Как производится перерасчёт при неисправности многотарифного прибора учёта?

Неисправность электросчетчика. Насчитали огромную сумму

Здравствуйте. В июне 2016 года оплатил по счётчику, в среднем по 2000р. плачу авансом всегда.

20.06.2016 по 22.09.2016 улетал в отпуск, есть билеты. Помещение не жилое, просил человека ежемесячно сдавать показания, да и контроллер приходила.

После приезда заметил, что счетчик очень медленно крутит, 5квт в мес. Не придал значения так как всё целое, мигает. 1.12.2016 , контроллер с инженером составили акт о неисправности и дали предписание о замене. 3.12.2016 я подал заявку на опломбирование. Сегодня принесли бумаги, должен 231000. И надо оплатить до 26.12. 2016 11.300р. за период с 1.12.2016 по 14.12.16 (день опломбирования). Эти две суммы начислены по нормативу 5Квт в час. (по договору) в мес там около 30000р. указанно .

Как мне грамотно оспорить? и что могу оспорить?

Здравствуйте. Вы можете оспаривать только сумму долга. Вы обязаны были согласно п.81.13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

Если вы не сообщили в ЭСО о неисправности, то согласно п.59 указанных Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления – исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, – то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления – не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, – начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, – то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Оставьте, пожалуйста, отзыв.

Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещает о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. (п.81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354). Согласно п.59 Постановления, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помщении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднего объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления-исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил менее 6 месяцев, – то за фактический период работы прибора учета, но не более 3 месяцев (для отопления – не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо с истечения срок его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, – начиная с даты, когда наступили указаныне события, а если дату установить невозможно, – то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксуплатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, – начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд;

в) в случае, указанном в п.п. “д” п.85 вышеуказанного постановления начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с п.п. “е” п.85 вышеуказанного постановления, но не более 3 расчетных периодов.

23.01.2017 | Расчеты при выходе ИПУ из строя

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утвержденных органами госвласти субъектов РФ (часть 1 статьи 157 ЖК РФ). И если порядок расчета объема потребленной в жилом помещении коммунальной услуги в случае наличия прибора учета (исходя из его показаний) и в случае отсутствия прибора учета (исходя из норматива потребления и количества постоянно и временно проживающих потребителей), в общем-то, понятен, то расчет объема потребления коммунальной услуги в случаях, если прибор учета вышел из строя или истек срок поверки такого прибора, часто вызывает вопросы. Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья с разъяснениями указанных вопросов, однако в связи с принятием ПП РФ от 26.12.2016 N1498 представленные ранее разъяснения с 01.01.2017 утратили актуальность. В настоящей статье разъяснен вопрос расчета стоимости коммунальных услуг, потребленных на индивидуальные нужды в случае выхода из строя ИПУ, с учетом поправок, вступивших в силу с 01.01.2017.

Что считается неисправностью прибора учета?

Согласно пункту 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила 354):
«81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета».

Объем коммунальных услуг на индивидуальные нужды

Порядок расчета платы за коммунальную услугу в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета (далее — ИПУ) соответствующего коммунального ресурса регламентируется подпунктом «а» пункта 59 и пунктом 59(2) Правил 354 (в редакции ПП РФ от 26.12.2016 N1498):

«59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

59(2). В случае если период работы индивидуального или общего (квартирного) прибора учета составил меньше 3 месяцев (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то в случаях, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг».

Из приведенной нормы следует:

1. Среднемесячные показания индивидуального прибора учета в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления: не менее 3 месяцев в течение отопительного периода и исключительно в случае, предусмотренном пунктом 42(1) Правил 354 — то есть, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и все 100% помещения дома оборудованы ИПУ, в других случаях показания ИПУ отопления к учету не принимаются и в расчетах не используются).

2. Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.

3. Если прибор учета до момента его выхода из строя работал менее 3 месяцев (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то среднемесячный объем потребления услуги по указанному прибору не определяется, расчет ведется по нормативу потребления коммунальной услуги. Важно отметить, что в указанном случае расчет по нормативу ведется не с даты выхода прибора учета из строя, а с начала расчетного периода, в котором прибор учета вышел из строя — пункт 59(2) Правил 354 устанавливает: «плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям … за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления…».

Необходимо обратить внимание, что из буквального прочтения пункта 59 Правил 354 следует, что количество расчетных периодов, в течение которых в расчетах применяется среднемесячный объем потребления услуги, не зависит от момента начала применения такого объема в первый расчетный период.

Пример: ИПУ, эксплуатируемый в жилом помещении, вышел из строя 21 сентября. В этом случае среднемесячный объем потребления применяется в расчетах платы за коммунальную услугу в течение трех расчетных периодов — сентябрь, октябрь и ноябрь. Расчеты за октябрь и за ноябрь, разумеется, будут идентичны — среднемесячный объем потребления, определенный по ИПУ, умноженный на тариф. Расчет за сентябрь зависит от конкретной даты возникновения неисправности ИПУ. В нашем примере в расчете с 1 по 20 сентября (период исправной работы ИПУ) используется объем, определенный по показаниям ИПУ, с 21 по 30 сентября (период выхода ИПУ из строя) используется среднемесячный объем с учетом доли количества дней, в течение которых прибор был неисправен, от общего количества дней месяца. Всего в сентябре 30 дней, прибор был неисправен в течение 10 дней (с 21 по 30), следовательно, подлежащий оплате объем потребления услуги с 21 по 30 сентября рассчитывается как среднемесячный объем, определенный по показаниям ИПУ, умноженный на 10/30 (1/3 среднемесячного объема). Важно понимать, что при выходе ИПУ из строя 21 сентября использование среднемесячного объема потребления до 21 декабря не предусмотрено, поскольку декабрь будет уже четвертым расчетным периодом, в течение которого используются этот объем, а Правила 354 не предусматривают применение среднемесячного объема более 3 расчетных периодов подряд, при этом не указывается, что такое применение должно быть именно в течение полных расчетных периодов.

Окончание применения среднемесячных показаний

В случае, если прибор учета не был введен в эксплуатацию и предельное количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания прибора учета, истекло, то в последующие расчетные периоды расчет в соответствии с пунктом 60 Правил 354 ведется исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Исходя из ранее данных пояснений, такой расчет должен вестись исключительно с начала расчетного периода, следующего за последним из предельного количества расчетных периодов, в течение которых применялись среднемесячные показания прибора.

Читайте также:  Если дорога муниципальная, ее реконструкцией занимается муниципалитет

Дополнительно стоит отметить, что ряд исполнителей коммунальных услуг в вопросе определения даты начала расчета по нормативу в случаях выхода из строя приборов учета ссылаются на пункт 81.13 Правил 354:

«81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении».

Исходя из приведенной нормы такие исполнители делают ничем не обоснованный вывод, что если потребитель не обеспечил устранение неисправности прибора учета в течение 30 дней, то после окончания такого 30‐дневного срока расчет должен вестись по нормативу потребления коммунальной услуги. Приверженцы такого мнения поясняют, что пункт 59 Правил 354, определяя количество расчетных периодов, в течение которых расчет ведется по среднемесячным показаниям прибора учета, содержат формулировку «не более», следовательно, количество таких периодов может быть менее установленного. И если потребитель нарушает возложенную на него пунктом 81.13 Правил 354 обязанность по ликвидации неисправности в 30‐дневный срок, в качестве некоторого «наказания» такие исполнители, руководствуясь выводами о допустимости снижения срока расчета по среднемесячным показаниям, переходят на расчет по нормативу.

На самом деле логика таких исполнителей коммунальных услуг ошибочна, их действия не основаны на законе. Действующее законодательство РФ не предусматривает никаких санкций, никаких наказаний в отношении потребителя, не исполнившего пункт 81.13 Правил 354. Формулировка «не более», примененная в пункте 59 Правил 354 свидетельствует лишь о том, что количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания приборов учета, может быть уменьшено только в случае ввода прибора учета в эксплуатацию (при устранении неисправности, замене прибора и т.п.) — в этом случае применение пункта 59 будет уже неправомерно (так как прибор учета эксплуатируется), и период их применения, разумеется, прекращается.

Иных случаев уменьшения количества расчетных периодов, в течение которых используются среднемесячные показания приборов учета, законодательство РФ не предусматривает. При этом пункт 60 Правил 354 однозначно устанавливают, что расчет исходя из нормативов потребления коммунальной услуги производится «по истечении . предельного количества расчетных периодов» — то есть, до истечения предельного количества расчетных периодов, в которых применяются среднемесячные показания приборов учета, применение в расчетах норматива потребления не предусмотрено.

С какого времени производится перерасчет оплаты за воду при обнаружении неисправности счетчика контролером?

Контролер водоканала 13 июня обнаружил неисправность счетчика холодной воды, о чем был составлен соответствующий акт. В тот же день специалист водоканала заменил счётчик и составил акт о вводе его в эксплуатацию. Сегодня Водоканал прислал уведомление о задолженности, сумма равна потреблению воды по норме за последние пол года. В акте четко написано, что оплата по норме производится с момента выявления неисправности. На какие пункты можно сослаться, чтобы доказать свою правоту? Ведь ни одного дня без счетчика воды мы не потребляли.

Ответы юристов ( 1 )

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.02.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем — пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

Несанкционированного вмешательства не было, пломбы на месте, корпус не поврежден. Контролер обнаружила, что не происходит отсчет показаний при включении воды. Водомер просто не работал, но я этого не знал и платил в среднем за месяц.

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
(п. 81(12) введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 824)

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
(п. 81(13) введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 824)

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 — 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

Из приведенной нормы следует:

1. Среднемесячные показания индивидуального прибора учета в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления: не менее 3 месяцев в течение отопительного периода и исключительно в случае, предусмотренном пунктом 42(1) Правил 354 — то есть, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и все 100% помещения дома оборудованы ИПУ, в других случаях показания ИПУ отопления к учету не принимаются и в расчетах не используются).

2. Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.

3. Если прибор учета до момента его выхода из строя работал менее 3 месяцев (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то среднемесячный объем потребления услуги по указанному прибору не определяется, расчет ведется по нормативу потребления коммунальной услуги. Важно отметить, что в указанном случае расчет по нормативу ведется не с даты выхода прибора учета из строя, а с начала расчетного периода, в котором прибор учета вышел из строя — пункт 59(2) Правил 354 устанавливает: «плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям … за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления…».

Читайте также:  Кто поможет решить вопросы ЖКХ в Ульяновске?

Как сделать перерасчет электроэнергии согласно показаниям счетчика

Выпуск квитанций в срок уже налажен, проверка внутридомовых сетей организована – с большим расходом электроэнергии в доме борются и научными, и народными методами. Но граждане, казалось бы, познавшие все тонкости расчетов, столкнулись в своих платежках с новой графой – «Перерасчет». Откуда же в квитанциях наших жителей берутся перерасчеты и как они производятся?Случаев, в которых производится перерасчет, немного, и все они так или иначе связаны с отсутствием в нужный момент показаний счетчиков.

Когда производится перерасчет?

  • Первый и основной случай перерасчетов – получение реальных показаний счетчиков жильцов.

Несмотря на то, что передача показаний законом уже отнесена к обязанности граждан, и учитывая, что практика сбора показаний действует в области более 2 лет, передают данные своих приборов учета не более 40% жителей. Это приводит к тому, что в момент расчета платы за электроэнергию по тем квартирам, где показания отсутствуют, применяются средние значения потребления по каждой квартире (причем это также закреплено новыми нормативно-правовыми актами). В свою очередь из-за применения «среднего» расход электроэнергии на общедомовые нужды становится в данном месяце некорректным.
Перерасчет может быть как положительным, так и отрицательным: если реальные показания оказываются больше средних, то гражданам придет перерасчет в меньшую сторону; если же реально человек потребил меньше, чем рассчитывалось по среднему, то излишек попадет в расход на общедомовые нужды и будет распределен между всеми жильцам.

  • Получение реальных показаний от небытовых потребителей (магазинов, аптек, офисов), находящихся в доме.

Ситуация аналогичная описанной выше с одной только разницей, что вместо среднего в случае с юридическими лицами используется договорная величина, закрепленная договором энергоснабжения.

  • Показания общедомового прибора учета были сняты неправильно.

Здесь нечего добавить – механические ошибки исключить невозможно. Однако жильцы дома имеют право присутствовать при снятии показаний ОДПУ, предварительно узнав дату и время этой процедуры у УК или ТСЖ.

  • Одна из самых сложных в выявлении причин – это уточнение расчетной схемы.

Сюда относится выявление всех несанкционированных подключений, как физических, так и юридических лиц, попросту говоря воровство, подключения мимо счетчика. Для выявления таких случаев требуется проведение аудита многоквартирного дома.

Как производится перерасчет?

  1. При получении реальных данных (жильцы приехали из длительного отпуска и передали показания, проведен контрольный обход) производится перерасчет. Возможны и такие случаи, когда фактические показания не поступали больше полугода и были получены уже в новом году, т.е. когда тариф на электроэнергию изменился. Отметим, что перерасчет делается по тарифам соответствующих периодов.
  2. В случае с обнаружением хищений или несанкционированных подключений сетевой компаний или УК и ТСЖ составляются акт, на основании которых КРЭС производит перерасчет. Похищенные объемы электроэнергии вычитаются из показаний ОДПУ, соответственно, сумма к оплате для жильцов уменьшается.

Простые правила:

  • для того чтобы в квитанциях не было «непонятных» перерасчетов, необходимо своевременно передавать показания приборов учета – делать это можно самостоятельно, а можно и организованно, как уже поступают многие дома, назначая по аналогии со школой в каждом месяце ответственных
  • любой перерасчет делается не по прихоти биллинговой компании (т.е. ООО «КРЭС»), а по распоряжению исполнителя коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК), который и заведуем всеми домовыми вопросами
  • перерасчет производится по тарифам того года, в котором выявлены нарушения или за периоды которого получены реальные показания
  • долги жильцов не «раскидываются» между остальными жильцами, за каждой квартирой и нежилым помещением закреплен отдельный лицевой счет, на котором и копится задолженность

Важно! Абонент имеет возможность получить выписку с подробными расчетами по своему лицевому счету. Для этого необходимо обратиться в офис обслуживания КРЭС.
На все вопросы по расчетам Вам ответят в контакт-центре компании по телефону (8152) 692-555.

Почему в прошлом году приходили квитанции от КРЭС, а теперь приходят от МРИВЦ? Еще и долг повесили, кому платить?

ООО «КРЭС» является расчетной организацией, выпускающей квитанции только в том случае, если заключен соответствующий договор возмездного оказания услуг. Если договор расторгается, по вопросу выпуска квитанций следует обращаться именно к исполнителю коммунальных услуг, который решает, каким образом будет организован данный процесс для домов, находящихся у него на обслуживании.
Обращаем Ваше внимание, что все денежные средства, поступающие на расчетные счета управляющей организации за электроэнергию от жильцов многоквартирных домов, должны в обязательном порядке в полном объеме перечисляться гарантирующему поставщику электроэнергии ОАО «МРСК Северо-Запада» .

design.isaeva@gmail.com / Depositphotos.com

Исполнитель коммунальных услуг обязан пересчитать размер платы за коммунальную услугу за тот период, по которому плата начислялась без учета показаний ИПУ, данная обязанность возникает тогда же, когда исполнителю стали известны актуальные показания счетчика, в том числе после проверки исполнителем показаний ИПУ (Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2019 г. № 302-ЭС19-14339).

На это сослались суды, отказывая управляющей организации в оспаривании предписания органа ГЖН. Предписание было выдано по итогам внеплановой проверки УК, а поводом к проверке стала жалоба потребителя на неправомерные действия УК.

Выяснилось, что потребитель перестал отсылать в УК показания своего счетчика ХВС с октября. УК — исполнитель коммунальных услуг – три месяца начисляла ему “по среднемесячному потреблению”, затем – по нормативу потребления. Летом следующего года УК провела технический осмотр инженерных систем ХВС, в ходе технологического осмотра зафиксировано, что ИПУ ХВС опломбирован, сняты текущие показания на момент осмотра прибора учета. Однако делать какой-либо пересчет потребителю, исходя из “обнаруженных” летом показаний ИПУ, управляющая компания отказалась. На эту ошибку и указало спорное предписание ГЖН.

Суды всех инстанций согласились с надзорным органом:

  • согласно п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, при непредставлении в УК потребителем показаний ИПУ в течение 6 месяцев подряд, УК не позднее 15 дней по истечении этого 6-месячного срока обязана осуществить проверку (проверить достоверность представленных потребителем сведений о показаниях ИПУ) и снять показания прибора учета;
  • а согласно п. 61 указанных Правил, если в ходе такой проверки будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между обнаруженными показаниями проверяемого ИПУ и тем объемом коммунального ресурса, который был использован при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то УК обязана произвести перерасчет и направить потребителю либо требование о внесении доначисленной платы, либо уведомление о размере переплаты;
  • перерасчет производится исходя из снятых УК в ходе проверки показаний проверяемого ИПУ;
  • при этом излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов;
  • следовательно, в рассматриваемом случае УК должна была пересчитать потребителю размер платы за ХВС сразу после снятия фактических показаний приборов учета и достоверного установления сведений об объеме индивидуального потребления. Моментом наступления обязанности УК произвести спорный перерасчет является дата фактического снятия показаний в день июньской проверки.

Верховный Суд РФ согласился с указанной позицией и отказал в передаче дела на пересмотр.

Всем владельцам частных домов, квартир и ЧП постоянно приходится оплачивать квитанции за расходуемую электроэнергию. Основанием для таких финансовых операций являются показания приборов учета, которые регулярно должны передаваться энергоснабжающей организации в установленном порядке.

В зависимости от заключенного договора количество израсходованной электроэнергии может фиксироваться управляющей компанией или товариществом жильцов, а данные по расходу электроэнергии должны заноситься в соответствующий журнал. Но, случаются ситуации, когда данные не сходятся и вам могут сделать перерасчет за электроэнергию.

Несоответствие показаний счетчика данным квитанции

Когда производится?

По той причине, что никто не обязан постоянно заботиться о своевременной передаче показаний, любой потребитель электроэнергии может столкнуться с такой ситуацией, когда данные на его счетчике не совпадают с указанными в квитанции. Это позволяет вам иначе распорядится потраченными средствами. Перерасчет платежей за израсходованную электроэнергию может инициироваться в таких ситуациях:

  • Несвоевременная передача данных – является основной причиной, обуславливающей возможность перерасчета. Как правило, возникает в тех случаях, когда пользователь несвоевременно передал показания приборов учета, а размер платы ему выставили по общедомовому прибору или по усредненным значениям.
  • Отсутствие информации о потребленной электроэнергии – происходит, когда потребитель не передает данные о израсходованных ресурсах. В такой ситуации энергоснабжающая организация будет самостоятельно начислять определенный объем, в соответствии с имеющимися у них усредненными данными. Разумеется, что эта величина не может в полной мере соответствовать фактическому потреблению. Поэтому после предоставления показаний, должен производиться перерасчет.
  • Отсутствие владельца точки подключения электроэнергии, к примеру, во время его отъезда на какой-либо промежуток времени. Физически он не мог проследить за показанием электросчетчика, поэтому начисленная сумма будет происходить автоматически. А после предоставления таковых должен производиться перерасчет.
  • Неверно внесенные показания – если потребление электроэнергии было зафиксировано с ошибкой, вы можете обратиться с просьбой о перерасчете. Согласно законодательства, жильцы могут присутствовать при этой процедуре и должны вносить свою отметку о правильности зафиксированных объемов потребления электроэнергии.
  • Неисправность счетчика – если работа устройства сама по себе нарушилась или после замены вы обнаружили, что устройство насчитывает куда большие показания счетчика, чем были до его замены, тогда также необходимо произвести перерасчет.

После того, как энергоснабжающая организация произведет сравнение суммы платежей с поставленной электроэнергией, излишек, полученный в результате перерасчета, пойдет в счет оплаты за последующие месяцы. Но следует обратить внимание, что такая процедура не всегда решается в пользу потребителя. Так как по общедомовому счетчику поставщик может выставлять меньшую сумму для оплаты, чем владелец жилья фактически потратил. Тогда вы должны будете доплатить после перерасчета за электроэнергию за недовыставленные киловатты.

Как производится?

Если вы решили заняться перерасчетом стоимости затраченной вами электроэнергии, вам необходимо обратиться с официальным заявлением в соответствующую организацию, которая осуществляет начисление оплаты. Как правило, это УК, ТСЖ или ЖСК, также встречаются и другие поставщики электроэнергии, но это уже зависит от конкретного случая.

Как написать заявление о перерасчете коммунальных услуг?

Рис. 2. Образец заявления о перерасчете

Посмотрите на рисунок 2, в шапке заявления указывается должность и ФИО руководителя соответствующей организации, если они вам известны. В противном случае, можете написать «Руководителю и Наименование организации». Далее в шапке указывается от кого написано, пишите свое ФИО, адрес, можете также указать номер телефона, это значительно упростит обратную связь с вами.

Далее по тексту заявления о перерасчете:

  • В графе перерасчета зачеркните все ненужные виды коммунальных платежей и оставьте только электроснабжение.
  • Под ним укажите тот промежуток времени, за который хотите произвести перерасчет.
  • Далее укажите причину, по которой организация, предоставляющая коммунальную услугу, должна произвести перерасчет. Варианты мы рассмотрели выше, но в тексте заявления лучше указывайте кратко. К примеру: отсутствие показаний, не проживание жильцов, неверно сняты показания, неисправен прибор учета, расчет платы по нормативам потребления не соответствует действительности (актуален для договорных потребителей).
  • В графе основания для перерасчета вы прописываете соответствующий документ, который дает для этого основания. Помимо предложенных в описании графы, вы можете сослаться на Жилищный кодекс, Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах, Правила предоставления коммунальных услуг. Если у вас есть акт о неисправности счетчика, составленный уполномоченным на это специалистом, укажите его и обязательно приложите копию, как и для любого другого документа. Копию нормативных документов прикладывать не нужно.

Возможные трудности

Несмотря на законность процедуры, нередко пользователи сталкиваются с различными трудностями при попытке проведения перерасчета. Для этого рассмотрите наиболее часто встречающиеся ситуации:

  • Не знаете сумму и объем за различные периоды – обратитесь к поставщику, по вашей просьбе он обязан предоставить вам расшифровку за любой период по месяцам. Такая информация поможет определиться, какая сумма задолженности и за что возникла.
  • Вам отказывают проводить перерасчет – если отказ обосновывается, вы можете обратиться с исковым заявлением в суд. Если письменного обоснования энергоснабжающая организация вам не предоставила, обязательно укажите такое требование в следующем заявлении.
  • Несоответствие данных мотивируют съемом уполномоченного лица – если вы не присутствовали при этой процедуре, то можете требовать повторного съема. При этом вам предоставят журнал, в котором вы самостоятельно распишитесь о соответствии показаний индивидуального счетчика.
  • Счетчик стал слишком много наматывать. Если вы считаете, что тот объем электроэнергии, который вам выставляют к оплате ежемесячно, не соответствует действительности, вы можете заказать контрольный замер или замену счетчика на другой.
Читайте также:  Для очистки кровель жилого фонда Ульяновска задействуется спецтехника и промышленные альпинисты

Если поставщик, осуществляющий подачу электроэнергии, всячески уклоняется или игнорирует ваши попытки инициировать перерасчет, обратитесь в вышестоящий орган, осуществляющий надзор за его работой. При этом прикладывайте к письму копии собственных заявлений о перерасчете и ответов на них, если таковые имеются.

Как производится расчет за электричество при неисправности счетчика?

Здравствуйте, по существу заданного вопроса можем сообщить следующее.

Согласно ч.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Таким образом, конкретный порядок расчетов за электроэнергию определяется в Договоре электроснабжения.

Однако в подобного рода договорах, как правило, содержится условие о том, что в случае неисправности приборов учета (счетчиков) все расчеты производятся сторонами на основании Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту Постановление Правительства № 442).

Согласно п. 179 Постановления Правительства № 442 в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

Пункт 166 Постановления Правительства № 442 разделяет две ситуации неисправности расчетного прибора учета, если на входе расположен контрольный прибор учета и если такого прибора нет.

При наличии контрольного прибора учета при расчете потребленной энергии берутся показания контрольного прибора учета.

В случае, если же контрольный прибор учета не установлен, то расчет производится следующим образом:

– для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии таких данных на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

– для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к настоящему документу, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к настоящему документу.

Таким образом, при определении стоимости потребленной электроэнергии в случае неисправности расчетного прибора учета и отсутствии контрольного прибора учета за третий и последующие месяцы используются расчетные нормативы.

В связи с этим, полагаем, что в Вашем случае неисправность расчетного прибора учета расценивается как отсутствие контрольного прибора учета и энергоснабжающая организация произвела расчет за третий месяц безучетного потребления электроэнергии по нормативу.

В таком случае, Вам необходимо проверить расчеты, произведенные энергоснабжающей организацией на предмет наличия ошибок.

В случае, если расчет был выполнен верно, то требования энергоснабжающей организацией законны.

Оплата услуг при выходе приборов учета из строя

Что считается неисправностью?

Оплата услуг при выходе приборов учета из строя

Если порядок расчета объема потребленной в жилом помещении коммунальной услуги в случае наличия прибора учета (исходя из его показаний) и в случае отсутствия прибора учета (исходя из норматива потребления и количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, в общем-то, понятен, то расчет объема потребления коммунальной услуги в случаях, если прибор учета вышел из строя или истек срок поверки такого прибора, часто вызывает вопросы. Рассмотрим эти особенности и как происходит оплата услуг при выходе приборов учета из строя.

Что считается неисправностью прибора учета?

Согласно пункту 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила 354):

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета».

Расчет и оплата услуг при выходе приборов учета из строя

Порядок расчета платы за коммунальную услугу в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета (далее — ИПУ) соответствующего коммунального ресурса регламентируется подпунктом «а» пункта 59 Правил 354.

Из приведенной нормы следует:

  1. Среднемесячные показания индивидуального прибора учета в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев в течение отопительного периода.
  2. Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.

Необходимо отметить, что из буквального прочтения приведенной нормы следует, что количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания ИПУ, не зависит от момента начала применения таких показаний в первый расчетный период. То есть, например, если ИПУ, эксплуатируемый в жилом помещении, вышел из строя в сентябре, то среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах платы за коммунальную услугу в течение трех расчетных периодов — сентябрь, октябрь и ноябрь. Расчеты за октябрь и за ноябрь, разумеется, будут идентичны — среднемесячный объем потребления, определенный по ИПУ, умноженный на тариф.

А вот расчет за сентябрь зависит от конкретной даты возникновения неисправности ИПУ. При этом если прибор вышел из строя в середине сентября, использование среднемесячных показаний ИПУ до середины декабря не предусмотрено, поскольку декабрь будет уже четвертым расчетным периодом, в течение которого используются эти показания, а Правила 354 не предусматривают применение среднемесячных показаний ИПУ более 3 расчетных периодов подряд, при этом не указывается, что такое применение должно быть именно в течение полных расчетных периодов.

Особо необходимо обратить внимание на расчет платы за коммунальную услугу по отоплению. Поскольку пункт 59 Правил 354 говорит о выходе из строя индивидуального прибора учета, то в отношении отопления среднемесячные показания такого прибора могут применяться исключительно в случаях, если до момента выхода такого ИПУ из строя его показания применялись в расчетах, что согласно пункту 42.1 Правил 354 возможно исключительно в случае, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета (далее — ОПУ) и все помещения дома (100%!) оборудованы ИПУ. Если же хотя бы одно помещение не оборудовано ИПУ отопления, показания прочих ИПУ в расчетах не используются, расчет платы за отопление производится исходя из показаний ОПУ, а при выходе ОПУ отопления из строя применяются нормы для расчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (далее — ОДН).

Пункт 59.1 Правил 354 аналогичен пункту 59, поэтому повторять пояснения о расчетных периодах, в течение которых используются среднемесячные показания приборов учета, повторять не будем. Отметим лишь один момент, связанный с отоплением — норма приведена в действующей редакции, с учетом поправок, внесенных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N603, в редакции Правил 354, действующей до 30.06.2016 (дата вступления в силу ПП РФ от 29.06.2016 N603) порядок расчета стоимости отопления при выходе из строя ОПУ отопления урегулирован не был.

Окончание применения среднемесячных показаний.

В случае, если прибор учета не был введен в эксплуатацию и предельное количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания прибора учета, истекло, то в последующие расчетные периоды расчет в соответствии с пунктами 60 и 60.1 Правил 354 ведется исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Исходя из ранее данных пояснений, такой расчет должен вестись исключительно с начала расчетного периода, следующего за последним из предельного количества расчетных периодов, в течение которых применялись среднемесячные показания прибора.

Исходя из приведенной нормы такие исполнители делают ничем не обоснованный вывод, что если потребитель не обеспечил устранение неисправности прибора учета в течение 30 дней, то после окончания такого 30‐дневного срока расчет должен вестись по нормативу потребления коммунальной услуги. Приверженцы такого мнения поясняют, что пункты 59 и 59.1 Правил 354, определяя количество расчетных периодов, в течение которых расчет ведется по среднемесячным показаниям прибора учета, содержат формулировку «не более», следовательно количество таких периодов может быть менее установленного. И если потребитель нарушает возложенную на него пунктом 81.13 Правил 354 обязанность по ликвидации неисправности в 30‐дневный срок, в качестве некоторого «наказания» такие исполнители, руководствуясь выводами о допустимости снижения срока расчета по среднемесячным показаниям, переходят на расчет по нормативу.

На самом деле логика таких исполнителей коммунальных услуг ошибочна , их действия не основаны на законе. Действующее законодательство РФ не предусматривает никаких санкций, никаких наказаний в отношении потребителя, не исполнившего пункт 81.13 Правил 354. Формулировка «не более», примененная в пунктах 59 и 59.1 Правил 354 свидетельствует лишь о том, что количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания приборов учета, может быть
уменьшено только в случае ввода прибора учета в эксплуатацию (при устранении неисправности, замене прибора и т.п.) — в этом случае применение пунктов 59 и 59.1 будет уже неправомерно (так как прибор учета эксплуатируется), и период их применения, разумеется, прекращается.

Иных случаев уменьшения количества расчетных периодов, в течение которых используются среднемесячные показания приборов учета, законодательство РФ не предусматривает. При этом пункты 60 и 60.1 Правил 354 однозначно устанавливают, что расчет исходя из нормативов потребления коммунальной услуги производится «по истечении … предельного количества расчетных периодов» — то есть, до истечения предельного количества расчетных периодов, в которых применяются среднемесячные показания приборов учета, применение в расчетах норматива потребления не предусмотрено.

Ссылка на основную публикацию