Если дорога муниципальная, ее реконструкцией занимается муниципалитет

Нарушения, которые муниципалитеты допускают при строительстве и ремонте дорог

К полномочиям органов местного самоуправления относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе их строительство, ремонт и содержание (ст. 14–16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Контроль за соблюдением закона при строительстве, ремонте и содержании дорог осуществляют прокуроры, специалисты счетных палат и финансовые ревизоры. По итогам проверок контролеры требуют устранить нарушения, но могут и обвинить в неэффективном использовании бюджетных средств. В этой статье мы расскажем об ошибках, которые проверяющие чаще всего выявляют в работе органов местной власти.

Право собственности на дороги не оформлено

Одна из проблем в сфере строительства, ремонта и содержания автодорог местного значения — отсутствие оформленного органами местного самоуправления права собственности на автодороги местного значения. Если земельный участок, на котором расположена автодорога, принадлежит администрации муниципального образования, то право собственности на автодорогу как объект недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации. Если это требование не выполнить, прокуратура может подать иск в суд и добиться решения об оформлении права муниципальной собственности на автодорогу.

Важно запомнить! Зарегистрируйте право муниципальной собственности в управлении Росреестра по вашему региону

ПРИМЕР 1. По заявлению прокурора суд признал незаконным бездействие администрации сельского поселения. Чиновники не приняли мер, чтобы оформить право собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения. Суд обязал администрацию зарегистрировать право собственности на автодороги в границах населенных пунктов сельского поселения, включенных в реестр муниципальной собственности (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 15.05.2012 по делу № 33–146112).

Чтобы признать право собственности на дорогу, подготовьте технический и кадастровый паспорта на нее. Отсутствие этой документации прокуроры могут оспорить.

ПРИМЕР 2. Кировский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с иском к администрации городского поселения и потребовал, чтобы она провела паспортизацию дороги. Прокурорская проверка показала, что были нарушены требования законодательства о безопасности дорожного движения.

Суд указал, что каждая автомобильная дорога общего пользования подлежит техническому учету и паспортизации (п. 1.2 Ведомственных строительных норм 1–83, утв. Минавтодором РСФСР 05.02.1982). Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, в которой заинтересованы жители города. Суд удовлетворил иск прокурора (определение Ленинградского областного суда от 12.12.2012 № 33–5555/2012).

НА ЗАМЕТКУ: По мнению Минэкономразвития, права на дорожное покрытие из гравия и щебня не подлежат госрегистрации ( письмо от 11.07.2014 № Д23и-2426 )

Право собственности на объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ). Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество также являются акты, изданные органами местного самоуправления в рамках их компетенции (ст. 17 Закона № 122-ФЗ). Поэтому орган местного самоуправления должен принять муниципальный нормативный акт о включении автодорог местного значения в реестр муниципальной собственности.

Сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения должны быть внесены в единый государственный реестр автомобильных дорог (ЕГРАД). Такое требование установлено в статье 10 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ. Если дорога не внесена в ЕГРАД, она относится к бесхозяйным.

В реестр вносят:

  • сведения о собственнике дороги;
  • идентификационный номер дороги;
  • сведения о соответствии дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги;
  • информацию о виде разрешенного использования.

Документ: Идентификационные номера присваиваются дорогам по правилам, которые Минтранс утвердил приказом от 07.02.2007 № 16

Несоответствие данных в документах

Органы местного самоуправления вправе утверждать перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения (ст. 5 Закона № 257-ФЗ). Перечень должен содержать идентификационные номера автомобильных дорог местного значения.

Показатель протяженности автомобильной дороги, включенной в перечень, должен соответствовать данным в свидетельстве о государственной регистрации права на дорогу. В контракте и акте приемки выполненных работ также указывайте протяженность, которая соответствует документальной. В противном случае ревизоры зафиксируют нарушение.

Несоответствие объемов и качества работ реальным потребностям

Проверку количественных и качественных показателей ревизоры начнут с изучения документов. Анализу подвергнут локальные сметные расчеты, прилагаемые к контрактам. Данные в сметах должны соответствовать техническому заданию.

Как проверяют объемы работ

Если перечни и объемы работ в сметных расчетах не соответствуют утвержденным техническим заданиям — это нарушение.

ПРИМЕР 3. Контрольно-счетная палата проверила законность и результативность использования средств дорожного фонда Кочевского муниципального района Пермского края.

В результате установлено, что:

  • в контракт необоснованно включены работы по установке дорожных знаков, не предусмотренных техническим заданием;
  • завышена стоимость работ к оплате на сумму 1554 руб.;
  • занижены объемы работ по устройству выравнивающего слоя, устройству покрытия из песчано-гравийной смеси на сумму 2732,98 руб.

Таким образом, муниципальный район необоснованно использовал бюджетные средства на общую сумму 4286,98 руб. Он оплатил подрядчику выполненные работы, которые не соответствуют техническому заданию по муниципальному контракту.

Чтобы проверить выполненные объемы, ревизоры проведут осмотры и контрольные обмеры. Так, в показателях толщины асфальтобетонных покрытий дорожных одежд по основным требованиям СНиП 3.06.03–85 допустимыми признают отклонения от проектных значений в пределах:

  • от 10 до 20 мм — для 10 процентов результатов определений;
  • от 5 до 10 мм — для остального объема.

Если при контрольной вырубке и замере толщины оснований и покрытий отклонение от толщины, предусмотренной сметной документацией, окажется больше 10 мм в 90 процентах измерений, проверяющие признают это завышением объемов выполненных работ. Ревизоры пересчитают стоимость и потребуют взыскать с подрядчика необоснованно выплаченные средства.

Как проверяют качество работ

Важно запомнить! На отремонтированные объекты должен быть оформлен гарантийный паспорт. Такой паспорт подписывают руководители подрядной и эксплуатирующей организаций

Ревизоры обязательно проведут выборочные осмотры отремонтированных дорог, чтобы выявить дефекты. Типичные недостатки:

  • сетка трещин с разрушениями и разломами в покрытии проезжей части;
  • разрушения в виде ям, выбоин в покрытии проезжей части;
  • следы пучения грунта, образование колейности.

Если проверяющие выявят такие дефекты, они выяснят, как заказчик провел претензионную работу с подрядчиком. В случае высокой степени повреждения дорожной одежды они могут сделать вывод о неэффективном использовании бюджетных средств.

Минимальный гарантийный срок на ремонт верхнего дорожного покрытия — 4 года, на нижнее покрытие и основание — 8 лет (распоряжение Минтранса от 07.05.2003 № ИС-414-р). Проводите регулярные контрольные осмотры и проверки на отремонтированных участках дорог в период гарантийных сроков. На отсутствие муниципального контроля за сохранностью дорог общего пользования местного значения может обратить внимание прокурор.

ПРИМЕР 4. В Тульской области прокурорской проверкой установлено, что в 2016 году в городе Донском не осуществлялся муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения, не проводились плановые и комплексные проверки. Прокурор направил иск в городской суд и потребовал обязать администрацию муниципального образования организовать контроль.

Завышение НМЦК

Одно из правонарушений в сфере строительства и ремонта дорог — завышение цен. Заказчики при подготовке конкурсной документации некорректно определяют и обосновывают начальную минимальную цену контракта. Они подгоняют ее под объемы предусмотренных на строительство или ремонт бюджетных средств, когда реальная стоимость работ может быть ниже.

ПРИМЕР 5. В 2016 году в Республике Крым было возбуждено уголовное дело по факту завышения стоимости услуг по проектированию развития дорожной сети на 25 млн руб.

Чтобы снизить вероятность нарушений, утвердите нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автодорог. Установите правила расчета ассигнований местного бюджета на эти цели. Разработка таких документов относится к полномочиям органов местного самоуправления (п. 11 ст. 13 Закона № 257-ФЗ).

Сговор заказчиков с поставщиками

Особый вид нарушений в сфере дорожного строительства — сговор подрядчика с поставщиком. При этом виде нарушения возможно невыполнение (ненадлежащее выполнение) оплаченных работ и нецелевое использование выделенных средств.

ПРИМЕР 6. В январе 2017 года в Омской области суд признал экс-главу одного из районов виновным в растрате в особо крупном размере, совершенной с использованием служебного положения. Чиновник обеспечил победу компании на аукционе на проведение ремонта дороги на сумму более 15 млн руб. Фактически ремонтом занималось местное дорожно-ремонтное строительное управление. Из-за того, что при ремонте использовалось в том числе и вторсырье, он обошелся всего в 8 млн руб. Компания выплатила эту сумму ДРСУ, а сама получила полную сумму по муниципальному контракту. На имущество ответчика наложен арест.

В Мурманской области выявлена оплата фактически невыполненных работ в рамках контрактов по содержанию автомобильных дорог на общую сумму 4,3 млн руб. Исполнитель якобы занимался летним содержанием автодорог. Однако с учетом климатических особенностей региона эти работы было невозможно провести в ноябре — декабре. Тем не менее заказчик подписал акты о выполненных работах и оплатил контракт в полном объеме, чем причинил бюджету материальный ущерб. По выявленным фактам прокуратура завела уголовное дело.

В 2016 году в Брянской области на средства, выделенные из областного бюджета на ремонт автодорог к социальным объектам, были построены дороги к объектам коммерческого назначения.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ, доцент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), к. т. н.

Автотранспорт – правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

9. Муниципальные дороги

Муниципальными автомобильными дорогами

являются автодороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

1. В каждом районе имеется перечень дорог местного значения, находящихся в собственности муниципального района.

Перечень утверждается главой администрации муниципального района. Перечень дорог состоит из наименования автомобильной дороги, идентификационного номера дороги, ее протяженности, класса дороги и ее категории.

Читайте также:  В весенне-летний период в Ульяновске ликвидируют все незаконные свалки

Присутствие в идентификационном номере дороги заглавных букв ОП обозначает, что это дорога общего пользования, заглавных букв МР – что это дорога муниципального района.

2. Муниципальные дороги

в зависимости от расположения населенных пунктов и других факторов подразделяются на:

а) подъезды к отдельным населенным пунктам от расположенных в районе дорог федеральных или дорог субъектов федерации;

б) дороги внутри конкретного района между центром района и отдельными населенными пунктами;

в) дороги между несколькими последовательно расположенными населенными пунктами, при этом районная дорога будет значиться между населенными пунктами (обозначение МР). А дорога внутри населенных пунктов будет относиться к дорогам поселений, обозначается в идентификационном номере заглавными буквами МП — дорога поселения;

г) дороги в границах населенных пунктов, относящихся к муниципальному району (обозначение МР). При этом на какой – то населенный пункт может приходиться как одна дорога (сквозная дорога через небольшую деревню), так и несколько дорог в крупном населенном пункте (по улицам села).

3. Ответственность за состояние дорог муниципального района несет орган местного самоуправления (администрация муниципального района).

Определено это статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

К вопросам местного значения муниципального района по этой статье относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257 — ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации.»

4. Класс и категории муниципальных дорог.

4.1. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса: автомагистраль (1 класс), скоростная дорога (2 – ой класс) и дорога обычного типа (нескоростная дорога) – 3 класс. Муниципальные дороги относятся к 3 – му классу.

4.2. Категорий дорог всего 7, муниципальным дорогам в основном соответствуют показатели IV или V категорий. Четвертая (IV) категория предусматривает 2 полосы движения с шириной каждой полосы 3 метра. Пятая (V) категория предусматривает одну полосу движения с шириной не менее 4,5 метров и по 1,75 метра обочины.

Класс и категории муниципальных дорог указываются в идентификационном номере дороги.

5. Для муниципальных автомобильных дорог применяются следующие материалы для дорожных одежд.

5.1. Для дорог 4 категории — по своду правил СП 243.1326000.2015 Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения:

— бетон монолитный и колейный, железобетон или армобетон сборный;

— щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим.

5.2. Для дорог 5 категории — по своду правил СП 243.1326000.2015 Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения:

— щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим;

— щебень, применяемый по способу заклинки без применения вяжущих материалов;

— грунт и местные малопрочные материалыв, обработанные вяжущим;

— щебень, применяемый по способу заклинки без применения вяжущих материалов;

— малопрочные каменные материалы и шлаки;

— грунт, укрепленный или улучшенный добавками.

5.3. Конструкция дорожной одежды и вид покрытия принимаются исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории муниципальной дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности муниципального района местными строительными материалами.

6. Дорожная деятельность в муниципальном районе.

6.1. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (дорог муниципального района и дорог поселений) обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

6.2. Дорожная деятельность в муниципальном районе осуществляется по следующим направлениям:

— проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог (статья 16 закона о дорогах);

— содержание автомобильных дорог (статья 17 закона о дорогах);

— ремонт автомобильных дорог (статья 18 закона о дорогах).

Конкретные виды работ по этим направлениям законодательно прописаны в классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Классификация утверждена приказом Минтранса России

от 16 ноября 2012 года № 402. Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. И естественно, на дороги как муниципального района, так и на дороги поселений.

Статья на тему классификации работ по дорогам – здесь.

6.3. Планирование работ по содержанию и ремонту муниципальных дорог:

а) ежегодно комиссией, образуемой администрацией муниципального района (поселения), осуществляется обследование принадлежащих району автомобильных дорог в целях определения их соответствия транспортно — эксплуатационным характеристикам требованиям технических регламентов, СНиПов и ГОСТов. Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 определен порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог;

б) приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 установлено, что при содержании дорог должны проводиться диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений, текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений, оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений, аудит безопасности дорожного движения, оценка освещённости автомобильных дорог.

6.4. Повреждения дорог муниципального района устраняются в сроки и в порядке, установленными ГОСТ Р 50597 – 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

По данному ГОСТу допускаемые размеры дефектов покрытия и сроки их устранения:

а) отдельное повреждение площадью не менее 0,06 м2 с длиной не менее 15 см и глубиной не менее 5 см. Срок устранения такого отдельного повреждения для дорог 4 категории – не более 10 суток, для дорог 5 категории – не более 12 суток;

б) несколько небольших повреждений, каждое из которых менее 0,06 м2 с длиной менее 15 см и глубиной менее 5 см, на участке полосы движения длиной 100 метров. Срок устранения группы таких повреждений для дорог 4 категории – не более 14 суток, для дорог 5 категории – не более 20 суток.

в) нормативы уборки снега с дорог:

— 4 категории – не более 6 часов;

— 5 категории – не более 12 часов.

7. Пользователи всех автомобильных дорог России, в том числе и муниципальных дорог (4 и 5 категорий)

имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257 — ФЗ с последующими изменениями «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации,» требований технических регламентов, правил и ГОСТов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В статье яма на дороге описана процедура оформления возмещения ущерба за повреждение автомобиля из – за попадания его в яму на дороге.

Обязаны или нет муниципальные власти заасфальтировать дорогу?

Обязаны или нет муниципальные власти заасфальтировать дорогу? Интенсивность движения более 500 авто в день, покрытие ПГС, тротуаров нет, обочины нет, люди ходят по дороге. Пыль непроглядная стоИт с утра до ночи.

На перпендикулярной улице построен комплекс многоэтажек (5 этажей), все едут по нашей улице в сторону трассы.

Письмо в администрацию не дало результатов, ответ “нет средств”.

Длина участка дороги около 700 метров.

Речь идет об улице Народная, (от ул. Екатеринодарская до Ш. Ближний Западный Обход) г. Краснодар

Ответы юристов ( 3 )

Письмо в администрацию не дало результатов, ответ «нет средств».
Михаил

Писалось коллективное обращение?

Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

Напишите коллективное обращение. Ждите 30 дней.

Обязательно приложите фотографии, а также подписи всех жильцов, которые живут недалеко от дороги.

Здравствуйте, Михаил! К сожалению, обязанности у муниципального образования покрыть дорогу асфальтовым покрытием нет. Данный вопрос решается муниципальным образованием при принятии годового бюджета. Если данная дорога не имеется в едином реестре автомобильных дорог, то муниципальное образование не обязано выделять средства на покрытие дороги. Дорога, занесенная в единый реестр дорог, ремонтируется и покрывается асфальтовым покрытием в соответсвии с финансированием.

Внимательно ознакомившись с описанием Вашего вопроса (судя по которому, у Вас УЖЕ имеется ответ из администрации об отсутствии денежных средств по данной статье бюджета), исходя из имеющегося у меня опыта в сфере муниципального управления, могу посоветовать следующее:

1. получить документальные данные о том, что указанная дорога (участок дороги) находится в муниципальной собственности. Указанные данные будут в отделе по имуществу городской администрации.

Если дорога (участок дороги) в муниципальной собственности —

Читайте также:  В Ульяновске подведены итоги двухмесячника по благоустройству

2. обратиться с коллективным письменным обращением к Вашему муниципальному депутату.

3. обратиться в администрацию города с коллективным письменным обращение по поводу реализации обязанности муниципалитетом по содержанию данной дороги (участка дороги) — ранее высказавшийся коллега указал правильные статьи закона о местном самоуправлении, возлагающие обязанность на муниципалитет по содержанию дорог.

4. параллельно с указанным обращение, так же коллективно и письменно обратиться в районную прокуратуру с тем, чтобы сотрудники прокуратуры предприняли меры прокурорского реагирования в отношении данной ситуации.

Из моего опыта, может быть даже придётся повторить эту цепочку несколько раз. Если администрация и после этого не будет предпринимать каких-то значимых действий к ремонту дороги — пишите коллективное обращение в прокуратуру района (с копией — на имя областного прокурора) о принятии мер прокурорского реагирования в свете бездействия муниципальных властей.

Обращаться в суд пока не советую — потому, что это процедура затратная, и в суде Вы с администрацией будете выступать «на равных», а у профессиональных юристов от муниципалитета больше возможностей обставить дело в свою пользу. Из моего опыта, лучше действовать через прокуратуру и выборных должностных лиц.

Статья 22. Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, требования к присоединению стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 16 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 390-ФЗ

Статья 22. Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, требования к присоединению стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

1. Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

2. Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ в часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов. В случае строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода частной автомобильной дороги, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территориях которых планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов, либо, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществить на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ в часть 5 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в пункт 1 части 5 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) органом местного самоуправления городского поселения, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах городского поселения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ пункт 2 части 5 статьи 22 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

2) органом местного самоуправления муниципального района, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять на межселенных территориях, а также в границах сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 2.1 настоящей части);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ часть 5 статьи 22 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1

2.1) органом местного самоуправления сельского поселения, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах сельского поселения (в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений);

3) органом местного самоуправления городского округа, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах городского округа.

6. Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

7. За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.

8. При заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге владелец автомобильной дороги обязан информировать лиц, с которыми заключается такой договор, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в часть 9 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

9. Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге.

10. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ в часть 11 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

11. Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье – технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ статья 22 настоящего Федерального закона дополнена частью 12

12. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена частью 13 с 16 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 390-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения части 13 не применяются к стационарным торговым объектам общей площадью свыше десяти тысяч квадратных метров, введенным в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 390-ФЗ, за исключением требований, касающихся содержания подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос

13. Положения частей 6 – 12 настоящей статьи применяются к стационарным торговым объектам общей площадью свыше десяти тысяч квадратных метров, присоединяемым к автомобильным дорогам.

Эксперты ОНФ разъяснили гражданам, кто должен ремонтировать дороги во дворах многоквартирных домов

В Общероссийский народный фронт поступают вопросы от жителей разных регионов, которые обеспокоены плохим состоянием дворовых территорий – дорог во дворах многоквартирных домов. В связи с этим эксперты ОНФ подготовили ответы на самые распространенные обращения по этой теме. Они разъяснили, кто в ответе за качество внутридворовых дорог и что делать жильцам, чтобы включить территории в планы ремонта.

Читайте также:  В Ульяновске утвердили программу стимулирования развития жилищного строительства

В отличие от федеральных или региональных трасс с дворовыми дорогами дело обстоит немного сложнее. Здесь также появляются ямы и прочие разрушения. Но жители часто не знают о том, куда им обращаться со своими проблемами.

«Прежде чем добиваться ремонта дороги во дворе, нужно понять, кто ее хозяин. Она вовсе не обязательно принадлежит городу, а может являться частью общей придомовой территории. В таком случае муниципалитет не обязан заниматься ее содержанием и ремонтом. Первым делом нужно ознакомиться с техническим паспортом жилого дома. Это поможет выяснить границы придомовой территории и ее собственника», – рассказывает модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги», координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Васильев.

Он пояснил, что данные кадастрового учета можно посмотреть на сайте или обратиться для этого в местную администрацию. Если окажется, что к общедомовой территории эта дорога не относится, жаловаться на ее состояние и требовать ремонта нужно в администрации населенного пункта. Если же дорога входит в придомовой участок, она относится к общей долевой собственности дома, а значит, за ее ремонт отвечает управляющая компания. В такой ситуации необходимо отправлять обращение в свою управляющую компанию. Но, как известно, управленцы далеко не всегда хотят заниматься этим вопросом. Поэтому, если компания отказывается проводить ремонт, пора обращаться в прокуратуру. Также можно оставить обращение на сайте Государственной информационной системы ЖКХ.

Эксперты ОНФ заметили, что вопросы ремонта дворовых территорий между жильцами, управляющими компаниями и местными чиновниками решаются довольно сложно.

«Здесь многое зависит от добросовестности конкретной управляющей компании или местной администрации. Так что исход проблемной ситуации может быть совершенно непредсказуемым, и каждая из них требует отдельного разбирательства», – сказал Васильев.

Он пояснил, что есть и еще один способ отремонтировать дорогу в своем дворе, а также реализовать свой дизайн-проект благоустройства. С 2017 г. действует проект «Формирование комфортной городской среды». В минимальный перечень работ по благоустройству в рамках этого проекта входит ремонт дворовых проездов, установка скамеек и урн, освещение дворов. Могут включаться и другие работы, которые выбирает сам регион. В список дополнительных входит оборудование детских и спортивных площадок, парковок, озеленение территории и так далее. Стать инициаторами дополнительного благоустройства могут сами жители, предприниматели, арендующие или купившие помещения в домах поблизости, а также общественные организации. Заинтересованные лица принимают в этом трудовое или финансовое участие.

«Всю необходимую информацию о работе данного проекта в своем регионе, необходимых документах и сроках подачи заявок граждане могут найти на сайте администрации своего муниципалитета», – подытожил Васильев.

Организация не обязана ремонтировать прилегающие к ее коммуникациям дороги

Организация владеет участком на праве собственности. Муниципальный орган издал Постановление, в соответствии с которым, организации необходимо за свой счет осуществлять ремонт дорожного покрытия автодорог возле эксплуатируемых ею инженерных коммуникаций. Нарушает ли данное Постановление права организации. Обязана ли организация проводить подобные ремонтные работы?

Ответ: Постановление нарушает права организации и является неправомерным. Законодательство не закрепляет обязанности содержания имущества на собственников, в отношении территории, прилегающей к их имуществу.

Обоснование: Статья 210 ГК РФ закрепляет, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.

Статья 40 ЗК РФ в части первой устанавливает, что собственник земельного участка имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

Согласно пункту 1.1.28 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации от 30.12.1999 N 168, к функциям организации водопроводно-коммунального хозяйства относится содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек.

Статья 3 Федерального Закона РФ от 8.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» в пункте 12 определяет, что содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

Статья 17 N 257-ФЗ в пункте 1 устанавливает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пункт 5 статьи 13.2 N 131-ФЗ от 6.10 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Пунктом 4 статьи 6 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пункт 10 статья 6 Закона N 257-ФЗ гласит, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Из приведенного обоснования следует заключить, что содержание дорог находится на обеспечении муниципальных органов и не может перелагаться на собственников имущества прилегающих территорий.

Обращаясь к судебной практике, мы видим, что в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.07. 2012 N А26-9552/2011 суд при вынесении решения ссылается на то что законодательство не предусматривает возможность возложения обязанности содержания имущества на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, объектов недвижимости, стационарных объектов, в отношении территории, прилегающей к имуществу собственника.

Рассматривая подобную ситуацию, Оренбургский областной суд в определении от 11.04.2012 N 33-2052/2011 указал, что при отсутствии федерального закона, предусматривающего возложение на физических и юридических лиц обязанностей по содержанию имущества, не находящегося у них на законном основании, данные функции могут осуществляться только на договорной основе.

Из вышеприведенного обоснования следует заключить, что организация не обязана заниматься подобными ремонтными работами за собственный счет на бездоговорной основе. Дороги и связанные с ними коммуникации находятся в ведении муниципальных служб. Постановление муниципального органа неправомерно. При возникновении подобных ситуаций следует оспаривать подобные акты в судебном порядке.

Ссылка на основную публикацию