В Костроме вырастут штрафы за плохой вывоз мусора

Доказал в суде, что не всегда обязан платить за вывоз мусора

Со стартом мусорной реформы граждан, имеющих в собственности квартиру и загородный дом, поставили перед фактом: нужно платить за вывоз отходов со всех объектов недвижимости. Житель Подмосковья доказал в суде, что имеет право не платить за мусор в те месяцы, когда не живет в загородном доме.

Не живёшь? Всё равно плати!

Виктор ПОЛОВИНКИН с мая по октябрь проводит выходные в дачном доме в посёлке Белоомут Луховицкого округа, а всю зиму живёт в квартире в Королёве. До недавнего времени никаких проблем с оплатой ЖКХ у него не было. В квартире он оплачивал все услуги, в дачном доме платил за свет по счётчику и за вывоз мусора, который в год обходился не более чем в 1 тыс руб.

Но в январе 2019 года мужчина получил квитанцию на 200 руб. за вывоз отходов с дачи площадью меньше 50 м². Виктор попытался выяснить у нового «мусороперевозчика» — Каширского регионального оператора, на каком основании выставили счёт, если зимой он не живёт на даче и мусора не производит. О дальнейших событиях он рассказал журналистам «Российской газеты».

Урезонить регоператора не удалось

Внятного ответа на первое обращение от регоператора Виктор не получил. Как и многие другие граждане, возмущённые новыми «мусорными» счетами. В феврале и марте аналогичные счета ему прислали снова.

К тому времени министр ЖКХ Московской области Евгений ХРОМУШИН (сейчас — зампред регионального правительства) выступил в «РГ» с разъяснениями о новых правилах оплаты вывоза мусора. Он заявил, что согласно постановлению правительства РФ №354 вывоз мусора теперь — такая же коммунальная услуга, как водоснабжение или электроэнергия.

В пункте 184 (44) постановления указано: «При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».

Вооружившись этой информацией, Виктор Половинкин снова обратился к Каширскому регоператору за перерасчётом. «Ваш министр с вашей газетой нам не указ!» — примерно так ответили ему на обращение.

Также регоператор не принял в расчёт постановление правительства, Жилищный кодекс и Закон «О защите прав потребителей», где заявитель нашёл нормы о том, что человек не обязан оплачивать услугу, которой не пользовался.

В мае Виктор открыл новый дачный сезон, на руках у него скопилось много писем от регионального оператора. В них было сказано, что собственник обязан оплачивать коммунальные услуги на всех принадлежащих объектах недвижимости. «С этим я не спорю, готов платить и за мусор, но только тогда, когда я его действительно произвожу. Никто же не требует с меня оплатить свет за те месяцы, пока я не жил на даче!», — отмечает мужчина.

Ещё несколько ответов оператора посвящены тому, что сделать перерасчёт не могут: «перерасчёт на территории Московской области законодательно не предусмотрен». Без ссылок на какие-либо законы.

В ответах есть и такая версия, что перерасчёт получился бы, если бы плату за вывоз мусора рассчитывали исходя из зарегистрированных в доме. Но поскольку считают по метражу, то не имеет значения, живет человек в доме полгода или целый год, метраж ведь от этого не меняется. И перерасчёта не будет.

А в какой-то момент оператор вовсе уведомил Половинкина: «Принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с вами».

Суд: «Делайте перерасчёт»

После этого Виктор решил судиться. В мировом суде у него дважды не приняли иск — судья решил, что такое сложное дело не подпадает под его юрисдикцию. Мужчина обратился в Королёвский городской суд. В заявлении он просил обязать Каширского регоператора сделать перерасчёт и выплатить 33 тыс руб. в виде компенсации за понесённые издержки и моральный вред.

Истец сослался на уже вынесенное по аналогичному делу решение суда — жительница Ярославля выиграла дело против своего регионального оператора. Однако ответчики тоже подготовились, они сослались на такое же дело в Талдоме, где гражданин проиграл.

Суд принял решение в пользу Виктора Половинкина. Правда, сумму иска уменьшили, но обязали регионального оператора сделать перерасчёт за все те месяцы, которые истец не жил в своём дачном доме.

Суд принял решение в пользу гражданина

Ещё не конец

Виктор готовится к дальнейшим судебным тяжбам. Предстоит апелляция. Как видно, судебная практика пока противоречива. По одному вопросу мусорной реформы на одно выигранное дело приходится несколько проигранных.

«Читайте законы и не бойтесь отстаивать свои права», — даёт напутствие Виктор попавшим в аналогичную ситуацию. Тем более что региональные операторы ужесточают работу — вводят пени за неуплату.

Мусорная реформа «буксует». И оставляет вопросы

Старт мусорной реформы в Московской области был объявлен 1 января 2019 года. Регион поделили на семь кластеров, в каждом из которых работает региональный оператор. Одинцовский район получил самый высокий тариф — 9 руб. с квадратного метра. В качестве обоснования инициаторы реформы назвали отсутствие в муниципалитете мусороперерабатывающих заводов и мусорных полигонов.

Постановление федерального правительства №354 предполагает два варианта расчёта: с количества зарегистрированных проживающих или же с площади помещения. Подмосковное правительство выбрало второй вариант. Жители и общественники неоднократно называли новый расчёт несправедливым, направляя обращения в различные инстанции.

Ещё в феврале в Подмосковье предложили рассчитывать плату за вывоз отходов по количеству прописанных в жилом помещении, а не с квадратного метра. Но судьба предложения осталась неизвестной.

Вызывает много вопросов так называемая «инвестиционная составляющая тарифа», когда население по факту оплачивают создание инфраструктуры для региональных операторов, не являясь ни кредитором, ни инвестором. Ранее стало известно, что вывоз мусора для жителей Московской области обходится дороже, чем для жителей остальных регионов.

Власти не обращают внимание на требования приостановить мусорную реформу, чтобы разобраться со всеми этими проблемами. Более того, в июне подмосковный министр экологии Дмитрий КУРАКИН допустил повышение тарифа на вывоз мусора, назвав существующий недостаточно высоким для создания «высокотехнологичной отрасли по переработке».

Со старта реформы прошёл почти год, но жалобы на несвоевременный вывоз отходов остаются одними из самых частых. Мусорная реформа продолжает «буксовать». На фоне этого правительство Московской области согласилось в ближайшие десять лет принять почти 39 млн тонн отходов из Москвы.

Выйдут из сумрака. Пожаловаться на работу мусорного оператора в Костроме станет проще 47

Пт, 31 января 2020, 17:41

Депутат Костромской областной Думы от «Справедливой России» Дмитрий Бодрин договорился с ООО «ЭкоТехноМенеджмент» ­– специалисты будут принимать жалобы и заявления в помещении Центра защиты прав граждан.

Уже год в Костроме за вывоз мусора отвечает «ЭкоТехноМенеджмент». Но это лишь на бумаге, на деле – у жителей к работе регоператора очень много претензий. Непрозрачные тарифы, необоснованные начисления, нерегулярный вывоз ТКО. Поток жалоб жителей города увеличивается.

Фото из соцсетей

– Оператор не только не вывозит вовремя мусор, но и не сортирует и не обеззараживает его должным образом, что подтверждает санитарно-эпидемиологическая экспертиза морфологического состава отходов до сортировки и доставки их на свалку «Холм», – возмущаются активисты.

В Сети много фотографий, подтверждающих пробелы в работе регоператора.

Фото из соцсетей

– Несмотря на очевидные проблемы в работе «ЭкоТехноМенеджмента» жалобы принимают только в главном офисе компании и только лично от жителей. А расположен он крайне неудобно. Пенсионерам к ним вообще не добраться: общественный транспорт туда не ходит, а на такси у пожилых людей денег нет. По телефонам тоже не дозвониться. Все это усиливает негатив. В Центр поступало много жалоб. Люди считают, что место под офис специально так выбрано, потому что регоператор не хочет общаться с возмущенными жителями, – говорит руководитель костромского Центра защиты прав граждан, депутат Костромской областной Думы от «Справедливой России» Дмитрий Бодрин.

Дмитрий Бодрин провел переговоры с руководством ЭТМ и договорился о том, чтобы специалисты регоператора принимали жителей города в Центре защиты прав граждан на Советской, 97.

Центр защиты прав граждан уже организовал первую встречу представителей «ЭкоТехноМенеджмента» и жителей города на площадке мусоросортировочного завода регоператора. Гостям показали технологические процессы, связанные с сортировкой и вторичной переработкой мусора – с момента разгрузки автомашин до формирования брикетов с вторичным сырьем. Но компания не смогла избежать неудобных вопросов от горожан. Решили продолжить разговор на площадке Центра защиты прав граждан.

Это уже не первое мероприятие, когда Центр защиты прав граждан помогает россиянам напрямую задать вопросы коммунальщикам, ресурсникам и власти. 25 декабря в Центре в рамках проекта «Проверь платежку» прошла встреча собственников и представителей ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» (ТГК-2). По итогам встречи Дмитрий Бодрин направил депутатские запросы в Госжилинспекцию Костромской области.

Обучающий проект «Проверь платежку» на базе Центров защиты прав граждан стартовал 11 ноября.

Пилотными площадками стали Рязань и Кострома. Основные задачи проекта: найти и проанализировать нарушения; исключить некорректные начисления из коммунальных квитанций; добиться формирования платежных документов в соответствии с требованиями законодательства; научить граждан самостоятельно проверять правильность начислений и грамотно отстаивать свои права.

За два месяца воспользовались возможностью проверить жилищно-коммунальные платежи 300 собственников. Среди основных нарушений: завышение тарифов на ремонт и содержание жилья, неправомерное включение в квитанции платы за сервисное обслуживание внутридомовых сетей, непрозрачность произведенных начислений. Проект будет расширен на все региональные Центры защиты прав граждан.

Процент сверх предела

Поделили на троих

Слушания по иску регионального оператора зоны N 1 ООО “ЭкоТехноМенеджмент” (ЭТМ) к областному департаменту госрегулирования цен и тарифов начались в областном суде. Предметом спора стало постановление департамента об установлении предельного тарифа на утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО). В компании посчитали, что установленный для них властями тариф слишком низкий.

В 2018 году в Костромской области прошел конкурсный отбор региональных операторов по обращению с ТКО. В результате победу в первой зоне деятельности одержало ООО “ЭТМ”, во второй зоне – ООО “Полигон”, в третьей – ООО “Спецтранс”.

В регионе действуют три оператора ТКО, охватывающие районы вокруг Костромы, Шарьи и Галича. Приступая к работе, победители конкурса заявили, что к исполнению своих обязанностей по обезвреживанию и вывозу мусора они готовы полностью. Но если в Галиче и Шарье реформа началась довольно гладко, то в Костроме возникли серьезные проблемы. Жители начали жаловаться на ухудшение качества услуги по уборке и вывозу мусора: во многих дворах и вдоль дорог скопились горы пакетов с отходами, привлекающие птиц и грызунов. Эксперты Роспотребнадзора предупредили, что гниющие кучи отходов могут привести к распространению в областном центре опасных болезней. В ситуацию были вынуждены срочно вмешаться власти. Только после этого отходы с заваленных контейнерных площадок стали вывозить оперативнее.

Все выше и выше

С марта 2016 года депутаты гордумы возложили на жителей областного центра обязанность до конца 2024 года дополнительно к базовому тарифу платить инвестиционную надбавку – 79,89 рубля за кубометр (без НДС) за новый автоматизированный мусоросортировочный комплекс, принадлежащий компании “ЭТМ”. В прошлом году с учетом надбавки стоимость утилизации мусора составляла 215,79 рубля за кубометр. По подсчетам депутатов, к концу 2018 года костромичи успели выплатить в качестве инвестнадбавки более ста миллионов рублей.

Однако эти суммы оказались не предельными: при введении новой схемы обращения с отходами региональные операторы представили властям обновленные расчеты, содержащие резкое увеличение затрат. По итогам экспертиз департамент госрегулирования цен и тарифов снизил первоначальные требования операторов в среднем на 14 процентов. Однако даже после вмешательства властей плата за вывоз, сортировку, переработку и захоронение мусора выросла для населения Костромы в 2,65-3 раза.

С 1 по 31 декабря 2018 года власти установили для ООО “ЭТМ” предельный тариф в размере 572,44 рубля за кубометр (с НДС). На первое полугодие 2019 года он составляет уже 582,14 рубля, во втором полугодии вырастет до 656,44 рубля за кубометр. С учетом утвержденных нормативов для жителей многоквартирных домов ежемесячная плата за мусор составит соответственно 103, 105 и 118 рублей с человека, в то время как ранее она взималась исходя из площади квартиры.

Читайте также:  Отопительный сезон и работа ЕДС в Ульяновске

Получив в январе 2019 года счета за мусор, костромичи завалили мэрию жалобами, а жители Волгореченска собрали сход, на котором потребовали главу муниципалитета отказаться от чрезмерно дорогих услуг регионального оператора.

Депутаты гордумы Костромы обратились к главе города Юрию Журину с требованием отменить обременительную для жителей инвестнадбавку на строительство АМСК. Журин предложил вернуться к рассмотрению этого вопроса весной, когда будут известны результаты проверок прокуратуры и следственных органов. Тем временем губернатор региона Сергей Ситников распорядился создать комиссию для пересчета норматива накопления ТКО. Причина – все те же жалобы граждан.

Доставка с голубями

Как отметил в судебном заседании представитель регионального оператора ООО “ЭТМ” Денис Горбачев, истец не согласен с утвержденным для предприятия размером валовой выручки и потребовал увеличить ее почти на десять процентов. Он пояснил, что чиновники необоснованно не включили в расходы затраты на деятельность расчетно-кассового центра (РКЦ) по выставлению и доставке квитанций потребителям, а также возросшие затраты на обезвреживание мусора и на заработную плату сотрудников.

– Департамент не мог снижать сумму, заявленную на конкурс. Квитанции доставят с голубями, что ли? Никто бы и не заявился, если бы знал, что такой будет тариф, – заявил Денис Горбачев.

Представители ответчика возразили, что при определении валовой выручки все статьи затрат должны быть подтверждены документально.

– Если нет обосновывающих документов – мы эти статьи расходов не принимаем, – пояснила руководитель департамента Ирина Солдатова. – На момент тарифного регулирования договора с РКЦ не существовало в природе, поэтому у нас не было оснований его включать. Были уменьшены и расходы на транспортировку ТКО: заявка 309 рублей за куб была снижена до 268, поскольку мы провели анализ рынка и сделали вывод, что траты на логистику должны быть ниже. Были также уменьшены расходы на оплату труда: зарплата одного из работников, согласно заявке, – 200 тысяч рублей в месяц! Извините, такие расходы мы не принимаем: мы ориентируемся на среднюю зарплату в регионе, которая составляет 26-27 тысяч рублей. В итоге вместо 690 миллионов мы утвердили выручку в 686 – общее снижение составило всего четыре миллиона.

Отвечая на вопрос корреспондента “РГ”, насколько еще увеличатся тарифы для населения, если суд удовлетворит иск ООО “ЭТМ”, Денис Горбачев сообщил, что ответить не готов, поскольку требования “будут уточняться”.

Ирина Солдатова, директор департамента госрегулирования цен и тарифов Костромской области:

– В 2018 году в Костромской области прошел конкурсный отбор региональных операторов. В соответствии с требованиями законодательства в конкурсной документации определена предельная максимальная стоимость услуг регионального оператора на восемь лет работы. Она была рассчитана и опубликована заранее: на 2019 год – 690 миллионов рублей. Те, кто был согласен с этими расчетами, заявились на конкурс. После объявления результатов победители до 1 июля должны были предоставить тарифные заявки, что они и сделали. И мы увидели, что заявка регионального оператора составлена не на 690 миллионов рублей, а на 740! Но есть требования законодательства: сумма, указанная в конкурсной заявке, является предельной, и тарифный орган не может ее превысить ни при каких условиях. Если по итогам года у организации возникли неучтенные расходы – например, договор с РКЦ – в следующем году они могут их предъявить, и мы будем обязаны включить это в тариф. Истец с этим порядком не согласен: он хочет получить все и сразу. Мы полагаем, что оператору необходимо проработать год и проанализировать: каков объем мусора, каковы затраты на заработную плату, транспортировку и так далее. Если суд удовлетворит требования истца, то затраты потребителей с учетом инвестиционной составляющей в первом полугодии вырастут с 582,14 до 662,08 рубля за куб, во втором – с 656,44 до 673,25 рубля. В расчете на человека в многоквартирных домах тарифы увеличатся с 105,76 до 120,28 рубля, а в индивидуальных – с 139,71 до 158,9. А ведь плата и без того повысилась.

Денис Горбачев, заместитель генерального директора ООО “ЭТМ”:

– Наши расходы существенно выросли. Департамент исключил обоснованные расходы на РКЦ. Это более 20 миллионов рублей, связанных с доставкой квитанций. В нашем штатном расписании нет сотрудников, которые начислят платежи 400 тысячам граждан и доставят квитанции адресатам. РКЦ берет 3,8 процента от начисления счета. В некоторых районах счета доставляются “Почтой России” и расходы выше, чем у управляющих компаний в городе. Нормативно-правовой акт департамента ставит регионального оператора перед фактом, что необходимые средства в тарифе не заложены, взять их будет неоткуда, и к концу года мы окажемся в убытке.

Платеж на вырост. Что заложено в тариф на вывоз мусора в Костроме и что из этого лишнее

Зарплата несуществующих сотрудников регионального оператора ложится на плечи костромичей

С 1 декабря 2018 года в Костроме и окрестностях заработала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Жители стали получать квитанции, в которых услуга по вывозу мусора выделена в отдельную строчку. Корреспондент «7×7» выяснил, что в тариф на обезвреживание ТКО заложена зарплата несуществующих сотрудников и деньги, сэкономленные на торгах по перевозке мусора, останутся у регионального оператора. Кроме того, оказалось, что фактический объем образующихся отходов существенно ниже расчетного.

Мусорная эволюция

До 2016 года с отходами в Костроме обращались просто: их собирали и везли на мусорный полигон. Региональный департамент цен и тарифов устанавливал только тариф на захоронение ТКО для эксплуатирующего полигон «Холм» ООО «Гермес». С 1 января 2016 года тариф составлял 72,04 руб. за м³ (здесь и далее — включая НДС). Жители многоквартирных домов оплачивали вывоз и захоронение мусора как жилищную услугу в составе строки «Содержание». Собранные с потребителей услуги деньги распределялись между тремя получателями — владельцем полигона, перевозчиком мусора и управляющей компанией, ответственной за содержание контейнерных площадок.

С марта 2016 года в цепочке обращения с отходами появилось новое звено — сортировка мусора: на улице Базовой заработал автоматизированный мусоросортировочный комплекс (АМСК), принадлежащий компании «Экотехноменеджмент» (ООО «ЭТМ»). Областной департамент ЖКХ утвердил временное положение по обращению с ТКО, пункт 10 главы 2 которого обязывал всех операторов, работающих в стокилометровой зоне от Костромы, везти мусор на АМСК. На полигон стали отправлять только неутилизируемую часть отходов после сортировки — так называемые «хвосты».

В июле 2016 года постановлением тарифного департамента для ЭТМ был утвержден тариф на утилизацию ТКО на период с сентября 2016 по декабрь 2019 года в сумме от 71,02 до 72,59 руб. за м³. Плюсом к тарифу жители начали платить инвестиционную надбавку 79,89 руб. за м³, утвержденную решением думы Костромы в декабре 2015 года на срок до 31 декабря 2024 года.

«Мертвые души» мусоросортировочного комплекса

В декабре 2017 года для «ЭТМ» был установлен тариф на обезвреживание ТКО: с 1 января 2018 года — 71,96 руб. за м³, с 1 июля 2018 года — 77,70 руб. за м³. Руководство АМСК не согласилось с такими цифрами и оспорило их в Костромском областном суде и Федеральной антимонопольной службе. Спор возник по трем пунктам, но самая большая сумма разногласий — 27 млн руб. — касалась расходов на оплату труда. «ЭТМ» предложил заложить по этой строке 63,6 млн руб., исходя из численности сотрудников АМСК 128 человек и средней зарплаты 41,4 тыс. руб. Департамент учел 36,6 млн руб., приняв в штат 83 сотрудника, а среднюю зарплату 36,7 тыс. руб.

В инвестиционной программе «ЭТМ» (таб. 48) количество работников АМСК указано: 40 человек при работе в одну смену, 69 — при двусменном графике. В размещенных на сайте администрации Костромы отчетах «ЭТМ» численность персонала варьируется: в 2017 году — от 70 до 73 человек, в 2018 году — от 76 до 109 человек.

Откуда же взялись 128 сотрудников? По логике «ЭТМ» такая численность соответствует объему отходов, которые АМСК должен принять согласно утвержденной в ноябре 2017 года производственной программе на 2018–2020 годы. В документе планируемый объем обезвреживаемых ТКО установлен в 1158,8 тыс. м³, что, по заявлению ЭТМ, почти вдвое больше показателей инвестиционной программы ЭТМ — 615 тыс. м³. Однако на самом деле в инвестпрограмме фигурируют не 615 тыс. м³, а 915 тыс. м³ (пункт 2.24. на стр. 8 и таблица 4, строка 2).

Рассмотрев жалобу «ЭТМ», ФАС предписала регулирующему органу до 1 августа 2018 года пересмотреть тарифное решение. Что департамент и сделал. «Поскольку все расчетные значения инвестиционной программы, в том числе и численность персонала АМСК, определены из планируемых к переработке объема ТКО, соответственно, увеличение этого объема производственной программой ООО „ЭТМ“ влечет увеличение численности персонала», — говорится в решении департамента.

Постановлением от 30 июля 2018 года тариф на обезвреживание для ЭТМ был увеличен с 1 августа 2018 года более чем в полтора раза — с 77,70 до 121,52 руб. за м³. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды были приняты в сумме 70,1 млн руб. — в среднем по 45,6 тыс. руб. в месяц на каждого из 128 сотрудников.

Однако логика — чем больше объем поступающего на АМСК мусора, тем больше нужно сотрудников для его сортировки, на практике не подтвердилась. Отчеты «ЭТМ» показывают, что увеличение численности персонала и времени его работы практически никак не отражается на объемах переработки ТКО. Так, если в 2017 году 71 сотрудник в течение 2430 часов смог переработать 636 тыс. м³ отходов, то в 2018 году 109 человек за 4710 часов переработали 643 тыс. м³. То есть при увеличении времени работы почти в два раза и росте численности сотрудников более чем в полтора раза объем переработанных на АМСК отходов вырос лишь на 1,1%. Производственную программу «ЭТМ» в 2018 году не выполнил: на АМСК поступило 643 тыс. м³ отходов. Это на 30% меньше, чем заложено в инвестпрограмме, и на 45% меньше, чем записано в производственной программе.

Транспортная составляющая

В октябре 2018 года тарифный департамент установил единый тариф на услугу регионального оператора по зоне №1 (Кострома, Волгореченск и пять ближайших к областному центру муниципальных районов) на 2019 год. Рассчитанный по методу экономически обоснованных затрат тариф составил: с 1 января — 582,14 руб., с 1 июля — 656,44 руб. за м³.

В структуре тарифа регионального оператора наибольшую долю (почти 60%) занимают расходы на транспортировку отходов — 411,4 из 686,7 млн руб. Согласно правилам проведения торгов, региональный оператор должен на конкурсной основе выбрать перевозчиков по той части зоны деятельности, где образуется более 50% ТКО.

Регулирующий орган установил тариф для регионального оператора 25 октября, а конкурсы среди перевозчиков «ЭТМ» провел только в середине ноября. В результате торгов стоимость большинства лотов снизилась, причем по некоторым очень значительно. Так, по Заволжскому округу Костромы сумма контракта упала с 62,5 до 30,4 млн руб., то есть более чем вдвое. Сумма всех разыгранных в ноябре лотов снизилась на треть. С учетом разыгранного позже лота по Нерехте и Нерехтскому району и контракта на обслуживание большей части Костромы, заключенного уже без конкурсных процедур, затраты регионального оператора на транспортировку ТКО в 2019 году должны составить 401,9 млн руб. В тарифе заложено 411,4 млн руб. — на 9,5 млн больше. Как пояснила директор тарифного департамента Ирина Солдатова, разница будет учтена при формировании тарифа регоператора на следующий период.

Несоответствие между учтенными в тарифе расходами на транспортировку мусора и суммой заключенных «ЭТМ» контрактов — не единственный и не главный повод для пересмотра тарифа. Главный повод — несоответствие расчетного объема образования ТКО фактическому. Региональный оператор законтрактовал транспортные услуги, исходя из объема ТКО, указанного в соглашении — 1,3 млн м³. Но исходя из итогов работы АМСК, за два года транспортировать нужно будет вдвое меньший объем. Даже с учетом увеличения в 2019 году объема поступающего на АМСК мусора за счет нескольких ближайших к Костроме районов (исходя из расчетных цифр, объем увеличится примерно на 13%), годовой оборот ТКО не превысит 750 тыс. м³. «Экономия» регионального оператора — разница между заложенной в тарифе и фактической суммой выплат перевозчикам — составит порядка 185 млн руб.

Читайте также:  В Ульяновске идёт подготовка к ремонту внутриквартальных дорог

Есть такие фракции

При расчете тарифа на обезвреживание ТКО выручка от продажи извлекаемых из отходов полезных фракций вычитается из суммы расходов. Поэтому чем больше реализуется вторсырья, тем тариф меньше. В инвестпрограмме «ЭТМ» выручка от продажи вторичных материальных ресурсов на 2018 год заявлена в сумме 154,5 млн руб. (таб. 23). Факт, согласно отчету, ровно в пять раз меньше — 30,9 млн руб.

«В процессе обработки и обезвреживания на АМСК из общей массы поступающих ТКО будет отбираться 37% полезных фракций по массе: 22% вторсырья и 15% биогена [органических отходов]», — говорится в пункте 3.4.2 инвестпрограммы ООО «ЭТМ». На самом деле биоген из отходов на предприятии не отбирается вовсе — вся органика отправляется для захоронения на полигон. На территории АМСК недалеко от основного корпуса воздвигнут экспериментальный «курган» из органических отходов — на этом попытки использовать биоген завершились.

На вопросы об уменьшении количества ТКО по массе руководство АМСК всегда утверждало, что учитывает оборот мусора только по объему, в кубометрах, и ссылалось на то, что установленное на предприятии весовое оборудование не прошло поверку. Но при проведении экскурсий по заводу сами сотрудники АМСК говорили о 15-процентном сокращении отходов по массе.

Раскрыть тайну о доле отбора полезных фракций по массе руководство АМСК решилось только департаменту цен и тарифов, когда представляло информацию, необходимую для установления тарифа. В августе 2017 года «ЭТМ» сообщил, что отбор по массе составляет 18,7%. Однако спустя три месяца были представлены скорректированные данные — доля отбора сократилась почти вдвое, до 9,86%. Департамент цен и тарифов, проведя сравнительный анализ, счел последнюю цифру экономически необоснованной и установил процент отбора полезных фракций на трехлетний период в диапазоне от 12 до 13%.

По итогам проведенной в конце 2018 года прокурорской проверки деятельности АМСК эксперты установили, что доля оприходованных полезных фракций по массе составила: в 2017 году — 5,8%, в 2018 году — 7,7%.

Как переход на новую систему отразился на потребителях

Установление единого тарифа регионального оператора, в который заложены все расходы на обращение с ТКО (кроме затрат на содержание и уборку контейнерных площадок), совпало с изменением принципа взимания платы за эту услугу: если раньше жители платили за вывоз мусора исходя из площади квартиры (около четырех рублей с квадратного метра), то теперь плата начисляется с человека. В среднем по 2019 году плата для жителей многоквартирных домов в Костроме составит 111,47 руб. с человека в месяц.

Переход к новой методике оплаты позволил замаскировать рост тарифа. Для некоторых потребителей сумма даже снизилась в сравнении с дореформенной. Например, для одиноких обладателей крупногабаритных квартир. А вот для больших семей, проживающих в маленьких квартирах, плата увеличилась весьма существенно. Если брать социальную норму жилья — 18 м² на человека, то плата выросла более чем в полтора раза. О таком же увеличении говорят и старшие по домам, владеющие информацией о суммах платежей за мусор не по отдельным квартирам, а по дому в целом. Это при том, что при переходе к новой системе ни объем отходов, ни технологическая цепочка обращения с мусором не поменялись.

Хотя плата за ТКО была выделена в квитанции в отдельную строчку, из строки «Содержание» мусорная составляющая исчезла не полностью: управляющие компании оставили себе средства на содержание контейнерных площадок и мусоропроводов. Так что жители многоквартирных домов теперь платят за мусор и с человека, и с квадратного метра.

Что дальше?

В декабре прошлого года «ЭТМ» оспорил в Костромском областном суде тариф регионального оператора. Спор идет о том, может ли сумма необходимой валовой выручки (НВВ) регоператора превысить значение, которое «ЭТМ» указал в заявке в конкурсе на право стать региональным оператором. Регоператор настаивает на увеличении НВВ по четырем направлениям расходов: транспортировка ТКО, биллинговые услуги, оплата труда административно-управленческого персонала и захоронение «хвостов».

В декабре депутаты думы Костромы заявили о необходимости отмены инвестиционной надбавки к тарифу. Принять решение договорились после того, как деятельность ООО «ЭТМ» проверит прокуратура.

Отменить инвестнадбавку призывает и бывший заместитель губернатора, экономист Владимир Андрейченко. Он направлял в прокуратуру обращение, в котором со ссылками на законы обосновал незаконность принятого городской думой решения. Не удовлетворившись полученным от прокуратуры ответом, Андрейченко решил добиваться отмены инвестнадбавки обращениями в другие инстанции.

О возможном несоответствии принятых нормативов накопления отходов фактическим объемам образующегося мусора 4 февраля заявил губернатор Сергей Ситников. Созданная по его распоряжению комиссия в течение месяца провела проверку, по итогам которой предложила снизить норматив только для жителей частных домов в сельской местности. Губернатор распорядился с 1 марта снизить норматив для этой категории с 2,63 до 1,97 м³ с человека в год.

Прокурорская проверка выявила нарушения при исследовании нормативов накопления ТКО со стороны компании «ЭТМ Групп», выигравшей конкурс на разработку территориальной схемы по обращению с отходами. Подрядчик нарушал периодичность замеров, проводил их не по всем объектам и не во все сезоны.

Тариф регионального оператора на 2019 год может быть уменьшен по трем позициям. На 27 млн руб. — за счет снижения расходов на оплату труда сотрудников АМСК до уровня, учтенного тарифным департаментом в декабре 2017 года. На 185 млн руб. — за счет приведения расчетного объема транспортируемых ТКО в соответствие с фактическим. На 46 млн руб. — за счет увеличения выручки от продажи вторичных материальных ресурсов до суммы, указанной в инвестпрограмме «ЭТМ».

Совокупно НВВ может уменьшиться на 258 млн руб., а при отмене инвестиционной надбавки — на 364 млн руб. Это приведет к снижению тарифа более чем в два раза. Плата граждан (произведение тарифа на норматив накопления ТКО) должна сократиться еще больше — за счет приведения норматива в соответствие с фактическим объемом образования мусора.

Алексей Уханков, коллаж Кирилла Шейна, «7х7»

Если не платить за вывозу мусора — что меня ждет?! Отвечаем.

Если не платить за вывоз мусора, то вас ждут конечно же штрафные санкции — это факт, с которым надо смириться с введение нового закона (и это даже не смотря на то, что вы можете быть не согласны с цифрами в квитанции). Особенно часто такое противоречие — платить или нет — возникает в том случае, если по адресу никто не прописан.

Изменения на 2020 год

В начале 2019 года граждане отдельных регионов России заметили, что в квитанции на оплату услуг ЖКХ появилась новая графа под названием «Обращение с ТКО». Она расшифровывается, как обращение с твердыми коммунальными отходами.

Под словом обращение подразумевается сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение (хранение) бытового мусора. Также, вы можете ознакомиться с отличиями в понятиях ТКО и ТБО — одно сменило другое на юридическом уровне.

Появление новой графы главным образом связано с проведением в стране масштабной мусорной реформы. Так, если ранее вывоз бытовых отходов относился к разделу «содержание и ремонт» общего имущества МКД (многоквартирного дома), то в настоящее время это самостоятельный вид коммунальной услуги. Подтверждением этому является п. 4 ст. 154 ЖК РФ.

Почему мы не довольны ситуацией с оплатой

На практике довольно часто встречаются ситуации, когда собственник помещения по тем или иным причинам недоволен содержанием графы «Обращение с ТКО».

Связано это может быть со следующими мотивами:

  1. Неверный расчет стоимости коммунальной услуги – зная действующие тарифы и норматив потребления (объем мусора в куб.м., который генерируется человеком в течение года), владелец помещения может самостоятельно произвести необходимые расчеты и сверить с суммой, указанной в квитанции. При наличии расхождений он вправе предъявлять претензии.
  2. Собственник недвижимости проживает в другом месте – в данном случае он вправе требовать проведение перерасчета платы за обращение с ТКО. Об этом написано п. 148 (44) раздела XV (1) Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 года № 232. При этом период отсутствия в квартире должен быть не менее 5 полных дней подряд.
  3. В разделе квитанции «Количество потребителей» учтены лица, которые не зарегистрированы в конкретном помещении – расчет платы за обращение с бытовым мусором осуществляется исходя из численности прописанных. Таким образом, применение завышенного количества зарегистрированных приводит к необоснованному повышению стоимости данной коммунальной услуги. В случае выявления такого факта, плательщик имеет полное право предъявить соответствующие претензии.
  4. Наличие сомнений относительно правильности тарифа, использованного при расчете – как известно, тарифы на данный вид коммунальной услуги в каждом отдельном субъекте РФ устанавливаются местными органами государственной власти (например, для жителей Москвы они прописаны в Постановлении Правительства Московской области от 02.10.2018 года № 690/34). Таким образом, если в нормативных документах конкретного региона указан один тариф, а в квитанции отражен другой, то это является веским основанием для выдвижения претензии к исполнителю.

Если я НЕ буду платить за вывоз мусора

Как и для иных видов коммунальных платежей, в случае неуплаты услуги по обращению с ТКО в отношении неплательщика может быть назначен штраф.

Так, согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ каждый собственник должен вносить плату за жилое помещение и ресурсы ЖКХ, включая обращение с бытовым мусором, ежемесячно до 10 числа месяца, идущего после периода, в котором была оказана услуга.

В случае несвоевременной оплаты квитанции, включая раздел «Обращение с ТКО», производится начисление пени. Ее размер составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ. Данная пеня исчисляется от суммы долга за каждый день просрочки. Такое правило прописано в п. 14 ст. 155 ЖК РФ.

Кроме того, собственники помещений должны помнить, что при неоплате услуги по вывозу и обработке бытового мусора, исполнитель данной услуги может взыскать с них имеющуюся сумму задолженности в судебном порядке.

Как рассчитаются тарифы

В соответствии с п. 2 ст. 24.8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходам производится по ценам, определенным в соглашении между исполнителем и потребителем. При этом должны быть учтены предельные тарифы, установленные органами власти субъектов РФ.

В целом стоимость такой коммунальной услуги рассчитывается по следующей общей формуле:

Приведённая формула имеет следующую расшифровку:

  • П – плата за обращение с ТКО,
  • Т – тариф, установленный в конкретном регионе РФ,
  • Н – норматив потребления. Данный показатель отражает количество кубических метров мусора, которые генерируются одним человеком в течение года,
  • Х – количество лиц, прописанных в помещении.

Кто отвечает за стоимость и кому жаловаться

По общему правилу главным лицом, ответственным за оказание услуги по обращению с ТКО, является региональный оператор. Данные организации избираются на конкурсной основе.

В случае, если собственник помещения обнаружил, что стоимость такой услуги рассчитана неверно, то он может предъявить соответствующую претензию в одну из следующих организаций:

  1. Отправить свою жалобу напрямую региональному оператору – такой вариант актуален для владельцев частных домов, которые заключили прямой договор с поставщиком услуги по вывозу и обработке бытового мусора.
  2. Обратиться в управляющую компанию – такой способ подходит для владельцев помещений в многоквартирных домах. Обычно в этом случае управляющая компания (ТСЖ, ЖК) самостоятельно заключает договор с региональным оператором. При этом она является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Дополнительно стоит отметить, что в случае бездействия ответственного лица, собственник помещения также может пожаловаться в Роспотребнадзор, Жилищную инспекцию, прокуратуру или подать иск в суд.

Штраф за мусор в неположенном месте

Каждый человек, проживая в большом городе или провинциальном селении, обзаводясь там семьёй, имея работу, бизнес и ведя комфортный для себя образ жизни, стремится к улучшению условий жизни для себя и своих близких. Так, опрятные подъезды, ухоженные дворы, чистые пешеходные улицы и цветущие городские парки не могут не радовать граждан. Однако мало кто из людей принимает действительно активное участие в поддержании чистоты в собственном городе, хотя экологическая пропаганда, которая день ото дня всё растёт в нашей стране, призывает более ответственно относиться к обстановке в родном городе.

Читайте также:  Когда застройщик обязан сделать ремонт в доме?

Действительно, для поддержания в чистоте и порядке собственного ареала обитания необходимо активные действия начинать прежде всего с себя. В каждом городе имеются муниципальные службы, готовые поддерживать город в чистоте, ежедневно убирая с улиц мусор, жизнь значительно упростится, если люди начнут выкидывать мусор в специально отведённых для этого местах.

Именно для мотивации своих граждан руководство нашей страны, опираясь на опыт развитых стран Запада, ввело штрафные санкции для тех, кто выбрасывает мусор в неположенном месте. То же касается и любителей отдохнуть на природе, и не убрать за собой мусор. Ответственность за данные типы нарушений, а также дисциплинарные меры, применяемые в отношении нарушителей, подробно представлены в статье КоАП 8.1 и 8.2.

Суть нарушений при утилизации бытовых и прочих отходов

Подробно разберём, какие действия при выбрасывании мусора могут привести к наложению штрафных санкций на физическое или юридическое лицо.

  • Прежде всего все домашние бытовые отходы должны складироваться в специально отведённых для этого местах. В течение дня они обычно накапливаются дома в мусорном ведре, которое далее выносится на улицу либо в мусоропровод, попадая в подъездные или дворовые накопители. После этого раз в сутки, как правило, рано утром специализированный грузовой автомобиль опорожняет все бункеры во дворе и вывозит на специализированные места – полигоны твёрдых бытовых отходов (ТБО). Таким образом, мусор, оставленный в подъезде или на этаже жилого дома, автоматически попадает под санкции кодекса о правонарушениях. И тем более при выбросе мусора из окон жилых домов, когда подобное действие может не только ухудшить экологическую ситуацию в городе, а также нанести увечья случайному прохожему.
  • Запрещено также использование внутридворовых контейнеров для утилизации собственных отходов тем лицам, которые не проживают в данных домах, так как централизованный вывоз отходов с дворовых территорий равномерно ложится денежной нагрузкой на всех жильцов МКД.
  • То же касается случаев, когда фантики от конфет либо окурки от сигарет, огрызки от яблок, пластиковые бутылки и прочие отходы выбрасываются на улице мимо урны, количество которых растёт в городах РФ для удобства граждан.
  • Отдельный пункт отводится утилизации строительного мусора – обломков кирпича, цементных наплывов, кусков арматуры, засохших остатков побелки, клея, краски и прочего хлама. Все перечисленные и подобные предметы должны быть собраны производителем работ в одно место и вывезены на специально заказанном автотранспорте на специализированные строительные свалки. Перемешивать строительный мусор с бытовым категорически запрещается. Заниматься самовывозом также не стоит, если человек не знает точно, где располагаются специализированные свалки, а штраф за вывоз мусора может быть также наложен в случае его складирования в неположенном месте.
  • Не допускается и выбрасывание любых видов отходов из окна движущегося автотранспорта, что может не только привести к наложению штрафа в случае выявления нарушения, но также создаёт опасную ситуацию на дороге для других участников движения.
  • Во время отдыха на природе, в лесу или в береговой зоне реки любые отходы, образовавшиеся в процессе застолья или других действий должны быть собраны в мешок и вывезены к местам централизованного складирования мусора. Невыполнение данного требования также является нарушением, равно, как и сжигание этого мусора в местах отдыха, что может к тому же привести к возникновению лесных пожаров. Сброс же отходов в воду и вовсе может вызвать экологическое бедствие.

Мусор после пикника.

Надо сказать, что в нашей стране требования к подобному виду нарушений не так уж и велики по сравнению с США или странами ЕС, где даже коробка из-под пиццы, выброшенная вместе с недоеденным куском в контейнер для бумаги, может привести к штрафу, как нарушение требования о раздельном сборе мусора. И сумма взысканий на Западе может достигать тысяч и даже десятков и сотен тысяч долларов за данную провинность. Штрафы до 100 евро также выписываются владельцам собак в Европе, которые при выгуле справили свою нужду прямо на тротуаре или газоне, и фекалии не были тут же убраны хозяином. Собственно, может, именно поэтому эти страны и отличаются чистотой на улицах и в общественных местах, и какой европеец позволит себе выбросить бумажку на улице после этого?

Размер штрафов за выброс мусора в неположенных местах

Сколько же придётся заплатить нарушителю в России, который был пойман за совершением этого противоправного деяния? Штрафы, согласно статьям КоАП, имеют следующую градацию:

  • Если нарушение совершается физическим лицом впервые, то закон предусматривает возможность его предупреждения без каких-то взысканий.
  • В случае злостного постоянного выноса бытового мусора на лестничную площадку, на улицу или во двор нарушителя ждёт штраф за выброс мусора в размере от 1,0 до 2,0 тыс. руб. для обычных граждан, от 2,0 до 5,0 тыс. руб. для лиц, занимающих определённые должности, находящихся при исполнении и от 20,0 до 100,0 тыс. руб. для организаций. В Москве, Московской области и Санкт-Петербурге данные нарушения могут наказываться суммой от 5,0 тыс. руб.
  • Штраф за незаконную свалку мусора для физических лиц составит уже 5,0 тыс. руб., для организаций – до 300,0 тыс. руб. с последующими затратами на рекультивацию территории. Московские же правоохранители особенно жёстко относятся к нарушителям данной статьи, накладывая сразу несколько штрафов на сумму до 0,5 млн руб.

Стихийная свалка на городской улице.

  • Штраф за строительный мусор наказывается денежными взысканиями в том же размере, что и выброс бытового мусора.
  • Тот же штраф ждёт нарушителей за использование чужих мусоросборных бункеров, что приравнено к умышленному загрязнению чужих частных территорий.
  • Выброс мусора из окна транспортного средства для обеспечения безопасности водителей имеет более жёсткие средства материального выражения взыскания – от 5,0 до 10,0 тыс. руб. для физических лиц, 25,0 тыс. руб. для должностных лиц и 300,0 тыс. руб. для компаний согласно статье 12.33 КоАП. В случае, когда выброс мусора произведён с борта водного транспорта или из окна поезда, то в соответствии со статьёй 11.17 КоАП нарушитель будет предупреждён или оштрафован на 100 рублей.
  • Самые суровые наказания ждут нарушителей экологической ситуации в местах отдыха в лесу и на природе. Здесь уже штраф за мусор в неположенном месте статья КоАП — 8.31, для граждан штраф за мусор на природе составит 2,0-3,5 тыс. руб., для должностных лиц 10,0-20,0 тыс. руб. Индивидуальные предприниматели заплатят также от 10,0 до 20,0 тыс. руб., по закону они могут быть лишены права вести свою деятельность на срок до 90 дней. Что же касается юридических лиц, денежное взыскание для них составит уже от 100,0 до 300,0 тыс. руб., но может также повлечь приостановку деятельности до 90 дней.

Для выполнение данных законов наравне с высокими суммами штрафов необходимо также усиливать контроль за выявлением нарушений так, чтобы ни один человек не был уверен, что, совершив подобное деяние, он останется безнаказанным.

Как оплачивать выписанный штраф за мусор

Наложение штрафа за выброс мусора в неположенном месте происходит силами сотрудников правоохранительных органов, которые должны иметь свидетелей и понятых для составления протокола, он подписывается на месте, либо в случае несогласия нарушителя с выдвигаемыми против него обвинениями составление протокола происходит после проведения административного расследования, но не позднее, чем через 180 дней после пресечения деяния.

Мусор из окна автомобиля.

На основании протокола нарушителю выдаётся постановление о наложении на него штрафа, в котором указаны вид статьи, под которую он попадает, сумма взыскания и платёжные реквизиты получателя штрафа. Автоматически через 10-30 дней после передачи нарушителю постановления взыскание всплывает в базе и если не оплачено, то через 60 дней материалы направляются в суд, решение которого движется уже по исполнительным инстанциям в лице ФССП. Иными словами, штраф оплатить всё равно придётся, если постановление уже вступило в законную силу.

Для оплаты штрафа гражданин может воспользоваться следующими методами:

  • Через отделение любого российского банка после заполнения переданных нарушителю реквизитов об оплате, указанных в постановлении. Бумажную или электронную копию оплаченной квитанции следует отправить по почте или e-mail на адрес организации, наложившей взыскание (обычно указывается в верхней строчке правильно составленного протокола об административном правонарушении).
  • При помощи терминалов оплаты услуг, установленных в огромном количестве во всех городах России. На интерактивном экране всегда отображена функция «оплата штрафов», после нажатия которой останется лишь ввести личные данные и номер постановления, и оплатить требуемую сумму с комиссией, взымаемой оператором терминала.
  • Многие банкоматы, установленные в отделениях банков или на улицах, предлагают услугу оплаты государственных штрафов. Особенно развита данная опция у «Сбербанка».
  • При помощи портала «Госуслуг» на одноимённом сайте www.gosuslugi.ru при наличии активного аккаунта у пользователя. Оплата происходит в данном случае посредством банковской карты.

Наказание за мусор в лесу.

Человеку, попавшему под взыскание и принужденному к оплате штрафа, вряд ли когда-то снова вздумается столь безответственно распорядиться бытовыми отходами собственной жизнедеятельности. А если подобных граждан, подвергшихся наказанию, наберётся несколько миллионов по стране, это очень поспособствует улучшению экологической ситуации в РФ.

Гражданская сознательность жителей как средство выявления нарушения

Конечно, ни одному сознательному и чистоплотному гражданину не понравится, если его соседи выбрасывают свой мусор где попало, то же самое касается людей, решивших отдохнуть на природе в популярном для отдыха месте, когда расположившаяся рядом компания оставляет за собой помойку, полагаясь на безнаказанность. Что же говорить о промышленных предприятиях или больших стройках по соседству, устраивающих целые свалки под окнами жилых домов.

Если гражданин хочет помочь пресечению подобных нарушений, ему следует обратиться в следующие инстанции:

  • При ненадлежащем поведении соседей по дому данное правонарушение может быть пресечено местным участковым при прямом обращении к нему с указанием данных соседей, нарушающих закон. В дальнейшем лицо, сообщившее о правонарушении, как правило, требуется в качестве свидетеля для составления протокола.
  • Если вдруг правонарушение выявлено в местах отдыха на природе или во время движения на автодороге, достаточно позвонить по телефону 02 в местный отдел полиции и сообщить об этом, либо доехать до ближайшего поста ДПС и сообщить номер автомобиля, из которого пассажиры выбрасывали мусор. Нелишним будет передать данные видеорегистратора, доказывающие совершение нарушения во избежание ухода от наказания неустановленными лицами.
  • В случае, если житель видит, как растёт несанкционированная мусорная свалка у него возле окон, и визуально она занимает площадь более 50 м2 и объём более 30 м3, он может обратиться с заявлением в полицию, а также в органы Росприроднадзора, которые обязаны будут провести расследование, выявить и оштрафовать виновных, а также либо силами нарушителей, либо с привлечением сторонних организаций ликвидировать свалку с дальнейшим проведением рекультивации территории. А штраф за свалку мусора исчисляется уже сотнями тысяч рублей.

Работа полиции по ликвидации свалки.

Краткий вывод

Надо сказать, что штрафы и выявление нарушений – это, конечно, хорошо, но самое главное — больше проводить агитацию среди людей особенно младшего возраста о необходимости содержать город и природу в чистоте и безопасности, что должно дать свой результат по крайней мере спустя поколение. Иными словами, если человек рождается, проводит детство и взрослеет среди постоянной агитации и борьбы за чистоту, то в сознательном возрасте у него и мысли не появится загрязнять родной город, и то же он будет передавать своим детям по наследству.

Ссылка на основную публикацию