В Оренбуржье в платежи за ОДН вошли сверхнормативные потери

Разъяснения по начислению за общедомовые нужды

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 года № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» принято постановление правительства Оренбургской области от 5 июля 2013 года № 578-п.

Согласно указанным нормативным актам с 1 июня 2013 года изменился порядок расчета платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электрическую энергию), потребленные на общедомовые нужды (далее – ОДН) в многоквартирных домах.

До выхода данных изменений весь перерасход поступающих в дом ресурсов (разница между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальным потреблением) распределялся между жителями многоквартирного дома.

Теперь жители многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, будут платить за ОДН в пределах норматива, то есть так же, как и жители, чьи дома не оборудованы такими приборами.

Сверхнормативный расход ресурсов, потребленных на ОДН, жители могут оплачивать только в случае принятия такого решения на общем собрании. Если решение не будет принято, то эти расходы ложатся на управляющие организации.

Таким образом, управляющие компании и ТСЖ становятся заинтересованными в проведении политики ресурсосбережения, выявления и устранения причин перерасхода, таких, как несанкционированные подключения и незаконные использования ресурсов и так далее.

Однако жителей многоквартирных домов, в которых выбран непосредственный способ управления, то есть где управляющие компании отсутствуют, эти изменения не коснулись, они по-прежнему будут оплачивать ОДН полностью, так как перекладывать сверхнормативный расход будет не на кого.

Поэтому собственникам многоквартирных домов лучше отказаться от непосредственного способа управления и выбрать способ управления профессиональной управляющей компанией либо ТСЖ.

В Оренбургской области норматив на ОДН по электроэнергии изначально был установлен заниженный (0,15 кВт.ч на 1 кв. метр площади общего имущества дома), поскольку на момент его принятия не были выверены площади общего имущества в домах и количество общедомовых приборов учета электрической энергии, по которым можно определить фактический объем ресурса, поступающего в дома, было недостаточным.

С 1 июня 2013-го норматив пересмотрен и на основании фактических показаний общедомовых приборов учета приближен к реальному, от 1 до 1,5 кВт.ч, в том числе 1 кВт на освещение подъездов, подвалов, чердаков, в домах с лифтами этот норматив установлен 1,2 кВт, в домах с лифтами и насосным оборудованием для подкачки воды – 1,5 кВт.

По сравнению с другими субъектами РФ он остается минимальным.

1. Пример расчета ОДН по электроэнергии при отсутствии общедомового прибора учета

Адрес дома: г. Оренбург, ул. Конституции, 24.

Площадь жилых и нежилых помещений – 6142,5 кв. м.

Площадь помещений общего имущества (лестничных площадок, лестниц, чердака, подвала) – 2325,5 кв. м.

2325,5 х 1 кВт.ч: 6142,5 = 0,38 кВт.ч ОДН на 1 кв. метр жилой площади.

С квартиры площадью 50 кв. метров плата за ОДН составит 42,18 руб.

(50 кв. м х 0,38 кВт х 2,22 руб.).

С квартиры площадью 63 кв. метра плата за ОДН составит 53,15 руб.

(63 кв. м х 0,38 кВт х 2,22 руб.)

2. Пример расчета ОДН по электроэнергии в доме с общедомовым прибором учета

Адрес дома: г. Оренбург, ул. Степная, 120.

Поступило в дом электроэнергии в июле, по показаниям общедомового прибора учета, всего 18370 кВт.ч.

Потребление в жилых и нежилых помещениях составило 16749 кВт.ч.

Израсходовано на ОДН – 1621 кВт (18370 – 16749).

Площадь жилых и нежилых помещений – 6830,8 кв. метра.

Площадь помещений общего имущества (лестничных площадок, лестниц, чердака, подвала) – 2492 кв. м.

ОДН в расчете на 1 кв. метр общего имущества – 0,65 кВт.ч (1621 кВт: 2492 кв. м), т. е. ниже утвержденного норматива.

ОДН на 1 кв. метр жилой площади 0,24 кВт (0,65 кВт х 2492 кв. м: 6830,8 кв. м).

С квартиры площадью 50 кв. метров плата за ОДН составит 26,64 руб.

(50 кв. м х 0,24 кВт х 2,22 руб.).

С квартиры площадью 63 кв. метра плата за ОДН составит 33,57 руб.

(63 кв. м х 0,24 кВт х 2,22 руб.).

Выгодность оснащения домов общедомовыми счетчиками очевидна.

Кроме того, согласно новым правилам, начиная с 2015 года законодатель предусмотрел повышающие коэффициенты к установленным нормативам потребления коммунальных услуг как внутри жилых помещений, так и на общедомовые нужды.

3. Пример расчета ОДН по холодной воде

Адрес дома: г. Оренбург, ул. Конституции, 24.

Новым законодательством уменьшена площадь общего имущества, на которую с 1 июня 2013 года рассчитывается плата за холодную и горячую воду на ОДН (исключены чердаки и подвалы).

В связи с этим при расчете ОДН на воду учитываются площади общего имущества без чердаков и подвалов.

Площадь жилых и нежилых помещений – 6142,5 кв. метра.

Площадь помещений общего имущества (без чердака и подвала) – 1097,0 кв. м.

1097 кв. метров х 30 литров воды: 6142,5 = 5,36 литра, или 0,00536 куб. метра.

С квартиры площадью 50 кв. метров плата за ОДН составит 5,73 руб.

(50 кв. м х 0,00536 куб. метра х 21,37 руб.).

С квартиры площадью 63 кв. метра плата за ОДН составит 7,22 руб.

(63 кв. м х 0,00536 куб. метра х 21,37 руб.).

Размер платы за ОДН зависит от площади общего имущества многоквартирного дома и площади жилого помещения: чем больше эти площади, тем больше плата за ОДН и наоборот.

Следует обратить внимание, что плата за ОДН начисляется на квадратные метры жилого помещения и при отсутствии граждан в квартире длительное время не уменьшается.

Новым законодательством из платежей граждан исключена плата за общедомовые нужды на водоотведение.

Столько воды утекло

Новые правила для старых подвалов

Напомним, в апреле этого года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, которые позволяют собственникам жилья в многоквартирных домах (МКД) заключать прямые договоры с поставщиками ресурсов, минуя управляющие компании (УК). Курганская область в этом плане оказалась впереди планеты всей: здесь еще с 2010 года потребители напрямую заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями и рассчитываются с ними через Единый расчетный кассовый центр, поэтому плата за общедомовые нужды (ОДН) никак не затрагивала интересы УК.

Все изменилось с января прошлого года, когда в федеральное законодательство были внесены очередные поправки, благодаря которым ОДН превратились из коммунальной услуги в жилищную. Разница принципиальная: за коммунальные услуги (электроэнергию, воду, тепло, газ) мы платим ресурсоснабжающим организациям, а жилищные оказывает УК по договору управления многоквартирным домом. Плата за ОДН теперь включена в строку “содержание жилого помещения” и рассчитывается по нормативам, установленным в регионах. Это расходы на подъезды, двор, лифт, домофон, подвал: их нужно мыть, убирать, освещать и отапливать. Сюда же входят потери коммунальных ресурсов при авариях, вода, которую используют при промывке и опрессовке инженерных систем и на полив газонов и клумб, а также обслуживание детских площадок, уличное освещение.

Все эти траты пропорционально распределяются между собственниками квартир, они платят за ОДН управляющей компании, а она уже рассчитывается с поставщиками. Жители рассчитываются по нормативу, а если расходы на ОДН оказываются больше, то разницу должны оплачивать УК. По замыслу разработчиков закона, такая мера призвана стимулировать коммунальщиков заниматься энергосбережением, следить, чтобы жители вовремя передавали показания счетчиков, не было порывов и утечек в инженерных сетях, хищений и незаконных подключений. Но эти благие намерения обернулись настоящей головной болью для управляшек Курганской области и поставили их на грань выживания, поскольку ресурсные компании выставляют УК счета по фактическому потреблению, а оно порой в несколько раз превышает норматив.

Потери включили в счет

Самый крупный счет, который получил директор шадринской управляющей компании Юрий Соловьев за ОДН – 110 070 рублей 51 копейка. Такую сумму генерирующая компания выставила УК за месяц – за 743 кубометра горячей воды, израсходованной на общедомовые нужды в пятиэтажном доме на 74 квартиры, где живут всего 118 человек. Раньше, когда поставщиком коммунальных ресурсов была сама УК, дом тратил не более 15 кубов – в деньгах выходило 2096 рублей, в норматив укладывались. Откуда теперь набежало в 50 раз больше, если в доме не было протечек, аварий, в подвале сухо?

Представители УК попытались разобраться. Причина крылась в законе физики. В домах установлены счетчики и на подающем, и на обратном трубопроводах. Как известно, чем вода горячее, тем больше ее объем. Таким образом, на выходе без всяких утечек потери оказались существенными.

Но это только техническая сторона проблемы, не самая серьезная. А главная беда в том, что УК, по сути, приходится платить за нерадивых собственников квартир, которые вовремя не передают показания индивидуальных приборов и не рассчитываются за потребленные ресурсы. Наказать таких неплательщиков УК не может. Да что там, не в состоянии даже выяснить, сколько в доме таких жильцов, потому что доступа к их счетчикам у управляшки нет: право контролировать показания раз в полгода имеют лишь ресурсоснабжающие организации. По их данным, показания счетчиков передает лишь треть жителей. Кстати, во многих других регионах показания индивидуальных счетчиков снимают специалисты УК как исполнители коммунальных услуг, и там подобных проблем нет.

– Суть ОДН ушла как таковая, – сокрушается Юрий Соловьев. – Если раньше это были действительно траты на обслуживание мест общего пользования, то сейчас – разница между показателями общедомовых и поквартирных приборов учета. Сколько ресурсов конкретно идет на обслуживание мест общего пользования, не знает никто. Справедливо тогда было бы в законе поменять название с ОДН на “возмещение затрат в пользу ресурсоснабжающих организаций”.

Кстати, жители многоэтажек могут на общем собрании принять решение и взять все расходы на ОДН на себя, но такое случается крайне редко – проще все свалить на УК. По мнению Соловьева, там, где установлены общедомовые приборы учета, нужно вообще отменить нормативы. Это будет мотивировать собственников вовремя передавать показания, а главное – повысит их ответственность по отношению к соседям.

Читайте также:  Минстрой России утвердил требования к руководителю регоператоров

Не платить за соседа

Оплата сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на ОДН волнует не только шадринцев. Недавно в Кургане прошла встреча городских властей с руководителями управкомпаний, ресурсоснабжающих организаций, старшими домов, общественниками. Директора УК приводили поистине астрономические цифры, например, в прошлом году одной компании за горячую воду ресурсники предъявили к оплате на 262 тысячи рублей больше, чем начислено собственникам жилья. За холодную воду начислено 150 тысяч рублей, а поставщик потребовал 347 тысяч. По данным директора другой управляшки, за месяц в дом поступило 600 кубометров холодной воды, из них жители израсходовали 80 – остальное якобы пошло на ОДН. И таких примеров много.

Где УК взять деньги на оплату сверхнормативного потребления? Источник один – статья расходов на содержание и текущий ремонт дома. Иными словами, у тех же собственников квартир. Но и этих средств порой не хватает. Ситуация накаляется: УК отказываются платить, поставщики ресурсов подают на них в суд. К ним претензии тоже не предъявишь: они работают строго по закону. А пока идут разбирательства, долги обрастают пенями и штрафами. Если дело так пойдет и дальше, сетуют коммунальщики, их ждет банкротство.

Городские власти перспектива оставить дома без обслуживания, конечно, не устраивает.

– Граждане и управкомпании должны передавать показания приборов учета ежемесячно. Пока этого не будет, ситуация не изменится, – заявила представитель энергосбытовой компании Анжела Быкова.

По данным мэрии, в Кургане 1866 многоквартирных домов, в 70 процентах из них созданы советы, выбраны председатели, старшие по подъездам. По мнению чиновников, именно на этот актив нужно опираться поставщикам ресурсов и УК, чтобы вместе навести порядок с передачей показаний счетчиков. К слову, в маленьких домах, где почти все друг друга знают, проблем с выявлением недобросовестных плательщиков почти не возникает. А вот в многоэтажках на сотни квартир все сложнее: во-первых, многие просто не пускают к себе проверяющих, во-вторых, и самим активистам не слишком хочется наживать себе врагов.

По мнению члена жилищно-бытовой комиссии городского совета ветеранов Владимира Семенова, в каждом доме есть такие, кто не платит годами, поэтому проблему нужно решать на законодательном уровне, а не вынуждать УК и добросовестных жителей платить за своих соседей.

Алексей Вахлов, юрисконсульт:

– Во многих современных домах, особенно в Москве, установлены автоматизированные системы сбора и учета данных. Для Кургана это пока из области фантастики, но если такой умной техникой оснастить все дома, то вопросы оплаты ОДН отпадут сами собой. Сегодня УК оказались в роли заложников, но главное – страдают собственники: чем больше ОДН, тем ниже качество оказания жилищных услуг, потому что средства приходится перераспределять на оплату общедомовых нужд сверх норматива.

Выход из ситуации может быть таким: раз собственникам нельзя выставлять счет за ОДН выше норматива, то и УК не должны платить больше. Такой вариант убыточен для ресурсонабжающих организаций, но другого пока нет. Задача УК – создать комфортные условия для жителей, а не восполнять убытки поставщиков.

Сейчас эта проблема стоит остро для Курганской области, но, по мере того как вся Россия будет переходить на прямые договоры, в других субъектах РФ она тоже возникнет. В Зауралье УК рискуют если не исчезнуть с рынка, то, во всяком случае, серьезно снизить показатели качества оказания услуг.

Сверхнормативный ОДН

Сверхнормативный ОДН оплачивает исполнитель коммунальных услуг за счет собственных средств.

Согласно «Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016)» «по общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств».

Практика 2018 года данной позиции Верховного Суда РФ никак не меняет.

Коммунальные ресурсы согласно Постановления Правительства РФ №354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) — это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Далее логика законодателя плавно подводит нас к п. 44 Правительства Российской Федерации N 354, в соответствии с которым распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Исключение — общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

И вот она разница — сверхнормативный ОДН, который как раз и приобретается управляющей организацией. То что для целей оказания коммунальной услуги на общедомовые нужды — оплачивают собственники в пределах нормативов. Остальное — зона ответственности управляющей организации.

Целью подобного нормативного регулирования провозглашается — стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Как управляющая организация может повлиять на ситуацию

Стоит отметить — есть судебные прецеденты (A32-27838-2017_20171216_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii), которые вселяют надежду. Но для того, чтобы «сработало» определенный набор факторов должен был сойтись воедино и прежде всего:

  • Неопределенность в определении даты, с которой управляющая организация приступила к исполнению обязанностей;
  • Бездействие РСО;
  • Отсутствие с РСО договорных отношений

В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества .

Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации (ТСЖ, ЖК, и тп) не вправе отказываться от заключения договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме ресурсоснабжающими организациями.

Однако, согласно п. 14 Постановления Правительства РФ №354 управляющая организация, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

В Оренбуржье в платежи за ОДН вошли сверхнормативные потери

Разъяснения по начислению за общедомовые нужды

Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 года № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» принято постановление Правительства Оренбургской области от 5 июля 2013 года № 578-п.

В соответствии с указанными нормативными актами с 1 июня 2013 года изменился порядок расчета платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электрическую энергию), потребленные на общедомовые нужды (далее-ОДН) в многоквартирных домах.

До выхода указанных изменений весь перерасход поступающих в дом ресурсов (разница между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальным потреблением) распределялся между жителями многоквартирного дома.

Теперь жители многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, будут платить за ОДН в пределах норматива, т.е. также как и жители, чьи дома не оборудованы такими приборами.

Сверхнормативный расход ресурсов, потребленных на ОДН, жители могут оплачивать только в случае принятия такого решения на общем собрании. Если решение не будет принято, то эти расходы ложатся на управляющие организации.

Таким образом, управляющие компании и ТСЖ становятся заинтересованными в проведении политики ресурсосбережения, выявления и устранения причин перерасхода, таких как несанкционированные подключения и незаконные использования ресурсов и т.д.

Однако жителей многоквартирных домов, в которых выбран непосредственный способ управления, т.е. где управляющие компании отсутствуют, эти изменения не коснулись, они по-прежнему будут оплачивать ОДН полностью, так как перекладывать сверхнормативный расход будет не на кого.

Поэтому собственникам многоквартирных домов лучше отказаться от непосредственного способа управления и выбрать способ управления профессиональной управляющей компанией, либо ТСЖ.

В Оренбургской области норматив на ОДН по электроэнергии изначально был установлен заниженный (0,15 квт.ч. на 1 кв. метр площади общего имущества дома), поскольку на момент его принятия не были выверены площади общего имущества в домах и количество общедомовых приборов учета электрической энергии, по которым можно определить фактический объем ресурса поступающего в дома, было недостаточным.

С 1 июня 2013 норматив пересмотрен и на основании фактических показаний общедомовых приборов учета приближен к реальному, от 1 до 1,5 квт.ч., в том числе 1 квт. на освещение подъездов, подвалов, чердаков, в домах с лифтами этот норматив установлен -1,2 квт., в домах с лифтами и насосным оборудованием для подкачки воды -1,5 квт.

По сравнению с другими субъектами РФ он остается минимальный.

1. Пример расчета ОДН по электроэнергии, при отсутствии общедомового прибора учета:

Адрес дома: г Оренбург ул. Конституции, 24

Площадь жилых (и нежилых помещений) – 6142,5 кв.метра.

Площадь помещений общего имущества – 2325,5 кв.м.

(лестничных площадок, лестниц, чердака, подвала).

2325,5 х 1 квт.ч. : 6142,5=0,38 квт.ч. ОДН на 1 кв.метр жилой площади.

С квартиры площадью 50 кв.метров плата за ОДН составит 42,18 руб.

(50 кв.м. х 0,38 квт. х 2,22 руб.).

С квартиры площадью 63 кв.метров плата за ОДН составит 53,15 руб.

(63 кв.м. х 0,38 квт. х 2,22 руб.).

2. Пример расчета ОДН по электроэнергии на доме с общедомовым прибором учета:

Адрес дома: г Оренбург ул. Степная 120

Поступило в дом электроэнергии в июле, по показаниям общедомового прибора учета всего- 18370 квт. ч.

Потребление в жилых и нежилых помещениях составило- 16749 квт.ч.

Израсходовано на ОДН -1621 квт. (18370 – 16749).

Площадь жилых (и нежилых помещений) – 6830,8 кв.метра.

Площадь помещений общего имущества – 2492 кв.м.

(лестничных площадок, лестниц, чердака, подвала).

ОДН в расчете на 1 кв.метр общего имущества равно 0,65 квт.ч. (1621 квт.: 2492 кв.м.), т.е. ниже утвержденного норматива.

ОДН на 1 кв. метр жилой площади – 0,24 квт. (0,65 квт.х 2492 кв.м. :6830,8 кв.м.).

С квартиры площадью 50 кв.метров плата за ОДН составит 26,64руб.

(50 кв.м. х 0,24 квт. х 2,22 руб.).

С квартиры площадью 63 кв.метров плата за ОДН составит 33,57 руб.

(63 кв.м. х 0,24 квт. х 2,22 руб.).

Выгодность оснащения домов общедомовыми счетчиками очевидна.

Кроме того, согласно новым правилам, начиная с 2015 года, законодатель предусмотрел повышающие коэффициенты к установленным нормативам потребления коммунальных услуг как внутри жилых помещений, так и на общедомовые нужды.

3. Пример расчета ОДН по холодной воде:

Адрес дома: г Оренбург ул. Конституции, 24

Новым законодательством уменьшена площадь общего имущества, на которую с 1 июня 2013 года рассчитывается плата за холодную и горячую воду на ОДН (исключены чердаки и подвалы).

В связи с этим при расчете ОДН на воду учитываются площади общего имущества без чердаков и подвалов.

Площадь жилых (и нежилых помещений) – 6142,5 кв.метра.

Площадь помещений общего имущества – 1097,0 кв.м.

(без чердака и подвала).

1097 кв.метра х 30 литров воды : 6142,5= 5,36 литра или 0,00536 куб. метра.

С квартиры площадью 50 кв.метров плата за ОДН составит 5,73 руб.

(50 кв.м. х 0,00536 куб.метра х 21,37 руб.).

С квартиры площадью 63 кв.метров плата за ОДН составит 7,22 руб.

(63 кв.м. х 0,00536 куб.метра х 21,37 руб.).

Размер платы за ОДН зависит от площади общего имущества многоквартирного дома и площади жилого помещения, чем больше эти площади тем больше плата за ОДН и наоборот.

Следует обратить внимание, что плата за ОДН начисляется на квадратные метры жилого помещения и при отсутствии граждан в квартире длительное время не уменьшается.

Новым законодательством из платежей граждан исключена плата за общедомовые нужды на водоотведение.

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Что стряслось?

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое общедомовые нужды?

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

Как было раньше?

До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

Считать нужно так:

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Где брать эти нормативы?

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

Обратитесь в управляющую компанию. Она может выступить с инициативой о пересчете нормативов. УК , ТСЖ и жилищные кооперативы имеют такое право по закону.

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход — за счет УК ?

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме

В многоквартирном доме комфортное проживание зависит не только от того, насколько тепло и светло в самой квартире. Отопления и электроснабжение требуют также различные технические помещения, общие площадки и лифты. Расходы на это относят к общедомовым нуждам и ложатся на плечи собственников квартир в жилом доме. До наступления 2017 года в квитанциях по оплате коммунальных платежей мы видели суммы ОДН, но законодатели предложили перевести эти расходы в разряд платежей на содержание жилых помещений. Мы попытались выяснить, как поменялся расчет ОДН по электрической энергии с наступлением нового года и можно ли сэкономить на них.

Как уже говорилось, плата за ОДН с 1 января 2017 года перенесена в разряд расходов на содержание общего имущества, это значит, что строка ОДН в квитке должна исчезнуть. Теперь давайте определимся, что такое общедомовое имущество. Оно строго определено ст. 36 п. 1 Жилищного Кодекса РФ и включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования, исключая квартиры:

  • лифтовые шахты и кабины,
  • коридоры и лестничные площадки,
  • технические этажи, чердаки, крыши и подвалы,
  • земельный участок под домом и прилегающей инфраструктурой, например детской площадкой возле дома.

Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла). Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных. Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.

Что такое ОДН по электроэнергии?

Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.

Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.

С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.

Нормативы на ОДН по электроэнергии в разных регионах:

Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.

РегионНорматив (кВт·ч в месяц на кв. метр)Все нормативы
МКД с лифтамиМКД без лифтов
Московская область (г. Москва)0,612,88подробнее
Ленинградская область (г. Санкт-Петербург)0,431,66подробнее
Нижегородская область0,391,60подробнее
Свердловская область (г. Екатеринбург)1,964,16подробнее
Саратовская область (г. Саратов)1,822,44подробнее
Омская область (г. Омск)1,0391,943подробнее
Томская область (г. Томск)0,821,42подробнее
Новосибирская область (г. Новосибирск)0,7280,973подробнее
Липецкая область (г. Липецк)0,371,24подробнее
Ростовская область (Ростов-на-Дону)0,552,24подробнее
Ярославская область (г. Ярославль)0,6461,010подробнее
Республика Татарстан (г. Казань)0,2720,272подробнее
Республика Крым (г. Симферополь)0,210,58подробнее
Краснодарский край (г. Краснодар)0,3221,412подробнее
Республика Башкортостан (г. Уфа )0,2950,791подробнее
Республика Адыгея (г. Майкоп)0,3151,357подробнее

Как рассчитать ОДН в многоэтажке по счетчику

Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.

В 2020 году метод расчета и формулы не менялись.

В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:

  • V об — показания общего счетчика;
  • Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si — площадь квартиры;
  • S об — суммарная площадь всех квартир дома.

Исходя из формулы понятно, что каждый собственник квартиры платит за ОДН пропорционально площади своей квартиры в общей по дому.

Нормативное потребление электроэнергии является составляющей расчета ОДН и устанавливается региональными властями. Соответственно, понесенные расходы на электроэнергию сверх нормы лягут на карман управляющей домом организации.

Если объем ОДН отрицательный

Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.

К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.

Что делать, если нет счетчика?

В случае отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, расчет производится с учетом нормативов. Формула будет следующей:

  • N одн — норматив потребления, установленный властями субъекта РФ;
  • S ои — суммарная площадь всего общедомового имущества;
  • Si — площадь квартиры;
  • S об — суммарная площадь квартир в доме (жилых и нежилых).

Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.

Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2020 году

В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.

Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

И в заключение хотелось бы отметить, что основную часть ОДН по электроэнергии – почти половину — составляют расходы на освещение в подъездах и на территории возле дома. Следующие по убыванию расходы на различное оборудование, например, насосов, подающих горячую воду и отопления в системы дома круглосуточно, а также лифтов. И совсем незначительные, но также необходимые, — это затраты энергии на подключение электрооборудования, используемого для проведения ремонтных работ.

Видео: Новые правила расчета Общие Домовые Нужды

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

Читайте также:  Кто вправе подать иск о ликвидации ТСЖ?
Ссылка на основную публикацию