Софинансирование капремонта со стороны граждан будет увеличено

Предлагается ввести обязательное государственное софинансирование расходов на капремонт

Группа депутатов Госдумы выступила с инициативой о введении обязательного софинансирования расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств государственных и (или) муниципальных бюджетов. Соответствующий законопроект 1 внесен в нижнюю палату парламента.

Планируется, что Правительство РФ установит максимальную долю участия собственников помещений многоквартирного дома в расходах на эти цели – при этом она не сможет превышать 15% общего объема затрат на капремонт конкретного дома. Предполагается, что уплаченные жильцами средства будут аккумулироваться не в “общем котле”, а на отдельном счете для каждого дома.

Авторы законопроекта предложили также закрепить максимальный срок, в течение которого могут взыскиваться взносы на капремонт, – не более пяти лет, включая время до начала капитального ремонта и время его проведения. В региональной программе капремонта может быть установлен менее длительный период. Предусмотрены также гарантии прав собственников помещений для случаев, если дата проведения капремонта будет перенесена:

  • на срок менее трех лет – уплата взносов на капитальный ремонт продолжается, но ее общий срок также не может превышать пяти лет;
  • на срок более трех лет – перечисление взносов прекращается с первого числа того месяца, в котором было принято решение о переносе срока ремонта. Все средства, которые уже были уплачены собственниками, подлежат возврату им с начислением процентов. Капитальный ремонт в этом случае должен быть проведен за счет средств соответствующего бюджета с последующим возмещением собственниками своей доли софинансирования.

Если же капитальный ремонт так и не был проведен в установленный срок и при этом возникает риск того, что он не будет проведен в течение трех лет с момента запланированного окончания ремонтных работ, жильцы смогут требовать возврата уплаченных ими денег, а капремонт будет проведен полностью за счет средств государства.

Согласно законопроекту общее собрание собственников помещений дома должно будет назначить независимого аудитора для проверки правильности и эффективности расходования накопленных на капремонт средств.

Предполагается, что капитальный ремонт будет проводиться на основе договора, заключаемого между собственниками помещений (либо ТСЖ или ЖСК) с регионом. Еще одной стороной этого договора смогут стать муниципальные образования в случае софинансирования ими расходов на ремонт. В договоре будут установлены доли софинансирования затрат на капремонт со стороны субъекта РФ и муниципалитета, перечень услуг по капремонту, сроки и календарный план их проведения, стоимость таких услуг и т. д. Неотъемлемой частью договора должна будет стать смета расходов на капремонт.

Узнайте, обязан ли регион устанавливать минимальный размер фонда капитального ремонта, из раздела “Жилищный кодекс” Энциклопедии судебной практики в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что действующее жилищное законодательство не создает никаких стимулов для скорейшего проведения капитального ремонта многоквартирных домов, для экономии средств при его проведении, внедрения новых материалов и технологий. Напротив, экономически выгодным – в условиях валютной нестабильности – становятся минимальное использование собранных с граждан взносов на цели ремонта и затягивание его проведения. Полноценный капитальный ремонт многоквартирных домов без государственного софинансирования, отмечают разработчики документа, невозможен. Попытки провести его только за счет средств граждан обернутся деградацией жилого фонда, и в дальнейшем придется вкладывать гораздо больше средств, чем требуется сейчас.

Законопроект о финансировании капитального ремонта

Установленный Жилищным кодексом Российской Федерации порядок финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств собственников помещений в этих домах не эффективен. Он серьезно ухудшает материальное положение граждан, особенно в регионах с низким уровнем доходов на душу населения, и в то же время является не адекватным целям модернизации жилищного фонда в Российской Федерации.

Согласно действующей редакции ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны ежемесячно уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах. При этом уплата взносов не привязана к срокам фактического проведения капитального ремонта. Уплаченные взносы накапливаются на счетах региональных операторов и на специальных счетах, которые не являются лицевыми.

Данные средства могут быть использованы на ремонт других домов; хотя на них начисляются проценты, эти доходы не могут быть использованы плательщиками взносов (что противоречит нормальным рыночным практикам инвестирования).

Региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов содержат лишь весьма условные сроки проведения ремонта, эти сроки могут быть произвольно изменены, ремонт может фактически вовсе не проводиться. Но при этом уплата гражданами взносов на него продолжается.

Получается, что граждане из года в год вносят средства на капитальный ремонт, проведение которого им не гарантировано и не обусловлено сбором определенной суммы взносов.

Хотя ЖК РФ декларирует «рыночный принцип» проведения капитального ремонта «самими собственниками», фактически ситуация выглядит иначе: государство собирает с граждан на невозвратной основе квазиналог, квазисбор, который не поступает в бюджет, а остается на счетах третьих лиц, нередко ведущих частную, коммерческую деятельность (де-юре или де-факто). А государство уже без каких-то конкретных обязательств перед плательщиками взносов решает – когда проводить ремонт и проводить ли его вообще.

При этом региональные операторы и владельцы специальных счетов, на которых аккумулируются взносы на капитальный ремонт, становятся держателями немалых денежных средств. Создается возможность для их необоснованного, а подчас и незаконного обогащения. Если учесть, что владельцами специальных счетов нередко становятся управляющие компании, аффилированные с местными чиновниками и депутатами, возникает совершенно определенная коррупционная составляющая.

Также управляющие компании, в нарушение своих обязанностей, собирают с граждан иные взносы, которые позиционируются как взносы на ремонт, но при этом фактически соответствующие работы не проводятся.

Итак, в результате действия соответствующих положений ЖК РФ сложилась ситуация, когда под видом «рыночных отношений» фактически выстроена система дополнительных поборов с населения, без взаимных обязательств со стороны государства и управляющих компаний. Вокруг этой системы складывается комфортная среда для обогащения чиновников и иных лиц, контролирующих сектор ЖКХ.

При этом ЖК РФ не создано никаких стимулов для скорейшего проведения капитального ремонта многоквартирных домов, для экономии средств при его проведении, внедрения новых материалов и технологий. Напротив, экономически выгодным – в условиях валютной нестабильности – становится минимальное использование собранных с граждан взносов на цели ремонта, затягивание его проведения.

Учитывая изложенное, законопроектом, внесенным в Госдуму 31 июля 2015 года, предлагается внести в ЖК РФ следующие изменения:

1. Ввести систему софинансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за счет средств государственной и (или) муниципальной поддержки.

Собственники помещений (то есть граждане) вносят свою долю софинансирования, которая не должна превышать 15% от общей суммы расходов на ремонт их дома. Остальные средства предоставляют соответствующие бюджеты или специализированные государственные институты развития.

Авторы законопроекта исходят из того, что полноценный капитальный ремонт многоквартирных домов без государственного софинансирования невозможен. Попытки провести его только за счет средств граждан обернутся деградацией жилого фонда, и в дальнейшем придется вкладывать гораздо больше средств, чем требуется сейчас.

Напротив, финансирование государством капитального ремонта многоквартирных домов окажет благотворное влияние на развитие строительной отрасли экономики, создаст «мультипликативный эффект» для других, связанных с ней отраслей.

В то же время будет снята проблема социальной напряженности в связи с несправедливым, чрезмерным взиманием с граждан взносов на капитальный ремонт.

2. Вместо нынешней бессрочной системы взимания и накопления взносов на капитальный ремонт, предлагается установить период их уплаты, не превышающий 5 лет, и привязать его к конкретным срокам ремонта в конкретном доме. Данные сроки должны устанавливаться региональной программой капитального ремонта.

В рамках реализации плана ремонта в своем доме граждан вступают в обязательственные отношения с государством и (или) муниципалитетом (в зависимости от схемы софинансирования). В свою очередь и государство обязуется перед гражданами провести в их доме ремонт в точно установленные сроки и надлежащим образом, собрав с собственников взносы только в пределах их максимальной доли (не более 15%).

Все эти обязательства фиксирует договор о капитальном ремонте, который вводится законопроектом. Его нельзя просто так расторгнуть по инициативе одной из сторон; если он прекращается по вине государства (из-за непроведения или чрезмерного затягивания ремонта), гражданам возвращаются все уплаченные ими взносы с учетом начисленных процентов.

При этом собственники помещений платят за капитальный ремонт только своего дома, четко зная сроки проведения ремонта, состав и стоимость проводимых работ, подрядчиков и исполнителей; осуществляя постоянный общественный контроль, а также нанимая независимых аудиторов.

Если сроки проведения ремонта, установленные региональной программой капитального ремонта, затягиваются более чем на 3 года относительно изначально установленной даты, собранные взносы возвращаются их плательщикам с учетом начисленных процентов. Если менее чем на три года, собранные за 5 лет взносы сохраняются до проведения ремонта, при этом новые взносы не уплачиваются.

Законопроект предоставляет собственникам полномочия согласовывать перечни проводимых работ (услуг), их стоимость и другие существенные условия проведения ремонта. В случае отказа государства от софинансирования своей доли расходов на ремонт, собственники вправе взыскать эти средства в судебном порядке, либо отказаться от уплаты взносов и потребовать их возврата.

3. Предусматривается независимый аудит расходования средств фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

4. Законопроект предлагается ввести в действие с 1 января 2016 года. Это нужно, чтобы синхронизировать применение новой системы финансирования капитального ремонта с бюджетным процессом.

При этом, если действующей сейчас региональной программой капитального ремонта завершение ремонта многоквартирного дома предусмотрено до 31 декабря 2020 года, собственники продолжат уплачивать взносы в том порядке, который действует на 1 января 2016 года (но в любом случае не дольше пяти лет и до достижения максимальной доли софинансирования – 15% от общей суммы расходов на ремонт дома).

Если же ремонт планируется завершить после 31 декабря 2020 года, собственники помещений в доме вправе прекратить уплату взносов сразу после официального опубликования настоящего Федерального закона. Фактически уплаченные взносы при этом им возвращаются.

В то же время граждане могут принять на общем собрании решение о продолжении уплаты взносов или сохранении уже собранных средств для финансирования будущего ремонта, но такое решение не может быть принято, если дом планируется отремонтировать позже 31 декабря 2023 года.

Данные нормы должны простимулировать проведение ремонта домов, включенных в настоящее время в региональные программы капитального ремонта, что в целом будет благотворно для экономики в условиях кризиса.

При этом граждане продолжат платить только за тот ремонт, который фактически будет проводиться, а в случае его непроведения смогут потребовать возврата перечисленных ими средств.

Ремонт всех домов, если он не начат до 1 января 2016 года, будет осуществляться в порядке софинансирования, с максимальной долей граждан – 15% от общей суммы.

Галина ХОВАНСКАЯ: «Взнос на капремонт — серьезнейшая политическая ошибка»

Депутат Госдумы и эксперт по жилищному законодательству — о самой громкой социальной истории этого лета

Фото: «Новая газета»

  • Депутат Госдумы и эксперт по жилищному законодательству — о самой громкой социальной истории этого лета


    Фото: РИА Новости

    В №79 «Новой» мы начали рассказ о новом финансовом институте, который формируется в логике тощих лет: если минеральные ресурсы перестали приносить сверхприбыль, пора вспомнить о собственном населении. Речь идет о взносах на капитальный ремонт, которые теперь ежемесячно взимаются по всей стране. Казалось бы, ну что за сумма — от 2 до 15 рублей за квадратный метр? Но в пересчете на общую площадь получаются уже сотни и тысячи в минус семейному бюджету, а в пересчете на страну — десятки и сотни миллиардов рублей. Очевидно, главными бенефициарами схемы станут банки, где фонды капремонта будут размещать «временно свободные средства» — на пять, десять, а то и на 30 лет.

    Читайте также:  Лучший двор среди ТОСов выберут в Ульяновске

    Депутат Галина Хованская рассказала «Новой» о том, почему введение платы за капитальный ремонт жилых зданий обернулось массовым недовольством граждан, каковы перспективы судебных разбирательств по этому вопросу и как можно минимизировать риски, связанные с опасностью «финансовой пирамиды» на основе фондов капремонта.

    Согласно российскому закону «О приватизации», первый капитальный ремонт дома после приватизации должен осуществляться за счет государства. Введением нового взноса власти фактически отказываются от своих обязательств?

    — В целом похоже, но не совсем так. Что буквально говорится в законе «О приватизации»? В 16-й статье: за бывшим наймодателем (то есть за государством, так как муниципалитетов на тот момент не было) сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с правилами его содержания, эксплуатации и так далее, если на момент приватизации жилого помещения дом нуждался в капитальном ремонте.

    Так что это правило распространяется далеко не на все дома, но в любом случае, я считаю, что эта норма была, мягко говоря, некорректно переиначена в Жилищном кодексе, и в свое время я против этого выступала. Суды, к сожалению, руководствуются именно этой нормой, а не разъяснениями Верховного суда, по которым потребность в ремонте оценивается на момент приватизации вашего жилого помещения.

    Исходя из простых арифметических действий несложно сообразить, что в зависимости от подхода цифры могут очень различаться. Допустим, я приватизирую квартиру в 1993 году, а вы — в 2014-м. И будут абсолютно разные суммы, а это совершенно несправедливо.

    Была попытка вообще изъять из закона норму о государственном ремонте — к счастью, она не прошла, но минимизировать свои обязательства государству все же удалось.

    Но если граждане из таких домов обращаются в суд, то они, как правило, выигрывают. Верховный суд признал старые обязательства государства, и только затем уже собственник несет бремя содержания своего имущества. По моим оценкам, в среднем около 10% жилищного фонда нуждается в капитальном ремонте по невыполненным еще обязательствам.

    После введения взноса на капремонт ежемесячный платеж по ЖКХ для москвичей в среднем вырос примерно на 1000 рублей. Насколько это серьезная сумма для семейного бюджета в условиях сокращения реальных доходов населения?

    — Я считаю, что это серьезнейшая ошибка властей. Политическая, социальная — можно смотреть на нее как угодно. Объясню почему. При активном участии высших должностных лиц в Жилищный кодекс были введены предельные индексы увеличения оплаты по коммунальным услугам. Это плата за воду, газ, электричество, отопление и т.д. Максимальный рост был ограничен этими индексами на федеральном уровне. Для Москвы он был установлен чуть выше среднероссийского — 10% по сравнению с 9,3%.

    Так вот, по Москве плата за коммунальные услуги с 1 июля была увеличена на эти 10% — это уже сумма, хоть и не такая смертельная, как новый взнос. К платежке в среднем прибавилось около 300 рублей. А дальше — есть ведь еще жилищные услуги, к которым в том числе относятся затраты непосредственно на содержание и текущий ремонт дома. В соответствии с ЖК плата за жилищные услуги устанавливается жильцами на общем собрании по предложению управляющей организации. Если жильцы этого не делают, то за них это делает власть.

    Читайте также:

    На сегодняшний день несубсидированная ставка для текущего содержания дома составляет около 25 рублей с квадратного метра, никакого пункта про капитальный ремонт раньше не было. И вот теперь вместе с ростом коммунальных платежей нам говорят, что нужно платить еще и за него. Здесь, опять же, простая арифметика — прибавьте к 25 рублям еще 15 рублей. Плата за жилищные услуги увеличилась более чем на 50%, а суммарный платеж за ЖКУ вырос примерно на 30%.

    Зачем, спрашивается, было вводить предельные индексы, ограничивающие резкий рост платежей примерно на уровне инфляции? Хорошо, отдельно коммунальные платежи нельзя увеличивать — так взяли и увеличили общую сумму за счет взноса на капремонт. При этом среднероссийский размер этого взноса, который устанавливается отдельно каждым субъектом, — 7 рублей. И тут Москва впереди России всей.

    С чем, по-вашему, связан столь заметный разброс ставок по этому взносу по регионам — например, 15 рублей в Москве и 2,60 рубля в Санкт-Петербурге?

    — Наши депутаты, которые должны были законом города установить размер этого взноса, передали свои полномочия исполнительной власти. А она решила так. Были даже предложения от очень обеспеченных депутатов и по 40 рублей установить — в общем, в соответствии с их уровнем доходов. Потом внесли предложение о 18 рублях, Собянин сказал: ладно, будет 15. И опять же, почему в близкой к нам Московской области ставка за капремонт — 7,80 рубля? А до этого было 7,5 рубля — они раньше стартовали.

    Я дважды писала Собянину еще до введения взноса, когда эта цифра только прошла, — тогда ведь не все еще осознали, что произошло, народ понимает, только когда платежки начинает получать.

    Я уже тогда говорила, что от такого роста платежей будут негативные социальные последствия.

    По методике федеральной власти для Москвы на этот год ставка за капремонт была рассчитана на уровне 7,80 рубля, на следующий год — 8,20. Это представляется мне гораздо более адекватной цифрой.

    Как городские власти объясняют эти 15 рублей? Они говорят: вы получите высокое качество и больший перечень работ. Но учитывая, как проводились за счет бюджета ремонты в предыдущие несколько лет, — о качестве лучше промолчать. У нас ремонт — это непрофессиональные кадры, плохие материалы. Была масса ситуаций, когда граждане мне писали: «Лучше бы у нас не делали ремонт, до этого было лучше». Было несколько случаев заливов нескольких этажей из-за замены труб и тому подобное. Плюс было такое явление, как откаты — по словам подрядчиков, которые я не могу подтвердить документально, — до 40–50%.

    Давать сейчас такую ударную нагрузку на семейные бюджеты — это неправильно. Да, ремонт нужно делать, гражданам надо в собственном будущем участвовать, но как же можно так ужасно это реализовывать? У меня просто поток обращений — звонки, почта, не успеваю забирать их из Госдумы. А это еще не все москвичи получили платежки — многие до сих пор в отпусках.

    Какая стратегия поведения предпочтительнее для жильцов — специальный счет для своего дома или общие отчисления в Фонд капитального ремонта?

    — По Жилищному кодексу есть два варианта — либо открываете счет на свой дом и его ремонтируете, либо второй вариант, который я называю «общим котлом». Кто не успел, тот попадает в этот самый «общий котел». Это 90% домов — им либо толком не объяснили, либо они не успели принять решение, либо не было кворума на собрании жильцов. Причем по ЖК принять решение нужно квалифицированным большинством голосов — 2/3. Почему-то для выбора способа управления нужно 50% голосов, решения проблем по платежам — тоже 50%, а здесь, видите ли, 2/3. Конечно, это надо менять, но пока что «Единая Россия» мою попытку изменить норму отклонила.

    Сам сценарий «общего котла» я считаю абсолютно нелегитимным. Региональный оператор, который управляет им, — он ведь тоже пить и есть хочет. Люди принимаются на работу, нужны новые компьютеры, помещение — вы понимаете, что значит новая огромная структура на всю Москву. Финансироваться все это будет из бюджета. Назначает оператора исполнительная власть.

    Вместо того чтобы всех их содержать, лучше бы выделили эти деньги на софинансирование капремонта из городского бюджета. Но это, похоже, не предусмотрено! Есть ли хоть какое-то софинансирование? До этого мы платили за ремонт 15%, а 85% добавлял город. А сейчас раз — и платите все 100%. Хотя ЖК предусматривает софинансирование при наличии средств в бюджете. Но такая формулировка подразумевает, что в бюджете этой строчки спокойно может и не быть.

    Вместо того чтобы решать проблемы льготного кредитования, глава комитета ЖКХ в Мосгордуме говорит: «Общий котел» для некоторых очень важен, потому что если ремонт будет через год-два, то откуда они наберут денег?» Но я уже говорила, что это как раз те дома, по которым у государства есть невыполненные обязательства. Значит, те, кто попал в этот котел, будут выполнять эти обязательства за государство. С огромного города, конечно, денег наберут — получится колоссальная сумма при ставке в 15 рублей.

    Вы считаете, что собранных денег на ремонт всех домов все-таки может хватить? Многие эксперты опасаются, что весь Фонд капитального ремонта в итоге окажется финансовой пирамидой.

    — Этого хватит на ремонт определенного количества домов. Сейчас формируется программа для тех домов, которые стоят первыми на очереди. По ЖК это, опять же, дома, которые нуждаются в срочном ремонте.

    Вся программа рассчитана на 25–30 лет. «Если мы в два раза уменьшим ставку, то будем проводить ее 60 лет», — говорит мэрия. Я отвечаю: «Ну, если государство не будет принимать участие, то да…»

    Но как без помощи государства, в период кризиса, когда люди теряют работу, одномоментно поднимать прежние платежи и еще вводить новый взнос? Это же ни в какие ворота не лезет. Нельзя постричь овцу, которую только что побрили.

    А сравнение с финансовой пирамидой правильно в отношении регионального оператора. Если вам нужно сделать ремонт раньше, чем через 25 лет, то со спецсчета вы можете взять деньги. А вот из «общего котла» вытащить ничего нельзя — ваши средства уже предусмотрены на ремонт других домов.

    В этом смысле выбор спецсчета хотя бы страхует от того, что вы просто оплатите чужой ремонт.

    — Да. Во-первых, вы платите только за свой дом. Во-вторых, деньги можете снять раньше. Собрание жильцов может и увеличить размер взноса при необходимости. В-третьих, вы контролируете этот процесс и можете повлиять на выбор подрядчика (каждый ходит в свой подъезд и видит, что делается на самом деле). А так региональный оператор будет выбирать вам подрядчика (на конкурсной, конечно, основе), их отношения контролировать никак не получится — в общем, абсолютно коррупционная и затратная для бюджета схема.

    А сценария со спецсчетом вообще не было бы, если бы мне не удалось однажды задать Медведеву вопрос по этому проекту — он сказал, что если это все действительно так, то документ нуждается в радикальной переработке. А он, представьте, шел уже на второе чтение! Вся Россия была бы сейчас в «общем котле», если бы не такая случайность.

    Поэтому я считаю, что базовой должна быть схема «я ремонтирую свой дом». С адекватной платой, учитывающей экономическую ситуацию, и с обязательной помощью из бюджета.

    Вот что нужно действительно сделать — это дает право жильцам взять льготный кредит на длительный срок. Потому что если понадобится ремонт через 7–8 лет, а денег не хватает, люди должны иметь возможность их получить.

    Читайте также:  В Омске начали работать временные межведомственные приемные

    Понимание этого момента у властей есть — и Минстрой за, и правительство, но до сих пор ничего не сделано. Нужно еще страховать этот специальный счет так же, как страхуются счета физических лиц. Обо всем этом я готовила записку Медведеву, он согласился, что проблема есть, и дал поручение. Но пока ничего не сделано. А вот вылезти из «общего котла», когда народ придет в себя и удивится — «когда это было собрание, а почему меня не пригласили», — будет уже тяжело.

    Теперь для этого нужно будет ждать два года?

    — Да. Еще одна моя задача, помимо изменения методики голосования, — вместо двух лет сделать год. Меньше тоже нельзя, потому что региональный оператор окажется финансово неустойчивым. В общем, власти допустили абсолютно нелегитимный сценарий. Что это вообще за взнос в «общий котел»? Это обязательный сбор или налог? Какова его природа?

    И правда трудно понять, что может означать необходимость предоплаты каких-либо государственных услуг.

    — Да, да! Причем, понимаете, софинансирование предусмотрено, если оно есть в бюджете. А если его нет? Большинство субъектов сейчас в критической ситуации. Значит, софинансирования не будет — раз. Второе. Наниматель жилья не платит за капремонт, это функция государства или муниципальной власти. А что сделали теперь? В ряде районов Московской области у социального нанимателя подняли взносы ровно вдвое — на 7,50 рубля. Из страха, что собственники побегут деприватизировать квартиры, нарушили Жилищный кодекс. Нам пришлось обращаться в прокуратуру РФ. Она отреагировала — да, это незаконно.

    Приходится бороться с этим локально, потому что по нескольким субъектам, в том числе по Москве, эта зараза поползла — пытаются увеличить плату за наем для социальных нанимателей, а это вообще противоречит законодательству. Получается, что государство всеми способами пытается переложить свои обязательства на гражданина-собственника и даже на нанимателя. Плата за наем зависит от местонахождения дома (он никуда не переехал), от общей площади квартиры (тоже не поменялась) и от благоустройства (никак не улучшилось). Тут имеет место принцип «имеем право — устанавливаем».

    Многие считают, что введение нового сбора нарушает Гражданский и Жилищный кодексы, а также Закон об НКО, в котором говорится исключительно о «благотворительных пожертвованиях».

    — В части «общего котла» ГК однозначно нарушается. Там говорится о том, что собственник несет бремя содержания своего имущества, но никак не чужого.

    — Этот момент можно как-то использовать в суде?

    — Я знаю, что есть попытки обратиться в Конституционный суд. Но то, что я на данный момент видела, не очень корректно сделано с юридической точки зрения. Однако я думаю, что это не последняя попытка.

    И все же существуют какие-либо юридические основания, чтобы отказаться от этих выплат? В интернете уже появились разнообразные инструкции на этот счет.

    — Тут должно быть судебное решение — ЖК этот взнос предусматривает, значит, свое слово может сказать только Верховный или Конституционный суд. Эти инструкции же приведут к тому, что просто будут суды. Деньги будут взыскиваться как за обычный неплатеж по ЖКУ. В Москве дополнительная сложность состоит в том, что только за электроэнергию можно платить отдельно — все остальное находится в одной платежке. Поэтому и взнос ввели туда же — в Единый платежный документ. Но так не во всех субъектах.

    Вообще я могу сказать, что средняя собираемость платежей по капремонту, по моим сведениям, — 10%. Это, мягко говоря, негусто.

    То есть лучшее, что вы можете сейчас посоветовать жильцам, — это попытаться перейти на спецсчет, если они еще этого не сделали?

    — Да, нужно проводить собрание и принимать решение собственникам. Я буду повторно пытаться провести поправку, чтобы ускорить этот процесс.

    — Выплаты за капремонт нужно будет продолжать и после его проведения?

    — Да, нужно будет продолжать. Могу сказать, кто не должен платить сейчас — это жители, чьи дома подлежат сносу. Еще возможны каникулы по новостройкам до 5 лет, но этот закон должен принять субъект Федерации.

    Это логично, ведь, с одной стороны, в Москве есть совсем новые дома, а с другой — ветхие строения, построенные еще в начале прошлого века.

    Я неоднократно говорила, что необходима дифференциация по типам домов. Почему пятиэтажка без лифта и мусоропровода платит как достаточно новый дом с двумя лифтами? В некоторых субъектах существует разбивка по типам домов. Это вполне реально учесть. У нас много двух- и трехэтажных домов, есть и четырехэтажные в центре Москвы.

    Московская программа капремонта рассчитана до 2044 года. Как вы думаете, какая доля домов действительно будет обновлена к этому времени?

    — Тех, кто сейчас принимает эти решения, уже не будет у власти к концу программы. Так что тут все зависит от множества факторов. Как можно вообще прогнозировать на 30 лет? Я не знаю.

    Ко мне на последний прием пришла супружеская пара — ей 84, ему 88. Говорят: «Галина Петровна, в нашем доме только через 16 лет будет ремонт». А средняя продолжительность жизни по Москве, кстати, достаточно высокая — 78 лет. Так что я внесла инициативу, чтобы одиноко проживающих людей старше 80 лет вообще освободить от этих выплат.

    Власти считают, что при ставке в 15 рублей они справятся с программой без софинансирования. На мой взгляд, эта цифра означает, что власть умывает руки и отказывается от софинансирования. Я считаю, что 7,80 рубля, посчитанные Минфином, гораздо ближе к реальности. Должен быть здравый смысл, нужно учитывать возможности семей, которые находятся на грани получения субсидий. Они ведь пострадают в первую очередь.

    Пусть чиновники немного посмотрят на средние доходы — они и так серьезно падают в Москве: по их же сведениям, на 9–10%. И тут вдруг такая нагрузка — ни логики, ни адекватной оценки последствий здесь нет. Хотя понимание того, что резкие скачки по социальным платежам допускать нельзя, тем более в период кризиса, у федеральной власти есть.

    Правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта

    В постановлении Правительства РФ от 17.01.2017 N 18 вы найдёте правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта. Их разработал Минстрой РФ, и касаются они энергоэффективного капитального ремонта.

    Как получить государственную финансовую помощь на капремонт, расскажем сегодня.

    На что можно получить финансовую поддержку

    Вы проводите капитальный ремонт и хотите претендовать на государственную денежную поддержку. Выдаётся она на одну из двух целей:

    • возмещение части расходов на уплату процентов за займ или кредит, взятый в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту ОИ в МКД. Исключение – неустойка за нарушение условий договора займа или кредитного договора,
    • возмещение части расходов на оплату услуг и работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе работ по капитальному ремонту.

    Если вы хотите получить деньги на вторую цель, помните, что работы по энергосбережению должны соответствовать следующим требованиям:

    • входить в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
    • в результате их проведения расходы на оплату коммунальных ресурсов должны уменьшиться не менее чем на 10 % по каждому МКД.

    Государственная поддержка капитального ремонта не безлимитная, для одного МКД она не может превышать 50 % общей стоимости услуг и работ по капитальному ремонту этого дома, при этом быть не более 5 миллионов рублей.

    Фонд содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд) размер денежной поддержки определяет индивидуально для каждого МКД. При этом учитывает расход на оплату:

    • тепла и ГВС (по показаниям ОДПУ),
    • электричества (разницу между объёмом потребления по показаниям ОДПУ и суммой объёмов потребления по показаниям ИПУ и ОДПУ в доме).

    Деньги на возмещение части расходов на оплату процентов выдаются в размере прогнозных расходов за весь срок действия кредитного договора, но не более чем за 5 лет. Расчёт ведётся по 100% ключевой ставке ЦБ РФ, действующей на дату принятия решения о предоставлении финансовой поддержки. При этом берётся в расчёт ограничение размера помощи для одного МКД.

    Условия получения государственной поддержки

    Вы можете рассчитывать на финансовую поддержку государства только если в субъекте Федерации утверждены региональные программы проведения капитального ремонта ОИ в МКД или краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта, или нормативный правовой акт субъекта, оформленный согласно п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ.

    В этих документах должны содержаться:

    • список МКД, которым планируется оказать финансовую помощь,
    • виды работ и услуг по капитальному ремонту ОИ в МКД,
    • срок окончания работ и услуг в МКД, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки не позднее 1 ноября 2017 г.,
    • планируемая стоимость,
    • размер и источники финансирования капитального ремонта.

    К дому, в отношении которого вы хотите получить помощь, также предъявляется ряд требований (если дом им не соответствует, Фонд имеет право отказать вам в поддержке):

    • не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
    • с года ввода МКД в эксплуатацию прошло более 5 лет, но менее 60,
    • оснащён ОДПУ потребления коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления КУ (тепло, электричество), и расчёт за КУ ведётся по таким ПУ непрерывно в течение года, предшествующего дате утверждения региональной программы,
    • капитальный ремонт ОИ в МКД не финансируется за счёт средств регионального оператора, сформированных взносами собственников помещений другого МКД.

    Если вы хотите получить финансовую помощь на работы по энергосбережению, проверьте, что в МКД предусмотрен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

    Если деньги должны поступить на погашение расходов на уплату процентов, вы должны предоставить письмо кредитной организации о намерении выдать кредит ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО в валюте Российской Федерации для проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.

    Правила подачи заявки в Фонд

    Заявку в Фонд подаёт высшее должностное лицо субъекта РФ, на территории которого планируется осуществление капитального ремонта общего имущества в МКД.

    Фонд проверяет предоставленные данные в течение 30 дней и, если с ними всё в порядке, принимает положительное решение. 5 дней отводится на уведомление соискателя о принятом решении.

    После между Фондом и высшим должностным лицом субъекта заключается договор о предоставлении финансовой поддержки. В нём обязательно указываются:

    • обязательство Фонда предоставить финансовую поддержку, сумма поддержки, цели, условия и порядок её перечисления,
    • право Фонда проводить проверки соблюдения субъектом РФ условий договора;
    • основания для одностороннего отказа Фонда исполнять договор, порядок возврата денег,
    • ответственность сторон договора.

    Высшее должностное лицо субъекта РФ после доставки ему проекта договора должно подписать его в течение 30 дней. В противном случае Фонд откажет в поддержке.

    Для перечисления средств в Фонд необходимо направить подтверждения:

    • выполнения работ и услуг,
    • достижения значений целевых показателей экономии расходов на коммунальные ресурсы,
    • привлечения кредитов на проведение капитального ремонта.

    Фонд проверяет документы 20 рабочих дней, а после решает предоставить всю сумму сразу или частями. Средства поступают в бюджеты субъектов РФ, а после распределяются властями региона между муниципальными образованиями, желающими получить финансовую поддержку, согласно заявке.

    ОМС делит поступившие деньги между МКД в течение 14 рабочих дней с момента их поступления.

    Читайте также:  Правительством утверждены правила общественного контроля за деятельностью ЖКХ

    Управляющая организация, в свою очередь, в течение 30 дней после получения приятного уведомления направляет в ОМС:

    • уведомления о банковских счетах организации с указанием реквизитов,
    • решение общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК либо ОСС о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД (с порядком использования средств).

    В течение 5 дней после получения документов ОМС переводит деньги на указанные банковские счета.

    Провести общее собрание собственников и решить любой вопрос по капитальному ремонту дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».

    Россиян готовят к повышению взносов на капремонт

    Чем больше денег собирают с населения, тем больше ветхого и аварийного жилья

    Гендиректор Фонда ЖКХ Константин Цицин согласился с критикой программы капитального ремонта. Фото с сайта www.fondgkh.ru

    Созданная в РФ схема оплаты капремонта многоквартирных домов не работает. Региональные программы ремонтов не выполняются. А ветхого и аварийного жилья все больше, сообщает Счетная палата (СП). Среди причин ухудшения качества жилого фонда аудиторы называют слишком низкие платежи населения, которые якобы вдвое ниже экономически обоснованного размера. Чтобы остановить деградацию жилищного фонда, власти предсказуемо могут выбрать самый простой вариант – повысить платежи населения за будущий ремонт многоквартирных домов.

    Реализация региональных программ капремонта многоквартирных домов пока себя не оправдала: состояние жилого фонда не улучшается, утверждают аудиторы Счетной палаты.

    Количество аварийных многоквартирных домов в РФ выросло с 2014 по 2017 год на 24,5%. Уже в 75 регионах страны утверждены планы сокращения перечня и видов работ по капремонту, который финансируется за счет взносов граждан. Еще в девяти регионах по состоянию на 1 августа 2019 года подобные планы находятся в стадии утверждения.

    В регионах РФ отмечается систематическое невыполнение краткосрочных планов капитального ремонта – в среднем на 20%.

    А невыполнение краткосрочных планов ремонта ведет к увеличению остатков неиспользованных средств фондов капремонта. К концу первого полугодия 2019 года в фондах капремонта уже скопилось более 140 млрд руб. Рост объема неиспользованных средств за последние два года превысил 27%.

    Согласно данным Росстата и Минстроя, объем жилого фонда, имеющего износ от 66 до 70% и выше, не только не сокращается, а даже имеет тенденцию к увеличению, признают аудиторы СП.

    «Бюджетные деньги на проведение капремонта практически не привлекаются. Граждане перечисляют деньги из своих, как правило, небольших доходов в виде взносов, а государство должно улучшить условия их проживания, проведя капремонт в установленные сроки и с надлежащим качеством», – рассказывает аудитор Светлана Орлова.

    По ее словам, местные чиновники предоставляют недостоверные данные о состоянии многоквартирных домов и износе их конструктивных элементов. Кроме того, чиновники списывают деньги на ремонт тех домов, которые уже невозможно восстановить. В программы капремонта систематически включаются аварийные дома, подлежащие сносу и реконструкции, или ветхие дома, ремонт которых экономически нецелесообразен. Так, с 2017 по 2019 год Фонд ЖКХ выявил более 10 тыс. таких домов, говорит Орлова.

    «Невыполнение краткосрочных планов обусловлено не только плохой организацией работы регионального оператора, но и отсутствием надлежащего контроля за его деятельностью со стороны региональных органов власти», – подчеркивает аудитор.

    Нехватку денег на ремонт аудиторы называют «недостаточной финансовой устойчивостью региональных программ». К началу текущего года финансовое обеспечение региональных программ составляло только 55%. «В большинстве регионов минимальный размер взноса на капремонт почти в два раза ниже экономически обоснованного размера. Причина в том, что субъекты устанавливают его с учетом доступности для граждан при существующем у них уровне доходов», – пояснила Светлана Орлова.

    «В 2020 году в капитальном ремонте будет нуждаться 1,7 млрд кв. м жилья, стоимость ремонта составит около 5 трлн руб. Эти цифры звучали при принятии поправок в Жилищный кодекс в 2012 году. С тех пор ежегодно фиксируется, что в рамках программы удается профинансировать ремонт всего 10% жилого фонда, нуждающегося в нем. Сохранение существующей системы взносов в неизменном виде подразумевает лишь два возможных сценария развития ситуации. Либо в ближайшие несколько лет необходимо увеличивать сборы на капремонт для граждан, либо объем отремонтированного жилья будет сокращаться», – объясняет гендиректор компании «Апри Флай Плэнинг» Владимир Савченков. При этом он напоминает, что цены на строительную продукцию ежегодно растут в среднем на 3–5%.

    Регионам нужно не повышать взносы для населения на капремонт, а обеспечивать повышение уровня жизни в субъектах РФ. Нужно привлекать бизнес к решению социальных проблем и снижать коррупционные риски в сфере ЖКХ. Особенно это важно на фоне инициатив по запуску Всероссийской программы реновации жилья, что в перспективе потребует еще большей бюджетной нагрузки», – считает доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Максим Соколов.

    «Проблема неэффективности программ капремонта не в том, что взносы с граждан слишком маленькие, а в том, что чиновники слишком много воруют. Поэтому нужно не взносы поднимать, а воровать поменьше. Лично я и многие мои знакомые уже сталкивались с последствиями хищений – это низкое качество материалов и некачественное исполнение работ, которые явно не соответствуют изначальным планам и сметам. К сожалению, не знаю ни одного, кто был бы доволен исполнением так называемого капитального ремонта. Можно посоветовать правительству наладить контроль за расходованием собираемых с граждан средств на капитальный ремонт», – говорит руководитель аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов.

    «В условиях сокращения реальных доходов населения и роста цен на коммунальные услуги накопить достаточные средства на капремонт невозможно. Требуется прямое государственное финансирование программ капитального ремонта, причем в этом должен играть главную роль федеральный бюджет, который буквально переполнен деньгами – с начала года профицит составил 2,6 трлн руб. (около 4% ВВП)», – считает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. Повышение взносов на капремонт в нынешних условиях она считает нелогичным. Тем не менее она предполагает, что увеличение взносов все же произойдет – и скорее всего в ближайшие годы, если не месяцы.

    «Власти должны понять, что основной инструмент борьбы с проблемой ветхого жилья – это новое жилищное строительство и повышение доступности новостроек для основной массы населения. Сейчас же ситуация такова, что количество застройщиков сокращается (ввиду низкой рентабельности бизнеса, особенно в регионах), цены на жилье растут, а ипотека остается дорогой. В такой ситуации жилищный фонд страны не может обновляться естественным образом через рыночный механизм», – утверждает Литинецкая.

    «Боюсь, что сама эта тема сейчас может спровоцировать решения федерального правительства об изменении системы оплаты капремонта. Причем ждать, что она будет отменена, или снижена не приходится», – заявил «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов. После повышения пенсионного возраста и ставки НДС, с учетом состояния региональных бюджетов, попытка повысить взносы на капремонт более чем вероятна, говорит Щапов. «Чтобы выявить проблемы в системе капремонта, нужно комплексное исследование эффективности работы фондов с привлечением различных экспертов, органов госвласти, правоохранительных структур и т.д. Нужно понять истинную причину роста количества домов в аварийном состоянии. Скорее всего она лежит в сфере эффективности управления средствами фондов. Уж точно не в том, что граждане плохо или мало платят», – считает депутат.

    Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

    Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта

    Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются федеральными законодательными актами.

    Финансирование домов, не подлежащих включению в региональную программу по капремонту

    Услуги и/или работы по проведению капремонта совместной собственности в многоквартирном доме могут быть предоставлены за счет финансов, выделенных из бюджетов федерального назначения, бюджетных средств субъектов России, местных бюджетов.

    Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются соответствующими федеральными законодательными актами, законодательными актами субъектов России, муниципальными правовыми актами. Подобное финансирование может быть предоставлено в том числе многоквартирным домам, которые согласно статьи 168 пункт 2 ЖК не подлежат включению в региональные программы (РГ капремонта), к ним принадлежат:

    • многоквартирный дом, который в определенном порядке признали аварийным, а потому подлежащим сносу (реконструкции);
    • сооружения, в которых находится менее трех квартир;
    • жилье, относительно которого во время утверждения программы, принято решение о реконструкции или сносе.

    На финансирование от государства могут рассчитывать:

    • жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК);
    • товарищества собственником жилья (ТСЖ);
    • региональные операторы и управляющие организации.

    Положения, на основании которых выделяются финансы на осуществление капитального ремонта в многоквартирных домах, должны быть утверждены всеми субъектами России, исходя из особенностей региона. Такие Положения определяют, в каком порядке и на каких условиях предоставляются бюджетные средства, которые получены от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд), а также финансов, которые заложены в бюджет для оказания господдержки на осуществление капитального ремонта совместного имущества многоквартирного дома, включая долевое финансирование.

    Средства, которые поступили в областной бюджет от Фонда, а также те, которые были заложены в бюджет для проведения долевого финансирования (ДФ) осуществления капитального ремонта, распределяют между муниципалитетами, которые подали заявку на получение таких средств и выполнили необходимые условия.

    Бюджетные средства и средства, которые поступили в бюджет от Фонда, поступают на отдельный счет в банке, который открыт на имя регионального оператора, как имущественный взнос на осуществление работ по капитальному ремонту помещений многоквартирных домов. Прочие средства господдержки поступают региональному оператору в виде дополнительных имущественных взносов на осуществление капитального ремонта.

    Предусмотрено определенное условие для получения материальных средств, выделенных Фондом и предусмотренных облбюджетом. Это софинансирование из бюджетов местного уровня, а также от владельцев жилья. Размер софинансирования, которое будет получено из финансовых средств Фонда, местного бюджета и от владельцев помещений, определяют федеральные законодательные акты. Также федеральное законодательство устанавливает, каким образом производится контроль над использованием средств, выделенных Фондом.

    Меры господдержки при проведении капремонта

    Для предоставления материальной помощи государства или муниципалитета в ходе осуществления капитального ремонта не играет никакой роли, каким способом был сформирован фонд капремонта владельцами жилья, которое размещено в многоквартирных домах.

    Статьей 191 Жилищного кодекса России определяется, что с целью оплаты капремонта может оказываться государственная финансовая поддержка. Важно заметить, что такая поддержка оказывается не только в виде субсидий, которые предоставляются за счет федеральных средств, бюджетов субъектов России и бюджетов местного уровня ТСЖ, ЖК, региональным операторам и управляющим компаниям.

    Ранее предоставление бюджетных субсидий относилось к прерогативе структур местного самоуправления для того, чтобы были созданы условия для эффективного управления многоквартирными домами. К прочим допустимым мерам господдержки, которые могут предоставляться субъектами России, относятся гарантии, поручительства по займам и кредитам, если финансы на обеспечение такого рода поддержки предусматриваются региональными законами о бюджете.

    То есть на законодательном уровне создан путь, который позволяет привлекать кредитные ресурсы для осуществления капитального ремонта в помещениях общей собственности многоквартирного дома.

    Однако, для того чтобы хозяину помещения можно было получить реальную возможность воспользоваться таким видом поддержки со стороны государства ему следует организовать специальное гарантийное агентство, сформировать уставный капитал за счет собственных финансовых средств, определить процедуру и условия, на которых такое агентство будет предоставлять поручительства по займам на осуществление капитального ремонта.

    Поскольку в вопросе выделения субсидий для товариществ собственников жилья, ЖК, управляющей организации и региональных операторов не важно, каким способом формировался фонд капитального ремонта, принятие данного решения не может возлагаться на региональных операторов, чтобы избежать ситуации конфликта интересов.

    Ссылка на основную публикацию