Теплоснабжающим организациям включили в тариф предпринимательскую прибыль

Теплоснабжающим организациям включили в тариф предпринимательскую прибыль

Теплоснабжающим компаниям учтут в тарифе предпринимательскую прибыль в размере 5%. Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. Об этом сообщил 6 октября Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень, передает АКХ им. К.Д. Памфилова .

«Мы вышли с инициативой, которая была поддержана Правительством России, разрешить теплоснабжающим компаниям учитывать в тарифе предпринимательскую прибыль в размере 5% от суммы текущих расходов и амортизации, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии и топлива, выплат по займам и кредитным договорам», – рассказал глава Минстроя России.

Он также напомнил, что такая норма по инициативе Минстроя ранее введена в сфере водоснабжения и водоотведения.

«Введение предпринимательской прибыли – это то решение, которое позволит привлечь в отрасль именно добросовестных стратегических инвесторов и операторов. Только тех, для которых принципиально важно зарабатывать на повышении эффективности работы компании и увеличении ее капитализации», — пояснил Михаил Мень.

Важно отметить, что учет в тарифе предпринимательской прибыли не повлечет за собой роста платежей. Введение предпринимательской прибыли будет осуществляться в рамках установленных предельных индексов изменения платы за коммунальные услуги.

Читайте также последние новости ЖКХ России

Более 200 жилых домов и почти 30 социальных объектов остались без отопления и горячей воды в Железнодорожном районе Воронежа вечером 31 января, сообщила пресс-служба мэрии. Решение об отключении принято в связи с необходимостью проведения ремонтных работ.

В Ростове-на-Дону жильцам многоквартирного дома на улице Веры Пановой управляющая компания пересчитала оплату за услуги ЖКУ и вернула более 970 тысяч рублей. Об этом “РГ” сообщил руководитель Госжилинспекции Ростовской области Павел Асташев.

Взыскание с жителей долгов по квартплате может приостановиться с апреля, если в ближайшие недели не удастся найти решение правовой коллизии, рассказала на пресс-конференции глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Доследственная проверка организована по факту сообщения о незаконном подключении к газовой сети многоэтажного дома в посёлке Северный под Белгородом, сообщили 30 января в пресс-службе регионального Следственного комитета. В целях безопасности здание отключено от газа.

Заменить предстоит более 900 подъемников, притом, что в других округах заменят по 300-200 лифтов. Почему на юго-востоке запланирован большой объем работ, “РГ” рассказали в пресс-службе фонда капремонта Москвы.

Печально известный полигон ТБО недалеко от деревни Посохова, куда десятки лет вывозили бытовые отходы, преимущественно из Тюмени, наконец ждет рекультивация. Она начнется после завершения недавно объявленного конкурса. Стартовая цена госконтракта – 210,5 миллиона рублей. Будущему подрядчику предстоит.

Из-за бесснежной тёплой зимы расходы на отопление в Белгородской области сократились на четверть. Такие данные привёл 29 января на своей странице в социальной сети губернатор Евгений Савченко.

Челябинцы недоумевают: с контейнерных площадок стали исчезать ставшие уже привычными сетчатые емкости для сбора пластика и бумаги. Как выяснилось, их забирают не воры, а регоператор по обращению с ТКО. А причина в том, что реализацию пилотных проектов по раздельному сбору мусора в регионе начали с Копейска.

Порыв теплотрассы на улице Гагринской в Ростове-на-Дону ликвидирован. Об этом “ИА REGNUM” сообщили в городской администрации.

В этом году в Подмосковье закроют еще два мусорных полигона – “Ядрово” в Волоколамске и “Лесная” в Серпухове. Такое поручение дал губернатор области Андрей Воробьев.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Товарищества Собственников Жилья (ТСЖ) обладают правами заключения договоров о содержании и ремонте общего имущества, оказании коммунальных услуг, определения сметы расходов и доходов на год, на основании которой устанавливаются размеры платежей и взносов для каждого собственника.

Плата за жилое помещение не зависит от количества зарегистрированных на его площади человек. Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что собственники квартир обязаны нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома согласно своей доле в праве общей собственности. Это доля пропорциональна размеру общей площади квартиры (ст. 39, 42 ЖК РФ). Таким образом размер платы за содержание жилья устанавливается на квадратный метр.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Как бы нас сегодня ни огорчало ЖКХ, один неоспоримый плюс все же появился в последнее время. Нам не надо теперь стоять в длинных очередях в сбербанк, чтобы оплатить счета! Перевести деньги за жилье, электроэнергию, отопление, воду и прочее можно за считанные минуты, не выходя из дома. И мы научим вас, как это сделать. Но ничего не бойтесь! Вам надо только строго следовать нашим простым пошаговым подсказкам-инструкциям, да еще для вашего удобства подкрепленные.

Какое помещение признается жилым, и каковы основные требования к нему? Из чего состоит плата за жилье и коммунальные услуги? Как доказать факт нарушения качества предоставляемых услуг? Каким образом осуществляется перерасчет размера платы за услуги ЖКХ в случае временного отсутствия потребителей? Кто может претендовать на получение.

ФАС России от 18.07.2018 N ВК/55514/18

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 18 июля 2018 г. N ВК/55514/18

В целях разъяснения норм действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по учету в регулируемых тарифах расчетной предпринимательской прибыли ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее – Основы ценообразования N 1075), под расчетной предпринимательской прибылью регулируемой организации понимается величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.

При этом в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее – Основы ценообразования N 406), величина расчетной предпринимательской прибыли учитывается только при определении с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации необходимой валовой выручки гарантирующей организации.

Включение расчетной предпринимательской прибыли в необходимую валовую выручку регулируемой организации в сфере теплоснабжения, гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода индексации установленных тарифов предусмотрено пунктами 32, 71 Основ ценообразования N 1075 и пунктами 38, 74 Основ ценообразования N 406 соответственно.

Особенности определения расчетной предпринимательской прибыли при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода индексации установленных тарифов в сфере теплоснабжения/сфере водоснабжения и водоотведения установлен пунктами 48(1), 48(2) и 74(1) Основ ценообразования N 1075 и пунктами 47(1), 47(2) и 78(1) Основ ценообразования N 406 соответственно.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования N 1075 и пунктом 78(1) Основ ценообразования N 406 при применении метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации в сфере теплоснабжения/гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В силу пункта 52 Основ ценообразования N 1075 и пунктом 80 Основ ценообразования N 406 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

При этом порядок корректировки долгосрочного тарифа в сфере теплоснабжения/сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрен пунктами 49 – 57 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов), утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее – Методические указания N 760-э), и пунктами 90 – 95 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее – Методические указания N 1746-э).

Читайте также:  Законопроект, облегчающий передачу жилых помещений в государственную собственность

Обращаем внимание, что в соответствии с формулой 20 пункта 49 Методических указаний N 760-э при корректировке плановой необходимой валовой выручки на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования корректировка планового значения расчетной предпринимательской прибыли не предусмотрена. Корректировка планового значения расчетной предпринимательской прибыли также не предусмотрена Методическими указаниями N 1746-э.

Таким образом, расчетная предпринимательская прибыль включается в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации до начала долгосрочного периода регулирования в размере, определенном в соответствии с Основами ценообразования N 1075 и Основами ценообразования N 406, и в течение долгосрочного периода регулирования не корректируется.

Дополнительно обращаем внимание, что компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, несущей бремя налогоплательщика в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, и не включается в состав расходов, учитываемых при установлении (корректировке) тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения.

Налогообложение прибыли в концессионном соглашении

Моя организация планирует развивать свою деятельность в сфере модернизации объектов теплоснабжения по договорам концессии, т.е. выступать в качестве концессионера. Для модернизации объектов будут привлекаться частные инвестиции (стороннего инвестора). Я понимаю, что возврат инвестиций инвестору будет осуществляться за счет амортизации имущества, а также за счет инвестиционной надбавки в тарифе по утвержденной инвестиционной программе. Хотелось бы прояснить следующее:

1) из чего складывается доход инвестора, как он учитывается в тарифе и сколько он может составлять (при расчете тарифа методом индексации)?

2) будет ли облагаться налогом инвестиционная надбавка и доход инвестора и в каком размере?

Система налогообложения ОСНО.

Ответы юристов ( 3 )

  • 8,5 рейтинг
  • 2537 отзывов эксперт

1) из чего складывается доход инвестора, как он учитывается в тарифе и сколько он может составлять (при расчете тарифа методом индексации)?
Максим

Ограничение нормативного уровня прибыли при расчете тарифов методом индексации в теплоснабжении прописано в Приказе ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э:

Нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от НВВ для каждой регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль. Нормативный уровень прибыли устанавливается с учетом предложения регулируемой организации, включающего расчет и обоснование необходимого регулируемой организации уровня прибыли, на уровне не ниже 0,5%, если более низкая величина не указана в таком расчете, и не выше нормы доходности, установленной в соответствии с пунктом 66 настоящих Методических указаний на тот же год для регулируемых организаций, осуществляющих тот же вид регулируемой деятельности в том же субъекте Российской Федерации при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а при отсутствии таких организаций — не выше минимальной нормы доходности, установленной федеральным органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

То есть если в Вашем регионе методом RAB никто не регулируется, то верхний ограничитель — это минимальная норма доходности, установленная ФАС России.

Приказ ФАС России от 11.11.2016 N 1595/16:

1. Утвердить минимальную норму доходности инвестированного капитала для расчета тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, созданного до перехода к регулированию тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2017 году, в номинальном выражении в размере 10,95%.
2. Утвердить минимальную норму доходности инвестированного капитала для расчета тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, созданного после перехода к регулированию тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2017 году, в номинальном выражении в размере 13,95%.

Соответственно вот на эти цифры и ориентируйтесь, когда будете предлагать и согласовывать ДПР — нормативный уровень прибыли.

2) будет ли облагаться налогом инвестиционная надбавка и доход инвестора и в каком размере?
Максим

Понятия инвестиционной надбавки в действующем законодательстве уже не существует (это раньше было в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ, но он уже не применяется). Налогообложение ведется в обычном режиме. Если есть льготы по налогу на прибыль в конкретном регионе, то Вы вправе на них претендовать.

Налог на прибыль учитывается при установлении регулируемых тарифов.

С Уважением, Олег Рябинин.

На самом деле при расчете тарифов на тепловую энергию методом индексации и в случае, если бы теплоснабжающая организация являлась собственником имущества, и если бы она являлась концессионером, тарифы считаются практически одинаково и «зарабатывать» можно:

  • на нормативной прибыли (в соответствии с утвержденным инвестом),
  • на предпринимательской прибыли 5%,
  • на экономии фактических потерь в сетях в сравнении с нормативными потерями, учтенными при регулировании тарифов,
  • на экономии фактического OPEX от учтенного в тарифах,
  • и т.д.

Но это, конечно, теоретически. А фактически все перекрывают регуляторные риски, к сожалению.

Правильно я понимаю: 1) наше предложение для органа регулирования будет состоять из стоимости обычного тарифа + уровень прибыли * НВВ? И это потолок. 2) При этом если действительно в регионе методом RAB никто не регулируется, то уровень прибыли составляет 10,95% (поскольку будет использоваться метод индексации тарифов, т.е. мы подпадаем под п.1 Приказа ФАС России – “. ДО перехода к регулированию тарифов с ПРИМЕНЕНИЕМ метода обеспечения доходности инвестированного капитала. “)? 3) Возврат инвестиционных средств из нормативной прибыли будет учитываться регулятором уменьшенным на полную величину налога, а фактически налог можно будет уменьшить на величину расходов (например на возврат средств инвестору)? 4) поскольку инвестиции являются по сути заемными средствами, а между нами и инвестором будет заключен договор займа или инвестиционный договор с конкретно оговоренным процентом прибыли вложенных инвестиций, то отражаются ли эти проценты по заемным средствам в тарифе подобно кредиту или лизингу или они также входят в нормативную прибыль?

) наше предложение для органа регулирования будет состоять из стоимости обычного тарифа + уровень прибыли * НВВ? И это потолок.
Максим

Грубо в принципе так, но формула чуть посложнее. В пункте 41 методики (Приказ ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э) посмотрите формулу, здесь мне ее сложно технически написать. Там формула еще налог на прибыль учитывает (хотя, формула, честно говоря, немного кривая).

2) При этом если действительно в регионе методом RAB никто не регулируется, то уровень прибыли составляет 10,95% (поскольку будет использоваться метод индексации тарифов, т.е. мы подпадаем под п.1 Приказа ФАС России — “… ДО перехода к регулированию тарифов с ПРИМЕНЕНИЕМ метода обеспечения доходности инвестированного капитала. “)?
Максим

Здесь на самом деле нормативная неурегулированность (10,95% или 13,95%). РЭКи обычно перестраховываются и берут меньшую величину.

3) Возврат инвестиционных средств из нормативной прибыли будет учитываться регулятором уменьшенным на полную величину налога, а фактически налог можно будет уменьшить на величину расходов (например на возврат средств инвестору)?
Максим

Возврат средств инвестору пойдет за счет чистой прибыли за минусом налога на прибыль (а про налог на прибыль я выше пояснил).

4) поскольку инвестиции являются по сути заемными средствами, а между нами и инвестором будет заключен договор займа или инвестиционный договор с конкретно оговоренным процентом прибыли вложенных инвестиций, то отражаются ли эти проценты по заемным средствам в тарифе подобно кредиту или лизингу или они также входят в нормативную прибыль?
Максим

Проценты по займам в методе индексации относятся к неподконтрольным расходам, а значит учитываются и корректируются в тарифе по факту, но не выше, чем по ставке, равной ключевой ставке ЦБ + 4 п.п.

Не совсем понятна основная идея участия инвестора в вашей деятельности. С надбавкой к тарифу понятно, но не понятно, что значит возврат инвестиций за счет амортизации?

1) из чего складывается доход инвестора, как он учитывается в тарифе и сколько он может составлять (при расчете тарифа методом индексации)?
2) будет ли облагаться налогом инвестиционная надбавка и доход инвестора и в каком размере?

Вообще законодательство о концессионных соглашениях не регулирует участие в этих правоотношениях отдельной стороны в виде инвестора. Поэтому все будет главным образом определяться вашим соглашением. Инвестор в данном случае будет выполнять роль займодавца. Поэтому и налогообложение его доходов будет строиться на тех же принципах, что и налогообложение договора займа. То есть все что вернут инвестору сверх сумм инвестиций — включается в налогооблагаемый доход.

Читайте также:  Как борются с неплательщиками в Новгороде

  • 10,0 рейтинг
  • 7525 отзывов эксперт

Максим, добрый вечер! Согласно п. 71 основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075

При расчете тарифов с применением метода
индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка
регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию
основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль
регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

собственно в нормативную прибыль входят расходы по реализации инвестпрограммы

74. Величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя: а)
расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в
соответствии с утвержденными инвестиционными программами,
за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на
реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом
исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и
кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и
кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой
организации, определяется с учетом положений пункта 13 настоящего документа;
в)экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные
коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы
налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения)
в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации
расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования
рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий
инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в
установленном порядке инвестиционной программой
такой организации на
соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования,
определенных инвестиционной программой.
Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

что касается такой составляющей как расчетная предпринимательская прибыль то

Расчетная предпринимательская прибыль
регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих
расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования,
определенных в соответствии с пунктом 73
настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на
приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче
тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа
и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов
по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных
активов.

Проблемы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения

Дата публикации: 12.06.2019 2019-06-12

Статья просмотрена: 653 раза

Библиографическое описание:

Майер Е. А. Проблемы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 499-501. — URL https://moluch.ru/archive/261/60390/ (дата обращения: 03.02.2020).

Ключевые слова: тарифное регулирование, тариф, сфера теплоснабжения, теплоснабжающая организация, затраты, прибыль.

Теплоснабжение — это важная отрасль жилищно-коммунального хозяйства. Регулирование сферы теплоснабжения является одной из составляющих управления экономикой региона. Основная цель регулирования тарифов в теплоснабжении заключается в обеспечении баланса интересов ресурсоснабжающих организаций и потребителей при соблюдении интересов государства.

Регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. № 760-э.

Действующим законодательством установлено четыре метода регулирования тарифов: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.

В настоящее время тарифное регулирование в сфере теплоснабжения не стимулирует ресурсоснабжающие организации. Проблема заключается в неэффективной системе действующего регулирования, поскольку тариф определяется региональными энергетическими комиссиями в соответствии с понесенными теплоснабжающими организациями затратами (метод «затраты+»), предусматривающий формирование необходимой валовой выручки, включая определенную величину прибыли, для обеспечения планируемого производства и передачи тепловой энергии. Существующая система, основанная на затратных принципах формирования тарифа, не стимулирует теплоснабжающие организации снижать себестоимость тепловой энергии. Соответственно, если предприятие снизит себестоимость тепловой энергии, то в рамках действующей системы тарифного регулирования тариф тоже будет снижен. Поскольку прибыль, включаемая в тариф, рассчитывается как установленный процент от себестоимости тепловой энергии, то снижение затрат приведет к снижению величины прибыли, включаемой в тариф. В результате теплоснабжающая организация оказывается экономически незаинтересованной в снижении себестоимости. Наоборот, предприятие заинтересовано в ее росте.

Теплоснабжающим организациям невыгодно производить модернизацию своих объектов и снижать производственные затраты по причине исключения в следующем периоде регулирования сэкономленных средств из тарифов на тепловую энергию. В сложившейся ситуации ресурсоснабжающие организации принимают решение не действовать себе в убыток, и в результате таких решений инвестиционная деятельность становится невозможной. Вследствие этого происходит ежегодный рост износа основных фондов коммунальной инфраструктуры.

Кроме этого, основной проблемой регулирования является ограничение роста тарифа путем установления индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги устанавливаются на один год. Изменение тарифов на тепловую энергию всегда отстает от изменения цен на ее составляющие. По этой причине теплоснабжающие организации не могут включить в тариф все понесенные затраты. Не включенные в тариф затраты входят в сумму убытка предприятия.

При расчете суммы затрат в большинстве случает регулирующим органом принимаются нормативные затраты, а не реально сложившиеся или необходимые. Это приводит к тому, что затраты, включаемые в тариф и понесенные предприятием, различаются. Например, нормативные тепловые потери ниже фактических. Таким образом, поскольку регулирующие органы включают в тариф нормативные затраты, то устанавливаемый тариф не соответствует реальной структуре затрат теплоснабжающей организации. Это означает, что предприятие понесет убыток.

Также при утверждении тарифа не учитываются реальные потребности теплоснабжающей организации в прибыли. Ряд необходимых расходов ресурсоснабжающая организация может произвести только из прибыли, например на модернизацию основных фондов. Поскольку включаемая в тариф прибыль рассчитывается как определенный процент от себестоимости тепловой энергии, то ее зачастую недостаточно для финансирования необходимых расходов.

Одним из внешних факторов, влияющих на тариф, является объем произведенной тепловой энергии. Цена единицы тепловой энергии напрямую зависит от величины полезного отпуска. Чем больше полезный отпуск тепловой энергии потребителям, тем меньше удельный вес постоянных расходов в расчете на единицу тепловой энергии и, как следствие, ниже тариф. Но фактически при увеличении потребителей и отапливаемых площадей происходит рост тарифа. На рост тарифа влияют протяженность тепловых сетей и износ основных фондов, при которых размер технологических потерь при передаче тепловой энергии становится больше.

В настоящее время, в рамках действующей системы тарифного регулирования не существует связи между размером установленного тарифа и ключевыми индикаторами эффективности, которые теплоснабжающая организация должна достигнуть.

На сегодняшний день уровень тарифов ниже фактических затрат, что ведет к убыточности теплоснабжающих организаций и отсутствию необходимых финансовых средств для развития инфраструктуры. Существующие недостатки регулирования тарифов свидетельствуют о том, что действующие подходы не только не устраняют негативные эффекты, но и порождают новые: отсутствие стимулов к снижению издержек у теплоснабжающих организаций, низкая инвестиционная активность. Тарифы должны обеспечивать финансовые потребности теплоснабжающих организаций. В такой ситуации является целесообразным смена подходов к государственному регулированию тарифов.

В настоящее время вводится долгосрочное государственное регулирование в сфере теплоснабжения. Действующим законодательством предусмотрена ежегодная корректировка установленных долгосрочных тарифов. В этой части государственное регулирование тарифов повторяет подходы по формированию прогнозов социально-экономического развития, бюджетов различный уровней. Прогноз предусматривает индексацию тарифов на тепловую энергию по формуле «инфляция минус», когда предполагается увеличение тарифов в среднем на уровень инфляции предыдущего года, умноженной на установленный коэффициент.

Читайте также:  Ульяновцам предлагают оценить работу своей управляющей компании

Долгосрочные тарифы на тепловую энергию, разработанные на основе указанных прогнозов, ежегодно корректируются в рамках соответствующих ограничений. Данная мера была призвана сдержать рост издержек и перераспределить доходы теплоснабжающих организаций. Полученная разница прогнозных показателей и фактических затрат приводит не только к недорегулированности теплоснабжающих организаций в каждом конкретном периоде, но и к обязанности регулирующих органов учитывать в последующих периодах разницу в расходах, возникающих вследствие заниженного прогноза и более высокого факта. Соответственно, некорректный, недостоверный прогноз становится и в этом случае основанием для корректировки тарифов на тепловую энергию в течение долгосрочного периода.

Важным документом, являющимся основой долгосрочного тарифного регулирования, является инвестиционная программа. Но многолетние ограничения роста тарифов привели к тому, что утверждение и исполнение инвестиционных программ стало практически невозможным. Это делает недостижимыми цели по долгосрочному планированию деятельности теплоснабжающих организаций и платежам потребителей.

1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О теплоснабжении»//Российская газета. Федеральный выпуск. 2010 N 168.

2. Приказ ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения»//«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».2013. N 33.

3. Овсянников А. С., Воротынцева А. В., Торова И. И. Анализ цен и тарифов в сфере теплоснабжения//Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: экономика и предпринимательство. 2015. № 1(12). С. 36–39.

4. Калинская Е. С., Гелета И. В., Коваленко А. В. Проблемы управления затратами ресурсоснабжающих организаций в государственно-регулируемом секторе экономики//Экономика устойчивого развития. 2016. № 3(27). С. 214–218.

5. Межова О. А. Проблемы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения// Российская экономика в современных условиях. 2015. С. 88–93.

6. Шакиров Т. А. Тарифное законодательство как основной барьер для привлечения частных инвестиций в коммунальный сектор//Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 7(142). С. 65–78.

7. Кудрявцев К. А. Исследование и устранение пробелов в государственном регулировании тарифа на теплоноситель в регионе// Регионология. 2017. Т. 25. № 3. С. 364–378.

Взыскание расходов, не включенных в тариф на тепловую энергию

Взыскание расходов, не включенных в тариф на тепловую энергию

Компания, осуществляющая регулируемую государством деятельность, в частности, обеспечивающая потребителей теплом, вправе рассчитывать на то, что вынужденные расходы (на оплату труда, на создание нормативного запаса топлива и другие) будут включены в тарифы на тепловую энергию. Недополучение доходов по вине государственных органов, утверждающих тарифы, является основанием для возмещения убытков за счет казны соответствующего уровня.

Фабула дела:

Компания, осуществлявшая деятельность по теплоснабжению, ООО «ПКС-Сервис», обратилась в суд за взысканием расходов, не включенных в тариф на тепловую энергию. Ответчик – Республика Карелия в лице Государственного Комитета по ценам и тарифам, которое утвердило тарифы на тепловую энергию на 2015 год, пересмотренные вышестоящей организацией по жалобе истца: в тарифы были включены дополнительные расходы истца. Деятельность общества была прекращена до завершения 2015 года, часть расходов была не возмещена, что послужило основанием для обращения в суд.

Суды двух инстанций признали за истцом право на возмещение убытков, причиненных в результате действий государственного органа.

Судебный акт: Постановление 13-го ААС от 21.03.2018 по делу № А26-9055/2016 [13АП-1944/2018]

Выводы суда:

1. Истец недополучил денежные средства в связи с тем, что тарифы на тепловую энергию были утверждены актом Комитета по ценам и тарифам. В полном объеме надлежит возмещать вред, который причинен обществу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов.

2. Привлекать к ответственности необходимо при доказанности убытков, незаконности действий и причинно-следственной связи между действиями и убытками. Суд указал, что было принято решение об утверждении тарифов, истцом были понесены расходы и недополучены доходы, то есть имеется действие и причинная связь между ним и убытками.

3. Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ в письме № 145 от 31.05.2011 в случае принятия государственным органом незаконного нормативного акта требование о возмещении убытков может быть заявлено только в случае оспаривания нормативного акта и признания его незаконным.

4. В данном деле суд провел аналогию: решение об утверждении тарифов было обжаловано истцом в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) – вышестоящий орган. В отсутствие дальнейшего обжалования решение ФСТ имеет фактически силу судебного акта. Кроме того, решение ФСТ было принято к исполнению Комитетом: тарифы были изменены.

5. Согласно отдельным разъяснениям ФАС РФ в ответ на запрос конкурсного управляющего истца – организация, прекратившая свою деятельность, лишенная статуса теплоснабжающей организации, имеет право на взыскание убытков.

Комментарии:

1. По правилам АПК РФ истец обязан был доказать размер убытков и представить доказательства факта причинения убытков, а также наличия причинной связи. Истец представил в материалы дела расчет суммы убытков, статистические отчеты, копии отчетов о фактической реализации энергии.

2. Суд посчитал данные доказательства достаточными для установления размера убытков. Являясь организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, истец находился в зависимом положении от тарифов на тепловую энергию, решений, принимаемых уполномоченным органом.

3. Невключение вынужденных расходов организации в тарифы привело к тому, что истец не имел возможности покрыть расходы. Следуя такой логике, в действиях государственного органа можно усмотреть нарушение интересов снабжающей компании.

4. При этом незаконность действий Комитета по ценам и тарифам не была обоснована в полной мере. В величину тарифов Комитет включил расходы истца в соответствии с решением ФСТ, то есть ответчик исполнил решение вышестоящего органа, действовал в пределах предоставленных полномочий.

5. В случае, если бы деятельность истца не прекратилась в течение 2015 года, по окончании года расходы истца, вероятно, были бы возмещены пользователями тепловой энергии. Комитет едва ли мог предусмотреть, что истец не сможет осуществлять деятельность в течение полного года, вместе с тем, он не причинял намеренно ущерба истцу.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

В РФ включили предпринимательскую прибыль в тариф на тепло

Похожие публикации

Минстрой предложил учесть предпринимательскую прибыль в тарифе на тепло

Концессии в сфере ЖКХ в малых городах получат госсофинансирование

Клей-пена Soudabond Easy от Soudal

Фундамент для дома или дачи: внимание на винтовые сваи

Плазменная резка для точной обработки металлов

Лучшие блогеры собрались в DL Telegraph в Москве

В 2019 году потребление теплоизоляционных материалов снизилось на 4%

Большая кольцевая линия – яркий пример инновационного строительства

Первая бизнес-конференции экспертов рынка жилой недвижимости

На выставке MosBuild построят «умный дом»

В 2020 году на выставке MosBuild будет построен идеальный дом по проекту студии VOX Architects

ООО «Строймедиа». Электронное сетевое издание «Строительство.RU», свидетельство о регистрации средства массовой информации: ЭЛ № ФС 77-72535 от 20 марта 2018 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Авторское право на материалы,
опубликованные на сайте «Строительство.RU», охраняется в соответствии с законодательством РФ.

Ссылка на основную публикацию