Правительство РФ утвердило новые требования по энергоэффективности

Правительство РФ утвердило новые требования по энергоэффективности

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 ноября 2017 года N 1550/пр

Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст.5711; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4160, 4206; 2011, N 29, ст.4288, 4291; N 30, ст.4590; N 49, ст.7061; N 50, ст.7344, 7359; N 51, ст.7447; 2012, N 26, ст.3446; N 29, ст.3989; N 53, ст.7595; 2013, N 14, ст.1652; N 23, ст.2871; N 27, ст.3477; N 52, ст.6961, 6964, 6966; 2014, N 40, ст.5322; N 45, ст.6149, 6154; 2015, N 1, ст.19; N 27, ст.3967; N 29, ст.4359; 2016, N 27, ст.4202; 2017, N 31, ст.4745; N 31, ст.4828), пунктом 3 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 18 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст.742; 2013, N 50, ст.6596; 2014, N 14, ст.1627; 2017, N 12, ст.1719; N 22, ст.3160), подпунктом 5.2.77 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2014, N 12, ст.1296; N 40, ст.5426; N 50, ст.7100; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.660; N 22, ст.3234; N 23, ст.3311, 3334; N 24, ст.3479; N 46, ст.6393; N 47, ст.6586, 6601; 2016, N 2, ст.376; N 6, ст.850; N 28, ст.4741; N 41, ст.5837; N 47, ст.6673; N 48, ст.6766; N 50, ст.7112; 2017, N 1, ст.185; N 8, ст.1245; N 32, ст.5078; N 33, ст.5200), и на основании пункта 52 плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 50, ст.6114; 2010, N 18, ст.2243, N 37, ст.4675; N 40, ст.5133),

приказываю:

1. Утвердить Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В.Чибиса.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
23 марта 2018 года,
регистрационный N 50492

Приложение. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 17 ноября 2017 года N 1550/пр

I. Сфера применения требований энергетической эффективности

1. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (далее – требования энергетической эффективности) устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст.5711; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4160, 4206; 2011, N 29, ст.4288, 4291; N 30, ст.4590; N 49, ст.7061; N 50, ст.7344, 7359; N 51, ст.7447; 2012, N 26, ст.3446; N 29, ст.3989; N 53, ст.7595; 2013, N 14, ст.1652; N 23, ст.2871; N 27, ст.3477; N 52, ст.6961, 6964, 6966; 2014, N 40, ст.5322; N 45, ст.6149, 6154; 2015, N 1, ст.19; N 27, ст.3967; N 29, ст.4359; 2016, N 27, ст.4202; 2017, N 31, ст.4745; N 31, ст.4828) (далее – Федеральный закон N 261-ФЗ) и Правилами установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 18 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст.742; 2013, N 50, ст.6596; 2014, N 14, ст.1627; 2017, N 12, ст.1719; N 22, ст.3160) (далее – Правила установления требований).

2. Требования энергетической эффективности устанавливаются к проектируемым, реконструируемым, проходящим капитальный ремонт и эксплуатируемым отапливаемым зданиям, строениям, сооружениям, оборудованным теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.

II. Показатели, характеризующие выполнение требований энергетической эффективности

3. Выполнение требований энергетической эффективности обеспечивается соблюдением удельного годового расхода:

энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию всех типов зданий, строений, сооружений;

электрической энергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение многоквартирных домов.

4. При проектировании всех типов зданий, строений, сооружений и при эксплуатации зданий, строений, сооружений (за исключением многоквартирных домов) удельный расход энергетических ресурсов рассчитывается на 1 м отапливаемого объема помещений. При эксплуатации многоквартирных домов удельный расход энергетических ресурсов рассчитывается на 1 м общей площади квартир и полезной площади нежилых помещений многоквартирных домов.

5. Выполнение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений при проектировании, строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений обеспечивается путем достижения значения удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (приложение N 2 к настоящим Требованиям) при соблюдении санитарно-гигиенических требований к помещениям зданий, строений, сооружений.

7. Для вновь создаваемых зданий (в том числе многоквартирных домов), строений, сооружений удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается:

с 1 июля 2018 г. – на 20 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (приложение N 2 к настоящим Требованиям);

с 1 января 2023 г. – на 40 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (приложение N 2 к настоящим Требованиям);

с 1 января 2028 г. – на 50 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (приложение N 2 к настоящим Требованиям).

8. Для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий, строений, сооружений (за исключением многоквартирных домов) удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается с 1 июля 2018 г. на 20 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (приложение N 2 к настоящим Требованиям). Дальнейшее уменьшение удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию не проводится.

9. При эксплуатации многоквартирных домов удельный годовой расход энергетических ресурсов в многоквартирном доме включает в себя суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды. Указанный удельный годовой расход энергетических ресурсов устанавливается в соответствии с пунктом 22 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (далее – Правила определения класса энергетической эффективности), утвержденных приказом Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 399/пр (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2016 г., регистрационный N 43169).

10. При вводе в эксплуатацию здания, строения, сооружения застройщик обеспечивает подтверждение соответствия удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, установленной в пунктах 5-8 настоящих Требований.

11. Застройщик обеспечивает подтверждение соответствия удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания, строения, сооружения, установленной в пунктах 5-8 настоящих Требований, не реже 1 раза в 5 лет получением значений потребления энергетических ресурсов по показаниям приборов учета с пересчётом в соответствии с фактическими условиями указанных значений к расчетным условиям, влияющим на объем потребления энергетических ресурсов (далее – инструментально-расчетный метод).

12. Для многоквартирных домов классов энергетической эффективности В, А, А+, А++, определенных в соответствии с пунктом 7 Правил определения класса энергетической эффективности, застройщик обеспечивает подтверждение соответствия удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, указанного в пункте 9 настоящих Требований, инструментально-расчетным методом в течение первых 10 лет эксплуатации многоквартирного дома.

13. Для многоквартирного дома, в котором проведены работы по капитальному ремонту общего имущества, обязательное подтверждение требований энергетической эффективности, указанных в главах II и III настоящих Требований, обеспечивается управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, с использованием инструментально-расчетного метода для элементов конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, изменяемых при капитальном ремонте общего имущества.

В случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений многоквартирного дома, обязательное подтверждение требований энергетической эффективности, указанных в главах II и III настоящих Требований, обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

III. Обязательные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности

14. К обязательным техническим требованиям энергетической эффективности относятся первоочередные требования энергетической эффективности, установленные пунктом 8_1 Правил установления требований:

а) для административных и общественных зданий общей площадью более 1000 м , подключенных к системам централизованного теплоснабжения, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения:

установка (при условии технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;

оборудование (при условии технической возможности) отопительных приборов автоматическими терморегуляторами (регулирующими клапанами с термоэлементами) для регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от температуры воздуха в помещениях;

б) для проектируемых многоквартирных домов, подключаемых к системам централизованного теплоснабжения, – установка (при условии наличия технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения многоквартирного дома поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;

в) для помещений административных и общественных зданий с проектным числом работы осветительных приборов свыше 4 тыс. часов в год и систем освещения, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при проектировании новых, а также при реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем освещения – использование для рабочего освещения источников света со светоотдачей не менее 95 лм/Вт и устройств автоматического управления освещением в зависимости от уровня естественной освещенности, обеспечивающих параметры световой среды в соответствии с установленными нормами.

15. К обязательным техническим требованиям относятся поэлементные, комплексное и санитарно-гигиеническое требования к теплозащитной оболочке здания, указанные в акте пункта 35 перечня стандартов и сводов правил.

IV. Дополнительные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимые в действие с 2023 и 2028 года

Приложение N 1. Удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий

Приложение N 1
к Требованиям энергетической
эффективности зданий,
строений, сооружений

Проект Постановления Правительства Российской Федерации “О внесении изменений в Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (подготовлен Минэкономразвития России 01.03.2019)

Досье на проект

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

2. В срок до 1 октября 2019 года:

а) Федеральной антимонопольной службе с участием Министерства экономического развития Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;

б) Министерству экономического развития Российской Федерации:

утвердить требования к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ее реализации;

утвердить нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего постановления.

3. Установить, что требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат установлению (корректировке) в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1, который вступает в силу с 1 января 2020 года.

Председатель Правительства Российской ФедерацииД. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от г. N

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности

1. Абзац третий пункта 1, пункт 3 признать утратившими силу;

2. Дополнить пунктами 4(3) – 4(5)следующего содержания:

“4(3) Требования к программам устанавливаются раздельно в отношении:

1) основных средств (зданий, строений, сооружений и прочих основных средств) регулируемых организаций, не используемых непосредственно в технологическом процессе производства продукции (включая товары, работы и (или) услуги) при осуществлении регулируемых видов деятельности;

2) основных средств регулируемых организаций, используемых непосредственно в технологическом процессе производства продукции (включая товары, работы и (или) услуги) при осуществлении регулируемых видов деятельности.

4(4) Требования к содержанию программ регулируемых организаций в отношении основных средств, не используемых непосредственно в технологическом процессе производства продукции (включая товары, работы и (или) услуги) должны содержать следующие положения:

1) требования к целевым показателям энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно обеспечиваться в результате реализации программы:

снижение удельных показателей потребления электрической энергии в натуральном выражении;

снижение удельных показателей потребления тепловой энергии в натуральном выражении;

снижение удельных показателей потребления газа, мазута, угля дизельного и (или) иного топлива в натуральном и условном выражении;

снижение удельных показателей потребления горячей воды в натуральном выражении;

снижение удельных показателей потребления холодной воды в натуральном выражении;

показатели, характеризующие экономию, достигнутую в результате реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в натуральном и стоимостном выражении.

2) требования к составу мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая:

установку в эксплуатируемых регулируемыми организациями зданиях, строениях, сооружениях приборов учета используемых энергетических ресурсов и воды, в том числе оснащенных автоматизированными системами, обеспечивающими дистанционный сбор и передачу данных показателей таких приборов учета;

реконструкцию, модернизацию, капитальный и (или) текущий ремонт и иные мероприятия, направленные на снижение уровня тепловых потерь и повышение уровня тепловой защиты эксплуатируемых регулируемыми организациями зданий, строений, сооружений;

Читайте также:  Рост коммунальных тарифов ожидает россиян с 1 июля

замену осветительных устройств, электрических ламп, используемых в цепях переменного тока в целях освещения, на устройства и (или) лампы с повышенными показателями их энергетической эффективности;

мероприятия по снижению уровня потерь энергетических ресурсов и воды при их передаче и (или) распределении с использованием инженерных систем в эксплуатируемых регулируемыми организациями зданиях, строениях, сооружениях;

мероприятия по замене оборудования в эксплуатируемых регулируемыми организациями зданиях, строениях, сооружениях на оборудование, обеспечивающее снижение потребления энергетических ресурсов и (или) воды либо расходов, связанных с их потреблением;

мероприятия по оснащению оборудования эксплуатируемых регулируемыми организациями зданий, строений, сооружений, автоматическими системами регулирования потребления энергетических ресурсов;

мероприятия, реализуемые через механизм энергосервисных договоров (контрактов);

указание на допустимость включения в программы дополнительных мероприятий, не предусмотренных устанавливаемыми требованиями.

3) требования к срокам реализации мероприятий программ.

4(5) Требования к содержанию программ регулируемой организации в отношении основных средств, используемых непосредственно в технологическом процессе производства продукции (включая товары, работы и (или) услуги) должны предусматривать:

1) требования к целевым показателям энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно обеспечиваться в результате реализации программы:

показатель снижения расхода энергетических ресурсов, используемых при производстве единицы продукции (включая товары, работы и (или) услуги);

показатель снижения удельного расхода энергетических ресурсов при их передаче (распределении), включая потери энергетических ресурсов;

объем выбросов парниковых газов при производстве единицы продукции (включая товары, работы и (или) услуги);

целевые показатели, являющиеся плановыми значениями показателей энергетической эффективности объектов теплоснабжения, рассчитанные в соответствии с Правилами определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о теплоснабжении.

2) требования к составу мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая:

реконструкцию, модернизацию, технологическое перевооружение в отношении основных средств, непосредственно используемых в технологическом процессе производства продукции (включая товары, работы и услуги) при осуществлении регулируемых видов деятельности, в целях снижения потребления и (или) потерь энергетических ресурсов;

оптимизацию технологических процессов производства продукции в целях снижения потребления и (или) потерь энергетических ресурсов при ее производстве;

3) требования к срокам реализации мероприятий программ.”;

3. Пункт 7 признать утратившим силу;

4. В пункте 8 после слов “обязательных мероприятий.” дополнить словами “В обязательном порядке подлежат установлению значения целевых показателей, отражающих долю использования осветительных устройств с использованием светодиодов в общем объеме используемых осветительных устройств в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 4(1) настоящих Правил.”;

после слов “описании целевых показателей” дополнить словами “, в отношении которых не установлены значения,”;

слова “и ожидаемых сроков их окупаемости” исключить;

6. Пункт 14 дополнить подпунктами 4 и 5 следующего содержания:

“4) данных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, схем и программ перспективного развития электроэнергетики и прочих источников информации, учет которых предусмотрен настоящими Правилами;

5) данных государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.”;

7. Пункт 16 изложить в следующей редакции:

“16. Требования к программе устанавливаются регулирующим органом начиная с 2020 года на 3 года, если в соответствии с законодательством Российской Федерации срок действия инвестиционной программы регулируемой организации превышает 3 года- на срок действия инвестиционной программы. Установленные требования могут ежегодно корректироваться с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного на очередной финансовый год, утвержденных на аналогичный период производственной, инвестиционной программ регулируемой организации и установленных цен (тарифов) на товары (услуги) регулируемой организации, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, схем и программ перспективного развития электроэнергетики, результатов контроля за реализацией программ регулируемых организаций, размещаемых в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и контроля, предусмотренного пунктом 22 настоящих Правил.”;

8. Пункт 17 дополнить абзацем следующего содержания:

“Если регулируемая организация осуществляет водоснабжение и (или) водоотведение, либо регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и (или) электроэнергетики, проект решения регулирующего органа до 1 марта года, в котором истекает срок действия ранее установленных требований, направляется на согласование в орган, уполномоченный на утверждение схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и водоотведения, схемы и программы перспективного развития электроэнергетики (далее – уполномоченный орган), в состав которой подлежат включению, либо включены целевые показатели и (или) обязательные мероприятия программы. Проект решения подлежит обязательному согласованию уполномоченным органом в 10-дневный срок. В случае непредставления уполномоченным органом позиции в регулирующий орган в течение установленного срока проект решения считается согласованным. При наличии разногласий в отношении проекта решения такие разногласия подлежат урегулированию в порядке, предусмотренном пунктом 59 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, до срока, установленного пунктом 17 настоящих Правил.”;

9. Пункт 19 изложить в следующей редакции:

“19. Решение регулирующего органа в 3-дневный срок размещается в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и направляется регулируемой организации.”;

10. Дополнить пунктами 20 и 21 следующего содержания:

“20. Программы утверждаются в течение года с момента возникновения у такой организации обязанности по ее утверждению. Срок реализации программы устанавливается равным не менее 3 лет, начиная с года, следующего за годом утверждения программы. Программа подлежит ежегодной актуализации.

21. Требования к порядку актуализации программ устанавливаются регулирующим органом, при этом общий срок реализации программы от даты актуализации должен составлять не менее 3 лет.”;

11. Дополнить разделом IV следующего содержания:

“IV. Контроль за соблюдением требований к программе

22. Контроль за соблюдением установленных требований к программе при ее утверждении и реализации осуществляется регулирующим органом путем проведения систематического наблюдения и анализа, в том числе:

1) при рассмотрении представляемых документов и материалов в рамках процедуры рассмотрения дел об установлении цен (тарифов);

2) путем анализа утвержденной программы, отчетности о ходе реализации программы и иной информации, размещаемой регулируемой организацией в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) с учетом результатов контроля за использованием инвестиционных ресурсов, учитываемых при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов), контроля за реализацией инвестиционных программ регулируемых организаций, производственных программ организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение.

23. По результатам контроля регулирующий орган:

1) выносит предписания об устранении регулируемой организацией нарушений;

2) при обнаружении случаев административного правонарушения принимает меры по привлечению регулируемой организации и ее должностных лиц к административной ответственности в установленном порядке.”.

Приложение
к постановлению Правительства Российской Федерации
от N ____

ПЕРЕЧЕНЬ
УТРАТИВШИХ СИЛУ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. N 452 “Об утверждении Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 21, ст. 2705)

2. Подпункт “б” пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 971 “О внесении изменений в Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст. 5750);

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 1374 “О внесении изменения в пункт 7 Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 48, ст. 7416).

Обзор документа

Минэкономразвития предложило Правительству РФ уточнить требования к программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности организаций, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.

Поправки касаются установления требований:

– к целевым показателям;

– к составу мероприятий;

– к срокам реализации программ.

Будут урегулированы вопросы контроля за соблюдением требований к программам.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Правительство РФ утвердило новые требования энергоэффективности

21 марта 2017 г., 13:57

Правительство Российской Федерации постановлением от 7 марта № 275 утвердило разработанные Минэнерго России первоочередные обязательные требования энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений. Как отметил заместитель Министра энергетики Инюцын, сфера ЖКХ является крупнейшим потребителем тепловой энергии, более 40% всего вырабатываемого тепла идет на отопление, при этом расход энергоресурсов на отопление в России заметно выше, чем во многих других странах со схожими климатическими условиями.

“Поэтому повышение энергоэффективности в данной сфере является одним из долгосрочных приоритетов государственной политики в области энергосбережения.

Утвержденные Правительством Российской Федерации первоочередные требования энергоэффективности позволят за счет применения современных энергосберегающих технологий не только снизить потребление тепловой энергии на 20-30%, а расход электроэнергии на освещение – от 2 до 10 раз, но и заметно повысить качество коммунальных услуг.

Примечание: Об установлении первоочередных требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

Постановление от 7 марта 2017 года №275. В частности, устанавливается, что при новом строительстве (для всех типов зданий) и капитальном ремонте (за исключением жилых зданий) должно быть установлено оборудование, позволяющее обеспечивать автоматическое регулирование потребления тепла в системах отопления и вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха с поддержанием заданной температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения. Установленные первоочередные требования позволят повысить энергетическую эффективность строящихся, реконструированных и проходящих капитальный ремонт зданий административного, общественного и жилого назначения, снизить платежи за коммунальные ресурсы при эксплуатации таких зданий. Подготовлено Минэнерго России во исполнение пункта 3 плана мероприятий («дорожной карты») по повышению энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (утвержден распоряжением Правительства от 1 сентября 2016 года №1853-р). Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство России вправе устанавливать первоочередные требования по энергетической эффективности в отношении зданий. Подписанным постановлением внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства по вопросам установления первоочередных требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений. В частности, устанавливается, что при новом строительстве (для всех типов зданий) и капитальном ремонте (за исключением жилых зданий) должно быть установлено оборудование, позволяющее обеспечивать автоматическое регулирование потребления тепла в системах отопления и вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха с поддержанием заданной температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения. Кроме того, устанавливается требование, согласно которому при новом строительстве и капитальном ремонте административных зданий отопительные приборы должны быть оборудованы автоматическими терморегуляторами с термоэлементами для регулирования температуры воздуха в помещениях. Предусматривается также использование систем освещения со светоотдачей не менее 95 лм/Вт для мест общего пользования многоквартирных домов и для административных зданий. Установленные первоочередные требования позволят повысить энергетическую эффективность строящихся, реконструированных и проходящих капитальный ремонт зданий административного, общественного и жилого назначения, снизить платежи за коммунальные ресурсы при эксплуатации таких зданий.

Региональный центре энергоэффективночти


Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения»

Начинается первый этап применения новых требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, в течение которого должно быть достигнуто соответствие осветительных устройств новым требованиям к энергетической эффективности и эксплуатационным характеристикам.

Приказ Минстроя России от 17.11.2017 № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

Для вновь создаваемых зданий (в том числе многоквартирных домов), строений, сооружений удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается на 20% по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

Приказ Минстроя России от 09.01.2017 № 8/пр «Об утверждении Перечня рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан»

Минстроем России утверждены рекомендации по обеспечению энергоэффективности и энергосбережению в садоводческих товариществах. В качестве мер, направленных на повышение энергоэффективности, Минстрой России предлагает, в частности, осуществить замену исчерпавшего срок службы оборудования на энергоэффективное, произвести установку приборов учета потребленной энергии, ремонт и восстановление поврежденных сетей энергоснабжения.

Приказ ФАС России от 29.03.2018 №399/18 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на 2018-2022 годы»

Установлены целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значения, достижение которых должно быть обеспечено в ходе реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – целевые показатели, программы), на 2018-2022 годы для субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2018 № 703-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации»

Утвержден перечень мероприятий по повышению энергетической эффективности российской экономики.

Комплексный план предусматривает реализацию мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности экономики РФ, в отношении предприятий промышленности, регулируемых организаций, организаций с государственным участием, организаций бюджетной сферы, многоквартирных домов.

В отношении регулируемых инфраструктурных компаний предусмотрены действия по снижению потерь энергетических ресурсов в ходе их транспортировки и их потреблении.

Планом предусматривается сочетание мер прямого административного воздействия и стимулирующих мер, а также мероприятий, направленных на информационное и методологическое обеспечение реализации государственной политики по повышению энергоэффективности.

Цель плана – модернизация основных фондов, увеличение вклада технологического фактора в снижение энергоёмкости валового внутреннего продукта не менее чем до 1,5 % в год.

Постановление Правительства РФ от 21.04.2018 № 486 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Уточнены требования энергоэффективности к объектам госзакупок. Настоящим Постановлением Перечень товаров, работ, услуг по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности, приведен в соответствие с национальными стандартами в области энергетической эффективности. Также установлены требования энергоэффективности для работ по проектированию, строительству и реконструкции многоквартирных домов, общественных и административных зданий.

Читайте также:  Самая узкая улица в мире под угрозой закрытия

Федеральный закон от 23.04.2018 № 107-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования»

Вносимыми изменениями органы государственной власти РФ наделяются полномочиями по установлению требований к программам энергетической эффективности государственных и муниципальных организаций. При этом отмечается, что указанные требования должны устанавливаться в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

С 16 января 2019 года органы власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения больше не должны проводить обязательные энергообследования и получать энергопаспорта. Вместо этого придется ежегодно предоставлять декларации о фактическом расходовании энергетических ресурсов посредством государственной информационной системы в области энергосбережения ГИС «Энергоэффективность».

За непредставление декларации предусмотрена административная ответственность (ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ) – штрафы в размере от 10 000 до 15 000 руб. (для должностных лиц) и от 50 000 до 250 000 руб. (для юридических лиц).

Кроме того, вернется обязанность снижать объемы их потребления, но теперь она не ограничится пятилетним сроком и будет увязана с размерами бюджетного финансирования, предоставляемого для обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

Согласно ч. 3 ст. 16 Закона № 261-ФЗ сведения будут использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе при определении размера субсидий на выполнение задания бюджетным или автономным учреждением.

Учреждения уже прошли один пятилетний цикл экономии. В частях 1, 2 ст. 24 Закона № 261-ФЗ сказано: с 1 января 2010 года они должны были обеспечивать снижение в сопоставимых условиях объема израсходованных ресурсов. За пять лет необходимо сократить энергопотребление не менее чем на 15% (по сравнению с объемами 2009 года), то есть не менее чем на 3% в год. Теперь снова нужно экономить энергоресурсы, причем это требование бессрочное. В ст. 24 Закона № 261-ФЗ не указаны конкретные периоды и проценты экономии. Их должно установить Правительство РФ до конца текущего года.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24 Закона № 261-ФЗ большинство расходуемых ресурсов (дизельное и иное топливо, мазут, природный газ, тепловая и электрическая энергия, уголь) должно снижаться в суммарном объеме.

Но процент уменьшения потребления воды Правительство РФ определит отдельно – данный показатель не будет суммироваться с другими. Еще один важный момент: в Законе говорится о снижении потребления в сопоставимых условиях. То есть учреждение по-прежнему должно учитывать при расчетах объемов климатические факторы, характерные для местности, в которой оно расположено.

Органы-учредители учтут обязательные проценты экономии при определении размера субсидии на выполнение задания (ч. 2 ст. 24 Закона № 261-ФЗ). А вот сокращение потребления ресурсов сверх установленных объемов не повлечет пропорционального уменьшения субсидии.

Впрочем, учреждения смогут избежать снижения бюджетных ассигнований на оплату фактически расходуемых топливных ресурсов и воды. Чтобы сохранить размер субсидии, необходимо выполнить два условия (ч. 2.1 ст. 24 Закона № 261-ФЗ):

сократить объемы энергопотребления в установленных процентах;

привлечь внебюджетное финансирование в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности (в том числе с использованием энергосервисного договора).

Сохранить прежнее финансирование при сокращении собственных расходов на энергопотребление учреждения смогут в течение срока действия соглашений и договоров по реализации названных проектов и мероприятий.

В 2019 году органы исполнительной власти будут обязаны ежеквартально представлять в Минэнерго сведения, об объеме снижения потребляемых учреждениями топливных ресурсов и воды, а также о сопоставимых условиях, влияющих на определение этого объема (ч. 2.2 ст. 24 Закона №261-ФЗ). Соответствующая информация станет размещаться в ПС «Энергоэффективность».

Также для учреждений появится административная ответственность за несоблюдение правил предоставления информации в ГИС «Энергоэффективности» в виде штрафа: для должностных лиц в размере 5 000 руб., для юридических лиц в размере 10 000 руб. (ч. 9 ст. 9.16 КоАП РФ).

Постановление Правительства РФ от 23.07.2018 № 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Полномочия по созданию государственной информационной системы и условий для ее функционирования переданы Министерству экономического развития Российской Федерации, которое является оператором государственной информационной системы. Уточнен порядок формирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Постановление Правительства РФ от 27.09.2018 № 1145 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии»

Скорректированы требования к проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии.

Постановление Правительства РФ от 29.10.2018 № 1281 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1087»

Расширен перечень случаев, в которых заключается контракт жизненного цикла.

Контракт жизненного цикла также будет заключаться в случае выполнения работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета, а также по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).

Это значит, что компании, которые устанавливают водо-, тепло-, электросчетчики и другие приборы в домах, будут нести ответственность за то, как они работают, отслеживать гарантийные сроки, проверять точность показаний, устранять неполадки на протяжении всего технологического и жизненного цикла этих приборов. А потребителям, у которых они будут устанавливаться, не придется отслеживать показания и заниматься поверкой счетчиков.

Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 № 1312 «О внесении изменений в требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения»

Скорректированы требования в области энергоэффективности, применяемые к осветительным устройствам отдельных видов.

Речь идет о требованиях для:

нитевидных (филаментных) светодиодных ламп с различной коррелированной цветовой температурой;

пуско-регулирующей аппаратуры светильников для общественных и производственных помещений с люминесцентными или индукционными лампами, применяемые на 2 этапе (с 1 января 2020 года);

светильников с индексом цветопередачи Ra > 85;

прожекторов с различными углами излучения;

светильников для общественных и производственных помещений с прозрачным защитным стеклом;

светильников с электронным источником питания для уличного освещения со светодиодами;

светильников для уличного освещения со световым потоком более 5000 лм.

Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1374 «О внесении изменения в пункт 7 Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»

Установлены дополнительные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Указывается, что целевые показатели и показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственной или инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, должны отражать, в том числе, объем выбросов парниковых газов при производстве единицы товара (услуги).

Министерство экономического развития
Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ
«Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 г.

Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 г.

Подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 23 ноября 2009 г.

Опубликован в «Российской газете» 27 ноября 2009 г.

Вступает в силу со дня опубликования.

Основные положения:

1. Запрет на оборот энергорасточительных товаров

Возможность введения запретов или ограничения производства и оборота товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при наличии достаточного предложения энергоэффективных товаров-заменителей.

2. Ограничения на оборот ламп накаливания

Вводится запрет на производство, импорт, продажу с 1 января 2011 года ламп накаливания мощностью 100 Вт и более.

Вводится запрет закупок для государственных и муниципальных нужд ламп накаливания всех типов для целей освещения с 1 января 2011 года.

Указывается ориентировочный срок возможного запрета на производство, импортирование, продажу – с 2013 года ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 2014 года – мощностью 25 Вт и более.

Правительство РФ до 1 марта 2010 г. должно установить требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, принять правила утилизации использованных ламп, отходы которых могут нанести вред окружающей среде или здоровью, а также разработать государственную программу утилизации таких ламп, которая должна заработать уже с 1 января 2011 г.

3. Маркировка товаров по энергоэффективности

Вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности:

с 2011 г. – все бытовые энергопотребляющие устройства;

с 2012 г. – компьютерную и оргтехнику;

с 2013 года и далее – иные товары по решению Правительства Российской Федерации.

4. Требования по переходу на расчеты за энергоресурсы по приборам учета

До 1 января 2011 г. все юридические лица, госучреждения должны быть оснащены приборами учета энергетических ресурсов и не позднее, чем через месяц после их установки рассчитываться за потребленный ресурс на основании данных приборов учета.

До 1 января 2012 г. все собственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах должны иметь приборы учета как для дома в целом, так и для каждой квартиры (кроме тепловой энергии) с правом обратиться в ресурсоснабжающую за установкой приборов учета на условиях рассрочки платежа на 5 лет.

Для всех ресурсоснабжающих организаций вводится требование об организации с 1 июля 2010 г. деятельности по установке и эксплуатации приборов учета поставляемого ими ресурса для обслуживаемых ими потребителей.

Если потребитель в срок не установил прибор учета, ресурсоснабжающая организация в течение года обязана установить такой прибор учета, а потребитель оплатить связанные с этим расходы равными долями в течение 5 лет.

5. Требования по энергоэффективности к новым зданиям, строениям, сооружениям

Все здания, строения, сооружения (кроме индивидуального строительства, культовых зданий и малых зданий), вводимые в эксплуатацию после нового строительства, должны соответствовать требованиям по энергоэффективности как в момент ввода в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации здания и быть оснащены приборами учета энергоресурсов.

Требования по энергоэффективности утверждаются федеральным органом исполнительной власти (Минрегионразвития России) в соответствии с Правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения скорейшего перехода к энергоэффективным технологиям Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования по энергоэффективности в самих Правилах.

В отношении новых многоквартирных домов вводится также требование определения класса его энергоэффективности и размещения информации о классе на фасаде многоквартирного дома.

6. Требования к содержанию общего имущества многоквартирных домов, рекомендации к садоводческим, огородническим и дачным объединениям граждан

В Правила содержания общедомового имущества собственниками квартир в многоквартирном доме добавляются обязательные мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности. Такие мероприятия утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании принципов, установленных Правительством Российской Федерации и могут включать, например: наличие двойной входной двери в подъезде, имеющей доводчик, наличие устройств, регулирующих освещение в подъезде, наличие уплотнителей на окнах, входных дверях.

Для общего имущества садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан федеральный орган исполнительной власти – Минрегионразвития России устанавливает перечень рекомендуемых мероприятий, который может быть дополнен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Обязательные энергообследования

Органы государственной власти и местного самоуправления, регулируемые организации, организации с не менее, чем контрольным участием государства или муниципального образования, предприятия ТЭК, организации, ежегодные затраты которых на потребление энергоресурсов составляют более десяти миллионов руб., обязаны до 2012 и далее не менее 1 раза в 5 лет проводить энергетические обследования.

Энергообследования проводятся специализированными организациями – членами СРО по энергообследованиям. Цели – сбор и обработка данных об использовании энергоресурсов, расчет потенциальной экономии и составление необходимых мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности.

По результатам энергообследования специализированная организация предоставляет заказчику паспорт, а копию направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минэнерго России), который устанавливает требования к паспорту. Информацию не указанную в паспорте, исполнитель передает заказчику энергообследования в форме отчета.

8. Бюджетные учреждения и закупки для государственных и муниципальных нужд (далее – госзакупки)

Вводится требование для всех бюджетных учреждений с 2010 года ежегодно в течение 5 лет сокращать на 3% по отношению к уровню 2009 г. потребляемые ими энергетические ресурсы.

С 1 января 2011 года запрещено для государственных и муниципальных нужд закупать лампы накаливания любой мощности, используемые в целях освещения.

Федеральный орган исполнительной власти утверждает список товаров, работ, услуг, при проведении госзакупок которых должны учитываться характеристики энергоэффективности.

В части госзакупок Правительство РФ должно утвердить минимальные требования по энергоэффективности к закупаемым товарам, работам, услугам (например, покупка бытовой и оргтехники классом энергоэффективности не ниже первого), а также требования к условиям заключаемых государственными и муниципальными заказчиками энергосервисных контрактов.

9. Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности составляются всеми государственными компаниями, бюджетными учреждениями и регулируемыми организациями, а также регионами и муниципалитетами.

Законом установлены минимальные требования к программам регионов и муниципалитетов.

В программах указываются целевые показатели повышения энергоэффективности и меры по их достижению.

10. Энергосервисные договора (контракты)

Закон описывает энергосервисные договора (контракты), позволяющие физическим и юридическим лицам достичь экономии энергоресурсов без вложения собственных средств, за счет средств энергосервисной компании. Оплата по энергосервисному контракту – часть стоимости сэкономленных ресурсов.

Допускается применение энергосервисных договоров (контрактов), совмещенных с договорами поставки энергоресурсов (для всех, кроме государственных и муниципальных заказчиков).

Закон устанавливает обязательные условия энергосервисных контрактов, Правительство Российской Федерации устанавливает требования к условиям энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных нужд, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает примерные условия энергосервисных контрактов, совмещенных с договорами поставки энергетических ресурсов.

Закон вводит обязательства для ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций предлагать населению меры по энергосбережению и энергоэффективности, в том числе путем реализации энергосервисных договоров (контрактов).

11. Переход к долгосрочному тарифному регулированию

Одним из основных стимулов к повышению энергоэффективности естественных монополий, организаций коммунального комплекса является применение долгосрочных (на срок от 3х лет и далее) методов тарифного регулирования, включая в первую очередь метод доходности инвестированного капитала с одновременным закреплением обязательств компаний по качеству и развитию предоставляемых услуг.

При таком регулировании у компаний возникают стимулы сокращать затраты, в том числе на энергоресурсы, повышать эффективность использования ресурсов, так как полученная в результате экономия сохраняется у компании и может быть использована на любые цели.

Законом вводится возможность перехода на долгосрочное тарифное регулирование всех предприятий коммунального комплекса и предусматривается обязательный переход на долгосрочное регулирование в следующие сроки.

В электроэнергетике: для ФСК – с 1 января 2010 г., сетевых компаний холдинга МРСК – в течение 2010 г, но не позднее 1 января 2011 года.; для иных электросетевых компаний, а также в теплоснабжении – с 1 января 2012 года.

12. Создание единой (межведомственной) государственной информационной системы по энергоэффективности

В целях методологической и информационно поддержки всего процесса повышения энергетической эффективности и энергосбережения создается Государственная информационная система. К ее задачам относится: систематизация сбора и обмена информацией о потреблении энергоресурсов с федерального, регионального и муниципального уровней, получение аналитических данных о потреблении энергоресурсов и потенциале энергосбережения, и информирование субъектов, населения о возможностях энергосбережения и лучших доступных практиках энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

13. Формы государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Закон предусматриваются такие формы господдержки, как налоговые льготы в виде возможности применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, инвестиционного налогового кредита, а также возмещения процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

14. Связь положений закона с техническим регулированием

Закон устанавливает ряд требований, содержание которых относится к техническому регулированию (требования к зданиям, к обороту продукции, маркировка, утилизация). Для обеспечения связи с законодательством о техническом регулировании предусматривается схема, когда нормы закона, принятые в его исполнение подзаконные акты, а равно ранее принятые и не противоречащие закону ГОСТы, СНИПы действуют до момента принятия соответствующих технических регламентов.

При этом, если вступивший в силу технический регламент покрывает не все сферы, которые покрывал закон и подзаконные нормативные акты, то в указанных сферах действие норм закона и подзаконных актов в качестве обязательных сохраняется.

Это обеспечивает оперативность принятия требований, отработку их на практике и базу для разработки технических регламентов.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 (ред. от 21.04.2018) “Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 декабря 2009 г. N 1221

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРОВ, РАБОТ,

УСЛУГ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В соответствии со статьей 26 Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой установить требования энергетической эффективности в отношении:

товаров, предусмотренных приложением к Правилам, – до 1 июля 2011 г.;

товаров, указанных в подпункте “б” пункта 3 Правил, – не позднее 2 месяцев со дня утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти классов энергетической эффективности для таких товаров;

товаров, указанных в подпункте “в” пункта 3 Правил, – до 1 мая 2010 г.;

работ и услуг, закупка которых осуществляется для государственных или муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов, – до 1 января 2016 г.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации ежегодно, начиная с 2018 года, проводить анализ:

а) энергетической эффективности товаров при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд на предмет выявления категорий товаров, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности;

б) требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд, установленных законодательством иностранных государств, и возможности их применения в Российской Федерации.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством энергетики Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 марта, вносить в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения по изменению существующих и (или) введению новых требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд исходя из необходимости повышения энергетической эффективности таких товаров, работ, услуг.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 7 Правил.

Подпункт “а” пункта 7 Правил вступает в силу по истечении 90 дней с даты утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти классов энергетической эффективности в отношении соответствующих видов (категорий) бытовых энергопотребляющих устройств.

Подпункт “б” пункта 7 Правил вступает в силу с 1 января 2011 г.

Подпункты “в” – “д” пункта 7 Правил вступают в силу с 1 марта 2010 г.

от 31 декабря 2009 г. N 1221

УСТАНОВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

1. Настоящие Правила определяют порядок установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – требования энергетической эффективности), а также первоочередные требования энергетической эффективности.

Требования энергетической эффективности подлежат применению в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая их несовместимости при взаимодействии с товарами, используемыми государственным или муниципальным заказчиком.

2. Требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

3. Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:

а) товары согласно приложению;

б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, для которых в соответствии с подпунктом “а” настоящего пункта установлены требования энергетической эффективности, и товаров, указанных в подпункте “а” пункта 7 настоящих Правил;

в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.

4. Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ, услуг по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Если результатом выполнения работ для государственных или муниципальных нужд является изготовление или переработка товара, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.

В случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.

5. В устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:

а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);

б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);

в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;

г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.

5(1). Требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к настоящим Правилам, устанавливаются с учетом показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значений, а также методик (методов) их измерения (испытания), определенных документами по стандартизации. При этом в требованиях энергетической эффективности товаров должна содержаться ссылка на соответствующие документы по стандартизации.

5(2). Соответствие товаров, указанных в приложении к настоящим Правилам, требованиям энергетической эффективности определяется на основании данных, представленных производителями в документации к объекту закупки, либо протоколов исследований (испытаний) и измерений, выданных аккредитованной испытательной лабораторией (центром), либо иных документов, предусмотренных требованиями энергетической эффективности товаров.

6. Требования энергетической эффективности могут предусматривать запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.

При этом требования энергетической эффективности, предусматривающие такие ограничения, подлежат установлению посредством определения доли указанных товаров, работ, услуг в годовом объеме закупок соответствующего вида товаров, работ, услуг в натуральном или стоимостном выражении.

7. К первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:

а) для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (за исключением ламп электрических бытовых), – наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов;

б) для устанавливаемых систем управления освещением – наличие одной из следующих функций:

управление освещенностью по заданному расписанию;

управление освещенностью в зависимости от наличия (отсутствия) людей в помещении;

управление освещенностью в зависимости от интенсивности естественного освещения с автоматическим включением (выключением) или изменением яркости освещения не менее чем на 50 процентов;

в) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии, мощностью более 5 гигакалорий в час – обеспечение комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Указанное требование применяется также при осуществлении закупок работ по разработке проектных решений по реконструкции действующих объектов по производству тепловой энергии и по их реализации;

г) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии (за исключением объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, мощностью менее 5 гигакалорий в час) – обеспечение коэффициента полезного использования энергии не менее 85 процентов при нормальном режиме работы (под коэффициентом полезного использования энергии понимается отношение энергии произведенного тепла к энергии потраченного топлива);

д) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии – обеспечение суммарного коэффициента полезного использования энергии не менее 70 процентов в когенерационном цикле при нормальном режиме работы (под суммарным коэффициентом полезного использования энергии понимается суммарное отношение тепловой и электрической энергии к энергии потраченного топлива);

е) для ламп электрических, работающих от электрической сети переменного тока напряжением 220 В:

наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности;

запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 – 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;

запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;

запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;

ж) для светильников для наружного освещения и светильников для освещения жилых и общественных зданий, а также пускорегулирующих устройств:

запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;

запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп;

запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;

з) для работ, услуг по проектированию, строительству (реконструкции) многоквартирных домов, в том числе при выполнении в рамках одного контракта работ по проектированию, строительству (реконструкции) и вводу в эксплуатацию многоквартирного дома:

подготовка проектной документации для строительства (реконструкции) многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;

строительство многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;

реконструкция многоквартирных домов с получением класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;

и) для многоквартирных домов, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, – наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;

к) для работ, услуг по проектированию, строительству (реконструкции) общественных и административных зданий:

подготовка проектной документации для общественных и административных зданий с величиной удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;

строительство общественных и административных зданий с величиной удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;

реконструкция общественных и административных зданий с получением величины удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;

л) для общественных и административных зданий, приобретаемых для государственных и муниципальных нужд, – непревышение величины удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов.

к Правилам установления

эффективности товаров, работ,

услуг при осуществлении

закупок для обеспечения

и муниципальных нужд

ТОВАРОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ

Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

Электрические бытовые лампы

Люминесцентные лампы без встроенного пускорегулирующего аппарата, газоразрядные лампы высокого давления, пускорегулирующие аппараты и светильники для таких ламп

Лампы направленного света, светодиодные лампы и связанное с ними оборудование

Двигатели электрические асинхронные

Бытовое и офисное (конторское) электрическое оборудование в режиме ожидания и реактивации

Читайте также:  Теплоснабжающим организациям включили в тариф предпринимательскую прибыль
Ссылка на основную публикацию
Номер документа:261-ФЗ
Источник:Президентом РФ
Тип документа:
Дата документа:27 ноября 2009 г.
Версия для печати