Голосование жителей за проекты общественных пространств станет обязательным

Михаил Мень: Голосование жителей за проекты общественных пространств станет обязательным

Прямое рейтинговое голосование жителей при выборе проектов общественных пространств в 2018 году станет обязательным. Соответствующее Постановление Правительства уже подписано. Об этом сообщил глава Минстроя России Михаил Мень в интервью телеканалу «Россия 24».

По его словам, проекты, набравшие наибольшее количество голосов, будут реализованы уже в следующем году, тогда как объекты, ставшие аутсайдерами голосования, будут дорабатываться и предлагаться жителям для повторного обсуждения. «Согласно Постановлению Правительства, разработанному Минстроем России, у каждого россиянина есть возможность повлиять на облик нашей страны – в следующем году впервые будет проведено прямое голосование за проекты благоустройства, лидеры которого будут реализованы уже в 2018 году. Рейтинговое прямое голосование при выборе проектов общественных пространств в 2018 году станет обязательным условием реализации приоритетного проекта», – рассказал Михаил Мень.

Он уточнил, что многие муниципалитеты уже разработали проекты программ благоустройства на 2018 год, и каждый житель сможет ознакомится с этими проектами и поддержать или, наоборот, высказаться против какого-либо проекта. «Прямое голосование – это самый объективный и прямой способ оценки общественного мнения и учета его при принятии решения, поэтому мы призываем всех принять активное участие в голосовании», – подчеркнул глава Минстроя России.

Министр отметил, что реализация проект формирования комфортной городской среды дала возможность жителям городов и сел не только высказать свое мнение и пожелания, но и участвовать в принятии принципиальных решений по проектам, связанным с городской средой. В 2017 году было проведено более 33 тысяч мероприятий, в которых приняли участие 6,5 млн. человек. Более 646 тыс. граждан приняли финансовое участие в благоустройстве дворовых территорий (по минимальному и дополнительному перечню), на мероприятия по благоустройству дворовых территорий направлено более 225 млн. рублей граждан, средняя сумма софинансирования на один двор составила порядка 68,8 тыс. рублей; средняя сумма софинансирования на одного человека по РФ составила порядка 320 рублей с человека. При финансовом участии граждан в 2017 году благоустроено более 3,1 тысяч дворовых территорий (17 % от благоустроенных дворов). Более 204 тыс. граждан приняли трудовое участие в благоустройстве дворовых территорий, было проведено более 8250 субботников.

Буква закона в пользу собственников жилья

РБК подготовило обзор правовых нововведений в сфере недвижимости, которые вступают в силу в новом, 2020 году. О сокращении с пяти до трех лет предельного.

Часть страховки, оформленной на этапе выдачи ипотечного.

Соответствующий закон перед самым новым годом подписал Президент РФ Владимир Путин. Документ вступит в силу с 1 сентября 2020 года и будут распространяться на договоры страхования, заключенные после этой.

Президент России подписал закон о передаче ГИС.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации переданы функции заказчика Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Соответствующий закон подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин 27 декабря. Новым.

Поиск Строек — крупнейшая база всех строительных объектов РФ

Ринат Айсин: диалог с Президентом

27 марта Владимир Путин провёл встречу с интернет-предпринимателями, чьи проекты получили финансовую и экспертную поддержку Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Проект “ПоискСтроек” презентовал представитель Сургута Ринат Айсин.

Р.Айсин: Добрый день, Владимир Владимирович! Меня зовут Ринат Айсин, я строитель из Сургута. Государство вкладывает огромные средства в развитие строительной сферы, и хотелось бы, чтобы эти финансы расходовались эффективно и прозрачно. Предприятия строительной отрасли, поставщики строительных материалов, вся индустрия в целом, находятся в постоянном поиске подрядов, заказчиков и партнёров. С помощью собственной программы, по определённой уникальной технологии с портала госзакупок мы забираем информацию о заключенных контрактах, систематизируем её и предоставляем нашим пользователям в разрезе субъектов, регионов, городов. Кроме того, у нас есть информация о заказчиках, генподрядчиках и генпроектировщиках, а также о стоимости работ.

Сейчас в базе “ПоискСтроек” подрядов и контрактов на 3 триллиона рублей. Наш сервис позволяет систематизировать информацию по различным областям строительства: например, поставив задачу, можно узнать обо всех строящихся детских садах на территории Российской Федерации, о стоимости одного детского сада и цене одного места в нем. Эта информация доступна и прозрачна. Таким образом, мы сфокусировались на поддержке малого и среднего бизнеса в строительной отрасли, чтобы предприятия могли эффективно работать и увеличивать производительность труда.

Федеральная cтроительная cеть

Поддержка ФРИИ стала катализатором развития нашего портала, ведь ФРИИ – это суперскоростной лифт для доведения проектов до практической реализации. Поэтому Кириллу Викторовичу и всей команде огромное спасибо, и Вам, Владимир Владимирович.

В.Путин: Уже настоящий администратор.

Р.Айсин: Наши клиенты, которые уже начали использовать этот сервис, не останавливаются на достигнутом, просят расширять возможности, например, внести в базу внебюджетные стройки и увеличить горизонт планирования.

В этой связи мы сейчас совместно с Фондом отрабатываем возможность обращения в Министерство строительства и ЖКХ на предмет систематизации всех выданных в Российской Федерации разрешений на строительство. Это позволит предпринимателям узнать, что конкретно будет строиться в той или иной точке субъекта: торговый центр или магазин. Речь идет о коммерческих стройках, в которых не участвуют бюджетные средства. Эта информация способствует увеличению эффективности работы предпринимателей строительной отрасли. Кроме того, мы планируем предложить сотрудничество крупнейшим банкам для получения информации о том, где и какие инфраструктурные кредитные ресурсы размещены.

В.Путин: К Владимиру Леонидовичу Богданову обратитесь в “Сургутнефтегаз”, он богатый, у него самый большой банк. Только он очень консервативно работает со своими активами. Правда, много делает и для развития вашего города. Вы предложите ему свои продукты – может быть, он заинтересуется. Там есть над чем поработать.

Р.Айсин: Государство много создало для того, чтобы строительная отрасль развивалась: и 44-й ФЗ, и 223-й, и в прошлом году Вы подписали 172-й Федеральный закон о стратегическом планировании. А самый большой административный барьер для строителей сейчас, я считаю, это отсутствие понимания планирования. То есть я, допустим, заработал деньги и хочу их вложить куда‑то: построить бетонно-растворный узел или купить производственную базу, тот же каток приобрести, – и я должен в конечном итоге окупить эти активы. Если я буду понимать, что 172-м законом о стратегическом планировании предусмотрен до 2030 года государственный план, есть планы инвесторов, я вижу, что будет строиться стадион или перинатальный центр в этом городе. Естественно, я туда буду вкладывать средства. Поэтому я считаю, что строители, инженеры XXI века истосковались уже по Госплану, чтобы видеть, какие объекты будут строиться.

В.Путин: То есть нужна стабильность?

Р.Айсин: Да. И в заключение хотел сказать, считаю, что новый импульс развития строительная отрасль получит как раз-таки с помощью IT-технологий, поддерживаемых Вами. Спасибо.

В.Путин: Вам спасибо. Но, без всяких шуток, надеюсь, Владимир Леонидович Богданов нас услышит и с Вами встретится – встретьтесь с ним, поговорите. Огромная компания, одна из ведущих в стране, с огромными инвестиционными планами. Реально вы можете оказать им хорошую помощь – и им будет полезно, и вам тоже. И потом они много в регионе работают и по всей стране.

Проекты благоустройства выберут прямым голосованием

Программа по формированию городской среды будет поддерживаться государством до 2020 года. На развитие территорий в федеральном бюджете предусмотрено ежегодное выделение 25 млрд. рублей. В Ульяновске в этом году впервые пройдет прямое голосование жителей по выбору проектов благоустройства. Победители, набравшие наибольшее количество голосов, получат финансирование из бюджета.

Прямое рейтинговое голосование жителей при выборе проектов общественных пространств в 2018 году станет обязательным. Как сообщил глава Минстроя России Михаил МЕНЬ, соответствующее постановление Правительства РФ уже подписано.

Сейчас в нашем городе заканчивается, начавшийся 15 января, сбор предложений от жителей о включении территорий в программу «Формирование комфортной городской среды на 2018-2019 гг.». Заявки собираются в виде анкет, которые можно заполнить и опустить в специальные ящики, установленные по 144 адресам в школах и магазинах. Подробный список адресов смотрите здесь.

Документы принимают также в городском Управлении по благоустройству по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д. 8, в будние дни с 8.00 до 17.00 (перерыв на обед с 12.00 до 13.00), тел. 27-22-28 либо на электронный адрес: uprblag73@ulmeria.ru.

Есть возможность заполнить и электронную форму на сайте ultoday73.ru. Заявки принимаются до 1 февраля.

При этом каждый житель имеет право предложить любую зеленую зону на свой выбор: парк, сквер, аллею, бульвар, даже просто какой-то пустырь или площадку возле своего дома, где можно обустроить общественное пространство для прогулок и отдыха или занятия физкультурой и спортом.

— В прошлом году проект по формированию комфортной городской среды затронул около 60 тысяч жителей Ульяновской области. Мы видим интерес населения, и наша задача — вовлечь людей в процесс принятия важных решений. Проведение прямого голосования объективно отразит общественное мнение. Каждый может внести свой вклад и принять участие в формировании общего решения: как будет выглядеть родной город или поселок, — заявил Губернатор Сергей МОРОЗОВ.

Действительно, впервые в этом году за проекты благоустройства будет организовано прямое голосование жителей, которое состоится одновременно с президентскими выборами — 18 марта. На выбор горожанам будет представлен не только бюллетень с перечнем адресов, но и предварительные дизайн-проекты благоустройства общественных пространств.

Напомним, в прошлом году в федеральную программу по благоустройству общественных пространств попали два парка: Дружбы Народов и «Прибрежный». Однако если раньше решение принимала общественная комиссия, то сейчас ульяновцы сами определяттерритории и перечень необходимых работ для благоустройства в рамках проекта. Заявки, набравшие наибольшее количество голосов, будут реализованы уже в 2018 и в 2019 годах. Объекты с меньшим количеством голосов отправятся на доработку и будут предлагаться населению для повторного обсуждения.

Запрос населения к комфортной городской среде был озвучен в Послании Президента России Владимира ПУТИНА к Федеральному Собранию еще в 2016 году. Именно после этого появились программы поддержки этого направления из бюджета.

— Действительно, население сегодня стало очень требовательно к той среде, которая их окружает. Выходишь из подъезда — и сразу возникает настроение в зависимости от того, что мы видим. Как депутат могу сказать, что буквально на каждом приеме граждан 50% обращений касается благоустройства: детские площадки, тротуары, газоны, парковочные зоны и т.д. Запрос не только на комфорт, но и на красоту. И это радует, так как это очень хороший показатель, что потребности у людей растут по мере решения первостепенных проблем, и появляются вот такие — по благоустройству общественных пространств, — прокомментировала председатель Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по строительству, промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Алсу Садретдинова.

По ее словам, в 2018 году при реализации проекта будет сделан акцент на общественные пространства вблизи жилых микрорайонов, рядом с МКД. Это места отдыха, которые традиционно притягивают внимание местных жителей: детей, молодых мам с малышами, пенсионеров и других, кто не может каждый день ездить в центр или в парк, чтобы провести досуг. Иначе говоря, благоустройство должно коснуться зеленых зон в шаговой доступности — это могут быть скверы, бульвары, аллеи, все что угодно, за что проголосует наибольшее количество человек. Решать будут только сами жители!

Читайте также:  Новый ГОСТ позволит повысить точность расчетов инсоляции помещений

— Что это может быть? Скажу на примере своего округа в дальнем Засвияжье. Там есть Камышинский сквер вдоль одноименной улицы. Неплохая территория, которую — спасибо администрации города — уже начали благоустраивать, но не в том объеме, как, может быть, хотелось бы жителям.
А было бы хорошо иметь круглогодичную зону отдыха, чтобы люди могли выйти из домов и прогуляться там в любое время. Много пожеланий было создать сквер возле школы №55, там востребованная зона, где не только школьники ходят, но и все живущие в близлежащих МКД. Вторая очередь парка «Новое поколение» — его тоже просили сделать, так как там проходит много городских и районных мероприятий. Есть интересная задумка построить набережную вдоль ул. Шолмова и тому подобное. Как депутат я могу поддержать инициативу, но решать и выбирать, какие объекты войдут в программу, будут сами жители, — пояснила Алсу САДРЕТДИНОВА.

Она также сообщила, что в 2018 году на программу «Формирование комфортной городской среды» нашему региону будут выделены субсидии из федерального бюджета в сумме 230 млн. 336 тыс. рублей. Кроме того, софинансирование из областной казны составит еще 101 млн. 920 тыс. рублей.

— Более того, это стоит отметить, впервые в бюджете Ульяновской области на этот год было предусмотрено 50 млн. рублей на развитие ТОС. Эти средства также, помимо федеральной программы, пойдут на благоустройство дворовых территорий и проведение мероприятий общественных самоуправлений, — отметила председатель Комитета. — То есть мы максимально стараемся привлечь население к общественной жизни, чтобы люди понимали, что это наш регион, наш город, наш общий дом, где мы сами должны наводить порядок!

От общей суммы, выделяемой на реализацию программы в регионе, — конкретно на Ульяновск намечено потратить чуть более 130 млн. рублей. Однако сумма еще не окончательная. Как заверила нас Алсу САДРЕТДИНОВА, в ближайшее время в Заксобрании пройдут совещания, где депутаты рассмотрят вопрос об увеличении финансирования нашего города на цели благоустройства.

— После того как общественная комиссия соберет все поданные жителями заявки через ящики в школах и магазинах, через Управление по благоустройству и через электронную форму на сайте, их рассмотрят и отсортируют по популярности. Затем наиболее востребованные предложения и будут вынесены на голосование, — разъяснил заместитель Главы города Ульяновска Илья НОЖЕЧКИН.

По его словам, к наиболее популярным и отобранным заявкам будут сделаны дизайн-эскизы будущего благоустройства, которые представят на публичное обсуждение.

— А уже 18 марта в традиционных местах избирательных участков одновременно с выборами Президента пройдет рейтинговое голосование за эти предложения по благоустройству. Что значит рейтинговое? То есть набравшие максимальное количество голосов общественные пространства войдут в программу по формированию комфортной городской среды на 2018 и 2019 годы. Но не надо забывать, что благоустройство выбрано государственным приоритетом на ближайшие пять лет. И данная работа будет продолжена, только теперь она будет делаться именно таким образом — с максимальным учетом мнения жителей, — сказал Илья НОЖЕЧКИН.

Следить за тем, чтобы мнение жителей учитывалось справедливо и честно, будут общественные организации.

— И представители институтов гражданского общества, и Общественная палата, и Палата справедливости и общественного контроля как региона, так и муниципалитетов очень широко участвуют в этой работе. Мы следим за качеством выполнения благоустройства по федеральной программе с момента начала ее реализации и, если так можно сказать, уже набили руку и имеем опыт в этом деле. Только за осенний период прошедшего 2017 года мы провели несколько сотен проверок в части ремонта дворовых территорий, вскрывали недоработки и недостатки, которые были устранены подрядчиками по нашему требованию, — рассказал руководитель аппарата Общественной палаты Ульяновской области Дмитрий ТРАВКИН. — А в этом году к ремонту дворовых территорий добавятся и общественные пространства в жилых микрорайонах, которые также будут модернизированы по решению жителей. И общественные организации в Ульяновске активно включаются в эту работу на всех этапах, в том числе на стадии создания дизайн-проектов, слушаний и обсуждений, в проведении которых у нас также уже имеется наработанный опыт. Притом что главенствующая роль в модернизации общественных пространств сегодня отводится мнению населения, без общественности тут никак не обойтись.

Голосование жителей за проекты общественных пространств станет обязательным

Прямое голосование жителей за проекты общественных пространств в России станет обязательным условием реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Соответствующее постановление Правительства России подписано в декабре 2017 года, сообщил глава Минстроя Михаил Мень в интервью телеканалу «Россия 24 ».

– В следующем году впервые будет проведено прямое голосование за проекты благоустройства, лидеры которого будут реализованы уже в 2018 году, – сказал он.

Объекты, ставшие аутсайдерами голосования, будут дорабатываться и предлагаться жителям для повторного обсуждения, отметил министр.

– Прямое голосование – это самый объективный и прямой способ оценки общественного мнения и учета его при принятии решения, поэтому мы призываем всех принятьактивное участие в голосовании, – подчеркнул Михаил Мень.

Приоритетный проект по формированию комфортной городской среды рассчитан на 2017 – 2020 годы, его бюджет составляет 20 млрд рублей. Итогом проекта должна стать реализация к 2020 году 400 комплексных проектов по благоустройству.

Министр отметил, что в рамках реализации проекта в 2017 году было проведено более 33 тысяч мероприятий, в которых приняли участие 6,5 млн человек. Более 204 тысячграждан приняли трудовое участие в благоустройстве дворовых территорий, состоялось более 8,25 тысячсубботников.

Так, в Республике Коми, по информации министерствастроительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК, на поддержку муниципальных программ по благоустройству территорий в 2018 году будет направлено порядка 189 млн рублей из федерального и республиканского бюджетов. Проект будет реализован в 45 населенных пунктах: Сыктывкаре, Воркуте, Вуктыле, Инте,Усинске, Ухте, Печоре, Сосногорске, Микуне и др. Минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, софинансируемых за счет субсидии в 2018 году, включает в себя ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установку скамеек, урн для мусора.Дополнительные виды работ – оборудование детских или спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий происходит с финансовым или трудовым участием жителей. Оно должно составлять не менее 5 % от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории, но не превышать 50 % в случае, если заинтересованными лицами не определен иной размер доли.

Что касается Инты, то она, как моногород, в числе первых территорий в Республике Коми получила в 2017 году средства в рамках федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Благодаря этому проекту, по словам руководителя администрации МОГО «Инта» Ларисы Титовец, наш город получил 18,3 миллиона рублей. К этой сумме былидобавлены средства из местного бюджета, и муниципалитет отремонтировал дворовые территории домов №№ 13, 15 и 21 по Горького, № 68 по Куратова, № 16 по Воркутинской и № 34 по Мира, а также тротуары вдоль улицы Горького на общую сумму более чем 32,4 млн рублей.

– И эту работу по благоустройству Инты мы продолжим, – заявила мэр города.

Так, в ноябре – декабре 2017 года администрация муниципального образования провела большую работу с гражданами Инты по формированию пула заявок на участие в муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2018 – 2022 годы».

В декабре состоялось заседание комиссии, на котором глава МОГО «Инта» Василий Сидор и члены общественного совета обсудили поступившие от граждан города предложения по совершенствованию городской среды и планы на 2018 год.

В администрацию обратились 11 интинцев с предложениями по ремонту и благоустройству общественных территорий. Самыми популярными предложениями оказались следующие: ремонт дорожной части улицы Горького; облагораживание территории, прилегающей к мемориальной композиции «Клятва» на площади Комсомольская; благоустройство сквера, находящегося между домами №№ 31 и 35 по улице Мира. Из дворовых территорий на участие в программе по созданию комфортной городской среды было подано 20 заявок. Члены общественной комиссии утвердили списки объектов, предложенных для включения в программу «Формирование современной городской среды на 2018 – 2022 годы». По каждому предложению будут составлены сметы на проведение ремонтных работ с учетом всех особенностей той или иной территории.

Однако в 2018 году прямое голосование жителей России за проекты общественных пространств станет обязательным условием реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». То есть каждый гражданин нашей страны может принять непосредственное участие в формировании условий своего проживания.

18 марта – в день выборов Президента России в Сыктывкаре, Ухте, Воркуте, Инте, Сосногорске, Печоре, Усинске будет организовано голосование и за проекты благоустройства территорий в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды».

Имитация участия: зачем Минстрою спрашивать граждан о благоустройстве

РБК продолжает публикацию совместных материалов с центром Res Publica Европейского университета в Санкт-Петербурге. Его сотрудники — социологи и антропологи — с 2013 года участвуют в эксперименте по привлечению жителей нескольких городов к управлению муниципальными бюджетами. Этот новый для России опыт — источник уникальных данных о проблемах взаимодействия власти и граждан.

Накануне Нового года правительство утвердило изменения в правилах предоставления государственных субсидий по программе «Формирование комфортной городской среды». Теперь территории для благоустройства (конкретные участки, парки, дворы) будут выбирать сами граждане — по крайней мере, такова идея нового постановления.

Проект по развитию городской среды был разработан в 2016 году с целью перенаправить часть средств федерального бюджета на развитие общественных пространств в дотационных регионах страны в 2017–2021 годах.

Первый вариант, по которому субсидии выделялись в 2017 году, также предусматривал участие граждан в выборе территорий, но только путем их вхождения в специальные общественные комиссии при муниципалитетах. В новой редакции комиссии сохраняются, но прямое голосование должно добавить процессу чуть больше демократии.

По плану, разработанному Минстроем, голосование 2018 года пройдет 18 марта, совпав с выборами президента. Эксперты по электоральной политике полагают, что это очередной способ повысить явку на выборах, помешать кампании бойкота, объявленной Алексеем Навальным. Безусловно, выбор даты для голосования неслучаен, но мотив федеральных чиновников видится значительно более простой.

«Комфортная среда» — это проект Министерства строительства, к которому и были разработаны декабрьские поправки. Минстрой, судя по его риторике, видит задачу в том, чтобы тем или иным способом отчитаться о вовлечении максимального числа граждан в процесс общественных обсуждений (перед Новым годом министерство торжественно заявило об участии в 33 тыс. мероприятий 6,5 млн человек в 2017 году). Присоединив голосование за выбор территорий к выборам президента, Минстрой получит возможность в конце 2018 года рапортовать о невероятном скачке гражданской активности населения.

Читайте также:  Жилье эконом-класса приобретается с привлечением ипотечных кредитов

Менее очевидная причина — вероятное недовольство федерального центра результатами прежней модели распределения средств по программе.

Направляя трансферты для развития муниципалитетов, федеральная власть не обладает достаточными средствами контроля за эффективностью бюджетных расходов. Формальная отчетность и соответствие расходов целевым статьям, которые обычно интересуют проверяющих, не дают ответа на вопрос, были ли деньги потрачены на решение действительно важных местных проблем.

В правила «Комфортной среды» изначально были заложены способы сделать проект более прозрачным, включая создание упомянутых общественных комиссий и обязательное размещение не только протоколов, но и видеозаписей их заседаний в интернете. Ни то ни другое не сработало. Поскольку порядок формирования комиссий отдавался на откуп самим муниципалитетам, во многих из них в комиссии вошли местные депутаты, чиновники и непременные руководители советов ветеранов и женсоветов. Видеозаписи часто доступны только по прямой ссылке, носят малоинформативные названия, а их содержание заставляет усомниться в подъеме гражданской активности, о котором заявляет Минстрой. Прямое голосование жителей выглядит как еще одна попытка побудить муниципалитеты эффективно расходовать субсидии.

Есть ли шансы, что новая попытка окажется более успешной? Отчасти судить об этом позволяет опыт американской Программы модельных городов, похожей на «Комфортную среду» (изначальный упор на дотационные территории, стремление привлечь самих граждан к решению местных проблем), но реализованной на 50 лет раньше.

Модельные города были частью провозглашенной президентом Линдоном Джонсоном политики «великого общества», направленной на борьбу с бедностью и преодоление сегрегации (приоритетным было развитие территорий с преимущественно чернокожим населением). Федеральные гранты получили 150 городов с серьезными социальными проблемами. Предполагалось, что деньги будут распределяться с учетом мнения населения, что повысит подотчетность местных властей и привлечет жителей к участию в управлении городом. В действительности, по оценке экспертов, на первом этапе программы существенный прогресс произошел только в 15 городах из 75.

В 1969 году Шерри Арнстейн, занимавшая должность главного советника министра жилищного строительства и городского развития по вопросам гражданского участия, опубликовала статью «Лестница гражданского участия», неожиданно для автора ставшую самым цитируемым материалом научного журнала American Journal of Planners за все время его существования. Арнстейн проанализировала практики, складывавшиеся в ходе общения муниципальных властей модельных городов с жителями, выделив восемь видов взаимодействия. Ее выводы и сегодня помогают понять как происходящее в программе «Комфортная среда», так и более широкий контекст.

Манипулирование и «психотерапия»

Первые два вида называются «не-участием».

Один из них — манипулирование. В муниципалитетах модельных городов во множестве создавались гражданские консультативные комиссии. Но вопросы по существу там не обсуждались, зато сам факт созыва комиссии демонстрировал связь муниципалитета с гражданами, хотя комиссии часто формировались из представителей местных элит. К этому виду взаимодействия можно отнести большую часть работы российских муниципалитетов с общественными комиссиями в рамках «Комфортной среды» в 2017 году, да и в принципе значительную часть общественных обсуждений.

Второй вид «не-участия» — «психотерапия», когда жителям вместо средств для выхода из состояния бесправия предлагаются психологические консультации. Практики групповой психотерапии в России распространены мало, так что уместной аналогией будут многочисленные призывы «начать с себя», которые раздаются в ответ едва ли не на любое проявление недовольства.

Следующие три ступеньки лестницы Арнстейн относятся к символическим мерам, которые тем не менее могут быть фундаментом для настоящего участия.

Первая из них — информирование граждан о деятельности власти на доступном уровне. Эта практика, безусловно, является важным делом, но сама по себе мало интересует граждан, если те не видят возможности повлиять на ситуацию. Российский пример — красочные, часто довольно удобные в использовании сайты «открытых бюджетов» регионов, которые так и остаются малопосещаемыми, поскольку никакой практической пользы жителям принести не могут.

Второй вид символического участия — консультации с гражданами и сбор их мнений. К этому виду относятся, например, чрезвычайно ценимые российскими властями опросы общественного мнения. В действительности эти опросы имеют значение только в целях легитимации заранее выработанных властью решений, поскольку формулировки вопросов допускают широкие возможности манипулирования голосами граждан.

Наконец, третий вид — это, по терминологии Арнстейн, успокоение. Такая ситуация складывается, когда в гражданские комиссии входят настоящие, а не подставные жители и активисты, но они не обладают нужными подготовкой и/или полномочиями для принятия самостоятельных решений. Под это определение попадает значительная часть российских программ инициативного бюджетирования. Даже там, где жители перед принятием решений проходят дополнительное обучение, окончательное слово остается за чиновниками.

От партнерства к гражданскому контролю

Настоящее гражданское участие начинается с состояния партнерства, когда основные правила взаимодействия не могут быть односторонне изменены ни чиновниками, ни гражданами. В 1969 году таких прав добился совет жителей одного из районов Филадельфии, участвовавших в программе модельных городов, а вот аналогию из современной российской практики подобрать сложно.

Восьмая ступень — делегирование полномочий и гражданский контроль. Эти ситуации еще менее характерны для России. В первом случае граждане целиком берут на себя реализацию отдельных задач, например планирования благоустройства, самостоятельно распоряжаясь средствами гранта для найма подрядчиков и консультантов, во втором — еще и контролируют общую стратегию реализации программы в своем городе.

Получится ли в России?

Может ли прямое голосование, пусть даже в нем примут участие более 50% населения, усилить гражданское участие, как надеется Минстрой? Скорее, нет. В отсутствие полного информирования (которое просто невозможно организовать силами муниципальных чиновников в столь короткие сроки) это голосование превратится в лучшем случае в опрос, в котором респондент должен ответить на вопрос, к которому не готов, а в худшем — в манипулирование общественным мнением, учитывая, что отбор мест, выставляемых на голосование, будут осуществлять те самые общественные комиссии из местных уважаемых людей.

Если Минстрой действительно заинтересован в том, чтобы его субсидии расходовались на решение актуальных местных проблем, ему придется прибегнуть к более сложным и более опасным с точки зрения чиновников формам гражданского участия, при которых формирование общественных комиссий не будет зависеть от воли муниципалитета (этого можно достигнуть при отборе либо жребием, либо по квотам), горожане будут иметь возможность получать информацию обо всех возможных способах расходования денежных средств, а вето комиссии не сможет быть преодолено чиновниками.

По сути, это будет означать переход от нынешнего состояния манипулирования и редких консультаций с гражданами к партнерству — состоянию для чиновников непривычному и некомфортному. Вероятно, настолько некомфортному, что министерству будет проще ничего не менять в контроле над программой, запланированные расходы по которой составляют 25 млрд руб. в год.

Имитация участия: зачем Минстрою спрашивать граждан о благоустройстве

РБК продолжает публикацию совместных материалов с центром Res Publica Европейского университета в Санкт-Петербурге. Его сотрудники — социологи и антропологи — с 2013 года участвуют в эксперименте по привлечению жителей нескольких городов к управлению муниципальными бюджетами. Этот новый для России опыт — источник уникальных данных о проблемах взаимодействия власти и граждан.

Накануне Нового года правительство утвердило изменения в правилах предоставления государственных субсидий по программе «Формирование комфортной городской среды». Теперь территории для благоустройства (конкретные участки, парки, дворы) будут выбирать сами граждане — по крайней мере, такова идея нового постановления.

Проект по развитию городской среды был разработан в 2016 году с целью перенаправить часть средств федерального бюджета на развитие общественных пространств в дотационных регионах страны в 2017–2021 годах.

Первый вариант, по которому субсидии выделялись в 2017 году, также предусматривал участие граждан в выборе территорий, но только путем их вхождения в специальные общественные комиссии при муниципалитетах. В новой редакции комиссии сохраняются, но прямое голосование должно добавить процессу чуть больше демократии.

По плану, разработанному Минстроем, голосование 2018 года пройдет 18 марта, совпав с выборами президента. Эксперты по электоральной политике полагают, что это очередной способ повысить явку на выборах, помешать кампании бойкота, объявленной Алексеем Навальным. Безусловно, выбор даты для голосования неслучаен, но мотив федеральных чиновников видится значительно более простой.

«Комфортная среда» — это проект Министерства строительства, к которому и были разработаны декабрьские поправки. Минстрой, судя по его риторике, видит задачу в том, чтобы тем или иным способом отчитаться о вовлечении максимального числа граждан в процесс общественных обсуждений (перед Новым годом министерство торжественно заявило об участии в 33 тыс. мероприятий 6,5 млн человек в 2017 году). Присоединив голосование за выбор территорий к выборам президента, Минстрой получит возможность в конце 2018 года рапортовать о невероятном скачке гражданской активности населения.

Менее очевидная причина — вероятное недовольство федерального центра результатами прежней модели распределения средств по программе.

Направляя трансферты для развития муниципалитетов, федеральная власть не обладает достаточными средствами контроля за эффективностью бюджетных расходов. Формальная отчетность и соответствие расходов целевым статьям, которые обычно интересуют проверяющих, не дают ответа на вопрос, были ли деньги потрачены на решение действительно важных местных проблем.

В правила «Комфортной среды» изначально были заложены способы сделать проект более прозрачным, включая создание упомянутых общественных комиссий и обязательное размещение не только протоколов, но и видеозаписей их заседаний в интернете. Ни то ни другое не сработало. Поскольку порядок формирования комиссий отдавался на откуп самим муниципалитетам, во многих из них в комиссии вошли местные депутаты, чиновники и непременные руководители советов ветеранов и женсоветов. Видеозаписи часто доступны только по прямой ссылке, носят малоинформативные названия, а их содержание заставляет усомниться в подъеме гражданской активности, о котором заявляет Минстрой. Прямое голосование жителей выглядит как еще одна попытка побудить муниципалитеты эффективно расходовать субсидии.

Есть ли шансы, что новая попытка окажется более успешной? Отчасти судить об этом позволяет опыт американской Программы модельных городов, похожей на «Комфортную среду» (изначальный упор на дотационные территории, стремление привлечь самих граждан к решению местных проблем), но реализованной на 50 лет раньше.

Модельные города были частью провозглашенной президентом Линдоном Джонсоном политики «великого общества», направленной на борьбу с бедностью и преодоление сегрегации (приоритетным было развитие территорий с преимущественно чернокожим населением). Федеральные гранты получили 150 городов с серьезными социальными проблемами. Предполагалось, что деньги будут распределяться с учетом мнения населения, что повысит подотчетность местных властей и привлечет жителей к участию в управлении городом. В действительности, по оценке экспертов, на первом этапе программы существенный прогресс произошел только в 15 городах из 75.

В 1969 году Шерри Арнстейн, занимавшая должность главного советника министра жилищного строительства и городского развития по вопросам гражданского участия, опубликовала статью «Лестница гражданского участия», неожиданно для автора ставшую самым цитируемым материалом научного журнала American Journal of Planners за все время его существования. Арнстейн проанализировала практики, складывавшиеся в ходе общения муниципальных властей модельных городов с жителями, выделив восемь видов взаимодействия. Ее выводы и сегодня помогают понять как происходящее в программе «Комфортная среда», так и более широкий контекст.

Читайте также:  В России расселено 10,63 млн квадратных метров аварийного жилья

Манипулирование и «психотерапия»

Первые два вида называются «не-участием».

Один из них — манипулирование. В муниципалитетах модельных городов во множестве создавались гражданские консультативные комиссии. Но вопросы по существу там не обсуждались, зато сам факт созыва комиссии демонстрировал связь муниципалитета с гражданами, хотя комиссии часто формировались из представителей местных элит. К этому виду взаимодействия можно отнести большую часть работы российских муниципалитетов с общественными комиссиями в рамках «Комфортной среды» в 2017 году, да и в принципе значительную часть общественных обсуждений.

Второй вид «не-участия» — «психотерапия», когда жителям вместо средств для выхода из состояния бесправия предлагаются психологические консультации. Практики групповой психотерапии в России распространены мало, так что уместной аналогией будут многочисленные призывы «начать с себя», которые раздаются в ответ едва ли не на любое проявление недовольства.

Следующие три ступеньки лестницы Арнстейн относятся к символическим мерам, которые тем не менее могут быть фундаментом для настоящего участия.

Первая из них — информирование граждан о деятельности власти на доступном уровне. Эта практика, безусловно, является важным делом, но сама по себе мало интересует граждан, если те не видят возможности повлиять на ситуацию. Российский пример — красочные, часто довольно удобные в использовании сайты «открытых бюджетов» регионов, которые так и остаются малопосещаемыми, поскольку никакой практической пользы жителям принести не могут.

Второй вид символического участия — консультации с гражданами и сбор их мнений. К этому виду относятся, например, чрезвычайно ценимые российскими властями опросы общественного мнения. В действительности эти опросы имеют значение только в целях легитимации заранее выработанных властью решений, поскольку формулировки вопросов допускают широкие возможности манипулирования голосами граждан.

Наконец, третий вид — это, по терминологии Арнстейн, успокоение. Такая ситуация складывается, когда в гражданские комиссии входят настоящие, а не подставные жители и активисты, но они не обладают нужными подготовкой и/или полномочиями для принятия самостоятельных решений. Под это определение попадает значительная часть российских программ инициативного бюджетирования. Даже там, где жители перед принятием решений проходят дополнительное обучение, окончательное слово остается за чиновниками.

От партнерства к гражданскому контролю

Настоящее гражданское участие начинается с состояния партнерства, когда основные правила взаимодействия не могут быть односторонне изменены ни чиновниками, ни гражданами. В 1969 году таких прав добился совет жителей одного из районов Филадельфии, участвовавших в программе модельных городов, а вот аналогию из современной российской практики подобрать сложно.

Восьмая ступень — делегирование полномочий и гражданский контроль. Эти ситуации еще менее характерны для России. В первом случае граждане целиком берут на себя реализацию отдельных задач, например планирования благоустройства, самостоятельно распоряжаясь средствами гранта для найма подрядчиков и консультантов, во втором — еще и контролируют общую стратегию реализации программы в своем городе.

Получится ли в России?

Может ли прямое голосование, пусть даже в нем примут участие более 50% населения, усилить гражданское участие, как надеется Минстрой? Скорее, нет. В отсутствие полного информирования (которое просто невозможно организовать силами муниципальных чиновников в столь короткие сроки) это голосование превратится в лучшем случае в опрос, в котором респондент должен ответить на вопрос, к которому не готов, а в худшем — в манипулирование общественным мнением, учитывая, что отбор мест, выставляемых на голосование, будут осуществлять те самые общественные комиссии из местных уважаемых людей.

Если Минстрой действительно заинтересован в том, чтобы его субсидии расходовались на решение актуальных местных проблем, ему придется прибегнуть к более сложным и более опасным с точки зрения чиновников формам гражданского участия, при которых формирование общественных комиссий не будет зависеть от воли муниципалитета (этого можно достигнуть при отборе либо жребием, либо по квотам), горожане будут иметь возможность получать информацию обо всех возможных способах расходования денежных средств, а вето комиссии не сможет быть преодолено чиновниками.

По сути, это будет означать переход от нынешнего состояния манипулирования и редких консультаций с гражданами к партнерству — состоянию для чиновников непривычному и некомфортному. Вероятно, настолько некомфортному, что министерству будет проще ничего не менять в контроле над программой, запланированные расходы по которой составляют 25 млрд руб. в год.

Власти придумали новый способ повышения явки на выборы президента

Власти придумали новый способ повышения явки на выборы президента: 18 марта граждане проголосуют еще и за проекты благоустройства городов.

Во многих регионах в день выборов президента 18 марта пройдет рейтинговое голосование за проекты благоустройства городских территорий. Опросы будут проводиться в тех же зданиях (или рядом с ними), где находятся избирательные участки. Это способ повысить явку избирателей на выборы, поясняют собеседники «Ведомостей».

В чем суть программы

Голосование за лучшие проекты благоустройства проводится в рамках курируемого Минстроем приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Согласно подготовленному министерством плану до 1 марта местные власти должны обеспечить разработку и публикацию в СМИ дизайн-проектов благоустройства, в течение 15 дней с ними ознакомятся граждане, а еще не позже чем через неделю должно пройти рейтинговое голосование. Таким образом, если проекты опубликуют 1 марта, то ближайшие выходные, когда люди смогут за них проголосовать, выпадают на 17–18 марта. Человек, близкий к администрации президента, и собеседник, близкий к руководству одного из регионов, подтверждают, что в большинстве регионов такое голосование пройдет 18 марта.

Проект «Формирование комфортной городской среды», на который в 2017–2020 гг. планируется потратить 124,1 млрд руб. из федерального и региональных бюджетов, включает, в частности, благоустройство парков в городах с населением до 250 000 человек и благоустройство объектов городской среды, отобранных по результатам общественного обсуждения, говорится в паспорте проекта на сайте Минстроя. Глава министерства Михаил Мень ранее сообщал, что за первый год программы было благоустроено 19 500 дворов и 2500 общественных пространств.

Зачем Путину оглушительная победа

Однако нормы о проведении голосования граждан по проектам благоустройства появились в этой программе лишь в конце 2017 г. и были утверждены постановлением правительства от 16 декабря. Этими изменениями было предусмотрено обязательное проведение рейтингового голосования по выбору территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в 2018–2019 гг., пояснила «Ведомостям» пресс-служба Минстроя. В 2018 г., по ее информации, такое голосование планируется провести в 81 из 85 регионов (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого округа и Тюменской области). Дату и место голосования регионы определяют самостоятельно, но крайний срок для проведения опросов – 23 марта, подчеркивается в ответе пресс-службы Минстроя на запрос «Ведомостей».

В среду Владимир Путин встретится в Коломне с участниками Форума малых городов, одной из тем которого станет специфика реализации проектов формирования комфортной городской среды. Проблема благоустройства территорий тоже будет обсуждаться, подтвердил «Ведомостям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Да. Это и есть цель поездки». Вопрос о планах Минстроя совместить опрос о проектах благоустройства с выборами президента Песков переадресовал в министерство. «Избирательный штаб нашего кандидата ни малейшего отношения к этой инициативе не имеет», – заявил «Ведомостям» пресс-секретарь штаба Путина Андрей Кондрашов. О самой инициативе в штабе знают, но вопросы лучше задать ее авторам – Минстрою и местным властям, добавил он: «У нас это на повестке дня не стояло и не будет стоять».

О том, что политики и чиновники должны разговаривать с людьми и поддерживать их инициативы, особенно в вопросах благоустройства городов, сохранения их исторического облика и создания современной среды, Путин говорил в своем послании Федеральному собранию в декабре 2016 г. Он также призывал советоваться с людьми о том, какими они «хотят видеть свои улицы, свои дворы, парки и набережные, спортивные и детские площадки». Свои проекты по комфортной городской среде есть у «Единой России» и ОНФ.

Что думают об этом на местах

Напрямую с выборами президента опросы не связаны, уверяют опрошенные «Ведомостями» губернаторы. В Рязанской области опросы по теме формирования комфортной городской среды проводятся постоянно, говорит глава региона Николай Любимов. Голосование по благоустройству пройдет и 18 марта, и накануне, так как пул лучших проектов должен быть сформирован в марте, отмечает губернатор: «Это удобно – если люди придут на выборы, можно будет их там в большем количестве спросить». Повышения явки на президентские выборы в связи с опросом о городских проектах Любимов не ожидает: «Скорее это мы воспользуемся тем, что люди в любом случае на выборы придут».

Такие опросы проводятся регулярно, с выборами это не связано, настаивает врио губернатора Красноярского края Александр Усс: «Такие акции призваны усилить мотивацию людей в осознании того, что именно они являются хозяевами на своей земле». Опрос о городских проектах скорее всего будет проводиться или в день выборов президента, или в предшествующий ему день, допускает Усс: «Но это связано не с тем, что необходимо как-то приурочить это к выборам, просто мобилизация людей в рамках такого рода общественно-политических событий (выборов президента. – «Ведомости») гораздо выше и технически удобнее провести [такой опрос]». Для Красноярска опрос особенно актуален в свете запланированной на 2019 г. Универсиады, добавляет губернатор.

Навальный начинает кампанию по бойкоту президентских выборов

В Томской области опросы жителей по программе комфортной городской среды проводятся уже год, будет он и в день выборов президента, подтверждает глава региона Сергей Жвачкин. Поучаствовать в опросе томичи смогут в общественных местах неподалеку от места жительства, кое-где эти места – школы, клубы и т. д. – могут совпасть с местами расположения избирательных участков, не исключает губернатор: «Но это не будет массовым – что на всех избирательных участках будет сбор [голосов для опроса]». Прямой связи между опросом и выборами президента нет, настаивает Жвачкин.

Согласно исследованию «путинского большинства», проведенному в 2017 г. близким к Кремлю Фондом развития гражданского общества, «комфортная среда обитания» стоит на 3-м месте среди самых важных на ближайшие 3–5 лет у 36% россиян – после здоровья и роста доходов. В июне 2017 г., когда ВЦИОМ опрашивал россиян о том, какие задачи в социальной сфере государство должно решать в первую очередь, ответ о благоустройстве населенных пунктов занял 8-е место (12%).

Что это даст властям

О том, что Кремль считает высокую явку избирателей на президентские выборы одной из главных задач, «Ведомостям» не раз говорили собеседники в администрации президента. Обсуждалась идея проведения региональных референдумов, но в большинстве регионов от этого отказались. Например, не была одобрена избиркомом заявка на референдум о переносе столицы Республики Коми из Сыктывкара в Ухту. Среди немногих подобных инициатив, остающихся в силе, – референдумы в Волгоградской области (о переводе местного времени на час вперед) и об объединении двух районов Москвы (голосование пока не назначено).

Ссылка на основную публикацию