С 1 сентября за услуги ЖКХ платим по-новому

С 1 сентября вводятся новые правила расчета платы за коммунальные услуги

1 сентября вступают в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – новые Правила). Данные правила регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями). В соответствии с новыми Правилами уже с 1 сентября изменится порядок расчета платы за коммунальные услуги.

Большая часть новых Правил повторяет нормы, установленные действующими в настоящее время Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее – старые Правила). Однако вводятся и новые нормы. О некоторых из них расскажем более подробно.

Коммунальные услуги на общедомовые нужды

Новыми Правилами установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно – коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее – коммунальные услуги на общедомовые нужды) (п. 40 новых Правил). Таким образом, с 1 сентября в платежном документе, направляемом пользователю, должны быть отдельно выделены сумма к оплате за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Напомним, в старых Правилах была установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальные ресурсы, доведенные до границы сетей, входящих в состав общего имущества (абз. 2 п. 7 старых Правил). Однако в платежном документе не выделялись отдельно коммунальные услуги на общедомовые нужды, а также не были установлены отдельные формулы для расчета платы за такие услуги.

По новым Правилам размер платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом (нежилом) помещении, будет рассчитываться практически в таком же порядке, как это было предусмотрено старыми Правилами.

А вот для оплаты каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды новые Правила устанавливают свой порядок расчета. К таким услугам новые Правила относят холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета коммунальной услуги, то оплата за соответствующую услугу будет рассчитываться исходя из показаний данного прибора. Если же такой прибор не установлен, то в основу расчета будет положен норматив потребления, устанавливаемый органами госвласти субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”). Ресурсоснабжающая организация будет начислять для исполнителей сумму к оплате за весь многоквартирный дом.

При этом конечный потребитель обязан будет вносить только ту часть платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, которая приходится на его жилое (нежилое) помещение. Размер платы для каждого собственника рассчитывается исходя из отношения площади его жилого (нежилого) помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений.

Расчет суммы к оплате будет зависеть от двух факторов:

– установлен ли коллективный (общедомовой) прибор учета той или иной коммунальной услуги;

– установлены ли индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета в жилых (нежилых) помещениях в данном доме.

Проще всего конечная плата за пользование коммунальными услугами определяется, если все помещения в многоквартирном доме оснащены индивидуальными приборами учета. В этом случае искомая сумма будет высчитываться исходя из разницы между показаниями общедомового прибора учета и всеми показаниями индивидуальных приборов учета. Сложнее всего вычислить сумму к оплате, когда часть помещений оснащена приборами учета, а другая не оснащена. Тогда для расчета платы в отношении помещений, оборудованных приборами учета, будет использоваться реально потребленный объем коммунальной услуги, а для необорудованных – норматив потребления, утвержденный органами госвласти субъектов РФ.

Заключение договора о предоставлении коммунальных услуг

Новыми правилами гораздо подробнее урегулирован порядок и условия заключения договора на поставки коммунальных услуг потребителям. В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме могут содержаться в трех возможных документах (п. 9 новых Правил):

– в договоре управления многоквартирным домом, если дом управляется управляющей организацией. Исполнителем по договору будет управляющая организация;

– в договоре о предоставлении коммунальных услуг, если дом управляется товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, либо иным специализированным потребительским кооперативом. Такие договора заключаются между ТСЖ (кооперативом) и каждым собственником жилых (нежилых) помещений в доме;

– в договоре о предоставлении определенного вида коммунальных услуг (электроснабжения, теплоснабжения и т.д.), заключаемом каждым собственником с ресурсоснабжающей организацией, если в качестве формы управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. В этом случае для упрощения процедуры заключения договоров собственники жилых помещений могут уполномочить какое-либо лицо обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников (п. 26 новых Правил).

В п. 19 новых Правил перечислены сведения, которые должны включаться в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг.

Отметим, что потребитель может заключить подобный договор не только в письменной форме, но и путем совершения действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (п. 6 новых Правил). Особо подчеркивается, что потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Сама процедура заключения договора о предоставлении коммунальных услуг регламентирована Новыми правилами детально, включая правила урегулирования разногласий и правила предоставления недостающих документов.

Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг

В соответствии с новыми Правилами изменится порядок ограничения или приостановления коммунальных услуг в случае их неполной оплаты.

Напомним, что по старым Правилам исполнитель мог приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, если у потребителя возникла задолженность, превышающая три месячных размера платы за одну или несколько коммунальных услуг, и не было достигнуто соглашение о погашении такой задолженности. Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг было возможно через месяц после направления потребителю письменного предупреждения (п. 80 старых Правил).

Данный порядок в целом сохранится, однако в него будут внесены некоторые изменения. Так, будет возможно приостановление или ограничение представления только той услуги, в отношении которой имеется задолженность (п. п. 117 – 119 новых Правил). Например, за задолженность по оплате электроэнергии нельзя будет ограничить потребление холодной воды или газа.

В новых Правилах также установлено, что если потребитель не оплачивает коммунальные услуги полностью, то исполнитель обязан учитывать задолженность по каждому виду коммунальных услуг отдельно. В ситуации, когда пользователь вносит частичную оплату, исполнитель обязан распределять полученные средства по всем видам услуг пропорционально размерам платы за каждый из них.

Размер задолженности в целях ограничения или приостановления поставки услуги, как и по старым Правилам, будет рассчитываться исходя из нормативов потребления, даже если у потребителя установлен прибор учета.

Нежилое помещение в многоквартирном доме

Новые Правила, в отличие от старых, распространяют свое действие не только на граждан, но и на юрлица и индивидуальных предпринимателей, которые являются собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах. Для них за некоторыми исключениями устанавливается такой же порядок взаимодействия с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, что и для граждан

Исключение, установленное п. 18 новых Правил, состоит в том, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме может самостоятельно заключать договоры об обеспечении любыми коммунальными ресурсами непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. При этом в новых Правилах нет оговорки о том, что вариант заключения договора зависит от избранного способа управления многоквартирным домом.

Если собственник нежилого помещения заключает такой договор напрямую с ресурсоснабжающими организациями, то на него, так же как и на собственников жилых помещений, ложится обязанность предоставлять исполнителю (как правило, это управляющая компания) данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период.

Отметим, что для нежилого помещения устанавливаются такие же правила расчета платы за коммунальные услуги, как и для жилого, но только при условии, что нежилое помещение оборудовано прибором учета услуг.

Если же нежилое помещение таким прибором не оборудовано, то плата за коммунальные услуги для него будет определяться иначе. Для жилого помещения, не оборудованного приборами учета, объем потребленных услуг определяется исходя из нормативов потребления, а для нежилого – исходя из расчетного объема коммунального ресурса (п. 43 новых Правил).

Впрочем, для определения расчетного объема коммунального ресурса все равно необходима информация о показаниях прибора учета хотя бы за три месяца (п. 59 новых Правил). Если же нежилое помещение никогда не оборудовалось прибором учета либо такой прибор работал менее трех месяцев, то для определения расчетного объема коммунального ресурса применяются расчетные способы, установленные либо в договоре между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, либо в соответствии с законодательством о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении.

Рассрочка уплаты и перерасчет при временном отсутствии потребителя

Новые Правила устанавливают норму, позволяющую оплатить коммунальные услуги в рассрочку в случае значительного увеличения размера платы за услугу. Если сумма, начисленная к оплате за коммунальную услугу, на 25 процентов превышает сумму, начисленную за ту же услугу за аналогичный период прошлого года, то исполнитель будет обязан в одном платежном документе отразить два возможных способа оплаты данной услуги (п. 72 новых Правил).

Потребитель вправе по своему усмотрению оплатить предоставленную услугу либо единовременно, либо в рассрочку. Новые Правила устанавливают фиксированный размер подобной рассрочки: плату за коммунальную услугу нужно будет вносить равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка. При этом за предоставленную рассрочку взимаются проценты, максимальный размер которых не может превышать размер ставки рефинансирования ЦБ РФ на три процента и более. У потребителя, оплачивающего коммунальную услугу в рассрочку, также есть право в любой момент досрочно погасить оставшуюся часть задолженности.

Если потребитель воспользовался правом оплатить коммунальные платежи в рассрочку, то такую же рассрочку и на тех же условиях обязана предоставить исполнителю соответствующая ресурсоснабжающая организация.

Отметим, что рассрочка потребителю не предоставляется, если увеличение платы вызвано увеличением постоянно или временно проживающих в помещении потребителей.

Новыми Правилами также изменен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. Как и ранее, такой перерасчет будет возможен только в случае, если у потребителя не установлен индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета.

Во-первых, новый порядок перерасчета касается только той части коммунальных платежей, которую потребитель уплачивает за услуги, предоставленные непосредственно в жилое помещение. Коммунальные платежи на общедомовые нужды перерасчету не подлежат.

Во-вторых, установлены формальные требования к документам, подтверждающим временное отсутствие потребителя по месту постоянного жительства. Теперь такие документы должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем) и заверены печатью такой организации, а также должны иметь регистрационный номер и дату выдачи. Данное требование не распространяется только на проездные билеты и иные документы, подтверждающие факт использования проездного документа. Сам перечень документов был открытым и ранее, однако в новых Правилах он был дополнен тремя новыми документами:

– справка учебного заведения;

– справка консульского учреждения;

– справка дачного, садового, огороднического товарищества.

В-третьих, установлены сроки, в которые потребитель вправе обратиться за перерасчетом коммунальных платежей. Он может сделать это либо до начала периода временного отсутствия (тогда перерасчет производится на срок до шести месяцев, который можно продлить еще на полгода), либо в течение 30 дней после окончания временного отсутствия.

В сентябре изменились правила оплаты коммунальных услуг

С 1 сентября снова, второй раз за год, повысились тарифы на коммунальные услуги – прирост составил максимум 6% (с учетом первого повышения в июле – 12%).

Кроме того, начали действовать новые правила оплаты за жилье и коммуналку.

Правила были утверждены правительством более года назад – “РГ” публиковала их 1 июня 2011 года. Больше года потребовалось, чтобы регионы рассчитали новые нормативы по оплате, поскольку одно из главных нововведений – “раздвоение платежей” на индивидуальные и на общедомовые. А теперь подробнее об этом и о других изменениях.

Оплата за сентябрь пойдет по новой квитанции. Главное отличие от прежнего порядка – теперь платеж за каждый ресурс (тепло, свет, горячую и холодную воду и т. д.) будет поделен на две части – индивидуальное потребление (по внутриквартирным приборам учета или нормативам потребления, если счетчики не установлены) и общедомовые нужды (по общедомовым счетчикам или опять-таки по нормативам, если счетчиков нет). До сих пор цифра была единой, и понять, как перераспределяется между жильцами плата, например за освещение и обогрев подъездов, было очень сложно.

Нормативы потребления по каждому виду коммунальных услуг и типу потребления обязательно указываются в квитке. Чтобы проверить правильность начислений, теперь не нужно будет выискивать эти нормативы, перерывая горы документов. Кроме того, управляющей организации придется ежемесячно открывать показания общедомовых приборов учета, что опять-таки сегодня делают далеко не все управдомы.

Ужесточается борьба с должниками. По новым правилам, применять санкции к ним можно будет за гораздо меньшие суммы долга. Самая первая мера воздействия на неаккуратных плательщиков – им отключают воду, свет, газ. Сегодня могут наказать и в том случае, если человек не 100-процентный должник, а платит, но только частично (гасит долг постепенно).

По новым правилам, как только долг по оплате какой-либо услуги (например, света или воды) превысит сумму трех месячных платежей, рассчитанных исходя из норматива потребления, неплательщику отправляют письменно напоминание-предупреждение. Некоторые “продвинутые” управляющие рассылают эсэмэски и делают автоматические звонки на телефоны должников. На погашение долга отводится 30 дней, потом снова делается предупреждение о том, что кран “перекрывается”.

В результате в некоторых случаях остаться без света и воды можно, задержав оплату всего на месяц. Например, если семья из трех человек пропустит один платеж, величина долга как раз и будет равна трем нормативным суммам.

Зато жильцам предоставлено право получить отсрочку в случае резкого подорожания коммуналки. Кстати, информация об изменении тарифов и нормативов потребления должна доводиться до потребителей в письменной форме минимум за 30 дней до даты выставления платежных документов.

Если размер платы за месяц окажется выше на 25% такого же платежа в предыдущем году, можно оформить рассрочку – вносить оплату равными долями в течение 12 месяцев. Правда, на оставшийся долг начисляется процент исходя из ставки рефинансирования Центробанка плюс 3% (на день предоставления рассрочки).

Отменяется “правило 13-й платежки”. Напомним, во многих городах коммунальщики грешат тем, что в конце года делают перерасчет по количеству поданного жителям тепла, выставляя дополнительные платежи. Причем далеко не всегда обоснованные.

По новым правилам все расчеты по оплате тепла должны проводиться по фактическому потреблению ежемесячно. Правда, буквально несколько дней назад правительство внесло изменения в этот пункт правил, разрешив на переходный период до 2014 года по решению региональных властей сохранить прежний порядок оплаты тепла – равными платежами в течение всего года исходя из нормативов потребления (для домов, не оснащенных приборами учета). Регионы должны принять соответствующие документы до 15 сентября.

Читайте также:  Плату за ремонт и уборку подъездов могут увеличить

Сохраняется принцип “уехал – не плати”. Если семья (член семьи) отсутствует в квартире более пяти дней и подтвердит это документально, ему должны сделать перерасчет по оплате воды (если нет счетчика). За отопление платить придется, как и вносить плату на общедомовые нужды.

При этом оформить свое отсутствие станет хлопотнее. Перечень подтверждающих отъезд документов стал шире. В некоторых случаях их придется дублировать (например, управляющая компания имеет право в дополнение к имеющейся копии приказа о командировке запросить проездные билеты). Еще одно ужесточение – многие справки требуется подписывать у должностного лица, заверять печатью, ставить регистрационный номер и дату выдачи. Эти меры направлены против подделывания документов.

6 Правила сохраняют возможность уменьшения оплаты за плохое качество коммунальной услуги.

Холодная вода. Должна поставляться бесперебойно, круглосуточно в течение всего года. Допустимо прервать подачу лишь на 8 часов в месяц (суммарно), 4 часа единовременно, если где-то произошла авария.

Правила перерасчета. Если воду не подают дольше, чем разрешают правила, размер платы за месяц, в котором это произошло, снижается на 0,15 процентов за каждый час превышения “разрешенной” паузы.

Горячая вода. Поставляться должна так же, как и холодная. Если авария случилась на тупиковой магистрали, допускается перерыв в подаче воды на время ремонта до 24 часов подряд. Температура горячей воды должна соответствовать нормативам. Допускается отклонение в температуре ночью (с 0 до 5 часов ) максимум на 5 С, а днем (с 5 утра до полуночи) – на 3 С.

Правила перерасчета. За перерывы в подаче горячей воды оплата снижается так же, как и в случае с холодной – на 0,15 процентов за каждый час превышения. За воду пониженной температуры можно платить на 0,1% меньше за каждые 3 С отступления от разрешенных отклонений. Если температура горячей воды ниже 40 С, за нее можно платить как за холодную.

Электричество. Подается бесперебойно, круглосуточно, с необходимой частотой электротока и напряжением. Допустимая продолжительность перерыва – 2 часа, если есть резервные источники питания. И 24 часа – если такого источника нет.

Правила перерасчета. Размер оплаты снижается на 0,15 процентов за расчетный период, в котором произошло нарушение.

Газ. Должен поставляться без перебоев и с установленным нормативами давлением. Допустимый перерыв в подаче – суммарно не более 4 часов в течение месяца.

Правила перерасчета. За каждый час превышения допустимого перерыва плата снижается на 0,15 процентов.

Отопление. Продолжительность перерыва – не более 24 часов в месяц (суммарно). Не более 16 часов – при температуре в помещениях более +12 С. Не более 8 часов – при температуре +10 – +12 С. Не более 4 часов – при температуре +8 – +10 С.

Нормативная температура в жилых помещениях – не ниже +18 С. В угловых – +20 С. Допустимое превышение – не более 4 С., снижение – до 3 С. и только ночью. Снижать температуру днем нельзя.

Правила перерасчета. За каждый час отклонения оплата снижается на 0,15 процентов.

Документы, подтверждающие отсутствие жильцов для перерасчета:

копия командировочного удостоверения или приказа о направлении в командировку с приложением копий проездных документов;

билеты или их заверенные копии. К электронным билетам прикладываются документы, подтверждающие, что поездка состоялась;

документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его пребывания;

копия паспорта с отметками о пересечении границы;

справка из больницы или санатория о лечении;

счета за проживание в гостинице или их заверенные копии;

справка из вневедомственной охраны о сроке, в течение которого квартира не снималась с охраны;

справка из учреждений круглосуточного пребывания детей (школы-интернаты, детские дома и т.д.);

справка дачного, садового товарищества.

На время отсутствия можно поручить управляющей компании опломбировать краны. При возвращении пломбы снимаются, перерасчет производится без предоставления документов.

По этому телефону эксперты фонда “Институт экономики города” Дмитрий Павлович Гордеев и Владилен Юрьевич Прокофьев будут принимать ваши вопросы о новых Правилах предоставления коммунальных услуг 12 сентября с 12 до 13 часов по московскому времени.

Звонки из всех регионов страны бесплатны.

Вопросы можно прислать заранее по факсу: (495) 257-58-92, и электронной почте nevin@rg.ru

Читайте также последние новости ЖКХ России

Более 200 жилых домов и почти 30 социальных объектов остались без отопления и горячей воды в Железнодорожном районе Воронежа вечером 31 января, сообщила пресс-служба мэрии. Решение об отключении принято в связи с необходимостью проведения ремонтных работ.

В Ростове-на-Дону жильцам многоквартирного дома на улице Веры Пановой управляющая компания пересчитала оплату за услуги ЖКУ и вернула более 970 тысяч рублей. Об этом “РГ” сообщил руководитель Госжилинспекции Ростовской области Павел Асташев.

Взыскание с жителей долгов по квартплате может приостановиться с апреля, если в ближайшие недели не удастся найти решение правовой коллизии, рассказала на пресс-конференции глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Доследственная проверка организована по факту сообщения о незаконном подключении к газовой сети многоэтажного дома в посёлке Северный под Белгородом, сообщили 30 января в пресс-службе регионального Следственного комитета. В целях безопасности здание отключено от газа.

Заменить предстоит более 900 подъемников, притом, что в других округах заменят по 300-200 лифтов. Почему на юго-востоке запланирован большой объем работ, “РГ” рассказали в пресс-службе фонда капремонта Москвы.

Печально известный полигон ТБО недалеко от деревни Посохова, куда десятки лет вывозили бытовые отходы, преимущественно из Тюмени, наконец ждет рекультивация. Она начнется после завершения недавно объявленного конкурса. Стартовая цена госконтракта – 210,5 миллиона рублей. Будущему подрядчику предстоит.

Из-за бесснежной тёплой зимы расходы на отопление в Белгородской области сократились на четверть. Такие данные привёл 29 января на своей странице в социальной сети губернатор Евгений Савченко.

Челябинцы недоумевают: с контейнерных площадок стали исчезать ставшие уже привычными сетчатые емкости для сбора пластика и бумаги. Как выяснилось, их забирают не воры, а регоператор по обращению с ТКО. А причина в том, что реализацию пилотных проектов по раздельному сбору мусора в регионе начали с Копейска.

Порыв теплотрассы на улице Гагринской в Ростове-на-Дону ликвидирован. Об этом “ИА REGNUM” сообщили в городской администрации.

В этом году в Подмосковье закроют еще два мусорных полигона – “Ядрово” в Волоколамске и “Лесная” в Серпухове. Такое поручение дал губернатор области Андрей Воробьев.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Каждый из нас платит квартплату, которая растет год от года. Государство выделяет дотации коммунальщикам на ремонт домов. Но трубы все равно текут, а в ЖЭКах только руками разводят: денег на все не хватает. Такая устаревшая система ЖКХ – бездонная бочка, в которой таинственным образом исчезают огромные суммы. А ведь за границей коммуналка – это прибыльный бизнес, которым занимаются частные фирмы. Довольны и жильцы – они платят вполне разумную квартплату, и коммерсанты-коммунальщики, которым денег хватает и на поддержание домов в нормальном состоянии, и еще прибыль остается.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, крыши, ограждающие несущие конструкции и тд. Согласно п. 28 данного Постановления собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за жилое помещение. В связи с чем, независимо на каком этаже проживает собственник, он обязан подчиниться решению общего собрания в противном случае необходимые средства с него могут взыскать в судебном порядке с учетом соответствующих издержек.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Карта-навигатор внутри Если вы в течение последних лет совершали сделки с недвижимостью – эта книга для вас. Мы поможем правильно рассчитать налог на имущество, который вы должны платить. Мы расскажем вам о том, что такое налоговый вычет, как им правильно пользоваться и что сделать, чтобы вернуть свои деньги наиболее быстрым и грамотным способом.

Как работают современные банки и что они делают с нашими деньгами? Почему мы платим такие большие комиссии и как разобраться в платежах по кредиту? Какие виды пластиковых карт бывают и как ими пользоваться? В этой книге вы найдете все ответы, а также узнаете 30 проверенных способов, как взять кредит и легко его выплатить. Книга будет.

Новые платёжки ЖКХ придут жителям Подмосковья

В сентябре в Московской области появятся обновлённые платёжки за услуги ЖКХ. Изменение коснётся строки «Обращение с твёрдыми коммунальными отходами».

«Метраж, который рассчитывается, привязан к тарифу, а внизу красным шрифтом выделено то, как проводится расчёт исходя из общего тарифа, который утверждён для регионального оператора. Даже формула расчёта написана. Мы считаем, что так удобно», — сказал министр ЖКХ Московской области Евгений ХРОМУШИН в эфире телеканала «360».

По словам министра, это гораздо удобнее нынешнего формата. На «обкатку» уйдёт два месяца. Новые платёжки начнут приходить уже с 1 сентября. «Люди должны понимать, за что платят», — объяснил Хромушин необходимость изменений.

Обновлённая платёжка за коммунальные услуги в Подмосковье

В 2018 году Одинцовский район стал одним из участников эксперимента — управляющие компании начали присылать платёжки с прописанным отдельной строкой сбором и вывозом мусора.

Расчёт тарифа по площади — резонансный вопрос

Мусорная реформа в Подмосковье стартовала 1 января 2019 года. Весь регион поделили на семь кластеров, в каждом из которых работает региональный оператор. Одинцовский район получил самый высокий тариф — 9 руб. с квадратного метра. В качестве обоснования инициаторы реформы назвали отсутствие в муниципалитете мусороперерабатывающих заводов и мусорных полигонов.

Вывоз мусора считают по формуле Ст = S х Т х N:

  • S — площадь квартиры или жилого дома
  • Т — единый предельный тариф на вывоз твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и крупногабаритного мусора. В Одинцовском районе (округе) он составляет 949,56 руб.
  • N — норматив накопления твёрдых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора. Он составляет 0,114.

Например, квартира площадью 50 м²: 50×949,56×0,114=5412,49 руб. в год. В месяц — 451 руб.

Рост тарифа и его расчёт по квадратным метрам вызвал большой резонанс. Постановление федерального правительства №354 предполагает два варианта расчёта: с количества зарегистрированных проживающих или же с площади помещения. Подмосковное правительство выбрало второй вариант. Жители и общественники неоднократно называли новый расчёт несправедливым, направляя обращения в различные инстанции.

Министр ЖКХ: «Расчёт — только с квадратных метров»

Остаётся неизвестной судьба предложения рассчитывать плату за вывоз отходов по количеству прописанных в квартире. Но, судя по всему, от расчёта по площади областные власти отказываться не собираются. В июле министр ЖКХ Евгений Хромушин, отвечая на вопрос жителя Лесного городка, заявил, что расчёт может происходить только с квадратных метров:

Мы никогда не платили за мусор с человека. Всегда плата за обращение с отходами находилась внутри строки содержание и ремонт жилья и всегда она рассчитывалась с метра. Независимо от того находится человек в квартире или нет, я обязан в его дворе установить контейнерную площадку, должен спланировать путь мусоровоза и должен иметь лимиты по обращению с отходами на комплексах переработки отходов. Эта вся цепочка требует постоянной работы системы.

Мусорная реформа «буксует» 8 месяцев

С самого начала реформы губернатор Андрей ВОРОБЬЁВ и его подчинённые трубят об успехах и прорывах, хотя всё это время жители говорят не только о высоких тарифах, но и об отсутствии отрасли переработки и нехватки у регоператоров необходимой техники. Фотографии заваленных мусором контейнерных площадок пополняют соцсети регулярно. И Одинцово в этом — один из лидеров региона.

Встречают сопротивление планы строительства мусоросжигательных заводов — жители и экологи требуют от чиновников пересмотреть планы в сторону более безопасных заводов по переработке.

Также вызывает много вопросов так называемая «инвестиционная составляющая тарифа», когда население по факту оплачивают создание инфраструктуры для региональных операторов, не являясь при этом ни кредитором, ни инвестором. Ранее стало известно, что вывоз мусора для жителей Московской области обходится дороже, чем для всех остальных жителей российских регионов.

Круглый стол в Мособлдуме по мусорной реформе, апрель 2019 года

Власти Подмосковья не обращают внимание на требования приостановить мусорную реформу, чтобы разобраться со всеми этими проблемами. Более того, подмосковный министр экологии Дмитрий КУРАКИН допустил повышение тарифа на вывоз мусора, назвав существующий недостаточно высоким для создания «высокотехнологичной отрасли по переработке».

Что изменится в ЖКХ: единая платежка, тарифы, комиссии

23.01.2020 в 18:49, просмотров: 111585

С 2020 года в сфере ЖКХ заработают новые правила. Ряд положений начнут действовать уже весной, какие-то обретут силу летом, другие вот-вот примет Госдума. Тарифы по традиции вырастут. Впрочем, российские потребители давно свыклись с тем, что «коммуналка» вытягивает из их кошельков все больше и больше денег. В среднем по стране каждая семья отдает на нее около 10% своего дохода. С учетом общей депрессивной ситуации в экономике миллионам людей оплата услуг ЖКХ становится не по карману, а очередная платежка — словно ножом по сердцу. Наступивший год готовит жильцам много сюрпризов: будет изменен порядок поверки счетчиков, появится единый платежный документ (ЕПД), а тарифы подведут под «эталон». Каждая коммунальная новинка имеет свои плюсы и минусы. Чего больше — мы разбирались вместе с экспертами в сфере ЖКХ.

Тариф по лету повышают

С 1 июля 2020 года плата за коммунальные услуги в России вырастет в среднем на 4% — что, кстати, выше плановой годовой инфляции в 3%. В зависимости от субъектов Федерации подорожание составит от 2,4% до 6,5%. То есть для некоторых регионов коммунальный тариф возрастет вдвое по сравнению со средним уровнем инфляции. Стоит ли удивляться, что пока тарифы растут, увеличивается общая задолженность населения за услуги ЖКХ. На конец первого полугодия 2019-го (более свежих данных пока нет) долг потребителей составил 547,4 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го прирост составил 4%.

Петр Пушкарев, шеф-аналитик TeleTrade: «Чтобы нивелировать рост коммунальных тарифов, необходимо дотировать население по-крупному — скажем, на 25% от полной суммы платежки. Конечно, помогать надо не всем, а семьям с низкими подушевыми доходами или с высоким уровнем долговой нагрузки. Льготы по оплате коммунальных услуг пригодились бы сильно закредитованным домохозяйствам, тем, чей доход меньше 2 размеров МРОТ на человека, а также одиноким пенсионерам. Нужна государственная система льгот. Только в таком случае местные власти будут заинтересованы лучше контролировать обоснованность тарифов управляющих компаний: особенно если будут стимулы в виде зависимости сумм трансферов в местные бюджеты от суммы экономии. Разработка и внедрение таких механизмов позволят решить серьезные вопросы, касающиеся уменьшения долговой нагрузки населения за услуги ЖКХ».

Заплатим по «эталону»

Правительство утвердило план перехода к эталонным тарифам на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение. Данные мероприятия рассчитаны с сентября 2019-го по август 2020 года. ФАС, Минэкономразвития и Минстрой будут исполнителями этой «дорожной карты». После августа 2020 года ими должен быть подготовлен проект нормативно-правового акта по установлению эталонов.

Читайте также:  Ульяновцам на заметку если из соседней квартиры ползут насекомые

Напомним, в августе 2018 года Владимир Путин поручил правительству осуществить переход на «эталонный» принцип формирования тарифов с целью защиты интересов потребителей и избежания перекосов в оплате «коммуналки». По подсчетам регуляторов, в разных регионах России максимальный платеж за услуги ЖКХ может превышать минимальный, например, в 55 раз, если речь идет о водоотводе, или в 40 раз — если о водоснабжении.

Федеральная антимонопольная служба предлагает устанавливать эталонные расценки на жилищно-коммунальные услуги на длительный срок — 5–10 лет. Таким образом местным властям и ресурсникам, которые регулярно заявляют о том, что работают на грани рентабельности, хотят связать руки и запретить увеличивать тарифы для населения выше установленного предела. Как в таком случае изменятся суммы в платежках и станет ли процесс начисления платы более прозрачным? Независимые эксперты сомневаются в пользе стандартизации предоставляемых коммунальных услуг и выведения универсального «эталона».

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра: «Эталонные тарифы, с одной стороны, призваны сократить разрыв в стоимости одних и тех же услуг у аналогичных поставщиков ресурсов. С другой стороны, пока непонятно, насколько корректно будут рассчитаны «эталоны» и будут ли учтены региональные особенности и отличия различных организаций, предоставляющих соответствующие услуги».

На поверку становись!

С сентября изменится методика фиксации данных о потреблении ресурсов, а также актуализация этих сведений. Сведения о проведенной поверке приборов учета сразу будут включать в единый госреестр. Бумажные же свидетельства будут носить дополнительный характер. Напомним, каждому потребителю после установки счетчиков необходимо следить за их корректной работой и состоянием. Во избежание неточности показаний или поломки устройства необходимо проводить специальную процедуру — поверку. По истечении срока, указанного в технической документации, также необходимо проводить поверку устройства. Коммунальные службы могут предупреждать о необходимости проведения процедуры заранее. Но возникает вопрос: снизит ли данная новация риск мошенничества, когда поверка навязывается под предлогом требований законодательства? Ведь уже сейчас развелось немало аферистов, которые пудрят мозги одиноким старушкам, разводя их на приобретение более дорогих приборов учета.

Наталья Тарасова, адвокат: «Изменение порядка поверки счетчиков — положительное нововведение, так как это позволит сократить число случаев мошенничества, когда граждан принуждают к смене счетчиков под предлогом истечения срока их действия. Теперь потребители смогут ссылаться на запись в реестре Росстандарта. Если граждане будут знать точную дату следующей поверки счетчиков, то у мошенников будет меньше возможностей для обмана населения».

Единая платежка для всех услуг

Пока правительство не поддержало законопроект о единой квитанции за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Однако работа над единой жировкой продолжается — и эксперты не исключают, что законопроект о введении ЕПД может быть принят уже весной 2020 года.

Переход от нескольких платежных документов, которые получают жильцы сегодня, к одной жировке — идея, с одной стороны, здравая. Но с другой — остается слишком много вопросов, связанных с реализацией задумки. Одна случайно проскочившая неверная цифра может привести к серьезной путанице и к последующим переплатам за потребленные ресурсы. Минимизировать ошибки получится лишь в том случае, если водоканалы, теплоснабжающие организации, электроэнергетики, газовики соберутся в один пул и решат объединить платежи по всем коммунальным услугам в единый документ, который будет приходить к собственникам квартир, а напротив каждого ресурса в квитанции будет указан отдельный расчетный счет. Насколько реально такое единение — большой вопрос.

Светлана Разворотнева, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ: «Если потребитель, к примеру, в летний период не пользовался в своей квартире рядом услуг, так как проживал на даче, их можно не оплачивать. ЕПД упрощает решение подобной задачи. Но главная сложность заключается в техническом исполнении этого плана. В существующей редакции законопроекта ничего не сказано о том, кто будет выпускать единую платежку».

Счетчик с умом

На 2020 год запланировано массовое внедрение «умных» счетчиков электроэнергии. Речь о дистанционных приборах учета, которые снимают показатели в режиме онлайн и передают их через Интернет уполномоченным учреждениям. Первое время на такие устройства начнут заменять те счетчики, чей срок эксплуатации уже подошел к концу. Новостройки будут оснащаться интеллектуальной системой автоматически. Между тем стоят такие аппараты дороже, чем привычные устройства. По оценкам экспертов, цена на них стартует от 10 тыс. рублей. Итоговая стоимость зависит от фирмы-производителя.

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра: «Тема потерь, которые несут энергокомпании, на слуху уже не первый год. После установки «умных» счетчиков у некоторых домохозяйств могут появиться новые издержки. Управляющие компании, скорее всего, при замене уже выработавших свои сроки счетчиков и установке новых захотят переложить свои затраты на плечи потребителей, что уже мы видели, и не раз. Однако в постепенном переходе на «умные» счетчики есть и положительные моменты. Они автоматизируют процессы снятия показаний и контроля потребления ресурсов как для рядовых потребителей, так и для организаций».

Банкам дадут по рукам

Некоторые коммунальные новации еще рассматриваются Госдумой, но поскольку они поддерживаются «Единой Россией» — практически наверняка обретут силу закона. В частности, депутаты планируют запретить банкам брать комиссию за платежи по ЖКХ. Выбрать, какой банк берет меньше комиссии, граждане могут и сейчас, хотя и мало кто из потребителей это в реальности мониторит: платят там, где привыкли. Между тем эксперты опасаются, что тотальный запрет приведет к тому, что банки будут брать еще большие комиссии с управляющих компаний, а те станут закладывать эти суммы в итоговые платежки. Такие нарушения ФАС уже выявляла, причем комиссии для управляющих компаний сферы ЖКХ доходили в ряде случаев до 7%, то есть явно имел место сговор УК и банка. Потребителям надо быть готовым к тому, что финансово-кредитные организации как-то компенсируют выпадающие от комиссий за ЖКХ доходы. Например, увеличат какие-нибудь совсем другие платежи: сделают на 100 руб. дороже обслуживание карт, или услугу sms-оповещения о платежах, или незаметно ухудшат условия по бонусным программам.

Вячеслав Максименко, руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка»: «Подобные решения, как отмена комиссии при оплате ЖКХ, являются ощутимыми и значимыми для общества. Это нововведение может привести к незначительному повышению цен на ЖКУ, в большей степени потому что банки, которые вынуждены будут отказаться от практики взимания 0,5–2,0% от коммунальных платежей, пересмотрят размер взимаемых комиссий по другим операциям. Ясно, что банки так или иначе будут искать способы не работать за просто так. Текущая инициатива призвана в первую очередь устранить наиболее одиозные случаи, когда, например, из-за недобросовестной конкуренции клиенты управляющих компаний были вынуждены платить драконовские комиссии за социально-значимые ЖКХ, в том случае если оплата совершалась не через тот банк, с которым у УК было заключено партнерское соглашение».

Как следует из анализа, который «МК» провел с помощью экспертов, некоторые нововведения положительно скажутся на добросовестных плательщиках, другие же, напротив, могут привести к неразберихе в платежках и спровоцировать рост стоимости услуг ЖКХ. При любом раскладе все вышеназванные новации так или иначе отразятся на стоимости и качестве «коммуналки». Вероятнее всего, ориентироваться в платежках, отслеживать начисленные суммы и доказывать ошибки станет проще благодаря «умным» счетчикам и новому порядку поверки устройств. В то же время потребителям придется смириться с тем, что тарифы продолжат расти и подорожание будет значительно выше уровня прогнозируемой инфляции, так как создать единую платежку и уравнять всех под один «эталон» вряд ли удастся.

РЕЙТИНГ ПРОБЛЕМ В ЖКХ

( III КВАРТАЛ 2019 ГОДА)

– Неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт дома

– Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги

– Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории

– Проблемы, возникающие в связи с введением новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

– Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг

– Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах

– Общее имущество в многоквартирном доме

– Проблемы с приборами учета

Источник: НП «ЖКХ Контроль»

Заголовок в газете: Коммуналка по-новому
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28177 от 24 января 2020 Тэги: ЖКХ, Инфляция, Электроэнергия, Общество, Власть, Экономика Персоны: Владимир Путин Организации: ЖКХ Единая Россия Правительство РФ Минэкономразвития Места: Россия

Госдума отменит комиссию за платежи по ЖКХ

В Госдуме хотят запретить брать дополнительную комиссию при оплате услуг ЖКХ. Соответствующий законопроект планируется внести в парламент до начала весны, сообщил «Известиям» депутат Сергей Неверов. По его словам, на эту инициативу уже получено одобрение Центробанка.

Сегодня банковская комиссия, которая взимается за жилищно-коммунальные услуги, составляет для физических лиц от 0,5 до 2% от стоимости услуги.

Размер зависит от того, каким способом совершается платеж: наличными через кассу, банкомат или онлайн.

«Есть два варианта регулирования этого вопроса. Первый — вносить правки в Жилищный кодекс с установлением запрета взимать комиссию с коммунальных платежей. Второй вариант — внести изменения в несколько законодательных актов, в том числе закон о банках, о национальной платежной системе»,— пояснил Неверов.

По его словам, изменения очень важны для граждан, для малообеспеченных семей, пенсионеров, так как они перестанут переплачивать за подобные услуги. Люди получают платежку и не понимают: почему они должны отдавать больше?

Банкиры отстояли штрафы

Депутат отметил, что предлагалось также ввести запрет на взимание комиссий при уплате штрафов и других платежей. Но после консультаций с банкирами было решено ограничиться перечислениями по коммуналке, поскольку с нового года кредитные организации уже понесли определенные потери. Например, был отменен так называемый банковский роуминг — комиссия за переводы в разные регионы внутри одного финансового учреждения.

«Центробанк нас поддерживает. Я уже обсуждал этот вопрос с Эльвирой Набиуллиной, в присутствии других коллег руководителей фракций», — пояснил Неверов, член ЕР. Единороссов готовы поддержать в «Справедливой России» и ЛДПР, а в КПРФ решили сначала ознакомиться с законопроектом детальнее. Если несправедливость в отношении граждан имеется, ее необходимо устранять, уточнил депутат-коммунист Николай Харитонов.

В ЛДПР полагают, что платежи социальной направленности должны быть целиком освобождены от любых комиссий. Населению с низкими доходами сегодня и так непросто оплачивать растущие тарифы ЖКХ.

Для кого-то 70 или 100 рублей — не деньги, но для бабушки, которая считает каждую копейку, это большая сумма, считают либерал-демократы.

О готовности проголосовать за законопроект заявили и в «Справедливой России». «Аналогичный законопроект мы недавно сами вносили в Госдуму. В целом с банковскими комиссиями надо разбираться более жестко. ЦБ должен это все четко контролировать», — считает первый зампред фракции Михаил Емельянов.

По мнению депутаты, банки взимают огромные и совершенно неоправданные комиссии по самым разным поводам.

В прошлом году правительство постановило запретить поставщикам ресурсов включать затраты на оплату комиссий банкам в тарифы ЖКХ. Тем не менее, по данным ФАС, коммунальщики закладывали банковскую комиссию в стоимость услуг. В некоторых случаях она доходила до 7% от суммы переводов.

При этом власти не могут сдержать неоправданный рост самих тарифов ЖКХ. 10 января сообщалось, что правительство предложило ввести наказание за завышение стоимости услуг ЖКХ. Над соответствующим законопроектом работает Минстрой. Сейчас Жилищный кодекс РФ не предполагает штрафов для ресурсоснабжающих компаний за завышение стоимости своих услуг.

Идею штрафов одобрили как в думском профильном комитете, так и во фракциях.

Тарифное хулиганство

В марте 2019 года глава ФАС Игорь Артемьев сообщал, что россияне переплачивают за ЖКХ более чем в два раза. Тогда он отмечал, что тарифы на воду могут отличаться в 54 раза в соседних регионах.

По словам Артемьева, «тарифное хулиганство» — инициатива местных властей.

Плата за коммунальные ресурсы — ощутимая статья расходов для россиян, которая постоянно увеличивается. Она может достигать до 13% от месячного дохода жителя. Об этом говорили подсчеты Сбербанка. По его данным за девять месяцев 2019 года, средний размер платежки за ЖКХ в России составлял 3826 рублей. В среднем же по стране из бюджета семьи на коммуналку уходит около 9% дохода.

Больше всего россиян беспокоит рост стоимости услуг ЖКХ, показал ранее опрос Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Подорожание коммунальных платежей — самая острая социальная проблема. О том, что их волнует именно это, заявили 48% респондентов.

В 2020 году тарифы ЖКХ повысятся 1 июля в среднем на 4%. В зависимости от субъектов рост составит от 2,4% до 6,5%. Это выше плановой инфляции в 3%.

В прошлом году тариф повышался дважды. Также в квитанциях в связи с началом «мусорной реформы» появилась новая строка — обращение с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора).

За это время долги россиян за коммунальные ресурсы копятся.

«На конец первого полугодия 2019 года долг населения составил 547,4 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 4%», — отвечали «Газете.Ru» в Минстрое России, ссылаясь на данные Росстата.

Новые правила начисления оплаты за услуги ЖКХ

Мы привыкли, что в доме есть тепло, свет, канализация, телевидение, теща. Простите, теща не всегда в этом списке, но и она способна нести тот же свет, тепло. Мы же говорим о тепле и свете не столько душевном, сколько об обычном свете, что горит в лампочках накаливания, и обычном тепле, что идет от батарей в наших квартирах и домах.

1-го сентября 2012 года не только миллионы школьников шагнули в обновленные учебные классы, но и вся страна довольно незаметно окунулась в новые правила начисления оплаты тарифов ЖКХ и даже дизайн самих квитанций («жировок» в просторечии) немного изменился, стал более информационно развернутым. В первый день нового учебного года вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг гражданам, и мы, как прилежные ученики 1-го сентября, присядем на уроке разъяснения сущности нововведений по сбору и начислению коммунальных платежей.

До 1-го сентября 2012 года компании ЖКХ начисляли тарифы, и собирали оплату за услуги опираясь на правила, датированные еще 2006-м годом. Тогда вовсю еще использовали нитевые лампы накаливания, вся сфера ЖКХ была государственной и управлением подачи тепла, воды, ТВ сигнала и прочих услуг занимались ДЕЗ-ы, ЖЭК-и, и совсем редко ТСЖ. Почти вся сфера коммунального хозяйства была под управлением государства. Подавляющее большинство населения в стране и ведать не ведали, что такое внутриквартирные счетчики учета на горячую и холодную воду, на газ, на отопление и проч. У кого-то, в основном в Москве, уже устанавливали счетчики воды, но никакой внятной политики по массовому внедрению внутриквартирных приборов учета с высоких трибун не проводилось.

Однако все течет, все меняется. Сначала новый президент РФ Дмитрий Медведев настойчиво показал себя не только искусным пользователем Интернета, но и обратил пристальное внимание на технологии энергосбережения. Инициатива убрать неэкономичные нитевые лампы накаливания исходила из его уст. Затем Новый Жилищный Кодекс призвал на рынок ЖКХ частников, и вместо ДЕЗ-ов и ЖЭК-ов государственных стали, как грибы после дождя, множится частные управляющие компании, ТСЖ, советы домов и проч. То есть частные фирмы стали внедрятся в, казалось, незыблемую вотчину государства – ЖКХ.

Читайте также:  В Санкт-Петербурге подписали закон о субсидиях по оплате ЖКУ

Наконец, тарифы стали расти внушительно, реально бить по карманам граждан и процесс установки счетчиков на воду стал набирать обороты. Появились не только отечественные счетчики, но и импортные. Стали налаживаться производства этих приборов под разными мировыми марками на Урале, в Санкт-Петербурге, Москве и т.д. Счетчики стали устанавливать как на весь дом в целом, так и в квартирах граждан чуть ли не в обязательном порядке. В итоге всех этих процессов созрела необходимость новых правил игры на рынке ЖКХ, которые бы отвечали уже современным реалиям энергосбережения, наличия конкурентной среды (пусть и слабой пока), повсеместного внедрения индивидуальных приборов учета, достижения прозрачности в платежах на счета управляющих компаний.

В целом новые правила, что вводятся с 1-го сентября 2012 г, полагаются во многом на старые по предоставлению коммунальных услуг образца 2006 года, но в этом году нас ждет целый ряд новшеств, которые реально касаются каждого жителя России.

Я помню хорошо, как даже еще в советское время мои родители ругались, когда на лестничной клетке в подъезде никто не убирался долгое время, или убирались плохо. Должна быть уборщица, и все тут! В подвале должны быть лампочки освещения, и все тут. Вернее, нас это мало волновало до тех пор, пока не возникала необходимость спуститься в тот самый подвал или пойти на чердак. Но ведь все эти общие помещения дома – тоже части нашего же дома!

По новым правилам сейчас, с 1-го сентября 2012 года, житель многоквартирного дома – уже не тот одинокий «цыпленок», что укрылся в своей скорлупе (квартире), а составная часть нечто большего: всего дома! Поэтому теперь появляется две статьи расходов в «жировке»: первая – это внутриквартирное потребление коммунальных услуг по счетчикам учета или по нормативам, и вторая – ОБЩЕДОМОВЫЕ нужды потребления тех же самых услуг. С квартирой все понятно, а вот что это за зверь такой – общедомовые площади? Сюда относят подвал, освещение лестничных пролетов, лифтовое хозяйство и проч.

А что тут сделаешь? Новый Жилищный Кодекс гласит, что собственники квартир в многоквартирном доме являются не только хозяевами своих, скажем, 70 метров квартиры, но и общедомовых территорий пропорционально площади их квартир. То есть владелец «однушки» будет как бы владеть и платить за меньшую площадь общедомовых помещений, нежели владелец «двушки» и «трешки».

Кстати, если в доме есть жильцы неравнодушные, то на придомовой территории красуются пышные клумбы, кустарники, деревья и все это требует поливки. А вода на поливку тоже входит в общедомовое потребление. Многие подъезды так же отапливаются батареями, и это тоже уже общедомовое потребление тепла. Лампочка на лестничной площадке – общедомовое потребление электричества. Итак,

ПЕРВОЕ новшество – мы платим теперь как за квартирное потребление коммунальных услуг (за себя), и, как говорится, «за того парня», то есть за ОБЩИЕ помещения в доме и за коммунальные ресурсы, необходимые для функционирования этих общих помещений. Раньше такого не было. Вот приключилась та же авария с водопроводом в подвале, к примеру. Залило все, общедомовой счетчик показал жуткий расход. Кто должен платить? Получается, по новым правилам, платить должны сами жильцы, пропорционально площади жилого помещения. Это разве справедливо? Думаю, что нет. Но пока это так. А то кто из жителей полезет в затопленный подвал искать общедомовой счетчик? Да и какие данные были на нем до аварии? Как это не прискорбно, но нам и придется оплачивать форс-мажоры типа протечек труб, заливов, аварий.

ВТОРОЕ: теперь «жировка» (квитанция ЕПД) представляет собой чуть ли не подробный прайс-лист. А вот это, я полагаю, справедливо. Здесь все теперь должно быть расписано отдельно: сколько следует заплатить за горячую воду, отдельно за холодную, за водоотведение, за электроснабжение и т.д. То есть каждая коммунальная услуга должна быть прописана отдельной строкой и что еще важнее там же теперь указывают утвержденный тариф за единицу потребления услуги. И по «жировке», если ее внимательно изучить, можно все просчитать: сколько вы как житель платите за свою квартиру, а сколько за общедомовые нужды. Итак, внимательнейшим образом теперь изучайте приходящие квитанции. Новые правила призваны сделать прозрачными для потребителя – нас с вами – наши же траты на услуги ЖКХ.

ТРЕТЬЕ: новые правила прямо таки вынуждают потребителя устанавливать разного рода счетчики. Потому что если их нет в квартире, то расчет услуг ЖКХ идет по нормативам, установленным тарифными органами, а эти нормативы чаще всего значительно завышены. Например, один ушлый пенсионер просчитал, что, не имея счетчиков на воду, ему начисляют теперь столько кубометров, что выходит у него дома есть маленький бассейн для дельфинчиков! К тому же, если нет индивидуального квартирного счетчика, значит, на жителя можно «повесить всех собак», то есть распределить все потери воды из течей, из прохудившихся труб, потребление воды теми же гастарбайтерами, что частенько живут в подвалах жилых домов, даже поливку кустов вокруг дома.

Общедомовые приборы учета УЖЕ обязательны к установке. Не за горами следующий правовой акт: ОБЯЗАННОСТЬ потребителя установить индивидуальные квартирные приборы учета. А покамест, если их нет, управляющие компании и тарифные органы будут «давить» тарифами. Посчитаешь и сам придешь к выводу, что лучше раскошелится на счетчики внутри квартиры. Важно еще помнить, что коммунальщики будут считать платежки по количеству прописанных в жилом помещении не только постоянно, но и тех, кто зарегистрирован временно.

А то у нас недавно выявили небольшую частную квартиру в Ставрополе, где оказалось прописано (устаревшее, но ходовое понятние) 123 человека. Части из этих граждан хозяева квартиры официально «дарили» микродоли (за деньги, понятное дело, и немалые), на которые уже можно зарегистрироваться постоянно. Регистрировали и временно страждущих граждан. В подобном случае по новым правилам квартплата может чуть ли не сравнятся по цене с самой квартирой (шутка) если не установлены индивидуальные счетчики. Ведь бухгалтерия управляющей компании будет считать всех 123 человека по итак высоким нормативам потребления воды, тепла и проч. Так что, даешь счетчики и еще раз счетчики!

ЧЕТВЕРТОЕ: Сейчас многие риэлторы отмечают снижение спроса на большие площади квартир. Люди экономят. Они понимают, что если по квартире можно кататься на велосипеде, то придется и платить как за «аэродром» в плане коммунальных платежей. Стремление к умеренности в площадях налицо на современном рынке недвижимости. В плане новых правил это тоже оправдано: начисления на каждую квартиру в многоэтажном доме за общедомовые потребленные ресурсы производятся пропорционально ПЛОЩАДИ конкретной квартиры (раньше начисления считались исходя из ОБЪЕМА потребленных ресурсов и делились на прописанных). Теперь же, чем больше метров в вашей квартире, тем больше вы будете платить по графе общедомовое потребление. Нас как будто хотят загнать в домики хоббитов. Может, это и не смешно, но факт: за большие жилые площади по новым правилам придется платить значительно больше.

Помню, еще в 90-е годы к нам в гости приезжал немец из Дюссельдорфа. По-русски говорил он очень сносно, и зашел разговор о том, кто и как платит за тепло, газ, свет, воду в России и Германии. Так вот он очень поразился тому, что даже летом мы- россияне- платим за отопление. Немец заявил, что странно топить батареи летом. На что мы ему сказали, что батареи то мы летом не топим, но за тепло в них платим. Мужик окончательно растерялся и задал наивный вопрос типа: «Зачем платить летом за отопление, когда оно еще и не работает?». Мы начали тогда туманно намекать, что страна наша – северная, холодная, но он не будь дурак спросил прямо: «Зачем летом платить за отопление дома, если все равно температура за окном летом даже в Москве 20 градусов выше нуля, а то и еще выше?» Мы не знали что ответить. Потому как тогда нам никто ничего особо в системе начислений платы ЖКХ и не разъяснял.

ПЯТОЕ: по новым правилам с 1-го сентября 2012 года вводится возможность платить за отопление рядовым потребителям только в течение отопительного сезона. Длится он в среднем по России 7 месяцев (на севере страны много дольше). Так что теперь будем платить за отопление только в течение 7 месяцев. Раньше вся годовая сумма по этой графе «размазывалась» на 12 месяцев равномерно. По-новому схема такова: получил отопление – плати месяц в месяц. Правда, если платить как раз по– западному, по европейски, то есть именно за отопительные месяцы, то и плата вырастет чуть ли не на 40, а то и 50% в эти 7 месяцев по сравнению с маем, летними месяцами и сентябрем. Итак, теперь если топят батареи, то будем за это тепло и платить. Батареи холодные – так и платить не за что.

ШЕСТОЕ: Изменились теперь с новыми правилами и сами квитанции ЕПД. Теперь в них есть графа общедомовые нужды, а раньше ее не было, также сейчас управляющие компании обязаны указывать в «жировках» показатели общедомовых счетчиков учета, общий объем потребленных общедомовых нужд. А еще внизу (скорее всего) на «жировке» появится отдельный небольшой блок перерасчета. Тут будут указано, на какую услугу был произведен перерасчет, и на основании чего это сделано, на какую сумму. Единого какого-то образца квитанции ЕПД (единого платежного документа) для всей России новые правила не предлагают. Они дают лишь приблизительный образец. Так что форма, размер, даже цвет квитанций и их дизайн в регионах может отличаться, и это не должно пугать потребителя. Также в ЕПД будут включены сведения о рассрочке платежей.

О рассрочке скажем чуть подробнее. Установлен срок рассрочки в 1 год для плательщика, если размер оплаты за услуги ЖКХ на четверть, то есть на 25%, выше, нежели за аналогичный месяц предыдущего года. Брать эту рассрочку или нет, каждый потребитель решает за себя. Если рост тарифов для семьи оказался внушительным, больно бьет по бюджету, то рассрочка, конечно, амортизирует негатив и уменьшит плату. Но все равно надо помнить, что рассрочка рассрочкой, а заплатить придется все равно по всем счетам. Для оформления рассрочки в абонентском отделе, скорее всего, потребуют заявления.

СЕДЬМОЕ: по новым правилам у тех, кто не платит по счетам вовремя, ситуация ухудшится. Раньше требовалось полгода неплатежей, чтобы вывести из себя коммунальщиков, и они начали бы обрубать поставку какого-либо коммунальной услуги. Отрезать ТВ антенну, например. Но тогда почти никто не шел на подобные крайние меры, если имелась полугодовая задолженность по оплате услуг ЖКХ. Теперь же у коммунальщиков терпение лопнет намного раньше: через 3 месяца. И это немного странно: многие ведь уезжают летом на юг, скажем, с мая по сентябрь включительно. Дети двигают в отдаленные деревни с бабушками на все лето. Есть, наконец, длительные командировки. А тут приедешь с моря, скажем, а у тебя свет отключен, антенна «отрублена», воду перекрыли. Жестко! Я не считаю срок в 3 месяца справедливым. Полгода было разумным сроком. Ну, хотя бы сделали 4 месяца, то есть квартал. Но сейчас уже об этом говорить поздно: 3 месяца неплатежей и уже у коммунальщиков развязаны руки для репрессивных мер.

ВОСЬМОЕ: у нас прибавилось с новыми правилами обязанностей. Мы теперь ОБЯЗАНЫ регулярно снимать показатели с индивидуальных электросчетчиков и передавать их энергосбытовым компаниям. Делать это мы должны в период с 23 по 25 число каждого месяца.

Раньше мы часто забывали вглядываться в счетчик, ждали пачку усредненных квитанций с последующей корректировкой и за просрочку платежа никаких санкций нам не выдвигали. Можно было и вовсе раз в полгода платить за свет, просто сумма выходила тогда весьма внушительная. Теперь же, если мы по старой привычке зазевались, не хотим портить глаза и копаться на лестничной клетке с фонариком, изучая цифры на электросчетчике, то поставщик электрической энергии первые 3 месяца выведет усредненную квитанцию по аналогичным месяцам прошлого года. Если же и по прошествии этих трех месяцев от потребителя не будет «ни ответа ни привета», то есть не будут передаваться показания счетчиков и далее, то тогда уже начислять платежи станут по установленным государством, и часто завышенным, нормативам потребления на каждого прописанного в квартире человека. Или собственника. Все это уже очень невыгодно потребителю. Так что, придется шевелится, быть оперативным, и раз в месяц изволь показания электросчетчика передать в энергоснабжающую компанию. Позвонив туда, или через Интернет, или явившись лично в их отделение.

Итак, 1-го сентября 2012 года случилось несколько памятных событий. Конечно, «День знаний» и начало учебного года принесли родителям не только радость, но и расходы. Во-вторых, с 1-го сентября произошел очередной подъем тарифов на услуги ЖКХ. В-третьих, вступили в действие новые правила предоставления коммунальных услуг потребителям.
Надо понимать, что повышение тарифов с 1-го сентября НИКАК не связано ни с «Днем знаний», ни с новыми правилами, ни с первым днем осени. Повышение тарифов – обычный плановый шаг, и даже если бы новые правила и не были введены в этот день, повышение все равно бы произошло. До этого очередное повышение произошло в начале лета в рамках тарифного регулирования. Так что новые правила сами по себе, а повышение тарифной сетки само по себе. Мухи отдельно, котлеты отдельно.

В данной статье мы осветили самые основные нововведения в расчете и порядке предоставления услуг ЖКХ в России. Я сознательно не стал здесь приводить математические формулы, которыми руководствуются коммунальщики при выставлении жителям квитанций. Они больше интересны математикам и найти их в соответствующих постановлениях не проблема. Остается вопрос: мы получили новые правила игры на рынке коммунальных услуг и, несомненно, ПОВЫШЕНИЕ (хоть бы раз было снижение!) тарифов. Остается ждать теперь, что качество воды в кранах страны станет кристальным, тепло будет в холодные месяцы идти без перебоев, а лампочка Ильича (так еще называют электричество) не померкнет в каждом российском доме или квартире. Вы верите в это?

Давеча мой коллега по работе сообщил между делом, что у него потек унитаз, и он вызвал сантехника. Так пришел бородатый мужик с «югов» и кучей гаечных ключей с задержкой дикой, пришел только к вечеру, затребовал такую сумму за работу на ломанном русском языке, что выше могут быть только горы, откуда, как полагает мой коллега, и прибыл вышеупомянутый сантехник. Неужто ничего не меняется, кроме тарифов и правил?

Давайте надеется на лучшее. Коммунальные аварии неизбежны, трубы все равно гниют, худеют, сильнейшие ветра ломают линии электропередач, а унитазы как текли периодически, так и будут течь. Хотелось бы, чтобы с нас – потребителей – не только брали плату во все возрастающем объеме, но и отношение к жителям со стороны коммунальщиков стало уважительным. И как ни крути, а хочется, чтобы вода из крана на кухне всегда текла очищенная, без посторонних примесей, запахов, опасных микробов и не ржавая. Такие вот простые человеческие желания. Может быть, новые правила предоставления услуг ЖКХ будут способствовать этому процессу.

Ссылка на основную публикацию