В России может появиться государственная информационная система ЖКХ

Новости

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации переданы функции заказчика Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Соответствующий закон подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин 27 декабря.

Как сообщает пресс-служба Минстроя, новым законом вносятся изменения в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», которая ранее находилась в ведении Минкомсвязи России. Передача функции государственного заказчика ГИС ЖКХ Минстрою России позволит аккумулировать в ведомстве актуальную информацию о состоянии жилищно-коммунального комплекса страны.

«Полученные полномочия позволят нам также доработать систему и сделать ее более актуальной, в том числе интегрировать ГИС ЖКХ с аналогичными региональными и муниципальными информационными системами, официальными сайтами органов власти субъектов. Это позволит исключить дублирование информации и обеспечить однократность ее размещения», – рассказал Максим Егоров, заместитель главы Минстроя России.

Кроме этого, благодаря полной информации о деятельности УК, ТСЖ и ЖСК в системе у органов государственного жилищного надзора появляется возможность для контроля ситуации, связанной с управлением многоквартирными домами, и планирования проверок деятельности таких организаций.

Комментарии

Там на базовом уровне уровне матчасти был провал.

Удивительный вы человек, взяли мои же слова и переврнули их на 180 градусов. Когда я говорил, что получится Росреестр-2 или ФГИС ЕГРН, то я имел ввиду именно то, что: 1) Эта фигня адово тормозит (ГИС ЖКХ летает). 2) Эта фигня имеет UI уровня начала 2000-х годов 3) Эта фигня просто не работает большую часть последнего времени 4) Эта фигня выдает разные данные по одному и тому же помещению – например, иногда со сведениями о договорах и прочих правоустанавливающих документах, а иногда – без них 5) Эта фигня выдает невалидные данные. Например, когда собственник УЖЕ изменился, а она выдаёт ЕЩЁ старого. Или, например, в одной секции там старый собственник, а в другой – новый (почему в XML’ке там две секции по собственникам, которые друг друга во многом дублируют) 6) Эта фигня выдает пустые сведения, если при слиянии ЕГРП и ГКН у помещений была разная площадь. 7) При всём при этом эта фигня умеет только выдавать выписки по запросу, что примерно в 9000 раз меньше, чем объем бизнес-логики ГИС ЖКХ. Вот это всё чтобы ликвидировать нужно просто взять и заново снуля написать заново весь Росреестр.

Качество данных вносимых в систему.

Вот для того, чтобы этого не было, это должно достигаться не анальными карами, спущенными сверху, а тем, что система проектируется так, что в принципе не позволяет вводить в неё некорректные, неполные или некачественные данные. Для этого существуют бизнес-аналитики, которые изучают типичные бизнес-процессы, формализуют их и составляют ТЗ, в котором прописаны все случаи того, как, где и что нужно вводить. В Росреестре, как мы знаем, 21 лярд рублей, выделенный на разработку, был скоммунизжен, ответственный за это человек сбежал за бугор, а при написании всей этой фигни, похоже, использовались два студента, которые были и бизнес-аналитиками, и кодерами, и тестировщиками. А вот то, что там площадь какая-то непонятная – поменять совершенно не сложно. Это уже тюнинг бизнес-логики. Именно этим сейчас и займется Минстрой (я так думаю). Таким образом, после Минсвязи Минстрою досталась система на работающем, производительном движке, который осталось немножко причесать. А вот если бы изначально это разрабатывал минстрой, то мы получили бы херню, в которой площадь правильная, но указать её можно только 1 раз в год, когда куранты бьют новый год, потому что всё остальное время оно лежит кверху пузом.

Они вообще не “отбивали дупля”, чего они хотят добиться от этой системы, кроме того чтобы на ней попилить.

Вот за эту часть, скорее всего, был ответствен Минстрой. Именно он должен был сообщить свои бизнес-требования к системе, и, как видно, сообщил. Впрочем по вашему сообщению видно, что вы ГИС ЖКХ рассматриваете исключительно с той точки зрения, что вам сказали туда что-то вводить не понятно зачем. Что-то где-то там нестыкуется по мелочам и вы безапелляционо встаёте и заявляете – ГОВНО ЭТОТ ВАШ ГИС ЖКХ. Широким взглядом оценить объем сделанной работы, попытаться осознать, как это может быть устроено “под капотом” вы даже не способны, потому что к IT вы имеете довольно далёкое отношение, судя по всему.

Так “ланитовое” чмо по конференц связи сказало, что не знает.

Это уровень как сказать на общем собрании собственников, что если представитель УК не знает на память сколько денег потратили в позапрошлом году на вывоз мусора, то он тупое чмо. Было всё не так плохо как вам кажется Главный косяк ГИСа, что они сменили цели работы в процессе этой работы. Изначально ГИС планировался для создания единого государственного управления отраслью – собрать все унифицированные данные о том, чем технически живёт фонд, в каком он состоянии и тогда рулить процессами. Но потом вмешалась жажда бабла и корабль накренился в сторону платежей, начислений и тд. Это изначально вообще не было задачей принципиальной. В итоге имеем что имеем.

Изначально ГИС планировался для создания единого государственного управления отраслью – собрать все унифицированные данные о том, чем технически живёт фонд, в каком он состоянии и тогда рулить процессами.

Ты как патоголоанатом, который разбирает воняющий труп и рассуждает по запаху хороший ли был человек))) Повторюсь (ранее писал), что начинать надо было с малого. Сделали бы небольшой сервис и постепенно его расширяли.

Вопрос к т. Мюллеру (хотя и к другим тоже): ваши жители пользуются ГИСом? Это без подвоха. Иметь такую работающую систему, да еще с возможностью оплачивать все свои счета (квартплату, газ, свет. ) в одном месте – это мечта.

возможностью оплачивать все свои счета (квартплату, газ, свет. ) в одном месте

Ща в ЕИРЦ газ подтянут

Ща в ЕИРЦ газ подтянут

ЕИРЦ – не мечта, а кошмар

1) Эта фигня адово тормозит (ГИС ЖКХ летает).

Мы точно с Вами в одгном ГИСе работаем.

а тем, что система проектируется так, что в принципе не позволяет вводить в неё некорректные, неполные или некачественные данные.

ЕГРН в отличии от ГИСа поставленные перед ней задачи решает. Как говорится: дело было не в бабине – долбо кто-там сидел в кабине. Более того, а какие вообще задачи стоят перед ГИСом? 1. Раскрытие инфо работе компании? Провал. В том виде как составлены формы раскрытия простому человеку никогда не разобраться. 2. Сведения о домах. Фейл, потому что разрабы ГИС не понимали что такое росреестр и какая в нем инфо есть. 3. Сведения о прописанных? Фейл. 4. И тд.

21 лярд рублей, выделенный на разработку, был скоммунизжен, ответственный за это человек сбежал за бугор,

То что никто из Минстроя и Минсвязи не сел есть лишь чужая недоработка а не их заслуга. А насчет 21 ярда.. Так будем честны. Не всю сумму разворовали до копейки. И у и ГИСа есть все шансы догнать и обогнать. Доработка на доработке, пару ярдов туды – пару ярдов сюды. Все еще впереди.

А вот то, что там площадь какая-то непонятная – поменять совершенно не сложно. Это уже тюнинг бизнес-логики. Именно этим сейчас и займется Минстрой (я так думаю).

Нее. Это не бизнес логика. Это непонимание того с какой стороны к корове подойти чтобы ее подоить. Если Вас интересует жилье нежилье без ОИ, то это одна задача. А когда система в принципе не допускала возможности что квартире будет 2 лицевых счета и что квартира может быть разделана на помещения. Это значит что создатели не понимали что они хотят описать вычеркнув при “разработке” сотни тысяч помещений. У них в голове таких объектов не было. Отсюда же и шаблоны-костыли. Это федеральный законодатель (я не зря приводил пример с судами) и исполнительная власть. Вам историю передачи данных от БТИ в Росреестр рассказать? А это 50% ошибок. Постоянное сокращение штатов на фоне снижения зарплаты. Там некому заниматься устранением. Сиутация в точности как у приставов. Дело не в том, что там все дебилы. Дело в том, что там других не будет. ФГИС ЕГРН создавался оооочень давно (в отличии от ГИС), исходя из печальных реалий нашего законодательства и правоприменительной практики, которое менялось произвольно а система работала . А ГИС была возможность создать с нуля и внедрить туда ту идеологию или бизнес логику какую надо.

Широким взглядом оценить объем сделанной работы, попытаться осознать, как это может быть устроено “под капотом” вы даже не способны, потому что к IT вы имеете довольно далёкое отношение, судя по всему.

И што там под капотом для “перэсичного” гражданина. На хера такая красота которую еще хрен оценишь.

Постоянное сокращение штатов на фоне снижения зарплаты. Там некому заниматься устранением. Сиутация в точности как у приставов. Дело не в том, что там все дебилы. Дело в том, что там других не будет.

Вопрос к т. Мюллеру (хотя и к другим тоже): ваши жители пользуются ГИСом?

Нет конечно. И я не пользуюсь. Реальная инфо все равно в РКЦ. Он городе уже лет 10 работает. Там все начисления, через них концы можно найти и со всеми РСО связаться, посмотреть почему платеж потерялся. Люди там замечательные, ярдов не требуют, живут на агентскую комиссию . ЕПДшки печатают, в ГИСе, наши ЛС ведут в качестве соц нагрузки. Отвечают на часть жалоб собственников и всегда готовы к диалогу с заказчиком (можно даже за стаканом чая). На запросы вовремя отвечают. В общем – зайки.

Где такие зайки водятся? (Точно не в Подмосковье)

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

Читайте также:  В Иркутской области появится первая ветро-солнечная электростанция

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

«ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства России

Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство

Дата публикации: 10.11.2017

Статья просмотрена: 1068 раз

Библиографическое описание:

Павлов А. Н. «ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 222-225. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13269/ (дата обращения: 03.02.2020).

В статье представлен обзор двух наиболее известных информационных систем, используемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства России. Обозначены их функциональные возможности и особенности, произведено сравнение. Отмечен потенциальный положительный эффект от их внедрения на отрасль в целом.

Ключевые слова: государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, ГИС ЖКХ, Реформа ЖКХ, жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ, информатизация, информационная система

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) является одной из ключевых отраслей экономики страны. Несмотря на то, что за последние годы данная сфера претерпела некоторые положительные изменения, многие глобальные проблемы все еще остаются нерешенными. Федеральными и региональными властями предпринимаются соответствующие меры по обновление и развитию инфраструктуры, улучшению качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ), обеспечению комфортного проживания граждан, ведется контроль за соблюдением прав граждан, а также контроль за деятельностью организаций жилищно-коммунального комплекса.

Вхождение современных технологий в нашу жизнь, появление домашнего и мобильного интернета у большинства российских граждан, а также широкое развитие интернет-ресурсов сделало целесообразным создание открытых информационных систем в сфере ЖКХ. На сегодняшний день наиболее значимыми из них являются: Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ) и Реформа ЖКХ. Несмотря на некоторую схожесть указанные ресурсы имеют ряд функциональных различий и призваны решать совершенно разные задачи. Далее рассмотрим каждую из информационных систем подробнее, а также сравним их функциональные возможности и содержание.

Реформа ЖКХ (https://www.reformagkh.ru/) — информационная система, созданная государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это первый информационный ресурс подобного рода, созданный для сферы ЖКХ и внедренный на федеральном уровне. Поскольку сам фонд был организован прежде всего для оказания финансовой поддержки регионам в части касающейся реализации адресных программ капитального ремонта, переселения граждан из аварийного жилья и оказания содействия во внедрении современных ресурсосберегающих технологий, то и созданная им информационная система в первую очередь отражает поставленные перед фондом задачи.

Ресурс содержит информацию о реализации регионами государственных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и информацию о ходе выполнения программ капитального ремонта. Кроме того, содержит общую информацию об управляющих организациях (далее — УО) и их рейтинге, сформированном по итогам открытого голосования граждан. Позволяет выдавать данные, с разбивкой по регионам и муниципальным районам, о количестве УО, количестве и общей площади домов, находящихся на заданной территории или в управлении конкретной УО. Ресурс имеет раздел, посвященный модернизации коммунальной инфраструктуры. В нем содержится информация о проектах, реализованных при содействии фонда в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и обращения с отходами (51 масштабных проект в 23 регионах страны). Также имеется раздел с наглядной аналитической информацией о состоянии ЖКХ в регионах. Важным является наличие информации об управлении домом и годовой отчетности УО, в том числе по собранным и потраченным средствам, выполненным видам работ, капитальному ремонту, объемам и стоимости потребленных коммунальных ресурсов, ведению претензионно-исковой работы и т. д. Кроме того, ресурс позволяет размещать технико-экономическую информацию о доме: его площадях, основных конструктивных элементах, инженерных сетях, лифтовом оборудовании и общедомовых приборах учета коммунальных ресурсов.

Таким образом информационная система Реформа ЖКХ обеспечивает не только прозрачность деятельности УО, но и позволят гражданину владеть полной информацией о своем доме. Следует также отметить, что в настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, УО обязана раскрывать информацию о деятельности по управлению домами в сети интернет и использование данного ресурса позволяет полностью решить эту задачу [1;2;4;5].

ГИС ЖКХ (http://dom.gosuslugi.ru/) — информационная система, разработанная федеральными властями в рамках поручения Президента Российской Федерации по созданию единого информационного ресурса федерального уровня для владения гражданами информацией об УО и выполненных ею работах в рамках управления домом, стоимости предоставляемых услуг и актуальных тарифах на коммунальные ресурсы.

В соответствии с приказом Минкомсвязи России ресурс был введено в эксплуатацию с 1 июля 2016 года, после чего УО, ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) и органами государственной власти (далее — ОГВ) была проделана огромная работа по наполнению системы информацией. С 1 июля 2017 года у УО и РСО возникла обязанность по раскрытию полной информации о своей деятельности посредствам данного ресурса, а с 1 января 2018 года законодательством предусмотрена административная ответственность за не размещение информации (для городов федерального значения указанная обязанность вступает в силу с 1 июля 2019 года).

По заявлению федеральных властей ГИС ЖКХ создана без использования бюджетных средств, за счет инвестиций, вложенных в проект ФГУП «Почта России», которое является оператором системы и планирует окупить ранее вложенные средства за счет оплаты гражданами ЖКУ через личный кабинет системы.

Как уже было сказано ГИС ЖКХ нацелена не только на обеспечение открытости и прозрачности деятельности УО и РСО, но и на создание комфортных условий взаимодействия УО/РСО — Гражданин — ОГВ, при которых конечному потребителю ЖКУ было бы удобно черпать необходимую информацию, контролировать объем потребленных ресурсов, получать и оплачивать счета, а УО/РСО/ОГВ доводить до гражданина значимую информацию, производить выставление счетов, контролировать ситуацию с возникновением задолженности за предоставленные ресурсы и услуги, вести мониторинг текущего состояния жилищного фонда. Следует также отметить, что вход в ГИС ЖКХ производится посредствам учетной записи Портала Госуслуги, в отличии от Реформы ЖКХ, где требуется регистрация отдельной учетной записи пользователя.

Поскольку, на момент разработки рассматриваемой системы, Реформа ЖКХ уже функционировала, то ГИС ЖКХ удалось вобрать в себя все лучшие качества, а также дополнить их современными возможностями. Так в ГИС ЖКХ, помимо оплаты счетов за любые виды ЖКУ любого поставщика, появилась возможность подачи показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, возможность непосредственно из личного кабинета направлять обращения в УО/РСО/ОГВ, расширился раздел относящийся к выполнению федеральных и региональных государственных программ в сфере ЖКХ. Появился раздел, предоставляющих гражданину информацию о тарифах, нормативах потребления и льготах на оплату ЖКУ; компенсациях, субсидиях и иных мерах социальной поддержки населения; стандартах стоимости ЖКУ в различных регионах страны и проводимых мероприятиях общественного контроля.

Кроме того, разработчиками был сделан значительный упор на соблюдение законности в сфере ЖКХ. Помимо общепринятой информации об УО появились данные о проведении соответствующими органами проверок в отношении организации, информация о привлечении представителей УО к административной ответственности, информация о штатной численности сотрудников УО, форме юридического лица, а также информация об участии третьих лиц в уставном капитале УО. В системе появилась возможность формирования электронного паспорта на дом, содержащего не только технические характеристики и данные об износе основных конструктивных элементов здания, но и полную развернутую информацию о каждом отдельно взятом жилом и нежилом помещении, а также информацию о земельном участке.

В составе ГИС ЖКХ предусмотрены ряд подсистем:

– Подсистема ведения государственных программ в сфере ЖКХ;

– Подсистема ведения электронных паспортов домов;

– Подсистема ведения сведений о деятельности организаций — поставщиков информации;

– Подсистема планирования и учета предоставленных потребителям работ и услуг;

– Подсистема ведения лицевых счетов и управления обращениями граждан;

– Подсистема инспектирования жилищного фонда [1;3;4;6].

Перечисленный комплекс используемых механизмов призван унифицировать работу организаций жилищно-коммунального комплекса, снизить затраты организаций, повысить качество оказываемых ими услуг гражданам, а также обеспечить контроль и прозрачность расходования собранных с населения средств.

Ниже приведена таблица, позволяющая выявить сходства и различия рассматриваемых информационных ресурсов, проиллюстрировать их функционал.

Сравнительная характеристика ресурсов

Государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ) — официальный сайт, вход

Государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ) возникла в 2015 году и работала в тестовом режиме на протяжении 2 лет. А после 1 июля 2017 ода она стала обязательной и должна предоставляться всеми поставщиками коммунальных услуг и управляющими организациями. Представляет собой информационный портал, в котором содержится информация о жилищном фонде.

Что такое ГИС ЖКХ?

Разберемся, что такое ГИС ЖКХ. Представляет собой централизованную систему, информирующую о жилищном фонде, о стоимости жилплощади на территории МКД, ремонта и другую. Сбор, обработка, хранение и предоставление необходимых сведений осуществляется посредством информационных технологий, программных и технических средств. Воспользоваться сервисом может каждый, информация предоставляется бесплатно на сайте дом. услуги ГИС ЖКХ.

Но для получения доступа к сайту нужно сначала зарегистрироваться в ЕСИА. Регистрация бесплатная, но требует авторизации.

Основные цели ГИС ЖКХ

При создании программы ГИС ЖКХ преследовалась цель формирования информационной системы, которая нужна для:

  • предоставления информации ЖКХ, которую можно получить в онлайн режиме;
  • возможности граждан РФ свободно получать информацию ЖКХ;
  • возможности граждан создавать онлайн обращения и получать гарантированный ответ на них в кротчайшие сроки – не более 6 суток;
  • возможности властей получать информацию о ЖКХ по всей территории страны и проводить сравнительный анализ о потреблении ресурсов в разных регионах;
  • упрощения процедуры голосования при утверждении решений об управлении домами;
  • возможности проведения общественного контроля.

Также через государственный портал можно следить за информацией о и способах управления им. Есть также сведения о ремонтах, содержании общего имущества и другие моменты.

A post shared by Жилищный Юрист. ЖКХ (@alex_legalconsel_andra) on Mar 19, 2019 at 6:00am PDT

Чем она занимается?

ГИС ЖКХ занимается следующим:

  • собирает, хранит и обрабатывает данные;
  • позволяет просматривать информацию в электронном виде;
  • контролирует реальные расчетные операции между участниками;
  • следит за состоянием объектов жилищного фонда;
  • предоставляет информацию обо всех коммунальных услугах;
  • содержит данные о лицах, отвечающих за поставку коммунальных ресурсов;
  • контролирует операции по списанию со счетов и зачислению, предоставляет соответствующую информацию, показывает остаток на счете;
  • анализирует получаемую информацию, делает отчеты, которые публикуются на сайте;
  • вводит единые справочники и реестры;
  • проводит голосования всех собственников МКД.

ГИС выполняет много функций, позволяет людям следить за работой ЖКХ и за коммунальными услугами. Пользоваться ею могут все желающие.

Кто вносит данные в информационную систему

По закону, вносить информацию на сайт должны управляющие организации и компании, которые управляют МКД по договорам управления. Загружается информация о договоре управления и адрес МКД, данные о коммунальных услугах, проводимом ремонте и так далее.

Исключений нет ни для кого. Например, даже ТСЖ небольшого поселка обязана публиковать информацию на официальном сайте.

Регистрация и вход в Личный кабинет (dom.gosuslugi.ru)

Вход в Личный кабинет возможен только для людей, авторизованных в ЕСИА. Процедура осуществляется в несколько этапов:

  1. Зайти на официальный сайт через госуслуги (dom.gosuslugi.ru).
  2. В правом верхнем углу страницы нажать «Войти». Кнопка хорошо заметна, выделена красным цветом на белом фоне.
  3. Отобразится страница для входа в ЕСИА. Авторизация возможна через телефон/почту или СНИЛС. Чтобы войти на сайт, предварительно проходят регистрацию в ЕСИА.
  4. Нажать «Войти». Здесь выбрать роль пользователя (частное лицо, предприниматель, организация). В дальнейшем вход будет выполняться автоматически.

После первого входа на сайт появляется страница «Доступ гражданина в Личный кабинет». Здесь отображаются данные пользователя, введенные в ЕСИА. Адрес электронной почты можно изменить.

Принять правила пользования и еще раз нажать «Войти». После этого будет доступен Личный кабинет. При дальнейших входах пользователь сразу будет направляться в Личный кабинет.

Для входа в Личный кабинет ГИС ЖКХ организации предварительно получают электронную подпись от человека, занимающего руководящую должность или от другого работника, который имеет право представлять интересы юридического лица без доверенности. Сделать это можно в удостоверяющих центрах. Затем зарегистрироваться в ЕСИА, а после – войти в Личный кабинет ГИС.

Размещение информации: периоды и структура

Размещать информацию УО должны с 1 июля 2017 года. А для Москвы, СПБ и Севастополя – с 1 июля 2019 года. В случае отсутствия данных УО может получить предостережение. А если и после этого требования не будут выполнены, грозит административная ответственность.

Читайте также:  В Ульяновской области отремонтируют 6 гидротехнических сооружений

УО должны размещать информацию о:

  • поставщиках коммунальных услуг многоквартирных домов;
  • лицах, которые управляют МКД;
  • о домах и их состоянии, сроках давности ремонта и ожидаемых его обновлениях;
  • о системе теплоснабжения, водопроводе, газоснабжения, канализации, электроснабжения, через которые осуществляется поставка коммунальных ресурсов;
  • договоры о выполнении ремонтных работ;
  • сведения о текущем и капитальном ремонте;
  • список, объем и стоимость предоставляемых коммунальных услуг;
  • данные приборов учета обновляются ежемесячно;
  • соблюдение фиксированных параметров работ поставщиков коммунальных услуг;
  • цена управления МКД;
  • состояние расчетов поставщиков коммунальных услуг, собственников дома, потребителей;
  • договоры о сроках произведения оплаты за жилье и коммунальные услуги;
  • о проведении общих собраний, о результатах голосований;
  • о способах управления МКД.

Внимание! Размещаемая информация должна быть точной и реальной. УО должна предоставлять информацию о каждом МКД, которым она управляет.

Для импорта нужной информации на сайт можно использовать шаблоны формата Excel. Найти их можно на официальном сайте в разделе «Регламенты и инструкции». Для их загрузки можно использовать такую инструкцию:

  1. Войти в Личный кабинет на сайте.
  2. Нажать на вкладку «Объекты управления».
  3. Зайти в «Лицевые счета», нажать «Загрузить информацию».
  4. Нажать «Управляющая организация» и «Добавить файл».
  5. Нажать «Импортировать».

Во вкладке «Результат импорта/экспорта файлов» можно узнать статус загруженного шаблона. Здесь хранятся все загружаемые шаблоны.

Программы в сфере ЖКХ

В сфере ЖКХ могут проводиться различные программы. Например, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, по благоустройству городского округа и другие. Информацию об их проведении можно найти в разделе сайта «Программы в сфере ЖКХ и Горсреды».

Нормативные документы

ГИС ЖКХ регулируется 25 разными законами. Главный из них – федеральный закон №209. В нем содержатся такие положения:

  1. В первой статье указываются цели сервиса – обеспечение данными о ЖКХ.
  2. Во второй статье выполняется расшифровка понятий, которые будут далее использованы в законе.
  3. В ст.3-4 говорится о правовой основе и принципах работы ГИС ЖКХ.
  4. Ст.5 содержит требования к работе сервиса.
  5. В ст.6 входит 42 вида информации, которая должна размещаться на официальном сайте.
  6. В ст.7 указаны права и обязанности участников.
  7. В ст.8 представлен гид, с помощью которого можно размещать данные в сервисе.
  8. В ст.9-13 указаны правовая основа, взаимодействие с другими сервисами и заключительные моменты.

Важно! Также работа ГИС ЖКХ регулируется и другими законами: приказ № 550/1434/ПР, ФЗ №437, ФЗ №485 и другими.

Техническая поддержка системы

Техническая поддержка работает круглосуточно, 7 дней в неделю, в том числе и в праздничные дни. Рассмотрение запроса человека должно происходить не дольше 6 дней.

Номер телефона ГИС ЖКХ не отображается на официальном сайте. Но его можно найти в Личном кабинете организации. Позвонить на горячую линию можно по номеру 8 (800) 302-03-05 с российского телефона. После этого можно будет связаться с оператором.

Обязательна ли регистрация в информационной системе ЖКХ

Регистрация в ГИС ЖКХ является обязательной для УО, которые должны предоставлять информацию о МКД. Если на сайте не будет внесена информация об оплате коммунальных услуг или она не будет соответствовать действительности, потребитель имеет право не оплачивать задолженность в этом месяце.

Поэтому УО обязаны зарегистрироваться в сервисе. В случае не предоставления информации им может быть предъявлена административная ответственность, наложены крупноразмерные штрафы.

А частным лицам регистрироваться в ГИС необязательно. Они могут заходить на сайт добровольно, при необходимости отслеживать информацию ЖКХ. Система имеет право использовать личные данные пользователя.

И в заключение

Таким образом, ГИС ЖКХ – это удобная система, которая предназначается для отслеживания вопросов ЖКХ. С ее помощью каждый человек может следить за работой ресурсоснабжающих органов, получать информацию о МКД. Сервис выполняет ряд функций и упрощает взаимодействие между УО и жителями домов.

ИТ-система ЖКХ – новый мегапроект России

Попытки консолидировать отрасль ЖКХ и снизить долю ручного труда при расчетах стоимости услуг коммунальных организаций предпринимаются в России с середины прошлого века. Например, «первые шаги механизации учета в жилищно-коммунальном хозяйстве Тульской области были сделаны в 1960 г. на основе счетно-клавишной и фактурной техники типа Ascota и Zoemtron», — рассказывается в исторической справке на сайте регионального ИВЦ ЖКХ.

Предприятия ЖКХ Тульской области вложили средства в организацию кустовой машиносчетной станции (КМСС), на базе которой «создавался вычислительный и кадровый потенциал для решения различных задач бухгалтерского учета, механизации отчетности и обработки коммунальных платежей по единому расчетному документу». Такого рода объединения появлялись в разных регионах страны, а многие из них были преобразованы в расчетные центры и существуют по сей день.

С тех пор коммунальные предприятия обзавелись вычислительными мощностями и программным обеспечением, в той или иной степени автоматизирующим расчеты. В регионах предпринимаются все новые попытки консолидировать информацию ЖКХ, сделать эту сферу прозрачнее, а взаиморасчеты — удобнее. Но значительные успехи — это скорее исключения.

«Во многих субъектах Российской Федерации сегодня уже существуют региональные системы ЖКХ (Позволяющие контролировать начисления и следить за расходом ресурсов, оплачивать счета. — Прим. CNews). Хорошие системы в Москве, Новосибирске, Пензе, Ленинградской области. В Гатчине, например, сервис уже налажен и давно работает, но это самое начало пути, — говорит замминистра связи Михаил Евраев. — Даже в тех регионах, где система установлена, она используется не на все сто процентов, поскольку поставщики не обязаны ее использовать».

Отсутствие единой информационной среды ЖКХ не позволяет видеть и анализировать общую картину происходящего в этой сфере. Следовательно, федеральные власти и те регионы, в которых нет систем ЖКХ, не способны принимать взвешенные решения о распределении бюджета и вести стратегическое планирование. Нет механизмов обратной связи власти и граждан.

С точки зрения жителей, вариантов оплаты услуг ЖКХ достаточно много, как офлайн, так и онлайн. «Но сегодня нет возможности проверять квитанции на достоверность информации, и этим пользуются недобросовестные управляющие компании, зарабатывая на этом немалые деньги», — считают в Минкомсвязи.

Решить перечисленные проблемы должна Государственная информационная система (ГИС) ЖКХ. Ее разработку начинают недавно созданное Министерство строительства и ЖКХ совместно с Минкомсвязью.

Система, в которой будет храниться информация о каждой квартире, по мнению Минкомсвязи, позволит контролировать поставщиков услуг и ресурсов. Применительно к водоснабжению процесс будет выглядеть следующим образом. Данные о потребленном количестве воды, снятые с квартирных приборов учета, поступят в управляющую компанию. Эта компания обязана передать полученную информацию в муниципалитет, который, в свою очередь, направит ее в базу данных портала ГИС ЖКХ (он станет частью Единого портала госуслуг). Далее система сравнит суммарные показания приборов по дому с показаниями по этому же дому, переданными Водоканалом. В случае их расхождения будет сформирован запрос для проведения проверки в контролирующий орган.

Еще одна подсистема ГИС ЖКХ в режиме реального времени будет проводить автоматическую проверку начислений на предмет корректности, сравнивая их с установленными тарифами (информация о тарифах будет поступать в ГИС через систему межведомственного электронного взаимодействия от Федеральной службы по тарифам).

Кликните, чтобы увеличить

Единая система будет иметь и ряд других полезных функций. «Например, если в подъезде не была произведена уборка, а управляющая компания включит эту услугу в счет, пользователь сможет написать об этом в личном кабинете: высказать свое возмущение в адрес управляющей компании и подать жалобу через сайт в соответствующий орган контроля. Также жильцы смогут проводить онлайн-собрания собственников жилья, принимать участие в голосованиях по дому и т.д.», — обещает Михаил Евраев.

Минкомсвязи и Минстрою предстоит запустить федеральный сегмент системы, подключить к нему все без исключения регионы, управляющие и ресурсоснабжающие компании. Регионам, не создавшим на своем уровне консолидированные ИТ-системы, будет предложено воспользоваться региональным сегментом ГИС ЖКХ (по аналогии с региональными ответвлениями Единого портала госуслуг — дешево и сердито).

«В настоящий момент подготовлено техническое задание ГИС ЖКХ, которое проходит межведомственное согласование», — сообщил CNews Михаил Евраев. Летом 2014 г. должен начаться запуск пилотных проектов в регионах. «Сейчас у нас уже есть порядка 10–15 инициативных предложений от субъектов РФ, и в ближайшее время мы совместно с Минстроем определим, где в первую очередь начнется пилотирование системы», — добавляет замминистра.

По планам Минкомсвязи, разработка и развитие ГИС ЖКХ будут поручены «Почте России». Она же, как предполагается, и оплатит создание системы. Вернуть вложенные средства предприятие, по мнению министерства, сможет за счет экономии на рассылке бумажных уведомлений, перейдя на доставку электронных квитанций (подробнее на эту тему в Минкомсвязи говорить отказались).

Одновременно с разработкой системы под нее переписывается законодательство. «Сейчас завершается подготовка правительственных поправок ко второму чтению законопроекта «О ГИС ЖКХ». Законопроект может быть принят Госдумой в конце текущей весенней сессии», — говорит Евраев.

Одна из главных новаций, которая появится в законе, будет заключаться в следующем. В ГИС ЖКХ планируется в обязательном порядке размещать все платежные документы, формируемые ресурсоснабжающими организациями или управляющими компаниями, и без внесения таких документов в систему услуга не будет считаться оказанной в полном объеме. Следовательно, гражданин сможет ее не оплачивать. «Это создаст мотивацию для своевременного внесения поставщиками коммунальных и жилищных услуг всей необходимой информации в полном объеме», — считает Евраев.

Дьявол в деталях

Участники рынка согласны, что создание ГИС ЖКХ — давно назревший вопрос. «Такая система, на мой взгляд, просто необходима. В первую очередь это открытость управляющих, ресурсоснабжающих компаний и контроль администрации по работе в столь непростой сфере, как ЖКХ», — говорит Артем Козлов, гендиректор управляющей компании «Лаговское», работающей в Подмосковье.

Данила Бурметьев, руководитель направления по M2M-продуктам компании «МегаЛабс» (дочернее предприятие «МегаФона», разрабатывает систему для контроля ресурсов в сфере ЖКХ) призывает внедрить систему как можно быстрее. Ее необходимость, по мнению собеседника CNews, обусловлена огромными издержками для всех участников процесса: «Нецелевое использование энергоресурсов, бесконтрольное потребление, не всегда своевременная оплата, некорректные счета и т.п.».

Централизованное управление энергетическими ресурсами и ЖКХ даст много плюсов каждой из задействованных сторон, уверены в «МегаЛабс»: «Помимо грамотного управления ресурсами, система привнесет удобство и снимет множество издержек и потерь как в энергетической, так и в финансовой сфере». Бурметьев добавляет, что подобные системы уже действуют в некоторых регионах, но они не централизованы и зачастую имеют различные архитектуры и техническую реализацию. «На наш взгляд, это основная проблема, поскольку уже внедренные системы необходимо будет объединять, что потребует доработок, а это время и затраты для управляющих компаний», — говорит он.

Еще одна сложность, которую видят в «МегаЛабс», заключается в том, что ГИС ЖКХ предстоит работать с огромным массивом данных и обеспечивать качество предоставляемого сервиса: «Этот вопрос крайне важен, поскольку именно он будет влиять на конечных пользователей, для которых и создается вся система. К сожалению, существует множество примеров, когда «тяжелые» сервисы имеют неудобные интерфейсы, непонятные или перегруженные разделы или просто медленную работу всего комплекса».

По мнению Артема Козлова, создатели ГИС ЖКХ столкнутся с отсутствием у управляющих, ресурсоснабжающих организаций и местной администрации полных комплектов документов на многоквартирные дома (техпаспортов, кадастровых паспортов, экспертиз домов, энергопаспортов домов), а также на котельные, водозаборные узлы и канализационно-насосные станции. «На восстановление данной документации потребуется немало средств и времени», — говорит он.

С точки зрения Константина Нечушкина, гендиректора компании «Пафэс», самая большая проблема — сочетание поставщиков, услуг и тарифов на каждый лицевой счет. Прежде чем создавать единую ГИС, необходимо «внедрить вменяемые информационные системы на местах, иначе в ГИС нечего будет направлять», — считает он. В первую очередь это касается ресурсоснабжающих организаций и расчетных центров, говорит Нечушкин: «Новый софт не внедряют, а пытаются допилить напильником то, что было приобретено ранее, но оно технологически не может работать по правительственному постановлению № 354 (Регламентирует правила предоставления коммунальных услуг. — Прим. CNews)».

На преодоление всех сложностей будет отведено не так уж много времени. В Минкомсвязи рассчитывают, что требование об обязательной публикации на портале ГИС ЖКХ сведений о начислениях будет наложено с 2017 г. С учетом того, что 2014 г. будет посвящен только пилотным проектам, на интеграцию (а во многих случаях и на создание с нуля) основной части систем, действующих в регионах, останется не более 2 лет. По опыту развития других всероссийских информационных систем (СМЭВ, ЕГИСЗ, ГАСУ) можно заметить, что объединение огромного числа поставщиков информации в единую систему требует значительно большего времени. Возможно, разработчики ГИС ЖКХ окажутся талантливыми интеграторами и всех удивят.

Полную версию статьи читайте в свежем номере журнала CNews.

Система ГИС ЖКХ — что это такое и чем полезна для граждан?

Согласно нынешнему законодательству все структуры, которые, так или иначе, связанны с жилищно-коммунальным хозяйством, обязаны размещать в Государственной Информационной системе (ГИС) все материалы о выполнении своей деятельности. О том, что такое Государственная Информационная система ЖКХ и для чего она создана, пойдет речь в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Читайте также:  Квартирные аферисты

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Сайт ГИС ЖКХ — что это такое и для чего он нужен? Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, которая функционирует на основе технических, программных и информационных технологий.

Эти технологии собирают, обрабатывают, хранят, предоставляют, размещают и используют информацию о жилищных фондах, проделанных работах, видах коммунальных услуг, системах коммуникаций, а также о средствах, которые необходимы для осуществления дальнейшей деятельности связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Согласно этому закону, все структуры, которые осуществляют управленческую деятельность в ЖКХ, обязаны открыто предоставлять имеющуюся у них информацию. Эта информация представляет собой следующее:

  • Отчеты о проведенных работах.
  • Данные приборов учета, в том числе и счетчиков.
  • Сведения электронных паспортов для всех многоквартирных домов.
  • Сметы, планы и отчеты с мероприятий, которые направленны на ремонт или содержание общего имущества в многоквартирных домах.
  • Различная финансовая документация, представленная в электронной форме.
  • Сведения о работе с заявлениями жильцов.
  • Сведения о собраниях жильцов и решения принятые на них.
  • Договора, которые связанны с управленческой деятельностью или предоставлением необходимых ресурсов.
  • Принятые уставы.
  • Прочая информация, касающаяся многоквартирных домов.

История создания

Кратко о системе. Государственная информационная система ЖКХ была создана ещё в 2014 году благодаря специальному Федеральному закону и первые несколько лет проработала в тестовом режиме. Разработчиками этой системы являются Минстрой и Минкомсвязи России.

  1. функционал;
  2. порядок обработки и хранения информации;
  3. форматы электронных документов;
  4. порядок взаимной поддержки ГИС ЖКХ с инфраструктурой;
  5. способы, порядки и сроки размещения информации;
  6. утверждение материалов о многоквартирных домах и многое другое.

Начиная с 1 июля 2016 года, ГИС ЖКХ была введена в промышленное эксплуатирование. В процессе работы выявлялись имеющиеся недочеты и ошибки.

Целью создания ГИС ЖКХ является комлектование социально информационного пространства, которое необходимо для:

  • укрепления доверия граждан Российской Федерации к местным органам власти, благодаря обеспечению для них свободного доступа к информации связанной с ЖКХ, а также возможности направлять свои обращения через систему управляющим организациям;
  • создания конкуренции на рынке предоставляемых коммунальных услуг и обслуживания жилья;
  • консолидации нужной информации в сфере ЖКХ в одном месте в режиме онлайн;
  • возможности для органов власти получать необходимую информацию для проведения аналитического анализа на территории всей страны;
  • предоставления гражданам возможность получения нужной информации о доме и способе управления им, а также о различных услугах, оказываемых в многоквартирном доме, реализуемых работах, ремонту и расчетах за коммунальные услуги и жилое помещение;
  • внедрении прозрачности в управлении, собраниях жильцов и принятых ими решениях.

Что означает для граждан?

ГИС ЖКХ дает гражданам Российской Федерации следующие возможности, осуществляемые в режиме онлайн через официальный сайт системы:

  1. Просмотр и оплата счетов за жилищные и коммунальные услуги.
  2. Ввод показаний на приборах учета.
  3. Возможность проводить электронные голосования на общих собраниях.
  4. Возможность контролировать выполняемые работы и оказываемые услуги по дому.
  5. Возможность заключать договора ресурсоснабжения и управления в электронном виде.
  6. Возможность направлять свои обращения через официальный сайт в управляющие организации и местные органы власти.

Что означает для управляющих компаний?

Согласно Федеральному закону Российской Федерации №209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» управляющие компании обязаны предоставлять информацию на официальный сайт и взаимодействовать с программой ГИС ЖКХ по таким направлениям, как:

  • Раскрытие информации о проводимой деятельности в многоквартирных домах.
  • Прием данных всех приборов учета и их размещение.
  • Проектирование и фиксирование работ, необходимых для ремонта и содержания общего имущества многоквартирного дома.
  • Предоставление документов связанных с ЖКХ в электронном виде.
  • Проведение работ с обращениями граждан.
  • Размещение на сайте решений принятых на общих собраниях собственников.
  • Заключение договоров в электронной форме по управлению и ресурсоснабжению.
  • Размещение уставов и материалов о многоквартирных домах.
  • Ведение электронных паспортов в многоквартирных домах.
  • Платежные документы за услуги в электронном виде.
  • Тарифы.
  1. выполняемым работам, обслуживании и ремонту в многоквартирном доме;
  2. регистрации юридического лица;
  3. постановке земельного участка на кадастровый ремонт;
  4. постановке квартир или комнат на кадастровый учет;
  5. об образовании нежилых помещений в доме.

В течение 7 дней, с момента наступления события, должна быть опубликована следующая информация:

  • Данные о тарифах, счетах за ремонт и обслуживание, а также о периоде оплаты.
  • сроки предоставления показаний с приборов учета.
  • сроки для предоставления платежных документов.
  • данные о договорах, заключенные управляющими компаниями.
  • данные о качестве услуг и работ, по ремонту и содержанию дома.

Обязательна ли регистрация?

Начиная с 1 января 2018 года, согласно Федеральному закону №209, все организации связанные со сферой жилищно-коммунального хозяйства, обязаны зарегистрироваться в системе. Организациям для регистрации необходимо предоставить электронную подпись, которую выдают уполномоченным сотрудникам в специальных удостоверяющих центрах.

После получения подтвержденного статуса и проверки введенной информации организации, необходимо подтвердить статус юридического лица и указать её тип. Для тех, кто не будет зарегистрирован в системе, предусмотрена административная ответственность. Гражданам-потребителям регистрироваться в системе необязательно, и они могут использовать её добровольно.

Государственная информационная система ЖКХ открывает множество возможностей как для простых граждан, так и для управляющих компаний. Эта система позволяет органам власти быть ближе к людям и быстрее реагировать на их обращения. К тому же, открытая информация о работе ЖКХ позволяет гражданам убедиться, что органы власти и управляющие организации действуют в их интересах.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


ЖКХ-2017: государственная информационная система может остановить коммунальные платежи

Недавно на портале regulation.gov.ru завершилось обсуждение функциональных и технических требований к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). На сбор предложений было отведено, как обычно, 15 дней. Результат, с учетом серьезности и огромной важности будущей системы, вызывает удивление – в графе «Предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения» значится «Не поступало».

ГИС ЖКХ – сложная IT-система, объединяющая сведения о жилищном фонде всей страны. В этом смысле в мире у ГИС ЖКХ нет аналогов. В соответствии с законом о ГИС ЖКХ система должна быть готова к 1 февраля 2016 года, а ее оператором определено ФГУП «Почта России». Такое решение активно продвигал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев, мотивируя его тем, что именно «Почта России» доставляет счета за коммунальные услуги гражданам.

Странный выбор

Прежде «Почте России» ничего подобного не поручали – у предприятия совершенно иной производственный профиль, IT-системы оно не разрабатывает.

Определяя ФГУП «Почта России» оператором ГИС ЖКХ, Минкомсвязь пообещала создать и эксплуатировать будущую систему за счет предприятия.

Возложение финансового бремени создания ГИС ЖКХ на «Почту России» выглядит по меньшей мере странным: ФГУП «Почта России» в первом полугодии 2014 года понесла свыше полутора миллиардов рублей убытка (в первом полугодии прошлого года был доход 154,7 миллиона рублей). Тем не менее, в августе 2014 года «Почта России» за один день провела процедуру закупки услуг по разработке, проведению опытной эксплуатации в пилотных регионах и сопровождению прикладного ПО ГИС ЖКХ у единственного претендента на этот подряд.

Это не все. Минкомсвязь в лице того же Михаила Евраева отстаивает идею ускоренного – в течение полутора лет – акционирования «Почты России». В случае, если такой замысел реализуется, «Почта России» будет вправе отказаться от деятельности в качестве оператора ГИС ЖКХ, но при этом останется владельцем системы – ведь ее разработка финансировалась за счет средств «Почты России».

Кто будет делать систему и за какие деньги

Но вернемся к собственно ГИС ЖКХ. Сумма закупки составляет около 360 миллионов рублей, срок выполнения работ – конец декабря 2015 года. Исполнителем по контракту стало ЗАО «Ланит». А в проекте контракта, опубликованном на портале закупок, фигурирует иная сумма — 425,7 миллиона рублей. Спишем несоответствие на спешку при подготовке документов.

Несмотря на всю неочевидную предысторию, Исполнитель начал работу над прототипом системы еще до заключения контракта – накануне публикации извещения о закупке на заседании совместной рабочей группы Минкомсвязи России и Минстроя России по созданию ГИС ЖКХ представители компании «Ланит» уже продемонстрировали опытную версию «ГИС ЖКХ».

Возможно, это объясняется тем, что «Ланит» и Михаил Евраев доверяют друг другу, т.к. не первый раз совместно работают над большими проектами. Так, в 2011 году, еще будучи начальником управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы, Евраев выступал функциональным заказчиком при разработке официального сайта госзакупок zakupki.gov.ru, исполнителем которого была «Ланит». Экономия драгоценного времени, а его на разработку отведено совсем немного, возможно, оправдывает такое пренебрежение формальностями.

К контракту, как и положено, прилагается техническое задание, в котором перечислена большая часть требований к ГИС ЖКХ, упомянутых в начале статьи. Видимо, поэтому потенциальные участники обсуждения требований, понимая, что фактически все решения уже приняты и зафиксированы в контракте «Почты России», не стали тратить время на их анализ и публикацию своего мнения на regulation.gov.ru.

От ГИС ЖКХ ничего не требуется?

Тем не менее, для того, чтобы собрать замечания к проектам функциональных и технических требований (которые, заметим, должны быть утверждены совместным приказом Минкомсвязи и Минстроя), Экспертный центр электронного государства провел опрос представителей региональных органов исполнительной власти, экспертов компаний-разработчиков соответствующих систем по управлению ЖКХ в регионах (собранные предложения обобщены и направлены Минкомсвязи России).

Суть предложений состоит в детализации тех положений требований к ГИС ЖКХ, которые сформулированы недостаточно ясно, и в акценте на использование зарекомендовавших себя на практике IT-систем вместо не вполне надежных (в частности, предложено использовать для идентификации пользователей ЕСИА, а не универсальную электронную карту).

В проекте требований, кроме того, не отражена принципиально важная, для России даже инновационная функция системы – расщепление платежей между поставщиками ресурсов. Предполагается между тем, что счета за электроэнергию, отопление, воду и пр. будут генерироваться по отдельности. Это сложная и важнейшая часть ГИС ЖКХ. Разработчику предстоит обеспечить для каждого пользователя подключение к биллинговым системам поставщиков ресурсов. Что творится с IT на стороне этих поставщиков, т.е. к чему именно предстоит подключиться, доподлинно не известно.

Требования к ГИС ЖКХ составлены сейчас максимально неконкретно, они годятся для описания практически любой IT-системы. Это удобно и для подрядчика, и для того, кто его нанял – по завершении разработки ГИС ЖКХ они заявят «мы сделали все, что от нас требовалось – покажите, какой пункт требований не выполнен», и будут формально правы.

Для тех же, кто будет эксплуатировать и использовать систему, такой подход никаких удобств не сулит.

В требованиях, например, отсутствует конкретика, совершенно необходимая регионам при решении вопросов интеграции своих IT-систем ЖКХ с федеральной информационной системой.

Многие регионы, среди них Москва, Санкт-Петербург, Республика Коми, Ульяновская область и др., уже создали для ЖКХ собственные IT-системы. Позиция Минкомсвязи состоит в следующем: кто не хочет, может не получать региональное решение, которое разработает «Ланит», и продолжать эксплуатировать собственное. Тем же, кто собственного решения не имеет, нечего и думать о разработке – хотя бы потому, что времени не хватит. При этом взаимодействие с действующими региональными системами разработчики ГИС ЖКХ не тестируют.

Без бюджетных денег не обойдется

Отсутствие в требованиях к ГИС ЖКХ конкретных формулировок об интеграции региональных систем с государственной информационной системой приведет к тому, что субъекты РФ, исполняя требования Закона о ГИС ЖКХ, будут вынуждены использовать региональный сегмент, разработанный «Ланит» по заказу «Почты России», либо адаптировать (фактически – переделывать) собственную систему. Это должно быть сделано до 1 февраля 2016 года, то есть на разработку, доработку и интеграцию государственных и муниципальных информационных систем остается чуть немногим больше года.

Хотя Минкосмвязь обещает сделать централизованную поставку решения для регионов бесплатной, это не значит, что регионам не придется тратиться. Как показывает предыдущая практика распространения «типовых решений» для регионов, внедрение и неизбежная доработка «по месту» все равно обойдется каждому из субъектов РФ в сотни тысяч, а возможно и миллионы бюджетных рублей. А средства, истраченные на ранее созданные собственные региональные IT-системы для ЖКХ, придется списать.

Для обшей оценки региональных затрат имеет смысл вспомнить финансово-экономическое обоснование разработки ГИС ЖКХ, подготовленное ко второму чтению законопроекта о ГИС ЖКХ в апреле 2013 года. Там затраты регионов оценивались так:

  • на создание и внедрение регионального сегмента ГИС ЖКХ во всех субъектах Российской Федерации – 681,823 миллиона рублей;
  • на сопровождение регионального сегмента системы – 151,501 миллиона рублей в год.

Главное же замечание, которое можно сделать в связи с требованиями к ГИС ЖКХ, таково: не вполне ясно, за счет чего ее основные пользователи, а это граждане и компании, управляющие жилищным фондом, получат выгоду и удобства.

В заключение следует отметить, что риски неудачного внедрения ГИС ЖКХ, если они, не дай Бог, реализуются, повлекут тяжелые последствия не только и не столько для Минкомсвязи и «Почты России». Пострадает прежде всего жилищно-коммунальный комплекс страны. Закон о ГИС ЖКХ разрешает гражданину – потребителю услуг ЖКХ не оплачивать их, если счет за предоставленные услуги и потребленные ресурсы не выставлен в ГИС ЖКХ. Ее неработоспособность просто остановит платежи.

Ссылка на основную публикацию