ЗакС одобрил федеральные поправки в Жилищный кодекс

Форум

ТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновление110019935ТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновлениеТемыСообщенияОбновление

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Совет Федерации одобрил поправки в Жилищный кодекс РФ.

Взыскание задолженности за капремонт с собственника.

Мы уже рассказывали об обязанности собственников встроенных и пристроенных помещений участвовать в расходах на содержание и ремонт общедомового имущества. Однако из этого общего правила бывают и исключения. Пример – дело № А23-912/2018.

Фонд капитального ремонта обратился в суд с иском к собственнику нежилого помещения о взыскании задолженности за капремонт и пени в сумме почти 1 млн. руб.

Взносы на капремонт собирались на счёте регионального оператора, и суд первой инстанции не нашёл причин для отказа во взыскании задолженности. Он взыскал всю сумму, не приняв во внимание возражения собственника о том, что большая часть его площадей не относится к МКД.

Собственник не согласился с таким решением и обжаловал его в апелляционный суд.

Он указал, что неоднократно сообщал региональному оператору с предоставлением подтверждающих документов о принадлежности к МКД только части его помещений (440 кв.м). При этом эта площадь обособлена от других помещений ответчика (площадью 2300 кв.м.). Соответственно, самая большая площадь пристройки не относится к общедомовому имуществу.

Также собственник обратил внимание суда на то, что инженерные системы его нежилых помещений самостоятельны и независимы от инженерных систем жилой части дома, договоры с ресурсоснабжающими организациями заключены им самостоятельно.

Таким образом, по мнению ответчика, его нежилые помещения представляют конструктивно изолированный, самостоятельный объект, имеющий обособленные входы-выходы с улицы и не имеющий в своих пределах функциональных частей, предназначенных для обслуживания нужд МКД.

Вышестоящие суды поддержали собственника.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд согласился с собственником, указав, что суд первой инстанции не принял во внимание важные обстоятельства.

Дом управляется кооперативом. Договором между ЖСК и собственником предусмотрен состав общего имущества, где установлена принадлежность к МКД только части нежилой площади ответчика в размере 440 кв. м, расположенной на первом этаже МКД. При этом там же разграничена ответственность за помещение, находящееся вне границ МКД, и установлено, что доля собственника нежилого помещения в общем имуществе МКД рассчитывается из расчета 440 кв. м. – то есть в размере встроенной части помещения. Из этого следует, что другая площадь пристройки – 2300 кв. м. не относится к общему имуществу МКД.

Также назначалась судебная строительно-техническая экспертиза. Согласно выводам эксперта, неотъемлемой частью МКД дома являются только встроенные помещения общей площадью 440 кв.м. Эти помещения конструктивно связаны с МКД, и их эксплуатация влияет на общее техническое состояние дома.

В свою очередь, пристроенные нежилые помещения общей площадью 2300 кв.м. являются самостоятельной частью, они могут быть демонтированы без ущерба строительным конструкциям жилого дома. При соблюдении норм эксплуатации, использование спорных нежилых пристроенных помещений не влияет на конструктивную целостность и общее техническое состояние строительных конструкций. Кровля пристроенных помещений не связана с кровлей и строительными конструкциями стен жилого дома.

Инженерные сети тоже являются обособленными и не влияют на общий объем потребления ресурсов МКД.

Таким образом, при эксплуатации нежилых помещений только небольшая их часть площадью 440 кв. м. является его конструктивной неотъемлемой частью.

Кроме того, суд указал, что собственник самостоятельно несет затраты по содержанию и обслуживанию своих помещений, в том числе текущему и капитальному ремонту.

Суд отменил решение суда первой инстанции, вынес новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований, посчитав, что требования регионального оператора в отношении почти 800 тыс. руб. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Арбитражный суд Центрального округа оставил кассационную жалобу регионального оператора без удовлетворения. Определением Верховного Суда РФ от 18 ноября 2019 г. N 310-ЭС19-20207 данное решение также оставлено без изменения.

Госдума одобрила поправки в Жилищный кодекс

Государственная Дума РФ приняла во II и III чтениях блок важных поправок в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ, сообщила первый зампред думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, сообщает АКХ им. К.Д. Памфилова .

В нем отмечается, что поправками уточнена структура платы за коммунальные услуги: отныне платеж будет включать плату за холодную, горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ (в т.ч. в баллонах), твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2016 года).

“Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” дополнен положениями, которыми, в числе прочего, уточняется, что этап 2016 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее, чем 1 сентября 2017 года. При этом внесение изменений в эту программу, предусматривающих продление срока реализации ее этапа в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для приостановления финансовой поддержки, за просрочку выполнения мероприятий по переселению. Данная норма добавит устойчивости программам переселения граждан из ветхого и аварийного жилья”, — написала депутат в Facebook.

Читайте также:  В Башкирии утвердили программу развития водохозяйственного комплекса

В случае просрочки выполнения этапа программы переселения и не устранения нарушения в течение четырех месяцев, субъект РФ должен вернуть деньги за вычетом средств, на которые заключены государственные и (или) муниципальные контракты на строительство многоквартирных домов (МКД).

“Сейчас подлежат возврату все средства, предоставленные на мероприятия, выполнение которых просрочено. Этот вопрос обсуждался на наблюдательном совете Фонда (содействия реформированию ЖКХ — ИФ), и мы приняли решение, что это слишком жесткая мера”, — подчеркнула Е.Николаева.

“Помимо этого, в тот же закон внесен пакет поправок о капитальном ремонте — в частности, уточнено, что после 1 июля 2016 года все остатки неиспользованных лимитов средств на капремонт, образовавшиеся у субъектов РФ по состоянию на 1 июля 2016 года, распределяются субъектам РФ в качестве финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капремонта МКД в порядке, установленном правительством РФ”, — отметила Е.Николаева.

В Кодекс об административных правонарушениях внесена поправка, переносящая на 1 января 2017 года начало применения нормы об административной ответственности за ненадлежащее размещение информации в государственно-информационной системе (ГИС) “ЖКХ” управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и РСО.

“Данная поправка обусловлена тем, что система пока работает недостаточно эффективно, и, если не перенести сроки начала применения указанной нормы, мы столкнемся с массовыми несправедливыми штрафами”, — отметила Е.Николаева.

“Все перечисленные нормы должны обрести статус закона до конца мая”, — уточнила депутат.

Читайте также последние новости ЖКХ России

Более 200 жилых домов и почти 30 социальных объектов остались без отопления и горячей воды в Железнодорожном районе Воронежа вечером 31 января, сообщила пресс-служба мэрии. Решение об отключении принято в связи с необходимостью проведения ремонтных работ.

В Ростове-на-Дону жильцам многоквартирного дома на улице Веры Пановой управляющая компания пересчитала оплату за услуги ЖКУ и вернула более 970 тысяч рублей. Об этом “РГ” сообщил руководитель Госжилинспекции Ростовской области Павел Асташев.

Взыскание с жителей долгов по квартплате может приостановиться с апреля, если в ближайшие недели не удастся найти решение правовой коллизии, рассказала на пресс-конференции глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Доследственная проверка организована по факту сообщения о незаконном подключении к газовой сети многоэтажного дома в посёлке Северный под Белгородом, сообщили 30 января в пресс-службе регионального Следственного комитета. В целях безопасности здание отключено от газа.

Заменить предстоит более 900 подъемников, притом, что в других округах заменят по 300-200 лифтов. Почему на юго-востоке запланирован большой объем работ, “РГ” рассказали в пресс-службе фонда капремонта Москвы.

Печально известный полигон ТБО недалеко от деревни Посохова, куда десятки лет вывозили бытовые отходы, преимущественно из Тюмени, наконец ждет рекультивация. Она начнется после завершения недавно объявленного конкурса. Стартовая цена госконтракта – 210,5 миллиона рублей. Будущему подрядчику предстоит.

Из-за бесснежной тёплой зимы расходы на отопление в Белгородской области сократились на четверть. Такие данные привёл 29 января на своей странице в социальной сети губернатор Евгений Савченко.

Челябинцы недоумевают: с контейнерных площадок стали исчезать ставшие уже привычными сетчатые емкости для сбора пластика и бумаги. Как выяснилось, их забирают не воры, а регоператор по обращению с ТКО. А причина в том, что реализацию пилотных проектов по раздельному сбору мусора в регионе начали с Копейска.

Порыв теплотрассы на улице Гагринской в Ростове-на-Дону ликвидирован. Об этом “ИА REGNUM” сообщили в городской администрации.

В этом году в Подмосковье закроют еще два мусорных полигона – “Ядрово” в Волоколамске и “Лесная” в Серпухове. Такое поручение дал губернатор области Андрей Воробьев.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

В соответствии с действующим законодательством температура в жилых помещениях не должна быть ниже 18 градусов по Цельсию, а в угловых комнатах не ниже 20. Если вы пришли домой, а в квартире холодно, первое действие – обратиться в свою обслуживающую (управляющую) организацию. Важно добиться, чтобы ваше обращение было зафиксировано. Для этого необходимо знать, что обслуживающая организация обязана фиксировать с записью в специальном журнале как письменные, так и устные обращения граждан и проинформировать о регистрационном номере поданной заявки. С этого момента начинается отчет времени для принятия мер.

Решение этого вопроса зависит от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления своим домом. В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Какое помещение признается жилым, и каковы основные требования к нему? Из чего состоит плата за жилье и коммунальные услуги? Как доказать факт нарушения качества предоставляемых услуг? Каким образом осуществляется перерасчет размера платы за услуги ЖКХ в случае временного отсутствия потребителей? Кто может претендовать на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг? Почему предоставление субсидий может быть прекращено или приостановлено.

Законодательство приводится по состоянию на 1 января 2017 г. Данное пособие будет интересно для граждан, пользующихся услугами управляющих организаций.

Принятые поправки в Жилищный кодекс запретят застройщикам участвовать в создании ТСЖ

Госдума приняла в третьем чтении поправки в (Жилищный кодекс Статья Жилищный кодекс) и другие законодательные акты. Нововведения призваны усовершенствовать управление многоквартирными домами. Устанавливается или усиливается административная ответственность за нарушения в данной сфере. Вводится запрет на участие застройщиков в создании ТСЖ. Они также не смогут навязать собственникам квартир управляющую компанию. Власть будет проводить открытые конкурсы по выбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами после их ввода в эксплуатацию.

Помимо этого, поправки расширяют полномочия государственных жилищных инспекций.

Документ разработан пятью парламентариями. Это первый заместитель руководителя фракции “Единая Россия” Владимир Пехтин, главы комитетов по промышленности – Мартин Шаккум и по собственности – Виктор Плескачевский, а также депутаты Андрей Чиркин и Константин Шипунов.

Новые термины и понятия

Как отмечается в пояснительной записке, проект вводит легальный термин “управление многоквартирным домом” (ч. 11 ст. 161 ЖК РФ) и особенности управления в ТСЖ и в управляющей организации (ст. 162 ЖК РФ). Это делается для упорядочения управления многоквартирными домами и перехода на профессиональное управление. Уточняется система договорных обязательств при различных способах управления: управляющей организацией, товариществом собственников жилья и непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме.

Приводится определение понятий “обязательные платежи” и “взносы” при управлении ТСЖ (ч. 3 ст. 137 ЖК). В законопроекте прописан перечень действий ТСЖ и управляющих организаций, направленных на профессиональное управление жилым домом.

Жильцов новостроек защитят

Уточняется порядок создания ТСЖ в новостройках. При этом застройщики не смогут создать товарищество без участия будущих собственников. Документ запрещает застройщикам участвовать в создании ТСЖ:

На дома-новостройки распространяются процедуры, установленные для собственников помещений в многоквартирном доме (часть 13 ст. 161 ЖК РФ).

Заплатим напрямую

Чётче регламентируется порядок определения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Вводится стимулирование добросовестного внесения платы льготниками – при невнесении платы льгота будет временно приостанавливаться. Изменения касаются ст. 160 ЖК РФ. Управляющие организации, ТСЖ и собственники при непосредственном управлении многоквартирным домом будут обязаны заключать договоры ресурсоснабжения.

Авторы проекта предлагают усовершенствовать процедуры заключения договора управления многоквартирным домом:

  • вводится новое существенное условие договора – срок его действия;
  • максимальный срок действия договора увеличивается до 7 лет;
  • автоматическое пролонгирование договора допускается только на 1 год;
  • у собственников появляется возможность вносить платежи прямо ресурсоснабжающим организациям.

Будут штрафовать

Вводится административная ответственность для управляющих организаций за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности. Повышается уровень административной ответственности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с договором. Устанавливаются штрафы для собственников за непринятие решений по обеспечению надлежащего состояния помещений индивидуального пользования и общего имущества в многоквартирном доме.

Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капремонта, должны будут оснащаться индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии. Возможно также применение распределителей при горизонтальной разводке системы отопления.

Предлагается указать в законодательстве, что нормативы потребления коммунальных услуг могут применяться при расчетах только при отсутствии данных о количестве ресурсов, потребленных за период три и более месяца.

Добавят полномочий

Государственные жилищные инспекции наделяются дополнительными полномочиями, в частности:

  • осуществлять контроль за соблюдением положений Жилищного кодекса,
  • рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями жилищного законодательства,
  • направлять собственникам помещений в многоквартирном доме и контролируемым лицам предписания об устранении нарушений и устанавливать сроки устранения таких нарушений,
  • принимать меры для привлечения собственников и контролируемых лиц к ответственности.

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать – Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Правительство одобрило поправки о замене собраний жильцов конференциями

​Одобрение с оговорками

Правительство поддержало законопроект, внесенный группой единороссов во главе с первым зампредом думского комитета по ЖКХ Александром Сидякиным и разрешающий проводить общие собрания собственников жилья в многоквартирном доме в виде конференций с участием избранных владельцами квартир делегатов. Отзыв, с которым ознакомился РБК, одобрила в понедельник, 12 февраля, правительственная комиссия по законопроектной деятельности (подлинность документа подтвердили два источника в нижней палате).

Поправки в Жилищный кодекс о собраниях собственников жилья депутаты предложили в июле минувшего года. На таких собраниях решаются вопросы управления домами, перевода квартир в нежилой фонд для обустройства в них магазинов, проведения капремонта и т.д. По мнению авторов законопроекта, сейчас жители многоэтажек (особенно в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, и других мегаполисах) «испытывают серьезные трудности при проведении общих собраний» и принятии «оперативных решений по управлению домом». Введение института делегатов, по их мнению, упростит и ускорит этот процесс.

Читайте также:  В Ульяновской области создадут управляющие компании, подведомственные государству

В правительстве с доводами единороссов согласились, заметив, что «предлагаемые изменения являются актуальными и заслуживают внимания, поскольку направлены на упрощение принятия решений на общих собраниях».

Источник в комитете по ЖКХ сообщил РБК, что отзыв правительства получен и «законопроект может быть принят в первом чтении уже в конце марта».

Собственники квартир будут избирать делегатов на общем собрании на срок не менее трех и не более семи лет, сказано в пояснительной записке. Делегировать своего представителя могут квартиры, находящиеся на одном этаже, а также собственники расположенных в доме нежилых помещений, «общая площадь которых не меньше общей площади жилых помещений, приходящихся на одного делегата». При принятии решений на общем собрании в виде конференции каждый делегат будет обладать количеством голосов, принадлежащих избравшим его собственникам помещений.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что в России на сегодняшний день 1 284 691 многоквартирный дом. При этом из общего количества многоквартирных домов, по которым имеется информация о числе квартир, доля домов более чем с 50 квартирами составляет 32%. В Москве доля таких домов составляет 81%, а в Санкт-Петербурге — 49%.

Впрочем, как подчеркивают авторы, такая «упрощенная» система не является обязательной, и жильцы могут по-прежнему продолжать управлять домом по старой схеме.

Как разрешать споры

При этом в правительственной комиссии по законодательству авторам законопроекта указали на ряд спорных моментов, которые необходимо будет устранить ко второму чтению. В частности, не описан порядок, как именно собственники квартир на этаже должны выбирать своего делегата и как будут разрешаться возможные споры между соседями и учитываться мнение временно отсутствующих собственников в отношении выбора делегатов.

«Также не ясен порядок действий делегата и, соответственно, принятия решения при голосовании на общем собрании в случае, когда все или большинство собственников помещений в многоквартирном доме воздержались от принятия решения или же число голосов за и против принятия решения на общем собрании является равным», — сказано в отзыве.

В соответствии с Жилищным кодексом (ст. 44) собственники квартир на общих собраниях могут принимать решения о реконструкции дома (в том числе о его надстройке), о капитальном ремонте общего имущества дома (например, лифтов, подвалов, крыш), о строительстве хозяйственных построек на земельном участке, на котором расположен дом. Общее собрание также может решать вопросы о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для этого предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

В правительстве предупредили, что, если законодатели не конкретизируют эти моменты, это приведет «на практике к возникновению большого числа споров и, как следствие, массовому обжалованию решений общих собраний».

По словам источника РБК в профильном комитете Думы, все замечания правительства будут учтены ко второму чтению. Так, решать потенциальные споры между жильцами депутаты могут предложить через жилищные инспекции, уточнил он.

Сопредседатель движения «Жилищная солидарность» ​Вячеслав Гуменюк сказал РБК, что проведение собраний в форме конференций, несмотря на отсутствие законодательства, действовало в определенных жилищных объединениях и ранее, особенно в домах, где проживает много жильцов. Однако, по мнению эксперта, включение этой нормы в Жилищный кодекс вряд ли серьезно облегчит проведение собраний. «Активность населения продолжает снижаться, люди не хотят участвовать в жизни своего дома: те, кто живут на первом этаже, допустим, отказываются решать вопросы о ремонте лифта, или их не интересует, что в доме нужно ремонтировать крышу», — отмечает он.

Норму о введении института делегатов можно использовать двояко, уверен бывший муниципальный депутат столичного района Аэропорт Роман Дьячков. Сознательные жильцы могут объединяться — те, кто живет далеко, будут делегировать другим свое право на участие в собраниях. «Однако нечистоплотные граждане смогут подделывать доверенности о делегировании полномочий и выступать от имени людей, которые не давали им такого права», — предположил Дьячков. По его словам, сегодня протоколы собраний собственников «фальсифицируются по умолчанию в большинстве случаев».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда”

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

Статья 1

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 13; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 49, ст. 6424; 2011, N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7596; 2013, N 52, ст. 6982; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4218, 4256; N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 38, 52; N 27, ст. 3967; 2016, N 27, ст. 4288; 2017, N 52, ст. 7922; 2018, N 1, ст. 46; N 15, ст. 2030; N 53, ст. 8484) следующие изменения:

а) пункт 11 дополнить словами “, оснований и порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”;

б) пункт 12 дополнить словами “, многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции”;

2) пункт 6 статьи 13 дополнить словами “, многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции”;

3) пункт 8 части 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:

“8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;”;

4) часть 4 статьи 15 после слова “проживания” дополнить словами “, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”, дополнить предложением следующего содержания: “В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.”;

5) статью 29 дополнить частью 7 следующего содержания:

“7. Положения частей 2 – 6 настоящей статьи не применяются в отношении помещений, расположенных в аварийном и подлежащем сносу или реконструкции многоквартирном доме.”;

а) часть 7 после слов “в многоквартирном доме” дополнить словами “, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом,”;

б) дополнить частью 8 1 следующего содержания:

“8 1 . Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.”;

в) дополнить частью 8 2 следующего содержания:

“8 2 . Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8 1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.”;

г) дополнить частью 10 1 следующего содержания:

“10 1 . В случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставлен в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, либо подведомственным ему предприятиям (учреждениям), а также расположен на территории обособленного или закрытого военного городка, изъятие земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется для государственных нужд в порядке, предусмотренном частью 10 настоящей статьи.”;

7) в части 1 статьи 89 третье предложение после слов “федеральным законом” дополнить словами “или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации”;

8) статью 95 дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

“3 1 ) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;”;

9) часть 2 статьи 106 дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

“3 1 ) до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3 1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года;”.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3799; 2008, N 20, ст. 2254; N 30, ст.3597; N 49, ст. 5723; 2009, N 15, ст. 1780; N 27, ст. 3267; N 29, ст. 3584; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 11, ст. 1174; 2011, N 1, ст. 49, 53; N 23,ст.3264; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7028; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7595; 2013, N 14, ст. 1646; N 30, ст. 4073; N 52, ст. 6982; 2014, N 26, ст. 3377, 3406; N 30, ст. 4219; N 48, ст. 6637; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 10, ст. 1418; N 27, ст.3967; 2016, N 23, ст. 3299; N 26, ст. 3890; 2017, N 31, ст. 4816; N 45, ст. 6585; 2018, N 1, ст. 54, 67, 90; N 18, ст. 2563; N 49, ст. 7508, 7524) следующие изменения:

Читайте также:  Минстрой России предложил оборудовать газифицированные многоквартирные дома газоанализаторами

1) пункт 2 статьи 2 после слов “2017 года” дополнить словами “или применительно к положениям главы 6 5 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года”;

2) часть 2 статьи 4 дополнить пунктом 5 1 следующего содержания:

“5 1 ) выполняет в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, функцию агента Правительства Российской Федерации по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на территории Российской Федерации гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации;”;

3) в части 1 статьи 14:

а) пункты 4, 9, 9 2 – 9 5 , 9 7 , 9 9 и 10 признать утратившими силу;

б) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

“13) наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить непредоставление и неиспользование земельных участков, на которых располагались многоквартирные дома, общая площадь аварийного жилищного фонда в которых учитывалась при расчете увеличения установленного для субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в целях, отличных от целей размещения объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятий спортом, физической культурой, пеших прогулок, размещения парков, садов и скверов, размещения жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данное условие не распространяется на земельные участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких многоквартирных домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.”;

4) статью 15 признать утратившей силу;

5) в статье 15 1 :

а) наименование изложить в следующей редакции:

“Статья 15 1 . Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов“;

б) части 1 – 5 признать утратившими силу;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

“3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;”;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

“4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;”;

б) часть 2 1 изложить в следующей редакции:

“2 1 . Размер этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанный в пункте 5 части 2 настоящей статьи, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

в) дополнить частью 2 3 следующего содержания:

“2 3 . Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.”;

г) часть 6 изложить в следующей редакции:

“6. Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на:

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

4) предоставление субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий и (или) договоры о комплексном развитии территорий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению, а также передаче в государственную или муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории, в отношении которой принято решение о развитии, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и расположенных на территории, в отношении которой принято решение о развитии. При этом субсидия предоставляется по мере исполнения указанными лицами данных обязательств и не может превышать 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.”;

д) части 6 1 и 10 признать утратившими силу;

7) в статье 16 1 :

а) наименование изложить в следующей редакции:

“Статья 16 1 . Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на модернизацию системы коммунальной инфраструктуры“;

б) части 1 – 11 признать утратившими силу;

8) дополнить главой 6 5 следующего содержания:

“Глава 6 5 . Особенности предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года

Статья 20 14 . Предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года

1. Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

2. Субъект Российской Федерации, выполнивший обязательство, предусмотренное пунктом 9 10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, в пределах лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта Российской Федерации.

3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и в отношении мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, распространяются на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей главой.

4. Финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется при:

1) наличии региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года;

2) выполнении субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями, на территориях которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенные в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Статья 20 15 . Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона, за исключением требований пункта 1 части 2 и части 2 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.”;

9) в статье 23 1 :

а) часть 1 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

“6) нарушения условия, установленного пунктом 13 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.”;

б) часть 3 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

“8) средств Фонда, полученных субъектом Российской Федерации и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение пункта 13 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.”;

в) в части 5 слова “в пункте 3” заменить словами “в пунктах 3 и 6”;

г) в части 6 слова “в пункте 3” заменить словами “в пунктах 3 и 6”.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Ссылка на основную публикацию