В 40 регионах стартовала реформа обращения с отходами

“Мусорная” реформа: регионам, не готовым к новой схеме работы с ТКО, дали отсрочку

yoka66 / Depositphotos.com

К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 483-ФЗ “О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”).

В свою очередь региональные операторы должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов (если иное не предусмотрено законодательством), а последние обязаны оплачивать эти услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1-2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, далее – Закон № 89-ФЗ). Порядок заключения таких договоров определен постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.

В связи с этим регионы должны были:

  • до 1 мая 2018 года – заключить соглашения с отобранными на конкурсной основе региональными операторами (п. 3 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ);
  • до 1 июля 2018 года – направить предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего региона в орган регулирования (п. 4 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ).

Кроме того, переход к новым правилам обращения с ТКО предполагает (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса), что плата за обращение с твердыми коммунальными отходами становится составной частью платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме (при этом обязанность по ее внесению наступает лишь при наличии вышеуказанного соглашения с региональным оператором и утвержденного единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее 1 января 2019 года) (ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ). Ранее платежи за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, входили в состав платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, как пояснял Минстрой России (письмо Минстроя России от 22 февраля 2017 г. № 5554-АТ/04), после перехода на новую систему обращения с ТКО в квитанции на оплату ЖКХ должна появиться отдельная строка “коммунальная услуга по обращению с ТКО”, размер платы за которую рассчитывается исходя из нормативов накопления ТКО, стоимости услуги регионального оператора и количества проживающих в жилом помещении граждан. Соответственно, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в МКД, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО из платы за содержание жилого помещения будет исключена стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов (п. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ).

Однако в конце декабря 2018 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО.

Так, субъектам Российской Федерации – городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов (ТКО) на их территории региональными операторами (п. 5 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). Если город федерального значения воспользуется таким правом, то на его территории этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами подлежат установлению планом мероприятий, согласованным с Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет взиматься, как и ранее, в составе платы за содержание жилого помещения.

Остальным регионам предоставлено право, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора ТКО несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора любому другому оператору, осуществляющему деятельность на территории данного региона либо в пограничных с ней территориях, на срок, не превышающий одного года (п. 6 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). А при отказе такого лица от заключения соглашения договор можно будет заключить с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, который имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Если указанные действия окажутся безуспешными, то регион будет вправе отложить переход на новую схему обращения с ТКО до 1 января 2020 года (п. 7 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). В этом случае на территории данного субъекта РФ этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного региона по согласованию с Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

Также поправками предусмотрено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения ТКО (п. 8 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). При наличии соответствующего заключения Минприроды России они могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ. Однако впоследствии (не позднее 1 января 2023 года) такие объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами и подлежат обустройству и рекультивации.

Новости

Вся страна на новый принцип работы должна перейти не позднее 1 января 2019 года. До конца марта субъекты должны выбрать оператора по обращению с ТКО.

Согласно новым правилам изменен принцип обращения с бытовыми отходами. Теперь каждый регион будет разрабатывать электронную территориальную схему обращения с отходами, обязан утвердить программу и нормативы накопления ТКО и уже на конкурсной основе выбрать оператора.

На данный момент лишь в 50 субъектах РФ утверждена программа, а в 26 – прошел выбор регионального оператора.

Такой ситуацией обеспокоены в Минстрое РФ.

«Мы специально рекомендовали в каждом регионе создать межведомственную группу по переходу к новой системе обращения с ТКО, чтобы субъект мог комплексно и максимально оперативно подходить к этому непростому, но очень важному процессу. Однако мы видим, что не все последовали этому совету и уже после запуска конкурсов получают замечания и отзывы от своих же коллег из других региональных ведомств», – отметил замминистра Андрей Чибис.

Напомним, что разделены виды правонарушения в сфере обращения с отходами производства и потребления: для граждан в зависимости от правонарушения могут составить от 2 до 10 тысяч рублей, для должностных лиц от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, а для организаций от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

Читайте также:  Программа «За чистый город!» стартовала в Ульяновске

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В Минприроды оценили ход мусорной реформы после ухода ее куратора

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об отставке замминистра природы и экологии Владимира Логинова. Документ был опубликован на сайте правительства. Как говорится в распоряжении, это решение было принято по просьбе самого чиновника.

Владимиру Логинову 54 года, он окончил Московский институт стали и сплавов и Высшую школу управления агропромышленного комплекса (АПК) и агробизнеса. Ранее работал в корпорации «Русский сахар» и Союзе сахаропроизводителей. Также он являлся гендиректором ГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозе.

Кроме того, он занимал пост замминистра сельского хозяйства при руководителе ведомства Алексее Гордееве. Затем руководил предприятием «Союзплодоимпорт» и управлял Агентством по инновациям и развитию Воронежской области.

В Минприроде Владимир Логинов занимал свой пост с 30 ноября 2018 года. В его сферу обязанностей входили контроль и координация работы департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также недавно созданного департамента госполитики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Министерство уже направило в правительство предложения по кандидатуре на освободившуюся должность, однако имя пока не называется.

Получить комментарий Владимира Логинова не удалось. В разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» он сообщил, что не комментирует данную тему, попросив обратиться в пресс-службу Минприроды.

В ведомстве на вопросы о причинах отставки и возможном преемнике «Газете.Ru» подтвердили, что чиновник написал заявление по собственному желанию.

«Имя нового заместителя, курирующего стратегический блок в Минприроды, будет известно после решения и распоряжения правительства о назначении», — указали в пресс-службе.

На вопрос же корреспондента «Газеты.Ru» о ходе мусорной реформы, в ведомстве признали, что не все идет гладко.

«Реформа по обращению с отходами идет не без проблем, но это и ожидаемо. Новые требования стартовали в России с 1 января 2019 года. Только 10 месяцев перемен в отрасли управления с отходами, на построение которой многие страны потратили десятилетия. До этого года решение вопроса с ТКО (твердых коммунальных отходов –«Газета.Ru») в России переносилось несколько раз. С нуля выстраивается вся система обращения с отходами, создается новая отрасль экономики», — объяснили в пресс-службе.

В ведомстве указали, что большинство регионов перешли на новую систему и ведут работу по формированию инфраструктуры, введению новой экологической культуры.

«Задача стартового периода непростая и этот этап планомерно проходим», — добавили в пресс-службе.

Напомним, в России мусорная реформа cтартовала с 1 января 2019 года. Она предполагает появление региональных операторов для работы с мусором, а также изменение системы обращения с твердыми коммунальными отходами: их раздельный сбор, переработку и сортировку.

Однако первые итоги реформы разочаровали россиян. Жители регионов пожаловались во время «прямой линии» в июне с президентом России Владимиром Путиным на увеличение коммунальных платежей в 2019 году.

Вопросы про мусор на этой прямой линии «ворвались в тройку самых задаваемых», признали ведущие. Люди отмечали, что новая реформа не работает: тарифы растут, а регионы по-прежнему тонут в мусоре.

«Мы тонем в мусоре. Неделями мусор не забирают. Шесть месяцев — изменений не почувствовали»,

— зачитывали журналисты обращения из регионов.

При этом региональные операторы столкнулись с ростом неплатежей.

Уровень неплатежей за вывоз мусора со стороны населения составляет от 20 до 35%, а со стороны юридических лиц — 65–70%, заявлял на днях в интервью принадлежащему Григорию Березкину РБК Денис Буцаев, гендиректор «Российского экологического оператора», который отвечает за реализацию в России стартовавшей в начале 2019 года мусорной реформы.

Впрочем, как отмечал в беседе с корреспондентом «Газете.Ru» глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, неплатежи — это следствие многих реформ.

«Главное — есть положительная динамика сокращения неплатежей. Услуга по вывозу мусора — это не электроэнергия или газ, которую можно отключить за неуплату в отдельно взятой квартире, поэтому в этих сферах собираемость платежей под 100%. Здесь нужно «включить» сознательность людей и разжевывание информации со стороны муниципальных и региональных властей – эта реформа нашей стране нужна, потому что мы не вправе оставить эту проблему будущим поколениям», — говорил чиновник.

Мусорная реформа до сих пор существует только в заголовках в СМИ, на деле ее пока нет никакой, указывает между тем в беседе с «Газетой.Ru» эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace Алексей Киселев.

«По очень простой причине: если у вас из мусорной реформы исчезает Москва, Санкт-Петербург и город федерального значения Севастополь [регионы получили право отсрочки на проведение реформы — «Газета.Ru»], потому что им мусорную реформу нужно начинать с 2022 года, а мы говорим примерно о 30% отходов, то о какой мусорной реформе мы можем говорить?» — задается вопросом Киселев.

Со скрипом, но в части регионов реформа все же идет, указал в беседе с «Газетой.Ru» эксперт рабочей группы ОНФ Арсений Беленький. Ключевой проблемой со стартом «мусорной реформы» остается собираемость платежей за вывоз мусора, которая сильно упала, признает он.

После начала реформы возникли новые компании, региональные операторы, и им не хватает опыта, объясняет он.

«Они не всегда корректно и не всегда в полном объеме могут рассчитать платежи для населения или организаций. Из-за этого и споры»,

Читайте также:  Ветеранов ВОВ предлагают освободить от оплаты услуг ЖКХ

Многие не платят за вывоз мусора не потому, что не хотят, а из-за того, что они вступили в спор с операторами, например, из-за количества убранных мусорных контейнеров и так далее, поясняет он.

При этом раньше, чем за полгода-год проблема с накопленной задолженностью не решится: многие споры уйдут в суды, а это займет время, резюмирует Беленький.

В Госдуме обсудили проблемы реформы системы обращения с отходами

Население фактически оплачивает услугу вывоза мусора для юридических лиц — к такому выводу пришли депутаты и чиновники на заседании комитетов в Госдуме. Они рекомендовали ввести административную ответственность компаний за уклонение от заключения договоров с региональным оператором. В госкомпании «Российский экологический оператор» заявляют, что такие поправки уже разработаны. Также депутаты настаивают на необходимости перехода к оплате за вывоз мусора исходя из его фактического объема, создании экономических стимулов для компаний осуществлять раздельный сбор отходов и просят разобраться с платежками граждан.

Несмотря на преференции, вводимые для региональных операторов и населения, среди которых льготные тарифы, исключение платы за негативное воздействие из структуры тарифа и освобождение «мусорных» компаний от НДС, в регионах существуют большие проблемы с отходами. Об этом в среду на заседании трех комитетов в Госдуме заявил глава думского комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Так, мусорные компании не могут получить доступ к реальной базе данных жильцов, а многие регоператоры находятся на грани банкротства.

Ранее исполнительный директор госкомпании «Российский экологический оператор» (РЭО; курирует «мусорную» реформу) Алексей Макрушин заявлял, что более 20 компаний находятся в трудном финансовом положении. Ярким примером этой проблемы стала ситуация в Бийске: в понедельник власти ввели в городе ЧС из-за мусорного коллапса. Он, по словам регионального оператора, связан с судебными тяжбами с мусорным полигоном, который сократил вдвое норму мусоровозов в сутки из-за долгов компании в размере 7,8 млн руб.

Напомним, с 1 января большинство российских регионов перешли на новую систему обращения с отходами, согласно которой за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение мусора отвечают региональные операторы, выбранные на конкурсах. Жители регионов, в которых реформа стартовала, нередко жалуются, что мусор стали вывозить реже, появились несанкционированные свалки, а тарифы на вывоз отходов выросли.

Мусорный атлас

Конфликты из-за обращения с отходами от Сочи до Владивостока

Накануне глава Минприроды Дмитрий Кобылкин заявил, что в 16 регионах существует риск того, что вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) может быть прекращен. Среди них, в частности, Дагестан, Ингушетия, Вологодская область, Алтайский край, Челябинская, Новосибирская, Новгородская и Томская области.

Кроме того, по словам депутата Бурматова, с 2020 года региональные чиновники в некоторых субъектах собираются в интересах «мусорной» компании «манипулировать и серьезно наращивать» норматив накопления, чтобы у региональных операторов появились дополнительные деньги: «Это, безусловно, приведет к росту платежей и проблемам. Мы специально запросили платежки во всех регионах, чтобы сравнить с ценами, которые будут выставлены в феврале». Отметим, что проблема с нормативами накопления отходов уже существует, это неоднократно признавали чиновники и депутаты. Ранее “Ъ” сообщал, что бизнес-омбудсмен Борис Титов попросил Генпрокуратуру разобраться с тем, что нормативы в регионах различаются в сотни раз, что отрицательно сказывается на стоимости товаров и услуг для потребителей.

Минприроды столкнулось с конкуренцией в борьбе за госмонополию на рынке отходов

Первый замглавы Минприроды Денис Храмов, в свою очередь, заверил, что в течение первого квартала 2020 года нормативы могут быть скорректированы: «Учитывая, что норматив накопления ТКО — это необходимый компонент размера оплаты за тариф, мы не разделяем мнения, что после уточнения норматива платежки полезут вверх. Мы все-таки исходим из того, что сначала нормативы были установлены в ряде случаев завышенными, и после анализа того, как эти нормативы формируются, мы в конце года будем надеяться, что региональные операторы придут к наиболее эффективным показателям, которые могут быть меньше».

Отметим, сейчас стоимость коммунальной услуги за вывоз мусора рассчитывается исходя из тарифа регионального оператора за перемещение отходов и норматива образования мусора для жителей региона.

Из ситуации с завышенными нормативами накопления существует выход, заметил Владимир Бурматов,— переход на оплату по факту: «Сколько намусорил, столько оплати».

Глава думского комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова заявила, что такой способ оплаты важно внедрять обязательно в ближайшее время, также необходимо установить дифференцированный подход к определению нормативов накопления ТКО. Ранее отказаться от нормативов и перейти на оплату услуг по вывозу мусора исходя из его фактического объема предлагал премьер Дмитрий Медведев. Минприроды даже разрабатывало такой документ, однако в конце октября в РЭО заявили, что переход на новый механизм оплаты пока что затруднительно реализовать.

Помимо этих проблем в Госдуме обратили внимание на отсутствие экономической мотивации региональных операторов в раздельном сборе отходов: сейчас если компания собирает отдельно фракции, а затем их продает предприятию для дальнейшей утилизации, то эти средства исключаются из тарифа.

Ранее гендиректор РЭО Денис Буцаев заявлял в интервью РБК, что уровень неплатежей за вывоз мусора со стороны населения составляет от 20% до 35%, а со стороны юридических лиц — 65–70%.

Первый зампред комитета по жилищной политике Сергей Пахомов вместе с главой экологического комитета предложил ввести административную ответственность для юридических лиц, уклоняющихся от заключения договора на эту услугу. Сейчас нередки случаи, когда компании сваливают мусор в баки, которые относятся к жилым домам. «За юридических практически платит население»,— согласился Денис Буцаев, отметив, что эти поправки уже разработаны совместно с Минприроды.

«Москва или регионы: кто сорвал старт реформы обращения с отходами?»

Еще с начала этого года регионы должны были запустить реализацию новой системы утилизации и переработки отходов, однако не смогли — дата была перенесена на два года. В чем причина? Москва кивает на криминальных лоббистов, контролирующих нелегальные свалки, но игроки рынка не согласны. «Мы не против реформы, но ее следует довести до ума», — говорит от лица бизнеса в своем блоге гендиректор ООО «ПромИндустрия» Николай Атласов.

Николай Атласов

ПОЧЕМУ РЕФОРМА НЕ СТАРТОВАЛА В СРОК?

Недавняя публикация «БИЗНЕС Online», посвященная состоявшимся 17 ноября в Совете Федерации парламентским слушаниям о переходе субъектов РФ на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), породила ряд вопросов, в том числе относительно хода отраслевой реформы в нашей республике.

Удивительно, но Татарстан вдруг оказался за пределами лидирующей группы регионов в части реализации данной реформы. Мы привыкли к тому, что наша республика обычно находится в числе лидеров, активно участвуя в различных федеральных проектах и программах, нередко подключаясь к ним еще на экспериментальной стадии в статусе пилотного региона, однако в реформировании отрасли обращения с ТКО мы предпочли не рвать на себе рубашку, заняв более скромную нишу — наблюдателей. Может быть, это и правильная позиция, если в ее основе лежит желание поучиться на опыте других регионов, чтобы избежать их ошибок. Тем более что их сделано уже немало.

Я неоднократно высказывался относительно как позитивных, так и негативных сторон данной реформы, в том числе выражал опасения по поводу угрозы значительного роста тарифов, негативных последствий для отраслевого малого бизнеса, а также неизбежных рисков в контексте взаимоотношений между региональными операторами и муниципальными властями. Многие из этих опасений уже подтверждаются опытом регионов, в частности Ивановской области.

Надо прямо сказать, что большинство проблем, возникших в ходе проведения реформы в регионах-лидерах, — это в первую очередь результат недостаточной проработки вопроса на федеральном уровне. Принятые в декабре 2014 года законодательные изменения, давшие старт отраслевой реформе, утверждались, насколько мне известно, без каких-либо предварительных консультаций с регионами. Результатом этого стал конфликт в той же Ивановской области местного регионального оператора с муниципалитетами, которые в прежние времена традиционно несли прямую ответственность за уборку мусора на своих территориях, а в настоящее время оказались фактически исключены из данного процесса.

Серьезным недостатком в ходе разработки и реализации многих законопроектов является пренебрежение общественным мнением. У многих в памяти события начала 2005 года, когда монетизация социальных льгот спровоцировала людей на массовые протесты. Реформа системы обращения с ТКО, образно говоря, из той же оперы, хотя последствия для населения, возможно, не столь масштабные и чувствительные. Проблема в том, что власть, утверждая содержание и сроки реализации реформы, не просчитала всех последствий, в том числе степень готовности регионов, а в некоторых случаях масштабы влияния общественного мнения. В результате изначально заявленный на 1 января 2017 года старт реформы оказался сорван, начало ее полноценной реализации отложили на два года. Похожая ситуация с МСЗ в Татарстане привела к переносу начала строительства с осени 2017 года на середину 2018 года.

Читайте также:  Ульяновские дворы очищают от наледи и сосулек

Справедливые возражения вызывает попытка некоторых федеральных чиновников отождествить всех недовольных реформой с криминальным сообществом, контролирующим нелегальные или полулегальные полигоны и ведущим непрозрачный бизнес. Такой подход слишком упрощает реальную ситуацию. Не все критики реформы выступают за сохранение прежних порядков. Многие из них поддерживают ее, но расходятся в понимании настоящих целей и содержания реформы. То, что выбор регионального оператора будет осуществляться посредством конкурсных процедур, — это хорошо. Но все мы прекрасно понимаем, что сами по себе конкурсные процедуры отнюдь не гарантируют честной конкуренции и реальной открытости, примеров тому предостаточно.

ТАТАРСТАН МОГ БЫ СТАТЬ «ЗАКОНОДАТЕЛЕМ»

Изначально необходимость реформирования отрасли обращения с ТКО обосновывалась стремлением повысить ее эффективность, в том числе в контексте соответствия современным экологическим стандартам. Был выдвинут правильный тезис о необходимости постепенного отказа от принципов захоронения отходов в земле в пользу современных технологий утилизации. Правда, критики власти тут же обратили внимание на то, что некоторые продвигаемые в рамках реформы проекты очень кстати позволяют финансово поддержать компании, попавшие под западные санкции. В принципе, в этом нет ничего страшного, отечественный бизнес поддерживать надо,главное, чтобы такая поддержка не подменяла заявленных целей реформы.

При всех критических оценках реализации сама необходимость реформы системы обращения с ТКО очевидна. При этом нужно четко понимать, что разработанные на федеральном уровне и утвержденные федеральным законодательством правила — это не Святое Писание. И если они нуждаются в корректировке, то нужно активно отстаивать эти изменения, в том числе, если это допустимо, посредством наполнения законодательных норм с учетом региональной специфики.

В этом контексте принципиальным является следующий вопрос: сможем ли мы в результате реформирования системы обращения с ТКО не только сделать нашу страну чище, но и кардинально изменить свое отношение к отходам, сделав акцент на их переработке, а не захоронении? Переработка должна стать главным инструментом решения проблемы утилизации отходов, прежде всего ТКО, а этого нельзя добиться без полноценного и системного внедрения их раздельного сбора.

Если проанализировать характер эволюции федерального отраслевого законодательства и нормативных требований за последние три года, то он внушает определенный оптимизм. В первых законодательных изменениях декабря 2014 года, давших старт отраслевой реформе, была впервые утверждена возможность внедрения раздельного сбора отходов. Вот только рекомендательный характер этой нормы грозит превратить ее в пустую декларацию, тем более что именно так ее восприняли многие региональные чиновники, ответственные за реализацию отраслевой реформы. Это вызывало обоснованное беспокойство среди многих экологических активистов. Однако в нынешнем году была утверждена норма о запрете захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. В соответствии с этим требованием в июле 2017 года российским правительством утвержден конкретный перечень таких отходов, общее количество видов которых достигает 182. Правда, в отношении различных видов отходов утверждены свои временные рамки официального введения запрета. Отходы различных видов металлов, в том числе ртутьсодержащих, запрещено захоранивать с 1 января 2018 года; различные виды бумагосодержащих отходов, полиэтилена, пластика, стекла, резины, а также шины — с 1 января 2019 года; различные виды бытовых приборов, компьютеров и иной оргтехники, утративших потребительские свойства, а также ряд иных отходов — с 1 января 2021 года.

Утверждение данных правил уже следует рассматривать как важный этап реформирования отрасли в сторону расширения переработки отходов. Согласно логике, одним из следующих шагов должно стать внедрение раздельного сбора отходов как обязательной нормы. И, если верить ряду источников, такие законодательные поправки уже готовятся к рассмотрению в Госдуме.

Впрочем, в нашей республике реализацию этого проекта можно было бы начать гораздо раньше. Федеральное законодательство вполне позволяет внедрить раздельный сбор отходов как обязательную норму в масштабах всей республики. Только нужно было, чтобы региональная власть оперативно проявила соответствующую волю и желание. И возможно, опыт Татарстана мог бы стать моделью для федерального законодателя.

Город без мусора. Что принесет россиянам реформа по обращению с твердыми отходами

То, что в стране надо “решать с мусором” говорилось на всех уровнях. Простые жители опасались инфекций, которые могли принести полчища грызунов, облюбовавших контейнеры с мусором.

Экологи говорили об испарениях со свалок, которые накрывали города в безветренную погоду.

На сегодняшний день в России накоплено 40 миллиардов тонн промышленных и бытовых отходов. Каждый год население образует порядка 70 миллионов новых тонн отходов. Площадь свалок увеличивается на 500 тысяч гектар.

Причем, в переработку или сжигание отправляется в лучшем случае одна десятая часть мусора. Остальное складируется на полигонах, которые только разрастаются. Часть из них вплотную подступает к городам.

Старая система обращения с отходами технологически и морально устарела. Существующая инфраструктура, построенная еще в советские времена, просто не рассчитана на такой объем.

Кроме того, за полвека изменился и состав мусора – значительно возросла доля пластика, который разлагается столетиями.

С 1 января 2019 года в России стартовала реформа по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Цель – создание цивилизованной и эффективной системы обращения с мусором.

Главное в новой системе – полный цикл. То есть движение отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации и захоронения. Каждый мешок с мусором должен пройти через сортировочный комплекс, полезные фракции подвергнутся вторичной переработке, остальную часть спрессуют и вывезут на лицензированные полигоны.

В рамках реформы и нацпроекта «Экология» будет построено более 130 крупных мусороперерабатывающих комплексов. Они станут технологической основой новой системы обращения с отходами.

Об этом в декабре 2018 года на большой пресс-конференции рассказал Владимир Путин. Корреспондент ГТРК “Южный Урал” Яна Сконечная спросила у главы государства каким образом будет решаться проблема с бытовыми отходами в стране.

Бытовые отходы здесь будут поступать на ленточный конвейер. Сначала их отсортируют в ручную и поместят в специальные отсеки для пластика, стекла, бумаги и так далее. Жестяные банки, картон и текстиль после сортировки попадут в пресс. После сжатия небольшие брикеты отвезут на вторичную переработку. Также в комплексе установлен магнитный сепаратор. С его помощью от прочего мусора можно отделять черный металл.

Такие комплексы вскоре появятся в Сатке, Трехгорном, Снежинске. До 2027 года в регионе планируют построить еще 25 подобных заводов.

Реформа должна положить конец «мусорной мафии». Ведь в каждом субъекте РФ за всю цепочку обращения с отходами будут отвечать региональные операторы – крупные легальные компании, чья деятельность прозрачна и подконтрольна.

На федеральном уровне создается «Российский экологический оператор» – публично-правовая компания (ППК). Она станет «федеральным помощником» регионов в переходе на новую систему обращения с ТКО, будет оказывать правовую и экспертную поддержку, а также координировать работу региональных операторов.

Региональный оператор отвечает за всю цепочку – от мусорного контейнера до точек утилизации или вторичной переработки.

Чего ждать от реформы простым жителям?

Для начала будет введен новый порядок начисления и оплаты услуг вывоза и утилизации отходов. Новая коммунальная услуга по обращению с ТКО (твердыми коммунальными отходами) появится отдельной строкой в квитанциях ЖКУ или будет приходить самостоятельной платежкой.

За ТКО теперь будут платить все, независимо от формы домовладения. Заключать договор с региональным оператором обязаны собственники квартир, частных домов, дачники, а также организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

Услуга ТКО будет обходиться примерно в 120-130 рублей на человека в месяц. Это не более 3% от общей суммы за услуги ЖКХ. Сумма сопоставима с платой за домофон или общедомовую антенну в многоквартирном доме.

Перевод услуги ТКО из разряда жилищной в коммунальную означает, что дважды в год по ней будет осуществляться индексация тарифа. Для компенсации затрат социально-незащищенным категориям населения регионы вводят систему государственных субсидий.

Глобальная цель реформы – создание цивилизованной и эффективной системы обращения с отходами, приносящей очевидный эффект для экологии, экономики и качества жизни людей.

Власти надеются, что в долгосрочной перспективе реформа приведет и к смене менталитета. Сама привычка мусорить уйдет в прошлое. А сброс отходов в лесах и на обочинах дорог станет несовместим с новой экологической культурой.

Ссылка на основную публикацию