Пять распространенных нарушений закона в ЖКХ

Актуальные нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Дата публикации: 01.06.2018 2018-06-01

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Разумеева Т. Ю. Актуальные нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 250-252. — URL https://moluch.ru/archive/208/50941/ (дата обращения: 03.02.2020).

Тема жилищно-коммунального хозяйства является актуальной и злободневной в России. Это обусловлено в первую очередь тем, что данная сфера имеет непосредственное отношение к подавляющему большинству граждан нашей страны. Несмотря на систематическое законодательное совершенствование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на сегодняшний день сохраняют свою актуальность типичные нарушения законодательства в данной сфере отношений.

Вопросы нарушения законодательства в сфере ЖКХ занимают одно из лидирующих мест в числе обращений граждан в органы прокуратуры, в адрес уполномоченного по правам человека, а также главных федеральных инспекторов субъектов РФ. По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2017 году органами прокуратуры выявлено 303 389 нарушений в сфере ЖКХ (2016–348 243), к дисциплинарной ответственности привлечено 57 767 лиц (2016–55 833) [2]. Несмотря на незначительное снижение показателя выявленных нарушений, надзор за исполнением законодательства в сфере ЖКХ является одним из приоритетных в органах прокуратуры.

В данной статье рассматриваются нарушения законодательства в сфере ЖКХ, совершаемые организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.

Наиболее часто встречающимися нарушениями со стороны управляющих организаций являются следующие.

Неправомерное увеличение платы за жилищно-коммунальные услуги, предпосылкой которого зачастую является завышение площади помещений собственников при расчете платы, а также злоупотребление со стороны работников организаций с целью извлечения прибыли. При поступлении обращения с подобными вопросами органами прокуратуры проводится проверка и, в случае выявления нарушений законодательства, принимаются меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений и восстановление прав граждан. В большинстве случаев для устранения нарушений достаточно внесения представления в адрес управляющей организации, результатом рассмотрения которого является перерасчет платы за ЖКУ.

Среди организаций коммунального комплекса наиболее «популярно» противоправное поведение управляющих организаций, связанное с выведением денежных средств, поступивших от потребителей за жилищно-коммунальные услуги, со счетов управляющих компаний на счета других лиц. Как правило, руководители управляющих организаций переводят денежные средства со счетов организации на свой личный банковский счет, банковские счета своих родственников, а также счета иных физических и юридических лиц. Встречаются и более сложные схемы вывода денежных средств со счета организации, например, когда денежные средства выплачиваются организации-подрядчику за невыполненные работы или за часть невыполненных работ, или переводятся на счет другой организации путем создания видимости задолженности перед ней с последующим признанием иска в суде с целью вывести деньги со счетов управляющей компании. В данной ситуации ущерб причиняется потребителям, сотрудникам управляющей организации, которым не выплачивается заработная плата, ресурсоснабжающим организациям, в которые не поступает плата за предоставленные энергоресурсы. В данных ситуациях в качестве предупреждения преступности можно рассматривать заключение договора с ресурсоснабжающей организацией об оплате коммунальных услуг потребителями напрямую на ее счет.

Возможны случаи, когда сотрудники управляющих организаций незаконно удерживают поступившие от собственников денежные средства за коммунальные ресурсы и содержание жилья, в дальнейшем расходуя их по своему усмотрению, но в пределах договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме. При данных обстоятельствах нарушаются условия договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также положения закона, регламентирующие правила оказания коммунальных услуг. Кроме того, теоретически в действиях руководства управляющих организаций усматриваются признаки преступления, предусмотренного статьей 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), однако это трудно доказуемо, поскольку денежные средства расходуются в интересах потребителей коммунальных услуг.

Не менее актуальной является проблема наращивания организациями, занятыми в жилищно-коммунальной сфере, задолженности перед поставщиками энергоресурсов. Нередки случаи, когда ресурсоснабжающая организация ограничивает подачу энергоресурсов в многоквартирные дома, от чего в конечном итоге страдают добросовестные потребители.

В целях недопущения подобных фактов необходимо своевременно устанавливать причины роста задолженности коммунальных организаций и требовать их устранения. В большинстве случаев таковыми являются ненадлежащая организация производственной деятельности предприятий, неэффективное использование материальных ресурсов, а также непроведение должной претензионно-исковой работы с потребителями. Однако указанные упущения, если они не сопряжены с неправомерным распоряжением денежными средствами и имуществом организаций, лежат в плоскости их финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем возникает проблема определения пределов прокурорского вмешательства [1].

Часто встречающимся нарушением в деятельности управляющих организаций является непредоставление коммунальных услуг или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества. В подобных случаях гражданам необходимо информировать организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, а в случае бездействия последней, обращаться в органы государственного жилищного надзора, а также в прокуратуру. Кроме того, в соответствии с п. 110 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель может сам составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом. Выполнение этих действий в дальнейшем поможет гражданину доказать факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также произвести перерасчет.

Еще одним типичным нарушением со стороны организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, можно назвать нарушение стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731. Данное нарушение является серьезным и влечет привлечение управляющей организации к административной ответственности, а в случае систематического нарушения — аннулирование лицензии.

Таким образом, несмотря на постоянное законодательное совершенствование сферы жилищно-коммунального хозяйства, в настоящее время существует ряд проблем, затрагивающих права и законные интересы собственников помещений, что может создавать угрозу стабильности общества. В связи с изложенным, сфера жилищно-коммунального хозяйства требует от органов прокуратуры особого внимания и усилия, а также ставит перед прокуратурой новые задачи в укреплении законности.

Жилищный Консультант

Ваш надежный помощник в жилищных вопросах

Нарушения в ЖКХ со стороны управляющих компаний и ТСЖ

Содержание статьи:

Введение

ЖКХ или жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой службу, которая обеспечивает снабжение населения энергоресурсами, такими, как газ, свет, вода, тепло и оказывает услуги по вывозу мусора, обустройству канализации, капитальному ремонту жилого здания. Благодаря данной организации жилые и коммерческие постройки эксплуатируются в полной мере и с должным уровнем комфорта.

Ресурсы и услуги предоставляются за определенную плату. В перечень оплачиваемых услуг включаются:

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

+7 (800) 550-38-47 – Вся Россия

+7 (499) 553-09-05 – Москва

+7 (812) 448-61-02 – Санкт-Петербург

Позвоните и решите вашу проблему прямо сейчас – это быстро и бесплатно!

  • коммунальные услуги (газификация, энергоснабжение, водоснабжение, отопление; канализация, вывоз мусора);
  • содержание и ремонт жилища.

Размер оплаты определяется ежемесячно, исходя из двух параметров: установленного тарифа (стоимости единицы ресурса) и потребленного за месяц объема. Для определения объема также используются два способа: при помощи счетчика, по среднепотребляемой норме.

В счетчике фиксируется точный объем использованного ресурса, а средний показатель устанавливается в специальном для каждого региона законодательном акте.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Полученная при исчислении сумма вносится в квитанцию на оплату и документ также ежемесячно направляется гражданам по почте с указанием порядка и формы внесения денежных средств, что является обязанностью организаций, оказывающих услуги ЖКХ.

Достаточно часто граждане сталкиваются с нарушениями, которые допускает ЖКХ. В список таковых входят и неточности при подсчете площадей, ошибки в расчетах и перерасчетах, нарушение норм законы и другие виды недочетов.

Нарушения в проведении общих собраний

Некоторые нарушения могут быть обнаружены гражданами без назначения и проведения какой-либо проверки деятельности управляющей компании или ТСЖ. Достаточно изучить имеющиеся на руках документы и полученные сведения.

Первым и существенным нарушением является проведение общедомовых собраний многоквартирных домов по инициативе исполнителя, то есть ТСЖ или УК. Такие действия противоречат содержанию ст. 45 ЖК РФ, где указанно, что порядок проведения ежегодных общедомовых собраний регулируется владельцами квартиры, а инициировать внеочередную встречу имеет право лишь один из владельцев жилого помещения. О представителе компании в свою очередь, речи не идет.

Следующим видом нарушений является несоблюдение правил определения общей площади дома и соответственно, размера отдельных комнат. Достаточно распространены случаи, когда общая площадь всего строения существенно занижается засчет того, что в ее состав не включатся некоторые виды помещений, к примеру, нежилые. Такая хитрость позволяет повысить процент «участия в общедомовых собраниях» и, соответственно, увеличить количество проголосовавших граждан за предложенное решение. Выявить такое нарушение можно, путем ознакомления с протоколами общих собраний жителей дома и других источников (например, техпаспорта здания), произвести сравнение и направить жалобу в прокуратуру для проведения полной проверки.

Вынесение на повестку дня при проведении собрания владельцев вопросов, которые не относятся к компетенции данного органа, также является нарушением, что противоречит положениям Жилищного кодекса РФ. К таким вопросам могут относиться, к примеру, установка нормативов потребления ресурсов, а также перераспределения поступившей оплаты.

Все решения, принятые по указанным вопросам, законной силы не имеют, потому что начисление платежей происходит автоматически, а оплата поступает на специально выделенные для каждого вида услуг лицевые счета и никаких корректировок и перераспределений не допускается.

Начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги

Значительные нарушения ЖКХ наблюдаются при исчислении платежей за содержание жилого помещения и его ремонта. Можно выделить такие, как отсутствие решения владельцев недвижимости о сумме оплаты, использования тарификации, которые установили органы местного управления, несмотря на то, что данные показатели могут применяться лишь в исключительных случаях, а не относиться ко всем категориям граждан, отсутствие структуры оплаты за содержание и ремонт жилища.

При начислении платежа за капремонт также возникают нарушения в виде отсутствия сметы работ, которые планируют к проведению с указанием их стоимости и сроков. Данный факт противоречит ч. 2 ст. 158 ЖК РФ. Еще одной неточностью является ошибка при исчислении размера той части оплаты, которая касается внесения части суммы от владельца жилища. УК и ТСЖ практикуют продолжать начислять данные средства уже и после того как ремонт было проведен.

Читайте также:  В России могут запретить продажу квартир без отделки

Зачастую нарушения встречаются при расчете оплаты за коммунальные услуги, включая проведение периодических перерасчетов. По закону, платежи начисляются строго по утвержденным формулам и назначенным правилам проведения расчетов. Перерасчеты могут производиться периодически, но владельцы при этом не наделены полномочиями принимать решения о перераспределении средств.

В качестве нарушений можно также отметить отсутствие перерасчетов платежей за коммунальные услуги или допущение ошибок при их проведения, а также неточности при расчете пени. Данные мероприятия проводятся строго по правилам, определенным законодательством, и прописываются в соответствующем акте. Самовольная установка размера пени противоречит содержанию указанных актов.

Штраф с управляющей компании за неправильно рассчитанную квартплату

В настоящее время разрабатывается постановление, согласно которому будет установлена ответственность поставщиков услуг ЖКХ в виде штрафа за нарушение непрерывности обеспечения граждан коммунальными услугами, а также ошибок, допущенных при оформлении квитанции об оплате.

Данные средства будут взыскиваться в пользу потребителей, которым был причинен материальный ущерб. В планах размер штрафа может составить не меньше 30% от стоимости предоставленной услуги, а за неверное начисление не меньше 50% от излишне рассчитанной суммы.

Заключение

В завершении можно сформулировать ряд выводов:

  1. Сфера деятельности ЖКХ – это предоставление гражданам, имеющим жилые помещения энергоресурсов и коммунальных услуг.
  2. К типичным нарушениям со стороны обслуживающей компании можно отнести самостоятельное проведение общедомовых собраний, ошибки в начислении платежей и пени, отсутствие перерасчетов или неточности при их проведении, несоблюдение правил исчисления сумм для выплаты.
  3. В настоящий момент разрабатываются поправки в законодательство в части введения штрафов для управляющей организации за излишне начисленную квартплату.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи

Остались вопросы? Задайте их профессиональным юристам прямо сейчас!

Получите консультацию по телефонам горячих линий:

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+8 (800) 550-38-47

Позвоните прямо сейчас и решите свою проблему – это быстро и бесплатно!

Что говорит закон о защите прав потребителя услуг в сфере ЖКХ? Как оформить жалобу и куда подавать этот документ?

Споры о защите прав потребителей распространены в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вопросы могут возникать разные: от отсутствия капитального ремонта до неправильного начисления счетов за услуги ЖКХ (в последнее время распространены двойные начисления).

Как не стать жертвой исполнителя коммунальных услуг и отстоять свои права в случае их нарушения — читайте далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Какие вопросы регулируются законодательно?

Закон РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 устанавливает права граждан (потребителей) на получение безопасных для жизни и окружающей среды услуг надлежащего качества. Также потребители имеют право получать информацию о них и об исполнителе.

4 статья Закона говорит о том, что исполнитель обязан оказывать услуги, уровень качества которых соответствует договору. Если в договоре нет конкретных условий, исполнитель работ обязан оказать услуги, соответствующие обычным требованиям к ним и пригодным для целей использования этих работ.

Кто получает услуги?

На сегодняшний день потребителями ЖК-услуг могут являться собственники жилых и непригодных для жилья помещений и арендаторы по договору найма. Каждый из этих людей имеет право на получение коммунальных услуг надлежащего качества и, в случае их нарушения, может потребовать компенсацию за недобросовестное выполнение работ исполнителями.

Какие нарушения чаще всего встречаются?

Большая часть споров возникает между жильцами и управляющей компанией (УК). Именно с ней потребители заключают договор на оказание коммунальных услуг, а УК принимает платежи и обязуется обеспечивать обслуживание дома. Наиболее распространенными претензиями жильцов являются:

  • Необоснованное получение отказа на льготы – обжаловать его можно в судебном порядке, предоставив документы, которые будут подтверждать наличие льготы.
  • Некачественное оказание услуг – сюда входят жалобы на несвоевременную подачу тепла, непригодность для использования воды, некачественный ремонт или его отсутствие. За такие неудобства есть возможность привлечь УК к ответственности и получить финансовую компенсацию.
  • Завышенные счета – расчет стоимости происходит на основании показателей счетчиков или, если они не установлены, по нормативам потребления. Если в квитанции завышенная стоимость, первым делом необходимо связаться с УК для уточнения расчета и требования пересчета. В случае отказа со стороны УК, взыскать деньги можно через суд.

Как происходит защита от нарушений?

Закон «О защите прав потребителей» определяет механизмы, которые позволят эффективно охранять интересы граждан в сфере ЖКХ. Выделяют:

  1. Внесудебный порядок защиты прав.
  2. Защита прав в судебном порядке.

Написание жалобы

УК, видя правовую безграмотность при составлении жалобы, часто надеются на то, что граждане не будут до конца отстаивать свои права. Поэтому отказывают им в выполнении требований. Иногда для устранения претензий в добровольном порядке достаточно грамотно составить жалобу.

Жалоба составляется в двух экземплярах: первый передается в УК, предоставляющую обслуживание жилья, а второй подписывают у сотрудника данной компании и оставляют у себя. Определенного формата написания претензий нет. Однако определен порядок формирования таких обращений:

  1. В правом верхнем углу пишутся реквизиты компании, ее адрес, а также имя руководителя.
  2. В центре листа пишется «Претензия» или «Жалоба».
  3. Ниже кратко описывают суть проблемы, указывая конкретные и достоверные факты.

Пример: «В соответствии с подписанным договором, исполнитель обязуется поставлять коммунальные услуги надлежащего качества, а потребитель своевременно оплачивать счета. Со своей стороны, я исполняю обязанности в полной мере, что подтверждается квитанциями об оплате.

Однако исполнитель поставляет коммунальную услугу по теплоснабжению ненадлежащего качества – они не соответствуют утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещений». А именно, температура воздуха в помещении составляет 14 градусов, что на 4 градуса ниже нормы.

В следствии низкого температурного режима, возникла необходимость использования электроотопления, что повлекло перерасход электроэнергии и дополнительные затраты. Указанные факты подтверждаются:

  • Зарегистрированным актом обращения по поводу низкой температуры (акт №369 от 12.02.2017 принял старший техник Николаев А.Г.).
  • Акт замера температуры в квартире № 451 от 15.02017.»

Пример: «Основываясь на выше изложенных фактах, прошу:

  • Организовать поставку теплоснабжения в соответствии с нормами.
  • Произвести перерасчет стоимости услуги отопления за февраль 2017 года в размере 3587 руб. (расчет прилагаю).»

Сбор документальных доказательств

Если УК в своем ответе не удовлетворила требования заявителя или вовсе оставила жалобу без рассмотрения, пострадавшему потребителю с такой же жалобой следует обратиться в Роспотребнадзор. К заявлению необходимо приложить ответ коммунальной службы или (если его нет) второй экземпляр жалобы в УК. Также можно обратиться в Управление Государственной жилищной инспекции РФ.

В случае отсутствия решений проблемы, со всеми ответами из этих инстанций следует обращаться в высшие инстанции.

Обращение в инстанцию

Отсутствие решений проблемы дает право обратиться в такие инстанции, как:

  • прокуратура;
  • Управление по соц. защите населения;
  • органы самоуправления;
  • суд.

Для обращения необходимо грамотно составить заявление или иск, предоставить все документы, необходимые при рассмотрении жалобы. Заявление должно быть зарегистрировано в соответствующей инстанции.

Ответ и сроки его ожидания

Срок ожидания ответа от УК прописывается в договоре управления и жилищным законодательством. Если в договоре не прописан срок дачи ответов на поступающие от жильцов жалобы, стоит руководствоваться Постановлением №354, где сказано, что в течении 3 рабочих дней со дня обращения заявителя проблема должна быть устранена, либо дан письменный ответ об удовлетворении ил отказе в жалобе.

Полезное видео

Из видео узнаете о правах потребителей на качественное предоставление коммунальных услуг, куда обращаться с претензиями:

Заключение

Потребители коммунальных услуг имеют право на получение качественного обслуживания. В случае нарушений со стороны управленческой компании, жильцы имеют право жаловаться и получить надлежащее выполнение работ, за которые они платят. К тому же, они могут требовать перерасчетов и моральных компенсаций. Для удовлетворения своих требований, потребителям необходимо грамотно составить заявление и идти до конца в решении своего вопроса.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Как осуществляется защита прав потребителей в сфере ЖКХ и что можно предпринять в случае их нарушения?

В России поставкой коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов занимаются частные фирмы.

Они не всегда делают то, что положено им по договору.

Чтобы противостоять нарушению собственных прав, надо знать, на какие законы опираться, а также профильные надзорные органы.

В этой статье подробно поговорим про права человека и ЖКХ, а также разберем, что такое защита прав потребителей в ЖКХ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !

Правовая база

Правовой базой в сфере прав потребителя коммунальных услуг считается 161 статья Жилищного кодекса.

Она устанавливает основные правила управления многоквартирным домом.

Это основной закон, который регулирует права граждан в ЖКХ.

Исходя из того, какие обязанности несет управляющая компания, мы можем определить, какими правами наделены ее клиенты.

Не только Жилищный кодекс устанавливает нормы отношений между УК и жильцами. Закон «О защите прав потребителей» также устанавливает правила управления домом.

Первое, на что указывает закон – право потребителя на безопасность и соответствие эксплуатации дома требованиям закона.

Об этом говорится в п.1.1 ст.161 ЖК РФ, еще в пользу этого говорит седьмая статья закона о ЗПП. Управляющая компания должна систематически проводить уборку помещений и заменять старое или поломанное оборудование.

Чтобы реализовывалось право потребителя на проживание в безопасной и чистой среде, УК обязана не только проводить соответствующие работы, но и отчитываться за них перед жителями.

Отчет она должна подготовить в течение 5 дней после поступления соответствующей заявки от жильца в офис. В отчете должны содержаться сведения об объеме работ, бухгалтерии и результатах.

Вторым правом потребителя является получение приобретенной услуги в нужном объеме, с соблюдением всех условий по коллективному договору.

Потребитель имеет право требовать от управляющей компании оказания услуг без задержек. И если в доме не делается плановый косметический ремонт, согласно ст.19 закона о ЗПП жильцы имеют право подать на компанию в суд.

Третьим главным правом жильцов является получение достоверных сведений о работе УК.

Прежде всего финансовых, касающихся траты средств на закупку коммунальных ресурсов у сторонних фирм.

Об этом говорит п.10 ст.161 ЖК РФ. Управляющая компания обязана каждый квартал направлять жильцам отчет о расходах и доходах.

Жильцы имеют право в любой момент сделать запрос, чтобы узнать финансовую отчетность компании.

Права наследников перед ЖКХ

Получив в наследство жилплощадь, наследник может внезапно узнать, что умерший имеет крупную задолженность перед управляющей компанией.

Получив квартиру в собственность таким путем, человек автоматически становится одной из сторон коллективного договора. Он имеет право получать в полном объеме те же услуги, что и умерший.

Но если последний имел при жизни крупную задолженность перед коммунальной компанией, то наследники приобретают обязанность выплатить их в полном объеме. Одновременно принять наследство и отказаться от платежей они не имеют права.

Основные нарушения

Перечислив основные права потребителей коммунальных услуг, мы можем описать и основные нарушения, совершаемые управляющими компаниями.

Нарушение прав потребителя в сфере ЖКХ влечет за собой ответственность по закону о ЗПП.

Статья 9 этого документа обязывает управляющую фирму предоставлять жильцам всю информацию, касающуюся ее деятельности.

И, если она не отчитывается по запросу, либо если не рассылает в конце каждого квартала эту информацию по квартирам, это нарушение прав потребителя.

Если УК медлит с оказанием услуг и не может поставлять газ, свет или просто не делает плановый ремонт, то это также является нарушением прав жильцов. Они могут потребовать возмещения неустойки согласно п.5 ст.28 закона о ЗПП.

Сумма ущерба должна быть вычтена из счета, который получат жильцы. Неустойка согласно этой статье составляет 3% от цены услуги.

Бывают случаи, когда управляющие компании просто завышают цены на услуги, берут с жильцов сумму, которая намного превышает тарифы.

Директор компании может нанимать некомпетентных сотрудников, либо нанимать их на фиктивную ставку, экономить на материалах для ремонта.

Бывают случаи, когда давнему неплательщику по счетам УК отключает подачу электричества в квартиру. Но нет ни одного закона, который разрешал бы коммунальщикам так поступать с должниками.

А согласно 541 статье Гражданского кодекса, жильцы имеют право использовать энергию на бытовые нужды в необходимых им объемах.

ГК РФ Статья 541. Количество энергии

  1. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
  2. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
  3. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Учитывая, что согласно Конституции право гражданина может быть ограничено исключительно силой изданного закона, отключение должников от электричества является нарушением их прав.

Далее о том, в чем состоит защита права потребителя в ЖКХ.

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Защита потребителей в сфере ЖКХ основывается на заключенном договоре.

Чтобы защитить свои права по договору, в большинстве случаев придется обращаться в жилинспекцию.

Это государственный надзорный орган, который контролирует все коммунальные службы в пределах одной территориальной единицы.

Она осуществляет надзор за тем, как управляющие компании соблюдают договор.

Многие при несоблюдении их прав жалуются в прокуратуру, но чтобы не терять время, сразу отправляйте жалобу в жилинспецию.

Направьте в этот орган по защите прав потребителей ЖКХ свое обращение, если хотите добиться исполнения обязанностей УК по договору.

Инспекция разрешит все вопросы, связанные с финансовой деятельностью компании, с управлением имуществом и его содержанием.

Орган рассмотрит все жалобы и выпишет компании штраф по необходимости, а также заставит ее выполнить договор.

Сошлитесь на 161 статью ЖК РФ. Жилинспеция должна за 30 дней рассмотреть заявку и отреагировать на нее в течение двух недель.

Досудебная

Под досудебной защитой прав понимают способ разрешения конфликта, при котором либо стороны сами приходят к компромиссу, либо дело рассматривают внесудебные органы.

Поход в суд тратит время и силы на изучение законодательства, поэтому прежде чем подавать иск, направьте жалобу директору УК.

Если это крупная компания со множеством ответвлений, направляйте жалобу сразу в главный офис.

Установленного законом срока рассмотрения нет. И если вы чувствуете, что ваше требование так и не будет выполнено, пишите жалобу в жилинспецию или идите в суд.

Судебная

Когда внесудебные методы не работают, нужно направлять иск в суд. В теле иска изложите суть проблемы, как вы ее видите.

Любые недочеты в эксплуатации дома станут вашим аргументом в суде. Сошлитесь на ЖК и закон о ЗПП.

Приложите к исковому заявлению свое удостоверение личности и копию договора с УК. Чтобы доказать, что вы выполняли свою часть договора, приложите также чеки об оплате коммунальных услуг.

Исковое заявление по делу, в котором ущерб составляет менее 50 тысяч рублей, рассматривается местным мировым судом.

Если нарушение прав не носит материального характера и вы хотите возместить моральный ущерб, либо если у компании недочеты в документации, а также при превышении суммы иска в 50 тысяч рублей, обращайтесь в районный суд.

Подведем итоги. Защита прав потребителей осуществляется сразу несколькими нормативным актами, среди который самые важные – это 161 статья ЖК РФ и Закон «О защите прав потребителей».

Можно защищать свои права в судебном и внесудебном порядке. Права управляющей компании ЖКХ также регулируют законодательные акты и она также имеет возможность урегулировать споры через суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-65-46 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Типичные нарушения антимонопольного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Рынок жилищно-коммунальных услуг представляет собой смешанный тип рынка (характеризуется наличием конкурентных и монопольных секторов), и, соответственно, антимонопольные органы осуществляют предупреждение и пресечение как монополистической деятельности (в монопольных секторах), так и фактов недобросовестной конкуренции (в конкурентных секторах). В ходе мониторинга процессов демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг выявлены тенденции в структуре нарушений и поведении субъектов данного рынка. Наиболее типичными нарушениями антимонопольного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются нарушения статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – Закон о конкуренции), связанные с злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Доля нарушений статьи 5 указанного Закона является превалирующей и составляет порядка 75% от всех фактов нарушений антимонопольного законодательства на рынке жилищно-коммунальных услуг. Среди нарушений антимонопольного законодательства, квалифицируемых по статье 5 Закона о конкуренции, достаточно распространенным является нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Как правило, речь идет о завышении норм и нормативов, установлении экономически необоснованных тарифов, а также практике двойного счета. Это происходит в основном за счет следующих составляющих: Отсутствие необходимых затрат на капитальный ремонт, который либо не производится вообще, либо делается в незначительном объеме; увеличение размера заработной платы работников ЖКХ; включение в тариф сумм предполагаемых неплатежей предприятий и организаций; включение в тарифы потерь в инженерных сетях; завышение объемов потребления теплоэнергетических и водных ресурсов предприятиями жилищно-коммунального хозяйства; использование в качестве базы расчетов фактических данных, а не норм и нормативов, как того требует методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства; завышение затрат по статье «амортизация». Практика двойного счета возникает из-за неурегулированности целого ряда вопросов. Так, не урегулирован вопрос, по какой позиции в структуре платежей граждан по оплате жилья и коммунальных услуг учитываются затраты на ремонт и техническое обслуживание внутридомовых сетей и оборудования (для предоставления различных видов ресурса). В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения», указанные затраты могут учитываться как в оплате за содержание и текущий ремонт жилищного фонда (внутридомовые сети рассматриваются как неотъемлемая инженерная конструкция дома), так и в оплате соответствующего вида коммунальных услуг. В результате наличия альтернативной возможности появляется практика двойного счета. Распространенным также является такое нарушение антимонопольного законодательства, как сокращение или прекращение производства товаров (предоставление услуг), на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства: в сфере ЖКХ это отключение добросовестных плательщиков от ресурса, что наиболее часто встречается в рамках электро- и теплоснабжения. Значительна доля нарушений антимонопольного законодательства, связанная с такими действиями хозяйствующих субъектов, как: навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других). Одним из наиболее распространенных условий в сфере жилищно-коммунального хозяйства является условие об участии контрагента по договору в развитии сетей. В 2002 г. Астраханским территориальным управлением МАП России отмечалось следующее. МП ПЭО «Астркоммунэнерго» неоднократно прекращало подачу электроэнергии на ПНС (повысительные насосные станции) МП ПО «Водоканал». Отключение электрической энергии на данных объектах МП ПЭО «Астркоммунэнерго» производило без уведомления МП ПО «Водоканал», при том, что МП ПО «Водоканал» на момент прекращения подачи электроэнергии не имело задолженности по ее оплате (признаки нарушения пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции). Территориальным управлением было выдано предписание МП ПЭО «Астркоммунэнерго» о прекращении незаконных отключений; ОАО «Астраханьэнерго» является единственным поставщиком электрической энергии для 21 предприятия, находящегося на территории бывшей Астраханской судостроительной верфи. В силу сложившихся технологических связей данные предприятия могут быть обеспечены электроэнергией исключительно через электрические сети ООО Электромонтажная фирма «Квант-4», с которым имеют договоры на ее транспортировку. ОАО «Астраханьэнерго» уведомило указанные предприятия о расторжении с ними договоров энергоснабжения, на основании пункта 2 статьи 539 ГК РФ. По данному факту в отношении ОАО «Астраханьэнерго» было возбуждено дело по признакам нарушения статьи 5 Закона о конкуренции. В ходе рассмотрения ОАО «Астраханьэнерго» отозвало вышеуказанные уведомления. В связи с добровольным устранением ОАО «Астраханьэнерго» нарушения антимонопольного законодательства, дело производством прекращено. В начале 2002 г. в Дальневосточное территориальное управление МАП России обратилось Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам № 3» (далее – МУП № 3) с просьбой оказать содействие в заключении договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде с ОАО «Хабаровскэнерго» в связи с недостижением согласия по отдельным пунктам данного договора. ОАО «Хабаровскэнерго» представило МУП № 3 для заключения проект договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 06.06.2001. Не согласившись с условиями договора, МУП № 3 подготовило протокол разногласий к данному договору. В ответ ОАО «Хабаровскэнерго» составило протокол согласования разногласий, в соответствии с которым стороны не пришли к согласию по некоторым пунктам договора. Территориальным управлением возбуждено дело о нарушении ОАО энергетики и электрификации «Хабаровскэнерго» пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», по результатам рассмотрения которого Комиссией Дальневосточного территориального управления МАП России принято решение: 1. Признать действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Хабаровскэнерго» в лице структурного подразделения – Хабаровские тепловые сети, по требованию включения в пункты Договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде, условий: – о предварительной оплате тепловой энергии, т.е. в срок до 1 числа месяца, в котором предстоит отпуск и потребление тепловой энергии; – о безакцептном порядке расчетов за потребленную тепловую энергию; – об обязанности Абонента представлять в Энергоснабжающую организацию копии письма в обслуживающий банк о своем согласии и поручению банку о безакцептном списании денежных средств со счета Абонента по платежным требованиям Энергоснабжающей организации; – о порядке расторжения договора, который противоречит действующему законодательству Российской Федерации, ущемляющими интересы Муниципального унитарного предприятия «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам № 3» и противоречащими пункту 1 статьи 5 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части навязывания невыгодных условий договора. 2. Выдать открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Хабаровскэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 05 марта 2002 года. Предписание исполнено в срок, условия договора снабжения тепловой энергией, заключенного с МУП «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам № 3» приведены в соответствие с действующим законодательством.

Пять распространенных нарушений закона в ЖКХ

  • Главная
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Защита прав потребителей
  • Памятка по защите прав потребителей в сфере оказания коммунальных услуг
  • Согласно действующему законодательству исполнителем жилищно-коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

    Согласно ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» первое, что должно быть доведено до сведения потребителей – это фирменное наименование организации (наименование), место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске.

    В соответствии с п.3 Постановления Правительства № 731 от 23.09.2010г. «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:

    а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;

    б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;

    в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

    г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

    д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

    е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

    Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке, в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:

    а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;

    б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:

    • план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
    • сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
    • сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
    • сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

    Право потребителя на коммунальные услуги надлежащего качества

    В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услуги потребителю, пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. При этом услуга по качеству должна соответствовать требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил.

    В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать:

    • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
    • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
    • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
    • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

    Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

    В случае если коммунальные услуги оказаны вам ненадлежащим образом и прошел срок, в течение которого должны быть приняты меры, а никаких действий не принято, Вам необходимо написать претензию и отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес управляющей организации, товарищества или кооператива.

    Претензия составляется следующим образом:

    – в правом верхнем углу указываются реквизиты организации (адрес и название), куда Вы обращаетесь, фамилия и инициалы руководителя, если Вы их знаете;

    затем указываете, от кого следует претензия, жалоба (Ф.И.О., адрес, по возможности телефон);

    – отступив от написанного на одну строку, в центре пишется «ПРЕТЕНЗИЯ», «ЖАЛОБА», далее с новой строки описание проблемы (не рекомендуется излагать текст в большом объеме, постарайтесь уложиться на одной, максимум на двух страницах, четко отразив сущность проблемы и Ваши требования);

    -в конце обязательно надо расписаться и указать дату, иначе обращение будет считаться анонимным и рассмотрено не будет;

    – весьма выигрышно смотрится обращение, в котором имеются ссылки на законы и иные нормативные правовые акты. Это придаст Вашей претензии или жалобе вес и заставит работников отнестись к рассмотрению поступившего обращения более основательно.

    Куда обращаться за защитой нарушенных прав

    • к исполнителю услуг (так как за качество предоставляемых потребителям коммунальных услуг ответственность несет исполнитель)
    • в соответствующие надзорные органы:
    • Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства).
    • Государственная жилищная инспекция (контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, мест общего пользования – состояние крыши, лестничных клеток, чердаков, подвалов, фундамента, несущих стен и др.; контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация).
    • Управление Роспотребнадзора по г.Москве
    • Региональная служба по тарифам (контроль за порядком ценообразования и применения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, организация проведения экспертизы обоснованности расчета тарифов организаций коммунального комплекса с привлечением соответствующих организаций).
    • Управление социальной защиты населения (вопросы предоставления льгот).
    • Органы местного самоуправления (ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и др.).

    Согласно ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом гражданин, направивший обращение, должен быть в обязательном порядке уведомлен об этом решении.

    Важно знать, что ни один государственный орган не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект выплачивать гражданам какие-либо денежные суммы . Поэтому если исполнитель отказывается удовлетворить ваши требования в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках судопроизводства .

    Ссылка на основную публикацию