Инвентаризация объектов ЖКХ

Что такое техническая инвентаризация, её виды и порядок проведения

Как людям полагается при болях и недомоганиях положено пройти медицинское обследование, так и объектам недвижимости периодически требуется технической инвентаризации. Оценка здания, выявление его ключевых характеристик и особенностей пользования играют важную роль при эксплуатации объекта недвижимости.

Перед тем, как проводить какие-либо строительные мероприятия, рекомендуется позаботиться о проведении технического учета. Но далеко не все знают о такой процедуре, о том, зачем она нужна, и можно ли без нее обойтись.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Что такое технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости

Техническая инвентаризация недвижимого имущества – это проверка наличия, назначения, состава и состояния, а также проведение замеров здания с целью оформления технического паспорта на него. Иначе говоря, выполняется обследование здания, чтобы определить его характеристики.

Такая процедура, как правило, проводится по следующим причинам:

  • желание владельца проверить состояние имущества;
  • по требованию государственных органов в случае получения лицензии;
  • объект вводится в эксплуатацию после строительных работ или реконструкции.

Все это считается основаниями для обследования недвижимости с привлечением специалистов по инвентаризации.

Проверка касается зданий, построек, различных помещений, недостроенных объектов недвижимости, сооружений, площадок, коммуникаций. Уже в зависимости от исследуемого строения по окончании инвентаризации оформляется тот или иной документ:

  • паспорт технической инвентаризации;
  • план по этажам;
  • справка о технико-экономических показателях (ТЭП);
  • справка о принадлежности к категории недвижимости.

Примечание. Технический учет проводится с применением специальных приборов для измерения с высокой степенью точности. При этом инженеры, отвечающие за инвентаризацию и подготавливающие документацию, обладают надлежащей квалификацией и опытом работы в этой сфере.

Государственные органы обязывают руководителей организаций проводить техническую проверку как движимых, так и недвижимых объектов собственности. Такое требование относится ко всем категориям объектов, невзирая на их форму собственности или назначение.

В ходе инвентаризации обследуются главные конструктивные части здания: стены, перегородки, перекрытия, пол, фундамент, двери, крыши, окна. Кроме того, особому вниманию подвергаются системы, отвечающие за отопление и вентиляцию в помещении.

Инженеры фиксируют и включают в описные материалы и некапитальные постройки — например, летний душ, палатки, теплицы.

Справка. Отсутствие разрешения на строительство не считается причиной отказа на выдачу технического паспорта или готовых стройматериалов.

Основная задача руководителя строительной компании сводится к тому, чтобы создать благоприятные условия для проведения технического обследования недвижимости.

Сформированная инвентаризационная комиссия занимается определением фактического наличия имущества и его параметров. На основании наблюдений комиссии происходит заполнение первичного учетного документа — инвентаризационной описи.

Внимание. Окончательные результаты проведенного инженерного обследования отражаются в хозяйственном учете организации за тот период, в котором ревизия завершилась.

Инвентаризация недвижимости дает право:

  1. Выявить недвижимое имущество, которое претерпело изменения первоначальных показателей.
  2. Проверить, насколько ответственно лица подходят к требованиям по эксплуатации строений.

Виды технической инвентаризации

Распространено ошибочное мнение, что инженерная инвентаризация представляет интерес для органов инвентаризации и учета, которым нужно обновлять собственную базу недвижимости.

На самом деле проверка текущего состояния недвижимости выявляет опасные перепланировки, разрушительно действующие на конструкцию строения. Актуальные данные, содержащиеся в технических документах, идентифицируют конкретную недвижимость.

Благодаря своевременному обследованию здания или помещения и вносимым корректировкам, собственник, как и все остальные стороны сделки, заказывающие справки о недвижимости, получают наиболее достоверные сведения о строении.

Примечание. При заключении договора купли-продажи с недвижимым объектом имущества проводить инженерную инвентаризацию не обязательно. Связано это с тем, что в этом случае не происходит никаких изменений непосредственно с самим зданием или помещением. То есть отсутствует факт строительства (реконструкции).

Выделяют следующие виды технического учета:

Внеплановая проверка

Такому обследованию здание подлежит в случае, если оно было подвержено техническим или качественным изменениям. Например, объект учета претерпел перепланировку, реконструкцию, произошло переоборудование. Кроме того, это касается возведения новых построек и разрушения старых (снос), изменения уровня промышленного благоустройства.

Незапланированная инвентаризация зачастую проводится при совершении с объектом учета сделок, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Плановая инвентаризация

Плановая проверка недвижимого объекта включает в себя такие задачи, как:

  • выявление местоположения здания на конкретном участке земли;
  • комплексное обследование помещений с целью проверки их соответствия паспортной документации;
  • корректировка изменений в технических документах на здание в случае несоответствия данных;
  • обновление базы данных;
  • оформление всей необходимой документации для проведения сделок с недвижимостью.

Справка. Не следует игнорировать процедуру технической инвентаризации. Помимо того, что это невыгодно и нерационально, это также рискованно для собственника недвижимости.

В результате плановой инвентаризации актуализируются данные, которые содержатся в техническом паспорте здания на дату проведения такой проверки. Проводят ее один раз в пять лет.

По итогам плановой инвентаризации заказчику выдается новый технический паспорт на строение.

Первичный осмотр

Первичное обследование выполняется, как правило, при появлении нового объекта строительства. Инженер производит обмер всех помещений в здании. Результаты проверки заносятся в технический паспорт недвижимости.

Примечание. Документация об объектах недвижимости (справка, содержащая технико-экономические показатели) в ходе первичного обследования необходима, чтобы впоследствии ввести здание в эксплуатацию.

Объекты технической инвентаризации

Согласно статье 130 ГК РФ «Недвижимые и движимые вещи» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) объектами технического учета признаются недвижимые объекты имущества. Они, в свою очередь, имеют тесную привязку к земле, а их перемещение без причинения ущерба невозможно.

Такие объекты, или, как их еще принято называть, единицы учета, обладают автономными характеристиками и самостоятельным юридическим статусом. Статус проявляется в наименовании, которое вносится в опись.

Основными критериями для определения юридического статуса служат:

  • техпаспорт здания;
  • инженерный план объекта;
  • кадастровый номер.

Справка. Если здание (учетная единица) состоит из целого комплекса объектов, то такие части объекта признаются его вспомогательными характеристиками.

Нередко собственники задаются вопросом, какие действия предпринять, когда сооружение требуется разделить на несколько учетных единиц.

В таком случае вы совместно с органами технической инвентаризации составляете сопроводительную документацию, в то время как между зданиями в обязательном порядке необходимо провести разграничительную линию (забор, глухая стена). Важно, чтобы такая линия не допускала непосредственного сообщения объектов недвижимости.

К слову, такое правило распространяется и на домовладения, и на иные капитальные строения, расположенные на земельном участке. То есть они в совокупности определяются единицей учета. Иначе говоря, здание признается объектом, а участок — его характеристикой.

Внимание. Элементы здания и иные размещенные в нем помещения не формируют инвентарные единицы учета.

Государственный технический учет осуществляется:

  • по жилым и нежилым гражданским зданиям и зданиям производственного назначения;
  • по проездам, мостам и площадям — все объекты внешнего благоустройства подлежат проверке;
  • по объектам передающих устройств — например, сооружениям систем электро-, газо-, теплоснабжения, канализациям, нефтепроводам;
  • по сетям, с помощью которых перемещаются трамваи.

Согласно действующему российскому законодательству, недвижимость, подверженная техническому обследованию, имеет тесную связь с землей и обладает целевым назначением.

Помимо вышесказанного, к объектам инвентаризации в сфере недвижимого имущества относятся:

  • незавершенное строительство;
  • самовольная постройка;
  • бесхозное здание и сооружение.

Трудоемким, но интересным считается обследование объектов Гражданской обороны, кондоминиумов, гостиничных комплексов и отелей, в которых находятся более 1000 помещений. Такая недвижимость, безусловно, должна быть учтена, но что еще более важно, она должна отвечать всем нормам и требованиям по эксплуатации зданий и сооружений.

Примечание. Кондоминиум — комплекс недвижимости, находящийся в совместном ведении нескольких собственников.

В таких условиях проверка нередко оказывается поверхностной в силу масштабов здания. Чтобы при инвентаризации упростить задачу специалистам и районными администрациями, устанавливаются специальные программы. Например, жилищный комитет на долгосрочную перспективу повышает требования к сезонному обслуживанию строений: качество уборки помещений и дворов, своевременный ремонт водосточных труб, обновление фасадов.

Порядок проведения технической инвентаризации объектов недвижимости

Организация технической инвентаризации состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительные работы.
  2. Выезд инженера на объект с последующими обмерами местоположения объекта.
  3. Техническое обследование объекта недвижимости с использованием исполнительных чертежей.
  4. Ознакомление с правоустанавливающими документами.
  5. Камеральные работы (чертеж планов, выявление технических особенностей и физического износа, расчет стоимости).
  6. Составление инженерного и кадастрового паспортов.
  7. Изготовление инвентарного дела.

По результатам работ формируется пакет документов, и заказчик принимает работы. Заказчику выдается технический паспорт недвижимого объекта, в котором содержатся планы по этажам, ведомости помещений имущественного комплекса и их основные характеристики.

Справка. Если инвентаризация первичная, вам потребуется передать подрядчику проектную документацию на объект, так как на ее основании выдается разрешение на строительство здания.

Допускаются незначительные отклонения от проекта. Однако это не означает, что первоначально обмеры совершались с нарушением норм. Каждый специалист применяет свое оборудование, на котором устанавливается погрешность. Кроме того, имеют место быть индивидуальные методы обмеров — например, по потолкам или по полу.

По окончании приемки выполненных работ заказчиком и подрядчиком подписывается акт сдачи-приемки. Нередко встречаются ситуации, когда обмеры были совершены одной организацией, а отклонения будет выявлять другая компания.

Внимание. Если результаты инвентаризации двумя независимыми организациями несколько отличаются друг от друга, руководствоваться лучше теми сведениями, которые ранее по этому объекту содержались в Государственном кадастре недвижимости.

Документы для технической инвентаризации

Любая ревизия подтверждается документальным оформлением на бумаге. К инвентаризационным документам относятся:

  1. Инвентарные карточки. Они используются для отражения сведений о фактическом наличии недвижимого имущества и о его перемещении, если последнее было совершено. Карточки заполняются отдельно по каждому взятому объекту недвижимого имущества или на группу однородных объектов.
  2. Книги по инвентаризации и описи. Такие документы объединяют в себе все находящиеся в здании объекты. В них указываются характеристики, инвентарные номера, названия и иные показатели.
  3. Технические справки на объект обследования. Этот документ выдает бюро технической инвентаризации (БТИ). В нем раскрывается информация обо всех характеристиках каждого элемента недвижимого имущества.
  4. Документы на объекты, находящиеся в аренде: договор аренды и акт приема-передачи имущества.

Правила технической инвентаризации указывают, что законным требованием по отношению к зданиям и сооружениям считается паспортизация объекта. Получение паспорта требуется в момент ввода в эксплуатацию, при первичном осмотре и регистрации.

Собственник обращается в БТИ по месту нахождения недвижимости, где по запросу находит специалиста по техническому осмотру. По окончании работ инженер заносит технические характеристики в базу БТИ.

На основании этих данных выписывается паспорт с инженерными характеристиками строения.

Помимо этого, здание требуется обеспечить следующим:

  • исполнительной документацией;
  • актами предшествующих проверок;
  • данными о всем комплексе объекта;
  • справками о местоположении и границах здания;
  • разрешением на проведение реконструкции, если она потребуется;
  • сведения о внесенных корректировках.

Сроки выполнения работ

Единых сроков проведения инвентаризации помещений не предусмотрено. Они варьируются в зависимости от масштабов объекта и объема работ.

Обычно выделяются средние сроки:

  • составление инженерного плана помещения – не более 5 рабочих дней;
  • обследование объекта недвижимости – от 1 до 30 дней;
  • разработка техпаспорта – в течение 1 дня и более;
  • постановка на реестровый учет или внесение изменений в учете кадастра – от 18 до 25 дней.

Заключение

Технический учет и техническая инвентаризация выполняются в случае внесения определенных корректировок в отношении технических или качественных характеристик объектов капитального строительства.

Как показывает практика, добросовестное обследование выявляет и анализирует текущее состояние объекта недвижимого имущества. Наличие информации о фактических характеристиках здания или помещения позволит избежать судебных споров, а также своевременно выявить имеющиеся недостатки.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 “О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301
“О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

30 апреля 2009 г., 30 января 2013 г.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 28 июня 2017 г. N АКПИ17-357 настоящее постановление признано не противоречащим действующему законодательству

ГАРАНТ:

Во исполнение настоящего постановления изданы приказы Госстроя РФ от 4 декабря 1997 г. N 17-127, и от 20 июня 2000 г. N 138

В целях ускорения проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации государственного учета жилищного фонда Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.

2. Установить, что государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67 в пункт 3 внесены изменения

3. Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

обеспечивать на основе федерального статистического наблюдения, бухгалтерского и технического учета жилищного фонда проведение комплексного анализа и обобщения тенденций развития жилищно-коммунального хозяйства с последующим использованием полученных материалов при осуществлении государственной политики в этой сфере экономики;

разработать и по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике утвердить в I квартале 1998 г. инструкцию о проведении учета жилищного фонда и обеспечить контроль за ее выполнением;

ГАРАНТ:

Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации утверждена приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37

обеспечить методическое руководство и координацию деятельности по техническому учету жилищного фонда организаций технической инвентаризации.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании единой организации технической инвентаризации субъекта Российской Федерации на базе существующих организаций технической инвентаризации, используя положительный опыт Республики Карелия, Ивановской, Орловской областей, гг.Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившим силу распоряжение Совета Министров РСФСР от 22 февраля 1985 г. N 264-р.

6. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 г. N 136 “О порядке государственного учета жилищного фонда”.

Положение
о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301)

С изменениями и дополнениями от:

30 апреля 2009 г., 30 января 2013 г.

1. Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

2. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 пункт 3 настоящего Положения изложен в новой редакции

Читайте также:  Госдума предлагает новую схему контроля за управляющей компанией

3. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются – БТИ).

4. БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67 в пункт 5 внесены изменения

5. Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения “Сведения о жилищном фонде” (форма N 1-жилфонд), утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 5 ноября 2001 г. N 81

Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67 в пункт 6 внесены изменения

6. Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и иными нормативными правовыми актами.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 пункт 7 изложен в новой редакции

7. В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:

техническую инвентаризацию жилищного фонда;

оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 пункт 8 изложен в новой редакции

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 г. N АКПИ18-418, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 октября 2018 г. N АПЛ18-410, пункт 8 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части

8. Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67 в пункт 9 внесены изменения

9. Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:

составление государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду;

Информация об изменениях:

исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере;

Информация об изменениях:

определение технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Выписки и выкопировки отдельных видов информации из технического паспорта образуют самостоятельные документы, порядок выдачи которых определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать дополнительные виды информации к техническому паспорту, содержащие необходимые для них технические сведения.

12. Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда.

13. Технические паспорта, регистрационные книги, иные документы, составленные БТИ до введения в действие настоящего Положения, считаются действительными.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67 в пункт 14 внесены изменения

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 7 июня 2006 г. N ГКПИ06-532, оставленным Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 августа 2006 г. N КАС06-301 без изменения, пункт 14 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

14. Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.

Отчуждение архивов БТИ не допускается.

15. Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

16. БТИ субъектов Российской Федерации осуществляют:

ведение государственных реестров архивов БТИ субъектов Российской Федерации;

ежегодную инвентаризацию архивов БТИ.

17. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также должностные лица БТИ несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения.

Постановлением утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации. Также установлено, что государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Государственный учет жилищного фонда включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Порядок ведения технического учета устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и иными нормативными правовыми актами.

Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 “О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации”

Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 22 октября 1997 г. N 205, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 октября 1997 г. N 42 ст. 4787

Решением Верховного Суда РФ от 28 июня 2017 г. N АКПИ17-357 настоящее постановление признано не противоречащим действующему законодательству

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 67

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388

“Общие рекомендации к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов в целях формирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 – 2022 гг.” (утв. Минстроем России)

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К ПРОЦЕССУ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛЕНИЙ, ГОРОДСКИХ

ОКРУГОВ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

НА 2018 – 2022 ГГ.

1. Общие положения

1.1. Инвентаризации подлежат все дворовые, общественные территории индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения (включая объекты блокированной застройки), муниципального образования, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству не позднее 2020 года за счет средств указанных лиц (далее – Объекты), вне зависимости от участия в программе благоустройства муниципального образования.

1.2. Для целей настоящих Рекомендаций под дворовой территорией понимается территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты благоустройства и общественного пользования.

1.3. Для целей настоящих Рекомендаций под общественными территориями понимаются участки, иные части территории муниципального образования, предназначенные преимущественно для размещения и обеспечения функционирования объектов массового посещения, в том числе объектов культуры, образования, обслуживания, торговли, досуга, спорта, туризма, здравоохранения, религиозных организаций, а также объектов административного, делового назначения, соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий).

1.4. Основными целями инвентаризации является оценка текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе формирования перечня дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, оценки их состояния, выявление территорий, требующих благоустройства, составление паспортов благоустройства Объектов.

1.5. При проведении инвентаризации из перечня инвентаризируемых объектов исключаются следующие объекты:

– закрытые административно-территориальные образования;

– территории военных частей;

– иные территории, доступ на которые ограничен в соответствии с требованиями законодательства.

1.6. Объекты, находящиеся полностью или частично на земельных участках, находящихся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, также подлежат инвентаризации.

1.7. Неразмежеванные участки также подлежат инвентаризации в соответствии с настоящими рекомендациями.

1.8. Инвентаризация проводится путем натурного обследования территории и расположенных на ней элементов благоустройства.

1.9. По результатам инвентаризации рекомендуется составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (паспорт благоустройства территорий). При изменении характеристик территории и расположенных на ней элементов рекомендуется обеспечить внесение информации о таких изменениях в паспорт.

1.10. При проведении инвентаризации в качестве картографической подосновы для нанесения координат объектов могут быть использованы Публичная кадастровая карта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии либо региональная геоинформационная система. Рекомендуется указывать координаты центра двора и координаты границы дворовой территории в системах координат (например, в системах координат WGS 1984 и СК-42).

1.11. Оценка площади дворовых и общественных территорий должна производиться в соответствии с полученными в ходе инвентаризации контурами. Погрешность при определении площади должна составлять не более 10%.

1.12. В ходе проведения инвентаризаций необходимо определить границы дворовой и общественной территории. При определении границ территории целесообразно учитывать границы сформированных земельных участков, стоящих на кадастровом учете, а также границы участков, предусмотренных проектами межевания территории.

2. Инвентаризация дворовых территорий

2.1. При осмотре дворовой территории рекомендуется обеспечить участие собственников помещений в многоквартирных домах или их представителей, лиц, ответственных за управление и содержание общего имущества многоквартирных домов с учетом выбранного способа управления многоквартирных домов.

2.2. При определении границ дворовой территории не допускается пересечение границ с другими территориями или установление границ, приводящее к образованию бесхозяйных объектов.

2.3. В ходе проведения инвентаризации необходимо описать все элементы благоустройства, расположенные в пределах дворовой территории, в соответствием с Приложением N 1.

2.4. По итогам проведения инвентаризации дворовой территории необходимо получить следующие характеристики:

– границы дворовой территории с указанием координат центра двора и координат границы дворовой территории в системах координат (например, в системах координат WGS 1984 и СК-42);

– перечень адресов многоквартирных домов, образующих дворовую территорию в соответствии со справочником Федеральной информационной адресной системы (далее – ФИАС), при отсутствии адреса в ФИАС орган местного самоуправления инициирует процедуру добавления адреса в справочник ФИАС в соответствии с требованиями по ведению справочника ФИАС, установленными Федеральной налоговой службой России;

– перечень нежилых объектов капитального строительства, сооружений, расположенных в границах дворовой территории;

– площадь дворовой территории в квадратных метрах (не благоустраиваемая, а общая), округление до целого числа;

– площадь зданий, строений, сооружений, расположенных в границах территории, округленное до целого числа;

– информация о правообладателях земельных участков, находящихся в границах дворовой территории. В случае если земельный участок относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, рекомендуется указать об этом, не перечисляя собственника каждой квартиры, расположенное в таком многоквартирном доме, при этом указать один из вариантов: муниципальное, государственное, неразграниченное, частное, в форме общедомового имущества с указанием адреса или общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах с указанием адреса);

– дата и время окончания инвентаризации (по местному времени с указанием временной зоны), дата и время актуализации информации;

– перечень и описание элементов благоустройства, расположенных в пределах дворовой территории в соответствии с пунктом 5.

3. Инвентаризация общественных территорий

3.1. По итогам проведения инвентаризации общественной территории, в том числе находящейся на территории объектов индивидуального жилищного строительства, необходимо получить следующие характеристики:

– координаты центра общественной территории и координаты границы общественной территории в системах координат (например, в системах координат WGS 1984 и СК-42);

– вид общественной территории (площадь, набережная, парк, пляж и т.д.);

– площадь общественной территории в квадратных метрах;

– площадь зданий, строений, сооружений, расположенных в границах территории;

– информация о правообладателях земельных участков, образующих общественную территорию;

– дата и время окончания инвентаризации (по местному времени с указанием временной зоны);

– перечень и описание элементов благоустройства, расположенных в пределах общественной территории в соответствии с пунктом 5.

4. Инвентаризация объектов индивидуального жилищного строительства

4.1. Ввиду ограниченного доступа к территориям и объектам, инвентаризация объектов индивидуального жилищного строительства проводится в упрощенном порядке.

4.2. Инвентаризации подлежит внешний вид фасадов и ограждений, и прилегающая к объектам жилищного строительства территория, в том числе домов блокированной застройки. По результатам мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками (землепользователями) земельных участков должно быть заключено соглашений об их благоустройстве не позднее 2020 года в соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства.

4.3. По итогам проведения инвентаризации объектов индивидуального жилищного строительства необходимо получить следующие характеристики:

– состояние фасада объекта индивидуального жилищного строительства (в нормативном состоянии/не в нормативном состоянии);

– состояние придомовой территории (требует благоустройства/не требует благоустройства);

– информация о правообладателях объектов индивидуального жилищного строительства и придомовых земельных участков;

– информация о подписании соглашения о благоустройстве с собственниками (пользователями) указанных домов, собственниками (землепользователями) земельных участков (с приложением скан-копии заключенного соглашения) с указанием сроков завершения благоустройства либо информация об отказе в подписании указного соглашения;

– дата и время окончания инвентаризации (по местному времени с указанием временной зоны), дата и время актуализации информации;

– перечень и описание элементов благоустройства, расположенных на прилегающей территории.

5. Инвентаризация объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

5.1. Ввиду ограниченного доступа к территориям и объектам, инвентаризация объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится в упрощенном порядке.

5.2. Инвентаризации подлежат внешний вид фасадов и ограждений, и прилегающая к объектам недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков территория. По результатам мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с собственниками указанных объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков должно быть заключено соглашение об их благоустройстве, которые подлежат благоустройству не позднее 2020 года за счет средств указанных лиц в соответствии с заключенными соглашениями с органами местного самоуправления.

Читайте также:  В Ульяновске пройдут четыре городских субботника

5.3. По итогам проведения инвентаризации объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо получить следующие характеристики:

– состояние фасада объекта объектов недвижимого имущества (в нормативном состоянии/не в нормативном состоянии);

– состояние прилегающей территории (требует благоустройства/не требует благоустройства);

– информация о правообладателях объектов недвижимого имущества, включая объекты незавершенного строительства, и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– информация о подписании соглашения о благоустройстве с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объектов, в собственности (пользовании) которых находятся объекты недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков (с приложением скан-копии заключенного соглашения) с указанием сроков завершения благоустройства либо информация об отказе в подписании указного соглашения;

– дата и время окончания инвентаризации (по местному времени с указанием временной зоны), дата и время актуализации информации;

– перечень и описание элементов благоустройства, расположенных на прилегающей территории.

6. Описание элементов благоустройства

6.1. По каждому элементу благоустройства рекомендуется сделать одну или несколько фотографий, в соответствии с требованиями, приведенными в пунктах 9.4 – 9.6.

6.2. По каждому элементу благоустройства рекомендуется указать географические координаты в системах координат (например, в системах координат WGS 1984 и СК-42). В зависимости от геометрических свойств элемента указываются либо координаты центра элемента благоустройства, либо координаты точек его границы, либо координаты точек ломаной линии. Рекомендации по определению типа геометрического объекта для фиксации положения элемента приведены в пункте 7.

6.3. При необходимости при описании элемента благоустройства могут быть добавлены текстовые комментарии.

6.4. По каждому элементу благоустройства должен быть зафиксирован класс и подкласс в соответствии с пунктом 8.

6.5. По каждому элементу благоустройства, расположенному на территории, должны быть заполнены характеристики в соответствии с пунктом 8.

7. Рекомендации по определению геометрического объекта для фиксации положения и размеров элемента благоустройства

7.1. В случае, если площадь, занимаемая элементом благоустройства, не поддается однозначному определению (отсутствуют четкие материальные границы элемента, такие как забор, границы покрытия и т.п.), производится фиксация координат центра (например, куст, лавочка, урна).

7.2. В случае, если значение площади элемента благоустройства в квадратных метрах, отнесенное к 2 метрам, не превышает протяженности элемента благоустройства, измеренной в метрах, производится фиксация ломаной линии и производится оценка протяженности элемента (например, дорожка, тропинка, ограждение).

7.3. В случае, если значение площади элемента благоустройства в квадратных метрах, отнесенное к 2 метрам, превышает протяженность элемента благоустройства, измеренную в метрах, более чем в 2 раза, производится фиксация точек границы элемента благоустройства и производится оценка площади объекта (например, детская площадка, парковка, спортивная площадка).

7.4. В случаях, не описанных выше, допускается произвольный выбор геометрического объекта (ломаная линия либо многоугольник), произвольный способ фиксации размеров элемента благоустройства (протяженность в метрах, либо площадь в квадратных метрах).

7.5. В случае, если на территориально обособленном участке дворовой территории находится несколько элементов благоустройства с одинаковыми значениями свойств, допускается их однократная фиксация с указанием количества зафиксированных элементов.

8. Классификация и атрибуты элементов благоустройства

8.1. Элементы благоустройства дворовых и общественных территорий рекомендуется разделить на классы и подклассы. Перечень классов и подклассов устанавливается субъектом Российской Федерации в зависимости от региональных особенностей. Примерный перечень классов и подклассов элементов благоустройства приведен в Приложении N 1.

8.2. Для каждого подкласса элементов благоустройства в зависимости от региональных особенностей субъектом Российской Федерации устанавливается перечень характеристик, обязательных к заполнению. Минимальный перечень характеристик по каждому подклассу элемента благоустройства, обязательных к заполнению, приведен в Приложении N 1.

9. Передача результатов инвентаризации в ГИС ЖКХ

9.1. Результаты инвентаризации будут заноситься в систему ГИС ЖКХ в Модуль “Формирование комфортной городской среды” (далее – Модуль). Возможен как ручной ввод данных, так и автоматизированный.

9.2. Для ручного ввода данных может быть использован графический интерфейс в Модуле, который доступен пользователю с функцией “Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение программы “Формирование современной городской среды”. Подробная инструкция по работе с Модулем приедена в Руководстве пользователя “Приоритетный проект “Формирование комфортной городской среды”, которое размещено на официальном сайте ГИС ЖКХ в разделе “Регламенты и инструкции”.

9.3. Для автоматизированного учета данных может быть использован программный интерфейс. Для передачи структурированных данных используется формат JSON, для передачи изображений – формат JPEG.

9.4. Размер используемых для внесения в Модуль фотографий должен быть не менее 1024 пикселей на 768 пикселей, размерность глубины цвета должна быть не менее 24 бита. Допустимы следующие форматы фотографий: JPEG и TIF.

9.5. В правом нижнем углу фотографии должна быть подпись, содержащая информацию о дате и времени, координатах местонахождения элемента благоустройства и категории элемента благоустройства.

9.6. При подготовке фотоматериалов не допускается:

– многократное использование одних и тех же фотографий для разных объектов и территорий;

– использование в качестве изображений объектов и территорий скриншоты из сторонних программ (спутниковые карты, снимки из картографических сервисов и том подобное)

– использование в качестве изображений объектов и территорий скан-копий эскизных проектов и иные графические материалы, сделанные не в процессе натурного обследования;

– использование фотографий общего плана дворовой и общественной территории для графического отображения элемента благоустройства. Каждый из объектов благоустройства должен быть четко виден на фотографии.

И НАБОР ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕМЕНТОВ БЛАГОУСТРОЙСТВА

Нормативное регулирование городского хозяйства в РСФСР в период нэпа

Инвентаризация коммунальных объектов

Отсутствие четкого определения терминов «коммунальное имущество» и «коммунальное хозяйство» в основополагающих законодательных актах исследуемого периода, таких как ГК РСФСР 1922 г., Положение об имущественных правах местных Советов 1923 г., позволяют представить их трактовку, опираясь на совокупность норм, касающихся объектов, переданных в ведение городского управления. Обозначенные нормы в большей степени сосредоточены не в законодательных, а в подзаконных актах, значение которых в правовом регулирования коммунальной отрасли было неизмеримо выше. К документам такого рода относились постановления, инструкции, циркуляры, распоряжения НКВД РСФСР или ГУКХ, которые зачастую пригашались совместно с другими подразделениями государственного аппарата. По целевому назначению большая часть таких документов касалась учета коммунального имущества и предприятий, установлению организационно-правовых форм их эксплуатации.

В процессе продолжавшейся на протяжении 1920-х гг. инвентаризации, сопровождавшейся изданием надлежащих юридических актов, уточнялось понятие коммунальных объектов, выделялись и описывались их виды.

Работа по выявлению, учету и описанию коммунального имущества, обозначаемая единым термином «инвентаризация», распадается на 2 периода: 1-й – 1920-1926 гг., 2-й – 1927 – начало 1930-х гг. Содержание этапов различается, во-первых, по характеру используемой нормативной базы. Так в первой половине 1920-х гг. коммунальные отделы производили учет подведомственных объектов на основе инструкций и распоряжений, исходивших от ГУКХ. Мероприятия, развернувшиеся в 1927 г., осуществлялись согласно Положения об инвентаризации имуществ местных Советов, которое фактически имело силу закона. Во-вторых, не совпадает перечень, учитываемых объектов. На первом этапе переписи подлежало только то имущество, которое считалось муниципализированным и переданным в управление коммунальным отделам. На втором этапе инвентаризация приобрела более масштабный характер: она охватывала более широкий круг объектов. Остановимся более подробно на каждом этапе инвентаризации.

На протяжении всего периода основными группами учитываемого имущества являлись земельные участки, предприятия, строения. Правовой режим городских земель ранее уже рассматривался. Нормативно-правовое регулирование строений (особенно жилых) отличалось значительным своеобразием, анализу которого посвящается следующий раздел работы. В данном параграфе характеризуется коммунальное хозяйство, объединяющее все объекты (помимо земли и строений), находящиеся в ведении городского управления. Коммунальные отделы приступили к составлению перечня подведомственных предприятий сразу после своего организационного оформления. Однако их реорганизация в 1922-23 гг., и длительный процесс законодательного разграничения имущества на местное и республиканское затрудняли проведение полной инвентаризации. Первоначально в первой половине 1920-х гг. удалось навести порядок в учете так называемых коммунальных предприятий общего пользования. Показательно, что нормативное определение данной конструкции также отсутствовало, хотя она упоминается уже в Декрете СНК РСФСР о коммунальных отделах 1920 г. Инструкции ГУКХ обычно записывали в эту группу трамвай, водопровод, канализацию, электростанции, газовые заводы. Признание за предприятием характера общего пользования вызывало важные юридические последствия: их не могли сдавать в аренду, особым образом регулировали тарифы на услуги. Включение их в списки коммунальных объектов не встречало серьезных препятствий, они были хорошо известны, некоторые изначально принадлежали городским управам, другие стали муниципальными еще в революционный период.

Законодательное закрепление процесса перераспределения собственности состоялось с изданием 22 мая 1922 г. декрета «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР», ГК РСФСР 1922 г., декрета от 12 ноября 1923 г. «Об имущественных правах местных Советов». Муниципализированная собственность признается в качестве особого вида государственной собственности, но не определяется состав входящего в нее имущества.

Вновь принятые акты не используют термин «коммунальное имущество» и не объясняют, как должны разграничиваться имущественные права между отдельными местными органами. Так, на территории города располагались предприятия, здания, сооружения, на которые потенциально могли претендовать органы управления города, уезда и губернии. К моменту издания законов 1922-23 гг. только в отношении отдельных видов имущества (городской земли, коммунальных предприятий общего пользования) безоговорочно закреплялась их муниципальная принадлежность.

Неудивительно, что между отделами коммунального (местного) хозяйства и другими местными учреждениями возникали споры по поводу прав на отдельные объекты. Постепенно накопилась практика рассмотрения таких дел в центральных и местных арбитражных комиссиях, материалы которой публиковались в специализированных изданиях и вызывали интерес профессиональных работников и научной общественности.

При выделении объектов коммунального хозяйства предлагалось опираться на Постановление ВЦИК и СНК от 2 августа

1926 г., где назывались два важнейших признака: первый – обслуживание коммунального благоустройства, второй – местное значение. Специалисты признавали, что они определены настолько широко и позволяют столь разные толкования, что в итоге не дают формального определения коммунального хозяйства. Отмечалось, что деятельность некоторых коммунальных предприятий не направлена на благоустройство. Подвергался сомнению и признак местного значения. Например, указывалось, что крупнейшая в Свердловске электростанция юридически является коммунальной, но фактически обслуживает не только город, но и ряд заводов.

Неоднозначная позиция законодателя отразилась и на доктринальном понимании категории «коммунальное хозяйство».

П.В. Сытин считал, что раз советское законодательство не дает четкого определения коммунального хозяйства, то его должна предложить научная мысль. Сам он определил коммунальное хозяйство как совокупность служб, учреждений и предприятий, находящихся в ведении местной государственной власти, объединенных одним управлением и хозяйственным планом и имеющих задачей повышение государственного благоустройства и общественной санитарии на территории определенного поселения главным образом города 1 Сытин П. Что такое коммунальное хозяйство // Коммунальное хозяйство 1927 № 5-6 С. 3. .

Он правильно заметил, что дореволюционная Россия не знала термина «коммунальное хозяйство», было земское и городское хозяйство, охватывавшее согласно Положениям о земских и городских учреждениях «местные пользы и нужды». За границей термину «городское хозяйство» более или менее соответствовал термин «муниципальное хозяйство». По его мнению, термин «коммунальное хозяйство» применялся только в некоторых странах (например, в Бельгии) для обозначения хозяйства небольших городов-коммун. При этом как в России, так и за рубежом слово «хозяйство» не вполне соответствовало его политико-экономическому содержанию, поскольку включало такие отрасли, как народное образование, народные развлечения и т.д.

Один из руководителей ГУКХ Ю.Х. Митлянский писал, что обычно под коммунальным хозяйством понимается местное хозяйство, которое находится в ведении местного самоуправления и таким образом противопоставляется государственному и частному. В условиях советской России этот термин применялся в узком смысле, обозначая совокупность предприятий, находящихся в ведении коммунальных отделов.

П.В. Сытин считал коммунальными следующие отрасли: 1) владение и распоряжение всем земельным фондом города; 2) планировку и регулирование застройки городов; 3) рабочее строительство и издание обязательных постановлений по жилищным вопросам; 4) пожарную охрану; 5) водоснабжение; 6) удаление нечистот и отбросов; 7) общественные бани, прачечные, кладбища, крематории; 8) устройство и содержание боен и рынков; 9) газовые заводы и электрические станции; 10) уличное освещение; 11) замощение улиц и тротуаров; 12) средства перемещений и сношений по городу (трамваи, телефон и т.д.); 13) садовое хозяйство. При этом он видел перечень открытым и указывал, что в составе развитых коммунальных хозяйств, как, например, в Москве, есть коммунальный музей, деревообрабатывающие и кирпичные заводы и иные предприятия.

Отграничение объектов коммунального хозяйства юридическое закрепление имущественных прав коммунальных отделов происходило в процессе полной инвентаризации местного имущества. Необходимость ее скорейшего проведения неоднократно подчеркивали руководители ГУКХ и местные сотрудники Аналогичную позицию, озвученную на своем отраслевом съезде в апреле 1926 г., занимали и финансовые работники. На основе количественных данных они хотели адекватно оценить стоимость коммунального имущества, планировать бюджетные расходы на его поддержку и развитие.

В конце 1926 – начале 1927 гг. НКВД последовательно издает ряд инструкций, которые предписывают провести инвентаризацию коммунальных имуществ, муниципализированных домовладений, коммунальных предприятий, имущества пожарной охраны, регистрацию земель в пределах городской черты.

С изданием 21 мая 1927 г. Положения об инвентаризации имуществ местных советов начинается новый этап в организации этой работы. В литературе 1920-х гг. высказывалось мнение, что новый акт конкретизировал и развивал установления весьма декларативного по содержанию Положения об имуществах местных Советов 1923 г.

НКВД разработал и напечатал большим тиражом ряд типовых документов, которые значительно ускоряли и упрощали организацию учета отдельных видов имущества. Предлагалось приобрести в типографии наркомата следующие бланки: подворных ведомостей, описания строений, описания земельного участка. Готовился к тиражированию бланк земельной записи, который, рассчитывая на устойчивость сложившихся земельных отношений, планировалось напечатать на хорошей плотной бумаге (автор пока не располагает сведениями, что такие бланки в большом числе были напечатаны и поступили в продажу). Кроме того, к продаже предлагались инвентарная книга по домовладениям, объемом 100 листов по цене 2 руб. 25 коп. и 250 листов – по цене 4 руб. 25 коп. и более дорогая сводная инвентарная книга по домовладениям. Таким образом, к концу 1920-х гг. появилась возможность вести учет важнейших видов городского имущества – земли и строений на продуманных и единообразных основаниях, что упорядочивало документооборот на местах, повышало достоверность и сопоставимость данных, собираемых центральными органами.

Стабилизация социально-экономических отношений и укрепление городского управления позволили существенно расширить понятие городского имущества в котором появляется новый термин «внешнее городское благоустройство». Согласно инструкции НКВД к имуществу внешнего благоустройства были отнесены следующие объекты городской инфраструктуры: 1) мосты, виадуки, трубы, мостовые, шоссе, дамбы; 2) тротуары, не примыкающие к домовладениям; 3) переправы, не входящие в состав коммунальных предприятий; 4) предметы уличного освещения; 5) зеленые насаждения; 6) общественные уборные; 6) свалки, ассенизационные поля; 7) крытые рынки и временные сооружения на улицах; 8) исторические памятники; 9) иные имущества обслуживающие внешнее благоустройство (геодезическое оборудование и т.п.). Поскольку к этому времени коммунальные органы уже накопили определенный опыт проведения инвентаризации, то теперь они не ограничились простой фиксацией обнаруженных объектов, а совместили учет с технической характеристикой каждого индивидуализированного объекта оценкой его стоимости, расчетом амортизации. Эта работа возлагалась на специальные комиссии. Предписывалось заводить по каждому объекту инвентарные дела по каждому виду – инвентарные книги, наладить текущую регистрацию.

Читайте также:  Россиян не радуют ни тарифы, ни услуги ЖКХ

Однако, несмотря на несомненные успехи в инвентаризации коммунального имущества и переходу от простого учета к более детальному описанию, высказывалось мнение, что «даже наличность коммунального имущества не приведена еще в ясность». Первоначально правительство рассчитывало, что местным органам удается завершить инвентаризацию в короткие сроки, но обращения из регионов, возражения центральных наркоматов, у которых на балансе местных подведомственных учреждений находилось подлежащее учету имущество, заставило пересмотреть сроки в сторону продления. Например, НКФ РСФСР предлагал установить датой окончания работ 1 апреля 1930 г. В итоге для разных видов местного имущества, учитывая степень сложности проведения учета, устанавливались разные даты окончания работ. Инвентаризацию коммунальных предприятий предписывалось завершить до 1 августа 1928 г, объектов внешнего благоустройства – до 1 августа 1929 г., регистрацию дорог, дорожных сооружений и оборудования – до 1 августа 1930 г., регистрацию земель в пределах городской черты – до 1 августа 1931 г.

В процессе проведения инвентаризации рекомендовалось упорядочить имущественные отношения местных советов путем передачи отделам местного хозяйства коммунальных предприятий, оказавшихся в ведении других учреждений и предприятий.

Комплексный характер инвентаризации подтверждается и возложением на коммунальные отделы обязанности произвести учет и оценку имущества коммунальных трестов, основываясь на сложившемся уровне цен в государственном секторе и на свободном рынке.

В итоге проведенной инвентаризации были получены точные данные о всех вещах коммунального хозяйства.

Общая численность городских коммунальных электростанций в РСФСР, включая автономные республики, достигала к началу 1929/30 г. 378 единиц. В период нэпа почти все они были отремонтированы и приведены в рабочее состояние. Большая часть электростанций (79 %) действовала как хозрасчетные предприятия, а меньшая (21 %) находились на сметном финансировании 2 Анисимов В. Коммунальное хозяйство РСФСР к началу 1929 года С. 19. .

В городах, где работали коммунальные электростанции, зона их обслуживания охватывала 8.8 млн. человек, то есть 82 % жителей этих городов. К электросетям было подключено 294 тыс. домовладений, что составляло около 36 % всех зданий. В то же время почти 20 % городов РСФСР не имело даже уличного освещения. Водопроводом было оборудовано немногим более 40 % российских городов, но водопроводные сети покрывали только 30 % территории, и к ним было подключено около 10 % домовладений (данные приведены без учета Москвы и Ленинграда, где уровень развития водопроводной сети был значительно выше). Крайне недостаточной оценивалась обеспеченность городов водопроводными колонками. К концу 1920-х гг. водопроводная сеть была реконструирована и расширена. Однако по потреблению воды российские горожане серьезно уступали жителям европейских городов. Даже в Москве один житель потреблял за сутки 95 литров, в то время как в Берлине аналогичный показатель равнялся 153 л., в Вене – 169, в Париже – 176.

Основными организационно-правовыми формами водопроводного хозяйства являлись перевод на хозрасчет (на таких основаниях работало 60 % предприятий) и оперативное управление коммунальным отделом, в 2-х городах водопроводы были сданы в аренду.

Еще менее развитой являлась система канализации. К началу 1929/30 г. в РСФСР насчитывалось 36 городов с благоустроенной канализацией, которая обслуживала примерно 10% домов. Интенсивное строительство велось еще в 7 городах. Пока в большинстве городов очистка производилась ассенизаторскими обозами, принадлежащими коммунальным органам или частным лицам. Несовершенство очистки приводило к тому, что значительная часть нечистот попадала в почву, воду, что создавало антисанитарные условия в городах, служило источником инфекционных заболеваний.

Неразвитыми оставались и другие отрасли коммунального хозяйства. До революции трамвайное сообщение было в 24 российских городах. В конце 1920-х гг. трамваи были пущены еще в нескольких городах СССР, но из российских городов в этом перечне оказались только Воронеж, Старая Русса, Богородск, Тула, Пермь, Свердловск. Продолжалось удлинение трамвайных путей и открытие новых линий в Москве и Ленинграде. Таким образом трамвайное сообщение имели около 30 российских городов. Почти все трамваи действовали на хозрасчете, только в Москве и Ленинграде они находились на сметном финансировании, а в Богородске трамвай был сдан в аренду.

Во всех публикациях 1920-х гг., посвященных выявлению доходности отдельных видов коммунальных предприятий, указывалось, что самым прибыльным являлось трамвайное хозяйство.

Абсолютно новым видом городского транспорта стал автобус, поскольку до революции автобусного сообщения в городах не существовало, впервые автобусы вышли на городские улицы в 1925 г. Коммунальное автобусное сообщение включало не только городские линии, но и междугородние. К концу 1920-х гг. движение автобусов удалось наладить в 53 городах и 3 рабочих поселках. Таким видом коммунальных услуг могло воспользоваться 5,3 млн. горожан.

В большинстве российских городов действовали общественные бани. Они насчитывали 666 единиц (без учета Москвы и Ленинграда), их услугами могли воспользоваться 8 млн. горожан.

В целом коммунальное хозяйство не попадало в приоритетные отрасли советской экономики, которым оказывалась первоочередная финансовая и иная поддержка. Так, анализ движения основных фондов народного хозяйства показывает, что по сравнению с промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, коммунальное хозяйство имело наименьшие темпы восстановления и реконструкции 3 За период с 1924/25 по 1927/28 г. основные фонды сельского хозяйства возросли примерно на 20%, промышленности на 33%, торгово-складского дела на 150%, коммунального хозяйства на 10%. Более низкими показателями роста отличалась только жилищная отрасль, основные фонда которого увеличились только на 2 %. Вельман В.И. Одиннадцатый год диктатуры пролетариата по контрольным цифрам Госплана СССР. М.. 1928. С. 170. .

Тем не менее и руководители отрасли, и местные работники были глубоко заинтересованы в получении достоверных сведений о количестве и техническом состоянии подведомственных объектов. Собираемая информация требовалась для составления перспективных планов развития коммунального хозяйства в контексте прогнозирования общего экономического развития отдельных территорий, для выявления наиболее эффективных форм хозяйственного управления имуществом, для расчета финансовых ресурсов, получаемых и распределяемых внутри города.

Техническая инвентаризация объектов недвижимости

Техническая инвентаризация (ТИ) представляет собой подробную опись объектов недвижимости и имущества, проведение которой осуществляется периодически в целях учета изменений и сверки полученных сведений с теми, что содержатся в учетной документации. ТИ позволяет определить ресурсы земельных массивов либо площадей жилфонда, а также имущественное положение предприятий, являющихся собственниками производственных площадей.

Инвентаризация подразумевает установление количественного и качественного состояния, допускающего проведение оценки (переоценки). На основании полученных результатов определяют степень износа здания либо, наоборот, показателей и характеристик, с учетом которых допускается повышение кадастровой стоимости жилья (дома, квартиры). В качестве последних может использоваться проведение инженерных коммуникаций на тех участках (в домах), где ранее не было предусмотрено газо- либо водоснабжение.

Проведение ТИ осуществляется в отношении недвижимого имущества, которое находится в частной (муниципальной, государственной) собственности.

Техническая инвентаризация и учет

Процесс инвентаризации рассматривается в качестве вида учетной деятельности, для которого характерно проведение совокупности учетных работ с последующим включением в техническую документацию производимых с недвижимостью изменений. Последующая опись, равно как и внесение строений (наделов) в перечень, подразумевает осуществление сравнительного анализа состояний в натуральном виде и обозначенном в документации, оформленной в рамках техучета предшествующей инвентаризации.

Под учетом в данном случае следует рассматривать процесс определения наличествующих у объектов характеристик, на основе которых будет составляться перечень недвижимого имущества. Предназначение учета связано со сверкой и сопоставлением сведений, регламентированных задачами инвентаризации, а также отражением объектов в описи.

Предназначение самой инвентаризации несколько иное. Оно связано с получением сведений о ресурсах жилищного фонда, имущественного устройства нежилых помещений, отводимых под коммерческую деятельность и производство. Результатом процесса должна стать оценка итоговой стоимости недвижимости, учитывающая степень ее износа, влияющего на снижение стоимости, либо предпринятые меры для реконструкции, отражающиеся, в свою очередь, на повышении цены.

Выделяют следующие функции ТИ:

  • сбор и обработка сведений с последующим присвоением номера (инвентарного, кадастрового);
  • создание и выдача документации, хранение и подготовка последней к плановым работам;
  • установление стоимости недвижимости.

Виды и их значение

Сверка сведений может осуществляться в рамках технической инвентаризации.

Инвентаризация может быть:

  • плановой;
  • внеплановой;
  • первичной.

Проведение первичной инвентаризации может быть связано с постановкой на учет недвижимости и оформлением технического плана (паспорта). Одновременно фиксируется местонахождение строения, его принадлежность (юридическому или физическому лицу), вид правообладания.

Плановые работы не могут проводиться чаще, чем через 3 года и реже, чем каждые 5 лет. Разрешение на проведение таких работ в массивах жилых домов (производственных помещений) оговаривается региональным либо федеральным распоряжением соответствующего органа власти и охватывает кадастровый квартал.

Для внеплановых работ характерно нерегламентированное проведение, инициируемое собственником недвижимости на платной основе посредством представления заявления в БТИ. Проведение заявленных работ осуществляется по требованию и в срочном порядке, вне зависимости от вида собственности. Внеплановые работы преимущественно связаны с имущественными сделками либо реконструкцией домов.

В случае с санкционированным переоборудованием помещения (оформлении самостроя) к заявлению прикладывают выданное административной комиссией разрешение.

Проведение технической инвентаризации

Создание уполномоченной комиссии с привлечением ответственных исполнителей осуществляется после планирования на муниципальном (федеральном) уровне. В качестве заказчика госинвентаризации выступают органы власти.

Проведение сверки сведений по имеющейся в муниципальной (федеральной) собственности недвижимости производится под контролем муниципалитетов, на чьей территории расположены строения.

В случае с первичной постановкой на учет возведенного здания в качестве заказчика может выступать гражданин РФ – собственник недвижимости (предприятия), в ведении которого пребывает здание. Такой процесс носит название паспортизации. Сверка при имущественных сделках инициируется обращением в БТИ, которое будет заниматься обследованием объекта, рассматриваемого в качестве инвентарной единицы.

В рамках обследования с учетом госзаказа определяют строения (сооружения), ранее внесенные в перечень, посредством проведения обхода и отражением присущих зданию характеристик на бумажном носителе. Такой перечень составляют в виде комиссионного акта, требующего последующей сверки с актом, составленным прежде. Все сведения, отраженные в актах, составленных во время прошлых инвентаризаций, должны отвечать вновь полученной информации.

В случае возникновения расхождений по результатам сверки их выписывают и передают экспертной комиссии для освидетельствования и отражения в информационном банке данных.

Изменения, связанные с полученными сведениями, используют в целях снижения (увеличения) стоимости земель и сооружений (инвентарной, кадастровой) с последующей передачей этих сведения в УФНС и изменением налогообложения.

Каждая проверка подразумевает два этапа:

  • осуществление действий на местности, в том числе, обход территории, осмотр здания и топографическую съемку;
  • проведение камеральных работ, связанных с переносом полученных сведений на различные носители – бумажные и электронные.

Полученная информация передается в Госстрой, Госкомстат и Минземстрой РФ. Процесс завершается составлением отчета и представлением его в органы муниципальной власти.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТЕХНИЧЕСКАЯ

“ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТЕХНИЧЕСКАЯ” в книгах

2.5. Охрана труда работников жилищно-коммунального хозяйства

2.5. Охрана труда работников жилищно-коммунального хозяйства Отрасль жилищно-коммунального хозяйства наименее защищенная в настоящее время в области охраны труда. Случаи несоблюдения элементарных правил техники безопасности и охраны труда в данной отрасли не так уж и

Вопрос 40. Характеристика наличия основных фондов на дату и в среднегодовом исчислении. Балансы основных фондов по полной и остаточной стоимости

Вопрос 40. Характеристика наличия основных фондов на дату и в среднегодовом исчислении. Балансы основных фондов по полной и остаточной стоимости Балансы основных фондов используются для характеристики динамики объема основных фондов за год.Баланс основных фондов

Академия коммунального хозяйства

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства Законодательное регулирование жилищных отношений в Российской Федерации в начале 21 века стало поворотным этапом в решении жилищно-коммунальных проблем.Сфера ЖКХ регулируется следующими

Глава X ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ

Глава X ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ Статья 159. Нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ Нарушение должностными лицами правил, норм и

Статья 417. Публичные службы коммунального хозяйства

Статья 417. Публичные службы коммунального хозяйства (1) Правонарушения, предусмотренные статьями 170–175, 180, устанавливаются публичными службами коммунального хозяйства. (2) Констатировать правонарушения и составлять протоколы вправе начальники управлений публичных

Вопрос 8 Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства

Вопрос 8 Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства Итоги решения жилищной проблемы в стране за последние десятилетия оказались неутешительными: 3/4 существующего жилищного фонда городов России составляют самые энергозатратные в мире дома. Аналогичная

Техническая инвентаризация, описание и учет объектов недвижимого имущества

Техническая инвентаризация, описание и учет объектов недвижимого имущества Составление плана объекта НИ и присвоение ему инвентарного и кадастрового номера в настоящее время осуществляется организациями технической инвентаризации в рамках проведения работ по

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства Законодательное регулирование жилищных отношений в Российской Федерации в начале 21 века стало поворотным этапом в решении жилищно-коммунальных проблем.Сфера ЖКХ регулируется следующими

Глава 6 Статистика жилищно-коммунального хозяйства

Глава 6 Статистика жилищно-коммунального хозяйства Общие положения Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального

Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 2020 г

Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 2020 г Власти не перестают строить все новые планы реформирования ЖКХ. Недавно Правительство РФ распоряжением от 2 февраля 2010 г. № 102-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Комплексная программа

19 января 2007 года, Казань Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета «О работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и строительству доступного жилья, в том числе для малообеспеченных слоев населения

19 января 2007 года, Казань Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета «О работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и строительству доступного жилья, в том числе для

РУССКИХ СДЕЛАЮТ БОМЖАМИ (Беседа с “теневым министром” жилищно-коммунального хозяйства)

Раздел 5. Особенности функционирования энергосбытовых организаций и участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией на розничных рынках

Раздел 5. Особенности функционирования энергосбытовых организаций и участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией на розничных рынках Вопрос 1. При переходе на обслуживание к энергосбытовой организации лица,

V. Особенности функционирования энергосбытовых организаций и участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией на розничных рынках

V. Особенности функционирования энергосбытовых организаций и участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией на розничных рынках 83. При переходе на обслуживание к энергосбытовой организации лица, приобретающего

Ссылка на основную публикацию