Более половины россиян не одобряет закон о «резиновых квартирах»

Вступил в силу закон о «резиновых квартирах»

Резиновые квартиры – вне закона. За фиктивную регистрацию введены штрафы до полумиллиона рублей. Злостные нарушители лишатся свободы. По словам экспертов, новые правила станут барьером для нелегальной миграции. Закон также отразится на рынке аренды жилья.

Участковый в этой квартире – частый гость. Проводит профилактические беседы с хозяином, который зарегистрировал у себя 59 приезжих из ближнего зарубежья. Здесь они, конечно, не жили – все ради штампа. За свою доброту Юрий Крылов уже получил полтора года условно. Но, видимо, показалось мало.

“Буквально недавно всплыл еще один случай – продолжение данным гражданином регистрации иностранных граждан. Стали поступать уведомления с почты о том, что гражданин регистрирует граждан иностранных государств у себя по адресу, но данные граждане в квартире не проживают”, – сообщил участковый уполномоченный полиции по 20-му району г. Зеленограда Денис Власов.

Таких историй – сотни и даже тысячи. Меняются только цифры. В Казани, например в одной квартире умудрились зарегистрироваться 392 человека – пока рекорд. Ведь бизнес очень доходный. Теперь, впрочем, российские квартиры, надеются в миграционной службе, перестанут быть резиновыми. Закон уже подписанный президентом, ужесточает правила. А главное – там теперь четко написано, что такое фиктивная регистрация.

“Сегодня вводится понятие “фиктивной регистрации”, то есть регистрации без цели проживания. Это дает нам возможность реально таких людей снимать с регистрационного учета и привлекать их к административной ответственности. Ключевое в том, что есть возможность реально бороться с этим и не допускать до регистрации, поскольку признавать эту регистрацию и эти документы, которые будут представляться без цели проживания”, – говорит руководитель регистрационно-паспортного департамента ФМС России Александр Аксенов.

Причем ответственность за фиктивную регистрацию довольно серьезная: либо штраф от 100 до 500 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до трех лет. Выросли штрафы и за отсутствие регистрации. Для граждан – от двух до трех тысяч рублей, для собственников жилья – от двух до пяти тысяч, а для юридических лиц – от 250 до 700 тысяч.

В Москве и Петербурге – дороже. Максимальный штраф для граждан – уже пять тысяч, для собственников – семь, а для юрлиц – 800 тысяч. Регистрироваться по месту жительства нужно в течение полутора месяцев – исключение только для тех, кто не покидает регион. Скажем, если вы приехали из Московской области в столицу на учет становиться не нужно.

Если кто-то вдруг захочет растянуть квартиру, то в Федеральной миграционной службе сразу увидят. Новую компьютерную программу сегодня показали съемочной группе. Онлайн-система видит, сколько людей зарегистрировано и на какой площади. Подозрительное жилье отмечено красным флажком.

“Под каждым флажком – это дом. Если нажать на флажок, перейдет до квартиры и до количества иностранных граждан, которые зарегистрированы на этой площади. И мы увидим, что за иностранные граждане пребывают на этой территории”, – рассказывает сотрудник ФМС Юрий Ягодкин.

Эксперты уже заявили, что поправки должны изменить ситуацию, в том числе и на рынке аренды квартир. Во всяком случае, упрашивать хозяев сделать регистрацию жильцам уже не придется.

“Собственники этих квартир будут теперь обязаны регистрировать арендаторов жилья и, соответственно, те, кто проживают в этих квартирах, будут на законных основаниях находиться в них. Возможно, собственники квартиры будут включать дополнительную эту услугу в прейскурант, возможно, чуть-чуть цены подрастут. Я не думаю, что это будет существенный рост”, – отмечает риелтор Андрей Банников.

А ведь регистрация – это и возможность устроиться на работу, и медицинское обслуживание, и школа с детским садом. Без нее никуда. Но только, говорят в миграционной службе, если это регистрация настоящая, а не в резиновой квартире, в которой живут только на бумаге. Эффекта специалисты ждут после новогодних праздников.

Закон «о резиновых квартирах»

Проверить необходимость регистрации

3 января 2014 г. вступил в силу закон “О резиновых квартирах”, официальное название которого звучит как “Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, необходимость принятия данного закона обусловлена значительным количеством “резиновых квартир”, используемых для регистрации граждан, реально проживающих в совершенно других местах:

“Только в 2011 году зафиксировано более 6400 адресов, в которых зарегистрировано почти 300 тыс. граждан.”

Бороться с данной проблемой было решено не созданием каких-либо новых процедур и механизмов, а ужесточением ответственности за нарушение правил регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Среди положений данного закона стоит отметить появившиеся определения фиктивной регистрации, как для граждан России, так и для иностранных граждан, и лиц без гражданства.

Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица. (ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”)

В Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” было включено сразу два новых определения касательно фиктивной регистрации:

  1. Фиктивная регистрация по месту жительства – регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
  2. Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении – постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Новая обязанность для нанимателей и собственников

В соответствии с изменениями, внесенными, в Федеральный закон № 109-ФЗ в 2014 г., наниматель (собственник) жилого помещения обязан уведомить орган регистрационного учета о проживании в данном жилом помещении гражданина, не предоставившего в орган регистрационного учета документы для регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Сделать это следует в течение 3х рабочих дней после истечения срока, отведенного гражданину для предоставления соответствующих документов.

Кому разрешено не регистрироваться по месту пребывания

Важно отметить, что в законе выделены случаи, в которых граждане Российской Федерации в праве не регистрироваться по месту пребывания:
• если жилое помещение, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
• если жилое помещение, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства находится в Москве или в Московской области, и он временно пребывает в Москве или в Московской области;
• если жилое помещение, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства находится в Санкт-Петербурге или в Ленинградской области, и он временно пребывает в Санкт-Петербурге или в Ленинградской области.

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию по месту пребывания

Особое внимание стоит уделить изменениям, внесенным в Уголовный кодекс (УК РФ) и Кодекс об административных правонарушениями (КоАП).
Уголовный кодекс был дополнен двумя статьями:
322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.
По обоим данным статьям предполагается следующая ответственность:
Штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Изменения в КоАП в связи с принятием “закона о резиновых квартирах 2014”

Поправки, внесенные в КоАП, ужесточают ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) (ст. 19.15).
Если раньше данной статье был предусмотрен штраф в размере от 1,5 до 2,5 тыс. рублей, то с вступлением в силу закона “О резиновых квартирах” штраф увеличился: от 2 до 3 тыс.рублей. А за аналогичное правонарушение, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге – от 3 до 5 тыс.рублей.
Появились в КоАП и новые меры ответственности за нарушение законодательства в сфере регистрационного учета.

Проживание без регистрации

Статья 19.15.1 предусматривает ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации для граждан в виде наложения административного штрафа в размере от 2 до 3 тысяч рублей; для нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 до 5 тысяч рублей; для юридических лиц – от 250 тысяч до 750 тысяч рублей.
В городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге, предусмотренные повышенные штрафы за данное правонарушение:
• от 3 до 5 тысяч рублей для граждан;
• от 5 до 7 тысяч рублей для нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц;
• от 300 до 800 тысяч рублей для юридических лиц.
Но при этом законодатель предусмотрел и случаи, в которых граждане РФ освобождаются от административной ответственности по ст. 19.15.1 КоАП.
Среди них случаи, в которых граждане в праве не регистрироваться по месту пребывания в соответствии с Федеральным законом № 109-ФЗ, а также еще 2 важных исключения, а именно:
• если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
• если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Проверить необходимость регистрации

Нарушения правил регистрации граждан

Также появляется нова мера ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении (ст. 19.15.2 КоАП).
Если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, то они влекут за собой влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:
• для граждан: 2 до 3 тысяч рублей;
• для нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 до 5 тысяч рублей;
• для должностных лиц – от 25 до 50 тысяч рублей;
• для юридических лиц – от 250 до 750 тысяч рублей.
Статья 19.15.2 КоАП также предполагает ужесточение ответственности за совершение правонарушения в Москве и Санкт-Петербурге:
• для граждан: 3 до 5 тысяч рублей;
• для нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 до 7 тысяч рублей;
• для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей;
• для юридических лиц – от 300 до 800 тысяч рублей.
Освобождаются от ответственности по данной статье супруги, дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении

Читайте также:  В Центральном федеральном округе завершается отопительный сезон

Отдельно в статье 19.15.2 КоАП предусмотрена ответственность для нанимателей и собственников за нарушение нанимателем или собственником сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина в жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния: для граждан – штраф от 3 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц – штраф от 4 до 7 тысяч рублей.
Освобождается наниматель или собственник от административной ответственности в случае, если гражданин, о проживании которого он не уведомил орган регистрационного учета, зарегистрирован по месту жительства:
• в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
• в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
• в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.
Изначально принимаемые меры, нашедшие свое отражение в новом законе “о резиновых квартирах” должны были быть направлены на борьбу с адресами массовой регистрации, активно используемых трудовыми мигрантами и различными маргинальными элементами.
Но после вступления в силу изменений в законодательстве вопросы у правоохранительных органов могут возникнуть и к гражданам РФ, например, зарегистрировавших у себя дальних родственников или друзей, приехавшим в другой город на работу или учебу, и реально живущих в другом месте. Такие действия теперь могут быть классифицированы как фиктивная регистрация.
Причем проблемы с законом в таком случае возникают у обеих сторон – и у того, кто предоставил жилое помещение, и у того, кто в нем зарегистрировался.
Сказаться “закон о резиновых квартирах” может и на отношениях в сфере аренды жилья. Наймодателям теперь нужно будет следить за регистрацией своих нанимателей в жилом помещении, чтобы не упустить момент уведомления соответствующих органов о новым жильцах. Также появляется риск при сдаче квартиры в аренду лицу, которое в ней жить не планирует, даже если такой наниматель не будет гастарбайтером, а будет, например, проживать по другому адресу в гражданском браке.

Путин подписал «закон о резиновых квартирах»

Семья мигрантов из Таджикистана Джураевых снимает квартиру в одном из районов Москвы

Илья Питалев/РИА Новости

У нынешних поправок в законодательство есть два названия — «закон о резиновых квартирах» и «закон о прописке». Согласно нововведениям, теперь за фиктивную регистрацию предполагается штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок. За проживание в квартире без регистрации будет наказываться и сам проживающий, и собственник жилья. Штраф для граждан составляет от двух до трех тысяч рублей, для собственников жилья — от двух до пяти тысяч, для юрлиц — от 250 тыс. до 750 тыс. рублей. Если правонарушение совершено в Москве или Петербурге, штраф предлагается установить на уровне от трех до пяти тысяч рублей для граждан, от пяти до семи тысяч для собственников жилья и от 300 тыс. до 800 тыс. рублей для юрлиц.

По оценкам Департамента экономической политики и развития, 172 тыс. квартир сдаются в Москве нелегально. Как полагают участники рынка недвижимости, в действительности цифры несколько больше. По их подсчетам, порядка 90% рынка аренды является «серым». Часть этих квартир активно сдается мигрантам – в одной квартире могут проживать по несколько десятков человек, некоторые собственники регистрируют за деньги без проживания.

В принятой версии из-под действия закона были выведены отдельные категории граждан. Этот закон уравнивает между собой такие субъекты федерации, как Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область, т.е., будучи зарегистрированным в Москве, гражданин может проживать по любому адресу на территории столицы или в Подмосковье. Кроме того, от обязательной регистрации освобождены близкие родственники собственника жилья — супруги, дети, в том числе усыновленные, супруги детей, родители, в том числе приемные, супруги родителей, бабушки, дедушки или внуки.

Причиной подписания данных поправок ФМС, которая их готовила, называет борьбу с «резиновыми квартирами», в которых регистрируются тысячи граждан. Еще одним мотивом ужесточения правил учета для россиян эксперты называют желание властей отслеживать их передвижение.

Однако из-за принятого закона россияне оказались в худшей ситуации, чем иностранные граждане: им зарегистрироваться по месту пребывания или проживания сложнее.

Заведующий сектором изучения миграционных и интеграционных проблем Института социологии РАН Владимир Мукомель считает, что закон направлен на ужесточение миграционного учета иностранных граждан. Но прежде всего он осложнит жизнь россиян. «Осложняются вопросы, связанные с мобильностью российского населения. Закон обращен в прошлое, поскольку ориентируется на советскую модель регистрации. Сейчас мы живем в других условиях — люди, прописанные по одним адресам, живут по другим, кто-то зарегистрирован в одном регионе, а работает в другом. Этот закон — продолжение нарушений прав российских граждан. В 1990-е годы Конституционный суд вынес несколько постановлений и определений, согласно которым наличие или отсутствие регистрации не должно ущемлять права граждан», — говорит эксперт. По словам Мукомеля, закон противоречит федеральному законодательству и Конституции, поэтому нужно ждать исков в Конституционный суд. «Искать человека по адресу, по которому он зарегистрирован, — наивная задача. Если хотят найти человека, то его ищут другими способами», — говорит Мукомель.

По словам юриста Евгения Володина, закон «о резиновых квартирах» не сбалансирован и с концепцией государственной миграционной политики, которая предполагает привлечение трудовых резервов из других субъектов РФ.

«Данный документ ограничивает права граждан России, которые приезжают на заработки в Москву», — говорит Володин. Эксперт считает, что закон, несомненно, будет действовать, поскольку у исполнительных органов появится новая графа, которую нужно будет закрывать. «Значит, проведут несколько показательных судебных процессов, — считает Володин. — По распоряжению мэра участковые до 31 декабря этого года должны обойти все квартиры в Москве, чтобы выявить незарегистрированных граждан». По словам юриста, участковым можно просто не открывать дверь. Войти в квартиру он может, только имея на руках постановление суда. «Но участковые — люди интересные, они караулят интересующие их квартиры по утрам, когда люди на работу ходят. Соответственно, возрастет коррупционная составляющая, поскольку людям грозит уголовное наказание», — отмечает Володин.

По словам юриста компании «Юков и партнеры» Марины Краснобаевой, если участковому откроют дверь, он может проверить документы. «Если выяснится, что место жительства и регистрации не совпадают, сам жилец уже будет вынужден придумывать правдоподобные объяснения данной ситуации. Если они покажутся участковому неубедительными, он составит протокол о привлечении к административной ответственности», — говорит Краснобаева. «Если соседи все-таки подтвердят, что жилплощадь занимает арендатор, а не собственник, то это будет как минимум сигналом для участкового к более пристрастной проверке. Конечно, «нелегал» наверняка будет гнуть свою линию, доказывая, что он племянник владельца и живет в этой квартире всего лишь месяц. Как в таких ситуациях будут поступать органы правопорядка, пока непонятно. Однако именно от этого и будет зависеть влияние закона на рынок аренды жилья. Если участковые повально начнут выписывать всем штрафы только на основании показаний соседей, то ставки аренды существенно вырастут», — рассказывает генеральный директор «Метрикм Групп» Мария Литинецкая.

Евгений Володин считает, что физически соблюдать в Москве этот закон будет невозможно, поскольку не обеспечена инфраструктура, чтобы люди могли действовать в рамках законодательства. Людям, приезжающим в Москву на работу, не предоставляют общежитий, где они могли бы зарегистрироваться, в столице нет фонда социального жилья. «Проблему «резиновых квартир» можно решить очень просто — издайте нормативно-правовой акт, который будет устанавливать максимальное количество метров жилья на зарегистрированных людей в квартире. Таким образом, фиктивная регистрация умрет как таковая, потому что не будет возможным зарегистрировать в квартиру больше человек, чем там может фактически проживать», — отмечает Володин.

Председатель комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Совета по правам человека Евгений Бобров рассказывает, что СПЧ предлагал свои поправки в закон, однако они не были учтены, несмотря на то что президент Путин дважды встречался с членами совета. «Нашим главным предложением было предусмотреть возможность регистрации как в жилых, так и в нежилых помещениях. Если у человека нет жилья, то пусть его регистрируют по адресу работодателя. Если у человека нет и работодателя, то пусть регистрируют по территориальному отделу ФМС. Хотя бомжам регистрация не нужна, но если ее организовать, то государство сможет планировать количество бесплатных столовых и пунктов обогрева для них», — говорит Бобров. По мнению эксперта, больше всего от закона пострадают россияне, которые приезжают на работу из других регионов, потому что иностранные граждане, в отличие от россиян, могут регистрироваться по адресу работодателя или в нежилых помещениях.

Бобров считает, что принятые поправки искажают регистрационный учет, поскольку целые социальные группы оказываются освобождены от регистрации. «У нас могут не регистрироваться родственники тех, кто живет в Москве, Петербурге и ближайший областях. Или граждане, которые зарегистрированы в одном месте в регионе, а живут в другом месте в том же регионе — они тоже могут не получать регистрацию. То есть, если я продал свою квартиру, купил соседнюю, я могу в ней не регистрироваться. Спрашивается: по какому адресу суд должен высылать повестку или куда должны приходить квитанции из ЖКХ? Зачем нужен такой учет, непонятно», — недоумевает Бобров.

По мнению СПЧ, от существующей системы регистрационного учета можно будет отказаться, когда будет введена электронная общероссийская база регистрационного учета граждан. «А ее только-только начинают делать, хотя уже много лет отмывают деньги на всяких государственных регистрах населения. Наши специалисты из совета говорят, что достаточно 30 программистов и полгода работы, чтобы создать такую базу. В результате сейчас мы имеем закон, который написали люди, зарабатывающие деньги на регистрациях. Мы трубили о том, что нужно прекращать продажу фальшивых регистраций и госдокументов, но никто ничего не делал. В итоге мы даже умудрились зарегистрировать директора ФМС Ромодановского в «резиновую квартиру». После этого уголовное дело возбудили, но оно закончилось ничем: мы попытались зарегистрировать главу МВД в «резиновой квартире», и тот же курьер, что регистрировал Ромодановского, привез нам документы на Колокольцева», — утверждает Бобров.

Читайте также:  В Ульяновске продолжается круглосуточный ремонт дорог

Закон о “резиновых квартирах”: чего ожидать россиянам?

Что такое “резиновое жилье”?

Это квартиры и частные дома, где зарегистрированы десятки, а иногда и сотни человек без реального намерения вселиться, да и без какой-либо возможности фактического проживания. Как правило, это мигранты, численность которых только в Москве превысила 1 миллион человек и продолжает расти. Владельцы жилья — бедные пенсионеры или алкоголики — “продают” гастарбайтерам согласие на регистрацию за небольшую плату. В иных случаях собственники и не подозревают о том, что на их площади прописаны посторонние, а сотрудники паспортных столов, регистрируя гостей столицы в квартиры граждан без их ведома, неплохо на этом зарабатывают. По последним данным, самой “резиновой” квартирой в России стала “однушка”, где оказались зарегистрированными 1080 человек!

Что нового появится в УК и КоАП?

Согласно поправкам в действующее законодательство, мигрантам может грозить запрет на въезд в Россию сроком до 10 лет — вдвое больше, чем в настоящее время. Однако авторы законопроекта этим не ограничились и предложили ввести новые санкции в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. В частности, уголовный кодекс планируется дополнить двумя статьями, 322.2 и 322.3, предусматривающими ответственность за фиктивную регистрацию и постановку на учет гражданина РФ/иностранца/лица без гражданства по месту пребывания или месту жительства в жилом помещении. Обе статьи предполагают в виде наказания штраф до 500 тысяч рублей либо принудительные работы или лишение свободы сроком до 3 лет. В свою очередь кодекс об административных правонарушениях также предлагается доработать. Если сейчас за проживание без документа, удостоверяющего личность, либо без регистрации гражданину РФ грозит штраф от 1,5 до 2,5 тысяч рублей, то после принятия законопроекта он может увеличиться до 2-3 тысяч рублей по России в целом, а в Москве — до 3-5 тысяч, — поясняет адвокат Олег Сухов. — В таких же пределах будет усилено наказание и для самих собственников жилья за допущение фиктивного проживания на своей территории”.

Посреднические фирмы ответят рублем

В 70 % случаев владельцами “резиновых” квартир являются юридические лица, которые размещают многочисленные объявления об оказании услуг по “легальной” регистрации, получая за это приличные деньги. Для них отдельно будут введены немалые штрафы: от 250 тысяч до 750 тысяч рублей по стране и от 300 тысяч до 800 тысяч — в Москве. Ужесточение наказания способно сделать эту отрасль теневого бизнеса невыгодной.

Кто будет выявлять нелегалов?

Согласно закону, власти рекомендуют сотрудникам ТСЖ и управляющих компаний создавать комиссии, состоящие из своих представителей: двух понятных и местного участкового. Такая делегация дважды в месяц должна обходить все квартиры, устанавливая нелегально проживающих иностранцев или российских граждан. В случае выявления фактов незаконного проживания участковый обязан составить протокол об административном правонарушении, а собственник будет вынужден поставить “незаконного” жильца на учет. Если выяснится, что незаконно проживающий еще и снимает квартиру, члены комиссии обязаны донести на собственника в налоговую инспекцию, а на жильца — в миграционную службу.

Россияне не одобряют “резиновый” закон

В отличие от решительно настроенных законодателей более половины россиян не одобряют закон о “резиновых квартирах”. По мнению опрошенных, новшества нарушают право гражданина на свободу передвижения, а также создают много неудобств, например, студентам, приехавшим на учебу в другой город, или тем, кто живет на съемной квартире.

Кому следует опасаться?

Как обещают власти, скандальный законопроект не коснется добропорядочных российских граждан, проживающих не по месту постоянной регистрации только в одном случае, при переезде на жилплощадь родственников. Если же гражданин в силу обстоятельств проживает у друзей, а не у родных, его можно штрафовать столько раз, сколько зайдет с проверкой участковый. “Не стоит забывать и об очередниках, прописанных в ветхом жилье, — говорит адвокат Олег Сухов. — Многие не проживают в полуразвалившихся строениях не по своей воле и вынуждены снимать квартиры. Однако регистрироваться по новому месту пребывания люди не хотят, боясь потерять законное право получить заветные квадратные метры при расселении из ветхого фонда. В этом случае уголовная ответственность не наступает, но административные штрафы составляют реальную угрозу кошелькам россиян. Получается, что, с одной стороны, установить ответственность владельцев квартир, посреднических фирм и самих мигрантов просто необходимо. Но неправильно стричь под одну гребенку с зарубежными мигрантами и российских граждан, реализующих свое законное право на свободу перемещения. Кроме того нельзя исключать, что новые правила регистрации не столько решат проблему “резиновых метров”, сколько создадут благотворную почву для коррупции в сфере контроля за мигрантами”.

Метры счастья: закон о «резиновых квартирах» научит россиян жить в комфорте

В мае Государственная дума приняла в первом чтении законопроект об ограничении регистрации в квартирах третьих лиц и продажи микродолей. Согласно поправкам будет запрещено регистрировать в квартирах жильцов, если на каждого из них будет приходиться меньше необходимой нормы площади, а также делить жилплощадь на микродоли. Если отбросить финансовые махинации прописанных в квартире, закон о «резиновых квартирах» станет важным сдвигом в восприятии комфортности жилья.

Национальные особенности

Россияне склонны пренебрегать параметром комфорта, расселяясь в квартирах в количестве большем, чем рассчитано. Поэтому стране в каком-то смысле нужны правила: здравого смысла просто не хватает.

Действующий федеральный стандарт социальной нормы жилья устанавливает 18 кв. м общей площади на одного проживающего для семьи из трех и более человек. По социальным стандартам ООН, на одного жителя должно приходиться не менее 30 кв. м. К началу 2012 года в среднем на одного человека в России приходилось примерно 23 кв. м жилья, что в два-три раза ниже аналогичного показателя в развитых странах. В США обеспеченность жильем составляет около 75 кв. м на человека, в Германии — 45 кв. м.

Интересно, что в Европе санитарные нормы жилья ограничивают даже сдачу квартиры в аренду большему числу людей, чем позволяет жилая площадь. Количество людей, которые будут проживать в квартире, обязательно указывается в договоре аренды. Там собственники умеют считать амортизацию сдаваемой квартиры, так что быстрый износ и досрочный ремонт им невыгоден.

В России владелец квартиры имеет право повлиять на количество проживающих только косвенно. Например, вместе с нанимателем имеют право въехать другие люди после предварительной договоренности с владельцем, следует из гражданского кодекса (статья 677, пункт 2). Все люди, проживающие в квартире, указываются в договоре, но это правило не распространяется на несовершеннолетних детей (статья 679 гражданского кодекса).

Иными словами, наниматель жилья может не предупреждать владельца, что у него есть отпрыски: они все равно по закону смогут проживать вместе с ним. В то же время поводом для отказа вселения других людей в квартиру может стать возможное несоблюдение норм законодательства по количеству жилой площади на человека (статья 679 гражданского кодекса).

Инфраструктура или квадратные метры

В России зачастую ведется строительство большего числа квадратных метров жилья, чем расчетные возможности инфраструктуры района, где ведется застройка. Это целиком вина застройщика. Власти должны пресекать эту тенденцию, чтобы социальной инфраструктуры хватило на всех, и тем самым обеспечить комфортность проживания на территории того или иного жилого комплекса.

Однако стоимость строительства крупного инфраструктурного объекта, поликлиники или школы, вполне сопоставима с затратами на возведение жилого дома. Например, принятая в одной строительной компании норма затрат на создание школ и детских садов, включающая в себя проектирование, строительство, благоустройство, закупку мебели и оборудования, составляет 1 млн рублей на одного ребенка.

При этом хорошая школа повышает среднюю стоимость квадратного метра жилья в локации примерно на 5-15%. Затраты на общественные пространства разнятся в зависимости от их масштаба и наполнения. Если проект масштабный, то дополнительные расходы в меньшей степени отражаются на стоимости недвижимости для конечного покупателя, так как затраты делятся на большее число квадратных метров.

В более компактных проектах удорожание будет более заметно. Себестоимость строительства детского сада на 100 мест — это более 100 млн рублей. Если в новостройке предусмотрено 300 квартир, то наценка на каждую квартиру за детсад превысит 300 000 рублей.

В ряде европейских стран проекты жилой застройки организуют сами будущие жильцы: они самостоятельно нанимают архитекторов и за свой счет спонсируют строительство. Люди внимательно следят за тем, какие проекты строятся по соседству, и активно реагируют в случае возникновения спорных ситуаций, например при выборе фасадных решений и вопросов пожарной безопасности.

Власть или самоорганизация

Жильцы многоквартирных домов в России пока не поняли, на что они могут влиять сами, а на что нет. Активная гражданская позиция общества только формируется, власть по-своему старается участвовать в этом процессе.

Протестное движение, связанное с реновацией жилого фонда Москвы, в результате которого в закон о реновации были внесены существенные поправки, защищающие право собственности, говорит о том, что потенциал самоорганизации в этом вопросе у наших граждан есть. Правда, в европейских странах, где местные власти являются инициаторами строительства доступного и социального жилья в своих районах, в случае невыполнения обещаний избирателям власти рискуют лишиться своих должностей. Наиболее сильное давление на власти можно отметить в Нидерландах и Великобритании, где сегодня активно реализуются программы по преодолению жилищного кризиса.

Публикации

Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект о «резиновых квартирах» – поправках в ряд законов, посвященных ужесточению правил регистрации граждан по месту жительства и пребывания. Среди прочего, они предусматривают введение уголовной ответственности за нарушение “паспортного режима”. Кроме того, предлагается ужесточить и санкции соответствующих норм Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ

Как и полагается всем инициативам, затрагивающим права и свободы граждан – среди прочего законопроект предлагает внесение изменений в закон “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ”, эта также вызвала неоднозначную реакцию в среде политиков и юристов. Представители парламентского большинства, а также заинтересованные госведомства, включая МВД и Федеральную миграционную службу (ФМС) высказались “за” двумя руками.

Большинство юристов и правозащитников подвергли документ жесткой критике, полагая, что он бесполезен по своему прямому назначению – противодействию нелегальной миграции, и вреден с точки зрения прав человека, поскольку предлагает исключительно репрессивные меры и создают почву для коррупции. По их мнению, предложенные нормы выглядят слишком расплывчатыми и “резиновыми”, как и квартиры, против которых они направлены.

Читайте также:  В Санкт-Петербурге подписали закон о субсидиях по оплате ЖКУ

“Нехорошие” квартиры

Поводом для появления этого довольно масштабного законопроекта, внесенного в парламент по инициативе президента, как следует из пояснительной записки, стало одно простое и давно известное явление из российской жизни – так называемые “резиновые квартиры”. Это жилье (не обязательно квартиры, но и частные дома), в котором одновременно регистрируются десятки, а иногда и сотни людей, которые на самом деле там фактически не живут. Как правило, это мигранты-гастарбайтеры, которые приезжают в Россию на заработки и обитают, в зависимости от обстоятельств, у знакомых, по подвалам, строительным вагончикам и прочим подобным местам.

Ситуация эта хоть и абсурдная, но объяснимая, ставшая следствием особенностей российской системы регистрации.

С одной стороны, получение такой временной регистрации в полиции, по закону, обязательно для всех граждан, находящихся вне места постоянного жительства. Без нее приезжего полицейские при проверках документов замучают вопросами и будут иметь право доставить в участок “для установления личности”. При этом в нежилых помещениях регистрировать никого нельзя. Главное же, без регистрации крайне трудно официально устроиться на работу.

С другой стороны, нынешний институт обязательной регистрации, являясь “наследницей” советской прописки, отличается от последней уведомительным характером. То есть, отказать в выдаче регистрации полиция не может, и если какой-нибудь местный житель дает согласие, что не возражает против проживания у него родственников или приятелей, обязана выдать такую регистрацию.

В результате гастарбайтеры пользуются такой системой, чтобы получить заветную регистрацию (фактически – своеобразный вид на жительство), а многие владельцы жилья (в первую очередь, самые бедные, пенсионеры или алкоголики) на этом зарабатывают, продавая свое согласие на их регистрацию по своему адресу за умеренную плату. Бывали случаи, когда на этом зарабатывали и сотрудники паспортных столов, регистрируя гастарбайтеров в квартиры граждан без их ведома.

В итоге в некоторых российских квартирах и домах порой зарегистрировано по несколько сот человек, которые, понятно, физически не могут в них не то что жить, но даже находиться, даже если их уложить штабелями.

Естественно, это раздражает власти, поскольку само по себе демонстрирует несовершенство установленных ими порядков. А правоохранители опасаются, что в таких “резиновых” квартирах “легализуются” не только нелегальные мигранты, но и преступники и террористы. В пояснительной записке, в частности, отмечается, что в России “только в 2011 году было зафиксировано более 6400 адресов, в которых зарегистрировалось почти 300 тыс. граждан”.

Сила в кодексе

Бороться с таким положение дел авторы законопроекта предложили карательными методами – с помощью ведения новых санкций в КоАП и УК.

Для этого для начала решено уточнить понятийный аппарат закона “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ”. Статья 2 (“Основные понятия”) излагается в полностью обновленной редакции. При этом уточняются и уже существующие формулировки (такие как “место пребывания”, “место жительства”, “регистрация” и “снятие с регистрационного учета”), и вводятся новые, в том числе “фиктивная регистрация по месту жительства или пребывания”. Под последней предлагается понимать “постановку гражданина РФ на регистрационный учет на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов и/или его регистрация в жилом помещении без намерения проживать (пребывать)” в нем, а также регистрация “без намерения нанимателя (собственника)” предоставить помещение для проживания или пребывания.

Исходя из этого, УК планируется дополнить двумя статьями с громоздкими, но исчерпывающими названиями:

– 322-2 “Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ”

– 322-3 “Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ”

Обе статьи предполагают схожие санкции – штраф до 500 тыс. рублей, либо принудительные работы или лишение свободы до 3 лет.

Также законопроект предлагает ужесточить за нарушение “паспортного режима” и санкции КоАП. Так, если сейчас за “проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность (паспорта)” либо без регистрации (статья 19.15) грозит штраф от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. рублей, то в будущем он может составить 2-3 тыс. рублей по стране, а в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. В таких же масштабах может быть усилено наказание и для собственников и нанимателей жилых помещений за “допущение” проживания на своей территории граждан без регистрации.

При этом вводится новая норма об ответственности за такое нарушение и юридических лиц. Для них штрафы составят от 250 тыс. до 750 тыс. рублей по стране, и 300-800 тыс. рублей – в Москве и Петербурге. Очевидно, таким образом, авторы законопроекта рассчитывают воздействовать на компании, массово использующие труд гастарбайтеров, и позволяющие им жить в вагончиках или подвалах на своих объектах. До сих пор уличенные в этом фирмы отделывались такими же символическими штрафами, что и физлица, что, естественно, никого напугать не могло.

Кстати, попутно авторы этих нововведений решили задачу и исправления прежних законодательных “ляпов”. Так, в новой редакции из той же статьи 2 закона “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ” изъята фраза, которая могла считаться истинным шедевром бюрократической мысли: “В целях настоящего закона под местом пребывания и жительства подразумевается место пребывания и место жительства”.

Что такое хорошо…

По мнению авторов законопроекта, все эти меры обеспечат “соблюдение гражданами и должностными лицами правил регистрационного учета”, не подменяют “уведомительного характера регистрационного учета”, и “никоим образом не ограничивают права граждан РФ”.

Исключительную пользу в нем увидели и представители “Единой России” и ФМС, которые все время, пока идет его обсуждение, регулярно выступали с комментариями.

“Такая (фиктивная) регистрация нужна во время того, когда люди прячутся от кредиторов, полиции, – отмечал на одной из пресс-конференций замглавы ФМС Анатолий Кузнецов. – Часто “резиновыми квартирами” пользуются преступники. Люди, которые создают “резиновые дома”, получают за фиктивную регистрацию немалый доход. Законопроект направлен, в первую очередь, против коррумпированных чиновников и собственников, пользующихся возможностью создавать «резиновые квартиры”.

В свою очередь другой замглавы ФМС Екатерина Егорова заверяла, что “у нас нет намерения разворачивать охоту на ведьм, заниматься вопросами вылавливания москвичей, зарегистрированных в Бибирево, проживающих при этом в Ясенево у своих родственников или знакомых, такой задачи нет”.

Этой позиции придерживается и первый замглавы комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. По его словам, “имеется значительное количество нарушений со стороны российских граждан и юридических лиц по привлечению и использованию иностранной рабочей силы, их регистрации, незаконного предоставления для проживания жилых и нежилых помещений, оплате их труда, что является постоянным источником всевозможных конфликтов и питательной средой для различных правонарушений и уголовных преступлений”.

“Уверен, что принятие и реализация предлагаемых мер значительно повысит дисциплину привлечения и использования зарубежной рабочей силы, а также будет способствовать совершенствованию миграционного механизма в целом”, – заявил депутат.

…и что такое плохо

Между тем, резко против законопроекта выступили правозащитники, включая и Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). “Мы провели правовую экспертизу этого законопроекта, мы не поддерживаем его, – заявил на этой неделе глава рабочей группы СПЧ по миграционной политике Евгений Бобров. – Полагаем, что правильные цели по аннулированию “резиновых домов” планируется достичь неправильными средствами». По его мнению, люди идут в эти резиновые дома, просто потому что они не могут официально зарегистрироваться.

Как пояснил Евгений Бобров, рабочая группа разработала свой законопроект о регистрационном учете граждан в РФ, который в ближайшее время будет направлен президенту.

Председатель межрегиональной правозащитной ассоциации “Агора” Павел Чиков, в свою очередь, отметил, что “при нынешнем состоянии законодательства на первый план выходят правоприменители, в данном случае – правоохранительные органы и суды, и все будет зависеть от того, как они посчитают нужным понимать и трактовать те или иные формулировки”, – говорит правозащитник.

По его мнению, именно поэтому у нас сложилась такая ситуация, что законы действуют по-разному – одни вообще не применяются, другие применяются активно, а третьи используются временами. В этой связи он напомнил о нашумевшем в прошлом году законе об “НКО-иностранных агентах”, который до сих пор вообще не действует, или о статье 282 УК РФ (“Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства”). Последняя норма 282-й была принята еще 1997 году, но больше 5 лет вообще не применялась, а с середины 2000-х годов правоохранители начали возбуждать по ней уголовные дела одно за другим, пока в 2011 году Верховный суд РФ не постановил, что критика представителей власти не может считаться возбуждением вражды или ненависти.

Как полагает Павел Чиков, этот законопроект, в случае принятия также будет применяться по большей части избирательно: и по времени – во время показательных кампаний по борьбе с незаконной миграцией, и по географии – в первую очередь, в Москве.

Правозащитник отметил, что закон никак не меняет действующую систему регистрации для граждан, а лишь ужесточает санкции за те правонарушения, которые и так давно прописаны. “До сих пор за нарушение “паспортного режима” грозит весьма условное наказание, поэтому эти нормы фактически не действовали – полиции и ФМС было просто неинтересно заниматься такой “мелочью”, – говорит Павел Чиков. – Теперь же, очевидно, у них появится хороший стимул этим все-таки заняться”.

По мнению правозащитника, этот закон даст правоохранителям возможность “цепляться” не только к мигрантам, но и своим согражданам, которые на деле ничего не нарушают, а просто живут там и так, как им удобно – с родителями, у супруги, за городом, а не согласно штампу в паспорте. Однако, по мнению Павла Чикова, при грамотном подходе противостоять этому не сложно.

Как отметили и другие эксперты, предложенные нормы очень расплывчаты. К примеру, одним из критериев “фиктивной регистрации” авторы законопроекта определили отсутствие и наличие “намерения” жить или находится в том или ином жилье. Но очевидно, что намерение – это синоним “желания”, а желания у людей могут меняться как угодно: сегодня приглянулся этот дом или район, а завтра по каким-то причинам разонравился; сегодня квартирант кажется приятным человеком, а завтра выяснилось, что он пьяница и хулиган, и выгнал его.

Кроме того, не отменена и норма, согласно которой находится в “не своем” жилье без регистрации можно до 90 дней, что затрудняет доказывание нарушения.

Что касается введения уголовного наказания за «паспортный режим», по мнению Павла Чикова, это нормы в ближайшей перспективе скорее “декоративные”, которые должны придать большей значимости всему пакету поправок. Однако он не исключил, что через несколько лет правоприменители попытаются и их как-нибудь «осмыслить» и применить на деле, как это произошло с той же статьей 282 УК РФ.

Ссылка на основную публикацию