Правительством утверждены правила общественного контроля за деятельностью ЖКХ

Правительством утверждены правила общественного контроля за деятельностью ЖКХ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491 “О порядке осуществления общественного жилищного контроля”

В соответствии с пунктом 17.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления общественного жилищного контроля.

2. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Правила
осуществления общественного жилищного контроля
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения общественного жилищного контроля, а также права субъектов общественного жилищного контроля.

2. Общественный жилищный контроль осуществляется в целях обеспечения прав и законных интересов граждан, предусмотренных жилищным законодательством, и направлен на повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством (далее – государственные (муниципальные) органы и организации, осуществляющие деятельность в жилищной сфере).

3. Субъектами общественного жилищного контроля являются Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные советы при органах местного самоуправления, общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, а также другие лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъект (субъекты) общественного жилищного контроля является организатором общественного жилищного контроля.

Граждане участвуют в осуществлении общественного жилищного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов.

Под общественными экспертами в настоящих Правилах понимаются специалисты, обладающие специальными знаниями и (или) опытом в сфере жилищного законодательства.

4.Решение о проведении общественного жилищного контроля (далее – решение о проведении контроля) принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.

5.В случае если общественный жилищный контроль проводится:

а) в форме общественной проверки – решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки;

б) в форме общественных (публичных) слушаний – решение о проведении контроля содержит дату, время и место проведения, способы выражения участниками своего мнения, порядок получения доступа к материалам, имеющимся у организатора общественного обсуждения либо общественных (публичных) слушаний и касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение либо на общественные (публичные) слушания.

6. Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

7. Предметом общественного жилищного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.

8. В качестве формы общественного жилищного контроля указывается одна и (или) несколько форм, предусмотренных Федеральным законом “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”.

9. Определение процедуры проведения общественного жилищного контроля предусматривает описание действий и мероприятий, включающее сроки и способы их совершения, реализуемые в ходе осуществления общественного жилищного контроля.

10. Субъектом общественного контроля самостоятельно определяется состав дополнительных сведений для включения их в решение о проведении контроля, помимо сведений, указанных в пункте 4 настоящих Правил.

11. Общественный жилищный контроль осуществляется субъектом общественного жилищного контроля публично и открыто с использованием данных, полученных из общедоступных источников, в том числе из сети “Интернет”.

12. Для проведения общественного жилищного контроля в форме общественной проверки субъект общественного жилищного контроля привлекает к ее проведению общественных инспекторов.

13. Права и обязанности общественного инспектора определяются в соответствии с Федеральным законом “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”.

14. Для проведения общественного жилищного контроля в форме общественной экспертизы субъект общественного жилищного контроля привлекает к ее проведению общественных экспертов либо формирует экспертную комиссию.

15. Экспертная комиссия формируется субъектом общественного жилищного контроля из общественных экспертов.

Количественный состав, порядок формирования и осуществления деятельности экспертной комиссии определяется субъектом общественного жилищного контроля и указывается в решении о проведении контроля.

16. Права и обязанности общественного эксперта определяются в соответствии с Федеральным законом “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”.

17. Гражданин, желающий принять участие в проведении общественной проверки и (или) общественной экспертизы в качестве общественного инспектора и (или) общественного эксперта, в течение 10 дней со дня размещения решения о проведении контроля в сети “Интернет” вправе направить субъекту общественного жилищного контроля запрос о привлечении его для проведения общественной проверки и (или) общественной экспертизы с указанием своих данных (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация, место работы, опыт работы) (далее – запрос) любым способом по своему усмотрению, позволяющим подтвердить дату направления и получения запроса.

18. Субъект общественного жилищного контроля рассматривает запрос в течение 5 дней со дня его получения и принимает решение о включении (не включении) заявителя, направившего запрос, в состав общественных инспекторов и (или) общественных экспертов, участвующих в проведении общественной экспертизы и (или) общественной проверки, организатором которой является субъект общественного жилищного контроля.

19. По результатам проведения общественного жилищного контроля субъектом общественного жилищного контроля оформляется итоговый документ.

В случае если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы.

20. Субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети “Интернет”, а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. При необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный жилищный контроль.

21. Государственные (муниципальные) органы и организации, осуществляющие деятельность в жилищной сфере, обязаны рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного жилищного контроля, и в установленный законодательством Российской Федерации срок направлять соответствующим субъектам общественного жилищного контроля обоснованные ответы.

Обзор документа

Урегулированы вопросы проведения общественного жилищного контроля.

Читайте также:  Капитальный ремонт домов будут финансировать собственники жилья

Решение о контроле размещается в Интернете, а с 1 июля 2017 г. – в т. ч. в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Контроль осуществляется в виде общественной проверки, общественных (публичных) слушаний. Предусмотрено проведение общественной экспертизы.

Установлен порядок определения необходимых мероприятий.

Правительство утвердило правила общественного жилищного контроля

Под занавес прошлого года вышло постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1491, утверждающее Правила осуществления общественного жилищного контроля. Означает ли это, что помимо органов ГЖН и собственников контролировать работу УО будет кто-то ещё? Узнаем об этом сегодня.

Предмет контроля

Строго говоря, об УО в документе нет ни слова. Равно как и о ТСЖ, кооперативах, РСО, МУПах, ГУПах и т.д. В постановлении говорится, что его цель – «повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих. отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством». И всё содержание документа указывает на то, что первое, на что направлен этот документ, – акты, принимаемые государственными и муниципальными органами, их действие или бездействие.

Однако слова об «иных организациях» оставляют возможность будущим общественным контролёрам проверять УО, ТСЖ и кооперативы.

Кто будет контролировать

В п. 3 ПП РФ N 1491 названы органы и лица, которые будут проводить общественный контроль:

  • Общественная палата РФ,
  • общественные палаты субъектов РФ,
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований,
  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти,
  • общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ,
  • общественные советы при органах местного самоуправления,
  • общественные объединения,
  • иные некоммерческие организации,
  • советы многоквартирных домов,
  • другие лица.

Другими словами, стать участником и организатором общественного контроля может любой желающий.

Предполагается, что граждане будут участвовать в общественном контроле в качестве:

экспертов (специалисты, обладающие специальными знаниями и/или опытом в сфере ЖКХ),

Механизм контроля

Каков же порядок осуществления контроля? В ПП РФ N 1491 определены лишь общие принципы его проведения.

Прежде всего принимается решение о проведении контроля, в котором содержатся сведения о (об):

  • предмете контроля,
  • организаторе,
  • форме,
  • сроке,
  • процедуре проведения и определении результатов.

Проверка может проводится в форме:

  • общественной проверки,
  • общественных (публичных) слушаний.

Решение о проведении общественного контроля должно быть размещено в интернете, а с 1 июля 2017 г. – и на портале в ГИС ЖКХ. При этом любой гражданин, желающий присоединиться к мероприятию по контролю, в течение 10 дней со дня опубликования информации может направить запрос с просьбой сделать его инспектором или экспертом. В течение 5 дней субъект контроля принимает решение, включать ли этого человека в состав контролёров.

После проведения общественного жилищного контроля его результаты также публикуются в интернете (с 1 июля 2017 г. они должны появляться в том числе ГИС ЖКХ). При необходимости за проверкой следует обращение в органы ГЖН или прокуратуру.

Возможные перспективы

Пока неясно, как на практике будет проводиться контроль. Помимо того, что в ПП РФ N 1491 чётко не определён состав проверяемых организаций, также не оговорён круг полномочий проверяющих; неясно, чем грозит для проверяемых органов неподготовка обоснованных ответов на обращения; что будет, если ответ не удовлетворил субъект контроля и т. д. Очевидно, что это как раз тот случай, когда необходимы разъяснения Минстроя РФ.

Пока же остаётся надеяться на то, что контроль в сфере ЖКХ не превратится в опасный инструмент в руках недобросовестных конкурентов.

Медведев утвердил правила общественного контроля за деятельностью ЖКХ

Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

ГОРКИ, 16 января. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила общественного контроля за деятельностью предприятий в сфере ЖКХ. Об этом он сообщил на встрече с вице-премьерами, отметив, что им было подписано соответствующее постановление правительства РФ.

“(Документ) утверждает правила общественного жилищного контроля. Цель – повысить прозрачность и эффективность работы госструктур, потому что жилищная сфера всех волнует, а нарушений и злоупотреблений там (в сфере ЖКХ) действительно хватает”, – сказал глава кабмина .

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак в свою очередь отметил, что сейчас самые разные общественные организации активно пытаются участвовать в контроле за деятельностью управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и органов местного самоуправления, и новое постановление правительства призвано упорядочить этот вопрос.

“Теперь устанавливаются дополнительные гарантии допуска общественных организаций к жилищному контролю вместе с жилищными инспекциями, устанавливается порядок фиксации намерения общественной организации участвовать в этом контроле – это, прежде всего, объявление о намерении осуществить проверку или общественные слушания по проектам, актам, действиям коммунальных организаций”, – сказал зампред кабмина. Он добавил, что информация о соответствующих общественных организациях с 1 июля текущего года будут размещаться в государственной информационной системе ЖКХ.

“Кроме того, устанавливаются гарантии гражданам, которые индивидуально проявляют инициативу участвовать в таком контроле. Общественные организации по установленной постановлением процедуре обязаны рассмотреть такое обращение в течение 5 дней и принять соответствующее решение о привлечении рядовых граждан к участию в таком контроле”, – продолжил Козак, заключив, что это будет способствовать более жесткому и прозрачному контролю за деятельность коммунальных предприятий, к которым пока остается много нареканий.

Медведев поручил вице-премьерам контролировать исполнение принятых решений.

Общедомовые расходы

Премьер также подписал постановление о переводе с 1 января общедомовых расходов за коммунальные услуги в многоквартирных домах в оплату за содержание жилого помещения.

“Я подписал два постановления, которые улучшают работу жилищно-коммунального сектора. Во первых, с 1 января текущего года расходы на оплату коммунальных ресурсов, которые потребляются при содержании общего имущества в многоквартирном дому, будут включены в плату за содержание жилого помещения. Таким образом, мы переводим общедомовые расходы из коммунальных услуг в сугубо жилищные, размер платы за которые определяется самими собственниками жилья”,- сказал Медведев. По его словам, это повысит прозрачность формирования платы и сделает ее предсказуемой для людей.

Как заявил вице-премьер Дмитрий Козак, теперь жители многоквартирных домов будут на общих собраниях устанавливать размер этой платы, она не может превышать нормативы потребления коммунальных услуг за общедомовые ремонты и исключает злоупотребления в этой сфере.

“В настоящее время разница между индивидуальными приборами учета и общедомовыми всегда поглощалась расходами на общедомовые нужды и туда входили и всякие незаконные подключения, и протечки, и самое наиболее массовое явление – когда в жилых помещениях, где нет индивидуальных приборов учета, формально никто не проживает. Это фактор так называемых резиновых квартир, когда много непрописанных людей потребляют без учета коммунальные услуги и это все распределяется между жителями многоквартирного дома”, – сказал Козак.

По его словам, теперь появляется стимул контролировать потребление в таких квартирах, вести учет и не возлагать расходы на всех остальных жильцов.

HR-tv.ru

Рекомендуемые онлайн-курсы

Рекомендуемые материалы

Медведев утвердил правила общественного контроля за деятельностью ЖКХ

ГОРКИ, 16 января. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила общественного контроля за деятельностью предприятий в сфере ЖКХ. Об этом он сообщил на встрече с вице-премьерами, отметив, что им было подписано соответствующее постановление правительства РФ.

Смотрите также Путин поручил внедрить новую систему по управлению многоквартирными домами к 2018 году

“(Документ) утверждает правила общественного жилищного контроля. Цель – повысить прозрачность и эффективность работы госструктур, потому что жилищная сфера всех волнует, а нарушений и злоупотреблений там (в сфере ЖКХ) действительно хватает”, – сказал глава кабмина .

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак в свою очередь отметил, что сейчас самые разные общественные организации активно пытаются участвовать в контроле за деятельностью управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и органов местного самоуправления, и новое постановление правительства призвано упорядочить этот вопрос.

Читайте также:  Мурманск получил 278 миллионов на проектирование очистных сооружений

Смотрите также Медведев утвердил изменения в порядок оплаты услуг ЖКХ и содержания общего имущества домов

“Теперь устанавливаются дополнительные гарантии допуска общественных организаций к жилищному контролю вместе с жилищными инспекциями, устанавливается порядок фиксации намерения общественной организации участвовать в этом контроле – это, прежде всего, объявление о намерении осуществить проверку или общественные слушания по проектам, актам, действиям коммунальных организаций”, – сказал зампред кабмина. Он добавил, что информация о соответствующих общественных организациях с 1 июля текущего года будут размещаться в государственной информационной системе ЖКХ.

“Кроме того, устанавливаются гарантии гражданам, которые индивидуально проявляют инициативу участвовать в таком контроле. Общественные организации по установленной постановлением процедуре обязаны рассмотреть такое обращение в течение 5 дней и принять соответствующее решение о привлечении рядовых граждан к участию в таком контроле”, – продолжил Козак, заключив, что это будет способствовать более жесткому и прозрачному контролю за деятельность коммунальных предприятий, к которым пока остается много нареканий.

Медведев поручил вице-премьерам контролировать исполнение принятых решений.

Премьер также подписал постановление о переводе с 1 января общедомовых расходов за коммунальные услуги в многоквартирных домах в оплату за содержание жилого помещения.

Смотрите также Правительство утвердило рост тарифов ЖКХ на 2017 год

“Я подписал два постановления, которые улучшают работу жилищно-коммунального сектора. Во первых, с 1 января текущего года расходы на оплату коммунальных ресурсов, которые потребляются при содержании общего имущества в многоквартирном дому, будут включены в плату за содержание жилого помещения. Таким образом, мы переводим общедомовые расходы из коммунальных услуг в сугубо жилищные, размер платы за которые определяется самими собственниками жилья”,- сказал Медведев. По его словам, это повысит прозрачность формирования платы и сделает ее предсказуемой для людей.

Как заявил вице-премьер Дмитрий Козак, теперь жители многоквартирных домов будут на общих собраниях устанавливать размер этой платы, она не может превышать нормативы потребления коммунальных услуг за общедомовые ремонты и исключает злоупотребления в этой сфере.

“В настоящее время разница между индивидуальными приборами учета и общедомовыми всегда поглощалась расходами на общедомовые нужды и туда входили и всякие незаконные подключения, и протечки, и самое наиболее массовое явление – когда в жилых помещениях, где нет индивидуальных приборов учета, формально никто не проживает. Это фактор так называемых резиновых квартир, когда много непрописанных людей потребляют без учета коммунальные услуги и это все распределяется между жителями многоквартирного дома”, – сказал Козак.

По его словам, теперь появляется стимул контролировать потребление в таких квартирах, вести учет и не возлагать расходы на всех остальных жильцов.

Как осуществлять общественный контроль за ЖКХ?

21 декабря 2018 года с жилищными активистами я провел круглый стол о том, как применять постановление Правительства России об обественном жилищном контроле.

По результатам круглого стола составлена предлагаемая Вашему вниманию памятка.

Ответ на этот вопрос нам дает постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1491 “О порядке осуществления общественного жилищного контроля”.

Как известно, при недостатках в сфере содержания жилого фонда, у заинтересованных в устранении недостатков граждан есть несколько способов действий:

  • обратиться о нарушении, как заявителю, на основании Федерального Закона 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;
  • обратиться о нарушении, как потребителю, в порядке Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I “О защите прав потребителей”;
  • обратиться в правоохранительные органы при наличии признаков преступления в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ;
  • самостоятельно осуществить общественный контроль в соответствие с Федеральным Законом 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ».

Последний способ появился лишь 2 года назад с принятием рассматриваемого постановления Правительства РФ и является относительно новым. К сожалению, жилищным активистам Москвы он знаком пока что слабо.

Какое ведомство дает разъяснения о применении Правил осуществления жилищного контроля?

– Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Каковы цели осуществления общ ественного жилищного контроля (ОЖК)?

  • Обеспечения прав и законных интересов граждан, предусмотренных жилищным законодательством;
  • Повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством органы и организации, осуществляющие деятельность в жилищной сфере).
  • Таким образом, в сферу ОЖК входят в том числе вопросы:
  • обеспечение неприкосновенности жилища и недопустимости его произвольного лишения (ст. 4 ЖК РФ);
  • правильность учета муниципального жилищного фонда (с. 13 ЖК РФ);
  • реализация органами местного самоуправления полномочий по предоставлению жилья малоимущим (ст. 13 ЖК РФ);
  • обоснованность решений о признании /непризнании жилых помещений непригодными для проживания (с. 13 ЖК РФ);
  • соблюдение правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений;
  • соблюдение требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива;
  • соблюдение требований о порядке принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом;
  • соблюдение требований к заключению договоров о выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и выполнении договора;
  • нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в т.ч. в части нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
  • нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
  • нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе;
  • соблюдение правил перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.

Кто являются субъектами общественного жилищного контроля?

  • Общественная палата Российской Федерации,
  • Общественные палаты субъектов Российской Федерации,
  • Общественные палаты (советы) муниципальных образований,
  • Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти,
  • Общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ,
  • Общественные советы при органах местного самоуправления,
  • Общественные объединения,
  • иные некоммерческие организации,
  • Советы многоквартирных домов.

Субъект общественного жилищного контроля является организатором общественного жилищного контроля.

Какова роль граждан при осуществлении общественного жилищного контроля?

– Они участвуют в ОЖКв качестве общественных инспекторов и общественных экспертов.

Общественные эксперты – это специалисты, обладающие специальными знаниями и (или) опытом в сфере жилищного законодательства.

Постановление не предъявляет требований ни к их образованию, ни к стажу, в течение которого они приобретали необходимый опыт.

Кто принимает решение о проведении общественного жилищного контроля?

– Субъект общественного жилищного контроля.

Какие сведения должно содержать решение о проведении ОЖК?

  • предмете и форме общественного жилищного контроля;
  • его организаторе;
  • сроках (продолжительности);
  • процедуре его проведения и определения результатов, в т.ч. о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля;
  • иные сведения, включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.
  • если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки данные (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки;
  • в форме общественных (публичных) слушаний – дату, время и место проведения, способы выражения участниками своего мнения, порядок получения доступа к материалам, имеющимся у организатора общественного обсуждения либо общественных (публичных) слушаний и касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение либо на общественные (публичные) слушания.
Читайте также:  Новый заместитель министра назначен в Минстрое России

Каким образом решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля?

– Посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), а с 1 июля 2017 г. – в т.ч. посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Что является предметом ОЖК?

  • акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы;
  • действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.
  • Обратите внимание: в качестве предмета контроля не указаны действия (бездействия) должностных лиц.

Каковы могут быть формы общественного жилищного контроля?

– В соответствие с Федеральным законом “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” такими формами могут быть:

  • общественный мониторинг;
  • общественная проверка;
  • общественное обсуждение;
  • общества экспертиза.

Что включает в себя процедура проведения общественного жилищного контроля? – Описание действий и мероприятий, включающее сроки и способы их совершения, например:

ДействиеМероприятияСрокиСпособы
Проверка лифтов в доме № Х1.Проверка комфортности лифтов01-05.10.19осмотр лифтов на предмет состояния пола, стен, панели управления, наличия зеркала, исправности освещения, регулировки закрытия дверей, скорости движения
2.Проверка безопасности лифтов01-05.10.19– проверка работы частотного реле;
– опрос жителей на предмет застревания лифтов и сроков устранения неисправностей;
– запрос у эксплуатирующей организации сведений о неисправности и простое

Каковы требования к открытости общественного жилищного контроля?

– Он осуществляется субъектом общественного жилищного контроля публично и открыто с использованием данных, полученных из общедоступных источников, в том числе из сети “Интернет”.

Кто проводит общественную проверку?

В соответствии со ст. 22 Федерального закона 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” о бщественный инспектор имеет право:

  • получать информацию, необходимую для проведения общественной проверки,
  • подготавливать по результатам общественной проверки итоговый документ (заключение) и участвовать в его подготовке,
  • высказывать особое мнение в итоговом документе.

Кто проводит общественную экспертизу?

– Общественные эксперты либо сформированная экспертная комиссия, сформированная субъектом общественного жилищного контроля из общественных экспертов. Количественный состав, порядок формирования и осуществления деятельности экспертной комиссии определяется субъектом общественного жилищного контроля.

Общественный эксперт вправе подготавливать по результатам общественной экспертизы итоговый документ (заключение) либо участвовать в подготовке общего итогового документа (общего заключения).

Как стать общественным инспектором или общественным экспертом?

– Для этого гражданин в течение 10 дней со дня размещения решения о проведении общественного контроля в сети “Интернет” направляет субъекту общественного жилищного контроля запрос о привлечении его для проведения общественной проверки и (или) общественной экспертизы с указанием своих данных (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация, место работы, опыт работы) любым способом по своему усмотрению, позволяющим подтвердить дату направления и получения запроса.

После этого субъект общественного жилищного контроля рассматривает запрос в течение 5 дней со дня его получения и принимает решение о включении (невключении) заявителя, направившего запрос, в состав соответствующих общественных инспекторов и (или) общественных экспертов.

Каков итог общественного жилищного контроля?

– По результатам проведения общественного жилищного контроля субъектом ОЖК оформляется итоговый документ.

Если при проведении ОЖК осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие документы.

Субъекты ОЖК обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети “Интернет”, а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

При необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления

Государственные (муниципальные) органы и организации, осуществляющие деятельность в жилищной сфере, обязаны рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам ОЖК и направлять соответствующим субъектам ОЖК обоснованные ответы.

Правительство утвердило правила общественного контроля в ЖКХ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Правила общественного жилищного контроля. В документе определены порядок, формы и сроки такого общественного контроля и субъекты, которые могут его осуществлять. Повышение прозрачности сферы ЖКХ на протяжении уже нескольких лет является одним из направлений работы экспертов Открытого правительства.

Цель — также повысить прозрачность и эффективность работы государственных структур, потому что жилищная сфера всех волнует, а нарушений и злоупотреблений там хватает», — подчеркнул глава Правительства 16 января в ходе совещания с вице-премьерами.

Общественный жилищный контроль, как подчёркивается в документе, предусмотрен законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и позволяет повысить прозрачность, открытость и эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. К субъектам общественного жилищного контроля относятся Общественная палата РФ и региональные общественные палаты, общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, общественные объединения, НКО, советы многоквартирных домов.

Рабочая группа Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию ЖКХ и Фонд содействия реформированию ЖКХ, а также Общественная и Счётная палаты ведут совместную работу по созданию и развитию сети общественного контроля ЖКХ во всех субъектах Российской Федерации. Для решения этой задачи была создана специализированная организация НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства “ЖКХ Контроль”», являющаяся координатором сети региональных центров общественного контроля в ЖКХ, которые создаются в различных субъектах Российской Федерации.

Обеспечить возможность общественного контроля за работой государственной машины и учёт его результатов призваны практически все механизмы Стандарта открытости министерств и ведомств, который был утверждён Правительством в январе 2014 года. Применительно к сфере жилищно-коммунального хозяйства система общественного контроля позволяет выявлять проблемы каждого конкретного дома и реагировать на каждое обращение граждан. Особенно важным будет раскрытие информации при реализации приоритетного проекта по совершенствованию коммунального хозяйства и развитию благоустройства. Одной из задач станет информирование людей о том, на какие объекты направляются эти деньги, а также привлечение граждан к реализации этого проекта в формате как софинансирования, так и трудового соучастия. Кроме того, дальнейшим этапом во взаимодействии с гражданами и общественными организациями станет Государственная информационная система ЖКХ, которая позволит обеспечить открытость и прозрачность жилищно-коммунального комплекса», — говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Методологическое сопровождение создания этой системы также осуществляла рабочая группа Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию ЖКХ. Ранее, ещё в 2012 году, эксперты поддержали внесение в Госдуму законопроекта о создании ГИС ЖКХ и организовали его параллельную доработку. Система создаётся для организации прозрачного взаимодействия между всеми участниками в сфере жилищно-коммунального хозяйства, получения оперативной и достоверной информации о производимых расчётах и начислениях и, самое главное, — для повышения уровня комфорта и качества жизни граждан.

Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обратилась к министру РФ Михаилу Абызову с просьбой организовать на площадке Открытого правительства широкое обсуждение предложений по доработке и дополнению закона об общественном контроле, принятого в 2014 году. Михаил Абызов согласился обеспечить координацию обсуждения, кроме того, он выступил с предложением увеличить финансирование некоммерческих организаций и выделять гранты НКО, занимающимся контролем госрасходов, а также напрямую обязать органы государственной власти реагировать на результаты общественного контроля. Если такая обратная связь станет обязательной, то готовность общественного сектора участвовать в общественном контроле кратно возрастёт, уверен министр. Большой потенциал некоммерческих организаций, по мнению министра, лежит в части общественного контроля за расходами государства.

Ссылка на основную публикацию