Соцнормы на электроэнергию отменят в 2020 год

Тарифы на электроэнергию в 2020 году

В отличие от текущего года, в наступающем 2020, повышение тарифов на электроэнергию практически во всех регионах будет однократным. Увеличение, по словам экспертов, будет умеренным и не выйдет за пределы прогнозируемой инфляции.

Под государственным контролем

Резкого изменения сумм в счетах за оплату электричества в 2020 году не ожидается. Действующее законодательство не позволяет ресурсоснабжающим организациям сильно взвинтить цены на электричество. Постановление против необоснованного роста цен на ЖКХ услуги, в том числе и на электроэнергию, подписал премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев летом 2019 года.

Максимальные и минимальные предельные уровни тарифов устанавливает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Отступление от верхней и нижней планки заданного диапазона грозит большими неприятностями для местных властей. При выявлении необоснованного завышения цен, до тех пор пока их не пересчитают, жители региона-нарушителя будут платить за свет по минимальному тарифу. Аналогичным образом корректируются цены в случае если власти вообще забудут установить тарифы в новом периоде.

Напомним, что ранее Федеральная антимонопольная служба также устанавливала предельные значения стоимости за кВт/ч. Но информация по расценкам имела рекомендательный характер. Поэтому зачастую власти на местах поднимали цены на передачу энергии без согласования с антимонопольным ведомством. Это привело к ситуации, когда разница в стоимости услуг в пределах одного региона различалась в десятки раз. А среднее повышение итоговой цены за энергию зачастую значительно превышало уровень, установленный прогнозом социально-экономического развития регионов. После вступления в действие постановления правительства против необоснованного повышения цен на услуги ЖКХ такая ситуация исключена. Сейчас региональные власти не могут “обойти” этап согласования тарифов с антимонопольной службой. Поэтому стоимость электроэнергии для россиян в 2020 году не поднимется выше уровня прогнозируемой инфляции.

Повышение цен за один кВт/ч в 2020 году, как и ранее, будет зависеть от типа дома (с электроплитами или без), от структуры потребления электричества конкретным домохозяйством (суточные тарифы дорожают всегда неравномерно).

Стоимость электричества

На сколько вырастут цены на услуги энергоснабжающих сетевых компаний в 2020 году будет зависеть от официально объявленного уровня прогнозируемой инфляции. Из последних новостей стало известно, что изменения в расценках появятся только во втором полугодии 2020 года. Напомним, что в текущем году увеличение стоимости за свет было двухэтапным. При чем первый перерасчет был проведен с 1 января 2019 года, что стало неожиданностью для населения. Власти объяснили “сбой” в графике изменения тарифов повышением налога на добавленную стоимость с 18 до 20%.

В 2020 году действие тарифов в период с 1 января по 30 июня останется неизменным, либо цены на электричество вырастут совсем незначительно, сообщает ФАС. Во втором полугодии ожидается рост стоимости энергии в пределах 5 % — к такому выводу после подсчетов пришел доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Плеханова Кирилл Парфенов.

Ознакомиться с предварительным графиком повышения одноставочного тарифа на примере нескольких областей:

РегионСтоимость кВт/ч, руб.
с 1 июля 2019 г.с 1 января по 30 июня 2020 г.с 1 июля 2020 г.
Московская область5,56от 5,46 до 5,47от 5,73 до 5,74
Псковская область4,40от 4,39 до 4,40от 4,57 до 4,62
Смоленская область3,87от 3,86 до 3,87от 4,02 до 4,06

В порядке установления стоимости электроэнергии в будущем ожидаются значительные перемены. После многочисленных жалоб населения президенту на чрезмерное завышение цен антимонопольная служба провела рейд проверок. В ходе которых было выявлено много нарушений. После этого по распоряжению главы государства в законодательство были внесены поправки. Начиная с 2023 года тарифы будут устанавливать не каждый год, как сейчас, а один раз в пять лет.

Также из последних новостей стало понятно, что власти пока не готовы вернуться к обсуждению вопроса о социальной норме (СН) на электричество. Напомним, что Министерство экономики ранее предложило ввести соцнорму на домохозяйство. По расчетам ведомства за первые 300 кВт/ч в месяц семья бы платила по базовому тарифу, а то что свыше уже по повышенному. Для тех у кого счетчик накрутил бы более 500 кВт/ч, по мнению Минэкономики, можно было бы применить “экономически обоснованный тариф”. Постепенно отменить льготу для жителей сельской местности и для жильцов квартир с электроплитами — еще одно предложение экономического ведомства. Пока все реформаторские идеи остались на бумаге. “Эффекта для энергетики мало, а недовольства много” — именно так чиновники характеризуют задумку Минэкономики.

В пяти регионах России в 2014 году были запущены пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электроэнергии на одного зарегистрированного по адресу человека. Проекты прижились и действуют по настоящее время. Так, например, в Нижегородской области соцнорма на одного человека составляет 50 кВт, для одиноко проживающего 85 кВт. Тариф в пределах СН в 2019 году составляет 3,71 руб., а расход сверх нее уже 6,45 руб.

Социальная норма энергопотребления

С 1 июля 2020 года Правительство вводит соц. норму на электричество для населения.

По мнению Минэнерго, установленная социальная норма потребления электроэнергии 300 кВт*ч станет щадящим вариантом для малообеспеченных семей.

Причины введения нормы

Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.

В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.

Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.

Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.

Такой подход поможет справедливо распределить финансовое бремя, чтобы высокие ставки юридических лиц не оплачивались за счет низких тарифов для физических лиц.

Суть реформы заключается в следующем:

  1. Определение объема потребления электричества, удовлетворяющее потребности жильцов.
  2. Установление стоимости электроэнергии немного ниже, чем до введения соц. нормы, и заметно выше, если потребление электричества идет сверх объема.

Правительство хочет стимулировать граждан к экономии энергоресурсов, и заставить платить намного дороже тех, кто потребляет электричество больше социальной нормы. Цели преследуются разные, начиная от энергосбережения до сокращения дотирования цен за счет продажи электроэнергии промышленникам по более высокой цене.

Проводимый в регионах эксперимент предполагал социальную норму электричества на одного человека, а в 2020 году она уже будет установлена из расчета подключения на одну квартиру.

Соц. норма на электроэнергию влияет только на оплату и не ограничивает объем потребления. Согласно статистическим данным, размер социальной нормы потребления в 2020 году 300 кВт*ч в месяц превышает средний уровень, составляющий 225кВт/ч на точку подключения.

Градация тарифов

Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:

Базовый тарифот 300 кВт*ч
Повышенный тарифот 300 до 500 кВт*ч
Высокий тарифсвыше 500 кВт*ч

Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.

Дифференцированные тарифы по зонам суток

Потребление электроэнергии в Нижегородской, Ростовской, Владимирской областях показала, что соц. норма на электроэнергию может совмещаться с двухзонными и трехзонными тарифами с более дробной сеткой (день/ночь и пик/полупик/ночь).

Так как перераспределение нагрузки на электросети является важным моментом в социальной норме потребления, дифференцированные тарифы в 2020 году упразднять не будут.

Планируется убрать некоторые льготы по оплате электроэнергии. Так, постепенно отменяют:

  • пониженные тарифы для сельской местности;
  • льготные расценки для жилых объектов с электроплитами;
  • тарифы для садоводческих объединений, которые равняются расценкам для граждан.
Читайте также:  Ипотечные ставки в России упадут до 6%

Вместо льготных тарифов вводятся субсидии для льготников в виде доплаты к пособиям. Сохранится дифференциация в зависимости от численности и состава жильцов (льготы инвалидам, многодетным семьям) в рамках ступенчатой системы градации оплаты.

Проект

На сегодняшний день граждане и организации расходуют электроэнергию не экономно. По данным Минэнерго РФ, в результате нерационального электропотребления годовые потери электроэнергии составляют 13 от общего объема.

По сравнению с ранее действовавшими лимитами, нормы энергопотребления возросли на 10%. Это привело к поиску варианта бережного расходования электричества, такого как установка индивидуальных счетчиков, так как оплата по приборам учета вынуждает граждан экономить ресурсы.

Учитывая установленные лимиты потребления и факторы, влияющие на величину норматива, за использованную электроэнергию выгоднее расплачиваться по показаниям установленного электросчетчика. Оплата производится без переплаты, только за израсходованные ресурсы.

Однако установка индивидуального прибора учета возможна не для всех потребителей из-за отсутствия технической возможности. Состояния сетей жилых зданий изношенное и неудовлетворительное, а иногда потребители сами не хотят добровольно устанавливать счетчики.

Законодательством были утверждены нормы электропотребления для населения, которые влияют на итоговую сумму оплаты поставщику услуг.

Порядок расчета регламентируются законодательными актами:

  1. Правительственное постановление № 614 о порядке социальной нормы электроэнергии.
  2. Федеральный закон № 35-ФЗ с общими принципами нормативов электроэнергетики.
  3. Федеральный закон № 261-ФЗ, направленный на снижение потерь энергосбережения.

Пилотный проект был запущен в 8 регионах России: Ростовской, Нижегородской, Орловской, Владимирской областях, Красноярском и Забайкальском крае, а также в Севастополе и Крыму, где была установлена норма электроэнергии на человека 50 – 190 кВт*ч.

Например, социальная норма электроэнергии в Ростовской области:

  • на 1 человека – 96 кВт*ч;
  • на 2 – 156 кВт*ч;
  • на 3 – 196 кВт*ч;
  • на каждого последующего члена семьи – плюс 40 кВт*ч.

Получается, норма на семью из 4 человек составляет 236 кВт*ч. Это меньше планируемой в 2020 году 300 кВт*ч.

Эксперимент с грамотно рассчитанным тарифом прошел успешно для промышленников и обычных потребителей, но переплачивать за свет были вынуждены многодетные семьи и собственники ветхого жилья.

Преимущества и недостатки социальной нормы 2020 года

Выгодность или невыгодность социальной нормы в 2020 году будет зависеть от методики определения тарифов. Для расчета в разных регионах будут браться разные данные.

Социальная реформа потребления электроэнергии имеет свои положительные стороны:

  • Снижение себестоимости ресурса, меньшие затраты в промышленности, повышение конкурентоспособности.
  • Учет интересов малоимущих семей. Платит больше тот, кто больше потребляет электричества.
  • Простота администрирования. Стоимость электроэнергии ниже и затраты энергетических компаний меньше.
  • Минусы реформы:

    1. Сокращение объема показателей для гаражных и садоводческих кооперативов и ликвидация льгот для сельских жителей и жильцов с электроплитами, которые сейчас платят за электроэнергию со скидкой 30%.
    2. Не учитываются интересы многодетных семей, собственников ветхого жилья и тех, кто не имеет возможности использовать приборы с дорогостоящими энергосберегающими технологиями.
    3. Неизвестный результат данной методики расчета тарифов.

    Проект пока еще не запущен в полной мере по причине сложности в проверке показаний счетчиков и числа проживающих.

    Если обычные нормы рассчитать для потребителя не сложно, то расчеты по двухзонному или трехзонному тарифу вызывают трудности. Для каждой из этих частей суток утверждается еще несколько тарифов в пределах и свыше нормы.

    Расчет электропотребления

    Многих интересует, как рассчитать соц. норму энергопотребления. До принятия нового постановления, соц. норма электроэнергии зависела от таких параметров:

  • принадлежность жилого объекта к ветхому или аварийному жилому фонду;
  • тип жилища (многоквартирный или частный дом);
  • месторасположение (в городе или селе);
  • жилой и нежилой площади;
  • оборудование электроплитами или электронагревательными устройствами;
  • количество лиц, постоянно или временно прописанных;
  • проживание семей пенсионеров или одиноких пенсионеров-инвалидов.
  • Основные отличия социальной нормы 2013 и 2020 годов:

    Соц. норма на электричество в 2013 годуСоц. норма на электричество в 2020 году
    норма энергопотребления на человеканорма энергопотребления на точку подключения
    от 50 кВт*ч с разницей по регионам300 кВт*ч единая ставка
    2 ставки: норма и сверх нормы3 ставки: до 300 кВт*ч, 300 – 500 кВт*ч, свыше 500 кВт*ч
    льготы сохраненыльготы упразднены частично

    Предельные нормы на одного человека в месяц, в зависимости от пользования газо- или электроплитами составляют:

    • семьи, проживающие в 1 комн. кв. – 28-63 кВт*ч или 37-89 кВт*ч;
    • одинокие лица, проживающие в 1 комн. кв. – 81-185 кВт*ч или 108-263 кВт*ч.

    Нормы энергопотребления рассчитываются с учетом обстоятельств:

  • Сельские жители потребляют выше на 90 кВт*ч из-за необходимости использования электроэнергии в приусадебном хозяйстве.
  • Для дачных домиков с централизованным электроснабжением без электросчетчика размер оплаты равняется нормативам на одного человека.
  • Одинокие пенсионеры без прибора учета, который не был установлен по причинам, не зависящим от владельца жилья, оплачивают энергоресурсы по минимальному лимиту потребления.
  • Город

    Для расчета социальной нормы в городе базовая величина является средним уровнем потребления одного проживающего человека в жилом помещении, в котором отсутствуют электронагревательные, электроотопительные приборы и электроплиты. Дальнейший расчет ведется от этой величины. Нормативы берутся из статистических данных Минэнерго.

    Например, возьмем расчет нормы для большой семьи, где соц. норма для одного проживающего составляет + 50 кВт*ч. На второго, третьего, четвертого и пятого члена семьи прибавляется по 20 кВт*ч на каждого, с учетом коэффициента типа жилья.

    Для многодетных семей планируют применять пониженный тариф на весь объем энергопотребления.

    При наличии установленных электронагревательных, электроотопительных приборов и электроплит, к расчетной норме прибавляется норма на потребления на электроплиту, но не более 90 кВт*ч на человека в месяц. Норма потребления на отопление при отсутствии централизованного горячего водоснабжения составляет не более 3000 кВт*ч в месяц на 1 квартиру или дом в отопительный сезон.

    Приведем в пример расчет нормы в Нижегородской области, где установлена базовая социальная норма 103 кВт*ч на одного проживающего лица в 1-комн. квартире с газовой плитой.

    Если жильцов двое, то норма составляет 169 кВт*ч, а если трое, то 218 кВт*ч. Если никто не прописан в квартире, то за электропотребление придется платить по более дорогому тарифу, так как зачастую такое жилье сдают в аренду.

    Количество комнат в квартире учитывается не во всех регионах. В данном регионе соц. норма зависит от количества комнат в жилом помещении. Так, для 1-комн. кв. норма составляет 103 кВт*ч, для 2-комн. кв. с одним жильцом – 133 кВт*ч, и для 3-комн. кв. – 150 кВт*ч.

    Соц. норма потребления энергоресурсов в сельской местности отличается от нормативов для города, так как здесь учитывается специфика потребления электроэнергии.

    То есть, расчет идет как для города с учетом типа жилья, наличия или отсутствия электрооборудования и количества зарегистрированных лиц. Затем к полученному числу прибавляется поправочная величина, но не более 100 кВт*ч в месяц на 1 дом.

    Итак, перспективы нововведения сводятся к тому, что норму потребления станут рассчитывать относительно квартиры или дома, а не в отношении одного жильца. По самой льготной цене население может потреблять объем электроэнергии до 300 кВт*ч.

    Дополнительная группа людей, потребляющих в пределах 300-500 кВт*ч, будет оплачивать счета по более высокой цене, а лиц, потребляющих выше 500 кВт*ч, приблизят к коммерческим потребителям.

    Правительство отложило введение соцнормы на электричество

    Правительство отложило введение социальной нормы потребления электричества для населения. Такое решение принято по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 23 января, сообщил его представитель Илья Джус.

    «Принято решение прекратить на неопределенный срок обсуждение предложений о введении дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения и поэтапной отмене понижающего коэффициента для квартир с электрическими плитами и индивидуальных жилых домов», — сказал Джус.

    По его словам, этот вопрос можно будет снова рассмотреть только после детального определения финансовых последствий для различных категорий граждан. Нужно будет также учесть результаты мониторинга реальных доходов населения по итогам текущего года. Вместо введения соцнормы правительство обсудило другие меры, не связанные с финансовой нагрузкой на население, добавил Джус.

    Читайте также:  Отопительный сезон и работа ЕДС в Ульяновске

    Правительство вернулось к обсуждению введения социальной нормы на электроэнергию в сентябре прошлого года. Тогда соответствующие предложения на совещании у Дмитрия Козака озвучил представитель Минэкономразвития. К 15 января министерство должно было подготовить предложения для правительства. Они почти не изменились с сентября: министерство предложило сохранить базовый тариф при потреблении домохозяйствами до 300 кВт·​ч в месяц. Потребление сверх этой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, а если счетчик покажет свыше 500 кВт·​ч в месяц, потребители заплатят за электроэнергию по еще более дорогому «экономически обоснованному тарифу». Об этом сообщил «Коммерсантъ» и подтвердил РБК источник в правительстве. Для некоторых регионов границы соцнормы и повышенного тарифа могут быть увеличены до 500 и 700 кВт·​ч, а для домохозяйств, которые не подключены к сетям теплоснабжения и используют электроэнергию для отопления, соцнорма может быть установлена на уровне 3300 кВт·​ч, а повышенный тариф будет вводиться от 3500 кВт·​ч​ (для некоторых регионов эти планки предложено увеличить до 3500 и 3700 кВт·​ч​). Насколько должны были вырасти тарифы для тех, кто не укладывается в соцнорму, не сообщалось.

    Зачем нужна тарифная реформа

    Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности. Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты. Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра ​может вырасти до 417 млрд руб.

    Почему отложили введение соцнормы?

    Минэнерго всегда поддерживало введение соцнормы, это правильное начинание: нужно постепенно снижать перекрестное субсидирование, сказал РБК федеральный чиновник. Но в декабре замминистра энергетики Алексей Текслер попросил Минэкономразвития направить в правительство доклад о том, что введение соцнормы в России преждевременно (копия письма Текслера от 17 декабря есть у РБК). С октября 2018 года Минэнерго получило более 120 обращений граждан, которые считают реформу опасной. Инициаторы обращений сетовали на резкий рост расходов граждан, которые используют электроплиты (льготы на электроэнергию в рамках соцнормы для них предполагается постепенно убрать. Предложение Минэкономразвития практически не имеет смысла: в 300 кВт·​ч​ укладывается почти все население, то есть эффекта для электроэнергетики не будет, зато протестная реакция населения и шум гарантированы, рассуждает источник РБК.

    Это подтверждает источник в правительстве: «Перекрестку соцнорма не спасет, а народ возмутит». Кроме того, по его словам, реальной оценки эффекта от изменения тарифов до сих пор нет. Еще одна проблема — в диспетчеризации дифференцированных тарифов, говорит один из собеседников РБК. Не факт, что существующие приборы учета смогут фиксировать разницу потребления, а цифровизация займет много времени и дорого обойдется, добавляет он.

    Для реформы тарифов на электричество, которая приведет к их росту, сейчас не лучшее время, говорит политолог Алексей Макаркин. Слишком близко пенсионная реформа, недовольство которой стихло, но никуда не делось, с января вырос НДС, рейтинги власти снижаются, напоминает он. По словам Макаркина, теоретически проведение подобной реформы возможно после парламентских выборов в 2021 году.

    Введут ли в России соцнормы энергопотребления?

    Законодатели опасаются, что дифференциация тарифов нарушит права граждан

    Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

    В Правительстве обсуждается возможность введения социальной нормы потребления электроэнергии. По задумке автора инициативы, Министерства экономического развития, это поможет избавиться от перекрёстного субсидирования в энергетике. Но целый ряд ведомств высказался против этой идеи. С сомнением её восприняли и в парламенте. «Парламентская газета» разобралась во всех «за» и «против».

    Соцнорматив и льготные перестановки

    Перекрёстное субсидирование или, как говорят чиновники, «перекрёстка» — это система субсидирования одних регионов и потребителей за счёт других. В частности, низкие цены за электроэнергию поддерживаются за счёт более высоких тарифов для промышленности, аграриев и бизнеса. Проще говоря, крупные потребители переплачивают, и эта разница идёт на компенсацию оплаты электроэнергии, потреблённой населением. Это приводит к нерациональному расходованию электричества, при этом граждане всё равно косвенно доплачивают — ведь производители включают эти издержки в стоимость продукции и услуг.

    Павел Завальный: «социальный норматив» вряд ли решит проблемы энергетики

    Как выяснили СМИ, для некоторых регионов социальный норматив может быть выше — до 500 кВт.ч. Кроме того, льготный режим могут ввести для домов, которые используют электричество для отопления. А владельцы электроплит и жители сельских территорий на послабления могут не рассчитывать. Для них, наоборот, ведомство предлагает постепенно, с 2020 по 2033 год убрать льготы.

    В среду этот проект обсуждался на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. По его итогам было решено прекратить на неопределенный срок обсуждение дифференциации тарифов на электроэнергию для населения.

    Единогласия в кабмине нет

    Ещё до совещания у Козака общественности стало известно, что два ключевых ведомства не поддерживают планы Минэкономразвития. В частности, против дифференциации тарифов высказывались ранее в Министерстве энергетики. По мнению ведомства, это усилит финансовую нагрузку на граждан, которые и так страдают под гнётом растущего НДС, индексации тарифов ЖКХ и других фискальных решений. Результатом станет социальное расслоение и трудности с отоплением в городах, не подключённых к газовой системе, полагают в Минэнерго.

    Против соцнорматива также выступает Министерство строительства и ЖКХ. Об этом заявил на «правительственном часе» в Госдуме 23 января глава ведомства Владимир Якушев. Он напомнил, что этот вопрос обсуждали ещё в его бытность губернатором Тюменской области. Регион тогда отказался от участия в эксперименте по введению лимитов потребления электроэнергии для населения.

    В бытовой газ могут добавить ароматизаторы

    Соцнорматив не решит всех проблем

    Эксперимент, о котором упомянул Якушев, проводился шесть лет назад. Участие в нём приняли семь регионов. Но итоги этих опытов не внушили оптимизма, вспоминает председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. «В том виде, как он проводился, эксперимент не решил проблем электроэнергетики, связанных с перекрёстным субсидированием и необходимостью повысить энергоэффективность. Не удалось повысить и степень социальной защиты малообеспеченных граждан, так что в целом отношение субъектов и населения к этой идее было негативное», — рассказал он «Парламентской газете».

    Думской Комитет по энергетике неоднократно обсуждал возможные решения проблемы перекрёстного субсидирования, отметил Завальный. Дискуссия велась с экспертами и участниками отрасли. В итоге депутаты сформулировали общую позицию: от «перекрёстки» нужно уходить, но постепенно, по схеме опережающего роста тарифов для населения по сравнению с другими потребителями. В итоге должен произойти переход на экономически обоснованные тарифы, но при условии, что государство будет помогать малообеспеченным гражданам.

    То же мнение в комментарии «Парламентской газете» высказал первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко. По его словам, изменение тарифов на электроэнергию ни в коем случае не должно нарушить интересы россиян, и прежде всего социально незащищённых слоёв населения. То есть не стоит отказываться от льготных нормативов и системы поддержки малообеспеченных граждан.

    Это касается и планов по отмене льгот на электрические плиты. Здесь важно учитывать, чем обусловлено их использование, подчеркнул сенатор. Одно дело, если человек живёт в газифицированном доме и у него есть альтернатива. И совсем другое, когда иного варианта, кроме использования электроплиты, у человека нет.

    Для незащищённых слоёв населения, для граждан, у которых нет другой альтернативы, конечно, нужно предусмотреть льготы или целевые механизмы поддержки.

    «Тарифы для электроплит должны быть экономически обоснованны. Для незащищённых слоёв населения, для граждан, у которых нет другой альтернативы, конечно, нужно предусмотреть льготы или целевые механизмы поддержки», — убеждён Вячеслав Тимченко.

    При этом, добавил он, сама по себе идея соцнорматива — мера вполне обоснованная. «Вопрос только, какой это будет норматив? Потребности ведь у всех разные. Но мы говорим об энергоэффективности, поэтому не считать, не экономить и бесхозяйственно относиться к определённым видам энергетических источников нельзя. Так что здесь должен быть наведён порядок», — считает сенатор.

    Читайте также:  Только 1% россиян доволен работой служб ЖКХ

    Новости ЖКХ

    Соцнормы на электроэнергию отменят в 2016 году

    В России появится “абонентская плата” за электроэнергию. Кроме того, будут отменены установленные регионами социальные нормы на свет – вместо этого похожую схему введут по всей стране. Все это может стать для нас реальностью уже в следующем году. Проект постановления правительства по этому поводу для общественного обсуждения опубликовало минэнерго.

    Первого июля 2016 года социальные нормы на свет, действующие сейчас в некоторых регионах, должны быть отменены. Вместо этого появятся два новых варианта расчета стоимости электроэнергии. За нее при наличии специального счетчка можно будет платить по трехзонному тарифу, когда в сутках выделяют три периода: пик, полупик, ночь и “привязывают” к ним стоимость электроэнергии. Либо выбрать другую схему, по которой величина оплаты зависит от того, сколько электроэнергии было потрачено за месяц. В этом случае за 150 киловатт-часов можно будет платить по минимальному тарифу. Электроэнергия, израсходованная в объеме 151-600 киловатт-часов, будет стоить на 12 процентов дороже. И самый высокий тариф – базовая ставка, увеличенная на 52 процента, будет применяться к объему электроэнергии, потраченной сверх 600 киловатт-часов в месяц. При этом некоторые категории населения смогут пользоваться льготами. В этом списке пенсионеры, многодетные родители, семьи, где есть люди с ограниченными возможностями.

    Проект постановления правительства также подразумевает введение так называемой абонентской платы за электроэнергию. Это будет фиксированный платеж за содержание электрических сетей в составе общего платежа за свет. С 1 июля 2016 года он составит 20 рублей в месяц, а потом будет индексироваться с учетом прогнозного индекса инфляции.

    Стоит сказать, что вопрос введения “абонентской платы” за электроэнергию поднимался давно. В основном, из-за существовавния в России большого количества пустующих квартир и домов. Не секрет, что жилье в нашей стране часто покупается с инвестиционными целями, проще говоря, для выгодного вложения денег. Основную часть времени или даже постоянно в таких квартирах и домах никто не живет. Несмотря на то что там есть все коммуникации, ими никто не пользуется и, по действующим правилам, ничего не платит. Это значит, что поставщики ресурсов, тратя деньги на подключение сетей и поддержание их в исправном состоянии, сталкиваются с проблемой компенсации своих расходов. В результате дополнительная финансовая нагрузка ложится на потребителей, которые постоянно живут в своих квартирах и домах, расходуют электроэнергию и платят по счетам.

    “Абонентская плата” – здравая инициатива, – полагает Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт направления “Городское хозяйство” “Института экономики города”. Этот фиксированный платеж позволит компенсировать затраты электросетей на поддержание постоянной готовности оборудования и электротехнических объектов, а заодно снизить нагрузку на других потребителей.

    Что касается новых правил расчета платы за электроэнергию, то, несмотря на то, что в проекте, разработанном минэнерго нет упоминания социальных норм, новый принцип к ним очень близок, – полагает Гордеев, – величина платежа зависит от объема потраченной электроэнергии”. Принципиальное отличие, по словам эксперта, заключается в том, что соцнормы устанавливались из расчета на человека в месяц, а в том варианте, который предлагает минэнерго, потребление электроэнергии привязано в целом к домохозяйству. “Можно сделать вывод, что если новые правила будут приняты, основная нагрузка ляжет на домохозяйства, где проживает большое количество людей. А ведь в России не редкость, когда в одном доме живут несколько поколений, – рассуждает собеседник “РГ”. – У них потребление будет большим, следовательно, и платить им придется по более высоким ставкам. Однако поскольку это пока проект, есть надежда, что эксперты и граждане выскажут свое мнение и минэнерго еще внесет в документ корректировки.

    Соцнорма потребления электричества чревата взрывом: эксперты оценили план

    В правительстве поспорили о проекте

    23.01.2019 в 19:12, просмотров: 28119

    23 января вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в правительстве сферу ЖКХ, провел совещание о целесообразности социальной нормы на потребление электричества, которую предлагает ввести Минэкономразвития. Окончательное решение так и не приняли: позиции ведомств разошлись.

    Правительство приготовилось нанести очередной удар по кошелькам населения. Не успела общественность смириться с «новогодними подарочками» в виде увеличения НДС до 20%, двухэтапной индексации тарифов ЖКХ, как снова-здорово.

    Минэкономразвития предложило ввести социальную норму энергопотребления. Население хотят обязать платить за потребленный ресурс по базовому тарифу за 300 киловатт-часов (кВт·ч) в месяц, по повышенному — за 300–500 кВт·ч и по экономически обоснованному — за потребление более 500 кВт·ч.

    Эту идею Минэнерго и Минэкономразвития прорабатывали в конце минувшего года. Но корни этого замысла уходят аж в 2013 год: именно тогда во властных коридорах впервые заговорили о «потолке» месячного энергопотребления и росте тарифа на сверхнормативные кВт·ч. И даже в семи пилотных регионах установили норму в 50–190 кВт·ч в месяц на человека.

    Позднее, исходя из отрицательных результатов, базовую норму повысили до 300 кВт·ч в месяц, и с июля 2014 года она должна была заработать по всей стране. Но случились санкции, затем обвал цен на нефть, кризис, и реформу отложили «до лучших времен».

    Выходит, эти времена настали сейчас.

    «Мы видим вторую попытку провести единожды проваленный эксперимент — но уже с новыми параметрами, — заключил эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский. — Соцнорма потребления электроэнергии вызовет рост финансовой нагрузки на граждан».

    В качестве самого вопиющего последствия эксперт привел бытовые медицинские приборы, необходимые инвалидам и пожилым людям, — например, кислородные концентраторы и различные кварцевые облучатели. «Они потребляют приличные мощности, а эти люди не располагают большими бюджетами, чтобы нести дополнительное финансовое бремя», — подчеркнул он.

    Минэкономразвития также предложило отменить льготы для владельцев электроплит и сельского населения к 2033 году. Собственно, этот пункт проекта, да и сами нормативы, разделили чиновников на два лагеря — поддерживающих нововведения и выступающих против. Реформу не поддерживают в Минэнерго из-за опасений социального взрыва. Как считает первый замминистра Алексей Текслер, это приведет к значительным социально-экономическим последствиям, может вызвать рост финансовой нагрузки на граждан (об этом говорится в письме Текслера, направленном в декабре в Минэкономразвития).

    Министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев назвал результаты экспериментов по введению соцпредела «противоречивыми». «Пока позиция Минстроя больше «нет», чем «да»», — заявил он.

    Предлагаемая реформа тарифов — продолжение тренда на решение за счет людей проблем пополнения средств самых разных структур — бюджета, Пенсионного фонда, госмонополий и прочих, считает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.

    По данным ФАС, среднее потребление электричества на человека составляет порядка 89 кВт·ч в месяц. Среднее число людей в одном домохозяйстве — 2,5 человека. Поэтому сейчас для обычной семьи нормальное потребление энергии — примерно 223 кВт·ч. Соответственно, большинство семей будут укладываться в норму 300 кВт·ч. Но оставшееся «меньшинство» исчисляется десятками миллионов людей.

    «Если совместно проживают «статистические» 3,5–4 человека — то есть, например, семья с двумя детьми или с ребенком и бабушкой, — то они, вероятнее всего, уже не будут укладываться в соцнормы.

    А ведь именно такие семьи, как правило, имеют меньше доходов в расчете на человека. То есть социальная норма вводится как бы против богатых, а на деле снова основной удар придется на малоимущих», — подчеркнул Гойхман.

    Кремль не торопится высказывать свою позицию относительно спорного проекта. «Нужно дождаться формирования консолидированной позиции кабинета министров», — сказал Дмитрий Песков.

    Заголовок в газете: Светлый путь
    Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27886 от 24 января 2019 Тэги: ЖКХ, Взрыв, Кризис, Нефть, Санкции, Электроэнергия Персоны: Дмитрий Песков Организации: Правительство РФ Минэкономразвития ОПЕК Места: Россия

    Ссылка на основную публикацию