Изъять бесхозные земли под жилищное строительство

Как инициировать процедуру изъятия заброшенных земельных участков на территории СНТ.

284 ГК РФ предусматривает возможность изъятия земельного участка у его собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

1.На общем очередном/внеочередном собрании исключить из членов СНТ в связи с неисполнением обязательств по уплате взносов, земельного налога и неиспользования земельного участка, т.е. за несоблюдение ч.2 ст.19 – 66 ФЗ.

В случае, если земля не приватизирована садоводом, исключённым из СНТ, то такое решение по сути влечёт последующее изъятие земельного участка, т.к. земля, как правило, принадлежит товариществу на праве бессрочного пользования, а садовод не обладает какими-либо вещными правами в отношении участка.

Однако, в силу положений ст. 44 ЗК РФ, право собственности на земельный участок прекращается в том числе при отказе собственника от права собственности на земельный участок.

Согласно п. 2 ст.53 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007 года, отказ лица от осуществления, принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

В соответствии с п.п.4 п.2 статьи 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и др., прекращаются принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет.

Для нивелирования негативных последствий по признанию такого решения недействительным в будущем, необходимо четко соблюдать порядок созыва, уведомления, проведения собрания и последующего уведомления члена об его исключении.

2. Составить Акты с участием членов Правления и членов СНТ о том, владелец взносы не оплачивал, земельный участок не обрабатывал. В результате чего земельный участок пришел в запущенное состояние, что отрицательно сказывается на состоянии смежных участков, собственники которых вынуждены нести дополнительные материальные затраты. На данном участке никто никогда не появлялся, строений на нем нет или находящиеся на участке строения приходят в разрушение и негодность, участок не обрабатывается, зарос деревьями и бурьяном, что создает пожароопасную ситуацию.

Указанные акты необходимо желательно составлять несколько раз в год, на протяжении трех лет, с приложением подтверждающих фотоматериалов (с датой и временем);

3. Направить уведомления о необходимости погасить имеющиеся задолженности по взносам, указать период задолженности и размер, срок для оплаты, в уведомлении указать, что в случае не урегулирования спорной ситуации в досудебном порядке, будете вынуждены обратиться в суд для взыскания. Указанные уведомления направляются по последнему известному адресу (с описью и уведомлением), сохранить опись и квитанцию об отправке с указанием идентификатора. Обращаем Ваше внимание, что риск не получения указанной корреспонденции лежит на получателе, т.е. Вас не должен волновать факт непосредственного получения корреспонденции. Можно отправить два письма – уведомления с разницей в месяц.

Обращаю Ваше внимание, что для инициации процедуры взыскания через суд, достаточно отправить одно письмо! Второе письмо может быть Вами направлено по желанию.

4. Уведомить Администрацию о количестве таких брошенных участков, желательно с подтверждением, что собственники участков (№, №, №) взносы не платят, участки не обрабатываются. Владельцы данных участков должным образом оповещались.

5.Обязательно обратиться в органы, осуществляющие земельный контроль с целью привлечения владельца брошенного участка к ответственности за неиспользование земельного участка. Правонарушение выражается в совершении действий по использованию земельных участков, не в соответствии с их целевым назначением или разрешённым использованием либо бездействии, выразившемся в неиспользовании земельного участка в течение определенного законом срока.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменивший порядок и основания осуществления земельного контроля. Помимо ставших привычными плановых и внеплановых проверок в рамках земельного контроля предусмотрена совершенно новая форма обнаружения и фиксации правонарушения – административное обследование объектов земельных отношений.

В отличие от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения. Не предусмотрены также специальные основания для проведения обследования. Как указано в законе, административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации. То есть инспектор вправе начать обследование в любой момент, и частота проведения обследований не ограничена.

В ходе указанного административного обследования, можно обнаружить такое распространенное земельное правонарушение, как неиспользование земельного участка влечет административную ответственность по ст. 8.8 КоАП РФ, но также серьезные риски утраты права на земельный участок.

Основным критерием привлечения к административной ответственности по статье 8.8 КоАП является установление факта неиспользования земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства (ведения товарного сельского хозяйства или выращивания растениеводческой и животноводческой продукции для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на дачных, садовых и огородных участках).

В случае установления неиспользования земельного участка в течение трех и более лет (глава 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 8.8 КоАП), одновременно с привлечением к административной ответственности принимаются меры по принудительному прекращению прав на земельный участок (выносится предупреждение о допущенном земельном правонарушении, соответствующие материалы направляются в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления).

Все указанные мероприятия можно производить одновременно.

В соответствии с п.п.4 п.2 статьи 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и др., прекращаются принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет.

Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п.2 ст.45 ЗК РФ, принимается судом в соответствии со ст.54 ЗК РФ.

Таким образом, прекращение прав на земельный участок не наступает автоматически ни в случае добровольного отказа от участка, ни в случае принудительного лишения таких прав – необходимо решение суда о прекращении права на конкретный земельный участок.

Согласно ст.54 ЗК РФ принудительное прекращение права на земельный участок осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст.29 ЗК РФ и предоставившего земельный участок (п.3 ст.54 РФ).

Указанное предупреждение должно содержать:

– указание на допущенное земельное правонарушение;
– срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
– указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
– разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок и др.

Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации (п.3 ст.54 ЗК РФ).

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок, исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, который затем направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Таким образом, согласно положениям указанных норм, с иском о прекращении права на земельный участок вправе обратиться исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, после выполнения соответствующей процедуры, предшествующей обращению с иском в суд (привлечение к административной ответственности, вынесение предупреждения и т.д.).

Учтите, при такой ситуации Товариществу участки не отдадут. Но члены СНТ, желающие выкупить у муниципалитета такой участок, имеют первоочередное право.

Когда у вас могут изъять земельный участок?

Изъятие земельных участков у частных лиц производится государством при наличии оснований.

После принятия решения об изъятии и соблюдения многокомпонентной процедуры должен соблюдаться порядок действий.

Землевладелец вправе подать иск в орган судебной защиты. Поэтому каждому собственнику земли нужно знать, какие он имеет права, и в каких случаях его надел могут забрать.

Закон об изъятии земель

В соответствии со ст. 279 ГК РФ, для нужд государственного уровня изъять участок земли можно только в порядке, регламентируемом Земельным Кодексом РФ.

В ст. 282 ГК РФ приводится уточнение, что если землевладелец не заключает договор об изъятии добровольно, то надел изымается в принудительном порядке. Денежное возмещение собственник получает на основании ст. 281 ГК РФ, где указаны суммы возмещения, сроки и другие условия.

Новый закон позволяет местным властям изымать земли сельскохозяйственного назначения с явными нарушениями или неиспользуемые по назначению. Также государство сможет разобраться с невостребованными или неоформленными земельными долями. Они перейдут во владение муниципалитетов, которые найдут им соответствующее применение.

По данным Комитета по аграрным вопросам на 2020 год, 80% земель сельхозназначения до сих пор никак не оформлены юридически. Сюда относятся земли огородников, дачников, организаций и дольщиков.

Например, из 115 млн га земли государственную регистрацию своих прав осуществили только владельцы 18 млн гектаров. В собственности организаций находится 3,5 млн гектаров, остальные доли используются в качестве аренды или на правах представительства без оформления документов на землю, что можно назвать самозахватом невостребованных участков.

Новый закон позволит осуществить государственную регистрацию прав 9 млн гектаров земельных долей и на площади 95 млн га сформировать земельные участки. Только невостребованных земельных участков в руки муниципалитетов может перейти 22 млн гектаров.

Продав их за 15% кадастровой стоимости, местные бюджеты могут пополниться на 55 млрд рублей, что означает заинтересованность местных властей в данном вопросе. На многих официальных сайтах муниципалитетов имеются обращения к населению и информация о вступлении закона в силу.

Согласно ст. 35 Конституции РФ, частная собственность находится под охраной закона, лишить человека имущества никто не имеет права без решения суда.

Закон об изъятии земельных участков для государственных нужд и весь перечень оснований представлен в ст. 49 ЗК. Основания для изъятия прописаны в ст. 15, ст. 25, 2, п. 10, ст. 32 ФЗ, ст. 310 ФЗ, п. 9, 10, ст. 95, в ст. 136 Земельного кодекса РФ, ст. 188 ЖК РФ, а также в Законе № 2395 «О недрах».

Кто может изъять участок

Кто может изъять земельный участок у собственника? Согласно гл. 7, 1 ЗК РФ изымать земли имеют право следующие государственные органы:

  • Исполнительные органы государства, если земля изымается под региональные нужды для ведения работ по недропользованию и строительства объектов областного значения.
  • Уполномоченный федеральных органов для недропользования и для нужд всей страны.
  • Местное самоуправление для строительства объектов местного значения.
  • Решение уполномоченных органов исполнительной власти принимается на основании ходатайства об изъятии земли (п. 1, ст. 56,4 ЗК РФ) или по собственной инициативе.

    Подать ходатайство могут:

    • предприятия государственного значения;
    • государственные органы для осуществления строительных работ или исполнения международного соглашения;
    • компании для использования земли для нужд федерального уровня.

    После принятия решения об изъятии земли в течение 7 дней государственный орган должен направить в учреждения копии решения, что бывший владелец больше не является собственником участка.

    Когда могут изъять

    Могут ли изъять земельный участок сельхозназначения? Могут, если владельцы наделов и дольщики не начнут приводить в порядок документы и земельные дела.

    Муниципалитет имеет право изымать не используемые много лет садовые и дачные участки, заросшие бурьяном. Добросовестным земледельцам можно не бояться, однако лучше будет привести свои документы на землю в порядок.

    Основанием для изъятия земель сельскохозяйственного назначения являются такие критерии:

  • Если земля собственника не используется по назначению. Например, если собственник имеет участок для ведения личного подсобного хозяйства, а сам хранит там химические отходы или совсем забросил свой надел, земля будет изъята.
  • Если участок нарушает порядок земельного законодательства, ухудшает экологическое состояние края и снижает плодородие земли.
  • Закон предоставляет землевладельцам возможность устранить данные нарушения во избежание изъятия. Если они не будут устранены, тогда органы исполнительной власти вправе обратиться в судебную инстанцию с требованием об изъятии и продаже участка с публичных торгов.

    Могут ли изъять земельный участок под ИЖС, находящийся в собственности? Согласно ст. 284 ГК РФ, он может быть изъят, если участок не используется по прямому назначению больше 3 лет. В этот период не входит время, нужное землевладельцу для освоения участка.

    Также территория могла пустовать из-за стихийных бедствий, и поэтому не использовалась. Если же таких обстоятельств не было, и земля заброшена и пустует, государство имеет полное право произвести изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

    Основания

    Основания для изъятия земельных участков из частной собственности регламентированы в ст. 56,3 Земельного кодекса РФ.

    Для выкупа наделов с целью реконструкции объектов или строительства необходимо, чтобы объекты были предусмотрены документами и утверждены проектами территориальной планировки.

    Согласно п. 2 ст. 56,3 ЗК РФ для изъятия предусмотрены следующие основания:

  • выполнение международных обязательств;
  • признание жилого объекта аварийным;
  • разработка недр;
  • принято решение об увеличении и создании площади особо охраняемой территории.
  • Условия, которые следует соблюдать:

    • решения об изъятии принимают только компетентные органы;
    • решение можно принимать не позже, чем через 3 года после утверждения документации.

    В соответствии со ст. 49 ЗК РФ, земля может быть изъята у владельца в пользу государства при реконструкции или строительстве, объектов, которые имеют важное федеральное и региональное значение.

    Например, изъять землю могут, если в этом месте необходимо проложить региональные, муниципальные, федеральные трассы или линию электропередач, а также, если ведется застройка оборонного объекта или объекта атомной энергетики.

    Добровольный и принудительный порядок

    Перед тем как принять окончательное решение об изъятии, муниципалитет обязан отыскать владельца участка и заключить с ним соглашение. Без уведомления собственника отнять землю нельзя.

    Читайте также:  Нормы потребления воды

    Для его поиска местная власть:

    • направляет запрос в Росреестр;
    • объявляет о процедуре на сайте;
    • размещает сведения в СМИ.

    Если сведения о хозяине отсутствуют в электронных реестрах, поиск продолжается в данных из архивов. Если владелец надела не найден, муниципальный орган имеет право требовать переход земли через суд.

    Если собственник узнает об этом после завершения процедуры изъятия, то он может претендовать только на возмещение средств. Если не были выявлены правообладатели земли, уполномоченный орган вправе обратиться в суд на основании п. 10 ст. 56, 5 Земельного кодекса РФ.

    Порядок изъятия

    Процедура изъятия земельного участка за неиспользование предполагает добровольный порядок. Землевладелец получает уведомление о намерении муниципального или государственного органа получить земельный участок в свое владение.

    В обмен собственнику предлагается заключить соглашение и получить компенсацию с учетом:

    • упущенной выгоды;
    • цены объекта, размещенного на земле;
    • рыночной стоимости.

    Если стороны не пришли к согласию, то порядок и условия перехода прав собственности будет определен судебной службой.

    Изъятие включает в себя несколько этапов:

    • поиск правообладателей;
    • рассмотрение вопроса об изъятии земли для конкретных нужд;
    • вынесение постановления комиссией;
    • подготовка соглашения;
    • уведомление землевладельца;
    • отчуждение участка и регистрация перехода права.

    После обнаружения и оповещения правообладателей орган местной власти должен подготовить документы для оформления постановления.

    Для этого необходимо собрать информацию о:

  • о местоположении и площади изымаемого надела;
  • расположенных объектах на территории участка;
  • сведения о документах, инициировавших изъятие.
  • В окончательном варианте должны быть:

    • основания изъятия;
    • сведения о площади земли и кадастровых номерах;
    • информация о собственниках надела.

    Постановление об изъятии земельных участков готовится в течение 2 месяцев. Копии отправляются владельцам участка и в муниципальный орган.

    Реквизиция

    К принудительному отъему также относится реквизиция, которая бывает постоянной или временной. У владельца изымается участок для нужд государства.

    Хозяин утрачивает свое право собственности на землю и получает денежную компенсацию. Процедура не требует судебного разбирательства, так как осуществляется в интересах граждан.

    Применение данной процедуры обоснованно чрезвычайными обстоятельствами или острой необходимостью, осуществляется в особом порядке. Согласно ст. 51 ЗК РФ, реквизиция может применяться в связи с бедствиями, авариями или эпидемиями.

    Временная реквизиция означает, что по окончании оснований занятая территория возвращается собственнику. Владелец также можно получить иной равноценный участок.

    Стоимость изъятого участка

    На материальное возмещение могут претендовать не только владельцы участка, но и лица, владеющим им на правах аренды, а также безвозмездного, постоянного или пожизненного пользования, согласно п. 3 ст. 56, 8 Земельного кодекса РФ.

    Выкупная стоимость изымаемого надела определяется по результатам оценки, в соответствии со ст. 135-ФЗ. Компенсация включает также убытки при изъятии и упущенная выгода.

    Если с изъятием наделов одновременно осуществляется изъятие объектов недвижимости, расположенных на них, то, в размер суммы включается их рыночная стоимость. Не возмещается только цена той недвижимости, которая была построена после уведомления об изъятии земли (п. 2, п. 8 ст. 56, 8 ЗК РФ).

    Собственник может внести корректировки в изменении размера, приложив обосновывающие документы, например, договор купли-продажи, где указана цена участка, приобретенного недавно.

    Размер компенсации определяется не позже, чем за 2 месяца до направления землевладельцу соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества. Если хозяин территории не согласен с условиями договора, он вправе отказаться от подписания соглашения или предъявить альтернативные предложения.

    Если он не подписывает соглашения более 3 месяцев, то уполномоченное лицо имеет полное право обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии земли и объектов недвижимости, расположенных на ней. Ранее этот срок составлял 1 год.

    Компенсация

    В соответствии с законом, реализация земли, изъятой в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев после решения суда и возможна только с публичных торгов. Если торги не состоялись, земельный надел может быть приобретен в собственность муниципалитета или государства по начальной цене торгов.

    За право заключения договора аренды или купли продажи торги не проводятся, чтобы увеличить количество сделок с землей сельхозназначения. Также муниципалитет должен опубликовать информацию о торгах в СМИ и на официальном сайте в течение 2 недель.

    Оценка стоимости надела производится компетентным органом. Бывшему владельцу выплачиваются деньги после реализации участка, кроме расходов на проведение публичных торгов. Если он не согласен с суммой компенсации, он имеет право обратиться в независимую оценочную комиссию.

    Если предложенная цена землевладельца не устраивает, то назначается переоценка. Выплата формируется с учетом кадастровой стоимости. В качестве возмещения собственник участка может запросить другой надел, сопоставимый по стоимости.

    Изъятие и конфискация – это разные понятия. Конфискация осуществляется без компенсации и является наказанием за уголовное преступление.

    Судебная практика

    Решение об изъятии действительно 3 года и может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с п. 13 и 14 ст. 56, 6 ЗК РФ. Иногда государственные органы могут нарушать процедуру изъятия территории, что вынуждает суд отказать в принудительном изъятии участков.

    Зачастую чиновники могут нарушить порядок:

    • проведения оценки;
    • извещения землевладельца;
    • принятия решения.

    Если собственник обнаружит ошибки в процедуре и укажет на это суду, то он имеет право на:

    • отмену акта компетентного органа;
    • возмещение убытков;
    • восстановление положения, которое существовало до нарушения права.

    Итак, земельный участок может быть изъят для нужд муниципального или федерального органа. Государство имеет право изымать землю у собственников и использовать ее в интересах общества, но только при условии соблюдения порядка изъятия, установленного законодательством, и при наличии конкретных оснований.

    Если орган власти и владелец земли не придут к соглашению, то спорная ситуация решается в судебном порядке. Если суд признает действия муниципалитета законными, то землевладелец вынужден будет передать свой надел в их распоряжение на основании судебного приказа. Государство должно компенсировать убытки по рыночной цене и оплатить сумму упущенной выгоды.

    Видео: Изъятие земельного участка


    Признание права муниципальной собственности на бесхозяйные земельные участки

    Поляков Д.С., аспирант Московской государственной юридической академии.

    В современной правовой науке вопрос о возможности признания бесхозяйным такой разновидности имущества, как земельные участки, стал предметом множества публикаций и теоретических изысканий.

    До принятия действующего Земельного кодекса в отечественной юридической науке не существовало единого мнения относительно возможности применения к земельным участкам режима бесхозяйного имущества и, как следствие, – возможности приобретения муниципальным образованием права собственности на такие земельные участки.

    Многие авторы утверждали, что к земле такой режим не может быть применен, так как, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью . Согласно указанному мнению делался вывод, что в Российской Федерации не существует бесхозяйной земли . Однако справедливым представляется мнение, высказанное Н.В. Карловой, в соответствии с которым указанная норма дает лишь определение государственных земель и не является основанием возникновения права государственной собственности на землю . Пункт 2 ст. 214 ГК РФ лишь констатирует, что на момент принятия Гражданского кодекса РФ в государственной собственности находятся земельные участки, не переданные в собственность граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

    Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. М., 2000. С. 562. См. также: Сборник статей памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 285.
    См.: Козырь О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России: Проблемы. Теория. Практика / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Исследовательский центр частного права. М., 1998. С. 285.
    См.: Карлова Н.В. Возникновение, изменение и прекращение прав на землю в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 99.

    С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ было установлено, что при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством .

    Также, согласно ст. 25, ЗК РФ признает возможность возникновения прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством. Таким образом, Земельный кодекс в настоящее время дает все основания применять ст. 225 ГК РФ к возникновению права собственности на бесхозяйные земельные участки.

    Итак, ст. 225 ГК РФ предусматривает три основания признания вещи бесхозяйной. В первом случае бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, во втором – вещь, собственник которой не известен, и в третьем – вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

    Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

    Также невозможны и случаи, когда собственник имущества был бы неизвестен, поскольку если право на земельный участок когда-либо возникло, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке, а если право не зарегистрировано, то оно не могло возникнуть.

    Таким образом, Земельный кодекс РФ предусмотрел лишь одно из названных в ст. 225 ГК РФ оснований признания земельного участка бесхозяйным – отказ собственника от прав на земельный участок . Необходимо отметить, что таким собственником может выступать лишь физическое или юридическое лицо, так как законодательством не предусмотрена возможность отказа от права собственности на землю публичными образованиями.

    В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащий ему земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этого участка до приобретения права собственности на него другим лицом.

    Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, таких как:

    • использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
    • сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;
    • осуществление мероприятий по охране земель, соблюдение порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;
    • своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
    • своевременное внесение платежей за землю;
    • соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
    • недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
    • иные обязанности, предусмотренные законом.

    Однако надлежащее выполнение собственником всего комплекса возложенных на него обязанностей, особенно в отношении земель сельскохозяйственного назначения, является достаточно обременительным для собственника, заявившего об отказе от своего права на земельный участок, тем более что мотивом отказа чаще всего является именно непосильность бремени содержания земельного участка для конкретного собственника.

    В этой связи на практике имеют место случаи, когда собственник или владелец земли отказывается от прав на нее не посредством подачи соответствующего заявления в уполномоченные органы власти, а именно устраняясь от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

    Таким образом, создается ситуация, когда юридически собственник у таких земель есть, но фактически земли являются брошенными, бесхозяйными.

    В соответствии с действующим законодательством данная ситуация имеет два варианта развития: либо эти земли могут быть приобретены в собственность на основании приобретательной давности, либо должны быть принудительно изъяты как не используемые по назначению на основании ст. 284 ГК РФ.

    Для применения первого варианта необходимо наличие лица, которое бы добросовестно, открыто, непрерывно владело земельным участком как своим собственным в течение установленного законом срока.

    Второй вариант распространяется лишь на земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства или жилищного или иного строительства и не используемые по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование). Кроме того, ст. 286 ГК РФ, закрепляющая порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, предусматривает обязательное заблаговременное предупреждение собственника участка о допущенных нарушениях. А для этого необходимо установить его местонахождение, что зачастую сделать затруднительно или невозможно, поскольку местонахождение собственника может быть неизвестно. Кроме того, в соответствии со ст. 286 Гражданского кодекса РФ собственник участка должен изъявить свое согласие с решением об изъятии земельного участка. В противном случае возникший спор подлежит передаче на рассмотрение в суд. Если же местонахождение собственника неизвестно, то привлечь его в качестве ответчика в судебное заседание, надлежащим образом известив о месте и времени его проведения, будет также невозможно. Согласно п. 2 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ такой факт является безусловным основанием к отмене судебного решения. Таким образом, неиспользуемый земельный участок выбывает из оборота, поскольку собственнику он не нужен, а государство или муниципалитет не имеют правовых оснований изъять такой участок, не извещая об этом его собственника.

    Итак, с установлением того, что земельный участок является бесхозяйным, на основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ такой участок может быть приобретен в муниципальную собственность.

    Согласно нормам вышеуказанной статьи бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

    Порядок постановки на учет бесхозяйных земельных участков регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (далее – Положение) . Согласно п. 5 Положения к заявлению уполномоченного органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

    Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (ред. от 12 ноября 2004 г.) “Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей”.

    В дальнейшем, по истечении года со дня постановки такого участка на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой бесхозяйный земельный участок.

    Читайте также:  Поставщиков коммунальных ресурсов заставят раскрывать информацию на едином портале

    Необходимо отметить, что речь здесь идет именно о праве, а не обязанности органа местного самоуправления заявить о намерении приобрести земельный участок в муниципальную собственность. Это право может быть либо реализовано муниципалитетом, либо приобретение такого земельного участка в собственность может быть признано нецелесообразным.

    Таким образом, на сегодняшний день законодательство не содержит норм, согласно которым муниципальные образования приобретали бы право собственности или иные права на земельные участки, находящиеся на их территории, автоматически после признания таких участков бесхозяйными.

    Кроме того, рассматриваемые судом дела о признании имущества бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на такое имущество имеют ряд особенностей, в том числе направленность действий суда на обнаружение отсутствующего собственника (лица, обладающего иным правом на вещь) с целью предоставления ему возможности заявить о своем праве, а в случае неявки – создание предположения об утрате им права собственности и признание права за заявителем .

    Минаева А.А. Правоотношение собственности как основной и обязательный элемент правового режима земельного участка // Экологическое право. 2005. N 6.

    Указанным целям служит и публичное оповещение о переводе бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, предусматриваемое нормативными актами органов местного самоуправления. Представляется, что такое оповещение должно осуществляться путем публикаций в местных СМИ с целью информирования наиболее широкого круга лиц.

    Учитывая вышеизложенное, к периоду времени, в течение которого земельный участок фактически не использовался собственником, добавляется срок, необходимый для признания земельного участка бесхозяйным, а также время, затрачиваемое на обращения в регистрационные и судебные органы, необходимое указанным органам для рассмотрения данного вопроса и принятия соответствующего мотивированного решения.

    Таким образом, земельный участок фактически не используется и выбывает из хозяйственного оборота на длительный срок, а также не получает должной охраны в качестве природного ресурса, что никак нельзя признать соответствующим основным принципам земельного права и интересам муниципального сообщества.

    Как было отмечено на заседании Государственной Думы, посвященном обсуждению хода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006 – 2007 гг., наличие на территории муниципальных образований бесхозных земель и необходимость проведения работ по закреплению их в пользовании или в собственности являются одной из причин уменьшения поступлений от земельного налога в местные бюджеты .

    См.: Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 октября 2006 г. // “Правительственный час” в государственной думе РФ “О ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”; о готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006 – 2007 гг.

    Изложенные выводы также находят выражение в рекомендациях, разработанных участниками Круглого стола, проведенного 19 октября 2006 г. в Москве с участием представителей Общероссийской общественной организации “Всероссийский совет местного самоуправления” и Сообщества финансистов России на тему: “О проблемах и перспективах укрепления финансовых основ местного самоуправления”.

    Согласно указанным рекомендациям Правительству Российской Федерации предлагается разработать и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие проведение работ по закреплению бесхозяйных земель в пользование или в собственность муниципальных образований .

    Круглый стол с участием представителей Общероссийской общественной организации “Всероссийский совет местного самоуправления”, Сообщества финансистов России на тему “О проблемах и перспективах укрепления финансовых основ местного самоуправления”.

    Обращая внимание на необходимость решения указанных проблем, автору представляется возможным внести определенные законодательные усовершенствования в существующее регулирование порядка использования бесхозяйных земельных участков и их передачи в муниципальную собственность.

    Итак, основной задачей здесь является вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных земельных участков в соответствии с такими принципами земельного права, как обязательное использование земельного участка согласно его целевому назначению.

    Для этого следует наделить органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится бесхозяйный земельный участок, ограниченным правом передавать такой участок в срочное пользование заинтересованным лицам.

    Указанное право должно возникать у соответствующих муниципальных образований с даты регистрации земельного участка в качестве бесхозяйного уполномоченным органом по регистрации недвижимого имущества.

    Предполагается, что такие земельные участки могут использоваться в соответствии с предусмотренным для них целевым назначением, в том числе для огородничества, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Кроме того, использование земельных участков не должно создавать каких-либо обременений земельного имущества по истечении срока пользования (например, недопустимым следует считать возведение построек на земельном участке, хотя бы для такого земельного участка это не противоречило его разрешенному использованию).

    Заинтересованные в использовании бесхозяйных земельных участков лица будут приобретать право безвозмездного срочного пользования на соответствующие земельные участки и получат возможность использовать их в течение определенного срока (представляется целесообразным, что такой срок не должен устанавливаться короче, чем период сельскохозяйственной активности в соответствующем регионе).

    Указанное право пользования может возникать на основании заявления заинтересованных лиц (граждан или юридических лиц) при условии последующего использования указанных земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

    На время пользования бесхозяйными земельными участками землепользователь должен нести все обязанности, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ.

    Платежи за землю, перечисляемые землепользователем за отчетный период, должны поступать в местные бюджеты. Кроме того, реализация предложенного проекта позволит обеспечить надлежащую охрану бесхозяйных земель и минимизировать риск загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв соответствующих земельных участков.

    Когда могут изъять земельный участок?

    Изъятие земельного участка возможно в следующих случаях:

    1. Для государственных или муниципальных нужд.

    2. В целях комплексного развития территории.

    3. В случае ненадлежащего использования земли.

    4. В случае реквизиции.

    5. В случае конфискации.

    Изъятие для государственных или муниципальных нужд

    Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются в исключительных случаях, связанных с государственными (муниципальными) нуждами (ст. 49 ЗК РФ).

    В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляют Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

    Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ; ст. 56.2 ЗК РФ; п. 5.52 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432; пп. 73.1 п. 9 Положения, утв. Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960).

    Правообладатель земельного участка должен быть письменно уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд органом, принявшим решение об изъятии (п. 5 ст. 279 ГК РФ).

    За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение.

    При этом при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

    В случае если одновременно с изъятием земельного участка осуществляется изъятие расположенных на нем и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (п. п. 1, 2, 3 ст. 281 ГК РФ).

    Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 6 ст. 279 ГК РФ).

    Примечание. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок ( п. 3 ст. 281 ГК РФ).

    Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом (п. 6 ст. 279, п. 4 ст. 281 ГК РФ).

    Изъятие для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории

    Изъятие земельного участка возможно, если он расположен в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии и заключен договор о комплексном развитии территории с победителем открытого аукциона на право заключения такого договора (п. 1 ст. 56.12 ЗК РФ; ст. 46.10 ГрК РФ).

    Решение об изъятии земельного участка в данном случае принимает орган местного самоуправления на основании утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории (п. 2 ст. 56.12 ЗК РФ).

    Копию решения и проект соглашения об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости орган местного самоуправления направляет правообладателю земельного участка в течение семи рабочих дней с даты принятия решения об изъятии (пп. 4 п. 4 ст. 56.12 ЗК РФ).

    Соглашение об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости должно содержать помимо прочего выкупную цену изымаемого имущества и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием (п. 6 ст. 56.12 ЗК РФ).

    Если соглашение не заключено в течение месяца со дня предоставления правообладателю земельного участка проекта соглашения для ознакомления, изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости происходит принудительно через суд. В этом случае денежные средства в счет возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляются лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, на банковский счет правообладателя, а при отсутствии информации о счете — в депозит нотариуса (п. п. 9, 11 ст. 56.12 ЗК РФ).

    Решение суда об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части размера возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости (п. п. 10, 13 ст. 56.12 ЗК РФ).

    Изъятие в случае неиспользования по целевому назначению или использования с нарушениями

    Земельный участок может быть изъят у собственника, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ).

    Земельный участок может быть изъят у собственника, если участок используется с нарушением требований законодательства РФ, в частности используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).

    В отношении земельных участков, которые после изъятия могут быть предоставлены гражданам, проводится административное обследование ( п. п. 1 , 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).

    В ходе обследования должностные лица органов государственного земельного надзора проверяют состояние и способы использования земельного участка правообладателями.

    В случае выявления нарушений земельного законодательства правообладатель может быть привлечен к административной и иной ответственности ( п. п. 8 , 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).

    Изъятие в порядке реквизиции

    Земельный участок могут изъять у собственника уполномоченные исполнительные органы государственной власти в порядке реквизиции. Это возможно только в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Стоит отметить, что реквизиция подразумевает временный характер изъятия, а если изъятый земельный участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте (ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ).

    Изъятие в случае конфискации

    Земельный участок может быть безвозмездно изъят (конфискован) у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ).

    Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

    Как лишить собственника земли, если он забросил участок?

    Мои соседи по даче не размежевали участок, не платят взносы за вывоз мусора и даже не показываются. Я думал, что владельцев вообще нет, и попросил администрацию района выделить мне эту землю через аукцион. Но выяснилось, что ее уже выделили в 1993 году некой гражданке. Я нашел ее, а она заявила, что продала этот участок 15 лет назад.

    Подскажите, неужели право собственности на землю не предполагает никаких обязанностей? Хотя бы минимальных, например косить сухостой? Можно ли как-то найти соседа или лишить его собственности? Найти сам не могу: ни Росреестр, ни сельсовет, ни районная администрация не знают собственника и говорят, что не обязаны знать.

    Странно: если за квартиру не платить, то быстро выселяют. А тут получается схожая ситуация без срока давности. Вдруг хозяина вообще нет: например, он умер, а наследников нет?

    Что вообще в такой ситуации можно сделать?

    Безусловно, у собственника земельного участка есть обязанности и есть ответственность. И перечень обязанностей и виды ответственности четко определены. Объясню, что вы можете сделать в такой ситуации и что вообще должен знать о своих обязанностях собственник участка земли.

    Права и обязанности собственника

    Любое право собственности состоит из трех элементов.

    Право владения — это право физического, материального контроля над объектом собственности. То есть вы, как владелец земли, можете ее огородить и никого туда не пускать, а как владелец дорогой картины — спрятать и никому не показывать.

    Право пользования — это право использовать свое имущество любым способом, который не запрещен законом, в том числе и извлекать выгоду из пользования. Например, сдавать в аренду квартиру, как ее владелец, или отдавать картину для экспонирования в галерею и получать с этого деньги.

    Читайте также:  квартира-трансформер

    Право распоряжения — право распоряжаться своей вещью так, как хотите вы: дарить, продавать, делить, завещать, отдавать в залог и так далее.

    Кроме прав у собственника есть еще и бремя содержания — это совокупность обязанностей собственника, которые накладываются на него законом. Собственник обязан:

    1. Поддерживать безопасность и пригодность имущества к использованию. Имущество не должно представлять опасность для окружающих. Например, если есть аварийное здание, которое может рухнуть на соседский участок, собственник должен принять меры, чтобы предотвратить это.
    2. Использовать участок по назначению. То есть на участке под пашню нельзя строить дом.
    3. Не допускать неиспользование, то есть запустение.
    4. Платить за содержание имущества, например за услуги ЖКХ.
    5. Платить налоги, например земельный налог.
    6. Регистрировать имущество, например ставить на учет автомобиль.
    7. Страховать риски владения имуществом, например оформлять полис ОСАГО.

    Вас в этом списке интересует третий пункт. Существует несколько вариантов возможного развития событий.

    Теоретически неиспользуемый участок могут изъять

    Закон прямо говорит: если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника.

    Более того, за это еще сначала оштрафуют. Штраф считается от кадастровой стоимости и будет не менее 20 000 рублей.

    При этом в эти три года не входит время, которое нужно для освоения земельного участка. Это значит, что, если вы начали строить дом, но за три года не успели, — участок изымать нельзя. Обычно суды считают срок освоения равным двум годам. То есть общий срок, в течение которого участок не используют, должен быть не менее пяти лет. Кроме того, сначала вас должны предупредить о нарушении. Потом оштрафовать за неисполнение требования об устранении нарушения. И только потом могут пойти в суд с требованием изъять. Но судебная практика в основном связана с изъятием сельскохозяйственных участков, а не тех, что предоставлены для личного строительства.

    Участок изымают только на основании решения местного органа самоуправления: мэрии, городской или поселковой администрации и так далее. Если собственник согласен, участок сразу уходит на публичные торги. Если не согласен, решение может принять только суд по иску местной администрации. После того как суд принял решение, через шесть месяцев участок продается с публичных торгов. Средства от продажи идут бывшему собственнику за вычетом расходов на процедуру изъятия. Цену продажи определяет независимая оценка.

    Вообще, это норма новая, ввели ее только в 2018 году, и сейчас ей всех пугают. Рабочей, устоявшейся судебной практики пока нет. И, судя по всему, чиновникам не очень хочется этим заниматься. Потому что изъятие и реализация — это долгая и сложная процедура, а выгоды никакой. Возможно, на тот момент, когда вы обращались в администрацию, новая норма закона еще не действовала, поэтому вам отказали в помощи.

    Еще участок можно изъять, если он используется, но не по назначению или с нарушением закона. Например, владелец строит дом на сельскохозяйственной земле или устроил свалку, что плохо влияет на экологию и запрещено законом. За это тоже сначала штрафуют, и только потом участок изымают, если проблему не устранили.

    Таким образом, вы напрямую не можете повлиять на изъятие участка у собственника. Есть только вариант предложить администрации изъять его или обратиться в суд. Насколько они в этом заинтересованы — сказать сложно.

    Что такое приобретение права на бесхозяйные вещи

    Существует такая форма перехода права собственности, как приобретение права собственности на вещь, у которой нет хозяина, — бесхозяйную вещь. Тут есть варианты: собственника нет, он неизвестен или он отказался от прав.

    Земельные участки — это тоже вещи, так что на них это тоже распространяется. Но для земли работает только один из вариантов: бесхозной можно признать землю, от прав на которую отказался владелец.

    Остальные варианты не подходят. У земли всегда есть собственник. Если собственника — неважно, физического или юридического лица — нет, значит, собственник — Российская Федерация, или регион, или муниципалитет. То, что собственник неизвестен, тоже не основание признавать землю бесхозной. Если право на земельный участок когда-то возникло, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Если право не зарегистрировано, его вообще нет, потому что право собственности возникает с момента его регистрации.

    Если нет доказательств отказа бывшего собственника от прав признать именно землю бесхозяйной — ничего не выйдет. Строение можно признать бесхозяйным, а землю — нет.

    Другое дело, если бы у вас были такие доказательства. По заявлению местных органов власти участок должны были бы поставить на учет, как бесхозяйный, а через год по исковому заявлению могли бы признать его муниципальной собственностью и выставить на торги.

    Как найти собственника участка

    Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.

    Если земельный участок все же в собственности и поставлен на кадастровый учет, проще всего его найти на публичной кадастровой карте. Если не знаете номер, найдите свой участок на карте и посмотрите соседние. Когда обнаружите нужный, запишите его кадастровый номер. Если номера нет, достаточно адреса участка.

    По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.

    Судя по тому, что предыдущий владелец продавал участок по договору купли-продажи, а переход права собственности у нас регистрируется, участок должен быть на кадастровом учете. Система регистрации прав действует около 20 лет. Если участок продан больше чем 20 лет назад, сведений о нем может и не быть.

    Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.

    При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.

    На мой взгляд, в вашем случае шанс на успех — это или если местная администрация захочет изъять землю, или если вы лично найдете собственника и предложите купить у него участок. Сами вы не можете инициировать процедуру изъятия земли, но можете замучить письмами местную администрацию и прокуратуру с требованием изъять участок. Напишите, что он заброшен, не используется десятилетиями, что сухостой представляет пожарную опасность, неосвоение участка мешает развитию поселения и вообще есть желающие его выкупить.

    Никаких гарантий, что это подействует, нет, но попробовать можно.

    Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

    Могут ли изъять земельный участок под ИЖС?

    Здравствуйте! Приобрел участок 3 года назад (в собственности) под ИЖС. 1.5 года назад разбил его на два. Соответственно, сейчас зарегистрировано право собственности на два участка. Насколько знаю, если не осваивать участок 3 года, его могут отобрать. Вопрос: есть ли у меня еще 1.5 года?

    Ответы юристов ( 6 )

    В соответствии со ст.284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

    В случае если земельный участок предоставлен для строительства, сроки его завершения определяются разрешением на строительство (п. п. 19 — 21 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
    Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на 10 лет.

    Получайте разрешение и стройте.

    В целом по России в практике изъятия по таким основаниям редко найдешь решение суда об изъятии земельного участка.

    Еще до разделения была проверка, поэтому и беспокоюсь.

    Сейчас заниматься разрешением и строительством неудобно, т.к. часто в разъездах, планировал взяться за участки в следующем году. Но так и не понял – в моем случае 3 года уже истекли, или еще есть 1.5 года?

    Да, у вас есть еще время, тем более вы разделили участок.

    • 7,2 рейтинг
    • 992 отзыва

    Здравствуйте!

    Просто так «отобрать» участки у Вас никто не может. Согласно ст.284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

    Если же данный участок по своему назначению относится к землям поселения и используется для ИЖС, то Вы вправе строить на своей земле столько, сколько захоите в пределах разрешения на строительство.

    Вы немного путаете, в силу п.8 ст.31 ЗК РФ

    8. Решение о
    предварительном согласовании места размещения объекта является
    основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного
    участка для строительства и действует в течение трех лет

    т.е.
    место согласованным считается в течении трех лет (в Вашем случае от
    раздела участков). После этого просто надо будет согласовывать снова.
    Однако в силу п. 1 ст. 36 Конституции РФ ст. 42 ЗК РФ никто не имеет
    права лишить Вас собственности без предварительного и равнозначного
    выкупа.

    Но так и не понял — в моем случае 3 года уже истекли, или еще есть 1.5 года?

    Согласование дается на участок, поскольку у Вас формально образовались два новых участка, то и срок для каждого из них начался заново, поэтому еще есть 1,5 года

    Сергей, землю у вас
    никто не отберет, она является вашей собственностью. Согласна с
    коллегой Сапрыгиным В. в вашем распоряжении 10 лет для строительства, но
    следует учесть нормы НК РФ (налоговый кодекс) , чем быстрее вы построите дом и
    оформите его, тем быстрее сможете получить налоговый вычет на сумму фактически
    произведенных расходов.

    По
    земельному налогу согласно НК РФ:

    В отношении
    земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими
    лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога
    (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по
    истечении 10 лет
    с даты государственной регистрации прав на данные земельные
    участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект
    недвижимости.

    то есть, по
    истечении 10 лет, если не будет построено жилье, земельный налог будет
    увеличен.

    • 7,8 рейтинг
    • 6249 отзывов

    Действительно ГК РФ предусматривает следующее положение — земельный участок может быть изъят (т.е. не обязательно) у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

    Но обратите внимание на следующие положения – в этот период (трёх лет) не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

    Кроме того, в соответствии со статьёй 286 ГК РФ прежде чем изъять земельный участок, орган местного самоуправления обязан заблаговременно предупредить собственника участка о допущенных нарушениях при использовании земельного участка. И после этого – если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

    Но, если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

    Таким образом процедура изъятия земельного участка достаточно не простая, при вашем несогласии на изъятие, это возможно только через суд.

    И вообще редки случаи, чтобы органы местного самоуправления изымали участки предназначеннные под ИЖС, поэтому вам переживать не стоит.

    Действительно ГК РФ предусматривает следующее положение — земельный участок может быть изъят (т.е. не обязательно) у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

    Но обратите внимание на следующие положения – в этот период (трёх лет) не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

    Кроме того, в соответствии со статьёй 286 ГК РФ прежде чем изъять земельный участок, орган местного самоуправления обязан заблаговременно предупредить собственника участка о допущенных нарушениях при использовании земельного участка. И после этого – если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

    Но, если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

    Таким образом процедура изъятия земельного участка достаточно не простая, при вашем несогласии на изъятие, это возможно только через суд.

    И вообще редки случаи, чтобы органы местного самоуправления изымали участки предназначеннные под ИЖС, поэтому вам переживать не стоит.

    Ссылка на основную публикацию