Сфера ЖКХ станет более открытой в информационном плане

Сфера ЖКХ станет более открытой в информационном плане

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 октября 2019 г. № 38724-ОГ/04 О размещении управляющими компаниями информации на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”

Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 во исполнение ч. 10 ст. 161 ЖК РФ был принят Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Однако с 01.07.2019 года часть 10 статьи 161 ЖК РФ более не применяется.

В связи с этим прошу пояснить:

– является ли обязательным исполнение требований упомянутого Стандарта управляющими МКД организациями?

– предусмотрена ли ответственность за несоблюдение управляющей организацией требований упомянутого Стандарта?

Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение от 28.10.2019 N 124825 (вх. Минстроя России от 28.10.2019 N 38494-ОГ) и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 469-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, а также лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (далее – поставщики информации) с 1 июля 2017 года (в городах федерального значения с 1 июля 2019 года) обязаны размещать сведения в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ).

Таким образом до 31 декабря 2017 года (в городах федерального значения до 30 июня 2019 года) товарищества собственников жилья обязаны размещать информацию о деятельности в соответствии с требованиями стандарта раскрытия информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 “Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами” (далее – Стандарт), в том числе и на сайте www.reformagkh.ru.

В связи с изложенным, с 1 января 2018 года, а в городах федерального значения с 1 июля 2019 года у управляющих организаций отсутствует обязанность по размещению информации на сайте www.reformagkh.ru.

С 1 января 2018 года, а в городах федерального значения с 1 июля 2019 года управляющие организации размещают информацию на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” www.dom.gosuslugi.ru.

В настоящее время Стандарт утратил юридическую силу.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Начальник отдела управления
жилищным фондом и ОГЖН
Л.Р. Егорова

Обзор документа

Минстрой напомнил, что с 1 января 2018 г. (а в городах федерального значения – с 1 июля 2019 г.) управляющие компании не обязаны размещать информацию на сайте www.reformagkh.ru.

Данные публикуются на официальном сайте ГИС ЖКХ.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утратил силу.

Сфера ЖКХ станет более открытой в информационном плане

Председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление “О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных домах, жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах”, сообщает “РГ” .

Этот документ позволит обеспечить органы местного самоуправления информацией, которая необходима для принятия решений в сфере ЖКХ. Также, благодаря постановлению, должно быть повышено качество управления многоквартирными домами и предоставляемых коммунальных услуг.

Проект документа был внесен Минрегионом для исполнения двух частей Жилищного кодекса. Они регулируют информационный обмен между ЖЭКами и поставщиками коммунальных ресурсов. Кроме того, часть 5 статьи 165 ЖК РФ предусматривает порядок, сроки, периодичность и форму предоставления органам местного самоуправления необходимой информации.

Правила, утвержденные в постановлении правительства, вступают в силу с 1 марта 2013 года.

Как раз до этого срока организации-поставщики коммунальных ресурсов должны будут “представить в органы местного самоуправления перечни домов, для которых осуществляется поставка ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) в которых осуществляется предоставление коммунальных услуг, оказание услуг (выполнение работ) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, с указанием услуг (работ, ресурсов), поставляемых в каждый дом”, говорится в документе.

В свою очередь, органам местного самоуправления рекомендовано до 1 апреля 2013 года принять муниципальные правовые акты, направленные на обеспечение реализации постановления правительства.

Читайте также последние новости ЖКХ России

Более 200 жилых домов и почти 30 социальных объектов остались без отопления и горячей воды в Железнодорожном районе Воронежа вечером 31 января, сообщила пресс-служба мэрии. Решение об отключении принято в связи с необходимостью проведения ремонтных работ.

В Ростове-на-Дону жильцам многоквартирного дома на улице Веры Пановой управляющая компания пересчитала оплату за услуги ЖКУ и вернула более 970 тысяч рублей. Об этом “РГ” сообщил руководитель Госжилинспекции Ростовской области Павел Асташев.

Взыскание с жителей долгов по квартплате может приостановиться с апреля, если в ближайшие недели не удастся найти решение правовой коллизии, рассказала на пресс-конференции глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Доследственная проверка организована по факту сообщения о незаконном подключении к газовой сети многоэтажного дома в посёлке Северный под Белгородом, сообщили 30 января в пресс-службе регионального Следственного комитета. В целях безопасности здание отключено от газа.

Заменить предстоит более 900 подъемников, притом, что в других округах заменят по 300-200 лифтов. Почему на юго-востоке запланирован большой объем работ, “РГ” рассказали в пресс-службе фонда капремонта Москвы.

Печально известный полигон ТБО недалеко от деревни Посохова, куда десятки лет вывозили бытовые отходы, преимущественно из Тюмени, наконец ждет рекультивация. Она начнется после завершения недавно объявленного конкурса. Стартовая цена госконтракта – 210,5 миллиона рублей. Будущему подрядчику предстоит.

Из-за бесснежной тёплой зимы расходы на отопление в Белгородской области сократились на четверть. Такие данные привёл 29 января на своей странице в социальной сети губернатор Евгений Савченко.

Челябинцы недоумевают: с контейнерных площадок стали исчезать ставшие уже привычными сетчатые емкости для сбора пластика и бумаги. Как выяснилось, их забирают не воры, а регоператор по обращению с ТКО. А причина в том, что реализацию пилотных проектов по раздельному сбору мусора в регионе начали с Копейска.

Порыв теплотрассы на улице Гагринской в Ростове-на-Дону ликвидирован. Об этом “ИА REGNUM” сообщили в городской администрации.

В этом году в Подмосковье закроют еще два мусорных полигона – “Ядрово” в Волоколамске и “Лесная” в Серпухове. Такое поручение дал губернатор области Андрей Воробьев.

“Вовлечение технологий в систему управления ЖКХ позволит все более открывать информацию для собственников и нанимателей жилья”

25-26 апреля пройдет I Международная конференция «Информационные системы и технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации». На конференцию соберутся работники государственных и муниципальных органов РФ и других стран СНГ. Накануне конференции мы побеседовали с Президентом НП «Национальный жилищный конгресс», председателем оргкомитета форума, генеральным директором фонда “Территория” И.А. Булгаковой.

Ирина Александровна, ЖКХ достаточно консервативная сфера, есть затраты, расходы, платежки для потребителей. Есть ли там какие-то новые задачи для информационных технологий?

Жилищно-коммунальная сфера – это взаимодействие нескольких разных по интенсивности развития отраслей. Есть отрасли более консервативные, есть те, которые достаточно интенсивно развиваются и предлагают на рынок новые продукты. Например, энергетика. В энергетике сегодня одних только тарифов множество – дневные, ночные, социальные, зонные и это еще не все. Количество тарифов будет продолжать расти. Для того чтобы управлять ими, точно считать не обойтись без применения новых информационных технологий.

Сегодня IT затронули все сферы ЖКХ, это и планирование развития сетей, это ГЕО информационные системы, системы расчета, оповещения населения, фиксация качества услуг, уже и голосование при выборе способов управления где-то проводится в удаленном доступе.

Вовлечение технологий в систему управления ЖКХ позволит все более открывать информацию для собственников и нанимателей жилья. А это в свою очередь привлечет их не к номинальному, как сейчас, а к реальному управлению своей собственностью, а значит и усилит их спрос с тех, кто предоставляет различные услуги по управлению.

Но внедрение таких технологий сделает отрасль и более открытой. А нужна ли открытость информации для тех, кто работает в отраслях, ведь чем меньше знает население, тем проще работать тем же управляющим компаниям, ресурсникам?

Вы правы, не все хотят этой открытости. Поэтому так тяжело идет выполнение поручений Президента России и Председателя Правительства об открытости информации. Но так долго продолжаться не может. Ведь сегодня, куда не посмотри ЖКХ самая болевая точка, влияющая на социальную напряженность в обществе. А кто выиграет, если люди выйдут на улицу? Никто.

И в открытости информации, в вовлечении собственников в управление своей собственностью должны быть заинтересованы все и власть и бизнес.

Власть, чтобы не было напряжения. Бизнес, чтобы развиваться. Только временщики могут думать, что бесконечно можно морочить людям голову. Люди постепенно, но начинают разбираться, что к чему, становятся более осведомленными и грамотными в вопросах управления своей собственностью.

Читайте также:  В Липецке обучают председателей советов многоквартирных домов

Мы придем к тому состоянию, когда собственник будет выбирать, с кем работать, кому доверить управление собственностью. На этом рынке хотим мы или не хотим, а конкуренция будет развиваться и выиграет тот, кто уже сегодня готовится к этому.

Но пока у людей практически нет выбора. Ресурсники, как правило, монополисты, УК информационно закрыты. У нас нет ни одного регионального портала, где можно увидеть полную информацию по всем УК, результатам их деятельности, оценить их и выбрать.

Не все и не везде принимают новое. Например, приборный учет, с каким скрипом решается этот вопрос, на какие только ухищрения не идут. Но грамотные компании понимают, что этот путь неизбежен, и никакая хитроумность не сможет устоять, кто этого не понимает, проиграют в конкурентной борьбе.

Информационные технологии нужны УК и ТСЖ – для планирования и анализа работы, оптимизация расходов, планирования ремонтных работ, улучшения в целом ситуации в бизнесе.

Не может нормально развиваться УК без анализа работ, затрат, расходования материалов, рабочего времени. А это, невозможно сделать, без применения современных технологий. А дойти до каждого потребителя, чтобы донести информацию о себе, разве в этом не интерес нормальных, нацеленных на долговременную работу компаний.

Государство должно быть также заинтересовано в развитие технологий в ЖКХ, в открытости и в получении более точной информации, чтобы заниматься планированием, прогнозированием, принятием решений.

Вот, например, всколыхнувший недавно многие регионы рост тарифов. Надо понимать, что произошел он не потому, что там вредители сидят, а потому, что, во многом это объективный процесс, а с другой стороны не были к этому готовы не властные структуры, ни люди. Он не должен был случиться как обвал, его можно было спрогнозировать. Объем потребления ресурсов подрегулировать невозможно, но его надо видеть и анализировать и выстраивать прогноз, не только в рамках одного региона, но и в стране в целом. Применение информационных технологий поможет увидеть, как и где изменяются объемы потребления и спланировать действия по их оптимизации. Провести разъяснительную работу среди населения, принять правильные решения.

Сегодня нередко возникают такие ситуации, когда потребление не увеличилось, а потребитель получает платежку, где сумма в разы превышает предыдущую. И опять напряженность возникает, растет недовольство властью.

Это чаще происходит не из-за желания навредить, а из-за человеческого разгильдяйства, как говориться человеческий фактор. Если у гражданина вырос платеж, больше чем был, а потребление не выросло, то при использовании современных технологий оператор должен это увидеть. И тогда такая платежка просто не появиться. В ЖКХ изменилось многое, усложнилась ситуация для работающих в этой сфере, увеличилось количество тарифов, нормативов потребления, выросло количество услуг, и в этой ситуации работа экономистов не может осуществляться без применения современных программных продуктов.

Безусловно, то о чем я говорю, не может быть реализовано моментально, но чем раньше мы начнем это делать в полном объеме и масштабе, тем цивилизованнее станет рынок ЖКХ, тем быстрее почувствую результаты и потребители и бизнес и государство.

Одной из тем на конференции будет обсуждение необходимости внедрения Государственной Информационной Системы Жилищно-Коммунального Хозяйства Российской Федерации («ГИС ЖКХ РФ»). Расскажите, о чем идет речь.

Действительно сегодня в Государственную Думу внесен Закон о ГИС ЖКХ. Он задуман как попытка объять все информационные потоки, которые есть в ЖКХ, оптимизировать их. Ведь сегодня разные организации, работающие в отрасли, вынуждены заполнять массу информационных запросов, которые, нередко, дублируют друг друга по содержанию, но отличаются по форме. Чтобы ответить на все эти запросы, надо содержать специального сотрудника, а это издержки, которые, так или иначе, ложатся на потребителя. Нужна система, которая позволит один раз ввести информацию, а потом ее будут разбирать по необходимости. Система должна работать на всех, нуждающихся в этой информации. Каждый вводит свою информацию, каждый берет нужную.

ГИС ЖКХ должна быть связана информационно с ГИС ТЭП (территориальное планирование), с Электронным правительством, с другими системами (ГИС Энероэффективность, ГИС ТЭК и др.).

Мы должны прийти к созданию единого свода всех информационных баз и взаимному обмену между ними. Без этого невозможно развитие и не только ЖКХ.

Вы возлагаете большие надежды на Конференцию?

Надеюсь на конструктивный разговор профессионалов, даже скорее начало разговора. Мы думаем, что конференция должна стать постоянной площадкой для обсуждения и выработки предложений по совершенствованию законодательства, принятию решений на государственном уровне.

Госдума проводит подготовку к повышению прозрачности рынка ЖКХ

Сфера ЖКХ станет более открытой и прозрачной после обновления законодательства в этой отрасли, считает заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев.

Москва. 23 сентября. INTERFAX.RU – Сфера ЖКХ станет более открытой и прозрачной после обновления законодательства в этой отрасли, считает заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев.

“Все законы, которые касаются сферы ЖКХ, направлены на воспитание собственников жилья, открытость сферы и установление понятных правил игры для всех участников рынка”, – заявил Качкаев на пресс-конференции в центральном офисе “Интерфакса” во вторник.

Среди принятых минувшей весной правовых актов он выделил закон о лицензировании управляющих компаний. Он отметил при этом, что значительная роль в процессе лицензирования отводится общественным организациям и собственникам. “Например, чтобы получить лицензию, УК должна пройти комиссию, которая минимум на треть должна состоять из представителей общественных организаций. Собственники могут сделать официальное обращение и пожаловаться на управляющую компанию с тем, чтобы отказаться от её услуг. Чтобы изъять лицензию, достаточно исключить из реестра 15% обслуживаемых домов. Но лишение лицензий происходит только через суд, также как и изъятие домов из перечня. Мы старались сделать данную процедуру максимально прозрачной”, – подчеркнул Качкаев.

Из уже рассмотренных этой осенью Госдумой в первом чтении депутат отдельно отметил законопроект о создании условий для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины в отрасли ЖКХ. Он напомнил, что сейчас взаимные долги в сфере ЖКХ составляют 600-670 млрд рублей, что составляет 20% от годового оборота всей сферы.

“Для злостных неплательщиков, у которых сроки по долгам превысят 90 дней предусмотрено увеличение штрафных санкций за каждый день просрочки почти в 2 раза, с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, а также в судебном порядке может быть наложено ограничение на распоряжение недвижимостью”, – пояснил Качкаев.

Помимо этого, по его словам, законопроект предусматривает переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Управляющие же организации будут отвечать только за предоставление жилищных услуг, что позволит защитить их от банкротства. В то же время повышена ответственность УК и РСО за правильность предоставления расчетов в размере 15% от ошибочно начисленных платежей.

Парламентарий также отметил, что законопроект упрощает процедуру проведения общих собраний жильцов дома. Инициативная группа из нескольких человек может поставить вопрос на голосование. При этом не обязательно физическое присутствие жильцов на общем собрании. “Достаточно заочного голосования с использованием почтовой, телеграфной или иной связи, в том числе электронной, которая обеспечивает аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение. Это позволит избежать фальсификаций, которые часто имеют место при очной системе голосования на общих собраниях жильцов МКД”, – отметил Качкаев.

Говоря о ближайших планах, он сообщил, что будет рассматриваться законопроект о создании государственной информационной системы ЖКХ, которая появится в 2016 году. “У каждого будет личный кабинет, где можно получить актуальную информацию о тарифах, состоянии платежей, данные о взносах на капремонт”, – рассказал депутат.

В свою очередь, заместитель председателя Общественного совета при министерстве строительства и ЖКХ РФ, исполнительный директор НП “Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева на том же брифинге сообщила, что в настоящее время в 79 регионах РФ созданы центры общественного контроля в сфере ЖКХ. За текущий квартал 2014 года в общественные приемные центров поступило уже 30 тысяч обращений – столько же, сколько за весь прошлый год, отметила она.

Разворотнева констатировала при этом рост вопросов и обращений, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по новым правилам и снижение обращений граждан по вопросам начисления тарифов.

Цифровизация ЖКХ как стратегическое планирование его развития

Внедрение информационных технологий в сферу ЖКХ — вопрос уже давно назревший. Выгоды очевидны: это и повышение качества управления городским хозяйством, и улучшение работы предприятий отрасли, и снижение затрат. Наконец, это обеспечение нормальных сервисов для граждан. Обо всех этих плюсах, о стоящих задачах, интересных проектах, возникающих проблемах и способах их решения мы попросили рассказать эксперта в области информационных технологий, директора блока организационного развития и технологий компании ОТР Алексея Игоревича КУЛЕШОВА .

— Алексей Игоревич , насколько востребованы информационные технологии в такой сфере, как ЖКХ?

— Общий тренд на цифровизацию затрагивает в большей или меньшей степени все отрасли экономики, так что сфера ЖКХ не исключение. Информационные технологии могут обеспечить высокую безопасность, слаженную работу всех городских служб, и, что важнее, ИТ-решения помогают сокращать издержки.

Имеет смысл говорить скорее не о востребованности информационных технологий в общем, а о цифровизации отрасли ЖКХ в рамках стратегического планирования ее развития. Именно цифровизация, то есть применение инновационных, ранее отсутствовавших технологий для повышения эффективности работы, качества принимаемых решений, в том числе для повышения эффективности ранее выполненной автоматизации, является трендом, определяющим устойчивое опережающее развитие отрасли ЖКХ.

Можно выделить несколько ключевых задач цифровизации отрасли ЖКХ. Это, во-первых, повышение эффективности процессов управления — снижение потерь, снижение косвенных и накладных расходов в тарифах и прочее. Во-вторых, снижение объема дебиторской задолженности в отрасли и возникающей в результате нее дополнительной финансовой нагрузки на бизнес. В-третьих, обеспечение прозрачности отрасли для общественного контроля и регулирования. В-четвертых, повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг за счет создания элементов рыночной конкуренции в отрасли и, как следствие, снижение тарифов. Кроме того, это создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие отрасли и, наконец, формирование базы полных, достоверных и актуальных данных в сфере ЖКХ — о состоянии жилищного фонда, об объемах и качестве оказываемых услуг и потреблении энергоресурсов, о потребителях ЖКУ.

Читайте также:  Как стать председателем правления ТСЖ обязанности и полномочия

— Какие проекты в этом секторе сегодня наиболее интересны и перспективны?

— К настоящему моменту реализовано множество интересных региональных и муниципальных решений в области повышения качества и эффективности деятельности организаций в сфере ЖКХ. Также в суботраслевых сегментах создано много примеров цифровых пользовательских сервисов со стороны управляющих компаний, расчетных центров, не говоря уже про ресурсоснабжающие организации, многие из которых являются крупными игроками рынка, активно развивающими собственные ИТ-платформы и сервисы: мобильные кабинеты, программные роботы для клиентских коммуникаций и прочее. В то же время ключевыми вызовами, стоящими в настоящее время в этой области, по-прежнему остаются низкое качество и разобщенность данных в сфере ЖКХ, отсутствие общей онтологии описания данных и модели данных, включая определение эталонных источников. Удручает и лоскутно-фрагментарный характер автоматизации отрасли. Даже успешно реализованные региональные и муниципальные решения имеют в настоящее время низкий потенциал тиражирования, а создававшаяся в качестве цементирующей отраслевой государственной информационной системы ГИС ЖКХ не в состоянии решить задачу автоматизации и централизации информационных потоков ввиду неустранимых «врожденных» проблем.

— Как цифровые технологии позволят повысить качество и эффективность работы предприятий и организаций отрасли ЖКХ?

— Если рассуждать глобально, то на основе открытых цифровых платформ можно построить комплексную архитектуру цифровой экосистемы ЖКХ. Конкретные прикладные технологии применяются для автоматизации разных функций: прогнозирования и моделирования, учета потребленных ресурсов, начисления за услуги и приема платежей, управления документами и тому подобного. В целом в сфере ЖКХ применим достаточно широкий технологический стек. Например, умные ПУ — приборы учета и датчики, подключенные посредством каналов передачи информации к системам мониторинга, могут автоматически снимать показания и передавать их в информационные системы, в которых на основе полученных данных происходит начисление платы за коммунальные услуги.

Роботизация процессов позволяет автоматизировать рутинный процесс приема платежей с помощью цифровых программных роботов — через мобильное приложение или онлайн-кассу.

Технологии искусственного интеллекта внедряются для повышения эффективности мониторинга и управления объектами инфраструктуры. ИИ позволит перейти на модель гибкой подачи коммунальных ресурсов — автоматизировать управление мощностью их подачи в зависимости от различных переменных факторов, с учетом пользовательских сценариев.

Еще одна технология — создание «цифровых двойников» объектов коммунальной инфраструктуры, «обученных» на исторических данных и соединенных с умными датчиками, установленными на самих объектах. Новая цифровая реальность позволит незамедлительно выявлять аварии и предаварийные ситуации, определять, какие объекты инфраструктуры требуют ремонта. Это облегчает учет и прогнозирование ремонта и замены участков сетей теплоснабжения, планирование инвестиционных и производственных программ.

В дальнейшем мы можем ожидать создание так называемой цифровой диспетчерской, интегрированной с системами аварийно-диспетчерских служб, службами ГО и ЧС, — произойдет частичная автоматизация коммуникации с населением.

— Существуют ли уже отечественные цифровые платформы управления, которые объединяют информационные потоки от различных городских инфраструктур?

— Наиболее масштабный проект, который призван был стать отраслевой интегрирующей цифровой платформой, — это, конечно, Государственная информационная система ЖКХ. Однако в силу наличия в системе очевидных функциональных недоработок и технологических просчетов ГИС ЖКХ так и не стала полноценной, интегрирующей отрасль площадкой.

На региональном и муниципальном уровнях существует множество успешно внедренных комплексных платформенных решений в области ЖКХ, реализующих требования стандарта «Умный город», включающих паспортизацию и контроль жизненного цикла объектов жилого фонда, учет потребления ресурсов и контроль состояния объектов инфраструктуры, автоматизацию и контроль деятельности управляющих компаний по управлению жилым фондом, централизацию диспетчерской функции, автоматизацию управления капитальным ремонтом, централизацию функций начисления платежей и работы с потребителями и прочее.

Одно из таких решений — это, например, цифровая платформа РИАС ЖКХ, внедренная в Ульяновской, Владимирской, Кировской и еще нескольких областях. Это фактически цифровой двойник города, система, в которой помимо картографических данных хранится информация из биллинговых систем РИЦ и УК, данные о потреблении ресурсов из систем диспетчеризации, история обращений и жалоб граждан. РИАС ЖКХ позволяет контролировать жизненный цикл объектов жилищного фонда. Помимо РИАС ЖКХ можно вспомнить и интеллектуальную систему диспетчеризации «АИС Город. Приборный учет», которая обеспечивает эффективный контроль потребления энергоресурсов с помощью интеллектуального учета и автоматизированного дистанционного управления. АИС ПУ внедрена в Ульяновске , Димитровграде , Самаре и имеет потенциал к масштабированию.

— Застройщики, управляющие компании, ТСЖ заинтересованы в цифровизации сферы ЖКХ?

— Каждому из стейкхолдеров цифровизация ЖКХ будет по-своему выгодна. Основная задача участников экосистемы ЖКХ — обеспечение безопасного и комфортного проживания, поэтому внедрение современных технологий, способствующих формированию удобной среды, на руку всем.

Государственная власть заинтересована в росте эффективности за счет внедрения цифровых технологий: повышение прозрачности и достоверности данных в отрасли ЖКХ, возможность получения систематизированных по различным признакам данных облегчат принятие управленческих решений на всех уровнях.

Для ТСЖ цифровизация ЖКХ — облегчение ведения управленческой отчетности и уменьшение количества обязательной отчетности за счет автоматизации ряда процессов. Кроме того, цифровые технологии — появление электронной формы обращений, онлайн-голосований — упрощают взаимодействие граждан и ТСЖ, увеличивают степень участия жильцов в вопросах улучшения качества ЖКУ.

Для управляющих компаний использование цифровых технологий — конкурентное преимущество. Сейчас имеет место тенденция к консолидации рынка управления многоквартирными домами. Мелкие и консервативные УК уходят с рынка, все большую долю занимают крупные, которые работают в нескольких регионах под единым брендом. Они не только занимаются агрегацией и транзакционным обслуживанием коммунальных платежей, а готовы предложить широкий спектр дополнительных услуг для жителей. За счет масштабирования управленческих и технологических решений цифровые УК повышают эффективность операционной деятельности и рентабельность, оптимизируют процессы.

— Что дает внедрение информационных технологий в ЖКХ непосредственно жителям муниципальных образований?

— Благодаря внедрению современных информационных технологий рынок ЖКХ постепенно становится более прозрачным, понятным населению. Большая прозрачность, в свою очередь, способствует росту доверия к государству за счет удобных интерфейсов взаимодействия. Цифровые платформы позволяют вовлекать граждан в процедуры оценки и управления. Цифровизация сферы ЖКХ — это в перспективе, например, внедрение возможности проводить общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах не очно, а посредством электронного голосования.

Цифровизация обеспечивает жителям полную прозрачность и правильность начисления платы. Это достигается за счет нескольких факторов: повышения точности учета потребления на основе технологий IoT , интеграции информационных систем разного уровня, роста эффективности горизонтальных и вертикальных коммуникаций между участниками рынка за счет открытой архитектуры и API.

Это очевидно на банальном примере умных счетчиков. Система их работы проста и большинству известна: умные счетчики сами снимают показания и автоматически передают их в информационные
системы для формирования начислений. При этом при стопроцентном оборудовании многоквартирного дома приборами учета и обеспечении синхронизированного снятия показаний всех приборов учета сразу кратно снижается плата за пресловутый ОДН. Расчет платы за коммунальные услуги на основе фактических — не среднемесячных или нормативных — данных
гарантирует жителю, что он оплачивает только свое потребление.
Таким образом, умные счетчики дают жителям, во-первых, уверенность в правильности начислений за ЖКУ и, во-вторых, снимают с них необходимость ежемесячно передавать показания. Фактически при такой системе сводится к минимуму человеческий фактор. А четкое понимание своего потребления влечет за собой и возникновение у жителей стимула к энергосбережению — это, кстати, также весьма больная тема для ЖКХ.

По оценкам аналитического агентства, устройства IoT позволят потребителям в России сэкономить до четырех процентов от средней заработной платы в месяц. Этот эффект будет достигнут за счет контроля за потреблением коммунальных услуг, сокращения времени и затрат на уборку помещения, предотвращения крупных потерь, связанных с протечками, авариями и прочим.

— Насколько трудно внедряются новые технологии в ЖКХ и почему это происходит?

— Безусловно, существуют определенные проблемы, из-за которых внедрение передовых решений происходит не так быстро, как хотелось бы. Это, например, отсутствие технологических стандартов, несистемная разработка ИТ-систем ЖКХ на региональном и муниципальном уровнях. Нормативная база в области ЖКХ в существенной части неполна, неустойчива и подвержена частым изменениям, регулирование в области цифровизации почти полностью отсутствует. В совокупности это создает достаточно высокие барьеры входа для независимых разработчиков, производителей ПО, технологий и оборудования IoT , которые могли бы способствовать дальнейшему развитию современных технологий применительно к отрасли ЖКХ.

Еще более актуален для отрасли вопрос финансирования: отсутствуют механизмы привлечения инвестиций в область цифровизации ЖКХ, в том числе со стороны субъектов рынка.

Разобщенность региональных практик реализации проектов ведет к дублированию затрат по регионам, к отсутствию механизмов агрегации информации, к ситуации, когда даже в рамках одного региона развитие сервисов может быть очень сильно дифференцировано. Существующие цифровые сервисы, в том числе и внедряемые в рамках концепции «Умный город», связаны устаревшими регламентами и не имеют инструментов интеграции.

Если не заниматься решением существующих проблем, то эффективное управление набором разрозненных систем будет невозможно, а интеграция и агрегация информации из них станут чрезвычайно дорогой задачей. Необходимо систематизировать процессы жизненного цикла разработки информационных систем в области ЖКХ, создавать инструменты агрегации информации, координировать проекты вокруг единого правового поля.

Повышение открытости и прозрачности сферы ЖКХ путем внедрения государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства

«Повышение открытости и прозрачности сферы ЖКХ путем внедрения государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства»

Читайте также:  ЮМОР Как правильно использовать ведро при протечке

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ, система) создается Минкомсвязью России совместно с Минстроем России и ФГУП «Почта России» (Оператор ГИС ЖКХ) в соответствии с принятыми Федеральными законами от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

ГИС ЖКХ представляет собой единый информационный ресурс (dom.gosuslugi.ru) в сфере ЖКХ. Система состоит из открытой части, где размещена общедоступная информация, и закрытой части (личные кабинеты граждан, органов власти и участников рынка ЖКХ).

Ключевым принципом работы ГИС ЖКХ является экономическая мотивация участников рынка ЖКХ к размещению информации в системе своевременно и в полном объеме. В этих целях в жилищное законодательство введена норма, предусматривающая возможность не платить за оказанные жилищно-коммунальные услуги до размещения в системе информации о начислениях за ЖКУ с соответствующими расчётами.

Данная система позволит гражданам получать полную и актуальную информацию об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о выполняемых работах по дому, в том числе по капитальному ремонту, и оказываемых услугах, о начислениях за ЖКУ, а органам власти принимать взвешенные управленческие решения на основе аналитической информации, содержащейся в системе, по всей территории страны в режиме реального времени.

В ГИС ЖКХ граждане смогут голосовать в электронной форме по вопросам управления домом, определять рейтинги управляющих организаций, направлять обращения в организации и контролирующие органы, вносить показания приборов учета и осуществлять оплату по выставленным платежным документам, а также заключать договоры, в том числе на управление многоквартирным домом и оказание коммунальных услуг.

В системе предусмотрена возможность работать в бесплатном круглосуточном доступе со всеми нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ГИС ЖКХ предусматриваются форум, размещение новостей и иной полезной информации в сфере ЖКХ, реестры организаций сферы ЖКХ, зарегистрированных в системе, с отображением их местонахождения и обслуживаемых домов на карте, реестры объектов жилищного фонда, реестры лицензий управляющих организаций, реестры проверок, а также формирование аналитической отчетности как в разрезе отдельных регионов и муниципальных образований, так и участников рынка ЖКХ.

В систему поступает информация из государственных информационных ресурсов, ведутся единые справочники и классификаторы, которые позволят организациям размещать в системе унифицированную информацию в структурированном виде.

ЖКХ станет удобным инструментом для управляющих и ресурсоснабжающих организаций в их работе. Система построена на принципах однократности размещения информации в системе организациями сферы ЖКХ и многократности ее использования. Предполагается перевести формирование отчётности таких организаций в автоматический режим в электронной форме, значительно упростить процесс их взаимодействия с органами власти.

Также управляющие и ресурсоснабжающие организации смогут принимать в системе показания приборов учета оказанных коммунальных услуг, выставлять платежные документы и контролировать состояние расчетов, заключать в системе договоры как между собой, так и с собственниками, работать с обращениями граждан, а также самим направлять обращения в контролирующие органы.

В целях внедрения механизмов общественного контроля в системе предусматривается возможность сравнения стоимости работ и услуг организаций в сфере ЖКХ, ознакомления с результатами проверок контролирующих органов, контроля выполнения программ капитального ремонта, переселения из аварийного жилья, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Справка о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ, система)— единая федеральная централизованная информационная система в сфере жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru).

ГИС ЖКХ создается Минкомсвязью России совместно с Минстроем России и ФГУП «Почта России» (Оператор ГИС ЖКХ) в соответствии с принятыми Федеральными законами от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Цель создания ГИС ЖКХ заключается в том, чтобы вместо многочисленных сайтов с разрозненной информацией появился полноценный единый информационный ресурс в сфере ЖКХ.

Для граждан использование ГИС ЖКХ осуществляется исключительно в добровольном порядке; для участников рынка ЖКХ (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации)– размещение информации в ГИС ЖКХ является обязательным. За не размещение информации или нарушение порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ, предусмотрена административная ответственность.

Также в законодательство введена норма о праве граждан не оплачивать жилищно-коммунальные услуги до размещения указанными организациями в системе информации о начислениях за ЖКУ с соответствующими расчётами в полном объеме, что создает экономическую мотивацию к исполнению участниками рынка своих обязанностей.

Организации могут размещать информацию как напрямую в личном кабинете, так и через иные информационные системы посредством интеграции с ГИС ЖКХ.

Функциональные возможности ГИС ЖКХ

Система состоит из открытой части, где размещена общедоступная информация, и закрытой части (личные кабинеты граждан, органов власти и управляющих компаний, кооперативов, товариществ собственников жилья и ресурсоснабжающих организаций).

На портале ГИС ЖКХ возможно ознакомиться с новостями в сфере ЖКХ, принимать участие в обсуждении вопросов на форуме, посмотреть реестр организаций сферы ЖКХ, зарегистрированных в системе, с отображением их местонахождения и обслуживаемых домов на карте, реестр объектов жилищного фонда, реестр лицензий управляющих организаций, реестр проверок, а также получить бесплатный круглосуточный доступ ко всем федеральным и региональным нормативным правовым актам.

В систему поступает информация из государственных информационных ресурсов, ведутся единые справочники и классификаторы, которые позволяют организациям размещать в системе унифицированную информацию в структурированном виде.

Для граждан:

— Получение полной и актуальной информации об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о выполняемых ими работах по дому, об оказываемых услугах, об их стоимости и о начислениях за жилищно-коммунальные услуги;

— осуществление контроля качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг;

— участие в электронном голосовании по вопросам управления домом;

— определение рейтинга управляющих организаций;

— направление обращений в организации и контролирующие органы;

— внесение показаний приборов учета и оплата по выставленным платежным документам и получение информации о проведении такой оплаты;

— заключение в электронной форме договоров, в том числе на управление многоквартирным домом и оказание коммунальных услуг;

— получение информации об организациях, осуществляющих прием платы за ЖКУ;

— контроль выполнения программ по капитальному ремонту, по переселению из аварийного жилья, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Для управляющих и ресурсоснабжающих организаций:

— переход на однократный ввод информации о своей деятельности и формирование отчётности в автоматическом режиме;

— прием показаний приборов учета и выставление платежных документов;

— присвоение единых лицевых счетов, унифицирующих идентификацию помещений потребителей ЖКУ;

— заключение договоров, в том числе на управление многоквартирным домом, оказание коммунальных услуг;

— возможность работать с обращениями граждан, а также самим направлять обращения в контролирующие органы;

Для органов власти:

— получение аналитической информации по всей территории страны в режиме реального времени;

— возможность выявления нарушений в сфере ЖКХ;

Создание государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)

21 июля 2014 года приняты Федеральные законы № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Приняты следующие приказы:

— 30 декабря 2014 года Минкомсвязью России и Минстроем России принят совместный приказ № 504/934/пр «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».

— 23 марта 2015 года Минкомсвязью России и Минстроем России приняты совместные приказы:

— № 85/200/пр «Об утверждении функциональных требований к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

— № 86/201/пр «Об утверждении порядка хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в государственной̆ информационной̆ системе жилищно-коммунального хозяйства»;

— № 87/202/пр «Об утверждении требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, в том числе требований к ее архитектуре»;

— № 88/203/пр «Об утверждении форматов электронных документов, размещаемых в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

— № 89/204/пр «Об утверждении Порядка взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с иными информационными системами, а также единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства».

С 1 мая 2015 года в системе ведутся органами государственного жилищного надзора реестры лицензий управляющих компаний.

С 1 мая 2015 года Минстроем России ведется реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций.

С 1 августа 2015 года управляющие организации в системе размещают информацию о многоквартирных домах, которая содержит адрес дома и договор управления многоквартирным домом.

С 1 июля 2016 года – размещение информации управляющими и ресурсоснабжающими организациями, органами власти в полном объеме, предусмотренном законодательством РФ.

С 1 января 2017 года вступает в силу норма закона о том, что в случае, если в ГИС ЖКХ не будет размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги, либо размещена информация, которая не соответствует платежному документу, представленному потребителю на бумажном носителе, платежный документ считается не представленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в связи с чем гражданин будет вправе не оплачивать жилищно-коммунальные услуги.

Ссылки

1. http://dom.gosuslugi.ru– Официальный сайт ГИС ЖКХ

2. http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/355/— Государственная информационная система ЖКХ («ГИС ЖКХ»)

3. http://dom.gosuslugi.ru/#/legislation— Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Ссылка на основную публикацию