реализация региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов

Программа капитального ремонта многоквартирных домов

Программа капитального ремонта — это утвержденный высшим исполнительном органом власти нормативный акт, в соответствии с которым осуществляется проведение ремонтных работ в многоквартирных домах (МКД) на территории субъекта. В программе указывается перечень всех МКД, а также год проведения ремонтных работ и услуг по восстановлению или замене изношенных элементов здания.

Региональная программа разрабатывается на период до 30 лет и актуализируется ежегодно. Денежные средства для ее реализации поступают от владельцев жилья в МКД и частично из государственных фондов.

Капремонт многоквартирных домов — что входит в программу

С 2014 года собственники квартир в МКД вносят платежи в фонд капитального ремонта. До принятия изменений в жилищное законодательство данный вид взносов был не обязателен, а ремонтные работы в домах проводились за счет сил и средств управляющей организации. Для поддержания общедомового имущества в нормальном состоянии данных мер было недостаточно.

В связи с увеличением количества аварийных домов, Правительством РФ была разработана новая система проведения капремонта, которая финансировалась из средств собственников. Денежные средства от граждан поступают в специально созданный фонд, из которого финансируется проведение капремонта в МКД на территории субъекта.

Капитальный ремонт МКД — комплексное проведение ремонтных работ, направленных на устранение изношенных элементов конструкции, а также работы по восстановлению и замене общедомового имущества, с целью улучшения эксплуатационных характеристик дома. Виды ремонтных работ устанавливаются для каждого дома индивидуально.

В программе капремонта МКД в регионах содержится:

  • перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ;
  • плановый период выполнения капремонта;
  • перечень необходимых работ и услуг каждого дома;
  • иные сведения, подлежащие включению в соответствии с нормативными актами субъекта РФ.

В перечень МКД, требующих проведение капремонта не включаются:

  • здания, физический износ конструктивных элементов которого более 70%;
  • жилые дома, в отношении которых приняты решения о сносе или реконструкции;
  • МКД, в которых совокупная стоимость работ по ремонту инженерных систем и конструктивных элементов в расчете на один квадратный метр общей жилой площади превышает размер минимального взноса, установленного субъектом РФ;
  • дома, в которых меньше 3-х квартир.

Сроки реализации и финансирование программы

Власти региона могут разрабатывать программы на срок до 30 лет. В целях реализации основной региональной программы административный аппарат субъекта обязан утверждать краткосрочные планы сроком не больше чем на 3 года (п. 7 ст. 168 ЖК РФ).

Краткосрочные планы формируются в целях:

  1. Конкретизации сроков проведения капремонта МКД на территории субъекта.
  2. Планирования видов работ и услуг по ремонту.
  3. Определения видов и объемов государственной и муниципальной поддержки.

На основании произошедших изменений определяется, какой объем работ необходимо выполнить в дальнейшем и сколько на это необходимо выделить средств, а также обсуждается вопрос о необходимости приостановления капитальных работ относительно определенных объектов.

Финансирование программных мероприятий:

  • за счет средств фонда капитального ремонта, которые ежемесячно поступают от собственников жилья в МКД;
  • частичного субсидирования из регионального бюджета.

За создание фонда капремонта МКД на территории субъекта несет ответственность муниципальная власть. Контролируют расходование поступивших средств депутаты областного собрания, а также представители общественных организаций. Каждый год управление фонда отчитывается о проведенных работах и потраченных средствах.

Государственная (федеральная) программа капремонта МКД

В целях формирования региональной программы, управляющие организации МКД направляют сведения о состоянии общедомового имущества по установленным формам. Орган местного самоуправления изучает и обобщает полученные сведения. На основании полученных данных формируется программа проведения капремонта, которая действует на всей территории субъекта РФ в течение установленного периода.

В целях оказания финансовой поддержки и стимулирования развития жилищно-коммунального хозяйства в субъектах РФ, государством был создан специальный Фонд содействия (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ). Региональные власти могут подать заявку на предоставление денежных средств из федерального Фонда для:

  • проведения капитальных работ;
  • разработку проектной документации для проведения капремонта;
  • проведение энергетического обследования МКД;
  • осуществление государственной экспертизы строительной документации.

За ходом реализации программ капремонта в других регионах граждане могут следить на специально созданном информационном ресурсе — Реформа ЖКХ.

Региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов

Региональная программа капитального ремонта утверждается высшим исполнительным органом власти субъекта РФ (ч. 1 ст. 168 ЖК РФ) в целях:

  1. Планирования и организации капремонта в МКД.
  2. Контроля своевременности проведения ремонтных работ.
  3. Планирования предоставления государственной и муниципальной поддержки за счет средств бюджета субъекта.

В первую очередь предусмотрено проведение капитального ремонта в домах, в которых требовалось проведение ремонтных работ на дату приватизации первого жилого помещения, при условии, что на дату утверждения или актуализации региональной программы капремонт не проводился.

Для остальных МКД очередность проведения ремонта определяется на основании:

  1. Года ввода в эксплуатацию.
  2. Технического состояния здания и уровня его износа.
  3. Наличие угрозы жизни и безопасности граждан.
  4. Даты последнего проведения капремонта в МКД.

В тексте региональной программы обязательно указываются:

  • дата ввода МКД в эксплуатацию;
  • информация об износе общедомового имущества;
  • предельные сроки проведения и вид последнего капитального ремонта в МКД.

Часто разные виды работ могут проводиться в разные периоды. Например, ремонт лифта в подъезде МКД запланирован в 2020 году, а ремонт кровли через 3 года. Срок определяется указанием на календарный год.

Реализация региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов

Система капремонта многоквартирных домов действует в России шесть лет. В некоторых регионах эта система до конца еще не отлажена, а собственники квартир часто жалуются на качество исполнения. Какие проблемы возникают по региональным программам капремонта, как бизнесу и коммунальщикам проводить торги, а собственникам жилья контролировать результаты — об этом шла речь на специальной конференции, которая прошла в середине августа в Сочи.

На этой конференции собрались представители региональных операторов из фондов по капремонту из 40 субъектов, представители Минстроя России, ФАС и региональных властей. «РБК-Недвижимость» поговорила с участниками конференции, чтобы узнать о текущих проблемах региональных программ капитального ремонта.

Проблема № 1: отсутствие планирования в регионах

Одним из важных этапов капремонта является создание краткосрочной (годовой) программы в регионах. На этом этапе необходимо взаимодействие всех его участников: муниципалитетов, управляющих компаний и региональных операторов фонда капремонта. Не во всех регионах процесс отлажен, отмечает заместитель исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Павел Сысоев. В идеальном варианте планы по ремонту домов должны формироваться за год до начала его реализации, чтобы программы и сроки выполнения не срывались, рекомендует Сысоев. Однако часто в планы вносится множество изменений, дома включаются в программу или исключаются из нее, в результате региональные фонды капремонта не могут своевременно и в полном объеме выполнить работы в срок.

Проблема № 2: неправильная организация капремонта

Собственники многоквартирного дома должны получить соответствующие уведомления, согласиться с планом или внести в него корректировки, согласовать их с оператором и провести общее собрание собственников. Только после этого оператор программы может приступить к организации капремонта — провести конкурсы на проектирование, выбрать подрядчиков, сделать закупки и т. д.

«Здесь нередко возникают злоупотребления в плане неправильной организации работ, когда уже поджимают сроки. Например, проводятся объединенные торги, когда проектные работы совмещаются со стройкой. Это часто встречается в Москве», — отметил Сысоев. По его словам, такие процедуры рекомендуется проводить поэтапно (раздельно), в том числе и для экономии ресурсов фонда капремонта. В противном случае подобные сдвоенные аукционы приводят к тому, что подрядчик заинтересован в максимизации прибыли, поясняет эксперт. Если такая негативная практика продолжится в различных субъектах, то в будущем не исключены изменения в механизме проведения торгов, сказал эксперт.

Проблема № 3: нарушения при закупках

В 2018 году, по данным ФАС России, была рассмотрена 591 жалоба на осуществление закупок при проведении капремонта многоквартирных домов, но при этом вынесено порядка 129 предписаний. Для сравнения, в 2017 году рассмотрено 469 жалоб и вынесено 121 предписание, отметила начальник отдела контроля торгов управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Ульяна Кондратьева.

Процесс закупок по капремонту, который проводится с 2016 года в электронном виде, становится все более прозрачным. Раньше оценивать заявки конкурсной комиссии было сложно, а сам процесс занимал много времени и ресурсов. Электронные площадки — это технологичное решение, которое позволяет экономить время и деньги всем участникам процесса, и в первую очередь самим собственникам, рассказал генеральный директор одной из крупнейших в России электронных площадок для проведения закупок «РТС-Тендер» Владимир Лишенков.

Проблема № 3: дефицит подрядчиков

Во многих регионах есть дефицит квалифицированных подрядчиков, которые осуществляют ремонт домов. В среднем по России на один аукцион по капремонту заявки подают 1,6 подрядчика, приводят статистику в «РТС-Тендер». «Конкуренция сильно разнится — все зависит от региона, где-то число участников аукционов составляет десять организаций, а где-то находится только один подрядчик», — пояснил Баранов.

Отсутствие конкуренции приводит к тому, что средства фондов капремонта расходуются неэффективно. С другой стороны, для конечного заказчика — собственников многоквартирного дома — важно не снижение стоимости работ, а качественный ремонт, отметил Баранов.

Проблема № 4: цифровизация и прозрачность

В цифровизации процессов в капремонте уже сделан первый шаг, теперь нужно сделать второй — начать администрирование контрактов в электронной форме, считает Баранов из «РТС-Тендер». «Сейчас после проведения торгов заключается контракт, затем все опять возвращается на бумагу — и начинаются проблемы: срыв сроков, непрозрачность, сложность регулирования исполнения контракта», — пояснил Лишенков из «РТС-Тендера».

Применение электронных технологий, по мнению Баранова, дисциплинирует участников процесса. По его словам, невозможно подписать акт принятия работ задним числом, чтобы не платить просрочку. Таким образом, улучшается администрирование процессов. Для жильца это гарантия ремонта более высокого качества, считает представитель «РТС-Тендера». «Два года назад в Подмосковье мы запустили модуль исполнения контрактов, в котором можно проводить весь документооборот, контроль за его исполнением и сроками, а также вести претензионную работу. Уже сейчас почти на треть сократились сроки исполнения контрактов, на 40% уменьшились сроки оплаты работ», — привел пример Баранов.

Проблема № 5: низкая активность собственников

Отсутствие активного участия собственников — еще одна проблема при реализации капремонта домов. Часто собственники сами не принимают участия в этом процессе, и, соответственно, контроль за качеством выполненных работ проходит на уровне, который в некоторых регионах не всегда высок. Если собственники сами осуществляют контроль, то, по его словам, даже в тех регионах, где плохо реализованы некоторые процессы, получается добиться качественного ремонта дома. Однако бывают злоупотребления и с их стороны — шантаж подрядчиков, вымогательство денег за приемку работ, отметил Сысоев.

Читайте также:  Налоговые вычеты при покупке жилья увеличатся

Институт собственников имеет большое значение во многих процедурах подготовки, проведения и контроля за работами подрядчиков. Для усиления инициативы собственников рассматривается вариант переложить на них больше ответственности. «В рамках минимального размера взноса на капремонт проводить только необходимые работы. Для собственников, которые установили для себя взносы за капремонт чуть выше, проводить дополнительные работы — утепление фасадов или установку более дорогих лифтов. Также на повестке стоит возможность предоставления кредитов на такие дополнительные работы», — предложил Сысоев.

Вице-премьер Виталий Мутко назвал проведение капремонта, содержание общего домового имущества и чрезмерно изношенное лифтовое хозяйство главными проблемами в управлении жилым фондом России.

Новая региональная система капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах была запущена в России в 2014 году. Основным источником ее финансирования стали взносы собственников жилья. Это один из самых масштабных проектов модернизации жилищного фонда, который когда-либо проводился в России и направлен на обеспечение безопасности проживания населения, снижение уровня износа жилищного фонда, сокращение количества аварийного жилья. В настоящий момент в региональные программы капитального ремонта включено более 700 тыс. домов общей площадью 2,5 млн кв. м. Только в 2019 году планируется капитально отремонтировать 56,6 тыс. многоквартирных домов общей площадью более 173 млн кв. м.

Что входит в программу капитального ремонта многоквартирных домов, какова её реализация и что ожидать от адресной программы для МКД?

На законодательном уровне предусмотрено, что государство оказывает помощь владельцам жилья организовывать реконструкцию своих домов.

Властным структурам территориального уровня и самим владельцам жилья в многоквартирных домах приходится самостоятельно сформировывать фонд капремонта, чтобы проводить требуемые реконструкции в рамках программы капитального ремонта многоквартирных домов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Что из себя представляет программа капремонта МКД?

Указанная программа – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение капитального ремонта общественного имущества в МКД.

Предполагается, что владельцы жилых помещений в МКД будут самостоятельно сформировывать специальный фонд капремонта, из которого затем будут браться средства на ремонтные работы для их дома. Обязанность владельцев самостоятельно содержать свое имущество установлено статьями 210, 211 ГК РФ.

ГК РФ Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

ГК РФ Статья 211. Риск случайной гибели имущества

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Фонд капитального ремонта представляет собой «копилку», формируемую из взносов, которые ежемесячно уплачивают владельцы жилых помещений, пеней, которые нужно уплачивать дополнительно к взносам при просроченных платежах, а также из процентов, которые начисляются за использование денег со специальных счетов.

Кроме того, в этот же фонд поступают и деньги от аренды и иного использования общественного имущества владельцев квартир (например, от использования подъездов для размещения там информации рекламного характера).

Ожидается обеспечение безопасности и повышение комфортности условий проживания в многоквартирных домах путем осуществления капитального ремонта в запланированные сроки.

Когда программа ремонта многоквартирных домов начала действовать?

Действует она с 1 августа 2014 года. Именно с этого дня граждане, имеющие в собственности квартиру в многоквартирном доме, обязаны платить взносы на капитальный ремонт.

Программа действует в соответствии с Законом № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 «О внесении изменений в Жилищный кодекс…». До вступления указанного нормативного акта в силу сбором средств на эти цели занимался фонд ЖКХ, который теперь осуществляет лишь переселение жильцов из аварийных и ветхих домов.

Кто и как участвует в адресном направлении обновления общего имущества МКД ?

Для участия нужна региональная программа проведения капремонта, которая формируется из программ муниципального уровня. Программы муниципального уровня срочные, на их исполнение предусмотрен год. В список включают те дома, в которых планируется проведение капремонта с господдержкой.

Любые вопросы по капремонту решаются собранием жильцов. Перед подачей заявки на включение дома в программу капремонта обычно 2 – 3:

  1. обсуждается необходимость участия конкретного дома в программе.
  2. Составляется перечень работ, в которых нуждается дом.
  3. Обсчитывается стоимость этих работ.

2 и 3 собрания могут быть объединены в одно, тогда собраний будет 2.

Жильцы должны внести не меньше 5 % от общей стоимости работ (максимум встречается вложение до 15 %). Перечень работ, включенных в капремонт, определен ст. 166 ЖК РФ:

  • электросетей, теплоснабжения, газопровода, водопровода и канализации;
  • ремонт и замена лифтов;
  • крыш;
  • подвалов;
  • фасадов (+их утепление);
  • установка общедомовых счетчиков на воду, электричество, газ, отопление;
  • фундаментов.

Федеральная программа капремонта многоквартирных домов

По Закону № 185-ФЗ предусматривается полное переустройство жилого дома с обновлением всех внутридомовых систем (электросетей, теплоснабжения, газопровода, водопровода и канализации, ремонт и замена лифтов, крыш, подвалов, фасадов, установка общедомовых счетчиков на воду, электричество, газ, отопление, фундаментов).

По факту после полного капремонта старыми останутся в здании только несущие конструкции. При ремонте используются современные материалы, после ремонта здание не уступает новому. В результате исполнение федеральной программы капремонта предполагается в том числе и снижение затрат на отопление и электроэнергию.

После подачи заявка будет оценена особой комиссией, в результате чего дому будет присвоен определенный балл, а затем дома будут ранжированы по баллам. После этого в программу капремонта включаются те дома, сумма на ремонт которых соответствует планируемому объему выделяемых из бюджетов различных уровней средств и средств, вносимых владельцами жилья.

Муниципальное адресное направление обновления общего имущества

Муниципальная программа капремонта разрабатывается на основании Закона № 271-ФЗ и утверждается администрацией муниципального образования.

В ней указывается срок исполнения (срок, необходимый для проведения капремонта многоквартирных домов муниципального образования).

Программа включает список домов, которые нуждаются в капремонте, список ремонтных работ и стоимость их выполнения и источники финансирования.

Реализация

Гарантии ее исполнения предусматриваются и федеральным законодательством, и законом регионального уровня о капитальном ремонте. Создает и несет ответственность за Фонд капитального ремонта власть регионального уровня. Работа ФКР контролируется депутатами областного Собрания и представителями общественных организаций.

Заключение

Итак, для включения многоквартирного дома в список на выполнение капитального ремонта необходимо, чтобы формой управления было ТСЖ. Нужно провести ряд собраний жильцов-собственников квартир, в результате которых определить круг работ, необходимых для выполнения в конкретном доме, и стоимость этих работ.

Дом должна оценить экспертная комиссия, чтобы определить его реальную потребность в реконструкции. После сопоставляется сметная стоимость работ и сумма, которую государство готово выделить для этого плюс средства, которые соберут жильцы в форме взносов. Реализация капитального ремонта контролируется на региональном уровне.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Об утверждении краткосрочного плана реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 – 2049 годы на 2019 год при финансовой поддержке Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01.08.2019 № 537

Об утверждении краткосрочного плана

реализации Региональной программы по проведению

капитального ремонта общего имущества в многоквартирных

домах на территории Ростовской области на 2014 – 2049 годы

на 2019 год при финансовой поддержке Фонда содействия

реформированию жилищно-коммунального хозяйства

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов», в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Правительство Ростовской области постановляет:

1. Утвердить краткосрочный план реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 – 2049 годы на 2019 год при финансовой поддержке Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Майер А.Ф.

Ростовской области В.Ю. Голубев

от 01.08.2019 № 537

реализации Региональной программы по проведению

капитального ремонта общего имущества в многоквартирных

домах на территории Ростовской области на 2014 – 2049 годы

на 2019 год при финансовой поддержке Фонда содействия

реформированию жилищно-коммунального хозяйства

краткосрочного плана реализации Региональной

программы по проведению капитального ремонта общего имущества

в многоквартирных домах на территории Ростовской области

на 2014 – 2049 годы на 2019 год при финансовой поддержке Фонда

содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

краткосрочный план реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 – 2049 годы на 2019 год при финансовой поддержке Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – План)

Основание для разработки Плана

постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов»;

постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2013 № 803 «Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 – 2049 годы»

министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее – министерство ЖКХ области)

организация адресной поддержки собственникам помещений в многоквартирном доме за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ) в виде возмещения части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом, использованным в целях оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах

повышение качества жилья путем проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет собственных и кредитных (заемных) средств;

создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан

министерство ЖКХ области

органы местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области;

товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы и управляющие организации, являющиеся владельцами специальных счетов, на которых собственники помещений в многоквартирных домах формируют фонды капитального ремонта (далее – владелец специального счета)

Объемы и источники финансирования Плана

общий объем финансирования Плана составит 96 786 835,05 рубля, в том числе:

средства собственников помещений в многоквартирном доме – 42 048 925,05 рубля;

кредитные (заемные) средства ‒ 54 737 910,00 рубля

Ожидаемые конечные результаты реализации Плана

проведение капитального ремонта 30 многоквартирных домов площадью 190,38 тыс. кв. метров

Читайте также:  Оспорить коммунальную платежку можно будет на сайте госуслуг

Управление Планом и система организации контроля за его реализацией

координацию реализации Плана осуществляет министерство ЖКХ области;

контроль за ходом реализации Плана осуществляют Фонд ЖКХ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 18, Правительство Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством

2. Цели и задачи Плана

2.1. План разработан в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 18 для предоставления собственникам помещений в многоквартирных домах финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ в виде возмещения части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом, полученным в валюте Российской Федерации и использованным в целях оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора займа или кредитного договора (далее соответственно – финансовая поддержка, возмещение части расходов на уплату процентов).

2.2. Целями Плана являются повышение качества жилья путем проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет собственных и кредитных (заемных) средств и создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

2.3. Задачей Плана является организация адресной поддержки собственникам помещений в многоквартирном доме за счет средств Фонда ЖКХ в виде возмещения части расходов на уплату процентов.

2.4. Реализация Плана осуществляется в форме возмещения части расходов на уплату процентов.

2.5. Достижение целей Плана осуществляется путем организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет собственных и кредитных (заемных) средств.

3. Меры государственной поддержки проведения

капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов

3.1. За счет средств Фонда ЖКХ планируется предоставлять финансовую поддержку владельцам специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, для проведения капитального ремонта общего имущества таких многоквартирных домов.

3.2. Финансовая поддержка за счет средств Фонда ЖКХ на возмещение части расходов на уплату процентов предоставляется в размере прогнозных расходов за весь срок действия кредитного договора, но не более чем за 5 лет, из расчета 100 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату принятия решения Фондом ЖКХ о предоставлении финансовой поддержки, с учетом ограничения, изложенного в пункте 3.3 настоящего раздела.

3.3. Размер финансовой поддержки для одного многоквартирного дома не может превышать 80 процентов общей стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту этого многоквартирного дома, но не более 5 миллионов рублей.

4. Условия и порядок предоставления финансовой поддержки

4.1. Условиями предоставления финансовой поддержки являются:

4.1.1. Привлечение кредитов (займов) для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

4.1.2. Выполнение работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии со статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и частью 5¹ статьи 8 Областного закона от 11.06.2013 № 1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области» (далее – Областной закон) в рамках настоящего Плана.

Выполнение работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащем капитальному ремонту, о проведении капитального ремонта общего имущества с указанием перечня работ и (или) услуг и участии в предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, об определении сроков проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, об утверждении сметной стоимости капитального ремонта и определении источников финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, о получении кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и погашении кредита, использованного на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об уплате процентов за пользование данным кредитом за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, о порядке использования средств полученной финансовой поддержки, об определении лиц(а), которые(ое) от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены(о) подписывать договор на выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, кредитный договор, а также участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты выполненных работ.

4.1.3. Соответствие многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки, требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 18.

4.2. Сформированные министерством ЖКХ области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 18:

перечень многоквартирных домов, на проведение капитального ремонта общего имущества которых планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ в виде возмещения части расходов на уплату процентов, приведен в приложении № 1 к настоящему Плану;

реестр многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ в виде возмещения части расходов на уплату процентов, приведен в приложении № 2 к настоящему Плану.

4.3. Перечисление владельцу специального счета финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 18 и бюджетным законодательством.

4.3.1. Получателем средств Фонда ЖКХ, предназначенных для предоставления финансовой поддержки, является Ростовская область. Указанные средства поступают в бюджет Ростовской области (далее – областной бюджет) в объеме, предусмотренном настоящим Планом.

4.3.2. Средства областного бюджета, полученные за счет средств Фонда ЖКХ, распределяются Ростовской областью между муниципальными образованиями в Ростовской области, претендующими в соответствии с настоящим Планом на предоставление финансовой поддержки.

4.3.3. Орган местного самоуправления муниципального образования в Ростовской области в течение 14 рабочих дней со дня получения средств областного бюджета, полученных за счет средств Фонда ЖКХ, принимает решение о распределении полученных средств между многоквартирными домами, которые включены в настоящий План и по которым Фондом ЖКХ принято решение о предоставлении финансовой поддержки.

4.3.4. В течение 7 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в подпункте 4.3.3 настоящего пункта, орган местного самоуправления муниципального образования в Ростовской области обязан уведомить владельцев специальных счетов о принятии решения о распределении средств с указанием размера средств, предусмотренных на возмещение части расходов на уплату процентов.

4.3.5. В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления, предусмотренного подпунктом 4.3.4 настоящего пункта, владельцы специальных счетов направляют в орган местного самоуправления муниципального образования в Ростовской области:

уведомления о банковских счетах с указанием их реквизитов;

решения общих собраний членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива либо собственников помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, включенных в План, о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, содержащие порядок использования средств полученной финансовой поддержки.

4.3.6. Орган местного самоуправления муниципального образования в Ростовской области в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, указанных в подпункте 4.3.5 настоящего пункта, а также документов, подтверждающих оплату процентов по займам или кредитам, привлеченным владельцами специальных счетов для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, перечисляет средства финансовой поддержки на банковские счета владельцев специальных счетов.

5. Объемы и источники финансирования Плана

5.1. Финансирование Плана осуществляется в размере 96 786 835,05 рубля, в том числе:

5.1.1. За счет кредитных (заемных) средств ‒ 54 737 910,00 рубля.

5.1.2. За счет средств собственников помещений в многоквартирном доме ‒ в размере 42 048 925,05 рубля.

5.2. Объем средств финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, предоставляемой владельцам специальных счетов на возмещение части расходов на уплату процентов, составляет 10 416 988,41 рубля.

6. Ожидаемые конечные результаты реализации Плана

6.1. Реализация настоящего Плана должна обеспечить проведение капитального ремонта 30 многоквартирных домов общей площадью 190,38 тыс. кв. метров.

7. Управление Планом и система

организации контроля за его реализацией

7.1. Контроль за ходом реализации Плана осуществляют Фонд ЖКХ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 18, Правительство Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством.

7.2. Координацию реализации Плана осуществляет министерство ЖКХ области.

7.3. Управление, отчетность и контроль за ходом реализации Плана осуществляются в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.

Правительства Ростовской области Т.А. Родионченко

Темпы реализации программы капитального ремонта общего имущества МКД

Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство

Дата публикации: 26.07.2016

Статья просмотрена: 330 раз

Библиографическое описание:

Макиева М. Т. Темпы реализации программы капитального ремонта общего имущества МКД [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО “Издательство АСГАРД”, 2016. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10890/ (дата обращения: 03.02.2020).

В статье рассмотрены темпы реализации программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, представлен анализ проведения мониторинга технического состояния МКД и на графике представлен профиль исполнения региональной программы капитального ремонта.

Ключевые слова: жилищный фонд, многоквартирные дома, имущество, износ, программа, капитальный ремонт

Современное состояние жилищного фонда Российской Федерации обуславливает необходимость проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В настоящее время в России происходит большое количество дискуссий о капитальном ремонте многоквартирных домов. Данная проблема очень актуальна, в виду огромного износа жилищного фонда и постоянного увеличения доли ветхого и аварийного жилья. По данным Федеральной антимонопольной службы, капитального ремонта требует более 55 % многоквартирных зданий в России и около 3 % жилищного фонда страны находится в ветхом или аварийном состоянии [1, c. 1]

Поступает большое количество жалоб от собственников многоквартирных домов (далее — МКД), о том что состояние их общего имущества МКД в очень плохом состояние (крыши текут, трубы ржавые, лифт постоянно застревает, подвалы затоплены и т. д.).

В связи с этим возникла потребность в создании системы, которая позволит исправить плачевное состояние МКД в Российской Федерации (далее — РФ). В целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в субъектах Российской Федерации на системной основе Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, направленные на введение новых правил организации проведения капитального ремонта много- квартирных домов через создание региональных систем капитального ремонта, финансируемых за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах [2]. В основу данных систем положена обязанность собственников помещений формировать фонды капитального ремонта, необходимые для финансирования затрат на проведение работ по капитальному ремонту, путем уплаты обязательных ежемесячных взносов [4]. Поэтому было принято решение о создании программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на 2014–2044 гг.».

Читайте также:  Коммунальщики Ленинградской области задолжали за газ более 250 миллионов

Региональными системами капитального ремонта предусмотрены:

− планирование капитального ремонта в отношении каждого многоквартирного дома;

− организация целевого финансирования из всех источников, включая средства государственной и муниципальной поддержки, средств собственников; финансирование расходов на предоставление субсидий малоимущим гражданам;

− организация работы инфраструктуры — регионального оператора капитального ремонта, обеспечивающего сбор целевых средств и организацию капитального ремонта многоквартирных домов.

Многие собственники МКД с недоверием отнеслись к этой программе. Поэтому в своей статье хочу рассмотреть темпы реализации программы, какие работы были уже проведены в рамках этой программы на всей территории РФ.

Начнём с самого начала. Для успешной реализации программы было запланировано провести мониторинг технического состояния МКД (далее — мониторинг). Мониторинг технического состояния МКД — очень важный пункт в программе. Мониторинг — включает сбор, систематизацию и анализ информации о техническом состоянии многоквартирных домов на территории РФ. По результатам мониторинга расставляются дома в очередь на капитальный ремонт.

Основными формами мониторинга реализации региональных программ капитального ремонта являются: анализ периодической отчетности (ежемесячной и годовой), анализ материалов, представляемых по дополнительным запросам Фонда, выездной мониторинг (проверки в субъектах Российской Федерации), селекторные совещания с субъектами Российской Федерации, работа с обращениями граждан. В связи с созданием региональных систем капитального ремонта мониторингу подлежат не только мероприятия, реализуемые с участием средств Фонда, но и работа названных систем в целом.

Рис. 1. Мониторинг технического состояния, МКД

Как показано на рис. 1 мониторинг технического состояния МКД проходит успешно. Мониторинг на всей территории РФ проведен уже на 99,3 %, осталось малая часть (0,70 %) МКД без проведения мониторинга [3].

В 2015 году Фондом проведено 46 выездных проверок, в рамках которых 45 субъектов Российской Федерации проверены согласно утвержденному плану-графику [4].

Рис. 2. Профиль исполнения региональной программы капитального ремонта

На рис. 2 представлен график исполнения региональной программы капитального ремонта МКД.

Согласно годовому отчету государственной корпорации- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: в 2015 году в рамках программ капитального ремонта завершен ремонт в 21,7 тыс. многоквартирных домов общей площадью 66,0 млн. кв. м, в которых проживают 2,4 млн. человек. Стоимость выполненных работ составила 52,3 млрд. рублей. На реализацию программ капитального ремонта консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации на 2015 год предусмотрено 16,8 млрд. рублей, использовано 30,4 млрд. рублей средств собственников помещений в многоквартирных домах. Отмечается наращивание объемов капитального ремонта, проводимого в рамках программ капитального ремонта:

− в 2014 году из 20,2 тыс. отремонтированных многоквартирных домов 8,1 тыс. многоквартирных домов были отремонтированы в рамках программ (36,8 процента);

− в 2015 году из 24,4 тыс. отремонтированных многоквартирных домов 21,7 тыс. многоквартирных домов были отремонтированы в рамках программ (88,9 процента) [4].

По состоянию на 1 января 2016 года в 83 субъектах Российской Федерации у собственников помещений в многоквартирных домах наступила обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт (в 62 субъектах Российской Федерации такая обязанность наступила в 2014 году, в 21 — в 2015 году). В Республике Крым и городе федерального значения Севастополе введение обязательного взноса на капитальный ремонт для собственников планируется с 1 июля 2016 года.

Как видно из рис. 1 и 2 программа реализуется в среднем темпе. Конечно, не всегда успешно достигаются объемы работы, которые прописаны в этой программе, но программа и не стоит на месте. Темпы реализации снижаются в основном из-за главной проблемы- неплатежи собственников МКД. Каждый 5 житель страны не платит взносы на капитальный ремонт. Потому что бояться быть обманутым. Люди перестали доверять органам, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги. И их тоже можно понять. Но для того что бы ни быть обманутым собственники, должны изучить эту программу.

Программа очень своевременна. Но если не платить взносы на капитальный ремонт, то реализация программы может очень сильно замедлится. А этого нельзя допустить. Это повлечёт за собой очень много проблем. Собственникам не нужно бояться, а нужно больше проявлять заинтересованность в жизни своего МКД. Жители могут сами следить за темпами реализации программы, за ходом проведения мониторинга технического состояния своего МКД, в интернет ресурсе могут посмотреть на какой год их дом поставлен в очередь, какие виды работ предусмотрены непосредственно в их МКД, ну и самое главное за ходом проведения капитального ремонта на территории своего МКД.

Собственникам МКД, нужно понять, что это программа просто необходима. У каждого строения есть свой срок службы. И срок службы здания можно продлить благодаря своевременному проведению капитального ремонта. Если не провести капитальный ремонт МКД сейчас, то возникнут большие проблемы. Дома начнут разрушаться и ничего не останется, как присвоить им статус ветхого или аварийного жилья. Проведение программы необходимо, причем в ускоренном темпе. Но темпы реализации программы во многом зависят от самих собственников МКД.

Правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта

В постановлении Правительства РФ от 17.01.2017 N 18 вы найдёте правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта. Их разработал Минстрой РФ, и касаются они энергоэффективного капитального ремонта.

Как получить государственную финансовую помощь на капремонт, расскажем сегодня.

На что можно получить финансовую поддержку

Вы проводите капитальный ремонт и хотите претендовать на государственную денежную поддержку. Выдаётся она на одну из двух целей:

  • возмещение части расходов на уплату процентов за займ или кредит, взятый в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту ОИ в МКД. Исключение – неустойка за нарушение условий договора займа или кредитного договора,
  • возмещение части расходов на оплату услуг и работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе работ по капитальному ремонту.

Если вы хотите получить деньги на вторую цель, помните, что работы по энергосбережению должны соответствовать следующим требованиям:

  • входить в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
  • в результате их проведения расходы на оплату коммунальных ресурсов должны уменьшиться не менее чем на 10 % по каждому МКД.

Государственная поддержка капитального ремонта не безлимитная, для одного МКД она не может превышать 50 % общей стоимости услуг и работ по капитальному ремонту этого дома, при этом быть не более 5 миллионов рублей.

Фонд содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд) размер денежной поддержки определяет индивидуально для каждого МКД. При этом учитывает расход на оплату:

  • тепла и ГВС (по показаниям ОДПУ),
  • электричества (разницу между объёмом потребления по показаниям ОДПУ и суммой объёмов потребления по показаниям ИПУ и ОДПУ в доме).

Деньги на возмещение части расходов на оплату процентов выдаются в размере прогнозных расходов за весь срок действия кредитного договора, но не более чем за 5 лет. Расчёт ведётся по 100% ключевой ставке ЦБ РФ, действующей на дату принятия решения о предоставлении финансовой поддержки. При этом берётся в расчёт ограничение размера помощи для одного МКД.

Условия получения государственной поддержки

Вы можете рассчитывать на финансовую поддержку государства только если в субъекте Федерации утверждены региональные программы проведения капитального ремонта ОИ в МКД или краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта, или нормативный правовой акт субъекта, оформленный согласно п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ.

В этих документах должны содержаться:

  • список МКД, которым планируется оказать финансовую помощь,
  • виды работ и услуг по капитальному ремонту ОИ в МКД,
  • срок окончания работ и услуг в МКД, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки не позднее 1 ноября 2017 г.,
  • планируемая стоимость,
  • размер и источники финансирования капитального ремонта.

К дому, в отношении которого вы хотите получить помощь, также предъявляется ряд требований (если дом им не соответствует, Фонд имеет право отказать вам в поддержке):

  • не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
  • с года ввода МКД в эксплуатацию прошло более 5 лет, но менее 60,
  • оснащён ОДПУ потребления коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления КУ (тепло, электричество), и расчёт за КУ ведётся по таким ПУ непрерывно в течение года, предшествующего дате утверждения региональной программы,
  • капитальный ремонт ОИ в МКД не финансируется за счёт средств регионального оператора, сформированных взносами собственников помещений другого МКД.

Если вы хотите получить финансовую помощь на работы по энергосбережению, проверьте, что в МКД предусмотрен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Если деньги должны поступить на погашение расходов на уплату процентов, вы должны предоставить письмо кредитной организации о намерении выдать кредит ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО в валюте Российской Федерации для проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.

Правила подачи заявки в Фонд

Заявку в Фонд подаёт высшее должностное лицо субъекта РФ, на территории которого планируется осуществление капитального ремонта общего имущества в МКД.

Фонд проверяет предоставленные данные в течение 30 дней и, если с ними всё в порядке, принимает положительное решение. 5 дней отводится на уведомление соискателя о принятом решении.

После между Фондом и высшим должностным лицом субъекта заключается договор о предоставлении финансовой поддержки. В нём обязательно указываются:

  • обязательство Фонда предоставить финансовую поддержку, сумма поддержки, цели, условия и порядок её перечисления,
  • право Фонда проводить проверки соблюдения субъектом РФ условий договора;
  • основания для одностороннего отказа Фонда исполнять договор, порядок возврата денег,
  • ответственность сторон договора.

Высшее должностное лицо субъекта РФ после доставки ему проекта договора должно подписать его в течение 30 дней. В противном случае Фонд откажет в поддержке.

Для перечисления средств в Фонд необходимо направить подтверждения:

  • выполнения работ и услуг,
  • достижения значений целевых показателей экономии расходов на коммунальные ресурсы,
  • привлечения кредитов на проведение капитального ремонта.

Фонд проверяет документы 20 рабочих дней, а после решает предоставить всю сумму сразу или частями. Средства поступают в бюджеты субъектов РФ, а после распределяются властями региона между муниципальными образованиями, желающими получить финансовую поддержку, согласно заявке.

ОМС делит поступившие деньги между МКД в течение 14 рабочих дней с момента их поступления.

Управляющая организация, в свою очередь, в течение 30 дней после получения приятного уведомления направляет в ОМС:

  • уведомления о банковских счетах организации с указанием реквизитов,
  • решение общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК либо ОСС о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД (с порядком использования средств).

В течение 5 дней после получения документов ОМС переводит деньги на указанные банковские счета.

Провести общее собрание собственников и решить любой вопрос по капитальному ремонту дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».

Ссылка на основную публикацию