Правительство сократило объем средств, выделяемых Фонду ЖКХ

Правительство существенно сократило Фонд ЖКХ

Правительство РФ сократило объем средств, выделяемых Фонду ЖКХ на программы расселения аварийного жилья, модернизацию ЖКХ и капремонт многоэтажек в 2013-2015 годах, со 177 млрд до 140 млрд рублей.

Это произошло в связи с тем, что по действующему закону «О Фонде ЖКХ» он должен быть ликвидирован до 1 января 2013 года. Поправки, продлевающие деятельность фонда, так же как и поправки к Жилищному кодексу по вопросам капремонта и расселения аварийных домов, находятся в той же стадии, что и проект бюджета,— ожидают второго чтения в Госдуме.

Как заявил накануне вице-премьер Дмитрий Козак в ходе заседания рабочей группы по развитию системы капремонта, в 2013-2015 годах Фонд ЖКХ может рассчитывать лишь на 140 млрд рублей бюджетных средств, из которых 18 млрд рублей будет направлено на софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов, 15 млрд рублей — на модернизацию ЖКХ и около 110 млрд рублей — на расселение аварийного жилья.

Между тем еще неделю назад трехлетнее финансирование госкорпорации из бюджета оценивалось фондом в 177 млрд руб.

Дата публикации: 14:31 23 октября 2012

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.

Жилая недвижимость – Россия – последние новости

  • 08.08 ВТБ профинансирует строительство АЗС и ТЦ на трассе Москва-Петербург
  • 02.08 Каждый третий россиянин сталкивался с проблемами при эксплуатации жилья
  • 02.08 Посредник ушел из дома
  • 16.07 Стоимость квадратного метра за год выросла на 15 процентов
  • 05.07 Число городов с неблагоприятной средой в России должно снизиться в два раза к 2024 году
  • 04.07 Итоги I полугодия: вторичный рынок в регионах растет вслед за первичным
  • 03.07 Счетная палата РФ выявила нарушения в распределении дотаций на “закрытые” города
  • 22.05 В каких регионах дорожают комнаты
  • 03.04 Вторичная недвижимость. Цены растут почти по всей стране
  • 12.03 Налог при продаже квартиры. Как не платить. Максимально кратко

Архив публикаций

Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость – Россия

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

После присоединения Крыма к составу России заинтересованность россиян, желающих приобрести «летнюю резиденцию у моря», значительно увеличилась, в результате чего цены на недвижимость региона растут пропорционально спросу.

Переселение – по закону!

Новый Жилищный кодекс вызвал много споров, но самые ожесточенные – по статьям, касающимся различных аспектов переселения или выселения квартиросъемщиков или собственников квартир. Именно здесь интересы городских властей и граждан зачастую диаметрально противоположны.

Ветераны ВОВ получат сертификаты на жилье

Ветераны Великой Отечественной Войны получат жилищные сертификаты, по которым они смогут приобрести квартиры. Об этом сообщил начальник “Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ” Росстроя Анатолий Мишанов.

Социальный наем: права и обязанности

В новом Жилищном кодексе довольно четко расписаны основные права и обязанности как нанимателя, так и наймодателя. Если раньше мы распоряжались жильем, полученным от государства, достаточно вольно и самостоятельно, то теперь во многих случаях требуется согласие наймодателя – собственника жилых помещений. В чем достоинства квартиры в социальном найме по сравнению с приватизированной?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

Среди вопросов, которые приходится решать арендодателю, значительное место занимает проблема коммунальных платежей. Хозяину жилья и квартиранту необходимо договориться, кто и как будет платить за ресурсы и содержание квартиры. Несмотря на то, что вариантов не так много, выбрать какой-то один не очень просто.

Владимир Путин сократил втрое деньги, которые должна была вернуть госкорпорация ЖКХ

Премьер-министр Владимир Путин втрое снизил объем средств, которые Фонд ЖКХ должен в этом году вернуть в федеральный бюджет, следует из постановления правительства. Ранее планировалось, что сумма в 65 млрд рублей будет возвращена для покрытия бюджетного дефицита. Теперь все деньги, которые разрешено не возвращать, пойдут на текущие программы, уверяют в фонде, финансирующем на долевой основе с регионами капитальный ремонт домов и переселение граждан из аварийного жилья. «Но главное — мы сможем удовлетворить заявки регионов в оперативном режиме, как и раньше. Не будет разрыва. Ведь если бы сейчас мы отдали 65 млрд, а возврат от государства в 50 млрд рублей, как планировалось, произошел бы в следующем году, эта процедура заняла бы больше времени», — пояснил «Газете.Ru» представитель госкорпорции Григорий Волков. Когда кризис грянул, фонд даже выступил «неким антикризисным инструментом», хвалятся в госкорпорации. 30 млрд рублей было выделено регионам на достройку жилья. Кроме того, на 2009 год с 20% до 5% была снижена минимальная доля регионального софинансирования, отчитывается Волков.

«Решение правительства сократить возврат средств в целом правильное: если бы у госкорпорации забрали сейчас деньги, на следующий год был бы дефицит по всем программам. И аварийный фонд остался без ремонта, и никого бы никуда не переселили»,

Другое дело, что сама эффективность госкорпорации, которая к тому же успела запятнать себя громким скандалом с нецелевым использованием средств на бонусы руководству, находится под вопросом. Фактически роль фонда ЖКХ сводится к выделению средств регионам, которые, впрочем, можно было бы передать и прямой росписью, констатирует директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Губернаторы не зря настаивали, чтобы им выделяли деньги напрямую, ведь все равно, есть корпорация или нет, контролировать, насколько эффективно тратятся эти деньги, надо на местах, говорит Хованская.

А накладные расходы, содержание аппарата с неограниченными бонусами, по большому счету, ничем не оправданы. Тему неэффективной работы госкорпораций и возможного упразднения некоторых из них недавно в очередной раз поднял на встрече с бизнесом и президент Дмитрий Медведев. В случае с корпорацией ЖКХ вопрос практически решенный – она изначально должна была уйти со сцены в 2012 году. Однако вряд ли к тому времени ей удастся выполнить свою задачу — «создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан и стимулирование реформирования ЖКХ».

Зачастую фонд, напротив, создает проблемы собственникам ветхого жилья, создавая целый ряд условий, которые выполнить простым гражданам просто невозможно.

«Сейчас, чтобы получить деньги, корпорации нужно соблюсти условие пятипроцентного софинансирования со стороны собственников. Таким образом, хорошие дома, где живут собственники побогаче, ремонтируются, а дома, где живут пенсионеры и нищие, как стояли без ремонта, так и стоят. Плюс, чтобы получить деньги фонда, дом должен состоять в товариществе», — сетует Хованская.

«Многие хотят, чтобы деньги раздавались просто так, без всяких обязательств, и побольше. Но это противоречит самой сути реформы ЖКХ. Фонд был создан не для того чтобы просто раздавать, а именно под определенное условие – реформирование», — парирует Волков. Впрочем, эксперты считают, что именно этой важнейшей своей задачи фонд как раз не выполняет.

Эффективное структурное реформирование как раз и не проводится — для него необходимы частные инвесторы,

говорит Николаев. Тем более что государственного финансирования на эти цели явно не хватает: объем накопленных обязательств в десять раз выше суммы, выделенной изначально, — 3 трлн против 240 млрд рублей. По словам представителя фонда, тех денег, которые выделялись изначально, хватило бы только на ремонт 12% жилья и расселения 30% аварийного жилья.

В ЖКХ нужна конкуренция за потребителя и повышение качества предоставляемых услуг. Именно конкуренция позволяет создавать механизмы, уменьшающие издержки. Для этого нужно, чтобы все организации, которые были аффилированы с муниципальными городскими органами власти, были реально преобразованы из муниципальных ГУП в ОАО, чтобы доступ был привлекателен и открыт для всех, подчеркивает Николаев. Однако пока приватизации, аналогичной проведенной Анатолием Чубайсом в энергетике, в отрасли ЖКХ не предвидится.

Фонд содействия реформированию ЖКХ выделит более 13 млрд рублей на проекты модернизации коммунальной инфраструктуры

5 марта 2019 года состоялось всероссийское совещание о новых правилах предоставления государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства финансовой поддержки для модернизации систем коммунальной инфраструктуры и проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Было отмечено, что на финансовую помощь субъектам России будет выделено 13,26 млрд рублей.

В феврале 2019 года Правительством России принято постановление, предусматривающее возобновление механизмов предоставления Фондом содействия реформированию ЖКХ финансовой поддержки на реализацию проектов модернизации коммунальной инфраструктуры. Она будет оказываться путем софинансирования части расходов по созданию, реконструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности (областной или муниципальной), и возмещения части фактически понесенных участником проекта затрат на уплату процентов по кредитам и облигационным займам, привлеченным для реализации проектов модернизации.

Читайте также:  Как сэкономить на коммунальных услугах после майских праздников?

Претендовать на господдержку могут населенные пункты с численностью жителей до 500 тысяч человек. Планируется, что на реализацию проекта из бюджета будет предоставляться до 60% его стоимости, но не более 300 млн рублей, с обязательным привлечением внебюджетных средств в размере не менее 20% стоимости проекта. При этом стоимость проекта должна быть не менее 10 млн рублей.

Данные меры призваны обеспечить технологическое обновление и повысить надежность работы и энергоэффективность систем коммунальной инфраструктуры. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию современной и доступной коммунальной инфраструктуры для граждан, повышению уровня комфортности их проживания.

Для стимулирования привлечения частных инвестиций в проекты по созданию и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры постановлением Правительства от 25 августа 2017 года № 997 были утверждены правила предоставления Фондом финансовой поддержки региональным бюджетам на подготовку проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, которые находятся или будут находиться в государственной или муниципальной собственности, и на софинансирование процентной ставки на реализацию таких проектов. Такая финансовая поддержка предоставляется всем субъектам Федерации, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.

Ранее 20 февраля 2019 года решением правления государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ от 20 февраля 2019 года утвержден объем общего лимита средств Фонда на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. По состоянию на 20 февраля 2019 года он составляет более 13,26 млрд рублей.

В середине 2018 года Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проверок подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения субъектами Российской Федерации условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации за первое полугодие 2018 года. В первом полугодии 2018 года в 15 субъектах России Фондом содействия реформированию ЖКХ был проверен ход подготовки и реализации 32 проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры на территории 28 муниципальных образований.

В частности, в Московской области строительные работы по созданию очистных сооружений в Рузе уже завершены на 80%. Строительство планировалось завершить к концу 2017 года, но во время производства концессионер и местные власти приняли решение изменить технологию, что привело к изменению сроков реализации проекта: сроки ввода в эксплуатацию очистных сооружений в Рузе, по согласованию с министерством ЖКХ Московской области и фондом содействия реформированию ЖКХ, перенесены на второй квартал 2018 года. Общий объем финансирования проекта составляет 500 млн рублей, из которых за счет средств Фонда ЖКХ профинансировано 300 млн рублей, за счет бюджета Московской области — 50 млн рублей, за счет средств бюджета муниципального образования — 50 млн рублей, за счет инвестора (концессионера) — 100 млн рублей.

В городе Тынде Амурской области реконструкция тепловых объектов проводилась в рамках реализации концессионного соглашения. Проект финансировался с участием средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ. 9 августа 2016 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Тынды и ООО «ЖДК-Энергоресурс» было заключено концессионное соглашение сроком на 10 лет. Размер расходов на реализацию проекта составил 518 млн. рублей, из них предельный размер расходов концессионером — 118 млн рублей, финансовые вливания Фонда ЖКХ — 300 млн рублей, а также расходы концендента в размере 100 млн рублей.

Кроме того, в числе последних регионов, которым Фонд ЖКХ предоставлял финансовую поддержку для реализации концессионных проектов модернизации в сфере теплоснабжения, Тульская и Тамбовская области, Хабаровский край. Кроме того, в сентябре 2017 года было принято решение о предоставлении финансовой поддержки по заявке Воронежской области на реализацию концессионного проекта модернизации в сфере обращения с ТКО.

Правительство сократило объем средств, выделяемых Фонду ЖКХ

Работа Правительства в цифрах и фактах. Общая численность подлежащих переселению граждан составляет 777,33 тыс. человек. Для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2014–2017 годах потребуется выделить из средств Фонда ЖКХ 98,3 млрд рублей субъектам Российской Федерации.

Вопрос о реализации комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда рассматривался на заседании Правительства 14 марта 2014 года.

В целях реализации Указа Президента России от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительством утверждён Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

Согласно ранее представленным субъектами Российской Федерации сведениям по состоянию на 1 января 2013 года общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, составляла 13,14 млн кв. м, из которых:

– 1,01 млн кв. м – общая площадь жилых помещений, расселяемых по программам, профинансированным с участием государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2011–2012 годах;

– 0,54 млн кв. м – общая площадь жилых помещений, расселяемых по программам, финансируемым без участия средств Фонда в рамках иных региональных и муниципальных программ, проектов государственно-частного партнёрства;

– 0,82 млн кв. м – общая площадь пустующих аварийных жилых помещений, не требующих расселения;

– 10,77 млн кв. м – общая площадь жилых помещений, переселение граждан из которых планируется в рамках региональных программ, финансируемых с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2013–2017 годах.

Во исполнение решений, принятых на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации 23 декабря 2013 года, проведена работа по уточнению данных показателей, по результатам которой:

общая площадь жилых помещений, расселяемых по региональным адресным программам 2011–2012 годов, финансируемым с участием средств Фонда ЖКХ, скорректирована в сторону уменьшения на 0,24 млн. кв. м и с учётом результатов реализации программ за 2013 год (расселено 0,7 млн. кв. м) составила 0,07 млн. кв. м;

общая площадь жилых помещений, расселяемых по региональным и муниципальным программам, финансируемым без участия средств Фонда ЖКХ, скорректирована в сторону увеличения на 0,71 млн. кв. м и с учётом результатов реализации программ за 2013 год (расселено 0,15 млн. кв. м) составила 1,11 млн. кв. м;

общая площадь жилых помещений, подлежащих расселению по финансируемым с использованием средств Фонда ЖКХ программам 2013–2017 годов, скорректирована в сторону уменьшения на 0,25 млн. кв. м и с учётом результатов реализации программ за 2013 год (расселено 0,33 млн. кв. м) составила 10,19 млн. кв. м;

общая площадь пустующих помещений в аварийных домах (частично расселённые дома, без учёта полностью расселённых домов) скорректирована в сторону увеличения на 0,5 млн. кв. м и с учётом увеличения в связи с реализацией региональных адресных программ в 2011–2013 годах на 1,19 млн. кв. м составила 2,5 млн. кв. м.

Таким образом, общая площадь помещений в аварийных домах, из которых осуществляется переселение граждан в течение 2013–2017 годов, составляет 12,55 млн. кв. м.

В течение 2014–2017 годов для полной ликвидации аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года, необходимо обеспечить переселение граждан из помещений в аварийных домах общей площадью 11,37 млн кв. м, в том числе 10,26 млн кв. м – по программам, финансируемым с участием Фонда ЖКХ, и 1,11 млн. кв. м – по программам, финансируемым субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями без участия Фонда ЖКХ, а также с привлечением внебюджетных источников.

В соответствии с прогнозным планом ликвидации аварийного жилищного фонда, утверждённым Фондом ЖКХ во исполнение Комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года №1743-р, в 2013 году общий объём средств Фонда ЖКХ, предусмотренных на предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, составил 54,54 млрд рублей.

В рамках указанных программ в 2013 году в соответствии с прогнозным планом ликвидации аварийного жилищного фонда, утверждённым Фондом ЖКХ, планировалось переселить 42 тыс. человек, ликвидировав 0,65 млн кв. м аварийного жилья, однако по состоянию на декабрь 2013 года фактическая реализация составила чуть более 4%.

Проведённая работа позволила к февралю 2014 года довести реализацию плановых показателей 2013 года до 51,4% в части расселения аварийного жилищного фонда (0,33 млн кв. м), из аварийного жилья переселены (или проходят стадию оформления документов) 22,4 тыс. человек (53,8% планового показателя).

Читайте также:  Минстрой России представил план реализации проекта Умный город

В соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон №185-ФЗ) региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилья должны быть реализованы до 31 декабря года, следующего за годом предоставления финансовой поддержки, в связи с чем программы по заявкам 2013 года должны быть выполнены в течение двухлетнего периода, то есть до 31 декабря 2014 года.

Анализ практики реализации программ по переселению граждан из аварийного жилья показывает, что в 2008–2012 годах в первый год реализации достигалось выполнение 25% плановых показателей программ.

Плановые показатели реализации программ в первый год по заявкам 2013 года, определённые с учётом данной динамики, согласно которым необходимо было переселить 42 тыс. человек, расселив аварийный жилищный фонд площадью 650 тыс. кв. м, не достигнуты в связи с максимальным за всё время деятельности Фонда ЖКХ объёмом ликвидируемого в 2013 году аварийного жилищного фонда (2,6 млн кв. м), а также с приостановкой Фондом ЖКХ в 2013 году предоставления финансовой поддержки 37 субъектам Российской Федерации по причине нарушения сроков завершения программ, профинансированных в 2011 году.

В настоящее время реализация программ переселения ведётся во всех субъектах Российской Федерации, подавших заявки в 2013 году, заключены контракты на сумму 67,8 млрд рублей (74,4% объёма программ) для приобретения (строительства) жилья общей площадью 2 млн кв. м.

С учётом продления срока реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2017 года по состоянию на 5 марта 2014 года долгосрочные (пятилетние) программы утверждены в 60 субъектах Российской Федерации.

По состоянию на 1 февраля 2014 года в целом по Российской Федерации в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2014 году предусмотрены средства для финансирования программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 56,56 млрд рублей.

По предварительной оценке, необходимый размер финансирования региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда со стороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2014 году составляет 54,59 млрд рублей.

В среднем по России субъектами Федерации обеспечен достаточный уровень софинансирования региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда в пропорциях, установленных Федеральным законом №185-ФЗ.

Однако по результатам оценки достаточности предусмотренного бюджетами субъектов Российской Федерации размера финансирования программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2014 году отмечается, что только в 44 субъектах Российской Федерации необходимый объём долевого финансирования указанных программ обеспечен на запланированном уровне и выше.

При этом в отдельных субъектах Российской Федерации объём долевого финансирования программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2014 году составляет менее 30% от необходимого.

В отдельных субъектах Российской Федерации при наличии большого объёма аварийного жилищного фонда отмечаются низкая бюджетная обеспеченность и отсутствие возможности привлечения дополнительных источников финансирования программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

С целью урегулирования сложившейся ситуации Минстроем России совместно с Минфином России с участием данных субъектов Российской Федерации прорабатывается возможность привлечения субъектами Российской Федерации, бюджетами которых предусмотрен недостаточный объём финансирования программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, дополнительных источников финансирования таких программ, а в случае отсутствия дополнительных источников финансирования – возможность предоставления дополнительных денежных средств на реализацию указанных программ посредством предоставления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Реализация мероприятий, предусмотренных комплексом мер, позволит расселить в период 2014–2017 годов аварийный жилищный фонд обшей площадью 11 365,38 тыс. кв. м, в том числе 10 257,88 тыс. кв. м – с участием средств Фонда ЖКХ и 1 107,49 тыс. кв. м – в рамках иных региональных и муниципальных программ, проектов государственно-частного партнёрства.

Общая численность подлежащих переселению граждан составляет 777,33 тыс. человек, из которых должны быть переселены в рамках программ, реализуемых с участием средств Фонда ЖКХ, 678,38 тыс. человек и в рамках иных региональных и муниципальных программ, проектов государственно-частного партнёрства 98,96 тыс. человек.

Реализация региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2014–2017 годах согласно запланированным показателям потребует выделения субъектам Российской Федерации финансовой поддержки за счёт средств Фонда ЖКХ в размере 98,3 млрд рублей. При этом размер софинансирования за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также дополнительных источников, по прогнозной оценке, составит около 191 млрд рублей.

Полномочия Фонда ЖКХ предложили расширить

В России необходимо создать единый институт развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства. С таким предложением к правительству обратились эксперты Совета Федерации (СФ) («Известия» ознакомились с документами). Институт предлагают открыть на базе госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» (Фонд ЖКХ), до завершения работы которого осталось полгода. В случае положительного решения полномочия структуры должны расширить, считают эксперты. В частности, можно было бы отнести к компетенциям единого фонда создание рыночных механизмов для решения проблем в коммунальной сфере.

Предложения правительству РФ включают в себя «вопрос о создании единого института отрасли жилищно-коммунального хозяйства — Фонда модернизации инфраструктуры муниципальных образований путем преобразования государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Это приведет к расширению полномочий уже существующего фонда. Такие рекомендации кабмину дал Совет по вопросам жилищного строительства и содействия развитию ЖКХ при СФ.

К компетенциям института развития планируется отнести реализацию механизмов расселения аварийного жилья, формирование комфортной городской среды, строительство полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов и заводов по переработке мусора. Также его хотят подключить к разработке нацпроекта в сфере жилья и городской среды и нацпроекта по экологии, следует из документа.

Аналогичные предложения сам Фонд направил 1 июня в комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. С письмом за подписью заместителя генерального директора фонда Ольги Сердюк «Известия» ознакомились.

Ранее президент Владимир Путин продлил работу Фонда ЖКХ до 1 января 2019 года, структура должна была прекратить свое существование годом ранее. Увеличить срок жизни фонда понадобилось на время завершения действующей программы расселения аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, и формирования постоянно действующего механизма переселения граждан из ветхих и аварийных домов.

Председатель Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию ЖКХ, вице-спикер СФ Галина Карелова считает, что у Фонда накоплен огромный опыт в решении жилищных проблем, поэтому у госкорпорации должна быть перспектива дальнейшего развития. Сейчас по поручению правительства обсуждаются вопросы дальнейшей судьбы Фонда, прокомментировали «Известиям» ситуацию в Минстрое.

По мнению экспертов, сегодня Фонд работает недостаточно эффективно. Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева отметила, что Фонд ЖКХ фактически просто занимается распределением бюджетных средств по регионам.

В отчете Счетной палаты об итогах контрольного мероприятия (документ за 27 октября 2017 года, есть у «Известий») указано, что участие субъектов РФ в модернизации коммунальной инфраструктуры с использованием поддержки Фонда ЖКХ не является системным, а носит «заявительный характер, имеющий точечную направленность».

Председатель комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ Андрей Широков отметил, что одной из главных задач фонда в ближайшее время станет расселение 12,6 млн кв. м аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. По его оценке, в ближайшие годы в стране появится до 40 млн кв. м площади в аварийных домах. Сегодня правительство разрабатывает механизмы расселения, которые предполагают не только использование государственных средств, но и привлечение частных инвестиций, напомнил он.

Надежда Косарева полагает, что институт развития мог бы разрабатывать методологию таких проектов, предоставлять финансовую поддержку, гарантии по кредитам, а также субсидировать процентные ставки. То же самое касается проблемы модернизации коммунальной инфраструктуры.

В жилищной сфере аналогичный институт развития уже существует. Это госкомпания «Дом.РФ» (ранее — АИЖК). Она ориентирована на развитие рынка ипотеки, арендного жилья, выделения федеральных земель под жилищное строительство.

Дискуссии по поводу появления схожей структуры в жилищно-коммунальном хозяйстве продолжаются несколько лет. Михаил Мень, ранее занимавший должность главы Минстроя, неоднократно заявлял, что возможность создания единого института на базе Фонда ЖКХ в правительстве обсуждалась, но окончательного решения не принято.

Читайте также:  Как стать председателем правления ТСЖ обязанности и полномочия

Фонд ЖКХ был сформирован в 2007 году, на его создание пошли средства обанкротившейся компании ЮКОС в размере более 200 млрд рублей. Фонд финансово помогает субъектам и муниципалитетам в проведении капремонта многоквартирных домов и переселении граждан из аварийных домов. С 2013 года его средства также идут на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. Председателем набсовета фонда является Сергей Степашин.

Источники финансирования сферы ЖКХ как сдерживающий фактор повышения качества предоставляемых услуг

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.07.2014 2014-07-28

Статья просмотрена: 3777 раз

Библиографическое описание:

Леонтьева М. С. Источники финансирования сферы ЖКХ как сдерживающий фактор повышения качества предоставляемых услуг // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 152-154. — URL https://moluch.ru/archive/71/11988/ (дата обращения: 03.02.2020).

Стремительный рост и развитие городов невозможно представить без развития сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), являющегося составной частью и, в то же время, самостоятельной отраслью народного хозяйства. Большая Советская энциклопедия, формулирует понятие коммунального хозяйства, следующим образом:

«Коммунальное хозяйство — совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства» [1]

Коммунальное хозяйство в городах так же обслуживает промышленные предприятия, поставляя им воду, электроэнергию и газ.

Сфера ЖКХ выступаем в качестве базиса благополучного существования общества в целом, создавая комфортабельные условия проживания человека в современном мире. Однако в данной отрасли народного хозяйства имеется ряд сложных вопросов, которые на протяжении длительного времени являются сдерживающим фактором на пути совершенствования качества предоставляемых услуг. Так, первоочередным вопросом является система финансирования и инвестирования в сфере ЖКХ, которая в настоящее время обсуждаются на высших уровнях власти.

Финансовые ресурсы, которые могут быть использованы собственниками помещений для целей капитального ремонта или же модернизации это, прежде всего, средства самих собственников помещений, заемные средства (в том числе банковские кредиты), а также бюджетные субсидии и другие средства.

Основной проблемой коммунального хозяйства является недостаточное финансирование строительства и эксплуатации жилья. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на протяжении длительного периода времени в капитальный ремонт, а тем более в модернизацию вкладывалось ограниченное количество денежных средств, не отвечающих реальным потребностям в объеме финансирования (содержание жилищного фонда было убыточным, так как квартирные платежи были довольно низкими, что покрывала только малую часть затрат на эти цели, на практике содержание жилищно-коммунального фонда происходила за счет огромных дотаций, выделяемых государством, что является большим обременением бюджета) Итогом данных действий стало то, что проблема достигла такого уровня, при котором возложить ее решение целиком на собственников имущества в настоящее время невозможно, а, соответственно, в настоящее время особое значение приобретают различные целевые программы, в рамках которых предоставляются бюджетные средства. При этом следует заметить, что все большую актуальность приобретает разработка механизмов использования бюджетных средств на эти цели в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Одним из немногих путей решения данной проблемы является инвестирование в данную сферу.

Жилищно-коммунальное хозяйство, с точки зрения инвестиционной целесообразности имеет несколько специфических особенностей:

– в данной отрасли отсутствует конкуренция, т. е. она имеет монополистический характер;

– ежедневное использование услуг;

– государственной регулирование цен на услуги;

– прогнозируемое снижение потребления ресурсов, в связи экономией потребителей;

– относительно маленькие потребности по проектам реконструкций;

– отсутствие ликвидационной стоимости. []

Существуют несколько источников финансирования коммунального хозяйства:

1. Бюджетные средства (средства регионального, муниципального бюджетов в рамках целевых программ или региональных фондов);

2. Внебюджетные привлеченные средства (кредиты российских и международных банков, международные фонды, гранды на энергосберегающие проекты);

3. Собственные средства (прибыль, амортизация, входящая в тарифы для потребителей).

Главным источником финансирования является территориальный бюджет. Все средства из данного бюджета распределяются следующим образом: региональный бюджет 28 %, местный бюджет 72 %. Бюджетные средства в жилищно-коммунальное хозяйство поступают в виде дотаций:

– на возмещение разницы в ценах на предоставляемые населению услуги и продукцию;

– на капитальные вложения;

– на оплату выполненных работ и оказанных в населенных местах услуг. [2]

На сегодняшний день главной задачей жилищно-коммунального хозяйства является нахождение путей решения сокращения темпов роста расходов и их снижение. Понижение роста расходов на содержание ЖКХ во многом зависит от правильной организации процесса эксплуатации.

Основными путями усовершенствования системы организации эксплуатации является:

– концентрация материальных ресурсов, направляемых в эту отрасль;

– автоматизация и механизация производственных процессов;

– создание организаций, выполняемых на высшем техническом уровне обслуживание инженерных систем и ремонт зданий;

Наибольшая часть средств, выделяемых на содержание фонда ЖКХ, используется на выполнение текущего ремонта. Для содержания домов в технически исправном состоянии необходимо своевременное и достаточное финансирование текущего ремонта. Большой объем материальных ресурсов, выделяемых на текущий ремонт, ставят задачу более эффективного их использования.

Одним из важнейших аспектов улучшения финансового состояния предприятия является мобилизация доходов. Источниками доходов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства являются:

– сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы;

Квартирная и арендная плата составляет 80 % доходов.

Нехватка финансовых ресурсов, у органов местного самоуправления субъектов РФ на финансирование жилищного хозяйства, привело к тому, что на данный момент системы жилищно-коммунального хозяйства изношены на 80–90 % и требуют капитального ремонта, местами даже полной замены. Так же одной из причин плачевного состояния данной отрасли является отсутствие жесткой и отлаженной системы контроля за денежными средствами, выделяемыми региональными и муниципальными бюджетами.

В настоящее время на практике основным направлением модернизации системы финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства является переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме услуг, предоставляемых жилищно-коммунальными хозяйствами, потребителями, при этом предоставляя льготы малообеспеченным семьям. [5] Так же на данный момент в Российской Федерации проводится реформа ЖКХ, которая направлена на повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства. Данной реформой предусматривается реализация программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, основными мероприятиями которого являются:

– привлечение на конкурсной основе предприятий и организаций, различных организационно-правовых форм для управления объектами ЖКХ и его обслуживания;

– формирование системы заключения долгосрочных договоров с инвесторами с целью привлечения внебюджетных инвестиций в развитие жилищно-коммунального комплекса;

– развитие системы тарифного регулирования коммунальных предприятий, в том числе предприятий — естественных монополистов, осуществление контроля за обоснованностью тарифов и взаимоувязка процесса их установления с бюджетным процессом;

– контроль за целевым использованием инвестиционной составляющей тарифа на коммунальные услуги;

– участие в мероприятиях, направленных на повышение эксплуатационной надежности объектов жизнеобеспечения;

– развитие современных систем инженерного обеспечения коммунального хозяйства с применением новых технологий и материалов, модернизация экологически опасных объектов;

– модернизация и капитальный ремонт объектов ЖКХ с применением новых технологий, материалов, оборудования, соответствующих запросам населения;

– переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, улучшение жилищных условий граждан;

– совершенствование дорожных условий и организации дорожного движения, улучшение эстетического вида города;

– сохранение экологически благоприятной ситуации в районах Крайнего Севера;

– возмещение убытков в связи с созданием равных условий по оплате населением услуг электроснабжения, вырабатываемую дизельными электростанциями;

– компенсация выпадающих доходов организаций ЖКК, возникших в связи с применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, установленные органами государственной власти Красноярского края;

– повышение собираемости платежей с населения за начисленные жилищно-коммунальные услуги;

– информирование населения о состоянии, основных направлениях развития жилищно-коммунального хозяйства, об участии граждан в жилищных отношениях;

– обеспечение топливно-энергетическими ресурсами населения, учреждений социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования. [3]

Помимо этого, очередным шагом на пути запуска нового механизма предоставления бюджетных средств можно считать принятие Федерального закона № 185-ФЗ и создание государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунальному хозяйству, призванного оказать финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. [4] Однако следует заметить, что только лишь с помощью средств данного фонда, полностью решить проблему не удастся, поэтому, ориентируясь на опыт других стран с переходной экономикой, существует необходимость привлечения к финансированию кредиты коммерческих банков.

Комбинация представленных источников финансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства в конечном итоге приведет к улучшению качества жизни непосредственных потребителей услуг сферы ЖКХ, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности данной сферы, что в конечном итоге положительно повлияет уровень и качество самих услуг.

Ссылка на основную публикацию