Как получить государственное софинансирование на капитальный ремонт дома?

Предлагается ввести обязательное государственное софинансирование расходов на капремонт

Группа депутатов Госдумы выступила с инициативой о введении обязательного софинансирования расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств государственных и (или) муниципальных бюджетов. Соответствующий законопроект 1 внесен в нижнюю палату парламента.

Планируется, что Правительство РФ установит максимальную долю участия собственников помещений многоквартирного дома в расходах на эти цели – при этом она не сможет превышать 15% общего объема затрат на капремонт конкретного дома. Предполагается, что уплаченные жильцами средства будут аккумулироваться не в “общем котле”, а на отдельном счете для каждого дома.

Авторы законопроекта предложили также закрепить максимальный срок, в течение которого могут взыскиваться взносы на капремонт, – не более пяти лет, включая время до начала капитального ремонта и время его проведения. В региональной программе капремонта может быть установлен менее длительный период. Предусмотрены также гарантии прав собственников помещений для случаев, если дата проведения капремонта будет перенесена:

  • на срок менее трех лет – уплата взносов на капитальный ремонт продолжается, но ее общий срок также не может превышать пяти лет;
  • на срок более трех лет – перечисление взносов прекращается с первого числа того месяца, в котором было принято решение о переносе срока ремонта. Все средства, которые уже были уплачены собственниками, подлежат возврату им с начислением процентов. Капитальный ремонт в этом случае должен быть проведен за счет средств соответствующего бюджета с последующим возмещением собственниками своей доли софинансирования.

Если же капитальный ремонт так и не был проведен в установленный срок и при этом возникает риск того, что он не будет проведен в течение трех лет с момента запланированного окончания ремонтных работ, жильцы смогут требовать возврата уплаченных ими денег, а капремонт будет проведен полностью за счет средств государства.

Согласно законопроекту общее собрание собственников помещений дома должно будет назначить независимого аудитора для проверки правильности и эффективности расходования накопленных на капремонт средств.

Предполагается, что капитальный ремонт будет проводиться на основе договора, заключаемого между собственниками помещений (либо ТСЖ или ЖСК) с регионом. Еще одной стороной этого договора смогут стать муниципальные образования в случае софинансирования ими расходов на ремонт. В договоре будут установлены доли софинансирования затрат на капремонт со стороны субъекта РФ и муниципалитета, перечень услуг по капремонту, сроки и календарный план их проведения, стоимость таких услуг и т. д. Неотъемлемой частью договора должна будет стать смета расходов на капремонт.

Узнайте, обязан ли регион устанавливать минимальный размер фонда капитального ремонта, из раздела “Жилищный кодекс” Энциклопедии судебной практики в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что действующее жилищное законодательство не создает никаких стимулов для скорейшего проведения капитального ремонта многоквартирных домов, для экономии средств при его проведении, внедрения новых материалов и технологий. Напротив, экономически выгодным – в условиях валютной нестабильности – становятся минимальное использование собранных с граждан взносов на цели ремонта и затягивание его проведения. Полноценный капитальный ремонт многоквартирных домов без государственного софинансирования, отмечают разработчики документа, невозможен. Попытки провести его только за счет средств граждан обернутся деградацией жилого фонда, и в дальнейшем придется вкладывать гораздо больше средств, чем требуется сейчас.

Новое в блогах

Обязательное государственное софинансирование расходов на капремонт

Группа депутатов Госдумы выступила с инициативой о введении обязательного софинансирования расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств государственных и (или) муниципальных бюджетов. Соответствующий законопроект 1 внесен в нижнюю палату парламента.

Планируется, что Правительство РФ установит максимальную долю участия собственников помещений многоквартирного дома в расходах на эти цели – при этом она не сможет превышать 15% общего объема затрат на капремонт конкретного дома. Предполагается, что уплаченные жильцами средства будут аккумулироваться не в “общем котле”, а на отдельном счете для каждого дома.

Авторы законопроекта предложили также закрепить максимальный срок, в течение которого могут взыскиваться взносы на капремонт, – не более пяти лет, включая время до начала капитального ремонта и время его проведения. В региональной программе капремонта может быть установлен менее длительный период. Предусмотрены также гарантии прав собственников помещений для случаев, если дата проведения капремонта будет перенесена:

  • на срок менее трех лет – уплата взносов на капитальный ремонт продолжается, но ее общий срок также не может превышать пяти лет;
  • на срок более трех лет – перечисление взносов прекращается с первого числа того месяца, в котором было принято решение о переносе срока ремонта. Все средства, которые уже были уплачены собственниками, подлежат возврату им с начислением процентов. Капитальный ремонт в этом случае должен быть проведен за счет средств соответствующего бюджета с последующим возмещением собственниками своей доли софинансирования.

Если же капитальный ремонт так и не был проведен в установленный срок и при этом возникает риск того, что он не будет проведен в течение трех лет с момента запланированного окончания ремонтных работ, жильцы смогут требовать возврата уплаченных ими денег, а капремонт будет проведен полностью за счет средств государства.

Согласно законопроекту общее собрание собственников помещений дома должно будет назначить независимого аудитора для проверки правильности и эффективности расходования накопленных на капремонт средств.

Предполагается, что капитальный ремонт будет проводиться на основе договора, заключаемого между собственниками помещений (либо ТСЖ или ЖСК) с регионом. Еще одной стороной этого договора смогут стать муниципальные образования в случае софинансирования ими расходов на ремонт. В договоре будут установлены доли софинансирования затрат на капремонт со стороны субъекта РФ и муниципалитета, перечень услуг по капремонту, сроки и календарный план их проведения, стоимость таких услуг и т. д. Неотъемлемой частью договора должна будет стать смета расходов на капремонт.

Узнайте, обязан ли регион устанавливать минимальный размер фонда капитального ремонта, из раздела “Жилищный кодекс” Энциклопедии судебной практики в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что действующее жилищное законодательство не создает никаких стимулов для скорейшего проведения капитального ремонта многоквартирных домов, для экономии средств при его проведении, внедрения новых материалов и технологий. Напротив, экономически выгодным – в условиях валютной нестабильности – становятся минимальное использование собранных с граждан взносов на цели ремонта и затягивание его проведения. Полноценный капитальный ремонт многоквартирных домов без государственного софинансирования, отмечают разработчики документа, невозможен. Попытки провести его только за счет средств граждан обернутся деградацией жилого фонда, и в дальнейшем придется вкладывать гораздо больше средств, чем требуется сейчас.

Как происходит формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома?

Фонд капитального ремонта в отношении многоквартирных домов является инструментом накопления финансовых резервов, которые затем будут использованы на поддержание и обновление общедомовой инфраструктуры.

В соответствии с новыми поправками в ЖК, фонд формируется выплатами собственников жилья при государственной поддержке.

Читайте также:  В Приволжском Федеральном округе завершается отопительный сезон

В статье мы рассмотрим, как происходит формирование фонда, субсидирование капитального ремонта многоквартирного дома, а также софинансирование, содействие и дополнительные источники пополнения и минимальный размер фонда.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Как происходит формирование фонда?

В случае с многоквартирными домами, фонд для аккумуляции финансовых резервов под капитальный ремонт формируется за счет взносов собственников жилья и оплачивается, как правило, совместно с выплатами по коммунальным услугам, а также по содержанию и ремонту непосредственно жилого помещения.

Формирование фонда под капитальный ремонт может происходить на специализированном выделенном счете, средства с которого расходуются исключительно на поддержание общедомового хозяйства отдельного многоквартирного строения, или же в общем котле у ответственного за выполнение работ по капитальному ремонту регионального оператора.

Основные способы формирования финансовых ресурсов на счетах:

  • ежемесячные взносы, которые уплачивают собственники жилплощади на задачи по выполнению капитального ремонта;
  • проценты, которые начисляются (и выплачиваются) должникам в случае просрочки выплат взносов;
  • доходы, получаемые в результате предоставления общедомовых объектов в пользование в рамках предусмотренных законом процедур;
  • средства, предоставляемые ТСЖ (товариществом собственников), включая ресурсы, полученные в результате хозяйственной деятельности;
  • проценты, которые начисляет банк в отношении находящихся на домовом счету денежных средств.

При этом, при переходе от счета у рег. оператора к индивидуальному счету дома, накопленные финансы, включая проценты, должны быть оператором переведены без вычетов излишков.

Существуют также методики пополнения фонда капитального ремонта, предусмотренные законом и поддерживаемые государством.

Субсидирование капитального ремонта многоквартирного дома

Основная категория субсидирования в отношении аккумулируемых средств на осуществление капитального ремонта – льготы, которые предоставляются государством соответствующим категориям граждан. В случае с льготниками, оплата взносов в фонд осуществляется из бюджетных средств, частично или в полном объеме.

Следующие категории граждан имеют право на получение льгот и государственных социальных субсидий:

  1. ветераны труда – 50 процентов в рамках социальной нормы;
  2. инвалиды ВОВ – 50 процентов в рамках всей занимаемой площади;
  3. участники ВОВ и приравненные – 50 процентов в рамках всей занимаемой площади;
  4. реабилитированные – 50 процентов в рамках социальной нормы;
  5. граждане (категории), которые подверглись радиационному воздействию – 50 процентов в рамках социальной нормы;
  6. многодетные семьи – 30 процентов в рамках социальной нормы;
  7. граждане, расходы которых по коммунальным выплатам суммарно (с включением кап. ремонта) превышают 10% от общего получаемого семьей дохода.

В большинстве случаев субсидии поставляются на заявительной основе – то есть, необходимо обратиться с заявлением на льготу в отделы, отвечающие за жилищные субсидии в рамках местных муниципальных ответственных служб.

Если на осуществление капремонта был взят кредит, выплаты льготника также берет на себя государство. Однако в случае решения домового собрания начать делать взносы на капремонт свыше минимальных (для увеличения объема работ или ускорения исполнения) – государство будет поддерживать только выплаты по минимальной части.

Кроме того, субсидирование может быть не индивидуальным, по отдельным льготным категориям граждан в рамках дома, а комплексным, финансируемым по различным региональным, муниципальным и федеральным программам, задачей которых становится исправление ситуации с капремонтом там, где возникает острая необходимость поддержки граждан.

Софинансирование, содействие и дополнительные источники пополнения

Во многих регионах РФ в качестве региональных операторов выступают фонды содействия, в задачи которых входит не только осуществление управления «общими котлами» накопленных взносов граждан на капремонт, но также предоставление государственной поддержки для восстановления аварийного или ветхого жилья.

Помимо прочего, существует также госкорпорация «Фонд содействия», осуществляющая поддержку субъектов РФ, а также муниципальных структур и региональных операторов в плане обеспечения средствами на проведение капремонта.

Система софинансирования имеет следующую механику формирования:

  • средства, поступающие от фонда содействия;
  • средства, выделяемые на капремонт субъектами РФ;
  • средства, которые выделяют на данную задачу сельские или городские поселения;
  • средства, предоставляемые в качестве постоянных выплат собственниками жилплощади.

Участие в софинансировании осуществляется по заявке со стороны собственников (принимается как решение на общедомовом голосовании). Заявка подается в местную муниципальную структуру, а финансы распределяются от фонда к субъекту, от субъекта по мун. образованиям, далее по счетам конкретных ТСЖ или УК.

Под содействием понимается в широком смысле участие регионального оператора в осуществлении процедур капитального ремонта общедомовой собственности на регулярной основе, обеспечение программ капремонта.

Кроме того, государственное содействие различных структур может выражаться в предоставлении гарантий по кредитным обязательствам на деньги, выделяемые под капитальный ремонт. Также региональный оператор имеет возможность на возмездной основе обеспечить выделение дополнительных средств на капремонт дома из суммы «общего котла» своих счетов, если имеется такая необходимость.

В качестве дополнительных источников пополнения фонда капитального ремонта могут выступать:

  1. кредиты и ссуды, которые могут быть привлечены по результатам решения общедомового собрания;
  2. дополнительные взносы, установленные сверх минимального значения в качестве регулярных выплат, также принимаются на общем собрании жильцов;
  3. средства, привлекаемые со стороны из частных источников в рамках процедур, не запрещенных законом.

Минимальный размер фонда

Минимальный размер, который может составлять фонд капитального ремонта по взносам, зависит от нормативов, отдельно установленных в каждом субъекте Федерации.

При этом стоит учитывать, что сумма проходит индексацию каждый год и в первую очередь рассчитывается по общему количеству квадратных метров жилья/нежилых помещений, без учета числа собственников (то есть – Х руб. за кв.м). В качестве дополнительных факторов могут выступать возраст строения, количество этажей, тип использованных при строительстве материалов).

Контроль

Контроль за квалифицированным формированием расходованием материальных ресурсов фондов капремонта находится в ведении специального органа государственного жилнадзора. За адекватностью функционирования регионального оператора следит его попечительский совет, Росфиннадзор, прокуратура и МВД.

Кроме того, за состоянием и расходованием средств, в случае использования модели специального счета, может вести контроль ТСЖ или УК, доступ к информации счета капремонта может иметься даже у отдельных собственников. Данная механика требует большого участия со стороны собственников жилья, но предоставляет дополнительные методики контроля.

Нормативная база

Основные нормативные документы, влияющие на фонд по капремонту:

В современных условиях основным источником финансовых средств для обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов становятся взносы собственников квартир в этих домах. При этом собственники вольны обеспечить себе дополнительную автономию, переведя накопления фонда на специальный счет из «общего котла» регионального оператора, или иметь возможность участвовать в программах капремонта на общих условиях с доступом к дополнительному финансированию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта

В постановлении Правительства РФ от 17.01.2017 N 18 вы найдёте правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта. Их разработал Минстрой РФ, и касаются они энергоэффективного капитального ремонта.

Читайте также:  В Китае наладили производство шарообразных ковчегов на случай конца света

Как получить государственную финансовую помощь на капремонт, расскажем сегодня.

На что можно получить финансовую поддержку

Вы проводите капитальный ремонт и хотите претендовать на государственную денежную поддержку. Выдаётся она на одну из двух целей:

  • возмещение части расходов на уплату процентов за займ или кредит, взятый в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту ОИ в МКД. Исключение – неустойка за нарушение условий договора займа или кредитного договора,
  • возмещение части расходов на оплату услуг и работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе работ по капитальному ремонту.

Если вы хотите получить деньги на вторую цель, помните, что работы по энергосбережению должны соответствовать следующим требованиям:

  • входить в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
  • в результате их проведения расходы на оплату коммунальных ресурсов должны уменьшиться не менее чем на 10 % по каждому МКД.

Государственная поддержка капитального ремонта не безлимитная, для одного МКД она не может превышать 50 % общей стоимости услуг и работ по капитальному ремонту этого дома, при этом быть не более 5 миллионов рублей.

Фонд содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд) размер денежной поддержки определяет индивидуально для каждого МКД. При этом учитывает расход на оплату:

  • тепла и ГВС (по показаниям ОДПУ),
  • электричества (разницу между объёмом потребления по показаниям ОДПУ и суммой объёмов потребления по показаниям ИПУ и ОДПУ в доме).

Деньги на возмещение части расходов на оплату процентов выдаются в размере прогнозных расходов за весь срок действия кредитного договора, но не более чем за 5 лет. Расчёт ведётся по 100% ключевой ставке ЦБ РФ, действующей на дату принятия решения о предоставлении финансовой поддержки. При этом берётся в расчёт ограничение размера помощи для одного МКД.

Условия получения государственной поддержки

Вы можете рассчитывать на финансовую поддержку государства только если в субъекте Федерации утверждены региональные программы проведения капитального ремонта ОИ в МКД или краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта, или нормативный правовой акт субъекта, оформленный согласно п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ.

В этих документах должны содержаться:

  • список МКД, которым планируется оказать финансовую помощь,
  • виды работ и услуг по капитальному ремонту ОИ в МКД,
  • срок окончания работ и услуг в МКД, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки не позднее 1 ноября 2017 г.,
  • планируемая стоимость,
  • размер и источники финансирования капитального ремонта.

К дому, в отношении которого вы хотите получить помощь, также предъявляется ряд требований (если дом им не соответствует, Фонд имеет право отказать вам в поддержке):

  • не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
  • с года ввода МКД в эксплуатацию прошло более 5 лет, но менее 60,
  • оснащён ОДПУ потребления коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления КУ (тепло, электричество), и расчёт за КУ ведётся по таким ПУ непрерывно в течение года, предшествующего дате утверждения региональной программы,
  • капитальный ремонт ОИ в МКД не финансируется за счёт средств регионального оператора, сформированных взносами собственников помещений другого МКД.

Если вы хотите получить финансовую помощь на работы по энергосбережению, проверьте, что в МКД предусмотрен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Если деньги должны поступить на погашение расходов на уплату процентов, вы должны предоставить письмо кредитной организации о намерении выдать кредит ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО в валюте Российской Федерации для проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.

Правила подачи заявки в Фонд

Заявку в Фонд подаёт высшее должностное лицо субъекта РФ, на территории которого планируется осуществление капитального ремонта общего имущества в МКД.

Фонд проверяет предоставленные данные в течение 30 дней и, если с ними всё в порядке, принимает положительное решение. 5 дней отводится на уведомление соискателя о принятом решении.

После между Фондом и высшим должностным лицом субъекта заключается договор о предоставлении финансовой поддержки. В нём обязательно указываются:

  • обязательство Фонда предоставить финансовую поддержку, сумма поддержки, цели, условия и порядок её перечисления,
  • право Фонда проводить проверки соблюдения субъектом РФ условий договора;
  • основания для одностороннего отказа Фонда исполнять договор, порядок возврата денег,
  • ответственность сторон договора.

Высшее должностное лицо субъекта РФ после доставки ему проекта договора должно подписать его в течение 30 дней. В противном случае Фонд откажет в поддержке.

Для перечисления средств в Фонд необходимо направить подтверждения:

  • выполнения работ и услуг,
  • достижения значений целевых показателей экономии расходов на коммунальные ресурсы,
  • привлечения кредитов на проведение капитального ремонта.

Фонд проверяет документы 20 рабочих дней, а после решает предоставить всю сумму сразу или частями. Средства поступают в бюджеты субъектов РФ, а после распределяются властями региона между муниципальными образованиями, желающими получить финансовую поддержку, согласно заявке.

ОМС делит поступившие деньги между МКД в течение 14 рабочих дней с момента их поступления.

Управляющая организация, в свою очередь, в течение 30 дней после получения приятного уведомления направляет в ОМС:

  • уведомления о банковских счетах организации с указанием реквизитов,
  • решение общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК либо ОСС о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД (с порядком использования средств).

В течение 5 дней после получения документов ОМС переводит деньги на указанные банковские счета.

Провести общее собрание собственников и решить любой вопрос по капитальному ремонту дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».

Получить софинансирование на энергоэффективный капитальный ремонт

Получить софинансирование на энергоэффективный капитальный ремонт

Финансовая поддержка за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 №18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов» с учетом проекта поправок, продлевающих действие программы на 2019 год (далее Постановление №18) (далее Фонд ЖКХ ) предоставляется субъектам Российской Федерации на цели:

1) возмещения части расходов на оплату работ по энергосбережению, выполненных в ходе капитального ремонта;

2) возмещения части расходов на оплату процентов за пользование займом (кредитом), полученным на капитальный ремонт.

Многоквартирные дома, претендующие на получение финансовой поддержки должны соответствовать следующим обязательным требованиям:

– не является аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, срок эксплуатации МКД составлять более 5 и менее 60 лет;

– оснащены общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (тепловой и электрической энергии) и расчет за коммунальные услуги осуществляется на основании показаний приборов учета непрерывно в течении 12 месяцев, взятых за трехлетний период до даты подачи заявки на предоставление финансовой поддержки.

– отсутствие финансирования капремонта за счет средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капремонт собственников помещений других многоквартирных домов. На капремонт нельзя использовать «котловые» деньги, а только те, которые накопили собственники в своем доме.

Читайте также:  Совет Федерации одобрил закон о долгосрочных тарифах в сфере ЖКХ

Капитальный ремонт в домах, претендующих на получение финансовой поддержки, должен быть завершен до 31 декабря года подачи заявки.

Размер финансовой поддержки определяется по каждому дому и не может превышать 80% от стоимости работ по капитальному ремонту такого дома и не более 5 миллионов рублей.

Общий размер лимита на капитальный ремонт по состоянию на 28 января 2019 года составляет 858,5 млн рублей. Лимиты для каждого субъекта Российской Федерации не установлены. Средства финансовой поддержки предоставляются по мере представления заявок субъектов российской Федерации.

Средства финансовой поддержки перечисляются Фондом в бюджет субъекта Российской Федерации, затем средства распределяются между бюджетами муниципальных образований, на территории которых расположены многоквартирные дома, включенные в заявку на предоставление финансовой поддержки. Орган местного самоуправления перечисляет полученные средства на счета ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива, управляющей организации, которые осуществляют управление многоквартирным домом.

Для получения финансовой поддержки необходимо выполнение следующих условий:

1) Условия получения финансовой поддержки на энергоэффективный ремонт :

– необходимо выполнить работы по энергосбережению в ходе капитального ремонта из установленного Фондом по согласования с Минстроем России перечня таких мероприятий;

– выполняемые энергоэффективные работы должны приводить к уменьшению расходов на оплату коммунальных ресурсов не менее чем на 10 % по каждому многоквартирному дому. Такая экономия определяется расчетным способом с использованием специального приложения «Помощник ЭКР», размещенного на сайте Фонда. Приложение является общедоступным и позволяет подобрать оптимальные для конкретного дома энергоэффективные мероприятия, рассчитать экономический эффект от их применения, срок окупаемости, а также размер финансовой поддержки.

Размер финансовой поддержки на энергоэффективный капремонт определяется по каждому многоквартирному дому и может составлять от двукратного до четырехкратного размера годовой экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов, в зависимости от значения показателя экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов.

Перечисление финансовой поддержки осуществляется после подтверждения выполнения работ по капремонту с мероприятиями по энергосбережению.

2) Условия получения финансовой поддержки на капитальный ремонт с привлечением заемных (кредитных) средств:

– необходимо выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирных домов;

– необходимо привлечь заемные (кредитные средства) на капитальный ремонт.

Размер финансовой поддержки на капитальный ремонт с использованием (заёмных) кредитных средств определяется исходя из прогнозных расходов за весь срок действия кредитного договора, но не более чем за 5 лет, из расчета 100 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату принятия решения Фондом о предоставлении финансовой поддержки.

Перечисление финансовой поддержки осуществляется после подтверждения выполнения работ по капремонту и привлечения заемных (кредитных) средств.

Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта

Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются федеральными законодательными актами.

Финансирование домов, не подлежащих включению в региональную программу по капремонту

Услуги и/или работы по проведению капремонта совместной собственности в многоквартирном доме могут быть предоставлены за счет финансов, выделенных из бюджетов федерального назначения, бюджетных средств субъектов России, местных бюджетов.

Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются соответствующими федеральными законодательными актами, законодательными актами субъектов России, муниципальными правовыми актами. Подобное финансирование может быть предоставлено в том числе многоквартирным домам, которые согласно статьи 168 пункт 2 ЖК не подлежат включению в региональные программы (РГ капремонта), к ним принадлежат:

  • многоквартирный дом, который в определенном порядке признали аварийным, а потому подлежащим сносу (реконструкции);
  • сооружения, в которых находится менее трех квартир;
  • жилье, относительно которого во время утверждения программы, принято решение о реконструкции или сносе.

На финансирование от государства могут рассчитывать:

  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК);
  • товарищества собственником жилья (ТСЖ);
  • региональные операторы и управляющие организации.

Положения, на основании которых выделяются финансы на осуществление капитального ремонта в многоквартирных домах, должны быть утверждены всеми субъектами России, исходя из особенностей региона. Такие Положения определяют, в каком порядке и на каких условиях предоставляются бюджетные средства, которые получены от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд), а также финансов, которые заложены в бюджет для оказания господдержки на осуществление капитального ремонта совместного имущества многоквартирного дома, включая долевое финансирование.

Средства, которые поступили в областной бюджет от Фонда, а также те, которые были заложены в бюджет для проведения долевого финансирования (ДФ) осуществления капитального ремонта, распределяют между муниципалитетами, которые подали заявку на получение таких средств и выполнили необходимые условия.

Бюджетные средства и средства, которые поступили в бюджет от Фонда, поступают на отдельный счет в банке, который открыт на имя регионального оператора, как имущественный взнос на осуществление работ по капитальному ремонту помещений многоквартирных домов. Прочие средства господдержки поступают региональному оператору в виде дополнительных имущественных взносов на осуществление капитального ремонта.

Предусмотрено определенное условие для получения материальных средств, выделенных Фондом и предусмотренных облбюджетом. Это софинансирование из бюджетов местного уровня, а также от владельцев жилья. Размер софинансирования, которое будет получено из финансовых средств Фонда, местного бюджета и от владельцев помещений, определяют федеральные законодательные акты. Также федеральное законодательство устанавливает, каким образом производится контроль над использованием средств, выделенных Фондом.

Меры господдержки при проведении капремонта

Для предоставления материальной помощи государства или муниципалитета в ходе осуществления капитального ремонта не играет никакой роли, каким способом был сформирован фонд капремонта владельцами жилья, которое размещено в многоквартирных домах.

Статьей 191 Жилищного кодекса России определяется, что с целью оплаты капремонта может оказываться государственная финансовая поддержка. Важно заметить, что такая поддержка оказывается не только в виде субсидий, которые предоставляются за счет федеральных средств, бюджетов субъектов России и бюджетов местного уровня ТСЖ, ЖК, региональным операторам и управляющим компаниям.

Ранее предоставление бюджетных субсидий относилось к прерогативе структур местного самоуправления для того, чтобы были созданы условия для эффективного управления многоквартирными домами. К прочим допустимым мерам господдержки, которые могут предоставляться субъектами России, относятся гарантии, поручительства по займам и кредитам, если финансы на обеспечение такого рода поддержки предусматриваются региональными законами о бюджете.

То есть на законодательном уровне создан путь, который позволяет привлекать кредитные ресурсы для осуществления капитального ремонта в помещениях общей собственности многоквартирного дома.

Однако, для того чтобы хозяину помещения можно было получить реальную возможность воспользоваться таким видом поддержки со стороны государства ему следует организовать специальное гарантийное агентство, сформировать уставный капитал за счет собственных финансовых средств, определить процедуру и условия, на которых такое агентство будет предоставлять поручительства по займам на осуществление капитального ремонта.

Поскольку в вопросе выделения субсидий для товариществ собственников жилья, ЖК, управляющей организации и региональных операторов не важно, каким способом формировался фонд капитального ремонта, принятие данного решения не может возлагаться на региональных операторов, чтобы избежать ситуации конфликта интересов.

Ссылка на основную публикацию