Более половины жилых домов в России требуют капремонта

Капремонт провален, а фонды по сбору денег с населения жируют

Директора ЖКХ получают миллионы, заставляя бесплатно работать неумелых мигрантов

Как сообщается на сайте «Реформа ЖКХ» Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ, на территории Российской Федерации в региональные программы капитального ремонта включено 736 750 многоквартирных домов. Обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт наступила в 2014 году в 62-х, в 2015 году — в 21 и в 2016 году — в оставшихся 2-х субъектах РФ. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт в значительной мере дифференцирован по регионам — от 1,52 руб. на кв. м определенных типов домов в месяц в Хабаровском крае до 17 руб. в Москве. Причем с точки зрения взносов на капитальный ремонт и расценок на его проведение столица вообще самый дорогой в России субъект Федерации, а с 1 января 2019 года москвичи будут платить еще больше — 18,19 рубля с квадратного метра жилой собственности.

По данным опроса, проведенного в сентябре 2015 года, 79% граждан России принимали участие во включении взносов на капитальный ремонт в обязательные платежи на коммунальные услуги По другим публикациям — более половины граждан не поняли, почему их платежи на ЖКХ так резко возросли. Каждый пятый житель многоквартирных домов в РФ просто не платит взносы на капремонт, для 31% россиян и 58% москвичей взносы на капремонт являются существенными расходами.

«Как же следует оценивать результаты деятельности в области приведения многоквартирных домов в порядок за минувшие четыре года? Учитывая, что ранее сам Минстрой признавал программу капремонта провалившейся, снято ли сейчас напряжение в этой сфере?», — поинтересовался корреспондент «СП» у эксперта по борьбе с коррупцией.

— Наверно, никто не будет спорить с тем, что проведение капитального ремонта необходимо каждому жилому строению и что за эти дорогостоящие работы кто-то должен платить. Другое дело — кому платить, сколько и когда, — рассуждает на этот счет руководитель Центра по борьбе с коррупцией Елена Румянцева. — Платит население в обязательном порядке (собираемость в 2018 году на уровне 92,63%). Государство, по сути, применило к населению санкцию, включив в его обязательные расходы еще один очень важный, никто не спорит, но дорогостоящий платеж. Но при этом оно не пересмотрело структуру прожиточного минимума.

А в соответствии с «Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 54, 50% многократно заниженного прожиточного минимума приходится на продукты питания (не соответствующие принятым Минздравом рекомендациям по здоровому питанию) и 50% – на все непродовольственные товары и услуги, включая квартплату.

С введением взноса на капремонт и ежегодным безостановочным повышением тарифов на все услуги ЖКХ доля расходов на квартплату существенно возросла, и изменилась пропорция между расходами, которая не учитывается госорганами в нарушение интересов большинства граждан России, что является, на мой взгляд, понижением социальной ответственности государства. Посмотрите во Франции: граждане выразили свое недовольство повышением цен на дизельное топливо на 20%, а в результате их выступлений президент повысил МРОТ на 100 евро.

Размер прибавки соответствует приблизительно двум третям российского МРОТ, равного прожиточному минимуму (а МРОТ должен быть примерно в 1,5 раза больше). В случае с капитальным ремонтом, речь идет о том, что в условиях искажения реального общественного мнения власти, ухудшая условия жизни по одному из направлений, своевременно не корректируют базовые социальные нормативы, даже изначально приняли неверные пропорции. В некоторых регионах расходы на коммунальные услуги даже больше 50%, что никаких не отражается в региональных прожиточных минимумах. А вопрос недовольства или смирения — это тоже разговор о демократии. Сейчас во всем мире принято говорить о том, что «борьба граждан за свои права и их самоуважение рождают благосостояние».

«СП»: — В социальном плане напряжение увеличено ростом обязательных платежей, понятно. А в плане состояния жилых домов?

В 2001 году в Докладе рабочей группы Госсовета РФ по вопросам реформирования и реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства, размещенном на сайте президента страны, были сказаны очень правильные слова, что единичные затраты на проведение аварийно-спасательных работ в ЖКХ в 2,5−3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Вопрос — как эту теорию реализовали на практике те персоны, в руках которых сконцентрированы административные и финансовые ресурсы?

То есть нам надо, сужая проблему до оценки состояния жилого фонда, обобщить оторванные друг от друга сведения из разных источников одновременно по нескольким составляющим: как по факту стала учитываться потребность жилых домов в капремонте, за который теперь все собственники жилья должны платить, насколько обоснован тот или иной размер обязательного взноса, насколько грамотно и, что важно, честно, без обмана устанавливаются расценки на капремонт, насколько они завышаются на деле и насколько качественно он проводится.

«СП»: — Вы можете сделать по этим показателям какое-то резюме?

— Более 15 лет назад я в качестве проректора по науке и международному сотрудничеству Академии Госстроя РФ пришла к неутешительному выводу о том, что в результате реализации концепции, принятой в 1997 году, для отечественного ЖКХ начала 2000-х годов «характерно неэффективное управление, которое создает условия для паразитического существования предприятий комплекса за счет потребителей его услуг, прежде всего населения» и также что из-за высокой текучести кадров российское ЖКХ фактически управляется и эксплуатируется случайными людьми, которые наносят всем нам ущерб своей некомпетентностью, неспособностью реализовать комплексный подход в управлении сложной системой, отсутствием представлений о принятии превентивных мер и недопущении аварий.

Поэтому мне интересно принять участие в общественно значимом оценивании достижений и поражений запуска региональных программ капитального ремонта, осуществляемых с 2014—2015 годов за счет средств граждан России. Исходные параметры этого драматичного для населения процесса уже были озвучены в Думе: нуждается в капремонте свыше двух миллиардов квадратных метров жилой площади в стране, а миллиард — в немедленном ремонте. В России же ежегодно ремонтируют всего 50−70 миллионов «квадратов». Если темпы ремонта останутся на госуровне прежними, количество аварийного жилья будет расти в геометрической прогрессии.

«СП»: — Какие еще данные мы можем обсудить?

— Непрозрачность (и, как следствие, коррупциогенность) работы региональных фондов капитального ремонта выделялась общественностью еще в самом начале как главный их недочет, который за пока так и не устранен. Поэтому важно заниматься сбором разрозненных данных из разных источников, повышая объективность и прозрачность их деятельности.

Но много видно и из информации, представляемой на сайте «Реформа ЖКХ»: 67% от собранных за 2018 год средств были потрачены на завершение капремонта всего по 3% многоквартирных домов, включенных в региональные программы (0,08% от общего числа многоквартирных домов в России), при доле конструктивных элементов с истекшим межремонтным сроком от 0,03% в Кемеровской области до 100% в Курской области (средний показатель по России не приводится и требуют пояснений данные по Курской области). Был запланирован на 2018 год капремонт по 8% домов, включенных в региональные программы (2% от общего числа многоквартирных домов). Если примерная периодичность проведения капремонта в жилых домах составляет 20 лет (это в нормальных условиях, а в агрессивной среде и при переувлажнении — 15 лет, и 6 лет при вибрационных нагрузках), то должны проходить капитальный ремонт (при отсутствии просрочки по его проведению к началу работы фондов капитального ремонта в 2014—2015 годах) на условиях планово-предупредительного обслуживания 5% домов, а не 3%, как это случилось (надо считать от общего количества многоквартирных домов как нуждающихся в капремонте по принятым нормативам и как плательщикам взносов, а не только включенных в программу).

Нарушение по недовыполнению планов, которое должно предусматривать ответственность (и, вероятно, не предусматривает, хотя эти данные следует относить к сфере выполнения государством социальных обязательств с конкретными нормативными ориентирами, не работающими в целях необоснованной экономии средств граждан). За 2014−2017 годы сведения на сайте не представлены, как и сведения по многочисленным нарушениям. Нет и никакой нормативной документации по плановой замене электропроводки (угрозе пожаров), труб (угрозе затопления квартир), крыш (угрозе протечек) и прочего. Но при этом есть показатель, по сути, административно установленной дискриминации граждан также и в этой сфере: взносы на капитальный ремонт должны сдавать все собственники жилья, но в региональные программы капитального ремонта включено только 36,5% домов. А 63,5% домов, соответственно, не включены.

Если дома не обследованы и не включены в ближайший 20-летний период действия региональной программы капитального ремонта, то их жильцы не должны делать взносы и ремонтировать чужое имущество! В отчете Фонда города Москвы за 2017 год сказано, что в региональную программу капитального ремонта на 2015−2044 годы, то есть на 30 лет, включено 32609 многоквартирных дома, хотя некоторые дома должны фигурировать в этой программе 2 раза, а не один! По результатам выборочной проверки сферы капремонта Генпрокуратурой РФ, было установлено, что деньги на капитальный ремонт многоквартирных домов часто являются объектом коррупции, криминала.

Как параметры программы отражают потребность жилого фонда в проведении капремонта — не обосновывается никак. По данным раскритикованного со всех сторон Росстата за 2015 год, из 2,9 миллионов многоквартирных домов 36% имеет износ от 0 до 30%, а оставшиеся 64% имеют износ свыше 31%, в том числе 12% – износ свыше 66%. К этому добавляется ситуация, уже обсужденная в связи с управлением другими ведомствами и связанная с завышением расходов на содержание данных фондов, включая высокие зарплаты, и с законностью их деятельности. Как пример — выявленная в ходе проверок в 2015 году заработная плата директора Югорского фонда С. Макарова в размере около 1 миллиона рублей в месяц

«СП»: — Но, наверное, не все данные, в том числе и серьезно искажаемые, сегодня можно получить по открытым источникам?

— Да. Публичного представления многочисленных обращений граждан по этой тематике до сих пор нет. Открытой обратной связи с потребителями нет. На местах многие жильцы домов, попадающих в программу капремонта, полагают, что никакого контроля за действиями рабочих нет. Сведений катастрофически не хватает, чтобы охарактеризовать эту ситуацию, которую назвать иначе как патовую нельзя.

Что происходит на местах? Непрозрачен, точнее тщательно скрывается сам процесс планирования работ, а акты сдачи-приемки по-прежнему пытаются закрывать с многочисленными приписками, в том числе за взятки. Жителей как заинтересованную сторону — инвестора и одновременно потребителя услуг капремонта — не приглашают обсудить состав, технологии работ, расценки, качество и количество стройматериалов, а ставят перед фактом исполнения огромных смет, в которых, кроме приписок объемов дорогостоящих ремонтных работ, еще закладываются по завышенным расценкам и строительные материалы, заменяемые к тому же на практике на аналоги худшего качества.

И все это вырастает в миллионы освоенных денег фонда. Сегодня в Москве — это порядка 30 миллионов на 6-этажный многоквартирный дом. Если бы жители делали тот же самый ремонт (только лучше, с соблюдением технологий) сами, то он обошелся бы во много раз меньше. Многие работы по факту проводятся по принципу «дешевле только даром» (как мы увидели на конкретных примерах, которые, разумеется, мы не можем обобщать, так как это было бы некорректно) — одни малоквалифицированные рабочие из числа мигрантов, которые не всегда получают от своих работодателей зарплату, могут только вредить своими действиями (например, вместо труб присоединять к батареям штыри, портить, а не чинить крыши), а другие — чуть более квалифицированные — исправляют вредительства своих предшественников.

Если не читать многостраничные бумаги, фигурирующие в этом процессе, можно рабочих в таких конкретных не очень позитивных примерах на местах ассоциировать с конторами по типу «Рога и копыта» с одним директором и бухгалтером. Но в сфере освоения денег они называются совсем иначе, а именно: квалифицированные подрядные организации, включенные в реестр и имеющие право принимать участие в электронных аукционах. Неквалифицированные рабочие у них могут быть набраны случайным образом с трассы, а организации, их привлекающие, относиться к разряду квалифицированных. Парадокс современной российской бюрократии с не человеческим, а так называемым технократическим и также криминальным лицом. И, вероятнее всего, беззаконие в части проведения планово-предупредительного ремонта, раз никакие нормативы не соблюдаются, нарушение прав и интересов граждан, их обман, коррупция. При этом в капремонт закладывается ограниченный фронт работ, а не перевод домов на энерго, тепло и водосберегающие технологии, в отличие от санации жилья в Европе. То есть сама практика — не только часто обман граждан, но и примитивизм планирования.

«СП»: — Как любит говорить молода поросль государственных управленцев, «критикуешь — предлагай». Что, по вашему мнению, необходимо менять?

— В первую очередь, следует говорить о необходимости противостояния граждан занижению уровня их социальной защищенности от экономического криминала, о низкой социальной ответственности и экономической эффективности этого процесса. Если говорить о кадрах, которые «решают все», то мне на ум приходит басня, рассказанная Аркадием Райкиным о проблемах советского периода — «Как медведь зайцем работал». Там, если помните, за медвежью работу платили заячью зарплату, за заячью работу — медвежью зарплату, что сегодня ассоциируется с решением вопроса по аналитикам в этой сфере и также по квалифицированным рабочим, набранным из местного населения. В басне в комиссии, признавшей эту ситуацию нормальной, на должности львов были оформлены ослы. С точки зрения материализации интересов разных сторон в условиях противодействия коррупции важно никому не позволять загонять себя в группы ослов. Малоквалифицированные кадры, которых набирают в эту сферу, не желают ежедневно взаимодействовать с практикой и сами создают большие проблемы. Если они будут продолжать работать и создавать иллюзию большой работы на бумаге, а не на деле, то проблемы, сколько о них не говори, скорее всего, так и не будут решены до замены кадров на принципах их подбора по компетентности.

Большая роль в этом вопросе отведена обществу, которое оказалось, по сути, не готово взять на себя еще и эту огромную бесплатную нагрузку, то есть выполнять профессиональную работу за многих высокооплачиваемых должностных лиц. Как следует из данных сайта «Реформа ЖКХ», 87,6% многоквартирных домов доверили (в том числе — не фигурируя в планах на проведение капитального ремонта) свои существенные для семейных расходов отчисления региональным операторам, и только 4,4% для возможности управления данными средствами создали спецсчета ТСЖ, ТЖ и ЖСК. Но на самом деле гражданам административно не дают переходить на спецсчета, чтобы не упускать неэффективное управление их деньгами. Я думаю, прогрессивным моментом стало бы всероссийское обсуждение результатов работы региональных фондов и их нормативного обеспечения, всех проблем, связанных с проведением капремонта на практике, а также публикация в открытых источниках расценок и состава работ по многоквартирным домам на специальном сайте (как плановых, так и фактических смет расходов), нормативных сроков эксплуатации труб, крыш, электропроводки и пр. и сроков проведения работ по их замене, отзывы о конкретной работе «квалифицированных подрядных организаций, прошедших электронные торги», на местах с приложениями фото и видеоматериалов. Я уверена, было бы многим интересно наблюдать за тем, как осуществляется капремонт на деле, а не на бумаге.

14.06.2017 | Мифы ЖКХ: Отменял ли ВС РФ взносы на капремонт?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>

Читайте также:  Мобильное приложение ЖКХ

В настоящей статье проанализирована широко распространенная в Интернете лжетеория о том, что якобы Верховный суд РФ установил отсутствие обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт. Ранее на сайте АКАТО уже публиковалась по данному вопросу статья «Интернет-бред и его вред», однако, в связи с неутихающими спорами по данному вопросу, представляется необходимым дать повторные разъяснения в рамках цикла «Мифы ЖКХ».

Необходимо отметить, что настоящая статья не содержит оценки справедливости анализируемых норм, некой моральной или нравственной «правильности» предъявления к оплате собственникам взносов на капремонт. Более того, с учетом существенного ажиотажа вокруг вопроса оплаты капремонта, представляется необходимым пояснить, что для достижения некой справедливой сбалансированной системы взаимоотношений участников жилищных отношений по указанному вопросу необходимо глубокое понимание юридических норм, регулирующих аспекты капитального ремонта. На взгляд автора статьи, недопустимо, например, требовать отмены норм, устанавливающих обязанность оплаты взносов на капремонт, и одновременно с этим утверждать, что обязанности по оплате таких взносов не установлены (либо отменены решением суда). В этом случае создается логическая ошибка — заявляются требования об отмене норм, которые якобы признаны судом недействующими. Более разумным и эффективным для противников оплаты взносов на капремонт представляется сначала изучить положения законодательства, устанавливающие обязанность оплачивать взносы на капремонт, признать их действие с учетом сложившейся судебной практики (разумеется, для тех положений, которые являются действующими), а уже потом требовать их отмены или изменения. Игнорирование же таких норм (либо необоснованные заявления об их недействительности) будет иметь исключительно негативные последствия для всех участников жилищных отношений.

Суть лжетеории

Не первый год в Интернете муссируется мнение, что якобы Верховный суд РФ своим решением признал взимание взносов на капитальный ремонт (далее — КР) незаконным. Речь идет об определении Верховного суда РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 (далее — Определение).

Указанное Определение вынесено по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на Решение Белгородского областного суда от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014, которым было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области».

В числе прочего Определение содержит фразу: «оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Именно эту фразу используют сторонники лжетеории об отсутствии обязанности оплаты взносов на капремонт, часто перефразируя ее примерно в таком виде: «По Определению ВС РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт НЕ является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ».

Дополнительно нередко приводятся еще два аргумента:
1) Региональный оператор КР является фондом, а согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон 7-ФЗ) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, оплата взносов Региональному оператору КР (который является фондом) носит исключительно добровольный характер, никаких обязанностей по уплате взносов на КР на собственников помещений МКД принудительно возложено быть не может;
2) Конституция РФ не предусматривает плату за несуществующие услуги. Следовательно, недопустимо взимать оплату неких еще не предоставленных услуг, а значит — работы по капитальному ремонту могут оплачиваться исключительно после их проведения, а не до того, как не только сами работы еще не произведены, но и вообще не определен их исполнитель, не составлены окончательные сметы и т.д. и т.п.

Исходя из трех представленных аргументов (1. отсутствие обязанности по уплате взносов на КР, установленное ВС РФ; 2. добровольность, а не обязательность взносов в фонды; 3. недопустимость оплаты не предоставленных услуг) лжетеоретики делают вывод о незаконности взимания взносов на КР.

Что установил ВС РФ на самом деле?

В Определении действительно сказано, что Законом Белгородской области обязанность по уплате взносов на КР не устанавливается. но только лишь потому, что такая обязанность установлена федеральным законодательством РФ. Верховный суд указывает, что на основании частей 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме (далее — МКД) обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на КР. Обязанность по оплате расходов на КР распространяется на всех собственников с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Верховный суд также указывает, что согласно статье 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы, устанавливается порядок его деятельности. Применительно к рассматриваемому случаю ВС РФ уточняет, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий в развитие положений статьи 167 ЖК РФ и направлен на регулирование создания и деятельности регионального оператора.

А вот далее следует как раз та самая вырванная из контекста Определения фраза: «Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт».

При прочтении всего текста Определения уже не создается впечатления, что Верховный суд установил отсутствие обязанности по уплате взносов на КР.

Кроме того, необходимо напомнить, что цитируемым Определением Верховный суд в заявленных требованиях отказал. Требования состояли в отмене Решения Белгородского областного суда, но ВС РФ признал данное Решение законным и обоснованным. Белгородский областной суд, в свою очередь, решил (именно тем обжалованным, но оставленным в силе Решением от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014): «в удовлетворении заявления … о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Белгородской области “О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области”, принятого Белгородской областной Думой 24.01.2013, отказать». То есть Белгородский областной суд признал соответствие Закона Белгородской области Федеральному законодательству РФ и не установил нарушений, а Верховный суд подтвердил правильность принятого Решения.

Более того, именно Белгородский областной суд применил в своем Решении ту самую цитируемую лжетеоретиками фразу: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Сторонники рассматриваемой в настоящей статье лжетеории целенаправленно ссылаются не на Решение Белгородского областного суда, а на Определение Верховного суда РФ, чтобы придать больше значимости своим аргументам, но на самом деле ВС РФ лишь процитировал проверяемое Решение суда.

Важно отметить, что в Решении Белгородского областного суда за процитированной фразой шло продолжение, все расставляющее по своим местам — дословно суд в своем Решении указал: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт. Данные обязанности непосредственно предусматриваются Федеральным законом».

Разумеется, лжетеоретики предпочли не заметить этой фразы, которая разрушает продвигаемый ими миф.

О добровольности взносов в Фонд

Разберем норму Закона 7-ФЗ о добровольности взносов в фонды.

Часть 1 статьи 7 Закона 7-ФЗ действительно устанавливает: «1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели…».

Однако, при этом часть 4 той же статьи 7 Закона 7-ФЗ устанавливает: «4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах».

Именно в соответствии с процитированной нормой Жилищным кодексом РФ (который, между прочим, является Федеральным законом) предусмотрен отдельный вид фондов — региональные операторы капитального ремонта. Глава 17 (статьи 178-188) ЖК РФ регулирует порядок формирования фондов капитального ремонта Региональным оператором и порядок деятельности Регионального оператора по финансированию капремонта. Указанные нормы ЖК РФ, в числе прочего, устанавливают особый порядок использования Региональным оператором денежных средств и ряд ограничений, не предусмотренных нормами Закона 7-ФЗ о таких некоммерческих организациях, как фонды.

Следует напомнить еще несколько норм законодательства РФ. Часть 1 статьи 169 ЖК РФ прямо обязывает собственников уплачивать ежемесячные взносы на КР общего имущества. То есть обязанность оплачивать взносы установлена императивно, ни о каком добровольном выборе, платить или не платить взносы, в данном случае речи не идет. Статья 170 ЖК РФ устанавливает право собственников выбирать порядок формирования фонда КР, и накопление средств на счетах регионального оператора — это лишь один из способов. Если оценивать, является ли выбор указанного способа (и следующая за ним обязанность оплачивать взносы на КР именно Региональному оператору) добровольным, тогда необходимо помнить, что общее собрание собственников помещений имеет право выбора способа формирования фонда капремонта, и выбор конкретного способа делается добровольно. Отсутствие Решения о выборе способа формирования фонда капремонта приравнивается к выбору способа формирования фонда капремонта на расчетном счете Регоператора. Но разве отказ от Решения в данном случае не является добровольным?

Дополнительно можно напомнить о существовании ряда некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме фонда, взносы в которые вовсе не являются добровольными. К таким организациям можно отнести Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д.

Является ли взнос платой за услугу?

Необходимо отметить, что взнос на капремонт не является платой за услуги по капитальному ремонту. Денежные средства, поступившие некому лицу в качестве оплаты за некие услуги (или товары), предоставленные этим лицом, меняют своего владельца с момента поступления такой платы указанному лицу. В отношении взносов на капремонт жилищное законодательство РФ устанавливает специальный порядок распоряжения денежными средствами. Стоит отметить ряд существенных моментов, отличающих взносы на КР от платы за услуги:

1. Судьба накопленных взносов на капремонт (в том числе задолженности по взносам) следует судьбе помещения (часть 3 статьи 158 ЖК РФ). В отношении платы за услуги такой порядок не предусмотрен. Если, например, помещение меняет собственника, при этом прежний собственник имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги и задолженность по взносам на капремонт, тогда задолженность за жилищно-коммунальные услуги остается у прежнего собственника помещения, а задолженность по взносам на капремонт возникает у нового собственника помещения;

2. Наниматели муниципальных (и государственных) квартир не платят взносы на капитальный ремонт, потому что это обязанность собственников государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК РФ). То есть, взносы на капремонт связаны именно с правом собственности на помещение, фактически являются, если можно так выразиться, некой частью этого помещения, и имеют отношение только к собственнику помещения, независимо от того, пользуется ли он помещением сам или сдает его внаем. В отличие от взносов на КР, жилищно-коммунальные услуги потребляются и оплачиваются как собственниками помещений, самостоятельно пользующимися своими помещениями, так и нанимателями таких помещений, пользующимися помещениями по договору найма с собственниками.

3. Жилищным кодексом также установлено, что при изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных или государственных нужд, накопленные в фонде капитального ремонта средства возвращаются собственникам помещений в многоквартирном доме. Распределение средств осуществляется пропорционально уплаченным собственниками помещений взносам. Если собственник помещений поменялся, новый собственник получит не только то, что уплатил он сам, но и взносы предыдущего собственника помещения (часть 2 статьи 174 ЖК РФ). В отношении платы за какие-либо потребленные услуги такой возврат средств не предусмотрен;

4. Жилищным кодексом установлены ограничения по использованию средств фонда капитального ремонта, сформированных за счет взносов собственников помещений исходя минимального размера взноса на капитальный ремонт. Эту часть фонда капитального ремонта можно использовать только для оплаты установленного перечня услуг и работ по капитальному ремонту, для погашения кредитов и займов, которые были получены для выполнения этих работ и уплаты процентов по таким кредитам и займам (часть 1 статьи 174 ЖК РФ);

5. На денежные средства, полученные Региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не может быть обращено взыскание по обязательствам Регионального оператора (часть 5 статьи 179 ЖК РФ). В случае признания Регионального оператора банкротом денежные средства, которые получены от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не включаются в конкурсную массу (часть 6 статьи 179 ЖК РФ). В отношении платы за услуги, получаемой исполнителем услуг, таких ограничений, направленных на сохранение денежных средств плательщиков, не предусмотрено.

Исходя из сказанного, заявлять, что взнос на капремонт является некой платой за некие услуги, некорректно. Взносы на капремонт превращаются в плату за услуги по капремонту в тот момент, когда работы по капремонту будут проведены, а из накопленных взносов эти работы будут оплачены.

Выводы

Рассмотренная в настоящей статье лжетеория об отсутствии обязанности по оплате взносов на капремонт опровергнута:
1) Верховный суд РФ не устанавливал отсутствие такой обязанности;
2) Деятельность Региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фондов, по приему взносов на капремонт от собственников помещений МКД и по взысканию таких взносов в судебном порядке соответствует действующему законодательству РФ;
3) Взнос на капремонт некорректно рассматривать как плату за услугу по капитальному ремонту.

Дополнительно стоит отметить, что Постановлением от 12 апреля 2016 года № 10-П Конституционный Суд РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.

Как не платить за капремонт на законном основании в 2020 году

Плата за капитальный ремонт стала взиматься с жильцов многоквартирных домов в России с 2014 года. Такое обязательство прописано в положениях Жилищного кодекса РФ . Он постановляет, что именно жильцы должны постепенно накапливать средства на счету управляющей организации, после чего пускать их на ремонтные работы.

В то же время существует и немало полезных советов, как законно избежать лишних трат.

Что включает в себя капитальный ремонт

«Капитальный ремонт» — понятие весьма размытое. В то же время любому собственнику квартиры будет интересно, на какие конкретно мероприятия будут направлены предоставленные им взносы.

Итак, полный перечень работ включает:

  • Ремонт фасадов строения;
  • Ремонт подвалов и расположенных в них коммуникаций;
  • Ремонт крыши;
  • Ремонт фундамента многоквартирного дома;
  • Ремонт замена лифтов и обустройство их новыми механизмами, ремонт лифтовых шахт и машинных помещений;
  • Ремонт сетей коммуникаций (отопление, вода, газ, канализация и т.п.).
Читайте также:  Еще раз о тарифах на ЖКУ

Таким образом, платежи за капремонт затрагивают качественное улучшение состояния значительной части жилого фонда.

Но в этом ключе возникает вполне закономерный вопрос: обязаны ли вносить плату за капитальный ремонт жильцы новостроек? Законодательство в этом направлении не делает исключений: жители строений, недавно переданных в эксплуатацию должны накапливать на счету фондов средства на будущие периоды.

Региональные программы могут содержать иные уточняющие условия относительно только построенных домов. Так, например в Пермском крае, обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт в новостройках возникает по истечении 4 лет 11 месяцев после введения дома в эксплуатацию и включения дома в региональную программу капитального ремонта. Жителям Свердловской области, имеющим в собственности квартиру в новостройке, предоставляется трехлетняя отсрочка по оплате взносов за капитальный ремонт. В Москве такой льготы у собственников квартир в новостройке нет.

Куда уходят средства на капремонт многоквартирных домов

Накопленные жильцами домов средства могут направляться на:

  • оплата услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • разработка проектной документации;
  • оплата услуг по строительному контролю;
  • погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты работ по капитальному ремонту, уплата процентов за пользование таким кредитом;
  • оплата расходов на получение гарантий и поручительств по вышеуказанным кредитам;
  • снос или реставрация зданий, признанных аварийными.

Все указанные виды работ должны проводиться под контролем жильцов дома, которые финансируют за счет своих взносов все перечисленные мероприятия.

Этот контроль выражается:

  1. В выборе компании, которая будет проводить те или иные виды работ.
  2. В проверке смет на проведение ремонта, реконструкции, модернизации.
  3. Знакомиться с планом мероприятий и требовать соблюдения обозначенных в них сроков.

Если жильцы многоквартирного дома не выразили желания выбрать строительную или ремонтную компанию, то этот выбор за них осуществляет управляющая компания.

Следовательно, в вопросах капитального ремонта фонд и его управляющий лишь аккумулирует средства жильцов и управляет ими от их имени, но не распоряжается ими по своему усмотрению. По итогам проведенных мероприятий собственникам квартир должен быть доступен отчет о проделанной работе, потраченных суммах и остатках на счетах фонда.

Стоит отметить несколько аспектов, которые особо важны в вопросе проведения капитального ремонта на средства жильцов дома:

  • ремонтные работы могут проводиться в любое время года. В том числе и в экстренном порядке — в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • фонд должен иметь план мероприятий по капитальному ремонту, рассчитанный, по меньшей мере, на год;
  • перед реализацией запланированных мероприятий составляется смета затрат и оценивается реальность проведения ремонта в текущий момент;
  • остатки средств на счетах фонда перечисляются в счет будущих периодов.

Если граждане сомневаются в целевом использовании внесенных ими средств, то они всегда могут обратиться за помощью в такие инстанции, как:

Законно ли требования оплаты капитального ремонта

Требование российского законодательства о сборе средств с жильцов многоквартирных домов вполне обосновано: многочисленные аварийные ситуации (прорыв водопровода, обрушение стен и т.п.) происходят с завидной регулярностью и приводят к человеческим жертвам.

Государство этот вопрос не финансирует, а значит, он ложится на плечи граждан.

Следовательно, если гражданин платит взносы в управляющую организацию на капитальный ремонт он проявляет заботу о собственной безопасности и комфортном проживании. Однако, законно ли оно? Стоит платить или нет сборы на капремонт в 2020 году?

В общем виде законодательные положения сводятся к следующему:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Причины не оплаты квитанций по капремонту

Вопрос о том, как не платить за капремонт, волнует большинство российских граждан.

Многие отказываются вкладывать средства обещанное повышение комфорта своего проживания.

Причин для этого несколько:

  1. Во-первых, сроки программы, ориентированной на обновление и восстановление многоквартирных домов не имеет четко обозначенных сроков действия. Это вызывает сомнения по поводу целевого расходования средств. Например, большинство граждан не сможет точно сказать, куда ушли платежи за капремонт в 2016 году.
  2. Во-вторых, помещения общего пользования, в том числе чердаки, лестничные пролеты, технические помещения, фойе, не принадлежат жильцам домов (это чаще всего собственность муниципалитета). Тем не менее собранные средства, чаще всего направляются на их реставрацию. При этом в дальнейшем муниципалитет может сдать их в аренду коммерческим организациям и третьим лицам.
  3. В-третьих, далеко не всем жильцам необходимо имущество, ремонтируемое на их деньги. Например, лишено смысла представление жителями нижних этажей денег на восстановление работы лифта.

Последний момент является одной из причин, по которой граждане отказываются вносить средства в специальные фонды многоквартирных домов.

Чем грозит отказ от оплаты капремонта

Многие российские граждане не только не хотят, но и фактически не платят за капитальный ремонт многоквартирных домов, в которых они проживают. Чем чревато несоблюдение предписанных законодательством норм в 2020 году?

  1. Изначально муниципалитет будет направлять на телефон и почту собственника квартиры уведомления о необходимости погасить долг, связанный с капитальным ремонтом дома.
  2. За каждый месяц просрочки взносов в фонд будет начислять на сумму долга пени в размере от 0,5 до 5% платежа.
  3. По истечении полугода вопрос может быть передан на рассмотрение в судебные органы.

Если в ходе судебного разбирательства виновная сторона не сможет обосновать свой отказ от оплаты капитального ремонта, то решением суда на нее может быть возложена обязанность оплатить долг, погасить пени и покрыть все судебные расходы.

Как законно избежать оплаты капитального ремонта в 2020 году

Даже с учетом рассмотренных выше обстоятельств, существует вполне реальная возможность отказаться от оплаты капремонта многоквартирного дома и притом на вполне законных основаниях.

При этом отказ от оплаты капитального ремонта не предполагает нулевые затраты, однако может обеспечить их существенное сокращение.

Если собственник квартиры сдает свое жилье аренду, то он может переложить обязанность оплаты капремонта на квартиросъемщиков. Последние в текущий момент проживают в доме, а, следовательно, именно они и заинтересованы в обеспечении комфортных условий для проживания.

Самый популярный способ свести расходы на капремонт на нет — разместить на фасаде доме рекламные баннеры. Доходы от такого рода деятельность и финансируют фонд по проведению капитального ремонта, не затрагивая семейных бюджетов жильцов.

Последний вариант удобен, но уместен только в крупных городах, в домах, расположенных в местах большой проходимости людей.

Законом «О социальной защите инвалидов» установлено, что инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50%.

Федеральным законодательством инвалидам войны, участникам ВОВ, ветеранам боевых действий предоставляется компенсация платы за капитальный ремонт в размере не более 50%.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствии чернобыльской катастрофы, также предоставляется компенсация в размере 50% на уплату взносов за капитальный ремонт.

Региональным властям предоставлено право устанавливать собственные льготы по оплате капитального ремонта. Этим правом успешно пользуются многие субъекты страны. Например, предоставляя скидку труженикам тыла, ветеранам труда, репрессированным и реабилитированным лицам и другим категориям. Подавляющее число регионов установили компенсации для пенсионеров старше 70 лет, а пенсионеры старше 80 и вовсе освобождаются от уплаты взносов за капремонт. Для уточнения региональных льгот следует обращаться в органы социальной защиты населения, МФЦ или администрацию.

Иные способы отказа от уплаты средств на проведения капитального ремонта признаются незаконными и могут повлечь за собой административное наказание в виде пеней и штрафов.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Здравствуйте! Я — собственник квартиры на последнем этаже в многоквартирном доме ( 4-х этажный дом). В плане 2019г дом подлежит капремонту крыши. Однако, жильцы с1 по 3 этажи проголосовали на собрании против капремонта крыши. Ранее, в моей квартире уже были протечки по потолку и стенам, что устранялось управляющей компанией текущим ремонтом кровли ( заплатками из шифера). В случае очередной протечки я могу подать в суд уже за «непроведение капремонта», кроме возмещения материального и морального ущерба?

Если решение о непроведении принято общим собранием собственников жилья, то Вы вправе его оспорить (признать незаконным) в судебном порядке.

В разделе «Причины не оплаты квитанции по капремонту» автор статьи, возможно невольно, допустил крамолу в п.2, которую власть всячески пресекает, о собственнике общего имущества в МКД — «…это чаще всего собственность муниципалитета».
А как всем известно (ст.210 ГК РФ), бремя содержания общего имущества (капремонт) лежит на его собственнике. Вывод: у граждан, приватизировавших квартиры в собственность, без регистрации доли в общем имуществе нет обязанности в его содержании.

Если бы Вы внимательно читали действующие нормы законодательства, то узнали бы, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав (ныне ЕГРН).

Уважаемая Мария! К сожалению, Вы уклоняетесь от прямого диалога. Хорошо!
Зайдём с другой стороны (практической): тем более, юриспруденция — наука, где, как и в физике, критерием истины является практика.
Допустим жители МКД, окрылённые амбициями собственника, решат «замутить», например, фитнес-клуб в подвале. И что? Тут же «нарисуются» пузатые дяди в шляпах из администрации с толстыми портфелями или папками под мышками и доходчиво укажут (разъяснят) на место жильцов в общей собственности в духе приведённой статьи: «…помещения общего пользования, в том числе чердаки, лестничные пролёты, технические помещения, фойе,не принадлежат жильцам домой…». Заметьте, не я это сказал и далее:»При этом в дальнейшем муниципалитет может сдать их в аренду коммерческим организациям и третьим лицам». Именно это часто наблюдается, когда жильцы буквально умаляют истинных собственников допустить их к ОДПУ для снятия показаний или аварийные службы к инженерным коммуникациям.
Вот из такой практики и выкристаллизовывается истина.

Мы не строим здесь диалоги. А отвечаем на сформулированные в рамках правил сайта вопросы. Если вопрос содержит субъективное мнение, критику и эмоции, либо сформулирован неверно — мы имеем полное право вообще не отвечать вопрос и даже не публиковать его.
Кому принадлежит общедомовое имущество зависит от процента жилья, находящегося в собственности граждан. Если большая часть квартир — муниципальные, то простое большинство голосов будет у муниципалитета по объективным причинам. В любом случае все вопросы решаются общим собранием собственников жилья.
Нормы права не формируются из практики в РФ, поскольку в России нет прецедентного права. У Вас ошибочное восприятие правовой действительности. А вот подобное фривольное толкование действующих норм права и отсылка к практике и приводит к бесконечной путанице.

Почему никто не говорит о Постановлении Правительства № 97 о финансировании на капремонт,куда ушли эти деньги? По расчетам их больше чем выставляют в оферта

НПА, о котором Вы говорите это Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. № 97 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016 — 2018 годы”. Оно утверждало прилагаемые федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по РФ на 2016 — 2018 годы, которые применялись в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;

федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам РФ на 2016 — 2018 годы, которые применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
По вопросу расходования этих средств Вы можете обратиться в региональное правительство по месту Вашего проживания.

жильцам дома пришел (в ультимативной форме) счет о задолженности по оплате налога на капремонт с начала 2018. Наш дом находится в кооперативной собственности и все внутри -домовые и строительно — ремонтные работы оговорены статьями о текущем и капитальном ремонтах согласно уставу. Может ли наше правление выиграть спор (в суде или мэрии) о приоритете сбора денежных средств нашим кооперативом и НКО региональным фондом ?

1) По капремонту нет налогов. Есть взносы. см. ст. 169 ЖК РФ.
2) Если Вы не выбирали решением общего собрания собственников жилья такой способ формирования фонда капитального ремонта, как: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, то у Вас автоматически был избран другой способ — перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора. А это значит, что обязанность по уплате взносов на капремонт путем перечисления их региональному оператору у Вас возникает вне зависимости от содержания Вашего устава.
3) Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Вы можете принять такое решение и вместе с копией протоколов общего собрания подать заявление о переводе средств со счета регионального оператора на спецсчет и формировать накопления там. Но до момента подачи такого заявления Вы обязаны перечислять деньги региональному оператору. В связи с чем, при таких раскладах шансы на выигрыш дела в суде нулевые.
Также Вам следует знать, что Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта РФ, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.

Здравствуйте ! Жильцам дома пришел ( в ультимативной форме )счет о задолженности по оплате налога на капремонт с начала 2018 . Наш дом находится в кооперативной собственности и все внутри -домовые строительно — ремонтные работы оговорены статьями о текущем и капитальном ремонтах согласно уставу . Может ли наше правление выиграть спор ( в суде или горадминистрации) о приоритете сбора денежных средств нашим кооперативом и НКО региональным фондом ?

«РИА Недвижимость»: Почти половина многоквартирных домов в РФ требуют ремонтных работ

Платеж за капитальный ремонт вызвал нешуточные волнения среди жителей многоквартирных домов — некоторые граждане называли новый налог побором и открыто отказывались перечислять на ремонт деньги. Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис в интервью РИА Новости рассказал, почему власти после долгого перерыва вновь решили собирать деньги граждан на эти цели и что ждет неплательщиков.
— Андрей Владимирович, почему именно сейчас понадобилось собирать деньги с населения на капремонт? Откуда их раньше брали?

— У каждого дома есть определенный срок эксплуатации, который предусматривает периодический частичный ремонт. Например, крышу надо менять раз в 15 лет, а фундамент проверять и укреплять раз в 25 лет. Если не проводить соответствующих работ, то дом попросту развалится.

Читайте также:  В Смоленске объявлена амнистия самовольных подключений к водопроводу

В советское время практически все многоквартирные дома были муниципальные, и местные власти вместе с платой за жилищно-коммунальные услуги в обязательном порядке собирали деньги и на капремонт.

Когда началась приватизация жилья в 90-х годах, подавляющее большинство граждан не осознало, что в собственность им досталась не только квартира, но и все обязательства по несению расходов на содержание и капитальный ремонт своего дома, включая крышу, подъезды, стены. Люди, приватизируя свои квартиры, считали, что государство обязано оплачивать им эти работы.

В значительном количестве регионов взносы за капремонт отменили. Были конечно ситуации, когда управляющие компании самовольно выставляли квитанции за капремонт. В год собиралось, по разным оценкам, порядка 20 миллиардов рублей. Но эти деньги не всегда шли на капремонт. Часто управляющие организации тратили их, как хотели.

Такая ситуация продолжалась все 90-е годы и до начала 2000-х. В это время в дома никто ничего не вкладывал. А жилье старело! Крыши текли, коммуникации ветшали. Возник вопрос — что с этим делать?!

В 2008 году в пилотном режиме была запущена программа капитального ремонта, которую реализовывал Фонд ЖКХ на деньги, полученные от продажи ЮКОСа. В ряде регионов собственники платили 5% от нужной суммы, остальное все платил федеральный фонд или бюджет. За это время удалось отремонтировать часть домов.

Но это были точечные ремонты. И тогда перед властями встала проблема — если ничего не предпринять, то у нас весь жилищный фонд РФ превратится в один большой аварийный дом. Поэтому после трехлетних дискуссий было решено запустить региональные системы капремонта.

— Что они из себя представляют?

— В большинстве европейских стран собственники многоквартирного дома обязаны создать свой фонд капитального ремонта. Они могут копить, а могут собрать нужную сумму непосредственно перед ремонтом. Главное, чтобы работы по капремонту были профинансированы.

Мы понимали, что если обяжем наших граждан единовременно вкладываться в капремонт, то, когда придет время ремонтировать крышу, необходимых сумм у людей может просто не оказаться. Поэтому мы предложили гражданам копить средства на спецсчете, который будет у каждого дома свой.

Но не все собственники, к сожалению, пока желают самостоятельно заботиться о своем доме. Для них и для «молчунов» местные власти создали в каждом субъекте РФ государственную организацию — регионального оператора капремонта, который обязан, собирая деньги с населения, выполнить программу капремонта, которую утвердил регион.

Эти программы региональные власти составляют на 30 лет. В программе участвуют все многоквартирные дома в субъекте РФ, за исключением аварийных домов и домов с высоким уровнем износа, которые нужно не ремонтировать, а сносить. Для каждого дома прописывается, что именно и в какой трехлетний период должно быть отремонтировано. Программы актуализируются каждый год.

Кроме того, регион устанавливает минимальный взнос, который граждане должны ежемесячно платить на спецсчет или регоператору, а также предельные расценки по видам ремонтных работ — например, сколько может стоить ремонт метра крыши и так далее.

Сегодня очевидно, что несмотря на все сложности, процесс пошел. В прошлом году в рамках новых систем было отремонтировано почти 8 тысяч домов. Это 34 миллиона квадратных метров, там почти 1,5 миллиона людей проживают. В этом году планируется, что завершим ремонт в 30 тысячах многоквартирных домов, а это 80 миллионов квадратных метров. По состоянию на 1 июня в регионах уже отремонтировано почти 5 тысяч многоквартирных домов.

— Сколько денег за год собирается на капремонт?

— За 2014 год, когда еще не во всех субъектах были запущены программы капремонта, и первое полугодие 2015 года, было собрано около 50 миллиардов рублей. По нашей оценке, ежегодно собственники будут инвестировать в капремонт порядка 100 миллиардов рублей.

— Какой объем жилья будет ремонтироваться в год?

— Мы планируем к 2020 году выйти на темп ремонта не менее 50 тысяч многоквартирных домов ежегодно.

Кроме того, мы ставим себе задачу, чтобы к 2020 году не менее половины собственников аккумулировали средства на специальных счетах и самостоятельно принимали решения, что в первую очередь им сделать: лифт менять или крышу отремонтировать. На сегодняшний день на спецсчетах копят деньги лишь 13% собственников.

— Какой сейчас объем недоремонта по стране?

— По экспертным оценкам, из всего многоквартирного жилищного фонда, который составляет примерно 3 миллиарда квадратных метров, примерно 50% домов требуют того или иного вида ремонтных работ.

— Сроки ремонта устанавливают по сути власти региона. Сами собственники смогут повлиять на скорость замены крыши?

— Справедливый вопрос. Были такие случаи, когда регионы, составляя свои программы, где-то сроки путали, а где-то и вовсе включили в программу капремонта аварийные дома.

Если вы видите, что ваш дом планируется отремонтировать в 2031 году, а соседний — в 2016 году, но при этом у соседнего дома крыша в хорошем состоянии, то есть не требует срочного ремонта, а у вашего дома она протекает, то в таких случаях Вы можете обратиться в региональный орган исполнительной власти, который отвечает за формирование программы — региональное министерство ЖКХ/ После Вашего обращения специальная комиссия проводит обследование проблемного дома, и, если действительно будут основания изменить срок капремонта, то в программе этот срок актуализируется.

Если по каким-то причинам не удалось решить проблему с помощью комиссии, то собственник может обратиться в Госжилинспекцию, которая после выездной проверки даст предписание отремонтировать дом в более сжатые сроки.

— Если собственники собирают деньги на спецсчет, они могут сами определить, когда и что ремонтировать, или они тоже зависят от региональной программы?

— Они могут сделать ремонт раньше, если накопят денег или возьмут кредит, но не могут сделать позже, чем указано в региональной программе.

Если подошло время ремонтировать крышу, а собственники не приняли соответствующее решение, тогда по закону регоператор должен забрать этот дом и сам провести капремонт. Деньги за проделанную работу со спецсчета переходят к регоператору. Здесь главная задача — сделать так, чтобы ни один дом не остался без капремонта.

— Кто будет проводить мониторинг сделанных работ?

— В законе прописан обязательный пятилетний гарантийный срок регоператора перед собственниками. Приемка качества работ в обязательном порядке проводится комиссией с участием представителей собственников по конкретному дому.

Если по каким-то причинам комиссия приняла ремонтные работы, и оказалось, что крыша протекает, то у жильцов есть все основания обратиться в государственную жилищную инспекцию, которая на месте проведет проверку и выдаст соответствующее предписание. И региональный оператор обязан исправить обнаруженные недоделки.

В случае накопления средств на спецсчетах качество контролируют сами собственники. Но в ситуации с текущей крышей точно такая же процедура — обращение в ГЖИ, предписание, судебное разбирательство с подрядчиком или его добровольное решение в рамках гарантийного срока.

Для повышения качества работ мы приняли решение, что для участия в аукционе на проведение капремонта подрядчику нужно будет пройти предквалификацию, причем она будет проводиться каждые три месяца. Важно, чтобы в этот список организаций, допущенных к конкурсу, где победитель определяется по наименьшей предложенной цене контракта, не попали компании, у которых есть вступившее в силу решение суда о недоделках и недоработках.

Список надежных подрядчиков будет открытым и публичным. Он будет размещаться, помимо сайтов региональных операторов, еще на едином сайте torgi.gov.ru. Благодаря этому собственники смогут выбрать ответственных поставщиков.

— Как устанавливаются тарифы на капремонт? Кто за это отвечает?

— Тарифы устанавливают субъекты РФ и Минстрой не вправе их в этом ограничивать. Причем эта сумма не появляется из воздуха — регион ее устанавливает с учетом общественного обсуждения и анализа количества домов, которые нужно ремонтировать, стоимости работ и так далее.

Задача же Минстроя состоит в том, чтобы план по ремонту был выполнен качественно.

— Могут ли тарифы на капремонт вырасти в следующем году?

— Региональные власти могут менять тарифы ежегодно. Но пока мы не видим регионов, где бы резко изменился размер платы за капремонт. Так что на следующий год регионы вправе оставить тот же размер платы.

Главное, чтобы программы продолжали реализовываться при этом размере взноса. В теме капремонта, несмотря на всю значимость и болезненность, на наш взгляд, недопустим популизм. В угоду популистским настроениям можно не повышать взнос, можно даже снизить взнос — но можно и обмануть тех людей, которым не на что будет ремонтировать крышу.

— Сейчас по интернету появилась инструкция, которая подробно объясняет, почему не надо платить за капремонт — это, по мнению ее авторов, противоречит Конституции и ряду положений закона.

— Все эти механизмы и инструкции про то, как от платежей отказаться — спекуляция. Это как инструкция в интернете, какой магнит нужно купить, чтобы скручивать счетчик.

Взнос на капремонт входит в состав платы за жилое помещение, и обязанность платить этот взнос существует в силу Жилищного кодекса и законодательства субъектов, которым определяются детали. Неоплата взноса за капремонт несет ровно те же последствия и пени, как и неоплата коммунальных услуг.

Предположим, отменим мы этот ежемесячный взнос. Но способны ли мы с вами в тот 2017 или 2018 год собраться и вложить 2 миллиона рублей на замену крыши и 2 миллиона рублей на замену каждого лифта. Сможет каждый собственник единовременно выложить по 300 тысяч рублей?

— Капремонт сравнивают с финансовой пирамидой — мол, в выигрыше останутся лишь те, кому отремонтируют дом в первую очередь, а на всех остальных просто не соберут денег.

— Есть прямая норма закона, которая предполагает субсидиарную ответственность субъекта РФ за своего регоператора. Если в каком-то году регоператору вдруг не хватит денег, то эти средства напрямую будут взысканы с бюджета субъекта РФ, и капремонт в любом случае будет проведен.

— Неплатежи могут затянуть сроки капремонта?

— Неплатежи на сегодняшний день не влияют на изменение сроков программы. Хотя, безусловно, некоторые предложения направлены на то, чтобы увеличивать срок ремонта домам, в которых люди задерживают плату. Такие инициативы звучат, мы их обсуждаем.

А если сам регион срывает сроки, то персональная ответственность ложится на руководство этих субъектов.

— Какая сейчас собираемость средств на капремонт?

— У нас в среднем по стране, вместе с худшими и лучшими регионами, собираемость превысила 65%. За 2014 год начислено 26,02 миллиарда рублей взносов собственников, из них собрано 17,01 миллиарда рублей. Средний процент сбора составил 65,37%. При этом в некоторых регионах собираемость составляет 85% и более. Например, в Брянской области собираемость составила 95,3%, в Воронежской — 90,4%, в Костромской — 88,9%, в Новосибирской области 87,8%, в Республике Татарстан — 95,7%.

Люди понемногу начинают понимать, что в их руках возможность сделать дом комфортным и красивым. К тому же, после проведения капремонта стоимость квартиры, как правило, повышается на 30%.

— Граждане беспокоятся, что их деньги, которые они копят на капремонт, съест инфляция.

— Для региональных операторов такой проблемы фактически нет, потому что собранные деньги сразу идут в работу. В крайнем случае, у регоператора есть право поместить эти деньги на депозиты в один из банков, список которых ограничен. Проценты, которые он получит, регоператор обязан направить на капремонт, а не на свое содержание.

По специальным счетам мы подготовили законопроект, который предусматривает, что проценты по специальным счетам будут равны процентам, которые банки платят по депозитам.

— Есть предложение от депутатов Госдумы сделать так, чтобы 85% расходов на капремонт ложилось на плечи государства, и только 15% оплачивали граждане.

— Государство — это не какая-то аморфная структура, это мы с вами — налогоплательщики. 38 миллионов россиян, то есть примерно треть населения РФ, живет в сельской местности. Из них значительное число — в индивидуальных домах, которые они сами построили или купили. У этих граждан, когда крыша течет, нет и мысли, что государство должно прийти и поменять им крышу.

И есть люди в городах, 80% которых свои квартиры получили бесплатно. Справедливо ли то, что людям, получившим дом в спальном районе или в центре города бесплатно, крестьянин за счет своих налогов оплатит комфортное проживание? Мне кажется — не очень.

Если брать 2015 год, то в среднем по стране государство софинансирует 30% капремонта. Довести эту цифру до 80% невозможно. Таких финансовых возможностей, позволяющих отремонтировать за счет бюджета 3 миллиарда квадратных метров, просто нет.

Беседовал Александр ЛЕКСАКОВ, «РИА Недвижимость»

Союз собственников жилья: “Не вздумайте оплачивать счета за капремонт!”

На днях нижегородцам пришли первые “жировки” с новой строкой – “взнос (налог) на капитальный ремонт”. Суммы немаленькие – от 250 рублей до 630. Дисциплинированные плательщики тут же побежали оплачивать всё это на почту и в сберкассы, где их ждал еще один сюрприз – придется отдать неслабую, от 30 до 50 рублей, комиссию. Но самое страшное, что этим первым платежом люди загоняют себя в ловушку! Почему? Давайте разберемся.

Мы уже немало писали о новой программе капремонта, которая только добавила трудностей и несправедливости в нашу жизнь. Впрочем, может, сама программа была бы и не столь плоха, если бы власти подошли с умом к ее реализации. К сожалению, грамотных подходом тут и не пахнет: людей о новшествах и необходимости проводить определенные процедуры не особо оповещали, помощь не оказывали, дома, которые вот-вот рассыплются, будут ремонтировать в последнюю очередь, считают сумму этого взноса тоже как-то странно…

Ужаснувшись неадекватностью реализации программы капремонта в Нижегородской области, в столицу региона даже пожаловал руководитель Центра мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев. Подробнее о его визите вы можете узнать здесь.

Проблема несправедливой программы пала в поле зрения Союза собственников жилья Нижегородской области, активисты которого решили научить всех, как не дать себя обмануть. Темой очередного заседания Союза, на котором нам довелось побывать, стало то, как донести до большего количества нижегородцев истину о капремонте.

Не вздумайте оплачивать счета (строчку в квитанции) за капитальный ремонт Региональному оператору – это будет ваше добровольное согласие со всеми пунктами неизвестного вам договора и полная кабала! – заявляет председатель Союза Наталья Шартанова, – Вы не владеете общедомовым имуществом – у вас нет зеленого свидетельства на право владения общедолевой собственности дома, муниципалитет (государство) передал вам в собственность только квартиру, но не передал чердаки, лестничные клетки, крыши, подвалы, коммуникации и пр. Вот пусть государство (муниципалитет) и несёт бремя содержания того, чем оно владеет! А первый платеж по счету до того, как вы увидели договор, означает его заключение. (пункт 1 статьи 181 Жилищного кодекса РФ).

Более того, вы можете и не дождаться того счастливого момента, когда поменяют лифт, отремонтируют крышу или фасад. Мы можете переехать из дома до того, как подойдет его очередь в 30-летней программе. Да и вообще кому пришло в голову растягивать такой проект на три десятка лет? Ситуация в нашей стране крайне нестабильна. Сегодня стройматериалы стоят столько, а завтра – в 10 раз больше.

Ссылка на основную публикацию