Госжилинспекции проверят справедливость нормативов на коммунальные услуги

Будут ли органы ГЖН проверять нормативы потребления на ОДН ?

В Государственной думе РФ в первом чтении 3 ноября был принят проектФедерального закона, который вносит изменения в ст. 20 ЖК РФ. Законопроект наделяет органы государственного жилищного надзора полномочиями проверять нормативы потребления на общедомовые нужды. Ожидается, что закон, если он будет принят, позволит сделать расчёты за ЖКУ более прозрачными. Инициатором законопроекта выступил Минстрой России.

Полномочия ГЖИ

В настоящее время, согласно ст. 20 ЖК РФ, полномочия ГЖИ в отношении вносимой гражданами платы ограничиваются:

  • выявлением,
  • предупреждением
  • и пресечением

нарушений ограничений изменения размера платы за коммунальные услуги.

Общедомовые нужды

Размер платы на общедомовые нужды в МКД рассчитывается в соответствии с:

  • показаниями общедомового прибора учёта;
  • нормативами потребления коммунальных услуг (при отсутствии общедомового прибора учёта).

То есть нормативы потребления КУ необходимы для расчёта размера платы за КУ, если отсутствуют приборы учёта. Норматив потребления (как количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса) утверждается органами государственной власти субъектов Федерации – согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Заметим также, что определение размера платы за КУ с применением нормативов осуществляется:

  • при выходе у потребителя прибора учёта из строя и непроведения мероприятий по его замене в течение 3 месяцев (пп. а п. 59, п. 60 Правил);
  • в случае непредоставления показаний индивидуальных ПУ электроэнергии в течение 6 месяцев, начиная с 7-го месяца (пп. б п. 59, п. 60 Правил).

Проверка нормативов ОДН

Какие же изменения предполагает принятие законопроекта?

В пояснительной записке к проекту закона говорится, что органы ГЖН будут сверять действующие нормативы потребления коммунальных услуг, утверждённые органами власти субъектов РФ, с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. А в случае выявления нарушений орган ГЖН вправе выдавать органу исполнительной власти субъекта РФ предписание об устранении нарушений.

К ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, описывающей полномочия ГЖИ, предлагается добавить тезис о том, что деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов в числе прочего предполагает контроль «требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (услуг)».

Истечение одного года со дня установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), согласно законопроекту, становится основанием для включения плановой проверки ГЖИ в ежегодный план проведения таких проверок (изменение п. 1 ч. 4 ст. 20 ЖК РФ).

Кроме того, предлагается сделать основанием и для внеплановых проверок получение органами ГЖН обращений и заявлений о нарушениях в установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг) от граждан, органов государственной власти и местного самоуправления (изменение п. 1 ч. 4 ст. 20 ЖК РФ).

Таким образом, в случае принятия проекта Федерального закона список полномочий ГЖИ расширится. А пока у каждого из нас есть возможность принять участие в обсуждении законопроекта и внести свои предложения.

Спор с управляющей компанией ГБУ “Жилищник” Бутырского района по вопросу начисления платы за ЖКУ

До мая 2017 квартира не была оборудована индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды. За май 2017 года был получен ЕПД со следующими цифрами: за ХВ – 2129,63 руб., ГВ – 8554,36 руб., водоотведение – 2743,39 руб.Итого сумма коммунального платежа за 2х комнатную квартиру 54 кв. м., где прописано 4 человека за май 2017 года составила около 18 т. рублей. Считаю эти суммы необоснованно завышенными. С вопросом о разъяснении порядка начисления вышеуказанных сумм и проведения перерасчета за услуги ГВС и ХВС я неоднократно обращалась в ГБУ Жилищник Бутырского района, в ГБУ МФЦ города Москвы, в Останкинскую межрайонную прокуратуру. В ответ мною были получены несколько отписок (крайние ответы прикреплены к сообщению). Сейчас ГБУ “Жилищник Бутырского района” пишет письма, что отключит горячее водоснабжение. Правомерно ли начисление таких сумм за ГВС и ХВС? И можно ли добиться перерасчета?

Мне очень понравилась работа сайта и сама консультация юриста. Услугами вашего сайта воспользовалась впервые, но теперь думаю буду пользоваться часто. Все ответы поступили очень быстро, все по делу, со ссылками на нормативные акты. Получила ответы на все мои вопросы. Спасибо большое.

20 Ноября 2019 13:58

Ответы юристов ( 1 )

  • 8,0 рейтинг
  • 340 отзывов

Здравствуйте, Наталья. Если Вы несогласны с расчётом управляющей компании либо он Вам непонятен, то в случае отсутствия ответа от управляющей компании либо несогласия с ним, Вам нужно обращаться с жалобой в жилищную инспекцию г. Москвы https://www.mos.ru/mgi/

Согласно п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. N 336-ПП)

Государственная жилищная инспекция города Москвы осуществляет функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции

Если начисления будут признаны необоснованными, то Жилинспекция может оштрафовать управляющую компанию и рекомендовать произвести перерасчёт, однако, принудить произвести перерасчёт может только суд.

Что касается правильности начисления платы за коммунальные услуги в таком объёме, рекомендую Вам проверить её начисление исходя из следующих норм.

Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354)

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Что касается услуги водоотведения, то согласно указанной норме:

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды — в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.

Госжилинспекции проверят справедливость нормативов на коммунальные услуги

  • Главная
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Защита прав потребителей
  • «О проверке правильности начисление платы за жилищно-коммунальные услуги в ЕПД»
  • Основу правового регулирования жилищных отношений между их участниками (часть 2 статьи 4 ЖК РФ) определяют нормы жилищного законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5 ЖК РФ), что отличает его от гражданского законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации) и частью которого является законодательство о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 “О защите прав потребителей”). Перечень вопросов в области жилищных отношений, в целом регулируемых положениями жилищного законодательства, закреплен пунктами 1 – 13 части 1 статьи 4 ЖК РФ. При этом статья 8 ЖК РФ закрепляет приоритет норм ЖК РФ по таким вопросам, как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги. Положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ и разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (г. Москва, Вадковский пер., д.18, стр.5и7) от 14.11.2012г, за № 01/12810-12-32 определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора) и включает в себя, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны юридических лиц (управляющих организаций), установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

    Читайте также:  Как остеклить балкон и установить козырёк?

    В этой связи органами государственного жилищного надзора организуются и проводятся проверки указанных лиц и принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (части 4 – 6 статьи 20 ЖК РФ). На основании части 4 статьи 20 ЖК РФ, именно они осуществляют проверки, предметом которых среди прочего (с учетом положений части 1 статьи 20 ЖК РФ) должны являться вопросы соблюдения юридическими лицами обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, т.е. нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями 39, 156, 157, 161 ЖК РФ, и к каковым в настоящее время относятся:

    Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”, Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам”, Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”,Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 “Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами”, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.

    Все перечисленные нормативные правовые акты изданы на основании и во исполнение ЖК РФ, что с учетом положений частей 2 и 4 статьи 5 ЖК РФ объективно относит их к жилищному законодательству, регулирующему отношения по поводу: содержания и ремонта жилых помещений (пункт 6 части 1 статьи 4 ЖК РФ); управления многоквартирными домами (пункт 8 части 1 статьи 4 ЖК РФ); предоставления коммунальных услуг (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ); внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ); осуществления государственного жилищного надзора (пункт 13 части 1 статьи 4 ЖК РФ).

    Вместе с тем, материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора в рамках Закона N 294-ФЗ по вопросам соблюдения юридическими лицами обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего, в частности, правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг, могут рассматриваться территориальными органами Роспотребнадзора как возможное основание для реализации таких функций, как:

    обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40, статья 46 Закона N 2300-1, статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);

    вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона N 2300-1, статья 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    Также следует иметь в виду, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, в 2012 – 2014 годах в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с особенностями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857, которыми среди прочего были утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 – 2014 годах. В любом случае оценка обоснованности (проверка правильности) соответствующего ценообразования в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в полномочия Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности не входит.

    По вопросам, связанным с ценообразованием на жилищно-коммунальные услуги, дополнительно поясняем следующее. Размер платы за коммунальные услуги в силу соответствующих положений статьи 157 ЖК РФ устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, в частности, с соблюдением требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” (далее – Закон 210-ФЗ).

    При этом пункт 2 части 2 статьи 4 Закона N 210-ФЗ предусматривает, что федеральный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, каковым является Федеральная служба по тарифам (http://www.fstrf.ru).

    Кроме того, после вступления в силу с 25.06.2012 Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” применяются положения части 3 статьи 3.1 Закона N 210-ФЗ, согласно которым “региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе”.

    Одновременно сообщаем, что по согласованию с Федеральной службой по тарифам утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению. Правилами рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платёжный документ, не содержащий расчёт размера платы по каждому виду услуг. Тем самым, потребителю дано право рассчитать и внести расчётные суммы (на основании полученных от исполнителей сведений) в платёжный документ или обратиться в Главное контрольное управление города Москвы (Главконтроль) по адресу: улица Новый Арбат, дом 36/9, Москва, 121099 для проверки правильности применения тарифов на коммунальные услуги исполнителем.

    Это надо знать об оспаривании платежей

    Актуально

    В соответствии с подпунктом “в” пункта 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению,

    Читайте также:  Новый ГОСТ позволит повысить точность расчетов инсоляции помещений

    Полномочия государственного жилищного надзора в области контроля за порядком определения управляющими организациями размера платы за коммунальные услуги

    В силу положений ст. 8, ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к предмету регионального жилищного надзора относится предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных жилищным законодательством, в том числе контроль за порядком определения исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги потребителям

    Органы государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по контролю за порядком определения исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги потребителям с сентября 2012 года.

    На территории Свердловской области уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного жилищного надзора в области контроля за порядком определения управляющими организациями размера платы за коммунальные услуги, является Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области.

    В соответствии с положением ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

    Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, кроме услуги отопления, регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

    На территории Свердловской области в период до 01 июля 2016 года порядок определения размера платы за коммунальную услугу отопления регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

    Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме отдельно оплачивает коммунальные услуги, предоставленные ему в жилом (нежилом) помещении, и коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Оплата услуги по отоплению производится единым платежом, без разделения платы за потребление в помещении и за потребление на общедомовые нужды.

    Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

    В соответствии с возложенными функциями и в рамках полномочий, установленных законодательством, органами государственного жилищного надзора при рассмотрении обращений потребителей и проведении проверок исследуется применяемый исполнителем коммунальных услуг порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилых помещениях и (или) на общедомовые нужды, в том числе:

    – формулы, по которым проводится начисление платы;

    – порядок учета объемов потребленного ресурса;

    – применение утвержденных нормативов коммунальных услуг;

    – применение утвержденных тарифов на коммунальные ресурсы;

    – порядок проведения перерасчетов платы за коммунальные услуги (при наличии документов, подтверждающих основания для проведения перерасчета);

    – другие факторы, свидетельствующие о соблюдении /нарушении исполнителем коммунальных услуг порядка определения размера платы за коммунальные услуги потребителям.

    В случае если потребитель считает, что его права нарушены, необходимо направить в адрес Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101; или на электронный адрес:gilinsp@egov66.ru) обращение и копии документов, подтверждающих доводы о нарушении прав, в том числе копию платежного документа (с обеих сторон).

    Срок рассмотрения обращений в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” составляет 30 дней и может быть продлен на 30 дней по основаниям, предусмотренным указанным законом.

    Следует отметить, что органы государственного жилищного надзора не наделены полномочиями в части:

    – контроля за порядком определения исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги, предоставленные хозяйствующим субъектам (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), в том числе являющимся собственниками жилых или нежилых помещений;

    – установления объемов потребления или оспаривания объемов потребления коммунальных ресурсов, определенных исходя из показаний общедомовых и (или) индивидуальных приборов учета;

    – установления или оспаривания количества зарегистрированных и (или) фактически проживающих в жилом помещении потребителей;

    – оспаривания задолженность по оплате за коммунальные услуги, установления причины задолженности по оплате за коммунальные услуги;

    – оспаривания оснований для перерасчета размера платы за коммунальные услуги;

    – оспаривания периода предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества; периода временного отсутствия потребителя;

    – взыскания гражданско-правовых санкций, возмещения морального и материального вреда, удовлетворения имущественных требований;

    В силу действующего законодательства, споры между потребителем и исполнителем коммунальных услуг по вышеозначенным вопросам, не входящим в компетенцию надзорных органов, могут быть разрешены в претензионном и (или) судебном порядке.

    Необходимо учитывать, что в силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации все претензии и требования имущественного характера, предъявляемые потребителями, при их неразрешении в добровольном порядке с исполнителем коммунальных услуг, подлежат рассмотрению исключительно судебными инстанциями.

    Полгода не передавали показания счетчика, а теперь коммунальщики отказываются делать перерасчет? Это незаконно, утверждает жилинспекция Москвы

    В течение долгого времени не передавали показания счетчиков воды. Плату за воду сперва начисляли по «среднему », затем – по нормативу. И вот, наконец, показания счетчиков передали. Однако коммунальщики перерасчет по фактическому расходу воду делать отказались. Это законно? Нет, полагает жилищная инспекция Москвы, рассмотревшая соответствующее обращение собственника квартиры.

    Плата за воду: как рассчитывается, если показания счетчика не передавались полгода?

    Фактические обстоятельства дела таковы:

    — Житель дома 12 на Кавказском бульваре (Южный административный округ Москвы) пожаловался в Мосжилинспекцию на неправомерные действия управляющей организации.

    — Мужчина заявил, что в течение полугода не имел возможности передавать показания счетчика воды. В результате, получаемые им счета за воду заметно выросли.

    — Собственник передал фактические показания расхода воды (исходя из показаний приборов учета). Однако компания, управляющая его домом, перерасчет делать отказалась. Мужчина обратился в жилищную инспекцию.

    Получив запрос, жилинспекция провела проверку. По ее итогам факты, изложенные в заявлении собственника, подтвердились.

    В частности, в ходе проверки было установлено, что первые три месяца начисления проводились, исходя из среднемесячного объема потребления. Затем при формировании платежей использовался норматив потребления. Эти действия коммунальщиков признаны законными.

    В своих разъяснениях жилинспекция цитирует следующие нормы законодательства:

    В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета в сроки, установленные договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, но не более 3-х расчетных периодов подряд. По истечении указанного предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по рассчитанному среднемесячному объему потребления, плата рассчитывается исходя из нормативов потребления.

    Однако дальнейшие действия коммунальщиков признаны не соответствующими требованиям закона.

    Как сообщает жилищная инспекция, в базе АСУ ЕИРЦ (содержит информацию о расчетах потребителей за «коммуналку » в Москве) были зафиксированы показания приборов учета, внесенные уже после того, как потребителю стали начислять плату за воду по нормативу.

    Позиция инспекции в связи с этим такова: плата за горячее и холодное водоснабжение должна быть пересчитана исходя из переданных показаний прибора учета.

    В обоснование жилинспекция приводит следующие нормы:

    Согласно пункту 61 Правил, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета и (или ) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей ) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

    На основании вышеизложенного, управляющей компании было направлено требование провести перерасчет. В своем сообщении жилинспекция говорит, что средства уже возвращены потребителю. Размер переплаты составил 43 тысячи 691 рубль.

    Читайте также:  В Ульяновске проводится работа по помывке и подметанию дорог

    Резюме: это уже не первое решение жилищной инспекции Москвы по делам, связанным с задержкой передачи показаний счетчика воды. В частности, в марте 2018 жилинспекцией в аналогичной с описанной выше ситуацией было принято схожее решение.

    Иными словами, хотя коммунальщики и пытаются трактовать ситуацию в свою пользу (подробнее об этом читайте здесь), потребители имеют право настаивать на оплате воды исключительно исходя из фактических объемов потребления. И, по крайней мере, в Москве у них есть все шансы на победу в споре.

    Считаем по строкам

    Как выявить завышенные коммунальные платежи

    Правило сложения

    Для каждого региона постановлением правительства установлен свой порог допустимого повышения тарифов. Какой-то регион может поднять коммунальные платежи только на 2 процента, а другой – почти на 5. Поэтому в каждом случае нужно смотреть, какой порог установлен конкретно для вашего региона.

    При подсчете также нужно уточнить, не изменен ли предельный индекс конкретно для вашего муниципалитета. Для маленьких населенных пунктов, где ресурсы дорогие, может быть установлен уровень повышения тарифов в 15-20 процентов, напоминает эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС Игорь Кокин. Для больших городов того же региона он может быть ниже допустимого. А среднее значение по региону будет точно соответствовать установленному порогу, в итоге формально закон соблюден.

    Сравнивать суммы в платежке нужно не с предыдущим месяцем, а с июлем прошлого года, советует Игорь Кокин. Кроме того, он обращает внимание, что нельзя просто сравнить финальную сумму, так как в каждом месяце потребление воды, электричества и других ресурсов может различаться. “Поэтому сравнивать нужно тарифы, которые указаны в платежке”, – говорит он. Их суммарное повышение не должно превышать допустимый для населенного пункта индекс.

    Повышение сумм в квитанциях допустимо далеко не во всех строчках. Повышение с 1 июля затрагивает только коммунальные ресурсы, а значит, жилищные – повышены быть не могут.

    При этом, к примеру, в содержании общедомового имущества тоже есть коммунальная составляющая. На освещение, отопление подъездов тратятся коммунальные ресурсы. Но вот не связанные с коммунальными платежи повыситься не могут, к примеру, суммы за уборку помещений, текущий ремонт и т.д.

    “При малейшем сомнении следует обращаться в органы государственного жилищного надзора, которые обязаны провести проверку”, – говорит Кокин. При этом на заключении госжилинспекции эксперт советует не останавливаться. “Если есть какие-то сомнения в справедливости решений госжилинспекции, можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу”, – отмечает он. Именно ФАС призвана контролировать соблюдение предельных индексов.

    Искать, что скрыто

    Завышение платежей эксперты советуют искать в тратах на общедомовые нужды (ОДН). К примеру, поставщики ресурсов выставляют платежи за потребленные внутри квартиры ресурсы и за общедомовые по разным тарифам. Такие случаи были выявлены в начислении платежей за горячую воду, отмечает Кокин. При этом управляющие компании не спорят с такими счетами, а просто выставляют их собственникам в надежде, что те не заметят завышения и просто заплатят выставленные суммы. Это незаконно, и у собственников есть право требовать пересчитать такие платежи.

    Также частым нарушением является отдельное начисление платежей за те услуги, которые уже оплачены по строке “содержание общедомового имущества”. К примеру, управляющие компании могу отдельно вынести оплату домофона или уборку подъездов, какие-то платежи за ремонт. Проверить, нарушает ли УК права собственников квартир, можно, изучив договор с управляющей компанией. Он должен быть на руках у каждого собственника, но если его нет, то обычно он размещен на сайте обслуживающей дом организации. Или можно зайти за этим документом в УК. Если, к примеру, в договоре указано, что плата за домофон уже входит в содержание общедомового имущества, а в платежке она вынесена отдельно – это нарушение.

    Три года ждут

    Одна из наиболее частых жалоб собственников, связанная с завышением платежей, на перерасчет. Управляющие компании могут сделать его за предыдущие три года. И вот когда вы все оплатили, забыли об этом, выкинули квитанции, вам приходит требование внести дополнительные суммы, так как ваша УК провела перерасчет.

    Перерасчет может быть сделан в нескольких случаях – это, во-первых, корректировка за отопление при равномерной оплате, говорит Кокин. То есть если тепло собственники оплатили равными суммами в течение года, то УК имеет право посчитать, равны ли оплаченные суммы реально затраченным ресурсам. Обычно такой перерасчет делается в январе. И это единственный случай, когда перерасчет делается не по инициативе собственника.

    Перерасчет может быть сделан, если собственник временно отсутствовал, к примеру, уезжал в отпуск или на дачу. Но в этом случае суммы корректируются в сторону понижения. Перерасчет также может быть сделан, если долго не подавались показания счетчиков, а потом были переданы. Также может быть перерасчет за не оказанные услуги, за услуги плохого качества, к примеру, если в зимний период температура в квартире не соответствовала нормативам. Но во всех этих случаях платежи корректируются в сторону снижения.

    Самые возмутительные случаи – это перерасчет, в котором управляющая компания требует с собственника суммы, которые якобы не были уплачены. Для таких ситуаций следует хранить все квитанции об оплате не менее трех лет, именно такой срок допустим для истребования задолженности. Чаще всего такие неприятные ситуации возникают при переходе управления дома от одной организации к другой и путанице, кому именно должен платить собственник. Нужно помнить, что если счета оплачены, то обязанности собственника выполнены, а выяснением, кому именно принадлежат платежи, управляющие компании должны заниматься самостоятельно. Для собственника же главное сохранить документы об оплате, чтобы подтвердить выполнение своих обязательств. Чтобы избежать списания сумм в судебном порядке, следует чаще заходить на сайт судебных приставов и проверять, не вынесено ли в отношении собственника решений. Особенно часто это стоит делать, если собственник знает, что за управление его домом соревнуются две управляющие компании.

    Тем временем в регионах продолжают вводить льготы на оплату вывоза мусора. В Тамбовской области семьям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей, с июля будут компенсировать 70% расходов на мусор. Ранее для них скидка составляла 30%. Вводятся льготы и в Ярославской области. Для тех, кто живет в домах без центрального водоснабжения, водоотведения и отопления.

    Ссылка на основную публикацию