В Совете Федерации обсудили вопрос лицензирования управляющих компаний

В Охе обсудили вопросы лицензирования управляющих компаний

Круглый стол на тему «Лицензирование управляющих компаний» состоялся в преддверии Всероссийского форума «ЖКХ – новое качество» по инициативе Охинского местного отделения партии «Единая Россия». Об этом заявила в среду, 4 июня, руководитель Охинского местного исполкома партии Нина Костина.

В нем приняли участие заместитель главы администрации Охинского городского округа по вопросам жизнеобеспечения Наталья Рычкова, заместитель председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике Елена Бархатова, начальник отдела ЖКХ администрации города Данила Редников, председатель Собрания Евгений Переверзев, технические директора управляющих компаний руководители ТСЖ, члены местного отделения Партии и активные жители городского округа «Охинский».

О важности данной темы участникам круглого стола напомнил секретарь Охинского местного отделения партии, главврач Охинской центральной районной больницы Владимир Розумейко. По его словам, депутатами Госдумы от «Единой России» был инициирован законопроект о лицензировании депутатами от «Единой России», которым устанавливается порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельности по содержанию и ремонту общего имущества, а также ведения реестра управляющих компаний. «Выдавать лицензии с сентября 2014 года будут региональные государственные жилищные инспекции, а с 1 мая 2015 года все управляющие компании, не прошедшие лицензирование, окажутся вне закона», – отметил он.

О сущности и порядке лицензирования управляющих компаний собравшихся проинформировала Наталья Рычкова. По мнению первого заместителя секретаря местного отделения Партии Петра Тарасюка, по сути, лицензирование управляющих компаний не отличается от лицензирования любой другой деятельности, и не стоит опасаться новшества. «Лицензирование дает возможность для граждан влиять на деятельность управляющих компаний, более строго спрашивать за качество выполняемых работ по уборке подъездов и внутридомовых территорий, проведенного текущего и капитального ремонта домов», – рассказал он.

Вызывает опасения перспективы проведении лицензирования для сельских ТСЖ. Как считает Елена Бархатова, «в селах городского округа накопилась большая задолженность за содержание жилья». «Неизвестно, хватит ли сил и средств у сельских УК провести лицензирование и не приведет ли это к тому, что УК уйдут из сел», – сказала она. Участники дискуссии пришли к выводу, что сельские управляющие компании должны чётко представлять перспективы и выстраивать соответствующие взаимоотношения по надёжному жилищно-коммунальному обслуживанию. Должен быть эффективный общественный контроль за деятельностью управленцев в ЖКХ, лучшая координация всех сторон, задействованных в сфере жизнеобеспечения. Их также интересовало, насколько затратным ли будет проведение лицензирования для тех ООО «Управдомов» и ТСЖ, в которых проживает население, имеющее большую кредиторскую задолженность (ведь получается, что ООО «Управдома» и ТСЖ, владеющие более современным жилым фондом, оказываются в более выигрышном положении), не приведет ли лицензирование к повышению тарифов за содержание жилья. «Первоначально предполагается, что лицензирование УК будет проводиться бесплатно и, следовательно, прямого влияния на платежи не окажет, но граждане будут знать, куда обращаться, требовать качественных услуг и, в конечном счете, платежи будут ограничены», – ответила Бархатова.

«Управление жильем – конкурентный бизнес, но должна присутствовать добросовестность. С реализацией данной законодательной инициативы должны появиться реальные механизмы воздействия в сфере ЖКХ с тем, чтобы на рынке остались профессионалы, которые способны обеспечить людям качественные и доступные жилищно-коммунальные услуги», – подвел итог председатель Собрания Евгений Переверзев.

Сенаторы обсудили итоги лицензирования управления домами

В Совете федерации обсудили итоги завершившегося 1 мая лицензирования управляющих компаний (УК) в многоквартирных домах. Участвовавшие в обсуждении эксперты предложили сенаторам подумать о введении федеральной лицензии для УК, чтобы им не приходилось получать этот документ в каждом регионе. Также предлагается усложнить порядок лишения УК лицензий. Сенаторы пообещали экспертам рассмотреть и учесть эти предложения.

Темой заседания комитета Совета федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера стали итоги лицензирования управляющих компаний. Напомним, обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами было введено в ноябре прошлого года — к 1 мая 2015 года УК должны были получить такие разрешения, без которых они не могут управлять домами.

Как РСПП вступился за управдомов

Приглашенные на заседание эксперты НП «ЖКХ Контроль» заявили, что механизм лицензирования нуждается в доработке. Они указали, что многие УК осуществляют свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ. Для этого им приходится на территории каждого из них получать лицензию. Для того чтобы облегчить деятельность таких организаций, эксперты предлагают введение федеральной лицензии.

Не устраивают общественную организацию и основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании разрешения. Так, согласно ст. 199 ЖК, для этого необходимо исключение из реестра лицензий региона сведений о домах, общая площадь которых составляет уже 15% от площади помещений домов, управление которыми в течение года осуществляет УК. По мнению экспертов, это слишком низкий порог, который создает условия недобросовестной конкуренции. В связи с этим предлагается поднять минимальный порог до 30% площади.

Минстрой проредил рынок управдомов

Кроме того, «ЖКХ Контроль» указывает на важность ограничения сферы ответственности управляющих компаний, разделив ее с собственниками жилья в случае ненадлежащего содержания ими дома. Так, предлагается исключить наказание УК, когда она рекомендовала принять решение по проведению тех или иных необходимых работ, но собственники отказались или их общее собрание не состоялось. Иначе, подчеркивается в предложениях НП, управляющие организации могут быть лишены лицензии за неисполнение работ или услуг, которые собственники не согласовали или не оплатили.

Отметим, что около 13% УК лицензии не получили. Ранее глава Минстроя Михаил Мень заявлял, что дома, которыми они управляли, не останутся «бесхозными»: пока жители будут выбирать форму управления домом (УК или ТСЖ), муниципальные власти должны определить управляющую организацию. Впрочем, по данным «Общероссийского народного фронта», в некоторых регионах большое количество многоквартирных домов остаются без УК: во Владимирской и Волгоградской областях их более 2 тыс., в Хабаровском крае — более 800 домов, а в Ставропольском крае — более 600.

Сто вопросов управдому

В июле 2014 года президент РФ Владимир Путин утвердил поправки к Жилищному кодексу РФ, которые предписывают управляющим компаниям работать с 1 мая 2015 года только на основании лицензий. Получить лицензию смогут российские юрлица или индивидуальные предприниматели. При этом должностные лица не должны фигурировать в перечне дисквалифицированных организаций и иметь непогашенные или неснятые судимости, в том числе за преступления в сфере экономики. Читайте подробнее

Как управдомы готовятся к реваншу

В мае регионы столкнулись с первыми проблемами в ходе реформы деятельности управляющих компаний. Так, в Улан-Удэ (Бурятия) на рынке осталось лишь 20% управляющих организаций: из 65 компаний лицензию получили только 11, следует из сообщения НП «ЖКХ-Контроль». В итоге по инициативе мэрии лицензионная комиссия решила пересмотреть результаты. По данным «ЖКХ-Контроль», основные причины отказа в выдаче лицензии — неполная или недостоверная информация, непредоставление коммунальных услуг, отказ от управления домами. Читайте подробнее

Читайте также:  Предприниматели Томской области, внедряющие энергосберегающие технологии, получат поддержку

Обсуждение закона о лицензировании управляющих компаний в Общественной палате РФ

25 августа в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Актуальные вопросы управления многоквартирными домами в России: первые шаги на пути лицензирования управляющих организаций».

В мероприятии приняли участие представители федеральных органов государственной власти, руководители субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, саморегулируемых и общественных объединений, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, эксперты. Также в работе круглого стола приняли участие председатель Комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ ОПРФ Игорь Шпектор, первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Александр Козлов, председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области» Олег Иванов.

Участники заседания обсудили закон о лицензировании управляющих компаний, который вступит в силу 1 сентября 2014 года. «Этот закон неоднозначный. Об этом я говорил и на встрече с Президентом России. В нем есть недоработки, — заявил председатель Комиссии ОП по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Игорь Шпектор. — Но никогда не поздно вносить изменения».

По мнению первого заместителя Секретаря Общественной палаты РФ Владислава Гриба, в настоящее время нужно наработать правоприменительную практику по закону: самое главное — не допустить злоупотреблений в процессе как выдачи, так и отмены лицензии.

«Здесь нельзя уйти от государственного контроля и надеяться только на саморегулирование, — подчеркнул Владислав Гриб. — Важен и общественный контроль». Он отметил, что общественная палата будет постоянно проводить мониторинг ситуации в этой сфере, а также призвал общественников повышать активность и заинтересованность населения.

Законопроект о лицензировании управляющих компаний должен сначала проявить себя, а потом, в случае необходимости, нужно вносить точечные изменения в документ, в свою очередь заявил заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев. А первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Александр Козлов озвучил инициативы и предложения по предотвращению коррупционных рисков при лицензировании, которые в том числе прописаны и в законе.

Во-первых, лицензионные комиссии будут коллегиальным органом с участием представителей органов региональной, местной власти, общественных и саморегулируемых организаций, а не только госорганов. Во-вторых, создание апелляционной комиссии на федеральном уровне. Поскольку, не исключает Козлов, после решений об отказе в лицензии на региональном уровне могут начаться многочисленные судебные волокиты. Создание подобного органа позволит снизить их количество и разрешить часть проблем, считает он.

Председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области» Олег Иванов подчеркнул, что лицензирование управляющих компаний должно значительно снизить напряженность в сфере ЖКХ и изменить отношение управляющих компаний к выполнению своих обязанностей. «Участие общественников в работе комиссий по лицензированию должно мобилизовать управляющие компании, заставить их считаться с мнением собственников. Кроме того, это позволит сделать сами комиссии независимыми от органов государственной власти и непредвзятыми при принятии решений», — отметил Олег Иванов.

На слушаниях также было высказано предложение о том, чтобы к 1 февраля запросить у регионов информацию о том, как проходит процесс лицензирования, чтобы оценить, успеют ли они закончить процесс к 1 мая 2015 г.

Вопрос лицензирования управляющих компаний ЖКХ обсудили на селекторном совещании в Махачкале

Вопросам лицензирования управляющих компаний ЖКХ было посвящено расширенное заседание президиума генерального совета партии «Единая Россия». Встреча проходила в режиме видеоконференции с участием 83 регионов РФ.

В заседании приняли участие заместитель секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Сейфулах Исаков, руководитель регионального центра общественного контроля жилищно-коммунального хозяйства Сапарбег Абдуллаев, руководитель регионального органа сертификации в сфере ЖКХ Гаджияв Гаджиев.

Со стороны центрального исполкома принимали участие представители министерства ЖКХ, Общественной палаты, секретари региональных отделений «Единой России», руководители административных центров ряда субъектов.

Открывая заседание, секретарь генерального совета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов сообщил о том, что законопроект о лицензировании управляющих компаний вызывает большой интерес.

«Необходимость такого закона обсуждалась на XIV Съезде «Единой России», во время встречи Президента России Владимира Путина и председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с нашими первичными организациями», – напомнил Неверов, уточнив, что именно тогда прозвучали заявления о необходимости вводить лицензирование.

На встрече было отмечено, что объем средств, которые граждане оплачивают за услуги ЖКХ, по стране составляет более 1,5 трлн рублей в год. Из-за непрофессионализма некоторых управляющих организаций неэффективные расходы составили порядка 160 млрд рублей.

«Инициирован законопроект, который будет предусматривать лицензирование деятельности управляющих компаний. Сегодня обсуждается, в какой форме это будет проходить. Главной целью является создание саморегулирующих организаций по выдаче лицензий для управляющих компаний. На первом этапе эта возможность будет предоставлена жилищному надзору. Как уже отмечалось сегодня, довольно крупная сумма денег неэффективно расходуется из-за недобросовестных управляющих компаний. В частности отмечу, что граждане Дагестана за услуги ЖКХ платят порядка 14 млрд рублей в год», – подчеркнул Сейфулах Исаков.

Говоря о концепции закона, заместитель председателя Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству РФ Павел Качкаев отметил, что закон предусматривает обязательное наличие у управляющих компаний лицензии, а у руководителя квалификационного аттестата. «Правительством РФ будут установлены единые для всех регионов лицензионные требования. Осуществлять выдачу лицензии предлагается на уровне субъекта, и действовать они будут только на той территории, где она выдана», – подчеркнул Качкаев.

По его словам, планируется установить переходный период, в течение которого все компании должны пройти аттестацию и получить лицензию.
П. Качкаев рассказал о причинах отказа или отзыва лицензии. Так, получить лицензию не смогут компании, руководитель которых имеет непогашенную судимость за экономические, тяжкие, особо тяжкие, преступления.

«Таким образом мы планируем поставить заслон тем недобросовестным организациям, которые занимаются выводом средств и некачественным управлением», – отметил он.

Кроме того, к каждой лицензии будет прикладываться перечень тех многоквартирных домов, которыми управляет компания. Прежде чем внести в свой перечень новый дом для управления, УК должна уведомить об этом жилищный надзор.

Что касается аннулирования или отзыва лицензии у управляющей компании, то этот вопрос будет решаться только в судебном порядке. Основанием для отзыва лицензии является предписание жилищного надзора по нарушениям сроков исполнения своих обязанностей. Если за год у управляющей компании набирается более 15% домов с нарушением сроков исполнения, то эта компания лишается лицензии.

Читайте также:  В Астраханской области возведут новые гидротехнические сооружения

Относительно ТСЖ Качкаев подчеркнул, что те однодомовые ТСЖ, которые созданы в соответствии с законом товарищества собственников жилья, лицензированию не подлежат. Председатели всех остальных ТСЖ должны пройти квалификационный экзамен.

«Также в законе предусмотрено самое широкое информирование наших граждан по тем действиям, которые будут проходить с их управляющей компанией. Только открытость позволит избежать многих вопросов, которые могут возникнуть, в частности нарушения закона и коррупционной составляющей при выдаче лицензии», – заключил Качкаев.

Лицензирование управляющих компаний может быть пересмотрено

Не получившие лицензию управляющие компании (УК) смогут обжаловать это решение во внесудебном порядке и вернуть в свое управление дома, которые обслуживали. Соответствующие предложения в виде резолюции по результатам общественных слушаний, посвященных актуальным проблемам лицензирования управляющих организаций, Общественная палата России подготовила для передачи в Госдуму, Совет Федерации и Минстрой (документ есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

В нем предлагается создать апелляционную комиссию для решения спорных вопросов при лицензировании УК, а также механизм возврата им жилого фонда, если будет признано, что решение лицензионной комиссии не соответствовало законодательству.

Что нужно знать о капремонте

«Вместо выполнения своих обязанностей органы местного самоуправления в ряде регионов, во многих случаях вопреки волеизъявлению собственников, включились в процесс «передела рынка» — от частных компаний, ТСЖ, ЖСК в пользу МУПов, ГБУ или аффилированных организаций. Особенно актуально это для домов, находящихся в хорошем техническом состоянии. (…) Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о высоком уровне коррупции на уровне муниципальных образований. Также в ряде случаев наблюдается ангажированность членов лицензионных комиссий, что не позволяет говорить об объективности процесса лицензирования», — резюмирует Общественная палата.

В Минстрое пообещали рассмотреть предложения.

«Мы готовы обсуждать любые конструктивные предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего лицензирование управляющих организаций. Часть изменений, касающихся порядка проведения лицензионного контроля, уже приняты. При этом процедура лицензирования только запущена и должна в полной мере заработать, и серьезно менять только вступившие правила игры целесообразно не ранее чем через полгода», — сказал «Газете.Ru» заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис.

Лицензия на передел рынка

В Госдуме согласны с оценкой ситуации, данной Общественной палатой. Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская в целом инициативу ОП поддерживает.

«Я с самого начала говорила, что лицензирование станет оружием, которое позволит вычистить с рынка компании, неугодные местным властям. Так и оказалось, сейчас постоянно поступают жалобы на подобные злоупотребления. Это очень актуальная инициатива. Вопрос в том, как она будет оформлена. Речь, видимо, идет о своеобразном третейском суде. Поэтому многое зависит от того, как будет действовать эта апелляционная комиссия, кто в нее войдет», — сказала она.

На данный момент не получившие лицензии УК могут обжаловать это решение только в судебном порядке, при этом суд может длиться годами, уточнил первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Артем Кирьянов.

Тарифы на электричество вне нормы

«Наличие апелляционной комиссии на федеральном уровне позволит снять напряжение на местах. Ведь известны случаи, когда местные суды стараются поддерживать позицию властей. Внесудебное решение споров на федеральном уровне решит проблемы с объективной оценкой ситуации, а кроме того, позволит значительно выиграть время», — объяснил эксперт.

Кроме того, были случаи, продолжает он, когда не прошедшим лицензирование УК не выдавались правовые акты, в которых зафиксирован отказ выдачи лицензии. А не имея на руках полный текст акта, который они оспаривают, УК не могут обратиться в суд. В такой ситуации внесудебное рассмотрение спора может оказаться единственным способом оперативно решить проблему.

Наличие лицензии для управляющих компаний стало обязательным с 1 мая этого года.

По данным Министерства строительства и ЖКХ России, лицензии получили 11 тыс. УК из 12,5 тыс. ранее действующих и подавших заявления до 1 апреля. По экспертным оценкам, лицензирование не прошли порядка 13% управляющих организаций в сфере ЖКХ. Компании, не получившие лицензии, были вынуждены закрыться и уволить работников. Некоторые УК продолжают работу в надежде получить лицензию. При этом для них предусмотрен штраф в размере 250 тыс. руб. за каждый многоквартирный дом, с которым они работают, а директора таких компаний могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 171 УК (незаконное предпринимательство).

Как отмечается в резолюции Общественной палаты, лицензионные комиссии сами нередко нарушают закон. «На этапе выдачи лицензии происходят массовые нарушения закона, как со стороны лицензионных комиссий, так и со стороны органов государственного жилищного надзора, — сообщается в резолюции. — В частности, в ряде субъектов России лицензионные комиссии под различными предлогами не допускали соискателей лицензии на свои заседания, несмотря на письменные просьбы соискателей. Протоколы лицензионных комиссий на сайтах ряда ГЖИ не публикуются, реестры управляющих компаний, которым отказано в выдаче лицензии, также отсутствуют на сайтах».

Жильем управляют клоны

Исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль» Светлана Разворотнева заметила, что участившиеся случаи, когда граждане стали получать сразу несколько счетов от управляющих компаний, как раз связаны с активным переделом рынка.

«В последнее время увеличилось количество жалоб от жильцов, к которым стали приходить двойные квитанции. Дом уже передали новой компании, но старая продолжает работать, и обе пытаются собирать деньги. Люди вынуждены идти в суд, чтобы решить эту проблему», — говорит она.

Москва заработала на квартирах

Общественная палата также отмечает, что, поскольку требования к лицензированию носят формальный характер и связаны главным образом с раскрытием информации, на рынке остались и недобросовестные игроки.

«Условия лицензирования не содержат требований к материально-техническому обеспечению, квалификационных требований к производственному персоналу и т.д. Среди лицензионных требований отсутствуют экономические показатели, такие как динамика роста оборотов, величина удельной задолженности перед ресурсоснабжающими организациями и т.д. По существующим требованиям легче всего получить лицензию вновь созданной организации («компании-клоны»), которая вообще никогда не занималась обслуживанием жилищного фонда», — говорится в резолюции.

Чтобы решить эту проблему, предлагается ввести более жесткие требования к квалификации сотрудников УК и прописать порог задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями, фондами капитального ремонта, превышение которого станет основанием для лишения лицензии.

«Высока вероятность, что эту инициативу поддержат. Я недавно была на совещании, где главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис как раз высказывался за введение предельной задолженности», — говорит Светлана Разворотнева.

Читайте также:  Правительство РФ одобрило законопроект, уточняющий правила капремонта

«Изначально лицензирование управляющих компаний было реализовано с огрехами, теперь мы пожинаем плоды» — Игорь Шпектор

Механизмы совершенствования лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами предложили в ОП РФ

Участники общественных слушаний «Лицензионные требования и лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами», которые состоялись в Общественной пеалате РФ, обсудили эффективность установленных лицензионных требований в целях обеспечения безопасности проживания в многоквартирных домах (МКД).

Эксперты рассмотрели границы ответственности управляющих организаций при исполнении ими лицензионных требований, а также результативность проведения лицензионного контроля в качестве главного показателя эффективности управления МКД. В качестве результатов встречи участники предложили механизмы совершенствования системы лицензионного контроля.

Модератор встречи, председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор заявил, что был изначально против введения лицензирования управляющих компаний (УК). И на сегодняшний день, по его мнению, внедрение этой практики не принесло позитивных результатов.

«Сегодня нам надо говорить о том, есть ли результат или его нет. Теоретики говорят — есть, а практики — нет. Я изначально говорил, что лицензирование УК было реализовано неверно и с огрехами, и теперь мы пожинаем плоды. Я постоянно посещаю регионы и сталкиваюсь с проблемами со стороны как УК, так и жителей. Наша комиссия получает тысячи писем, где ругают УК, и часто мы находим несправедливыми и необоснованными эти обвинения», — сказал общественник.

Исполнительный директор СРО НП «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры» Александр Тарасенко считает, что лицензирование не дает возможности развиваться управляющим организациям и создавать здоровую конкуренцию на этом рынке.

«Лицензированием не удалось достичь того, что хотели. Это мощное административно-карательное действие, которое не дает профессионального развития УК. Считаем, что СРО (саморегулируемые организации) необходимо интегрировать с лицензированием, чтобы лицензию получали только члены СРО», — предложил Александр Тарасенко.

С критикой лицензионного контроля в сфере ЖКХ согласился генеральный директор консалтинговой компании «Инноватика» Дмитрий Стригуненко.

«Лицензирование должно было урегулировать отношения между потребителями и УК и их взаимодействие вывести в сферу не административного воздействия, а гражданско-правового поля, но получился сильный перекос в сторону потребителя. Сейчас есть наказания в виде штрафа и отзыва лицензии — и то и другое приводит к уходу компании с рынка», — сказал он.

Эту же проблему упомянул директор ООО «Эксперт-право» Евгений Сапрыкин: «После штрафа в 250–300 тысяч рублей компания неизбежно ликвидируется. Это экономически невыгодно. УК должны ресурсоснабжающим организациям, потребители не платят за коммунальные услуги, и УК банкротятся за долги и штрафы».

Сапрыкин предложил переходить на прямые договоры потребителей с ресурсоснабжающими организациями, но при этом усовершенствовать правовое регулирование, внеся изменения в законодательство. А также смягчить штрафную политику для УК.

Директор партнерства АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая рассказала, что сегодня проходит большое количество внеплановых проверок УК по различным направлениям их деятельности и выписывается много штрафов.

«Считаю, должны существовать жесткие процедуры внеплановых проверок. Не следует проводить полные проверки по всем направлениям, а только по тем аспектам деятельности УК, на которые поступили жалобы, и выявлять именно то нарушение, о котором сообщили граждане. Необходимо предоставлять компании возможность реабилитироваться до следующей проверки. Там, где низкий процент штрафа, там меньше нарушений. Позитивный опыт у Москвы», — отметила Татьяна Вепрецкая.

Начальник отдела антимонопольного контроля управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС РФ Сурен Оганесян пообещал, что все предложения, высказанные в рамках круглого стола, будут учтены ведомством и при обосновании приняты меры реагирования.

«Мы уделяем особое внимание сигналам со стороны общественных организаций. Полномочия у нас ограничены, и мы реагируем тогда, когда есть нарушения именно антимонопольного законодательства», — сказал Сурен Оганесян.

С критикой в адрес лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами выступила первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева: «Все сегодня недовольны механизмом лицензионного надзора и контроля. При его реализации многие аспекты не учитываются, поэтому этот механизм не работает».

Общественница предложила, чтобы ОП РФ и ОП регионов приобрели право проведения нулевых чтений не только законопроектов, но и постановлений правительства.

«Методика платы за содержание жилья требует пересчета, и, пока это не произойдет, ситуация кардинально не изменится в лучшую сторону», — заявила член ОП РФ.

Председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Лариса Борисенко отметила, что население не почувствовало плюсов от введения лицензирования, люди не заметили, что для них произошли перемены: «Перед этим заседанием мы провели срез мнений граждан Московской области и выявили, что жители не знают, как себя вести и что именно для них изменилось».

Заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Ольга Олейникова представила позицию отраслевого министерства.

«В Минстрой поступает много жалоб и многие недовольны своими УК. Мы согласны, что собственники сегодня неактивны, поэтому без лицензионного контроля никак не получится. Мы наблюдаем, что после вынесения предписаний государственной жилищной инспекцией многие УК исправляют то, на что поступила жалоба, и не доводят ситуацию до штрафа. Считаем, что лицензионный контроль — эффективный инструмент воздействия на УК, они стали бояться совершать нарушения, которые раньше никак не регулировались», — считает Ольга Олейникова.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов обратил внимание на то, что общественный контроль в сфере ЖКХ в регионах работает недостаточно активно.

«Считаю, что общественные палаты субъектов и общественные советы при органах местного самоуправления должны держать в фокусе внимания обращения и жалобы граждан по вопросам ЖКХ», — сказал член ОП РФ.

Артем Кирьянов предложил ужесточить лицензионный контроль для УК, чтобы работал механизм: «Получить лицензию сложно, потерять — легко». По его мнению, на рынке ЖКХ много недобросовестных организаций, и благодаря лицензированию удастся отфильтровать лучшие компании.

«Если с рынка уйдет половина компаний, он ничего не потеряет, а, наоборот, приобретет улучшения», — заявил общественник.

Игорь Шпектор считает, что общественный контроль должны совершать специалисты, которые разбираются в сфере ЖКХ, а не все желающие проводить проверки.

«Я встречаю жильцов дома или представителей общественного контроля, которые ничего не смыслят в строительстве и ЖКХ, но ругают власти и управляющие организации. Считаю, что общественный контроль нужен, но его должны совершать профессионалы отрасли», — заключил он.

Ссылка на основную публикацию