Правительство России поправило порядок начисления оплаты за общедомовые нужды

Особенности общедомовых нужд (ОДН) в 2020 году

Общедомовые нужды с недавнего времени числятся не коммунальными, а жилищными услугами. Такая смена статуса привела к изменениям в оплате услуг ЖКХ. Каковы в 2020 году особенности ОДН?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В 2020 году началась реализация законопроекта, касающегося платежей за общедомовые нужды.

В квитанциях плата за ОДН отныне указывается в строчке о содержании жилья, а не в строчке о коммуслугах, как это было ранее. Какими особенностями в 2020 году отличаются общедомовые нужды?

Основные моменты

Начиная с 2020 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления.

По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.

Новый алгоритм расчетов вводился постепенно. За время подготовки к переходу собственники и обслуживающие компании должны были подготовиться к изменениям в оплате.

В частности УК должны были провести проверку каждого дома, обнаружить случаи нецелевого употребления коммунальных ресурсов, выполнить работы по повышению энергоэффективности.

С 2020 года в квитанциях общедомовые нужды включаются в плату за содержание общего имущества.

Что это такое

Платеж ОДН рассчитывается на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных в большинстве МКД, в сравнении с показаниями индивидуальных счетчиков.

ОДН представляет собой разницу меж показаниями личных счетчиков, установленных в квартирах жильцов, и общедомовых приборов учета в МКД.

Когда в квартире не установлен счетчик, то объем расходованных ресурсов рассчитывается как соотношение квартирной площади к сумме всех площадей общего имущества.

Если говорить о предназначении ОДН, то это коммунальные услуги, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности всего многоквартирного дома.

Пересмотр расчета ОДН объясняется тем, что многие управляющие организации стали списывать в этот раздел собственные долги перед поставщиками ресурсов и иные сторонние затраты.

Из чего состоят

Большая часть собственников недостаточно понимает, что входит в общедомовые нужды. Общее представление таково, что ОДН это только освещение и отопление подъезда.

На самом деле кроме перечисленных затрат в РДН включаются расходы:

По электроснабжениюОбщедомового оборудования и помещений общего пользования
По водоснабжению на обслуживание и работу отопительной системыМойку и уборку общих помещений, уход за придомовой территорией

Включать в состав ОДН прочие расходы ресурсов категорически запрещено. Жильцы не должны платить за общедомовые нужды сверх нормы.

На практике это выглядит так, что если часть энергоресурсов теряется в процессе доставки к конечному потребителю по вине УК, то затраты оплачивает управляющая организация.

Правовое регулирование

ФЗ № 176 был принят Госдумой РФ еще летом 2015 года. Цель закона позиционирована как создание условий для более эффективной работы в отрасли ЖКХ и улучшение платежной дисциплины.

Следствие закона должно было стать начисление платы за пользование коммуслуг, используемых для общего имущества МКД, исходя из реальной величины потребления, рассчитанной по специально определенным нормативам.

В настоящее время для взимания платы за ОДН применяются следующие нормативные акты:

  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;
  • Постановления Правительства РФ № 344 и №354, включая приложения к ним, касающиеся предоставления коммуслуг жителям МКД;
  • ФЗ №176 от 29.06.2015.

Нововведения обусловили исчезновение строки об ОДН из платежных квитанций. Причина была в росте социальной напряженности среди населения и отказе многих собственников от оплаты непонятных расходов.

С 1.01.2017 плата за ОДН включается в состав оплаты за содержание общего имущества. Перечень расходуемых на общие нужды ресурсов приведении в ч.2 ст.154 ЖК РФ.

Для применения нового порядка Правительством РФ были внесены изменения в «Правила предоставления коммуслуг …», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 6.05.2011.

Возникающие нюансы

Как же рассчитывается плата за ОДН в 2020 году? Существует два варианта расчетов. Основной критерий это наличие/отсутствие общедомового прибора учета в МКД.

В обоих случаях сначала рассчитывается объем израсходованных на общедомовые нужды ресурсов, а затем полученное значение распределяется по лицевым счетам жилых и нежилых помещений.

Если МКД оснащен счетчиком, то величина ОДН рассчитывается как разница между показаниями общего и индивидуальных счетчиков.

Выявленная разница разделяется меж всеми жильцами дома пропорционально площади занимаемых квартир.

Если счетчик в какой-то квартире отсутствует, то расчет осуществляется с применением нормативных показателей по расходу ресурсов на каждого зарегистрированного жильца и площади помещения.

Когда в МКД нет общедомового прибора учета, то объем ОДН определяется посредством умножения установленного местными властями норматива на общую площадь здания.

Применяемые нормативы могут отличаться в зависимости от региона. Из нюансов нового порядка нужно отметить то, что теперь управляющие организации обязаны самостоятельно оплачивать перерасход ресурсов.

Это приведет к тому, что УК будут более заинтересованы в своевременном устранении аварий и станут более тщательно следить за перерасходом.

Нормативы потребления

Для расчета платы за ОДН на уровне субъектов РФ должны быть утверждены нормативы потребления. Для определения правильных значений специалисты собирают показания по сотням тысяч объектов.

В частности учитывается объем поступивших ресурсов по общему счетчику и объем потраченных в индивидуальном порядке ресурсов по личным счетчикам.

Разница считается тем объемом коммунальных ресурсов, который необходим для содержания общего имущества МКД. Сравнение результатов всех проверенных домов позволяет определить средний показатель и утвердить его в качестве единого норматива.

Как потратить материнский капитал на ремонт квартиры, читайте здесь.

Некоторые вопросы, связанные с новым порядком в отношении ОДН, были разъяснены Минстроем РФ. Так при включении ОДН в жилищные услуги УК (ЖК, ТСЖ и т.п.) должны руководствоваться ч.10 ст.12 ФЗ № 176 от 29.06.2015.

По факту это выглядит следующим образом:

К оплате предъявляется фактический объем ресурсовПотраченных на содержание общего имущества
Полученное значение сравниваетсяС действующими нормативами
Если фактический объем превышает нормативТо разница оплачивается за счет УК
Жильцы МКДОплачивают услуги в пределах утвержденных нормативов

Электроэнергии

Единого по стране норматива потребления электроэнергии для МКД не существует. Определение показателя зависит от многих факторов, например:

Этажность дома
Наличие/отсутствиеиндивидуального отопительного пункта
лифта
насосного оборудования
освещения подъезда и придомовых территорий
Оборудования домаОбщедомовым прибором учета

Если сравнивать утвержденные на 2020 год нормы в разных регионах, то значения получаются весьма разными. За 1 кв.м. норматив потребления электроэнергии по ОДН колеблется в среднем от 0,6 кВт/ч до 7 кВт/ч.

Для уменьшения оплаты ОДН по электричеству необходимо:

Установить общедомовой счетчикЗатраты на который окупаются за несколько месяцев
Своевременно подавать показания по индивидуальным счетчикамПоскольку отсутствие реальных значений ведет к расчету оплаты по нормативам потребления
Контролировать работуУправляющих организаций
Позаботиться о смене старой проводки на новуюЧто позволяет свести к нулю потери энергии

На что расходуется вода

Расходы ОДН на холодную воду включают в себя:

  • очистку сетей;
  • потери внутри МКД;
  • расход воды на общие расходы для помещений и придомовых территорий.

Расходы ОДН на горячую воду тратятся на:

  • технологические работы, касающиеся обеспечения действия отопительной системы;
  • сброс воды при ремонте системы отопления;
  • внутридомовые потери.

Официальные нормативы потребления холодной воды по ОДН на примере Ставропольского края колеблются в пределах 0,029-0,067 кубометра на 1 кв.м.

При этом учитываются такие факторы, как:

  • наличие в МКД системы водоотведения;
  • наличие централизованного водоснабжения;
  • типы установленных ванн по объему и т.д.

Как и в случае с электроэнергией расчет ОДН по водоснабжению основан на разнице показаний общедомовых и индивидуальных счетчиков.

Водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году не может превышать объема воды, израсходованной на ОДН.

Другие

Кроме электроэнергии и водоснабжения в ОДН включается плата за отопление, поскольку тепло должно поддерживаться не только в квартирах, но и в общедомовых помещениях.

Но в этом случае нельзя определить посредством счетчиков, сколько тепла затрачено на каждое помещение в отдельности. К тому же отопление всегда относится к коммунальным услугам.

Независимо от способа управления МКД тепло оплачивается совокупно без разделения на личное и общедомовое потребление. Закреплена эта норма в п.40 Правил предоставления коммуслуг.

Для расчета оплаты за отопление в составе ОДН применяется норматив потребления тепловой энергии, который умножается на площадь общих помещений в доме. Полученное значение разделяется на всех жильцов.

Какие установлены тарифы на 2020 год

Тарифы, утверждаемые региональными властями, публикуются на сайтах управляющих компаний. Публикации подлежат и нормативы потребления по ОДН.

Таким образом каждый гражданин может проверить правильность начисления оплаты. Благодаря этому расчет оплаты за коммунальные услуги становится более прозрачным.

Собственник помещения в МКД, зная тарифы на коммунальные ресурсы, может самостоятельно рассчитать плату за личное потребление ресурсов.

Зная норматив по ОДН можно сравнить заявленную плату по общедомовым расходом и установить ее соответствие норме или превышение.

В 2020 году Правительством утверждено повышение тарифов ЖКХ. Но при учете кризиса в экономике рост тарифов будет весьма умеренным.

Предполагается, что с 1 июля тарифы увеличатся на 2,5-7,5% в зависимости от конкретного региона.

Как рассчитываются объемы

Расчет объема ОДН в МКД зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета.

Если общий счетчик присутствует, расчет ОДН будет таким:

  1. Снимаются показания общедомового прибора учета.
  2. Снимаются показания индивидуальных счетчиков.
  3. Определяется разница значений.
  4. Превышение показаний общедомового счетчика делится по количеству квартир пропорционально площади помещений.
  5. Полученный показатель сравнивается с нормативом потребления ОДН.
  6. Если величина ОДН не превышает норматива, то она полностью включается в оплату содержания жилья.
  7. Когда рассчитанный показатель получается выше положенного, то жильцы оплачивают ОДН по утвержденным нормативов, а остаток оплачивается управляющей организацией.

При отсутствии общедомового счетчика порядок практически аналогичен, но в этом случае объемы потребления рассчитываются согласно нормам на человека или объем площади.

Видео: всё что вы хотели знать о ОДН. Общедомовые нужды


Также расчет объема потраченных ресурсов в квартирах, не оборудованных индивидуальными счетчиками, осуществляется по нормативам потребления.

Для расчета оплаты за тепло определяется общая площадь общедомового имущества. Значение умножается на тариф по тепловой энергии. Затем полученная величина распределяется по квартирам согласно квадратным метрам.

Порядок оплаты в многоквартирном доме

В 2020 году услуги ОДН включаются в квитанцию посредством добавления к общей сумме общедомовых расходов. Отдельной строки ОДН в квитанции нет.

При этом в платежном документе, в строке за содержание общего имущества, отдельными строчками прописывается плата за ОДН по каждому ресурсу.

То есть жильцы оплачивают отдельно рассчитанные коммунальные услуги и дополнительно платят за общедомовые расходы.

Министерством строительства ЖКХ опубликована примерная форма единого платежного документа, где присутствует строка «Потребление при содержании общего имущества в многоквартирном доме».

Для удобства расчетов с 2020 года в правом нижнем углу квитанции размещается информация об общей площади дома и площади помещений общего пользования.

Как поймать управляющую компанию на мошенничестве

Новый порядок расчета ОДН мало что изменит для жильцов МКД, в которых хорошо налажена поставка коммунальных ресурсов и предотвращены все вероятные потери.

Если же в доме имеет место нецелевое использование ресурсов, то теперь перерасход оплачивается ТСЖ и УК.

При этом вероятны два варианта:

Обман жильцов МКДТо есть в квитанции по-прежнему будут присутствовать «скрытые» платежи
Повышение эффективности управленияВ этом случае управляющие организации постараются свести к минимуму все вероятные потери

Выявить мошенничество УК весьма не сложно. Жильцам достаточно ознакомиться с информацией о тарифах и нормативах, размещенной в публичном доступе в Интернете, и самостоятельно рассчитать положенную к оплате сумму.

Какой может быть вид собственности квартиры, читайте здесь.

Про виды обременений ограничений использования земельных участков, смотрите здесь.

Если обнаружится обман со стороны УК, то права жильцов защищаются на основании ФЗ № 176 от 29.06.2015. В частности УК грозит привлечение к ответственности за заведомо ложное повышение оплаты.

Управляющая компания будет обязана выплатить неустойку потребителям. Кроме того на УК налагается административный штраф.

Новый порядок расчета ОДН это уже свершившийся факт. Точные расчеты позволят повысить качество обслуживания домов.

Но достижение поставленных Правительством целей зависит от каждого собственника, поскольку только сами жильцы дома могут в достаточной мере проконтролировать работу управляющих организаций и правильность осуществляемых расчетов.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Постановление № 354 «Общедомовые нужды» — платить или не платить по Закону?

За жилье, как известно, нужно платить. Истина, не нуждающаяся в доказательствах, и прописанная в законодательстве.

Но кроме оплаты собственного жилища и коммунальных услуг житель многоквартирного дома обязан оплачивать и так называемые общедомовые нужды.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

–>

Вот тут и возникает вопрос: А что это такое? Какие услуги входят в состав?

Понятие

Если говорить коротко, то это плата за обслуживание общего хозяйства дома, то есть того имущества, которым жильцы, и собственники, и наниматели, владеют совместно, пользуются им сообща.

Например, у дома есть прилегающая к нему территория.

Никому по отдельности она не принадлежит, это общее хозяйство. Его нужно обихаживать, содержать в порядке и чистоте.

Чем и занимается УК или иная нанятая собственниками жилья организация. Плата за обслуживание распределятся пропорционально между жильцами.

Правда, непосредственно к общедомовым нуждам эта услуга не относится и выделяется в квитанциях в отдельную строку, но суть ее от этого никак не меняется.

Читайте также:  В Ульяновске пройдут четыре городских субботника

Общедомовыми нуждами называются услуги (коммунальные), которые предоставляются жильцам при использовании и содержании общедомового имущества.

К такому имуществу законодатель (согласно ЖК ст. 36) отнес:

  1. Лестничные площадки.
  2. Лестницы.
  3. Лифтовое хозяйство, включая сами лифты, шахты.
  4. Иные связанные с домом конструкции.
  5. Коридоры. Технические этажи.
  6. Чердаки, подвалы.
  7. Инженерные коммуникации.
  8. Оборудование, которое обслуживает более одного помещения.
  9. Крыши.
  10. Помещения, которые не принадлежат отдельно взятому собственнику, а служат для удовлетворения бытовых или социальных потребностей, например, расположенный в доме спортзал.
  11. Конструкции, несущие, а равно и ненесущие, ограждающие.
  12. Земельный участок, на котором расположен дом.

Все это имущество следует содержать в надлежащем порядке, предоставляя коммунальные услуги, связанные с водоснабжением (ГВС), подачей электроэнергии, газа, тепла и т. д.

К ОДН относят:

  • технические потери в инженерных коммуникациях (внутридомовых) водоснабжения, электричества, газа, тепла, оборудования дома. В их число входят потери, которые возникают при авариях, промывках систем, заполнения их, испытаний;
  • уборка, очистка (санитарная и гигиеническая) общедомовых помещений;
  • благоустройство придомовых территорий, содержание их;
  • освещение подъездов, а так же чердаков и подвалов, подвалов, обеспечение их теплом;
  • работа лифтов, другого оборудования, например, домофонов.

О правилах и порядке перерасчета за коммунальные услуги по 354 Постановлению читайте в нашей статье.

Законодательство

Общие положения об ОДН изложены в ЖК и ГК России, а так же в законе об энергосбережении (ФЗ-261).

Этими законодательными актами установлена ответственность за оплату расходов, направленных на содержание общего хозяйства дома.

Порядок расчета оплаты и предоставления услуг установлен Постановлением Правительства за номером 354 от 6 мая 2011 года.

16 апреля 2013 было принято еще одно правительственное Постановление за № 344, которое уточнило, а в ряде положений изменило существующий порядок предоставления и расчетов.

  1. ОДН не может превышать установленных нормативов.
  2. Уменьшены действующие нормативы на воду (горячую и холодную).
  3. Отменена оплата водоотведения, отопления общего имущества.
  4. Введен повышающий коэффициент в домах, в которых не установлен счетчик, но имеется возможность установки.

к содержанию ↑

Требования по оплате

А теперь ответим на наверняка волнующий многих вопрос: законно ли взимание платы со стороны коммунальщиков и УК по ОДН?

Да, совершенно законны, поскольку подобные требования изложены, как в ЖК, так и в ГК, Постановлениях Правительства.

Расчет ОДН

Если в доме стоит коллективный счетчик учета, то в этом случае ОДН – это разница между показаниями колсчетчика и суммой показаний индивидуальных счетчиков плюс установленных нормативов, для жильцов, счетчиков не имеющих.

Оплата этой разницы распределяется между жильцами. Размер ее для отдельно взятого жильца зависит от занимаемой площади.

Если коллективный счетчик отсутствует, то расчёт производится, исходя из площади общедомовых помещений и нормативов, которые установлены регионом на подобные услуги. Оплата делится между жильцами пропорционально занимаемой площади.

Что такое дополнительный объем?

Это ОДН, которое возникает вследствие того, что показания со счетчиков, коллективного, индивидуальных, снимают в разное время.

Если показания снимаются в одно и то же время ОДН снижается и может составить даже отрицательную величину.

Как не быть обманутым?

В случае, когда в доме не установлены коллективные счетчики, следить за правильностью начисления ОДН довольно сложно.

Лучше всего в создавшейся ситуации обращаться к грамотному юристу, поскольку в хитросплетениях законодательства, подзаконных актах, нормативных документах самому подчас невозможно разобраться.

Если в доме счетчики установлены, то примите добрый совет. Создайте группу из жильцов, которые будут осуществлять контроль над снятием показаний.

Добейтесь, чтобы все проживающие снимали показания со своих счетчиков в одно время.

Кстати и оплату желательно установить в один и тот же день.

Таким образом, можно свести расходы по ОДН к минимуму.

Обратите внимание, что, несмотря на показания, объем услуги, которая была распределена между жильцами, по закону (ПП № 344 от 16 апреля 2013) не должен превышать установленный в регионе норматив ОДН.

Платить или нет?

Нужно ли платить ОДН? И что будет, если не оплачивать?

Оплачивать общедомовые расходы нужно. По своей сути – это такие же коммунальные услуги, как и предоставляемые непосредственно жильцам.

Все мы пользуемся лифтами и подъездами, днем, вечером и порой ночью, гуляем во дворе и так далее. К тому же содержание общего имущества жильцами закреплено законом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проще говоря, если не оплачивать ОДН, то государство применит к нерадивому плательщику санкции, вплоть до судебного преследования.

Другое дело, что незаконные поборы можно оспорить, но по принятой в стране практике сначала их придется проплатить.

Пример из судебной практики

Приведем пример выигранного жильцом иска против УК. Истец обратился в суд с требованием пресечь действия в отношении его, которые выражались в незаконных поборах ОДН за электроэнергию, чем нанесли ему значительный материальный ущерб.

Свои требования он мотивировал тем, что общее хозяйство в доме УК в должном порядке не содержалось, лифты или не работали, или работали через раз. В подъезде, где он проживал, на нескольких этажах отсутствовали лампочки.

На требования навести порядок, УК не реагировала, однако счета на ОДН выставляла регулярно. При этом, как выяснилось, где и кем был установлен коллективный счетчик учета неизвестно, кем он опечатан и опечатан ли тоже.

Не удалось также установить, как, в какие дни, кем снимаются показания, где они фиксируются. На заседание суда ответчик не явился. Суд, выслушав доводы истца, вынес решение в его пользу.

Какие работы включают в себя текущий и капитальный ремонт в многоквартирном доме? Ответ узнайте прямо сейчас.

Вопрос с нежилыми помещениями

Должны ли собственники нежилых помещений платить за общедомовые нужды?

Закон одинаков для всех.

Независимо от того, какое помещение находится в собственности жилое или нет, какой у него статус, офис, магазин и т. д. как подключены коммуникации, отдельно или от общедомовой системы лицо, владеющее такой недвижимостью, принимает участие в расходах на общедомовые нужды на общих основаниях.

Размер его расходов определяется долей в общем имуществе дома (ст. 39, п. 2 ЖК, Постановление 344, статья 44).

ОДН – наверно, самый спорный в предоставлении коммунальных услуг вопрос. Наличие ОДН позволяет УК и поставщикам ресурсов не заниматься устранением дефектов коммуникаций, восстановлением их полной работоспособности, поскольку возмещение потерь заложено в структуре ОДН.

Но полезно ли ОДН или вредно для нашего общества – тема для отдельного, большого разговора, скорее исследования.

О том, что такое ОДН, вы можете узнать из видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Правительство России поправило порядок начисления оплаты за общедомовые нужды

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 г. № 50534-ОГ/04 Об оплате управляющей организацией превышения объема коммунальной услуги, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме

Вопрос: В соответствии с частью 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, учитывается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Размер такой платы определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.

Прошу пояснить каким нормативным актом предусмотрен соответствующий порядок перерасчета?

Ответ: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Порядок перерасчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме определен действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 – 14 приложения № 2 Правил № 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Пунктом 45 Правил № 354 предусмотрено, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 Правил № 354, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

Таким образом, исходя из действующего законодательства, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Расчет производится следующим образом:

– снимаются показания общедомовых приборов учета,

– считается объем услуг по индивидуальным счетчикам,

– находится разница между общим и индивидуальным потреблением,

– полученная разница сравнивается с нормативом потребления.

Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация.

Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления.

На основании вышеизложенного, размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация.

В своих письмах Минстрой России дает разъяснения по применению правовых норм, регулирующих работу определенной отрасли, то есть излагает свою экспертную позицию относительно конкретной правовой нормы.

Позиция Минстроя России, изложенная в ответах заявителям, является аргументацией, а не вещественным доказательством при разрешении спорных вопросов между участниками отношений, а органы судебной власти, в силу их независимости, самостоятельно осуществляют оценку и толкование правовых норм.

Таким образом, письма Минстроя России не являются нормативными правовыми актами и содержащиеся в них разъяснения законодательства носят исключительно рекомендательный характер.

Минстрой России приносит свои извинения за задержку ответа.

Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П. Солнцева

Обзор документа

Объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

Сообщается, что в таких случаях размер превышения оплачивает управляющая организация.

Плату за общедомовые нужды должны начислять по счетчикам

10 августа вступил в силу закон о новых правилах оплаты общедомовых нужд. Теперь для расчета официально можно использовать показания счетчиков, а не нормативы. Это правило установил федеральный закон, подписанный президентом. Документ уже действует, и его нужно исполнять.

У управляющих компаний больше не получится навариться на общей электроэнергии и воде и брать с жильцов больше положенного. Но пока это не значит, что в вашей следующей квитанции что-то изменится.

Что такое общедомовые нужды?

Жильцы платят за свет, воду и газ, которые расходуют в своей квартире. А еще — за общие ресурсы, которые идут на освещение и уборку подъездов.

Это обязательный платеж. Он зависит от площади квартиры: чем больше квартира, тем больше приходится платить за содержание общего имущества.

Читайте также:  Утверждены федеральные стандарты оплаты услуг ЖКХ

С 1 января 2017 года общедомовые нужды не выделяют в квитанциях отдельной строкой, но платить за них всё равно нужно.

Как раньше начисляли платежи за общие свет и воду?

До 1 января 2017 года управляющие компании начисляли плату за общедомовые нужды как хотели. Внятного регулирования не было.

С этого года решили установить нормативы: максимум, больше которого жильцы не оплачивают. Если фактически воды или электроэнергии дом израсходует больше, разницу оплатит управляющая компания.

В регионах до 1 июня должны были установить новые нормативы для оплаты общедомовых нужд. По правилам нужно учитывать, как утеплен дом, есть ли там энергосберегающие лампочки, из каких материалов стены и какая площадь общих помещений.

Но проблема не в самих нормативах, а в том, что в законе был прописан только максимум: жильцы платят по нормативам и не больше. А что можно платить меньше — в законе написано не было. Хотя фактически дом мог использовать на общие нужды меньше света и воды, чем начисляла управляющая компания и насчитали региональные власти. Лампочка могла не гореть, а жильцы за нее платили.

Была еще одна проблема: жильцам начисляли плату за услуги, которых не было. Например, за общее водоотведение, которое технически невозможно. В итоге жильцы переплачивали, а управляющая компания зарабатывала.

Что изменилось с этими начислениями?

Сначала проблему попытался решить Минстрой. В письме для губернаторов ведомство разрешило начислять плату за общедомовые нужды по счетчикам. Но это всего лишь разъяснение, которое управляющие компании могли не выполнять. Хоть его и отправили главам всех регионов, это еще ничего не значит — проблема осталась.

29 июля 2017 года вопрос окончательно решили на федеральном уровне. В жилищный кодекс внесли изменения о правилах оплаты общедомовых нужд. Они уже работают, а правительство готовит новые инструкции.

В нашем доме нет общих счетчиков, как мы будем платить?

По нормативам. Если в доме не установлены общедомовые счетчики на свет и воду, это единственный вариант. Все вопросы по установке общих счетчиков — к управляющей компании.

Если стоят общедомовые счетчики, какие есть варианты?

У вас есть выбор. Можно платить по нормативам или счетчикам.

По умолчанию счетчики в приоритете. Если по ним показания меньше, платить по нормативам не придется — учитывается фактический расход. Если больше — заплатите только норматив.

Но как всегда, дьявол в деталях. Вот какие есть варианты по новому закону.

Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2017 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.

По решению общего собрания. Можно выбрать, как платить за общедомовые нужды:

  • среднемесячный объем по счетчикам. Потом эту сумму тоже скорректируют;
  • фактический объем по счетчикам. Сумму корректировать не придется — сколько потратили, за столько и заплатили.

Итого. Без собрания — платите по нормативам, а потом пересчитывают сумму. С собранием — можно уже сейчас платить по счетчикам.

Когда и как будут пересчитывать оплату за общедомовые нужды?

Порядок и сроки перерасчета утверждает правительство. Федеральный закон про новые правила оплаты общедомовых нужд уже работает, а постановления всё еще нет. Как только его опубликуют, мы расскажем, как это будет работать.

Есть только проект, в котором написано, что пересчитывать будут раз в год до 1 июля. Это обычная практика — так делают с отоплением.

А что со структурой платежей за общие нужды?

В жилищном кодексе прописали, что конкретно входит в общедомовые нужды: холодная и горячая вода, электроэнергия и канализация. Если в доме не используют какой-то из ресурсов, то и платить за него не придется.

Проверьте свою квитанцию. Если вам начисляют платежи за водоотведение и горячую воду, хотя в доме нет общей канализации, а в подвале кран только с холодной водой, это незаконно.

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды

Услуги коммунального характера предоставляются людям для улучшения качества их проживания. Это касается не только пользователей отдельного помещения, но и всего дома в целом. Последние оплачиваются всеми проживающими.

Законодательные основы

Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.

К таковым относятся:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.

Понятие общедомовых нужд

Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок. В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка. На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов. Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.

Перечень

В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация. Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.

Электроэнергия

В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.

Водоснабжение

Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:

  1. Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
  2. Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
  3. Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
  4. Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
  5. Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.

Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.

Тепловая энергия

Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.

Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни. По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче. А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.

Нормативы потребления

Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено. Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем. Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.

Порядок установления

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей. При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.

По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.

Кем утверждаются

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

В тексте указывается следующее:

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.

Существуют ли повышающие коэффициенты

Повышенные коэффициенты применяются в случаях, когда не установлены учетные приборы. При этом такая возможность должна быть подтверждена актом обследования. Если приборы могли быть использованы, но не были установлены, при расчете оплаты применяются повышающие коэффициенты. В отношении общедомовых нужд такое правило не действует в случаях, когда ОДН входит в состав оплаты за содержание общего имущества.

Способы расчета ОДН

Расчет размера расходов на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.

Отсутствие прибора учета

Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.

Для этого потребуются следующие данные:

  1. Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
  2. Общая площадь здания.
  3. Размер конкретной квартиры.
  4. Общая площадь жилых и технических помещений в доме.

После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.

Наличие прибора учета

Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:

  1. Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
  2. Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
  3. Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
  4. Полученный результат делится на общую площадь дома.
  5. Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
  6. Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
  7. Результат пользователь должен будет оплатить.

Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично. То есть в одних квартирах они есть, в других нет. В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.

Возможен ли перерасчет платы

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена. По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.

Ненадлежащее качество услуг

Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования. Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор. Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.

Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление. Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме. Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.

  1. Название и место нахождения поставщика услуг.
  2. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
  3. Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
  4. Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
  5. Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
  6. Период, за который надо произвести перерасчет.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата составления и подпись инициатора.

Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров. Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету. Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.

Читайте также:  Как не переплачивать за услуги ЖКХ?

В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.

Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.

Отсутствие в жилом помещении

По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Оплата ОДН: что включают общедомовые нужды

Жителям многоквартирных домов интересно знать, что входит в общедомовые нужды (ОДН), которые они регулярно оплачивают на основании квитанций по ЖКУ. Когда-то эта сумма прописывалась в платежном документе отдельной строкой, но лишь раздражала собственников непонятным принципом формирования и астрономическим размером. С 2017 года эта графа исчезла из квитанций, но сами расходы и необходимость их возмещать не упразднены.

Что входит в сocтaв OДН

Что такое ОДН и как это рассчитывается, определено Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года. Под аббревиатурой, расшифровываемой как «общедомовые нужды», скрывается разница между ресурсом, потребленным по общедомовому счетчику всем МКД, и индивидуальными показателями потребления жильцов отдельных квартир.

На основании п. 1 статьи №36 Жилищного кодекса РФ, к общедомовому имуществу относятся помещения, не являющиеся частями отдельных квартир, а предназначенные для общего использования. В их перечень входят:

  • земельные участки с жилыми постройками и элементами благоустройства: детскими площадками, клумбами и прочим;
  • межквартирные коридоры и лестничные площадки;
  • техэтажи и крыши;
  • лифтовые шахты и лифты.

Средства на содержание этих территорий и работы по их обслуживанию включены в расчет общедомовых нужд.

Чердаки и подвалы при оплате ОДН тоже учитываются, если в них присутствуют инженерные коммуникации.

K коммунальным расходам на общедомовые нужды причисляют:

  • затраты на промывку и испытания газо- и трубопроводов;
  • санитарно-гигиенические мероприятия, проводимые во всех местах общего пользования;
  • обслуживание придомовых территорий;
  • содержание и поддержание в рабочем состоянии лифтовых, охранных устройств, антенн и так далее.

В расчет СОИД в многоквартирных домах (новое название комплекса ОДН – содержание общего имущества многоквартирного дома) входят затраты на электроснабжение, горячую и холодную воду, а также водоотведение.

Пройдите социологический опрос!

Законодательное основание

Нормативная база, которая является определяющей в начислении платы за ОДН, состоит из двух нормативных документов:

  • Постановление Правительства РФ №344 и № 354 и приложение к ним «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • Федеральный Закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении» .

К правоустанавливающим документам в сфере определения размеров начислений на общедомовые нужды относится и не так давно принятый Государственной думой Федеральный закон 176-ФЗ ст.12 «Расходы на общедомовые нужды» .

Для расчета этих платежей применяются нормативы и формулы, принятые соответствующими постановлениями региональных или городских властей. После утверждения разработанных нормативов новые данные размещаются на официальном сайте органа муниципалитета.

Тем не менее, есть общий принцип, который следует принимать во внимание, когда производится расчет нормативов на общедомовые нужды. Основным фактором, который влияет на порядок расчетов, является наличие или отсутствие в многоквартирном доме специальных приборов учета.

Это касается как общедомового прибора учета, так и индивидуальных счетчиков, которые устанавливаются в отдельных квартирах.

Во многих регионах страны в связи с изменениями в действующем законодательстве утверждены новые нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, используемые с целью содержания общего имущества многоквартирного дома (СОИД).

Что не включается в ОДН

Кроме перечня общедомовых нужд, которые определены в нормативных документах и подлежат оплате, запрещается включать в этот список иные услуги. Исключением могут стать лишь случаи, когда на общем собрании собственников более половины владельцев приняли и утвердили решение о включении в него конкретных коммунальных ресурсов.

К ОДН не относятся ресурсы, которые:

  • использовали интернет-провайдеры для обслуживания собственного оборудования. Энергоснабжение принимающей антенны должен оплачивать именно поставщик услуг кабельного телевидения, интернета и телефонии;
  • потребили частные компании, арендующие или владеющие помещениями в доме или в пристройке к нему.

В письме по поводу изменений состава платы за содержание жилого помещения, вступивших в силу 1 января 2017 года, Минстрой объяснил, что потребители коммунальных услуг в многоквартирных домах обязаны вносить плату за них исходя из объемов, потребленных в жилом или нежилом помещении, в том числе за обслуживание общедомового имущества МКД.

Что такое тeхoбcлyживaниe здания и что в него входит

Тeхoбcлyживaниe многоэтажного здания – это комплекс мероприятий, цель которых состоит в том, чтобы содержать постройки в приемлемом состоянии и использовать общее имущество надлежащим образом.

Хотя законодательство не регламентирует список действий, которые входят в мероприятия по ТО, по умолчанию подразумевается содержание долевой собственности в пригодном для эксплуатации состоянии.

В многоквартирных жилых зданиях предполагается две категории владения помещениями:

  • индивидуальное: балконы, лоджии, квартиры;
  • долевое: чердачные и подвальные помещения, подъезды, коридоры.

За содержание первых несут ответственность их собственники, за вторые отвечают все жильцы МКД.

Содержание общего имущества доверено управляющей компании или ТСЖ. Они несут за него ответственность на основании договора, в котором указано, что собранные налоги следует использовать для технического обслуживания дома.

В правила содержания общего имущества в МКД включены следующие мероприятия:

  • регулярные проверки для обнаружения необходимости проведения ремонта;
  • внеплановое устранение небольших дефектов: незначительных повреждений подполий, отслоившейся краски и так далее;
  • капитальный ремонт строения с целью устранения серьезных поломок;
  • сезонный сервис: чистка крыши, покраска фасада;
  • санитарные меры и уборка в подъездах.

Этот список коммунальных услуг на техобслуживание здания и содержание общего имущества упоминается в контракте с УК.

Кем обслуживаются МКД

Услуги по использованию общедомового имущества предоставляют те, с кем заключен договор. Как правило, это либо собственники отдельных квартир, назначенные общим собранием нести ответственность за содержание имущества МКД, либо управляющие компании.

Именно УК чаще всего ответственны за техническое обслуживание многоквартирных домов. Основание ответственности за ОДН и технический сервис – договорные обязательства, которые оформляются между УК и собственниками.

Сотрудники УК знают, как рассчитывать, по какому принципу распределять и куда включать расходы на общедомовые нужды МКД при заполнении квитанции за коммунальные услуги.

Кто должен оплачивать ОДН

В огромные суммы в коммунальных платежках с 2017 года входит оплата за ОДН, только уже не отдельной строкой, а в составе платы за содержание дома.

Как и прежде, расходы на общедомовые нужды обязаны покрывать из собственных средств владельцы жилья в МКД. Таким образом, на вопрос о том, кто платит ОДН: жильцы или управляющая компания, в законодательстве содержится однозначный ответ: УК обязана оплачивать лишь превышение установленного норматива потребления коммунальных услуг на ОДН, выявленное учетными приборами.

Иными словами, все сверхнормативные ресурсы, которые использованы на ОДН, нельзя включать в индивидуальные квитанции жильцов. Эту разницу оплачивают УК за счет своих средств. Вот почему ОДН включают в оплату управляющим компаниям.

Кроме квартир в многоквартирном доме могут находиться и нежилые помещения, принадлежащие юридическим лицам или ИП. Согласно внесенным в законодательство изменениям, на них распространяются те же правила оплаты расходов на ОДН, что и на обычных граждан, если эти объекты оборудованы прибором учета услуг.

Итак, на вопрос о том, должен ли платить за общедомовые нужды собственник нежилого помещения, в законодательстве находим положительный ответ.

Тарификация ОДН в 2020 году

Ст. 156 ЖК РФ регламентирует, что плата за ремонт и содержание жилого помещения должна быть установлена в размерах, которые позволят обеспечить содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями закона.

Следовательно, собственники на общем собрании могут сами определить тарифы на общедомовые нужды в 2020 году. Расценки утверждаются с учетом предложений представителей УК и устанавливаются на период не менее года.

В большинстве случаев управляющие компании предпочитают применять муниципальные расценки, установленные местным органом власти, а не рассчитывать тарифы по каждому МКД.

Экономически обоснованный тариф определяется с учетом технического состояния, срока эксплуатации и проведения регламентных работ, которые определены Правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда

Методика расчета оплаты ОДН

Размер платы за каждый вид коммунальных услуг на общедомовые нужды определяется согласно установленному порядку расчета. К платным коммунальным услугам относится:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • отопление;
  • газоснабжение;
  • электроснабжение.

Кроме того, производится и начисление ОДН за водоотведение.

Если МКД оснащен общедомовым счетчиком, то плата за услугу рассчитывается на основании показаний прибора. В случае, когда подобные устройства в доме отсутствуют, расчет производится исходя из нормативов потребления, установленных органами власти субъектов РФ.

Как происходит расчет по счетчикам

Отличия в методике расчета и стоимости общедомовых нужд обусловлены тем, оснащен ли МКД коллективным прибором учета коммунальной услуги или жилые/нежилые помещения здания оборудованы индивидуальными или общими счетчиками.

Детально о том, как оплачивать общедомовые нужды если имеются общедомовые приборы учета, объясняется в приложении к Постановлению Правительства РФ №331 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» .

Согласно новым правилам, при наличии счетчиков и по их показаниям жильцы смогут платить даже меньше установленных нормативов. Разъяснения по этому поводу дал Минстрой.

Расчет по нормативам

Основным критерием расчета оплаты СОИД служат нормативы, установленные органами власти в конкретном регионе РФ. Если до принятия новых постановлений оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме рассчитывалась управляющими компаниями по индивидуальной схеме, то теперь расчет производится в соответствии с законом – по нормативам.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома:

  • этажность;
  • год постройки;
  • вид системы отопления;
  • размер ванн;
  • наличие унитазов и центральной канализации.

После утверждения они размещаются на официальном сайте органа власти, а оплата ОДН по нормативам или по приборам включается в графу «содержание жилья».

Принцип оплаты в МКД

Как упоминалось выше, до внесения изменений в действующее законодательство жильцы многоквартирных домов получали квитанции за оплату коммунальных услуг с графой «ОДН». С прошлого года этой графы больше нет в платежных документах.

Обслуживание общедомового имущества и плата за ОДН в составе жилищных услуг включаются в расчеты за электричество, газ, водоотведение, канализацию и прочие использованные ресурсы. К примеру, в новой платежке в графе «Электричество» теперь содержатся данные не только об объеме энергии, потребленной отдельной квартирой, но и о расходах на освещение в лифте и подъезде.

Подобный порядок оплаты и включение услуг ОДН в квитанции ЖКХ за квартиру должен исключить возможность для УК вносить в платежные документы несанкционированные и ничем не мотивированные суммы. Жильцы теперь должны будут оплачивать установленный нормативом ресурс.

Новый порядок оплаты не применяется для МКД с непосредственным управлением, а также в домах, в которых не выбран способ управления.

В этом случае для арендаторов и собственников помещений порядок начисления общедомовых услуг остается неизменным, а оплата по-прежнему будет перечисляться поставщикам ресурсов.

Пути снижения оплаты по ОДН

Хотя строка «ОДН» исчезла из платежек за коммуналку и теперь относится к жилищным услугам, это не повлияло ни на размеры сумм, ни на необходимость их оплачивать. Если возникают сомнения в том, что размер суммы, внесенной в квитанцию, соответствует действительности, нужно проверить законность начисления ОДН.

Снижение размера платы за общедомовые нужды – забота управляющей компании. Тем не менее жители могут предпринять меры, чтобы минимизировать расходы:

  • установить приборы учета на все потребляемые ресурсы;
  • регулярно проверять их исправность;
  • проводить сверку общедомовых и индивидуальных счетчиков;
  • снимать и передавать их показания ежемесячно в один и тот же день;
  • требовать оперативного устранения неисправностей в инженерных и иных сетях.

Оплата ОДН при наличии общедомового счетчика в доме в любом случае ниже, чем в МКД без него, ведь при расчетах не применяется «штрафной» коэффициент.

Санкции за неуплату

Ответственность за неуплату стоимости ОДН не отличается от схемы взыскания задолженности за иные виды услуг на обслуживание квартиры собственника. Разграничения между этими понятиями в законодательстве не существует.

Вопрос о том, как не платить общедомовые нужды, не должен даже возникать, поскольку оплата ОДН, как и прочих коммунальных услуг, – законодательно регламентированная обязанность каждого собственника или арендатора.

В случае возникновения задолженности применяются меры административного воздействия:

  • начисление пени;
  • взыскание долга через суд с оплатой судебных издержек за счет должника.

Раньше поставщики ресурса могли приостановить или полностью прекратить предоставление услуги потребителю. Однако на основании изменений в законодательстве Верховный Суд внес ясность в вопрос правомочности подобных действий. Постановление Верховного Суда от 27.06.2017 N 22 содержит четкое разъяснение, что лишение неплательщиков света, тепла и воды – несоразмерные неоплате меры.

Выводы

Содержание общедомового имущества – по-прежнему обязанность собственников помещений в МКД. В платежных документах она отнесена в жилищные услуги и включает в себя перечень мероприятий, установленных в соответствующих законодательных актах. ОДН подлежит своевременной оплате в полном объеме. В противном случае к неплательщикам применяются штрафные санкции.

Видео: Что такое общедомовые нужды и как их рассчитать

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Ссылка на основную публикацию