на тему «Становление жилищно-коммунального хозяйства в России (1649-1989)»

УДК [349.444:332.012.334](47) «1649/1989»

Становление жилищно-коммунального хозяйства в России (1649-1989)

В данной статье оценивается процесс развития государственного аппарата управления сферой жилищного коммунального хозяйства в России с 1649 по 1989 годы. Исследуется механизм управления городским хозяйством с точки зрения тенденции к колебаниям от жестко централизованного до децентрализованного.

In this paper studies development of state machinery of management of the sphere of housing municipal services in Russia from 1649 to 1989 is estimated. The author investigates process of formation of the mechanism of urban governance from the point of view of a tendency of fluctuations from rigid centralized to the decentralized.

Ключевые слова: коммунальное хозяйство; становление; развитие; реформа; централизованное; децентрализованное.

Key words: ^mmunal services; formation; development; reform; centralized; decentralized.

Временем основания жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране принято считать 1649 г. Именно в апреле этого года царем Алексеем I Михайловичем подписан «Наказ о градском благочинии». В документе были заложены основы профессиональной пожарной охраны, введено постоянное дежурство, а пожарным дозорам было предоставлено право наказывать жителей столицы за нарушения правил пользования огнем. В данном нормативно-правовом акте отец Петра I повелевает «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела», а «чтобы грязи не было – иметь на каждом дворе дворника» [2, c. 164].

Указом государя-реформатора Петра Алексеевича от 16 января 1721 г. «общественное благочиние» передано в ведение созданной им «души гражданства и всех добрых порядков»- полиции [4, с. 195].

Введенный в 1782 г. императрицей Екатериной II полицейский устав наряду с введенными Указом 1721 г. функциями по обеспечению «благосостояния населения», «запрещения излишеств в домовых расходах», «чинения добрых

© Каменский А. Н., 2015

домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах» [4, с. 195] содержит организацию обеспечения населения водой, топливом и освещением улиц.

8 сентября 1802 г. внуком Екатерины Великой – императором Александром I подписан Манифест «Об учреждении министерств». Этим документом было образовано, в том числе, и Министерство внутренних дел России – единый отраслевой управленческий орган Российской империи, ответственный за попечение о государственном и народном хозяйстве. На местах же данные вопросы были переданы департаментам этого ведомства. Ведомство делилось на три вида полицейских: исполнительная полиция, полиция безопасности, хозяйственная полиция, которой в свою очередь была отведена роль по обеспечению благоустройства и развития городов. Являясь административно-хозяйственным фундаментом для Российской империи, в первой половине XIX в. министерство стало главным хозяйственным органом в стране.

Необходимо отметить, что на всем протяжении периода становления и развития механизма управления городским хозяйством, вплоть до нашего времени, четко прослеживается тенденция к колебаниям от жестко централизованного до децентрализованного.

Во второй половине XIX в. в стране произошла реорганизация административно-хозяйственной системы. В результате одной из либеральных реформ императора Александра II началось создание системы местного самоуправления – земских учреждений (собраний и управ). «Положением о губернских и уездных земских учреждений» 1 января 1864 г. [2, с. 1-10]. Александр Освободитель запустил процесс передачи прав и имущества общественному самоуправлению в городах. Так, в ведение земских собраний и управ были переданы функции устройства и содержания дорог, земельное хозяйство, мосты и набережные, городской водопровод. В части переданных земскому управлению органами полиции функций последним отводилась роль по обеспечению контроля за деятельностью вновь образованных хозяйствующих структур. Второй реформой местного самоуправления явилось выпущенное императором 16 июня 1870 г. «Городовое положение». Данным актом в 509 городах России вводились городские общественные управления, в ведении которых находилось внешнее благоустройство города. Под учреждением городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума, городская управа. Городская управа избиралась городской думой на 4 года и в ее функции входило непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления, составление городских смет.

Справедливости ради, необходимо отметить, что в дореволюционной России тогда насчитывалось 866 городов, и реализация указанной выше реформы в 509 из них оставляла хозяйствующую функцию в небольших по размерам и численности населения городах, со слаборазвитыми промышленностью и коммунальной сферой и тем более селах, за органами полиции.

С развитием промышленности и торговли стали развиваться сферы транспорта и строительства, совершенствовалась система канализации. Так, первая станция очистки воды была построена в 1888 г. в Петербурге. Началась замена газового и керосинового освещения.

В условиях развивающейся промышленности, с увеличением производства, а следовательно, с организацией и расширением заводов и фабрик, начала расти новая категория населения – «фабричные» рабочие, которые набирались из крестьян. В крупных городах в окрестностях фабрик возникли многочисленные рабочие поселки. Стали появляться целые кварталы, состоящие из одно-двухэтажных домов. В местах концентрации промышленных предприятий десятки тысяч человек ютились в ночлежных домах, подвалах, погребах, сараях и постоялых дворах. Острый дефицит жилья и крайне низкий уровень условий проживания приводил к росту недовольства среди рабочих.

В связи с высоким цензом избирательного права городское управление состояло в основном из фабрикантов, мало интересующихся вопросами улучшения жилищных условий в рабочих кварталах и доходных домах. Последствия этого жилищного кризиса стали катализатором тех исторических общественных процессов, которые привели к Октябрьской революции.

Постановлением II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов в ноябре 1917 г. в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Это ознаменовало собой начало нового периода централизации управления хозяйством на местах. Декабрьским декретом того же года учрежден Комиссариат по местному самоуправлению, которому отошли функции городских и земских учреждений и передано Главное управление по делам местного хозяйства [5, с. 152]. Постановлением СНК РСФСР в марте 1918 г. Комиссариат по местному самоуправлению был преобразован в отдел местного хозяйства НКВД.

В 1918 г. Декретом ВЦИК «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» начался процесс конфискации жилья у домовладельцев. В связи с острым дефицитом жилья новых горожан заселяли в роскошные дома и особняки знати, которые разбивались на этажи, перегораживались стенами и делились на маленькие комнаты. Из-за общих в

таком жилье кухни и санузла, квартиры назвали на французский лад «коммунальными».

В 1919 г. курсом в жилищной политике страны та VII съезде Советов была провозглашена децентрализация управления городским хозяйством. Изменению в его структуре послужило принятие за административную единицу независимо от размера (город или деревня) территориальной общности населения («комунны»). Хозяйственная деятельность «комунны» определялась как «коммунальное хозяйство». Отделы местных Советов, в функции которых входило управление хозяйственной деятельностью комунны, были названы «коммунальными».

На I съезде съезда заведующих коммунальными отделами в январе 1920 г. отдел местного хозяйства НКВД реорганизован в коммунальный отдел.

В связи с обесцениванием рубля декретом В.И. Ленина «Об отмене квартплаты» квартплата с рабочих и служащих была отменена, что в последующем уничтожило самоокупаемость домового хозяйства и привело к обветшанию жилых зданий в связи с отсутствием средств для развития и содержания жилищного фонда.

В период с 1923 по 1925 гг. в нашей стране было построено и введено в эксплуатацию свыше 5 млн кв. м жилья. Ударными темпами в этот период городское жилищное хозяйство было восстановлено до того уровня, на котором оно находилось в 1913 г. Об активизации работы в управлении жилищно-коммунальном хозяйством молодого государства может свидетельствовать организация статистического учета в данном направлении.

Период формирования механизмов партийного управления сферой ЖКХ в первые десятилетия Советского государства в полной мере отражают статистические сборники1.

Так, например, сборник действующих распоряжений по коммунальному хозяйству 1928 г. составлен из следующих разделов: организация коммунального хозяйства; финансы коммунального хозяйства; о городских поселениях и поселках; городское земельное хозяйство; городское благоустройство, планировка и строительство; коммунальные предприятия; местное дорожное хозяйство. То обстоятельство, что в данном сборнике первому разделу уделе-

1 Коммунальное хозяйство РСФСР к началу 1925 г. М.: Стат. бюро НКВД, 1925; Коммунальное хозяйство РСФСР к началу 1928 г. М.: Гл. упр. коммунал. хоз-ва НКВД, 1929; Коммунальное хозяйство СССР к концу I пятилетки: Основные итоги переписи коммунального хозяйства 1932 г. М.: ЦУНХУ Госплана СССР: В/о Союзоргучет, 1935; Коммунальное хозяйство РСФСР к началу 1937 г.: краткий стат. справ. М.: Изд-во Наркомхоза РСФСР, 1938.

но большее внимание, свидетельствует об организационно-правовом положении жилищного и коммунального хозяйства в указанный период.

15 декабря 1930 года Постановлением ЦИК и СНК СССР ГУКХ НКВД преобразовано в Главное управление коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР. Необходимо отметить, что к началу 1931 г. на долю коммунального хозяйства приходилось 30 % основных фондов Советского государства. С целью усиления централизации управления исследуемой сферой в 1931 г. был создан Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР. Началась ликвидация коммунальных отделов на местах и закрытие коммун.

Об увеличении роли жилищно-коммунального хозяйства и превращении данной отрасли в крупнейшую отрасль непроизводственной сферы свидетельствует даже простой перечень управленческих учреждений в рамках развития их институциональной трансформации.

Материалы НККХ РСФСР свидетельствуют о высокой степени мелочной регламентации, которая изобилует принятыми в 30-е гг. многочисленными указами и постановлениями, ведомственными циркулярами и приказами, программами и генеральными планами, пояснительными записками и сопроводительными письмами, протоколами совещаний и стенограммами съездов, материалами балансовой и финансовой отчетности коммунальных органов.

В связи с тем, что в период Великой Отечественной войны в нашей стране были разрушены десятки миллионов квадратных метров жилой площади, сотни предприятий и учреждений, в функции которых входило содержание коммунального хозяйства, вопрос о необходимости государственного участия в процессе его восстановления встал особо остро. В 1946 г. Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР был упразднен.

23 марта 1946 г. образовано Министерство коммунального хозяйства РСФСР. В почти неизменной форме (23 июля 1971 г. Министерство коммунального хозяйства преобразовано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР) данный орган государственного управления просуществовал до 1990 г. В послевоенном государстве жилищно-коммунальное хозяйство имело структуру, основной функцией которой являлось управление государственной недвижимостью. Министерство жилищно-коммунального хозяйства через местные Советы и их исполнительные органы (исполкомы) осуществляло управление всем коммунальным хозяйством страны, а непосредственное управление возлагалось на районные жилищные управления (РЖУ) и подчиненные им территориальные органы, ЖЭКи. Последним отводился достаточно широкий спектр полномочий. Так, ЖЭКи выполняли форму общественного контроля (паспортный стол), ведали первичным учетом

призывников и вопросами гражданской обороны, занимались организацией досуга граждан, культурно-просветительской работой, включали в себя дворовые спортивные кружки, содержали спортивные площадки во дворах. На базе ЖЭКов была выстроена система территориальных товарищеских судов и домовых комитетов, которые имели право «принимать меры общественного воздействия в отношении нанимателей жилых помещений и проживающих с ним лиц, нарушающих правила пользования этими помещениями»2.

Рассматривая исторический процесс организации управления жилищного хозяйства, можно определить закономерность его развития. Данная закономерность заключается в том, что децентрализация управления жилищно-коммунальным хозяйством ведет к количественным изменениям в данной отрасли, которые создают предпосылки к необходимости централизации управления, следствием чего являются качественные изменения как фундамент к децентрализации.

1. Орлов И.Б. Коммунальная страна. Становление советского жилищно-коммунального хозяйства (1917-1941). – М., 2015.

2. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. 1.

3. Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 09.09.1968 г.

4. Реформы Петра I: сб. док. / сост. В.И. Лебедев. – М.: Гос. соц.-экон. изд-во,

5. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. – М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1942.

2 Положение о домовом комитете в государственном жилищном фонде, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 09.09.1968 г. № 548.

Ссылка на основную публикацию