Убирать мусор в Москве впервые будет частная компания

В Москве впервые убирать мусор будет частная компания

С 2013 года в порядке эксперимента сбором и утилизацией мусора на юго-западе Москвы займется частная компания.

Какая именно – покажут результаты тендера 13 ноября. Максимальная цена контракта – 25 млрд рублей, а срок его действия – с 1 января 2013 года по 31 декабря 2027-го, то есть 15 лет. Инвестор-победитель должен иметь собственную инфраструктуру: полигоны, специализированный автопарк, сортировочные станции, мусороперерабатывающие заводы. При этом все машины должны быть оснащены ГЛОНАСС или GPS, приборами для измерения радиации, видеорегистраторами, а также иметь блокировку при несанкционированной загрузке контейнера, чтобы избежать “левого груза”.

– Будет ли у компании своя техника, или на первое время она возьмет ее в аренду, не так важно, – пояснил “РГ” руководитель департамента по конкурентной политике города Москвы Геннадий Дегтев. – Но у нее должна быть возможность качественно выполнять работу и залоговое обеспечение, равное не менее 30% от суммы контакта, то есть более 7 млрд рублей на счету. За деятельностью частников станет следить комиссия, состоящая из экологов, общественников и представителей городской администрации. Особое внимание уделят движению машин по маршрутным листам: свалить отходы под кустом не получится. Как подчеркнул Дегтев, несмотря на то, что контракт “долгоиграющий”, его расторгнут, если выявят нарушения.

“Если результаты эксперимента окажутся положительными, со временем подобная практика распространится на все округа, – заявил руководитель департамента ЖКХ и благоустройства Андрей Цыбин. – А выгода налицо. Получая одного крупного оператора в округе, мы делаем этот бизнес прозрачным, что увеличивает поступление налогов в бюджет. Кроме этого, минимум на четверть сократится количество мусоровозов на дорогах. Для жителей новшества не обернутся дополнительными тратами: повышать стоимость вывоза мусора компания не сможет. А вот к раздельному сбору отходов придется привыкать”.

Сегодня каждый житель ЮЗАО ежегодно выбрасывает по 370 кг мусора. Следовательно, в год образуется 404 тыс. тонны, из них 60% сжигается, остальное едет на полигоны. При этом захоронение одной тонны ГУП “Экотехпром” обходится городу в 289 руб., на других полигонах – в 1,1 тыс. рублей. А весь город ежегодно производит порядка 5 млн. тонн мусора. Они вывозятся на два почти исчерпавших свой ресурс полигона “Хметьево” и “Дмитровский”, лишь 770 тысяч тонн мусора сжигается на трех заводах города. Если ситуацию не изменить, не исключено возникновение “мусорных” коллапсов.

Читайте также последние новости ЖКХ России и г. Москвы

Взыскание с жителей долгов по квартплате может приостановиться с апреля, если в ближайшие недели не удастся найти решение правовой коллизии, рассказала на пресс-конференции глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Заменить предстоит более 900 подъемников, притом, что в других округах заменят по 300-200 лифтов. Почему на юго-востоке запланирован большой объем работ, “РГ” рассказали в пресс-службе фонда капремонта Москвы.

Устранить все несправедливости и перекосы в системе оплаты за вывоз мусора поручил губернатор Московской области Андрей Воробьев своим замам, отвечающим за ЖКХ. “Дайте людям возможность платить по факту вывоза – ровно за то количество, которое они произвели”, – сказал губернатор, выступая с.

За минувшие сутки с улиц Центрального округа вывезено 30 тысяч кубометров снега. Об этом “РГ” сообщили в пресс-службе Центрального округа столицы.

Все управляющие компании (УК) в многоквартирных жилых домах, в том числе в ведомственных домах, будут выбираться на конкурсной основе. Закон об этом подписал президент России Владимир Путин.

В старом жилом фонде для маломобильных граждан сооружают чаще всего пандусы и дополнительные поручни. Но даже выбравшись из квартиры, человек в коляске нередко не может преодолеть десяток ступеней до подъездной двери. Чтобы решить эту проблему, в столице устанавливают специальные подъемные платформы.

Очень важное разъяснение сделал Верховный суд, когда разбирал спор коммерсантов и ТСЖ. Спорили стороны о рекламе на жилом доме. Важный момент спора – висела эта броская реклама мебельного салона не на самом доме, а на его “нежилой” части – пристройке к дому, в которой размещался магазин.

С самого начала этого года в округах города жители обсуждают, что предстоит сделать на их территориях по программе “Мой район”. Напомню, планы у столичных властей большие – привести в порядок более пяти тысяч магистралей, парков и дворовых территорий.

Для повышения надежности и безопасности московской газораспределительной системы в этом году планируется реконструировать четыре столичных подводных газопровода. Об этом рассказал журналистов заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

Рост тарифа на электроэнергию выше инфляции может произойти из-за передачи ответственности за замену электросчетчиков с потребителей на поставщиков, считает председатель Комитета Государственной думы по энергетике Павел Завальный.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Именно собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, страхованию, регистрации, охране, коммунальным платежам, специальному (техническому, санитарному и др.) осмотру и т.п.

Согласно п.71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2 (далее – Методические указания), для физических лиц допускается производить дифференциацию тарифов на электрическую энергию по двум зонам суток – «день» и «ночь». Дифференцированные тарифы рассчитываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с вышеназванным пунктом Методических указаний.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Сегодня мы сталкиваемся с новыми реалиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ежегодный рост цен на коммунальные услуги – электричество, воду, газ и тепло – побуждает нас перестать пассивно наблюдать происходящее. Что должны вы и что должны вам, как и на основании чего отстаивать свои права собственника, противостоять закулисному мошенничеству – все эти вопросы раскрывает данное пособие. Полезная с практической точки зрения информация изложена.

Учебное пособие подготовлено для студентов средних профессиональных образовательных учреждений, обучающихся по специальностям и рабочим профессиям укрупненной группы «Техника и технологии строительства», в частности получающих профессию «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства» (вид профессиональной.

Как это работаетКак устроен мусорный бизнес в России

Директор компании «Эко-Cистема», занимающейся вывозом, сортировкой и захоронением мусора, рассказал The Village, как устроен этот бизнес у нас

Андрей Якимчук

Генеральный директор компании «Эко-Cистема»

Деньги в мусоре

Мусор — перспективный бизнес и к тому же вечный, я пришёл в него из жадности и до сих пор не жалею. Чтобы мусорный бизнес приносил доход, нужно по возможности присутствовать на всех этапах технологической цепочки: вывозить, сортировать, депонировать и перерабатывать. Пока мы присутствуем на первых трёх, но наша бизнес-модель предполагает, что мы обязательно займёмся переработкой, нарастив достаточные объёмы поступающего сырья. Если контролировать всю цепочку, можно на каждом этапе собирать добавочную стоимость. Вывозим мусор — получаем маржу 10–15 %, сортируем — ещё 15 %, перерабатываем — плюс ещё столько же. Самая высокая конкуренция идёт на рынке логистики, и с проведением каждого нового муниципального конкурса она возрастает, приводя на рынок новых игроков, а реальная потребность страны в сортировочных комплексах, заводах по переработке и качественных полигонах. В России до сих пор нет заводов полного цикла.

Сегодня в сфере обращения с отходами работают компании разного уровня и с разными подходами. Кто-то эксплуатирует инфраструктуру, доставшуюся ещё с советских времён, не вкладывая средств в модернизацию и не развивая новые направления – это фатальный для нашей экологии подход. Россия задыхается от мусора. И Московский регион является, пожалуй, одним из самых проблемных. Необходимы именно комплексные решения проблемы: нужно строить новые современные объекты инфраструктуры в соответствие с европейскими стандартами, в то же время необходимо обновлять контейнерный парк, площадки и автотранспорт.

Влиятельные конкуренты

Российская модель управления коммунальным сектором отличается от европейской. В Европе муниципалитет самостоятельно отвечает за качество коммунальных услуг, собирает деньги с населения и на условиях конкурса нанимает подрядчиков. У нас за это отвечают управляющие компании, которые являются связующим звеном между жильцами и предприятиями коммунального сектора, — то есть договариваются со всеми напрямую, без какого-либо участия государства.

В итоге у глав муниципального управления практически нет рычагов воздействия на компании, оказывающие услуги по вывозу мусора. Чтобы мэру заставить какую-нибудь компанию работать хорошо, ему нужно пройти через непростую процедуру: создать дворовую инспекцию, вместе с местным участковым провести проверку, доказать, что услугу оказывают некачественно, оштрафовать или подать на компанию в суд. Сейчас Москва пытается изменить систему в сторону европейской модели, отказаться от института управляющих компаний и взять на себя право проводить конкурсы подряда.

Раздельный сбор мусора пока не слишком популярен в России, тогда как в Европе он помогает людям экономить значительные суммы

Для меня как для предпринимателя это — риск, потому что одно дело, когда моими заказчиками являются шестьдесят управляющих компаний, и совсем другое, когда это муниципалитет, который будет одновременно и заказчиком, и контролирующим органом.

Самая крупная московская компания в нашем секторе — это ГУП «Экотехпром». Они контролируют 50 % вывоза мусора из жилого сектора, а в переработке и депонировании — 80 %. Вторая по величине компания, занимающаяся вывозом мусора, — это «МКМ-Логистика», принадлежащая семейству Чигиринских. За ними следует «Эколайн» Геннадия Тимченко.

Для нас приоритетным является строительство новых современных объектов — МСК и полигонов. Сейчас это 13 предприятий в 6 регионах. Недавно мы приобрели крупнейшего оператора по вывозу и утилизации медотходов в Москве, так что в самой ближайшей перспективе у «Эко-Системы» создание собственной инфраструктуры по управлению медицинскими отходами в Московском регионе.

Пьющие сотрудники

Коммунальная отрасль традиционно страдает от нехватки квалифицированных кадров, а без подготовки профессиональных кадров, сложно представить себе ее дальнейшее успешное развитие. Есть и острейшая проблема престижа профессии. С советских времен в головах у людей убеждение, что в дворники идут неудачники, пьяницы, лимитчики, а теперь еще и гастарбайтеры. Когда я пришёл в компанию, мне пришлось проводить аудит персонала и полностью менять кадровую политику. Мы изменили принцип оплаты труда так, чтобы сотрудники понимали, за что именно их поощряют и за что наказывают. Можно по-разному оценивать работу сотрудников, например, исходя из того, сколько те проехали и перевезли, а не из того, насколько качественно они оказали услугу. Поэтому мы прежде всего, сформулировали в чём именно заключается наша услуга, а затем перевели это понимание в систему мотивации сотрудников. Мы ведь не обычная грузовая компания и нам клиенты платят не за то, что наши машины проехали 100 км с каким-то грузом. Нам платят за качественную и своевременно оказанную услугу, то есть за поддержание чистоты, у которой есть измеримые параметры — всё должно быть сделано вовремя, быстро и аккуратно.

Когда люди идут на работу, мусора уже не должно быть. В любом цивилизованном городе уборка происходит в короткий период времени, с 5:30 до 6:30 утра. Считается, что если не вывозить мусор в течение трёх дней, то это приведёт к экологической катастрофе. Город можно легко уничтожить, парализовав систему выделения отходов. Так, например, однажды случилось в Неаполе. Владельцы мусорного полигона и логистическая компания никак не могли договориться о цене, в результате чего система вывоза мусора была парализована на месяц, и за это время Неаполь превратился в свалку. Город восстанавливали целый год.

Раздельный сбор

В советское время никто не ценил ни человеческих, ни тем более природных ресурсов, поэтому при градостроительстве специальные свалки не планировались. Скидывать мусор в лес, в овраг рядом с городом считалось совершенно нормальным. Были эксперименты со сбором металлолома и макулатуры, но это была скорее мода, нежели показатель эффективной работы с отходами. Привычка думать о том, что и как ты выбрасываешь, у нас не сформировалась.

Европейцы воспринимают мусор как сырьё и понимают, что переработка отходов — это сложный и дорогой процесс. Для сравнения: средняя российская семья сейчас платит за удаление отходов порядка 600 рублей в год, а средняя австрийская — 500 евро. И здесь нужно учитывать, что у них это — стоимость вывоза уже отсортированного мусора. Если компания-перевозчик обнаружит в контейнере для стекла бумагу или пищевые отходы, то будет выписан штраф. Не разделять мусор в Европе — это дорого и просто неприлично. Россия может прийти к этому эволюционным путём, но нужно соблюдение нескольких условий. Во-первых, должна повыситься стоимость вывоза мусора. Во-вторых, должна появиться конкуренция среди компаний, занимающихся мусором.

Найти хороших сотрудников для работы в мусорном бизнесе нелегко. Для того, чтобы навести порядок Якимчук использовал особую систему оценки

Компании могли бы предлагать жителям сэкономить, разделяя мусор дома. У нас есть такой опыт в Астрахани и Рязани. Массового распространения эта услуга пока не получила, но уже пользуется большой популярностью у образовательных учреждений, что немаловажно, так как формировать культуру обращения с отходами нужно, как говорится «чем раньше, тем лучше». Пока мы вторичное сырьё продаём. Чтобы заняться переработкой самостоятельно, нам нужно начать обслуживать около 5 миллионов населения.

Пластик, металл и чистый картон — это высококонкурентные сырьевые фракции: их активно покупают, их не хватает. Пластик стал активно пользоваться популярностью в последнее время, потому что в России появилось много новых заводов, занимающихся его переработкой. Одна тонна ПЭТ у нас стоит 380 евро, в Европе — 500 евро. Активно скупает вторичное сырьё Китай. Беда в том, что мусор, прошедший через контейнер и мусоровоз, перемешивается так, что отделить их оказывается очень сложно, а такое грязное сырьё стоит дёшево. Поэтому сортировка до перевозки была бы выгодна всем. На самом деле, многие дворники подрабатывают тем, что сортируют мусор. Они складывают связки картона или пакеты с бутылками рядом с контейнерами, а их затем забирают представители компаний-переработчиков.

Свалки в лесу

Москва производит от 6 до 10 миллионов тонн мусора в год и это только бытовые отходы, а к ним ещё добавьте медицинские, биологические, строительные — и всё это нужно где-то хранить. Как жителю Москвы, мне, конечно, может быть безразлично, куда вывозят мусор — главное, чтобы его не было в моём дворе, но как человеку, часто бывающему в Подмосковье, мне это уже важно, потому что именно здесь он и оказывается. У половины существующих мусорных полигонов в Московской области давно истек срок эксплуатации, продолжает расти количество несанкционированных свалок. Как раньше, так и сейчас мусорные свалки появляются самопроизвольно – без плана и соответствующих разрешительных документов.

Спросите любого российского мэра, какая у них главная головная боль, и они ответят, что это свалки. Зачастую мусор просто вывозят за пределы города и вываливают, где придётся. Мы, например, однажды взялись закрывать в нескольких регионах несанкционированные свалки — оказалось, что их даже сосчитать сложно. Под одним Барнаулом насчитали порядка шестидесяти действующих объектов, ни один из которых не имеет лицензии. А сколько мы ещё не нашли!

Как-то раз одни ребята организовали свалку прямо в жилом микрорайоне Астрахани, а жильцы обвинили нас, потому что мы вывозили мусор с этой территории. Правоохранительные органы не захотели этим заниматься — нам пришлось самим организовывать слежку, выяснять, кто за этим стоит. В результате они через полгода просто взяли и уехали — нашли, наверно, новое место. В мусорном бизнесе теневой сектор очень велик. Компании заключают договор на вывоз мусора, а куда его высыпают — никого не интересует. Чаще всего либо в лес, либо на давно закрытые полигоны.

Читайте также:  Как остеклить балкон и установить козырёк?

Российские компании только начинают осваивать рынок переработки мусора. Зато несанкционированные свалки в лесах уже давно стали традицией

Самая высокая гора отходов из всех, что я видел, достигала 25 метров. На такую высоту ещё может заехать трамбовочная машина. Но самое страшное в свалке не то что, что снаружи, а то, что внутри. В процессе разложения отходов образуется ядовитая жидкость, которая стекает вниз и, если в основании полигона нет защитной геомембраны или глиняного замка, попадает в грунтовые воды. После того как свалка заполняется, её рекультивируют: мусору дают год отстояться, максимально его утрамбовывают, затем покрывают слоем земли. Чтобы метан, появляющийся в результате гниения, не взорвал свалку изнутри (а такое бывало), в неё на разную глубину вбиваются трубы для отвода газа.

В России я не видел ни одного предприятия, который занимается сбором свалочного газа, так что он свободно выводится в атмосферу. Для сравнения, в Европе активно используется глубокая переработка отходов, в результате чего до захоронения на полигоне доходит некий набор совершенно инертных фракций, похожий на песок, из которого выжали всё, что возможно. Стекло, пластик, древесину отбирают ещё на этапе сбора. Оставшиеся пищевые отходы они используют для нужд сельского хозяйства и получения электроэнергии.

Мусоросжигательные заводы

Сжигание мусора не уничтожает отходы, а лишь снижает их объём в ущерб безопасности. Из одной тонны отходов получается 300 килограммов золы, при этом сами отходы имеют четвёртый-пятый класс опасности, а зола — второй: она ядовита и требует специального хранилища. Опаснее неё только радиоактивные и химические отходы. 60 % себестоимости современного мусоросжигательного завода приходится на очистку выбросов в атмосферу. В центре Вены расположен завод, у которого в знак доказательства безопасности выбросов на трубе живёт аист.

По поводу выбросов московских мусоросжигательных заводов есть одна скандально-анекдотическая история. Мэр Лужков хотел доказать журналистам и экологам, что построенный им завод безопасен, но во время интервью из заводских труб повалил едко-розовый фенольный дым. Не растерявшись, мэр объяснил: «Не бойтесь, здесь такая роза ветров, что весь дым уносит за пределы Москвы».

Я даже не хочу думать, куда отвозят золу из московских заводов, потому что известно, что никаких специальных хранилищ у нас для этого не строили. Но куда-то она ведь девается! Столичные заводы сжигают порядка 12 % всех бытовых отходов города, что в результате даёт не менее 300 тысяч тонн золы.

Фотографии предоставлены пресс-службой «Эко-система»

Убирать мусор в Москве впервые будет частная компания

Greenpeace — это независимая международная некоммерческая организация.

Мы работаем только на частные пожертвования граждан и не принимаем финансирования от коммерческих, государственных и политических организаций.

ОМННО «Совет Гринпис» © 2019

Заглавное фото © сайт mos.ru

С 1 января Москва официально объявила о переходе на двухконтейнерный раздельный сбор. Правда, пока многие системой недовольны или даже не замечают перемен. Московские журналисты из «Коммерсанта», The Village и «Таких дел», живущие в разных округах Москвы, рассказали Greenpeace, пользуются ли они новыми баками и что бы изменили в новой системе.

Александр Черных, специальный корреспондент в «Коммерсанте», живёт в СЗАО

Я стараюсь сортировать уже года четыре. Сначала мне это было важно просто из-за «сознательности», а потом я сам, как журналист, несколько раз побывал в Волоколамске, Клину и других мусорных «горячих точках». Своими глазами видел гигантские мусорные полигоны, сам чувствовал запахи в центре этих городов, общался с рассерженными местными жителями. Тогда я чётко понял, что сортировка — это никакая не блажь, а реальная необходимость.

Нормальных баков для вторсырья рядом с домом у меня не было, только сетка для пластика. Я попробовал копить на балконе побольше вторсырья и вывозить его в «Собиратор» на другой конец города, но без собственной машины это слишком дорого и неудобно.

Новые контейнеры для раздельного сбора от мэрии я очень ждал. Надеялся, что они помогут мне разгрузить, наконец, балкон, который хотелось бы использовать летом не под мусор. Но пока это полная профанация. Увы.

У нас в квартале есть несколько уличных «мусорок». Это маленькие кирпичные загородки, внутри которых стоят обычные металлические мусорные контейнеры — куда люди и выкидывают бытовой мусор. Незадолго до 1 января все эти металлические мусорные контейнеры в один момент заменили на «чудо-баки» для «вторсырья» и «отходов». И… ничего не изменилось! Люди, как и раньше, выкидывают пакеты смешанного мусора, не обращая внимания на цвет и маркировку баков. Самое глупое, что одновременно с появлением «чудо-баков» у нас убрали сетки для пластика, куда люди худо-бедно привыкли выкидывать бутылки. В нашем дворе ситуацию усугубляет большой ресторан «Азербайджан» — они каждую ночь выкидывают в баки свои отходы, совершенно как попало (это легко установить, потому что по утрам в баках куча ящиков из-под редких в наших широтах ресторанных продуктов).

Фото © Александр Черных

Причем машины-то действительно вывозят по утрам эти баки, как надо: раздельно. Претензий к ним в этом плане нет.

В итоге я вернулся к зимнему балконному накоплению. Совсем недавно узнал, что на Соколе открылся аналог «Собиратора» — проект «Экосборка». Он находится поближе, в скором времени думаю отвезти туда на такси накопленное. Если заказывать не в час пик, то это рублей 300 выйдет — такой вот дополнительный экологический налог с сознательных граждан.

Мне кажется, в дворовой системе раздельного сбора нужно сломать кирпичные и другие загородки — за их стенками просто не видно маркировки баков. Баки должны быть разными. Не просто «один серый, другой синий» до степени смешения — а так, чтобы их нельзя было перепутать. Может быть, бак для вторсырья сделать прозрачным — чтобы люди видели, что туда складывают именно вторсырьё.

И самое главное — вести полноценную разъяснительную работу. Раскладывать по почтовым ящикам интересные брошюрки, в которых напечатать фоторепортаж о том, как вторсырьё едет из дворового контейнера на переработку. Поставить рядом с уличными пунктами информационные щиты с таким же фоторепортажем. Попросить участковых обойти жильцов и разъяснить им необходимость сортировки. Провести в каждом подъезде полноценный сход жильцов. Устроить «урок сортировки» в школе, на родительском собрании объяснять важность сортировки. А главное — делать все это регулярно.

Может быть, сделать какую-то систему поощрений. Вынес сортированный мусор в нужный бак — запиши подтверждение на телефон, отошли на сайт муниципалитета. Накопишь баллы — получишь какой-нибудь вычет ЖКХ или другое что-то полезное. Да, сложно сделать — но не сложнее «Активного гражданина».

А без такой разъяснительной и сопровождающей работы все это останется профанацией.

Алена Дергачёва, корреспондент московской редакции The Village, живёт в ЮЗАО

Три года назад я съездила в Стокгольм и увидела, какая у скандинавов продуманная инфраструктура раздельного сбора. Когда вернулась, постепенно отказалась от пакетов и начала собирать раздельно пластик, а затем подключила бумагу, металл и стекло. И ещё стала следить за упаковкой, которую покупаю, чтобы её легче было отдать в переработку.

Я живу в Юго-западном округе, где мусор вывозит «МКМ-логистика», которая работает по госконтрактам. У меня много раз возникали к этой компании вопросы — иногда с баков надолго пропадали все инструкции по сортировке, а без них сбор работает хуже: неясно, что конкретно принимают. Часто мусор слишком долго не забирали. Я звонила и писала жалобы, но мне никто не отвечал. Несмотря на это, бак с узкими отверстиями для сырья хорошо работал: нужно было постараться, чтобы засунуть туда мешок обычного мусора.

Всё изменилось, когда появились новые контейнеры от мэрии. Я до сих пор от них в ужасе. Сразу оговорюсь, что «МКМ-логистике» я отдаю только самое простое — ПЭТ-бутылки, например. Остальное отвожу «Собиратору».

Я не доверяю «МКМ-Логистике». Во-первых, она закрытая. В отличие от того же «Эколайна», редко реагирует на просьбы, не приглашает журналистов посмотреть досортировку. По новой терсхеме, у меня в районе за этот год она соберёт 33,6 тысячи тонн смешанного мусора. Их через скандальную станцию «Вива Транса» в Сосенском, где находили едкий фильтрат, а жители жаловались на приступы удушья, отправят в Егорьевск — там местные тоже протестуют против новой свалки. А вот раздельно соберут гораздо меньше — 14,2 тысячи тонн. Переработать обещают половину, но это невозможно, потому что раздельный сбор из-за новых контейнеров практически уничтожен.

Перерабатывают мало — это понятно ещё и по количеству контейнеров: часто на три серых приходится всего один синий. Надписи на них крохотные, блёклые и невнятные, часть плакатов отклеивается сразу, как их прикрепят. Нет никаких инструкций, хотя бы про то, что сырьё стоит сполоснуть.

Я не наблюдала, как вывозят мусор из баков для вторсырья, потому что мне уже просто всё равно: хватает заглянуть в новые контейнеры и увидеть, что сортировка в моём дворе исчезла из-за новой системы.

Алёна Хоперскова, руководительница информационного отдела «Таких дел», живёт в САО

Наша редакция сортирует отходы уже давно, и в один из первых моих дней в офисе мне показали, куда складывать стекло, какой пластик нужно мыть, а какой остаётся только выбросить.

Дома я пыталась протолкнуть идею раздельного сбора мужу, но он не воспринял её с энтузиазмом. Поначалу мы даже ругались.

Я вытаскивала из мусорного ведра какой-нибудь пластиковый стаканчик из-под йогурта, мыла его и трагично приговаривала: «Этот стаканчик мог пережить наших внуков»…

Потом привыкли. Дома я мыла пластик вместе с посудой по вечерам, утром складывала всё в многоразовую сумку и прятала её за дверью кухни. Когда она разбухала настолько, что дверь не закрывалась, я несла её в контейнер для пластика в 15 минутах пешком от дома. Сначала было неловко идти по людной улице с раздутым мусорным мешком, потом привыкла. Тот, кто в час пик пытался найти под ногами толпы пустую упаковку шампуня от перхоти, довольно быстро перестаёт смущаться.

Сейчас мы с мужем переехали в другой район, и в нашем дворе поставили муниципальные контейнеры. Нормально выглядит только контейнер для макулатуры. Как-то я открыла бак для пластика, а там всё подряд навалено и воняет жутко. И я — с пакетом, где каждая бутылочка вручную вымыта.

Честно говоря, я сильно разозлилась, что все пользуются контейнерами как попало. Но ведь дело совсем не в жильцах.

Во-первых, недостаточно просто поставить контейнеры тошнотного цвета с неяркой маркировкой и ждать, что все сразу начнут ими пользоваться. Я не уверена, что многие жильцы в нашем дворе вообще заметили, что мусорные контейнеры разные.

Во-вторых, даже если бы жильцы заметили контейнеры, кто им сказал, как правильно сортировать мусор? Его мыть или нет? Рядом с контейнерами повесили небольшую табличку, но она не особо информативная.

И в-третьих, нет мотивации сортировать мусор. Это не уменьшает счёт по коммунальным платежам, не приносит никаких бонусов, даже не делает двор чище и приятнее. Ты просто не знаешь, куда пойдёт это сырьё и есть ли смысл в твоих стараниях.

Я очень хотела бы, чтобы система раздельного сбора отходов была в шаговой доступности, этого очень не хватает. Но я не хотела бы жертвовать её качеством.

Пока этого нет, в муниципальные контейнеры я готова выбрасывать только макулатуру. Пластик и стекло отношу в контейнеры-колокольчики у торгового центра, когда иду на работу.

Фото с сайта mos.ru

Глава Департамента ЖКХ Москвы: успех раздельного сбора мусора зависит от участия горожан

— Будут ли вводиться позитивные стимулы для жителей разделять свой мусор на два потока?

— Если говорить о плате за вывоз мусора, то в Москве она одна из самых низких в России. И даже сейчас на первом этапе для жителей столицы тариф не изменится несмотря на то, что внедрение новой системы приведет к дополнительным расходам операторов, ведь теперь на одну площадку должны будут заходить два мусоровоза.

Как и в других субъектах Российской Федерации, с 1 января 2022 года в Москве появится региональный оператор, а для города будет рассчитан комплексный тариф за вывоз твердых коммунальных отходов.

Единый оператор Москвы

— Сколько будет региональных операторов в Москве после запуска реформы в 2022 году?

— Возможно, исполнители по государственным контрактам останутся прежними, но к ним добавится единый региональный оператор, который будет осуществлять координацию всех этапов процесса обращения с отходами.

На данный момент в столице работают пять основных мусоровывозящих компаний-операторов. Также есть значительное количество небольших компаний, отвечающих за вывоз отходов жилого, социального сектора и объектов бизнеса.

— Каков сейчас объем контрактов с пятеркой основных операторов?

— Порядка 2,55 млн т мусора в год. У них есть десятилетние и пятнадцатилетние контракты.

— Наверное, будет серьезная конкуренция за позицию единственного столичного оператора?

— Серьезными будут требования при выборе единого регионального оператора, так как на него будет возложена колоссальная ответственность. Какую-либо конкуренцию сейчас прогнозировать преждевременно.

Ключевой регион для мусорного рынка РФ

— А сколько всего сейчас Москва генерирует в год бытового мусора?

— Порядка 8 млн т в год. Это число также берется в качестве прогноза на 2019 год. Динамика увеличения этого объема разная, но если прирост есть, то он незначителен. Колебания зависят в целом от экономической ситуации в стране, которая влияет на объемы потребления.

— Это наибольший показатель среди регионов России. Какая доля из этого объема — потенциальное вторичное сырье?

— Точно оценить объем вторичного сырья сложно, поскольку количество собранных полезных компонентов зависит от множества факторов. Например, в 2018 году в качестве пилотной программы мы начали устанавливать в общественных местах, в парках и других местах большого скопления людей контейнеры в виде “колоколов” желтого и зеленого цвета, в которые отдельно собирается стекло и пластик. По нашим данным, порядка 60–65% чистых вторичных материалов удается собирать именно в них. На сегодняшний день таких “колоколов” в городе установлено около тысячи.

Если же мы говорим о составе ТКО в контейнерах у жилых домов, то в среднем на 40% они наполнены вторичными материалами, на 60% — смешанными отходами. Но это соотношение непостоянное, бывают периоды, когда полезные компоненты в контейнерах оказываются сильно загрязнены, а доля пищевых — увеличивается. Пищевое загрязнение — это основная проблема для вторичных материальных ресурсов.

Чем выше будет экономическая сознательность горожан, тем больший объем вторички удастся направить на дальнейшую переработку.

Новые заводы для Москвы

— Потребуется ли создавать новые предприятия для переработки вторичного сырья из-за запуска системы раздельного сбора в Москве?

— Увеличивающиеся объемы вторичных материальных ресурсов повлияют и на эту индустрию. Я уверен: появится намного больше предприятий, занимающихся переработкой, а существующие произведут большую программу модернизации и увеличат свои мощности. В Москве есть такие предприятия, но основные игроки находятся в Московской, Калужской и Нижегородской областях.

— Будут ли строиться в границах Москвы новые мусороперерабатывающие или мусоросжигательные предприятия?

— Планов по строительству новых мусоросжигательных заводов у Москвы нет.

Я не исключаю, что будут появляться новые мусороперерабатывающие предприятия, и не вижу в этом ничего зазорного, если они будут соответствовать абсолютно всем стандартам, санитарно-эпидемиологическим нормам и не будут нести никакого урона окружающей среде и населению, проживающему вблизи таких объектов.

— Сколько мусоросжигательных заводов сейчас работает в столице?

— Только два: номер три и четыре.

Другие регионы

— Подмосковье строит 12 комплексов по переработке отходов и четыре мусоросжигательных завода, в том числе с расчетом на часть столичного мусора. С учетом строительства предприятий для столичных отходов в других субъектах РФ Москва еще планирует направлять свой мусор в Московскую область?

— Между Москвой и Московской областью заключено соглашение по обращению с твердыми коммунальными отходами. И мы с коллегами из Московской области ведем постоянный рабочий диалог. В каком объеме будут поступать коммунальные отходы на тот или иной объект и как будет меняться этот баланс — неизвестно. Все зависит от экономических и логистических факторов.

— Правда ли, что московский мусор может отправляться в другие регионы не только на машинах, но и по железной дороге или на речных баржах?

— Пока будет оставаться существующая система транспортировки — автомобилями. У нас правильный, на мой взгляд, достаточно взвешенный подход. Что будет через несколько лет, сложно предположить, но пока мы не собираемся использовать упомянутые виды транспорта.

В мире твердые коммунальные отходы, особенно измельченные и брикетированные, возят автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. По российскому законодательству брикетированные твердые коммунальные отходы также можно перевозить железнодорожным и водным транспортом.

О фандоматах и диспоузерах

— Несколько лет назад Совет по правам человека предложил ставить в Москве в квартирах измельчители для органического мусора под мойками, чтобы такие отходы выводились через канализацию. Что вы думаете по поводу этой инициативы?

— Я не знаю, как к ней относиться. Постановление правительства РФ №644 гласит, что диспоузеры использовать нельзя.

К тому же никакие канализационные сети любого города в мире не будут готовы принять такой объем органики, это дополнительная нагрузка на очистные сооружения и большой риск засоров в сетях водоотведения.

— В России обозначилась новая волна популярности фандоматов. Будут ли что-то делать власти Москвы?

— Фандоматы в Москве впервые появились где-то в 2009 году, это не новая инициатива для столицы. Еще в 1998 году был принят федеральный закон №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, который содержит такое понятие, как “расширенная ответственность производителей”. В нее входит и обеспечение утилизации отходов от использования товаров, его упаковки в соответствии с нормативами утилизации. Если такие нормативы не соблюдаются, с производителей и импортеров взымается экологический сбор. Учитывая это, компании, безусловно, заинтересованы в организации пунктов сбора отходов.

Большая часть ретейлеров так или иначе участвует в раздельном накоплении образующихся отходов — от прессования картонной упаковки до передачи на утилизацию просроченных товаров. Мы приветствуем подобные практики. Однако опыт эксплуатации системы фандоматов в городе показывает, что данная система может эффективно существовать только при условии активного участия ретейла.

Беседовали Александра Рыжкова и Надежда Геращенко

Новости Москва

07.02.2019

Новости , Кратко , Популярное , Интервью

Унижение до беспредела: мусор из сытой Москвы на голову жителям нищих регионов

Проблема московского мусора официально вышла за пределы столицы и угрожает сразу нескольким регионам. Власти заверяют в экологичности и прибыльности так называемых экотехнопарков, которые планируется построить в Архангельской и Калужской областях. Однако экологи обращают внимание на бессмысленность этих грандиозных мусорных планов.

Корреспондент РИА «Новый День» попытался разобраться, что и кто стоит за резонансной стройкой экотехнопарка «Шиес», вызвавшего протест в Архангельской области, каким образом она связана с полигоном рядом с деревней Михали Калужской области и каковы перспективы мусорной политики.

Москва становится кошмаром для провинции

В России последние десятилетия неуклонно формировалось противостояние между Москвой, которая поглощала большую часть доходов страны, и остальными регионами. Линия «фронта» пролегает сразу в нескольких плоскостях – от политической до финансовой и ресурсной. Сейчас в этот список попал мусорный вопрос – московская мэрия попыталась найти выход из «коллапса» за пределами столицы и утопающего в отходах жизнедеятельности Подмосковья.

Депутат подмосковного городского округа Чехов Николай Дижур в интервью РИА «Новый День» обратил внимание, что корни мусорной проблемы лежат в «переделе рынка» обращения с коммунальными отходами.

«Губернатор Московской области Андрей Воробьев 10 апреля 2013 года обратился с письмом к Путину о закрытии 39 полигонов в целях создания мусороперерабатывающей отрасли. Мусороперерабатывающую отрасль он не создал. 24 полигона закрыл, лицензии у прежних владельцев отобрал и повез мусор на 15 переоформленных на свои структуры мусорные полигоны, каждый из которых мгновенно стал миллионером», – отметил Дижур.

По его оценке, в результате ситуация в столичном регионе оказалась патовой: стало понятно, что везти московский мусор в Подмосковье уже некуда. В этой ситуации власти решили пойти по пути наименьшего сопротивления – построить новые полигоны подальше от своих глаз.

Как считает Дижур, современные экотехнопарки, как описывают их власти, и строительство которых уже началось в Калужской и Архангельской областях, на самом деле не представляют из себя ничего нового.

«Что такое этот экотехнопарк? Это ровном счетом – ничего. Это модернизированная свалка, способная переработать до 30% ввозного мусора. Им не выгодно делать что-то большее, это были бы затраты. А чем меньше затрат, тем выше прибыль», – отметил он.

При этом Дижур подчеркнул, что на мусорном бизнесе завязаны очень высокопоставленные лица и речь не идет о простых предпринимателях. «У меня региональный оператор – фирма, которая прочно аффилируется с Петром Бирюковым – вице-мэром Москвы (ООО «МСК-НТ»). Да и в целом, попасть в список (регоператоров) рядом с сыном Чайки (Игорь Чайка – сын Генпрокурора РФ, основной владелец компании ООО «Хартия»), сыном Ротенберга («Трест Гидромонтаж», принадлежащая «ТЭК Мосэнерго» Игоря Ротенберга, строит один из четырех мусоросжигательных заводов в Подмосковье) и «РТ-Инвест» (подконтрольна госкорпорации «Ростех» во главе с Сергеем Чемезовым) можно, только являясь одним из этой компании», – сказал он.

Москва идет напролом

Один из организаторов митинга против мусорной политики властей в Архангельской области Олег Мандрыкин в комментарии РИА «Новый День» подчеркнул, что Москва активно продавливает строительство экотехнопарка «Шиес».

«Московские власти в этом процессе участвуют напрямую, потому что они его финансируют. Они приезжали сюда на презентацию, Гасангаджиев (Гасан Гасангаджиев – глава департамента ЖКХ Москвы) лично презентовал этот проект, соответственно, компания, которая будет заниматься этим, операторы в этом экотехнопарке – все московские. Соглашение, которое подписал наш губернатор, напрямую говорит о том, что правительство Москвы, определенные круги в нем, заинтересованы в том, чтобы вопрос был решен, чтобы деньги из потекли в этом направлении и в ту компанию, которая будет заниматься перевозкой и складированием на этом полигоне», – сказал Мандрыкин.

При этом он отметил, что в Архангельской области запущена «огромная пропагандистская машина». «Телевидение, радио, местные газеты получили огромные подряды. Автобусы не ходили в день митинга. А на представителей Урдомы (поселка, рядом с которым началось строительство «Шиес») какой только лжи не поступало», – подчеркнул он.

По его словам, местным жителям так и не удалось получить ни проект стройки, ни информации об экспертизах или заключения, на основании которых можно было бы говорить о возможности возведения полигона.

«Категорически все против (стройки). Вся область поднялась, даже небольшие населенные пункты, в которых и не планировалось строить полигоны ТКО, и те поднялись поддержать поселок Урдома, который борется с этой незаконной стройкой на протяжении уже полугода», – сказал Мандрыкин.

Он также обратил внимание, что общественные слушания на тему строительства полигона проводились с серьезными нарушениями, а их результаты не могут быть основанием для согласия на мусорную стройку. «Когда власть, губернатор попытались провести в этом поселке общественные слушания – привели туда гастарбайтеров, закрыли клуб, а местных жителей туда не пустили, а полиция охраняла. Люди с боем прорывались в ДК и были вынуждены выключить свет, потому что картинка, которую транслировала оттуда местные СМИ, подконтрольные губернатору, получилась такая, будто бы местные жители пришли поддержать строительство. Это был чудовищный подлог, который просто не мог быть допущен», – возмутился Мандрыкин.

Похожая ситуация складывается в Калужской области: ни протесты, ни жалобы в официальные инстанции не помогают жителям деревни Михали остановить строительство такого же экотехнопарка. Там тоже не удалось добиться от властей официальных документов на стройку, а работы на участке уже идут.

Стоит отметить, что проект экотехнопарка «Калуга» разработал «МосводоканалНИИпроект», в совет директоров которого входит вся верхушка руководства Департамента капитального ремонта города Москвы, в том числе, начальник департамента Алексей Елисеев, которого в СМИ ранее называли одним из бенефициаров закупки некондиционного гранита в Москву.

Заказчиком строительства калужского экотехнопарка выступает ООО «ПрофЗемРесурс». По данным ЕГРЮЛ, основным владельцем этой компании является ОАО «Мосводоканал», принадлежащее правительству Москвы. Возглавляет компанию «ПрофЗемРесурс» бывший сотрудник департамента строительства Москвы Олег Панкратов, который сейчас является заместителем директора ООО «Технопарк», арендующего землю в архангельском Шиесе.

Кроме того, судя по публикациям в прессе, в архангельском Шиесе рабочих наняло московское ГБУ «Автомобильные дороги» (отвечает за ремонт и содержание улиц в столице).

Стоит отметить, что в Калужской области крупнейший подрядчик ГБУ «Автомобильные дороги» – ООО «Роуд групп» – осенью прошлого года уже приступил к строительству подъездной дороги к полигону. Как рассказали корреспонденту РИА «Новый День» местные жители, компания работала без разрешительной документации и получила штраф, однако работы не были остановлены.

Большая часть основателей «Роуд групп» сейчас занимает посты в мэрии Москвы, в их числе и Елисеев (глава департамента капремонта в Москве). По данным СМИ, примерно треть контрактов по замене тротуарной плитки в столице получает «Роуд групп» и связанные с ней компании.

При этом бывший соучредитель и директор «Роуд групп» 36-летний Михаил Нестеров, по данным ЕГРЮЛ, был первым гендиректором ООО «Технопарк», арендующего сейчас территорию под строительство полигона в Шиесе.

«Там уровень взяткоемкости низкий. Это не Москва…»

По мнению Дижура, московский мусор решили вывозить в Архангельск и Калугу, потому что там удалось «договориться». «Такой же Петр Бирюков взял в аренду там участок, пересчитал все, ж/д дорога – получилось выгодно. За счет чего получилось выгодно? Посмотрите бюджет Архангельской области – нищая область. Разумеется, надо обязательно учесть интересы главы, где находится участок. Там уровень взяткоемкости низкий. Это не Москва», – сказал политик.

По его словам, схожая ситуация и в Калужской области. «Опять же нищий регион. Люди живут в периферии, чуть ли не впроголодь. А им еще вдобавок из сытой довольной Москвы в граните на голову вываливают мусор – унижение до беспредела, конечно, люди восстали», – отметил Дижур.

При этом он не исключил, что работать в экотехнопарках, вероятнее всего, будут выходцы из Средней Азии. «Вот решение вопроса. Они там бюджет дадут для красоты, а всем говорят, смотрите, у нас там рабочие места, технопарк. Максимально удешевляют стоимость работ. Местных там не будет. Это квази-схема, когда все убытки относятся на бюджет, а прибыль идет на карман какому-нибудь ООО с уставным капиталом в 10 тысяч», – считает политик.

Проекты вывоза московского мусора в регионы вызывают также сомнения относительно их рентабельности. В частности, заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы VI созыва, один из разработчиков природоохранной реформы, учредитель экологического фонда «Гражданин» Максим Шингаркин в интервью РИА «Новый День» отметил, что пока остается много вопросов к будущим экотехнопаркам.

По его оценке, с одной стороны, направление на Архангельск выбрано вполне логично. «Если посмотреть карту железных дорог, исходящих их Москвы, вы обнаружите, что дорога на Архангельск самая свободная, возить нечего. Поэтому де-факто получается, что, если вы хотите огромное количество мусора из Москвы увезти куда-то на поезде, самое свободное направление – на Архангельск», – сказал Шингаркин.

Читайте также:  Утверждены правила размещения средств компфонда возмещения вреда саморегулируемой организации

При этом он подчеркнул, что вывоз ТКО из Москвы поездом может быть рациональным, если первоначальная сортировка и разделение мусора происходит у домов перед погрузкой на поезд. «Если эти мероприятия не выполняются, вся затея является малорентабельной», – считает Шингаркин.

В то же время он обратил внимание, что раздельный сбор мусора в реальности существует только на бумаге. «Сейчас они (мероприятия по сортировке), конечно, не выполняются, вопрос в том, будут ли выполняться в принципе. По федеральному закону – обязаны. Везде нормативы по раздельному сбору по условиям оборудования контейнерных площадок, предусматривающих такой раздельный сбор, есть. Другое дело, что не выполняются. Но это уже к прокуратуре и самим компаниям. Они обязаны отсортировывать. Вывозить неотсортированный – это бред. Это сильно странная история», – сказал он.

По словам Шингаркина, практика обращения с отходами показала, что чем ближе к месту образования отходов изымаются компоненты для вторичного использования, тем выше эффективность. «То есть, по большому счету, если бы мне сказали, что условно, полигон в Архангельской области будет являться окончательным местом удаления отходов и, абстрагируясь от того, что до него ехать столько, то понятно, что, если туда везут только неразбираемые остатки. Соответственно, люди, которые затевали такие инвестиции, наверное, все-таки калькулятором пользоваться умеют», – сказал он.

В то же время, как считает экс-депутат, с учетом мощности по переработке отходов, которые планируются в «Шиесе», рассчитаны не только на московский мусор, который в перспективе просто туда не доедет.

«Сама экономика в ближайшие 5-6 лет не довезет до «Шиеса» 90% заявленных объемов – они все в Москве оставят. Причем даже за МКАД выезжать не будут – большая часть отходов в пределах МКАДа будет разделяться и уходить в производство вторичных материалов», – прогнозирует Шингаркин.

«Таким образом, полигон «Шиес», видимо, должен будет обработать отходы то ли Архангельской, то ли Вологодской, то ли еще каких-то областей, близлежащих к его месту расположения. Потому что возить неразделенные отходы экономически невыгодно, а строить объект за большие деньги, не загрузив его мощностям – глупо», – сказал экс-депутат и подчеркнул, что «в этой теме очень много вопросов».

«Мусорным» бизнесменам грозит крах

Шингаркин также обратил внимание, что в России, ко всему прочему, в скором времени правила «игры» в мусорной отрасли поменяются – придется перейти на биоразлагаемую упаковку, иначе РФ не сможет конкурировать с Европой.

«Я лично полагаю так – большая часть упаковки в России превратится в биоразлагаемую. Не потому, что именно в Российской Федерации находятся инновационные мощности, а потому что Европа перейдет еще быстрее. Нам ничего не останется сделать, как перенять опыт. Упаковка, которая составляет более 70% ТКО, в ближайшие годы станет разлагаемым материалом, который естественно, никто ни на какие полигоны не повезет. Она будет отделена и запущена в биоразлагаемые циклы», – подчеркнул он.

В результате все эти полигоны, на которые сейчас выделяются огромные инвестиции, будут нерентабельны. «В этом смысле те компании, чиновники или странные бизнесмены, которые свои деньги инвестируют во всевозможные крупные комплексы на удаленном расстоянии по переработке, и уж тем более убивающие все мусоросжигательные заводы, разорятся. Их будущее – сидеть на панели перед мэрией Москвы и выклянчивать у москвичей, которые будут проходить мимо, кусочки хлеба, завернутые в биоразлагаемую упаковку», – подчеркнул Шингаркин.

Так или иначе, активисты, которые активно выступают против мусорной политики властей, сдаваться не собираются. Мандрыкин заверил, что митинги и протесты в Архангельской области будут продолжаться. «Накал будет повышаться по мере того, как будет повышаться температура воздуха к весне. Сами понимаете, (в воскресенье) люди и 40 минут простоять не смогли, потому что банально холодно», – отметил он.

Напомним, стоимость проекта «Шиес» оценивается в 10,5 млрд рублей. Предположительно, бОльшую часть средств на его реализацию выделят из столичного бюджета.

Москва, Мария Вяткина

Москва. Другие новости 07.02.19

Пригожин пригласил Любовь Соболь проверить комбинат питания «Конкорд». / Автономный Рунет: правительство уже готово потратить 20 миллиардов. / Минздрав РФ нашел главную причину смертности мужчин – пьют. Читать дальше

Организация раздельного сбора мусора в Москве и Московской области: внедрение зарубежного опыта и перспективы развития в регионе

Проблема нерациональной утилизации мусора в России назрела уже давно.

Огромное количество мусора, который можно было бы переработать, просто вывозится на свалку.

Дело касается не только ТКО, но и производственных отходов.

Логично, что первые места по загрязненности занимают Москва и Санкт-Петербург.

В этой статье мы поговорим о:

  • реалиях и перспективах разделительного сбора в Москве и Московской области;
  • этапах внедрения новой системы оборота ТБО;
  • тарифах на сбор и транспортировку отходов коммунальными организациями в соответствии с новым законом;
  • том, куда сдавать раздельный мусор в Москве на данном этапе.

Реалии переработки отходов в Европе и России

В Европе показатели рециклинга за последние десятилетия возросли на несколько десятков процентов.

В Германии, к примеру, в промежутке с 1986 по 1997 годы реутилизация отходов возросла с 12% до 86%.

Аналогичных цифр достигли:

Такие результаты получены благодаря комплексному подходу властей к обороту всех видов мусора, начиная от законодательного урегулирования и заканчивая научными разработками в данной области. Немалую лепту вносят сами жители. Они самостоятельно сортируют ТБО и этим значительно упрощают процесс рециклинга.

В России же переработка отходов находится в зародышевом состоянии. На территории нашей страны работает катастрофически малое количество мусороперерабатывающих заводов. Да и расценки на захоронение на полигонах настолько низки, что переработка становится нерентабельной.

Часто невозможность использовать вторсырьё в Москве и других городах России обусловлена отсутствием сортировки мусора и незнанием людьми соответствующих правил — ценные компоненты оказываются смешаны с органическими остатками, что делает их непригодными для переработки.

Глядя на успех более развитых стран, в России решили перенять зарубежный опыт. С 1 января 2019 официально стартовала государственная кампания, призванная полностью реорганизовать систему оборота бытового мусора.

Естественно, в первую очередь нововведения в части раздельного сбора отходов начнут действовать в столице и Московской области, и коснутся они как предприятий, так и обычных жителей.

Что представляет собой новый закон, и как он работает в столице и Подмосковье?

В соответствии с новым законом Москва и Подмосковье переходит к раздельному сбору мусора с января 2019 года. Разберёмся, какие именно изменения нас ждут, и что уже предпринято.

В конце 2018 года было принято постановление о запрете на захоронение отработанной продукции, подлежащей особому учёту.

Сюда относятся отходы оборудования и прочие материалы, представляющие особую опасность для окружающей среды.

С 2019 произошло ужесточение контроля за исполнением этого постановления.

Кроме того, введён запрет на захоронение:

Такие меры предприняты для того, чтобы избежать утилизации полезных компонентов и стимулировать их переработку. Также законом предусмотрена установка многочисленных контейнеров для раздельного сбора мусора. Сейчас проходит активное оснащение всех мусорных площадок.

На данном этапе реформы возле домов устанавливают два вида контейнеров: синий (для сухих отходов, которые пойдут на переработку) и серый (для «мокрого» мусора, часть которого подлежит компостированию, а остальное — утилизации).

В обиход хотят ввести оранжевые баки для особо опасных ТКО (батареек, ламп, градусников). Таким образом, государство планирует достичь двукратного сокращения отходов, утилизируемых на обычных полигонах.

Конечно, такой результат невозможен без расширения мощностей, поэтому ведётся работа по созданию новых комплексов сортировки и переработки. Три из них уже введены в эксплуатацию в Зарайске, Рошале, Серебряных Прудах.

За исполнением буквы закона теперь обязан следить региональный оператор (РО). Именно на него возложена ответственность за нарушения. К примеру, вывоз содержимого контейнера синего цвета на свалку обернётся для РО штрафом в размере 600 тысяч рублей.

Также в обязанности РО входят следующие действия по отношению к ТКО:

  • сбор;
  • транспортировка;
  • обработка;
  • утилизация;
  • обезвреживание;
  • захоронение.

Разумеется, создание принципиально новой отрасли по обращению с отходами подразумевает оплату гражданами данной коммунальной услуги.

Теперь жители должны будут оплачивать сбор, транспортировку и хранение мусора.

Тарифы для жителей региона

В платёжках появилась новая строка «Обращение с ТКО». Сумму оплаты за услугу для населения столицы и Подмосковья устанавливает Правительство Московской области.

Как рассчитывается сумма оплаты?

Оплата за услуги РО складывается из следующих величин:

  1. Базовая единица измерения. Она измеряется либо в кв. метрах жилого помещения, либо в сотрудниках и рабочих местах (для социальных учреждений, торговых сетей и т.д.).
  2. Норматив накопления. Он измеряется в кубических метрах и устанавливается Министерством экологии и природопользования области.

Размер оплаты за ТКО высчитывается по следующей формуле:

Тариф РО (руб./кв.м.)*Площадь объекта индивидуального жилищного строительства*0,7 (скидка).

Сумма оплаты зависит от того, на каком кластере производятся отходы. Для каждого кластера уже установлен единый тариф. Причём для Москвы и области учтено наличие большого количества граждан без регистрации.

Поэтому в данном регионе расчёт производится за квадратные метры. В противном случае в Московской области тарифы были бы в три раза больше установленных.

В остальных же регионах плата будет взиматься в зависимости от количества проживающих на территории человек.

Заключение договора с региональным оператором

Между жильцом или уполномоченным исполнительным органом и оператором должен быть заключён договор, благодаря которому РО может предоставлять свои услуги.

Если житель не составил письменный договор, то началом работы по обслуживанию считается заключение соглашения между РО и муниципалитетом. В свою очередь, оператор обязан разослать бланки договора всем жителям.

Финансовая сторона вопроса: сколько платить?

Предельные тарифы на услуги регионального оператора столицы и Московской области, в том числе сбор за раздельный вывоз, колеблются между 650-800 руб./куб.м.

Жители многоквартирных домов теперь будут платить в среднем около 8 руб/кв.м. Также действуют льготы для социально незащищённых лиц, жителей пенсионного возраста и тех людей, которые живут вблизи свалок.

Для последних скидка на обращение с ТКО достигнет 70%. В будущем власти планируют установить льготы для граждан, которые заинтересованы в соблюдении новых правил раздельного сбора мусора.

Как сортировать отходы сейчас, и какие изменения нас ждут в будущем?

Несмотря на активное проведение реформы, многие жители продолжают всё сваливать в один бак. Однако не все такие несознательные. Органы местного самоуправления зарегистрировали множество запросов от жителей касательно установки контейнеров по раздельному сбору.

Пока что, как говорилось ранее, в Москве и Подмосковье уже установлены контейнеры и баки синего и серого цвета для сортировки мусора. Мусоросборочные машины также выкрашены в соответствующие цвета.

Это сделано как во избежание путаницы, так и для того, чтобы каждый житель был уверен: отходы действительно разделяются и развозятся по назначению.

Кроме того, в Москве и Московской области транспорт для раздельного вывоза мусора будет опорожнять контейнеры в разные дни.

Мусоропроводы также собираются переоборудовать для «сухих» и «мокрых» отходов. В перспективе же грядёт проект по установке пяти видов баков для различных фракций:

Каждому виду будет присвоен определённый цвет. Важно помнить, что не все изделия подлежат переработке. К примеру, тетрапаки и испачканная едой бумага непригодны для рециклинга, поэтому выбрасывать их нужно в общий контейнер.

Разумеется, на данный момент жителям уже нужно приучать себя к сортировке отходов у себя дома, поставив для этого два мусорных ведра. Желательно тех же цветов, что и баки, дабы избежать путаницы среди домашних. Для экономии места можно приобрести специальный крепёж на дверцу внутри шкафчика.

Хорошо зарекомендовал себя измельчитель пищевых отходов, который подсоединяется к раковине. Он справляется даже с арбузными корками.

Однако всё упирается в нежелание граждан лишний раз ломать голову. Для повышения уровня экологической ответственности муниципальные власти и многочисленные активисты «зелёных» организаций проводят просветительскую деятельность среди населения.

Во многих школах Подмосковья и Московской области введён урок, на котором детям объясняют, как правильно сортировать мусор, и для чего это делать. Также в городах области проходят многочисленные тренинги, акции и флешмобы.

Карта с адресами пунктов приема и контейнеров

Recyclemap.ru – это карта пунктов приёма вторсырья, созданная организацией Гринпис. Она вам обязательно пригодится, если вы решили внести свою лепту в проект о раздельном сборе мусора.

Пользоваться ею очень просто:

  • выберите в меню слева своё местоположение;
  • там же выделите виды отходов, которые хотите сдать;
  • карта покажет вам ближайшие пункты раздельного сбора мусора в Москве и Московской области, а также проложит к ним маршрут.

Обратите внимание — для удобства нужно искать точку раздельного сбора, специализирующуюся на широком спектре отходов. Так вам не придётся ездить по городу и терять время.

Если вы знаете место приема вторсырья в Москве, но обнаружили, что его нет на карте, воспользуйтесь кнопкой «Предложить новый пункт» и добавьте адрес. Находится клавиша в правом нижнем углу.

Экологическая программа «Чистое Подмосковье»

«Чистое Подмосковье» — государственный проект, который проводится с целью защиты окружающей среды, изменения экологического мировоззрения граждан и полного перехода к раздельному сбору отходов.

Эта программа стартовала в августе 2017 года по инициативе и поручению губернатора Московской области.

Работа компании базируется на трёх принципах:

  1. Повсеместное экологическое образование. Участники стремятся привлечь внимание общественности к необходимости разделения мусора по контейнерам в Подмосковье и сокращению количества отходов, сформировать экопривычки. Проводится работа с населением, в т.ч. образовательные мероприятия среди школьников и студентов.
  2. Тщательный мониторинг поручений по раздельному сбору. Этим занимаются специальные группы, сформированные из сотрудников профильных министерств и ведомств. Совместно с общественными активистами и мусоровывозящими компаниями проводятся рейды по выявлению нарушений в сфере благоустройства, ликвидируются стихийные свалки.
  3. Волонтёрство. В реализацию поставленных задач вовлекаются неравнодушные граждане с активной экологической позицией.

В рамках проекта «Чистое Подмосковье» создана горячая линия. Любой житель может сообщить о нарушениях сбора и вывоза ТБО.

Перспективы сортировки бытовых отходов

По данным компании-оператора РТ ИНВЕСТ около 20 процентов жителей будет сортировать мусор по бакам.

Власти хотят за пару лет добиться роста показателя до 50-60%.

Проект по раздельному сбору мусора находится на инвестиционной стадии, которая по прогнозам затянется примерно на 3 года.

За это время государство планирует закупить спецтехнику и баки, построить перерабатывающие предприятия. Также было решено установить промежуточные пункты для сбора содержимого синих баков с целью сократить расходы на транспортировку. Из бюджета уйдёт около 20 млрд рублей.

Пока что операторы занимаются раздельным сбором и переработкой. С 2021 года к обязанностям планируют добавить рециклинг отходов в энергию.

Заводы по термической переработке уже строятся. В регионе таких появится четыре, каждый из которых в среднем рассчитан на 200 тыс. тонн.

В Москве уже установлено более 50% баков для раздельного сбора. За два месяца реализована половина программы, рассчитанной на год.

Видео по теме

Представленное видео — это новостной сюжет, в котором рассказывают о проведении реформы в системе сбора и переработки мусора в Москве и Московской области:

Выводы

Власти столицы делают ставку на сознательность граждан. Поэтому ведутся просветительские акции с целью повышения уровня экокультуры.

Благодаря проекту «Чистое Подмосковье» и многочисленным неофициальным экологическим организациям процесс формирования полезных привычек существенно активизировался — система раздельного сбора отходов начинает приживаться.

В целом, реформа не стоит на месте. Многое уже сделано. Важно понимать, что создание новой отрасли по обращению ТКО – дело не одного года, и результаты появятся не сразу.

Ссылка на основную публикацию