Главгосэкспертиза будет выпускать журнал для экспертов и проектировщиков

Новости законодательства

1. Норматив стоимости одного кв. метра жилого помещения по России на второе полугодие 2016 года установлен в размере 37 208 рублей

В первом полугодии 2016 года данный норматив составлял 36 008 рублей. Кроме того, утверждены показатели средней рыночной стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на III квартал 2016 года: для Москвы стоимость составляет 90 400 рублей, для Санкт-Петербурга – 59 103 рубля.

2. Обновлена форма градостроительного плана земельного участка

Градостроительный план земельного участка включает в себя, в частности, сведения о местонахождении, кадастровом номере, описании границ земельного участка, его площади, описании допустимого местоположения объекта капитального строительства на земельном участке и иные сведения.

Не подлежащим применению признан Приказ Минрегиона России от 10.05.2011 N 207 “Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка”, которым ранее была утверждена данная форма.

3. Уточнен порядок проведения квалификационного экзамена по аттестации экспертов в области промышленной безопасности

Максимальное время прохождения компьютерного тестирования, в рамках аттестации экспертов увеличено с 2 до 2,5 часов.

Установлено также, что при отрицательном результате второго этапа квалификационного экзамена заявитель вправе в течение 3 рабочих дней с даты объявления результатов решения ситуационных задач обратиться в Ростехнадзор с заявлением о пересдаче второго этапа квалификационного экзамена.

В течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления о пересдаче второго этапа квалификационного экзамена заявителю направляется уведомление в виде электронного документа, с электронной подписью, через Интернет либо иным способом, обеспечивающим подтверждение получения такого уведомления, с указанием даты, времени и места пересдачи второго этапа квалификационного экзамена.

Пересдача второго этапа квалификационного экзамена не может быть проведена позднее 25 рабочих дней со дня регистрации заявления о пересдаче.

Заявитель имеет право на пересдачу второго этапа квалификационного экзамена только один раз.

Установлен также порядок обращения в Ростехнадзор с жалобой при несогласии заявителя с результатами квалификационного экзамена (этапа квалификационного экзамена). Жалоба подается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов и может быть направлена по почте, с использованием Интернета, сайта Ростехнадзора, а также зарегистрирована при личном приеме заявителя. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.

4. Минстроем России предложены проекты типовых государственных (муниципальных) контрактов, используемых заказчиками при осуществлении закупок в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Предлагаемые типовые государственные (муниципальные) контракты, помимо общих разделов, устанавливающих предмет контракта, права и обязанности сторон, цену контракта и порядок расчетов, сроки выполнения работ (оказания услуг), иные условия, включают в себя также присущие им особенности, в числе которых формы заданий и соответствующих программ, формы актов, отчетов и графиков (например, исполнения работ, проведения авторского надзора, платежей).

Предполагается, что типовые государственные (муниципальные) контракты будут размещены в единой информационной системе закупок. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.

5. Главгосэкспертиза будет выпускать журнал для экспертов и проектировщиков

На заседании Наблюдательного совета ФАУ «Главгосэкспертиза России», которое прошло 7 июля в Минстрое России под председательством Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаила Меня, было одобрено предложение о выпуске издания, направленного на просвещение и распространение профессиональных знаний в области экспертизы и проектирования.

6. Начал работу Экспертный совет ФАУ «ФЦЦС»

Экспертный совет подведомственного Минстрою России федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» начал свою работу. Первое заседание состоялось 8 июля под председательством руководителя учреждения Ирины Лищенко.

7. Единый порядок подключения к системам инженерной инфраструктуры будет проработан с экспертным сообществом

Минстроем России совместно с Правительством Москвы и Правительством Санкт-Петербурга в настоящее время осуществляется проработка вопроса о предоставлении услуг сетевых компаний, ресурсоснабжающих организаций по техническому присоединению и подключению сетей в электронном виде, а также получении документов, необходимых для оказания услуг в рамках межведомственного электронного взаимодействия. По результатам проработки данного вопроса планируется подготовить регламент взаимодействия участников прохождения градостроительных процедур с предложениями по его реализации в электронном виде. Также на заседании обсуждался вопрос о стратегическом планировании, разработке схем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами и взаимодействии с субъектами Российской Федерации. Экспертное сообщество пришло к выводу о необходимости создания “Стратегии развития теплоснабжения” как основного стратегического документа, фиксирующего цели, задачи, а также мероприятия на ближайшие 10-15 лет, их сроки и ответственных за их выполнения. Участники заседания предложили Минстрою России рассмотреть данную инициативу.

Главгосэкспертиза создает единую цифровую платформу и готовит экспертов нового типа для всей отрасли

Москва. 28 ноября. Главгосэкспертиза – Создание единой цифровой платформы и переход к умному управлению процессом строительства становятся главными элементами трансформации института строительной экспертизы, заявил начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов в рамках открытия V Всероссийского совещания государственной экспертизы, которое проходит сегодня в Москве при поддержке Минстроя России.

В ядро цифровой среды должны быть заложены платформенные решения, сквозные технологии и цифровые инструменты, обеспечивающие интеграцию на уровне микросервисов и создающие условия для работы всех стейкхолдеров – заинтересованных организаций, заказчиков и застройщиков, федеральных органов власти и экспертов, а также многих других участников процесса создания объекта – в единой доверительной среде с учетом прописанных для каждого ролей и полномочий. Внутри такой среды должна быть обеспечена работа с информационными моделями, а также с библиотеками, базами данных, классификаторами, реестрами с использованием искусственного интеллекта, цифровых ассистентов эксперта и другими цифровыми инструментами.

Планируется, что участниками единой цифровой платформы могут стать такие информационные системы, как ЕГРЗ, ФГИС ЦС, подсистема управления нацпроектами, ИСОГД, ФГИС ЕГРН (Росреестр), ГИСП (Минпромторг), ГИС ТЭК (Минэнерго), ФГИС ТП (Минэкономразвития), КИПС ГБЦГИ (Росгеолфонд), информационные системы Ростехнадзора, Росавтодора, РЖД и другие. Однако этот подход не предполагает, что региональные экспертные или иные организации должны отказаться от развития собственных информационных продуктов: просто их системы должны быть доступны для интеграции. Главгосэкспертиза готовит переход к работе на единой цифровой платформе для коллег из субъектов РФ, в том числе привлекает некоторые региональные экспертизы к участию в пилотных проектах, проводит анкетирование и мониторинг готовности других потенциальных участников. Среди новых направлений, над которыми сейчас идет работа, – не только внедрение экспертного сопровождения строительства, но и создание облачной платформы для экспертных организаций, формирование базы знаний по основным ошибкам проектирования, библиотеки проектных решений и БИМ-моделей, а также переход к xml-схемам заключений экспертизы.

«Министр строительства Владимир Якушев уже не раз говорил, что одна из ключевых задач строительной отрасли и института строительной экспертизы сегодня – обеспечение сопровождения национальных проектов. Главгосэкспертиза России проводит своего рода мониторинг состояния строящихся по нацпроектам объектов, и его результаты показывают, что у нас есть еще пространство для развития системы информирования о ходе их реализации: во многих случаях данных много, но они разрознены и с точки зрения оперативного взаимодействия не всегда удобны в использовании. Переход к умному управлению процессом строительства позволит значительно улучшить эту ситуацию», – отметил Игорь Манылов.

Читайте также:  Россияне задолжали за услуги ЖКХ 569 миллиардов рублей

При этом для работы в новых реалиях и достижения поставленных перед экспертами задач необходимы не только изменения законодательства и цифровые платформы и решения. Чтобы изменить угол зрения на существующие в отрасли проблемы и начать по-новому смотреть на ее будущее, следует пересмотреть и модифицировать и компетенции участников строительной отрасли и экспертов. Эксперты нового типа, а также проектировщики и представители заказчиков должны владеть информационными технологиями, потому что использование больших массивов данных предполагает не просто способность работать с файлами: надо уметь формировать и задавать алгоритмы для поиска и проверки данных, опираясь на сформированную базу знаний и другие цифровые инструменты. Необходимо взаимодействие с информационными моделями строящихся объектов, которые приходят на смену проектно-сметной документации в форме документов. И, чтобы работать с такими моделями, проектировщики, эксперты и заказчики строительства должны владеть навыками в области информационных технологий.

Такие специалисты уже есть, но отрасли их пока не хватает. Необходимо активизировать процесс подготовки специалистов будущего и сделать его более целенаправленным. Ведь в условиях динамично развивающихся технологий строительства постоянно возникают ситуации, в которых требуется синтез идей из различных предметных областей, способность к адаптации и умение быстро учиться. С целью повышения компетенций заказчиков, проектировщиков и, конечно, экспертов, Главгосэкспертиза запускает около 50 новых программ дополнительного профессионального образования и ведет работу по совершенствованию системы аттестации экспертов. В этой сфере уже наблюдается значительная динамика, что связано, прежде всего, с тем, что Минстрой России открыт к обсуждению всех вопросов и внимательно работает со всеми предложениями экспертного сообщества.

V Всероссийское совещание организаций государственной экспертизы проводит Главгосэкспертиза России при поддержке Минстроя России.

Шаг к “умной стройке”

О ключевых нововведениях в работе экспертов и о своем видении решения стратегических задач, которые стоят перед экспертным сообществом, “РГ” рассказал начальник ведомства Игорь Манылов.

Какова сегодня роль Главгосэкпертизы в том, как меняется отрасль, и в чем цель трансформации института экспертизы?

Игорь Манылов: На мой взгляд, ключевое положение стратегии развития строительной отрасли – это создание механизма управления жизненным циклом объекта капитального строительства. Строительство как бы переходит от традиционного способа администрирования всех действий – спроектировать, проследить, чтобы все было правильно, сдать в эксплуатацию – к современному подходу – работе с цифровыми “двойниками” объектов. Анализ “больших данных” должен сделать более эффективными все процессы строительства на макроэкономическом уровне. Институт, концентрирующий интеллектуальный ресурс, технологические решения и информацию, играет особую роль. Поэтому эксперты входят в команду, которая занимается разработкой стратегии. Именно поэтому цель трансформации экспертизы – преобразование в институт управления эффективностью строительных проектов.

Игорь Манылов: Переход от классического понимания нормоконтроля к управлению данными, внедрение риск-ориентированного подхода, создание единого цифрового пространства, сокращение сроков реализации проектов, разработка системы управления стоимостью строительства, постоянное накопление данных и управление ими, в том числе формирование баз знаний, а также формирование дополнительных ценностей для отрасли.

Насколько это важно для отрасли?

Игорь Манылов: Преобразования изменят не только нашу работу. Переформатирование поможет повысить качество нормативных документов, исключить большинство коллизий и предусмотреть решения, сегодня требующие разработки специальных технических условий. Как операционная система компьютера управляет его блоками, процессорами, схемами и устройствами, так и обновленная экспертиза поможет сформировать операционную систему деятельности строительного комплекса, изменить протоколы взаимодействия, сделать его более эффективным, гибким, экономичным и современным.

Что останется от “старой” экспертизы?

Игорь Манылов: Мы по-прежнему должны осуществлять все делегированные государством полномочия, быть защитным механизмом для общества, но при этом использовать знания, компетенции и научные достижения наших сотрудников для повышения качества проектирования и развития среды. Ведь наша конечная цель – объект, построенный надежно, безопасно и своевременно.

Как налажена связь между экспертами и застройщиками?

Игорь Манылов: Технически у нас практически нет административных барьеров. Подача заявлений на проведение государственной экспертизы, работа с экспертами и получение заключения осуществляются в электронном виде. У нас действуют и постоянно развиваются электронные сервисы, которые упрощают работу наших заявителей. Контактный центр работает круглосуточно и обрабатывает от 4 до 5 тысяч сообщений в неделю – проводятся серьезные консультации, которые помогают заявителям возникающие вопросы. Мы “открыли” нашу интерфейсную часть. В некоторых экспертных организациях пока может быть чуть сложнее, но и там, я считаю, это преходяще. Остаются проблемы отрасли с качеством проектирования, и это иногда приводит к тому, что у заявителей возникают трудности и задержки в рассмотрении проектов.

Какова глобальная роль цифровизации в современных процессах госэкспертизы?

Игорь Манылов: Мы решаем задачу, которую на национальном уровне поставил президент: прийти к управлению стройкой с использованием информационного моделирования. Важнейшим этапом на этом пути должно стать и создание единой информационной платформы для участников процесса реализации инвестиционного проекта на всех этапах жизненного цикла объекта – цифрового конвейера, который позволит оптимизировать работу каждого участника. С 2016 по 2019 годы мы обеспечили переход к электронному формату. Однако это – только первый шаг. Мы учимся работать с данными, структурировать и извлекать пользу – от получения доступа к проектам-аналогам до использования их в серьезных макроэкономических процессах, отказываемся от дублирования информации, решаем технологические и организационные вопросы.

Вы не раз говорили о том, что стройкомплексу нужна “бесшовность” процессов. Для чего?

Игорь Манылов: Если стадии жизненного цикла между собой не соединены, то процессы состоят из разрозненных процедур, имеющих разные форматы, разных участников и даже порой дублирующих друг друга. Возникает ситуация, когда усилий на прохождение этих стадий нужно столько же, сколько на саму стройку. Эта проблема не уникальна – изучая чужой опыт, мы видим, что те же проблемы возникают и у, например, американских и канадских строителей, которые жалуются, что стадия проектирования отнимает много сил и времени. Как мы устраняем такие “швы”: например, чтобы сформировать заявление на проведение государственной экспертизы, нашему заявителю теперь достаточно указать ИНН, и наша система взаимодействия с ФНС сама заполнит необходимые данные. То же самое происходит и в отношении данных Росреестра и других органов, которые работают в электронном формате. Раньше заявителю пришлось бы идти в другой орган за нужной бумагой, и все бы теряли огромное количество времени и сил. “Бесшовность” – это, по существу, колоссальные нематериальные инвестиции в экономику, которые приведут к ее значительному росту.

Какой вы видите госэкспертизу через пять лет, после завершения всех преобразований?

Игорь Манылов: Следующий шаг – переход к сквозному взаимодействию. Мы считаем, что экспертиза трансформируется в институт, занимающийся инжинирингом и комплексным решением вопросов по инвестиционным проектам. Нередко бывает, что у заказчика объект уже сдавать в эксплуатацию пора, а он только идет на экспертизу, и в этот момент выявляются серьезные недостатки. Сквозное участие экспертов в жизни проекта на самых ранних стадиях позволит предупредить эти ошибки.

Второй важный момент – передача интеллектуального капитала. Несколько десятков тысяч объектов по всей стране проходят через 7,5 тысячи экспертов. В итоге у экспертов накапливается огромная база знаний. Несколько лет назад мы запустили систему передачи знаний и опыта экспертов проектировщикам, техническим заказчикам, госзаказчикам. Недавно мы получили лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования, и Учебный центр Главгосэкспертизы, давно проводящий широкомасштабные семинары, уже реализует первую такую программу “Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий: сложные вопросы и анализ типичных ошибок”. Так что эксперты сейчас и через пять лет не просто контролеры: мы и тренеры, и учителя, и участники проекта.

Кроме того, уже сейчас ключевыми становятся вопросы, насколько оптимально выбраны технология производства и оборудование. Пока они делятся между регуляторами, но будущее я вижу в интеграции систем. Экспертиза станет связующим звеном между строительным комплексом и другими отраслями. Технологически она “растворится” – ее присутствие будет неощутимо, но она станет основой “умной стройки”. Я говорю не о том, что семь тысяч умников всех научат жизни, а о том, что эксперты – люди, которые понимают: динамика развития знаний настолько высока, что учиться нужно каждую минуту. И фактически эксперты не только повышают свой профессиональный уровень, но и становятся проводниками знаний для всех участников стройкомплекса, реализуя концепцию lifelong learning.

Читайте также:  Энергоэффективность по-немецки

Эксперты готовы стать “тренерами” для участников отрасли?

Игорь Манылов: Да. Кроме индивидуальных консультаций, у нас есть семинары и другие образовательные продукты, которые мы предлагаем нашим заявителям по всей стране. При этом эти продукты могут поставляться как офлайн, так и онлайн, что сокращает временные и финансовые издержки. Темы семинаров формируются по тем вопросам, где заявители видят узкие места, и с учетом предложений экспертов, знающих, где встречаются типичные проблемы и ошибки. Также для крупных корпораций мы проводим “кустовые” мероприятия, когда собираются представители одной системы – нефтепереработки, химии, энергетики, и мы вместе рассматриваем важные для всех вопросы. После таких “тренировок” качество взаимодействия и проектирования существенно повышается – это видим и мы, и сами застройщики.

Как вы оцениваете первый год работы Единого государственного реестра заключений?

Игорь Манылов: Реестр содержит уже более 30 000 заключений. За время нашего интервью наверняка появилось еще несколько десятков. Мощности системы хватает, чтобы обеспечить эти темпы. Ведение реестра для нас не самоцель. Например, один, а их много, позитивных эффектов внедрения ЕГРЗ – теперь и эксперты, и проектировщики знают: “все ходы записаны”. Некоторым, конечно, теперь сложнее: меньше стало возможностей для манипуляций, зато это делает более качественной всю нашу работу. Второй этап развития ЕГРЗ даст возможность пользоваться библиотеками технических решений и данными по стоимостным параметрам и позволит проводить анализ всей поступающей информации с целью управления отраслью. Это и есть работа с большими данными. Сейчас мы проводим интеграцию с контрольными органами и организациями, выдающими разрешения на строительство, а в части жилищного строительства – с ДОМ.РФ. Наша цель добиться того, чтобы в первой половине следующего года обновленная версия ЕГРЗ – ЕГРЗ 2.0 – уже заработала.

Структура Главгосэкспертизы России включает в себя центральный аппарат и 12 филиалов. В 2018 году эксперты Главгосэкспертизы России выпустили 7100 заключений. В первом полугодии 2019 года – 3214 заключений, 97 процентов заявлений на проведение госэкспертизы было подано в электронной форме.

В 2018 году было выявлено 875 комплектов проектной документации, технические решения в которых в случае их реализации могли привести к риску возникновения аварий. Общая заявленная сметная стоимость строительства объектов, проходивших проверку в Главгосэкспертизе России в 2018 году, составила 2 триллиона 205 миллиардов рублей. По результатам проведения проверки достоверности определения сметной стоимости в 2018 году Главгосэкспертиза России добилась ее снижения на 245 миллиардов рублей, из них сэкономлено 118 миллиардов рублей бюджетных средств. По результатам проверки сметной стоимости строительства в 1 полугодии 2019 года достигнутая экономия составила 98,5 миллиарда рублей. Из них бюджетных средств – 72,7 миллиарда рублей.

Главгосэкспертиза создает единую цифровую платформу и готовит экспертов нового типа для всей отрасли

Создание единой цифровой платформы и переход к умному управлению процессом строительства становятся главными элементами трансформации института строительной экспертизы, заявил начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов в рамках открытия V Всероссийского совещания государственной экспертизы, которое проходит сегодня в Москве при поддержке Минстроя России.

В ядро цифровой среды должны быть заложены платформенные решения, сквозные технологии и цифровые инструменты, обеспечивающие интеграцию на уровне микросервисов и создающие условия для работы всех стейкхолдеров – заинтересованных организаций, заказчиков и застройщиков, федеральных органов власти и экспертов, а также многих других участников процесса создания объекта – в единой доверительной среде с учетом прописанных для каждого ролей и полномочий. Внутри такой среды должна быть обеспечена работа с информационными моделями, а также с библиотеками, базами данных, классификаторами, реестрами с использованием искусственного интеллекта, цифровых ассистентов эксперта и другими цифровыми инструментами.

Планируется, что участниками единой цифровой платформы могут стать такие информационные системы, как ЕГРЗ, ФГИС ЦС, подсистема управления нацпроектами, ИСОГД, ФГИС ЕГРН (Росреестр), ГИСП (Минпромторг), ГИС ТЭК (Минэнерго), ФГИС ТП (Минэкономразвития), КИПС ГБЦГИ (Росгеолфонд), информационные системы Ростехнадзора, Росавтодора, РЖД и другие. Однако этот подход не предполагает, что региональные экспертные или иные организации должны отказаться от развития собственных информационных продуктов: просто их системы должны быть доступны для интеграции. Главгосэкспертиза готовит переход к работе на единой цифровой платформе для коллег из субъектов РФ, в том числе привлекает некоторые региональные экспертизы к участию в пилотных проектах, проводит анкетирование и мониторинг готовности других потенциальных участников. Среди новых направлений, над которыми сейчас идет работа, – не только внедрение экспертного сопровождения строительства, но и создание облачной платформы для экспертных организаций, формирование базы знаний по основным ошибкам проектирования, библиотеки проектных решений и БИМ-моделей, а также переход к xml-схемам заключений экспертизы.

«Министр строительства Владимир Якушев уже не раз говорил, что одна из ключевых задач строительной отрасли и института строительной экспертизы сегодня – обеспечение сопровождения национальных проектов. Главгосэкспертиза России проводит своего рода мониторинг состояния строящихся по нацпроектам объектов, и его результаты показывают, что у нас есть еще пространство для развития системы информирования о ходе их реализации: во многих случаях данных много, но они разрознены и с точки зрения оперативного взаимодействия не всегда удобны в использовании. Переход к умному управлению процессом строительства позволит значительно улучшить эту ситуацию», – отметил Игорь Манылов.

При этом для работы в новых реалиях и достижения поставленных перед экспертами задач необходимы не только изменения законодательства и цифровые платформы и решения. Чтобы изменить угол зрения на существующие в отрасли проблемы и начать по-новому смотреть на ее будущее, следует пересмотреть и модифицировать и компетенции участников строительной отрасли и экспертов. Эксперты нового типа, а также проектировщики и представители заказчиков должны владеть информационными технологиями, потому что использование больших массивов данных предполагает не просто способность работать с файлами: надо уметь формировать и задавать алгоритмы для поиска и проверки данных, опираясь на сформированную базу знаний и другие цифровые инструменты. Необходимо взаимодействие с информационными моделями строящихся объектов, которые приходят на смену проектно-сметной документации в форме документов. И, чтобы работать с такими моделями, проектировщики, эксперты и заказчики строительства должны владеть навыками в области информационных технологий.

Такие специалисты уже есть, но отрасли их пока не хватает. Необходимо активизировать процесс подготовки специалистов будущего и сделать его более целенаправленным. Ведь в условиях динамично развивающихся технологий строительства постоянно возникают ситуации, в которых требуется синтез идей из различных предметных областей, способность к адаптации и умение быстро учиться. С целью повышения компетенций заказчиков, проектировщиков и, конечно, экспертов, Главгосэкспертиза запускает около 50 новых программ дополнительного профессионального образования и ведет работу по совершенствованию системы аттестации экспертов. В этой сфере уже наблюдается значительная динамика, что связано, прежде всего, с тем, что Минстрой России открыт к обсуждению всех вопросов и внимательно работает со всеми предложениями экспертного сообщества.

V Всероссийское совещание организаций государственной экспертизы проводит Главгосэкспертиза России при поддержке Минстроя России.

Главгосэкспертиза создает единую цифровую платформу и готовит экспертов нового типа для всей отрасли

Создание единой цифровой платформы и переход к умному управлению процессом строительства становятся главными элементами трансформации института строительной экспертизы, заявил начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов в рамках открытия V Всероссийского совещания государственной экспертизы, которое проходит сегодня в Москве при поддержке Минстроя России.

Читайте также:  Плата за ЖКХ на 2020 год как можно платить меньше?

В ядро цифровой среды должны быть заложены платформенные решения, сквозные технологии и цифровые инструменты, обеспечивающие интеграцию на уровне микросервисов и создающие условия для работы всех стейкхолдеров – заинтересованных организаций, заказчиков и застройщиков, федеральных органов власти и экспертов, а также многих других участников процесса создания объекта – в единой доверительной среде с учетом прописанных для каждого ролей и полномочий. Внутри такой среды должна быть обеспечена работа с информационными моделями, а также с библиотеками, базами данных, классификаторами, реестрами с использованием искусственного интеллекта, цифровых ассистентов эксперта и другими цифровыми инструментами.

Планируется, что участниками единой цифровой платформы могут стать такие информационные системы, как ЕГРЗ, ФГИС ЦС, подсистема управления нацпроектами, ИСОГД, ФГИС ЕГРН (Росреестр), ГИСП (Минпромторг), ГИС ТЭК (Минэнерго), ФГИС ТП (Минэкономразвития), КИПС ГБЦГИ (Росгеолфонд), информационные системы Ростехнадзора, Росавтодора, РЖД и другие. Однако этот подход не предполагает, что региональные экспертные или иные организации должны отказаться от развития собственных информационных продуктов: просто их системы должны быть доступны для интеграции. Главгосэкспертиза готовит переход к работе на единой цифровой платформе для коллег из субъектов РФ, в том числе привлекает некоторые региональные экспертизы к участию в пилотных проектах, проводит анкетирование и мониторинг готовности других потенциальных участников. Среди новых направлений, над которыми сейчас идет работа, – не только внедрение экспертного сопровождения строительства, но и создание облачной платформы для экспертных организаций, формирование базы знаний по основным ошибкам проектирования, библиотеки проектных решений и БИМ-моделей, а также переход к xml-схемам заключений экспертизы.

«Министр строительства Владимир Якушев уже не раз говорил, что одна из ключевых задач строительной отрасли и института строительной экспертизы сегодня – обеспечение сопровождения национальных проектов. Главгосэкспертиза России проводит своего рода мониторинг состояния строящихся по нацпроектам объектов, и его результаты показывают, что у нас есть еще пространство для развития системы информирования о ходе их реализации: во многих случаях данных много, но они разрознены и с точки зрения оперативного взаимодействия не всегда удобны в использовании. Переход к умному управлению процессом строительства позволит значительно улучшить эту ситуацию», – отметил Игорь Манылов.

При этом для работы в новых реалиях и достижения поставленных перед экспертами задач необходимы не только изменения законодательства и цифровые платформы и решения. Чтобы изменить угол зрения на существующие в отрасли проблемы и начать по-новому смотреть на ее будущее, следует пересмотреть и модифицировать и компетенции участников строительной отрасли и экспертов. Эксперты нового типа, а также проектировщики и представители заказчиков должны владеть информационными технологиями, потому что использование больших массивов данных предполагает не просто способность работать с файлами: надо уметь формировать и задавать алгоритмы для поиска и проверки данных, опираясь на сформированную базу знаний и другие цифровые инструменты. Необходимо взаимодействие с информационными моделями строящихся объектов, которые приходят на смену проектно-сметной документации в форме документов. И, чтобы работать с такими моделями, проектировщики, эксперты и заказчики строительства должны владеть навыками в области информационных технологий.

Такие специалисты уже есть, но отрасли их пока не хватает. Необходимо активизировать процесс подготовки специалистов будущего и сделать его более целенаправленным. Ведь в условиях динамично развивающихся технологий строительства постоянно возникают ситуации, в которых требуется синтез идей из различных предметных областей, способность к адаптации и умение быстро учиться. С целью повышения компетенций заказчиков, проектировщиков и, конечно, экспертов, Главгосэкспертиза запускает около 50 новых программ дополнительного профессионального образования и ведет работу по совершенствованию системы аттестации экспертов. В этой сфере уже наблюдается значительная динамика, что связано, прежде всего, с тем, что Минстрой России открыт к обсуждению всех вопросов и внимательно работает со всеми предложениями экспертного сообщества.

V Всероссийское совещание организаций государственной экспертизы проводит Главгосэкспертиза России при поддержке Минстроя России.

Разъяснение ФАУ “Главгосэкспертиза России” от 06.07.2015 “По вопросу определения лица, уполномоченного выступать заявителем на проведение государственной экспертизы”

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ”

от 6 июля 2015 года

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ВЫСТУПАТЬ ЗАЯВИТЕЛЕМ

НА ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Пунктом 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, установлено, что заявителем при направлении документов на государственную экспертизу может выступать:

б) технический заказчик;

в) уполномоченное техническим заказчиком либо застройщиком лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы.

а) В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Наличие права на земельный участок и его юридическое закрепление за правообладателем (застройщиком) подтверждаются соответствующими документами о праве на земельный участок.

б) Согласно пункту 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технический заказчик – это лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет подрядчикам необходимые для выполнения ими работ материалы и документы, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу.

По смыслу пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технический заказчик в отношениях с третьими лицами при направлении проектной документации на государственную экспертизу действует от имени застройщика.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает следующие договорные конструкции построения отношений, когда одно юридическое лицо действует от имени другого:

1) по модели договора поручения поверенный (юридическое или физическое лицо) обязуется совершить от имени и за счет доверителя (застройщика) определенные юридические действия. Доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2) по модели договора агентирования, когда агент (юридическое или физическое лицо) действует от имени и за счет принципала (застройщика). Принципал обязан выдать доверенность агенту.

в) уполномоченное техническим заказчиком, застройщиком лицо, обратившееся с заявлением о проведении государственной экспертизы, представляет на государственную экспертизу:

– доверенность, подтверждающую полномочия действовать от имени застройщика, в которой полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально (подпункт “и” пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145);

– документы (заверенные копии договора поручения и/или агентирования и доверенности, выданной застройщиком техническому заказчику, доверенность, выданную уполномоченному лицу техническим заказчиком в порядке передоверия), подтверждающие полномочия действовать от имени застройщика в результате передоверия техническим заказчиком полномочий, возложенных на него застройщиком договором поручения и/или агентирования и доверенностью). В доверенности на уполномоченное лицо полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально (подпункт “и” пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145).

Ссылка на основную публикацию