Патрик Догерти построил собор из ивовых прутьев

Оригинальное творчество современников

Плетение маленькими палочками и прутикам называется “stickwork”, и является одной из разновидностей ландшафтного дизайна.

Художник Патрик Догерти (Patrick Dougherty) придумал необычный способ дизайна ландшафта путем размещения в пейзаже сада, парка либо улицы конструкций, буквально свитых из сухих веток и прутьев. Сложно точно сказать, чем именно являются подобного рода сооружения: садово-парковыми скульптурами, ландшафтными инсталляциями или, как склонны считать многие, скорее малыми архитектурными формами…

В любом случае лэнд-арт от Патрика Догерти, как бы ни назывались его работы, очень впечатляет. Именно поэтому многие знаменитые сады и даже королевские резиденции, парки и дендропарки, музеи, а также частные усадьбы известных людей украшают сегодня необыкновенные скульптуры.

Патрик Догерти родился в 1945 году в Оклахоме. Будучи еще ребенком, мальчик часто бродил по лесу и изучал его. Благодаря этому Патрик научился чувствовать близость деревьев и лелеять их красоту. И хотя непосредственно изготавливать скульптуры Догерти начал только в 80-е годы, а до того занимался абсолютно другой деятельностью ( работал администратором в больнице), именно в детстве он выбрал путь художника, а также материал для своего творчества.

В дальнейшем его увлечение рукотворным творчеством привело к экспериментам с более необычным, казалось бы, материалом, то есть с прутьями и ветками. На их основе художник создал целую коллекцию уникальных ландшафтных скульптур-инсталляций, среди которых можно встретить огромные кувшины, причудливые дома и даже замки с башнями, изображения людей и многое другое, не менее интересное.

Конечно, не все свои работы Патрик Догерти вручную вьет из веточек. Такой способ более приемлем при создании небольших по размерам скульптур, которые с одинаковым успехом можно применить как в дизайне ландшафта, так и в дизайне интерьера. А вот более крупные конструкции художнику легче «ваять» при помощи специальных каркасов, поверх которых он накладывает заготовленные прутья.

Важно отметить и то, что наряду с сухими ветками, Патрик в некоторых ландшафтных инсталляциях применяет живые растения. В частности пробовал он, особенно на первых порах, творить малые архитектурные формы, используя саженцы вьющихся кустарников.

Нередко размещает художник свои конструкции в непосредственной близости с живыми насаждениями и создает таким образом единый архитектурно-ландшафтный ансамбль.

Имеются также яркие работы, предназначенные для дизайна интерьера или фасадов зданий.

На сегодняшний день Патрик Догерти (Patrick Dougherty) создал более двухсот масштабных скульптур по всему миру и массу небольших инсталляций. Как отмечают поклонники творчества американского художника, малые архитектурные формы и скульптуры, изготовленные из натурального материала, в любом окружении смотрятся гармонично. Всюду работы Патрика Догерти, сумевшего взглянуть по-иному на привычные вещи, уместны и желанны. По этой причине, видимо, и «шествуют» так смело по миру эти причудливые инсталляции.

Патрик Догерти построил собор из ивовых прутьев

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 256 969
  • КНИГИ 588 531
  • СЕРИИ 21 917
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 547 308

Памяти нашей любимой, замечательной мамы

Кэтлин Элизабет Кенни.

Кармел, Бриджид, Шивон, Розалин, Майкл и Кэтлин.

Это счастье, что ты была нашей мамой.

Покойся с миром.

Царствие тебе Небесное!

С легкой руки Дэна Брауна рыцари-тамплиеры стали за последние годы героями множества книг и фильмов. Сюжеты этих произведений, как правило, имеют мало общего с историей Ордена рыцарей Храма, да и с историей вообще. Книга, которую вы держите в своих руках, является приятным исключением из этого правила. Ее автор — профессиональный историк, и действие романа разворачивается на фоне реальных событий середины XII века. Убедительные описания позволяют читателю испытать «эффект присутствия» сначала в захваченной крестоносцами Палестине, а затем в Англии, погрузившейся в пучину долгой, ожесточенной гражданской войны. Почти воочию мы видим пестрые базары Иерусалима и Триполи, узкие улочки и жутковатые пустыри Лондона, неприступную крепость исламской секты низаритов (европейцы называли их ассасинами) в горах Сирии и заброшенные усадьбы среди болот и густых лесов Восточной Англии.

В романе действуют исторические личности: английский король Стефан и его соперник Генрих Анжуйский — будущий основатель династии Плантагенетов; вожди крестоносцев: иерусалимский король Балдуин III, граф Раймунд, Великие магистры Ордена тамплиеров… Но роман — не труд ученого: главные роли в нем играют персонажи, созданные фантазией автора. Это они окунаются в водоворот приключений и странствий, битв под палящим солнцем Палестины и поединков с наемными убийцами в притонах на берегу Темзы. Они — живые люди из плоти и крови, и характеры их обрисованы автором выпукло и ярко: Пол Догерти не зря входит в десятку лучших писателей современной Англии.

Таким образом, роман относится скорее к историко-приключенческому жанру, но в нем силен — как и в большинстве книг этого автора — элемент детектива: поиски и разоблачение рыцаря-отступника, чье увлечение черной магией поставило под серьезный удар репутацию ордена. Понятие «черная магия» в данном случае не должно ассоциироваться ни с мистикой, ни с канонами фэнтези. Речь идет о вполне реальных случаях поклонения сатане, не столь уж редких в Средние века и связанных с кровавыми обрядами. Тем более что в данном случае «магия» тесно переплетается с политикой и проявляется во вполне прозаических покушениях на жизнь короля, его наследников и ближайших советников, открывая путь к смене династии. Вероятно, поэтому «Темный рыцарь» в некоторых странах рекламируется как «детективный» роман, хотя нам такое определение представляется упрощенным.

Пол Догерти — автор более чем 30 романов, объединенных в несколько циклов. Но каждая книга цикла обычно самостоятельна, а объединяющим фактором являются герой или тема. В данном случае — Орден тамплиеров. В книге «Крестоносец. За Гроб Господень» рассказывалось о Первом крестовом походе, взятии Иерусалима и участии в этих событиях реального рыцаря Гуго де Пейна и его друзей — будущих основателей Ордена рыцарей Храма. Действие «Темного рыцаря» происходит спустя 55 лет, и центральный персонаж, Эдмунд де Пейн, внучатый племянник Гуго — уже вымышленная личность. Главная же задача автора историка — показать постепенную трансформацию ордена: из малочисленного «бедного братства», ставившего своей целью помощь христианским паломникам в Святую землю, он постепенно превратился в крупнейшего банкира и богатейшего землевладельца Европы, тесно связанного с интригами королевских дворов и окружившего свою деятельность непроницаемой завесой тайны. Так были посеяны семена его падения, свершившегося в начале XIV века.

Но это — вывод после прочтения книги, а сама она написана увлекательно, легким языком, насыщена действием и, право же, заслуживает внимания не только английского, но и нашего отечественного читателя.

Пол Догерти продолжит свой цикл романов о рыцарях Храма новой книгой, которая скоро увидит свет — «Lionheart Templar», эпическим повествованием о кровавых событиях Третьего крестового похода.

К 1152 г. крупные феодалы-франки удерживали в своих руках «заморскую территорию» (Палестину) уже более пятидесяти лет — с тех пор, как вожди Первого крестового похода приступом взяли стены Иерусалима и овладели Святым городом. За минувшие годы франки превратили город в аванпост Запада. Знать выбрала очередным королем Балдуина III, а сама занялась дележом владений в Палестине: каждый барон стремился растолкать соперников, захватить побольше селений, городов и морских портов. Возросло и влияние Ордена тамплиеров, основанного Гуго де Пейном в первое же десятилетие по взятии Иерусалима. Теперь орден действовал во многих странах, люди знатные и благочестивые ему покровительствовали, папский престол его благословил; тамплиеры превратились в ударный отряд западного христианства. В Иерусалиме они имели свой замок, где были неподвластны королю, и продолжали расширять свое влияние, захватывая замки и крепости по всей Палестине либо возводя новые. Орден неуклонно разрастался, пуская корни во всех европейских странах: Франции, Англии, Германии, Испании… В тамплиерах воплощался идеал западного рыцаря — паладина, который сражался из любви к Христу и во имя защиты Святой матери-церкви.

Кроме всего прочего тамплиерам удалось накопить несметные сокровища, и это сочетание богатства, силы и высокого положения в обществе побуждало их плести интриги и вступать в соглашения с могущественными владыками, ибо орден постоянно стремился укрепиться и расшириться более прежнего. Есть мнение, что Гуго де Пейн лично побывал в Англии и увидел, что в этой стране имеются широкие возможности для дальнейшего укрепления позиций его ордена. К 1150 г. тамплиеры учредили свою конгрегацию в Лондоне, а их хорошо защищенные поместья появились на всей территории королевства. Вместе с тем расширение ордена привело к тому, что его преуспевающие Великие магистры отчаянно нуждались в притоке все новых и новых рыцарей, а Орден рыцарей Храма был привлекательным не только для романтиков и людей, чистых помыслами, но и для тех, у кого были веские причины скрывать свое прошлое.

В Англии последних было много, как ни в одной другой стране. В результате норманнского вторжения 1066 г. в стране возникла военная верхушка, единственной целью которой было накопление земель и других богатств. Норманнское влияние уже ощущалось на приграничных землях Уэльса и Шотландии, а ввиду непрекращающегося соперничества между норманнскими военными вождями возникла настоятельная необходимость, чтобы король Англии был не только сильным правителем, но и первейшим среди воинов. Вильгельм Завоеватель и два его сына, Вильгельм Рыжий и Генрих I, достойно справлялись с этими задачами. Но после того как Генрих умер, не оставив наследника мужского пола (его сын Вильям утонул при кораблекрушении в 1120 г.), за корону Англии разгорелась яростная борьба между Матильдой, дочерью Генриха, и ее кузеном Стефаном, графом де Блуа. Англия погрузилась в пучину гражданской войны — столь ожесточенной и безжалостной, что простые люди утверждали, будто Бог и все его святые в те времена уснули и ничего не видели. Обе стороны принимали в свои ряды как гнуснейших наемников из дальних стран, так и самых бесчестных рыцарей из различных областей самой Англии; те же стремились только к грабежу, и в этом стремлении они не знали пощады. Война длилась с 1135 по 1154 г. и разгорелась с еще большей яростью, порождая страшные бесчинства, когда сын Матильды, Генрих Плантагенет, продолжил дело матери, преисполнившись решимости добиться короны во что бы то ни стало. Противники его всячески изворачивались, добиваясь максимальных выгод для себя, хотя втайне и признавали, что положить конец войне и обеспечить длительный мир возможно, лишь целиком истребив приверженцев одной из сторон…

Читайте также:  В Свердловской области составили «черный список» управляющих компаний

Дома-гнезда Патрика Догерти

Патрик Догерти / Patrick Dougherty (США, Оклахома, 1945 г.) — автор удивительных инсталляций из ветвей деревьев.

Наверное, в прошлой жизни скульптор был птицей. Причем обязательно той, которая вьет себе гнезда, — такие большие, добротные птичьи домики. Потому что в этой, реальной жизни, он посвятил себя созданию достаточно необычных инсталляций. Из сотен тысяч тонких палочек и прутиков Патрик вьет масштабные скульптуры, настоящие украшения парков, садов, скверов.

Чтобы “свить” свои инсталляции, скульптор использует ветви деревьев в качестве строительного материала. Он начинал свою деятельность с создания небольших работ, постепенно переходя на массивные крупномасштабные инсталляции.

Сперва Патрик Догерти (Patrick Dougherty) экспериментировал с саженцами вьющихся кустов и деревьев в качестве “стройматериалов” для будущих сооружений, и в результате долгие годы практики и экспериментов привели к тому, что скульптуры этого автора красуются в лучших садах королевских резиденций, знаменитых музеев, дендропарков и на приусадебных участках состоятельных людей, звезд шоу-бизнеса, спорта и политики.

Для создания необычных скульптур-инсталляций из прутиков, Патрик Догерти заказывает целые грузовики “расходного материала”, лично проверяя его качество и гибкость.

Творения рук талантливого скульптора прекрасно вписываются в окружающую среду. Сплетённые конструкции удивительно гармонируют с природой, дополняют и визуально обогащают то место, где они расположены.

Объединяя навыки работы плотником с любовью к природе, Патрик Догерти экспериментирует, “играя с деревом”.

Инсталляции Dougherty напоминают гнезда, коконы, ульи и берлоги построенные животными, или творения природных сил.

Его работы можно увидеть в разных уголках мира: от Дании до Японии. В качестве стройматерила он использует ветки, найденные неподалеку и часто нанимает местных жителей, чтобы завершить работу над своими шедеврами.

Экстраординарные скульптуры и их автор объездили весь мир. На этих фото представлены самые удивительные из них.

На сегодняшний день Патрик Догерти создал более двухсот масштабных скульптур и массу небольших инсталляций.

omnesolum

Храброму любая земля — родина

Авторский блог о путешествиях

В этом рассказе речь пойдёт о соборе Святого Патрика в Дублине, самом крупном в Ирландии, расположенном в сердце средневекового квартала на улице Святого Патрика. Несмотря на то, что вход туда является платным, я считаю, что зрелище того стоит – убранство собора действительно впечатляет. Самым известным деканом собора был автор “Путешествий Гулливера” Джонатан Свифт – он покоится под сводами здания вместе с женой. Но сначала давайте посмотрим наружную часть собора и парк, разбитый рядом.

Уже в 5-ом веке н.э. на этом месте стояла церковь. Считается, что именно здесь Патрик крестил будущих христиан.

В 1191 году норманны построили более солидную, каменную церковь, которую потом немного перестроили в начале 13-ого века. С тех пор больших изменений не происходило, за исключением проведённых реставрационных работ и шпиля, добавленного в 18-ом веке.

При входе в сад возле собора первое, что бросается в глаза – клумба, отмечающая место, где находился колодец, воду из которого святой Патрик использовал для крещения местных жителей.

Надпись на табличке: Near hear is the reputed site of the well where St Patrick baptised many of the local inhabitants in the fifth century A.D.

В садике отдыхают и расслабляются люди.

Кто-то размышляет, сидя на скамейке.

Кто-то читает или что-то разглядывает, удобно развалившись прямо на траве.

То ли фонтан ещё не был включен, то ли это просто декоративная скульптура.

Вокруг – красивые и необычные здания, например вот такие.

Стена, вдоль которой стоят кадки с цветами, посвящена ирландским писателям.

На табличках слева пишут имя, жанр и годы жизни писателя, справа – основные произведения. Есть здесь Оскар Уайльд.

. и Джонатан Свифт, которого давно не чистили, наверное из большого уважения.

Что ж, пора зайти внутрь, заплатив при этом довольно приличную сумму в 4,50 евро (и это ещё льготная цена). После Франции, где студентам Евросоюза вход в большинство музеев бесплатный, в Ирландии приходится привыкать доставать кошелёк. Но в случае с собором Святого Патрика я не пожалел абсолютно. Здесь огромное количество различных памятников, флагов и табличек, которые можно разглядывать часами.

У каждого стула – своя вышитая цветная подушечка.

А уж какая плитка на полу – такой красоты я пока ещё не видел ни в одной другой католической или протестантской церкви.

Или, например, орнаменты на стенах – золотые буквы на деревянных панелях, девиз британской монархии “Dieu et mon droit” (“Бог и моё право”), а также символика старейшего рыцарского ордена в мире, Благороднейшего Ордена Подвязки (The Most Noble Order of the Garter).

Как я уже говорил, под потолком висят разнообразные флаги ирландских провинций, воинских подразделений и ещё бог весть чего.

В соборе много различных скульптур. В западной части нефа – т.н. монумент Бойла (Boyle monument), построенный по приказу Ричарда Бойла, графа Корка, в память о своей жене, Леди Кэтрин.

Целая вереница памятников разным важным персонам.

В числе других любопытных деталей – старинные камни с кельтскими мотивами, найденные недалеко от колодца святого Патрика.

Т. н. дверь Перемирия 15-ого века. Считается, что дыру в двери прорубил лидер одного из ирландских кланов, чтобы бросить в неё своё оружие и таким образом доказать свои добрые намерения лидеру другого клана, который прятался за дверью. Доказательство оказалось достаточно убедительным, дверь открылась и оба клана заключили мир.

Колокол с надписью, в которой упоминаются гугеноты (т.е. протестанты) Дублина.

Барельеф, изображающий штурм Шведагонской пагоды в Рангуне (Бирма) британскими войсками в 1852 году. Рассказ об этой пагоде есть у Сергея Доли.

Витраж с изображением главного ирландского святого, давшего имя собору.

А вот он же, но уже в камне.

И наконец подходим к самой известной персоне, чьё имя связано с собором Святого Патрика. О близости могилы Джонатана Свифта сообщает сначала табличка на латыни с эпитафией, написанной самим Свифтом. Надпись гласит: “Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы.”.

Затем глаз натыкается на бюст Свифта, проработавшего настоятелем собора с 1713 по 1745 год.

И в конце концов, на небольшом огороженном пятачке глаз замечает плиту, под которой обрёл покой знаменитый сатирик.

Рядом со Свифтом похоронена его жена, Эстер Джонсон, более известная под именем Стелла. Ни памятника, ни креста, но всё же могила, достойная Свифта, на мой взгляд – в западной части нефа, прямо напротив входа.

Напоследок покажу ещё несколько фотографий собора и этим завершу серию рассказов о средневековом Дублине.

krisandr

Мои путешествия

Разгорайся, пламя, разгоняй мрак,
Свет, зажженный нами, прогони страх.
Собери тех в круге, кто тебе рад,
Отогрей их руки, оживи взгляд.
Гоpлум Остинг.

Одна из самых старых сохранившихся построек в Дублине – Собор Святого Патрика. В V веке на этом месте возле колодца стояла церковь, где Святой Патрик крестил ирландцев. С I века здесь было кельтское поселение, и лишь в IX веке, когда сюда пришли викинги, был образован город Дублин. Это место особенно чтят ирландцы, ибо оно названо именем Патрона всей Ирландии. Самый главный праздник, День Святого Патрика празднуется помпезно 17 марта. Город был обнесен стеной, остатки которой можно видеть и сегодня.

За стеной проживали уже британцы, которые управляли ирландцами с XII века. Собор Святого Креста всегда находился в старой части Дублина, а Собор Святого Патрика стал частью Дублина, когда увеличили размеры города, и прошла реконструкция улиц. Крепостные стены были снесены. Таким образом, оказалось, что на территории города находятся два собора, что официально невозможно, так как должна быть одна епископская кафедра. На отдельном Совете было решено, что Собор Святого Креста остается собором, а Собор Святого Патрика называется собором лишь на бумаге, на самом деле – это приходская церковь.

Читайте также:  Услуги ЖКХ можно оплатить на портале госуслуг

Выполнен храм в стиле ранней английской готики. В 1537 году после реформы Генриха VIII два главных храма Дублина перешли англиканской церкви, начались долгие годы упадка. Солдаты Кромвеля держали здесь лошадей. Католические мессы вновь зазвучали в соборе в 1688-1690 г, до окончательного поражения якобитов.

К середине XIX века собор Святого Патрика, как и Собор Святого Креста находился
в столь плачевном состоянии, что просто мог обрушиться. Его спасла реконструкция 1860-1865 г, проведенная на деньги Бенджамина Гиннеса. К этому времени относятся и современные витражи.

Памятник сэру Бенджамину Ли Гиннесу, баронету, члену Парламента от Дублина.

В Ирландии 95% населения – католики, и лишь 5% – представители других конфессий. Поскольку у англиканской церкви очень мало прихожан, собор Святого Патрика и Собор Святого Креста лишь номинально являются церквями, главная их функция – сохранить свой облик. Таким образом, они превратились в платные музеи, чтобы на эти деньги сохранить внешний вид соборов. Мессы здесь проходят лишь по определенным дням, когда вход для туристов закрыт.
Ирландцы с уважением отнеслись к тому, что храмы стали англиканскими, не смотря на то, что прихожан было мало, не потребовали, не отобрали, так как считали это грехом – отобрать Божий Дом у верующих людей. И это при условии, что у Дублина своего собора нет, ибо нет средств, поэтому уже 150 лет они собираются перестроить временный собор. Чтобы построить собор, похожий на собор Святого Патрика или Святого Креста, не может быть и речи.

Парк у собора создан Эдвардом Сесилем Гиннсеом на рубеже XIX-XX веков. При входе в сад возле собора первое, что бросается в глаза – клумба, отмечающая место, где находился колодец, воду из которого святой Патрик использовал для крещения ирландцев.

The Literary Parade символизирует вклад ирландских писателей в мировую литературу.

В каждом из углублений в стене расположена бронзовая табличка с портретом одного из известнейших ирландских писателей – уроженцев Дублина. Трое из писателей были удостоены в свое время Нобелевской премии в области литературы. Это Джордж Бернард Шоу, Уильям Батлер Йетс и Сэмюэль Беккет. Всего таких табличек в этом памятнике 12, они расположены в хронологическом порядке и посвящены следующим писателям: Jonathan Swift, James Clarence Mangan, Oscar Wilde, George Bernard Show, William Butler Yeats, John Millington Synge, Sean O’Casey, James Joyce, Brendan Behan, Samuel Beckett, Eilis Dillon и Austin Clarke.

Именно в этой приходской церкви, которая именуется Собором Святого Патрика, 32 года был деканом Джонатан Свифт. Здесь он прожил последние годы жизни и был похоронен. Здесь же похоронена его Муза – Эстер Джонсон. В литературных кругах она известна, как «Стелла – Муза поэта».
Джонатан Свифт умер в возрасте 78 лет. После своей смерти, кроме своих произведений, он оставил несколько загадок. Согласно завещанию Свифта, была оставлена большая часть его состояния на строительство психиатрической больницы. «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.
Свое тело он завещал для научных исследований, в ходе которых узнали, что у него было хроническое воспаление среднего уха. Он все время рассказывал, что слышит звон в голове. Сейчас это заболевание легко диагностируется и лечится, а в эпоху Свифта, он вполне мог предполагать, что болен психически. Если это предположение верно, то можно понять, почему он так и не женился на Эстер Джонс, хотя он знал ее еще ребенком, и она проследовала за ним всю жизнь. Он ни разу не пришел к ней на свидание один, чтобы не скомпрометировать девушку, ибо на ней пришлось бы жениться. «Любовь, пускаясь в дальний путь, к нему не проникала в грудь» – писал он о себе.
Кроме того, в завещании было письмо, в котором было написано, как нужно обходиться с психически больными людьми. В то время их связывали, подолгу держали в воде или в закрытых помещениях, и было много ограничений для этих больных. Сам Свифт по общепринятой градации был человеком странным. Необычайно скрытный от природы, Джонатан Свифт даже прощался с этим миром в двух лицах. На исходе дней в частном письме человек Свифт предрекал, что умирать ему уготовано «в злобе, как отравленной крысе в своей норе», а в эпитафии, которую сам себе и сочинил, писатель Свифт торжественно сообщал: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже больше не может терзать его сердце. Иди, путник, подражай, если можешь, ревностному защитнику дела доблестной свободы».

В Джонатане жили два человека: один – острый на язык, талантливый писатель, сатирик. Второй – тихий богобоязненный викарий, живший в уединении, молясь, боявшийся кары небесной. Как они боролись между собой, можно увидеть в его произведениях.
По ирландской традиции, когда мужчина делал предложение своей невесте, он спрашивал, хочет ли она быть похоронена с его родными. Это говорило о том, что невесту хотят сделать членом своего клана.
Эстер Джонс не имела права быть похороненной в Соборе Святого Патрика, так как она не являлась священнослужителем, никакого отношения не имела к королевской семье, не была известным политическим деятелем и не пожертвовала огромной суммы, чтобы покоиться здесь. Но Джонатан Свифт все же похоронил ее в соборе, чтобы и после своей смерти она была рядом с ним.

Слева от входа в собор расположен баптистерий, сооруженный в 1190-е годы – это самая древняя часть собора. Рядом огромный деревянный резной монумент Бойлей, возведенный в 1632 году герцогом Корка, Ричардом Бойлем, отцом великого физика Роберта Бойля, аристократом, проводившим политику форсированной колонизации Ирландии, в память о своей жене, Леди Кэтрин.

Другой внушительный деревянный резной мемориал посвящен настоятелю собора Томасу Джонсу.

В храме много погребений XIX века – образ киплинговского мира храбрых капитанов и отважных офицеров. В соборе также хранится свиток чести с именами всех 50 тысяч ирландцев, погибших в Первой мировой войне.

«Дерево памяти» появилось недавно. Можно взять бумагу и оставить поминальную записку.

Золотыми буквами на деревянных панелях написан девиз британской монархии
«Dieu et mon droit» («Бог и моё право»), а также символика старейшего рыцарского ордена в мире, Благороднейшего Ордена Подвязки.

У каждого человека, который приходит в собор, есть своя подушечка.

Эти камни были найдены в 1901 году вблизи собора и места, где ранее находился источник, который использовался до конца XVI столетия.

Эти камни относятся к периоду 800 -1100 г. Один из камней обозначал место, где находился источник, а второй был надгробием одного из ранних христиан. Где были добыты эти камни – загадка. В Дублине было обнаружено всего 32 подобных камня, 6 из них сейчас находятся в Соборе.

Резной дубовый сундук (XIV век) – в нем хранились от воров, потери и грызунов облачения священнослужителей, серебро и важнейшие документы.

Статуя Святого Патрика была обнаружена в 1833 году. Туловище датируется XIII веком, а вот голова была прикреплена гораздо позднее, в XVII веке.

За алтарем расположена капелла Богоматери. В конце XVII века французские гугеноты (после событий Варфоломеевской ночи) были изгнаны со своей родины. Ирландцы очень терпимо отнеслись к их религиозным воззрениям, однако гугеноты никак не могли найти церковь, в который бы проводили службы на их родном языке, и в 1666 году им передали капеллу Богоматери, где гугеноты служили в период 1666-1816 г.

Рядом расположен колокол – памятник французским гугенотам.

Так же собор Святого Патрика интересен и своей музыкальной историей. С этим собором связано имя Turlough Carolan (1670 – 1738) – одного из последних ирландских бардов, арфиста и поэта. В возрасте 18 лет он ослеп в результате перенесенной им оспы. Он путешествовал по Ирландии, сочинял музыку и стихи для тех, кто ему покровительствовал, очень много времени провел в Дублине, играя у Джонатана Свифта. Более 200 его мелодий сохранилось до наших дней, включая одну, которую он создал на стихи Джонатана Свифта (а точнее на его перевод ирландской поэмы). Carolan в свое время был наиболее популярным и любимым публикой бардом. Когда он умер, сотни людей, бедных и богатых, приходили проститься с ним в течение 4 дней.

В 1742 году здесь совместно с хором собора Святого Патрика и Крайст-черч был впервые исполнена известнейшая оратория «Мессия» Георга Фридриха Генделя. В соборе св. Патрика в разное время начиная с XIV века были разные органы, на этом инструменте в 1742 году как раз и играл Гендель (хотя он после и неоднократно реставрировался).

Читайте также:  Внесены изменения в федеральную целевую программу «Жилище»

Барельеф, изображающий штурм Шведагонской пагоды в Рангуне (Бирма) британскими войсками в 1852 году.

Витраж с изображением главного ирландского святого, давшего имя собору.

Дверь взаимопонимания и примирения.

Одна из наиболее любопытных достопримечательностей собора – деревянная дверь с прорубленным отверстием из несохранившегося здания капитула, известная как «Дверь примирения». В 1492 году вражда Батлеров из Ормонда и Фитцджеральдов из Килдэра обострилась до предела. В разгар погони «Черный Джеймс» Батлер спрятался за дверью – тогда Джеральд Фитцджеральд прорубил дыру и протянул руку, – так кланы помирились.

Джонатан Свифт был оригинальным человеком. Чтобы поддерживать свою фигуру, он бегал вверх и вниз по лестнице на хоры, а еще 1 раз в месяц скакал на лошади до Белфаста (130 км), где менял лошадь, и на следующий день скакал обратно.

Кресло, на котором сидел Вильгельм Оранский, когда присутствовал в соборе на мессе.

В 1685 году после смерти английского короля Карла II, не имевшего законных детей, на трон Англии и Шотландии вступил дядя и тесть Вильгельма, Яков II, непопулярный в народе и среди правящего слоя. Ему приписывали стремление восстановить в Англии католицизм. Противники Якова надеялись на смерть пожилого короля, после чего трон Англии заняла бы его дочь-протестантка Мария, жена Вильгельма. Однако в 1688 году у 55-летнего Якова II неожиданно родился сын, и это событие послужило толчком к перевороту. В 1690 году, когда против англичан восстала Ирландия, Яков получил военную помощь во Франции и предпринял попытку возвращения к власти. Но Вильгельм лично возглавил ирландскую экспедицию, и в сражении на реке Бойн католическая армия была разгромлена. Вильгельм парадом прошел по всей Ирландии. Именно здесь он слушал мессу.

В Ирландии начался этап, когда англикане-протестанты активно ущемляли права ирландцев-католиков. У католиков даже окна не могли быть большими, приходил обмерщик и назначал огромный налог. Католики не имели права голосовать и иметь свой бизнес. Парламент, который должен был представлять их интересы, состоял из одних протестантов. Это длилось до середины XIX века, пока господин О Коннелл не добился равноправия. Есть в Ирландии пиво «смитвик». Основатель пивного завода – католик. В 1710 году Джон Смитвик организовал пивоварню на территории монастыря святого Франциска в городе Килкенни параллельно с Гиннесом. Но Гиннес был протестант, он мог арендовать помещение, а Джонни не мог. Поэтому его друг, господин Колли, протестант, взял для него в аренду помещение. 200 лет они варили пиво не под своей фамилией, и только после получения прав на изготовление пива, они повесили табличку со своим именем:. «Smithwick». Поэтому пиво имеет два названия – Kilkenny и Smithwick.
Конфликт в стране закончился в 1996 году, когда был подписан договор о примирении двух партий. И только в 2005 году Британия вывела свои войска. Конфликт между Северной Ирландией и Республикой тоже произошел не просто так. Северная Ирландия 300 лет назад была искусственно заселена шотландцами и британцами протестантской веры. Соотношение католиков и протестантов стало 35% к 65%.

Вормский собор (Wormser Dom), Германия

Der Dom St. Peter in Worms. Wormser Dom
Время строительства с 1130 до 1181 годов. Романский стиль.
Собор Святого Петра в Вормсе один из трех рейнских имперских соборов.

Собор расположен в самой высокой точке города Вормс и является важным памятником романской архитектуры. Тесно связан с именем епископа Берчарда и расцветом города в XII и XIII веках. Основное время строительства собора 1130-1181 года. Построен он на месте римской базилики. Последние исследования говорят о том, что строительство началось уже в 1002 году.

Основные события, которые были связаны с собором: папские выборы (Лев IX.(Leo IX.)) в 1048 году, Вормсский конкордат в 1122 году, Вормсский эдикт 1521 года, в ходе которого Мартин Лютер отвечал перед императором Карлом V и после которого Мартина Лютера объявили еретиком.

В настоящее время собор является католической приходской церковью, которой в 1925 году Папа Римский присвоил звание “Базилика минор”. Это почетное звание, которым подчеркивается важность этой церкви.

Город Вормс сейчас ведет спор с городом Триром за звание самого старого города на территории современной Германии. Поскольку этот холм, на котором стоит собор, был безопасным местом при наводнениях, то уже с третьего тысячелетия до нашей эры на нем селились люди. Жили здесь и кельты из германского племени Vangionen. Они были покорены римлянами, которые построили на холме, административный центр и храм. Во время упадка Римской империи около 401 года Вормс вышел из состава римской империи. Двенадцать лет спустя бургунды захватили Вормс и объединились с римлянами для защиты границ Римской империи. Когда же в 435 бургунды попытались избавиться от господства Рима, они были разбиты римлянами. Через год римлян разбили гунны, которые к этому моменту уже уничтожили большую часть бургундского народа проживающего в долине Рейна. Гунны были разбиты франками. Франкская империя была разделена на три части. Ворм находился в Австразии. С развитием христианства в франкской империи, строились новые церкви и храмы. И правитель Дагоберт I распорядился о строительстве христианской церкви в Вормсе на фундаменте римского храма. Точная дата строительства не установлена, но именно эта церковь считается предшественницей собора.

Основное же строительство храма началось при епископе вормском Берчарде I (Burchard I). Занял он этот пост в 1000 году и начал сразу с церковной реорганизации города. И в 1002/1003 годах он начал планировать строительство нового храма. Были обозначены контуры: крестообразная базилика с двумя хорами. Уже в 1018 году собор был освящен в присутствии императора, но здание рухнуло. Через два года строительство было возобновлено. После смерти Берчарда I в 1030/1040 собор был украшен внутри колоннами с позолотой. Но вскоре выяснилось, что колонны эти не работают как несущие и были достроен еще один ряд мощных колон. Так же были произведены некоторые изменения в подвалах и башнях. В 1110 году собор был освящен во второй раз. Потом в летописях упоминается о том, что храм был осквернен, но не понятно как, закрыт и позже освещен еще раз.

Новое здание построено в XII-м веке, тот самый собор который мы видим сегодня. Началось строительство приблизительно в 1125 году. Собор был спроектирован и построен в романском стиле и под влиянием бургундских традиций богато украшен. В 1172 году епископом Конрадом II преподнесено в дар новое убранство и свет для западного хора. Конрад II похоронен в крипте собора в 1192 году.

Примерно 100 лет спустя началось третья перестройка собора. Была достроена часовня Св. Николая Чудотворца. Оборудован новый вход в нее с южной стороны. С восточной стороны оборудованы две часовни Св. Анны и святого Георгия. Кончились эти перестройки тем, что в 1429 рухнула часть северо-западной башни. Восстановлена она была, но уже в готическом стиле. К концу века при епископе Джоне Дальберге, был построен монастырь к западу от часовни Св. Николая Чудотворца.

После 1521 года собор постепенно теряет свое влияние. А в 1556, после Вормсского эдикта, часть общин перешла на сторону Мартина Лютера.

Во время Тридцатилетней войны шведские войска захватили город и с 1632 до 1635 в соборе богослужения проводились протестантскими проповедниками

Затем французские войска опустошили и разрушили многие города, в том числе и Вормс. Церкви были разграблены, была совершена попытка взорвать Вормский собор, это не удалась, но он полностью сгорел внутри. Епископ Franz Ludwig von Pfalz-Neuburg восстановил собор в 1698 году. Поручено это было архитектору Balthasar Neumann, который добавил некоторые элементы барокко, сделал дополнительные окна и серебряный алтарь.

В 1824 году Ворм был захвачен французской революционной армией. Собор превращен в складское помещение. До 1830 года монастырь был полностью разрушен и камни были проданы с аукциона.
(Кстати, подобная история была с Burg Rheinfels в городе St. Goar. Там французы тоже разбирали замок по камушкам и торговали ими.)

Wormser Dom, 1824. Автор Eugen Neureuther

И только в 1886 началась тщательная реконструкция собора. Западный хор пришлось заменить из-за дефектов фундамента. Широкомасштабные ремонтные работы завершились лишь в 1935 году. В конец Второй мировой войны собор был сильно поврежден бомбардировкой, но интерьеры, к счастью не были затронуты.

От себя могу добавить, что энергетика у храма мощная. Даже мой всегда скептично настроенный муж, это почувствовал. Какое-то мрачное величие. Чувство подавленности и восхищения одновременно 🙂

Wormser Bischof Burchard I

Внутри тоже как-то темно и мрачно было. Хотя и очень величественно, этого не отнять.

Крипта, где захоронены тела правителей города, епископов.

Ссылка на основную публикацию