Каждый второй россиянин отмечает значительный рост коммунальных платежей

Тарифы ЖКХ россиянам не по карману, но их всё равно поднимут

Проблема из трёх букв

Размер платежей по ЖКХ могут ограничить – предельно допустимый уровень платежа составит не более 15% совокупного дохода семьи. Соответствующая инициатива обсуждалась в Госдуме на правительственном часе с главой Минтруда Максимом Топилиным. Тем самым чиновники фактически признают: квартплата сегодня стала не по карману большинству россиян. Только вот кардинально решать эту проблему, похоже, власти не собираются.

Рассмотреть возможность введения предельно допустимого размера оплаты за услуги ЖКХ поручено Минстрою – в Госдуме по этому поводу даже выпустили специальное постановление. «Рассмотреть вопрос об установлении федерального стандарта предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и установить размер максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не более 15%», – гласит документ.

Что интересно: по сути, признавая тот факт, что тарифы ЖКХ стали непомерно высокими для граждан, запланированную на 1 июля очередную индексацию стоимости коммунальных услуг власти отменять и не думают. Судя по всему, забыты и недавние выступления главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, утверждавшего, что за большинство услуг ЖКХ мы и так уже переплачиваем более 100% их себестоимости.

Источник: Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН)

По экспертным оценкам, за последние пять лет в среднем по стране счёт за ЖКХ увеличился как минимум вдвое. При этом каждый год тарифы индексируют, каждый год растёт задолженность населения, каждый год коммунальщики заявляют о недопустимом износе сетей, но при этом ситуация не меняется. Тарифы повышаются, сети изнашиваются, долг растёт. «Повышение устанавливается непонятно откуда, но точно не принимается во внимание действующий уровень тарифов с точки зрения способности населения их оплачивать, – говорит глава общероссийского общественного движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков. – Мне кажется, что в сегодняшней ситуации этот параметр должен стать ключевым, то есть мы должны в первую очередь при определении размеров индексации оценивать, насколько сейчас тяжелы для оплаты населением в конкретном регионе тарифы».

Кто в должниках

В среднем каждый год долг россиян перед коммунальщиками увеличивается на 10%. По данным Росстата, летом 2018 года совокупный размер задолженности за услуги ЖКХ в стране составил 1,4 трлн рублей.

Эксперты давно уже обратили внимание на причинно-следственную связь: тарифы растут, но при этом растёт и задолженность.

Кто они, сегодняшние должники? Чуть больше половины всей суммы задолженности приходится на юридических лиц. Как правило, это предприятия, проходящие процедуру банкротства или находящиеся в предбанкротном состоянии. Нередко в должниках оказываются больницы и школы. «Наша Версия» неоднократно писала о проблемах учителей Забайкальского края, которым не выплачивают зарплату, поскольку все поступающие на счета школы деньги уходят на оплату долгов по ЖКХ.

Должники-физлица также не платят не потому, что не хотят. Например, на днях министр ЖКХ Татарстана заявил, что задолженность жителей республики перед коммунальщиками составляет 6,967 млрд рублей. «Доминирующая группа неплательщиков – это люди, оставшиеся без работы, сотрудники бюджетной сферы, в некоторых регионах – пенсионеры. Представьте, коммуналка стоит около 5 тыс. рублей, а пенсия – 9 тыс., – говорит Сергей Креков. – У социально незащищённых слоёв населения просто нет денег оплачивать коммуналку, и они начинают влезать в долги».

Сенаторы отклонили редакцию законопроекта, предусматривающего введение «углеродного налога», поскольку он может негативно повлиять на динамику роста экономики и привести к росту тарифов ЖКХ для населения.

Кстати, субсидии для льготников помогают несильно: за минувшие пять лет в счёт за ЖКХ добавилось много новых платежей, на которые никакие послабления не распространяются.

«Показатель того, что система не работает, – это сумасшедший долг в 1,4 трлн рублей перед коммунальными компаниями. Эта цифра, которая не снижается, и есть самое главное доказательство того, что в отрасли происходит системный кризис, где тарифы, устанавливаемые от балды, есть только один из элементов бардака и бессистемности развития», – отмечает Сергей Креков.

Помните расхожую шутку 90-х о том, что во всём виноват Чубайс? Так вот, применительно к системе ЖКХ юмор очень похож на правду. Всё дело в том, что в своё время реформа электроэнергетики, идейным вдохновителем которой выступал как раз Анатолий Чубайс, проходила под лозунгом о том, что наши тарифы должны быть приведены в соответствие с мировыми.

Позже эта установка проникла во все сферы коммунальных услуг: дескать, мы платим слишком мало, об энергоэффективности не заботимся, а потому тарифы приходится повышать. Сегодня тарифы ЖКХ наконец-то достигли мировых значений. И есть все основания полагать, что останавливаться на достигнутом наши чиновники не собираются. Возможно, мы даже поставим мировой рекорд в этой области.

Источник: Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН)

Парадоксально, но факт: ресурсники, традиционно выступающие лоббистами повышения тарифов, по сути, тоже оказались заложниками действующей системы. Продавить повышение тарифов им, конечно, удаётся, только вот поступление «живых» денег не увеличивается.

Результат такой политики сегодня известен: сфера ЖКХ превратилась в чёрную дыру, бесконечно высасывающую деньги, при этом качество предоставляемых услуг продолжает стремительно снижаться.

После нас хоть потоп

«По количеству аварий эта зима была серьёзным предупреждением. Ряд городов оказались в очень сложной ситуации. Однако в сети у нас сегодня никто ничего вкладывать не хочет, это самое последнее, во что вкладывают», – поясняет Сергей Креков. Изношенность сетей, даже по данным официальной статистики, в регионах составляет 50–100%. Никакого повышения тарифов, никаких собранных долгов не хватит на то, чтобы это отремонтировать. Собственно, никто и не пытается.

В феврале премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому на модернизацию сетей тепло- и водоснабжения будет выделено 13,2 млрд рублей. Сумма покажется значительной только тому, кто незнаком с проблемами отрасли. Вот лишь один пример: всё в том же феврале гендиректор Барнаульского водоканала подсчитал, что для снижения аварий на водопроводных и канализационных сетях Барнаулу потребуется 3,4 млрд рублей.

По статистике, среднее число аварий в нашей стране на 1 километр сетей составляет 1,8–2,4 в год. В странах ЕС этот показатель не дотягивает даже до единицы: 0,15–0,2. В этой связи предложение парламентариев о введении предельно допустимой величины тарифа ЖКХ скорее похоже на попытку не допустить социальный взрыв. Саму систему ЖКХ в её нынешнем виде, похоже, уже ничего не спасёт. Чиновники это понимают и хотят лишь продолжать высасывать деньги из населения, не опасаясь серьёзных социальных последствий. «Это попытка исправить дефект системы, не оценивая причинно-следственную связь, не анализируя реальные проблемы и не обсуждая их, а просто желание локально, сиюминутно решить ситуацию, – резюмирует Сергей Креков. – Больного уже не спасти, но можно продлить его агонию».

На прошлой неделе Госдума в первом чтении одобрила законопроект, запрещающий продажу долгов ЖКХ коллекторам. Похоже, что власти всерьёз озаботились тем, чтобы максимально свести на нет возможное недовольство населения ценами и качеством услуг ЖКХ. Показательно и время принятия законопроекта – аккурат за месяц до очередной индексации тарифа.

«Когда коллекторы выставляют гроб у подъезда с номером квартиры должника, когда в присутствии детей высказывают откровенные угрозы в отношении родителей, когда занимаются фактически вымогательством, наша задача – защитить интересы граждан, их жизнь и безопасность», – отметила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Очень хочется спросить у парламентариев: а почему всё те же вопиющие факты выбивания у граждан долгов перед банками не вызвали столь горячего отклика в сердцах народных избранников?

Кто и как сегодня может получить субсидию на оплату ЖКУ

На получение субсидии на оплату коммунальных услуг сегодня могут претендовать те, чьи расходы на квартплату превышают 22% совокупного семейного дохода.

Внимание! Совокупный доход ­вычисляется посредством сложения всех источников дохода каждого члена вашей семьи (до вычета налогов!) за последние полгода. Полученную сумму делим на шесть. Если доля ЖКУ в получившейся цифре превышает 22%, можно отправляться за субсидией.

На уровне регионов порог может быть снижен, но по факту лишь немногие субъекты Федерации воспользовались этим правом. Обратиться за субсидией могут собственники жилья, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном фонде, а также наниматели жилья по договору найма в частном жилфонде.

Важно отметить, что субсидия предоставляется исходя из стандартов жилой площади (в каждом регионе свои стандарты). На сверхнормативную жилплощадь субсидия не предоставляется. При расчёте субсидии также учитываются максимальный размер квартплаты (устанавливается в каждом регионе), размер регионального стандарта стоимости ЖКУ на одного человека, размер прожиточного минимума. Обязательным условием получения субсидии является отсутствие задолженности по коммунальным платежам. Субсидия будет начисляться в течение шести месяцев, после чего нужно будет заново подавать весь пакет документов.

Читайте также:  Объем ввода жилья составил 78,6 млн. кв. м в 2020 году

Частникам нельзя в “коммуналку”. Убежден каждый второй россиянин

Российские граждане категорически не согласны с тем, чтобы коммунальные сети стали коммерческим сектором, – таковы итоги опроса населения, проведенного компанией “РОМИР-Мониторинг ” по заказу “Ведомостей”. Каждый второй россиянин не хочет пускать к себе на порог детище РАО “ЕЭС России” и других крупных корпораций – компанию “Российские коммунальные системы”. А три четверти опрошенных не хотят, чтобы этим хозяйством управляли иностранцы. Как следует из опроса 1500 россиян, проведенного РОМИР с 7 по 11 августа, 54% респондентов недовольны качеством жилищно-коммунальных услуг, а еще 30% называют его и вовсе отвратительным. Довольны обслуживанием лишь 12% россиян. 70% опрошенных назвали тарифы завышенными, а 18% – и вовсе неподъемными для своих доходов. Приемлемыми тарифы на услуги ЖКХ считают 11% россиян и низкими – лишь 1%. Наибольшее беспокойство у людей вызывает состояние водопроводов (24% ), отопления (21% ) и канализации (12% ), а также квалификация персонала (18% ).

Тем не менее россияне показали себя истинными консерваторами. Лишь 14% опрошенных соглашаются с намерением правительства допустить в жилищно-коммунальное хозяйство бизнес, тогда как соответственно 41% и 34% настаивают на усилении госконтроля за предприятиями ЖКХ и увеличении бюджетных дотаций коммунальщикам. Половина опрошенных готова смириться с фактом создания при участии РАО “ЕЭС России”, “Газпрома” и “Интерроса” компании “Российские коммунальные системы” (РКС) , но только если она не будет обслуживать их собственное жилище. Готовы доверить ей управление коммунальной инфраструктурой собственного населенного пункта только 28%. У идеи привлечь к управлению своей коммунальной инфраструктурой зарубежную компанию противников еще больше – 73% опрошенных против 16% сторонников.

Но чиновников и бизнес-сообщество результаты опроса не смутили. “Реформы никогда не осуществляются при всеобщем согласии, – констатирует замгубернатора Пензенской области Михаил Косой. – Население выбирает руководство для того, чтобы оно действовало на опережение, а не дожидалось консенсуса”. Не согласен чиновник и с патриотическими настроениями населения: “Появление иностранцев приведет к форсированию реформы”.

Настороженное отношение людей к коммерциализации ЖКХ специалисты объясняют неудачной историей сектора. “Для большинства населения реформа ассоциируется только с повышением размеров платежей за жилищно-коммунальные услуги”, – констатировал в июльском исследовании “Теория и практика реформы ЖКХ” Институт экономики города. А пресс-секретарь курирующего коммунальную сферу вице-премьера Владимира Яковлева Алла Тарасевич уверена, что со временем число сторонников реформы будет расти. “Приход бизнеса будет способствовать развитию конкуренции в ЖКХ, – отмечает она. – Это приведет и к тому, что госпредприятия повысят качество оказываемых услуг, иначе их место займут частные компании”.

Председатель правления РКС Сергей Яшечкин соглашается с этим тезисом. Он отмечает, что на Дальнем Востоке, где РКС впервые приступила к работе, о доверии его компании заявил каждый третий респондент. “Мы рассматриваем данные опроса как свидетельство огромных ожиданий и надежды людей на лучшее качество жизни, как своего рода кредит доверия по отношению к РКС”, – сказал он. Впрочем, руководитель российского представительства французской компании Veolia Water Андрей Капустин говорит, что на первых порах бизнесменам не обойтись без поддержки государства. “Сейчас ЖКХ не финансируют ни бизнес, ни государство, – говорит он. – Если бюджет будет финансировать [отрасль], то нам не останется места на рынке. Но если он этого делать не станет, то государство должно помочь частным компаниям войти в бизнес”.

А старший экономист голландской инжиниринговой компании COWI Александр Мартусевич и вовсе не считает, что данные опроса однозначно свидетельствуют о неготовности населения к реформе. Он утверждает, что усиление госрегулирования, бюджетная поддержка предприятий ЖКХ и привлечение в отрасль частного бизнеса не противоречат друг другу. За муниципалитетами, говорит экономист, при любых условиях останется функция тарифного регулирования, а при желании они смогут и инвестировать в развитие коммунальной инфраструктуры.

Население что-то подозревает

В последние два месяца 82% жителей страны заметили рост коммунальных платежей, свидетельствует опрос ВЦИОМ. Больше 70% респондентов считают, что подорожали также мясо, сахар и молоко.

Что заметили граждане

​Большинство жителей России обратили внимание на рост цен на основные категории товаров и услуг за последние два месяца, свидетельствуют данные проведенного в конце сентябре опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В сегменте услуг наиболее ощутимым для россиян стало подорожание коммунальных платежей — увеличение суммы оплаты услуг ЖКХ в последние месяцы заметили 82% графждан. При этом почти половина респондентов — 47% — отметили, что цены выросли значительно.

Продуктовые категории, где абсолютное большинство россиян отметили рост цен, — это мясо и мясная продукция (79% респондентов), сахар (73%), молочные продукты (72%; см. график). При этом 44, 40 и 30% респондентов сказали о существенном росте цен в соответствующих категориях. Кроме того, более 60% жителей страны отметили подорожание хлебобулочных изделий, овощей и фруктов, круп и макарон.

По словам руководителя исследовательских проектов Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Юлии Баскаковой, хотя товары и продукты в последние месяцы продолжают дорожать, темпы роста цен замедлились. ​«Рост цен замечают в первую очередь малообеспеченные группы населения — те, кто уже не может переходить на более дешевые продукты питания и товары, — отмечает она. — Для них заметны даже небольшие, на первый взгляд, изменения — просто потому, что на счету каждый рубль». По словам Баксаковой, малообеспеченные слои населения составили примерно треть опрошенных.

Почему поднялись цены

По данным Росстата, потребительские цены на приведенные ВЦИОМ категории товаров и услуг в сентябре и августе 2015 года (по отношению к предыдущим месяцам) выросли несущественно. Наиболее высокие темпы роста цен были зафиксированы в августе на сахар (+6,9%), однако уже в сентябре они снизились до 0,8% (подробнее см. график).

Опрошенные РБК эксперты считают, что мнение россиян о росте цен на основные товары и услуги в последние два месяца связано в первую очередь с девальвацией рубля. «Сахар действительно очень чувствителен к курсу валют, так что он дорожал весь год, то же самое касается хлеба — это производная от зерна, а оптовые цены на зерно очень сильно выросли из‑за изменений курса, — рассуждает заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. — Если брать сегмент овощей — летом они были относительно доступны, а сейчас мы переключаемся на остатки запасов и импортную продукцию, так что здесь логика людей тоже понятна». С ней согласен гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько: «Такое восприятие цен людьми в значительной степени связано с падением рубля». Люди также остро реагируют на изменение цены сейчас, потому что у них уменьшились доходы, добавляет он.

Спасибо капремонту

На мнение россиян об увеличении стоимости коммунальных платежей, по ее словам, мог оказать влияние психологический фактор. «Если бы мы говорили конкретно о московском регионе, было бы понятно, почему люди так реагируют на рост цен на ЖКХ — из‑за того, что с 1 июля в Москве добавилась плата за капремонт», — рассуждает она. Плата за капремонт стала появляться в платежных документах россиян с января 2014‑го — во всех регионах в разное время. Но именно после введения платы в Москве началась новая масштабная волна общественного возмущения в России.

Как свидетельствуют данные опубликованного накануне исследования Sberbank CIB, негативное влияние новой волны девальвации рубля в июле — августе заметили подавляющее большинство россиян среднего класса. По результатам исследования, отрицательные последствия новой девальвации отметили 80% респондентов. При этом 66% участников опроса назвали следствием девальвации рост цен на некоторые продукты, 50% заявили об общем ухудшении экономической ситуации.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 26–27 сентября 2015 года. В исследовании приняли участие 1600 человек из 130 населенных пунктов в 46 субъектах страны. Статистическая погрешность, по данным ВЦИОМ, не превышает 3,5%.

ФАС: россияне переплачивают за ЖКХ более чем в два раза

Все тарифы монополий в сфере жилищно-коммунальных услуг утверждаются подотчетными Федеральной антимонопольной службой (ФАС) региональными комиссиями. Другими словами, все тарифные вопросы – дело именно службы. Но там же признаются, что люди переплачивают за большинство услуг более 100% их себестоимости. О чем прямо сказал глава ФАС Игорь Артемьев.

Читайте также:  Дорожные службы Ульяновска готовятся к ремонту дорог горячим асфальтобетоном

Сегодня у трех четвертей регионов завышены тарифы ЖКХ, у остальных, напротив, занижены.

Тарифы на воду могут отличаться в 54 раза в соседних регионах.

Антимонопольная служба хочет урегулировать этот вопрос на законодательном уровне, отметил Артемьев в программе «Поздняков» на телеканале НТВ.

«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам,— это все чушь собачья»,- Сказал глава ФАС в интервью.

По информации главы ФАС «тарифное хулиганство» — дело рук местных властей, куда антимонопольной служба не дотягивается. Он также добавил, что сегодня в правительстве уже находится проект закона об основах тарифного регулирования.

Все споры по тарифам подают либо в суд, либо в ФАС, заметил эксперт ОНФ Арсений Беленький. «Поэтому странно слышать подобное высказывание от руководителя организации управляющей всеми тарифами », – сказал собеседник «Газеты.Ru».

Тарифы рассчитываются из себестоимости услуг ЖКХ, а итоговый платеж учитывает, в том числе, неэффективность органов власти и компаний. Для примера, у двух соседних домов платеж за тепло может отличаться в два раза. Так как один дом подключен к ТЭЦ с тарифов 1300 рублей, а соседний к котельной с тарифом 2600 рублей. Если бы органы власти занялись не снижением тарифов, а эффективным управлением регулируемыми отраслями, итоговый платеж граждан снизился бы, объяснил Беленький.

По его словам, одним из решений могло бы быть передача части полномочий ФАС к профильным министерствам, которые отвечают за соответствующие отрасли, например, Минстрою, Минэнерго.

«Сейчас коммунальную отрасль контролируют десятки ведомств, но не одно за нее не отвечает. Те же тарифы ,возможно, должны регулировать те, кто понимает из чего они состоят и для каких целей устанавливаются. А ФАС выполнял бы роль арбитра в спорах», – рассуждает Беленький.

Депутат Госдумы Дмитрий Ионин согласен с Артемьевым в том, что необходимо менять законодательство о тарифном регулировании.

«Проблема в том, что тарифные комиссии в регионах сегодня подходят индивидуально к каждому коммунальному субъекту, что сказывается на разнице тарифов, при, в общем-то, одинаковых параметрах эксплуатации объектов и затрат на них. И сегодняшнее законодательство позволяет это делать. У кого лучше лоббистский ресурс – тот получает больший тариф», – поделился мнением Ионин.

По его словам, общая практика, что крупные коммунальные корпорации на местах имеют преференции и, условно, их котельные работают на более высоких тарифах, чем те, что, по- честному, пытается их обосновать.

«Потом ФАС в ручном режиме пытается отследить какие-то частные злоупотребления при установке тарифов, но это – сизифов труд. Правильнее четко сформулировать правила для всех, но лобби коммунальных олигархов пресекает такие попытки в зародыше», – отметил депутат.

Так или иначе, но россиян ждет очередное повышение тарифов на ЖКХ с 1 июля 2019 года на 2,4%. В этом году тарифы индексируются в два этапа. Первый прошел в феврале – на 1,7%. Такое решение было сделано из-за повышения ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20% с 1 января 2019 года.

«В целом по году предполагается, что тарифы увеличатся на 4,3%. Уже в феврале люди почувствуют увеличение на 1,7%. Но денежка-то за полгода набежит, и потом присоединится повторное повышение на 2,4%…», – рассказала ранее в интервью «Газете.Ru» депутат Госдумы Галина Хованская.

По ее словам, долги по ЖКХ уже достигли триллиона рублей. Но граждане не главные неплательщики. Среди должников очень много бюджетных организаций, федеральных органов власти, в первую очередь, Министерство обороны – очень серьезный должник.

Коммунальщики собрали с россиян почти 96% платежей

Но тем не менее считают, что народ остается им должен

Вице-премьер Виталий Мутко называет большой проблемой задолженность коммунальных организаций за топливно-энергетические ресурсы, которая превышает 176 млрд рублей. Фото РИА Новости

Распространенное мнение о том, что россияне – это недисциплинированные плательщики и потребители коммунальных услуг, на поверку оказалось мифом. На самом деле собираемость платежей с населения постоянно увеличивается и уже достигла рекордных 96%. Об этом «НГ» сообщили в Минстрое РФ. Однако при этом сохраняется накопленная задолженность в 550 млрд руб. со стороны тех граждан, которые вряд ли с ней когда‑либо расплатятся. Для решения проблемы невыплачиваемых долгов государству, возможно, следует пойти на их списание.

Российские чиновники ведут весьма избирательную политику списания долгов. Власти готовы списывать многомиллиардные коммерческие кредиты промышленным предприятиям или прощать долги коррумпированным африканским режимам. Однако в отношении коммунальной задолженности населения проявляется гораздо меньше оперативности.

Не секрет, что почти в каждом российском многоквартирном доме есть один‑два должника, за которыми числятся многие десятки и даже сотни тысяч рублей коммунальных долгов. Большая часть подобных долгов, по существу, являются безнадежными. Но признать этот факт бывает очень непросто. По крайней мере государство не спешит на помощь гражданам с таким же рвением, как оно это делает в отношении промышленных предприятий.

В настоящее время по решению президента РФ Владимира Путина Минфин взялся за реструктуризацию и списание части коммерческого долга оборонных предприятий в 2 трлн руб. Безнадежные долги населения за услуги ЖКХ во много раз меньше, но об их списании речи пока не идет. Один из немногих способов для граждан ликвидировать безнадежные коммунальные долги – это пройти процедуру банкротства, на что решается далеко не каждый.

Общая задолженность россиян по оплате за жилищно‑коммунальные услуги составляет 547 млрд руб. Такие данные сообщили «НГ» в Минстрое РФ, уточнив, что это данные за первое полугодие (а сводка за девять месяцев будет опубликована позже). Задолженность выросла на 4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

«Гражданам, которые в этом нуждаются, предусмотрены меры поддержки, – пояснили в ведомстве Владимира Якушева. – Прежде всего любой гражданин может обратиться к исполнителю коммунальной услуги за соглашением о погашении задолженности в рассрочку (без процентов), а также за получением субсидии, если доля его расходов на оплату жилищно‑коммунальных услуг превышает установленный региональной властью размер».

«При этом стоит отметить, что собираемость платежей граждан находится на высоком уровне и составляет 96%», – продолжили в Минстрое.

Показатель вырос на 0,7% по отношению к тому же периоду прошлого года. По мнению многих опрошенных экспертов, скорее всего такой высокий уровень собираемости – это уже предел.

Долговые счета за коммунальные услуги получают сегодня
многие тысячи россиян. Фото агентства «Москва»

«96% собираемости – это очень хороший результат, возможно, даже завышенный для красивой отчетности, а 100% не бывает никогда», – считает эксперт компании «Финам» Алексей Калачев. «Цифра действительно вызывает вопросы, учитывая динамику задолженности», – обратил внимание директор Фонда развития права и медиации топливно‑энергетического комплекса Александр Пахомов.

С таким уровнем собираемости ни о какой критической ситуации в отрасли и речи нет, следует из комментария аналитика компании «Фридом Финанс» Евгения Миронюка. А рост задолженности на 4% находится в пределах инфляции, добавил он.

По словам Калачева, увеличение задолженности в последнее время скорее всего могло быть связано с «неудачным стартом реформы системы обращения с твердыми бытовыми отходами». «Многие жильцы сомневаются в обоснованности новых тарифов на вывоз отходов. Пока эта сфера нормализуется, пройдет время», – предупреждает эксперт.

В руководстве кабмина, однако, встревожены отсутствием в отрасли тех средств, на которые рассчитывали власти. «Большой проблемой остается задолженность коммунальных организаций за топливные ресурсы. Она составляет 176, 5 млрд руб. Задолженность, в свою очередь, проистекает из долгов потребителей, которые достигли 1,3 трлн руб., – заявил во вторник вице‑премьер Виталий Мутко. – Это, конечно, очень большие проблемы для отрасли. Я хотел бы обратить внимание губернаторов на это».

По его словам, власти принимают необходимые меры, но задолженность не снижается. «А откуда брать инвестиции, если никто не платит? Это те резервы, которые можно было бы направить в отрасль», – пояснил Мутко.

Говоря о долгах населения за услуги ЖКХ, замглавы Минстроя Максим Егоров ранее отметил, что у граждан «утрачена культура потребления ресурсов»: «Мы с вами тратим много на электроэнергию, на воду, на тепло. Счета к нам приходят, возможно, слишком большие, но все зависит от нас, как мы потребляем ресурсы, так и должны за них платить».

Читайте также:  Голосование жителей за проекты общественных пространств станет обязательным

Однако эксперты уточняют, что проблема значительно глубже. По мнению Александра Пахомова, можно говорить о более широком кризисе неплатежей, в который вовлечены не только простые граждане, но и предприятия, и, что немаловажно, управляющие компании. «То есть часть средств, которые плательщики направляют на текущие платежи и погашение прошлой задолженности, до ресурсоснабжающих организаций (РСО) просто не доходит», – замечает эксперт.

«Самый дисциплинированный плательщик – пенсионеры. Самые недисциплинированные – собственники так называемых инвестиционных квартир (далеко не самые бедные). Незначительный процент неплатежей часто объясняется забывчивостью, отъездами и пр.», – говорит замдиректора Центра управления ЖКХ Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Евгений Блех.

Но главный неплательщик за коммунальные услуги, по его словам, – это управляющие компании. «Деньги с населения получили, а перечислять ресурсоснабжающим организациям не спешат, – пояснил эксперт. – При этом следует отметить, что у каждой коммерческой организации есть понятие текущей задолженности. Это дебиторско‑кредиторская задолженность, которая образуется в ходе расчетного периода. РСО очень часто сознательно манипулируют неплатежами для выбивания слезы».

«Ситуация с высокой задолженностью населения стабильна уже многие годы, но ни одна РСО по этой причине не разорилась», – обратил внимание Евгений Блех. По его мнению, гораздо большее значение имеет задолженность муниципальных организаций: школ, больниц, органов управления и пр.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Тарифы ЖКХ постоянно растут: кто виноват и можно ли ждать улучшений

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 29 декабря 2018. Время чтения 6 мин.

Главные причины индексации тарифов — повышение налогов, рост цен на топливо и воровство в жилищно-коммунальном секторе. Значительную роль в увеличении стоимости ЖКУ играет государство, которое повышает налоги и способствует укреплению монополий. Меры по контролю за частными компаниями не всегда эффективны, так что жителям стоит самостоятельно анализировать цифры в платежках. Эксперты Минэкономразвития считают, что рост цен будет продолжаться как минимум до 2030 года.

Ежегодная индексация тарифов на услуги ЖКХ стала привычным явлением для россиян. Исследование Высшей школы экономики показывает, что с 2000 года коммуналка непрерывно дорожает. Разберемся в том, почему коммуналка постоянно растет и стоит ли ожидать изменений к лучшему в ближайшие годы.

Повышение налогов

Главной причиной роста цен на товары и услуги в 2019 году станет увеличение НДС с 18 до 20%. Эксперты Минэкономразвития подсчитали, что повышение налогов обойдется коммунальным службам как минимум в 16 млрд руб. Еще более пессимистичную оценку дает ассоциация «ЖКХ и городская среда», в которую входят 22 организации из нескольких регионов России. Представители компаний считают, что рост налоговой нагрузки обойдется коммунальщикам в 45 млрд руб. только за первое полугодие.

Рисунок 1. В 2019 году НДС поднимется до 20%

В связи с увеличением НДС, правительство утвердило специальный порядок повышения тарифов. По действующим законам поднимать оплату за коммунальные услуги можно только 1 раз в год. Индексация проводится 1 июля, причем предельный рост цен ограничен прогнозом годовой инфляции.

Но в 2019 году поднимать тарифы будут 2 раза. Первое повышение состоится 1 января: цены будут проиндексированы на 1,7%. 1 июля услуги ЖКХ подорожают еще на 2,7%. В результате совокупный рост тарифов в 2019 году превысит 4,1%.

Важно: при необходимости субъекты РФ могут выходить за эти рамки, так что в некоторых регионах цены вырастут еще больше.

Отметим, что влияние НДС заложено в январскую индексацию тарифов на 1,7%. Летнее повышение цен будет связано с другими причинами.

Рост цен на топливо

Повышение стоимости газа, мазута и угля — главная причина роста тарифов в долгосрочной перспективе. Перечисленные виды топлива используются для:

  • выработки электроэнергии на тепловых электростанциях;
  • отопления помещений — как в частных домовладениях, так и при нагреве воды для централизованного отопления;
  • подачи горячей воды;
  • приготовления пищи в домах с газовыми плитами.

Перечисленные платежи занимают 70–80% затрат на ЖКУ для среднего жителя России. Получается, что именно стоимость топлива вносит основной вклад в рост тарифов.

Самый распространенный вид топлива для электростанций и котельных — природный газ. Статистика прошлых лет показывает, что его стоимость для российских потребителей растет ежегодно. Если в 2002 году 1 тыс. кубометров газа для промышленности стоила менее 200 руб., то, спустя 13 лет, этот показатель превысил 4 тыс. руб. — увеличение более чем в 20 раз! Для населения цены ниже, но и здесь сохраняется неизменная тенденция к росту.

Рисунок 2. Динамика роста стоимости газа

Вслед за стоимостью газа растут и цифры в платежках за ЖКУ. Электростанции и котельные вынуждены закупать топливо по более высоким ценам, так что удорожание услуг становится вопросом выживания компаний. Согласно прогнозу Минэкономразвития, цены на газ для российских потребителей будут только расти. К 2030 году жители страны будут платить:

  • за газ — в 2,2 раза больше;
  • за электроэнергию — в 2,4 раза больше.

Важно: согласно тому же прогнозу, доходы населения вырастут менее чем в 2 раза.

Другие виды топлива также становятся только дороже. В 2018 году энергетики столкнулись с резким скачком цен на мазут и уголь: в ряде регионов рост составил 30%. В результате долги предприятий ЖКХ поставщикам достигли 200 млрд руб.

Рисунок 3. Промышленная газовая котельная

Эксперты отмечают, что постоянный рост цен на топливо связан с монополизацией рынка. 80% поставок приходится на долю 2 государственных компаний — ПАО «Газпром» и «Роснефть». Формально правительство устанавливает предельные темпы роста цен с помощью постановления № 333 и других нормативных актов, но на практике правовая база создается с учетом интересов государственных монополий.

Расхищение средств

Увеличение цифр в платежках зависит не только от экономических причин, но и от порядочности коммунальных предприятий. В 2016 году Генеральная прокуратура выявила 318 тыс. нарушений в сфере ЖКХ. Многие из них связаны с нецелевым расходованием средств: за счет плательщиков владельцы управляющих компаний обустраивали свою жизнь. Часто проблемы вскрываются благодаря жалобам собственников жилья, которые замечают подозрительный рост тарифов в платежных документах.

Рисунок 4. Прежде чем платить по счетам, сравните цифры в платежках за разные месяцы

Если жильцы многоквартирного дома платят энергокомпаниям не напрямую, а через УК, пространство для хищений становится особенно большим. Под предлогом повышения тарифов владельцы управляющей компании могут увеличивать цифры в платежках, присваивая себе излишек. Чтобы не переплачивать за услуги, можно заключить договоры о прямых расчетах с поставщиками воды, тепла и электроэнергии. Соответствующее решение должно быть принято на собрании собственников жилья.

Важно: прямые расчеты — не панацея от всех бед. Иногда коммунальные службы нарушают условия договора с жильцами, что приводит к перебоям в поставках и невыгодным перерасчетам. В таких ситуациях УК способна решать проблемы наиболее эффективно.

Выводы

Прогнозы Минэкономразвития неутешительны: стоимость услуг ЖКХ с каждым годом будет все выше. Причины, по которым коммуналка постоянно растет, можно разделить на две группы:

  • действия государства: повышение налогов, монополизация рынка государственными корпорациями, как следствие — рост цен на топливо;
  • воровство в частных компаниях.

Действия государства провоцируют ежегодную индексацию тарифов. В этом смысле удорожание услуг ЖКХ ничем не отличается от роста цен на продукты. Теряя все больше денег на налогах и топливе, продавцы компенсируют свои потери за счет покупателей. При этом действия государства остаются сравнительно предсказуемыми: индексация тарифов проводится в рамках, установленных Правительством РФ.

Проанализировать деятельность частных компаний гораздо труднее. Низкая конкуренция позволяет владельцам предприятий изменять тарифы в довольно широких пределах, не отчитываясь о расходах перед плательщиками. Местные власти могут ограничивать рост тарифов верхней планкой, но эта цифра никак не коррелирует с расходами на обслуживание конкретного дома. Единственный способ защиты от недобросовестных поставщиков — активная позиция собственников жилья.

Проблема роста стоимости ЖКУ регулярно обсуждается в СМИ. В одном из выпусков программы «Отражение» ведущие канала ОТР попытались разобраться в причинах индексации тарифов вместе с экспертом Дмитрием Хомченко.

Ссылка на основную публикацию