В Астраханской области возведут новые гидротехнические сооружения

Чем обернется строительство ещё одной ГЭС под Волгоградом

Фото: Волжская ГЭС, Астраханский заповедник, архив КИ

В Волгограде обсудили “экологический проект XXI века” – так назвал губернатор соседнего региона строительство мини-ГЭС для обводнения Волго-Ахтубинской поймы. Строительство комплекса гидротехнических сооружений в области планируют начать в 2021 году. Этот проект напрямую коснется и Астраханской области.

Стройка на миллиарды
По мнению разработчиков проекта, регион создает условия для нормальной жизни сотен видов флоры и фауны, людей, проживающих на этой территории, а также для жителей Астраханской области и всей Нижней Волги.
Проект масштабный, он вошел в нацпроект “Экология” и получил федеральную поддержку. Предполагается, что строительство завершится в 2023 году, по другим данным, это произойдет к 2030 году. На создание комплекса гидротехнических сооружений (ГТС) выделено 722 млн рублей. По предварительным данным, возведение объектов обойдется в 10-15 млрд рублей. Над ним работают специалисты института Гидропроекта им. С.Я. Жука. В свое время, к слову, ученые института проектировали и Волжскую ГЭС.

Лиман, канал и насосные станции
Так что же хотят сделать гидроинженеры для обводнения Волго-Ахбинской поймы, которая, как известно, сегодня погибает из-за маловодности и куда вода в период весеннего паводка практически не заходит? Это, по сути, будет обводной канал с необходимым для уникального комплекса течением, отмечают ученые, работающие над проектом.

В комплекс ГТС, согласно предварительному плану размещения объектов, вой­дут водоприемник, подводящий канал длиной в 32 км с возможной пропускной способностью от 200 до 1000 куб. м/с, здание ГЭС, технические и напорные сооружения на входе в ерики, входящие в зону искусственного бассейна, и системы лиманов. Последние позволят накапливать воду и перераспределять ее в течение года.

Мини-ГЭС планируется построить в створе старого русла Ахтубы. Забор воды будет осуществляться из Волгоградского водохранилища. Вода из Ахтубы станет поступать в Краснослободский и Каширинский водные тракты самотеком и с помощью насосных станций. Построят и дополнительный шлюз для подъема воды.

На границе с Астраханской областью
Ключевым сооружением станет лиман (искусственный водоем). Он будет образован двумя плотинами – в конце Волго-Ахтубинского канала и на границе с Астраханской областью. Первая плотина будет подпорным сооружением, которое образует водохранилище и предотвращает отток воды в Волгу. Вторая будет регулировать объем воды в водохранилище и пропускать воду в Астраханскую область.
Использование лимана в меженный период позволит поднять Ахтубу на 3 метра, в паводковый – на 4 м. Это в свою очередь даст возможность воде самостоятельно попадать в пойму, считают авторы проекта.

Пойма задышит”
Как пояснили в Росвод­ресурсах, специалисты ведомства оценят проект обводнения поймы. Там, в частности, отметили, что на экологический баланс на этой территории повлиял каскад ГЭС.
Защитники этого проекта уверены в несомненном экологической эффекте. “Пойма задышит”, – считают они. Среди других плюсов – сохранение биоресурсов, увеличение кормовой базы для сельхозживотных, повышение урожайности, развитие этой территории.

“Оставьте Волгу и Ахтубу в покое!”
Но есть и другие точки зрения. Так, волгоградский ученый, профессор Виктор Брылев, который по собственному признанию более 50 лет изучает гидрологию Волги, убежден, что Волгу и Ахтубу нужно наконец оставить в покое, поскольку любое технократическое вмешательство в и так уже нарушенную экосистему реки грозит непредсказуемыми негативными последствиями. Он уверен, что если добавить воду в один водоток, то непременно убудет в другом, и естественный цикл реки нарушать нельзя.

По мнению профессора, обводнить пойменные территории способна и Волжская ГЭС, для этого не придется выбрасывать миллиарды рублей. Нужно только соблюдать нужный попуск воды – в апреле-мае не менее 27 тыс. куб./c в течение 9-10 дней, держать рыбохозяйственную полку до 18 дней с расходом воды в 18 тыс. куб. м/с, а общую продолжительность половодья на реке продлить до 65 дней.

“Особенности рек не учли”
Другие критики тоже называют проект сложным и спорным. Это определение разделяет и председатель астраханского отделения Всероссийского общества охраны природы, доктор биологических наук Аркадий Сокольский.
– Насколько я знаю, было несколько решений обводнения поймы, причем они были технически и финансово более выгодны. Почему выбрали самый дорогой проект – непонятно. В нем, на мой взгляд, не учтены гидрологические особенности Ахтубы и Волги. Ахтуба находится выше Волги, придется дополнительно строить дамбы и т.д. У нас был уже такой объект – вододелитель в Наримановском районе, но он из-за малой эффективности практически не работал, – говорит ученый.

“Перспективы туманны”
– Считаю, что тратить деньги на проект с туманно выраженной перспективой нецелесо­образно. Есть сомнения и другого рода. Знаю, что одними из инициаторов строительства ГТС были энергетики. Поэтому думаю, что их роль на реке только усилится, а говорить об экологической эффективности вряд ли придется. Необходимо провести совместные общественные слушания астраханцев и волгоградцев. Это уместно было бы сделать на базе Общественных палат с привлечением к обсуждению депутатов двух регионов, – говорит Аркадий Сокольский.

“Есть путь попроще”
Астраханский экоактивист, защитник западно-подстепных ильменей Владимир Андросов категорически против строительства каких-либо дополнительных ГЭС или ГТС.
– Проблему Ахтубы можно решить более простым путем – допустим, проложить дополнительный водовод в исток Ахтубы, а по течению – возвести подпорные переливные плотины. Тем самым будет обеспечена постоянная проточность реки, сохранена природа поймы.

“На нас не скажется”
Директор Астраханского биосферного заповедника Николай Цымлянский не видит больших проблем для нашей области в связи с перспективой строительства ГТС.
– На нас это никак не скажется. Думаю, что обводнение в пределах Астраханской области улучшится. Однако все будет зависеть от объемов воды, которые будут к нам сбрасываться.

Ученые раскрыли тайну гигантских изображений, обнаруженных под Астраханью

Эксперты спорят о природе загадочной находки, по одной из версий, мегалитов — древних гигантских рукотворных изображений на поверхности земли, выложенных камнями или вырезанных в грунте в виде борозд.

Такие сооружения расположены на территории МО «Поселок Караульный» Камызякского района. На спутниковой карте данные каменные насыпи представляют собой «узор» в виде правильных геометрических линий, вытянутых в меридиональном направлении, протяжённостью свыше 5 км.

Группа учёных Русского географического общества (историк Котеньков С.А. – один из авторов статьи, океанолог Бухарицин П.И., археолог Соловьёв Д.С.), выезжали на место и осматривали каменные насыпи, состоящие из обломков песчанника. Некоторые из этих обломков были внушительных размеров и по форме напоминали колонны.

Крупные фрагменты песчанника

Океанолог Бухарицин П.И. выразил мнение, что данные обломки песчанника представляют собой мегалитическое сооружение — древний, высокотехнологичный инженерный гидротехнический комплекс и разместил данную информацию в сети. Но историки и археологи выразили сомнения насчёт данной культурной принадлежности объекта, по причине полного отсутствия датирующих артефактов и «подозрительной» геометрической правильности линий насыпей, которые без познаний в области геодезии, выполнить было бы невозможно. Было решено провести архивные изыскания на предмет установления строительства в этом районе гидротехнических сооружений. Сотрудником Санкт-Петербургского Университета Михайловым Владимиром Николаевичем были найдены материалы подтверждающие принадлежность этих сооружений ко времени строительства нового судоходного канала в 60-х годах XIX века, который так и не был достроен.

Выяснилось, что в 1845 году проводились изыскания и составлялся проект наиболее удобного фарватера между г. Астраханью и Каспийским морем так, чтобы он проходил через Бирючью косу, на которой находилось отделение Астраханской таможни и карантина. Однако проект оказался убыточным уже на стадии проектирования.

Через 9 лет, 26 декабря 1854 года был одобрен план начертания нового судоходного тракта. По плану линия движения судов должна идти из Волги в реку Чаган, далее по р. Камызяк переходить к взморью по рекам Полдневой и Зюйдовой.

По плану предполагалось прорыть канал через бар (песчаную подводную отмель в устье реки) с оградительными дамбами. Вот эти самые дамбы и сопутствующие сооружения («скобы») и являются предметом столь бурной дискуссии в СМИ. Если мы сравним изображения с современной Яндекс-карты и изображение Камызякского канал на карте «Устья Волги» (1914г.), то сразу обнаружим полное сходство в зигзагообразных формах изображениий каналов.

Под руководством инженер-генерал-майор Корпуса инженеров путей сообщения Русской императорской армии Ивана Осиповича Гейдателя в 1855 году были произведены изыскательные работы.

Комитет, состоящий из лиц морского, военного ведомства и путей сообщения в 1856 году ознакомился с результатами изыскательных работ Ивана Осиповича и просил уточнить о безальтернативности этого маршрута. В этот год дополнительные изыскательные работы были поручены барону Евгению Богдановичу Тизенгаузену, приближенному А.А.Сапожникову. Инженер Тизенгаузен одобрил и подтвердил верность маршрута, но предложил корректировку с заменой линии маршрута Волгою-Чаган (в этих водах активно велась рыбная ловля торговой фирмой «Братья Сапожниковы») на якобы более короткий маршрут через реки Мардашка и Тизань. Проект был утвержден с изменениями 7 августа 1858 года. Весьма вероятно, мы являемся свидетелями исторического акта коррупции и превышения должностных полномочий, которые могли отчасти стать причиной неудачи проекта Камызякского пути.

По положениям проекта утвержденного Правительством, среди прочих, после реки Зюйдовая против устья, находящегося по левую сторону Калмыцкого острова, назначено прорыть канал через бар по направлению 60 ° к югу от востока.

Канал назначено оградить параллельными дамбами. Для возведения дамб использовать изымаемый грунт. Защитить фашинною кладкой и каменной осыпью. Камень добывался в Царицинском и Камышинском уездах Саратовской губернии и доставлялся к месту работ на баржах, барках, осламках.

Фашинные откосы решено укладывать непосредственно на грунт или на предварительно положенных фашинных тюфяках в один-два слоя. Высота дамб определялась как 3,2 метра (1,5 сажени). Расстояние между дамбами как 70 саженей (128 метров).

Начало строительства осложнили технические проблемы. Дополнительно предложенный подход оказался дорогостоящим и ненадежным. Придумали делать им зигзагообразную архитектуру так, чтобы при разном ветре и движении воды происходил естественный нанос с образованием кос. Работы проводились в 60-е гг. XIX века. Проект не был завершен. Остатки построенных гидротехнических сооружений вы можете наблюдать и по сей день на территории МО «Поселок Караульный» Камызякского района.

Читайте также:  Медведев потребовал от регионов погасить долги за электроэнергию

К сожалению, на сей раз Астрахань не стала местом обнаружения мегалитов, но надеемся, что подобные находки на территории области ждут своих исследователей!

Хотелось бы отметить гражданскую позицию и оперативность астраханцев — Токарева Михаила и Дубровина Дмитрия, первыми обнаружившими обнаружили эти каменные насыпи. Заинтересовавшись их происхождением, и обеспокоенные тем, что местные жители разбирают и вывозят камни для хозяйственных нужд, они сообщили о находке учёным Русского географического общества. Надеемся, что их примеру последуют все астраханцы, а специалисты постараются не делать поспешных выводов в исторической интерпретации обнаруживаемых объектов.

В Астраханской области возведут новые гидротехнические сооружения

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 июня 2011 года N 220-П

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ “РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 – 2020 ГОДАХ”

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П.
____________________________________________________________________

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, Постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П “Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года”, Распоряжением Правительства Астраханской области от 30.05.2011 N 196-Пр “О концепции долгосрочной комплексной целевой программы “Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области в 2012 – 2020 годах” Правительство Астраханской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу “Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области в 2012 – 2020 годах” (далее – Программа).

2 – 3. Утратили силу. – Постановление Правительства Астраханской области от 19.06.2014 N 225-П.

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА “РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 – 2020 ГОДАХ”

Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН

Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 29 июня 2011 года N 220-П

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области
от 25.09.2012 N 403-П, от 19.12.2012 N 573-П,
от 01.08.2013 N 266-П, от 30.12.2013 N 602-П,
от 19.06.2014 N 225-П)

Паспорт

Наименование Программы – государственная программа “Развитие
водохозяйственного комплекса
Астраханской области в 2012 – 2020
годах” (далее – Программа)
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 01.08.2013
N 266-П)

Основание для разработки – Водный кодекс Российской Федерации,
Программы Водная стратегия Российской Федерации на
период до 2020 года, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 27.08.2009 N 1235-р,
Стратегия социально-экономического
развития Астраханской области до 2020
года, утвержденная Постановлением
Правительства Астраханской области от
24.02.2010 N 54-П, концепция
долгосрочной комплексной целевой
программы “Развитие водохозяйственного
комплекса Астраханской области в 2012 –
2020 годах”, утвержденная Распоряжением
Правительства Астраханской области от
30.05.2011 N 196-Пр

Государственный заказчик – служба природопользования и охраны
Программы окружающей среды Астраханской области

Основной разработчик – служба природопользования и охраны
Программы окружающей среды Астраханской области,
ЗАО “ДАР/ВОДГЕО”

Исполнители основных – служба природопользования и охраны
мероприятий Программы окружающей среды Астраханской области,
министерство жилищно-коммунального
хозяйства Астраханской области,
министерство сельского хозяйства
Астраханской области, агентство по
рыболовству и рыбоводству Астраханской
области, органы местного самоуправления
муниципальных образований Астраханской
области (по согласованию) с привлечением
предприятий водохозяйственного комплекса
Астраханской области (по согласованию)
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 19.06.2014
N 225-П)

Цели и задачи Программы Цели Программы:
– гарантированное обеспечение водными
ресурсами устойчивого социально-
экономического развития Астраханской
области;
– восстановление водных объектов до
состояния, обеспечивающего экологически
благоприятные условия жизни населения
Астраханской области;
– обеспечение защищенности населения и
объектов экономики Астраханской области
от наводнений и иного негативного
воздействия вод.
Задачи Программы:
– ликвидация дефицита водных ресурсов в
вододефицитных районах Астраханской
области;
– восстановление и экологическая
реабилитация водных объектов
Астраханской области;
– повышение эксплуатационной надежности
гидротехнических сооружений Астраханской
области, в том числе бесхозяйных, путем
их приведения к безопасному техническому
состоянию;
– строительство сооружений инженерной
защиты, обеспечение защищенности
населения и объектов экономики
Астраханской области от вредного
воздействия вод;
– развитие системы государственного
мониторинга водных объектов Астраханской
области, в том числе развитие и
модернизация государственной
наблюдательной сети

Важнейшие целевые показатели – количество вновь созданных водохранилищ
и индикаторы Программы и реконструированных гидроузлов
действующих водохранилищ, строительство
шлюзов-регуляторов;
– численность населения, проживающего в
районах возникновения локальных
вододефицитов, надежность обеспечения
водными ресурсами которого повышена;
– доля населения, проживающего на
подверженных негативному воздействию вод
территориях, защищенного в результате
проведения мероприятий по повышению
защищенности от негативного воздействия
вод, в общем количестве населения,
проживающего на таких территориях;
– протяженность новых и реконструированных
сооружений инженерной защиты и
берегоукрепления;
– количество гидротехнических сооружений,
приведенных в безопасное техническое
состояние;
– доля гидротехнических сооружений,
приведенных в безопасное техническое
состояние, в общем количестве
гидротехнических сооружений с
неудовлетворительным и опасным уровнем
безопасности;
– численность населения, экологические
условия проживания которого будут
улучшены в результате реализации
мероприятий по восстановлению и
экологической реабилитации водных
объектов;
– объем выемки донных отложений в
результате реализации мероприятий по
восстановлению и экологической
реабилитации водных объектов;
– протяженность работ по восстановлению и
экологической реабилитации водных
объектов;
– площадь работ по восстановлению и
экологической реабилитации водных
объектов

Срок реализации Программы – 2012 – 2020 годы

Объем и источники – объем финансирования Программы в 2012 –
финансирования Программы 2020 годах за счет всех источников
составит 13260.31 млн. рублей, в том
числе:
за счет средств федерального бюджета –
11742.38 млн рублей;
за счет средств бюджета Астраханской
области – 1084.30 млн рублей;
за счет средств бюджетов муниципальных
образований – 74.89 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников – 358.74
млн. рублей
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 30.12.2013
N 602-П)

Ожидаемые конечные – 19 шлюзов-регуляторов, построенных к
результаты реализации 2020 году, позволят обеспечить
Программы и показатели ее обводнение зоны западно-подстепных
социально-экономической ильменей Астраханской области;
эффективности
увеличится численность населения с 4.329
до 99.7 тыс. чел., проживающих в районах
возникновения локальных вододефицитов, в
том числе в зоне западно-подстепных
ильменей, надежность обеспечения водными
ресурсами которых повышена;

доля населения, проживающего на
подверженных негативному воздействию вод
территориях, защищенного в результате
проведения мероприятий по повышению
защищенности от негативного воздействия
вод, в общем количестве населения,
проживающего на таких территориях,
увеличится с 32.6 до 63 процентов на
конец 2020 года;

увеличится протяженность новых и
реконструированных сооружений инженерной
защиты и берегоукреплений с 2.2 до
28.15 км;

количество гидротехнических сооружений,
приведенных в безопасное техническое
состояние, к 2020 году увеличится на 11
ед. либо количество гидротехнических
сооружений, требующих капитального
ремонта и приведенных в безопасное
техническое состояние, к 2020 году
сократится с 25 до 14 ед.;

увеличится доля гидротехнических
сооружений, приведенных в безопасное
техническое состояние, в общем
количестве гидротехнических сооружений с
неудовлетворительным и опасным уровнем
безопасности к 2020 году на 44 процента;

улучшатся экологические условия
проживания населения с 4.32 до 99.78
тыс. чел. в результате реализации
мероприятий по восстановлению и
экологической реабилитации водных
объектов;

увеличится объем выемки донных отложений
с 300.0 до 118904.2 тыс. куб. м в
результате реализации мероприятий по
восстановлению и экологической
реабилитации водных объектов
(природоохранных мероприятий);

увеличится протяженность восстановленных
и экологически реабилитированных водных
объектов с 55.0 до 1664.2 км;

увеличится площадь восстановленных и
экологически реабилитированных водных
объектов с 43.0 до 1777.1 кв. км

Контроль реализации – служба природопользования и охраны
Программы окружающей среды Астраханской области до
20-го числа месяца, следующего за
отчетным кварталом отчетного года,
представляет в министерство
экономического развития Астраханской
области отчеты о ходе финансирования и
выполнения Программы;
– министерство экономического развития
Астраханской области осуществляет
контроль за исполнением Программы

1. Общие положения и содержание проблемы

Астраханская область занимает уникальное геополитическое положение. Являясь самым южным регионом по течению реки Волги в цепочке Волжско-Камского каскада, по объему подаваемой воды зависит от попусков Волгоградской ГЭС.

При этом функционирование водохозяйственного комплекса в Астраханской области имеет следующие особенности;

– регион расположен в пустынном-полупустынном районе с резко континентальным климатом, население области сосредоточено в основном вдоль рек;

– имеет уникальные экосистемы: Волго-Ахтубинскую пойму, дельту реки Волги, водно-болотные угодья, зону западно-подстепных ильменей;

– в регионе существуют особые условия рыбовоспроизводства: большой потенциал роста промысловых запасов ценных и частиковых видов рыб, при этом большое значение имеют созданные в 60-е годы прошлого столетия вследствие зарегулированности стока каналы-рыбоходы;

– сельское хозяйство Астраханской области в основном сориентировано на водопотребление, более 50% территорий посевных площадей и пастбищ являются орошаемыми;

– Астраханская область является крупным транспортно-транзитным узлом, через регион осуществляется выход на международные транспортные водные пути через Волго-Каспийский морской судоходный канал, вместе с тем имеет транспортную речную сеть с выходом на канал Волга-Дон;

– область обладает большим потенциалом развития туризма на территории Волго-Ахтубинской поймы и дельты реки Волги.

В Астраханской области помимо реки Волги – главного гидрографического и водохозяйственного стержня региона – насчитывается около 900 малых рек и водоемов, имеющих важное народно-хозяйственное значение. При этом ряд объективных факторов, таких как:

– зарегулированность стока реки Волги, не отвечающие приоритетам водохозяйственного комплекса региона попуски воды через Волжскую ГЭС;

– концентрация в низовьях реки Волги вредных веществ, попадающих в нее по всему водосборному бассейну;

– тенденция к понижению уровня Каспийского моря;

– изменение условий проточности как больших, так и малых водотоков;

– конфликт ведомственных интересов основных водопользователей: жилищно-коммунального хозяйства (население), сельхозпроизводителей (оросительные системы ФГБУ “Управление “Астраханмелиоводхоз”), Росрыболовства, водного транспорта (ФГУП “Росморпорт”);

– отсутствие исходных данных для прогнозирования водности, данных мониторинга за состоянием водных объектов приводит в последние годы к существенному нарастанию проблем как в водохозяйственном комплексе Астраханской области, так и опосредованно в экономике региона.

Читайте также:  В Ульяновской области привлекут к ответственности ЖСК «Комплекс»

Водно-ресурсный потенциал и водный фонд региона

На территории Астраханской области кроме реки Волги насчитывается около 900 водотоков, рукавов, проток и малых речек. В 21 км ниже Волгограда от Волги отделяется левый рукав – Ахтуба (длина 537 км), которая течет параллельно основному руслу. Обширное пространство между Волгой и рекой Ахтубой, пересеченное многочисленными протоками и староречьями, называется Волго-Ахтубинской поймой, ширина разливов в пределах этой поймы достигала прежде 20 – 30 км.

Дельта Волги начинается в месте отделения от ее русла рукава Бузан в районе с. Верхнелебяжьего. Главные рукава реки Волги – Бахтемир, Камызяк, Старая Волга, Болда, Бузан, Ахтуба (из них в судоходном состоянии поддерживается Бахтемир, образующий Волго-Каспийский канал).

Протяженность дельты от вершины до моря – примерно 120 км, длина береговой линии со стороны моря – около 160 км. Площадь дельты Волги – около 13000 кв. км, однако эта величина меняется в зависимости от многолетних колебаний уровня Каспийского моря.

Зона западно-подстепных ильменей (ЗПИ) – совершенно неповторимое природное образование и уникальная часть дельты реки Волги со своим климатом, водным режимом, особенностями почвенного и растительного покрова. Это область массового развития лагунных ильменей, соединенных между собой небольшими и мелководными протоками в западной части дельты реки Волги.

Характеристика гидрологического режима

Анализ современного стока реки Волги, выполненного на основе данных о суммарном притоке воды в водохранилища Волжско-Камского каскада за период с 1981 по 2010 год, показывает, что средний годовой приток воды в водохранилища за этот период составил 277 куб. км. В связи с зарегулированностью стока объем поступаемой в водную систему Астраханского региона воды напрямую зависит от попуска через Волжскую ГЭС. Годовой сток в створе Волгоградского гидроузла составляет 250 куб. км (среднемноголетнее значение). Наибольшее значение стока зафиксировано в объеме 334 куб. км, наименьшее – 167 куб. км. Распределение расходов воды, проходящей через Волгоградский гидроузел, осуществляется по основным водотокам Астраханской области крайне неравномерно.

Изменение гидрологического режима реки Волги, Волго-Ахтубинской поймы и дельты реки Волги стало одной из наиболее важных причин усугубления природных экологических и социальных трансформаций территории Прикаспийской низменности, которые наиболее интенсивно стали проявляться в последние десятилетия. В условиях зарегулирования стока реки Волги максимальные расходы в диапазоне обеспеченностей 5 – 75% существенно сократились по величине. Результатом трансформации зарегулированного стока в нижнем бьефе Волгоградского гидроузла стали факторы, резко изменившие природную (до зарегулирования) картину водообеспеченности: в 1.5 – 2 раза сократился объем стока во время половодья и также увеличился в осенне-зимний период, во столько же раз уменьшилась продолжительность половодья, в 2 – 2.5 раза уменьшился объем твердого стока, уменьшилась, против природной, затопляемость Волго-Ахтубинской поймы и дельты, ухудшилось качество воды, увеличились скорости подъема и падения уровней воды – в результате изменился гидрологический режим всей гидрологической сети, определяющий связи экосистем территории.

Использование водных ресурсов

В последние годы наметилась тенденция к снижению притока в бассейн рек Волги и Камы, а также сбросов через Волжскую ГЭС.

Понимая, что вопрос связан с устойчивой природной тенденцией, при разработке Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года учитывались данные обстоятельства.

Основными водопользователями в Астраханской области являются:

– сельское хозяйство, в т.ч. орошаемое земледелие и прудовое рыбоводство;

– водный транспорт, использующий внутренние водные пути региона, входящие в единую воднотранспортную систему европейской части России;

– приусадебное хозяйство и туристический комплекс.

Общий объем используемой в Астраханской области воды, а также динамика забора свежей воды из поверхностных водных объектов приведены в таблице 1.

Губернатор: «Возведение ГТС в пойме улучшит экологию»

Создание комплекса гидротехнических сооружений (далее – ГТС) для обводнения Волго-Ахтубинской поймы является уникальным в стране. Такое строительство станет беспрецедентным экологическим проектом в масштабах всей страны. Новые ГТС помогут сохранить биосреду поймы, а также позволят улучшить жизнь людей, которые проживают в Среднеахтубинском и Ленинском районах.

Сегодня, во вторник, 30 июля, губернатор во время рабочей поездки провел совещание по вопросу проектирования и строительства уникальных ГТС. Аналога этому экологическому проекту нет в России. Его реализация будет проходить впервые, пишет «Волгоградская правда.ру».

Андрей Бочаров оценил территории, выделенные под строительство комплекса гидротехнических сооружений. Он подчеркнул, что главной миссией проекта является экологическая.

– Этот проект направлен исключительно на экологическую составляющую и улучшение качества жизни местного населения, а это около 500 человек, – отметил глава региона.

По словам Андрея Бочарова, осуществление проекта поддерживают на федеральном уровне, и это придает ему государственное значение.

– Этот комплекс нужен нам, нашим соседям – Астраханской области, – дополнил губернатор.

Проектированием ГТС займется подрядная организация, которая уже принимала участие в строительстве каскада волжских ГЭС. Создаваться сооружения будут в несколько этапов с 2019 по 2023 год.

Напомним, идея создания уникального сооружения впервые была озвучена Андреем Бочаровым на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым, которое состоялось в Волгограде. На нем поднимался вопрос сохранения реки Волги. Ранее тема обводнения поймы рассматривалась на заседании президиума Госсовета под председательством Президента РФ, которое также прошло в нашем городе-герое.

Глава региона подчеркнул, что «пойменный» проект можно поставить в один ряд с грандиозными стройками периода советских времен.

– Это один из проектов XXI века: первый – это обход Волгограда, второй – возведение ГТС, – сказал Бочаров. – Можно сказать, что решение о проектировании гидротехнических сооружений является историческим моментом.

Эту точку зрения разделяют и специалисты, занятые в проектировании ГТС. Они также признают глобальность волгоградского экологического проекта.

Евгений Беллендир, директор проектного института, рассказал, что ситуация с Волго-Ахтубинской поймой перестала рассматриваться с советских времен. И только благодаря губернатору и федеральному центру о проблеме заговорили и занялись ее разрешением.

– Комплекс ГТС призван сохранить уникальную природу поймы и обеспечить в экологическом отношении комфорт как для жителей всего региона, так и для тех, кто живет ниже по течению, – сказал Беллендир.

В первую очередь при проектировании комплекса ГТС нужно обязательно предусмотреть подачу не менее 100 кубов воды в секунду из водохранилища Волжской ГЭС в Ахтубу и ерики.

Беллендир объяснил, что есть несколько вариантов. Рассматривается строительство канала и создания тоннелей до создания разделительной дамбы.

– Готовые проекты будут представлены на экологическую экспертизу в октябре, – резюмировал директор проектного института.

После реализации проекта Волгоградская область получит канал управляемой воды, что позволит обеспечить пойму водой в жаркий период.

Сотрудники проектной компании отметили, что это первый проект в стране, где будут использованы технологии бережливой экономии.

Основой для значимого и сложного проекта стали результаты деятельности по расчистке и экологической реабилитации водных объектов. Эта работа проводится систематически с 2014 года.

За последние пять лет была проделана работа по восстановлению большей части основных артерий, которые питают пойму. Комплекс мероприятий был продолжен и в 2019 году: определен объем работ на предстоящую пятилетку. До 2024 года предстоит расчистить и восстановить 93 водных объекта, а также построить 72 водопропускных сооружения.

  • Самое интересное
  • По теме
  • Комментарии

Комментарии пользователей

  • Российское правительство утвердило список потенциально опасных собак
  • Медведев утвердил список опасных пород собак
  • WWF: из-за пожаров Россия может остаться без леса через 10 лет

Самое интересное

Наш канал в Яндекс Дзене

Сетевое издание «МК в Волгограде» volg.mk.ru

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57444

Учредитель СМИ – ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец»

Издатель – ООО “Издательский дом “Волгоградская правда”

Адрес редакции: 400131, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, д. 7.

Главный редактор: Карпова Наталья Алексеевна

Материалы под рубриками «Компетентно», «Деловой круг», «По существу», «Точка зрения», «С праздником!», «Благое дело», «Спрашивали – отвечаем», «Здоровье и красота», «Хорошая новость», «Визитная карточка», «Человек и дело», «Из первых уст», «Атмосфера красоты», «Стиль жизни», «Авто Драйв», «Жилищный вопрос», «Гордость нации», «Хозяин на земле», «Есть проблема», «Обсуждаем опыт», «Подробно», «Есть мнение!» и материалы, помеченные знаком «PR», публикуются на коммерческой основе и являются рекламой. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.

Все права на материалы, опубликованные на сайте volg.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте volg.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Жители Астрахани вновь предупреждают о возможном затоплении города во время весеннего паводка

Астраханцы, проживающие на полуострове Пролетарский, считают, что строительные работы в водоохраной зоне могут стать причиной затопления части города во время весеннего паводка. Надзорные органы успокаивают: потопа не будет, работы ведутся на законных основаниях.

Инициативная группа граждан, обеспокоенных строительством коттеджей и туристической базы в водоохраной зоне полуострова Пролетарский, расположенной вблизи улиц Архитектурная, 2-я Адмиралтейская и Ивановская, предложила корреспонденту “Кавказского узла” посетить место работ.

Прибыв на место, корреспондент увидел срытый водооградительный вал и строящиеся на основе вала коттеджи. В водоохраной зоне, расчищенной строителями от пойменного леса и тростника, проводятся работы по возведению нового гидротехнического сооружения (ГТС).

“Вчера буквально работали машины и вот ту часть вала разравнивали. Сегодня мы здесь полностью без защиты”, – возмутилась Надежда Гоголева, член инициативной группы граждан, помощник депутата Государственной думы РФ Олега Шеина.

Читайте также:  Жилые дома социального назначения обойдутся на 15% дешевле

По ее словам, затопление может произойти во время весеннего паводка 2012 года, либо при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с прорывом Волжской ГЭС. На границе стройплощадки размещен информационный стенд, который информирует о том, что работы по возведению нового ГТС закончатся в декабре 2012 года.

“Получается так, что во время весеннего паводка следующего года вода беспрепятственно проникнет в город, так как старый вал разрушили, а
новый к тому времени построен еще не будет”, – возмутился местный житель Владимир Яцук.

По мнению Надежды Гоголевой, строителям нужно было “сначала построить новый ГТС, а уж потом разрушать старый”.

Помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Руслан Умеров сказал корреспонденту, что опасности затопления нет.
“Причальная стенка будет возведена уже к декабрю 2011 года. К зиме защита будет”, – заявил он.

По словам Умерова, проект работ по берегоукреплению прилегающей территории базы отдыха по улице 2-я Адмиралтейская прошел все этапы согласования. Старый же водооградительный вал, по словам Умерова, был ранее “прорезан” строителями в трех местах для прохождения тяжелой техники.

Природоохранная прокуратура наказала строителей и обязала их восстановить вал, что они и сделали. Корреспондент указал на очевидность разрытия вала, на что помощник природоохранного прокурора заметил, что водооградительный вал имеет различную высоту, поэтому складывается ощущение, что коттеджи строятся не на валу, а на его основе.

Позже человек, пожелавший не называть своего имени, показал корреспонденту копию геодезической карты, на которой участок вала, вокруг которого разгорелся конфликт, имеет постоянную высоту – 1,5 метра. На карте также был обозначен репер (геодезический знак пункта с известной абсолютной высотой), расположенный на этом участке вала.

Попытка найти его на местности не увенчалась успехом. “Куда делся этот знак? Судя по тому, что вал разрушается строителями, то это, похоже, их рук дело, – заметил человек, показавший карту. – Это уголовно наказуемое деяние. Репер находится в ведении не только геодезистов как элемент государственной геодезической сети, но и военных как вспомогательная точка, по которой производится пристрелка орудия. То есть, уничтожение этого объекта – мотив для расследования на уровне органов госбезопасности”.

Ранее “Кавказский узел” сообщал, что прокурорская проверка выявила факт бесхозности водооградительного вала, расположенного на полуострове Пролетарском, на котором ведется строительство домов. Суд обязал мэрию взять этот вал на баланс, но уже год судебное решение не исполняется.

Согласно информации, предоставленной корреспонденту управлением земельных ресурсов администрации города Астрахани, на территории Советского района, по ул. 2-й Адмиралтейской, какие-либо работы, связанные с освоением земельных участков, не производились. Земельные участки не огорожены. Факт вырубки деревьев на них не зафиксирован.

Заместитель начальника управления проинформировал, что обследуемые земельные участки площадью 11 тыс. кв. м, 29 тыс. 850 кв. м и 11 тыс. кв. м постановлением городской администрации предоставлены в аренду с 12 мая 2010 года до 24 ноября 2012 года для строительства базы отдыха. Нарушения земельного законодательства на этих земельных участках на момент их обследования, по его словам, не выявлены.

Автор: Вячеслав Ященко; источник: собственный корреспондент “Кавказского узла”

Гидротехническое сооружение

Гидротехническое сооружение – это инженерное или естественное сооружение для использования водных ресурсов или для борьбы с разрушительным действием воды. Гидротехнические сооружения бывают общие и специальные. Общие применяются почти при всех видах использования вод: водоподпорные, водопроводящие, регуляционные, водозаборные и водосбросные.

Водоподпорные гидротехнические сооружения создают напор или разность уровней воды перед сооружением и за ним. К ним относятся: плотины и дамбы (или валы).

Плотины — важнейший и наиболее распространенный тип гидротехнических сооружений. Они перегораживают речные русла и создают разницу уровней по руслу реки. Перед плотиной вверх по водотоку накапливается вода и образуется искусственное или естественное водохранилище. Участок реки между двумя соседними плотинами на реке или участок канала между двумя шлюзами называется бьефом. Верхним бьефом плотины является часть реки выше подпорного сооружения, а часть реки ниже подпорного сооружения называется нижним бьефом. Водохранилища могут быть долговременными или кратковременными. Долговременным искусственным водохранилищем является, например, водохранилище верхнего бьефа плотины гидроэлектростанции, оросительной системы. Долговременное естественное водохранилище может образоваться в результате перекрытия реки после такого чрезвычайного происшествия, как обвал твердых скальных пород. Кратковременные искусственные плотины создаются для временного изменения направления течения реки при строительстве ГЭС или др. гидротехнические сооружения. Кратковременные естественные плотины возникают в результате перекрытия реки рыхлым грунтом, снегом или льдом. Дамбы отгораживают прибрежную территорию и предотвращают ее затопление при паводках и половодье на реках, при приливах и штормах на морях и озерах.

Водопроводящие гидротехнические сооружения (водоводы) служат для переброски воды в заданные пункты: каналы, гидротехнические туннели, лотки, трубопроводы. Некоторые из них, например, каналы, из-за природных условий их расположения, необходимости пересечения путей сообщения и обеспечения безопасности эксплуатации требуют устройства др. гидротехнических сооружений, объединяемых в особую группу сооружений на каналах (акведуки, дюкеры, мосты, паромные переправы, ворота, водосбросы, шугосбросы и др.).

Регуляционные (выправительные) гидротехнические сооружения предназначены для изменения и улучшения естественных условий протекания водотоков и защиты русел и берегов рек от размывов, отложения наносов, воздействия льда и др. При регулировании рек используют запруды, струенаправляющие устройства (полузапруды, щиты, дамбы, ограждающие валы, траверсы, донные пороги и др.), берегоукрепительные сооружения, ледонаправляющие и ледозадерживающие сооружения.

Водозаборные (водоприемные) гидротехнические сооружения устраивают для забора воды из водоисточника и направления ее в водовод. Кроме обеспечения бесперебойного снабжения потребителей водой в нужном количестве и в требуемое время, они защищают водопроводящие сооружения от попадания льда, шуги, наносов и др. Водосбросные гидротехнические сооружения служат для пропуска излишков воды из водохранилищ, каналов, напорных бассейнов и пр. Они могут быть русловыми и береговыми, поверхностными и глубинными, позволяющими частично или полностью опорожнять водоемы. Для регулирования количества выпускаемой (сбрасываемой) воды водосбросные сооружения снабжают гидротехническими затворами. При небольших сбросах воды применяют также водосбросы-автоматы, автоматически включающиеся при подъеме уровня верхнего бьефа выше заданного. К ним относятся открытые водосливы (без затворов), водосбросы с автоматическими затворами, сифонные водосбросы.

Специальное гидротехническое сооружение возводится для какой-либо одной отрасли водного хозяйства. Для водного транспорта: судоходный шлюз, судоподъемник, причал, плотоход, лесоспуск (бревноспуск), маяк и др. сооружения по обстановке судового хода, различные портовые сооружения (молы, волноломы, пирсы, причалы, доки, эллинги, слипы и др.). Для гидроэнергетики: здание ГЭС, напорный бассейн и др. Для гидромелиорации: оросительный или осушительный (магистральный или распределительный) канал, дренаж, шлюз-регулятор на оросительной и осушительной системе, коллектор и др. Для водоснабжения и канализации: каптаж, насосная станция, водонапорная башня и резервуар, пруд-охладитель и др. Для рыбного хозяйства: рыбоход, рыбоподъемник, рыбоводный пруд и др. Для социального устройства: бассейны, аквапарки, фонтаны. Указанные гидротехнические сооружения, наряду с их прямым назначением, используются для:

  • защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек;
  • ограждения хранилища жидких промышленных отходов (добывающих, металлургических, энергетических) и сельскохозяйственных предприятий;
  • предохранения от размывов на каналах;
  • предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

В ряде случаев общие и специальные гидротехнические сооружения совмещают в одном комплексе, например, водосброс и здание гидроэлектростанции (так называемая совмещенная ГЭС) или другие сооружения для выполнения нескольких функций одновременно. При осуществлении водохозяйственных мероприятий гидротехнические сооружения, объединенные общей целью и располагаемые в одном месте, составляют комплексы, называемые узлами гидротехнических сооружений или гидроузлами. Несколько гидроузлов образуют водохозяйственные системы, например, энергетические, транспортные, ирригационные и т.п. В зависимости от места расположения гидротехнические сооружения могут быть морскими, речными, озерными, прудовыми. Различают также наземные и подземные гидротехнические сооружения.

Для анализа потенциальной опасности и капитальности гидротехнические сооружения как объекты гидротехнического строительства они делятся на 5 классов. К 1-му классу относятся основные постоянные гидроэлектрические станции мощностью более 1 млн. кВт. Ко 2-му — сооружения ГЭС мощностью 301 тыс. — 1 млн. кВт, сооружения на сверхмагистральных внутренних водных путях (например, на Волге, Волго-Донском канале и др.) и сооружения речных портов с навигационным грузооборотом более 3 млн. условных тонн. К 3-му и 4-му классам — сооружения ГЭС мощностью 300 тыс. кВт и менее, сооружения на магистральных внутренних водных путях и путях местного значения, сооружения речных портов с грузооборотом 3 млн. условных т и менее. К 5-му классу относятся временные гидротехнические сооружения. Аварии на гидротехнических сооружениях многообразны. Наиболее опасные из них — гидродинамические аварии.

При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях в зависимости от класса их опасности в проектах назначают степень их надежности, т.е. запасы прочности и устойчивости, расчетные максимальные расходы воды, характеристики и качество стройматериалов и т.п. Кроме того, по классу опасности определяется объем и состав изыскательских, проектных, исследовательских и диагностических работ. Характерные особенности гидротехнических сооружений связаны с воздействием на него водного потока, льда, наносов и других факторов. Это воздействие может быть механическим (статические и гидродинамические нагрузки, суффозия грунтов и др.), физико-химическим (истирание поверхностей, коррозия металлов, выщелачивание бетона), биологическим (гниение деревянных конструкций, истачивание дерева живыми организмами и пр.). Условия возведения гидротехнических сооружений осложняются необходимостью пропуска через сооружения в период их постройки (обычно в течение нескольких лет) так называемых строительных расходов реки, льда, сплавляемого леса, судов и пр. Влияние гидротехнических сооружений, особенно водоподпорных, распространяется на обширную территорию, в пределах которой происходит затопление отдельных земельных площадей, подъем уровня грунтовых вод, обрушение берегов и т.п. Поэтому строительство таких сооружений требует высокого качества работ и обеспечения большой надежности и безопасности конструкций, т.к. аварии на гидротехнических сооружениях вызывают тяжелые последствия — человеческие жертвы и потери материальных ценностей.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.

Ссылка на основную публикацию