Депутаты Владимира одобрили закон о контроле над управляющими компаниями

Президент подписал законы о контроле за деятельностью управляющих компаний в ЖКХ

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал два закона, которые наделяют органы местного самоуправления полномочиями по контролю за деятельностью управляющих компаний, отвечающих за содержание многоквартирных домов. Об этом глава государства сообщил в субботу в ходе рабочей встречи с заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Козаком.

“Я подписал два закона, достаточно важных для развития жилищной сферы в нашей стране: один – это закон об изменениях в Жилищный кодекс и некоторые другие документы с ним корреспондирующие, и второй закон – об изменениях в законодательство о Фонде содействия реформированию ЖКХ», – цитирует слова президента пресс-служба Кремля.

Д.Медведев попросил А.Козака охарактеризовать эти законы и последствия их принятия.

Д.Козак отметил, что закон о поправках в Жилищный кодекс стал результатом кропотливой и долгой работы Правительства РФ, Администрации Президента и депутатов Государственной Думы. «Он направлен на то, чтобы защитить права граждан от деятельности управляющих организаций, которые оказывают услуги по содержанию домов», – отметил вице-премьер.

По его словам, закон обязывает органы местного самоуправления оказывать содействие в проведении общих собраний граждан, в выборе способа управления домом, в осуществлении контроля и призыва к ответу управляющих организаций, которые ненадлежащим образом исполняют свои обязанности.

«Теперь вводится в каждом многоквартирном доме, где не образован кооператив либо товарищество собственников жилья, так называемый совет дома, который муниципалитет должен организовать, – рассказал Д.Козак. – В случае поступления жалобы на ненадлежащее выполнение своих обязанностей управляющей организацией органы местного самоуправления в течение пяти дней обязаны приступить к проверке в конкретном доме, как там выполняются эти обязанности. В случае, если в результате этой проверки в течение 15 дней подтвердятся факты ненадлежащего выполнения обязанностей, то орган местного самоуправления обязан собрать общее собрание жильцов и определить судьбу этой управляющей организации».

«Справятся с этим органы местного самоуправления?» – спросил президент. Он отметил, что «органы местного самоуправления у нас очень разные: есть хорошо подготовленные, богатые, расположенные в крупных центрах нашей страны, а есть совсем маленькие, в которых и людей нет, и денег немного совсем».

«Надо, чтобы они были поставлены хотя бы в формально равные условия и получили со стороны Правительства необходимые методические указания, как себя вести, как на это реагировать, на подобного рода ситуации, чтобы они, что называется, были во всеоружии», – считает Д.Медведев.

«Достаточно ли будет самих изменений в Жилищный кодекс или потребуются подзаконные акты на эту тему?» – спросил президент. Д.Козак сообщил, что большинство этих норм, которые вводятся Жилищным кодексом, имеют непосредственное действие, но есть и ряд подзаконных актов, которые должны принять Правительство либо федеральные органы исполнительной власти.

«Такое поручение уже подготовлено, и с подписанием Вами закона, оно будет выпущено, с тем чтобы в ближайшее время вышли соответствующие методические, нормативные документы, – сказал вице-премьер. – Один из них – это порядок проведения проверки органами местного самоуправления соответствующих жалоб и претензий жителей к управляющим организациям. Это должно выйти в первую очередь, потому что все механизмы, все права должны быть обеспечены соответствующими процедурами. Мы это сделаем».

«Быстрее выпускайте, чтобы у нас не получилось разрыва, который, к сожалению, очень часто бывает между законом и выходом постановления Правительства», – поручил президент.

Что касается второго подписанного президентом закона, касающегося Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства, этот закон, как сообщил А.Козак, устанавливает особую процедуру принятия решения в случае, если субъекты Российской Федерации не могут, в силу различных причин, в том числе в силу принятых решений на федеральном уровне, выполнить требования по ликвидации перекрёстного субсидирования.

«Мы по особой процедуре будем рассматривать эти решения, с тем чтобы не ставить в двойственное положение органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в силу наших решений не могут его не выполнить, а мы не можем дать субсидию на капитальный ремонт и ликвидацию аварийного жилого фонда», – пояснил вице-премьер.

«Мы сделаем всё для того, чтобы в ближайшее время в полном объёме закон заработал и люди почувствовали реальные результаты», – пообещал А.Козак.

Во Владимирской области жалуются на плату за ЖКХ и управляющие компании

«ЖКХ-Контроль» получил за 2019 год более тысячи обращений

Организация НП «ЖКХ-Контроль» опубликовала ежегодный поквартальный отчет по количеству и сути обращений жителей регионов. Россияне почти 28 тысяч раз жаловались на плату за жилищно-коммунальные услуги, на управляющие компании, капитальный ремонт, вывоз ТКО и так далее.

Важно уточнить: в отчете указаны обращения, поступившие непосредственно в московский офис «ЖКХ-Контроля».

Из Владимирской области пришло 109 сообщений, причем первый и второй квартал было тихо, а начиная с третьего граждане активизировались.

Причина жалобКол-во жалоб
Управление МКД УК, ЖСК, ТСЖ13
Неудовлетворенность благоустройством придомовой территории12
Капитальный ремонт10
Плата за ЖКХ10
Состояние МКД и качество услуг по ремонту и содержанию общего имущества9
Качество предоставляемых коммунальных услуг9
Проблемы с приборами учета9
Иные темы9
Общие собрания собственников8
Прямые договоры5
Аварийное и ветхое жилье4
Коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании общего имущества4
Общее имущество: состав, использование, возврат из чужого незаконного владения2
Действия и бездействия уполномоченных органов власти2
ТКО2
ГИС ЖКХ1
Комфортная городская среды
109

Если же говорить о работе регионального отделения организации, то там количество жалоб в 2019-м перевалил за тысячу. Руководитель владимирского «ЖКХ-Контроля» Альберт Русанен пояснил ПроВладимиру: некоторые жители предпочитают писать или звонить в московский офис, и если там помочь не могут, то переадресовывают обращение местным общественникам. Однако большинству владимирцев все же удобнее прийти в организацию по месту жительства.

Ошибочно полагать, что до лета во Владимирской области все было тихо и спокойно, просто, видимо, в головное отделение никто не обращался. А вот «ЖКХ-Контроль» во Владимире получил немало жалоб с начала года.

По словам Русанена, жителей 33-го региона, как и всех остальных россиян, больше всего тревожит плата за услуги ЖКХ, содержание общего имущества и взаимоотношения с управляющими компаниями по отчетам за потраченные средства. И этому есть простое объяснение:

«Доходы в стране не растут, а расходы остаются в лучшем случае на том же уровне, но в большинстве напротив повышаются. И за коммунальные услуги, в том числе. Соответственно, жители начинают чаще интересоваться, куда же расходуются средства, тщательнее считать. Почему они исправно платят, а в подъезде так и остались некрашенные стены, в квартирах некачественный теплоноситель, крыша течет, а вокруг неблагоустроенная территория — все без изменений. Вот по этим фактам и идут обращения».

Альберт Русанен

Статистически количество жалоб действительно увеличилось в третьем и четвертом квартале — из-за начала отопительного сезона и запуска «мусорной реформы» во Владимирской области.

Да и в целом 2019-й показал рост недовольства сферой ЖКХ в регионе. В качестве примера Альберт Русанен привел 30-31 декабря, когда вместо привычной предпраздничной тишины их утром у офиса встретили граждане с заявлениями.

«Если люди в преддверии Нового года приходят с какими-то проблемами, это свидетельствует о том, что существующие органы государственной власти, которые отвечают за надзор в сфере жилищно-коммунальных услуг, уже не справляются. И люди больше доверяют нам, общественникам, которые имеют меньше влияния и возможности для решения тех или иных проблем, но делают больше. Потому что если бы у нас не получалось помогать, люди бы к нам не приходили», — подчеркнул руководитель «ЖКХ-Контроль».

Кто контролирует работу управляющих компаний в ЖКХ, как проверить УК, провести аудит

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Федеральный контроль регламентируется статьями 13, 20 и 196 Жилищного кодекса, СанПиНами 2.1.2.2645-10 и 42-128-4690-88, Постановлениями Правительства № 493 и № 322, статьями 6.4, 14.6, 14.7, 14.24 Кодекса об административных правонарушениях.

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК, Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ, ФЗ № 210.

Читайте также:  На капремонт домов начнут выдавать льготные кредиты

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

СанПиНы содержат требования к обеспечению санитарно-гигиенической безопасности жилых территорий.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Далее осуществляется проверка управляющей компании на предмет проделанных работ. Для этого жильцы должны затребовать сметы расходов и другие финансовые документы.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Поправки о противодействии коррупции лишают их права заниматься бизнесом

Как стало известно “Ъ-Черноземье”, принятый в декабре 2019 года пакет поправок к антикоррупционному законодательству поставил под угрозу работу региональных парламентов. Выяснилось, что Госдума приняла изменения с формулировками, запрещающими местным депутатам участвовать в коммерческой деятельности. В случае установления такого факта депутат должен быть уволен в связи с утратой доверия, что может стать критичным для многих заксобраний. Впрочем, в Госдуме уже подготовили законопроект, призванный исправить коллизию, а в региональных парламентах утверждают, что пока не видят проблем из-за нового закона.

Пакет поправок, разработанный для «совершенствования законодательства РФ о противодействии коррупции», был приняты Государственной думой 5 декабря прошлого года и одобрен Советом федерации 11 декабря. Изменения коснулись 12 федеральных законов, в том числе о статусе членов СФ и Госдумы, о гражданской и муниципальной службе, о службе в СКР, МВД и прокуратуре, а также профильного закона «О противодействии коррупции». Как сказано в пояснительной записке, поправки уточняют сроки привлечения служащих к ответственности за совершенное правонарушение, а также позволяют некоторым из них участвовать в управлении некоммерческими организациями.

Читайте также:  Кто платит за слив стояков в отопительной системе?

Так, статья 12.1 закона «О противодействии коррупции» была изложена в варианте, согласно которому лица, замещающие государственные должности РФ, а также депутаты заксобраний субъектов РФ, не имеют права «заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц», а также «не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией». Фактически речь идет о полном запрете на коммерческую деятельность вне зависимости от того, на какой основе депутат занимает должность — на постоянной или без отрыва от основной деятельности. Согласно статье 13.1 того же закона, в случае установления нарушения служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. Для региональных парламентов такое развитие событий может оказаться критическим, поскольку многие депутаты совмещают законодательную работу с коммерческой деятельностью.

«После последних изменений депутаты, которые возглавляли общественные организации, НКО, профсоюзы, лишились возможности заниматься общественной работой. Задача стояла простая — вернуть им это право. Однако на каком-то этапе произошло недопонимание, юридическая коллизия, из текста исчезла фраза “на постоянной основе”. Непонятно, как это случилось, но формулировка оказалась очень жесткой. Под запрет на коммерческую деятельность попали руководители компаний, бизнесмены, даже главы бюджетных предприятий», — уточнил собеседник “Ъ-Черноземье”.

Впрочем, в Госдуме уже подготовили законопроект, который позволит разрешить коллизию. Как пояснил “Ъ-Черноземье” член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков (избран от Воронежской области), группа депутатов вынесла на рассмотрение совета по законотворческой деятельности фракции «Единой России» поправки, возвращающие в закон «О противодействии коррупции» формулировку «на постоянной основе».

Проблема известна руководству партии и Думы, регионы в массовом порядке обращаются к нам. Надеюсь, вопрос разрешится в ближайшее время.

На приведение в соответствие с федеральным законом отводятся три месяца. Если мы оставим все как есть, то в марте наступит срок, когда прокуратура будет вынуждена реагировать, и региональные заксы могут лишиться большей части своих депутатов. 184-й закон “О принципах организации законодательных органов” не решит проблему, поскольку прокуратура все равно будет опираться на профильный закон. По моему мнению, нужно внести изменения в том месте, где оказалась коллизия. И неважно, будет поддержана законодательная инициатива конкретного региона или депутатов, главное — решить проблему», — сказал депутат.

Председатель Воронежской облдумы Владимир Нетесов заверил “Ъ-Черноземье”, что на данный момент обсуждаемый федеральный закон никак не повлиял на работу депутатов: «Все спокойно работают, никаких проблем нет, даже те парламентарии, кто теоретически подпадают под действие этого закона. Всем очевидно, что это техническая ошибка, которую скоро устранят. Нынешний состав облдумы сформирован в 2015 году, и все депутаты на 100% подходят под нормы 184-го закона».

В Кемеровской области депутаты одобрили закон, запрещающий работу коллекторов в регионе

Сегодня на внеочередной сессии Совета народных депутатов Кемеровской области принят закон, который радикально меняет взаимоотношения должников и кредиторов. На всей территории Кузбасса сотрудники коллекторских агентств, которые всё чаще попадают в криминальные сводки из-за противоправных методов работы, теперь не смогут поджигать дома, избивать людей и тому подобное.

“Я вам хочу заявить, деятельность коллекторов прекращена. Все. Прекращена”, – заявил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.

Территория свободная от коллекторов. В Кемеровской области должники теперь под защитой закона, своего, местного. Депутаты облсовета поддержали инициативу губернатора и запретили коллекторам собирать долги. До тех пор, пока на федеральном уровне не пропишут четкие правила рынка взысканий.

Шокирующий случай в Ульяновске, где кредитор кинул в дом бутылку с зажигательной смесью. Двухлетний мальчик получил ожоги. Таким образом коллекторы решили выбить долг с его дедушки – всего 4000 рублей.

Подобная история месяц назад произошла и в Челябинской области. Там коллекторы подожгли дом многодетной семьи. Родителям еле удалось вытащить из огня всех детей. Теперь людям негде жить.

Последний случай произошел в городе Искитим Новосибирской области. Там четверо мужчин ворвались в дом: забрали мобильный телефон, избили женщину, ее мужа и ребенка. По словам потерпевшей, в прошлом году в микрокредитной организации она взяла деньги в долг – пять тысяч рублей. В итоге скромные пару процентов в день из-за просрочек вылились в огромную сумму, почти четверть миллиона. Их то, рассказывают потерпевшие, и требовали нападавшие.

Этой женщине погасить долг в 20 тысяч помогал весь город, кто сколько смог. О кемеровчанке Наталье Малетиной, которая несколько месяцев жила в постоянном страхе перед коллекторами, люди узнали из местной газеты. Кредиторы запугивали женщину, угрожая расправой над ее дочками, младшей из которых всего четыре месяца.

В среде профессиональных взыскателей таких коллекторов называют “черными”, за их черные дела. Они не входят в профильные объединения, не берут на себя обязательств вести бизнес цивилизованно, притом, что начать дело может буквально любой без лицензий. А управа на них в итоге только одна – уголовный кодекс. Федеральный закон о коллекторах еще в проекте. Первые слушания запланировали провести через неделю. Ждут их и в национальной ассоциации коллекторских агентств, куда входят несколько десятков крупных, дорожащих репутацией, компаний. Правда, к инициативе Кемеровских депутатов там отнеслись скептически.

В стране пока нет, а вот в Кемеровской области теперь есть.

“Мы четко разделили, да? Деятельность коллекторскую – это систематическая деятельность, направленная на извлечение прибыли путем совершения действий по взысканию кредиторской задолженности. То есть, если Вам сосед задолжал деньги, Вы вполне спокойно обращаетесь и принимаете меры по взысканию, но получать прибыль и заниматься, по сути, предпринимательской деятельностью, покупая долги и потом занимаясь их взысканием, на территории Кемеровской области будет запрещено”, – пояснил председатель Комитета по вопросам государственного устройства местного самоуправления Совета народных депутатов Кемеровской области Алексей Синицын.

Сами коллекторы полагают, что без них банкам не справиться. Однако некоторые эксперты говорят, что взысканием долгов должны заниматься государственные структуры, которые для этого и созданы.

“Все это дело регулируется законом об исполнительном производстве. То есть взыманием долгов, есть отдельная специальная структура, называется: судебные приставы-исполнители. Они должны этим заниматься непосредственно. Коллекторы зачастую перехватывают их деятельность и даже мешают им в какой-то степени работать”, – отметил юрист Павел Карнаев.

В микрофинансовых организациях говорят, с коллекторами им работать удобно, и полагают, что запрет на взыскание можно будет обойти.

Коллекторские агентства – это отдельные фирмы, которые работают со всеми банками, со всеми микрозаймами, со всеми должниками. Даже если коллекторов не будет, будет отдел взыскания. Тулеев как сказал – то же самое, только по-другому будут разговаривать.

Впрочем, выкупать долги у тех же банков или микрофинансовых организаций кемеровским коллекторам не запрещено. Но потребовать эти деньги они пока не смогут. Их должники получили отсрочку.

Контроль над коллекторскими агентствами возьмут на себя правоохранительные органы. С завтрашнего дня сотрудники полиции будут проводить рейды по выявлению компаний, которые, несмотря на ограничение их деятельности, продолжили работу. Как пояснили в МВД, организации, решившие обойти закон, будут привлечены к административной ответственности.

Депутаты Владимира одобрили закон о контроле над управляющими компаниями

В середине июня в Вологодской области появился проект закона о передаче полномочий государственного жилищного надзора на уровень муниципалитетов.
В соавторах закона, как можно понять из информационных сообщений, комитет Законодательного Собрания по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, а также администрация города Череповца, которая, судя по всему, выступила ещё и инициатором проекта.

«Мало, мало, мало огня…»
Итак, законопроект предусматривает наделение служб муниципального жилищного контроля полномочиями по проведению проверок управляющих компаний и ТСЖ. Такое право у региональных законодателей появилось с 2014 года. По словам председателя комитета Ларисы Кожевиной, Госжилинспекция не справляется с потоком жалоб на различные нарушения в сфере ЖКХ, зачастую эти нарушения остаются безнаказанными.
Формально аргументация железная, к которой, вроде бы не подкопаешься. Тем более, что она освящена самой высокой санкцией – президент РФ Владимир Путин в ходе последней прямой линии с народом Российской Федерации заявил о необходимости контроля за качеством работы управляющих компаний, как на муниципальном, так и на федеральном уровне.
На самом деле Путин сказал следующее:
«У нас несколько лет назад было принято решение о лицензировании этих компаний, я сам принимал это решение. Но проблема в том, что эти компании должны были к конкретному сроку все лицензироваться, а реально смогли это сделать только 13%. Оказалось, что эти правящие компании не готовы к тому, чтобы должным образом организовать эту работу. И первое, что нужно сделать, — добиться того, чтобы уровень их качества работа отвечал предъявляемым требованиям. Это нужно добиваться настойчиво. Это касается регионального уровня власти, муниципального и с федерального надо за этим внимательно следить». Как говорится, «конец цитаты».
В череповецком случае проблем с лицензированием у УК нет. Зато есть проблемы с неусыпным контролем со стороны муниципального контроля (простите за тавтологию), контролем мелочным, назойливым. Как правило, оборачивающимся многотысячными штрафами, накладываемыми на УК.
Складывается такое впечатление, что муниципалитет такой политикой в отношении управляющих компаний хочет добиться двух основных целей: сделать из управдомов постоянную «дойную корову», исправно пополняющую тощающий городской бюджет, и сделать их покорными своей «державной» воле.

Читайте также:  В Москве хотят ввести штрафы за плохое содержание газонов

Тенденция, однако
Что же касается многочисленных «жалоб» граждан, с которыми якобы не справляются государственные жилинспекторы, то, как показывает практика, серьёзных среди них не так много. В основном, это обращения людей, которым лень дойти до своего управдома или любителей сразу писать в самые высокие инстанции по любому поводу, словом, тех, кто привык, чтобы всё решали за них. И такие настроения поощряются муниципалитетом, в том числе, через структуры, которые по замыслу должны, казалось бы, поощрять инициативу, расторопность собственников жилья в решении проблем. На самом же деле чаще поощряется агрессивная склочность, учат не тому, как справиться с общей бедой, а, как правильней на неё пожаловаться.
Кстати, авторы сюжета на муниципальном интернет-ТВ, посвященного проекту «Народный контроль», сами и показали, как рождаются такого рода жалобы:

Видео: 10 тысяч заявок в «Народном контроле»

Такого рода инсценировки не редкость и в реальной жизни. Управляющие компании сталкиваются и с такими случаями, когда жалобы сочиняют сами сотрудники муниципального контроля, сами же их и проверяют.
Вообще, слово «контроль» стало в последнее время чрезвычайно популярным во всех сферах российской жизни, не только в ЖКХ. В применении к общественным отношениям контроль, как симулякр, суррогат реального позитивного действия, очень часто заменяет другие важные слова. Например, «созидание». Объединяться, для того, чтобы создать что-то новое, новую общность, ценность и т.п., сложно. Контролировать – гораздо проще: нужно просто смотреть, фиксировать и докладывать. И не нужно ни за что нести ответственность, даже за свои слова.
Бороться с такой тенденцией очень сложно. Но всё ещё можно, используя норму закона. Это наглядно продемонстрировала управляющая компания «Олимп», которая оспорила правомочность проверок муниципального контроля и санкций по ним в отношении УК в Судебной коллегии Верховного суда РФ.

«А ваша компания, как называется?»
Высшая судебная инстанция однозначно определила: действие муниципальных контролёров незаконны, они вышли за пределы своих полномочий. По тем же основаниям, признанным теперь незаконными высшей судебной инстанцией страны, подлежат отмене все аналогичные санкции, применённые этой муниципальной структурой к другим управляющим компаниям города.
Но, на практике решение исполняется только в отношении системы УК «Олимп», на вопросы других УК, почему, мол, вы нас продолжаете проверять и штрафовать, даётся ответ, похожий на издевательство: «А разве ваша компания называется «Олимп»?».
«Наши оппоненты ссылались на содержащуюся в законе возможность наделения муниципального контроля функциями, позволяющими контролировать ему ещё и управляющие компании, — рассказывал Самолёту в апреле руководитель правового отдела системы УК «Олимп» Егор Сысоев. — Но, такая возможность должна быть реализована соответствующим нормативно-правовым актом. В конкретном случае этого сделано не было».
Теперь будет – при поддержке областных народных избранников, которые, похоже, тоже решили набрать очков на травле предпринимателей, занимающихся управлением жилой недвижимостью.
«Законом мы хотим передать часть полномочий от ГЖИ администрации Вологды и мэрии Череповца. Соответствующие отделы жилищного контроля за содержанием муниципального жилья у них уже созданы, уровень квалификации муниципальных кадров соответствует предъявляемым требованиям, и от нас требуется расширить зону их надзора, — рассказала депутат Кожевина. — Это позволит оперативнее реагировать на заявления граждан о некачественных жилищных услугах и привлекать управляющие компании, систематически не исполняющие требования по управлению домами, к ответственности. Мы планируем наделить сотрудников муниципалитетов правом составлять протоколы об административных правонарушениях».
Вологда помянута в этой тираде скорей для «галочки», в областном центре особых проблем во взаимоотношениях УК и городской власти никогда не было. А вот, что касается Череповца, то да, теперь общими усилиями депутаты выстрогают для мэрии города хорошую «дубину», которой сподручно будет бить по голове руководителей управляющих компаний, не желающих брать под козырёк при первом окрике муниципального начальства.

«Шумим, братец, шумим»
А пошуметь на коммунальную тему в городе металлургов любят. С шума начали встречу с управляющими компаниями общественной организации «РУК» в Череповце заместитель мэра города Маргарита Полунина и начальник департамента Череповца города Александр Николаев.
Сразу оговоримся, что рассказываем об этом со слов участников совещания, потому что корреспондента Самолёта на него не пустили, под предлогом того, что в кабинете у господина Николаева «мало стульев».
Впрочем, Маргарита Викторовна выразила недовольство ещё тем, что и представителей управляющих компаний пришло «слишком много», мол, достаточно было бы одного представителя, которые бы потом «рассказали бы всё остальным».
Для начала управдомы, которые пришли к муниципальному начальству (которое на самом деле им не начальство) вежливо попросить его «поумерить пыл» в давлении на бизнес, узнали, что их ославят на весь город неким «антирейтингом» УК, который, якобы, уже составлен, что они все по-прежнему должники за коммунальные ресурсы (притом, что официально город перешёл на прямые расчёты населения с РСО!) и должны входить в кабинет начальника ДЖКХ сразу с графиками погашения долгов, что, наконец, они «годами ничего не делали» на своих домах, поэтому не имеют права предъявлять претензии муниципальному контролю.
И только, «выпустив пар» представители мэрии оказались готовы хоть к какому-то диалогу.
По словам руководителя группы УК «Жилремстрой» Галины Мавриной, она и её коллеги меньше всего хотели бы вести какие-то споры с муниципалитетом – времени на это у управдомов нет: лето на дворе, нужно готовить фонд к зиме, заниматься домами. Просьба к городской власти одна: предъявлять обоснованные требования и ставить разумные сроки. В частности, по ремонтам подъездов.
К свидетельствует директор Системы УК «Олимп» Сергей Васюнов, просьба УК встретила определённое понимание со стороны мэрии – её представители обещали рассмотреть возможность переноса сроков.
«Исчерпан ли вопрос? Сложно сказать. Сколько раз мы вот так собирались, слушали правильные слова, договаривались, а потом всё возвращалось к началу, – говорит Васюнов. – Для нас в приоритете интересы собственников МКД, которые они обозначили в договоре управления. По тем же подъездам – если есть деньги и решение собственников, мы делаем ремонты в первую очередь, нет – занимаемся тем, что важней в данный момент».
Сергей Васюнов, скорее всего, прав в том, что единственная «защита и опора» управляющих организаций – это собственники МКД, заключившие с ними договор. Это их право вето на санкции власти, позволяющее «спасти» свою управляющую компанию прямо записано , кстати, в законе о лицензировании УК. Поэтому договариваться нужно в первую очередь не с властью, а с собственниками…

Ссылка на основную публикацию