В Госдуму направлен законопроект, регламентирующий лицензирование управляющих компаний

Валерий Артемьев: Законопроект о лицензировании управляющих компаний требует серьезной проработки.

В исполнительных и законодательных органах власти продолжается активное обсуждение реформы ЖКХ. Одна из ее целей – снятие социальной напряженности. По мнению министра строительства и ЖКХ России Михаила Меня, главное недовольство граждан связано с недобросовестностью управляющих компаний, высокой доли суммарного платежа за коммунальные услуги и изношенностью коммунальной инфраструктуры, которая приводит к повышению уровня аварийности.
В Государственную Думу РФ направлен законопроект, который должен регламентировать лицензирование управляющих компаний. Кроме того, руководители УК в течении 1,5 лет должны будут сдать квалификационные экзамены. С 1 сентября 2014 года обслуживающие организации, не получившие лицензию, не смогут управлять многоквартирными домами. Также, законопроект предусматривает введение серьезных штрафов (до 500 тыс.руб.) управляющим компаниям за неправильное начисление платы за коммунальные услуги.
Предполагается, что требования к управляющим организациям будут устанавливаться Правительством РФ и станут едиными для всех. Если государственная жилищная инспекция выявляет в многоквартирном доме 2 нарушения со стороны управляющей компании, и эти нарушения обслуживающая организация не устраняет, то дом отзывается из списка обслуживания данной организации. УК, набравшая за год более 15% таких нарушений, лишается лицензии. Лишить компанию лицензии можно будет только через суд, но для того, чтобы суды могли выносить объективные решения, необходимо внимательно сформулировать и прописать претензии, из-за которых управляющая организация этой лицензии лишается. Да и сама аттестация также вызывает много вопросов. В частности, на сегодняшний день нет специализированных курсов по подготовке руководителей УК. А если нет единых стандартов оценки, то как тогда их оценивать?
Чтобы вводить санкции против УК, нужно более четко регламентировать их работу. Так ожидается, что лицензию на продолжение своей работы должны будут получать не только управляющие компании, но товарищества собственников жилья. И, если уровень квалификации УК еще более менее профессиональный, то в ТСЖ кадры, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Кроме того, штрафы прописанные в законопроекте для многих ТСЖ просто непосильны, так как в их управлении часто находятся по 1-2 многоквартирных дома. Такие ТСЖ должны быть освобождены от обязательного лицензирования.
Еще одной мерой, направленной на наведение порядка в сфере ЖКХ, станет усиление контроля за управляющими организациями со стороны общественности. Так, будет создан единый открытый федеральный реестр, в который будет собираться, обрабатываться и храниться вся информация о лицензиатах и дисквалифицированных УК. Уже утверждены стандарты раскрытия информации управляющими компаниями и ТСЖ, а также разработаны стандарты раскрытия информации в сферах водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения. Собственники жилья и другие потребители услуг ЖКХ обязаны иметь доступ к информации формирования тарифов, а общественный контроль должен стать сдерживающим фактором их необоснованного роста.
По мнению властей и независимых экспертов общественный контроль за управляющими организациями должен быть более жестким. Это кстати, поможет рынку ЖКХ избавится от УК, дискредитирующих добросовестных поставщиков коммунальных услуг, которые заинтересованы в качественном обслуживании населения.
Еще один не маловажный вопрос: кто будет лицензировать управляющие компании? Если этим будут заниматься муниципалитеты, то не исключена вероятность появления коррупции. Ни для кого не секрет, что многие управляющие компании являются аффелированными структурами муниципальных властей или, так или иначе, подконтрольны им. Поэтому, при лицензировании УК на местах, у некоторых недобросовестных муниципальных чиновников может появиться соблазн избавится от неугодных конкурентов в лице независимых управляющих компаний.
Пока существует противоречие между законом, защищающим права потребителей, и законом о защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей. Не только производители, но и потребители должны нести симметричную ответственность. К сожалению, эти механизмы пока не достаточно отрегулированы. А пока это так,мы никогда не получим цивилизованного рынка и нормальных отношений в сфере ЖКХ.
В конце хотелось бы сказать, что введение такого закона затронет интересы миллионов граждан, поэтому его обсуждение должно осуществляться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях с привлечением широких слоев общественности.

Валерий Артемьев,
руководитель проекта “Жилой комплекса “Мечта”,
председатель Дмитровского отделения МО
Общероссийской общественной организации
“Деловая Россия”

ОП РФ инициирует поправки в закон о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами

Общественная палата РФ суммирует предложения экспертов по внесению изменений в Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ (далее – Закон), которым вводится лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, и направит их Президенту РФ. Об этом заявил председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Игорь Шпектор. По его словам, Закон воспринят неоднозначно, однако глава государства выразил готовность рассмотреть возможные поправки.

“Закон не отменят, но он может подвергнуться некой реконструкции. Мы не должны иметь рейдерские захваты, которые сегодня этот документ позволяет делать – чтобы управляющей компании не стало, а пришли те, кто хочет взять хорошие дома. Лицензирование конечно нужно, но по-разному можно было отнестись к этому. Если бы дали практикам готовить Закон, то они бы внесли в него более совершенные методы”, – пояснил он.

В свою очередь первый заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб отметил, что на данный момент необходимо обсуждать точечные поправки в Закон, в первую очередь, с целью избежания злоупотреблений со стороны чиновников при выдаче лицензий. Кроме того, по его мнению, полезно провести эксперимент по применению закона в нескольких субъектах РФ, прежде чем распространять его на всю Россию. Это позволит выявить и снизить возможные негативные последствия его применения.

По мнению директора НП “Национальный жилищный конгресс” Татьяны Вепрецкой, один из главных рисков, связанных с принятием Закона – это отказ управляющих компаний работать с домами, имеющими высокий износ. “Управляющие компании вынуждены будут отказаться от таких домов, потому что это прямая угроза аннулирования лицензии”, – пояснила она. Одновременно, по ее мнению, необходимо разделить ответственность между собственниками, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, так как на данный момент практически за все отвечает управляющая компания.

Фото: gkhkontrol.ru

Татьяна Вепрецкая, директор НП “Национальный жилищный конгресс”:

“Нужно разделить такие понятия как коммунальный ресурс, коммунальная услуга и кто за что отвечает, ведь поступающий к дому ресурс изменить управляющая компания в самом доме уже не может – это редкое исключение в новых домах. Поэтому наше мнение сводится к тому, что ресурсоснабжающие организации должны осуществлять доставление коммунальных услуг до дома, а управляющая компания должна обеспечить предоставление коммунальных услуг уже в доме. И разграничить на этом ответственность. Тем самым уйти от ответственности за некачественное предоставление услуг, которые не зависят от управляющей компании”.

Также она напомнила, что сейчас законодательство предусматривает исключение из лицензии многоквартирного дома за два и более административных правонарушения, связанных с ненадлежащим оказанием услуг управляющей компанией. “Наше мнение – это очень жесткая мера, которая приведет к рейдерству, не секрет, что можно создать условия, при которых лицензия может отбираться чуть ли не за один день”, – пояснила Татьяна Вепрецкая.

Кроме того, она заметила, что Закон создает предпосылки для ситуации, когда 85% собственников довольны управляющей компанией, а аннулирование лицензии происходит из-за 15%. “Но еще больше возникает проблем, когда жалобу написал один человек и из-за него страдает целый дом. Такие моменты есть, они являются грубыми и повлекут за собой аннулирование лицензий”, – подчеркнула Татьяна Вепрецкая.

Наряду с этим, она также заметила, что с 1 января 2015 года начинает действовать норма об административной ответственности за управление многоквартирным домом без лицензии. Однако обязанность иметь лицензию у управляющей компании возникает только с 1 мая 2015 года, что является, по ее мнению, очевидным противоречием, которое необходимо устранить.

Фото:gkhkontrol.ru

Александр Козлов, первый заместитель исполнительного директора НП “Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства “ЖКХ Контроль”:

“Есть действительно риски отказа от домов с высокой степенью износа, когда управляющие организации начнут в массовом порядке отказываться от таких домов, где очень низкий размер платы за содержание и ремонт, где высокие риски привлечения к ответственности со стороны органов государственного жилищного надзора. Здесь муниципалитеты должны быть готовы к тому, с этим фондом нужно что-то делать. Действительно, пока этот вопрос остается открытым. Существует несколько предложений. Можно дать возможность создавать муниципальные управляющие организации, что тоже, наверное, неправильная совсем тенденция. Более правильный момент – это некие экономические меры стимулирования управляющих компаний, когда размер платы за содержание и ремонт в таких домах будет со стороны городского бюджета им компенсироваться”.

Помимо этого, в ходе обсуждения проблемы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в ОП РФ был затронут вопрос о порядке формирования лицензионных комиссий – коллегиальных органов, которые будут принимать решение о выдаче лицензии или об обращении в суд с целью ее аннулирования. “Кто может войти в состав лицензионной комиссии? Можно ввести кого угодно, и в результате управляющая компания лишится лицензии. Будет вводить руководитель нужных ему людей и будет захват, поэтому нужно внести в закон, кто должен войти в комиссию”, – заявил Игорь Шпектор.

Читайте также:  Минэкономразвития считает введение налога на недвижимость преждевременным

По мнению Александра Козлова, тот факт, что решение о выдаче лицензий будет принимать коллегиальный орган, а не чиновник государственного жилищного надзора является положительным. При этом в таком органе только 1/3 представителей государственной власти, а остальные 2/3 составят общественные организации, саморегулируемые организации (СРО), советы муниципальных образований, организации общественного контроля (это предусмотрено методическими рекомендациями, которые разрабатывает Минстрой России). Тем не менее, он отметил риск необъективности решений таких комиссий.

“В методических рекомендациях есть оговорка, что лицензионная комиссия формируется не более чем из 20 человек, но из регионов мы уже получаем ответы, что где-то будет девять человек, где-то семь человек. Такой маленький состав лицензионных комиссий это, наверное, неправильно. Решение о выдаче или аннулировании лицензии должны приниматься с наибольшим количеством представителей. Если в регионе всего лишь одна, либо две или три СРО, первая тройка крупных СРО обязательно должна входить в лицензионную комиссию. Чем больше будет лицензионная комиссия, тем ее решение будет более объективно”, – пояснил свои опасения Александр Козлов.

Также, по его мнению, стоит рассмотреть возможность создания апелляционной лицензионной комиссии на федеральном уровне в качестве альтернативы судебному обжалованию решений региональных лицензионных комиссий. Подобная мера должна снизить и коррупционные риски, и сговоры на уровне региона, а также сэкономить время, так как в суде дела могут рассматриваться месяцы или даже годы.

В свою очередь руководитель жилищного сектора направления “Городское хозяйство” Фонда “Институт экономики города” Ирина Генцлер обратила внимание, что если управляющая организация работает на основании лицензии, то в отношении нее не осуществляется государственный жилищный надзор. В закрытом же перечне лицензионных требований не значится соблюдение лицензиатом жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и другие важные моменты, которые являются предметом жилищного надзора.

“Ничего, кроме раскрытия информации, по сути дела, лицензионный орган не сможет контролировать после того, как выдаст управляющей организации лицензию. Поэтому если мы действительно хотим, чтобы в рамках лицензионного контроля органы государственного жилищного надзора проверяли соблюдает ли управляющая организация требования технических регламентов и вообще в целом Жилищного кодекса РФ, то нужно дополнить ст. 193 Жилищного кодекса РФ в части перечня лицензионных требований”, – пояснила она.

Наряду с этим, прозвучали и предложения ужесточить ответственность собственников за неоплату коммунальных услуг, так как их действия зачастую приводят к тому, что задолженность взыскивается ресурсоснабжающими организациями с самой управляющей компании. Данное обстоятельство также негативно влияет на развитие рынка соответствующих услуг.

Фото: oprf.ru

Игорь Шпектор, председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ:

“Мы, конечно, строим гражданское общество, демократизация у нас, но не надо заигрывать с жителями. Нужно повысить их ответственность, потому что у нас в прессе почитаешь – все класс. На самом деле это не так, неуплаты идут повсеместно, и не надо это скрывать. До тех пор, пока мы не будем жестко относиться к потребителю, ничего не изменится, уговоры не помогут. Нужны жесткие меры”.

Напомним, что закон о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами вступит в силу с 1 сентября 2014 года, некоторые положения, например, об ответственности за управление многоквартирным домом – с 1 января 2015 года. Наконец, обязанность иметь лицензию у управляющих компаний возникнет с 1 мая 2015 года.

При этом закон неоднократно критиковался за возможные негативные последствия для соответствующего рынка услуг. Так, например, один из ярых противников данного закона, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская считает, что с учетом имеющегося в стране уровня коррупции, лицензирование, не избавит рынок от недобросовестных управляющих компаний, а напротив, поставит под удар добросовестные.

Новости ЖКХ

В Госдуму внесен законопроект о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Депутаты из фракции “Единая Россия” внесли в Госдуму законопроект о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ. Поправки предлагается внести в Жилищный кодекс РФ.

Законопроектом устанавливается порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельности по содержанию и ремонту общего имущества, а также ведения реестра управляющих компаний. Лицензионные требования при этом будут устанавливаться правительством РФ. Действие лицензии будет распространяться только на тот субъект, в котором она была получена.

Лица же, на которых уставом управляющей компании возлагается ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества, должны будут получать квалификационный аттестат.

Ранее министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень на заседании президиума экономического совета в Ново-Огарево доложил президенту РФ Владимиру Путину о том, что управлять многоквартирными домами без лицензии запретят с 1 мая 2015г.

“До 1 июля текущего года мы планируем принять все нормативно-правовые акты, подзаконные акты. С 1 сентября 2014г. планируем начать выдачу лицензий, в том числе начать проведение экзаменов для будущих директоров УК. С 1 мая 2015г. (мы специально взяли этот срок, чтобы завершить следующий отопительный сезон) будет полный запрет на управление многоквартирным домом без лицензии”, – отчитался министр.

От лицензиатов будут требовать наличия соответствующей материально-технической базы и кадров, отсутствия нарушений в течение года перед получением лицензии российской юрисдикции, а также наличия квалифицированного аттестата у руководителя. Лицензии будут выдавать городские жилинспекции, добавил М.Мень.

КОММЕНТАРИИ
Андрей Н12.02.2014 8:06
Нравится: 3
Не нравится: 3

Прежде, чем поручать жилнадзору функции касающиеся лицензирования, следует разобраться почему и при чьём покровительстве в большинстве населённых пунктов РФ органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для НЕСОЗНАТЕЛЬНЫХ СОБСТВЕННИКОВ! По какой причине бедные собственники на своём общем собрании не могут установить размер платы? Полагаю, что в большинстве случаев окажется, что от управляющей организации и предложения о размере платы не было!?

Знакомимся с Определением Верховного Суда РФ от 18 сентября 2013 г. N 49-КГПР13-6

Основное внимание уделено законности действий ОМС при реализации положений части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491

Таким образом, Судебная коллегия полагает, что выводы судебных инстанций о соответствии оспариваемого акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, основаны на неправильном применении норм материального права.

Наверное стоит начать с редактирования части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, дабы исключить беспредел творимый ОМС в интересах подконтрольных УК с целью побольше выгрести из карманов собственников?

12.02.2014 9:23
Нравится: 7
Не нравится: 412.02.2014 12:15
Нравится: 16
Не нравится: 0

А вот Российская газета опубликовала мнения экспертов. Но по-моему ни Минстрой с суперэкспертом по ЖКХ Чибисом, ни депутаты Госдумы эти мнения не захотят услышать.

“Надо сказать, что эксперты с настороженностью отнеслись к предложенным изменениям в коммунальной системе. В ходе обсуждения проекта в Общественной палата РФ они в целом одобрили концепцию, однако высказали замечания почти по каждому пункту законопроекта.

  • Лицензия должна действовать на всей территории России, а не в отдельно взятом регионе. И это подтверждается действующим законом о лицензировании отдельных видов деятельности, заявила директор СРО “Национальный жилищный конгресс” Татьяна Вепрецкая.
  • Перед тем, как требовать от коммунальщиков сдачи квалификационных экзаменов, надо как можно быстрее организовать в стране систему подготовки кадров. “Ни один вуз в России не готовит специалистов по управлению многоквартирных домов, – пояснила заместитель гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк. – О каком профессионализме может идти речь?”
  • Перенаправить платежи россиян “ресурсникам” в случае отзыва лицензии в управляющей организации физически невозможно, заявил гендиректор СРО “ЖКХ Групп” Борис Гладких. “У них нет ни списков жильцов, ни расчетных центров, ни возможностей”, – заявил он. А кому пойдут деньги за обслуживание дома, вообще не понятно. Также он считает неправомерным отзыв лицензии в том случае, если до 15 процентов домов из списка окажутся “плохо убранными”. По его словам, у многих управляющих компаний на балансе находится много ветхих бараков, жильцы-маргиналы которых даже не платят за коммуналку. Навести в них порядок практически невозможно.
  • Реализация законопроекта приведет “фактически к убийству института ТСЖ, дополнительному администрированию и усилению пассивности собственников жилья”, заявил ведущий юрисконсульт направления “Городское хозяйство” Института экономики города Дмитрий Гордеев.
  • Предусмотренные законопроектом штрафы до 500 тысяч рублей слишком велики для ТСЖ, у которых в управлении два или несколько домов, считает председатель президиума НП “Управдом” Нелли Лукина. – В то время как месячный оборот компании составляет всего 125 тысяч рублей. По ее словам, у товарищества вообще нет собственных средств – деньги, которыми оно располагает, платят жильцы. А значит и штрафы за плохое управление жилыми домами придется платить из кармана самих жильцов.”
Читайте также:  Уровень собираемости взносов на капремонт по стране

Полностью на сайте РГ:

Андрей Н12.02.2014 15:03
Нравится: 4
Не нравится: 2

После того как собственники один месяц поживут в ср..че, а представители организаций оказывающие жилищные услуги без зарплаты – всё наладится и заключатся взаимовыгодные договора в которых не будет конского ценника установленного ОМС в 55 руб. с 1м2.

В Госдуме прошли парламентские слушания о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ

Фракция «Справедливая Россия» и возглавляемый депутатом фракции Галиной Хованской комитет ГД по жилищной политике 3 марта организовали представительное обсуждение внесенного в Госдуму законопроекта о лицензировании компаний в сфере ЖКХ. Обсуждение получилось весьма острым, что и неудивительно, ведь и ситуация в сфере ЖКХ страны весьма непроста.

Помимо председателя слушаний Галины Хованской в мероприятии приняли участие председатель комитета ГД по энергетике Иван Грачев, руководитель федерального партийного проекта «За справедливость в ЖКХ», член Президиума Центрального совета партии «Справедливая Россия» Олег Шеин, замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис, первый заместитель комитета ГД по земельным отношениям Мартин Шаккум, вице-президент РСПП Виктор Плескачевский, представители государственных, муниципальных, коммерческих общественных структур, связанных с жилищно-коммунальной отраслью.

Обсуждаемый законопроект предполагает обязательное получение лицензии управляющими организациями многоквартирных домов, прохождение их руководителями квалификационных экзаменов, устанавливает штрафы за управление домами без лицензии.

В начале заседания Галина Хованская напомнила, что попытки отрегулировать сферу ЖКХ в России предпринимаются постоянно, одна из них заключалась в предложении ввести институт саморегулируемых организаций. Данный вариант оказался «нежизнеспособным», теперь же предлагается ввести в сфере ЖКХ через лицензирование государственный жесткий контроль.

Но перед тем, как вводить лицензирование, по мнению Галины Петровны, необходимо решить несколько проблем: плохое состояние жилищного фонда, отсутствие квалифицированных кадров, конфликт интересов граждан в одном многоквартирном доме, возникающий из-за резкого различия в уровне дохода, банкротство управляющих компаний (УК) и ТСЖ в результате действий ресурсоснабжающих организаций. У граждан и надзорных органов накопилось огромное количество претензий к УК: в 2013 году по итогам проверок вынесено около 180 тысяч предписаний.

Хованская уверена, что лицензирование не решит эти проблемы и сделает избыточным саморегулирование. И порядок следует навести в первом звене цепочки – в ресурсоснабжающих организациях, из-за которых не прекращается процесс банкротства управляющих компаний, отчего страдают прежде всего граждане.

Иван Грачев назвал утопичной идею выдавать лицензии УК. Но если уж данное нововведение неизбежно, следует четко прописать в законе весь механизм, который исключит возможность коррупции, считает депутат.

Олег Шеин уверен, что закон о лицензировании направлен не столько против УК, сколько против потребителя, так в принципе лишает граждан права выбирать УК самостоятельно.

Шеин считает, что лицензирование приведет к уничтожению конкуренции на рынке. Собственник будет платить по долгам неплательщика, ему повысят в 2-2,5 раза расценки на жилищные услуги, а муниципалитеты будут крайними. В финале своего эмоционального выступления Шеин заявил, что в итоге введение обсуждаемого закона в нынешнем виде приведет к дестабилизации политической обстановки в стране. Надо выполнить требование людей и отозвать законопроект.

Мартин Шаккум высказался за повышение профессионального уровня в сфере ЖКХ, но указал и на трудности, которые требуют времени и регулирующих воздействий со стороны государства на данную отрасль.

Виктор Плескачевский высказал убеждение, что лицензирование возможно и имеет смысл только в форме добровольного саморегулирования. Но это ни в коем случае не относится к ТСЖ – некоммерческим организациям.

Андрей Чибис к представитель правительства однозначно поддержал законопроект о лицензировании, так как «конкуренция между УК должна быть добросовестной». По данным Чибиса, сейчас более 80 % рынка заняли компании, которые не выбирались собственниками жилья, поэтому лицензирование необходимо.

Иосиф Дискин, член Общественной Палаты России, полагает, что на данный момент ждать эффективной работы рынка в сфере ЖКХ не стоит, так как граждане еще не стали осознанными собственниками. Саморегулирование – правильная идея, но она не должна стать крышей для недобросовестных УК. Рынок нужно расчистить, и сделать это можно за счет совместного использования саморегулирования и лицензирования.

Всего в дискуссии приняли участие более 27-ми экспертов ЖКХ, Малый зал заседаний Госдумы был переполнен.

В финале слушаний Галина Хованская еще раз отметила, что законопроект о лицензировании содержит очень много недостатков, поэтому высказанные мнения экспертов в основном были негативными.

Напомним, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень ранее заявлял, что до 1 июля 2014 года правительство планирует принять все нормативно-правовые и подзаконные акты относительно лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ, а с 1 сентября 2014 года – начать выдачу лицензий, в том числе проведение экзаменов для будущих директоров управляющих компаний. К 1 мая 2015 года будет введен полный запрет на управление многоквартирным домом без лицензии.

ГЖИ зачистит рынок ЖКХ при помощи лицензий и уголовных дел

Свердловская область готовит поправки к федеральному закону

Законопроект о лицензировании управляющих компаний, уже внесенный в Госдуму, пока не находит понимания у участников рынка и надзорных органов. Одобрение основной идеи документа – упорядочивание рынка ЖКХ – наталкивается на множество недоработок в проекте. Сырой, по оценке представителей отрасли, законопроект по-прежнему оставляет лазейки для недобросовестных УК и ставит под вопрос существование крупных ТСЖ, а также компаний, управляющих стареющим жилфондом. Свердловские законодатели и общественники пока лишь озвучивают вопросы, тогда как федеральный центр ограничивает время для обсуждения. Пакет региональных поправок должен быть внесен в Госдуму уже через две недели.

Свердловская область приступила к изучению федерального законопроекта о лицензировании деятельности в сфере управления жилфондом. Предполагается, что регионы должны внести поправки к документу до середины марта. Впрочем, на текущий момент областные депутаты и представители надзорных органов, обсудившие законопроект сегодня за круглым столом, не способны озвучить конкретные предложения – документ слишком сырой и требует более детального обсуждения.

Напомним, как сообщала ранее «Правда УРФО», инициатива Владимира Путина о лицензировании УК была поддержана партией «Единая Россия», в недрах которой и был разработан соответствующий законопроект. В феврале документ представил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, настаивая на скорейшем принятии закона, после чего он поступил в Госдуму. Отметим, что озвученное ранее предложение «Единой России» о разработке свердловского пакета поправок силами депутатов Законодательного собрания претерпело некоторые изменения. Уточнения к документу сформулируют в свердловском отделении НП «ЖКХ Контроль» и направят через Общественную палату РФ напрямую в российское правительство.

На текущий момент технической частью документа не удовлетворены даже в областном ГЖИ. Отметим, что именно эта структура будет отвечать за выдачу лицензий управляющим компаниям. Начальник управления свердловского ГЖИ Алексей Россолов подчеркивает, что лицензирование в целом позволит регулировать неуправляемый сейчас рынок ЖКХ, однако в существующем виде законопроект не будет работать эффективно.

Начальник управления ГЖИ Свердловской области Алексей Россолов

«Да, ситуация на рынке созрела для принятия мер государственного регулирования, так как рынок стихийный и неуправляемый. При этом закон о лицензировании – закон не только для УК, но и для жителей: раз компания лицензирована, путь прекращают выливать свои эмоции на головы государственных органов. Лицензирование нужно, чтобы очистить область от недобросовестных УК, которые все знают. Это один из регуляторов, который позволит это сделать. Но, как и любой серьезный законопроект, он не идеален. В нем много подводных камней. Мы закон прорабатываем, свои предложения направим. Пока что у меня больше вопросов, чем ответов. Нам видны серьезные лазейки, которые дают возможность продолжать делать то, что делают некоторые руководители УК. Надо чтобы депутатский корпус не оставил это без внимания», – туманно обрисовал недоработки законопроекта Алексей Россолов.

С чиновником солидарны и в областной прокуратуре, подчеркивая, что «законопроект нуждается в серьезнейшей доработке».

Напомним, участники рынка уже высказывали опасения, что новый закон включит административные рычаги по переделу рынка и отъему лицензий у «неугодных управляющих компаний». Отметим, что для лишения лицензии управляющей компании достаточно получить по два предписания от ГЖИ по 15% домов обслуживаемого жилфонда. Участники рынка напоминают, что предписания могут сильно отличаться по степени значимости. К примеру, компания может быть уличена в подделке протокола общего собрания собственников или завышении смет на ремонт. Вместе с тем, УК могут быть оштрафованы за формальные несоответствия стандарту.

«А не будет ли это инструментом выдавливания с рынка неугодных управляющих компаний? Многие говорят о том, что лицензирование и вмешательство государства в рынок ни к чему хорошему не приведет. В целом, сейчас качество управления намного выше, чем когда жилфондом управляло государство. Найти нарушения можно в любом доме, если этого захотят контролирующие органы», – озвучивает опасения предпринимателей председатель НП «Гильдия профессиональных управляющих ЖКХ Свердловской области» Александр Канарский.

Читайте также:  В Санкт-Петербурге начнут борьбу с «перетопом» жилых домов

Впрочем, сами руководители УК затрудняются предложить конкретные поправки в документ, чтобы он не стал «инструментом выдавливания».

«Наверное, ваше опасение небезосновательно. Что нужно добавить в закон, чтобы он не стал инструментом выдавливания? Я почитал закон, мне он нравится, я не вижу подводных камней. Да, есть технические моменты, которые нужно прописать. Например, по процедуре лицензирования. Конечно, нарушения есть у всех, но при отъеме лицензии речь идет о невыполнении предписаний ГЖИ – это прямой повод, чтобы убрать УК с рынка», – считает руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль», депутат свердловского Заксобрания Игорь Данилов.

По словам Алексея Россолова, для того чтобы из-под управления УК вывести конкретный дом, компания должна допустить два грубых нарушения. При этом руководитель ГЖИ пока отказывается от дальнейшей конкретизации.

«Я надеюсь, что классификация нарушений будет. Но где граница, что считать грубым нарушением? Для кого-то это финансовые махинации, а для кого-то – пол в подъезде не помыли. Так или иначе, решение об отзыве лицензии принимает суд, а не начальник ГЖИ и не отдельно взятый Россолов», – отмахнулся от вопросов общественности Алексей Россолов.

«Лицензия на конкретный дом изымается судом на основании двух предписаний ГЖИ. Тут не прописано, что это должно быть грубое нарушение», – подчеркивает несоответствие слов руководителя ГЖИ законопроекту депутат Дмитрий Ионин, добавляя, что эта конкретизация может стать одной из свердловских поправок.

Отметим, что одно из грубых нарушений – подделка протоколов – по новому законодательству будет предусматривать уголовную ответственность. Соответствующие поправки будут внесены в УК РФ. «Жестокости» документа удивились даже в прокуратуре.

«Про уголовный кодекс – это законодатель рубанул с плеча. Но нам, как правоприменителю, это позволит усилить контроль и поставить знак равенства между доходом от незаконной деятельности и наказанием. В целом, судя по количеству нарушений в отрасли, ЖКХ нуждается в лицензировании», – отмечает старший прокурор отдела по надзору за соблюдением налогового законодательства и законодательства в сфере предпринимательской деятельности прокуратуры Свердловской области Григорий Чесноков.

«Я возьму и откажусь от 300 домов, чтобы снизить свои убытки. Там ветхое жилье, найти 2-3 нарушения не составит никакого труда. Надо создать условия для нормальной эксплуатации жилфонда», – обращает внимание генеральный директор ООО «Дез» Андрей Анчугов.

Еще одним спорным моментом в законопроекте называют обязательное лицензирование ТСЖ, под управлением которых больше одного дома.

«Два дома под управлением ТСЖ – это часто встречающая ситуация. Давайте внесем поправку о двух домах. В противном случае собственники будут делать два разных ТСЖ. Зачем создавать такие препятствия?» – отмечает депутат Максим Серебренников.

Депутат ЗакСо Дмитрий Ионин подчеркивает, что в случае неполучения лицензии ТСЖ, жители окажутся ущемлены в правах, регламентируемых Жилищным кодексом. В прокуратуре опять-таки удивлены жестокостью наказаний. Отметим, что законопроектом предусмотрены штрафы для директоров УК и председателей ТСЖ в размере 500 тыс. рублей, что, по мнению Григория Чеснокова, является слишком большой суммой «для непрофессионального участника рынка». Впрочем, в ГЖИ, очевидно, проблемами ТСЖ обеспокоены в меньшей степени.

«Очень сложная тема – ТСЖ, это бомба замедленного действия. Люди не могут долго жить в таком общежитии и совместно принимать решения. У нас много заявлений на руководителей ТСЖ. Необходимо провести ревизию», – подчеркивает Алексей Россолов.

По мнению депутатов, существует еще целый ряд технических моментов, никак не отрегулированных законом. В частности, документ не поясняет, что является первичным для УК – получение лицензии или заявка на управление домом, а также что делать собственникам после лишения лицензии УК. Общественники и сами руководители управляющих компаний также подчеркивают, что такого вида, как лицензирование деятельности по управлению жилфондом, нет ни в Гражданском кодексе, ни в законе о лицензировании.

«Есть закон о лицензировании, там оговорено 49 видов деятельности. И управление жилфондом там не значится. Наравне с этим строительство и проектирование многоквартирных домов не требует лицензии. Организациям, которые будут выполнять капремонт, тоже не требуется лицензия», – обращается внимание Андрей Анчугов.

Общественники тем временем продолжают настаивать, что в крупных муниципалитетах закон на практике не будет работать. По словам представителей советов домов, управляющие компании, которых в Екатеринбурге порядка 120, просто «купят себе лицензии».

Отметим, что сегодня при обсуждении законопроекта конкретных предложений, готовых для внесения в Госдуму, принято не было.

«Конкретики пока и не может быть. Наша задача – обсудить, чтобы все озвучили свои вопросы и опасения, на основе которых уже и будут разрабатываться предложения законодателям. Законопроект дырявый. К сожалению, мы через все это уже проходили. ФЗ №354 был непроработанный, на людях буквально эксперимент поставили, и пришлось его резко менять. По капремонтам тоже был сырой закон. И здесь мы можем попасть в ту же ситуацию», – считает Дмитрий Ионин.

Отметим, что предложения общественников – представителей советов домов и ТСЖ, – а также управляющих компаний еще имеют возможность дойти до федерального центра. Аккумулировать поправки будет НП «ЖКХ Контроль» и Общественная палата. По словам депутатов, это «более быстрый путь», нежели обращение в Госдуму с законодательной инициативой от областного ЗакСо.

«Правда УРФО» будет следить за развитием ситуации.

Утверждены правила для рынка управления жильем

Закон, направленный на реформирование сферы ЖКХ – введение лицензирования компаний, управляющих многоквартирными домами, в пятницу, 4 июля принят Госдумой в третьем, окончательном чтении. Согласно документу, до 1 мая 2015 года все лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом, должны будут получить лицензию и квалификационный аттестат. Лицензирование распространяется только на управляющие компании (УК) – товарищества собственников жилья (ТСЖ) от этой процедуры освобождаются.

Стоит отметить, что тема лицензирования деятельности УК широко обсуждалась в обществе, в федеральных и региональных СМИ. Причем эксперты высказывали неоднозначные мнения: с одной стороны – усиливать контроль в сфере ЖКХ необходимо, но с другой – лицензирование управляющих организаций может серьезно ударить по рынку домоуправления, привести к оттоку значительного числа управляющих компаний. Однако, по мнению замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрея Чибиса, в России уже сформировался «серый» рынок управления жильем, «через который проходит триллионы платежей».

«До конца мы не знаем точного числа управляющих компаний на рынке. Лицензирование позволит подсчитать число УК, провести «генеральную уборку» управляющих компаний, с тем, чтобы каждый россиянин смог узнать достоверную информацию о его управляющей компании», – говорит он.

По оценке Чибиса, после введения лицензирования с рынка уйдет порядка 10-15% управляющих компаний, что, по мнению замминистра, позволит «запустить механизм сменяемости компаний».

Ряд экспертов выражали опасения по поводу коррупционных рисков, связанных, например, с получением лицензий. Однако, как считает заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев, процедура, как получения, так и лишения лицензии, заложенная в законе, предельно демократична. Так, например, лишить лицензии управляющую компанию может только суд, представление для которого будет готовить Госжилнадзор. Кроме того, создаваемые лицензионные комиссии с участием саморегулируемых организаций будут оценивать материалы по деятельности конкретных УК, которые Госжилнадзор обязан ей представить еще до обращения в судебные инстанции.

«Мы ввели законодательно в состав комиссий представителей общественных организации для того, чтобы исключить любую предвзятость, чтобы не чиновник Госжилнадзора единолично решал, направлять или не направлять в суд материалы на лишение лицензии, а чтобы это обсуждалось с общественностью, то есть – принималось коллегиальное решение», – рассказал зампред думского комитета.

По словам Качкаева, с принятием закона повышается и роль собственников жилья в вопросах управления многоквартирными домами, в частности, в вопросе выдачи и лишении лицензий управляющей компании.

«Мы дали собственникам право наложения вето на лишение лицензий, а также отказ собственников на выдачу лицензии управляющей компании, если собственники данного многоквартирного дома недовольны сегодняшним положением дел, тем как управляющая компания обслуживает их дом», – добавил депутат.

«Лицензирование деятельности будет основано на подходах, которые позволят, с одной стороны, сформулировать четкие и понятные правила работы на рынке управления жильем, гарантирующие добросовестному участнику рынка эффективное ведение и защиту бизнеса в этой сфере. С другой стороны, закон обеспечит собственникам жилья и государству реальные механизмы воздействия на нарушителей, что позволит вычистить рынок от недобросовестных организаций и защитить тем самым граждан от многочисленных злоупотреблений и нарушений их прав. Сделает деятельность управляющих организаций цивилизованной и, как сейчас говорят, клиентоориентированной», – считает, секретарь Генерального совета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов.

Ссылка на основную публикацию