Законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Экспертная оценка Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»: краткий обзор Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Алексей Алексеевич

Статья посвящена проблеме эффективности общественного контроля и содержит обзор экспертных оценок ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Оценка экспертами последствий принятия закона для общества, российских граждан и органов власти дается с точки зрения возможностей широкой правоприменительной практики. Эксперты указывают на существенные недоработки в отдельных статьях закона, препятствующие повышению эффективности деятельности органов власти, снижение уровня коррупции в них, неукоснительному соблюдение ими прав и свобод граждан.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Алексей Алексеевич

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»: краткий обзор»

Иванов Алексей Алексеевич

аспирант кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации mmv21@bk.ru

федерального закона «об основах общественного контроля в российской федерации»: краткий обзор

Аннотация. Статья посвящена проблеме эффективности общественного контроля и содержит обзор экспертных оценок ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Оценка экспертами последствий принятия закона для общества, российских граждан и органов власти дается с точки зрения возможностей широкой правоприменительной практики. Эксперты указывают на существенные недоработки в отдельных статьях закона, препятствующие повышению эффективности деятельности органов власти, снижение уровня коррупции в них, неукоснительному соблюдение ими прав и свобод граждан.

Ключевые слова: общественный контроль, ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», субъекты общественного контроля, принципы общественного контроля.

Alexey A. Ivanov

graduate student of department state service and personnel policy Russian academy of national farms and state services at the President Russian Federation mmv21@bk.ru

Expert assessment of

the federal law «on the basis of social control in the russian federation»: an overview

Annotation. The article deals with the efficiency of social control and provides an overview of expert estimations of the Federal Law «On the basis of social control in the Russian Federation.» Experts rate implications of the law for society, citizens and Russian authorities are given in terms of the general law enforcement capacity. Experts point to significant shortcomings in separate articles of the law, preventing improve the effectiveness of government, reducing corruption in them, strict observance of the rights and freedoms of citizens.

Keywords: social control, the Federal Law «On the basis of social control in the Russian Federation», the subjects of social control, principles of social control.

В современных условиях одной из фундаментальных проблем функционирования российской государственности является низкая степень доверия общества к власти, препятствующая всевозможным реформам и преобразованиям [6]. Данное утверждение справедливо как для отношения граждан к центральной власти, так и к органам местного самоуправления. Оценивая связь между местными органами власти и местным сообществом как «достаточно слабую, с

высокой степенью взаимного недоверия», экс,

является закрытость местной власти и отсутствие гласности при решении многих ключевых вопросов муниципального образования, что формирует у населения «представления о коррупционности, безответственности, неэффективности местной власти» [6].

Существенно приблизить муниципальную власть к населению и тем самым повысить результативность её деятельности способно более эффективное использование механизма общественного контроля. «При этом очевидно, что большинство людей все еще слабо представля-

ет суть и механизмы общественного контроля, зачем он нужен и как отражается на жизни рядо-

Общественный контроль – это механизм, который позволяет обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации

непосредственное наблюдение общественных организаций и социальных групп, в том числе локальных территориальных сообществ, за соблюдением прав и законных интересов граждан в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их учреждений, на предприятиях различной формы собственности с целью прекращения и (или) недопущения нарушения прав и законных интересов граждан» [б].

Федеральный закон «Об основах общественного

в силу 2 августа 2014 года определяет общественный контроль как «деятельность субъектов

целях наблюдения за деятельностью органов

государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений» [3].

Данное определение Федерального закона, как и закон, в целом, было подвергнуто критике со стороны экспертов: формулировка «контроль – это

дение за деятельностью органов» и т.д. [1].

Неконкретно и декларативно, по мнению экспертов, звучат задачи общественного контроля, сформулированные в Федеральном законе: «формирование и развитие гражданского правосознания;

повышение уровня доверия граждан к деятельно, –

имодействия государства с институтами граждан;

разрешению социальных конфликтов; реализация

прав и свобод человека и общественных объеди-

деятельности органов власти; формирование в

обществе нетерпимости к коррупционному поведе-

органов власти» [3]. Задачи содержат общие цели, стоящие перед государством, в той или иной степени дублируют положения других законов, и в

целом сводятся к созданию механизмов работы

По мнению экспертов Московского бюро по правам человека (МБПЧ), возможность личного гражданского контроля в законе лишь декларируется, но не предусматривается [5]. В соответствии с Федеральным законом, общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления

должны осуществлять специально созданные

общественные палаты и общественные советы. Граждане получат возможность участвовать в осуществлении общественного контроля в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов, которые будут привлекаться субъектами общественного .

организации также вправе участвовать в осуществлении общественного контроля, а также

быть организаторами таких его форм, как обще, –

ние. Однако, чтобы получить статус официальных результатов общественного контроля, материалы журналистских расследований или правозащитных некоммерческих организаций должны

будут пройти через субъекты общественного

рируемую возможность участия в общественном , –

мерческих организаций и специальных органи-

контроля замкнута на общественные палаты и .

Столь небольшой перечень субъектов общественного контроля также вызвал критику экспертов. Первая редакция законопроекта содержала в перечне субъектов общественного контроля и общественные организации, и отдель-,

в Общественной Палате Российской Федерации ряд экспертов выступили за включение в перечень субъектов общественного контроля неком-

эксперты профсоюзных организаций [4].

Эксперты МБПЧ считают, что в российском законодательстве не существует гарантий того, что общественные палаты и общественные советы будут обеспечивать приоритеты и интересы .

общественные палаты представляют интересы граждан, в российском законодательстве и правоприменительной практике не определено, потому что эти советы и палаты не формируются на основе прямых выборов гражданами и не берут на себя добровольно обязательства представлять их интересы, хотя нередко такое собственное представительство декларируют [4]. ,

закрепил уже существующую практику осуществления общественного контроля общественными палатами и общественными советами, которая имела место в соответствии с нормами отдельных законодательных и подзакон-. ,

опережает процесс формирования его нормативного регулирования» [2].

Федеральным законом закрепляется обязательность рассмотрения органами и организациями , –

зультатам общественного контроля, а в некоторых случаях обязателен и учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах, что, безусловно, является важным и прогрессивным положением. Однако «обязатель-»

власти и организаций правовых последствий, если обнаруженные в результате общественного контроля недостатки не будут ими устранены, замеченные проблемы не будут решены, рекомендации и выводы не будут учтены. В той же части 7 статьи 6 Федерального закона говорится, что рекомендации и выводы должны учитываться только в тех случаях, когда это обязывают

федеральные законы и иные нормативные акты

Федерации и муниципальных образований. Та,

закон заложена «хитрая правовая конструкция, которую легко не заметить неискушенному чело». –

го контроля обязателен только в случаях, преду, –

ны пока не приняты, то, «каким бы ни был механизм учета общественного мнения, содержа-

щийся в Законе, он обездвижен этой отсылочной нормой» [1].

зателен лишь в случаях, которые только предстоит прописать в законах. Если эти случаи появятся, встанет вопрос об определении ответственности для органов власти и организаций за то, что они не учли мнение или предложения субъектов обще. -тельная статья закона, посвященная ответственности за нарушение законодательства об обще, .

тем, говорят эксперты, если «ответственности за игнорирование мнения общества не будет, можно

будет продолжать считать нормы об учете обще,

тревогу экспертов вызывает то, что общественный контроль будет способен повлиять на ситуацию не всегда, а только тогда, когда на это влияние согласится соответствующий орган власти в форме необходимых для этого нормативно-правовых доку.

Существенной недоработкой законодателей эксперты считают также тот факт, что в тексте Федерального закона отсутствует понятие «официальный результат общественного контроля». Фактически таким официальным результатом может являться только тот результат, который

подтверждён тем или иным субъектом обще, –

латами и общественными советами при органах

. , установленный Федеральным законом подход к контролю деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публич-, –

тию ими сведений о неэффективности своей

деятельности, коррупции, нарушениях прав и .

В общем ряду принципов, закрепляемых статьей 6 Закона (законность, добровольность, самосто-

вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов и организаций и оказания неправомерного воздействия на них» выглядит, по мнению экспертов, довольно странно, и потенциально содержит в себе возможность весьма вольного толкования этого принципа органами власти.

Важно подчеркнуть, что, в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона общественный контроль может осуществляться только в формах, «предусмотренных настоящим Федераль-», « , –

России. URL: http:// rusrand.ru/ actuals/ obsch-estvennyj-kontrol-v-rossii

контроль в нашей стране осуществляться не может. По мнению экспертов, это существенно ограничивает гражданскую активность и инициативу в осуществлении общественного контроля, и именно введение таких ограничений и было реальной целью разработчиков Федерального закона [5].

Таким образом, Федеральный закон от 21.07.2014

№ 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в »

законодательстве ввел юридическое понимание . -пертов по результатам изучения Закона об общественном контроле можно условно разделить на : – –

цательные. Многие эксперты полагают, что, в связи

с существенными ограничениями и недоработками

Читайте также:  Качеством услуг ЖКХ удовлетворен 81% жителей страны

будет оказывать очень слабое влияние на повышение эффективности деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные , –

рупции в них, на неукоснительное соблюдение ими прав и свобод граждан.

Обе группы придерживаются мнения, что пока не будет принят весь огромный массив правовых актов во исполнение этого закона, работать он не будет. «Сталкиваясь с определенными трудностями при осуществлении процедур обще,

оптимизации существующей правовой базы, появлении новых норм правового регулирования в » [2].

актов может уйти значительное время, кроме того, есть риск, что подзаконные акты могут исказить смысл закона. Как весьма вероятный сценарий развития событий рассматривается воз,

палат при органах власти будут попадать исключительно лояльные люди, что превратит их в послушные инструменты поддержки органов власти. С другой стороны, существует опасность дестабилизации работы органов власти и организаций со стороны недобросовестных общественников, как отмечает А.Гаганов, поскольку Закон об общественном контроле не регламентирует общественные проверки срокам, и не ограничивает число одновременных обществен. -ность граждан и органов власти в реализации Закона об общественном контроле может являться залогом развития гражданского общества и вовлечения общественности в процесс принятия государственных решений. В целом, Закон об общественном контроле в нынешней редакции несет в себе существенные ограничения, делающие затруднительной широкую правопри-, .

1. Gaganov Alexander. Public control in Russia. URL: http:// rusrand.ru/ actuals/ obschestvennyj-kontrol-v-rossii

2. Околёснова OA. Информационно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации : автореферат дис. . кандидата юридических наук : 12.00.13. Москва, 2015.

212 ФЗ об общественном контроле в последней редакции

Деятельность органов государственной власти на всех уровнях мониторизируется субъектами общественного контроля согласно требованиям соответствующего законодательства.

Основные положения 212 ФЗ

Федеральный закон № 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 4 июля 2014 года и одобрен Советом Федерации 9 июля того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 21 июля 2014 года.

ФЗ-212 регулирует правовые положения, на основе которых организовывается и реализуется общественный контроль деятельности органов государственной власти, местных учреждений самоуправления, органов муниципального значения и других организаций, которые осуществляют согласно федеральным законам публичные функции.

Прочтите также о последних изменениях в 58 ФЗ. Информация тут:

Законодательство состоит из 27 статей и 4 глав следующего содержания:

  • Глава 1 описывает общие положения законодательства, определяет его цели и задачи, а также обозначает основные принципы осуществления общественного контроля;
  • Глава 2 устанавливает субъекты общественного надзора, их полномочия и особенности взаимодействия;
  • Глава 3 предусматривает формы и порядки осуществления мониторинга, а также определяет права и обязанности экспертов и инспекторов;
  • Глава 4 содержит заключительные положения законодательства об особенностях вступления его в силу.

Федеральный закон об общественном контроле преследует следующие цели:

  • реализация и защита прав, свобод и интересов граждан, социальных организаций и других негосударственных и некоммерческих объединений;
  • учёт мнения граждан, а также общественных организаций и объединений во время принятия решений публичными органами;
  • оценка обществом работы публичных государственных органов власти.

Для достижения поставленных целей законодательство устанавливает следующие задачи:

  • воспитание и развитие правосознания у гражданского населения;
  • формирование доверительного отношения граждан к деятельности государственных органов;
  • поддержание инициатив граждан, которые направлены защищать права, свободы и интересы граждан, коллективных объединений и организаций;
  • прозрачная и открытая деятельность государственных органов;
  • формирование нетерпимости к коррупции;

Реализация общественного контроля происходит на базе следующих принципов:

  • приоритетная защита законных прав и интересов граждан;
  • добровольное участие;
  • независимость организаций коллективного контроля;
  • публичное и открытое осуществление общественного контроля;
  • правомерность работы контролирующих субъектов;
  • обязанность государственных органов власти знакомиться с результатами экспертизы и предпринимать соответствующие меры;
  • разнообразие видов мониторинга и проверок;
  • запрет на вмешательство контролирующих субъектов в работу государственных органов;
  • нейтральность;
  • презумпция добросовестности.

Законодательством устанавливается несколько форм осуществления общественного контроля:

  • мониторинг;
  • проверка;
  • экспертиза;
  • публичные обсуждения;
  • слушания;
  • другие виды взаимодействия, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

Осуществление общественного контроля может происходить одновременно в нескольких формах.

Какие были внесены изменения?

В ходе изменений, состоявшихся 3 июля 2016 года, часть 3 статьи 2, предусматривающая сферу распространения действия настоящего законодательства, была дополнена отношениями, которые возникают в области защиты окружающей среды, когда общественный инспектор исполняет функции экологического контроля.

Последние поправки в настоящее законодательство были внесены 29 декабря 2017 года. Во время редакции часть 3 статьи 2 была расширена положением, предусматривающим распространение законодательства на отношения, связанные с обсуждением и слушанием решений, принимаемых в соответствии с законом о Градостроительной деятельности.

Также при последних изменениях была исключена часть 2 статьи 25.

Скачать закон об основах общественного контроля в РФ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 212-ФЗ от 21.07.2014 “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” рекомендуется скачать документ законодательства, содержащий последние изменения, вступившие в силу, по ссылке ниже.

Подготовлены изменения в федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ»

Субъекты общественного контроля — общественные палаты и общественные советы получат дополнительные полномочия и смогут определять общественно значимые нормативные правовые акты, которые подлежат общественной экспертизе. А результаты оценки открытости органов госвласти и местного самоуправления будут учитываться при общественной оценке их деятельности. Это предусмотрено изменениями в федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ», которые подготовлены на площадке Открытого правительства.

Законопроект разработан в рамках исполнения «дорожной карты» по совершенствованию законодательства в части развития принципов и механизмов открытости госорганов. В документе закреплён конкурсный порядок формирования общественных советов на региональном уровне. В действующей версии закона такой порядок был определён только для федеральных министерств и ведомств.

Согласно законопроекту, правила конкурсного отбора в члены общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ должны устанавливаться законом субъекта. Региональные общественные палаты при этом смогут оказывать организационную и методическую поддержку при формировании советов и организации их деятельности. В 65 субъектах уже сейчас региональные общественные палаты принимают участие в формировании общественных советов.

Правила конкурсного отбора в общественные советы при органах местного самоуправления будут утверждаться нормативным актом представительного органа муниципального образования.

Законопроект затрагивает также сферу общественного мониторинга. Он будет дополнен оценкой открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так, предлагается учитывать результаты оценки открытости госорганов при общественной оценке их деятельности. Законопроект предполагает, что инициировать оценку открытости помимо Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства сможет также Общественная палата РФ. Причём эта процедура может стать частью комплексной общественной оценки работы федеральных органов исполнительной власти. Итоги такой оценки должны быть публично презентованы и рассмотрены Общественной палатой, самими госорганами и ведомственными общественными советами, а сводные результаты представлены в правительство.

Открытость министерств и ведомств ежегодно оценивается путём независимого социологического исследования, которое для Открытого правительства проводит ВЦИОМ по методике, утверждённой Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства. Кроме того, министерства и ведомства проводят внутреннюю оценку собственной открытости, результаты которой сопоставляются с рейтингом ВЦИОМ.

Законопроект поможет повысить эффективность формирования и организации работы общественных советов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также эффективность реализации функций общественного контроля. На сегодняшний день Открытое правительство совместно с Общественной палатой выработало понятную и прозрачную процедуру формирования общественных советов. Надо использовать этот формат, чтобы они в полном объёме выполняли свою главную функцию — общественного контроля за деятельностью государственных органов власти — и обеспечивали здесь основной запрос общества на актуальность и востребованность обсуждаемых тем и вопросов, справедливость и объективность дискуссии», — отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» были определены основные требования к созданию общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, а также законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

«Перезапуск» общественных советов при федеральных органах исполнительной власти осуществляется под эгидой Экспертного совета при правительстве и Общественной палаты РФ во исполнение майского указа президента РФ о реформировании госуправления. Согласно указу президента от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», общественные советы должны стать механизмом общественного контроля за деятельностью органов власти. Документ предписывает отказ от формирования общественных советов самими органами власти, а также обязательное участие в деятельности общественных советов независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Создание общественных советов при министерствах и ведомствах стало обязательным. Инициатором их создания может выступать либо Общественная палата, либо сам руководитель федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), а кандидаты выдвигаются общественными объединениями. Формируются советы на основе конкурсных процедур и по принципу «двух ключей»: на 75% — из кандидатов от Общественной палаты и на 25% — от Экспертного совета при правительстве РФ.

Принят закон об общественном контроле

В России принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — Закон), который устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах.

Осуществление общественного контроля за органами обороны, правопорядка, полиции, следствия, прокуратуры и судов, за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, за содержанием детей-сирот, контролем наркотиков и оказанием психиатрической помощи регулируется соответствующими федеральными законами.

Что такое общественный контроль

Под общественным контролем в Законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Среди принципов общественного контроля — соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля; недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, недопустимость оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации, а также вмешательства в сферу деятельности политических партий.

Читайте также:  Правительство РФ утвердило новые требования по энергоэффективности

Субъекты общественного контроля

Законом определяются субъекты и объекты общественного контроля, их правовое положение, права и обязанности, формы взаимодействия.

Субъектами общественного контроля являются:

  • Общественная палата Российской Федерации;
  • общественные палаты субъектов Российской Федерации;
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований;
  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, могут создаваться:

  • общественные наблюдательные комиссии (осуществляют контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания);
  • наблюдательные советы (осуществляют контроль за деятельностью государственных корпораций);
  • общественные инспекции и группы общественного контроля (работают совместно с государственными и муниципальными контролирующими органами);
  • иные организационные структуры общественного контроля.

В осуществлении общественного контроля вправе участвовать негосударственные некоммерческие организации. Они могут быть и организаторами таких его форм, как общественный мониторинг, общественное обсуждение.

Об участии граждан в общественном контроле

Граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов, которые будут привлекаться субъектами общественного контроля.

Участие гражданина в осуществлении общественного контроля является добровольным. При этом никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в осуществлении общественного контроля, а также препятствовать реализации его права на участие в осуществлении общественного контроля.

Об общественном инспекторе

Согласно Закону общественный инспектор – это гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки.

Общественный инспектор при проведении общественной проверки пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, в том числе правом получать информацию, необходимую для проведения общественной проверки, подготавливать по результатам общественной проверки итоговый документ (заключение) и участвовать в его подготовке, а также высказывать особое мнение в итоговом документе.

В случае нарушения общественным инспектором обязанностей, установленных Законом, он не может быть участником данной общественной проверки и в дальнейшем привлекаться к проведению другой общественной проверки.

О наличии у общественного инспектора при проведении общественной проверки конфликта интересов, о любых попытках подкупа или давления на него при проведении общественной проверки, он обязан сообщить организатору общественной проверки. Информация об этом обнародуется, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

О формах общественного контроля

Законом предусмотрено многообразие форм общественного контроля, в том числе:

  • общественный мониторинг – постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций;
  • общественная проверка – сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов и организаций, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций;
  • общественная экспертиза – оценка актов, решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов и организаций с использованием специалистов, привлеченных на общественных началах;
  • общественное обсуждение – публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов и организаций с обязательным участием в таких обсуждениях уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются;
  • общественные (публичные) слушания – собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – органами и организациями для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций.

Общественный контроль может осуществляться и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности, помимо предусмотренных настоящим Законом.

Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

О результатах общественного контроля

Подведение итогов общественной проверки осуществляется путем подготовки и направления в органы и организации итогового документа. Таким документом может быть:

  • итоговый документ общественного мониторинга;
  • акт общественной проверки;
  • заключения общественной экспертизы;
  • протокола общественного обсуждения;
  • протокола общественных (публичных) слушаний.

На основании результатов общественного контроля негосударственные некоммерческие организации могут:

  • направлять в органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности;
  • предложения по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
  • выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством РФ;
  • оспаривать в установленном федеральным законом порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов и организаций.

Субъекты общественного контроля в соответствии с Законом обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного контроля и об их результатах, в том числе размещают ее в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, а также при необходимости направляют информацию о результатах общественного контроля в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль.

Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, обязаны рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля. О результатах рассмотрения итоговых документов они информируют субъекты общественного контроля не позднее тридцати дней со дня их получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, — незамедлительно.

Об открытости доступа к информации общественного контроля

Согласно Закону субъектами общественного контроля могут создаваться специальные сайты, а также могут использоваться официальные сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, общественных палат субъектов Российской Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований.

Субъекты общественного контроля размещают на указанных сайтах информацию о своей деятельности, доступ к которой, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является открытым.

По запросам средств массовой информации они обязаны предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

Об ответственности

Законом устанавливается ответственность субъектов общественного контроля, а также соответствующих органов власти, организаций и их должностных лиц за нарушение порядка осуществления общественного контроля.

Так, необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов власти, иных органов и организаций, и оказание неправомерного воздействия на указанные органы и организации, нарушение субъектом общественного контроля, общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля Закона, в том числе размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» искаженных или недостоверных сведений о результатах общественного контроля, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля также влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Общественный контроль

Поделиться в социальных сетях

Общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
(Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»)

Субъекты общественного контроля:

• Общественная палата Российской Федерации;
• общественные палаты субъектов Российской Федерации;
• общественные палаты (советы) муниципальных образований;
• общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также для осуществления общественного контроля могут создаваться:

• общественные наблюдательные комиссии;
• общественные инспекции;
• группы общественного контроля;
• иные организационные структуры общественного контроля.

Формы общественного контроля:
• общественный мониторинг;
• общественная проверка;
• общественная экспертиза;
• общественные обсуждения;
• общественные (публичные) слушания;
• иные формы.
Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Общий порядок осуществления всех перечисленных форм общественного контроля, включая права и обязанности участников общественного контроля, определен статьями 19-25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ.

Результат общественного контроля:

Подготовленный и направленный в органы государственной власти итоговый документ результатов общественного контроля: итоговый документ общественного мониторинга, акт общественной проверки, заключение общественной экспертизы, протокол общественного обсуждения, протокол общественных (публичных) слушаний, а также в иных формах.
В итоговом документе указываются место и время осуществления общественного контроля, задачи общественного контроля, субъекты общественного контроля, формы общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу могут прилагаться иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.

Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации в соответствии с результатами общественного контроля вправе:

• направлять в органы государственной власти предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
• выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• оспаривать в установленном порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле:
• Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
• Как воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, так и необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и оказание неправомерного воздействия на указанные органы влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Путин призвал помогать людям в приобретении жилья

Федеральный закон “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” как пример политического пиара?

В процессе подготовки регионального закона по общественному контролю возникло и не покидает ощущение “прекрасной белеберды” названной законом 🙂

Ниже вопросы, которые не нашли разрешения ни в одном законе субъекта РФ и вызывают улыбку у грамотных юристов (в отношении закона конечно 🙂

1. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона № 212-ФЗ общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами.

Пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ гласит, что субъекты общественного контроля вправе осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В тоже время, согласно части 1 статьи 18 данного Закона общественный контроль осуществляется не только в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, общественных обсуждений, общественных (публичных) слушаний, но может осуществляться в иных формах, не противоречащих данному Федеральному закону.

Часть 7 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ предусматривает право организатора общественного мониторинга инициировать проведение помимо вышеуказанных форм общественного контроля и иные общественные мероприятия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Может ли законодатель субъекта Российской Федерации в своем региональном законе об общественном контроле предусмотреть иные формы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, не предусмотренные Федеральным законом № 212-ФЗ?

2. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля; иные организационные структуры общественного контроля.

Часть 2 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ указывает, что полномочия, порядок организации и деятельности общественных инспекций и групп общественного контроля определяются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Во многих федеральных законах термин «законодательство Российской Федерации» раскрывается как совокупность федеральных нормативных правовых актов: Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации.

В настоящее время лишь Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» определил деятельность общественных наблюдательных комиссий.

В тоже время, в некоторых федеральных законах предусматривается участие граждан и общественных объединений (некоммерческих организаций) в осуществлении общественного контроля (напр., ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 6 ст. 3 Водного кодекса РФ, ст. 72.1. Земельного кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, п. 3 ст. 2 Федерального закона “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, ч. 1 ст. 102 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Но данными актами не определяется институциональный порядок осуществления данного контроля.

При этом, части 3 и 4 статьи 3 Федерального закона № 212-ФЗ устанавливают, что граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; а общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Возможно ли, в таких случаях, на уровне субъекта Российской Федерации определить субъекты общественного контроля, для реализации правомочия граждан и общественных объединений (иных некоммерческих организаций) по вышеупомянутым и аналогичным нормативных актам?

3. Статьей 10 Федерального закона № 212-ФЗ установлены права и обязанности субъектов общественного контроля. В частности, право:

– запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию;

– посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы власти и организации, осуществляющих отдельные публичные полномочия,

– обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона № 212-ФЗ субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с части 1 статьи 2 Федерального закона № 212-ФЗ осуществление общественного контроля регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В тоже время, пункт 8 части 1 и пункт 6 части 2 статьи 10 данного Федерального закона указывается на право пользоваться иными правами и нести иные обязанности, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Учитывая понятие термина «законодательство Российской Федерации», следует ли вывод из указанных положений закона об отсутствии у регионального законодателя установить иные права и обязанности субъектов общественного контроля, в том числе помимо предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ?

4. В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 212-ФЗ общественные палаты субъектов Российской Федерации осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.

Часть 3 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ порядок осуществления общественного контроля в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона № 212-ФЗ общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с частью 5 статьи 22 и частью 4 статьи 24 Федерального закона № 212-ФЗ порядок проведения общественной экспертизы и общественного обсуждения устанавливаются организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 5 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ порядок проведения общественных (публичных) слушаний устанавливается организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок осуществления каких форм общественного контроля может быть установлен в региональном законе об общественной палате?

5. В соответствии с часть 7 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ организатор общественного мониторинга, в зависимости от его результатов, вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественные (публичные) слушания, общественную проверку, общественную экспертизу.

Согласно части 2 данного статьи Закона организаторами общественного мониторинга являются общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.

В соответствии с частью 2 статьи 20 данного Федерального закона инициаторами общественной проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

Поскольку общественный контроль в формах общественной проверки и общественной экспертизы проводят субъекты общественного контроля, указанные в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ, то следует, что данный Закон разделил понятия «организатор» и «инициатор» общественного контроля (напр., Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации может быть инициатором общественной проверки, но организатором ее проведения он являться не может).

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 22 данного Федерального закона.

Получается, что общественная палата субъекта Российской Федерации может быть инициатором проведения общественной проверки либо общественной экспертизы лишь в одном случае, установленном частью 7 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ.

Возможно ли закрепление в субъектовом законе о региональной общественной палате иных оснований для инициирования общественными палатами субъекта Российской Федерации проведения общественной проверки либо общественной экспертизы?

6. В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами.

Кто в таком случае является инициатором проведения обязательной общественной экспертизы? В каком порядке (срок) субъект общественного контроля должен принять решение о проведении общественной экспертизы?

7. Статья 4 Федерального закона № 212-ФЗ определяет общественный контроль как деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Согласно статье 2 Федерального закона № 212-ФЗ осуществление общественного контроля регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Положения Федерального закона № 212-ФЗ содержат прямые указания на регулирование отношений, связанных с осуществлением общественного контроля, в том числе муниципальными нормативными правовые актами (к примеру, статьи 20, 22, 24 и 25 Закона).

Может ли региональный законодатель в законе субъекта Российской Федерации определить порядок проведения общественного контроля в отношении органов местного самоуправления и муниципальных организаций и иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, которые осуществляются на муниципальном уровне?

Ссылка на основную публикацию