Правительство отменит завышенные региональные тарифы на воду

ФАС: россияне переплачивают за ЖКХ более чем в два раза

Все тарифы монополий в сфере жилищно-коммунальных услуг утверждаются подотчетными Федеральной антимонопольной службой (ФАС) региональными комиссиями. Другими словами, все тарифные вопросы – дело именно службы. Но там же признаются, что люди переплачивают за большинство услуг более 100% их себестоимости. О чем прямо сказал глава ФАС Игорь Артемьев.

Сегодня у трех четвертей регионов завышены тарифы ЖКХ, у остальных, напротив, занижены.

Тарифы на воду могут отличаться в 54 раза в соседних регионах.

Антимонопольная служба хочет урегулировать этот вопрос на законодательном уровне, отметил Артемьев в программе «Поздняков» на телеканале НТВ.

«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам,— это все чушь собачья»,- Сказал глава ФАС в интервью.

По информации главы ФАС «тарифное хулиганство» — дело рук местных властей, куда антимонопольной служба не дотягивается. Он также добавил, что сегодня в правительстве уже находится проект закона об основах тарифного регулирования.

Все споры по тарифам подают либо в суд, либо в ФАС, заметил эксперт ОНФ Арсений Беленький. «Поэтому странно слышать подобное высказывание от руководителя организации управляющей всеми тарифами », – сказал собеседник «Газеты.Ru».

Тарифы рассчитываются из себестоимости услуг ЖКХ, а итоговый платеж учитывает, в том числе, неэффективность органов власти и компаний. Для примера, у двух соседних домов платеж за тепло может отличаться в два раза. Так как один дом подключен к ТЭЦ с тарифов 1300 рублей, а соседний к котельной с тарифом 2600 рублей. Если бы органы власти занялись не снижением тарифов, а эффективным управлением регулируемыми отраслями, итоговый платеж граждан снизился бы, объяснил Беленький.

По его словам, одним из решений могло бы быть передача части полномочий ФАС к профильным министерствам, которые отвечают за соответствующие отрасли, например, Минстрою, Минэнерго.

«Сейчас коммунальную отрасль контролируют десятки ведомств, но не одно за нее не отвечает. Те же тарифы ,возможно, должны регулировать те, кто понимает из чего они состоят и для каких целей устанавливаются. А ФАС выполнял бы роль арбитра в спорах», – рассуждает Беленький.

Депутат Госдумы Дмитрий Ионин согласен с Артемьевым в том, что необходимо менять законодательство о тарифном регулировании.

«Проблема в том, что тарифные комиссии в регионах сегодня подходят индивидуально к каждому коммунальному субъекту, что сказывается на разнице тарифов, при, в общем-то, одинаковых параметрах эксплуатации объектов и затрат на них. И сегодняшнее законодательство позволяет это делать. У кого лучше лоббистский ресурс – тот получает больший тариф», – поделился мнением Ионин.

По его словам, общая практика, что крупные коммунальные корпорации на местах имеют преференции и, условно, их котельные работают на более высоких тарифах, чем те, что, по- честному, пытается их обосновать.

«Потом ФАС в ручном режиме пытается отследить какие-то частные злоупотребления при установке тарифов, но это – сизифов труд. Правильнее четко сформулировать правила для всех, но лобби коммунальных олигархов пресекает такие попытки в зародыше», – отметил депутат.

Так или иначе, но россиян ждет очередное повышение тарифов на ЖКХ с 1 июля 2019 года на 2,4%. В этом году тарифы индексируются в два этапа. Первый прошел в феврале – на 1,7%. Такое решение было сделано из-за повышения ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20% с 1 января 2019 года.

«В целом по году предполагается, что тарифы увеличатся на 4,3%. Уже в феврале люди почувствуют увеличение на 1,7%. Но денежка-то за полгода набежит, и потом присоединится повторное повышение на 2,4%…», – рассказала ранее в интервью «Газете.Ru» депутат Госдумы Галина Хованская.

По ее словам, долги по ЖКХ уже достигли триллиона рублей. Но граждане не главные неплательщики. Среди должников очень много бюджетных организаций, федеральных органов власти, в первую очередь, Министерство обороны – очень серьезный должник.

ФАС признав, что тарифы ЖКХ завышены в 2 раза, разрешила не платить?

Что нам ждать от власти после заявлений о переплатах «коммунальным монстрам»

Сразу после мартовских праздников глава российской Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сделал взбудоражившее общественность громкое заявление.

«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше ста процентов себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие и недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья», — сказал он в ходе интервью с представителями СМИ.

По мнению главы ведомства, подобная ситуация на российском рынке сложилась из-за колоссальных проблем с законодательством. Кроме того, по его мнению, в основе этой проблемы лежат коррупциогенные факторы в регионах. Речь идет об органах местного самоуправления, которые злоупотребляют своими полномочиями, из-за чего в соседних регионах стоимость тарифов ЖКХ может различаться в 54 раза. «Когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию и так далее».

Самое интересное, что буквально несколько месяцев назад, в июле 2018 года, эта же самая ФАС не увидела абсолютно никаких нарушений в очередной индексации тарифов ЖКХ и посчитало тогдашнее повышение цен вполне плановым. Среднее изменение платы за коммунальные услуги по России с 1 июля 2018 не превысит 4%, что соответствует прогнозу социально-экономического развития РФ на 2018 год, говорилось в соответствующем сообщении пресс-службы ведомства, главное, чтобы значения индексов по муниципальным образованиям в совокупности не выходили за значения, установленные правительством РФ для субъекта России.

Тогда же, летом прошлого года, ФАС напомнила, что рост платы за коммунальные услуги в среднем по стране не означает, что именно такая платежка придет гражданам. Власти регионов самостоятельно устанавливают предельные индексы и поэтому в различных муниципальных образованиях могут быть зафиксированы разные проценты роста. В том числе и выше среднего по России.

Почему же вдруг в течение непродолжительного времени ФАС так круто сменила свою риторику?

— Учитывая, что ФАС каждый год просто фиксирует индексацию тарифов на определенный уровень, фиксирует их рост, и вдруг заявляет о двукратной переплате, вызывает очень много вопросов, — констатировал заместитель генерального директора ассоциации «Городская среда», руководитель направления «Управление жилой недвижимости» Дмитрий Гордеев. — По сути, это все равно что расписаться в собственной беспомощности, ведь Игорь Артемьев возглавляет ведомство, которое в настоящее время отвечает за установление тарифов. Если это вдруг вскрылось сейчас, хорошо, что об этом говорят открыто, но фактически это означает, что несколько предыдущих лет работа ведомства была неэффективной.

«СП»: — Говоря о «хулиганстве» региональных властей в сфере установки тарифов Игорь Артемьев посетовал, что этим занимаются дети губернаторов и высокопоставленных чиновников. Звучит многозначно, особенно если учесть, что с 1 января 2019 года в регионах стартовала так называемая «мусорная реформа», и многие региональные операторы по утилизации ТКО связываются как раз с детьми чиновников высшего эшелона. Не означает ли это, что сфера ЖКХ находится на пороге какой-нибудь «войны кланов» в этой сфере?

— Не могу это утверждать, но все может быть. Совершенно четко ясно одно — раньше все упреки адресовались управляющим компаниям. Был такой устойчивый тренд — самыми злостными врагами всех потребителей являются именно УК. Теперь же упреки о работающих родственниках звучат в адрес именно ресурсоснабжающих организаций.

«СП»: — А вот эти «колоссальные проблемы с законодательством», о которых также говорил Артемьев, они откуда берутся? Федеральный центр что-то делает неправильно?

— Смотрите, есть федеральные методики установления тарифов, и есть определенная возможность их люфта. Но она обосновывается не столько региональными особенностями, сколько производственными программами конкретных ресурсоснабжающих организаций (РСО). Потому что тарифы устанавливаются даже не для региона, а для отдельных РСО. У каждой из них своя ситуация: где-то сети в одном состоянии, потому что расположены в относительно новом поселении, а где-то в другом, так как находятся в городе с долгой историей. На замену и развитие этой инфраструктуры требуются разные средства. Они и закладываются в тарифы, так как федеральный бюджет дает что-то только через определенные программы, через Фонд развития ЖКХ. Региональные же бюджеты скудны, и ничего практически дать не могут.

Если глава ФАС считает нужным скорректировать эти федеральные методики, то пожалуйста, у него есть для этого все рычаги. Это все делается через правительственные и «фасовские» подзаконные акты.

Читайте также:  Большинство домов Ульяновска вновь подключено к горячей воде

«СП»: — То есть, получается, что федеральный-то центр ведет тарифную политику разумно и логично?

— Федеральный центр делает то, что он хочет. И если проблема действительно там, то тогда возникает вопрос к ФАС — а где же вы были и не предлагали что-то другое. А что касается разумности, то у нас, например, есть саморегулируемые организации РСО. И если спросить у них, они со своей точки зрения разумность тарифов обоснуют одним образом. Еще есть зависимые и независимые эксперты, а также чиновники, скажем, Минэкономразвития и той же ФАС. У всех у них разные интересы и, соответственно, разные представления о разумности. Так что там действительно есть над чем поработать и что усовершенствовать.

«СП»: — Чем, по вашему мнению, стоило бы заняться прежде всего?

– Может быть, это прозвучит непопулярно, но надо было бы убрать предельный индекс установления тарифов. Потому что он фактически обрезает объективные потребности тех организаций, для которых устанавливается заниженный тариф. Большое количество организаций просто не может обеспечить должное качество коммунальной услуги. Если посмотреть стратегию развития ЖКХ до 2020 года, утвержденную правительством, там указано, что порядка 40% всех «Водоканалов» страны не обеспечивает питьевое качество воды. Люди пьют техническую воду. А причина проста — нет средств. Вот для таких «Водоканадов» надо либо увеличивать тарифы, либо давать бюджетные средства, других источников финансирования нет.

Но о каких конкретно ресурсах говорил Игорь Артемьев, не совсем понятно, потому что у нас есть еще так называемые привилегированные коммунальные сектора.

«СП»: — Какие именно?

— Это прежде всего электроэнергетика и газоснабжение. Вот для них устанавливают те тарифы, какие скажут. Затем, есть еще и теплоэнергетики. То, что касается утилизации ТКО, вывоза мусора — это вообще новая услуга. И тут пока трудно объективно сказать, правильно ли там составлены тарифные методики или нет. И все же тут нужна на самом деле нужна не такая вот «вбросовая» информация, как это сделал Игорь Артемьев, а серьезное обсуждение с участием всех заинтересованных сторон — чиновников, СРО и независимых экспертов.

«СП»: — Некоторые эксперты советуют В Минстрое рекомендуют в случае завышенных тарифов обращаться в Госжилинспекцию (ГЖИ). У этого ведомства хватит полномочий разрешать подобные вопросы?

— Я полагаю, это неправильная рекомендация, популистская и даже где-то дилетантская. Во-первых, у них нет специалистов-тарифщиков, а, во-вторых, это прямая обязанность ФАСа — контролировать правильность установления тарифов. Потому что ГЖИ решает вопросы жилищного законодательства, а тут другая сфера, тут отраслевое законодательство.

«СП»: — Хорошо, вот рядовому гражданину, который считает, что он платит много, куда обращаться?

— Если вы говорите о коммунальных тарифах на 1 кубометр воды, газа и так далее, то не надо обращаться ни в УК, ни в ГЖИ. Сначала надо зайти на сайты РСО, посмотреть там обоснование тарифа на вызывающий сомнение ресурс. Предположим, 1 гигакалория в одном регионе обходится в одну сумму, а в соседнем регионе она дешевле. Тут надо внимательно посмотреть на составляющие. Например, а что там с котельными. Потому что где-то могут топить нефтью, где-то газом, а где-то углем, и поэтому тарифы будут разные. Еще надо открыть и посмотреть постановления по тарифным методикам. И уже после этого надо обращаться к регуляторам тарифов, к органам госвласти. И уже им задавать вопросы. И если возникают сомнения в правильности ответов этих органов, то тогда надо уже обращаться как раз к ФАС, к Артемьеву.

Кстати, коль скоро Игорь Артемьев заявил о двукратной переплате по тарифам, то теперь он по сути, обязан в течение ближайших двух лет добиться того, чтобы все тарифы были снижены в два раза во всех субъектах Федерации. Вся власть у него для этого есть, поскольку именно он методологически руководит всеми тарифными регуляторами в России. Вот если он этого не седлает, значит, он делать этого либо не хочет, либо не может, либо он сделал опрометчивое заявление.

Андрей &nbspНикитин

Губернатор Новгородской области

ФАС против тарифного «хулиганства» в регионах: прекратят ли россияне переплачивать за ЖКХ?

Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что жители России переплачивают за коммунальные услуги более чем 100 % от их себестоимости, а в соседних областях тарифы, например, на воду могут отличаться в 54 раза. В антимонопольной службе планируют вводить «эталонный» принцип расчета тарифов и заявляют, что тарифное «хулиганство» происходит на уровне регионов и органов местного самоуправления. Эксперты считают, что цены на коммунальные услуги должны устанавливаться под народным контролем. При этом некоторые собеседники «РК» усмотрели в заявлении Артемьева политическую подоплеку. Подробнее – в нашем обзоре.

Непрозрачные тарифы

Накануне телекомпания НТВ взяла эксклюзивное интервью у главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева. Представитель ведомства «неожиданно» заявил, что россияне уже очень давно переплачивают за коммунальные услуги, причем цены на них могут различаться в 54 раза.

«Если ты производишь куб воды в тех же климатических условиях, в соседней области, в 54 раза дороже, то очевидно (метод сравнительного анализа показывает), что ты получил завышенный тариф. Как правило, дальше, когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию и так далее. Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100 % себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, – это все чушь собачья. Мы давно им все переплачиваем», – сказал в интервью Игорь Артемьев.

Он считает, что тарифное « хулиганство» происходит на уровне регионов и органов местного самоуправления, куда антимонопольной службе «трудно дотянуться».

Артемьев заявил о необходимости принятия закона об основах тарифного регулирования для того, чтобы жители России не платили такие огромные суммы за коммунальные услуги.

Любопытно, что согласно мониторингу Общероссийского народного фронта (ОНФ) в 2018 году в муниципалитетах 11 регионов тарифы взлетели более чем на 10 %, рассказала «Известиям» сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Цунаева. Наибольшее увеличение было отмечено в Калининградской области, где предельный индекс превышен на 10 %, а также в Омской области и в Подмосковье.

Выходом из сложившейся ситуации видят внедрение «эталонного» принципа расчета тарифов. Оно позволило бы уравнять действующую тарифную дискриминацию.

«Необходимо разделять в структуре тарифов операционную составляющую, связанную с текущей деятельностью и предоставлением самого ресурса, например воды или тепла, и инвестиционную, к которой относятся амортизация, налоги и иные мероприятия», – пояснили журналистам в ФАС.

«Можно добиться снижения тарифов за счет масштабного обновления инфраструктуры ЖКХ, но только если вложить в это 4–6 трлн рублей», – считает депутат Госдумы Сергей Пахомов. Об этом пишет «Российская газета».

Тем временем стало известно, что после заявления Игоря Артемьева о том, что россияне переплачивают 100 % себестоимости коммунальных услуг, Госдума поручила запросить в правительстве и ФАС информацию о размерах и причинах завышения тарифов на услуги ЖКХ в регионах. Соответствующее поручение дано двум комитетам нижней палаты парламента – по ЖКХ и экономполитике и предпринимательству.

Глава комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская отметила, что в платеж входит не только тариф на услуги, но и норматив.

«Когда нет счетчиков, даже в тех регионах, в которых заниженные тарифы, может быть очень некрасивая игра с нормативами», — сказала депутат. Ее цитирует « Росбалт».

Решение проблемы

В социальных сетях замечают, что глава ФАС Артемьев мог бы давно обратить внимание не проблему высоких тарифов, но в данном случае лучше поздно, чем никогда.

«Большинство россиян в два раза переплачивают за ряд коммунальных платежей, заявил в интервью НТВ руководитель ФАС Игорь Артемьев. Он считает, что местные власти используют личные связи, чтобы «пробивать» завышенные показатели через региональные энергетические комиссии. Поэтому ФАС подготовила свой собственный законопроект об основах тарифного регулирования, который сейчас рассматривает правительство. Тот частый случай, когда лучше поздно, чем никогда. Артемьев возглавляет ФАС с марта 2004 года и спустя 15 лет заметил проблему и начал с ней активно бороться. Причем с помощью интервью на центральных телеканалах», – пишет Telegram-канал «Мейстер».

Авторы канала задаются вопросом: «Когда тема тарифов ЖКХ станет главной для партии «Яблоко», членом которой как раз и является Артемьев?»

Тема проблем с ЖКХ нередко обсуждается в социальных сетях. Так, например, канал «Зеленая папка» акцентирует внимание на Республике Алтай, где рейтинг губернатора снизился из-за данной проблемы.

Читайте также:  За долги управляющих компаний будут расплачиваться жильцы

«В Республике Алтай жители возмущены ростом цен на коммунальные услуги, что, конечно, снижает котировки Бердникова», – пишет канал.

Между тем информацию о выступлении Игоря Артемьева обсуждает и канал «Отпетые коммунальщики». По мнению его авторов, внедрение «эталонных затрат» является кардинальным изменением принципов и подходов в тарифном регулировании.

«В зависимости от технических, географических параметров планируется устанавливать единый эталонный уровень затрат на федеральном уровне власти. Это будет являться первой частью тарифа. Вторую часть тарифа планируется устанавливать на региональном уровне с учетом необходимости вложения инвестиций в целях сбалансирования итогового тарифа. В ФАС уверены, что после вступления закона в силу региональные органы власти не смогут принять решение по тарифам, если оно не соответствует нормам законодательства», – пишут в соцсети.

При этом авторы сообщества подчеркивают, что чиновники такого уровня никогда ничего не говорят просто так, поддавшись праведным эмоциям.

«Это обозначает лишь то, что ФАС начинает кампанию по урегулированию коммунальных и жилищных тарифов. В январе Артемьевым был представлен законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», которым планируется заменить более 150 различных нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования: 18 законов, более 40 постановлений Правительства РФ и более 100 ведомственных нормативных актов», – резюмируют авторы.

Конфликт во власти?

Собеседники «РК» по-разному оценивают заявление главы ФАС о завышении тарифов ЖКХ. Так, директор Института актуальной экономики Никита Исаев полагает, что неожиданное откровение Артемьева «го­во­рит во­все не о стрем­ле­нии по­мочь лю­дям, а, ско­рее, о кон­флик­тах во вла­сти, внут­ри систе­мы».

Эксперт подчеркнул, что говорить о пересмотре тарифов можно будет только после того, как власть примет волевое решение направить средства на приведение коммунальных сетей в порядок.

В свою очередь, заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов констатирует, что сфера тарифообразования непонятна обычным гражданам.

По его мнению, механизм установления сбытовых надбавок поставщиков ресурсов с использованием метода сравнения аналогов, который предлагает ФАС, позволит жителям понять, как сформировался тариф. Этот метод стимулирует поставщиков приобретать электроэнергию дешевле, а их услуги, соответственно, будут привлекательнее для потребителей.

Согласился с заявлением главы ФАС эксперт по жилищному праву и ЖКХ общественного движения «За права человека» Виктор Федорук. По его словам, тарифы на ЖКХ сегодня непро­зрач­ные: люди не знают их каль­ку­ля­ции, из чего они со­сто­ят, за что кон­крет­но собираются деньги.

Он отметил, что сегодня компании идут на разные уловки, чтобы увеличить тарифы, потому что инфляция не очень растет, мешает закон, который сдерживает возможность бесконтрольного увеличения тарифов.

Федорук убежден что если тарифы будут при­ни­мать­ся под на­род­ным кон­тро­лем, то ситуаций с накрученными платежками можно будет избежать. «Ве­дом­ства и сбы­то­вые ком­па­нии за­ду­ма­ют­ся, опа­са­ясь от­че­та пе­ред лю­дь­ми, и по край­ней мере пе­ре­про­ве­рят со­став­ля­ю­щую это­го та­ри­фа, нет ли там необос­но­ван­но­го по­вы­ше­ния», – заключает собеседник «РК».

На чистую воду. Почему тарифы на услуги ЖКХ завышены

Федеральная антимонопольная служба предложила реформировать регулирование тарифов на услуги ЖКХ. На прошлой неделе глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что россияне по большинству позиций переплачивают за «коммуналку» в два раза. По его мнению, решить проблему завышенных платежей может анализ реальных затрат компаний жилищно-коммунальной сферы и переход к общим стандартам формирования цен.

Регулированием тарифов ФАС занялась относительно недавно, в 2015 году, когда была упразднена Федеральная служба по тарифам (ФСТ), а ее полномочия достались антимонопольному ведомству. Двух лет оказалось вполне достаточно, чтобы принять дела, и сейчас, с учетом последних заявлений Артемьева, ФАС может всерьез заняться ценами на коммунальные ресурсы. По наследству от ФСТ ведомство получило не только полномочия, но и проблемы: по сути, сейчас процесс формирования тарифов представляет собой «черный ящик», механизмы работы которого оставляют слишком много вопросов и нареканий.

Истоки проблемы

Сейчас регулирование цен на услуги ЖКХ регламентируется сразу несколькими законами, в частности «О водоснабжении и водоотведении», «О газоснабжении в РФ», «Об электроэнергетике» и т. д. На их основании правительство утверждает принципы формирования цен и правила их пересмотра, а также методы расчетов. Ими в дальнейшем руководствуются региональные органы, то есть департаменты, комитеты, агентства и управления, отвечающие, вне зависимости от своего наименования, за цены и тарифы на местах. Именно они и устанавливают те конечные цифры, которые россияне видят в своих платежках.

При этом для каждого из поставщиков ресурсов устанавливается своя цена, что еще сильнее усложняет процесс расчета. Происходит это в несколько этапов. По заявлению поставщика готовится финансово-экономическое обоснование, на основании которого возбуждается тарифное дело. Затем его рассматривают чиновники регионального органа, ответственного за цены и тарифы. При этом цена определяется с учетом внушительного перечня факторов, таких как база инвестиционного капитала, базовый уровень операционных расходов, индикативные цены ресурсов и мощностей, инвестиционный капитал, необходимая валовая выручка, расходы на производство ресурса, безопасность сетей, стоимость передачи и многое другое.

Поскольку для каждого вида ресурсов есть сразу несколько «сводов правил» формирования цен с множеством непрозрачных параметров, в них можно закладывать то, что проверить крайне трудно или вообще невозможно. Образование цен на услуги ЖКХ становится непрозрачным, а недобросовестные поставщики получают возможность манипулировать тарифами в своих интересах.

Золотой стандарт

В таких условиях реформа, итогом которой станет переход к единым стандартам формирования цен, действительно выглядит необходимой. Вместо множества показателей, установленных и принятых под каждый ресурс, можно создать прозрачную систему с использованием двух, максимум трех основных показателей работы организации.

Основой такой системы по замыслу ФАС может стать применение общего показателя, который учитывает норму прибыли организации и рассчитывается по единой формуле на основе рыночных цен. Этот показатель также может включать в себя инвестиционную составляющую, которая будет устанавливаться для каждого региона отдельно, что позволит заложить в тариф расходы на развитие мощностей и поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры и сетей.

Стандартизация может не только создать более прозрачные правила для участников рынка и надзорных органов, но и повысить качество контроля на местах, снизив нагрузку на чиновников, ответственных за рассмотрение тарифных дел.

Что касается контроля над исполнением обязательств самих чиновников, то целесообразным выглядит также создание единой информационной системы мониторинга по аналогии с Государственной информационной системой ЖКХ, содержащей данные о материалах тарифных дел и результатах их рассмотрения. При наличии доступа к такой информации со стороны ФАС, прокуратуры и общественных организаций, надо полагать, у чиновников на уровне регионов будет уходить значительно меньше времени и ресурсов на проведение проверок, запросы тарифных дел, вынесение представлений и обобщение практики.

В ожидании перемен

Даже с учетом организационных сложностей с передачей полномочий от ФСТ пока работу регулятора по пресечению практики завышения тарифов сложно назвать эффективной. Из выступления главы ФАС ясно, что мониторинг деятельности региональных органов по ценам и тарифам проводился, однако его итоги широко не освещались. Несмотря на то что до сведения общественности выявленные нарушения донесены не были, скрывать сам факт наличия проблем сложно. Они требуют решения, причем оперативного.

В этом свете инициатива ФАС определенно заслуживает внимания. Если удастся претворить ее в жизнь, сфера ЖКХ получит более прозрачное формирование цен и оптимизацию надзорных функций. Хочется верить, что это приведет к снижению искусственно завышенных тарифов и сокращению количества злоупотреблений на рынке. Главное, чтобы новые правила игры были долгосрочными и понятными для всех, включая и чиновников, и поставщиков, и потребителей. А сам процесс ценообразования лучше и вовсе перевести в электронный вид и полностью автоматизировать.

Рубль и пряник: за завышение стоимости услуг ЖКХ накажут штрафом

Правительство предлагает штрафовать ресурсоснабжающие организации за превышение стоимости услуг ЖКХ. Такую поправку в статью 157 Жилищного кодекса РФ кабмин внесет на рассмотрение парламента в сентябре. Законопроект готовы подержать как в профильном комитете Госдумы, так и во всех фракциях. Депутаты считают, что проблема завышенных цен на услуги ЖКХ очень актуальна для многих российских регионов. Однако эксперты отмечают, что один закон ситуацию в отрасли вряд ли изменит, и правительству лучше поработать над повышением доходов россиян.

Оправданные санкции

Законопроект поручено подготовить Минстрою, который представит его в кабмин уже в марте этого года, а в сентябре в соответствии с планом законопроектной деятельности правительства (есть у «Известий») он будет внесен в Госдуму. В настоящее время отдельной строчки штрафов для ресурсоснабжающих организаций в Кодексе не установлено. В Минстрое оперативно уточнить «Известиям» возможный размер штрафов не смогли.

Читайте также:  Жилые дома социального назначения обойдутся на 15% дешевле

— Для ресурсоснабжающих организаций устанавливать штрафы можно совершенно спокойно, — поддержала кабмин глава профильного комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. — Если они завышают стоимость, страдают в первую очередь граждане. Тем более сейчас население может напрямую заключать с ними договоры, минуя управляющие компании.

Первый зампред фракции «Единой России» в Госдуме Андрей Исаев назвал инициативу кабмина нужной и актуальной.

— Речь идет о том, что ресурсоснабжающие организации получают сверхдоходы за счет граждан. Поэтому введение санкций за превышение тарифов, с моей точки зрения, абсолютно оправдано, — заявил «Известиям» парламентарий.

В ЛДПР также готовы поддержать инициативу правительства.

— Мы разделяем негатив в обществе в отношении ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, которые очевидно сегодня завышают тарифы. Для того, чтобы установить их объективную цену, нужно проводить независимые экспертные проверки, — заявил «Известиям» зампред фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов.

По его словам, в России была общественная организация, которая пыталась это сделать в ряде регионов, но в итоге всё закончилось ничем. Не обладают всей полнотой полномочий, как считает Нилов, региональные комиссии по тарифам, а прокуратура проводит проверки выборочно. Поэтому ЛДПР поддержит любые меры, чтобы навести порядок, заявил депутат.

— Это давно надо было сделать, потому что ресурсоснабжающие организации заинтересованы в высоких ценах на услуги ЖКХ, которые зачастую неоправданны. Хотя сами эти организации, как правило перекладывают ответственность на компании, которые поставляют им топливо или электричество, — заметил и первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов.

По его словам, сегодня цены в этой отрасли нуждаются в более комплексном регулировании, чтобы никто в итоге не оказался в проигрыше.

Глава комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока, коммунист Николай Харитонов заявил «Известиям», что его фракция поддержит любой законопроект правительства, который направлен на защиту потребителя услуг ЖКХ.

Серьезная проблема

В ФАС комментарий «Известиям» дать не смогли, порекомендовав обратиться в Минстрой. Хотя ранее в ведомстве заявляли, что россияне переплачивают за стоимость услуг ЖКХ в два раза. Об этом глава антимонопольной службы Игорь Артемьев сообщил в одном из интервью в начале 2019 года. В пример он привел повышение стоимости потребления воды, которая в ряде регионов различалась в 54 раза. Тогда ФАС был намерен внести законопроект об основах тарифного регулирования.

В марте 2019 года Госдума на пленарном заседании дала протокольное поручение своим профильным комитетам запросить правительство и антимонопольную службу о мерах в связи с необоснованным завышением тарифов на услуги ЖКХ. А в июле по поводу завышения тарифов к ФАС обратился уже Владимир Путин. Если бы работа по их регулированию была завершена, люди бы на это не жаловались, сказал президент Игорю Артемьеву, который отрапортовал главе государства о решении проблемы.

В прошлом году тарифы ЖКХ повышались дважды — в январе на 1,7% и в июле на 2,4%. Также помимо холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (канализации), электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, в них появилась новая строчка оплаты — вывоз мусора. С 1 июля 2020 года плата за коммунальные услуги в России вырастет среднем на 4%.

Однако эксперты считают, что одним законопроектом ситуацию в отрасли ЖКХ не исправить.

— На фоне стагнации доходов граждан, конечно, это очень серьезная проблема. Но газ, железо для труб, специальная техника — из-за инфляции всё каждый год дорожает. Поэтому стоимость услуг ЖКХ повышается. Хотя, на мой взгляд, основная причина их удорожания это низкая эффективность самой отрасли, которая была полностью брошена в 1990-е годы, — пояснил «Известиям» член рабочей группы ОНФ по качеству жизни Арсений Беленький.

По его словам, сегодня в сфере ЖКХ Россия на 70% пользуется наследием СССР, а любая модернизация этой сферы требует либо государственных, либо частных вложений.

Повышение тарифов ЖКХ в 2020 году

Для каждого россиянина вопрос повышения тарифов ЖКХ в 2020 году более, чем актуален. Чтобы избежать необоснованного роста расходов на коммуналку выше уровня инфляции за минувший год, максимально допустимые показатели роста устанавливаются соответствующим Постановлением Правительства. Так насколько же вырастут суммы в платежках россиян в грядущем году?

Как изменятся тарифы

Решать, каким будет очередное повышение тарифов ЖКХ в разных субъектах РФ в 2020 году предстоит местным властям. Последние при этом будут ориентироваться на процентные показатели, установленные Постановлением Правительства № 2556-р от 29.10.2019. В документе представлены предельные индексы изменения оплаты за услуги ЖКХ в целом. При этом допускается, что стоимость одних ресурсов (электроэнергии, воды, газа) может расти сильнее, других – меньше. Теоретически общая сумма расходов граждан на оплату коммунальных услуг не должна вырасти больше, чем на заданный процент для его региона проживания.

На практике удорожание тарифов ЖКХ в разной мере «ударит» по карману российских семей в зависимости от особенностей потребления услуг ЖКХ. К примеру, региональный уровень индексации установлен 5%. Повышение оплаты за водоснабжение на 8%, а электричества на 2% как раз не будет превышать среднего установленного Правительством процента. При этом для семей, где потребление воды достаточно большое, а электричества – минимальное, расходы вырастут куда больше средних региональных показателей.

Согласно последним новостям, максимальное повышение тарифов ЖКХ будет в Чечне (до 6,5%)и Кабардино-Балкарской Республике (5,4%), что превысит прогнозируемый уровень инфляции (около 4%). Минимальные показатели индексации с 2020 года установлены для жителей Ненецкого автономного округа (2,4%), Пермского края и Мурманской области (по 3%). Для жителей столицы и области суммарное подорожание составит 5% и 4,1% соответственно.

Когда ждать повышение

Плановое повышение тарифов ЖКХ в 2020 году ожидается только один раз. Начнется оно не с 1 января, а с 1 июля.

На заметку! Двухэтапное подорожание «коммуналки» в 2019 году было связано с повышением НДС с 18% до 20%. Для стоимости услуг ЖКХ налог рассчитывается по максимальной ставке, поэтому ресурсоснабжающие организации потребовали досрочной индексации тарифов. В январе суммы выросли на 1,7%, в июле – в среднем на 2,4%. Но суммарный рост в итоге не превысил установленного уровня индексации, просто его разделили на два раза.

Несмотря на то, что индексация проводится со второго полугодия, это не значит, что уже с начала 2020 года расходы на коммуналку не будут меняться. Дело в том, что Правительство устанавливает допустимые рамки роста только в отношении коммунальных услуг. К последним относится:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • газоснабжение;
  • электроэнергия;
  • канализация;
  • отопление;
  • вывоз мусора.

Оплата текущего и капитального ремонта дома, домофона, охраны, содержания общего имущества не относится к расходам на коммунальные услуги. Правительство не регулирует подобные тарифы, поэтому фактическая квартплата может вырасти уже с 1 января 2020 года и даже больше установленных региональных показателей. В качестве способов влияния на расценки по указанным видам услуг ЖКХ можно использовать разве что смену управляющей компании или отказ от отдельных услуг.

Как уменьшить платежи

Россияне не могут влиять на величину тарифов ЖКХ, но могут оптимизировать свои расходы за счет заключения договоров напрямую с поставщиками услуг и более рационального потребления электроэнергии, газа и прочих ресурсов. Еще один способ – установить приборы учета. В таком случае оплачивать нужно будет по фактически потребленному количеству воды, газа, электроэнергии. Хотя для некоторых семей реальный расход ресурсов может оказаться больше установленных нормативами объемов, поэтому платежи могут увеличиться.

Для снижения нагрузки на семейный бюджет отдельным категориям населения также положены льготные условия по оплате коммуналки. Причем не всегда граждане догадываются о наличии права на их получение. На федеральном уровне льготы положены участникам ВОВ, ветеранам боевых действий, героям соцтруда, труда СССР, РФ, инвалидам, чернобыльцам и т. д. Местные власти расширяют этот список за счет включения в него наименее защищенных слоев населения: детей-сирот, многодетных семей, ветеранов. Кроме того, в регионах предусмотрены субсидии для граждан, у которых расходы на коммунальные услуги превышают определенную долю дохода в расчете на одного члена семьи (обычно 10-20% в зависимости от региона проживания).

Любые льготы и субсидии не назначаются автоматически. В зависимости от оснований их получения следует обращаться с подтверждающими документами в МФЦ, на портал Госуслуги, в отделения соцзащиты или по месту работы.

Как вырастут тарифы ЖКХ в 2020 году: видео

Ссылка на основную публикацию