В Башкирии утвердили программу развития водохозяйственного комплекса

В Башкирии утвердили программу развития водохозяйственного комплекса

До 2020 года на развитие водного хозяйства Башкортостана направят 15,7 млрд рублей

Как подчеркнул министр, по сравнению с другими регионами страны Башкортостан менее обеспечен водными ресурсами. Вдобавок они неравномерно распределены по территории республики и временам года. Так, на весеннее половодье приходится до 70 процентов годового стока.

В регионе также наблюдаются высокие природные фоновые показатели по многим химическим элементам как поверхностных, так и подземных вод. Например, по железу и марганцу. Ситуацию усугубляет развитая химическая, нефтехимическая и горнорудная промышленность. Техногенная нагрузка на водные объекты остается высокой. На качество подземных вод оказывает влияние активная добыча нефти в западных, центральных, северо-западных районах республики.

— Для решения вопросов водообеспеченности, противопаводковой защиты и регулирования стока в республике построены и эксплуатируются 520 прудов и водохранилищ водохозяйственного назначения. Из них 132 объекта являются потенциально опасными, 42 — требуют капитального ремонта или реконструкции, — констатировал на заседании Бассейнового совета Камского БВУ Илдар Хадыев.

В 2012 году утверждена Республиканская целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Башкортостана» на 2013 – 2020 годы, государственным заказчиком которой выступает Минэкологии РБ.

Ее главные цели — обеспечение сохранения и восстановления водных объектов, защищенность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.

Финансирование мероприятий программы осуществляется Росводресурсами, а также из республиканского и муниципальных бюджетов.

Общий объем финансирования мероприятий программы в 2013 году составил 1,047 млрд рублей, в том числе в части капитальных вложений — более 1,006 млрд.

Из 10 объектов по части капитальных вложений, включенных в программу, самыми значимыми для Башкортостана являются строительство защитной противопаводковой дамбы в Сипайлово в Уфе. Суммарная стоимость этого объекта составляет 741 млн рублей.

Другой, не менее важный объект — строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на реке Белая в районе уфимского Монумента Дружбы.

— Общая стоимость объекта — шесть миллиардов рублей. Финансирование из федерального бюджета было открыто лишь в декабре 2013 года. Из-за позднего срока заключения муниципального контракта администрацией Уфы капитальные вложения не освоены. Минэкологии Башкортостана планирует восстановить неиспользованные субсидии из федерального и республиканского бюджетов и завершить строительство первой очереди объекта со сдачей его в эксплуатацию в 2014 году, — сообщил Илдар Хадыев.

По его словам, в рамках программы в 2013 году по капитальному ремонту гидротехнических сооружений (ГТС), находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также бесхозяйных ГТС, направлено более 40,64 млн рублей. Ремонт проводился на восьми объектах.

— Работы на объекте Аургазинского района республики закончены. Акт приемки будет подписан после пропуска половодья 2014 года, — отметил министр природопользования и экологии Башкортостана. — На объектах Хайбуллинского и Баймакского районов работы не были завершены из-за аномального дождевого паводка в августе прошлого года. Недостроенные сооружения подверглись значительному разрушению, что потребовало выполнения дополнительных объемов работ. Восстановленные лимиты финансирования будут освоены в этом году.

В этом году мероприятия республиканской целевой программы по развитию водохозяйственного комплекса в полном объеме перешли в утвержденную Госпрограмму «Экология и природные ресурсы Башкортостана». Суммарный объем финансирования Программы до 2020 года превышает 37 млрд рублей. Из них на водное хозяйство будет направлено более 15,7 млрд рублей, из которых 4,8 млрд — средства республиканского бюджета.

Концепция федеральной целевой программы “Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах”

XI. Предложения по механизмам формирования и реализации мероприятий Программы

Мероприятия, включаемые в Программу, формируются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, предполагается направить на решение следующих задач:

разработка и внедрение инструментов стратегического управления, развитие механизмов информационного обеспечения принятия управленческих решений, включая государственный мониторинг водных объектов и развитие системы прогнозирования гидрологических и метеорологических (климатических) характеристик;

обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, реконструкция и модернизация объектов водной инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности, в целях повышения рациональности водопользования, в том числе снижения объемов удельного водопотребления и водоотведения, обеспечения надежности их функционирования, а также приведения их технического состояния в соответствие с экологическими требованиями;

строительство крупных водохозяйственных объектов, имеющих важное социально-экономическое значение, в том числе водохозяйственных объектов федерального значения для водоресурсного обеспечения потребностей сельского хозяйства;

проведение прикладных научных исследований, направленных на разработку технологий, обеспечивающих инновационное развитие водохозяйственного комплекса, оценку конкурентных преимуществ водоресурсного потенциала России и определение направлений их реализации, а также на восстановление водных экосистем;

осуществление мероприятий, направленных на просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов.

Наряду с финансированием реализации задач федерального уровня планируется продолжить поддержку субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при осуществлении мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Софинансирование за счет средств федерального бюджета включенных в Программу объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности будет осуществляться в виде межбюджетных субсидий.

Внебюджетные средства предусматривается направлять на внедрение систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, строительство, реконструкцию и модернизацию очистных сооружений с применением инновационных технологий в отраслях промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства.

Стимулирование привлечения частных инвестиций в водное хозяйство, в том числе в целях внедрения систем оборотного и повторно последовательного водоснабжения, строительства, реконструкции и модернизации очистных сооружений, предполагается осуществлять путем предоставления государственной поддержки в следующих формах:

субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации проектов, связанных с внедрением экологически чистых технологий и рациональным водопользованием;

предоставление государственных гарантий по привлекаемым водопользователями кредитам, направляемым для финансирования инвестиций в водный сектор.

XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является государственным заказчиком – координатором Программы и в ходе выполнения Программы:

осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы;

обеспечивает в пределах своих полномочий разработку нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;

несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы и достижение ее результатов;

организует текущее управление и обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

анализирует эффективность использования в ходе реализации Программы средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;

организует внедрение информационных технологий для управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;

организует мониторинг хода реализации Программы и достижения ее целевых индикаторов;

подготавливает и направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации ежеквартальные и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;

организует размещение в средствах массовой информации, в том числе электронных, сведений о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов и торгов на участие в реализации Программы и порядке участия инвесторов.

Государственные заказчики Программы:

обеспечивают реализацию Программы и несут ответственность за достижение ее результатов;

согласовывают титульные списки строек и объектов, находящихся в государственной собственности Российской Федерации;

осуществляют в сфере своей ответственности координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по подготовке и реализации мероприятий Программы;

осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию Программы.

Методическое, информационно-аналитическое, организационное и экспертное сопровождение реализации мероприятий Программы будет осуществляться дирекцией государственного заказчика по реализации Программы. Функции дирекции будут возложены на одно из государственных учреждений, подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Финансирование деятельности дирекции планируется осуществлять за счет средств, предусмотренных на обеспечение управления реализацией Программы.

Выполнение работ по разработке проекта Долгосрочной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Башкортостан в 2013-2020 годах». – (тендеры Строительство)


Наш новый канал в Telegram https://t.me/tenderguru_ru

В Башкирии утвердили программу развития водохозяйственного комплекса

На реализацию в 2013 году мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений (далее – ГТС) в рамках областной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2013 – 2015 годах», утверждённой постановлением Правительства Челябинской области от 30.10.2012 № 601-П (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 26.12.2013 № 626-П) (далее – Программа), предусмотрены средства областного бюджета в сумме 59,149 млн. рублей, в том числе: межбюджетные трансферты (субсидии федерального бюджета) – 36,5 млн. рублей, областной бюджет – 22,649 млн. рублей на реализацию мероприятий:

1) окончание работ по капитальному ремонту ГТС Симского водохранилища на реке Сим в г. Сим на территории Ашинского муниципального района с объемами финансирования:
за счёт субсидий областного бюджета – 6,5173 млн. рублей
за счёт средств местного бюджета – 0,8 млн. рублей.

Предусмотренные в 2013 году на объекте работы за счёт бюджетов всех уровней выполнены в полном объёме;

2) продолжение капитального ремонта ГТС Миньярского водохранилища на реке Сим в г. Миньяре с объемами финансирования:
за счёт субсидий федерального бюджета – 36,5 млн. рублей,
за счёт субсидий областного бюджета – 12,5 млн. рублей,
за счёт средств местного бюджета – 0,5 млн. рублей.

Предусмотренные в 2013 году на объекте работы за счёт бюджетов всех уровней выполнены в полном объёме.

3) продолжение реконструкции гидроузла Мало-Тесьминского водохранилища на реке Малая Тесьма на территории Златоустовского городского округа с объемами финансирования:
за счёт субсидий областного бюджета – 3,632 млн. рублей,
за счёт средств местного бюджета – 2,288 млн. рублей.

Фактически освоение средств на объекте составило:
за счёт субсидий областного бюджета – 2,391 млн. рублей,
за счёт средств местного бюджета – 0,447 млн. рублей;

Фактически выполнены работы на сумму 57,908 млн. рублей (98 %), в том числе: за счёт средств федерального бюджета – 36,5 млн. рублей (100 %), областного бюджета – 21,408 млн. рублей (94,5 %).

Запланированные на 2013 год целевые индикаторы и показатели реализации Программы достигнуты в полном объеме:

– количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведённых в безопасное технические состояние, составило 1 единицу;
– доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, составила 1,2 %.

Дата изменения: 26.03.2014 16:28:29

Элемент не найден!

1. Разрабатывает проекты областных нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
2. Взаимодействует в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями, органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления по вопросам государственной политики в сфере использования и охраны участков недр местного значения.
3. Организует и участвует от имени Минимущества в работе постоянно действующих и временных комиссий, экспертных органов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
4. Подготавливает предложения и исходные данные для проектов областного бюджета и прогнозов социально-экономического развития области по соответствующим разделам, справочные, расчетные и аналитические материалы по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
5. Обеспечивает проведение плановых и внеплановых выездных проверок пользователей участков недр на территории Челябинской области и проводит такие проверки.
6. В пределах своей компетенции принимает меры при выявлении в деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц нарушений требований действующего законодательства:
– оформляет проекты предписаний об устранении нарушений;
– возбуждает дела об административных правонарушениях;
– рассматривает дела об административных правонарушениях;
– рассматривает жалобы и протесты на постановления по делам об административных правонарушениях;
– обращает к исполнению постановления о назначении административного наказания;
– осуществляет подготовку документов для обращения в суд по вопросам, входящим в компетенцию управления;
– направляет в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований законодательства, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
7. Разрабатывает порядок и условия использования природных ресурсов, распоряжение которыми относится к компетенции Челябинской области и (или) находящихся в государственной собственности Челябинской области.
8. Подготавливает предложения в органы государственной власти Российской Федерации и Челябинской области по квотам, лимитам и объемам освоения и использования природных ресурсов, объемам и порядку финансирования работ по изучению, использованию, воспроизводству и восстановлению природных ресурсов.
9. Участвует в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
10. Осуществляет функции областного государственного заказчика и главного распорядителя бюджетных средств при выполнении работ, предусмотренных государственными программами геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
11. Осуществляет оформление и переоформление лицензий на пользование участками недр местного значения, внесения изменений в них, их государственной регистрации и выдачи.
12. Подготавливает и утверждает перечни участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
13. Организует и проводит аукцион на право пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный Министерством (далее именуется – аукцион), устанавливает порядок и условия проведения аукциона, состав и порядок работы аукционной комиссии.
14. Предоставляет право пользования участками недр местного значения, принимает решения о приостановлении, ограничении и прекращении права пользования участками недр местного значения.
15. Ведет реестр лицензий на пользование участками недр местного значения.
16. Организует и осуществляет региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
17. Создает и ведет областной фонд геологической информации, распоряжается информацией, полученной за счет средств областного бюджета.
18. Составляет и ведет областной баланс запасов и кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и ведет учет участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
19. Представляет в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения о формировании программы лицензирования пользования участками недр, об условиях проведения конкурсов, аукционов и условиях лицензий на пользование участками недр.
20. Принимает по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом решения о предоставлении права пользования участком недр для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
21. Создает комиссию, уполномоченную на установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
22. Устанавливает и изменяет границы участков недр местного значения, предоставляемых в пользование для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых.
23. Согласовывает технические проекты разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
24. Устанавливает конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование каждым участком недр местного значения в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
25. Осуществляет относительно участков недр местного значения оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
26. Проводит государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.
27. Согласовывает нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации.
28. Осуществляет владение, пользование, распоряжения водными объектами, находящимися в собственности Челябинской области.
29. Утверждает проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и устанавливает границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным нормам и правилам.
30. Предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Челябинской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации.
31. Участвует в деятельности бассейновых советов.
32. Выдает разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности и расположенном на территории Челябинской области, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
33. Оказывает информационную, методическую и правовую помощь организациям по вопросам в области водных отношений.
34. Осуществляет контроль:
– за ходом выполнения нормативных правовых актов по вопросам лицензирования пользования недрами и обеспечению их рационального использования и охране;
– за исполнением требований лицензионных соглашений;
– за ходом выполнения нормативных правовых актов по вопросам в области недропользования;
– за целевым использованием средств областного бюджета, предназначенных для финансирования мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых Челябинской области;
– за ходом выполнения нормативных правовых актов по вопросам в области водных отношений;
– за соблюдением организациями, ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами условий договоров водопользования и решения о предоставлении водных объектов в пользование, государственных контрактов;
35. Осуществляет внутренний финансовый контроль в части внутренних бюджетных процедур, связанных с исполнением функций Управления.
36. Подготавливает проекты ответов на обращения граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию управления;
37. Осуществляет разработку проектов нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции управления, и предоставляет их на предмет правовой экспертизы в правовое управление.

Нацпроекты: как власти намерены поднять экономику Башкирии за 5 лет

Продолжаем изучать программу национальных проектов в Башкирии. Именно они в ближайшие пять лет станут для руководителя республики, ровно как и для всех других губернаторов России, альфой и омегой всей рабочей деятельности.

На тройку крупнейших нацпроектов в Башкирии потратят 64% от всего выделенного бюджета. О них мы подробно поговорили здесь. Оставшиеся проекты нацелены на такие важные сферы, как образование, культура, жилье и экономика. В «экономический блок» программы национальных проектов входит сразу пять из них. Суммарно на них потратят 15,5 млрд рублей из общей суммы в 175,1 млрд. В первую очередь, это деньги из федерального бюджета.


В рамках нацпроекта «Образования» заслуживает внимания оснащение школ современным техническим оборудованием за 13 млрд рублей. Всего на нацпроект выделено 17,3 млрд + субсидии из федерального бюджета, сумма которых составит примерно 0,2 млрд рублей. В селах и малых городах должны появиться 133 образовательных центра, направленных на получение детьми дополнительного образования. Кроме того, в этом году в Башкирии откроется 21 новая школа и 19 детсадов. Это должно раз и навсегда убрать вторую смену в школах.

– Нас в первую очередь интересует соответствие материально-технической базы образовательных организаций для ведения качественного образовательного процесса. Второе – повышение квалификации наших педагогов, переподготовка в том числе. Нас не меньше интересуют малокомплектные школы, где порой учителя ведут одновременно несколько учебных предметов,

– сообщил о важных моментах в работе и.о. министра образования Башкирии Айбулат Хажин.

Жилье и городская среда

Один из самых амбициозных нацпроектов стоимостью 6,44 млрд рублей. Главными задачами проекта является расселение аварийного жилья, обеспечение молодых семей льготной ипотекой, стройка жилья ударными темпами и создание комфортной городской среды. Объем строительства новых домов за пять лет должны увеличить с 2,3 до 3,7 млн кв. метров в год. За этот период также должно быть построено не менее 135 тысяч кв. метров социального жилья. Всего за первые полгода исполнения нацпроекта было введено около 1 млн квадратов жилья.

Площадь аварийного жилья, отданного под расселение, составит 23 тысячи кв. метров, на которых проживает 1290 человек. Для этого потребуется 3,53 млрд рублей. Количество участников льготной программы «Жилстройинвест» будет расширено в два раза . В целом, к 2024 году планируется выдать 7,8 тысяч ипотечных кредитов по этой программе. Ипотечная ставка для ее участников снижается до 5,5% годовых.

Что касается развития городской среды, то в ближайшие годы 13 из 21 городов Башкирии должны обзавестись благоприятной средой. Этому отчасти способствует всероссийский конкурс «Малые города и исторические поселения». В этом году сразу три города Башкирии выиграли в нем гранты на реконструкцию парков общей суммой в 245 млн рублей – это Белебей, Бирск и Ишимбай. Всего в городах планируется благоустроить не менее 142 общественных территорий , таких как скверы, парки, центральные площади и другие зоны отдыха. Для этого из бюджета республики выделено 1,4 млрд рублей.

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

Нацпроект стоимостью 4,78 млрд рублей направлен на увеличение в регионе числа предпринимателей. Проект нацелен на повышение доступности к финансовой поддержке и льготному финансированию для малого и среднего предпринимательства (МСП), акселерацию бизнеса, поддержку фермеров. Планируется, что участники проекта по популяризации предпринимательства в регионе за пять лет создадут более 1600 субъектов МСП. Всего за это время финансовую поддержку получат 10,5 предпринимателей, как малых и средних, так и самозанятых.

Напомним, ранее Радий Хабиров заявил, что в каждом муниципалитете появится должность «бизнес-шерифа», который будет защищать интересы бизнеса и быть «другом, щитом и соратником» предпринимателей.

Для помощи начинающим бизнесменам в их стартапах в мае в уфимской «Книжке» открылся центр «Мой бизнес», работающий по принципу «одного окна». В нем можно получить весь спектр государственных услуг, например, зарегистрировать ИП или юрлицо, получить консультацию, поручительство и даже микрозайм. Аналогичный центр планируется построить в Нефтекамске.

Международная кооперация и экспорт

Другой нацпроект, направленный на экономический рост, стоимостью 4,92 млрд рублей. Большая часть суммы направлена на развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса (АПК) – 4,33 млрд рублей. За пять лет в Башкирии планируется повысить объем экспорта продукции АПК до 230 млн долларов, экспорта услуг – до 452 млн долларов.

Производителям продукции в Башкирии будут содействовать в получении субсидий из федерального бюджета, помимо этого, малым и средним предпринимателям будут субсидировать затраты на транспортировку товаров на экспорт. До конца года на экспорт могут вывести до 90 субъектов МСП.

В аэропорту Уфы планируется строительство авиационного грузового комплекса стоимостью 480 млн рублей. Это позволит увеличить обработку и перевалку грузов через Уфу.

В нацпроект «Культура» заложено 6,3 млрд рублей, из которых большая часть пойдет на строительство, реконструкцию и модернизацию культурных заведений. Особый упор делается на развитие культурной инфраструктуры в сельской местности. В планах также значится открытие новых библиотек с интернетом, поддержка творческих коллективов и укрепление национальной культуры.

В рамках нацпроекта «Наука» Башкирия примет участие в конкурсе на создание научно-образовательных центров по направлениям медицина, двигателестроение и цифровизация добычи углеводородов. В случае одобрения заявки, подобный центр может появиться в республике уже в 2020 году. При успешной реализации это поможет решить в Башкирии проблему с нехваткой научных кадров. За свои научные проекты молодые ученые могут претендовать на грант в виде 1 млн рублей. В прошлом году такие гранты получили 30 молодых ученых. Всего на нацпроект потратят 4 млрд рублей.

Нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» должен оправдать свое название за 1,24 млрд рублей. За эти деньги планируется повысить занятость и эффективность рынка труда и увеличить рост производительности труда в базовых несырьевых отраслях на 30%. Одна из целей нацпроекта – модернизация предприятий таким образом, чтобы облегчить работу сотрудникам, при этом повысив производительность труда.

В этом году в проекте примут участие 50 предприятий республики. Пока что в нем участвует 28 организаций. Эти предприятия должны получить дополнительное финансовое стимулирование. Всего до 2024 года к этому списку должно присоединиться еще 146 предприятий.

Наименее затратным нацпроектом станет «Цифровая экономика», на реализацию которой из бюджета Башкирии направлено 600 млн рублей. Он направлен на всеобщее распространение интернета в республике. К 2024 году планируют обеспечить интернетом 100% школ, колледжей и ФАПов, а также 97% семей.

Сможет ли новое руководство Башкирии хоть на немного приблизиться к выполнению всех целей, или планы, поставленные правительством, слишком утопичны?

Сколько стоит человек? В Татарстане на человека тратят на 20% больше, чем в Башкирии

Известное расхожее выражение «война план покажет» говорит об импровизации. А мы в этот раз хотим исследовать сам план. План бюджета Башкирии на 2020 год. И конечно же, по традиции сравним его с планом бюджета Татарстана на текущий год. А также узнаем мнение экономиста о том, как сложившуюся ситуацию можно переломить. Журналист портала proufu.ru провел исследование бюджетов, подробности – в материале.

В конце 2019 года все субъекты РФ утвердили региональные бюджеты на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. В Башкирии, заметим, утверждение бюджетов прошло не без эксцессов, самым заметным из них стал не допуск на трибуну Лилии Чанышевой, координатора уфимского штаба Навального с трибуны Курултая, сделала это Рида Субханкулова, председатель Комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям. Изначально предполагалось, что на слушаниях свое мнение о бюджете смогут высказать 27 записавшихся общественников, но фактически это смогли сделать лишь семь человек. Но в итоге бюджет приняли. Как и в остальных регионах России.

Не изменяя традиции, рассмотрим республиканские показатели и сравним данные о населении и расходах регионального бюджета Башкирии на душу населения с соседним Татарстаном. Немаловажно, что РТ уже традиционно лидирует по объему доходов бюджета. Среди лидеров также Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Краснодарский край. Следом за ними, 5 строчку в этом рейтинге занимает Татарстан. Башкирия на этот раз заняла 11 строчку среди 85 регионов России.

Мы решили сравнить показатели Башкортостана с показателями соседней Республики Татарстан. А теперь — цифры. Напоминаем, речь пойдет о планируемом региональном бюджете республик.

Доходы бюджета на 2020 год

в Башкирии составят 204,6 млрд рублей

в Татарстарне они составят 270,1 млрд рублей

Расходы бюджета на 2020 год

В Башкирии составят 226,6 млрд рублей

В Татарстане они составят 273,2 млрд рублей

Дефицит

В Башкирии плановый дефицит составит 22 млрд рублей

В Татарстане плановый дефицит составит 2,1 млрд рублей

Нельзя не заметить существенную разницу между расходами и доходами бюджета республик. Несмотря на то, что плановый дефицит бюджета Республики Башкортостан в 10 раз больше, чем у соседней РТ, расходы на душу населения этого не отражают.

Расходы на душу населения

Принято считать, что уровень жизни во многом определяется именно тем, сколько денег расходуется из бюджета региона на каждого жителя.

В Башкирии расходы на душу населения в 2020 году запланировали в размере 55,9 тысяч рублей на человека.

В Татарстане расходы на душу населения в 2020 году запланировали в объеме 70,1 тысяч рублей.

Разница в расходах на душу населения — 20,2%.

Безусловно, радует, что существующий разрыв ежегодно сокращается. Для наглядности приведем разницу в расходах на душу населения РБ и РТ за 9 месяцев 2019 года.

Так, на каждого жителя Башкортостана за 9 месяцев 2019 года тратилось на 26,3% меньше бюджетных средств, чем в Татарстане. В Башкирии эта сумма составила 40 321 рублей, в РТ —54 774 рублей.

В тоже время за аналогичный период 2018 года в Башкортостане на каждого жителя условно тратилось 33 900 рублей. В Татарстане эта цифра была значительно выше – 47 680 рублей. В 2018 году разница в расходах на душу населения составляла 40%.

Напомним разницу в количестве жителей двух республик:

Население Башкирии составляет 4051,01 тысяч человек

Население Татарстана составляет 3898,63 тысяч человек

Разница относительно небольшая — 153 тысячи человек.
На наш вопрос о разнице в расходах на душу населения и о том, каким образом Башкирия может сравняться с соседями, Рустем Шайахметов, председатель РОО «Содружества многодетных семей Башкортостана», кандидат экономических наук, эксперт по пространственному развитию, ответил просто: «Без увеличения доходной части бюджета сделать этого не получится».

«По численности населения Башкирия занимает седьмое место в России и первое место в ПФО. Но в рейтинге по объему дохода мы занимаем лишь 11 место. Это уже говорит о том, что развитие экономики, прежде всего валовой региональный продукт (ВРП), у нас ниже, чем в Татарстане. И это подтверждается доходами бюджета. Да, разрыв прежде всего связан с тем, что мы в свое время отстали. В это время в Татарстане сделали основную ставку на развитие инновационных технологий. У них есть Иннополис, есть особые экономические зоны, у них очень хорошо развит образовательный комплекс, и они продолжают его развивать. В Татарстане на 50% студентов больше, чем у нас. И дисбаланс в количестве населения (10%) эту разницу не покрывает.

Татарстан более эффективно развивает свою инфраструктуру, они очень много вкладывают в экономику, именно в инновационное развитие, по сравнению с нами. Иннополис — это единственный город в России, который построен после развала СССР. Создан мощный инновационный центр. Университет Иннополиса – это республиканское образовательное учреждение, а не федеральное. И они ежегодно вкладывают в него, используя механизмы софинансирования.

Что это дает им? Они сформировали научно-образовательную площадку, где проводят крупнейшие общероссийские технологии конференции по технологиям, туда приезжают со всего мира. В университете Иннополиса преподают иностранцы, что крайне редко. В регионах это вообще единицы. А Иннополис может себе это позволить за счет высокого финансирования. Так они создают научную элиту, причем не Татарстана, а России.

Так они вкладываются в будущее, и это будущее «выстрелит» и будет давать им не меньше 10 % от ВРП. Это значит, что в бюджет будет поступать не менее 30 млрд рублей. это хорошие деньги. Сейчас они вкладываются и вкладываются хорошо. При этом федералы видят, что у них есть эффект. Кстати, особая экономическая зона Елабуга – это самая эффективная особая экономическая зона России. По-моему, 30% ВРП формируется именно в ней.

В Башкирии, если я не ошибаюсь, 80 миллионов из бюджета Башкирии идут на аппарат Академии наук. Как наша академия наук влияет на инновационное развитие республики, я не могу сказать. Для развития самой Академии наук? Тогда конкретно должен быть какой-то эффект. Его я тоже не вижу, к сожалению. У нас много блестящих ученых, а результатов мало.

Мы в Башкирии пытаемся развивать традиционные сектора экономики, делаем упор на них. И в результате мы остаемся «толкаться» в той нише, в которой и без нас много сильных игроков. А значит результатов добиться сложнее. Нам нужно начать вкладываться. Вкладывать в инновации, увеличивать доходную часть бюджета и соответственно расходы на душу населения.

Возвращаясь к вопросу расходов на финансирование социальной части бюджета. Они напрямую зависят от доходов бюджета. И ещё, посчитать деньги – это не самое главное, главное их выделить. У нас нет бюджета развития. Нам нужно ежегодно тратить 4-5 млрд рублей на инновационное развитие, ведь именно он и формируют завтрашний день».

Читайте также:  Ученые изобрели стены, которые сами генерируют электричество
Ссылка на основную публикацию