В городскую инфраструктуру России будут внедряться японские технологии

В городскую инфраструктуру России могут внедрить японские технологии

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис предложил рассмотреть японские технологии в том числе в реализации государственных программ – например, при расселении аварийного жилья.

“Мы заинтересованы в развитии российско-японских контактов в сфере ЖКХ”, – заявил г-н Чибис на Третьем общем заседании Российско-Японской рабочей группы по вопросам городской среды 16 июня в Москве.

На заседании обсуждалась реализация флагманских проектов российско-японского сотрудничества в ЖКХ и строительстве. Среди них – жилой квартал в японском стиле, южный речной порт и развитие пристанционного пространства в районе метро “Ботанический сад” в Москве, деревянное домостроительство во Владимире, “умный город” в Красноярске, а также проекты, связанные с утилизацией отходов, сообщает пресс-служба Минстроя.

“Ряд совместных проектов уже реализуется, и мы будем оказывать максимальную поддержку сотрудничеству между нашими странами в части инфраструктуры”, – отметил Мотои Сасаки, заместитель Министра земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии.

Упоминания

Выборгский замок объединен с заповедником Ялкала

В Ленинградской области создают новое государственное бюджетное учреждение культуры. Оно объединит в себе музеи-заповедники «Выборгский замок» и «Ялкала».

Решение о создании структуры было принято по рекомендации министерства культуры РФ. Эта мера позволит повысить эффективность мероприятий по охране, сохранению и использованию наиболее ценных в культурном, образовательном и научном отношении территорий, с расположенными на них объектами культурного наследия.

На базе учреждения культуры будет проводиться просветительная, научно-исследовательская и образовательная деятельности, а также хранение, выявление, собирание, изучение и публикация музейных предметов и коллекций.

Создание нового музея подразумевает реорганизацию областного Музейного агентства, филиалами которого сейчас являются эти учреждения. Учредителем от имени правительства Ленинградской области определен комитет по культуре.

Уже заключен договор с депутатом областного Законодательного собрания Владимиром Цоем, который будет представлять интересы ведомства, и заниматься созданием учреждения, в том числе, работой по подготовке его уставных документов и регистрацией. Также в месячный срок ему надлежит подготовить предложения по расширению возможностей реализации проектов по сохранению и использованию объектов культурного наследия, развитию туристской деятельности в Ленинградской области и усилению контроля за использованием средств, выделенных на проведение ремонтно-реставрационных работ.

Выборгский замок с 1964 года размещает экспозицию Выборгского краеведческого музея. Первые постоянные экспозиции открыты в 1970-м году (до этого действовали только временные выставки). Они были посвящены этапам развития города и истории края в годы революций 1905 и 1917 годов, сообщает пресс – служба региона.

Старейшей из ныне действующих экспозиций музея является открытая в 1974 году постоянная выставка «Животный мир Карельского перешейка». Фонды Государственного музея «Выборгский замок» систематизированы в 14 коллекций.

Андрей Чибис: банк решений “Умного города” переведут на японский для инвесторов из Азии

— Что можно сказать о международном сотрудничестве по развитию городского хозяйства в целом?

— Мы ведем плотную работу с Европейской экономической комиссией ООН, с “ООН-Хабитат” — организацией, отвечающей за глобальное развитие городов. Более того, мы договорились с ЕЭК ООН, что Национальный центр компетенций “Умный город” станет центром компетенций умных городов и в рамках Европейской экономической комиссии. В ближайшем будущем планируется подписание соответствующего меморандума. На его базе также планируется запуск совместной программы обучения с Академией госслужбы. Программа в РАНХиГС по “Умному городу” уже в высокой степени готовности. Планируем в ближайшее время ее запустить. Информационная интервенция принципиально важна.

Беседовала Елена Мишина

Участники стажировки будут отобраны из числа лиц, подавших заявки, по итогам собеседований, которые будут проходить в соответствующих Японских центрах.

Город проведения собеседования

Срок предоставления документов в ФБУ «ФРЦ» (до)

4. Требования к кандидатам:

1. ответственные лица в местных органах самоуправления, занятые развитием городской инфраструктуры с применением информационных технологий, управляющие предприятиями и инженеры-техники;

2. лица, способные активно принимать участие во всех программах стажировки и впоследствии применять полученные во время стажировки знания и навыки в своей работе;

3. лица, готовые принять участие во всех мероприятиях программы стажировки и не имеющие проблем со здоровьем.

5. Язык стажировки: Японско-русский и русско-японский последовательный перевод.

6. Основные направления стажировки

Улучшение городской инфраструктуры, включающей систему «смарт-сити» («умный город»), в последнее время вызывает большой интерес в России. Будут проведены лекции экспертов и представителей предприятий, осмотры соответствующих учреждений, обмен мнениями с представителями предприятий аналогичных сфер в области инфраструктуры, рассказано о механизме улучшения городской инфраструктуры с применением японских информационных технологий, – тем самым стажировка послужит развитию усилий, прилагаемых в данной области в России.

Таким образом, в результате проведения данной стажировки ожидается углубление интереса и понимания российскими предприятиями и местными органами самоуправления информационных технологий в области городской инфраструктуры и внедрения информационных технологий в Японии, которые, применяя полученные во время стажировки знания и контакты с японскими предприятиями, будут содействовать развитию японо-российских экономических обменов.

7. Концепция стажировки OJT

В рамках данной стажировки российские руководители, менеджеры и другие сотрудники предприятий смогут не только ознакомиться с рядом соответствующих технологий и деятельностью предприятий Японии, но и убедятся в эффективности этих технологий на месте фактического их применения, а также по мере возможности примут участие в несложных практических занятиях с тем, чтобы овладеть знаниями и ноу-хау более эффективно. В результате у стажеров вырастет интерес к торговле и инвестициям с японскими предприятиями, сформируются связи с японскими бизнесменами, и в дальнейшем программа стажировки поможет развитию японо-российских торгово-экономических отношений.

(Термин «OJT» обычно означает профессиональное обучение, проводящееся на рабочем месте стажеров путем осуществления реальной работы. Однако в данном случае во время стажировки не делается акцент на профессиональной подготовке).

*Планируется предоставление подробной информации о программе обучения приблизительно за один месяц до начала стажировки.

8. Об оплате расходов во время пребывания стажеров

На период пребывания в Японии транспортные расходы внутри страны, расходы на проживание в период стажировки (заезд – за 1 день до начала стажировки, выезд – на следующий день после завершения экскурсионной программы), а также суточные расходы (1500 иен в сутки) несет правительство Японии.

Расходы на перелет от Москвы до места стажировку и обратно для участников Президентской Программы осуществляется за счет бюджета Российской Федерации.

9. Оформление документов

Для участия в конкурсе на стажировку в Японии необходимо до указанного числа (в зависимости от выбранного города проведения собеседования) представить в ФБУ «ФРЦ» (105064, Москва, ул. Старая Басманная, д. 11/2, стр.1, Федеральное бюджетное учреждение «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров») следующие документы:

1) рекомендацию региональной комиссии/регионального ресурсного центра. В рекомендации в обязательном порядке должны быть указаны: ФИО кандидата, год завершения подготовки в рамках Программы, тематика предполагаемой стажировки;

2) оригинал анкеты (наличие фотографии, подписи обязательно). Анкета также должна быть заполнена в системе МОДЕУС (в личном кабинете) с приложением всех документов;

3) краткое описание проекта и обоснование необходимости участия в указанной программе для его реализации;

4) копию диплома о завершении обучения в рамках Программы или письмо вуза, подтверждающее зачисление с указание планируемой даты выдачи диплома;

5) копию разворота заграничного паспорта;

6) переоформленный пакет документов (в случае смены места работы).

Документы, представленные в ФБУ «ФРЦ» позже установленных сроков, а также оформленные не должным образом рассматриваться не будут.

Для подачи заявки участник Президентской программы должен:

1) Зайти в систему Модеус (https://modeus.pprog.ru) под своим логином и паролем;

2) нажать кнопку «Записаться»;

3) выбрать программу стажировки из предложенного списка, написать название организации, от которой будет предоставлено гарантийное письмо (текущее место работы), скачать Форму заявки (специализированную анкету, соответствующую выбранной программе), заполнить форму заявки на своем компьютере и прикрепить заполненную форму в строке Файл заполненной заявки. Существенно, что скачивать форму заявки нужно ПОСЛЕ выбора программы стажировки, так как каждой программе стажировки соответствует своя форма заявки;

4) нажать кнопку «Сохранить»;

5) заявка подана, ее статус – «Недооформлена». Для того чтобы закончить оформление заявки, необходимо прикрепить к ней копии диплома и загранпаспорта, а также описание проекта. После прикрепления названных документов статус заявки изменится на статус – «На рассмотрении». Региональная комиссия сможет рекомендовать Вас на участие в отборе только после полного оформления заявки.

Обращаем ваше внимание, что рекомендация региональной комиссии выдается только после собеседования в ГКУ АО «Астраханский региональный ресурсный центр».

На собеседовании, которое назначается после оформления всех документов в системе MODEUS, необходимо иметь анкету, краткое описание проекта и аннотацию дипломной работы.

Также необходимо подготовить презентацию на несколько слайдов, где указывается:

1) информация о предприятии;

2) ваши функции, результаты, которые вы планируете получить от стажировки;

3) интересующие вас по профилю предприятия;

4) ваши мысли по возможному сотрудничеству с японскими фирмами.

Если есть раздаточный материал по вашей фирме/организации, вы можете его презентовать.

Просим вас учитывать время на оформление документов в системе MODEUS, собеседование, а также возможное внесение изменений в документах. При желании участвовать в стажировке, приступайте к вышеуказанным процедурам заблаговременно.

VSEON.com

Лента новостей

Онлайн-версии

  • Категория:Зарубежная недвижимость

Япония – «умная страна»

России интересен опыт Японии по развитию городов. В том числе по реновации городских территорий с заменой старого жилья, промзон на комфортные новые дома. Но не только: уже есть совместные проекты в рамках программы «Умный город».

Японию мы воспринимаем как страну инновационных технологий. Так и есть: скоростные поезда, небоскребы, лидерство в электронике, цифровых технологиях. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев отметил, что с точки зрения взаимодействия с Японией вопросы изменения городской среды и создания инфраструктуры – социальной, коммунальной и транспортной, а также цифровизация городского хозяйства и градостроительная политика максимально интересны российской стороне.

Умный город

В России реализуются несколько пилотных проектов, в которых используются японские технологии повышения эффективности городской инфраструктуры.

«Это еще одно важное направление, которое мы курируем. Большинство людей сегодня проживает в городах, развитие которых и создание комфортных условий для всех в приоритете. У Японии есть очень интересные наработки, мы заинтересованы в обмене опытом и по этому направлению», – подчеркнул министр.

По данным Международной корпорации данных (IDC), общемировые расходы на технологии «умного города» в 2016 году достигли $80 млрд, а к 2021 году они вырастут до $135 млрд.

Напомним, в 2014 году первым опытом совместной работы стали флагманские проекты, реализуемые при поддержке правительств обеих стран, – это строительство жилых комплексов, спроектированных при участии японских специалистов. Новым этапом взаимодействия стало определение двух пилотных городов, на территории которых было решено протестировать отдельные японские технологии, призванные решить наиболее актуальные для российских городов проблемы. Так, в первую очередь, были протестированы технологии бестраншейной санации трубопроводов, «умные светофоры», а также строительство «умных и здоровых» деревянных домов.

Впервые японские светофоры, самостоятельно определяющие наиболее эффективный режим переключения сигналов, в 2015 году были установлены на 10 перекрестках Воронежа. По итогам полугода эксплуатации регион признал эксперимент успешным и планирует установить такие светофоры еще на 30 перекрестках. Опираясь на опыт Воронежа, к реализации аналогичного проекта приступил и второй пилотный город – Владивосток.

Проекты, реализованные в Воронеже и Владивостоке, доказали свою эффективность и рекомендованы к тиражированию на территории страны. Согласно независимой оценке, скорость движения по участку, оборудованному «умными светофорами», увеличилась на 20 %, а стоимость и сроки санации трубопровода при помощи технологии спиральной навивки оказались ниже, чем при использовании стандартных методов, при этом ремонт осуществляется без остановки канализации. Протестированные технологии внесены в «Банк решений умного города» и рекомендованы к тиражированию на территории России.

В рамках проекта «Умный город» на территории Воронежа проведена пилотная цифровая трансформация водоканала. Планируется разработка единой платформы для выстраивания эффективного биллинга и клиентского сервиса, а также реализация пилота сервиса по учету ресурсов в рамках цифрового зонирования и управления потерями. Отдельно будет проработано тиражируемое решение для развития мобильных бригад. Соответствующие технологии в настоящий момент проходят тестирование на предприятии.

В числе реализуемых проектов – строительство «умного поселка», под реализацию совместного проекта воронежской строительной компании АО «ДСК» и японской компании Nice по возведению коттеджного поселка с применением умных технологий. Под эти цели выделен земельный участок площадью 27 га, позволяющий разместить от 140 до 150 индивидуальных жилых домов. В настоящее время разрабатывается проект планировки территории под застройку.

На начальном этапе реализации проекта предполагается строительство до трех домов различных планировок и площадей в качестве выставочных образцов с дальнейшим увеличением объемов строительства в зависимости от спроса.

В планах возможное размещение в регионе технологической линии по производству стройматериалов для нужд японских технологий домостроения. При этом Воронеж также рассматривается как площадка для дальнейшего экспорта в Европу.

Читайте также:  Для Ульяновска разработают новую Генеральную схему очистки города

А во Владивостоке демонстрационные японские дома уже построены. Один из проектов, реализуемых в рамках российско-японской рабочей группы по развитию городской среды, – развитие деревянного домостроения и внедрение новейших технологий в строительство и содержание жилья. Согласно плану сотрудничества, технология возведения деревянных домов будет распространяться на территории Приморского края. В том числе японский инвестор планирует строительство завода по производству пиломатериалов с объемом переработки 300 тыс. м 3 в год, рассчитывая создать 65 рабочих мест. Дома выполнены по технологии каркасного строительства и будут доступны широкому кругу покупателей: по данным производителя, стоимость дома не превысит цену на стандартную квартиру. Выставочная площадка малоэтажного домостроения размещена во Владивостоке на территории ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» ДальНИИС. Также в Приморье планируется создание малоэтажного коттеджного поселка, построенного по японским технологиям.

В дальнейшем Минстрой намерен реализовать несколько комплексных проектов создания «умных городов» по японским технологиям и с участием японских компаний и экспертов.

Стороны продолжат развивать имеющиеся проекты в Воронеже и Владивостоке и начнут подготовительную работу по российско-японскому сотрудничеству в области городского развития в Санкт-Петербурге. Такое решение было принято на XI заседании российско-японской рабочей группы по вопросам городской среды, которое состоялось в августе 2019 года.

«На данный момент мы имеем успешный опыт внедрения японских технологий по повышению качества городской среды в Воронеже и Владивостоке, при этом у наших коллег есть предложения, которые будут нам полезны при реализации федеральных проектов “Чистая вода” и “Оздоровление Волги”. Поэтому планируется не только расширить список городов-пилотов, но и направлений нашего сотрудничества», – отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Максим Егоров.

Неплохо было бы изучить и японский опыт реновации городских территорий. После Второй мировой войны в Японии были очень сильны социалистические идеи, жителям Страны восходящего солнца импонировал дух советского равенства, который внешне проявлялся в единообразии: одинаковые серые бетонные дома, одинаковые небольшие квартиры для всех. Кроме того, при строительстве данти (так называются хрущевки в Японии), как и в СССР, создавались комплексы социального удобства, когда в одном квартале находятся и детский сад, и школа, и поликлиника, а также магазины, детские и спортивные площадки, зеленые зоны. Популярность данти привела к тому, что сегодня на них приходится до трети всего многоквартирного жилья в стране: всего было построено порядка 5 тыс. комплексов, в которые входят 2 млн домов. Причем если в 50–60-е годы это были в основном трех- и пятиэтажки, то позже стали возводить и более высотные дома. Сегодня в них проживают от 12 до 14 млн японцев.

В 2002 году японский закон о долевой собственности был пересмотрен таким образом, что реконструкционные работы могут проводиться только при согласии как минимум четырех пятых собственников. Пока из 5 тыс. данти удалось подвергнуть реновации только 162: жильцы не дают согласия. Но сейчас все чаще в процессе участвуют частные инвесторы. Они предлагают жителям такие щедрые условия, от которых трудно отказаться. Например, каждая семья получает квартиру в доме, который будет расположен на месте прежнего, но большей площади с умеренной доплатой. При этом жильцы вправе требовать, чтобы в доме было предусмотрено помещение под детский сад, рядом организована зона отдыха или устроен фонтан в фойе на первом этаже. Кроме того, на период строительства застройщик оплачивает семье аренду жилья в этом же районе.

Несмотря на дополнительные – и немалые – расходы, такой механизм реновации остается для застройщиков выгодным из-за высокой цены квадратного метра. В Японии на сравнительно небольшой территории проживают более 126 млн человек, почти как в России. Соответственно, высокий спрос на недвижимость в условиях ограниченной территории толкает цены вверх. Более того, сейсмическая опасность заставляет японцев строить здания со специальными конструкциями, что значительно увеличивает себестоимость жилья.

Предприниматели расселяют данти на выгодных условиях, модернизируют дома и предлагают их в недорогую собственность или на правах коммерческой аренды. Средний размер арендной платы в Японии – $1630. В данти она оказывается выгоднее, чем в высотных домах, поскольку, например, в пятиэтажках не нужно платить за обслуживание лифтов, что в Японии стоит недешево. Квартиры площадью 45–60 м 2 со всеми современными удобствами охотно разбирают одиночки или небольшие семьи. Также в перестроенных данти предлагают даже роскошные апартаменты площадью более 100 м 2 . Они тоже популярны, поскольку такие кварталы утопают в зелени, а многим нравится жить в пятиэтажном доме, а не в небоскребе.

«Наша задача – не просто построить жилье и обеспечить им людей, очень важно создать или улучшить среду, в которой они живут», – считает Владимир Якушев. И здесь японский опыт может быть полезен.

Новороссийск внедряет умные технологии

На Кубани идет активная работа по подготовке умных платформ для поселений будущего

Что из себя будет представлять «Умный город» в России, стало понятно лишь в марте текущего года. Минстроем РФ был принят соответствующий нормативный документ, определивший набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам федерального проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город». Программа рассчитана до 2024 года. Между тем Новороссийск наряду с Сочи и Краснодаром, ставшими пилотными участниками национального проекта в Краснодарском крае, уже внедряет новые технологии в жизнь.

«Сегодня в мире нет единого понятия о том, что такое „Умный город”, при этом, многие муниципалитеты стремятся получить именно такое звание. Совместно с ведущими российскими экспертами в области цифровизации и основываясь на опыте других стран, мы разработали набор мероприятий, выполнение которых необходимо при переходе к „умному городу” в России. Кроме того, для успешной реализации этого стандарта мы сформировали открытую базу технологий и разработок — „Банк решений умного города”, где размещены проекты, которые уже доказали свою эффективность и могут быть тиражированы»,— рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис.

« Сегодня в мире нет единого понятия о том, что такое „Умный город”, при этом, многие муниципалитеты стремятся получить именно такое звание»

Как сообщалось в СМИ, стандарт включает мероприятия по восьми направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис. Первым шагом планируется внедрение цифровых платформ и сервисов по вовлечению горожан в управление городскими процессами, которые должны заработать в каждом регионе страны уже в 2020 году.

В 2018 году Новороссийск вместе с Краснодаром и Сочи вошел в Международный клуб устойчивых и умных городов и на Российском инвестиционном форуме-2019, состоявшемся в феврале, в составе этой «тройки» принял участие в экспозиции, продемонстрировав направления, технологии и готовые решения по внедрению концепции «Умного города» (Smart City) в городскую среду. На площадке были продемонстрированы проекты «Телемедицина», «Система управления транспортными потоками», «Система интеллектуального управления ЖКХ». «Все эти платформы должны решить проблемы, с которыми ежедневно и ежечасно сталкиваются наши жители. Необходимо сделать так, чтобы программа реально заработала на благо горожан. Необходимы механизмы, которые позволят реализовать проект в жизнь. Давайте сделаем умными города на практике»,— сообщил тогда губернатор края Вениамин Кондратьев.

Значительная часть умных сервисов в Новороссийске разрабатывается и внедряется на базе Центра «Безопасный город», сообщил управляющий делами администрации Новороссийска, руководитель муниципального проекта «Умный город Новороссийск» Евгений Азизов. Этот мониторинговый центр действует в городе-герое с 2009 года. «В данный момент происходит модернизация системы видеонаблюдения. Мы увеличиваем количество камер, которые устанавливаются в общественных зонах: на пляжах, в торговых центрах, учреждениях образования и культуры»,— рассказал Евгений Азизов. На сегодняшний день муниципальных камер «Безопасного города» около 200, порядка 350 привлеченных камер, следящих за порядком в городе-герое. В рамках инвестсоглашения, заключенного на РИФ в Сочи в текущем году между мэрией Новороссийска и одной из местных компаний, предприниматели модернизировали остановочные павильоны, в частности разместили там видеокамеры.

Этот же мониторинговый центр отслеживает движение общественного транспорта и автомобилей аварийных служб. По словам Евгения Азизова, все они оснащены оборудованием ГЛОНАСС. На сайте «Безопасного города», жители Новороссийска имеют возможность не только узнать расписание автобусов и троллейбусов, но и определить их реальное местоположение. Тут же размещена информация об эвакуированных автомобилях, аварийных и плановых отключениях на коммунальных сетях, данные о возможных чрезвычайных ситуациях на территории муниципалитета.

«В единый мониторинговый центр „Безопасный город” приходит информация об аварийных отключениях коммунальной инфраструктуры. Жители города могут получить информацию при обращении на сайте, по телефону горячей линии или через социальные сети»,— рассказал Евгений Азизов. В планах администрации муниципального образования — создать на базе «Безопасного города» платформу по сбору онлайн данных показаний счетчиков инженерных сетей. Началась работа по созданию умных остановок общественного транспорта. В перспективе там появятся табло, на которых будет размещаться информация о движении городского транспорта.

В данный момент департамент информатизации и связи края совместно с администрацией Новороссийска разрабатывает платформу по взаимодействию с населением «Активный горожанин». Этот сервис позволит жителям Новороссийска участвовать в рейтинговом голосовании по реализации мероприятий в сфере городского хозяйства, в том числе по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды». Жители получат возможность дистанционно обращаться в органы исполнительной власти с частными инициативами, касающимися работы городского хозяйства. На этой же площадке власти будут размещать планы по градостроительным вопросам, приоритетам благоустройства, важным городским проектам. Что важно, на все эти предложения новороссийцы смогут реагировать онлайн, внося свои предложения и замечания.

«В системе „Активный горожанин” жители, к примеру, смогут оставлять свои предложения по ямочному ремонту дорог или благоустройству скверов. Для нас важно слышать население города и взаимодействовать с ним. При этом платформа предусматривает не одностороннюю связь, люди будут получать ответы и видеть, как их обращения рассматриваются теми или иными органами власти»,— говорит Евгений Азизов.

В планах мэрии города-героя — развивать парковочное пространство. В этом году открыты две первые платные муниципальные парковки, средства, полученные от их деятельности, будут поступать в бюджет Новороссийска. Парковки расположены возле Центрального рынка и у железнодорожного вокзала. «На последней из них ожидается большой наплыв в летний период, все-таки Новороссийск — город курортный.

Читайте также:  В Липецке обучают председателей советов многоквартирных домов

« Совместно с ведущими российскими экспертами в области цифровизации и основываясь на опыте других стран мы разработали набор мероприятий, выполнение которых необходимо при переходе к „умному городу” в России»

В наших планах до конца года — создать еще четыре парковки. Оплатить стоянку автотранспорта пока можно только банковской картой или наличными, однако нами уже прорабатывается вопрос о возможности оплаты через мобильное приложение»,— рассказал Евгений Азизов.

В ближайшее время «Ростелеком» приступит к реализации проекта по энергоэффективному освещению новороссийских улиц, старые лампы будут меняться на «умные» светильники. Энергосервисный контракт стоимостью 300 млн руб. был заключен с компанией на РИФе. Особенность проекта заключается в том, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий.

В данный момент мэрия объявила конкурс на определение оператора по бесконтактной оплате проезда в общественном транспорте. Прорабатываются вопросы по обеспечению вайфаем общественных зон города, в частности парка им. Ленина. «Мы находимся в самом начале пути. Мы делаем умный город не потому, что это модно, а для того, чтобы он был удобным и комфортным для новороссийцев и гостей города. Поэтому все сервисы, которые мы сегодня прорабатываем, должны решать конкретные задачи и проблемы наших жителей»,— заключил Евгений Азизов.

Проект «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». Он направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. Цель «Умного города» состоит не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры. Уже создан Национальный Центр компетенций проекта «Умный город», который будет заниматься разработкой, внедрением и популяризацией технологий, оборудования и программ.

В реализации проекта «Умный город» примут участие все субъекты Российской Федерации и города с численностью населения свыше 100 тысяч человек, а также все административные центры.

История и будущее умных городов.

Сегодня в мире существует около 165 проектов умных городов. Жителям наиболее продвинутых из них не нужен уже даже смартфон, чтобы оплатить проезд в общественном транспорте или покупку в магазине. Попытаемся разобраться, как устроены умные города и как они будут развиваться в будущем.

Что такое умный город?

Главная идея умного города на удивление проста — людям должно быть в нем комфортно жить, бизнесу — эффективно работать, а органам власти — легко всем этим управлять. В реальности такой подход воплощается с помощью цифровой экосистемы, воедино связывающей все элементы городской инфраструктуры: от транспорта и социальных институтов до элементов городского имущества. Эта интеграция происходит за счет интернета, IT и интернета вещей.

Одно из главных умений умного города — общение с его жителями и настройка своих ежедневных процессов в зависимости от их пожеланий. При этом он может автономно управлять своими ресурсами, энергией, пространством и информацией наиболее эффективным способом для улучшения жизни горожан.

Наш термин «умный город» — калька с английского понятия smart city, которое возникло в конце 90-х годов. По началу термин применялся только к экологичности и практически был синонимом зеленых технологий. В начале 2000-х акцент сместился к IT-инструментам, с помощью которых умный город управляет данными, а в итоге повышает качество жизни населения.

Для любого умного города обязательны такие компоненты как:

-Сенсоры и сенсорные системы. С их помощью в цифровую экосистему умного города поступают данные от пользователей и разнообразных систем города.

-Цифровая платформа — «сердце» умного города. Она регулирует жизнеобеспечение и все процессы в рамках городской инфраструктуры.

-Сами жители и социальные институты — тоже являются неотъемлемой частью умного города.

Одним из первых умных городов стал небольшой испанский город Сантандер. В 2011 году в нем установили 15 тысяч сенсоров по всему городу, которые измеряли загрязненность воздуха, интенсивность дорожного трафика, заполнение мусорных контейнеров. Множество датчиков по всему городу постоянно мониторят эти и другие параметры, а затем пересылают их в единый центр управления.

Благодаря этой информации мэрии Сантандера удалось идеально наладить процесс сбора отходов, разгрузить дороги от пробок и оптимизировать систему уличного освещения. Качество жизни горожан резко возросло, а сам город стал более технологичным и комфортным.

Пример с Сантандером говорит о том, что умным городом не обязательно могут быть только крупные мегаполисы. Хотя последние имеют преимущества, потому что являются центрами притяжения научной и IT-элиты и высокотехнологичных разработок. Например, одними из пионеров, успешно внедряющих программы по развитию умного города, стали Барселона и Амстердам. В Америке лидерами этого тренда стали Нью-Йорк и Чикаго. Но настоящий бум умных городов сегодня происходит в Юго-восточной Азии, самые известные азиатские умные города — это Сингапур и Токио, но ими все далеко не ограничивается.

Не все инициативы по созданию умных городов завершались успехов. Пожалуй, самой провальной оказалась история с южнокорейским городом Сонгдо. Проект по созданию умного города стоимостью 40 миллиардов долларов сегодня пришел в полный упадок. Мечты урбанистов так и не воплотились в реальность, несмотря на огромные бюджеты и последние достижения высоких технологий. Главная причина краха умного Сонгдо — не продуманная инфраструктура и желание создателей реализовать все идеи одним махом. Итог плачевный — сегодня Сонгдо — полупустой недостроенный город, жизнь в нем неоправданно дорогая, а большая часть жителей переезжает в Сеул.

В России первым умными городами можно считать Москву и Санкт-Петербург. В исследовании Национального исследовательского института технологий и связи (НИТИС), выпущенном в 2017 году, было изучено 15 российский городов-миллиоников. Обе столицы получили в рамках исследования статус «лидеров». Следом расположились Казань и Екатеринбург, оцененные как «эффективно развивающиеся». Замкнули рейтинг Самара и Волгоград, отнесенные к «начинающим».

К сожалению развитие умных городов в России носит фрагментарный характер и сводится к развитию отдельных систем: автоматизации ЖКХ, умному общественному транспорту и т. д. Решить эту проблему предназначена правительственная программа «Умный город», направленная на модернизацию 180 городов с населением от 100 тысяч человек.

Сегодня в мире существует около 165 проектов умных городов, которые находятся практически на каждом континенте — от Латинской Америки до Океании. Конечно, все они разные, со своими особенностями, степенью оцифрованности и внедрения хайтек-технологий. Но среди них есть и такие, которые поражают воображение даже современного человека. Вот некоторые из них.

Китайский Иньчуань стал сегодняшним воплощением умного города будущего. Главная особенность — повсеместное внедрение системы распознавания лиц. Гражданам города не нужен даже телефон, чтобы оплатить проезд в общественном транспорте или покупку в магазине. Иньчуань — один из 200 пилотных городов Китая, где внедряются стандарты Smart City. Правительство КНР планирует к 2050 году переселить в города примерно 250 миллионов сельских жителей.

Японский Фудзисава, который находится недалеко от Токио, очень близок первым прототипам smart city, главной целью которых была экологичность. Возобновляемые источники энергии, умные гаджеты, помогающие экономить ресурсы, автономное жизнеобеспечение и шеринговая экономика — это все Фудзисава. Управлять всем можно через мобильное приложение, напрямую подключенное к городскому порталу. У каждой семьи в Фудзисаве есть своего рода блог, в котором можно, например, выдвигать общегородские инициативы. Организовать такой подход оказалось не очень сложно — ведь в городе живет всего три тысячи человек.

Милтон-Кинс — самый умный город Великобритании. Его история началась в 60-х годах, город построили рядом с Лондоном, чтобы разгрузить его перенаселенные пригороды. В основу проекта легла умная планировка. В городе нет исторического центра, а спроектирован он в виде сетки перпендикулярных скоростных шоссе с шагом в один километр. Сегодня город стал инновационным транспортным хабом, в котором активно разрабатывается и внедряется беспилотные автомобили. Помимо беспилотников, в городе внедряется система MK: Smart. Она собирает и сводит воедино данные о городе из разных источников: показания спутников, датчиков в почве и системах энерго- и водопотребления; информацию с камер видеонаблюдения с функцией распознавания; социальные и экономические показатели. Все это делает Милтон-Кинс одним из самым быстрорастущих и перспективных умных городов.

В начале октября 2019 года отечественные СМИ сообщили, что Таганрог стал первым умным городом Юга России. Это событие — по сути прецедент, когда впервые российский город, не являющийся миллионником, был отнесен к smart city. Это вселяет оптимизм и позволяет надеяться, что ведомственный проект Минстроя «Умный город» послужит реальным драйвером цифровизации городов в регионах.

Эксперты говорят, что к 2020 году в мире будет около 600 умных городов. Хотя критики концепции умного города утверждают, что все предъявляемые сегодня в качестве моделей роста умные города — это 90% нереализованных обещаний. Одна из причин отставания реальности от идей — инвестиции. Умное городское освещение сэкономит городскому бюджету много денег, но чтобы внедрить такие технологии средств нужно еще больше.

Еще одна потенциальная проблема, которая нас ждет при резком развитии умных городов — дефицит центров обработки данных (ЦОД). Именно в них стекаются, а потом обрабатываются вся информация от многочисленных городских сенсоров. Справятся ли технологии с экспоненциальным ростом электронной периферии пока не ясно.

Из предыдущей проблемы вытекает следующая: утилизация электронного мусора. Куда отправятся миллиарды отработанных старых датчиков и устройств. Пока все еще нет технологий, которые могут обеспечить 100% их переработку.

Добавим сюда проблему безопасности личных данных и интернета вещей, и будущее умных городов рисуется уже не таким розовым и оптимистичным.

Энтузиасты же концепции smart city не лишены оптимизма. Они считают, что умные города следующего поколения должны развиваться из высокотехнологичных хабов в мыслящие объекты, которые могут адаптироваться и саморегулироваться. Главное здесь — точное понимание какими характеристиками должны обладать умные города и как они смогут сделать жизнь горожан комфортной и безопасной. Ответы на эти вопросы являются главными вызовами, стоящими сегодня перед учеными, архитекторами и урбанистами.

Таганрог стал первым «умным городом» Юга России

South Korea Conceptualizes the Ultimate Smart City

«ИНДИКАТОРЫУМНЫХГОРОДОВ НИИТС 2017»

Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город»

New forum seeks to unite 100 cities in standards to drive smart city innovation

Ссылка на основную публикацию