Государственная дума

Государственная Дума – это что такое? Определения, порядок формирования, полномочия и функции

Государственная Дума — это законодательный орган, являющийся одной из двух палат Федерального собрания РФ. Порядок выборов в нее устанавливается федеральным законом. А что же собой представляет Государственная Дума? Это вы узнаете из статьи. Итак, начнем.

Общие сведения

Это законодательный орган, который все привыкли называть сокращенно. Полное же его название — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Работу этого органа регулирует Конституция нашей страны и федеральные законы. По этим документам, Дума может принимать следующие постановления:

  1. Об одобрении законопроекта.
  2. О том, что президент согласен на выбор и назначение председателя Правительства.
  3. Об освобождении с должности или назначении на нее председателя Счетной Палаты, а также половины состава аудиторов, уполномоченного по правам человека и Центробанка.
  4. О доверии или недоверии Правительству нашей страны.
  5. Про объявление амнистии.
  6. Об обвинениях против президента нашей страны.
  7. Касающиеся парламентского запроса.
  8. О направлении представителей Государственной Думы в Конституционный суд.

Но Дума не сама принимает решение. У нее в помощниках большое количество институтов, которые и оказывают неоценимую помощь.

Как рассматриваются законы

Раз Государственная Дума — это законодательный орган власти, то логично предположить, что и законы принимаются тоже нею. Кто же вносит предложения по принятию законов? В Думе это могут быть депутаты или члены Совета Федерации. Законы может прислать на рассмотрение президент страны, Верховный или Арбитражный суд, комиссии Государственной Думы и ее комитеты.

Все внесенные предложения и законопроекты и рассматривает Государственная Дума. Это объясняет еще и то, что обрабатывают и принимают документы все по-разному.

Важно знать, что обычный человек не может напрямую подать закон на рассмотрение в Думу. Но через посредника это сделать вполне реально. Посредником является депутат, который закреплен к той или иной территории проживания. Обычный гражданин должен обратиться именно к тому слуге народа, который находится в его районе. Если проблема узконаправленная, то искать помощи можно в комитете по этому вопросу.

Процедура рассмотрения

Государственная Дума РФ имеет свою процедуру рассмотрения, впрочем, как и любой государственный орган. Проект постановления должен быть представлен с текстом запроса, заявления или обращения. Он выносится на Совет, при этом имеет трехдневный запас. Если, например, документ окажется в Думе во вторник, то рассмотрят его только в пятницу. За эти три дня каждый депутат Государственной Думы обязан ознакомиться с документом.

Существует также немало нюансов, которые исходят из принципа разделения власти. Например, рассмотрение и принятие решения о кандидатурах на пост Председателя правительства. Сначала кандидата предлагает президент, после чего уже Дума рассматривает его со всех сторон. Государственная дума имеет право отклонить кандидатуру, но отклонение не может бессрочным, поэтому имеется лимит отказов. Если кандидатура не согласована, то президент имеет право сам принять решение. Скорее всего, за таким решением последует роспуск Думы и новые выборы.

Работа Думы

Государственная Дума РФ имеет ограниченные функции и полномочия. Но это компенсируется тем, что законодательный орган оказывает большое влияние на исполнительный. Например, Госдума вправе выражать недовольство правительством страны. Для этого хватит пятой части от депутатов, которые выразят определенную точку зрения. После такого голосования начинается обсуждение, в этот период на все вопросы пытаются найти ответы. Это мероприятие происходит с участием правительственного председателя.

Когда все пройдено, депутаты начинают голосовать, голосование может быть тайным или открытым. Если “за” проголосовало большинство, то принимается решение, которое и обсуждали на собрании. Когда голосованием решение было одобрено, следующий шаг ждут от президента. Ему нужно выбрать из двух вариантов – отказаться от решения Думы или распустить правительство. Если президент решит оспорить решение Думы, то у последней есть три месяца на повторное голосование. В этом случае президент обязан выбрать, кого отправить в отставку — законодательную или исполнительную власть.

Взаимодействие президента и Госдумы

У депутата Государственной Думы небольшие полномочия, но почему-то большинству кажется, что у президента они в разы шире. Это не так. Президент тоже имеет ограничения в действиях. Например, для того чтобы отправить в отставку Правительство, он должен дождаться соответствующего постановления от Госдумы – самостоятельно это сделать он не может. То же самое касается и отчетов. Правительство нашей страны не контактирует напрямую с президентом, все отчеты проводятся перед Госдумой.

Со стороны кажется, что это довольно сложный способ власти, но, на самом деле, он единственно верный. Иначе общество придет к тоталитарной власти, и неизвестно чем это закончится.

Кроме того, Государственная Дума полномочна ускорить отставку президента.

Функции

Одной из функций Госдумы является влияние на управление Центральным Банком. А ведь именно Центробанк влияет на финансовое положение в стране. Государственная Дума решает, кто будет председателем, а кто войдет в совет директоров.

Периодически Госдума проводит слушания, во время которых Центробанк отчитывается о своих действиях. После этого информацию передают правительству и президенту.

Так как Центробанк является самостоятельным, то и процедура назначения или освобождения должности проводится усложненно.

Подводя итог, можно сказать, что Государственная Дума принимает решение о кадровых назначениях и контролирует качество выполненной работы. Как только Госдума решит, что люди со своей работой не справляются, она тут же снимает их с должности.

Выборы

Выборы в Государственную Думу осуществляются раз в пять лет. Регулируется этот процесс Конституцией нашей страны, а точнее, девяносто пятой и девяносто шестой статьями. Выборы проходят по смешанной системе и в результате тайного голосования. Всего в Госдуме четыреста пятьдесят депутатов, двести двадцать пять из которых выбирают из одномандатных избирательных округов. Другая половина избирается по избирательному федеральному округу. Выборы в Государственную Думу проводят в обязательном порядке и не имеют права отменить их.

В обычном режиме президент оповещает о выборах за четыре или пять месяцев. Если же Госдуму распустили, то глава страны в этот же день назначает дату выборов в Думу. Когда президент по какой-то причине на незначил дату выборов, за него это делает Центральная избирательная комиссия.

Кто может быть депутатом

Депутатом может стать дееспособный человек, которому уже исполнился двадцать один год. Кроме того, лица, находящиеся в местах не столь отдаленных, не могут претендовать на депутатство, даже если все остальные требования выполнены.

Кандидат в депутаты может самовыдвинуться, с помощью избирателей какого-то округа или от лица избирательных блоков и объединений. Федеральные же списки кандидатов выдвигают только избирательные блоки и избирательные же объединения. Кандидаты не имеют права пользоваться служебным или должностным положением, так как во время выборов у всех должны быть равные права.

Баллотироваться кандидату можно только в одном федеральном списке и одном избирательном округе. Чтобы зарегистрировать избирателя от одномандатного округа нужно иметь не меньше процента подписей от всего округа. Если речь идет о федеральном списке кандидатов, то тут должно быть не меньше двухсот тысяч подписей. Важно, что для федерального списка у кандидата не должно быть больше четырнадцати тысяч подписей из одного субъекта нашей страны. Вместо определенного количества подписей, можно внести избирательный залог.

Перед тем как зарегистрироваться, кандидат должен представить сведения о своем имуществе и доходах. В случае соблюдения всех требований Центризберком принимает решение о том, что кандидата нужно зарегистрировать в федеральном списке кандидатов.

Зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязанности и проводят предвыборную агитацию на одинаковых основаниях. Из федерального бюджета выделяются средства на проведение и подготовку выборов. Любые кандидаты, избирательные блоки или объединения должны создавать избирательные фонды, для того чтобы они финансировали избирательную кампанию.

Если федеральный закон нарушается существенно, то Центральная избирательная комиссия может не принять кандидата или отменить ранее оформленную регистрацию. Во время голосования у кандидата есть два бюллетеня, один из них по федеральному округу, а другой — по одномандатному.

Результаты выборов

Депутаты Государственной Думы РФ не считаются выбранными, если по одномандатному округу проголосовало больше всего избирателей против всех. А по федеральному, когда ни один из кандидатов не набрал пяти процентов голосов. Если все избирательные списки не получат пятидесяти процентов, то выборы также считаются несостоявшимися. Центризберком устанавливает результаты выборов не позднее, чем через две недели с момента голосования.

Когда выборы признаются несостоявшимися, их результаты аннулируются и проводятся повторные выборы. Но повторная процедура не проводится, если депутата нельзя избрать более, чем на год до момента окончания полномочий Государственной Думы Российской Федерации.

Выборы президента

Очередная функция Госдумы. Она принимает не только законодательство, которое определяет выборы, но и формирует Центральную избирательную комиссию. В комиссии должно быть пятнадцать членов и пять из них — это представители Госдумы. Следующие пять определяет Федеральный совет, а последнюю пятерку — сам президент.

Таким образом, за процедурой выборов следят сразу все ветви власти и они же предотвращают махинации со стороны ничем не брезгующих политиков.

Взаимодействие с другими органами власти

Совет Федерации Государственной Думы — это верхняя палата Федерального Собрания. Деятельность Федерального Совета имеет определенные особенности. Она сильно отличается от деятельности Госдумы. Но их взаимодействие и приводит к плодотворным результатам.

Итак, представим вам ниже функции Государственной Думы Федерального Собрания:

  1. Госдума решает вопросы, связанные с доверием исполнительному органу.
  2. Дает отказ или согласие на назначение того или иного лица на должность Правительственного председателя нашей страны.
  3. Самостоятельно назначает председателей Счетной палаты и Центрального банка.
  4. Объявляет амнистию.
  5. Становится инициатором проведения процедуры импичмента.

Тем временем, Федеральный совет выполняет следующие функции:

  1. Утверждает изменения в территориальных границах некоторых субъектов страны.
  2. Объявляет военное или чрезвычайное положение.
  3. Решает, применять ли армию нашей страны за ее пределами.
  4. Назначает новые выборы президента и его отрешение.
  5. Назначает судей в Конституционном суде.

Казалось бы, абсолютно разные функции, но тем не менее они плодотворно работают вместе. Итак, совместно происходит:

  1. Внесение коррективов и обсуждение принимаемых законопроектов.
  2. Принятие и обсуждение бюджета на следующий год.
  3. Установка налогообложения и размер налоговых и иных сборов.
  4. Ратификация документов международного уровня и решение вопросов мира и войны.
  5. Решение о статусе и положении границ государства.

Как видите, совместная работа приносит хорошие результаты.

Структура Государственной Думы

Российская Госдума имеею свою структуру. Во главе стоит председатель Государственной Думы. Он выбирается среди всех депутатов Думы тайным голосованием. Председатель избирается в том случае, если за него голосует больше половины депутатов. Таким же образом проходят выборы первого заместителя и заместителя. Эта процедура регулируется Регламентом Госдумы. Этим документом установлено, что все три должности должны занимать представители разных партий и депутатских групп.

Полномочия Председателя очень похожи с такой же должность в Федеральном Совете.

Совет Государственной Думы — это коллегиальный орган, который постоянно действует. Он был создан для того, чтобы предварительно готовить и рассматривать организационные вопросы, касающиеся деятельности палаты. В совете присутствуют Председатель Госдумы, руководители депутатских объединений. Последние имеют право решающего голоса. Два заместителя Председателя Госдумы и председатели госдумовских комитетов имеют право совещательного голоса.

Совет Государственной думы имеет следующие полномочия:

  1. Формировать проект примерной программы законопроектов для Государственной Думы на ту сессию, которая идет в данный момент.
  2. Формировать проект календаря рассмотрения вопросов на следующий месяц.
  3. Формировать проект работы Государственной Думы на следующее заседание.

Депутатские объединения

В Госдуме образовываются депутатские фракции. Фракцией называют объединение депутатов, которые были избраны из федерального кандидатурного списка. Этот список должен быть допущен к распределению мандатов депутатов в Госдуме.

Депутаты, которые не вошли во фракции, могут создавать свои депутатские группы. При этом регистрировать нужно только те группы, где находится не меньше тридцати пяти депутатов.

И депутатские группы и депутатские фракции имеют равные права. Важно то, что депутат может состоять только в одной организации.

Комиссии и комитеты

Это основное структурное образование Госдумы. Комитеты рассматривают предварительно законопроекты, которые находятся в их компетенции. Также они готовят эти проекты для рассмотрения их в Госдуме. Комитеты создаются на тот срок, когда работает Госдума, то есть на пять лет.

Комиссии же создаются для того, чтобы выполнить какую-то определенную задачу или на какой-то срок. После того как надобность в них отпадает, они распускаются.

И в одну и в другую группу входят депутаты, которые будут в одинаковом количестве представлять все фракции. Сколько депутатов будут входить в ту или иную группу определяет Государственная дума. Но, тем не менее, даже у нее есть ограничения. Например, их число не должно быть меньше двенадцати и больше тридцати пяти человек.

Все депутаты, кроме главной верхушки (заместителей и председателя) должны состоять в каком-то комитете палаты. Разрешено членство только в одном комитете. Комитеты проводят заседания, которые необходимо собирать не реже, чем два раза в месяц.

Заключение

В статье была дана информация о том, что такое Государственная Дума и как она работает. Конечно, со стороны все кажется очень сложным, но если задаться целью, то и разобраться получится.

Теперь, если вы захотите стать депутатом, вы знаете, что нужно делать. Во-первых, вы должны быть законопослушны и полностью дееспособны. Во-вторых, приготовьтесь к тому, что ваше имущество и доходы подвергнутся самой тщательной проверке. А как иначе, ведь государство должно быть уверенно в тех людях, которые принимают законы. В-третьих, приготовьтесь к постоянной работе. Все эти пункты являются неотъемлемой частью работы депутата и с ними приходится считаться.

Читайте также:  Реализация проекта «ЖКХ и городская среда» объединит муниципальные программы благоустройства

Если вы хотите жить в цивилизованном государстве, а вы хотите, то начните с себя. Как сказал один умный человек: “Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят”. И это действительно так. Ведь если каждый гражданин будет соблюдать закон, то и порядка в стране будет намного больше. Поэтому если вы хотите поучаствовать в жизни страны, то баллотируйтесь с чистыми мыслями и благородными желаниями. Нечистых на руку людей хватает везде, а так хочется, чтобы нас окружали только преданные государству люди. Поэтому не бойтесь ничего и ведите за собой людей, принимайте законы, но только от чистого сердца и искреннего желания помочь стране.

Государственная Дума Федерального Собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности

Ст. 95 Конституции РФ определяет, что Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.Заседания Государственной Думы являются открытыми или закрытыми (в случаях, предусмотренных регламентом палаты). Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Полномочия Государственной Думы

К ведению Государственной Думы относятся (ст. 103 Конституции РФ):

    1. дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    2. решение вопроса о доверии Правительству РФ;
    3. заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
    4. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    5. объявление амнистии;
    6. выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ)принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ.

Организация деятельности Государственной Думы

Организация деятельности Совета Федерации определена Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ (далее – Государственная Дума, палата) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Порядок работы Государственной Думы – это закрепленная в нормах Конституции РФ Регламента форма проявления ее деятельности, выявления коллегиальной воли Думы и отдельной воли депутатов с целью реализации полномочий Государственной Думы. Главной формой деятельности Государственной Думы являются ее пленарные заседания.

Определенная совокупность заседаний палаты и ее органов, а также других проводимых ими мероприятий представляют собой такую организационно-правовую форму деятельности, которая называется “сессия”.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции.

Государственная Дума образует следующие комитеты:

    1. по конституционному законодательству и государственному строительству;
    2. по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
    3. по труду, социальной политике и делам ветеранов;
    4. по бюджету и налогам;
    5. по финансовому рынку;
    6. по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству;
    7. по вопросам собственности;
    8. по промышленности;
    9. и др.

Заседание комитета Государственной Думы проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц,и правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов комитета.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.

Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом РФ, комитетом Государственной Думы или депутатским объединением, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании. Представители средств массовой информации на закрытые заседания Государственной Думы не допускаются.

Сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, обсуждаемые на закрытом заседании Государственной Думы, разглашению и распространению не подлежат. Председательствующий на закрытом заседании палаты в начале указанного заседания уведомляет депутатов Государственной Думы и приглашенных лиц об основных правилах проведения закрытого заседания, о степени секретности обсуждаемых на нем сведений и предупреждает об ответственности за разглашение и распространение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства РФ, члены Правительства РФ, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, заместители, аудиторы Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только при наличии специальных пропусков, оформляемых по письменному разрешению Председателя Государственной Думы или, по его поручению, одного из его заместителей.

Государственная Дума собирается на сессии, как правило:

  1. весеннюю – с 12 января по 20 июня;
  2. осеннюю – с 1 сентября по 25 декабря.

Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями.

Заседания Государственной Думы проходят в определенные дни. Но Государственная Дума может назначить и дополнительное или внеочередное заседание. На заседаниях Государственной Думы в определенный день недели после утверждения порядка работы Государственной Думы проводится “час голосования”. На “час голосования” выносятся только те законы, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты:

    • законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;
    • законопроекты о федеральном бюджете на очередной год (итоговое голосование при рассмотрении в четвертом чтении);
    • законопроекты о ратификации международных договоров РФ;
    • законы, отклоненные Советом Федерации;
    • законы, отклоненные Президентом РФ;
    • проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы.

Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по определенным, установленным палатой, дням недели.

Один раз в неделю на заседании Государственной Думы, как правило, проводится “правительственный час” для ответов Председателя Правительства РФ, других членов Правительства РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ; Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на вопросы депутатов Государственной Думы. При этом заслушиваются не более двух приглашенных.

Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.

Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании палаты депутат Государственной Думы заблаговременно информирует руководителя депутатского объединения, либо председателя комитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы.

Выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики – употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

Государственная Дума

Государственная Дума – это нижняя палата Федерального Собрания, состоящая из 450 депутатов, которые избираются сроком на пять лет (начиная с 2011 г.; до этого депутаты избирались на четыре года).

В отличие от Совета Федерации, Госдума формируется населением напрямую, по партийным спискам, поэтому она является более политизированным органом. Палата делится на партийные фракции, независимые депутаты отсутствуют. Кроме того, каждый депутат по профессиональному признаку входит в тот или иной комитет Думы. Можно выделить комитет по законодательству, по государственному строительству, по безопасности и обороне, по международным делам, по социальным вопросам, образованию, здравоохранению и др.

На первом заседании в Государственной Думе избирается председатель и его заместители, которые, как правило, представляют все партийные фракции, входящие в палату.

К ведению Государственной Думы относятся:

? разработка и принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов;

? дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

? решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

? назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка Российской Федерации;

? назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

? назначение на должность и освобождение от нее Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

? выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Они одобряются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Госдума может быть досрочно распущена Президентом в двух случаях:

? в случае трехкратного отклонения представленной Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства. Причем не важно, была заявлена одна кандидатура трижды или же разные (ст. 111 Конституции). В этом случае Президент распускает нижнюю палату, объявляет в нее новые выборы, а также назначает исполняющего обязанности главы Правительства – того, кого он считает нужным;

? в соответствии с п. 3 ст. 117 Конституции Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Подобное постановление принимается большинством голосов от общего числа депутатов нижней палаты. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если нижняя палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

В п. 4 указанной статьи говорится, что Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если нижняя палата в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

? по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания;

? с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

? в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Найдено 3 определения термина ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

State duma) – выборное представительное учреждение в дореволюционной России, которому формально принадлежали законодательные функции (1906-1917). В РФ начала действовать с декабря 1993 г. В соответствии со ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Читайте также:  В Приморье запустили сайт «Открытое ЖКХ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

1) В Российской империи в 1906-1917 законосовещательное, представительное учреждение с ограниченными законодательными правами, учреждена Манифестом 17 октября 1905 г. Избиралась по куриальной системе, выборы были неравными и непрямыми. Депутаты не были подотчетны избирателям, но могли быть отстранены Правительствующим Сенатом. Т.д. не имела права изменять основные государственные законы Российской империи (Конституцию 1906), ее решения могли быть отменены Государственным советом

Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, обладал правом досрочного роспуска Думы: первая (1906) и вторая (1907) Т.д. были распущены из-за своего оппозиционного состава, четвертая (1912-1917) – распущена на перерыв. Депутаты последней Думы создали Временный комитет, распущенный вместе с самой Думой решением Временного правительства в октябре 1917г. из-за подготовки выборов в Учредительное собрание.

2) Нижняя палата Федерального Собрания – парламента РФ. Состоит из 450 депутатов: половина из них избирается на основе партийных списков (по пропорциональной избирательной системе), а половина – по одномандатным избирательным округам (по мажоритарной избирательной системе относительного большинства). Г.Д. избирается сроком на четыре года. Депутатом Г.Д. может быть избран любой гражданин, достигший 21 года. Главными полномочиями Г.Д. являются принятие федеральных законов, а также участие в формировании и контроль за деятельностью Правительства РФ. Кроме этих полномочий в компетенцию Г.Д., согласно Конституции РФ, входят: назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, ратификация или денонсация международных договоров РФ; вопросы войны и мира. Г.Д. может быть распущена Президентом РФ в случае троекратного отклонения представленных ей кандидатур

Председателя Правительства РФ или повторного в течение трех месяцев выражения ею недоверия Правительству РФ. В случае роспуска Г.Д. Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Г.Д. собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

нижняя палата российского парламента — Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно ст. 11 на федеральном уровне Государственная Дума вместе с Советом Федерации представляют законодательную власть Российской Федерации. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от их места проживания на территории России.

Депутат не связан жесткими правовыми обязательствами перед своими избирателями, и они не могут определять его позицию, поскольку в Конституции РФ отсутствуют такие институты как наказы избирателей депутатам и их отзыв избирателями. Вместе с тем депутаты ГД поддерживают связь с избирателями в регионе, рассматривают поступившие от них предложения и жалобы, способствуют решению содержащихся в них вопросов; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ.

Депутат ГД не может быть одновременно депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также членом Совета Федерации. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Госдума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. 5 ноября 2008 г. в своем послании Федеральному собранию Президент РФ Д. Медведев предложил со следущих выборов увеличить срок полномочий депутатов Госдумы до 5 лет, а президента — до 6 лет. По его мнению, это даст дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти. В ноябре — декабре 2008 г. проекты поправок в Конституцию РФ утвердили Госдума и СФ и одобрили региональные парламенты. Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» вступил в силу 31 декабря 2008 г.

До 2007 г. ГД формировалась на основе выборов как по мажоритарным одномандатным округам, так и по партийным спискам (50/50%). В 2007 г. депутаты ГД впервые избирались только по партийным спискам. Проходной барьер составлял 7% (до 2005 г. — 5%).

Первая Государственная Дума избиралась вместе с Советом Федерации в день референдума по Конституции 12 декабря 1993 г. сроком на 2 года. Работу Думы возглавляет Председатель (спикер) Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя ГД. Председателями Госдумы являлись И. Рыбкин (1994–1996), Г. Селезнев (1996–2003). С 2003 г. по настоящее время Председателем Госдумы является Б. Грызлов.

Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы, образуемых в начале первой сессии. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. Комитеты Государственной Думы разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции РФ и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности и т. д.

К полномочиям Госдумы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.

Депутат или группа депутатов ГД вправе обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям органов исполнительной власти разного уровня по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Последние обязаны дать ответ на подобный запрос в течение 15 дней. 31 декабря 2008 г. вступил в силу Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», согласно которому Правительство РФ обязано предоставлять Государственной Думе отчеты о результатах его деятельности, в т. ч. по вопросам, поставленным Госдумой.

Депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами любой организации, расположенной на территории РФ, а также правом на получение и распространение любой информации, независимо от степени их секретности, касающейся вопросов, связанных с его депутатской деятельностью.

Материалы, представляемые СМИ депутатом по поручению палаты, подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней. В течение всего срока полномочий члены ГД обладают неприкосновенностью. Однако депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производстве определенных следственных действий.

Госдума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания, но Президент РФ может созвать заседание ГД ранее этого срока. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя ГД председательствуют представители всех избирательных объединений. Заседания проводятся открыто, гласно, освещаются в СМИ; на них приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители СМИ и независимые эксперты, необходимые для дачи заключений по вопросам, рассматриваемым ГД.

Депутаты могут также принять решение о проведении закрытого заседания. Конституцией РФ предусмотрен роспуск Госдумы Президентом РФ в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, после чего президент вправе объявить об отставке правительства, либо не согласиться с решением депутатов.

Если ГД в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент объявляет об отставке правительства либо распускает Госдуму. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Выборы в Государственную Думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007 гг.

Депутатское объединение в ГД, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в ГД, называется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Депутат ГД вправе состоять только в одном депутатском объединении. Основные парламентские фракции в ГД 5-го созыва: «Единая Россия» — 315 мест, 70% голосов; КПРФ — 57 мест, 12,7% голосов; ЛДПР — 40 мест, 8,9% голосов; «Справедливая Россия» — 38 мест, 8,4% голосов.

Поиск ответа

Всего найдено: 36

Вопрос № 297426

Пожалуйста, вопрос. Как правильно писать – государстве нная дума рф; федеральное собрание рф. В интернете эти названия пишутся по-разному. Непонятно, как правильно – дума и собрание с маленькой буквы или с большой? Грамота ру дает с маленькой буквы, Википедия также, но на официальном сайте все буквы большие.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 296808

Какой вариант верный и почему? 1) Государстве нная Дума является палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов. 2) Государстве нная Дума является палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации – и состоит из 450 депутатов.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 291056

В словосочетании Государстве нная Дума , слово Дума пишется с заглавной буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 282756

Здравствуйте, скажите пожалуйста, как писать в статьях газеты такие сочетания, как райо нная дума , собрание депутатов? С прописной или строчной буквы?
И где можно найти четкое правило написания таких словосочетаний?
В “Кратком справочнике по оформлению актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” описано официальное написание. А в газетных статьях разве используется такое написание?
Очень нужна ваша помощь с пояснениями, возникают небольшие разногласия по поводу этого. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Использование таких сочетаний в газетном тексте – это уже не ситуация официального употребления (если только в газете не приводится полный текст указа, закона и т. п.). А значит, в тех случаях, когда официальное написание противоречит орфографическим правилам, в газетных статьях лучше писать с соблюдением этих правил. Например: Государстве нная Дума (официальное употребление) и Государстве нная дума (в газете).

Вопрос № 280478

Как правильно писать Государстве нная дума (или Дума), Московская областная дума (или Дума), Федеральное собрание (или Собрание)? На официальных сайтах все с прописной, а в словаре Лопатина по-другому. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правило таково: в названиях организаций, учреждений, органов власти с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в состав названия имена собственные, поэтому орфографически правильно было бы писать Федеральное собрание, Государстве нная дума , Московская областная дума . Однако в официальных текстах (а на практике – в современной письменной речи вообще), вопреки орфографическим нормам, принято написание Федеральное Собрание, Государстве нная Дума , Московская областная Дума.

Вопрос № 275055

Почему: Федеральное собрание РФ, Государстве нная дума РФ, Совет Федерации РФ, Конституция РФ. но конгресс США, бундестаг ФРГ, палата лордов, конституция Новой Зеландии и т. д. Да, так зафиксировано в орфографических словарях, но, ещё раз, почему однотипные наименования пишутся по-разному, а не унифицировано?

Ответ справочной службы русского языка

Это противоречие родом из прежних времен, когда по идеологическим причинам названия органов власти, политических партий и т. д. зарубежных стран писались строчными буквами, а аналогичные названия, относящиеся к СССР, – с прописных.

Вопрос № 266569

Уважаемые сотрудники справочной службы, мне очень нужно получить ответ на свой вопрос!
Будет ли правильным единообразное написание слова “дума” с прописной буквы, если оно употребляется (в разных главах текста) вместо таких полных наименований, как “Боярская дума”, “городская дума” и “Государстве нная дума “?
Ответьте, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Если речь идет об историческом тексте, то более уместным будет написание со строчной буквы.

Вопрос № 266357

Здравствуйте, уважаемые сотрудники справочной службы. Помнится, читала у вас, что существует какой-то правительственный документ, регламентирующий написание некоторых должностей, званий и оргинизаций (типа Государстве нная Дума , Президент РФ и пр.) со строчной и прописной буквы. Подскажите, пожалуйста, название этого документа. и, если возможно, интернет ресурс, где с ним можно ознакомиться.
Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Слова Президент и Государстве нная Дума – в Конституции Российской Федерации.

Вопрос № 262485

Здравствуйте! Последний учебник Розенталя (2009) рекомендует написание Государстве нная дума (со строчной), имея в виду официальное название органа власти. Как к этому отногситься? Каковы на сегодняшний день тендеции в области прописной-строчной? Насколько правомерно употребление прописной в сочетании Государстве нная дума в официальных документах.

Ответ справочной службы русского языка

Это сложившаяся практика – писать слова Государстве нная Дума с прописных букв. К сожалению, эта практика противоречит логике русского письма.

Вопрос № 256484

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли писать такие названия, как Совет Федерации или Государстве нная Дума , таким образом: Совет федерации, Государстве нная дума ? Мне кажется – нет, иначе допустимо писать Российская федерация. Корректно ли такое сокращение – Совфед? Сокращение Госдума почему-то не так режет слух, как это.

Ответ справочной службы русского языка

Аналогию между Госдумой и Российской Федерацией проводить не следует, поскольку написание названий государств и написание названий органов власти регулируются разными орфографическими правилами. В названиях государств с прописной буквы пишутся все слова (кроме служебных); в названиях организаций, учреждений, органов власти с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в состав названия имена собственные, поэтому орфографически правильно было бы писать Федеральное собрание, Государстве нная дума (но Совет Федерации , здесь Федерация – имя собственное, т. к. выступает вместо сочетания Российская Федерация ). Однако в официальных текстах (а на практике – в современной письменной речи вообще), вопреки орфографическим нормам, принято написание Государстве нная Дума и Федеральное Собрание.

Сокращения Госдума и Совфед могут быть использованы при неофициальном употреблении, например в прессе, в обиходной речи, но, разумеется, недопустимы в официальных текстах.

Читайте также:  ЮМОР Как экономить воду и пространство?
Вопрос № 255465

Здравствуйте, меня очень интересуеп проблема строчной – прописной в следующих сочетаниях –
Государстве нная дума ,
Федеральное собрание

Ответ справочной службы русского языка

В официальной письменной речи принято все эти слова писать с прописных букв: Государстве нная Дума , Федеральное Собрание.

Вопрос № 255387

Скажите, пожалуйста, почему некоторые Ваши эксперты так часто упоминают “Краткий справочник по оформлению актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”? Причем даже в ответах, касающихся пунктуации, что само по себе – нонсенс! С каких пор канцелярские справочники чиновников являются мерилом грамотности? Люди с головой, честно говоря, посмеиваются над такими ссылками.

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что «Краткий справочник по оформлению актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» фиксирует именно те написания, которые приняты в современной официальной документации. В своих ответах мы нередко подчеркиваем, что некоторые рекомендации этого справочника противоречат орфографическим и пунктуационным нормам. Но игнорировать это издание и рекомендовать, например, написания Государстве нная дума или Военно-морской флот РФ (верные с лингвистической точки зрения), прекрасно зная, что они не соответствуют нормам официальной речи, мы не можем, это будет не совсем честно по отношению к нашим читателям.

Вопрос № 254724

Слова Храм и Государственный пишутся в тексте с заглавных или с прописных букв?

Ответ справочной службы русского языка

Заглавная и прописная буква – это одно и то же (большая буква). Маленькая буква называется строчн а я.

Слово храм ‘архитектурное сооружение’ пишется со строчной, например: храм Всех Святых, храм Христа Спасителя . Прописная буква – в таком контексте: орден рыцарей Храма.

Слово государственный пишется с прописной буквы, если является первым словом в названии органов власти, учреждений, организаций, научных, учебных, зрелищных заведений; наград, символов и т. п, например: Государстве нная Дума , Государственная Третьяковская галерея, Государственный фонд кинофильмов РФ, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Государственный флаг РФ (в офиц. текстах), Государственная премия . В остальных случаях правильно написание со строчной, например: Единый государственный экзамен, Московский государственный лингвистический университет, государственное унитарное предприятие, органы государственной власти.

Вопрос № 252681

“Согласно Конституции Российской Федерации Государстве нная Дума принимает федеральные законы и постановления . “

Являются ли здесь слова “Согласно Конституции Российской Федерации” вводными?
Нужно ли их обособлять запятой?

Ответ справочной службы русского языка

Слова согласно Конституции Российской Федерации – это не вводное сочетание, а обстоятельственный оборот. Его обособление факультативно (необязательно).

Вопрос № 251822

Здравствуйте, уважаемые эксперты. Пожалуйста, ответьте на мой вопрос. Я уже задавала его, но ответа не получила, а завтра сдаем журнал в печать Вопрос № 240381: Законодательное собрание Петербурга; Вопрос № 210922: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Свердловской области; Вопрос № 199156: Законодательное собрание субъекта РФ. Как же все-таки правильно писать словосочетание “Законодательное С(с)обрание”? В нашем журнале оно встречается почти на каждой полосе. Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Орфографически правильно написание Законодательное собрание. Но в официальных документах принято написание Законодательное Собрание (такой вариант рекомендован «Кратким справочником по оформлению актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»). Ср.: Государстве нная дума – написание, зафиксированное в орфографических словарях, и Государстве нная Дума – написание, принятое в документах.

Комитет Госдумы по госстроительству уже на следующей неделе начнет рассматривать поправки к законопроекту об изменениях в Конституцию

На то, чтобы обобщить предложения с мест, у депутатов не так много времени. Второе чтение намечено на 11 февраля. Правда, эта дата не окончательная. Количество инициатив превзошло ожидания. К дискуссии активно подключились граждане, общественные организации, региональные власти. Обсуждают уже принятые в первом чтении основные положения и говорят о том, что, по их мнению, нужно добавить.

Стопки документов перед участниками рабочей группы растут на глазах уже сотни предложений. И у каждого есть шанс попасть в Конституцию или стать частью федерального закона.

Паралимпиец и член Общественной палаты Сергей Бурлаков из Таганрога тоже работает над поправками. Во время службы в армии он попал в тяжелую аварию, но не сдался и начал активно заниматься плаванием, карате и легкой атлетикой. А теперь, уже как общественник, Бурлаков предлагает исключить из Конституции пункт о возможности выступления главы иностранного государства перед обеими палатами парламента. Об этом говорится в части 3-й статьи 100-й действующего основного закона.

«Когда главы государств приезжают сюда, чтобы не собирать ни нижнюю, ни верхнюю палаты и отвлекать людей от дела, чтобы мы не слушали, что нам навязывают. Просто убрать это, и все», — говорит участник рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию Сергей Бурлаков.

«В 1993 году, когда принималась Конституция, атмосфера в нашей стране была такой, что господствовало, по сути дела, низкопоклонство перед Западом. И в Конституцию проникла очень странная норма об обязанностях — в случае выступления какого-то главы, его желания, собирать наш парламент. Эта норма совершенно недостойная суверенного государства», — сказал политолог Олег Матвейчев.

Очень много инициатив из регионов, так что члены рабочей группы, сенаторы и депутаты на этой неделе разъехались по стране.

«Будет ли оно касаться ремонта дома, благоустройства двора или изменения в Конституцию. Самое правильное решение, если вы его не обсуждаете с людьми, оно не будет работать», — сказал председатель комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Андрей Макаров.

Обсудить с людьми есть что. Согласно президентскому законопроекту, депутаты Думы будут утверждать не только главу правительства, но и вице-премьеров и некоторых министров. А члены верхней палаты смогут отстранять от должности судей Конституционного и Верховного суда по представлению главы государства.

«Судей и сейчас можно лишить статуса и отрешить от должности, это происходит, происходит кулуарно. Президент сказал — нет, дальше так не будет, мы это будем публично обсуждать в парламенте», — пояснил сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию, председатель комитета СФ РФ по конституционному законодательству Андрей Клишас.

У Федерального собрания будет больше работы и полномочий. Но ни о каком переходе от президентской к парламентской республике сейчас речь не идет. Это четко дал понять Владимир Путин.

«Теоретически возможно. Целесообразно или нет? У каждого свое мнение на этот счет. Я считаю, что нет. И скажу почему. Для того чтобы парламентская республика эффективно функционировала, нужно, чтобы политическая структура росла давно. В той же Европе столетиями некоторые партии существуют, столетиями. А у нас, как правило, партия связана с конкретным человеком. Самый яркий пример в нашей стране – Владимир Вольфович Жириновский. Есть Жириновский – есть ЛДПР, нет Жириновского… Сама идея хорошая, либеральная, но сможет ли партия так функционировать без своего лидера, трудно сказать. Но нам лучше не экспериментировать. Есть еще одно соображение. Парламентская форма правления, которая применяется широко в Европе, она дает сбои сегодня. В некоторых странах, несмотря на наличие такой политической инфраструктуры в виде устойчивых политических партий, они не могут сформировать правительство по полгода. Не получается. Представляете, если бы Россия жила без правительства полгода? Катастрофа! Поверьте мне, это невозможно. Для России с ее огромной территорией, с многоконфессиональностью, с большим количеством наций, народов, народностей, проживающих на территории страны, – их даже не посчитать, кто-то говорит 160, кто-то 190, – нужна все-таки крепкая президентская власть», — сказал Владимир Путин.

О смысле и цели предлагаемых конституционных изменений президента спрашивали несколько раз. Приводили пример Казахстана или Сингапура, где создавались специальные органы для стабилизации ситуации во время перемен. Будет ли у нас что-то подобное?

«Я был в Липецкой области, там один молодой человек говорил о возможности внедрения у нас, в России, парламентской формы правления. Просто для нас это не подходит. То, что вы предлагаете, будет подрывать институт президента. Думаю, что для такой страны, как Россия, это неприменимо. В разных странах разная ситуация, разная история этих стран, разная культура. У нас, если появится какой-то институт над президентом, это будет означать ничто другое, как двоевластие, – абсолютно губительная ситуация для такой страны, как Россия», — ответил президент.

А ветеран войны на встрече в Санкт-Петербурге предложил снять ограничение на количество президентских сроков.

«Чтобы народ потом решал, продлить работу президента или освободить его, поблагодарив за сделанное», — сказал Анатолий Климов.

«Я понимаю то, о чем вы говорите. Связано это у многих наших людей с тревогой за стабильность в обществе, за стабильность в государстве — и за внешнюю стабильность, и за внутреннюю, я прекрасно понимаю, вместе с тем очень тревожно, на мой взгляд, было бы вернутся в ситуацию середины 80 годов, когда руководители государства один за одним до конца своих дней, оставаясь у власти, уходили из этой власти, не обеспечивая при этом необходимых условий для трансформации этой власти. Поэтому вам спасибо большое, но, я думаю, что лучше к такой ситуации как было в середине 80 годов, лучше не возвращаться», — отметил Владимир Путин.

Президентский проект закона, принятый в первом чтении, состоит из двух статей. В первой перечислены сами поправки, а во второй лаконично говорится о вынесении их на общероссийское голосование. Механизм сейчас обсуждает рабочая группа вместе с представителями Центризбиркома. Решения пока нет, но понятно, что это будет не опрос, а юридически значимое действие.

«Если в феврале Государственная дума примет эти поправки, а весной будет обсуждение и голосование, то жители задают вопрос, а какой смысл в голосовании», — говорит председатель Общественной палаты городского округа Люберцы Петр Ульянов.

В.Путин: «Те, которые задают такой вопрос, – вопрос не лишен логики определенной, – они знают, что поправки к Конституции, если они не затрагивают первый, второй раздел или девятый, они принимаются достаточно не в простом, но все-таки таком законом предусмотренном порядке, который говорит о том, что достаточно пройти голосование в Думе, в Совете Федерации и собрать нужное количество положительных заключений, положительных решений из субъектов Российской Федерации. Все – после этого закон принимается, и президент его подписывает. Но если вы обратили внимание, когда я говорил в послании об этих поправках, об их необходимости, я сказал, что все-таки они носят существенный характер, и я считаю, что для того, чтобы они вступили в силу, обычной процедуры в данном случае, на мой взгляд, недостаточно. Нужно, чтобы люди пришли на пункт этого голосования и сказали, хотят они этих изменений или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, либо отклоняет его. И только после того, как люди скажут свое слово, я его подпишу или не буду подписывать».

Социальные инициативы президента вопросов, как правило, не вызывают. Это понятные всем нормы прямого действия: минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума и регулярная индексация пенсий. Эти гарантии впервые будут прописаны в основном законе.

Что же касается поправок членов рабочей группы, экспертов и обычных граждан, звучат самые разные предложения — перенести часть органов власти из Москвы, закрепить норму об отчетности Центробанка перед Думой, распространить запрет иностранного гражданства на муниципальных депутатов и даже ввести отдельный пункт о защите семейных ценностей.

«В первую очередь хочу выделить поправки, связанные с наполнением новым преамбулы Конституции Российской Федерации. Чаще всего звучит необходимость противодействия фальсификации исторических фактов, искажения роли российского народа в Великой Отечественной войне и о закреплении значения культурного наследия России», — рассказала сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию Талия Хабриева.

Преамбула — это общая часть, вступление к основному закону. Чтобы проанализировать и учесть все эти идеи, в рамках рабочей группы создаются пять подгрупп: по социальной сфере, международному праву, судам, федеральной власти и местному самоуправлению.

Президентскому законопроекту о поправке в Конституцию предстоит пройти принципиальное второе чтение в парламенте. Но по регламенту сначала надо обобщить все поступившие предложения. В среду этим займется профильный комитет Думы по госстроительству и законодательству.

Ссылка на основную публикацию