Уровень собираемости взносов на капремонт по стране

Регионы проверили на исполнение программ капремонта

В регионах стали чаще ремонтировать многоквартирные дома и эффективнее использовать средства, собранные с жильцов. Лидируют в этом отношении Курская, Свердловская и Липецкая области. К такому выводу эксперты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) пришли при составлении рейтинга регионов по реализации программ капремонта. В Минстрое «Известиям» сообщили, что большинство областей, названых в рейтинге в числе лучших, действительно являются лидерами по исполнению краткосрочных планов 2018 года.

В своем рейтинге эксперты ОНФ анализировали уровень реализации 30-летних программ, выполнение планов работ, собираемость взносов и эффективность использования этих средств региональными операторами — на основании этих данных регионам присваивалось определенное число баллов. Так, первое место в рейтинге заняла Курская область (313 баллов). За ней идут Свердловская (292) и Липецкая (289) области, а также Москва (288), Белгородская (278), Тульская (278) и Калининградская (278) области. Хуже всего программы капремонта, согласно исследованию, исполняются на Чукотке (16). Также аутсайдерами рейтинга стали Кабардино-Балкария (26), Ингушетия (39), Алтай (44) и Тува (52).

В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Известиям» сообщили, что большинство регионов, названых экспертами ОНФ лучшими, действительно являются лидерами по исполнению краткосрочных планов 2018 года.

— Внимание общественников к качеству исполнения регпрограмм капремонта — это дополнительная мотивация регионов к более качественному выполнению работ, — считают в Минстрое.

В аппарате губернатора и правительства Чукотского автономного округа «Известиям» сообщили, что исполнение планов работ по капремонту многоквартирных домов на Чукотке начинается со второго полугодия 2018 года. Правительство региона утвердило краткосрочный план на 2018 год, который предполагает проведение капремонта 64 домов за счет средств собственников, поступивших в фонд капремонта.

— Таковы особенности нашего региона. Строительная отрасль в округе отличается отсутствием базы местных строительных материалов, сложной сезонной и весьма дорогой схемой доставки грузов. Всё, в том числе цемент, завозится в период летней морской навигации, — сказали в аппарате.

В пресс-службе главы Алтая «Известиям» сообщили, что в 2018 году в республике запланирован капремонт общего имущества в 26 многоквартирных домах. По состоянию на 20 августа 2018 года по всем объектам получена положительная экспертиза на сметную документацию.

— Уровень собираемости взносов на капремонт на Алтае составляет 96% и не может быть расценен как низкий. При проведении работ по капремонту взносы граждан расходуются эффективно и не остаются на счетах регионального оператора. Напротив, на проведение капремонта выделяются субсидии из республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований в целях софинансирования исполнения краткосрочного плана и стимулирования граждан к своевременной уплате взносов, — рассказали в пресс-службе главы республики.

В Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Туве не смогли оперативно ответить на запрос «Известий».

Многие проблемы, возникающие в ходе исполнения программ капремонта, уже решены, пришли к выводу в ОНФ. В частности, с каждым годом растет объем проведенных ремонтных работ. Эффективнее используются и средства, находящиеся на счетах операторов. Год назад соотношение использованных средств к поступившим составляло 33%, в 2018 году — уже 49%.

При этом эксперты ОНФ выяснили, что регионы меняют сроки действия программ капремонта и объем запланированных работ. Так, программа Калининградской области сократилась на 67%, Кемеровской — на 51%, Якутии — на 18%. В целом за шесть месяцев по стране было проведено на 6% меньше ремонтных работ, чем за такой же период прошлого года, что, по мнению экспертов ОНФ, является тревожным сигналом.

Региональные программы должны корректироваться не реже одного раза в год. Однако в некоторых субъектах изменения оказались чересчур ощутимыми, сообщил «Известиям» руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.

— Надо понять, чем вызваны такие сокращения. Одной из причин могло стать увеличение объемов аварийного жилья, которое не включается в программы капремонта. Мы призываем Минстрой разобраться. Недопустимо, чтобы дома были вычеркнуты из регпрограмм капремонта без серьезных оснований, — подчеркнул Виктор Рожков.

Средств, которые собираются с населения, недостаточно, чтобы выполнить комплексный капремонт, отметил председатель комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор. Иногда региональные операторы придерживают эти деньги, а в контролирующие органы идет информация о том, что регион не выполняет программу.

— Бывает, регион действительно не выполняет программу из-за недобросовестных подрядчиков, которые проходят конкурс, а потом уходят, — пояснил эксперт.

Иногда, по его словам, регоператоры включают в программу капремонта работы, которые входить туда не должны, и деньги уходят не по назначению.

Капремонт провален, а фонды по сбору денег с населения жируют

Директора ЖКХ получают миллионы, заставляя бесплатно работать неумелых мигрантов

Как сообщается на сайте «Реформа ЖКХ» Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ, на территории Российской Федерации в региональные программы капитального ремонта включено 736 750 многоквартирных домов. Обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт наступила в 2014 году в 62-х, в 2015 году — в 21 и в 2016 году — в оставшихся 2-х субъектах РФ. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт в значительной мере дифференцирован по регионам — от 1,52 руб. на кв. м определенных типов домов в месяц в Хабаровском крае до 17 руб. в Москве. Причем с точки зрения взносов на капитальный ремонт и расценок на его проведение столица вообще самый дорогой в России субъект Федерации, а с 1 января 2019 года москвичи будут платить еще больше — 18,19 рубля с квадратного метра жилой собственности.

По данным опроса, проведенного в сентябре 2015 года, 79% граждан России принимали участие во включении взносов на капитальный ремонт в обязательные платежи на коммунальные услуги По другим публикациям — более половины граждан не поняли, почему их платежи на ЖКХ так резко возросли. Каждый пятый житель многоквартирных домов в РФ просто не платит взносы на капремонт, для 31% россиян и 58% москвичей взносы на капремонт являются существенными расходами.

«Как же следует оценивать результаты деятельности в области приведения многоквартирных домов в порядок за минувшие четыре года? Учитывая, что ранее сам Минстрой признавал программу капремонта провалившейся, снято ли сейчас напряжение в этой сфере?», — поинтересовался корреспондент «СП» у эксперта по борьбе с коррупцией.

— Наверно, никто не будет спорить с тем, что проведение капитального ремонта необходимо каждому жилому строению и что за эти дорогостоящие работы кто-то должен платить. Другое дело — кому платить, сколько и когда, — рассуждает на этот счет руководитель Центра по борьбе с коррупцией Елена Румянцева. — Платит население в обязательном порядке (собираемость в 2018 году на уровне 92,63%). Государство, по сути, применило к населению санкцию, включив в его обязательные расходы еще один очень важный, никто не спорит, но дорогостоящий платеж. Но при этом оно не пересмотрело структуру прожиточного минимума.

А в соответствии с «Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 54, 50% многократно заниженного прожиточного минимума приходится на продукты питания (не соответствующие принятым Минздравом рекомендациям по здоровому питанию) и 50% – на все непродовольственные товары и услуги, включая квартплату.

С введением взноса на капремонт и ежегодным безостановочным повышением тарифов на все услуги ЖКХ доля расходов на квартплату существенно возросла, и изменилась пропорция между расходами, которая не учитывается госорганами в нарушение интересов большинства граждан России, что является, на мой взгляд, понижением социальной ответственности государства. Посмотрите во Франции: граждане выразили свое недовольство повышением цен на дизельное топливо на 20%, а в результате их выступлений президент повысил МРОТ на 100 евро.

Размер прибавки соответствует приблизительно двум третям российского МРОТ, равного прожиточному минимуму (а МРОТ должен быть примерно в 1,5 раза больше). В случае с капитальным ремонтом, речь идет о том, что в условиях искажения реального общественного мнения власти, ухудшая условия жизни по одному из направлений, своевременно не корректируют базовые социальные нормативы, даже изначально приняли неверные пропорции. В некоторых регионах расходы на коммунальные услуги даже больше 50%, что никаких не отражается в региональных прожиточных минимумах. А вопрос недовольства или смирения — это тоже разговор о демократии. Сейчас во всем мире принято говорить о том, что «борьба граждан за свои права и их самоуважение рождают благосостояние».

«СП»: — В социальном плане напряжение увеличено ростом обязательных платежей, понятно. А в плане состояния жилых домов?

В 2001 году в Докладе рабочей группы Госсовета РФ по вопросам реформирования и реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства, размещенном на сайте президента страны, были сказаны очень правильные слова, что единичные затраты на проведение аварийно-спасательных работ в ЖКХ в 2,5−3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Вопрос — как эту теорию реализовали на практике те персоны, в руках которых сконцентрированы административные и финансовые ресурсы?

То есть нам надо, сужая проблему до оценки состояния жилого фонда, обобщить оторванные друг от друга сведения из разных источников одновременно по нескольким составляющим: как по факту стала учитываться потребность жилых домов в капремонте, за который теперь все собственники жилья должны платить, насколько обоснован тот или иной размер обязательного взноса, насколько грамотно и, что важно, честно, без обмана устанавливаются расценки на капремонт, насколько они завышаются на деле и насколько качественно он проводится.

«СП»: — Вы можете сделать по этим показателям какое-то резюме?

— Более 15 лет назад я в качестве проректора по науке и международному сотрудничеству Академии Госстроя РФ пришла к неутешительному выводу о том, что в результате реализации концепции, принятой в 1997 году, для отечественного ЖКХ начала 2000-х годов «характерно неэффективное управление, которое создает условия для паразитического существования предприятий комплекса за счет потребителей его услуг, прежде всего населения» и также что из-за высокой текучести кадров российское ЖКХ фактически управляется и эксплуатируется случайными людьми, которые наносят всем нам ущерб своей некомпетентностью, неспособностью реализовать комплексный подход в управлении сложной системой, отсутствием представлений о принятии превентивных мер и недопущении аварий.

Читайте также:  ЖКХакер стал ещё лучше, чем был раньше!

Поэтому мне интересно принять участие в общественно значимом оценивании достижений и поражений запуска региональных программ капитального ремонта, осуществляемых с 2014—2015 годов за счет средств граждан России. Исходные параметры этого драматичного для населения процесса уже были озвучены в Думе: нуждается в капремонте свыше двух миллиардов квадратных метров жилой площади в стране, а миллиард — в немедленном ремонте. В России же ежегодно ремонтируют всего 50−70 миллионов «квадратов». Если темпы ремонта останутся на госуровне прежними, количество аварийного жилья будет расти в геометрической прогрессии.

«СП»: — Какие еще данные мы можем обсудить?

— Непрозрачность (и, как следствие, коррупциогенность) работы региональных фондов капитального ремонта выделялась общественностью еще в самом начале как главный их недочет, который за пока так и не устранен. Поэтому важно заниматься сбором разрозненных данных из разных источников, повышая объективность и прозрачность их деятельности.

Но много видно и из информации, представляемой на сайте «Реформа ЖКХ»: 67% от собранных за 2018 год средств были потрачены на завершение капремонта всего по 3% многоквартирных домов, включенных в региональные программы (0,08% от общего числа многоквартирных домов в России), при доле конструктивных элементов с истекшим межремонтным сроком от 0,03% в Кемеровской области до 100% в Курской области (средний показатель по России не приводится и требуют пояснений данные по Курской области). Был запланирован на 2018 год капремонт по 8% домов, включенных в региональные программы (2% от общего числа многоквартирных домов). Если примерная периодичность проведения капремонта в жилых домах составляет 20 лет (это в нормальных условиях, а в агрессивной среде и при переувлажнении — 15 лет, и 6 лет при вибрационных нагрузках), то должны проходить капитальный ремонт (при отсутствии просрочки по его проведению к началу работы фондов капитального ремонта в 2014—2015 годах) на условиях планово-предупредительного обслуживания 5% домов, а не 3%, как это случилось (надо считать от общего количества многоквартирных домов как нуждающихся в капремонте по принятым нормативам и как плательщикам взносов, а не только включенных в программу).

Нарушение по недовыполнению планов, которое должно предусматривать ответственность (и, вероятно, не предусматривает, хотя эти данные следует относить к сфере выполнения государством социальных обязательств с конкретными нормативными ориентирами, не работающими в целях необоснованной экономии средств граждан). За 2014−2017 годы сведения на сайте не представлены, как и сведения по многочисленным нарушениям. Нет и никакой нормативной документации по плановой замене электропроводки (угрозе пожаров), труб (угрозе затопления квартир), крыш (угрозе протечек) и прочего. Но при этом есть показатель, по сути, административно установленной дискриминации граждан также и в этой сфере: взносы на капитальный ремонт должны сдавать все собственники жилья, но в региональные программы капитального ремонта включено только 36,5% домов. А 63,5% домов, соответственно, не включены.

Если дома не обследованы и не включены в ближайший 20-летний период действия региональной программы капитального ремонта, то их жильцы не должны делать взносы и ремонтировать чужое имущество! В отчете Фонда города Москвы за 2017 год сказано, что в региональную программу капитального ремонта на 2015−2044 годы, то есть на 30 лет, включено 32609 многоквартирных дома, хотя некоторые дома должны фигурировать в этой программе 2 раза, а не один! По результатам выборочной проверки сферы капремонта Генпрокуратурой РФ, было установлено, что деньги на капитальный ремонт многоквартирных домов часто являются объектом коррупции, криминала.

Как параметры программы отражают потребность жилого фонда в проведении капремонта — не обосновывается никак. По данным раскритикованного со всех сторон Росстата за 2015 год, из 2,9 миллионов многоквартирных домов 36% имеет износ от 0 до 30%, а оставшиеся 64% имеют износ свыше 31%, в том числе 12% – износ свыше 66%. К этому добавляется ситуация, уже обсужденная в связи с управлением другими ведомствами и связанная с завышением расходов на содержание данных фондов, включая высокие зарплаты, и с законностью их деятельности. Как пример — выявленная в ходе проверок в 2015 году заработная плата директора Югорского фонда С. Макарова в размере около 1 миллиона рублей в месяц

«СП»: — Но, наверное, не все данные, в том числе и серьезно искажаемые, сегодня можно получить по открытым источникам?

— Да. Публичного представления многочисленных обращений граждан по этой тематике до сих пор нет. Открытой обратной связи с потребителями нет. На местах многие жильцы домов, попадающих в программу капремонта, полагают, что никакого контроля за действиями рабочих нет. Сведений катастрофически не хватает, чтобы охарактеризовать эту ситуацию, которую назвать иначе как патовую нельзя.

Что происходит на местах? Непрозрачен, точнее тщательно скрывается сам процесс планирования работ, а акты сдачи-приемки по-прежнему пытаются закрывать с многочисленными приписками, в том числе за взятки. Жителей как заинтересованную сторону — инвестора и одновременно потребителя услуг капремонта — не приглашают обсудить состав, технологии работ, расценки, качество и количество стройматериалов, а ставят перед фактом исполнения огромных смет, в которых, кроме приписок объемов дорогостоящих ремонтных работ, еще закладываются по завышенным расценкам и строительные материалы, заменяемые к тому же на практике на аналоги худшего качества.

И все это вырастает в миллионы освоенных денег фонда. Сегодня в Москве — это порядка 30 миллионов на 6-этажный многоквартирный дом. Если бы жители делали тот же самый ремонт (только лучше, с соблюдением технологий) сами, то он обошелся бы во много раз меньше. Многие работы по факту проводятся по принципу «дешевле только даром» (как мы увидели на конкретных примерах, которые, разумеется, мы не можем обобщать, так как это было бы некорректно) — одни малоквалифицированные рабочие из числа мигрантов, которые не всегда получают от своих работодателей зарплату, могут только вредить своими действиями (например, вместо труб присоединять к батареям штыри, портить, а не чинить крыши), а другие — чуть более квалифицированные — исправляют вредительства своих предшественников.

Если не читать многостраничные бумаги, фигурирующие в этом процессе, можно рабочих в таких конкретных не очень позитивных примерах на местах ассоциировать с конторами по типу «Рога и копыта» с одним директором и бухгалтером. Но в сфере освоения денег они называются совсем иначе, а именно: квалифицированные подрядные организации, включенные в реестр и имеющие право принимать участие в электронных аукционах. Неквалифицированные рабочие у них могут быть набраны случайным образом с трассы, а организации, их привлекающие, относиться к разряду квалифицированных. Парадокс современной российской бюрократии с не человеческим, а так называемым технократическим и также криминальным лицом. И, вероятнее всего, беззаконие в части проведения планово-предупредительного ремонта, раз никакие нормативы не соблюдаются, нарушение прав и интересов граждан, их обман, коррупция. При этом в капремонт закладывается ограниченный фронт работ, а не перевод домов на энерго, тепло и водосберегающие технологии, в отличие от санации жилья в Европе. То есть сама практика — не только часто обман граждан, но и примитивизм планирования.

«СП»: — Как любит говорить молода поросль государственных управленцев, «критикуешь — предлагай». Что, по вашему мнению, необходимо менять?

— В первую очередь, следует говорить о необходимости противостояния граждан занижению уровня их социальной защищенности от экономического криминала, о низкой социальной ответственности и экономической эффективности этого процесса. Если говорить о кадрах, которые «решают все», то мне на ум приходит басня, рассказанная Аркадием Райкиным о проблемах советского периода — «Как медведь зайцем работал». Там, если помните, за медвежью работу платили заячью зарплату, за заячью работу — медвежью зарплату, что сегодня ассоциируется с решением вопроса по аналитикам в этой сфере и также по квалифицированным рабочим, набранным из местного населения. В басне в комиссии, признавшей эту ситуацию нормальной, на должности львов были оформлены ослы. С точки зрения материализации интересов разных сторон в условиях противодействия коррупции важно никому не позволять загонять себя в группы ослов. Малоквалифицированные кадры, которых набирают в эту сферу, не желают ежедневно взаимодействовать с практикой и сами создают большие проблемы. Если они будут продолжать работать и создавать иллюзию большой работы на бумаге, а не на деле, то проблемы, сколько о них не говори, скорее всего, так и не будут решены до замены кадров на принципах их подбора по компетентности.

Большая роль в этом вопросе отведена обществу, которое оказалось, по сути, не готово взять на себя еще и эту огромную бесплатную нагрузку, то есть выполнять профессиональную работу за многих высокооплачиваемых должностных лиц. Как следует из данных сайта «Реформа ЖКХ», 87,6% многоквартирных домов доверили (в том числе — не фигурируя в планах на проведение капитального ремонта) свои существенные для семейных расходов отчисления региональным операторам, и только 4,4% для возможности управления данными средствами создали спецсчета ТСЖ, ТЖ и ЖСК. Но на самом деле гражданам административно не дают переходить на спецсчета, чтобы не упускать неэффективное управление их деньгами. Я думаю, прогрессивным моментом стало бы всероссийское обсуждение результатов работы региональных фондов и их нормативного обеспечения, всех проблем, связанных с проведением капремонта на практике, а также публикация в открытых источниках расценок и состава работ по многоквартирным домам на специальном сайте (как плановых, так и фактических смет расходов), нормативных сроков эксплуатации труб, крыш, электропроводки и пр. и сроков проведения работ по их замене, отзывы о конкретной работе «квалифицированных подрядных организаций, прошедших электронные торги», на местах с приложениями фото и видеоматериалов. Я уверена, было бы многим интересно наблюдать за тем, как осуществляется капремонт на деле, а не на бумаге.

Обновление жилья. Как устроен капитальный ремонт в России

С начала приватизации жилья в девяностых годах прошлого века подавляющее большинство россиян не осознавало, что в собственность им досталась не только квартира. Вместе с ней собственники получили обязательства по несению расходов на содержание и капитальный ремонт своего дома, включая крышу, инженерные системы, фасад и подвал.

Читайте также:  Утвержден национальный стандарт по эксплуатации минераловатных изоляционных материалов

Логика владения недвижимостью подразумевает, что собственники несут ответственность за содержание общего имущества. При этом на уровне государства не было сформулировано единых подходов к организации процесса капитального ремонта и к его финансированию.

Единственным способом проведения работ было исключительно желание самих собственников собрать дополнительные средства и провести ремонт общего имущества дома. Такой принцип и был положен в основу новой реформы. В конце 2012 года в России приняли законы, определившее новые подходы к капитальному ремонту.

Сколько стоит капремонт

Сейчас в каждом регионе устанавливается минимальный размер взноса на капремонт, который в обязательном порядке оплачивают собственники квартир и других помещений, расположенных в многоквартирных домах. Региональные власти формируют долгосрочные программы капитального ремонта жилого фонда, в которых определяется очередность и вид проводимых работ.

На сегодняшний момент общее количество домов, включенных в региональные программы, достигло 737 000. По состоянию на 1 января 2018 года капремонт по отдельным видам работ проведен в 117 000 домов. Это значит, что жители каждого шестого дома в стране должны были на практике ощутить работу новой системы капитального ремонта.

По состоянию на конец 2016 года стоимость проведенных работ составила 108 млрд рублей, в 2017 году она достигла 171 млрд. Сложившаяся динамика говорит о завершении этапа формирования системы и ее переходе на стабильный режим работы. С учетом собираемых с населения взносов и дополнительных средств, выделяемых субъектами РФ на уровне региональных и муниципальных бюджетов, общий оборот отрасли составляет 200 млрд рублей.

Интересна и динамика изменения уровня собираемости взносов. На старте реформы в 2015 году этот показатель был равен 75%, в 2016 году средний уровень собираемости составил 85,7%, в 2017-м, — 92,1%. Такие результаты свидетельствуют о том, что новая система капитального ремонта прижилась, вырос уровень вовлеченности собственников в процесс организации и проведения работ.

Кто и как финансирует капремонт

Действующее законодательство предусматривает два способа формирования фонда капитального ремонта. Первый — «общий котел», когда собственники оплачивают взносы на счет регионального оператора, а тот в свою очередь организует проведение работ в рамках региональных программ: проводит техническое обследование, формирует задание на проектирование, отбирает подрядчиков, контролирует ремонт. Второй — «специальный счет». При таком способе собственники дома копят взносы на капремонт на отдельном счете, сами организуют и контролируют работы.

По данным на 1 января 2018 года, на специальные счета приходится 17,6 % от общей площади домов, входящих в региональные программы. Темпы проведения капитальных ремонтов домами, формирующими фонд на специальном счете, остаются низкими. Ежегодно собственники таких домов собирают примерно 30 млрд рублей, а ремонты проводят на сумму чуть более 10 млрд рублей.

Причиной такого низкого показателя может являться совокупность двух факторов: недостаточность компетенции у собственников для организации процесса и необеспеченность деньгами.

Средняя сумма, собранная на одном доме со спецсчетом, оказалась равна 1 млн рублей. Для того, чтобы провести полноценный ремонт одного конструктивного элемента дома, этого недостаточно. Оптимальным решением вопроса является развитие системы кредитования специальных счетов, однако в этом сегменте нет устоявшейся всероссийской практики.

Дополнительным источником финансирования капремонта могут служить энергосервисные контракты. Инвестор вкладывает свои средства в ремонт общего имущества многоквартирного дома, а возвращает их за счет полученной в последствии экономии по потреблению энергоресурсов.

Что касается недостаточной компетенции у собственников домов, формирующих фонд на специальных счетах, то в некоторых регионах есть практика создания для них центров организации капитального ремонта (к примеру, в Ярославской области). Они оказывают методологическую и практическую помощь в организации работ. В большинстве регионов информационно-разъяснительной работой о системе капитального ремонта занимаются региональные операторы при участии общественных организаций.

На что тратят деньги

На сегодняшний момент система капитального ремонта — это емкий рынок, участниками которого являются не только собственники, региональные операторы и подрядные организации, но и производители материалов, разработчики технологий, банки, расчетные центры, страховщики, электронные торговые площадки, IT и энергосервисные компании.

Регулярная потребность системы в материалах и технологиях сформировала пласт производителей, прицельно сориентировавших свое производство на обеспечение нужд капремонта.

Согласно анализу краткосрочных планов, на ремонт инженерных систем дома (электрика, тепло, газ, водоснабжение, водоотведение) приходится 28% от общего объема запланированных работ, на ремонт крыш — 27%, на ремонт или замену лифтового оборудования — 18 %, на ремонт фасадов — 17%, оставшиеся 10% — это ремонт подвальных помещений, фундамента и дополнительные виды работ, предусмотренные законами субъектов России.

Наиболее четко динамика видна по объему замены лифтов. Если в первые годы в рамках реализации программ капитального ремонта на замену лифтов приходилось всего 5% от всего объема проводимых работ, то в 2017 году — более 15%. При этом в рамках требований законодательства и ценового сегмента (стоимость работ при капремонте ограничена размером предельной стоимости работ, установленной в каждом субъекте) это преимущественно лифты российского производства.

Рынок достаточно быстро реагирует на запросы системы. Последний тренд — использование материалов и технологий, позволяющих сократить срок производства работ и последующие эксплуатационные расходы на содержание дома, увеличить межремонтные периоды. На старте применение инновационных технологий носило точечный характер, теперь это становится распространенной практикой.

Например, если для ремонта плоских крыш традиционно применяли наплавляемые битумные рулонные покрытия, то сейчас в отдельных регионах практикуют технологию мембранного покрытия, а также инновационные разработки, например, теплоизоляционный материал — пеностекольный щебень

Как осовременить капремонт

В целом система капремонта показала свою работоспособность. На данном этапе важно закрепить полученный результат и обеспечить качество проводимых ремонтов, причем с акцентом на внедрение новых технологий, учитывающих жизненный цикл зданий и дальнейшие эксплуатационные расходы на содержание дома.

Регулирование качества возможно через стандартизацию процессов проектирования и проведения работ, а также унификацию подходов к определению материалов и технологий, используемых при капремонте.

Действующие государственные стандарты (ГОСТы) являются устаревшими, так как принимались без учета специфики жилищного законодательства и новой системы капитального ремонта.

Подкомитет «Организация и управление капитальным ремонтом МКД» технического комитета по стандартизации Росстандарта России совместно с профессиональным объединением региональных операторов капитального ремонта уже ведет работу по разработке необходимых ГОТСТов.

Формирование единых требований, с одной стороны, очистит рынок от недобросовестных производителей, с другой — даст дополнительный стимул к развитию предприятий, готовых занять свою нишу на рынке капремонта.

Граждане платят за капремонт лучше местных властей

С передачей обязанности финансировать капремонт многоквартирных домов от федерального центра собственникам жилья возникла новая проблема — регионы и муниципалитеты закладывают в свои бюджеты недостаточно средств на эти цели либо вообще не делают этого. Как сообщили “Ъ” в Минстрое, в среднем по России с субъектов РФ собрано около 70% взносов, а с местных властей — 57%. Нередки случаи нулевого уровня внесения платежей региональных и муниципальных собственников — чего граждане себе, как правило, не позволяют.

После того как правительство сложило с себя обязанность по финансированию капремонта многоквартирных домов, взносы на эти цели должны уплачивать собственники. Эта обязанность была введена в 2012 году (фактически — с прошлого года). До 2014 года софинансирование региональных программ капремонта производилось за счет средств госкорпорции “Фонд содействия реформированию ЖКХ”, собственники платили лишь 5% от стоимости ремонта. Размер сборов устанавливается региональными властями — в Москве он равен 15 руб. с 1 кв. м. Уплачивать их должны не только граждане, но и другие собственники жилья, включая федеральные и региональные органы власти, а также органы местного самоуправления.

Почему россияне против сборов на капремонт

По данным наблюдательного совета фонда ЖКХ, самыми дисциплинированными плательщиками пока можно назвать граждан. Собираемость взносов с них (по состоянию на сентябрь) составляет 70,8%, рассказала “Ъ” исполнительный директор НП “ЖКХ-Контроль” Светлана Разворотнева (входит в набсовет). Хуже всего взносы платятся в регионах Северного Кавказа: например, в Ингушетии — менее 1%, в Кабардино-Балкарии — 3%. Наибольшая собираемость отмечается в Татарстане, где программа действует не первый год, а также в Санкт-Петербурге, где установлен минимальный по стране взнос (более 90%).

Региональные собственники уплачивают взносы примерно на том же уровне — как сообщили “Ъ” в Минстрое, у них собираемость достигает 70%. Муниципалитеты, по данным министерства, платят менее охотно — 57%. Однако, говорит Светлана Разворотнева, многие субъекты заложили в свои бюджеты меньше средств на программу, чем необходимо, а столкнувшись с кризисом, испытывают трудности. Местные власти, говорит она, и вовсе не закладывают эти расходы в свои бюджеты. Так, во многих регионах и муниципалитетах, по предварительным данным, собираемость взносов вовсе нулевая — например, в Ивановской области и в Республике Карелия.

У мэрии попросили раздельный счет

Данных по собираемости взносов с федеральных органов у Минстроя пока нет. В НП “ЖКХ-Контроль” подтверждают, что целостной статистики по этой категории собственников еще нет. Однако, по словам Светланы Разворотневой, федеральный собственник — “плохой плательщик”. По ее словам, проблемы с уплатой взносов были, например, у Минобороны — оно владеет самым крупным жилым фондом среди федеральных органов. Ранее сообщалось, что собираемость взносов с федеральных органов, по данным ОНФ, по десяти представившим информацию регионам составила всего 4%.

Согласно Жилищному кодексу, собственникам, несвоевременно или не полностью уплатившим взносы на капремонт, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. “Механизм привлечения к ответственности за неуплату взносов только начинает работать — пени начисляются лишь в случае неплатежей в течение года, а во многих регионах этот срок только начал истекать”,— поясняет Светлана Разворотнева. Но, по ее словам, в Башкирии региональные операторы уже начали подавать в суд на неплательщиков. На Северном Кавказе ситуация сложнее — судебные издержки непосильны для региональных операторов, добавляет госпожа Разворотнева. Однако, продолжает эксперт, сама возможность взыскания взносов и пеней в судебном порядке уже дает “моральный эффект” — граждане стараются погасить задолженность до судебных разбирательств.

Читайте также:  Для Ульяновска составили график работы уличного освещения

Собираемость взносов на капитальный ремонт составила в среднем по стране 77%

20 января на заседании Президиума Общественного совета при Минстрое России, которое прошло под председательством Сергея Степашина, обсуждался вопрос о работе региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и взносах на капитальный ремонт . На заседании присутствовал Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

По состоянию на 1 января 2016 г. в 83 субъектах Российской Федерации у собственников помещений в многоквартирных домах наступила обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. В 2 субъектах Российской Федерации такой сбор начнется с 1 июля 2016 года – Республика Крым и г. Севастополь. Отметим, что реализация программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Самарской области началась одной из первых в стране. Ремонты в губернии стартовали весной 2014 года, а взносы на капитальный ремонт собственники начали оплачивать с августа 2014 года.

Размер минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в 2015 году в среднем по стране составил 6,26 рублей за кв.м. На 31 декабря 2015 года доля собираемости взносов достигла 77%. За последние 2 месяца прошлого года прирост составил более 4%, что свидетельствует о повышении доверия к программе среди населения. В 11 субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 января 2016 года собираемость взносов на капитальный ремонт превысила 85%.

«На сегодняшний день есть традиционно отстающие регионы в вопросе взносов на капитальный ремонт. И практически все они – регионы Северного Кавказа. В 8 субъектах Российской Федерации доля собираемости взносов составила менее 30%: Республика Ингушения (1,55%), Кабардино-Балкарская Республика (6,21%), Республика Северная Осетия – Алания (12,33%), Республика Тыва (14,6%), Республика Дагестан (15,94%), Пермский край (25%). Средний уровень собираемости платы за капремонт в Северо-Кавказском федеральном округе на начало января 2016 года составляет 37,76%. В то время как, например, в Москве этот показатель составляет примерно 94%», – отметил замглавы Минстроя России Андрей Чибис.

Кроме того, он напомнил о том, что в 2015 году была создана система оценки квалификации лиц, являющихся руководителями или кандидатами на должность руководителя региональных операторов. «В Минстрое России в декабре 2015 года проведено тестирование руководителей региональных операторов на знание законодательства. Тестирование должны были пройти все 85 руководителей регоператоров. Итоги тестирования есть у 81 руководителя регоператоров, из них сдали 23, трое со второй попытки», – сообщил Андрей Чибис.

По его словам, главный итог министерства в реализации программ капремонта заключается в том, что несмотря на все трудности удалось достичь плановых показателей. “За 2 неполных года работы программ в субъектах Российской Федерации уже отремонтировано порядка 20 тысяч домов, площадь которых более 80 млн кв метров. И наша задача не сбавлять темпы”, – подчеркнул замглавы Минстроя России.

Исполнительный директор «НП ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева выступила с докладом по формированию многоуровневой системы общественного контроля за реализацией региональных систем капитального ремонта. По ее словам, для обеспечения контроля за качеством проведения капитального ремонта должны присутствовать три уровня системы общественного контроля: контроль собственников на уровне каждого дома, контроль на региональном уровне, осуществляемый через региональные центры общественного контроля в сфере ЖКХ, а также контроль на федеральном уровне через Национальный центр общественного контроля.

Сергей Леонтьев: «Лифты устанавливаем с соблюдением всех технологических регламентов»

Россиян готовят к повышению взносов на капремонт

Чем больше денег собирают с населения, тем больше ветхого и аварийного жилья

Гендиректор Фонда ЖКХ Константин Цицин согласился с критикой программы капитального ремонта. Фото с сайта www.fondgkh.ru

Созданная в РФ схема оплаты капремонта многоквартирных домов не работает. Региональные программы ремонтов не выполняются. А ветхого и аварийного жилья все больше, сообщает Счетная палата (СП). Среди причин ухудшения качества жилого фонда аудиторы называют слишком низкие платежи населения, которые якобы вдвое ниже экономически обоснованного размера. Чтобы остановить деградацию жилищного фонда, власти предсказуемо могут выбрать самый простой вариант – повысить платежи населения за будущий ремонт многоквартирных домов.

Реализация региональных программ капремонта многоквартирных домов пока себя не оправдала: состояние жилого фонда не улучшается, утверждают аудиторы Счетной палаты.

Количество аварийных многоквартирных домов в РФ выросло с 2014 по 2017 год на 24,5%. Уже в 75 регионах страны утверждены планы сокращения перечня и видов работ по капремонту, который финансируется за счет взносов граждан. Еще в девяти регионах по состоянию на 1 августа 2019 года подобные планы находятся в стадии утверждения.

В регионах РФ отмечается систематическое невыполнение краткосрочных планов капитального ремонта – в среднем на 20%.

А невыполнение краткосрочных планов ремонта ведет к увеличению остатков неиспользованных средств фондов капремонта. К концу первого полугодия 2019 года в фондах капремонта уже скопилось более 140 млрд руб. Рост объема неиспользованных средств за последние два года превысил 27%.

Согласно данным Росстата и Минстроя, объем жилого фонда, имеющего износ от 66 до 70% и выше, не только не сокращается, а даже имеет тенденцию к увеличению, признают аудиторы СП.

«Бюджетные деньги на проведение капремонта практически не привлекаются. Граждане перечисляют деньги из своих, как правило, небольших доходов в виде взносов, а государство должно улучшить условия их проживания, проведя капремонт в установленные сроки и с надлежащим качеством», – рассказывает аудитор Светлана Орлова.

По ее словам, местные чиновники предоставляют недостоверные данные о состоянии многоквартирных домов и износе их конструктивных элементов. Кроме того, чиновники списывают деньги на ремонт тех домов, которые уже невозможно восстановить. В программы капремонта систематически включаются аварийные дома, подлежащие сносу и реконструкции, или ветхие дома, ремонт которых экономически нецелесообразен. Так, с 2017 по 2019 год Фонд ЖКХ выявил более 10 тыс. таких домов, говорит Орлова.

«Невыполнение краткосрочных планов обусловлено не только плохой организацией работы регионального оператора, но и отсутствием надлежащего контроля за его деятельностью со стороны региональных органов власти», – подчеркивает аудитор.

Нехватку денег на ремонт аудиторы называют «недостаточной финансовой устойчивостью региональных программ». К началу текущего года финансовое обеспечение региональных программ составляло только 55%. «В большинстве регионов минимальный размер взноса на капремонт почти в два раза ниже экономически обоснованного размера. Причина в том, что субъекты устанавливают его с учетом доступности для граждан при существующем у них уровне доходов», – пояснила Светлана Орлова.

«В 2020 году в капитальном ремонте будет нуждаться 1,7 млрд кв. м жилья, стоимость ремонта составит около 5 трлн руб. Эти цифры звучали при принятии поправок в Жилищный кодекс в 2012 году. С тех пор ежегодно фиксируется, что в рамках программы удается профинансировать ремонт всего 10% жилого фонда, нуждающегося в нем. Сохранение существующей системы взносов в неизменном виде подразумевает лишь два возможных сценария развития ситуации. Либо в ближайшие несколько лет необходимо увеличивать сборы на капремонт для граждан, либо объем отремонтированного жилья будет сокращаться», – объясняет гендиректор компании «Апри Флай Плэнинг» Владимир Савченков. При этом он напоминает, что цены на строительную продукцию ежегодно растут в среднем на 3–5%.

Регионам нужно не повышать взносы для населения на капремонт, а обеспечивать повышение уровня жизни в субъектах РФ. Нужно привлекать бизнес к решению социальных проблем и снижать коррупционные риски в сфере ЖКХ. Особенно это важно на фоне инициатив по запуску Всероссийской программы реновации жилья, что в перспективе потребует еще большей бюджетной нагрузки», – считает доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Максим Соколов.

«Проблема неэффективности программ капремонта не в том, что взносы с граждан слишком маленькие, а в том, что чиновники слишком много воруют. Поэтому нужно не взносы поднимать, а воровать поменьше. Лично я и многие мои знакомые уже сталкивались с последствиями хищений – это низкое качество материалов и некачественное исполнение работ, которые явно не соответствуют изначальным планам и сметам. К сожалению, не знаю ни одного, кто был бы доволен исполнением так называемого капитального ремонта. Можно посоветовать правительству наладить контроль за расходованием собираемых с граждан средств на капитальный ремонт», – говорит руководитель аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов.

«В условиях сокращения реальных доходов населения и роста цен на коммунальные услуги накопить достаточные средства на капремонт невозможно. Требуется прямое государственное финансирование программ капитального ремонта, причем в этом должен играть главную роль федеральный бюджет, который буквально переполнен деньгами – с начала года профицит составил 2,6 трлн руб. (около 4% ВВП)», – считает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. Повышение взносов на капремонт в нынешних условиях она считает нелогичным. Тем не менее она предполагает, что увеличение взносов все же произойдет – и скорее всего в ближайшие годы, если не месяцы.

«Власти должны понять, что основной инструмент борьбы с проблемой ветхого жилья – это новое жилищное строительство и повышение доступности новостроек для основной массы населения. Сейчас же ситуация такова, что количество застройщиков сокращается (ввиду низкой рентабельности бизнеса, особенно в регионах), цены на жилье растут, а ипотека остается дорогой. В такой ситуации жилищный фонд страны не может обновляться естественным образом через рыночный механизм», – утверждает Литинецкая.

«Боюсь, что сама эта тема сейчас может спровоцировать решения федерального правительства об изменении системы оплаты капремонта. Причем ждать, что она будет отменена, или снижена не приходится», – заявил «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов. После повышения пенсионного возраста и ставки НДС, с учетом состояния региональных бюджетов, попытка повысить взносы на капремонт более чем вероятна, говорит Щапов. «Чтобы выявить проблемы в системе капремонта, нужно комплексное исследование эффективности работы фондов с привлечением различных экспертов, органов госвласти, правоохранительных структур и т.д. Нужно понять истинную причину роста количества домов в аварийном состоянии. Скорее всего она лежит в сфере эффективности управления средствами фондов. Уж точно не в том, что граждане плохо или мало платят», – считает депутат.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ссылка на основную публикацию