Минрегион разработал социальную норму потребления услуг ЖКХ

Минрегион разработал проект введения соцнормы потребления услуг ЖКХ

Минрегион разработал стратегию введения в России социальной нормы потребления коммунальных услуг, предлагается, в частности, устанавливать разную норму в разных субъектах федерации с учетом региональных особенностей и с учетом интересов незащищенных групп населения, сообщил Минрегион.

«Минрегион разработал стратегию по переходу к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг. Она будет представлен на рассмотрение правительству РФ 30 августа 2012 года», — говорится в сообщении министерства.

Сообщается, что подготовленный Минрегионом проект распоряжения правительства «Об утверждении комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации» согласован с министерством экономики, министерством энергетики, министерством труда и социальной защиты, министерством финансов, федеральной службой по тарифам и федеральной антимонопольной службой.

Согласно проекту, подготовленному Минрегионом, размер социальной нормы будет отдельно установлен в каждом субъекте РФ на основании методики расчета социальной нормы в электроэнергетике, разработанной министерством регионального развития совместно с министерством энергетики и федеральной службой по тарифам.

«Планируется, что расчет социальной нормы будет производиться с учетом региональных особенностей, а также с учетом интересов социально незащищенных групп населения. К ним относятся многодетные семьи, одинокие пенсионеры, более десяти лет проживающие в квартире площадью выше нормативной, граждане, проживающие в аварийном жилом фонде, и другие», — говорится в сообщении.
Министерство информирует, что применение социальной нормы потребления коммунальных услуг имеет несколько целей: стимулирование энергоэффективного потребления коммунальных услуг, повышение эффективности системы социальной защиты населения, а также снижение тарифной нагрузки на промышленных потребителей.

«Введение социальной нормы позволит потребителям получить контроль за расходами на оплату коммунальных услуг и возможность управлять размером платежа. В долгосрочной перспективе это нововведение должно стимулировать установку приборов учета и воспитывать у потребителей энергоэффективное поведение. Также одной из целей нововведений является сокращение перекрестного субсидирования в электроэнергетике и водоснабжении, что будет способствовать улучшению условий для развития промышленности, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, несущих в настоящее время основную нагрузку перекрестного субсидирования», — приводятся в сообщении слова главы Минрегиона Олега Говоруна.

Сообщается, что при разработке нововведений Минрегион использовал «успешный опыт применения социальной нормы в электроэнергетике в ряде субъектов Российской Федерации, а также международный опыт дифференциации тарифов».

Разница между тарифами в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы будет зависеть от объема перекрестного субсидирования в регионе, размера установленного тарифа для населения и доходов населения, сообщает Минрегион.

Комплекс мер, направленный на переход к установлению социальной нормы, подготовлен в соответствии с указом президента от 7 мая 2012 года «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», сообщает Минрегион.

«В случае одобрения правительством РФ вышеуказанной стратегии в течение 2013 года пилотные проекты будут запущены в нескольких субъектах РФ. На основе полученного опыта будут определены категории и количество граждан, для которых социальная норма потребления коммунальных услуг не может быть рассчитана в общем порядке», — говорится в пресс-релизе.

Министерство сообщает, что решение о внедрении на территории России социальной нормы будет приниматься федеральным правительством только после оценки результатов реализации пилотных проектов, «в том числе на основании результатов анализа «затраты-выгоды».

«Реализация комплекса мер не потребует дополнительных средств федерального бюджета», — подчеркивается в сообщении.

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

Когда по закону применяются норматив и соцнорма

Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца – исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Читайте также:  Президент подписал Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

Соцнорма зависит от:

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:

Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

В чём главные отличия норматива от соцнормы

И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

Минрегион разработал проект введения соцнормы потребления услуг ЖКХ

Минрегион разработал стратегию введения в России социальной нормы потребления коммунальных услуг, предлагается, в частности, устанавливать разную норму в разных субъектах федерации с учетом региональных особенностей и с учетом интересов незащищенных групп населения, сообщил Минрегион в четверг.

Минрегион разработал стратегию по переходу к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг. Она будет представлен на рассмотрение правительству РФ 30 августа 2012 года“, – говорится в сообщении министерства.

Сообщается, что подготовленный Минрегионом проект распоряжения правительства “Об утверждении комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации” согласован с министерством экономики, министерством энергетики, министерством труда и социальной защиты, министерством финансов, федеральной службой по тарифам и федеральной антимонопольной службой.

Согласно проекту, подготовленному Минрегионом, размер социальной нормы будет отдельно установлен в каждом субъекте РФ на основании методики расчета социальной нормы в электроэнергетике, разработанной министерством регионального развития совместно с министерством энергетики и федеральной службой по тарифам.

Планируется, что расчет социальной нормы будет производиться с учетом региональных особенностей, а также с учетом интересов социально незащищенных групп населения. К ним относятся многодетные семьи, одинокие пенсионеры, более десяти лет проживающие в квартире площадью выше нормативной, граждане, проживающие в аварийном жилом фонде, и другие“, – говорится в сообщении.

Министерство информирует, что применение социальной нормы потребления коммунальных услуг имеет несколько целей: стимулирование энергоэффективного потребления коммунальных услуг, повышение эффективности системы социальной защиты населения, а также снижение тарифной нагрузки на промышленных потребителей.

Введение социальной нормы позволит потребителям получить контроль за расходами на оплату коммунальных услуг и возможность управлять размером платежа. В долгосрочной перспективе это нововведение должно стимулировать установку приборов учета и воспитывать у потребителей энергоэффективное поведение. Также одной из целей нововведений является сокращение перекрестного субсидирования в электроэнергетике и водоснабжении, что будет способствовать улучшению условий для развития промышленности, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, несущих в настоящее время основную нагрузку перекрестного субсидирования“, – приводятся в сообщении слова главы Минрегиона Олега Говоруна.

Сообщается, что при разработке нововведений Минрегион использовал “успешный опыт применения социальной нормы в электроэнергетике в ряде субъектов Российской Федерации, а также международный опыт дифференциации тарифов”.

Разница между тарифами в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы будет зависеть от объема перекрестного субсидирования в регионе, размера установленного тарифа для населения и доходов населения, сообщает Минрегион.

Читайте также:  ИНФОГРАФИКА Из чего состоит счет за услуги ЖКХ

Комплекс мер, направленный на переход к установлению социальной нормы, подготовлен в соответствии с указом президента от 7 мая 2012 года “О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг“, сообщает Минрегион.

В случае одобрения правительством РФ вышеуказанной стратегии в течение 2013 года пилотные проекты будут запущены в нескольких субъектах РФ. На основе полученного опыта будут определены категории и количество граждан, для которых социальная норма потребления коммунальных услуг не может быть рассчитана в общем порядке“, – говорится в пресс-релизе.

Министерство сообщает, что решение о внедрении на территории России социальной нормы будет приниматься федеральным правительством только после оценки результатов реализации пилотных проектов, “в том числе на основании результатов анализа “затраты-выгоды”.

Реализация комплекса мер не потребует дополнительных средств федерального бюджета“, – подчеркивается в сообщении.

РИА «Дагестан» – Республиканское информационное агентство

Социальная норма потребления коммунальных ресурсов и социальная норма потребления электроэнергии

10 сентября 2012 г Дмитрием Медведевым было подписано Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации».

В этом Распоряжении указано, что до 20 сентября Минрегионразвития РФ должно было представить в Правительство перечень пилотных регионов в которых в 2013 г в качестве эксперимента должны быть запущены расчеты за электроэнергию с использованеим социальной нормы электроэнергии.

Предполагается, что с 2014 г с использованием социальной нормы на электричество будет рассчитываться все регионы РФ.

Пока обсуждается использование социальной нормы на электроэнергию с 2013 г в следующих пилотных регионах: Ростовская, Кировская области, Алтайский край, Республика Марий Эл, также Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская области, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, республики Тува, Башкирия и Кабардино-Балкария.

Кроме того, выполняя распоряжение Правительства РФ, Минрегионразвития РФ, Минэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин России и ФСТ России должно до 15 ноября 2012г. разработать проект порядка проведения расчетов за потребленные коммунальные ресурсы с использованием социальной нормы потребления коммунальных услуг, а также порядок утверждения тарифов на электроэнергию и другие коммунальные ресурсы для расчетов по социальной норме коммунальных услуг.

Итак, что же такое социальная норма коммунальных услуг и, в частности, социальная норма электроэнергии. Давайте разберемся по порядку со всеми вопросами.

Понятие социальной нормы потребления коммунальных ресурсов и производство расчетов за услуги ЖКХ по социальным нормам.

В соответствии с предлагаемым порядком, расчета за потребленные коммунальные ресурсы будут производиться следующим образом:
Предлагается установить некую величину потребления коммунального ресурса из расчета на одного человека, зарегистрированного в жилом помещении – так называемая социальная норма потребления коммунальных ресурсов.

Также планируется утвердить два тарифа на коммунальный ресурс – для оплаты объемов потребления коммунального ресурса в пределах социальной нормы ЖКХ и для оплаты объемов коммунальных ресурсов, потребленных свыше установленного объема соцнормы. Естественно, тариф для коммунального ресурса сверх соцнормы будет значительно выше, чем тариф для объемов в пределах социальный нормы.

Простой пример расчета социальной нормы:

в квартире зарегистрировано два человека, социальная норма электроэнергии составляет 75 кВт.ч на человека, следовательно, в целом для квартиры величина социальной нормы потребления электроэнергии составит 150 кВт.ч.

Потребление электроэнергии за месяц в квартире составило 190 кВт.ч.

Таким образом, в пределах социальной нормы было потреблено 150 кВт.ч, сверх социальной нормы электроэнергии – 190-150=40 кВт.ч.

Тариф на электроэнергию в пределах соцнормы – 2,80 руб. за кВт.ч., сверх соцнормы электроэнергии – 3,50 руб. за кВт.ч. В результате, за электроэнергию должна быть произведена оплата на следующую сумму:
Стоимость электроэнергии за месяц = 150х2,80 + 40х3,50 = 420 + 140 = 560 рублей.

В первую очередь использовать социальную нормы потребления коммунальных ресурсов планируется начать при расчетах за потребленную электроэнергию.

В дальнешем планируется перейти на расчеты по такому способу и по другим коммунальным ресурсам (вода, газ, тепло). Переход на расчеты по социальной норме электроэнергии обусловлен тем, что электросчётчики в квартирах установлены у 96% россиян. В отношении воды и газа этот процент значительно ниже.

На февраль 2014 г в Правительстве РФ обсуждается вопрос о внедрении такой системы оплаты в Ростовской, Кировской области, Алтайском крае, Республике Марий Эл, а также Архангельской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Курской, Кемеровской, Нижегородской, Самарской области, Забайкальском, Приморском, Хабаровском крае, республике Тува, Башкирии и Кабардино-Балкарии. В 2014г. планируется переход на расчеты с использованием социальной нормы электроэнергии уже по всем субъектам РФ.

Кем будет устанавливаться величина социальной нормы потребления электроэнергии и будет ли она одинакова по всей России.
Социальная норма на электричество будет устанавливаться местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для каждого субъекта РФ отдельно. Зависеть величина социальной нормы будет от величины светового дня в регионе. Также величина социальной нормы потребления электроэнергии будет зависеть различным для сельской или городской местности, оборудован дом электроплитами или нет, есть в доме лифт или отсутствует. Стоит отметить, что социальная норма на электроэнергию будет устанавливаться с учетом потребления электроэнергии в местах общего пользования.

В настоящее время предполагается, что в случае, если прибор учета отсутствует по необъективным причинам (житель квартиры его не установил), то тогда потребление электроэнергии будет определяться по нормативу потребления электроэнергии, при этом при расчете стоимости потребленной электроэнергии будет использоваться тариф, установленный для потребления сверх социальной нормы потребления электроэнергии.

В России тарифы на коммунальные услуги и в частности государством установлены с учетом перекрестного субсидирования. Перекрёстное субсидирование это случай, когда для одной группы потребителей тарифы занижены (в данном случае это население), а для другой группы (юридические лица – предприятия и организации) – завышены. В связи с этим введение социальной нормы должно частично снизить величину перекрестного субсидирования с уменьшить нагрузку оплаты коммунальных ресурсов для бизнеса.

Информация

Что такое социальная норма потребления коммунальных услуг?

Социальная норма – это минимальный, но достаточный для жизнеобеспечения и доступный по цене объем (количество) потребления коммунальных услуг гражданином, обеспечивающий соблюдение принципа равнодоступности услуг и социальные гарантии социально незащищенным гражданам.

Для чего вводят социальную норму?

Применение социальной нормы потребления коммунальных услуг направлено на то, чтобы:

1) стимулировать энергоэффективное потребление коммунальных услуг;

2) снизить объем перекрестного субсидирования;

3) повысить эффективность системы социальной защиты населения.

Кто будет устанавливать социальную норму?

Министерство регионального развития разработает методику определения размера социальной нормы. А методику расчета тарифов в пределах нормы и сверх нее разработает Федеральная служба по тарифам.

Непосредственно саму норму для каждого региона определят органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов и нормативов потребления.

Читайте также:  В Засвияжском районе будет ограничено движение автотранспорта

Будут ли учитываться региональные особенности при определении социальной нормы?

При установлении социальной нормы региональными органами власти будут приниматься во внимание климатические особенности, имеющийся уровень тарифов, величина перекрестного субсидирования, платежеспособность граждан, степень благоустроенности жилых помещений и пр.

С введением социальной нормы придется ли себя во всем ограничивать?

В пределы социальной нормы должно попасть не менее 70% населения, т.е. будет рассчитан нормальный объем потребления всех коммунальных ресурсов с учетом всех потребностей людей.

Как быть, если человек не уложился в социальную норму потребления коммунальных услуг?

Все, что потреблено сверх нормы, необходимо будет оплатить по повышенному тарифу.

Как будет производиться расчет с использованием социальной нормы, например, для электропотребления?

Например, при установлении соцнормы в размере 80 кВт/ч в месяц, тарифе в пределах соцнормы 2 руб. за кВт/ч, сверх соцнормы – 3 руб. за кВт/ч вы потребили за месяц 100 кВт/ч, ваш платеж рассчитывается следующим образом:

80 × 2 + (100 – 80) × 3 = 220 руб./месяц.

Каждый человек может в течение месяца следить за своим потреблением коммунальных ресурсов по счетчикам и по необходимости корректировать его.

Как будут внедряться социальные нормы потребления коммунальных услуг на территории России?

В экспериментальном порядке социальная норма потребления электроэнергии начнет действовать в нескольких субъектах РФ уже с начала 2013 года, а по всей России – с начала 2014 года.

Для водоснабжения и водоотведения эксперимент начнется в 2014 году. И при его благоприятных результатах с начала 2015 года социальная норма будет действовать на всей территории РФ.

В течение этого времени планируется завершить массовую установку приборов учета на системах отопления и бытового газоснабжения. Только после этого, а также на основе тщательного анализа результатов введения социальной нормы в электроснабжении и водоснабжении, можно будет принять решение о введении социальной нормы потребления тепла и газа.

Какие регионы будут участвовать в эксперименте?

С января 2013 года социальная норма начнет действовать в 18 субъектах РФ. В частности, пожелали участвовать в пилотных проектах республики Башкортостан, Дагестан, Тыва, Забайкальский и Приморский края, Владимирская, Воронежская, Кемеровская, Курская, Тамбовская и Ульяновские области.

Имеется ли какой-нибудь опыт использования социальной нормы?

Социальная норма потребления электроэнергии уже успешно применяется на территории Забайкальского и Красноярского краев, в Нижегородской, Владимирской и Орловской областях.

Минрегион подготовил план введения социальной нормы в ЖКХ

Минрегион составил и опубликовал план перехода российского ЖКХ на социальные нормы коммунальных услуг. Новая коммунальная реформа будет постепенной: согласно проекту распоряжения правительства о “комплексе мер, направленных на установление социальной нормы коммунальных услуг в РФ”, опубликованному вчера министерством, работа растянется минимум на пять лет. Сам социальный минимум будет сначала протестирован в пилотных проектах до 2014 года, а массовый переход на социальные нормы будет сопровождаться заменой льгот на оплату “коммуналки” адресными субсидиями.

Социальная норма коммунальных услуг предполагает дифференциацию тарифов для минимально необходимого и избыточного потребления коммунальных ресурсов гражданами. Введения такой нормы требует один из первых указов президента Владимира Путина — N600 от 7 мая 2012 года “О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг”. По планам Минрегиона, новая реформа начнется с электроснабжения: поправки к законодательству, позволяющие запуск пилотных проектов “по введению социальной нормы потребления коммунальной услуги электроснабжения”, и перечень регионов, в которых они будут запущены, должны быть готовы к октябрю 2012 года; по одному пилотному региону будет выбрано в каждом из федеральных округов. В ноябре правительству предлагается определить порядок перехода на новую модель уже всех регионов — этот процесс завершится в 2014 году.

Синхронно будет разработан и порядок установления и применения дифференцированных тарифов (в пределах и сверх установленной социальной нормы потребления коммунальных услуг), “устанавливаемых в целях снижения объемов перекрестного субсидирования в электроэнергетике”. Оценивать результаты внедрения социальной нормы в электрические щитки граждан Минрегион намерен ежеквартально. Как рассказала “Ъ” директор департамента ЖКХ Минрегиона (с сегодняшнего дня — директор аналогичного подразделения Госстроя) Ирина Булгакова, начинать с электроснабжения в ведомстве решили из-за значительных объемов перекрестного субсидирования в отрасли, а также из-за наличия в законодательстве возможности введения дифференцированных тарифов. Обсуждаются два варианта нормирования потребления в ЖКХ — на квадратный метр и на человека, при этом в ведомстве склоняются к последнему.

У Минрегиона уже есть опыт по внедрению социальной нормы киловатт-часов в пяти регионах РФ (в частности, во Владимирской области и Красноярском крае). По словам госпожи Булгаковой, во Владимирской области эксперимент по внедрению социального минимума начался с установления порога в 50 кВт ч для дифференциации потребления электричества местными жителями и московскими дачниками, “избыточно” расходовавшими дешевую энергию. Позже порог был повышен до 65 кВт ч — в эту норму уложилось 70% населения области, а оставшиеся 30% генерируют энергетикам дополнительную прибыль “без социального напряжения”. Предполагается, что разница “социального” и “избыточного” тарифов будет устанавливаться на региональном уровне в зависимости от объема перекрестного субсидирования, но Минрегион может ввести федеральный стандарт, по которому высокий тариф не сможет превышать низкий более чем на 50%. Через год, в третьем квартале 2013 года, ведомство готово будет обсуждать и “меры социальной поддержки при введении социальной нормы потребления коммунальных услуг одиноким пенсионерам, проживающим в одном жилом помещении не менее последних десяти лет”, многодетным семьям и гражданам, проживающим в аварийном и ветхом жилье.

Одновременно и полностью аналогично энергетике на конец 2013 года намечено законодательное обеспечение, а с 2014 года — и запуск пилотных проектов по внедрению соцнормативов в водоснабжении и канализации — с последующей заменой льгот адресными субсидиями (этот этап запланирован на начало 2015 года). По словам Ирины Булгаковой, из-за отсутствия перекрестного субсидирования в отрасли внедрение социальной нормы в водоснабжении преследует скорее воспитательные цели и направлено на экономию воды и стимулирование установки индивидуальных счетчиков воды, “которых у нас пока маловато”. При этом разница между социальным и повышенным тарифами должна будет составить 20-30%.

Последними реформа затронет газоснабжение и отопление: схема ее будет такой же, а исполнение — отложенным на несколько лет и увязанным с конфигурацией системы капремонта многоквартирных домов. “Чем в худшем состоянии находится дом, тем выше его потребление — при этом, поскольку индивидуальных счетчиков тепла у нас нет, потребление тепла — общедомовое, и вопрос о введении тут социальной нормы требует дополнительного изучения”,— пояснила госпожа Булгакова. Проект распоряжения правительства уже подготовлен ведомством к внесению в Белый дом, до 10 августа он поступит в аппарат правительства, а заседание, на котором глава Минрегиона Олег Говорун представит документ правительству, намечено 23 августа.

Ссылка на основную публикацию